Фронтоны парфенона заполняли статуи изображавшие. Самый знаменитый храм Греции — Парфенон, посвященный богине Афине-Девственнице

Главной чертой в устройстве Парфенона является сочетание в единой конструкции черт дорийского и ионийского ордера. Как известно, эти ордера имели существенные различия в общих пропорциях, типах капителей, облике колонн, характере антаблемента. Дорийский в своих основных чертах Парфенон, как мы помним, имел и некоторые черты, взятые из ионийского ордера. Для дорийских храмов типично наличие не восьми (как в Парфеноне), а шести колонн на фасаде. Более легкие пропорции ордера и сплошной фриз-также черты, пришедшие из ионики. Не забудем и о четырех ионийских колоннах в сокровищнице. Подобное сочетание в архитектуре одного здания двух ордеров - принципиально новое явление, ранее практически не встречавшееся в греческом зодчестве. Причины появления этой особенности, как совершенно справедливо считают многие ученые, не только художественные, но и идеологические.

Греческая народность древней эпохи делилась на несколько групп (их принято называть племенами), важнейшими среди которых были доряне (дорийцы) и ионяне (ионийцы). Согласно существовавшим тогда представлениям, разница между ними выявлялась не только в том, что у каждого из этих племен был свой диалект, но и в наличии определенных черт характера, якобы свойственных этим племенам. Доряне считались более простыми, прямыми, суровыми, ионяне же - более утонченными, склонными к изнеженности и роскоши в быту, более приверженными к различным новшествам, чем преданные традиции доряне. Хотя, с точки зрения современной науки, эти различия внутри древнегреческого этноса имеют не более чем десятистепенное значение, сами греки считали их очень важными.

Афинский морской союз первоначально представлял собой объединение только ионийских полисов. Помимо реальной мощи Афин, их ведущей роли в войне с персами, обстоятельством, помогшим создать это объединение, была старая традиция, согласно которой Афины считались метрополией (родиной) всех ионийцев, тем центром, откуда они распространились на острова Эгейского моря и в Малую Азию. В дальнейшем в союз вошли и многие дорийские полисы. Стремление представить Афины естественным центром объединения всех греков, независимо от их племенной принадлежности, стало одной из ведущих линий в политике афинского полиса. Так Парфенон, которому предназначалась роль главного храма союза, оказался постройкой, в которой органически слились особенности двух ордеров. Афиняне хотели, чтобы Парфенон считали своим храмом все греки.

Обратимся теперь к скульптуре Парфенона. Напомним, что основная задача храма состояла в том, чтобы хранить хрисоэлефантинную статую Афины. При всей важности этой статуи, ею не ограничивалась «скульптурная составляющая» храма. В нее входили две большие фронтонные композиции из ряда скульптур, отдельные выполненные в высоком рельефе скульптурные группы на метопах (на всех четырех сторонах) и ионийский фриз - в низком рельефе. Вся скульптура, находящаяся на храме, выполнена из пентеликонского мрамора, но некоторые детали (оружие и изображения конской упряжи) сделаны из металла. Ряд деталей и фон были раскрашены.

Плутарх, рассказывая о строительстве храма, удивлялся быстроте, с которой он был построен (Plut., Pericl., XIII, 2)212. Но не меньшее удивление вызывает и быстрота, с которой была создана скульптура. Поскольку и метопы, и фриз были интегральной частью конструкций, то они должны были быть закончены до завершения строительства. Так как карниз и крыша, судя по упомянутым нами выше отчетам, были закончены в 438 г. до P. X., можно думать, что создание скульптурных групп на метопах и фризе охватывало время с 447 по 438 гг. до P. X. В момент освящения храма в 438 г. композиции на фронтонах еще не были закончены, и работы по их изготовлению и установке были завершены только в 432 г.213

Ранее было весьма популярным мнение, что Фидий лично руководил и наблюдал за всеми скульптурными работами, но сегодня это мнение оставлено. Работа по изготовлению столь значительного числа скульптур (2 фронтонные композиции, 92 метопы и весь фриз) в столь короткое время (до 438 г.) требовало, конечно, участия большой группы мастеров. Кроме того, именно в это время Фидий был занят изготовлением хрисоэлефантинной статуи Афины. Вероятнее всего, Фидий участвовал в обсуждении сюжетов метоп, фриза и фронтонов, но он вряд ли создавал эскизы для многих из них, хотя нельзя считать, что он полностью устранился от этой работы.

Парфенон богато украшен скульптурой. Боги-олимпийцы и герои, сражения греков с амазонками и кентаврами, битвы богов с гигантами, эпизоды Троянской войны и торжественные процессии изображены на его фронтонах, метопах, фризах. В пластических образах нашли воплощение чувства и настроения греков времени расцвета Афин. Именно поэтому вымысел здесь воспринимается как реальность, а сюжеты, навеянные жизнью, приобретают характер особенной возвышенной идеальности. В скульптуре Парфенона заключен глубокий смысл. В наглядно зримых образах раскрывается величие человека — идея, которая выражена и в архитектуре храма 37 .

Метопы Парфенона. Над внешней колоннадой храма помещались метопы. Раньше рельефные метопы располагались обычно лишь на восточной и западной сторонах. Парфенон они украшали также с севера и с юга (илл. 39). На западной стороне в метопах изображалась битва греков с амазонками; на южной — греков с кентаврами; на северной — сцены из Троянской войны; на восточной — сражение богов и гигантов 38 .

Метопы западной стороны Парфенона сильно повреждены. Северные метопы тоже сохранились плохо (из тридцати двух лишь двенадцать): эта часть колоннады сильно пострадала от взрыва пороха. Это тем более прискорбно, что здесь, видимо, рельефы были особенно хорошо исполнены, так как они чаще всего находились на виду. Вдоль этой стороны Парфенона проходила торжественная процессия по Акрополю.

Скульптор, украшавший рельефами метопы северной стороны, учитывал это, и направление общего движения и развитие действия на северных метопах он согласовал с движением человека вдоль храма. Действительно, на первой метопе северной стороны (если идти вдоль Парфенона от Пропилеи) был изображен как бы открывающий события бог солнца Гелиос, на одной из последних завершающих — богиня ночи Нюкс. Эти образы соответствовали началу и концу действия. На средних метопах показывались сборы в поход, прощание воинов, отъезд, сцены Троянской войны. Вход в храм был с востока, и в украшениях этой стороны скульпторы представляли самые значительные события. На восточных метопах была показана борьба и победа олимпийских богов над гигантами.

Южные метопы. Битвы греков с кентаврами. Лучше других сохранились 18 (из 32) метоп обращенной к обрыву южной стороны Парфенона. Близость обрыва, очевидно, мешала воспринять их человеку, стоящему на Акрополе у храма. Они хорошо были видны издали, из города снизу. Поэтому мастера сделали фигуры особенно объемными.

Рельефы различаются между собой по характеру исполнения, несомненно, что над ними работали разные мастера. Многие не дошли до нас, но те, которые сохранились, поражают мастерским изображением боя. В этих метопах представлена битва греков с кентаврами 39 . В квадратах обрамлений показаны сцены яростных схваток не на жизнь, а на смерть, различные ситуации борьбы, сложные положения тел.

Здесь много трагических тем. Нередко кентавры торжествуют над побежденными людьми. В одной из метоп грек тщетно пытается защититься от наступающего противника, в другой показан распростертый на земле эллин и торжествующий над ним кентавр. В таких плитах в полный голос звучит глубокий драматизм события — гибель героя в схватке со страшной злой силой (илл. 40, 41). Изображены и побеждающие греки: один — схвативший слабеющего врага за горло, другой — замахнувшийся на кентавра, собирается нанести ему решительный удар (илл. 42, 43). Иногда невозможно предугадать, кто будет победителем. В одной метопе грек и кентавр уподоблены двум высоким волнам, столкнувшимся друг с другом.

Мастера классики приводят к равновесию противодействующие в метопах силы и добиваются в общем гармонического впечатления от каждого памятника. Классические скульпторы всегда показывают внутреннее кипение страстей, сложные, порой трагические конфликты во внешне спокойной, сдержанной форме. Каждый отдельный образ взволнован и динамичен, но в целом вся сцена обычно приведена в состояние композиционной гармонии.

В каждой метопе звучит своя, неповторимая тема — то трагическая, то победно-бравурная, порой исполненная напряжения нечеловеческой борьбы, иногда спокойная. Характер чувств выражен с кристальной ясностью и чистотой. Эти образы бесконечно далеки от театрального пафоса, неискренности, многозначительной недоговоренности, которые появятся в искусстве позднейших веков. Классика предельно правдива, когда изображает нечто ужасное и трагическое; она остается цельной и гармоничной даже в выражении великих страданий. Мастера высокой классики умеют сдержанно, с глубоким спокойствием показать то, о чем будут с дрожью в голосе повествовать художники более поздних эпох.

Фриз Парфенона. Фриз (зофор) Парфенона (илл. 44) общей длиной 160 метров и шириной около метра — произведение особенно цельное, гармоничное глубокой взаимосвязанностью всех своих образов.

В третий год каждой олимпиады (четырехлетия), примерно в конце июля по нашему календарю, после гимнастических и музыкальных состязаний начиналось торжественное шествие на Акрополь. К этому дню девушки готовили ткань для деревянной древнейшей статуи Афины. Ткань укрепляли на мачте корабля, который несли на руках. За кораблем шли жрецы, правители города, знатные афиняне, послы. По улицам двигались колесницы, скакали на лошадях всадники.

На фризе показано шествие афинян в день праздника Великих Панафиней. Движение на рельефах начинается от юго-западного угла храма и идет двумя потоками. Одна часть изображенных на фризе людей направляется но южной стороне Парфенона на восток, другая — сначала по западной, затем сворачивает и идет по северной стороне храма к восточному фризу, где показаны боги. Участники действительной процессии, проходя около Парфенона, видели эти рельефы — обобщенное, идеальное изображение, отзвук реальной жизни.

Западная сторона фриза. На рельефных плитах видно, как всадники подготавливаются к процессии: беседуют друг с другом, завязывают сандалии, седлают и ведут не спеша своих лошадей, укрощают слишком горячих скакунов. Изображения полны жизненности, особенно сценка, где около двух разговаривающих юношей конь отгоняет с ноги слепня или муху. Далее всадники начинают свое движение, следуя друг за другом (илл. 45, 46, 47). Композиция западной части является началом всего фриза: движение процессии перейдет на северную сторону храма. В то же время она воспринимается вполне законченным рельефом, так как по краям, будто обрамляя его, стоят фигуры спокойных юношей. Изображенный около северо-западного угла как бы остановил на миг всадников, которые в следующий момент все же продолжат свой путь на рельефах северной стороны.

Процессия идет справа налево. Примечательно, что но остаткам фигур на западных метопах можно говорить об общем движении на них, напротив, слева направо. Таким образом, действия на фризе и метопах как бы взаимно погашались. Такое равновесие соответствовало торцовой стороне храма, вдоль которой не шел путь торжественной процессии. Чтобы избежать однообразия в изображении скачущих всадников, мастер в двух местах прерывает движение. Так, он показывает на одной из плит спешившегося юношу, обращенного лицом против движения, поставившего ногу на камень (илл. 47). Скульптор как бы дает возможность отдохнуть глазу зрителя, и после некоторой паузы снова начинается движение. Распределение действий на метопах и фризе западного фасада, так же как и особенности композиции, убеждают в согласованности работы скульпторов и зодчих Парфенона, в глубоком единстве архитекуры и пластики этого прекрасного классического сооружения.

Фриз северной стороны. Фриз северной стороны храма длиннее. На нем показаны не только всадники, но и колесницы, жрецы с жертвенными животными, музыканты, юноши со священными дарами. Движение в начале более быстрое, чем на западной части, и неравномерное. Лошади скачут то быстрее, то медленнее. Всадники иногда сближаются друг с другом, и кажется, что им тесно (илл. 48). Порой они помещены более свободно. Создается впечатление пульсирующего, напряженного ритма, будто слышится дробный цокот лошадиных копыт. Иногда процессию останавливает возникающая против потока фигура. И снова за ней скачут лошади. Красоту композиции северного фриза усиливают плавные, гибкие линии контуров и невысокие, будто дышащие рельефные формы.

Перед всадниками, цветом афинской молодежи, представителями лучших семей города 40 , показаны колесницы, мерно влекомые могучими, красивыми конями. Иногда упряжи не видно, так как она была нарисована краской, которая не сохранилась. В этой части фриза много плавных округлых контуров — колес, крупов лошадей, изгибов их тел, рук возничих. Настроение спокойное, движения размеренны.

Постепенно замедляется и ход колесниц. Встречная фигура как бы останавливает их. От быстро скачущих всадников и медленного движения колесниц мастер переходит к спокойному шествию пожилых афинян, которые несут в руках оливковые ветви. Жесты их сдержанны. Некоторые беседуют друг с другом, другие оборачиваются назад, как бы окидывая взором следующую за ними процессию.

Перед старейшинами четверо юношей несут на плечах гидрии — сосуды для воды (илл. 49). Справа один наклонился и поднимает кувшин с земли. Фигуры помещены свободно, рассредоточено. Ведут жертвенных баранов жрецы, разговаривающие друг с другом (илл. 50). Один из них ласково гладит барана по спине. Перед ними показаны музыканты в длинных одеждах, с флейтами и лирами, затем чужестранцы с дарами — корзинами, наполненными плодами и хлебами. В конце северного фриза можно видеть жрецов с жертвенными быками. Один из быков задрал морду и будто жалобно ревет. Красивые фигуры погонщиков выражают печаль — головы их поникли, один плотно закутался в плащ (илл. 51). Последняя, угловая фигура завершает фриз, как бы замыкает композицию и останавливает движение.

Все приведено в стройную гармонию в картине праздничного панафинейского шествия. Вначале фигуры были исполнены напряжения. Ближе к восточной части фриза участники процессии идут торжественно. Мастера классики не любили оборванности действия, недоговоренности, предпочитали ясность, логическую законченность. Процессии на фризе продольной стороны храма отвечало и направление действий на северных метопах.

Южный фриз. Южный фриз пострадал сильнее, но и на нем можно увидеть участников спокойной и величавой процессии. Всадники едут в три ряда в глубину, но нет тесноты или сутолоки. Мастер показывает юношей в нарядных кожаных сапожках с отворотами, в коротеньких панцирях, иногда в плащах. Они будто изумлены торжественным празднеством, очевидно, в первый раз участвуют в нем. Как и на северной стороне, здесь движутся колесницы и погонщики с жертвенными животными. Некоторые быки идут покорно, иных, жалобно мычащих, служители сдерживают (илл. 52, 53). Безупречна по красоте композиции и ритмике группа, в которой показаны два жреца, идущие за быком. Один из жрецов на ходу обернулся и, слегка склонившись, смотрит назад.

Восточный фриз. Движение на северном и южном фризах направлено к восточной части храма. На восточном фризе изображены восседающие боги. К ним справа и слева идут знатные афиняне. Олимпийцы встречают процессии двумя группами. Левые обращены к персонажам южного фриза. Правые — к подходящим с севера. Чем ближе к центру, тем фигуры показаны реже.

Афиняне чинно беседуют друг с другом, будто все время помня о близости своих покровителей. Здесь девушки с чашами и кувшинами в руках, величавые женщины. Фигуры их стройны. Ниспадающие складки плащей подобны желобкам колонн Парфенона. Возвышенные и значительные идеи, воплощенные в архитектурных формах храма, как бы повторены в его деталях, в декоре, в простом и обыденном — в красивых складках людских одежд (илл. 54).

Восседающие на тронах боги значительно превосходят размерами смертных афинян. Если бы боги захотели встать, то не уместились бы на фризе. Этим они отличаются от обычных людей, в остальном подобных прекрасным олимпийцам. Слева сидят Зевс на троне со спинкой, Гера, повернувшая к нему лицо, Ирида и Эрот, Арей, Деметра, Дионис и Гермес. На правой стороне — Афина, Гефест, затем Посейдон, Аполлон, Пейфо 41 и далее Афродита. В центре фриза над входом в храм изображены жрец и жрица богини Афины (илл. 55,56).

Примечательно, что размещение богов на восточном фризе согласовано, за некоторыми исключениями, с расположением богов на восточных метопах, где они боролись с гигантами. Не случайно и то, что движение в восточных метопах и в восточной части фриза направлено к центру от углов. Это придает скульптурному декору храма единство и глубокую связь с архитектурой. Фриз Парфенона — создание гения. Есть основания предполагать, что в его исполнении непосредственное участие принимал Фидий.

Фронтоны. Фронтонные композиции Парфенона — вершина в развитии этого вида греческой скульптуры после изваяний храмов Артемиды на Корфу, Афины на острове Эгина и Зевса в Олимпии. Статуи, для прочности прикреплявшиеся свинцом, находились на большой высоте и имели поэтому легкий наклон верхней части вперед, чтобы при обозрении снизу их было лучше видно (илл. 57). За два с половиной тысячелетия они сильно пострадали, и то, что сейчас хранится в музеях, лишь остатки прекрасных скульптур. Большинство из них дошло в руинах.

На многих статуях можно видеть следы дождевых потоков, веками ливших через отверстия карниза 42 . Но даже и в таком состоянии эти древние изваяния производят неизгладимое впечатление.

Западный фронтон Парфенона. Афина и Посейдон спорили, согласно мифу, за первенство в Аттике. Они должны были принести дары городу. Посейдон, ударив о землю трезубцем, высек источник. Афина, вонзив копье в землю, создала оливу, дерево, приносящее плоды — маслины. Греки отдали предпочтение богине, и она стала покровительницей их города. Этот спор изображался в центре западного фронтона Парфенона (илл. 71).

Чтобы представить, как располагались в древности фигуры на фронтоне, исследователям пришлось проделать большую работу. Сохранившиеся описания древних авторов, случайные зарисовки путешественников — все принималось во внимание. До взрыва Парфенона западная сторона (илл. 58) была в лучшей сохранности, чем восточная, если судить по известным рисункам художника Каррея, сопровождавшего в XVII в. французского посла в поездке по Греции 43 (илл. 59, 60). Оставили описания, статуй Парфенона также и древние авторы.

На западном фронтоне располагались слева направо следующие изваяния: Кефис, Нимфа, Кекроп, три его дочери и сын, Ника, Гермес, Афина, Посейдон (часть этой статуи — в Афинах, часть — в Лондоне), Ирида, Амфитрита, три дочери и внук Эрехфея, Илис (в Афинах), Каллирое. По-видимому, были еще представлены младенцы Бореады, а также скульптурные изображения посаженного Афиной дерева — оливы, источника Посейдона, коней и колесниц, на которых приехали боги 44 .

Божества рек, текущих в Афинах, — Илис и Кефис, показанные в углах в виде юношей, обозначают место действия. Слева изображен бог реки Кефис. Абрис его фигуры напоминает упругий изгиб волны. Этому впечатлению помогают стекающие с его руки, подобно потокам воды, плавно струящиеся складки одежд (илл. 61, 62).

Изваяние реки Илиса в правом углу сохранилось значительно хуже. Речной бог также полон жизни и напряжения. Однако, если у Кефиса выступало открыто и ярко порывистое движение, то Илис сдержан и замкнут. Различная трактовка образов не случайна и вызвана местоположением фигур на фронтоне. Кефис своим динамичным порывом как бы указывал на развертывающуюся композицию. Илис, завершающий ее и находившийся вблизи обрыва акронольской скалы, останавливал внимание человека и возвращал его к центру фронтона.

Перед Кефисом находился Кекроп — древнее аттическое божество земли, мифический основатель городов в Аттике, отчего Аттика иногда называется Кекропией, а афиняне — кекропами. По легенде, он был первым царем и при нем происходил спор Афины с Посейдоном. Изображавшийся обычно в виде человека со змеиным хвостом вместо ног, он сидит на его кольцах, опираясь на них рукой. К его плечу нежно прижалась дочь (илл. 63, 64). Его дочерьми были богини росы и спасительницы от засухи 45 , ближайшие спутницы Афины — Аглавра, Пандроса, Герса 46 . Древнейший аттический герой Эрехфей, сын земли, воспитанник Афины, древнее божество земного плодородия, культ которого позднее слился с культом Посейдона, показан на правой стороне фронтона, недалеко от Илиса. Здесь и дочь Эрехфея Креуса с сыном Ионом, а также Левкофея с младенцем Полемоном.

Изваяния божеств полны жизни. Даже плохо сохранившийся мраморный торс жены Посейдона Амфитриты убеждает в былом совершенстве ее скульптурного образа. Пластика форм свидетельствует о руке большого мастера. Движения богини морей уверенны, благородны и неторопливы (илл. 65). Богиня радуги Ирида, соединяющая небо и землю, посредница между олимпийцами и людьми, быстро устремляется вперед, навстречу сильному, порывистому ветру 47 . Она в коротком и легком, будто влажном, хитоне, плотно прилипшем к телу и образующем множество мелких красивых складок (илл. 66-68). Особенность классической композиции, при которой отдельные фигуры динамичны, а общее действие уравновешено, проявляется и во фронтонах Парфенона. При сильном противопоставлении действий различных персонажей общее впечатление от всего ансамбля статуи остается гармоничным. Каждая фигура как бы существует в пространстве, живет самостоятельно, не касаясь других, но все же оказывает на них очень сильное действие.

Афина и Посейдон. Середина фронтонов Парфенона не отмечена, как в более ранних храмах, одной фигурой. Центральная статуя в таких композициях появилась в архаических постройках, с нечетным числом колонн на торцах. Средней колонне соответствовала тогда и самая высокая фигура на фронтоне. Постепенно зодчие перешли от нечетного числа колонн на торцах к четному. Но скульптурные композиции фронтонов храма Афины на острове Эгина, а также Зевса в Олимпии еще сохраняли, согласно древним традициям, в центре главную фигуру божества. Лишь в Парфеноне скульптурная композиция фронтонов полностью отвечает архитектуре храма. От располагавшихся в центре статуй спорящих богов Афины и Посейдона сохранились лишь фрагменты, но и они очень выразительны. Греческие мастера умели пронизывать все элементы произведения единым и цельным чувством. Даже часть разбитого изваяния сохраняет поэтому его настроение и идею. Так, в небольшом фрагменте статуи Афины в гордом повороте головы, в сильном развороте плеч выступает величавость богини (илл. 69).

Рука Посейдона, ударявшего трезубцем, была поднята. Это можно понять даже по тому незначительному обломку статуи, которую не пощадило время (илл. 70). Грозная сила олимпийца, его мощь воплощены в обобщенных и цельных формах торса. Каждый мускул Посейдона как бы насыщен жизнью. Общие идеальные представления о могуществе божества переданы здесь в формах человеческой фигуры. Греческий скульптор, стремившийся показать совершенство бога, утверждал этим самым одновременно и безграничные возможности человека при гармоничности его духовного и физического развития. В зрительно наглядном, осязаемом, взятом из жизни образе прозвучали не частные и мелкие, но цельные и глубокие чувства и мысли. Волновавшей человечество идея счастливо нашла в это время в искусстве конкретную форму выражения.

Восточный фронтон Парфенона. На восточном фронтоне, основном, так как вход в Парфенон был с востока (илл. 72), представлено великое для эллинов событие — рождение Афины (илл. 73). Это сюжет общеэллинский, более значительный, нежели спор Афины с Посейдоном 48 . В центре изображены боги на Олимпе, в углах уже не афинские реки Кефис и Илис, но бог солнца Гелиос и богиня ночи Нюкс в водах Океана. Слева Гелиос выезжал на колеснице, справа ночь — Нюкс скрывалась в Океан вместе со своей лошадью. С рождением Афины для эллинов начинался солнечный день, и кончалась ночь.

Центральные фигуры — Зевс на троне, вылетевшая из его головы Афина, Гефест, помогающая при рождении богиня Илифия, Ника, возлагающая венок на голову родившейся Афины,- не сохранились из-за позднейших переделок этой части храма. В скульптурах фронтона было показано, как реагирует на великое событие мир. Бурно устремляется вперед Ирида 49 , сообщающая весть о рождении мудрой Афины (илл. 74). Ее встречают сидящие перед ней Горы — дочери Зевса, открывающие и закрывающие врата неба (илл. 75). Головы их не сохранились, и невозможно судить по лицам, как они воспринимают весть Ириды, но пластика движения раскрывает их чувства и отношение к услышанному. Расположенная ближе к Ириде всплеснула руками от радости и слегка отшатнулась, будто в изумлении от этой вести. Другая, сидящая дальше, подвинулась к вестнице богов. Она как бы еще всего не расслышала и хочет узнать, что говорит Ирида.

Разной степенью реакции этих рядом сидящих персонажей мастер хочет подчеркнуть, что от центра фронтона до его углов так же далеко, как от Олимпа до вод Океана. Поэтому сидящий дальше от Гор юноша — Кефал 50 , будто не слышит вести Ириды (илл. 76). Он обращен спиной к Олимпу и смотрит на выезжающего из Океана Гелиоса. Безупречна гармония форм в этой статуе. В трактовке крепкой, сильной шеи и компактного объема головы, в моделировке хорошо передающих движение тела мышц нет жесткости, свойственной раннеклассическим статуям; выражено спокойное состояние деятельного, сильного человека. Обычное изображение юношеской фигуры приобретает особенную возвышенность. Простое явление жизни древнегреческий мастер умеет увидеть и показать как прекрасное и значительное, не прибегая для этого к эффектным позам и жестам в своих композициях.

Статуя Кефала захватывает внимание сложностью и в то же время ясностью представленного движения. Хотя юноша сидит спиной к Олимпу, мастеру удалось передать в его, казалось бы спокойном, теле желание повернуться. Начало медленного движения заметно в положении его левой ноги. Фигура пластична и объемна, она скорее живет самостоятельно в пространстве, нежели связана с плоским фоном фронтона. Изваяние Кефала, как и другие образы Парфенона, не подчинено так сильно плоскости фронтона, как статуи на более ранних храмах.

Левее показан выезжающий на колеснице Гелиос. Квадрига загромоздила бы угол, и скульптор ограничился изображением двух лошадиных морд, выступающих из вод Океана. В пластике мраморных изваяний, в красивых линиях гордого изгиба лошадиных шей, в величавом наклоне голов коней, как в поэтической метафоре, воплощены чувства от созерцания торжественно и плавно восходящего светила 51 (илл. 77). Голове Гелиоса и его коням отвечают справа полуфигура богини ночи Нюкс и голова ее лошади, погружающиеся в воды Океана. Морда лошади показана со свесившейся за нижнюю границу фронтона губой. Она будто храпела от усталости и спешила к прохладной воде. Ею восхищался Гёте, говоривший, что лошадь изображена такой, какой вышла из рук самой природы (илл. 78).

Статуи Мойр. Изваяния богинь судьбы — Мойр расположены в правой стороне фронтона возле торса Нюкс 52 . Несмотря на повреждения, они захватывают человека своей красотой. Части статуй сохраняют чувство, которое некогда жило в целом произведении, и так же выразительны, как отрывки из величавого греческого эпоса или полные нежности строки древнего поэта-лирика (илл. 79, 80, 81). Мойры живут в сложном организме фронтона и подчинены его композиции. Связь их с треугольной формой обрамления выступает, в частности, в том, что фигуры помещаются на постепенно повышающихся к центральной части скамьях. Чем ближе к месту рождения Афины, тем подвижнее скульптурные массы изваяний, тем динамичнее, беспокойнее позы, напряженнее формы. Взволнованность образов нарастает от спокойных фигур в крайних углах к пафосу центральной сцены.

Последовательное усиление эмоциональности заметно не в мимике лиц, ведь головы Мойр не сохранились, но в пластике их выразительных движений. Правая Мойра прилегла на низком ложе, покрытом складками ее широких одежд. Воплощение покоя и отдыха, она оперлась локтем о колени подруги и прижалась к ее груди плечом. Средняя, сидящая выше, сдержанна в движениях.

Поджав ноги, она слегка наклонилась вперед к полулежащей у ее коленей девушке. Левая, возвышающаяся над ними Мойра будто мгновение назад услышала о рождении Афины и отозвалась на него, устремившись верхней частью торса к Олимпу. Все ее существо пронизано трепетным волнением. От глубокого безмятежного покоя правой Мойры к сдержанным и размеренным движениям средней, далее к взволнованности и порывистости левой развивается динамическая, насыщенная богатой внутренней жизнью композиция группы.

Художественная сила большинства классических памятников Греции не утрачивается, даже если неизвестен сюжет или имена изображенных. Не случайно и в изваяниях Мойр иногда видят других богинь. Тема таких произведений — это прочувствованное и переданное древним мастером сознание значительности человека, безграничности его возможностей, глубокое преклонение перед его красотой. Статуи Мойр не иллюстрация того, как представлял себе древний грек богинь судьбы. Скульптор воплотил в них свое представление о различных состояниях человека — безмятежном отдыхе, спокойной деятельности, напряженном душевном порыве.

Изваяния Мойр крупны и кажутся больше человеческих. Они величавы не размерами, а торжественностью поз, строгой гармонией. Их образам чуждо все мелкое, обыденное. В то же время их величие не отвлеченно-идеальное. Оно глубоко жизненно. Мойры прекрасны красотой чисто человеческой, женской. Предельно земными воспринимаются плавные контуры их фигур. Одежды и в других подобных статуях классического времени становятся как бы эхом человеческого тела. Нежные формы подчеркнуты складками легких хитонов. Эти складки бегут, словно ручейки после буйного дождя с живописных красивых холмов, обтекая возвышенности груди, собираются возле пояса, обрамляют округлости ног, выбиваются легкими струйками из-под коленей. Все покрыто живой сеткой складок, лишь тугие колени, округлые плечи и грудь выступают над подвижными потоками, то дробными, то тяжелыми и вязкими.

Пластическая реальность мраморных форм придает жизненность образам Мойр. Холодный камень приобретает в статуях прижавшихся друг к другу дев нежность и теплоту человеческого тела. В изваяниях античных богинь нашла свое выражение озарившая греческого мастера красота совершенного человека. В Мойрах чудесным образом соединены сложность и простота. Общечеловеческое и личное, возвышенное и интимное, общее и частное образуют здесь неразрывное единство. Трудно назвать в истории мирового искусства другое произведение, в котором более целостно были бы объединены эти вечно противоборствующие качества.

Скульптурный декор восточной стороны Парфенона был тщательно продуман. Над метопами, изображавшими битву олимпийцев с гигантами, возвышался фронтон с рождением Афины. Расположенный глубже за внешней колоннадой, фриз настраивал человека на торжественный лад, как бы подготавливая его к созерцанию статуи Афины Парфенос. Мраморные изваяния Парфенона возвышенны и оптимистичны. Они вселяют глубокую веру в возможности человека, в красоту и гармонию мира 53 . В единстве архитектурных форм и скульптурных украшений Парфенона воплощены великие идеи великой эпохи так цельно и ярко, что и спустя тысячелетия, со следами варварских разрушений, это произведение способно излучать импульсы благородных чувств, пережитых его создателями. Созерцание Парфенона доставляет человеку огромную радость, возвышает его и облагораживает.

Литература

  • Соколов Г.И. Акрополь в Афинах. М., 1968Брунов Н.И. Памятники Афинского Акрополя. Парфенон и Эрехтейон. М., 1973Акрополь. Варшава, 1983
  • История зарубежного искусства. – М., «Изобразительное искусство», 1984
  • Георгиос Донтас. Акрополь и его музей. – Афины, «Клио», 1996
  • Бодо Харенберг. Хроника человечества. – М., «Большая энциклопедия», 1996
  • История мирового искусства. – БММ АО, М., 1998
  • Искусство Древнего мира. Энциклопедия. – М., «ОЛМА-ПРЕСС», 2001
  • Павсаний. Описание Эллады, I-II, М., 1938-1940.
  • «Плиний об искусстве», пер. Б. В. Варнеке, Одесса, 1900.
  • Плутарх. Сравнительные жизнеописания, т. I-III, М., 1961 -1964.
  • Блаватский В. Д. Греческая скульптура, М.-Л., 1939.
  • Брунов Н. И. Очерки по истории архитектуры, т. II, Греция, М., 1935.
  • Вальдгауер О. Ф. Античная скульптура, Иг., 1923.
  • Кобылина М. М. Аттическая скульптура, М., 1953.
  • Колобова К. М. Древний город Афины и его памятники, Л., 1961.
  • Колпинский Ю. Д. Скульптура древней Эллады (альбом), М., 1963.
  • Соколов Г. И. Античная скульптура, ч. I, Греция (альбом), М., 1961.
  • Фармаковский Б. В. Художественный идеал демократических Афин, Пг., 1918.

Об особости назначения и бытия , несомненно, знали создатели Афинского акрополя. Вселенские истины всегда прорываются из высей своего существования и обретают явь в деяниях творцов, наделенных Божественным провидческим даром. При этом смысл сокровенного знания может быть даже неведом им. Достаточно, что они — творцы, действующие в соответствии с намерениями Высших сил.

К людям, для которых открыто сокровенное знание, не могли не относиться создатели Афинского акрополя, уже потому что иначе божественно-прекрасным зданиям путь появления на белый свет был бы заказан. При этом авторы должны были пребывать в свободном поиске — самостоятельно выбирать, что им должно делать или не должно.

Фрагмент картины «Фидий, показывающий фриз Парфенона друзьям». Худ, Лоуренс Альма-Тадема. 1868

Цицерон писал о Фидии : «Когда он создавал Афину и Зевса , перед ним не было земного оригинала, которым он мог воспользоваться. Но в его душе жил тот прообраз красоты, который и воплощён им в материи. Недаром говорят о Фидии, что он творил в порыве вдохновения, который возносит дух надо всем земным, в котором непосредственно виден божественный дух - этот небесный гость, по выражению Платона ».

Фидий владел многими знаниями, например, из области оптики. Сохранился рассказ о его соперничестве с Алкаменом : обоим были заказаны статуи Афины, которые предполагалось водрузить на высокие колонны. Фидий сделал свою статую в соответствии с высотой колонны - на земле она казалась безобразной и непропорциональной. Народ едва не побил его камнями. Когда же обе статуи воздвигли на высокие постаменты, правота Фидия стала очевидна, а Алкамен был осмеян.

Многие считают, что «Золотое сечение » получило в алгебре обозначение греческой буквой φ именно в честь Фидия — мастера, воплотившего это соотношение в своих работах.

Слава Фидия была колоссальной, но большинство его работ не сохранилось, и мы судить о них можем только по копиям и описаниям античных авторов.


ПАРФЕНОН посвящен Афине Парфенос (Деве). Западный фасад.
Нынешняя, технически несравнимая с предыдущими реставрация

Нынешнее изучение с помощью некого подобия «чертежного кульмана», которым в докомпьютерную пору пользовались проектировщики, позволяет неопровержимо строго и точно убедиться в разновеликости ВСЕХ колонн и ВСЕХ интерколюмниев (межколонных пространств), которые лишь кажутся одинаковыми и поставленными перпендикулярно.Нет ни одной цифры в этой поэме цифр, которая была бы идентичной в сравнении с другими и находилась бы в идентичном положении. Все колонны имеют общий наклон к центру колоннады и наклон этот меняется в зависимости от занимаемого места в общем ряду. Наклон очень мал - от 6,5 см до 8,3 см, но он имеет концентрический характер, и это построение колонных рядов вовлекает колоннады в общее «усилие, сходящееся в одной точке». Где эта точка? Где-то там, где царят Боги. Делаем выводы из общей курватуры, открытой исследованиями, предваряющими последнюю во времени реставрацию храма…

В ПАРФЕНОНЕ — СИМВОЛЕ НЕЗЫБЛЕМОСТИ ОБЩИХ УСТОЕВ —
НЕТ НИЧЕГО, ЧТО НЕ БЫЛО БЫ ИЗМЕНЧИВЫМ И НЕПОСТОЯННЫМ.
КОНЕЧНО, В ПАРФЕНОНЕ ЗАПЕЧАТЛЕНА ВЕЧНОСТЬ, НО ОСОБАЯ:
НЕ АБСТРАКТНОГО АБСОЛЮТА, А ЖИЗНИ ЖИВОЙ.

ЭТО НАДЕЛЯЕТ ПАРФЕНОН ТЕМ СОВЕРШЕНСТВОМ,
ЧТО ПРЕВРАЩАЕТ ЕГО В ОДУХОТВОРЕННОЕ СУЩЕСТВО —
ЗЕМНОЕ И БОЖЕСТВЕННОЕ, НЕРАЗРЫВНО.

СООТВЕТСТВЕННО ПАРФЕНОН СТАНОВИТСЯ ТОЙ СИЛОЙ,
ЧТО СВЯЗЫВАЕТ ВОЕДИНО ДВА МИРА: БОГОВ И ЛЮДЕЙ,
ИЛИ БЫТИЙНОГО И СО-БЫТИЙНОГО, НЕБЕСНОГО И ЗЕМНОГО,
СОВЕРШЕННОГО И ОТНОСИТЕЛЬНОГО, ВЕЧНОГО И ТЕКУЩЕГО…

СУЩЕСТВОВАНИЕ САМОГО ПАРФЕНОНА ТРАГИЧНО,
И ТРАГЕДИЯ ЭТА ЗАКЛЮЧАЕТСЯ В ТОМ, ЧТО ОН ПАРИТ.
НЕ ПРИНАДЛЕЖА НИ К РЕАЛЬНОМУ, НИ К ИРРЕАЛЬНОМУ МИРАМ.
ПАРФЕНОН ЕСТЬ, ОН ЗДЕСЬ? ЕГО УЖЕ НЕТ, ОН ТАМ…
ПРИ УТРАТЕ ПАРФЕНОНА В ЭПИЦЕНТРЕ МИРОВОЙ КУЛЬТУРЫ
ОБРАЗУЕТСЯ ПУСТОТА, ЧТО СДЕЛАЕТ СТРЕМЛЕНИЕ
К ДОСТИЖЕНИЮ ИСТИНЫ И ДОБРА ПУСТЫМ — НАПРАСНЫМ.

МЫ ВСЕ РОДОМ ИЗ ЭЛЛАДЫ —
МЫ ГЕНЕТИЧЕСКИ С НЕЙ СВЯЗАНЫ НАВСЕГДА.


ПАРФЕНОН посвящен Афине Парфенос (Деве).
Фрагмент восточного фасада. За внешним периптером виден пронаос
с портиком из шести дорических колонн. Над ними — копия фриза, охватывавшего целлу по всему периметру

Все элементы конструкции , включая кровлю крыши и ступени стилобата, были вытесаны из местного пентелийского мрамора, почти белого сразу после добычи, но со временем приобретающего теплый желтоватый оттенок. Раствор или цемент не использовались, кладка велась насухо. Блоки тщательно подгонялись друг к другу, горизонтальная связь между ними поддерживалась с помощью двутавровых железных скреп, вертикальная – с помощью железных штырей.

Все это очень интересно, но мало чем помогает постижению художественного содержания Парфенона. Подобный метод возведения позволял достигнуть математической и геометрической точности храма, что пленяет разум, как изящное решение теоремы.

Так и должно быть, ибо не может быть иначе. Все прямые, составляющие Парфенон, лишь относительные прямые, как всякие прямые в жизни. То же можно сказать о кругах и пропорциях. Математика материального Парфенона - не что иное, как стремление к математическому совершенству: в ней нет иной точности, кроме точности реального мира, познанной человеком и воспроизведенной искусством, - она всегда относительна и подвижна.

Последние исследования Парфенона приближают к постижению тайны, поднимающей метод его возведения над двутавровыми скрепами и железными штырями…


«Фидий, показывающий фриз Парфенона друзьям»,
картина работы Лоуренса Альма-Тадемы, 1868

Античные источники называют Фидия руководителем работ по созданию большого и разнообразного скульптурного убранства . То было время, когда лежал в развалинах Акрополь, застроенный до греко-персидских войн культовыми сооружениями, украшенный многими дарственными статуями.Выступая на Народном собрании, Перикл предложил афинянам: «Город достаточно снабжен необходимым для войны, поэтому излишек в денежных средствах следует употребить на постройки, которые, после своего окончания, доставят гражданам бессмертную славу, во время же производства работ улучшат их материальное положение».

Парфенон

(греч. Παρθενών; англ. Parthenon)

Часы работы: с 8.30 до 19.00 ежедневно, кроме понедельника.

Парфенон – храм, посвящённый Афине Парфенос – покровительнице Афин, по праву считается одним из величайших образцов античного зодчества, шедевром мирового искусства и пластики. Храм был основан по инициативе Перикла – знаменитого афинского полководца и реформатора. Его постройка шла довольно быстро – храм строили с 447 по 438 года до нашей эры (под руководством архитекторов Иктина и Калликрата), а его скульптурное оформление и отделка (под руководством Фидия) были закончены в 432 году до нашей эры.

Первый известный, в новое время, храм Афине, существование которого признаётся большинством учёных мира, был выстроен на Акрополе, вероятно, при Писистрате. Он назывался так же, как позднее и наос современного Парфенона - Гекатомпедон, однако во время похода Ксеркса он, как и прочие постройки на Акрополе, был разрушен. Существует версия о связи древнего значения слова «гекатомпедон» с обычаем детских жертвоприношений (греч. «hekaton» - «сто», tome - «рассечение», «рaidos» - «дитя»). Позднее, с отменой этого жестокого обычая (младенцев закладывали в фундамент здания ради его прочности), понятие «сто детских жертв» перенесли на исходную меру длины наоса (святилища) храма.

В пору правления Перикла Афины достигли наивысшей славы. После окончания греко-персидских войн, уже на подготовленной площадке, было решено возвести новый, более величественный и роскошный храм. Победоносное мироощущение отразилось и в расточительных градостроительных замыслах, которые финансировались, главным образом, за счет дани, взимаемой Афинами со своих союзников. В строительстве задействовали лучших, на то время, художников и потратили огромные средства. Строителями Парфенона были древнегреческие архитекторы Иктин и Калликрат. Тогда был период высшего подъёма античной культуры, и храм богини Афины на холме Акрополь, по сей день, гордо напоминает об этом всему миру.

Парфенон расположен в самой высокой точке Афинского Акрополя. Поэтому, прекрасный храм богини Афины виден не только со всех уголков города, но, также, и с моря, с островов Саламин и Эгина. Главный фасад храма расположен под углом к Пропилеям (входным воротам), которые находятся в западной части храмовой горы. Весь пронизанный светом, храм кажется воздушным и легким. На белых колоннах нет ярких рисунков, как это встречается в египетских храмах.

Парфенон представляет собой дорический периптер, с элементами ионического ордера. Он располагается на стилобате (69,5 м в длину и 30,9 м в ширину) – трёх мраморных ступенях, общая высота которых составляет около 1,5 метров, крыша была покрыта черепичной кровлей. Со стороны главного (западного) фасада прорублены более частые ступени, предназначенные для людей.

Само здание (целла) имеет длину в 29,9 м (ширина 19,2 м), что составляло 100 греческих футов, и по всему периметру окаймлено внешней колоннадой (перистелем). Этих колон всего 46, по 8 с торцевых, и по 17 с боковых фасадов. Все колонны канелированы, то есть украшены продольными желобками. Высота угловых колонн вместе с капителями - 10,43 м (такая же, как в храме Зевса в Олимпии).


Нижний диаметр угловых колонн - эмбат, при пропорционировании храма, был взят в качестве первого модуля (1,975 м). Для вертикальных размеров строители применили второй модуль - высоту абаки капители (0,3468 м). Удивительная гармония здания, которая сохранилась и поныне, несмотря на то, что от великого сооружения остались лишь руины, основана, прежде всего, на полифонии отношений величин; размеры однотипных деталей меняются, в зависимости от их места в общей композиции.

Колонны Парфенона не выглядят сплошной нерасчленённой массой, а воспринимаются как ряд, в котором не теряются отдельные стволы. Отсюда соотнесённость колоннады с ритмом триглифов и метоп фриза, а также, с ритмом фигур ионического фриза, который был расположен в верхней части стен наоса, и на внутренней колоннаде портиков.

Парфенон был не только храмом, но и чем-то вроде художественной галереи или музея, он создавал превосходный фон для множества произведений пластического искусства. Скульптурная отделка Парфенона велась под руководством великого мастера Фидия, и при его непосредственном участии. Эта работа делится на четыре части: метопы внешнего (дорического) фриза, сплошной ионический (внутренний) фриз, скульптуры в тимпанах фронтонов и известнейшая статуя Афины Парфенос.


Фронтон и карнизы здания были украшены скульптурами. Фронтоны украсили боги Греции: громовержец Зевс, могучий властитель морей Посейдон, мудрая воительница Афина, крылатая Ника. Например, на западном фронтоне представлен спор Афины и Посейдона за обладание Аттикой. Судьи присудили отдать победу тому из богов, чей дар окажется более ценным для города. Посейдон ударил трезубцем - и из скалы Акрополя забил солёный источник. Афина ударила копьем - и на Акрополе выросло оливковое дерево. Этот дар показался афинянам более полезным. Таким образом, Афина вышла победительницей в споре, а оливковое дерево стало символом города.

По периметру внешних стен целлы, на высоте 12 метров, лентой тянулся знаменитый Парфенонский фриз, детали которого, правда, снизу были почти неразличимы. Этот фриз считается одной из вершин классического искусства. Из более чем 500 фигур юношей, девушек, старцев, пеших и конных, ни одна не повторяла другую, движения людей и животных были переданы с удивительным динамизмом. Фигуры не плоские, у них есть объём и форма человеческого тела.


Метопы входили в состав традиционного, для дорического ордера, триглифо-метопного фриза, который опоясывал внешнюю колоннаду храма. Всего на Парфеноне насчитывалось 92 метопы, содержавшие различные горельефы. Они были соединены тематически, по сторонам здания. На востоке изображалась битва кентавров с лапифами, на юге – битвы греков с амазонками (амазономахия), на западе – вероятно, сцены из Троянской войны, на севере – сражений богов и гигантов (гигантомахия). До наших дней, сохранилось всего 64 метопы: 42 в Афинах и 15 в Британском музее.

Вообще, архитектурный облик Парфенона берёт свои истоки в деревянном зодчестве: сложенный из камня, храм сохранил, в своих очертаниях, легкость и изящество деревянной постройки. Однако, внешняя простота этих очертаний обманчива: зодчий Иктин был великим мастером перспективы. Он очень точно рассчитал, как создасть пропорции сооружения, чтобы сделать их приятными глазу человека, взирающего на храм снизу вверх.


Греки строили храмы из известняка, поверхность которого покрывали штукатуркой, а затем расписывали красками. Но Парфенон построен из мрамора. Во время строительства на Акрополе, вблизи Афин, на горе Пентеликон, были открыты залежи белоснежного, искрящегося на солнце пентелийского мрамора. Во время добычи он имеет белый цвет, но под воздействием лучей солнца желтеет. Северная сторона здания подвергается меньшему облучению – и поэтому, там камень получил серовато-пепельный оттенок, тогда как южные блоки отдают в золотисто-желтоватый окрас. С помощью канатов и деревянных салазок мраморные блоки доставляли на строительную площадку.

Кладка осуществлялась без каких-либо растворов или цемента, то есть была сухой. Блоки были правильными квадрами, их тщательно обтачивали по краям, подгоняли по размеру друг к другу, и скрепляли железными скобами – пиронами. Стволы колонн составляли из отдельных барабанов, и соединяли деревянными штырями. Тщательно притёсывали только наружные края камней, внутренние поверхности оставляли необработанными, «на угон». Окончательную обработку, в том числе каннелюр на колоннах, производили после установки камней на место.


Кровлю сделали каменной, стропильной конструкции, воспроизводящей более ранние деревянные перекрытия, и покрыли мраморной черепицей двоякой формы. Светотень на глубоко врезанных каннелюрах колонн и в интерколумниях (между колоннами) подчёркивала пространственность композиции здания, его связь с окружающим пейзажем.

Центральный зал храма освещался лишь светом, падавшим через дверной проём, и многочисленными светильниками. В этом полумраке, в центре храма возвышалась статуя Афины Парфенос, которая была выполнена самим Фидием. Она была прямостоящая и имела около 11 м в высоту, выполнена в хрисоэлефантинной технике (из золота и слоновой кости, на деревянной основе), а глаза были инкрустированы драгоценными камнями. Согласно античному обычаю, статуя божества, помещённая внутри храма, должна быть обращена на восток, к восходящему солнцу, поэтому и вход в Парфенон находился с восточной стороны.

Древние греки считали Парфенон жилищем божества и верили, что богиня Афина временами сходит с Олимпа, чтобы воплотиться в своей статуе. Каждый год, в праздник Афины, на статую богини возлагался пеплос (покрывало), сотканный афинянками. На нём были вытканы картины подвигов богини, особенно победы её над гигантами.


Фидий изобразил Афину в длинных тяжёлых одеждах, левой рукой опирающейся на щит, под которым свернулся в кольца змей Эрихтоний. На щите, который держала Афина, были изображены сцены битвы греков с амазонками, и сражение богов с гигантами. Среди персонажей первой сцены Фидий изобразил самого себя в виде лысого старика, замахивающегося камнем. Подобную смелость сочли за святотатство. К этому прибавились обвинения в злоупотреблениях, которые якобы совершал Фидий с полученным им, для создания статуи Афины, золотом и другими драгоценностями. В итоге, в 431 году до нашей эры, великий скульптор был заточён в тюрьму. По одним сведениям, Фидий умер в заточении, по другим – был отправлен в изгнание.

Пластинки чистого золота (толщиной 1,5 мм), изображающие одеяние статуи богини Афины, периодически снимали и взвешивали – они составляли часть государственной казны. По замыслу Перикла, золото можно было занять у богини, если это необходимо, например, для ведения войны, а затем вернуть. Любой гражданин мог пожертвовать в храм Афины свои изделия или оружие. Александр Македонский, после победы над персами на реке Гранике, в 334 году до нашей эры, послал в Афины 300 захваченных у врага щитов. Храм использовали и для хранения даров богине. Золотые и серебряные ларцы, статуэтки, оружие, сосуды находились во всех помещениях Парфенона – для каждого помещения имелись инвентарные описи.


Статуя Афины – великое произведение античной скульптуры, просуществовав более 900 лет, погибла в бурях времени, и судить о ней можно только по нескольким неудачным копиям. Сегодня место, где стояла статуя Афины, отмечено несколькими прямоугольными камнями.

Парфенон был продуман в малейших деталях, совершенно незаметных постороннему наблюдателю, и имеющих целью зрительно облегчить нагрузку на несущие элементы, а также, исправить некоторые погрешности человеческого зрения. Историками архитектуры отдельно выделяется понятие курватура Парфенона – специальная кривизна, вносившая оптические коррективы. Хотя храм кажется идеально прямолинейным, на самом же деле, в его контурах нет почти ни одной строго прямой линии: колонны поставлены не вертикально, а слегка наклонены внутрь здания; ширина метоп увеличивается к центру, и уменьшается к углам здания; угловые колонны в диаметре несколько толще других, так как, в противном случае, они бы казались тоньше, и в поперечном разрезе они не являются круглыми; антаблемент наклонён наружу, а фронтоны – внутрь. Для компенсации перспективных сокращений греки увеличивали, в размере, верхние части здания и уменьшали те, которые находятся ближе. Известно, также, что горизонтальная линия значительной длины посередине кажется вогнутой. В Парфеноне линии стилобата и ступеней сделаны не прямыми, а слегка выпуклыми, что компенсирует зрительное искажение.


Подчёркнутые контуры и орнамент, также, были призваны усилить читаемость рельефных изображений на большой высоте. Легкость и гибкость отличают архитектуру Парфенона от его предшественников: храмов в Пестуме, Селинунте, или храма Зевса в Олимпии. Размеры отдельных частей, определяли «на глаз», варьируя их таким образом, чтобы они при взгляде снизу создавали ощущение мерности, одинаковых отношений. Такой принцип называется «законом углов» (имеется в виду угол зрения наблюдателя). Наш глаз мысленно продолжает оси колонн вверх и соединяет их в одной точке, расположенной где-то высоко в небе, над храмом. Человеку, под тенью колоннады, в проёмах соседних колонн, как в картинной раме, открываются скомпонованные архитектурой пейзажи. Со стороны, со всех точек зрения, Парфенон выглядит как статуя на постаменте. При оценке Парфенона, со среднего расстояния (около 35 м), храм выглядит гармонично и цельно; вблизи – впечатляет монументальностью и кажется ещё больше, чем он есть на самом деле. Значение имеет и постановка здания храма относительно акропольского холма: он отодвинут к юго-восточному краю скалы, и поэтому посетители видят его отдалённым, по сути, большой Парфенон не подавляет своими размерами и «вырастает», по мере приближения к нему человека.

Распространённое представление, будто греческие храмы всегда были белого цвета, на самом деле ошибочно. В древние времена Парфенон был весьма пёстро, а по нынешним вкусам – даже, почти, аляповато раскрашен. Тения и нижняя поверхность эхина были красными. Нижняя поверхность карниза – красной и синей. Красный фон подчёркивал белизну, чётко выделялись синевой узкие вертикальные выступы, отделявшие одну плиту фриза от другой, ярко сияла позолота. Окраску производили восковыми красками, которые, под действием жарких солнечных лучей, пропитывали мрамор. Такая техника обеспечивала органичность сочетания естественной фактуры мрамора и цвета, камень был окрашен, но оставался слегка просвечивающим и «дышал».


Величайший храм Древней Греции – Парфенон, прошёл вместе с ней все этапы её истории. Некоторое время, Парфенон стоял нетронутым, во всём своём великолепии. С закатом Греции начался закат храма.

В 267 году до нашей эры Афины подверглись нашествию варварского племени герулов, которые разграбили Афины, и устроили в Парфеноне пожар. В результате пожара разрушилась крыша храма, а также, почти вся внутренняя арматура и перекрытия. В эпоху эллинизма (около 298 года до нашей эры) афинский тиран Лахар снял со статуи Афины золотые пластины. После 429 года из храма исчезла статуя Афины Парфенос. По одной из версий, статую увезли в Константинополь и установили перед зданием Сената, и позднее она погибла от пожара.

В связи с усилением культа Богоматери, при императоре Юстиниане I (527- 565 года), Парфенон превратили в церковь Святой Девы Марии («Парфенис Мария»). В целом, античные храмы легко превращались в христианские. Переход от языческого храма к церкви сказался на архитектуре Парфенона. В античную эпоху вход в Парфенон располагался в восточной части под фронтоном, скульптуры которого изображали рождение Афины. Однако, именно в восточной части христианского храма, должен располагаться алтарь. В результате, была выполнена перепланировка храма и убраны внутренние колонны, и некоторые стены целлы, из-за чего демонтировали центральную плиту фриза. Священную восточную часть христианского храма не могла украшать сцена рождения богини Афины. Эти барельефы сняли с фронтона. Колоннады заложили камнем. Большинство скульптур античного Парфенона были утеряны: те из них, которые можно было приспособить к христианским богослужениям, оставляли, но большинство из них было уничтожено.


В 662 году в церковь торжественно перенесли чудотворную икону Богоматери Афиниоти́ссы (Богоматери Пресвятой Афинской). В 1458 году, после двухлетней осады, последний афинский герцог сдал Акрополь турецким завоевателям. В 1460 году, по указу султана Магомета II, Парфенон превратили в мечеть, уничтожили алтарь, иконостас, забелили росписи, а над юго-западным углом храма возвели высокий минарет, остатки которого были снесены лишь после Греческой революции. В Эрехтейоне новый правитель Афин разместил свой гарем. В начале турецкого правления Афины и Акрополь исчезли из маршрутов западно-европейских путешественников: серьёзным препятствием стали периодически возобновляемые в XVI и XVII веках военные действия между венецианцами и османами. Турки не имели желания защищать Парфенон от разрушения, но не имели они и цели полностью искажать или разрушать храм. Поскольку невозможно точно установить время затирания метоп Парфенона, турки могли продолжить этот процесс. Однако, в целом, они совершили меньше разрушений здания, чем христиане за тысячу лет до османского правления, которые превратили величественный античный храм в христианский собор.

Начиная с 1660 года наступил период мира между венецианцами и османами, и Афины снова начали посещать путешественники. Распространёнными стали не только путевые записки, но и исследования греческого античного наследия. Но мир этот оказался непродолжительным. Началась новая турецко-венецианская война. Наконец, в 1687 году, во время осады Афин венецианцами во главе с Франческо Морозини, в храме был устроен пороховой склад. Влетевшее 26 сентября, через крышу, ядро произвело огромный взрыв, и Парфенон навсегда стал развалинами. После взрыва Парфенона уже не казалось предосудительным его дальнейшее разрушение. Снимать уцелевшие фрагменты скульптур и рельефов считали не грабежом, а спасением, ведь ранее турки просто разбивали скульптуры и пережигали их на известь, для строительства. Когда спустя несколько дней турки сдались и венецианцы вступили на территорию Акрополя, они решили увезти в Венецию, в качестве трофеев, фигуру Посейдона и коней его квадриги – остатки композиции «Спор Афины с Посейдоном» на западном фронтоне. Когда их начали снимать, еле державшиеся после взрыва скульптуры упали и разбились.

Через несколько месяцев после победы венецианцы отказались от власти над Афинами: им не хватало сил для дальнейшей защиты города, а эпидемия чумы сделала Афины вполне непривлекательной целью для захватчиков. Турки снова обустроили гарнизон на Акрополе, правда меньших масштабов, среди руин Парфенона, и возвели новую небольшую мечеть. В период упадка Османской империи, Парфенон, лишившись защиты, разрушался всё больше.


Несчастья Парфенона закончились только в начале XIX-го века, когда известный грабитель древних памятников – лорд Элджин вывез в Англию 12 фигур с фронтонов, 56 плит с рельефами из фриза Парфенона, и ряд других фрагментов памятника, и продал их Британскому музею, где они, до сих пор, являются ценнейшими экспонатами. Сегодня, скульптуры из Парфенона имеются во многих музеях мира. В частности, в Британском музее находятся скульптуры Гелиоса и Селены – угловые фрагменты фронтона «Рождение Афины». В последние десятилетия наметилась тенденция к возвращению Парфенону утраченных реликвий. Важным вопросом для греческого правительства, на современном этапе, является, также, возвращение мраморов Элджина.

Идея воссоздания Парфенона была воплощена в жизнь в США. В городе Нэшвилл (штат Теннесси) архитекторами У. Динзмуром и Р. Гартом, в 1897 году, была построена полномасштабная реплика Парфенона, восстановленная по новейшим научным данным той эпохи. Реставрация храма началась в XIX столетии. В 1926 -1929 годах была восстановлена северная колоннада. Вслед за этим, была предпринята попытка восстановить фронтонные скульптуры, подлинники которых частью погибли, частью попали в иностранные музеи.

Но несмотря на постоянные реставрационные работы, и в наши дни, Парфенон продолжает медленно, но верно разрушаться. За последние годы, ядовитый смог и удушливый смрад современных Афин, ровно, как и отметины, оставляемые здесь полчищами туристов, наносят мрамору Парфенона чувствительный ущерб.

В глазах современников Парфенон являлся воплощением славы и могущества Афин. Сегодня Парфенон, по праву, считается одним из величайших образцов античного зодчества, шедевром мирового искусства и пластики. Это совершеннейшее творении античного зодчества и даже в развалинах – поразительный, волнующий памятник…

Читайте, также:

Туры в Грецию - спецпредложения дня

Вероятнее всего под руководством Фидия . От оригинального фриза в 524 фута высотой (160 метров) сохранилось около 80 % - 420 футов (130 метров) . Остальная часть известна только по рисункам французского художника Жака Каррея , выполненным в 1674 году за 13 лет до обстрела храма венецианцами, которые его разрушили.

В настоящее время большая часть фриза находится в Британском музее в Лондоне (составляя основную часть так называемых мраморов Элджина). Почти все остальное - в Афинах, а другие руины в шести разных учреждениях : фрагменты фриза можно найти в архиве Бизли в музее Эшмола в Оксфорде, в музее Сперлока в Эрбане , в Скульптурной галерее в Базеле и других местах.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 3

    ✪ Фидий, Фриз Парфенона, 438-432 гг.дон.э.

    ✪ Классика: Скульптурная группа восточного фронтона Парфенона

    ✪ Битва лапифов с кентаврами, Метопа Парфенона, Мирон, ок. 440 г. до н. э.

    Субтитры

    Мы в Британском музее. Перед нами фриз Парфенона, который опоясывал храм. Фриз располагался не по внешней стороне... Да, в основном внутри портика. Фигуры высечены достаточно неглубоко, и хотя они были расписаны гораздо ярче, я думаю, что их было трудновато рассмотреть. В целом мы наблюдаем шествие жителей Афин в день рождения Афины, богини-покровительницы города. Процессия пересекала весь город и лишь потом доходила до её храма. Да, до Парфенона. Внутри храма стояла гигантская скульптура богини Афины работы Фидия. Так что здесь изображён не мифологический сюжет, а эпизод из жизни самих афинян. То есть, они ставили себя в один ряд с богами. Горожане, которые участвуют в шествии, выглядят очень идеалистично и благородно. И шествие заканчивается жертвоприношением, где присутствуют сами боги и богини. Словом, в каком-то смысле боги и люди... Граница между ними размывается. Давайте посмотрим на процессию ближе. Для начала скажем, что она очень длинная: тянулась по двум стенам здания. Шествие начиналось довольно медленно… Да, и постепенно набирает силу и энергию. Здесь ведь дюжины лошадей и наездников, и все они изображены немного по-разному. Лошади частично перекрывают других лошадей, перекрывают всадников. Здесь есть невероятное чувство ритма, ощущение движения. Ведь это застывшая картина из камня, да? Она неподвижна, но всё расположено так искусно: копыта лошадей, их ноги, ноги наездников... Проработана анатомия лошадей, их мускулы, их вены... И видно, что, как вы сказали, все кони расположены по-разному, и все вместе они создают ощущение движения. Я практически слышу цоканье их копыт! У мужских фигур широкие плечи, узкие бёдра, красивые торсы, мощные мускулы на руках. У них красивые лица, очень спокойные. Мы видим, как люди, афиняне, укрощают силу и непокорность дикой природы, воплощённую в лошадях. Есть что-то потрясающее в том, что животное буйствует, встаёт на дыбы, а наездник просто сидит и с благородством держит поводья. Он так уверен в себе, что даже оборачивается, ничуть не тревожась о том, что конь может взбрыкнуть. Есть в этом что-то благородное и героическое. Итак, если фриз и правда изображает панафинейское шествие, и это общепринятая версия, хотя некоторые историки предлагают другие варианты. Тогда это, скорее всего, сцена сворачивания пеплоса. Его ткали афиняне, что считалось большой честью. И, конечно, затем его торжественно везли по городу, чтобы надеть на статую богини Афины в храме, в Парфеноне. Эта группа скульптур располагалась над главным входом в храм. Подняться по ступеням можно было с любой стороны, но чтобы войти в главный зал, вам пришлось бы пройти прямо под этим, Вы бы посмотрели вверх, на богов. Эти фигуры плохо сохранились. В них ощущается некая неподвижность, и они более обособлены друг от друга, чем мешанина из лошадей и наездников в процессии, которая мне так нравится. Но особенно интересно в этих фигурах то, как выполнена драпировка. Будто один из скульпторов, работавших под началом Фидия, просто любил обыгрывать эти драпировки. Они закручиваются, движутся, собираются в складки. Перед нами три фигуры, которые сидят лицом к лицу, но один мужчина отворачивается. И вот одна из этих фигур... Я никогда не видела подобного. Арес, бог войны. Это он? Да. Он такой... человечный и божественный одновременно. Мы не видим его лица, но его идеальное тело и та уверенность, с которой он держится... Его поза, движения - то, как он поднимает колено и отклоняется назад, и смотрит... В это месть ощущение полной безмятежности. И при этом его жесты такие человеческие! Ему абсолютно комфортно в собственном теле, и скульптору удалось выразить это очень искусно. Фриз удивителен в своём разнообразии, сложности и единстве... В понимании разнообразия человеческих движений, отношений между человеком и животным, человеком и богом. В этом смысле фриз похож на зеркало, которое отражает то, как греки видели себя в этом мире. Subtitles by the Amara.org community

Строительство

В Жизнеописании Перикла Плутарх сообщается: «управлял всеми проектами и выполнял роль надсмотрщика для него (Перикла) - Фидий… Почти все находилось под его контролем, и как мы уже сказали, он нес ответственность за все работы и других мастеров по долгу дружбы с Периклом» . Из описания следует, что Фидий не был архитектором (этим термином обычно обозначается творческое воплощение проекта), скорее всего он был управляющим . Именно благодаря этим косвенном свидетельствам (известной статуи Фидия Афина Парфенос и его ведущей роли в строительных планах Перикла) можно сделать вывод о том, что Фидий - автор фриза. Фриз включает в себя 378 человеческих фигур и 245 животных. Он составлял 160 метров в длину (524 фута) после завершения работ, 1 метр в высоту и его максимальная глубина достигала 5, 6 см. Фриз состоит из 114 блоков в среднем по 1,22 метра в длину каждый, на нем изображены две параллельные процессии. Необычайным новаторством в постройке Парфенона было то, что наос вслед за шестиколонным пронаосом поддерживал

На весь мир Греция знаменита, прежде всего, своей славной античной историей, оставившей невероятные объемы культурных памятников. Так, в столице страны, на высоком холме, возвышается над городской суетой монументальный мраморный Парфенон – главное святилище древних Афин. Почти 2,5 тыс. лет прошло с момента возведения этого величественного сооружения, сумевшего пережить все выпавшие на его доли беды и невзгоды. Сегодня этот храм охраняется всемирной организацией ЮНЕСКО и постепенно возвращает своим фасадам прежний роскошный облик.

История и значение Парфенона в Древней Греции

Парфенон (греч. Παρθενών, англ. the Parthenon) – классический древнегреческий храм в Афинах , отличающийся уникальными архитектурными формами.

Невозможно рассказать историю возведения этого святилища, не упомянув о том, в каком городе и какой стране находится Парфенон, а также какие обычаи и верования царили во времена его сооружения. Поэтому сперва совершим небольшой исторический экскурс в античные Афины и познакомимся с тем божеством, кому посвящен Парфенон и по сей день.

Покровительница Афин

Зевс

В Древней Греции господствовала политеистическая религиозная система, основанная на мифах о разных Богах Древней Греции . В связи с Парфеноном нас интересует главный бог – Зевс, и его дочь Афина.

Миф гласит, что Зевсу было предсказано рождение дочери, а следом за ней сына, который свергнет его с престола. Поэтому, когда от него забеременела жена Метида (Премудрость), Верховный Бог не нашел ничего лучшего, как проглотить ее. Но дитя любви не желало сдаваться, и вскоре у Зевса стала нестерпимо болеть голова. Не в силах терпеть муки он приказал рассечь себе голову, и так на свет появилась его дочь Афина. В глазах девушки отражалась мудрость, а на теле она носила воинское облачение, за что ее нарекли Богиней справедливости, мудрости, воинской тактики и стратегии.

В отличие от других божеств, Афина не засиживалась на Олимпе, а уделяла внимание простым людям. Она дала им многие знания и ремесла, учила составлять законы и вести государственные дела, помогала восстанавливать справедливость в спорах и битвах. За ее заботу благодарный народ Греции очень чтил мудрую и великодушную Афину и стремился возвести в ее честь самый лучший из греческих храмов.

Афина

После спора с Посейдоном, мудро разрешенного царем Кекропом, Афина стала покровительницей важнейшего культурного и политического центра Античной Греции – города Афин. Поэтому было решено, что именно Афинский Акрополь разместит Парфенон на своих землях.

А если сильнее углубиться в историю, то стоит оговориться, что у дошедшего до нас архитектурного комплекса был предшественник. Первым на этом месте построили храм Гекатомпедон, также посвященный Афине. К сожалению, в результате нападения персов сооружению не удалось уцелеть. Когда афиняне выиграли войну, они с еще большим воодушевлением принялись восстанавливать старый Гекатомпедон и строить новый, более масштабный и роскошный, храм Парфенон в отвоеванных Афинах.

Возведение Парфенона

Началось строительство нового святилища в 447 году. Местоположение храма было выбрано сразу. Он расположился в верхнем городе: величественный Парфенон и священный Акрополь в сознании греков должны были стать единым целым.

Решение о возведении храма принял афинский правитель Перикл, несмотря на то, что строительство Парфенона требовало больших финансовых вложений. В бюджет постройки было заложено 450 талантов, неслыханная для греков сумма, ведь в те времена на 1 талант строили целый корабль! В народе поднялись возмущения и роптания, но Перикл сумел убедить людей в необходимости того, чтобы в честь Афины небывалой красотой и мощью украсил Акрополь Парфенон.

Архитектором здания стал Калликрат, а проект будущей святыни разработал Иктин. Именно этот мастер добился уникального оптического восприятия храма глазом, придумав сделать колонны Парфенона не идеально ровными и под наклоном. За внешнюю и внутреннюю отделку святыни, а также украшающие фронтоны Парфенона скульптуры отвечал знаменитый скульптор Фидий (автор Статуи Зевса в Олимпии).


Архитектурный тип храма оформлен в классическом греческом стиле и представляет собой окруженный колоннами дорический периметр. На все стороны Парфенона приходится в общей сложности 50 колонн: по 8 на центральные фасады, и по 17 на боковые. В отличие от Колизея, колоннада классического Парфенона позволяет с одной точки рассмотреть фасад трех сторон здания. Высота возведенного храма составила 14 м, ширина 31 м и длина 70 м.

Читайте также: Акрополь - главная достопримечательность Афин: история, режим работы, советы туристам


Окончательно построили Парфенон в 438 году, и в тот же год на Празднике Панафей храм был освящен. Однако, еще 6 лет после официального открытия Фидий декорировал фронтоны и фризы возведенного Парфенона. Им же была придумана и изваяна скульптура Афины Парфенос (Девы, Девственницы), в честь которой святилище получило свое название.



Периоды упадка и возрождения

Храм Афины Парфенон, расположенный в центре города на Акрополе, за свои годы пережил многое. Краткое описание истории Парфенона выглядит следующим образом.

После постройки храм почитали примерно 100 лет. Последним его покровителем стал Александр Македонский, подаривший святыне 14 щитов для восточного фронтона и доспехи побежденных воинов. После его смерти Парфенон ожидали черные дни.

Правители позволяли себе расхищать драгоценный декор храма и превращать святыню чуть ли не в бордель. А в 3 веке до н.э. в здании случился крупный пожар, уничтоживший часть крыши, перекрытия и двери святыни. Он также послужил причиной бесследной пропажи скульптуры Афины Парфенос. После пожара храм восстановили, но Парфенон выглядел уже немного иначе.

Спустя 800 лет античному святилищу было суждено превратиться в христианский собор. Все античные богатства вывезли в Константинополь, а сам храм вновь немного перестроили на новый лад. Миновали столетия, и в 15 веке Парфенон стал мусульманской мечетью, т.к. Афины были захвачены турками. Они закрасили все противоречащие их вере сюжеты, однако больше внутреннее убранство ни в чем затронуто не было.

Позднее, в 1687 году, во время войны здесь хранили боезапасы. Обстрел Акрополя с высоты и прямое попадание в ящики с порохом буквально превратили Парфенон в руины. Двести лет эти обломки простояли на холме, как память о былом славном прошлом. В 1840 году на античное святилище вновь обратили внимание и решили провести его реставрацию. С переменным успехом этот процесс длится и по сегодняшний день.

Где находится Парфенон и как до него добраться

В сознании многих путешественников в первую очередь Греция – это Афины и Парфенон.

Туристам не придется долго плутать по Афинским улочкам, разыскивая место, где находится античный Парфенон. Найти его очень легко, т.к. главный храм Афин, как и римский Пантеон, расположен в историческом центре столицы.

Путеводным ориентиром является Акрополис – главное святилище в Греции, находящееся на возвышенном холме. Чтобы до него добраться, следует сесть на красную линию местного метро и доехать до одноименной станции Akropolis. Вы выйдете на пешеходную улицу Dionysiou Areopagitou, которая, плавно поднимаясь в гору, выведет вас прямо в Храм Афины.


Улица Dionysiou Areopagitou

Особенности архитектуры Парфенона

К сожалению Парфенон, древнегреческий храм богини Афины и памятник античной архитектуры, не дошел до наших дней во всей своей красе. По сохранившимся описаниям архитектурного комплекса, он был новацией и прорывом в греческой архитектуре того времени.

Окруженный дорическими колоннами Храм богини мудрости Афины должен был стать самым величественным и роскошным сооружением в Греции. Но в силу последующих действий христианских и мусульманских захватчиков, храм потерял большинство элементов античного декора.

Восточный фронтон здания украшала скульптурная композиция «Рождение Афины», а западную часть посвятили спору Афины и Посейдона за покровительство над греческой столицей. Исторические сцены содержали фризы и метопы Парфенона. В частности, на них была изображена битва богов с гигантами, а также сражения с амазонками, эпизоды Троянской войны и торжественные процессии.

Отдельного внимания заслуживает статуя Афины, выполненная из дерева и украшенная с помощью золота и слоновой кости. Фидий не пожалел на блеск и величие своего изваяния целой тонны золота, а потомки разграбили его уже спустя век после постройки храма.

Но отличительные особенности архитектурного решения скрыты не в декоре, а в основании храма.

Планировка

Возвышенность Акрополя предоставляет естественную защиту во время осады, так что об оборонительной функции при возведении храма не задумывались.