Кларнет описание для детей. Из истории кларнета

Кларнет (итал. clarinetto, фр. clarinette, нем. Klarinette, англ. clarinet, яп. クラリネット или clarionet) — язычковый деревянный духовой музыкальный инструмент с одинарной тростью. Был изобретён около 1700 года в Нюрнберге, в музыке активно используется со второй половины XVIII века. Применяется в самых разнообразных музыкальных жанрах и составах: в качестве сольного инструмента, в камерных ансамблях, симфонических и духовых оркестрах, народной музыке, на эстраде и в джазе. Кларнет обладает широким диапазоном, тёплым, мягким тембром и предоставляет исполнителю широкие выразительные возможности.

Устройство

Корпус кларнета in B (а также in A, in C и малых кларнетов in D и in Es) представляет собой длинную прямую цилиндрическую трубку (в отличие, например, от гобоя или саксофона, имеющих конический корпус). Как правило, материалом для корпуса служит древесина благородного дерева (чёрное дерево Dalbergia melanoxylon или палисандр). Некоторые модели (предназначенные для учебных целей или для любительского музицирования) иногда делают из пластика и твердой резины. В 1930-е годы джазовые музыканты в поисках новых звучаний использовали металлические кларнеты, но такие инструменты не прижились. В то же время, например, в турецкой народной музыке металлический кларнет — один из основных инструментов.
В конце XX века, когда возникла проблема сокращения запасов чёрного дерева, некоторые фирмы стали выпускать кларнеты из смешанных материалов, объединяющие преимущества деревянных и пластиковых инструментов. Например, компания «Buffet Crampon» с 1994 года выпускает инструменты по технологии Green Line из материала, состоящего на 95 % из порошка чёрного дерева и на 5 % — из углепластика. Обладая теми же акустическими свойствами, что и инструменты из чёрного дерева, кларнеты Green Line намного менее чувствительны к изменениям температуры и влажности, что снижает риск повреждения инструмента, кроме того, они легче и дешевле.
Кларнет состоит из пяти раздельных частей: мундштука, бочонка, верхнего колена, нижнего колена и раструба. Отдельно приобретается трость ― звукообразующий элемент инструмента. Составные части кларнета герметично соединяются между собой, что достигается с помощью пробковых колец, слегка смазанных специальной мазью. Иногда корпус кларнета может быть цельным, не разделённым на части вовсе или разделённым только на две части (особенно у малых кларнетов). Полностью собранный сопрановый кларнет in В в длину составляет около 66 сантиметров.

Звучание

Среди деревянных духовых инструментов кларнет занимает особое место по своим акустическим свойствам. Его звуковой канал представляет собой цилиндр («закрытый» с одной стороны), что наделяет его рядом отличий от других подобных инструментов:

  • нижние ноты, доступные кларнету, звучат на октаву ниже, чем у инструментов с такой же длиной канала — флейты и гобоя ;
  • в формировании звука, особенно в нижнем регистре, участвуют почти исключительно нечётные гармонические созвуки, что придаёт тембру кларнета специфическую окраску;
  • при первом передувании (увеличении силы дыхания) происходит скачок звука сразу на дуодециму, а не на октаву, как у других деревянных духовых.

Именно невозможность на первых порах заполнить хроматическим звукорядом интервал дуодецимы замедлила вхождение кларнета в оркестр и привела к формированию у него более сложной, чем на других деревянных духовых, системы клапанов, а также многообразия самих систем и различий между ними. Добавление новых клапанов, тяг, винтов и других элементов механизма помогло расширению диапазона кларнета, но затруднило игру в некоторых тональностях. Чтобы избежать трудностей, музыканты используют две основных разновидности кларнета — кларнет in A и кларнет in B.

История

На рубеже XVII-XVIII вв. появляется один из интереснейших инструментов, который в дальнейшем дополнил и украсил группу деревянных духовых инструментов всимфоническом оркестре - кларнет. Кларнет создан, как предполагается, в 1701 г. известным Нюрнбергским мастером деревянных духовых инструментов Иоганном Кристофом Деннером., который усовершенствовал старинную французскую свирельшалюмо. Шалюмо широко использовался в оркестрах Франции. Он состоял из цилиндрической трубки без раструба и семи игровых отверстий, которые исполнитель закрывал пальцами. Диапазон был равен всего октаве. Деннмер, прежде всего, убралтрубочку, где помещался пищик, и заменил надрезной язычок камышовой пластинкой -тростью, которая прикреплялась к деревянному мундштуку. По существу это был способ извлечения звука, который существует и по сей день. Правда, первое время мундштук не отделялся от корпуса инструмента, а составлял с ним одно целое, причем трость касалась не нижней губы, а верхней, так как мундштук был перевернут тростью вверх. В последствии такого рода постановка была изменена и трость стала крепиться к нижней части мундштука. Благодаря этому появилась возможность, изменяя давление губ на трость, оказывать влияние на качество получаемого звука, следить за интонацией. Атака звука стала более четкой и определенной, так как язык исполнителя непосредственно стал касаться трости. На кларнетеДеннера правая рука исполнителя находилась на верхнем колене, а левая на нижнем, то есть в совершенно противоположном положении по сравнению с современной постановкой. Отказавшись от камеры, в которой находилась трость, и разрешив вопрос озвукоизвлечении, Деннер должен был решить вторую задачу, связанную с расширениемдиапазона инструмента. На духовых инструментах для увеличения диапазона широко применяется способ передувания. Более сильная воздушная струя вдуваемая в инструмент, дает звуки на октаву выше. Если напряжение струи воздуха усилить, то можно получить звуки на дуодециму выше основных (октава + квинта). Деннер пошел по этому пути, но столкнулся с тем, что шалюмо оказался инструментом, на котором не существовалооктавного передувания. Тогда Деннер увеличил число игровых отверстий от шести довосьми и таким образом получил сразу серию дополнительных звуков: фа, соль, ля, си малой октавы и до, ре, ми, фа, соль первой октавы. В дальнейшем он сделает еще два отверстия (одно из них на тыльной стороне инструмента) и снабдил их клапанами. При помощи этихклапанов он смог получить звуки ля и си первой октавы. Экспериментируя и наблюдаяДеннер пришел к интересному выводу: если открыть второй из вновь введенных клапанов, то передувание на дуодециму становится вполне удобным и исполнимым. Это было решающим моментом, превратившим шалюмо в кларнет. Диапазон кларнета достиг трех октав. Правда, звучание еще было неровным, все регистры имели различный тембр. Рядзвуков кларнета, полученных путем передувания на дуодециму отличался резкостью и даже пронзительностью, что напоминало звучность старинной трубы, исполнявшей партиюкларино. А так как у кларнета к 1701 г. уже появился раструб наподобие трубного, то все вместе взятое дало инструменту название исходящее из трубы кларино, а именно уменьшительное итальянское clarnetto, по-русски - кларнет. Дальнейшим усовершенствованием кларнета занялся сын Деннера. Сначала он расширил раструб укларнета, что сразу улучшило тембр инструмента. Исправляя некачественное звучание в высоком регистре, он передвинул клапан дуодецимы (клапан, обеспечивающийпередувание) вверх и немного сузил отверстие. Но здесь он услышал. Что при открывании этого клапана звучал не си, си-бемоль. Для того чтобы добиться утраченного си, Деннерупришлось удлинить канал инструмента и снабдить его третьим клапаном. Так была определена нижняя граница диапазона инструмента - ми малой октавы, основная нота современного кларета. Усовершенствования Деннера (сына) относятся к 1720 г. Несколько позже немецкий инструментальный мастер Бартольд Фриц изменил расположение третьего клапана: он стал зарываться не большим пальцем правой руки, а мизинцем левой. В середине века известный немецкий кларнетист Иосиф Беер добавил еще два клапана для получения звуков фа-диез и соль-диез малой октавы. Эти клапаны при передувании давали до-диез ире-диез второй октавы. В 1791 г. знаменитый кларнетист, затем профессор Парижской консерватории Ксаверий Лефер ввел шестой клапан для звука до-диез. Это была наиболее совершенная модель конца XVIII в. Инструмент обладал достаточно громким звуком, исполнитель мог спокойно усиливать и ослаблять его, играть певучие мелодии и стаккатные пассажи. Различие в звучании верхнего и нижнего регистра кларнета оставалось очень заметным. Слушателю, если он не видел исполнителя, могло показаться, что играют два различных инструмента. Мрачный, густой нижний регистр во многом напоминал звукстаринного шалюмо, верхний регистр - яркий, сильный - звук трубы кларино. Последний начинался от звука до второй октавы. Плохо звучали переходные звуки между двумярегистрами (соль-диез, ля, си-бемоль первой октавы). Играть на кларнете было трудно. Передувание на дуодециму, а не на октаву, сказывалось на сложности аппликатуры. Затруднения возникали, когда появлялось много встречных знаков, то есть тональности исполняемых произведений были далекими от строя кларнета. Чтобы это преодолеть было предложено делать инструменты различных размеров, сохраняя при этом пропорции отдельных их частей. Так получились кларнеты различных строев. В XVIII в. наиболее популярны были кларнеты в строях ре (малый кларнет), до, си, си-бемоль, ля, фа (бассетгорн). XIX в. явился периодом наиболее интенсивного совершенствования духовых инструментов. В области реконструкции деревянных духовых инструментов происходили также значительные события. И главнейшее место здесь занимал известный музыкальныймастер-изобретатель Теобалд Бем. Он разработал совершенно иную систему аппликатуры.Беем стремился к тому, чтобы его инструмент звучал на протяжении всего диапазона и достаточно насыщенно, при том виртуозные данные значительно превзошли бы все былые возможности. Историческое развитие кларнета продолжалось… Известный виртуоз-кларнетист Мюллер решил усовершенствовать кларнет в строе си-бемоль. Ему пришлось проделать большую работу по расстановке звуковых отверстий согласно акустическим закономерностям построения звукоряда. Если на кларнетах старых систем большинство отверстий сверлилось так, чтобы их можно было достать и закрыть пальцами рук, что часто приводило к явно фальшивой интонации инструмента, то Мюллер расположил в соответствии с требованиями акустики. Чтобы кларнет звучал интонационно чисто, ему пришлось установить специальный клапан для отверстия фа и увеличить число других клапанов до 13. В дельнейшем система Мюллера совершенствовалась. Произошло много изменений вмеханике, стало больше отверстий, клапанов, добавлялись рычаги. Но главным этапом стало применение к кларнету бемской системы. Это и произошло в начале 40-х гг. Клозесовместно с фирмой Бюффе сделали кларнет инструментом, у которого разница в звучании между регистрами перестала существовать, появилось хорошее легато и блестящие трели. Но их дополнения, внесенные в механику, сделали аппликатуру запутанной и сложной, поэтому до наших дней продолжают существовать два вида инструментов различных систем:мюллеровская и бемская.


Всем известна скороговорка о том, как Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет. С кораллами в общем и целом как-то понятно, а вот о том, что такое кларнет, представление есть не у всех. Необходимо провести исследование и отправиться на экскурсию по истории создания, звучания и описания этого интересного музыкального инструмента.

Труба, или дудочка, которую называют кларнетом. И все же, что такое кларнет? Это духовой музыкальный инструмент с непривычным звучанием. Но откуда он взялся и кто смог создать этот шедевр? Для получения ответа на этот вопрос необходимо небольшое путешествие во времени.

История кларнета

Свое начало кларнет берет в конце XVII - начале XVIII века. Над этим инструментом упорно трудился нюрнбергский музыкальный мастер Иоганн Христоф Деннер. Вообще-то, мастер старался улучшить конструкцию шалюмо (свирели). В 1701 году у новой шалюмо появился раструб. Внешне новинка напоминала раструб трубы clarion. Кстати, звучание тоже стало похожим на этот инструмент, название которого произошло от латинского слова clarus - «ясный». Стало очевидно, что это совершенно иной, новый музыкальный инструмент. Благодаря таким формам диковинный инструмент назвали clarinetto. Это итальянское название, которое означает «маленькая clarino». Музыкальный инструмент стали именовать «маленькая труба», а само название "кларнет" - это уменьшительное от clarion.

Как только кларнет не усовершенствовали! Особое место хотелось бы отвести Якобу Деннеру, именно благодаря его стараниям кларнет оснастили еще одним клапаном. Это далеко не все, что сделал Якоб Деннер.

Всего два клапана? Нет, на этом улучшения кларнета не закончились. Вдохновленные усовершенствованием, талантливые музыканты стремились к более глобальным переменам, и клапанов появлялось все больше. И только в 1790 году у кларнета появился последний шестой клапан. На этом высоколобые мужи решили на время остановиться. Но в XIX веке к кларнету приспособили то, что применялось только на флейте - это целая система кольцевых клапанов.

Если перечислить всех, кто приложил свою руку к этому удивительному музыкальному инструменту, в списке будут известные люди. Среди них такие светлые умы, как Бертольд Фриц, Эжен Альбера, Ксаверия Лефевра, Карл Берман и даже Адольф Сакс.

Опираясь на исторические данные, можно дать ясный ответ на вопрос о том, что такое кларнет. Это усовершенствованная старинная французская свирель, которая имеет почти 20 клапанов, рессор, много винтов, осей и даже тяг. Но эволюция кларнетов продолжается и по сегодняшний день.

Уникальность этого инструмента видна в тот самый момент, когда открывается футляр с ним, и в этот момент стоит погрузиться в анатомию данного шедевра.

Мундштук

Что это такое? На вид мундштук смахивает на птичий клюв. Его устройство заслуживает особого внимания, ведь этот элемент в звучании инструмента играет далеко не последнюю роль. На нем есть изгиб или выемка. Мундштук берется в рот для того, чтоб вдохнуть в него воздух. И на этот самый звук влияет все:

  • расстояние от верхушки мундштука до конца трости;
  • выемка, а точнее ее длина;
  • угол, под которым наклонен мундштук.

Но не только мундштук придает инструменту такое звучание.

Бочонок

Если посмотреть на кларнет, возникает вопрос: что это на нем за маленькая бочка? Этот бочонок отвечает за подстройку кларнета. Благодаря ему меняется строй инструмента. Изменения происходят до четверти тона. Для этого перед началом игры слегка выдвигается или, наоборот, задвигается бочонок в корпус. На нем отсутствуют клапаны, зато присутствует название изготовителя, что, несомненно, делает инструмент более изящным и притягательным визуально.

Трость

Эту часть инструмента еще называют язычком — тонкая узкая пластинка, которая производит звук. Эта часть кларнета сделана из камыша, но не из такого, который можно увидеть у реки или озера, а из особого. К сожалению, трости быстро изнашиваются. Ведь волокна камыша — это не дуб. Если ежедневно всего по 1 часу музицировать, уже через 3 недели появится необходимость в новой трости. Чем сильнее вдувается поток воздуха, тем быстрее происходит изнашивание.

Нижнее колено

Самой большой частью кларнета по праву можно считать нижнее колено. С правой стороны находятся клапаны, которые выполняются из металла. Есть еще пробковое кольцо, которое можно найти снизу. Здесь на нижнем колене находится и перемычка, чтобы соединить нижнее и верхнее колено.

Верхнее колено

Тоже любопытная вещь. В отличие от нижнего колена, клапаны расположены на противоположной, левой стороне. Верхнее колено меньше нижнего. Но на этом различия не заканчиваются. Если на нижнем колене одно пробковое соединение, то здесь два. Их назвали прямо как у живого существа - сухожилиями.

Для получения красивой мелодии пальцы торопливо или медленно опускаются, закрывая, и поднимаются, открывая отверстия, которые расположены на корпусе музыкального инструмента.

Кстати, если говорить об отверстиях, то на лицевой стороне мы можем видеть их шесть, а на обратной отчетливо виднеется еще одно. Итого семь. Но есть еще. Для остальных отверстий используют клапаны. Это целый клапанный механизм, который представляет собой связь между винтами, осями и остальными частями инструмента. Эта система довольно сложная, и разобраться в ней очень тяжело.

Раструб

Раструб имеет форму воронки или колокольчика. Когда играет кларнет, то он больше напоминает трубу, чем флейту. Из ряда духовых кларнет более подвижный, но все же уступает флейте. Хотя, как и флейта, кларнет держится прямо раструбом вниз.

Якоб Деннер славно потрудился над этим изобретением, ведь именно раструб дает больше точности. Особенно поражает, как на кларнете звучит нота ми малой октавы. А ведь это самая низкая нота! Добиться ее возможно лишь благодаря раструбу. Хоть кларнет и виртуозный инструмент, но до стремительности и воздушности флейты немного не дотягивает. Тем не менее, когда играет кларнет, песни воспринимаются ярче и образы возникают отчетливей.

Звучание кларнета

Когда в зале звучит кларнет, музыка уносит в такие дали, что эти впечатления не забудутся никогда. Кажется, он может все, вне зависимости от того, звучит он самостоятельно или в тандеме. Этот деревянный инструмент виртуозно и грандиозно создает нечто тайное, мрачное, как будто в густом тумане подстерегает опасность. И здесь с тревогой начинает биться сердце. От злого пронзительного возгласа этого инструмента можно подпрыгнуть на месте и окунуться в различные эмоции, передаваемые музыкантом. Имея разные тембры, кларнет просто волшебно передает человеческий голос и даже ярко выраженный смех, кажется, что кто-то говорит с тобой, жалуясь или плача, ликуя или вздыхая. И эта вся прелесть делится на несколько регистров. И у каждого регистра свой тембр. То мягкая летучая нега, то искристая экспрессия. На что только не способен кларнет! Это и чуть слышное пение, легкое, как дуновение ветерка, и сильный сочный красочный звук. И все это - кларнет. Фото этого инструмента не способно передать все то изящество, на которое он способен.

Путь кларнета в оркестр

Можно смело утверждать, что сейчас кларнет в оркестре незаменим. Сначала к кларнету как к оркестровому инструменту относились с недоверием и опаской. Но симпатия к нему со временем росла. И для кларнета стали писать много произведений, которые придавали свежее веяние и необычную окраску. В середине XVIII века кларнет очень уместно звучал в хорах, где поют военные песни и играют соответствующую музыку. А композитор из теплой Италии Грегорио Широли в 1770 году написал достаточно милую сонату для этого интересного инструмента. Вольфганг Амадей Моцарт и Гайдн - вот кто помог кларнету прочно занять не самые худшие позиции как полноценного яркого инструмента.

Моцарт решился на отважный шаг, когда осмелился применить кларнет в одном церковном произведении. Так же он написал один из наилучших как в репертуаре этого неповторимого инструмента, так и за всю его историю концертов - это концерт для кларнета с оркестром. И в осенней Праге произведение имело ошеломляющий успех.

Подходил к концу 1791 год. Вскоре кларнет стал более заметен и привлекал к себе все больше и больше внимания композиторов. Где только не встречалось его звучание: Вагнер, Бетховен, Вебер, Мендельсон, Шуберт, Чайковский, Берлиоз и многие другие композиторы не обошли своим вниманием кларнет. Лист в своих симфонических поэмах использовал этот певучий музыкальный инструмент. Складывается впечатление, что кларнет - инструмент, без которого просто не обойтись, если есть желание выразить полноту и яркость своих чувств в музыке.

В Мюнхене осмелился кларнет использовать как солирующий инструмент. Это событие случилось в марте 1811 года. Успех был предопределен. Вдохновленный таким успехом, Вебер незамедлительно, в этом же году, написал для кларнета еще два концерта. Сейчас духовой оркестр был бы не таким ярким и сочным без кларнетов.

Создание музыки и виды кларнетов

Как же пишутся произведения для кларнета? Как и для всех остальных музыкальных инструментов, с помощью нот и, конечно же, вдохновения. В ключе Fa ноты для кларнета не пишутся. А пишутся в ключе Sol. Только так, и не может быть иначе. Ведь пробовали уже иначе. Получилось несколько конфузно. Если разобрать звуки, находящиеся выше ля третьей октавы, то чем больше звук стремится вверх, тем сложнее он становится и слышится резче. Следует обратить внимание, что в piano можно хорошо почувствовать не совсем чистое звучание ступени соль-диез и ступени ля. Но зато, когда музыка в оркестре идет в forte, слушатель этого совсем не заметит. Постоянную прописку в оркестре получили такие ступени, как си-бемоль и все остальные октавы до четвертой. В зависимости от того, какое необходимо звучание, используется кларнет in A, in B, in C, in Es. Реже используют контрабасовый и бассет-кларнет.

Так что такое кларнет? Это незабываемые впечатления от прослушанной музыки и ощущения полета и счастья после концерта.

Кларне́т (итал. clarinetto, фр. clarinette, нем. Klarinette, англ. clarinet или clarionet) — деревянный духовой музыкальный инструмент с одинарной тростью. Был изобретён около 1700 года в Нюрнберге, в музыке активно используется со второй половины XVIII века. Применяется в самых разнообразных музыкальных жанрах и составах: в качестве сольного инструмента, в камерных ансамблях, симфоническом и духовом оркестрах, народной музыке, на эстраде и в джазе. Кларнет обладает широким диапазоном, тёплым, мягким тембром и предоставляет исполнителю широкие выразительные возможности.
История инструмента
Кларнет был изобретён в конце XVII — начале XVIII столетия (некоторые справочники указывают в качестве года изобретения кларнета 1690, другие исследователи оспаривают эту дату и указывают, что первые упоминания о кларнете датированы 1710 годом) нюрнбергским музыкальным мастером Иоганном Христофом Деннером (1655—1707), работавшим в то время над улучшением конструкции старинного французского духового инструмента — шалюмо (фр. chalumeau). Основным нововведением, позволяющим чётко провести различие между шалюмо и кларнетом, явился клапан на обратной стороне инструмента, управляемый с помощью большого пальца левой руки и помогающий переходу во вторую октаву. В этом регистре звучание первых образцов нового инструмента (первоначально называвшегося просто «усовершенствованная шалюмо») напоминали тембр употреблявшейся в то время трубы, называвшейся «кларино» (clarino), название которой, в свою очередь, произошло от лат. clarus — «ясный» (звук). Эта труба дала своё название сначала регистру, а затем и всему инструменту ― clarinetto (итальянское название кларнета) буквально означает «маленькая clarino». В течение некоторого времени шалюмо и кларнет употреблялись на равных, однако уже во второй четверти XVIII века шалюмо практически исчезает из музыкальной практики. Дело Деннера продолжил его сын Якоб (1681—1735), три инструмента его работы хранятся в музеях Нюрнберга, Берлина и Брюсселя. Все эти кларнеты имели по два клапана. Инструменты такой конструкции были весьма распространёнными вплоть до XIX века, однако австрийский мастер Паур около 1760 года добавил к уже существовавшим двум клапанам третий, бельгийский мастер Роттенбург — четвёртый, англичанин Джон Хэйл в 1785 году — пятый, наконец, знаменитый французский кларнетист и композитор Жан-Ксавье Лефевр около 1790 года создал классическую модель кларнета с шестью клапанами.
К концу XVIII века кларнет становится полноправным инструментом классической музыки. Появляются виртуозные исполнители, улучшающие не только технику исполнения на кларнете, но и его конструкцию. Среди них следует отметить Ивана Мюллера, который изменил конструкцию мундштука, чем значительно повлиял на тембр, упростил передувание и расширил диапазон инструмента, по сути, создав его новую модель. С этого времени начинается «золотой век» кларнета.

Кларнет был изобретен в последнем десятилетии XVII столетия. Непосредственным предшественником Кларнета является древний народный инструмент свирель.

Первый изобретенный кларнет имел семь отверстий и два клапана: ля и си-бемоль (он же - клапан дуодецимы). Полутоны получались искусственно-открытием отверстия наполовину и степенью напряжения губных мышц.

Первыми композиторами, начавшими употреблять кларнет в оркестре, были Я. Стамиц (1717- 1757), К. Абель (1723-1787), К- Каннабих (1731- 1798), И. К. Бах (1735-1782). В дальнейшем значение кларнета как оркестрового и сольного инструмента возрастало соответственно его техническому усовершенствованию.

Долгое время существовали кларнеты разнообразных строев - высокие As, F, D, Es и обыкновенные С, В и А. Кроме того - Clarinette d"amour строя G (изобретенный в 1770 г.), бассетгорны (альтовые кларнеты) F и Es (изобретенные в 1782 г.), которые использовал В. Моцарт, написавший для них соло в опере "Милосердие Тита" и партию в "Реквиеме", а также бас-кларнет (изобретенный в 1793 г.) в строях С, В и А.

Развитию механизма кларнета значительно способствовали исполнители. Так, в 1809 г. кларнетист Иван Мюллер присоединил к уже имеющимся десяти клапанам несколько рычагов для получения различных аппликатурных вариантов.

В начале сороковых годов XIX века профессор Парижской консерватории Г. Клозе (1808-1880) совместно с фирмой Buffet применил на кларнете системы "Мюллер" подвижные кольца (очки), сконструированные для флейты Т. Бёмом. Это и есть тот инструмент, который обычно называют кларнетом Бёма.

Благодаря своему красивому тембру и техническим возможностям, кларнет с конца XVIII столетня занял прочное положение в оркестре и выдвинулся как сольный и ансамблевый инструмент.

В настоящее время кларнеты французской системы получили наибольшее распространение. Они имеют отличие от немецкой системы в сверлении канала инструмента. "Вилковая" аппликатура звуков (см. пример ниже) здесь не применяется:

Французская система дает большую свободу в звукоизвлечении в верхнем регистре.

Кроме того, устройство клапанной системы на нижнем колене дает возможность извлекать звуки:

Преимущество кларнетов французской системы состоит также в возможности более ясного интонирования звуков gis1, a1, b1, звучащих на кларнете немецкой системы несколько тускло. С помощью мизинцев правой или левой руки (при этом один мизинец остается свободным), что устраняет необходимость передвижений мизинцев с клапана на клапан.

Представляет собой музыкальный духовой инструмент, изготовленный из дерева. Он обладает мягким тембром и обширным звуковым диапазоном. Кларнет применяется при создании музыки любого жанра. Кларнетисты могут выступать не только сольно, но и в музыкальном оркестре.

Его история насчитывает более 4 веков. Инструмент создали в 17 – 18 веке. Точной даты появления инструмента неизвестно. Но многие эксперты сходятся во мнении, что кларнет был создан в 1710 году Иоганном Христофом Деннером. Он был мастером по созданию духовых инструментов из дерева. Занимаясь модернизацией французской свирели «шалюмо», Деннер создал совершенно новый музыкальный инструмент с широким диапазоном. При первом появлении шалюмо имел успех и широко применялся в составе инструментов для оркестра. Шалюмо Деннер создал в виде трубки с 7 отверстиями. Диапазон первого кларнета составил только одну октаву. И для улучшения качества Деннер решил заменить некоторые элементы. Он применил камышовую трость и удалил трубку с пищиком. Далее для получения широкого диапазона кларнет испытал множество внешних изменений. Главным отличием кларнета от шалюмо является клапан, находящийся на задней стороне инструмента. Клапан управляется большими пальцами. При помощи клапана диапазон кларнета переходит на вторую октаву. К концу 17 века шалюмо и кларнет использовались одновременно. Но к концу 18 века шалюмо теряет свою популярность.

После смерти Деннера его дело получил в наследство сын Якоб. Он не оставил дело отца и продолжил создание и усовершенствование музыкальных духовых инструментов. На данный момент в музеях мира стоят 3 великих инструмента. Его инструменты обладают 2 клапанами. Кларнеты с 2 клапанами применялись до 19 века. В 1760 году известный музыкант из Австрии Паур добавил еще один клапан к существующим. Четвертый клапан от своего имени включил брюссельский кларнетист Роттенберг. В 1785 году британец Джон Хэйл решил включить в инструмент пятый клапан. Шестой клапан добавил от себя кларнетист из Франции Жан – Ксавье Лефевр. За счет чего был создан новый вариант инструмента с 6 клапанами.

В конце 18 века кларнет входит в список инструментов классической музыки. Его звучание зависит от мастерства исполнителя. К виртуозным исполнителям относят Ивана Мюллера. Он изменил структуру мундштука. Такое изменение повлияло на звучание тембра и диапазона. И полностью закрепило место кларнета в музыкальной индустрии.

На этом история появления инструмента не заканчивается. В 19 столетии, профессор консерватории Гиацинт Клозе вместе с музыкальным изобретателем Луи – Огюст Бюффе, усовершенствовали инструмент при помощи установки кольцевых клапанов. Такой кларнет назвали «французским кларнетом» или «кларнетом Бема».

Также свои идеи внесли немецкий изобретатель Иоганн Георг и кларнетист Карл Берман. Они изменили работу системы клапанов. Благодаря чему появилась немецкая модель инструмента. Немецкая модель сильно отличается от французского варианта тем, что выражает силу звука на повышенном диапазоне. С 1950 года популярность немецкой модели резко снизилась. Поэтому таким кларнетом пользуются только австрийцы, немцы и голландцы. А популярность французской модели резко возросла.

В начале 20 века кроме немецкой и французской модели начали производиться «кларнеты Альбера» и «инструмент Марки». Такие модели имели широкий диапазон, который поднимает звук до самых высоких октав.

На данный момент современный вариант кларнета имеет сложный механизм и около 20 клапанов.