Как играть дубль диез. Подробно о том, что такое диез в музыке

Rating 4.69 (39 Votes)

Какие ноты существуют помимо 7 основных? Как обозначить их в письме?

Рассмотрим октаву на клавиатуре фортепиано:

На рисунке 1 мы видим основные 7 нот: до, ре, ми, фа, соль, ля, си. Обратите внимание: между белыми клавишами до и ре есть чёрная клавиша. Эта клавиша находится справа от до и одновременно слева от ре . Мы намеренно акцентируем этот момент: одна и та же клавиша находится либо справа, либо слева: всё зависит, от какой соседней клавиши смотреть:

Рисунок 2. Первая чёрная клавиша

Теперь это соседство клавиш рассмотрим с музыкальной точки зрения. Если у вас есть фортепиано, будет хорошо, если вы проверите всё на практике, нажимая клавиши и слушая высоту звука. Если вы гитарист, то нота до у вас на 2-й струне 1-м ладу, нота ре на 2-й струне 3-м ладу, а «чёрная клавиша» между ними: 2-я струна 2-й лад.

Итак: мы рассматриваем ноты в пределах одной октавы. Нота до звучит ниже ноты ре . Соответственно, нота ре звучит выше ноты до . И между этими нотами есть ещё одна нота, на клавиатуре представленная чёрной клавишей (рисунок 2). Эта клавиша расположена между белыми клавишами до и ре . Звук, издаваемый этой чёрной клавишей выше ноты до и одновременно ниже ноты ре .

Диез

Рассмотрим звук чёрной клавиши относительно ноты до. Звук чёрной клавиши выше (на полтона):

Рисунок 3. Повышение ноты «до» на ½ тона

Говорят, что нота (нота до) повышена на полтона. Такое повышение называют словом диез . Запомните: повышение ноты на полтона называют словом диез. Этот звук - производная ноты до. Своего собственного названия он не имеет, поэтому для его названия используют название основной ступени. В данном случае это - до-диез. Обозначается диез символом решётки. Посмотрите на рисунок 4:

Рисунок 4. Нота «до-диез»

На рисунке 4 обозначена нота до-диез. Обратите внимание на решётку перед нотой. Это и есть символ диеза. Без решётки - это нота до, а с решёткой - до-диез (та самая чёрная клавиша между клавишами до и ре).

Бемоль

Теперь рассмотрим ту же чёрную клавишу, но уже относительно ноты ре (рисунок 5). Звук «чёрной клавиши» ниже ноты ре на полтона:

Рисунок 5. Понижение ноты «ре» на ½ тона

Понижение основной ступени на полтона называют словом бемоль . Этот звук - тоже производная ноты, в данном случае - ноты ре . Как и в случае диеза за основу берёт название основной ноты. Т.е. наша чёрная клавиша даёт звук, соответствующий ноте ре-бемоль. Ниже на рисунке 6 приводим обозначение бемоля:

Рисунок 6. Нота «ре-бемоль»

Вы уже поняли, что одна и та же нота (чёрная клавиша) имеет разные названия (диез/бемоль), в зависимости от того, относительно какой ступени мы смотрим? В начале статьи мы акцентировали внимание на том, что одна и та же клавиша (чёрная) находится правее клавиши с нотой до и одновременно левее клавиши с нотой ре . Теперь понятно, что нашей чёрной клавише соответствует либо нота до-диез, либо нота ре-бемоль - всё зависит от того, какую ноту мы берём за основу.

Дубль-диез и дубль-бемоль

Повышение основной ступени на 2 полутона (целый тон) называют дубль-диезом (). А понижение основной ступени на 2 полутона (целый тон) называют дубль-бемолем (). Используются нечасто. Просто знайте, что такое тоже есть.

Отменяет действие диеза и бемоля, а также дубль-диеза и дубль-бемоля. Обозначается решёткой, но несколько отличной от символа диеза. Посмотрите на рисунок 7 (в каждом такте перед 3-й нотой стоит знак бекар ():


Рисунок 7. Пример с бемолем, бекаром и диезом

Читаем ноты слева направо. Первый такт: до, ре-бемоль, ре (перед нотой стоит знак бекар - отменяем бемоль, который установила вторая нота), снова ре. Второй такт: ре, до-диез, до (знак бекара отменил действие диеза, установленного второй нотой), до. Внимательно послушайте звуковой файл. Ноты проигрываются в медленном темпе, уловите на слух действие диеза, бемоля и бекара.

Альтерация

Описанное повышение и понижение звуков называют словом альтерация .

Зона действия знаков альтерации

Знаки альтерации (диез и бемоль) могут стоять не только перед нотой, но также и при ключе. В этом случае действие знаков распространяется на всё произведение. Действие знака альтерации, стоящего перед нотой, распространяется на такт (если в том же такте не появляются бекары или другие знаки альтерации - будьте внимательны!).

В заключение статьи предлагаем вам программу, которая наглядно покажет диезы и бемоли на клавиатуре фортепиано (ваш браузер должен поддерживать flash).

Итоги

Главное, что вы должны понять в рамках данной статьи - что такое диез (повышение основной ступени на пол-тона) и что такое бемоль (понижение основной ступени на пол-тона). отменяет действие бемоля и диеза. Также обратите внимание на зону действия знаков альтерации .

В этой статье продолжим разговор о нотной грамоте – будем изучать знаки альтерации. Что такое альтерация? Альтерация – это изменение основных ступеней звукоряда (основные ступени – это до ре ми фа соль ля си ). Что конкретно изменяется? Меняется их высота и чуть-чуть название.

Диез – это повышение звука на полтона, бемоль – понижение его на полтона. После того, как нота изменена, то к её основному названию просто прибавляется одно слово – соответственно, диез или бемоль. Например, до-диез, фа-диез, ля-бемоль, ми-бемоль и т.д. В нотах же диезы и бемоли обозначаются специальными знаками, которые тоже называются диезами и бемолями . Используется и ещё один знак – бекар , он отменяет всякую альтерацию, и тогда, вместо диеза или бемоля, мы играем основной звук.

Посмотрите, как это выглядит в нотах:

Что такое полутон?

Теперь разберёмся во всём подробнее. Что же за полутоны такие? Полутон – это кратчайшее расстояние между двумя соседними звуками. Давайте рассмотрим всё на примере клавиатуры фортепиано. Вот перед вами октава с подписанными клавишами:


Что мы видим? Белых клавиш у нас 7 штук и на них располагаются основные ступени. Вроде бы между ними и так довольно краткое расстояние, но, тем не менее, между белыми клавишами есть чёрные. Чёрных клавиш у нас 5. Получается, что в общей сложности в октаве 12 звуков, 12 клавиш. Так вот, каждая из этих клавиш по отношению к ближайшей соседней располагается на расстоянии полутона. То есть, если мы сыграем подряд все 12 клавиш, то мы сыграем все 12 полутонов.

Дубль-диез и дубль-бемоль

Кроме простых диезов и бемолей в музыкальной практике применяется дубль-диезы и дубль-бемоли . Что такое дубли – это двойные изменения ступеней. Другими словами, дубль-диез повышает ноту сразу на два полутона (то есть на целый тон), а дубль-бемоль – понижает ноту на целый тон (один тон – это два полутона ).


Бекар – это знак отмены альтерации, он действует по отношению к дублям абсолютно так же, как и к обычным диезам и бемолям. Например, если мы сыграли фа-дубль-диез , а затем через некоторое время перед нотой фа появляется бекар, то мы играем «чистую» ноту «фа» .

Случайные и ключевые знаки

Итак, подведём итоги.

Мы разговаривали об альтерации: узнали, что такое альтерация и какие бывают знаки альтерации. Диез – это знак повышения на полтона, бемоль – это знак понижения ноты на полтона, а бекар – знак отмены альтерации. Кроме того, существуют так называемые дубли: дубль-диез и дубль-бемоль – они повышают или понижают звук сразу на целый тон (целый тон – это два полутона).

Вот и всё! Желаю вам дальнейших успехов в освоении музыкальной грамоты. Заходите к нам чаще, будем разбирать другие интересные темы. Если вам понравился материал, нажимайте «Мне нравится» и делитесь информацией с друзьями. Сейчас предлагаю вам немного отвлечься и послушать хорошую музыку в прекрасном исполнении блестящего пианиста современности Евгения Кисина.

Людвиг ван Бетховен – Рондо «Ярость по поводу потерянного гроша»

Приветствую уважаемые читатели блога сайт. В этой части мы рассмотрим что такое диез, бекар, бемоль, но для начала нам нужно будет вспомнить материалы этого . Это строение октавы:

На рисунке выше мы видим основные семь ступеней – это до, ре, ми, фа, соль, ля, си. Теперь обратите внимание, что между белыми клавишами до и ре соседствует черная клавиша. Эта клавиша расположена с правой стороны от клавиши до и с левой стороны от клавиши ре. Этот момент мы намеренно акцентируем, так как одна и та же клавиша (нота) находится либо с правой стороны, либо с левой стороны: это всё зависит, от какой соседствующей клавиши смотреть.

Сейчас это соседство клавиш (т.е. нот) рассмотрим с точки зрения музыки. Запустите программу и в добавьте (т.е. пианино) или же если у вас есть фортепиано, то вы можете, проверить нас, нажимая клавиши и слушая высоту звука.

В Fl studio чтобы увидеть все ноты нужно зайти в .



Запускаем piano roll

Итак: сейчас мы рассматриваем ноты, что находятся в пределах 1-ой октавы. Нота (до) по звучанию ниже ноты (ре). И соответственно, нота (ре) по звучанию выше ноты (до). Ну а между этими нотами (до) и (ре) находится ещё одна нота, которая на клавиатуре представлена чёрной клавишей. Звук, этой чёрной клавиши выше ноты (до) и ниже ноты (ре) т.е. середина этих звуков.

Что такое Диез? Диез это повышение основной ступени на полтона. Например, рассмотрим звук чёрной клавиши, что находится рядом с нотой (до). Звук, что издает черная клавиша, будет выше на полтона – это явление называют словом диез. Запомните, что повышение звука на полтона называют, словом диез. Этот звук считается производной ступенью, и поэтому у него нету своего названия. В таком случае используется название основной ступени. В нашем примере это будет –до-диез.

Диез обозначается символом решётки, посмотрите ниже на рисунок:

Обозначение диеза

На этом рисунке обозначили ноту до-диез. Без решетки будет (до), а с решеткой (до-диез).

Что такое Бемоль? Бемоль – это понижение основной ступени на полтона. Например, рассмотрим эту же черную клавишу относительно ноты (ре). Звук черной клавиши будет ниже на полтона звука (ре). Это явление называется, словом бемоль. Оно также является производной ступенью и не имеет своего названия и использует название основной ступени. В нашем случае это будет ре-бемоль.

На рисунке ниже приводим обозначение бемоля:

Обозначение бемоля

Я думаю что вы уже поняли что одна и та же нота т.е. черная клавиша может иметь разные названия в зависимости от какой ступени смотреть. В нашем примере как я писал выше, черная клавиша может иметь название либо “до-диез” либо “ре-бемоль” – это зависит от той ноты, что мы берем за основу.

Что такое дубль-бемоль и дубль-диез ? При повышении основной ступени на два полутона (т.е. тон) называют дубль-диезом. А при понижении основной ступени на два полутона (т.е. тон) называют дубль-бемолем. Редко используется, но знать надо, что такое тоже есть.

Вот Вам простенький пример: до-дубль-диез – это нота ре. А ре-дубль-бемолем является нота до.

Что такое Бекар ? Символ бекара отменяет действие диеза или бемоля . Ниже на рисунке в каждом такте перед третьей нотой стоит этот символ. Он обозначается решёткой похожей на диез, но отличной от неё.

Бекар

Теперь давайте прочитаем эти ноты. Читать надо слева направо, первый такт: до, ре-бемоль, ре (здесь перед нотой стоит знак бекар – который отменяем бемоль, что установила вторая нота), и снова ре. Второй такт: ре, до-диез, до (здесь также знак бекара отменил действие диеза, установленного второй нотой), нота до.

Что такое Альтерация? Альтерация это повышение и понижение звуков.

Рассмотрим зону действия знаков альтерации.

Зона действия знака альтерации, которая стоит перед нотой, действует на весь такт. Эти знаки называются случайными . Этот случайный знак будет действовать на все данные ноты той же октавы внутри текущего такта, либо до следующего случайного знака, либо до смены тональности.

Зона действия знаков альтерации

Давайте прочитаем ноты. Также слева направо, первый такт: до, ре-бемоль, ре-бемоль, ре-бемоль (здесь перед 1-ой нотой ре стоит знак бемоль. Он будет действовать до конца такта, и понижать следующие ноты ре на полтона). Второй такт: ре, до-диез, до-диез, до-диез (зона действие знака бемоль из первого такта закончилось в первом такте, и поэтому второй такт начинается с ноты ре. Далее перед следующей нотой до стоит знак диез, что действует до конца второго такта и будет повышать последующие ноты до на полтона).

Важное замечание.

Действие знака будет распространяться непосредственно на ноту, перед которой он поставлен. В нашем случае в 1-ом такте знак бемоль действует только на ноту ре 2-ой октавы. Но если бы в первом такте была бы еще нота ре 1-ой или 3-ей октавы, то знак бемоль на них бы не действовал.

Эти знаки альтерации (бемоль и диез) могут стоять не только перед нотой, но также при ключе. Вот такие знаки альтерации называются ключевые .

Ключевые знаки альтерации располагаются в начале каждого нотоносца справа от ключа и действуют на все ноты, что записаны на соответствующих линейках в этом нотоносце, до смены ключевых знаков. Также внутри такта действие ключевых знаков могут отменяться случайными знаками. Действие ключевых знаков будет распространяться на все произведение.

Вот пример использования диезов при ключе:

Использования диезов при ключе

Ключевые знаки показывают нам, что все ноты, что расположены в соответствующих линиях нотоносца присутствующих в ключе знаков альтерации, должны будут воспроизводиться с повышением или понижением на полутон.

В нашем примере (см. рисунок выше), диезы расположены между 3-ей и 4-ой линейками нотного стана (место звука “до” ) и на 5-ой линейке (звук “фа” ). А это означает, что все ноты до и фа , которые будут встречаться в произведении, должны будут быть повышены на полутон. Причем, не важно, в какой октаве расположены эти звуки: все ноты (до) и (фа) должны играться как до-диез и фа-диез (конечно же, если перед этими нотами не стоит знак бекар ).

Подведем итоги 4 части. Сегодня мы узнали, про такие знаки альтерации: диез, бекар, бемоль. А также рассмотрели зону действия знаков альтерации.

Сегодня мы поговорим о том, что такое диез в музыке. Указанное понятие тесно связано с терминами "бекар" и "бемоль". Все это - знаки альтерации. Сперва рассмотрим краткие пояснения, а затем перейдем к подробностям.

Знаки

Начнем с определения знака альтерации. О значении этого слова можно догадаться, обратив внимание на его латинский корень. Его можно перевести как «другой». Термин характеризует существование разных вариантов предмета или явления либо определенное изменение. В музыке альтерация характеризует изменение основных ступеней - обыкновенных нот.

Их можно понизить или повысить. В результате можно образовать новые производные варианты музыкальных ступеней. За это отвечают диез и бемоль, первый описывает повышенные ноты, второй - пониженные. Ноты представляют собой записанные звуки - графические знаки. Для перенесения элементов музыки в разных октавах на бумагу применяется стан, линейки, ключи.

Внешность и определение


Знак диез выглядит как маленькая лесенка или решетка, находящаяся на клавиатуре телефона. Это обозначение говорит о повышении ноты. Разобраться в вопросе о том, что такое диез, поможет его происхождение. Понятие имеет греческие корни. Термин происходит от слова «диеса». Следует сказать несколько слов о близком понятии. Диез и бемоль тесно связаны.

Последний из указанных терминов сигнализирует о пониженной ноте. Он схож с английской или латинской печатной буквой b. При этом нижняя часть этого знака заострена. Она напоминает перевернутую каплю. Бемоль - французское слово, которое имеет латинскую этимологию. Образован термин простыми элементами. Первая часть «бе» - латинская буква b, «моль» обозначает «мягкий».

Парные


Говоря о том, что такое диез, следует отметить, что он может быть двойным. При передаче на бумаге обозначается диагональным крестиком со слегка ромбовидными расширенными кончиками.

Дубль-диез отвечает за двойное повышение ноты. С бемолем все обстоит похожим образом. Возможно двойное понижение ноты. В свою очередь, дубль-бемоль записывается при помощи знака, схожего с английской буквой W.

Расположение


Разобраться с тем, что такое диез и бемоль, поможет представление о том, как эти явления меняют ноты. На клавиатуре пианино есть черные и белые клавиши. На последних можно сыграть знакомые всем ноты. Нас сегодня больше интересуют черные клавиши. Они помогают ориентироваться на клавиатуре. Кроме того, именно с их помощью играются бемоли и диезы - пониженные и повышенные ноты.

Принцип действия

Бемоли и диезы понижают или повышают ноты на полутон. Речь идет о самом маленьком расстоянии между двумя звуками. Именно оно называется полутоном. На клавиатуре пианино это понятие описывает расстояние между любой из клавиш и ее ближайшей соседкой. Рекомендуем обратить особое внимание на полутона Си - До и Ми - Фа.

Они могут пригодиться в различных случаях. Когда нам нужно сыграть диез на фортепиано, следует взять ноту выше на полутон - соседку основной. Любопытнее всего дело обстоит в случае, если рядом справа нет необходимой черной клавиши. Примером такого явления являются уже упомянуты белые полутона Си - До и Ми - Фа.

В данном случае следует, в соответствии с правилом, взять ноту справа на полутон выше. Единственная разница: в этих случаях диез будет звучать из белой, а не привычной черной клавиши. С бемолем все обстоит точно так же, но наоборот. Чтобы его сыграть, берем клавишу, расположенную на полутон ниже - слева. Отдельно следует упомянуть о дубль-диезах.

Как можно догадаться из вышесказанного, они изменяют ноту на два полутона. Аналогичная трансформация происходит при использовании дубль-бемолей. Соединив два полутона, получим один целый. Именно он нам нужен в описанном случае. Другими словами, дубль-диез на целый тон повышает ноту. Бемоль заранее ставится перед нотой, как предупреждающий знак для автомобилиста.

Аналогично указывается диез. После ноты его ставить поздно. Белая нота к тому времени уже будет сыграна, что вызовет фальшь. Поэтому обязательно указываем знак перед нотой.


Мы уже знаем, что такое диез, однако важно понять, где именно его писать. Любой знак указывается на той линейке, на которой расположена сама нота. То есть диез или бемоль могут быть только рядом с нанесенным на бумагу звуком и охранять его. Знаки, которые находятся на других линейках или летают в космосе, являются неправильными.

Бемоли и диезы бывают двух видов: случайные и ключевые. Следует знать, в чем их разница. Начнем с описания случайных знаков. В данном варианте о содержании понятия можно догадаться из его названия. Случайные знаки альтерации попадаются в тексте неожиданно, словно гриб в лесу. Такой бемоль или диез играют исключительно в том такте, в котором он встретился. На следующем музыкальном отрезке используется обычная белая нота.

Ключевые знаки - бемоли и диезы, которые находятся рядом с басовым или скрипичным ключом. Их следует размещать на нужной строчке. Они обладают особым действием. Все ноты, отмеченные таким образом, играются как бемоли или диезы до конца музыкальной пьесы. Следует помнить, что ключевые знаки выставляются всегда в установленном порядке.

Последовательность диезов такова: Фа, До, Соль, Ре, Ля, Ми, Си. В случае бемолей все так же, но наоборот. Если рядом с ключом мы видим три диеза, речь идет о Фа, До, Соль.

Этот ряд будет продолжен в соответствии с установленным порядком, если знаков альтерации будет пять. Если после ключа расположены два бемоля, это непременно пара Си, Ми. Ключевые знаки выставляются в определенном порядке, а также на нужных линейках.