Гюго 1893. Виктор гюго краткая биография

Виктор Мари Гюго (фр. Victor Marie Hugo). Родился 26 февраля 1802 года в Безансоне - умер 22 мая 1885 года в Париже. Французский писатель, поэт, драматург, глава и теоретик французского романтизма. Член Французской академии (1841).

Виктор Гюго был младшим из трёх братьев (старшие - Абель, (1798-1865) и Евгений, (1800-1837)). Отец писателя, Жозеф Леопольд Сигисбер Гюго (1773-1828), стал генералом наполеоновской армии, его мать Софи Требюше (1772-1821) - дочь нантского судовладельца, была роялисткой-вольтерьянкой.

Раннее детство Гюго протекает в Марселе, на Корсике, на Эльбе (1803-1805), в Италии (1807), в Мадриде (1811), где проходит служебная деятельность его отца, и откуда семья каждый раз возвращается в Париж. Путешествия оставили глубокое впечатление в душе будущего поэта и подготовили его романтическое миросозерцание.

В 1813 году мать Гюго, Софи Требюше, имевшая любовную связь с генералом Лагори, разошлась с мужем и обосновалась с сыном в Париже.

С 1814 по 1818 год учился в Лицее Людовика Великого. В 14 лет начал творческую деятельность. Пишет свои неопубликованные трагедии: «Yrtatine», которую посвящает своей матери, и «Athelie ou les scandinaves», драму «Louis de Castro», переводит Вергилия, в 15 лет уже получает почётный отзыв на конкурсе Академии за стихотворение «Les avantages des études», в 1819 - две премии на конкурсе «Jeux Floraux» за поэмы «Верденские девы» (Vierges de Verdun) и оду «На восстановление статуи Генриха IV» (Rétablissement de la statue de Henri III), положившие начало его «Легенде веков»; затем печатает ультрароялистическую сатиру «Телеграф», впервые обратившую на него внимание читателей. В 1819-1821 издаёт Le Conservateur littéraire, литературнoe приложение к роялистическому католическому журналу Le Conservateur. Заполняя сам под различными псевдонимами своё издание, Гюго опубликовал там «Оду на смерть герцога Беррийского», надолго установившую за ним репутацию монархиста.

В октябре 1822 года Гюго женился на Адель Фуше (1803-1868), в этом браке родилось пятеро детей:

Леопольд (1823-1823)
Леопольдина, (1824-1843)
Шарль, (1826-1871)
Франсуа-Виктор, (1828-1873)
Адель (1830-1915).

В 1823 году был опубликован роман Виктора Гюго «Ган Исландец» (Han d’Islande), получивший сдержанный приём. Хорошо аргументированная критика Шарля Нодье привела к встрече и дальнейшей дружбе между ним и Виктором Гюго. Вскоре после этого прошло собрание в библиотеке Арсенала, - колыбели романтизма, - которое оказало большое влияние на развитие творчества Виктора Гюго. Их дружба продлится с 1827 по 1830 годов, когда Шарль Нодье станет всё более критично высказываться по поводу произведений Виктора Гюго. Примерно в этот период Гюго возобновляет отношения со своим отцом и пишет поэмы «Ода моему отцу» (Odes à mon père, 1823), «Два острова» (1825) и «После битвы» (Après la bataille). Его отец скончался в 1828 году.

Пьеса Гюго «Кромвель» (Cromwell), написанная специально для великого актёра французской революции Франсуа-Жозефа Тальма и опубликованная в 1827 году, вызвала бурные споры. В предисловии к драме автор отвергает условности классицизма, особенно единство места и времени, и закладывает основы романтической драмы.

Семья Гюго часто устраивает в своем доме приёмы и устанавливает дружеские отношения с Сент-Бёвом, Ламартином, Мериме, Мюссе, Делакруа. С 1826 по 1837 год семья часто проживает в Шато де Рош, в Бьевре, поместье Бертьена л"Эне, редактора Journal des débats. Там Гюго встречается с Берлиозом, Листом, Шатобрианом, Джакомо Мейербером; составляет сборники поэм «Восточные мотивы» (Les Orientales, 1829) и «Осенние листья» (Les Feuilles d’automne, 1831). Тема «Восточных мотивах» - Греческая война за независимость, где Гюго выступает в поддержку родины Гомера. В 1829 году выходит «Последний день приговорённого к смерти» (Dernier Jour d’un condamné), в 1834 - «Клод Ге» (Claude Gueux). В этих двух коротких романах Гюго выражает своё отрицательное отношение к смертной казни. Роман «Собор Парижской Богоматери» был опубликован в 1831 году.

С 1830 по 1843 год Виктор Гюго работает почти только для театра, тем не менее, он публикует в это время несколько сборников поэтических произведений: «Осенние листья» (Les Feuilles d’automne, 1831), «Песни сумерек» (Les Chants du crépuscule, 1835), «Внутренние голоса» (Les Voix intérieures, 1837), «Лучи и тени» (Les Rayons et les Ombres, 1840). В «Песнях сумерек» Виктор Гюго возвеличивает с великим восхищением Июльскую революцию 1830 года.

Уже в 1828 году он поставил свою раннюю пьесу «Эми Робсарт». 1829 - это год создания пьесы «Эрнани» (первая постановка в 1830 году), которая стала поводом литературных баталий между представителями старого и нового искусства.

Ярым защитником всего нового в драматургии выступил Теофиль Готье, c воодушевлением воспринявший это романтическое произведение. Эти споры остались в истории литературы под названием «битва за „Эрнани“». «Марион Делорм», запрещённая в 1829 году, была поставлена в театре «Порт-Сен-Мартен»; «Король забавляется» - в «Комеди Франсэз» в 1832 году (снята с репертуара и запрещена сразу же после премьеры, возобновлена только спустя 50 лет); эта пьеса была также запрещена, что побудило Виктора Гюго написать следующее предисловие к первоначальному изданию 1832 года, которое начиналось так: "Появление этой драмы на сцене театра дало основание неслыханным действиям со стороны правительства.

На следующий день после первого представления автор получил записку от мсье Жуслена де ла Саля, директора сцены в «Театр-Франсе». Вот её точное содержание: «Сейчас десять часов тридцать минут, и я получил распоряжение остановить представление пьесы „Король забавляется“. Мне передал это распоряжение мсье Тэлор от лица министра». Это было 23 ноября. Тремя днями позже - 26 ноября Виктор Гюго обратился с письмом к главному редактору газеты «Le National», в котором говорилось: «Мсье, меня предупредили, что часть благородной учащейся молодежи и художников собирается сегодня вечером или завтра явиться в театр и требовать показа драмы „Король забавляется“, а также протестовать против неслыханного акта произвола, из-за которого пьеса была закрыта. Я надеюсь, мсье, что есть другие средства наказать эти незаконные действия, и я их употреблю. Позвольте мне воспользоваться вашей газетой для поддержки друзей свободы, искусства и мысли, и не допустить жестоких выступлений, которые могут привести к бунту, столь желаемому правительством в течение долгого времени. С глубоким уважением, Виктор Гюго. 26 ноября 1832 года».

В 1841 году Гюго избран во Французскую академию, в 1845 году получил звание пэра. В 1848 году избран в Национальное собрание. Гюго был противником государственного переворота 1851 года и после провозглашения Наполеона III императором находился в изгнании. В 1870 году вернулся во Францию, а в 1876 году был избран сенатором.

Как и на многих молодых писателей его эпохи, на Гюго большое влияние оказал , известная фигура в литературном течении романтизма и выдающаяся фигура Франции начала XIX века. В молодости Гюго решил быть «Шатобрианом или никем», и что его жизнь должна соответствовать жизни его предшественника. Как и Шатобриан, Гюго будет содействовать развитию романтизма, будет иметь весомое место в политике как лидер республиканизма, и будет сослан в ссылку благодаря своим политическим позициям.

Рано зародившаяся страсть и красноречие первых работ Гюго принесли ему успех и славу на ранних годах его жизни. Его первый поэтический сборник «Оды и разные стихи» (Odes et poésies diverses) был опубликован в 1822 году, когда Гюго было только 20 лет. Королём Людовиком XVIII было пожаловано ежегодное денежное содержание для писателя. Хотя стихами Гюго восхищались из-за их спонтанного пыла и беглости, за этим собранием сочинений последовало собрание «Оды и баллады» - Odes et Ballades, написанное в 1826 году, через четыре года после первого триумфа. Odes et Ballades представило Гюго как великолепного поэта, настоящего мастера лирики и песни.

Первая зрелая работа Виктора Гюго в жанре художественной литературы «Последний день приговорённого к смерти» была написана в 1829 году и отразила острое социальное сознание писателя, что продолжилось в его последующих работах. Повесть Le Dernier jour d’un condamné (Последний день приговорённого к смерти) оказала большое влияние на таких писателей как , и . Claude Gueux, короткая документальная история о реально существовавшем убийце, казнённом во Франции, увидела свет в 1834 и впоследствии была расценена самим Гюго как предвестник его великолепной работы о социальной несправедливости Отверженные. Но первым полноценным романом Гюго станет невероятно успешный Notre-Dame de Paris (Собор Парижской Богоматери), который был опубликован в 1831 году и быстро переведён на многие языки по всей Европе. Одним из эффектов романа было привлечение внимания к запустелому Собору Парижской Богоматери, который стал привлекать тысячи туристов, прочитавших популярный роман. Книга также содействовала возрождению уважения к старым зданиям, которые сразу после этого стали активно беречь.

Гюго умер 22 мая 1885 года в возрасте 83 лет от пневмонии. Церемония похорон продолжалась десять дней. В его похоронах участвовало около миллиона человек. После пышных национальных похорон его прах был помещён в Пантеоне.

Поэзия Виктора Гюго:

Оды и поэтические опыты (Odes et poésies diverses, 1822)
Оды (Odes, 1823)
Новые оды (Nouvelles Odes, 1824)
Оды и баллады (Odes et Ballades, 1826)
Восточные мотивы (Les Orientales, 1829)
Осенние листья (Les Feuilles d’automne, 1831)
Песни сумерек (Les Chants du crépuscule, 1835)
Внутренние голоса (Les Voix intérieures, 1837)
Лучи и тени (Les Rayons et les ombres, 1840)
Возмездие (Les Châtiments, 1853)
Созерцания (Les Contemplations, 1856)
Песни улиц и лесов (Les Chansons des rues et des bois, 1865)
Грозный год (L’Année terrible, 1872)
Искусство быть дедом (L’Art d"être grand-père, 1877)
Папа (Le Pape, 1878)
Революция (L"Âne, 1880)
Четыре ветра духа (Les Quatres vents de l’esprit, 1881)
Легенда веков (La Légende des siècles, 1859, 1877, 1883)
Конец Сатаны (La fin de Satan, 1886)
Бог (Dieu, 1891)
Все струны лиры (Toute la lyre, 1888, 1893)
Мрачные годы (Les années funestes, 1898)
Последний сноп (Dernière Gerbe, 1902, 1941)
Океан (Océan. Tas de pierres, 1942)

Драматургия Виктора Гюго:

Инес де Кастро (Inez de Castro, 1819/1820)
Кромвель (Cromwell, 1827)
Эми Робсарт (Amy Robsart, 1828, опубликована 1889)
Марион Делорм (Marion de Lorme, 1829)
Эрнани (Hernani, 1829)
Король забавляется (Le roi s’amuse, 1832)
Лукреция Борджиа (Lucrèce Borgia, 1833)
Мария Тюдор (Marie Tudor, 1833)
Анджело, тиран Падуанский (Angelo, tyran de Padoue, 1835)
Рюи Блаз (Ruy Blas, 1838)
Бургграфы (Les Burgraves, 1843)
Торквемада (Torquemada, 1882)
Свободный театр. Малые пьесы и фрагменты (Théâtre en liberté, 1886).

Романы Виктора Гюго:

Ган Исландец (Han d’Islande, 1823)
Бюг-Жаргаль (Bug-Jargal, 1826)
Последний день приговорённого к смерти (Le Dernier jour d’un condamné, 1829)
Собор Парижской Богоматери (Notre-Dame de Paris, 1831)
Клод Гё (Claude Gueux, 1834)
Отверженные (Les Misérables, 1862)
Труженики моря (Les Travailleurs de la Mer, 1866)
Человек, который смеётся (L’Homme qui rit, 1869)
Девяносто третий год (Quatrevingt-treize, 1874).

Публицистика и эссе Виктора Гюго:

Весь мир знает такие его произведения, как "Собор Парижской Богоматери", "Человек, который смеется", "Отверженные", но почему-то не все интересуются биографией Виктора Гюго. А она не менее интересна, чем его шедевры. Ведь нельзя полностью проникнуться и понять творение великого человека, если не знаете то, что происходило в его жизни в тот момент. Конечно, нельзя в пару страниц вместить полную биографию Виктора Гюго, ведь для этого нужно поместить воспоминания его современников, личные письма, различные дневниковые записи. Поэтому ниже будет представлена история его жизни в обобщенном варианте. Биография и творчество Виктора Гюго будут рассматриваться вместе, потому что важные события, которые происходили в жизни писателя, находили отражение в его произведениях.

Детство и юность писателя

Биографию Виктора Мари Гюго следует начать с даты его рождения. Это было 26 февраля 1802 г. Родители будущего литератора придерживались противоположных политических убеждений, что не могло не сказаться на семейных отношениях. Отец Виктора в годы правления Наполеона получил генеральский чин. Мать мальчика была убежденной роялисткой, яро ненавидевшей Бонапарта и поддерживавшей династию Бурбонов.

Гюго-старший был назначен на пост губернатора Мадрида, и в этом городе родители писателя разошлись. Мать, забрав с собою детей, вернулась в Париж. Благодаря материнскому воспитанию Гюго вырос таким же убежденным роялистом. В своих самых ранних стихотворениях он прославляет Бурбонов. В юношеские годы ему близко классическое направление и влияние аристократического романтизма.

Начало творческого пути и реформа во французской поэзии

Важное место в биографии писателя Виктора Гюго занимает участие в преобразовании поэзии. К 1820 г. юный поэт написал уже достаточное количество стихотворений в любимом направлении классицизма. Но он прочитывает сборник Ламартина, и его произведения производят сильное впечатление. Виктор Гюго, восхищенный Шатобрианом и Ламартином, становится приверженцем романтизма.

И в 1820 г. писатель пытается преобразовать поэзию. В чем же суть его реформы? Теперь героем произведений становится деятельный герой, который участвует в мире, где происходят события, в независимости от желаний человека. Гюго любил использовать яркие динамичные природные пейзажи, писатель стремится найти конфликт в самих природных явлениях, а не только между героями, как это было раньше у Ламартина.

Виктор Гюго призывал отказаться от строгого языка классицизма и писать на языке человеческих чувств. Он смело вводил разговорную лексику, различные термины, устаревшие слова, что значительно помогло обогатить стихотворения.

Теоретизация романтизма

Вершиной эпохи французского романтизма стало его "Предисловие к "Кромвелю". Шекспировская драма "Кромвель" в ту эпоху носила новаторский характер, но все равно оставалась недостаточно подходящей для сцены. Но "Предисловие" переломило ход в борьбе двух направлений. В произведении Виктор Гюго рассказывает о своей точке зрения развития литературы. По его мнению, существует три эпохи: время, когда человек создает оды, гимны, то есть лирика; в античную эпоху появляются эпопеи; третий период - это становление христианства.

Именно в последний период, когда показана борьба добра и зла, закономерно появление нового жанра - драмы. В наше время, конечно, такой взгляд на литературное развитие кажется упрощенным и наивным. Но в тот период это имело огромное значение. Эта теория доказывала, что появление романтизма - это естественное явление, которое может показать все контрасты Нового времени.

Создание гротеска

В противопоставление классицизму, который стремился ко всему возвышенному, писатель создал новое направление - гротеск. Это специальное, чрезмерное усиление всего ужасного, некрасивого с одной стороны, а с другой - комического. Новое направление было многообразным, как сама жизнь, и его главной задачей было усиление прекрасного.

Все тенденции, которые были заложены Гюго, стали основными принципами для французских романистов в конце 20-30-х гг. в 19 веке. В драмах, написанных им, закладываются все основные позиции романтизма, которые будут считаться эталоном для французской драматургии.

"Собор Парижской Богоматери"

1831 г. - это важная дата в биографии Виктора Гюго. Это дата связана с написанием им великого произведения "Собор Парижской Богоматери". В романе поднимается тема перехода человека от аскетизма (отказа ото всех человеческих радостей) к гуманизму. Эсмеральда является отражением гуманного общества, которому не чужды прелести земной жизни. Для создания образа прекрасной цыганки писатель применяет гротеск, помещая героиню в низшее общество, на фоне которого она выделялась красотой и добротой.

Представителем аскетизма в романе был Клод Фролло. Он презирал все чувства, не любил людей, тем не менее он не смог совладать со своей страстью к Эсмеральде. Но эта страсть носила разрушительный характер, и не принесла им счастья. Для создания образа Квазимодо гротеск использовался в больших масштабах. В произведении он описывается как настоящий уродец, похожий на химеру, которые украшают собор.

Квазимодо является душой этого места, а в романе "Собор Парижской Богоматери" является символом народа. Конец этой истории вполне предсказуем - Эсмеральда и Квазимодо погибают. И этой развязкой писатель хотел показать, что несмотря на все сопротивление аскетизма, на его место придет эпоха гуманизма.

Изгнание из Франции

В 1848 г. Виктор Гюго участвует в Февральской революции и отказывается поддержать государственный переворот Луи Бонапарта, который провозгласил себя Наполеоном Третьим. В связи с этими событиями Гюго вынужден покинуть Францию. Теперь в его произведениях все больше чувствуется политическая направленность, все чаще звучат обличительные речи. Теперь он стремится в своем творчестве отразить современную действительность, при этом остается верным направлению романтизма.

Разоблачение нового императора в творчестве

В Бельгии Гюго пишет памфлет, направленный против Наполеона Третьего. В понимании писателя - это личность, ничем не заслужившая того общественного положения, которое занимает. Новый император в глазах Гюго был пустым, ограниченным и даже вульгарным человеком. Конечно, следуя всем канонам романтизма, Виктор Гюго преувеличил историческое значение Наполеона Третьего. Что и создало впечатление того, что новый правитель переделывает историю, как ему заблагорассудится.

Находясь на острове Джерси, романист продолжает разоблачать в своих творениях Луи Бонапарта в своем сборнике "Возмездие". До этого Гюго был знаменит своими восхитительными стихотворениями о природе. Но в тот период все раздражало его, в том числе и природа, все казались ему соучастниками Наполеона Третьего. Но вместе с тем, поэт дает довольно точные и меткие характеристики политическим деятелям того времени.

"Отверженные"

Огромное значение в биографии Виктора Гюго имеет вершина его творчества - это роман "Отверженные". Этот литературный шедевр создавался в течение 20 лет. Свет его увидел только в 1862 г. В своем романе-эпопее Гюго старался отразить всю окружавшую его действительность. Эксплуатация человека человеком, несправедливый суд, политические катастрофы, революции - все это присутствует в "Отверженных".

Каждое значительное событие рассматривается с точки зрения простого народа, и следует отметить, что главные герои - это не знатные люди или видные общественные деятели. Это представители низших слоев общества, которых обычно отвергают и не замечают. Все образы персонажей взяты Гюго из реальной жизни, у некоторых имелись реальные прототипы.

В романе автор выступает на стороне социальной революции. Одной из важных составляющих "Отверженных" является предоставление таких же прав низшим членам общества наравне с обеспеченными гражданами. Но в то же время, не менее важное значение имела духовная революция. По мнению Гюго, одно светлое событие, которое станет откровением, способно превратить злодея в доброго человека. В "Отверженных", как и в "Соборе Парижской Богоматери", показана борьба человека с роком. В борьбе с несправедливым законом торжествует моральный закон добра.

Возвращение во Францию

4 сентября 1870 г. в тот день, когда Франция была провозглашена Республикой, Виктор Гюго возвращается обратно. В столице общество принимает его как народного героя. В этот период он принимает активное участие в оказании сопротивления прусским захватчикам.

В 1872 г. Виктор Гюго выпускает сборник стихотворений "Грозный Год", который является дневником, написанным в стихах. В нем, кроме произведений, в которых разоблачается император, появляются и лирические стихи. В 1885 г. в самом зените славы не стало великого французского поэта и писателя Виктора Гюго.

Вклад писателя в литературу

Вклад писателя в развитие литературы был огромным - он создавал не только прекрасные произведения, но и занимался теоретическими вопросами. Он стремился вывести французскую поэзию, драматургию на совершенно другой уровень. Литературные принципы, созданные им, на долгие годы стали канонами для других писателей.

Но зачем нужна краткая биография Виктора Гюго для детей? Конечно, политическая подоплека в его творчестве и более глубокое изучение социальных проблем ребятам еще недоступно. Но в его творениях имеются принципы гуманного отношения человека ко всему живому, есть нравственное начало и победа добра.

Виктор Гюго - это одна из величайших личностей, которые были во французской и мировой литературе. Он не только активно развивал поэзию и драматургию, но и участвовал в общественной жизни. И до конца Гюго оставался верен принципам, которые ставили выше всего свободу человека и победу доброго начала.


Имя: Виктор Гюго (Victor Hugo)

Возраст: 83 года

Место рождения: Безансон, Франция

Место смерти: Париж, Франция

Деятельность: французский писатель

Семейное положение: был разведен

Виктор Гюго - биография

Писатель – романтик, покоривший не только французских, но и советских читателей. Необычный слог, граничащий с простотой изложения понятен всем, человек интересной судьбы Виктор Гюго известен многим.

Детство, семья Виктора Гюго

Полностью имя известного французского поэта, прозаика и драматурга звучит, как Виктор Мари Гюго. В семье кроме него было два брата, Виктор был самым младшим. Родился очень маленьким и часто болел. Жили Гюго богато, имели трёхэтажный дом. Глава семьи был родом из крестьян, но сумел добиться много в своей жизни. В его биографическом послужном списке наблюдается огромный скачок, он дослужился до чина генерала в армии Наполеона. Мать была по тем временам дочерью знатного судовладельца.


С детства будущему писателю знакомы Марсель и Корсика, Эльба и Италия, Мадрид и Париж. Эти путешествия сформировали мировоззрение мальчика как романтика. Вся биография маленького путешественника подвигла его на описание тех мест, которые навсегда пленили своей красотой и изяществом, простотой и невероятным трудолюбием местных жителей. В каждом месте, где, по долгу службы отца, останавливалась семья, мальчик находил свои прелести жизни.

Хотя к детям в семье относились с большой любовью, мать и отец часто ссорились из-за своих несхожих политических взглядов. Родители разошлись по причине новой влюблённости матери, сына женщина забрала и уехала на постоянное местожительство в Париж. В этом городе Виктор Гюго получил образование. В четырнадцатилетнем возрасте он уже начинает зарабатывать деньги своей писательской деятельностью.

Взрослая жизнь писателя

Резкий поворот в личной жизни родителей повлиял на дальнейшую биографию Виктора Мари. По желанию отца, Виктор должен был поступить в Политехнический институт. Действительно, мальчик показывал хорошие способности в области точных наук. Но Виктор предпочёл литературу, и вскоре убедил всех в правильности своего выбора. Когда Гюго проходил обучение в Лицее, он часто сочинял пьесы для импровизированного школьного театра. Костюмы делали сами из бумаги и картона, а сцену сооружали, сдвинув столы. Почётный отзыв за стихотворение, две премии за поэмы – это его первые награды за сочинительский труд.


Один из романов «Ган Исландец» был встречен читательской аудиторией довольно сдержанно. А критик Шарль Нодье дал молодому литератору несколько дельных советов. Виктор стал активно общаться со своим отцом и посвящает ему несколько своих сочинений. Гюго дружен с Мериме и Мюссе. В последующих произведениях у писателя звучат политические нотки, он, не боясь осуждения, выказывает своё негативное отношение к смертной казни.

Почти тринадцать лет автор вплотную работает с театром, он пишет драматические произведения и выступает за новое в искусстве и литературе, чем вызывает массу споров вокруг своего имени. Гюго, не стесняясь, входит в переписку с высшими кругами, занимает несколько значимых постов во Французской академии и Национальном собрании. Почти двадцать лет находится в изгнании по указу императора Наполеона III.

Взгляды Гюго

Писатель активно пропагандирует романтизм в литературе, он республиканец в политике. Первые работы уже принесли славу Гюго в 20 лет, для писателя выделяют писательское жалование. Его мастерство оценивается достаточно высоко, он становится мастером лирики и песни. Некоторые работы послужили отправной точкой для таких писателей, как Ч.Диккенс и Ф.М.Достоевский .

"Собор Парижской Богоматери"

Роман «Собор Парижской Богоматери» Виктора Гюго стал настоящим шедевром в мировой литературе, его переводили на многие языки. В Париж стремились туристы, стали возрождать старые здания, проявлять к ним должное уважение.

Виктор Гюго - биография личной жизни

Знаменитый писатель был постоянен не только в своих взглядах, но и в личной жизни. Он женился один раз, потому что нашёл в лице Адель Фуше свою единственную любовь. Это был счастливый брак, в котором родилось пятеро детей. Супруга не читала произведений писателя и не разделяла восторга почитателей его таланта. Есть сведения, что жена Гюго изменяла ему с его же другом.


Зато сам Виктор хранил верность жене, хотя некоторые источники утверждают, что Гюго был знаменит не только как великий писатель, но и своей любвеобильностью. К сожалению, не всё шло гладко с рождением продолжателей рода Гюго. Первый ребёнок умер ещё в младенческом возрасте. Остальные дети, кроме последней дочери Адель, не пережили своего знаменитого отца. Потерю детей Виктор переживал очень сильно.

Болезнь, последние годы писателя

Гюго заболел воспалением лёгких. Его можно было вылечить, будь он не в преклонном возрасте. В 83 года организм уже ослаблен и неадекватно реагирует на медикаменты и усилия врачей. Похороны были очень пышными, проститься с великим автором «Собора Парижской богоматери» пришло почти миллион человек, целых 10 дней длилось прощание с писателем. Правительство разрешило эту церемонию, не стало препятствовать этой процедуре, так как понимало, насколько был популярен писатель среди французского населения.

Виктор Гюго был младшим в семье генерала Жозефа Гюго и роялистки, дочери богатого судовладельца, Софи Требуше. Родился он в 1802 году в Безансоне, а последующие 9 лет переезжал с родителями с места на место. В 1811 году семья возвратилась в Париж. В 1813 году родители Виктора развелись, и младший сын остался жить с матерью.

Согласно краткой биографии Виктора Гюго, с 1814 по 1818 мальчик получал образование в престижном парижском лицее Людовика Великого. В это время он и начал писать: создал несколько трагедий, перевел на французский язык Вергилия, написал несколько десятков стихов, поэм и даже оду, за которую получил медаль Парижской Академии и еще несколько престижных наград.

Начало профессиональной литературной деятельности

В 1819 году Виктор Гюго начал заниматься издательским трудом. Он печатался в нескольких журналах, а потом стал издавать свой собственный. Содержание журнала говорило о том, что юный Гюго был ярым сторонником монархии и придерживался ультрароялистских взглядов.

В 1823 году Гюго опубликовал свой первый роман, который был раскритикован. Писатель не огорчился, а наоборот стал больше и тщательнее работать над своими произведениями. Он даже подружился с критиками, например, с Шарлем Нодье, который, в свою очередь, оказал большое влияние на творчество писателя. До 1830 года Гюго придерживался классической школы, но после романа «Кромвель» решил окончательно «уйти» в романтизм. Именно Гюго заложил основы так называемой романтической драмы.

Вершина писательской карьеры

Несмотря на проблемы с критиками, Гюго был достаточно известным писателем и вращался в соответствующих кругах. На праздники в дом приглашались такие известные деятели искусства, как Ламартин, Мериме, Делакруа . Гюго поддерживал хорошие отношения с Листом, Шатобрианом, Берлиозом.

В романах 1829-1834 годов Гюго проявил себя не только литератором, но и политиком. Он открыто выступил против практики смертной казни, что было особенно актуально для постреволюционной Франции.

С 1834 по 1843 году писатель работал, в основном, для театров. Его трагедии и комедии вызывали большой общественный резонанс – скандалы во французском литературном мире, но, при этом, они ставились в лучших парижских театрах. Его пьесы «Эрнани» и «Король забавляется» даже на какое-то время снимались с показов, но потом их снова включали в репертуар, и они имели оглушительный успех.

Последние годы

В 1841 году Виктор Гюго стал членом Французской Академиии, а 1845 начал политическую карьеру, которая была отнюдь не простой, хотя именно в 1845 году он получил звание пэра Франции.

В 1848 году он был избран в Национальное собрание, в котором продержался до 1851 года. Не поддержав новую революцию и восшествие на престол Наполеона III, Гюго отправился в изгнание и вернулся во Францию только в 1870 году. В 1876 году он стал сенатором.

Умер писатель в 1885 году. Во Франции на 10 дней объявили траур. Похоронен Виктор Гюго в Пантеоне.

Семья

В 1822 году Гюго женился на Адель Фуше. В этом браке родились пятеро детей, из которых определенную известность получила только младшая дочь Адель Гюго.

Другие варианты биографии

  • Такие великие произведения автора, как роман-эпопея «Отверженные», роман «Последний день человека, приговоренного к казни», роман «Человек, который смеется», вызывали большой общественный резонанс. Деятели мирового искусства и культуры, такие, как Ф. Достоевский , А. Камю , Ч. Диккенс, высоко оценивали литературный талант Гюго, а Достоевский вообще считал, что его «Преступление и наказание» во многом уступает романам Гюго.
  • Известно, что на похороны писателя пришло около миллиона человек, чтобы проститься с ним.

Оценка по биографии

Новая функция! Средняя оценка, которую получила эта биография. Показать оценку

Гюго Виктор Мари (1802-1885 гг.)

Великий французский поэт, романист, драматург; лидер романтического движения во Франции. Родился в Безансоне. Был третьим сыном капитана (позднее генерала) Ж.Л.С. Гюго (родом из Лотарингии) и Софи Требюше (родом из Бретани). Мальчик воспитывался под сильным влиянием матери, волевой , разделявшей роялистские и вольтерьянские .

Долгое образование Гюго было бессистемным. Несколько месяцев он провел в мадридском колледже Ноблес; во Франции его наставником стал бывший священник отец де ла Ривьер. В 1814 г. он поступил в пансион Кордье, откуда наиболее способные ученики переходили в лицей Людовика Великого. К этому периоду относятся его самые ранние стихотворные опыты - большей частью переводы из Вергилия.

Вместе с братьями он предпринял издание журнала «Литературный консерватор», где были опубликованы его ранние поэтические произведения и первая версия мелодраматического романа «Бюг Жар-галъ». Его приняли в роялистское Общество изящной словесности. С подростковых лет он по уши влюбился в соседскую девочку Адель Фуше -столь же буржуазную и благопристойную, как он сам, из весьма состоятельного семейства. Роман отразился в «Письмах к невесте». Первая поэтическая Гюго «Оды и разные стихотворения» была замечена королем Людовиком XVIII, которому пришлись по вкусу оды в роялистском духе.

Не по летам зрелому поэту была назначена ежегодная пенсия в 1200 франков, что позволило Виктору и Адели повенчаться. Адель Гюго-Фуше стала первой и последней, единственной законной супругой будущего великого поэта, достоверной матерью его детей. И - жертвой своего гениального мужа. Начав зарабатывать пером, Гюго вышел из материальной зависимости от отца, стал бывать в свете. Почти сразу он получил у современников кличку «Фавн».
В 1823 г. он опубликовал свой второй роман «Ган Исландец» - повествование в готическом стиле. Вышло издание «Од и баллад», яркая образность баллад свидетельствовала об усилении романтических тенденций в его творчестве.

В числе друзей и знакомых Гюго были такие литераторы, как А. де Виньи, А. де Сен-Вальри, Ш. Нодье, Э. Дешан и А. де Ламартин. Образовав группу Се-накль (фр. «сообщество», «содружество») при журнале «Французская муза», они часто встречались в салоне Нодье, хранителя библиотеки Арсенала. Особо тесные связывали Гюго и Ш. Сент-Бёва. В1827 г. Гюго опубликовал пьесу «Кромвель», повесть «Последний приговоренного к смерти» и поэтический сборник «Восточные мотивы», которые принесли Гюго славу.

Период с 1829 по 1843 гг. был чрезвычайно продуктивным в творчестве Гюго. Появились пьесы «Марион Делорм», «Эрнани». Закрепил успех «Собор Парижской Богоматери». Была поставлена «Марион Делорм», за ней свет рампы увидели «Король забавляется», «Лукреция Борджиа», «Мария Тюдор», «Анджело», «Рюи Блаз» и «Бургграфы». Важные события произошли в личной жизни Гюго. Сент-Бёв влюбился в его жену, и пути бывших друзей разошлись. Сам Гюго проникся страстью к актрисе Жюльетте Друэ. Их связь продолжалась вплоть до ее смерти в 1883 г. Выходившие с 1831 по 1840 гг. сборники лирических стихотворений в значительной мере навеяны личными переживаниями поэта: «Осенние листья», «Песни сумерек», «Внутренние голоса». Издан сборник критических эссе «Литературно-философская смесь».

В 1841 г. заслуги Гюго получают признание Французской Академии, которая избирает его своим членом. Выпускает книгу путевых заметок «Рейн», в которой излагает свою программу международных отношений между Францией и Германией.

В 1843 г. поэт пережил трагедию: его любимая дочь Леопольдина и ее муж Шарль Вакри утонули в Сене. Удалившись на время от общества, Гюго ушел в работу над большим романом «Невзгоды», прерванную революцией 1848 г. Гюго занялся политикой, был избран в Национальное Собрание; после государственного переворота 1851 г. бежал.

За время долгого изгнания Гюго создал величайшие свои произведения: появились «Возмездия» -стихотворная сатира с критикой Наполеона III; сборник лирической и философской поэзии «Созерцания»; опубликованы первые два тома «Легенды веков», утвердившие за ним славу эпического поэта. В 1860-1861 гг. Гюго вернулся к начатому роману «Невзгоды».

Книга была напечатана в 1862 г. под ставшим отныне знаменитым названием «Отверженные». Опубликовал трактат «Уильям Шекспир», сборник стихотворений «Песни улиц и лесов», а также два романа - «Труженики моря» и «Человек, который смеется».

Избранный в Национальное Собрание в 1871 г, Гюго вскоре сложил с себя депутатские полномочия. Свидетельством его патриотизма и утраты иллюзий в отношении Германии стал сборник «Грозный год».

Вновь обратился к историческому роману, написав роман «Девяносто третий год». В возрасте 75 лет издал сборник «Искусство быть дедом».

В мае 1885 г Гюго заболел и 22 мая умер у себя дома. Останки Гюго были помещены в Пантеон, рядом с Вольтером и Ж.-Ж. Руссо.

    ну вроде ка как нормально.учитель поставил 9 так что я довольна