Ф.И.Тютчев - О как убийственно мы любим текст песни. Тютчев о как убийственно мы любим

Стихотворение «О, как убийственно мы любим» было написано Тютчевым в 1851 г. и напечатано в журнале «Современник» № 3 за 1854 г. Оно входит в так называемый Денисьевский цикл. Его стихотворения посвящены Елене Денисьевой, с которой Тютчев познакомился в конце 1840-х гг. (первое стихотворение датировано 1849 г.).

Страсть Тютчева и Денисьевой оказалась сильнее моральных запретов. Троим своим детям, рождённым в этом незаконном браке, Тютчев дал свою фамилию. Елена боготворила Тютчева, но всё-таки очень страдала от этих отношений. Общество осудило их любовь, виноватой оказалась женщина. Светская жизнь Денисьевой закончилась, она жила затворницей на снятой Тютчевым квартире, даже отец перестал с ней видеться.

Тютчев осознавал свою вину, понимал, что сделал возлюбленную несчастной. Но стихотворение – это не только поэтическая биография Тютчева. Это рассуждение о любви, которая делает несчастными возлюбленных.

Литературное направление и жанр

Стихотворение относится к литературному направлению романтизма. Лирический герой рассуждает о судьбе возлюбленной, решившейся пойти против общественного мнения, поддавшись своему чувству. Одинокая личность в стихотворении противопоставлена толпе.

Стихотворение относится к интимной лирике, это стихотворение о любви. Не лишено оно и философского обобщения. Жанр наиболее точно можно определить как элегия, в которой сочетаются философские рассуждения, жалобы, мысли о возлюбленной.

Тема, основная мысль и композиция

Тема задана в первой строфе: любовь порой бывает губительна для объекта любви. Основная мысль: ради любви человек готов на многие лишения, но обстоятельства, связанные с общественной моралью, делают влюблённых несчастными; особенно страдает женщина.

Стихотворение состоит из 10 строф. Первая и последняя строфы повторяются. Такая композиция называется кольцевой, а фигура – риторической эпифорой. Тютчев прибегает к этому приёму, чтобы подчеркнуть важность строфы. В ней заключена основная мысль, которую поэт раскрывает в основной части стихотворения и повторяет снова как вывод.

В основной части чередуются строфы, посвящённые внешности возлюбленной раньше и теперь и событиям настоящего и прошлого. Развитие лирического сюжета происходит в такой последовательности: воспоминание о начале отношений – изменение внешности возлюбленной – возлюбленная в прошлые, счастливые для неё времена – рассуждение о быстротечности времени – попытка проанализировать изменения к худшему – рассуждение об изменении внутреннего мира возлюбленной.

Тропы и образы

Стихотворение Тютчева очень эмоционально. Оно начинается с междометия, первое сложное предложение восклицательное. Проблема убийственной любви (метафора) очень волнует лирического героя.

Во второй строфе меняется местоимение с мы на ты . Лирический герой обвиняет оппонента в тех самых недостатках, которые секунду назад считал своими. Конечно, лирический герой не отказывается от них и полностью признаёт свою вину. Это стихотворение – диалог с самим собой, попытка осмыслить происходящее и как-то примириться с ним.

Вторая строфа состоит из бессоюзных предложений, которые передают быстро сменяющие друг друга мысли. Во второй строфе противопоставляются эмоции в момент начала взаимоотношений и сейчас, спустя почти год. Здесь Тютчев автобиографически точен.

В третьей строфе противопоставляется внешность возлюбленной в момент встречи и теперь. Красота описана высоким стилем с использованием старославянизмов: уста, ланиты, очи. Первая половина строфы полна жизни и красок (метафора розы ланит). Вторая половина строфы – это метафора, содержащая оксюморон: слёзы обладают свойством опалять и выжигать, влага их горючая.

Четвёртая строфа возвращает память о первой встрече роковой (эпитет). Внешность возлюбленной описана в движении: волшебный взор, смех младенчески живой (эпитеты).

Пятая строфа – это взгляд в прошлое из настоящего. В трёх предложениях лирический герой вопрошает об ушедшем счастье. Он называет прошлое сном (метафора), а сам сон сравнивает с северным недолговечным летом, метафорически сопоставляет с мимолётным гостем.

Это эмоциональная кульминация, которая объясняется в следующей строфе. Любовь в ней сравнивается с ужасным приговором судьбы, она ложится на жизнь возлюбленной незаслуженным позором (метафора). Отрицательные эпитеты ужасный приговор, незаслуженный позор нагнетают напряжение. Следующая строфа изображает безотрадную жизнь возлюбленной как жизнь отреченья и страданья. Героиня уходит во внутренний мир, определяемый метафорой «душевная глубина», в свои воспоминанья, но и они перестали утешать (олицетворение «изменили воспоминанья»).

Когда ушло очарование любви (олицетворение), героиня больше не смогла противостоять общественному мнению. Толпа описана в стихотворении как стихийное бедствие, которое нахлынуло, или стадо, которое втоптало в грязь (метафоры).

Грязи толпы противопоставлено то, что цветёт в душе (метафора).

Мученье сжигает душу человека, то, что остаётся, подобно пеплу, а остаётся только злая боль (эпитет) ожесточенья, которую не облегчают даже слёзы.

Размер и рифмовка

Стихотворение написано четырёхстопным ямбом. Женская рифма чередуется с мужской.

  • Анализ стихотворения Ф.И. Тютчева «Silentium!»

«О, как убийственно мы любим…» Федор Тютчев

О, как убийственно мы любим,

Мы то всего вернее губим,
Что сердцу нашему милей!

Давно ль, гордясь своей победой,
Ты говорил: она моя…
Год не прошел — спроси и сведай,
Что уцелело от нея?

Куда ланит девались розы,
Улыбка уст и блеск очей?
Все опалили, выжгли слезы
Горючей влагою своей.

Ты помнишь ли, при вашей встрече,
При первой встрече роковой,
Ее волшебный взор, и речи,
И смех младенчески живой?

И что ж теперь? И где все это?
И долговечен ли был сон?
Увы, как северное лето,
Был мимолетным гостем он!

Судьбы ужасным приговором
Твоя любовь для ней была,
И незаслуженным позором
На жизнь ее она легла!

Жизнь отреченья, жизнь страданья!
В ее душевной глубине
Ей оставались вспоминанья…
Но изменили и оне.

И на земле ей дико стало,
Очарование ушло…
Толпа, нахлынув, в грязь втоптала
То, что в душе ее цвело.

И что ж от долгого мученья
Как пепл, сберечь ей удалось?
Боль, злую боль ожесточенья,
Боль без отрады и без слез!

О, как убийственно мы любим,
Как в буйной слепоте страстей
Мы то всего вернее губим,
Что сердцу нашему милей!

Анализ стихотворения Тютчева «О, как убийственно мы любим…»

Личная жизнь Федора Тютчева сложилась достаточно трагично, однако до конца жизни поэт был благодарен тем женщинам, которых любил, и которые отвечали ему взаимностью. Первая супруга Тютчева – Элеонора Петерсон – подарила поэту трех дочерей и скончалась спустя несколько месяцев после возвращения семьи в Россию. Тяжело пережив смерть первой супруги, Тютчев спустя несколько лет женится повторно, однако этому браку суждено на долгие 14 лет превратиться в любовный треугольник. Все дело в том, что вскоре поэт знакомится с юной дворянкой Еленой Денисьевой, которая становится его любовницей. Но роман заканчивается грандиозным скандалом, когда выясняется, что Денисьева, являющаяся воспитанницей Смольного института благородных девиц, ждет ребенка.

В 1851 году Тютчев посвящает своей избраннице стихотворение под названием «О, как убийственно мы любим», которое наполнено раскаяньем и сожалением о том, что автор не смог защитить доброе имя опороченной им девушки. В результате Денисьевой ради любви к Тютчеву пришлось не только отказаться от собственной семьи, но и в полной мере пройти через все унижения, которые были уготованы светским обществом для падшей женщины, в которую, по мнению питерской знати, превратилась Денисьева. Поэт не отказался от той, которая ради любви к нему пожертвовала своим добрым именем. Однако в стихотворении «О, как убийственно мы любим…», автор с грустью вопрошает: «Куда ланит девались розы, улыбка уст и блеск очей?». Его избранница раньше срока постарела, и виной все являются глубокие душевные переживания и те публичные унижения, которые пришлось пережить Елене Денисьевой. «Все опалили, выжги слезы горючей влагою своей», — отмечает поэт.

Автор раскаивается в том, что своей любовью причинил ни в чем не повинной девушке столько страданий , подчеркивая, что «незаслуженным позором на жизнь ее она легла». И единственно, что утешает ту, которая поддалась своим чувствам – это воспоминания о тех моментах радости, которые ей довелось пережить. Но и они, по мнению автора, недолговечны, так как «толпа, нахлынув, в грязь втоптала то, что в душе ее цвело». В результате в своей душе героине стихотворения удалось сберечь лишь «злую боль ожесточенья, боль без отрады и без слез!».

Свою любовь к Елене Денисьевой поэт называет убийственной, подчеркивая тем самым, что это чувство полностью разрушило жизнь его избранницы. И это утверждение соответствовало истине, так как потомственная дворянка стала предметом сплетен и пересудов в высшем свете, куда после рождения дочери путь ей был заказан. Остаток жизни Елена Денисьева прожила на съемной квартире, которую оплачивал Федор Тютчев, полностью посвятив себя воспитанию детей поэта. Именно они стали для нее главным смыслом существования. Понимая это, Тютчев полностью взял на себя заботы о своей второй семье, резко пресекая любые попытки друзей и знакомых позлословить на столь больную для себя тему. До сих пор остается загадкой, почему поэт не оставил свою вторую жену, к которой к тому времени давно уже охладел, и не женился на Елене Денисьевой, которая подарила ему троих детей. Видимо, все дело заключалось в благородстве поэта, который знал, что супруга, несмотря ни на что, все еще искренне его любит. К слову сказать, Эрнестина Тютчева действительно простила своего неверного супруга и даже согласилась на то, чтобы он дал внебрачным детям свою фамилию. И именно она помогла поэту справиться горем, когда Елена Денисьева и двое ее детей скончались от туберкулеза. Тем не менее, до конца жизни поэт испытывал вину за то, что, поддавшись чувствам, не сумел сделать свою возлюбленную по-настоящему счастливой и заставил ее пережить множество унижений, связанных со скандальным романом.

Стихотворение Тютчева «О, как убийственно мы любим» посвящалось позднему чувству поэта к молодой выпускнице Института благородных девиц Елене Денисьевой, с которой у него была любовная связь и трое незаконнорожденных детей. Эта, длившаяся более 14 лет любовная запутанная история, принесла немало горя и страданий и поэту, и его законной жене Эрнестине, и осуждаемой всеми и изгнанной из общества Денисьевой.

Главная тема стихотворения

Чувственную, проникновенную и пронзительно печальную лирическую поэзию «О, как убийственно мы любим» Тютчев создал в тот момент, когда Елена ждала от него ребенка, и из-за этого в обществе разгорелся нешуточный скандал (1851 год). Стихотворение полно раскаяния и сожаления о том, что он сломал судьбу бедной Денисьевой, ставшей, по мнению питерского дворянства, падшей женщиной, не смог защитить её от нападок пуританского общества. Поэт не отказывается от своей любви и пытается всеми силами поддержать свою любимую женщину, пожертвовавшей ради него своей репутацией и положением в обществе.

Здесь же встречаются строки, где поэт грустно задается вопросом: «Куда ланит девались розы, улыбка уст и блеск очей?». Денисьева, пережившая в жизни большие моральные потрясения, униженная и презираемая обществом, действительно преждевременно постарела: «все опалили слезы, выпалили горючей влагою своей» и приобрела нервные расстройства и болезни, со временем вогнавшие её в могилу в возрасте 38 лет.

Строки стихотворения полны сожаления и боли, автор раскаивается за причиненные им страданья, которые изувечили и сломали судьбу любимого человека, и за свою любовь, ведь «незаслуженным позором на жизнь её она легла». Единственным утешением для влюбленных являются памятные моменты о давно прошедших беззаботных днях радости и счастья, совсем недолговечных, ведь они были растоптаны безжалостной толпой «в грязь втоптала то, что в душе ее цвело». Теперь душа лирической героини произведения полна только боли и отчаянья: «злая боль ожесточенья, боль без отрады и без слез».

Свои чувства к молодой девушке поэт ассоциирует с убийственной любовью, ведь именно из-за неё была разрушена её жизнь, заказан путь в приличное петербургское общество. Всю свою недолгую жизнь она посвятила воспитанию их общих с Тютчевым детей, а тот, разрываясь на два дома, взял на себя полное содержание своей второй семьи. Его законная жена Эрнестина, искренне любившая мужа всей душой, благородно все прощала и даже позволила его незаконнорожденным детям дать его фамилию, за все это Тютчев был ей безмерно благодарен и относился с большим уважением и благоговейным трепетом. Именно эта женщина поддержала Тютчева в его безутешном горе (трагическая смерть Денисьевой и их детей от чахотки), а тот до конца жизни терзал свою душу и сердце, обвиняя себя в том, что сделал свою любимую несчастной и не смог защитить её от унижений и боли.

Структурный анализ стихотворения

Стихотворение разделено на три части: в первой автор задает вопросы и придается воспоминаниям, во второй дает ответы и рассказывает, как это все произошло, в третьей дает объяснение к чему это привело.

Стихотворение «О, как убийственно мы любим» - третье по счету из Денисьевского цикла (всего в него входит 15 стихотворений) при его написании Тютчев использовал четырехстопный ямб и перекрестную рифму. Они придают произведению особую плавность, благодаря которой эти десяти строф (для Тютчева это количество считается весьма большим) читаются очень легко, практически на одном дыхании. Как данность одической традиции используются древнерусские архаизмы (очи, отрада, ланиты, взор), а также присутствующее в начальной строфе междометие «о», придающие стихотворению величавости и торжественного пафоса. Эмоциональность произведения и свои искренние страдания автор передает с помощью большого количества восклицательных знаков, многоточий и также применяя в начале и в конце две повторяющиеся строфы.

Стихотворения Тютчева Денисьевского цикла, посвященные его безвременно ушедшей из жизни любимой женщине, пропитаны болью, печалью и тоской, для него любовь становится не только счастьем, а еще и убийственным ядом, приносящим в жизнь людей муки и переживания, которые испытал на себе Тютчев и две любящие его вопреки общественному мнению и другим предрассудкам женщины.

Фёдор Иванович Тютчев – это прекрасный поэт, который оставил после себя удивительное наследие. Его произведения с удовольствием читает не одно поколение. Любой влюблённый поймёт те чувства, которые вкладывал автор в стихотворные строки. Слова, написанные более полутора столетия назад близки и понятны, они берут за душу с первых строчек и не отпускают до конца стихотворения.

Личная жизнь Фёдора Ивановича была очень разной. Мужчина пережил многое: был обласкан и любим женщинами, своих любимых боготворил, терял любимых, страдал, совершал ошибки... И всё это выплёскивал на бумагу.

Особенно интересно его стихотворение «О, как убийственно мы любим», созданное в 1851 году. Данный шедевр посвящается одной из его любимых женщин. Чтобы понять, о чем речь идет в стихотворении, необходимо произвести тщательный анализ строк и разобраться в биографии самого автора.

Особенности истории написания

Представленное читателю произведение «О, как убийственно мы любим» является одним из самых сильных, чувственных, ярких. Несмотря на то что поэт не был постоянен в любви, он до последних дней своей жизни благодарил женщин, которые внесли огромный вклад в формирование его как личности. Женщины любили Фёдора Ивановича, и он отвечал им взаимностью. Тютчев был искренним, любящим и благородным. Лирик одарил своими стихами всех женщин, которые были ему дороги.


Находясь в брачных узах, Фёдор Иванович очень сильно влюбился в молодую дворянку. Звали ее Еленой Денисьевой. Очень скоро выяснилось, что чувства поэта ответные, и женщина стала любовницей Тютчева. Влюблённые проводили вместе очень много времени и скрыть от общества этот факт не представлялось возможным. Особенно когда Елене забеременела.

Любовный треугольник - Фёдор, его жена, его любовница - просуществовал на протяжении четырнадцати лет. В это время страдали как настоящая жена поэта, так и возлюбленная Елена.

Роман с Денисовой постепенно обрастал грандиозным скандалом. Елена так сильно любила Фёдора Ивановича, что решилась пойти против воли всей своей семьи и против сложившихся традиций высшего общества. Это привело ко многим унижениям, исходящий от светского общества. Дворянство осуждало женщину. Перед девушкой захлопнулись все двери.

Тютчев в трудные минуты не покидал свою любимую и ценил ее еще больше, так как девушка пожертвовала всем ради Фёдора Ивановича, она делала всё, чтобы их любовь просуществовала вечно. Именно этой женщине и посвящено произведение «О, как убийственно мы любим», которое вышло в свет спустя некоторое время. Произведение переполнено любовью.

Анализ стиха «О, как убийственно мы любим»

Стихотворение является образчиком настоящей поэзии и состоит из десяти особенных четверостиший. Следует отметить, что два из них являются полностью идентичными. Они используются в качестве обрамления произведения и указаны как вначале, так и в конце стиха. Повторение одной и той же строфы придает шедевру еще большую эмоциональность и подчеркивает значимость произведения для самого автора.

При написании стихотворения использовался ямб четырехстопного типа. Перекрестная рифмовка придает строка еще большую особенность. Чтобы усилить эмоциональность в произведении, поэт применяет всевозможные эпитеты, а также знаки препинания – это и многоточия, и восклицательные знаки, и множественные запятые.

Интересна в стихотворении «О, как убийственно мы любим» и особенная лирическая концепция, которая усиливается с использованием оксюморонов. Ярким примером такой формы является само название стихотворения. Именно такие фразы видны в начале и в конце шедевра. Следует отметить, что в последней строфе значение таких словосочетаний по-особенному усиливается. Это обусловлено присутствием в нем знака восклицания.

Произведение Фёдора Ивановича можно подразделить на три отдельные части. В первом повествовании лирический герой задается вопросом и полностью поглощается в воспоминания о прошлом. Вторая часть стихотворения дает ответ на вопрос, поставленный в первой части, и рассказывает сюжет основного действия, которое произошло в настоящее время. Третья часть шедевра вполне предсказуема – автор рассказывает о последствиях, к которым привели действия, изложенные во второй части.

Если посмотреть на стихотворение «О, как убийственно мы любим» в целом, можно смело сказать, что оно рассказывает о любовных отношениях лирического героя и его любимой. В качестве главной героини выступает Елена Денисьева, а под лирическим героем скрыт сам Фёдор Иванович Тютчев.

Особенности первой части

Первая строфа в произведении представлена в виде нескольких вопросов. Автор пытается разобраться, что же произошло за такой короткий промежуток времени. Почему пропала былая улыбка и на щеках возникли горькие слезы.

Следует отметить, что лирическому герою известны ответы на поставленные себе вопросы. Автор знает в чём дело, и от этого становится еще хуже на душе. Всего год назад, в полной эйфории влюблённости поэт был горд своей победой на любовном фронте, но что же стало с возлюбленной, отчего теперь нет былого восторга?

Особенности второй части

Повествование сюжетной линии начинает меняться с третьего четверостишья. Здесь описываются особенные воспоминания автора. Фёдор Иванович рассказывает читателю о героине, которая с первой встречи покорила его сердце своим волшебным взором. Ему нравилось в любимой все – это и свежий румянец на щеках, и великолепный смех, который был таким живым, что казался чуть ли не младенческим. В момент встречи с лирическим героем девушка была как цветок, красующийся во время юности.

Женщина очень сильно очаровала автора, он восхищался ее красотой и прелестью, а также гордился, что смог завоевать ее сердце. В четвертом четверостишии у автора снова возникают вопросы. Он спрашивает у самого себя, куда же все это подевалось. Очевидно, что таким вопросом задавался не лирический герой, а сам Фёдор Иванович.

Особенности третьей части

Очередная смена сюжетной линии и повествования начинается с шестого четверостишия. Здесь лирический герой представлен не как определённая личность, а как своеобразное орудие, которое способно изменять судьбы окружающих. Автор дает понять читателю, что все горести и муки, причиненные девушке, получены ей незаслуженно и связаны именно с тем случаем, когда поэт влюбился в женщину и влюбил в итоге ее в себя. Такие чувства полностью изменили судьбу юной леди.

Только ради любовных отношений Елена решила полностью отречься от всех земных радостей и посвятить себя своему возлюбленному. Она потеряла все: имение, родственников, уважение со стороны общества. Данная мысль начата в шестой строфе и продолжается в седьмой. Здесь жизненный путь представлен в виде постоянных испытаний, на которые обречена в будущем героиня.


Особенно интересно восьмое четверостишие. В нем раскрывается вся суть используемых образов в произведении. Здесь произведение Тютчева наполнено особенным драматизмом. Автор осознаёт свою вину перед любимым человеком. Именно его чувства, его любовь привели к постоянному ожесточению, со стороны светского общества, к нападкам и изоляции женщины. Девятая строфа рассказывает о любви, которая представлена в виде злого огня, способного сжечь все окружающее и оставить лишь пепел.

Философская мысль в шедевре


Стихотворение «О, как убийственно мы любим» переполнено своеобразным чувством безысходности. Основная философская мысль сосредотачивается на понимании и осмысливании своего жизненного пути.

Представленный лирический герой полностью погружен в свои мечты и размышляет о возникшей ситуации. Делает он это как сам в одиночестве, так и на публике, под строгим взглядом окружающих.

Для представленного в произведении героя реальность представляет собой определенное доказательство тех фактов, что любовные отношения – это определенный период цветения души, который сталкивается с постоянными переживаниями и испытаниями. Именно такие ощущения и испытывал Фёдор Иванович Тютчев.

В своём произведении поэт показал читателю, какими чувствами наполнена душа, когда приходит осознание собственного бессилия над ситуацией. Тютчев раскрывает главную суть - любовь может принести не только радость, но и горечь. Любой любовный треугольник непременно будет колоть всех участников запутанной истории. Так было у чудного поэта. От того его стихи с интригующей ситуацией понятны и близки.

В стихотворении «О, как убийственно мы любим...» Тютчев вновь касается того глубинного парадокса, который он открыл в стихотворении «Предопределение»,-- почему мы сами, по своей воле «то всего вернее губим,/Что сердцу нашему милей!..»? Казалось бы, женщина не обделена любовью и нежностью со стороны мужчины, и все-таки его вина безмерна. Прошел всего год, а поблекли ланиты, исчезли блеск очей, улыбка уст, «Ее волшебный взор, и речи,/И смех младенчески живой...». Мужчина принес женщине вместе со своей любовью роковые испытания. Она была вынуждена, сама того не ожидая, вступить в поединок с судьбой. Любовь обернулась «незаслуженным позором» и привела к отречению от света, от родных, к одиночеству и замкнутости. Мораль общества была беспощадна: «Толпа, нахлынув, в грязь втоптала/То, что в душе ее цвело». Тютчев, конечно, знает, что любовь ни с его стороны, ни со стороны любимой женщины не исчезла, что виноват свет с его казенной, косной моралью, но эта мораль оказалась примененной к его подруге вследствие того, что они полюбили друг друга. Следовательно, главным виновником он все-таки называет себя, решившегося на «беззаконную» любовь и увлекшего на эту дорогу свою возлюбленную. С глубокой горечью он видит, что его нежность принесла женщине неисчислимые страдания и вместо расцвета души у нее осталась одна «злая боль ожесточенья». Принимая ответственность на себя, Тютчев поступает в духе лучших традиций русской любовной лирики. Женщина для него остается чистым, страдающим и жертвенным существом, безоглядно отдавшим себя своей страсти. Так, в конкретной любовной ситуации Тютчев снова касается темы любви и смерти. Любовь вновь ведет к неизбежной гибели. И этот бесчеловечный но своему смыслу парадокс углубляет наше представление о сложности жизни и вместе с тем бросает тень на те роковые обстоятельства, в которых состоялась любовь двух сердец. Вывод же Тютчева:

    О, как убийственно мы любим!
    Как в буйной слепоте страстей
    Мы то всего вернее губим,
    Что сердцу нашему милей!..-

касается общего закона, управляющего нами, и приобретает всеобщее, надличное значение, потому что наша любовь, как и все наши страсти, изначально слепа, родственна не только гармонии, порядку, светлым, но и самым темным, грозным стихиям, и потому человек не ведает, к чему может привести его любовь. Ему не дано предугадать, как отзовется его слово, скажет Тютчев в другом стихотворении. А это означает, что с возлюбленного отчасти снимается вина и перелагается на трагичность бытия в целом, на устройство мироздания, в котором все зыбко, непрочно и катастрофично. При этом жертвенный подвиг любящей женщины никогда не берется под сомнение, а ее борьба со светом и с собой всегда предстает законной, достойной уважения и поклонения. Уже после смерти Денисьевой Тютчев в стихотворении «Есть и в моем страдальческом застое...» просил у Бога вернуть его к жизни, рассеять «мертвенность» его пути и оставить ему «живую муку» - «муку-воспоминанья».

Глубоко постигнутая Тютчевым трагичность бытия не позволяет ему спасаться в идеале, в мечте о гармонии жизни или ее преображении. Тютчев отважен и смел в своем поиске философской истины. Во всей остроте перед ним встал вопрос: почему человек обречен на страдания и муки, ради чего совершается борьба? В душе поэта исподволь вызревает убеждение, что страдание человечества не должно быть эгоистичным. Иначе оно становится поистине убийственным и даже безнравственным. Не замыкаясь на себе, оно должно выразиться как подвиг во имя другого человека. «Лишь тем доступна благодать», утверждает Тютчев, кто умел страдать любя, кто

    Чужие врачевать недуги
    Своим страданием умел,
    Кто душу положил за други
    И до конца все претерпел.

Между тем в современном мире все больше дают себя знать индивидуалистическое сознание, эгоистические страсти. Личность отрывается, отпадает от мирового целого, от бытия. Это приводит к тому, что между личностью и бытием, личностью и природой нет согласия, нет гармонии. Индивидуализм означает также, что человек теряет опору, лишается веры, а эгоизм и безверие становятся источником душевных страданий и нравственных мук. Тютчев полагает, что преувеличение личностного начала, подверженного разрушительным эгоистическим страстям,- духовная болезнь века. И потому ее должно смирить ради высшего смысла человеческого существования и во имя высших, сверхличных законов мира, установленных Богом. При этом Тютчев уверен, что Запад никогда не укротит личное,эгоистическое чувство, никогда не поступится гордыней. Остается одна надежда - на Россию. Тютчев создает несколько стихотворений («О вещая душа моя!..», «Эти бедные селенья...», «Умом Россию не понять...»), в которых образцом христианского смирения и покорности заветам Христа выступает страдающий русский народ. Тютчев чувствовал, что и сам он, человек европейской культуры, и многие его современники подвержены болезням индивидуалистического века, но, как русский, готов склонить голову перед высшими ценностями бытия и вечными заповедями учения Христа:

    Пускай страдальческую грудь
    Волнуют страсти роковые -
    Душа готова, как Мария,
    К ногам Христа навек прильнуть.

В еще большей степени самоотверженность, смирение гордыни во имя высших начал бытия свойственны русскому народу.