Клод Моне. Бульвар Капуцинок в Париже


Клод Моне. Бульвар Капуцинок в Париже.
1873 г.
Холст, масло.
Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина,
Москва.

Вся история французского импрессионизма – от его зарождения до расцвета и постепенного угасания – укладывается в долгую творческую биографию Клода Моне. Рыцарская преданность этому художественному направлению, верность именно импрессионистическому восприятию мира ставят художника особняком даже среди его собратьев. Одно из лучших импрессионистических произведений Клода Моне – знаменитый "Бульвар Капуцинок в Париже", написанный им в 1873 году. Художник пишет два известных парижских вида из окон ателье фотографа Надара, расположенного на бульваре Капуцинок (один находится в Москве в Пушкинском музее изобразительных искусств, Другой – в Художественном музее Канзас-Сити). Вновь К. Моне Избирает высокую точку зрения: сверху, из окна (или с балкона, вместе с теми персонажами, которых он изобразил справа), зритель видит уходящую по диагонали, по направлению к парижской Опере, перспективу бульвара, поток экипажей и пестрой толпы в неразличимом мелькании лиц. Фигурки прохожих едва намечены белыми мазками, фасады домов на противоположной стороне бульвара наполовину скрыты ветвями платанов.

Клод Моне передает в этом произведении мгновенное, чисто зрительское впечатление от едва заметно вибрирующего воздуха, от уходящих в глубь улицы людей и уезжающих экипажей. Он разрушает представление о плоскости холста, создавая иллюзию пространства и наполняя его светом, воздухом и движением. Человеческий глаз устремляется в бесконечность, и нет предельной точки, где бы он мог остановиться.
Высокая точка зрения позволяет художнику отказаться от первого плана, и он передает сияющее солнечное освещение в контрасте с голубовато-лиловой тенью от домов, лежащей на уличной мостовой. В московском варианте свет делит композицию по диагонали, противопоставляет одну часть бульвара, залитого солнцем, другому – находящемуся в тени. Солнечную сторону Клод Моне дает оранжевой, золотисто теплой, теневую – фиолетовой, но единая свето-воздушная дымка придает всему пейзажу тональную гармонию, а контуры домов и деревьев вырисовываются в воздухе, пронизанном солнечными лучами.
Скользящее боковое освещение "дематериализует" архитектуру, придает ей невещественность. В красочном мареве тонут архитектурные детали домов, тают контуры экипажей, растворяются ветки деревьев, а глубина пространства теряется в движении светящегося воздуха. Все это заполняет картину таким образом, что глаз зрителя теряет грань между вертикальной плоскостью стен домов и горизонтальной мостовой; между близкими освещенными стенами зданий и дальним голубым сумраком, скрывающим продолжение улицы. Намеченные быстрыми штрихами фигурки прохожих теперь сливаются в общий поток толпы.


Клод Моне. Бульвар Капуцинок.
1873 г.
Музей искусств Нельсона и Аткинс

Полотно из Канзас-Сити имеет совершенно иной (вертикальный) формат и обладает иным настроением. Зритель видит тот же "Бульвар Капуцинок в Париже", тот же самый пейзаж, но уже в хмурый день, когда белесоватый, мутный свет отражается на влажной мостовой. На фоне блеклого, молочно-голубого цвета резче выступают пятна черного, розового, темно-зеленого цветов.

Искусствовед К.Г. Богемская отмечает: "Когда говорят, что импрессионисты умели запечатлевать момент безостановочного движения жизни, то подтверждением этому может быть названа именно картина "Бульвар Капуцинок в Париже" (московский вариант). В других произведениях Клода Моне, при всей их непосредственной сиюминутности, куда меньше стремления вырвать "кадр", чем это ощущается при созерцании данного полотна.

Однако показанная на Первой выставке импрессионистов именно эта картина стала одной из тех, которые вызывали больше всего насмешек и нападок публики. Сам же Клод Моне еще в 1880 году говорил: "Я импрессионист и намерен всегда им оставаться". Эти же слова он мог повторить и на закате своей жизни.

Бульвар Капуцинок в Париже - одна из его достопримечательностей города. Находится он во Втором Некоторые по ошибке называют его бульваром Капуцинов. Свое название получил от одноименного женского монастыря. Он является одним из четырех знаменитых парижских бульваров.

Краткий исторический обзор

Бульвар Капуцинок появился в 1676 году, и его первоначальное название было Нижний Вал. Он был назван так потому, что построен на месте крепостных сооружений Людовика XIII. Женский монастырь капуцинок появился на этом бульваре еще до Великой французской революции. До 1789 года на южной стороне бульвара располагались сады монастыря капуцинок.

Северная часть до 1858 года оставалась незастроенной, но, когда появилась площадь Оперы, Нижнюю улицу объединили с бульваром. Теперь он является одним из Больших бульваров.

Знаменитые здания

На бульваре Капуцинок в Париже происходило множество интересных событий, поэтому неудивительно, что почти каждое здание, находящееся там, имеет свою увлекательную историю:

  1. В самом начале бульвара находится дом № 2 с очень красивым фасадом, бывший престижный отель "Монморанси", который был построен в 18-м веке. Затем в 1869 году его переделали под кинотеатр "Водевиль", который был популярен среди горожан. С 1927 году в этом историческом здании находится кинотеатр Paramount Theatre Opéra, который потом приобрела компания Gaumont. Владельцы сохранили красоту особняка 18-го века с ротондой и изысканной архитектурой.
  2. Дом № 14 - одно из самых известных зданий на бульваре Капуцинок. В 18-м веке в этом доме было знаменитое "Гранд кафе". Именно там 28 декабря 1895 года состоялся первый платный киносеанс, на котором братья Люмьер показали 10 коротких фильмов. В этом же доме проводил эксперименты с излучением доктор Вильгельм Рентген.
  3. В доме № 25 был музей Коньяк-Жэ, в котором были собраны изысканные и роскошные предметы эпохи 18-го века.
  4. В доме под номером 28 находился самый старый концертный зал в Париже - "Олимпия". Он был построен в 1893 году, и на его сцене выступало много известных певцов, актеров и других знаменитых людей. В "Олимпии" зрители наслаждались выступлениями Эдит Пиаф, Шарля Азнавура, Мирей Матье, Луи Армстронга и др. Из русских исполнителей концерты в "Олимпии" давали Алла Пугачева, Тамара Гвердцители и другие. Теперь на его входе висит огромный красный рекламный щит.
  5. В доме № 35 располагалась мастерская фотографа Надара, в гости к которому часто приходили художники. В 1874 году здесь устраивали выставки работ Писарро, Моне, Мане, Ренуара. Тогда это были мало кому известные молодые художники, чье творчество вызывало неоднозначную реакцию. Но потом импрессионисты стали известны во всем мире.

Во многих домах жили известные личности, некоторые из которых не были по достоинству оценены людьми их эпохи. Бульвар Капуцинок в Париже был известен как любимое место творческих людей.

Кафе и рестораны

В самом центре Boulevard des Capucines, на площади Опера, находится известное кафе Cafe de la Paix. Оно было создано по плану архитектора 19-го века Шарля Ганье. Именно он занимался оформлением находящейся неподалеку Оперы. Кафе появилось в 1862 году, и его посетителями были многие известные люди: Ги де Мопассан, Оскар Уайльд, П. И. Чайковский и другие.

В доме № 1, который находится в самом начале бульвара, располагается Неапольское кафе. В нем часто собираются творческие люди. Многие туристы любят посещать Le Grand Cafe Capucines, которое находится в доме № 4. Оно стильно оформлено, и, несмотря на большой поток туристов, здесь готовят вкусные изысканные блюда французской кухни за приемлемую цену.

В искусстве

Эта достопримечательность Парижа у многих ассоциируется с первым кинопоказом Вообще, этот бульвар еще известен как "бульварный театр", потому что именно там кафе стали ставить столики так, чтобы люди, наслаждаясь чашечкой кофе, могли наблюдать за прохожими, совсем как в кинотеатре.

Бульвар служил источником вдохновения для написал две картины с одинаковым названием - "Бульвар Капуцинок". Одна из них хранится в Пушкинском музее. Изображение бульвара есть в картинах Жана Беро "Парижский киоск" и Константина Коровина "Бульвар Капуцинок". Художники в своих творениях старались показать, что это место является центром богемной жизни Парижа.

Другое название одного из самых оживленных уголков Парижа он приобрел благодаря фильму Аллы Суриковой "Человек с бульвара Капуцинов". Но название было переведено неверно, и так у него появилось другое наименование. Несмотря на то что бульвар Капуцинок теперь не является местом, где происходят важные исторические события, он все равно остается одним из оживленных уголков, в котором царит богемная атмосфера.

Сад Тюильри

Во время экскурсии по Парижу вы можете погулять в саду Тюильри, который находится неподалеку от знаменитого бульвара. Это одно из самых популярных мест среди парижан. Территория сада протянулась от Лувра до Елисейских полей.

Горожане и туристы могут неторопливо прогуливаться и любоваться живописными пейзажами. был сделан по приказу Екатерины Медичи, работу над его созданием начали в 1564 году, а первым создателем был Бернар Палисси. Это уникальный садово-парковый ансамбль, который больше похож на произведение искусства. В саду Тюильри вы также можете полюбоваться и другими достопримечательностей.

Главный вход в этот чудный городской уголок природы украшают парковые скульптуры, которые являются точными копиями дворцовых скульптур. Гости сада могут посетить музей Оранжери, являющийся картинной галереей, в которой можно увидеть уникальные полотна художников.

Как добраться

Обязательно в экскурсию по Парижу включите посещение знаменитого бульвара. Добраться до него очень просто: вы можете дойти пешком от станций метро Hauvre-Caumartin, Chaussée d`Antin la Fayette. Также недалеко от него расположен вокзал Сен-Лазар. Протяженность известного бульвара составляет 440 м, и находится он в исторической части города.

Одна из достопримечательностей Парижа - бульвар Капуцинок. Он продолжает оставаться местом встреч творческих людей. Посетители кафе за чашечкой кофе могут наблюдать за прохожими. Неподалеку от бульвара Капуцинок расположены и другие известные места Парижа. Этот оживленный бульвар всегда был источником вдохновения.

Бульвар Капуцинок в Париже – знаменитое место с большой и интересной историей. На его просторах в 1895 г. открылся первый кинотеатр, именно здесь были обнародованы дебютные короткометражки братьев Люмьер.

Также на этой известной всем артистам улице расположился неповторимый концертный зал, давно ставший мечтой многих музыкантов – «Олимпия». Его сцена позволила услышать местным жителям и приезжим голос Людмилы Зыкиной, Эдит Пиаф, Битлз, Луи Армстронга и многих других великих звезд.

Кроме того, именно в одном из домов этой улицы была проведена первая выставка легендарных импрессионистов, непонятых их современниками. Так, в доме 35 по этому бульвару в 1874 г. были представлены картины авторов: Камилла Писсарро, Клода Моне, Эдгара Дега и других.

Бульвар Капуцинов или Капуцинок в Париже

В 1865 г. небольшая часть Больших бульваров была переименована в Бульвар Капуцинок. У многих возникают вопросы в каком роде употреблять название бульвара, поскольку Капуцины – это монашеский орден, который получил свое название из-за своеобразного капюшона, который они носили (термин употреблялся в просторечии в качестве насмешки).

Однако свое название улица получила благодаря располагавшемуся здесь до Французской Революции монастырю капуцинок , поэтому предпочтительней все же использование наименование бульвара в женском роде.

Бульвар Капуцинок

Бульвар славится своей увлекательной, разнообразной историей и богемной атмосферой, особо привлекательной для обеспеченных людей. Как было указано выше, эту парижскую улицу связывают со своим становлением, как кинематографисты, так и художники. Однако несмотря на значимость для кино дома под номером 14, большего внимания все-таки заслуживает студия Надара (дом №35, в котором была организована тайная выставка художников, подарившая миру новое течение в искусстве — импрессионизм).

Вид из окон именно этого дома был изображен на нескольких картинах Моне (таковых было две, и обе они получили одинаковое название: «Бульвар Капуцинок в Париже»), одно из этих полотен ныне украшает стены московского музея. На картине можно увидеть занятых своими заботами парижан, оживленный бульвар и пробуждение природы в ожидании скорой весны. Свое видение парижского бульвара отобразил в одной из работ и русский художник-импрессионист Константин Коровин, описавший ночной вид популярного места во всех его цветах и красках.

Ныне это место считается излюбленным пафосной публикой , поскольку на каждом шагу бульвара можно столкнуться с успешными и зажиточными людьми:

  • банкирами
  • моделями
  • кинозвездами
  • композиторами
  • артистами и др.

Кроме этого, прогулка по бульвару может порадовать вас не только приятными знакомствами и развлекательными программами, но и приятным обедом или ароматным кофе в одном из уличных ресторанчиков. Одним из самых знаменитых из них является Cafe de la Paix , в котором некогда обедали Оскар Уайльд, Мопассан, Эмиль Золя.

Любителей литературы, в свою очередь, ждет увлекательное путешествие

К истокам творчества Жака Оффенбаха и Стендаля, которые работали в домах на этом бульваре.

Где находится и как добраться до бульвара?

Адрес знаменитого бульвара довольно простой: Париж, Бульвар Капуцинок (Boulevard des Capucines) . Его протяженность всего 440 м, а добраться до популярного места можно на обычном метро с одной из перечисленных станций:

  • Opéra
  • La Fayette
  • RER Auber
  • Chaussée d’Antin
  • Havre-Caumartin.

Или с местного вокзала Сен-Лазар.

Бульвар Капуцинов на карте Парижа:

Бульвар Капуцинок, иногда ошибочно называемый бульваром Капуцинов, после просмотра ставшего уже классикой фильма «Человек с бульвара Капуцинов», является одним из так называемых

Назван этот бульвар по названию стоящего здесь когда-то монастыря капуцинок.

Чем же знаменит бульвар Капуцинок ? Конечно, своей историей, а историю делают люди. Какие же знаменитости бывали или жили здесь, что происходило на этом бульваре?

В доме № 8 творил свои волшебные произведения композитор Жак Оффенбах , автор «Сказок Гоффмана», «Синей бороды». А в доме № 43 в XIX веке находилось министерство иностранных дел Франции, куда каждый день ходил на работу Анри Бейль, более известный нам как Стендаль .

На бульваре Капуцинок состоялся первый показ кинофильма «Прибытие поезда», продемонстрированного братьями Люмьер . С тех пор мы с удовольствием ходим в кино.

А кинотеатр Paramount , кстати, расположен совсем недалеко, в доме № 2 на этой же улице. Интересно, что билеты в кино во Франции заранее не продают, очередь перед началом сеанса выстраивается на улице. Только по окончании предыдущего сеанса, запускают следующую партию зрителей, фойе-то для ожидания нет.

После кино можно зайти в кафе, выпить чашечку кофе, например, в знаменитое Cafe de la Paix . Когда-то на террасе этого кафе сиживали писатели Оскар Уайльд, Мопассан, Эмиль Золя. Можете посидеть за столиком, размышляя о том, что, возможно, именно с этого места один из знаменитостей мировой литературы,смотрел на раскинувшуюся перед ним панораму бульвара.

Клод Моне "Бульвар Капуцинок в Париже"

Но бульвар Капуцинок знаменит не только писателями и композиторами. Его история неразрывно связано и с художниками-импрессионистами.

В 1874 году в доме № 35 по бульвару Капуцинок, в квартире фотографа Надара состоялась выставка «Анонимного общества», на которой были представлены работы никому не известных тогда Ренуара, Моне, Писсарро, Сислея, Сезанна, Дега .

Слава придет к ним лишь через несколько лет. Кстати, на этой выставке была представлена и знаменитая картина Клода Моне под названием «Бульвар Капуцинок в Париже ». Художник запечатлел вид из окна дома № 35 на оживленный бульвар.

В доме № 28 находится известнейший концертный зал Парижа — . Здесь выступали все великие французские шансонье. Зал отремонтирован и перестроен, но фасад сохранился таким же, как во времена Эдит Пиаф, Ива Монтана, Мориса Шевалье.

Концертный зал "Олимпия"

Вот такая история у этого небольшого, длиной всего 440 метров тенистого бульвара Капуцинок . Когда будете по нему прогуливаться, не забудьте взглянуть на номера домов, вспомните былое, ведь почти каждый дом хранит отзвуки тех или иных исторических событий.

«Бульвар Капуцинок» был написан незадолго до знаменитой выставки 1874 года, когда, собственно, появился термин «импрессионизм». Моне, находившийся в студии своего друга фотографа Надара, словно бы сделал кадр, остановив на мгновение суетливую жизнь бульвара.

Дом № 35 на Бульваре Капуцинок — студия Надара. Здесь проходила выставка 1874 года, и здесь же Моне писал «Бульвар Капуцинок». Источник: wikipedia.org

Моне обрывает композицию: фигуры мужчин справа обрезаны, из панорамы бульвара выхвачен, казалось бы, непримечательный фрагмент. Однако художник и не ставил целью выделить что-либо конкретное на улице, но постарался передать эффект беглого взгляда в окно. Солнечный свет, яркие краски в толпе усиливают ощущение темпа столичной жизни и атмосферы на улице.


«Бульвар Капуцинок», 1873. Источник: pushkinmuseum. art

Во второй половине XIX века Бульвар Капуцинок был одним из центров культурной жизни Парижа. Помимо первой выставки импрессионистов в фотостудии Надара, здесь прошел премьерный публичный кинопоказ братьев Люмьер и работал концертный зал «Олимпия», существующий до сих пор. Свое же название бульвар получил от женского монастыря капуцинок, который был создан по приказу Людовика XIV. В середине XIX века бульвар кардинально переделали, спилив часть деревьев и расчистив место под Площадь Оперы.


Источник: paris1900. lartnouveau.com

Судьба художника

С 1858 года, когда Оскар-Клод Моне (кстати, до 22 лет Моне называли Оскаром, но затем он решил отказаться от этого имени, оставив Клод) впервые отправился на пленэр, и до смерти в 1926 году он не переставал писать. После того, как Буден, по признанию живописца, раскрыл ему глаза, он начал воспринимать мир в отражении солнечных лучей. Неизменным источником вдохновения была природа.


Клод Моне в своем саду. Источник: archive.ru

Уже в подростковом возрасте Моне показал семье и учителям, что не собирается следовать правилам. На уроках он откровенно скучал, сбегал из школы и справиться с ним было невозможно. «Когда поднималось солнце, море становилось прекрасным. Было так здорово бегать по высоким скалам на свежем воздухе или со всего разбегу бросаться в воду», — вспоминал Моне, сохранивший верность морю и любовь к нему на всю жизнь.


Скалы в Бель Иль (Пирамиды Порт-Котон. Бурное море), 1886. Источник: pushkinmuseum. art

После скоропостижной кончины матери образованием ребенка занялась его тетя Жанна Лекард. Она увлекалась живописью и, узнав о тяге мальчика к искусству, начала поддерживать его, в том числе, нашла ему учителей.

Весной 1861 года Моне призвали в армию. Семья предложил откупить его взамен на согласие оставить живопись. Но Моне не согласился и отправился служить в Алжир. Позже он признавался, что краски Африки повлияли на его стиль: «Я постоянно видел что-то новое. В моменты отдыха я пытался запечатлеть то, что видел. Вы не можете себе представить, насколько расширились мои познания и как изменилось мое восприятие. Сначала я не отдавал себе отчета в том, что впечатления от цвета и света, полученные там, со временем упорядочатся, но зерно моих будущих поисков было посажено именно там».

В 1865 году Париж заговорил об Эдуарде Мане. Его полотно « » заставило критиков понервничать. Моне же и другие молодые художники встретили полотно с восторгом, попытавшись создать свои интерпретации на ту же тему.


«Завтрак на траве», 1866. Полотно, написанное Моне под впечатлением от картины Эдуарда Мане. Источник: pushkinmuseum. art

Созвучие фамилий крайне раздражало последнего. «Кто такой этот Моне? — вопрошал Эдуард. — Он позаимствовал мое имя, чтобы воспользоваться той шумихой, которая поднялась вокруг него». В свою очередь Моне уважал Мане и с восхищением отзывался о тех работах, которые хулили все.

Понятие «импрессионизм» родилось на выставке 15 апреля 1874 года. Один из журналистов, готовя разгромную рецензию, взял название картины Моне «Впечатление» и «обозвал» всех участников вернисажа впечатленцами, то есть импрессионистами. То, что должно было стать оскорблением, в итоге зазвучало гордо. И хотя само направление прожило около 15 лет — затем его вытеснили другие измы и прочие течения, — оно стало вехой в истории искусства.


« ». Картина, давшая имя импрессионизму.