Художник леонид осипович пастернак. Пастернак леонид осипович Леонид осипович пастернак картины

П ервые работы на заказ Леонид Пастернак написал в шесть лет, а своего заказчика - местного дворника - художник всю жизнь называл «мой Лоренцо Медичи». Позже в творческой биографии Пастернака появились портреты родственников и знаменитых современников, полотна и рисунки со Львом Толстым, а также иллюстрации к его произведениям. Работы художника хранятся в российских и зарубежных музеях и частных собраниях.

Выпускник мюнхенской Академии изящных искусств

Леонид Пастернак родился в 1862 году в еврейской семье в Одессе. С раннего детства мальчик много рисовал, углем он делал мгновенные наброски всего, что видел вокруг. Первый заказчик у маленького художника появился, когда ему было 6 лет: местный дворник попросил его создать зарисовки на охотничьи темы. Каждый рисунок стоил 5 копеек, которые Леонид Пастернак потратил соответственно возрасту: на конфеты. Однако в семье не приветствовали легкомысленного увлечения рисованием. Родители, владельцы постоялого двора, видели младшего сына в будущем врачом, аптекарем или «на худой конец, ходатаем по делам» . Несмотря на это, Пастернак посещал Одесскую рисовальную школу.

Уступая родительской воле, в 1881 году Леонид Пастернак поступил на медицинский факультет Московского университета . Однако медицину он не любил и через 2 года перевелся на юрфак Новороссийского университета в Одессе. В Российской империи студенты только этого вуза могли выехать за границу.

Практически сразу после поступления на юрфак Пастернак уехал в Мюнхен: параллельно он решил учиться живописи в Королевской Академии изобразительных искусств у немецкого художника Иоганна Каспара Гертериха. Приезжая в Одессу для сдачи экзаменов, Пастернак печатал в местных журналах карикатуры, юмористические и бытовые сценки.

В 1885 году художник блестяще закончил Академию и экстерном юридический факультет. После учебы выпускнику предстояло пройти службу в армии, и в 1885–1886 годах он был вольноопределяющимся в артиллерии. Привычка делать быстрые и точные наброски не покинула его и на службе. Один из эскизов того времени стал сюжетом для большого полотна «Вести с родины».

Вернувшись в Одессу, Леонид Пастернак познакомился с талантливой пианисткой Розалией Кауфман. В 1889 году они поженились и переехали в Москву.

«Первый русский импрессионист»

Леонид Пастернак. Дебютантка. Эскиз. 1893

Леонид Пастернак. Вести с родины. 1889. Государственная Третьяковская галерея

Леонид Пастернак. Иллюстрация к роману Льва Толстого «Воскресение». 1899

В том же 1889 году Леонид Пастернак подарил Павлу Третьякову свое полотно «Еврейка с чулком», а чуть позже, на выставке передвижников, меценат приобрел его работу «Вести с родины». Деньги от продажи Пастернак вложил в парижское путешествие. Он изучал французское искусство и пробовал новые приемы живописи. Критики отмечали, что после поездки рука художника стала «более свободной и изысканной» .

Вернувшись в Москву, Леонид Пастернак вместе с портретистом Виктором Штембером открыли школу живописи и рисунка. В 1890 году художник стал редактором литературно-художественного журнала «Артист» и сблизился с кружком Василия Поленова , куда входили Валентин Се­ров , Константин Коровин , Исаак Левитан , Михаил Врубель . Позже из этого объединения вырос «Союз русских художников». Участники кружка пропагандировали полную свободу в творчестве, и Леонид Пастернак первым из русских художников назвал себя импрессионистом.

Однако он регулярно участвовал в выставках передвижников . На одной из таких экспозиций в 1893 году Пастернак встретился с Львом Толстым , который разглядывал его картину «Дебютантка», а позже признался, что следит за творчеством художника. Через некоторое время художника пригласили в гости к писателю, и вскоре Пастернаки стали часто бывать у него - и в Ясной Поляне , и в Москве.

«Подводя итоги прошлому, вспоминая Льва Николаевича, я спрашиваю себя, чем заслужил я счастье, дарованное мне судьбой, не только быть современником этого легендарного человека, но и знать его лично, бывать у него, беседовать с ним, рисовать и писать его... Как передать блаженство, испытанное мною, когда однажды, в разговоре со мной Н. Ге заметил: «Толстой Вас любит - это большое счастье».

Леонид Пастернак

Постепенно художник создал серию семейных портретов Толстых. Кроме того, Пастернак сделал иллюстрации к роману «Воскресение» , и эти работы получили медаль на Всемирной выставке 1900 года в Париже. В 1902 году картину Леонида Пастернака «Толстой с семьей в Ясной Поляне» для Русского музея приобрел великий князь Георгий Александрович. Другой великий князь - Сергей Александрович - лично утвердил кандидатуру Леонида Пастернака на пост профессора Московского училища живописи, ваяния и зодчества.

К 1902 году у Пастернаков было уже четверо детей: два мальчика - Борис и Александр, и две девочки - Жозефина и Лидия. Художник писал семейные портреты и сценки из домашней жизни, эти работы успешно продавались. Друзья семьи шутили, что так дети кормят своих родителей.

Портретист, исследователь, основатель ленинианы

Леонид Пастернак. Поздравление. 1914. Государственная Третьяковская галерея

Леонид Пастернак. Сыновья Борис и Александр. После 1890. Частное собрание

Леонид Пастернак. Лидия и Жозефина. 1908

В 1905 году Петербургская академия художеств избрала Пастернака академиком живописи, но с началом революции и беспорядков в Москве семья уехала в Германию. В Берлине Леонид Пастернак устроил выставку своих работ и писал портреты на заказ.

Вскоре Пастернаки вернулись в Москву. В 1910-х годах художник написал множество портретов культурных деятелей и политиков России и Европы. В его портретной галерее появились композиторы Александр Скрябин и Сергей Рахманинов , литераторы Максим Горький и Константин Бальмонт , Валерий Брюсов и Вячеслав Иванов, микробиолог Илья Мечников , английский режиссер Генри Крэг, создатель идеологии анархо-коммунизма князь Петр Кропоткин. Также Леонида Пастернака считают одним из основателей ленинианы. Он первым из художников академического направления начал делать зарисовки Владимира Ленина и других революционных деятелей на съездах и собраниях.

В начале 20-х годов Пастернаки с дочерьми эмигрировали в Германию. В Берлине художник продолжил писать портреты литераторов, художников и ученых. Среди них был и Альберт Эйнштейн. С ним супружеская пара познакомилась на музыкальном вечере в советском посольстве, где Розалия Пастернак аккомпанировала на фортепиано играющему на скрипке ученому.

Тогда же Пастернак заинтересовался темой еврейства в истории искусства: выпустил монографию «Рембрандт и еврейство в его творчестве», 2 альбома о деятелях еврейской культуры. В 1924 году Леонид Пастернак участвовал в Палестинской историко-этнографической экспедиции, откуда привез десятки этюдов и рисунков, чтобы включить их в монографию. В Германии прошли персональные выставки Пастернака в 1927 и 1932 годах.

Леонид Пастернак. Портрет Льва Толстого. 1908

Леонид Пастернак. Дирижер В.И. Сук. Не ранее 1906. Донецкий областной художественный музей, Украина

Однако в тот период в стране уже начали проявляться нацистские настроения: почти весь тираж монографии Пастернака с воспоминаниями о Толстом сожгли, следующую выставку запретили. Когда к власти пришел Адольф Гитлер, порядки совсем ужесточились. Переговоры о возвращении в Советский Союз затянулись. В 1935 году, когда вышли Нюрнбергские расовые законы, Пастернаки переехали в Лондон. Там прошла еще одна персональная выставка художника.

23 августа 1939 года, за несколько дней до начала Второй мировой войны, скончалась Розалия Пастернак. Художник продолжал работать над полотнами. Последней и уже незаконченной его работой стал портрет Владимира Ленина. Леонид Пастернак умер в Оксфорде 31 мая 1945 года.

«Искусство мое обладает одним преимуществом перед словом, литературой: оно – международное и понятно на всех языках. Живопись, рисунок, пейзаж, портрет – будь он написан шведом, французом, русским или евреем – понятен всем».

Леонид Пастернак

Сегодня работы Леонида Пастернака хранятся в известных российских музеях и за рубежом - в Париже, Лондоне, Оксфорде, Бристоле - а также в частных коллекциях.

Аврум Ицхок-Лейб Пастернак родился 22 марта (3 апреля) 1862 года в еврейской семье в Одессе, в доме гласного городской Думы М. Ф. Унтилова по Херсонской улице, 20. Его отец, Иосиф (Осип) Кивович Постернак, арендовал восемь номеров гостиницы в доме № 9 по Рождественской улице на Слободке («постоялый дом Груздьева»), куда переехала вся семья, когда будущий художник был ещё ребёнком. Дед, Кива-Ицхок Постернак, был одним из основателей одесского еврейского погребального братства (хевра кадиша ).

Помимо него в семье было пять детей. В раннем детстве проявил любовь к рисованию, хотя родители поначалу не одобряли этого увлечения. С по гг. Леонид учился в одесской рисовальной школе , однако окончательно избрал карьеру художника не сразу. В 1881 г. он поступил в Московский университет и два года занимался на медицинском факультете. В г. перевёлся в Новороссийский университет (Одесса) и там учился на юридическом факультете до 1885 года (в списках студентов за 1883-1884 академический год и в списках выпускников за 1885 год значится как Ицхок По стернак ).

Параллельно с университетской учёбой Пастернак продолжал заниматься живописью. В 1882 г. он занимался в московской школе-студии Е. С. Сорокина. В середине 1880-х также занимался в Мюнхенской академии художеств , где учился у Гертериха и Лицен-Мейера, кроме того, брал уроки офорта у И. И. Шишкина .

После приобретения его картины «Письмо из дому» П. М. Третьяковым для Третьяковской галереи Пастернак решает переехать в Москву , где в г. женится на пианистке Розалии Исидоровне (Райце, или Розе, Срулевне) Кауфман, работавшей до этого преподавателем по классу фортепиано в Одесской музыкальной школе Русского музыкального общества (в синагогальной записи о рождении первого сына Бориса в 1890 году значится уже как Исаак Иосиев По стернак ).

Участвует в ежегодных выставках передвижников . Член объединения «Мир искусства ». В конце 1880-х - начале 1890-х годов служит преподавателем в Училище изящных искусств художника-архитектора А. О. Гунста . В г. Пастернак получает приглашение преподавать в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (впоследствии - ВХУТЕМАС) и принимает его, специально оговорив, что не будет креститься.

Семья

Книги

  • Л. Пастернак . Рембрандт и еврейство в его творчестве. Берлин: Издательство С. Д. Зальцмана, 1923 (на русском языке); Берлин: Явне, 1923 (на иврите).

Работы

  • За работой. Этюд. Масло
  • Портрет А. Г. Рубинштейна (1886),
  • Иллюстрации к роману Л. Н. Толстого «Война и мир»
  • Иллюстрации к роману Л. Н. Толстого «Воскресение». 1899
  • Иллюстрации к драме «Маскарад» М. Ю. Лермонтова (1891),
  • Иллюстрации к поэме М. Ю. Лермонтова (1891)
  • «Заседание совета преподавателей Московского училища живописи, ваяния и зодчества» (1902)
  • Л. Н. Толстой с семьёй в Ясной Поляне (1902)
  • «Вести с родины»,
  • Портрет С. С. Шайкевича
  • Портрет А. Б. Высоцкой. 1912. Пастель
  • Портрет М.Горького (1906),
  • Портрет А. Н. Скрябина (1909),
  • Портрет Ил. М. Мечникова (1911),
  • Портрет Вяч. Иванова (1915)
  • Уроки музыки. 1909. Пастель

    Pasternak leo tolstoy.jpg

    Лев Толстой

    Pasternakluchsolnzaint.jpg

    Солнечный луч

    Pasternak VyachIvanov Berdyaev Bely.jpg

    Вячеслав Иванов, Лев Кобылинский-Эллис, Николай Бердяев и Андрей Белый

    Pasternakvorobyovygory.jpg

    Золотая осень. Воробьевы горы.

    Pasternak boris alex.jpg

    Сыновья Борис и Александр

    Pasternak Apples.jpg

    Сбор яблок (1918)

    Pasternak-rilke.jpeg

    Райнер-Мария Рильке

    Ошибка создания миниатюры: Файл не найден

    Он будет ждать (Старый еврей)

Внешние изображения
иллюстрации к роману "Воскресенье "
(Л.Н. Толстой)
img0.liveinternet.ru/images/attach/b/0/22396/22396279_06Utro_Nehludova.jpg
img0.liveinternet.ru/images/attach/b/0/22396/22396383_08V_teatre.jpg
img0.liveinternet.ru/images/attach/b/0/22396/22396457_10V_koridore_suda.jpg

Напишите отзыв о статье "Пастернак, Леонид Осипович"

Примечания

Ссылки

  • на «Родоводе ». Дерево предков и потомков
  • на сайте Руниверс
  • «Борис Пастернак. Жизнь замечательных людей.» Книга Дм. Быкова содержит много интересных сведений про отца поэта.

Отрывок, характеризующий Пастернак, Леонид Осипович

– Посмотри, Наташа, как ужасно горит, – сказала Соня.
– Что горит? – спросила Наташа. – Ах, да, Москва.
И как бы для того, чтобы не обидеть Сони отказом и отделаться от нее, она подвинула голову к окну, поглядела так, что, очевидно, не могла ничего видеть, и опять села в свое прежнее положение.
– Да ты не видела?
– Нет, право, я видела, – умоляющим о спокойствии голосом сказала она.
И графине и Соне понятно было, что Москва, пожар Москвы, что бы то ни было, конечно, не могло иметь значения для Наташи.
Граф опять пошел за перегородку и лег. Графиня подошла к Наташе, дотронулась перевернутой рукой до ее головы, как это она делала, когда дочь ее бывала больна, потом дотронулась до ее лба губами, как бы для того, чтобы узнать, есть ли жар, и поцеловала ее.
– Ты озябла. Ты вся дрожишь. Ты бы ложилась, – сказала она.
– Ложиться? Да, хорошо, я лягу. Я сейчас лягу, – сказала Наташа.
С тех пор как Наташе в нынешнее утро сказали о том, что князь Андрей тяжело ранен и едет с ними, она только в первую минуту много спрашивала о том, куда? как? опасно ли он ранен? и можно ли ей видеть его? Но после того как ей сказали, что видеть его ей нельзя, что он ранен тяжело, но что жизнь его не в опасности, она, очевидно, не поверив тому, что ей говорили, но убедившись, что сколько бы она ни говорила, ей будут отвечать одно и то же, перестала спрашивать и говорить. Всю дорогу с большими глазами, которые так знала и которых выражения так боялась графиня, Наташа сидела неподвижно в углу кареты и так же сидела теперь на лавке, на которую села. Что то она задумывала, что то она решала или уже решила в своем уме теперь, – это знала графиня, но что это такое было, она не знала, и это то страшило и мучило ее.
– Наташа, разденься, голубушка, ложись на мою постель. (Только графине одной была постелена постель на кровати; m me Schoss и обе барышни должны были спать на полу на сене.)
– Нет, мама, я лягу тут, на полу, – сердито сказала Наташа, подошла к окну и отворила его. Стон адъютанта из открытого окна послышался явственнее. Она высунула голову в сырой воздух ночи, и графиня видела, как тонкие плечи ее тряслись от рыданий и бились о раму. Наташа знала, что стонал не князь Андрей. Она знала, что князь Андрей лежал в той же связи, где они были, в другой избе через сени; но этот страшный неумолкавший стон заставил зарыдать ее. Графиня переглянулась с Соней.
– Ложись, голубушка, ложись, мой дружок, – сказала графиня, слегка дотрогиваясь рукой до плеча Наташи. – Ну, ложись же.
– Ах, да… Я сейчас, сейчас лягу, – сказала Наташа, поспешно раздеваясь и обрывая завязки юбок. Скинув платье и надев кофту, она, подвернув ноги, села на приготовленную на полу постель и, перекинув через плечо наперед свою недлинную тонкую косу, стала переплетать ее. Тонкие длинные привычные пальцы быстро, ловко разбирали, плели, завязывали косу. Голова Наташи привычным жестом поворачивалась то в одну, то в другую сторону, но глаза, лихорадочно открытые, неподвижно смотрели прямо. Когда ночной костюм был окончен, Наташа тихо опустилась на простыню, постланную на сено с края от двери.
– Наташа, ты в середину ляг, – сказала Соня.
– Нет, я тут, – проговорила Наташа. – Да ложитесь же, – прибавила она с досадой. И она зарылась лицом в подушку.
Графиня, m me Schoss и Соня поспешно разделись и легли. Одна лампадка осталась в комнате. Но на дворе светлело от пожара Малых Мытищ за две версты, и гудели пьяные крики народа в кабаке, который разбили мамоновские казаки, на перекоске, на улице, и все слышался неумолкаемый стон адъютанта.
Долго прислушивалась Наташа к внутренним и внешним звукам, доносившимся до нее, и не шевелилась. Она слышала сначала молитву и вздохи матери, трещание под ней ее кровати, знакомый с свистом храп m me Schoss, тихое дыханье Сони. Потом графиня окликнула Наташу. Наташа не отвечала ей.
– Кажется, спит, мама, – тихо отвечала Соня. Графиня, помолчав немного, окликнула еще раз, но уже никто ей не откликнулся.
Скоро после этого Наташа услышала ровное дыхание матери. Наташа не шевелилась, несмотря на то, что ее маленькая босая нога, выбившись из под одеяла, зябла на голом полу.
Как бы празднуя победу над всеми, в щели закричал сверчок. Пропел петух далеко, откликнулись близкие. В кабаке затихли крики, только слышался тот же стой адъютанта. Наташа приподнялась.
– Соня? ты спишь? Мама? – прошептала она. Никто не ответил. Наташа медленно и осторожно встала, перекрестилась и ступила осторожно узкой и гибкой босой ступней на грязный холодный пол. Скрипнула половица. Она, быстро перебирая ногами, пробежала, как котенок, несколько шагов и взялась за холодную скобку двери.
Ей казалось, что то тяжелое, равномерно ударяя, стучит во все стены избы: это билось ее замиравшее от страха, от ужаса и любви разрывающееся сердце.
Она отворила дверь, перешагнула порог и ступила на сырую, холодную землю сеней. Обхвативший холод освежил ее. Она ощупала босой ногой спящего человека, перешагнула через него и отворила дверь в избу, где лежал князь Андрей. В избе этой было темно. В заднем углу у кровати, на которой лежало что то, на лавке стояла нагоревшая большим грибом сальная свечка.
Наташа с утра еще, когда ей сказали про рану и присутствие князя Андрея, решила, что она должна видеть его. Она не знала, для чего это должно было, но она знала, что свидание будет мучительно, и тем более она была убеждена, что оно было необходимо.
Весь день она жила только надеждой того, что ночью она уввдит его. Но теперь, когда наступила эта минута, на нее нашел ужас того, что она увидит. Как он был изуродован? Что оставалось от него? Такой ли он был, какой был этот неумолкавший стон адъютанта? Да, он был такой. Он был в ее воображении олицетворение этого ужасного стона. Когда она увидала неясную массу в углу и приняла его поднятые под одеялом колени за его плечи, она представила себе какое то ужасное тело и в ужасе остановилась. Но непреодолимая сила влекла ее вперед. Она осторожно ступила один шаг, другой и очутилась на середине небольшой загроможденной избы. В избе под образами лежал на лавках другой человек (это был Тимохин), и на полу лежали еще два какие то человека (это были доктор и камердинер).
Камердинер приподнялся и прошептал что то. Тимохин, страдая от боли в раненой ноге, не спал и во все глаза смотрел на странное явление девушки в бедой рубашке, кофте и вечном чепчике. Сонные и испуганные слова камердинера; «Чего вам, зачем?» – только заставили скорее Наташу подойти и тому, что лежало в углу. Как ни страшно, ни непохоже на человеческое было это тело, она должна была его видеть. Она миновала камердинера: нагоревший гриб свечки свалился, и она ясно увидала лежащего с выпростанными руками на одеяле князя Андрея, такого, каким она его всегда видела.
Он был таков же, как всегда; но воспаленный цвет его лица, блестящие глаза, устремленные восторженно на нее, а в особенности нежная детская шея, выступавшая из отложенного воротника рубашки, давали ему особый, невинный, ребяческий вид, которого, однако, она никогда не видала в князе Андрее. Она подошла к нему и быстрым, гибким, молодым движением стала на колени.
Он улыбнулся и протянул ей руку.

Для князя Андрея прошло семь дней с того времени, как он очнулся на перевязочном пункте Бородинского поля. Все это время он находился почти в постояниом беспамятстве. Горячечное состояние и воспаление кишок, которые были повреждены, по мнению доктора, ехавшего с раненым, должны были унести его. Но на седьмой день он с удовольствием съел ломоть хлеба с чаем, и доктор заметил, что общий жар уменьшился. Князь Андрей поутру пришел в сознание. Первую ночь после выезда из Москвы было довольно тепло, и князь Андрей был оставлен для ночлега в коляске; но в Мытищах раненый сам потребовал, чтобы его вынесли и чтобы ему дали чаю. Боль, причиненная ему переноской в избу, заставила князя Андрея громко стонать и потерять опять сознание. Когда его уложили на походной кровати, он долго лежал с закрытыми глазами без движения. Потом он открыл их и тихо прошептал: «Что же чаю?» Памятливость эта к мелким подробностям жизни поразила доктора. Он пощупал пульс и, к удивлению и неудовольствию своему, заметил, что пульс был лучше. К неудовольствию своему это заметил доктор потому, что он по опыту своему был убежден, что жить князь Андрей не может и что ежели он не умрет теперь, то он только с большими страданиями умрет несколько времени после. С князем Андреем везли присоединившегося к ним в Москве майора его полка Тимохина с красным носиком, раненного в ногу в том же Бородинском сражении. При них ехал доктор, камердинер князя, его кучер и два денщика.
Князю Андрею дали чаю. Он жадно пил, лихорадочными глазами глядя вперед себя на дверь, как бы стараясь что то понять и припомнить.
– Не хочу больше. Тимохин тут? – спросил он. Тимохин подполз к нему по лавке.
– Я здесь, ваше сиятельство.
– Как рана?
– Моя то с? Ничего. Вот вы то? – Князь Андрей опять задумался, как будто припоминая что то.
– Нельзя ли достать книгу? – сказал он.
– Какую книгу?
– Евангелие! У меня нет.
Доктор обещался достать и стал расспрашивать князя о том, что он чувствует. Князь Андрей неохотно, но разумно отвечал на все вопросы доктора и потом сказал, что ему надо бы подложить валик, а то неловко и очень больно. Доктор и камердинер подняли шинель, которою он был накрыт, и, морщась от тяжкого запаха гнилого мяса, распространявшегося от раны, стали рассматривать это страшное место. Доктор чем то очень остался недоволен, что то иначе переделал, перевернул раненого так, что тот опять застонал и от боли во время поворачивания опять потерял сознание и стал бредить. Он все говорил о том, чтобы ему достали поскорее эту книгу и подложили бы ее туда.

Не всем известно, что отцом знаменитого русского поэта и писателя Бориса Пастернака является не менее талантливый человек, а именно художник Пастернак Леонид Осипович. О его творчестве и пойдет речь в этой статье.

Детство

Молодой художник Пастернак Леонид Осипович (1862-1945 - годы жизни), чье настоящее имя звучит как Аврум Ицхок-Лейб, вырос в бедной одесской семье. Будущий талантливый живописец был самым младшим из шести детей. Мальчик очень рано начал проявлять Однако, несмотря на очевидную одаренность своего ребенка, родители восприняли увлечение Лени без энтузиазма. И все же молодой художник не отказался от занятий в художественной школе. Обучение изобразительному искусству мальчик продолжал и после окончания гимназии. Хотя Леонид выбрал в качестве специальности врачебное дело, он параллельно с учебой в университете совмещал посещения студии мастера Е. Сорокина. Более того, учеба по специальности дала будущему художнику возможность досконально изучить особенности человеческого тела, его специфику в движении и статике.

Далее учеба мастера приняла еще более неожиданный поворот. В двадцать один год Леонид внезапно сменил профессию и продолжил учебу уже на юридическом факультете. Однако и на этом жизненные поиски не закончились, и уже спустя непродолжительное время он оставил родной город и уехал попытать судьбу в Германии.

Жизнь за границей

Поселившись в Мюнхене, Пастернак Леонид Осипович посвятил несколько семестров изучению живописи в Королевской Академии изящных искусств. Именно там жизнь свела мастера с матерью известного русского художника Серова, которая в то время организовала кружок. Именно эта встреча стала знаковой как для семейства Пастернаков, так и для семьи Серовых. Знакомство Леонида Осиповича с этой женщиной положило начало многолетней дружбе между несколькими поколениями.

Первые публикации

Во время сессии художник на некоторое время возвращался в Одессу, где впервые опубликовал свои работы в журналах юмористического характера. Это были наброски, карикатуры, эскизы, этюды. Как намного позднее признавался художнику сам Максим Горький, именно в то время Пастернак запечатлел первого, по выражению писателя, «босяка» в отечественной литературе.

На этом тренировки мастера не закончились. После выпуска из университета Пастернак Леонид Осипович, биография которого пополнилась еще одним важным достижением, служил вольноопределяющимся. Даже во время прохождения воинских обязанностей он не переставал делать наброски и небольшие зарисовки. Так формировался его авторский стиль.

Личная жизнь

В родном городе Пастернак Леонид Осипович познакомился с Розой Кауфман, невероятно талантливой пианисткой. Уже в 1889 году влюбленные поженились и переехали жить в Москву. Там Роза давала один концерт за другим, а Леонид увлекся поленовским кружком.

Уже через год у молодоженов родился первый сын. Именно он впоследствии стал известным русским поэтом. Это был Борис Пастернак. Еще через три года у супругов родился сын Александр, который стал успешным архитектором.

Помимо мальчиков, в семействе Пастернаков были и представительницы прекрасного пола. В 1990 году у молодого художника родилась дочь Жозефина, двумя годами позже любима жена Роза подарила супругу Лидию. Своим детям Пастернак посвятил отдельную галерею. На этих полотнах запечатлена вся душевность и теплота семейного гнездышка, которое свили молодые супруги.

Признание

В знаменательном для молодого художника 1889 году ему снова улыбается удача, и первую известную картину мастера «Письмо с Родины» покупает уважаемый коллекционер Это был успешный год для Пастернака. После выставки этой картины имя художника навсегда закрепилось в одном ряду с его не менее известными современниками.

После оглушительного триумфа в московском обществе знатоков живописи Пастернак Леонид Осипович стал популярен среди художников того времени. Он начал сотрудничать с не менее известными коллекционерами и мастерами. Более того, художник и сам стал давать уроки начинающим живописцам. Так, даже Илья Репин посылал на учебу к Пастернаку молодых учеников. Позже мастер начал давать частные уроки в Москве. Завидев успех, он принял решение совместно со своим другом художником Штембергом открыть личную студию для обучения рисованию. Во время работы с учениками Пастернак зарекомендовал себя как прогрессивный художник и учитель. Так, преподавая, он не только обучал учеников азам изобразительного искусства и но и показывал молодежи новые, никем ранее не использованные приемы. Всему этому мастер научился ранее, во время обучения в Германии. Так, русское искусство постепенно развивалось в направлении европейского.

Работа в журнале

С 1890 года Леонид Осипович по протекции русского писателя, драматурга и публициста Федора Сологуба становится художественным редактором нового журнала «Артист». Уже через год Пастернак взялся руководить изданием сочинений Михаила Юрьевича Лермонтова с иллюстрациями. Этот сборник художник не только украсил своими иллюстрациями, но и дал возможность поработать над ним другим талантливым, но менее известным художникам. Среди них был и не очень знаменитый на тот момент, но не менее талантливый от этого Михаил Врубель.

Помимо работы в области публицистики, мастер преуспевал и в живописи. В 1892 году пишет Пастернак Леонид Осипович «Муки творчества». Картина стала знаковой в копилке художника.

Создание портретов

Несмотря на то что Леонид Осипович Пастернак известен как живописец, немалую часть его творческого наследия составляют портреты.

Даже в этом виде изобразительного искусства художник воплотил свои собственные новаторские идеи. Наиболее яркой чертой портретов Пастернака является то, что мастер не только изображал бюст человека, но и обращался к внутреннему миру изображенного. В своих картинах художник стремился передать весь характер, настроение портретируемого, его переживания, горести, смену настроения. Пастернак писал в импрессионистической манере. Несмотря на то что подобный стиль можно отнести ко всему творчеству художника, все-таки именно в портретах это свойство проявляется мощнее всего.

Международный успех

Пастернак продолжал развиваться как мастер и уже в 1894 году занял пост педагога в художественном училище. В одно и то же время с Пастернаком преподавателями стали и другие выдающиеся мастера, среди них Серов, и Благодаря их деятельности на преподавательском поприще, училище стало одним из наиболее прогрессивных не только в пределах России, но даже прославилось за рубежом. Молодые инициативные преподаватели, многие из которых получали образование за рубежом, вводили новые стандарты в обучение живописи. Кроме того, именно эта группа педагогов способствовала внедрению курсов для общего образования. Так, стал преподавателем русской истории. Позже Леонид Осипович запечатлел его на одном из своих портретов. Стоит отметить, что училище не зря сыскало себе громкую славу: благодаря самоотверженному труду педагогов многие из учеников впоследствии стали великими мастерами. Среди них такие известные художники, как Герасимов, Кончаловский, Крымов, Щербаков и другие.

Однако и этим слава Пастернака не ограничивается. В 1894 году картина художника «Накануне экзаменов» заняла первое место на международной выставке в Мюнхене. Она же была приобретена в 1890 году для украшения Люксембургского музея прямо с выставки в Париже.

После такого оглушительного успеха вполне логичным стал спрос на Уже в 1901 году Люксембургский музей заказал нескольким известным на тот момент живописцам, в том числе и Леониду Осиповичу, изобразить сцены из русской жизни. Пастернак написал одну из наиболее известных его творений, прекрасную картину «Толстой в кругу семьи». Ее высоко оценил даже сам князь Георгий Александрович, посмотрев выставку «Мир искусства».

Позже сам Пастернак стал основателем отдела русского искусства в городе Дюссельдорфе. Во время своей работы за границей мастер плодотворно использовал выделенное ему время и посетил средиземноморский берег. Находясь в Италии, художник делал много зарисовок пейзажей.

Жизнь вне Родины

Во время событий 1905 года Леонид Осипович целый год находился в Берлине. Полюбившуюся ему работу в училище пришлось прекратить, так как учебное заведение было закрыто. В это время Пастернак участвовал во многих европейских выставках, в том числе в Берлине. Параллельно мастер писал картины для многих зарубежных заказчиков.

С 1912 года, во время лечения Розы Пастернак в Киссингене и под Пизой, мастер начал свое большое полотно «Поздравление». Согласно задумке, дети пришли порадовать своих родителей подарками к годовщине серебряной свадьбы, как их и изобразил художник. Леонид Осипович Пастернак закончил написание картины в 1914 году. Она возымела оглушительный успех.

В течение этого периода мастер жил в Москве. Именно здесь написал Пастернак Леонид Осипович «Портрет сына» - одно из самых известных своих творений.

Начиная с 1921 года Пастернак жил в Берлине. Несмотря на ухудшение здоровья и ослабленное зрение, он чувствовал прилив творческих сил и написал за это время серию портретов известных личностей, среди которых А. Эйнштейн, М. Р. Рильке и многие другие. В 1924 году он за компанию с друзьями отправился в поездку по Египту и Палестине. Во время путешествия Пастернак написал серию ярких зарисовок.

Во время захвата власти нацистами большинство сочинений художника были публично сожжены, а выставки оказались под запретом. В связи с этим в конце тридцатых годов Пастернак переезжает в Лондон, где пишет серию картин, впоследствии переданных Британскому музею. Вскоре после начала Второй мировой войны мастер скончался в Оксфорде.

На данный момент богатое наследие художника хранится во многих самых известных музеях мира, в том числе в московской Третьяковской галерее. Трудно оценить, какой вклад сделал в русское и мировое искусство Леонид Осипович Пастернак. Картины мастера до сих пор занимают почетные места на международных выставках.

Пастернак Леонид Осипович (1862-1945)

Начальное художественное образование Л. О. Пастернак получил в Одесской рисовальной школе. Позднее он успешно совмещал занятия на юридическом факультете Одесского университета и в классах мюнхенской Королевской академии художеств.

Первая серьезная картина "Письмо с родины" (1889) принесла ему известность и была приобретена П. М. Третьяковым. В этом же году Пастернак женился, а в 1890 г. в семье родился сын Борис (в будущем известный русский писатель).

Участие в выставках, портретирование заказчиков создали художнику устойчивую репутацию хорошего рисовальщика. Он открыл в 1889 г. частную школу рисования, одну из первых в Москве, а спустя пять лет был приглашен в качестве преподавателя в МУЖВЗ.

В основе творческого метода мастера лежали быстрые, почти мгновенные зарисовки, схватывающие "самую суть изображаемого", он называл их школой "настоящего импрессионизма". Ощущение фиксации впечатления художнику удавалось сохранить и в живописных работах - за счет выбора наиболее острого момента, как бы случайного движения, раскрывающего образ ("Перед экзаменами", 1897; "Л. Н. Толстой в семье", 1901; "Студентка", "За чтением", обе 1900-е, и др.).

В 1890-е гг. Пастернаком были выполнены лучшие работы в области книжной графики: рисунки к Собранию сочинений М. Ю. Лермонтова (1891); четыре акварели к роману "Война и мир" (1893). По личному приглашению Л. Н. Толстого, в постоянном дружеском общении с великим писателем художник создавал в 1898-99 гг. иллюстрации к роману "Воскресение", остающиеся до сих пор непревзойденными.

Уже к началу века Пастернак - признанный портретист и иллюстратор, член-учредитель СРХ, с 1905 г. - академик. В ближайшие десятилетия его моделями были Л. Н. Толстой, С. В. Рахманинов, Ф. И. Шаляпин, М. Горький, после 1917 г. - Ленин, члены правительства. В 1921 г. Пастернак уехал в Германию. Здесь им были выполнены портреты А. Эйнштейна, Р. М. Рильке, Д. Осборна. Последние годы жизни (после 1939) художник провел в Англии.

Картины художника

В гримёрной


Л. Н. Толстой с семьей


Лев Толстой


Ночь накануне экзамена


Пастернак Л.О. Заседание совета художников - преподавателей Московского училища живописи, ваяния и зодчества


Пастернак Л.О. К родным


Пастернак Л.О. Портрет историка В.О.Ключевского

Портрет Е. Левиной

Леонид Осипович (Ицхок-Лейб, Исаак Иосифович) Пастернак – художник, педагог, профессор, академик.

“Искусство мое обладает одним преимуществом перед словом, литературой: оно – международное и понятно на всех языках. Живопись, рисунок, пейзаж, портрет – будь он написан шведом, французом, русским или евреем – понятен всем, и нам пока не нужен особый язык, особое искусство…”

Л. Пастернак

3 апреля 1862 года в Одессе в многодетной еврейской семье содержателя постоялого двора Иосифа Пастернака и его жены Лии родился сын Ицхок-Лейб – будущий художник Леонид Пастернак.

Дедушка Ицхока (Исаака) Акива Пастернак пришел в Одессу из Галиции в начале XIX века; в 1813 году у него родился сын Иосиф, ставший со временем главой большого семейства и хозяином постоялого двора возле Нового рынка на Коблевской (несохранившийся дом находился на нечетной стороне улицы между Ольгиевской и Конной).

Иосиф Пастернак стремился дать своим детям образование, и юный Исаак поступил в престижную Ришельевскую гимназию. Учился успешно, но его все сильнее влекло рисование, способности к которому проявились еще в раннем детстве. В возрасте семи лет он получил от соседа-дворника свой первый заказ – нарисовать несколько картин на охотничьи темы; заказчик, которого художник впоследствии шутливо называл “моим первым Лоренцо Медичи”, остался доволен работой и заплатил по пять копеек за каждую картину.

Позже один из постояльцев отца – журналист и издатель М.Ф. Фрейденберг, привлек уже гимназиста Пастернака к сотрудничеству в одесских юмористических иллюстрированных журналах “Маяк” и “Пчелка”. Об этом начале своей карьеры художник впоследствии вспоминал в автобиографической книге “Записи разных лет”: “Однажды шел я по Дерибасовской и столкнулся с идущим мне навстречу Михаилом Федоровичем Фрейденбергом. «Вот кстати! Вы ведь, кажется, рисуете? Не зайдете ли ко мне на минутку?..»”. А дальше события развивались так: Фрейденберг попросил Пастернака сделать рисунок для обложки нового журнала “Маяк”. Юный художник испугался и стал отнекиваться. Тогда “работодатель” сказал: “Мне надо на некоторое время уйти, а Вы вот сядьте здесь – вот бумага, карандаши и... до свиданья! Я даже запру Вас на ключ, чтобы Вы, чего доброго, не сбежали до моего прихода...”. С первым в своей жизни ответственным заказом Пастернак справился успешно, Фрейденберг был в восторге: “«Ну, я спасен, слава Богу! Молодчина!.. Я знал! Молодец Вы! Я обращался ведь к нашим двум заправским художникам – черт знает, что получалось! А ведь уже объявлено о выходе первого номера, у меня же ничего еще нет... Сам Бог послал мне Вас – у нас с Вами дело пойдет!» И действительно, «дело у нас пошло»! Еще будучи гимназистом восьмиклассником, я стал заправским художественным сотрудником журнала «Маяк», а потом «Пчелка». Главным же было то, что мы искренне привязались друг к другу и стали друзьями на всю жизнь; он стал даже моим зятем, женившись на младшей сестре моей”. (В 1883 г. Михаил (Моисей) Фрейденберг женился на Анне (Асе) Пастернак).

Однако Леонид Пастернак работал в “Маяке” и “Пчелке” скорее из дружеских чувств к издателю, чем по другим причинам. “Душа его не лежала к карикатурам, которые он находил низшим родом искусства”, – писал впоследствии М. Фрейденберг. В любом случае, для начинающего художника работа в журналах была полезной практикой.

В 1881 году Леонид Пастернак окончил Ришельевскую гимназию и Одесскую рисовальную школу Общества изящных искусств (1879-1881, учился у Ф. Бауэра и Л. Иори-ни); за выдающиеся успехи в рисовальной школе был награжден серебряной медалью. В том же году, по настоянию родителей приобрести “земную” профессию, поступил на медицинский факультет Московского университета. В 1882 году подавал заявление о приеме в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВиЗ), однако попытка оказалась безуспешной из-за отсутствия свободного учебного места. В 1883 году Леонид Пастернак перешел на юридический факультет, который экстерном окончил уже в Одессе в Новороссийском университете (1885).

Параллельно он продолжал художественное образование. В 1881-1882 гг. посе-щал частную школу-студию профессора МУЖВиЗ Е.С. Сорокина; в 1882-1885 гг. учился в натурном классе Мюнхенской Академии художеств у профессоров И.К. Гертериха и А. Лицен-Мейера (окончил с золотой медалью).

Затем пришлось провести год (1885-1886) в одесских артиллерийских казармах, отбывая воинскую повинность.

В 1887 году Л.О. Пастернак снова поехал в Мюнхен, некоторое время провел в Академии. Вернувшись домой, написал портрет племянницы Августины Якубсон, дочери сестры Кати и ее мужа купца 2-ой гильдии Леонтия Якубсона (полотно введено в научный оборот одесским краеведом С.З. Лущиком).

В феврале 1889 г. молодой художник Леонид Осипович Пастернак женился на известной пианистке Роза-лии Исидоровне Кауфман (1867-1939), с которой познакомился еще в период сотрудничества с “Пчелкой” (ее портрет, правда, работы другого художника, украсил одну из обложек журнала). Свадьба состоялась в Москве; незадолго до бракосочетания пришел и первый творческий успех – П.М. Третьяков приобрел для своей галереи еще не законченную картину “Вести с родины” (“Письмо из дома”, 1889), не дожидаясь ее появления на 17-й выставке Товарищества передвижников (с 1888 по 1901 гг. Л.О. Пастернак – постоянный экспонент ТПХВ).


“Письмо из дома”, 1889 г.

10 февраля 1890 года в семье появился первенец – сын Боря, будущий поэт и прозаик Борис Пастернак. Кроме старшего, Бориса (1890-1960), у супругов Пастернаков родились Александр (1893-1982), Жозефина (1900-1993) и Лидия (1902-1989). Жена и дети на протяжении всего творческого пути были любимыми моделями мастера (про Леонида Пастернака, шутя, говорили, что у него дети кормят родителей, намекая на его успехи в изображении детской жизни). Жила семья в Москве, но каждое лето проводила в Одессе; младшие Пастернаки дружили с Александром, Евгением и Ольгой Фрейденбергами, детьми сестры Леонида Осиповича Анны. С родным городом Пастернака связывало и участие в выставках ТЮРХ (член объединения с 1892 г.).

В Москве Л.О. Пастернак вошел в “поленовский кружок”, познакомился с В.Д. и Е.Д. Поленовыми, К.А. Коровиным, И.И. Левитаном, В.А. Серовым, А.Е. Архиповым, С.А. Виноградовым, М.В. Нестеровым и другими художниками. В кон. 1880-х – нач. 1890-х гг. давал частные уроки рисования, преподавал в классах изящных искусств художника-архитектора О.А. Гунста. В 1889-1894 гг. руководил собственной школой рисования. В 1891 году выполнил иллюстрации к собранию сочинений М.Ю. Лермонтова.

В 1893 году на Передвижной выставке художник познакомился с Л.Н. Толстым. Во время своего первого визита к писателю в Хамовники Л.О. Пастернак показал ему свои иллюстрации к “Войне и миру”, исполненные в 1892 году по заказу журнала “Север”. Рисунки привели Толстого в восторг. Он тогда же задумал при первой же возможности пригласить Пастернака к сотрудничеству. Спустя несколько лет художнику посчастливилось стать одним из первых читателей (еще в рукописи) романа “Воскресение” и автором прославленных иллюстраций к нему (1898-1899). Л.О. Пас-тернак часто гостил у Л.Н. Толстого в его доме в Хамовниках и в имении Ясная Поляна; выполнил портреты писателя и членов его семьи. Спустя много лет после смерти Толстого художник писал: “Подводя итоги прошлому, вспоминая Льва Николаевича, я спрашиваю себя, чем заслужил я счастье, дарованное мне судьбой, не только быть современником этого легендарного человека, но и знать его лично, бывать у него, беседовать с ним, рисовать и писать его... Как передать блаженство, испытанное мною, когда однажды, в разговоре со мной Н. Ге заметил: «Толстой Вас любит – это большое счастье”.

В 1894 году за картину “Накануне экзаменов” художник был награжден золотой медалью на Международной выставке в Мюнхене, в 1900 году за иллюстрации к роману Л.Н. Толстого “Воскресение” был отмечен серебряной медалью на Всемирной выставке в Париже. В 1902 году картину “Л.Н. Толстой в кругу семьи” приобрел Великий князь Георгий Михайлович для Русского музея в Петербурге.


Накануне экзаменов


Л.Н. Толстой в кругу семьи

В 1900 году Л.О. Пастернак посетил Европу (с группой южнорусских художников, в числе которых были К. Костанди , П. Нилус , Г. Головков , А. Стилиануди), в 1904-1906 и 1912 гг. совершил путешествия по Италии и Германии, в 1907 году побывал в Голландии, Бельгии, Англии.

Л.О. Пастернак в 1903 году стал одним из членов-учредителей Союза русских художников, на ежегодных выставках которого выставлял свои портреты, пейзажи и интерьеры; принимал участие в выставках “Мира искусства” (1903-1905), МОЛИ, русских и финских художников, общества “36 художников” и др.; в 1907 году был среди организаторов объединения “Свободная эстетика”. В 1905 году Петербургской Академией художеств Л.О. Пастернак был удостоен звания академика.

С 1894 по 1921 год в должности профессора Л.О. Пастернак преподавал в МУЖВиЗ (после революции переименовано во Вторые Государственные свободные художественные мастерские, затем – во ВХУТЕМАС), руководил сначала натурным, затем фигурным классами. Его учениками были М. Сарьян, С. Герасимов, В. Ко-на-шевич, В. Перельман, Б. Такке, В. Штраних и др.


“Поздравление” (1915, ГТГ).

Помимо преподавания, художник работал в эти годы над портретами современников; им были запечатлены на бумаге и полотне литераторы М. Горький, В. Брюсов, Вяч. Иванов, К. Бальмонт, Э. Верхарн, С. Ан-ский, М. Гершензон, композиторы А. Скрябин, С. Рахманинов, певец Ф. Шаляпин, микробиолог И. Мечников, английский режиссер Г. Крейг, князь П. Кропоткин и многие другие. В ряду портретов нельзя не отметить замечательный по композиции и одухотворенности групповой портрет детей художника “Поздравление” (1915, ГТГ).

Леонид Пастернак имел репутацию одного из лучших рисовальщиков и портретистов своего времени. В основе его творческого метода лежали быстрые, почти мгновенные зарисовки, схватывающие “самую суть изображаемого”. Ощущение фиксации впечатления художнику удавалось сохранить и в живописных работах – за счет выбора наиболее острого момента, как бы случайного движения, раскрывающего образ. И хотя Пастернака часто называют русским импрессионистом, это более верно в отношении манеры мастера, чем его метода и стиля. Так, пастели больше тяготеют к импрессионизму, в то время как парадные портреты обнаруживают черты стиля модерн.

С женой и сыновьями

В первые послереволюционные годы Л.О. Пастернак участвовал в ряде выставок; работал в Комиссии по охране памятников искусства и старины при Моссовете. В 1920-1921 гг. художник выполнил официальный заказ на создание портретов деятелей революции, сделал большое количество зарисовок на заседаниях ВЦИК, на съездах Советов, на конгрессе Коминтерна.

Жизнь в столице была трудной, а Леониду Осиповичу и Розалии Исидоровне потребовалось лечение, получить которое в Москве было невозможно. В 1921 году они уехали в Германию. Вместе с ними покинули Россию дочери Жозефина и Лидия, а сыновья, Борис и Александр, остались в Москве. В феврале-марте 1923 года Борис Пастернак навещал родителей в Берлине. Во время этого визита Леонид Осипович создал свой последний и, пожалуй, один из лучших рисунков старшего сына (в настоящее время хранится в ГТГ).

В начале 1924 года Л.О. Пастернак принял участие в историко-этнографической экспедиции в Палестину, организованную парижским издателем А.Э. Коганом. Из этого путешествия художник привез десятки рисунков и этюдов, часть из которых предполагалось включить в двухтомную монографию о Палестине.

Автопортрет с женой

В Германии Леонид Осипович продолжил свою галерею знаменитостей. Здесь им были выполнены портреты художников М. Либермана и Л. Коринта, писателей А. Ремизова и Г. Гауптмана, поэта Р.-М. Рильке, композиторов С. Про-кофьева и Г. Эйснера, физика А. Эйнштейна, германского канцлера Г. Штре-зе-мана и др. В Берлине состоялись две персональные выставки художника (1927 и 1932 гг.); он экспонировался на берлинском Сецессионе, выставках русского искусства в Париже, Гааге, Берлине, США.

После прихода к власти национал-социалистической партии Пастернаку, как еврею, было запрещено заниматься творчеством и преподаванием; перед Леонидом Осиповичем и Розалией Исидоровной снова встал вопрос о перемене места жительства. Поначалу они думали о возвращении в СССР, художник начал вести в советском полпредстве переговоры, но они не имели успеха.

В 1938 году Пастернаки уехали в Англию, где уже жили дочери. Вскоре после приезда в Лондон, 23 августа 1939 года, от сердечного приступа скончалась Розалия Исидоровна. Леонид Осипович переехал к младшей дочери Лидии в Оксфорд. Несмотря на тяжелую потерю и преклонный возраст, художник продолжал работать. Так, в военные годы им были созданы картины “Бах и Фридрих Великий”, “Мендельсон, дирижирующий «Мессию» Генделя”, “Толстой за рабочим столом”, “Пушкин и няня”, “Сцены из советской жизни”.


Толстой за рабочим столом

В 1975 году в СССР вышла в свет книга “Л.О. Пастернак. Записи разных лет”. Мемуарный материал был собран и обработан Жозефиной Пастернак, подготовлен к печати Александром Пастернаком.