Композитор, аранжировщик, певец и дирижёр Варламов Александр Владимирович: биография, творчество и интересные факты. Биография Краткое сообщение о а е варламов

Православный календарь

Проповедь

Евангельское чтение:
Мк. 10:32-45
Лк. 7:36-50

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

В этом мире есть понятие времени. Мы, взрослые люди, чувствуем его и знаем, что сейчас что-то должно произойти. Литургия по времени могла бы закончиться минут пятнадцать назад – в это время я обычно завершаю проповедь. Судя по всему, времени на то, чтобы мне сейчас что-то сказать, остаётся совсем немного.

Сегодня я хотел говорить о преподобной Марии Египетской. О её подвиге, о трудах, которые она понесла после страшных падений, блуда. Потом, после раздробленности и внутренней расчленённости, она достигла высоты. Будучи безграмотной, она могла читать Священное Писание наизусть. Это определённые высоты, к которым мы пока не подошли. Перед нами пример потрясающего восхождения по лестнице добродетели – из глубины ада, от блуда в самых низменных его порывах. Заметьте, в житии это описывается в очень достойной форме. Как Мария сказала старцу Зосиме: «Не хочу смущать тебя, отче, и сама в памяти своей не хочу поднимать ту бездну, ворошить прожитое». Это культура покаяния, мы должны этому поучиться. Я сегодня об этом хотел говорить, но скажу о другом.

Я хочу сказать, что радуюсь тому, что здесь, на Подворье, разнообразные труды по-своему несут самые разные люди. Они приходят сюда, чтобы отдавать свои силы. У нас несколько хоров: концертный хор, хор мальчиков, хор девиц и отроковиц, есть и совсем юные отроковицы, которые начали петь совсем недавно. Есть женщины, которые поют уже три года, а до этого не пели никогда. Если всех пересчитать, получится около сотни человек. Есть такое высказывание: «Пою Богу моему, дондеже есмь». Сегодняшняя Литургия бесценна. Сегодня совершалось таинство соприкосновения сердца с сердцем. Это хочется положить в душу, это очень дорогого стоит. Поэтому отодвигаю границы времени и слов, ухожу от формальных моментов спешки.

Радуюсь тому, что Господь даёт нам сокровище, которым важно дорожить. Вместе с тем важно быть внимательными к воспитанию: сегодня я двух отроков попросил задержаться и причастил последними. Опять же, ничего нового: мы читали сегодня в Евангелии о том, как два апостола хотели быть первыми. И вот – два отрока: кто из них раньше к Чаше подойдёт? Так они между собой спорили, что никого вокруг не видели. Но апостолы Иоанн и Иаков, хотевшие быть первыми, ныне во святых, и наши мальчики к Чаше подошли – правда, последними.

Житие преподобной Марии Египетской – пример подъёма по лестнице добродетели, чего я хотел бы пожелать всем вам. Радуюсь вместе с вами и на этом скажу: «Аминь!».

Протоиерей Андрей Алексеев

Композитор Александр Егорович Варламов

27 ноября 1801 года родился Александр Егорович Варламов – автор около двухсот песен и романсов (среди них – знаменитые «Красный сарафан», «Вдоль по улице метелица метёт…», «Белеет парус одинокий…», «Горные вершины…), духовных сочинений, двух балетов, музыки к театральным постановкам, где сам выступал и в роли театрального дирижёра; знаток хорового пения, прекрасный певец и замечательный вокальный педагог, автор книги «Полная школа пения», а также исполнитель на скрипке, гитаре, виолончели и фортепиано.

Круг авторов, чьи стихи были положены Варламовым на музыку, очень широк: это более сорока поэтов, среди которых – Пушкин и Лермонтов, Жуковский и Дельвиг, Полежаев и Тимофеев, Цыганов и другие. Варламов открывает для русской музыки произведения Кольцова, Плещеева, Фета, Михайлова; пишет музыку к переводам из Гёте, Гейне, Беранже.

Александр Егорович Варламов – композитор с изменчивой творческой судьбой: с одной стороны, признанный при жизни блистательным мастером романса (как композитор, так и исполнитель), с другой – вскоре после кончины преданный хуле, обвинениям в безвкусице и банальности (в обиходе появилось даже обидное словцо «варламовщина»).

Но время расставляет всё на свои места. И сегодня романсы А. Варламова продолжают звучать, пленяя нас выразительностью мелодий и искренностью переданного в них чувства.

Александр Егорович Варламов родился в семье отставного поручика, скромного титулярного советника Егора Ивановича Варламова. Музыкальная одаренность мальчика проявилась рано – в любви к пению, к игре на скрипке и гитаре.

В девять лет Александр был определен в Петербургскую придворную певческую капеллу «малолетним певчим». Отличный голос и яркие способности мальчика заинтересовали знаменитого русского композитора Д.С. Бортнянского – директора капеллы, и он стал заниматься с маленьким певцом отдельно. Впоследствии в письмах и записках Варламов всегда с благодарностью вспоминал своего учителя.

За годы обучения в капелле Александр обнаружил не только незаурядные певческие, но и педагогические способности и был отмечен в 1819 году переводом из капеллы на службу в Брюссель, ко двору великой княгини Анны Павловны, ставшей супругой наследного принца Вильгельма Оранского. После коронации Вильгельма на голландский престол Варламов переезжает в Гаагу, где становится регентом в русской посольской церкви.

Перед восемнадцатилетним юношей открывается мир новых впечатлений: он проникается строгой красотой голландской живописи и архитектуры, знакомится с французской и итальянской оперой, выступает публично как певец и гитарист. О его выступлениях писали в газетах.

Овладев разговорным французским, Варламов беседует с иностранными музыкантами о вокальном искусстве. Тогда же, по собственному признанию, он «нарочито учился теории музыки».

В Гааге Александр Егорович встречает свою будущую жену – Анну Пахомовну Шматкову, дочь камердинера при дворе Анны Павловны.

В 1823 году Варламов возвращается в Россию, в Петербург. Он преподаёт в петербургской Театральной школе, занимается с певчими Преображенского и Семёновского полков. В конце 1828 года молодой музыкант стал хлопотать о вторичном поступлении в певческую капеллу, причем поднёс императору Николаю I две Херувимских песни – первые известные нам его сочинения.

24 января 1829 года он был определён в капеллу в число «больших певчих»; также на него была возложена обязанность обучать малолетних певчих и разучивать с ними сольные партии. В зале Филармонического общества Варламов даёт свой первый в России концерт, где дирижирует симфоническими и хоровыми произведениями и выступает в качестве певца. Немалую роль в жизни начинающего композитора сыграли встречи с М. Глинкой – они способствовали формированию взглядов молодого музыканта на развитие русского искусства.

Расцвет композиторского дарования Варламова приходится на московский период. В 1832 году он получает приглашение на должность помощника главного капельмейстера московских театров (Большого и Малого), затем становится «композитором музыки». Александр Егорович быстро вошел в круг московской художественной интеллигенции: среди его знакомых в то время – актеры М. Щепкин, П. Мочалов, композиторы А. Гурилев, А. Верстовский, певец А. Бантышев. Существуют свидетельства, указывающие на то, что в Москве А. Варламов встречался с Пушкиным. Большой интерес к творчеству А. Варламова проявляют известные пианисты того времени – авторы фортепианных обработок его романсов Ф. Лангер, А. Дюбюк и знаменитый Дж. Фильд. Бытуют истории об интересе к творчеству Варламова самого Ф. Листа.

«Музыке нужна душа», – писал Александр Варламов, – «а у русского она есть, доказательство – наши народные песни».


В эти годы композитор сочиняет свои самые известные романсы, прославившие его имя – например, «Красный сарафан». Этим романсом восторгались А. Пушкин, П. Виардо, Ф. Лист, А. Даргомыжский. Варламову достаточно было написать одно это произведение, так же как Алябьеву – «Соловья», чтобы навечно остаться в истории русской музыкальной культуры.

Работая в театре, Варламов пишет музыку к драматическим постановкам («Двумужница» и «Рославлев» Шаховского; «Князь Серебряный» по повести «Наезды» Бестужева-Марлинского; «Эсмеральда» по роману «Собор Парижской Богоматери» Гюго, «Гамлет» Шекспира). Постановка «Гамлета» стала выдающимся событием культурной жизни Москвы. О переводе Полевого, игре Мочалова в роли Гамлета, о песне безумной Офелии восторженно писал В. Белинский, посетивший этот спектакль семь раз...

В Москве Александр Варламов прожил до 1845 г. Здесь наиболее полно раскрылось его дарование – как сочинительское, так и исполнительское. Он часто выступал в концертах и всегда был желанным участником музыкально-литературных вечеров. Варламов обладал небольшим, но очень красивым по тембру тенором. Пение его отличалось редкой музыкальностью и задушевностью. «Он неподражаемо высказывал... свои романсы», – писал один из его друзей.

Широко известен он был и как вокальный педагог. Его «Полная школа пения» (1840) – первая в России крупная работа в этой области – и сейчас не утратила своего значения.

Последние годы жизни Варламова прошли в Петербурге. Здесь он сдружился с А. Даргомыжским. Их сближала общность взглядов на певческое искусство как наиболее непосредственный и каждому понятный способ выражения мыслей и чувств.

Незадолго до смерти Варламов начал издавать музыкальный журнал «Русский певец», содержанием которого являлись обработки для голоса с фортепиано русских и украинских народных песен.

Его памяти были посвящены стихотворение А. Григорьева, романс А. Гурилева «Воспоминание о Варламове», коллективные фортепианные вариации на тему его романса «Соловьем залётным» (среди авторов – А. Г. Рубинштейн, А. Гензельт), а также вышедший в 1851 «Музыкальный сборник в память А.Е. Варламова», включавший, наряду с сочинениями покойного композитора, романсы виднейших русских композиторов.

Варламовские романсы пользовались большой любовью московской публики и моментально разлетались по всему городу. Близкий приятель Варламова, солист Большого театра А. Бантышев, долгое время упрашивал композитора написать для него романс.

– Какой тебе?

– Какой сам пожелаешь, Александр Егорович...

– Хорошо. Приходи через неделю.

Писал Варламов очень легко, но, будучи человеком чрезвычайно несобранным, очень подолгу собирался приняться за работу.

Через неделю Бантышев приходит – романса нет.

– Некогда было, – разводит руками Варламов. – Завтра приходи.

Назавтра – то же самое. Но певец был человеком упорным и стал приходить к Варламову каждое утро, когда композитор еще спал.

– Экий ты, право, – вознегодовал однажды Варламов. – Человек спит, а ты являешься, можно сказать, на заре! Напишу я тебе романс. Сказал же – напишу, и напишу!

– Завтра? – язвительно спрашивает Бантышев.

– Завтра, завтра!

Утром певец, как всегда, является. Варламов спит.

– Это вам, господин Бантышев, – говорит слуга и передает раннему гостю новый романс, которому было суждено прославиться на всю Россию.

Назывался романс «На заре ты её не буди».

Т.А. Медведева

Русский композитор, певец (тенор) и педагог вокала. Родился в Москве 15 (27) ноября 1801 в семье чиновника. В девятилетнем возрасте был отправлен в Петербург, где обучался музыке в Придворной певческой капелле, был певчим хора, а впоследствии – автором ряда духовных композиций. В 18-летнем возрасте был послан в Голландию в качестве учителя певчих русской посольской церкви в Гааге.

Русский композитор, певец (тенор) и педагог вокала. Родился в Москве 15 (27) ноября 1801 в семье чиновника. В девятилетнем возрасте был отправлен в Петербург, где обучался музыке в Придворной певческой капелле, был певчим хора, а впоследствии – автором ряда духовных композиций. В 18-летнем возрасте был послан в Голландию в качестве учителя певчих русской посольской церкви в Гааге. С 1823 жил в Петербурге, где преподавал в театральной школе и некоторое время служил в Капелле хористом и учителем. В этот период сблизился с М. И. Глинкой, принимал участие в исполнении его сочинений, выступал в публичных концертах как дирижер и певец.

Расцвет творчества приходится на московский период жизни Варламова (1832–1844). Удачный композиторский дебют в пьесе А. А. Шаховского Рославлев (1832) и работа в театральных жанрах способствовали получению Варламовым места помощника капельмейстера (1832), а затем «композитора музыки» при оркестре Императорских московских театров. Варламов написал музыку к шекспировскому "Гамлету" по заказу знаменитого актера П.С.Мочалова (1837), поставил в Москве свои балеты "Забавы султана" (1834) и "Хитрый мальчик и людоед" (1837) и т.д. В начале 1830-х годов появляются первые романсы и песни Варламова; всего им создано более 100 произведений этого жанра, и среди них "Красный сарафан", "Что отуманилась, зоренька ясная", "Не шумите, ветры буйные" (изданы в 1835–1837). Варламов успешно выступал как певец, был популярным вокальным педагогом (преподавал в Театральном училище, Воспитательном доме, давал частные уроки), в 1849 издал свою "Полную школу пения"; в 1834–1835 издавал журнал «Эолова арфа», куда входили романсы и фортепианные произведения, его собственные и других авторов.

После 1845 музыкант жил в Петербурге, куда переехал в надежде устроиться учителем в Придворную капеллу, однако по разным причинам этот план не осуществился. Был вхож в петербургские литературные и художественные кружки; близко сошелся с А. С. Даргомыжским и А. А. Григорьевым (Варламову посвящены два стихотворения этого поэта и критика). Романсы Варламова исполнялись в салонах, их пела в своих концертах прославленная Полина Виардо (1821–1910).

Умер Варламов в Петербурге 15 (27) октября 1848. Его памяти были посвящены романс Гурилева "Воспоминание о Варламове", коллективные фортепианные вариации на тему его романса "Соловьем залетным" (среди авторов А. Г. Рубинштейн, А. Гензельт), а также вышедший в 1851 "Музыкальный сборник в память А. Е. Варламова", включавший, наряду с сочинениями покойного композитора, романсы виднейших русских композиторов. Всего Варламовым создано около двух сотен романсов и песен на тексты более 40 поэтов, сборник обработок народных песен "Русский певец" (1846), два балета, музыка по крайней мере к двум десяткам спектаклей (большая часть утрачена).

Русская Цивилизация

Будущий композитор происходил из «волошских», то есть молдавских дворян. Родился он в Москве 15 (27) ноября 1801 г. в небогатой семье скромного, титулярного советника Егора Ивановича Варламова.

Еще ребенком Саша страстно любил музыку и пение, особенно церковное, и рано стал играть на скрипке по слуху (русские песни).

В десятилетнем возрасте мальчик был определен отцом по совету друзей, оценивших рано проявившуюся его музыкальную одаренность, в Петербургскую придворную певческую Капеллу под руководством знаменитого Бортнянского. Сначала Варламов готовился к карьере певца, но вследствие ослабления голоса отказался от этой мысли.

В певческой Капелле Варламов обучался музыке, был певчим хора, а впоследствии - автором ряда духовных композиций.

За годы обучения в ней обнаружил наряду вокальным талантом незаурядные педагогические способности (прежде всего в качестве хормейстера).

В 1819 г. Варламов был назначен регентом придворной русской церкви в Гааге, где жила тогда сестра императора Александра I Анна Павловна, состоявшая в замужестве с кронпринцем нидерландским. Над теорией музыкальной композиции Варламов, по-видимому, совсем не работал и остался при тех скудных познаниях, которые могли быть вынесены им из капеллы (в те времена руководство капеллы мало заботилось об общемузыкальном развитии своих питомцев).

В Гааге и Брюсселе тогда была прекрасная французская опера, с артистами которой Варламов свел знакомство. Слушая «Севильского Цирюльника» Россини, Варламов приходил в особый восторг от искусного употребления в финале 2 акта русской песни «На что ж было огород городить», которую итальянский маэстро, по словам Варламова, «хорошо, мастерски свел на польский». Быть может, отсюда он и вынес свои познания в вокальном искусстве, давшие ему возможность сделаться впоследствии хорошим учителем пения.

Имея множество знакомств, особенно среди музыкантов и любителей музыки, Варламов, вероятно, тогда уже составил привычку к беспорядочной и рассеянной жизни, которая помешала ему впоследствии выработать как следует свое композиторское дарование.

В 1823 г. Варламов вернулся в Россию.

С 1823 г. он жил в Петербурге, где преподавал в театральной школе и некоторое время служил в Капелле хористом и учителем. В этот период Варламов сблизился с

М.И. Глинкой, принимал участие в исполнении его сочинений, выступал в публичных концертах как дирижер и певец.

Расцвет его творчества приходится на московский период жизни (1832–1844 гг.). Удачный композиторский дебют в пьесе

А.А. Шаховского Рославлев (1832 г.) и работа в театральных жанрах способствовали получению Варламовым места помощника капельмейстера (1832 г.), а затем «композитора музыки» при оркестре Императорских московских театров. Варламов написал музыку к шекспировскому «Гамлету» по заказу знаменитого актера

П.С. Мочалова (1837 г.), поставил в Москве свои балеты «Забавы султана» (1834 г.), «Хитрый мальчик и людоед» (1837 г.) и т.д.

В начале 1830-х гг. появляются первые романсы и песни Варламова (всего им создано более 100 произведений этого жанра, и среди них «Красный сарафан», «Что отуманилась, зоренька ясная», «Не шумите, ветры буйные» (изданы в 1835–1837 гг.)).

Варламов успешно выступал как певец, был популярным вокальным педагогом (преподавал в Театральном училище, Воспитательном доме, давал частные уроки).

В 1834–1835 гг. он издавал журнал «Эолова арфа», где публиковал как собственные романсы и фортепианные произведения, так и сочинения других авторов.

В 1840 г. Варламов выпустил «Полную школу пения».

Композитор пробовал свои силы и в области духовной музыки. Ему принадлежит «Херувимская» на восемь и на четыре голоса (издание Грессера, 1844 г.). Но Варламов скоро понял, что величественный, требующий строгой выдержки церковный стиль не подходит к характеру его дарования и к его музыкальной технике, не особенно развитой; он вновь перешел к любимым им формам песни и романса.

После 1845 г. музыкант жил в Петербурге, куда переехал в надежде устроиться учителем в Придворную капеллу, однако по разным причинам этот план не осуществился. Был вхож в петербургские литературные и художественные кружки; близко сошелся с

А.С. Даргомыжским и А.А. Григорьевым (Варламову посвящены два стихотворения этого поэта и критика).

В Петербурге Варламов стал давать частные уроки, выступал в концертах, занимался обработкой русских народных песен (в 1846 г. вышел сборник этих песен «Русский певец»).

Романсы Варламова исполнялись в салонах, их пела в своих концертах прославленная Полина Виардо (1821–1910 гг.).

Умер композитор в Петербурге 15 (27) октября 1848 г. Его памяти посвящен романс Гурилева «Воспоминание о Варламове», коллективные фортепианные вариации на тему его романса «Соловьем залетным» (среди авторов А. Г. Рубинштейн, А. Гензельт), а также вышедший в 1851 г. «Музыкальный сборник в память А. Е. Варламова», включавший, наряду с сочинениями покойного композитора, романсы виднейших русских музыкантов.

Музыкальное наследие:

А.Е. Варламов оставил более 200 романсов (в том числе 42 народных русских песни, аранжированных им для одного голоса с фортепиано, из них 4 малорусских, небольшое число сочинений на 3 голоса, три церковных произведения для хора (херувимские) и три фортепианных пьесы (марш и два вальса).

Большинство его романсов и песен полодены на тексты русских поэтов (М. Ю. Лермонтова, А. В. Кольцова, Н. Г. Цыганова, А. Н. Плещеева, А. А. Фета).

Песни и Романсы:

«Красный сарафан»,

«Оседлаю коня» (оба послужили темами для скрипичной фантазии Венявского «Souvenir de Moscou»),

«Травушка»,

«Соловушко»,

«Что отуманилась»,

«Ангел»,

«Песнь Офелии»,

«Мне жаль тебя»,

«Нет, доктор, нет»,

«На заре ты ее не буди»,

«Вдоль по улице метелица метет»,

«Горные вершины», и т д.

Варламов - автор музыки к драматическим спектаклям, в том числе «Рославлев» (совместно с А. Н. Верстовским), «Двумужница», «Ермак», «Муромские леса», «Гамлет» и др.; балетов «Забавы султана» (1834 г.), «Хитрый мальчик и людоед» (по сказке Ш. Перро «Мальчик с пальчик», совместно с А. С. Гурьяновым, 1837 г.); хоров, вокальных ансамблей и др.

Варламову принадлежит также первая русская «Школа пения» (Москва, 1840 г.), первая часть которой (теоретическая) представляет собой переделку парижской школы Андраде, две же остальные (практические) имеют самостоятельный характер и содержат ценные указания по вокальному искусству, не утратившие своего значения и теперь.

Он - один из крупнейших мастеров вокальной лирики 1-й половины XIX в. Его романсы и «русские песни» пользовались большим успехом у массовой аудитории.

Русский композитор Александр Егорович Варламов (1801—1848)

Романсы и песни Александра Егоровича Варламова — яркая страница русской вокальной музыки. Композитор замечательного мелодического дарования, он создал произведения большой художественной ценности, завоевавшие редкую популярность. Кому не известны мелодии песен «Красный сарафан», «Вдоль по улице метелица метет» или романсов «Белеет парус одинокий», «На заре ты ее не буди»? По справедливому замечанию современника, его песни «с чисто русскими мотивами сделались народными». Знаменитый «Красный сарафан» пелся «всеми сословиями — и в гостиной вельможи, и в курной избе мужика», и даже был запечатлен в русском лубке. Музыка Варламова нашла отражение в художественной литературе: его романсы, как характерный элемент быта, введены в произведения Гоголя, Тургенева, Некрасова, Лескова, Бунина и даже английского автора Дж. Голсуорси (роман «Конец главы»). Однако, судьба Александра Варламова сложилась менее счастливо, чем судьба его песен.

Русский композитор, певец (тенор), педагог-вокалист и дирижер - Варламов Александр Егорович родился 27 ноября 1801 года в Москве в семье отставного военного. Его музыкальная одаренность проявилась рано: он самоучкой научился играть на скрипке — подбирал по слуху народные песни. Красивый, звонкий голос мальчика определил его дальнейшую судьбу: в 9 лет он был принят в петербургскую Придворную певческую капеллу малолетним певчим. В этом прославленном хоровом коллективе Варламов занимался под руководством директора капеллы выдающегося русского композитора Бортнянского. Вскоре Варламов стал солистом хора, выучился игре на фортепиано, виолончели, гитаре.



В 1819 молодого музыканта посылают в Голландию учителем певчих в русской посольской церкви в Гааге. Перед юношей открывается мир новых впечатлений: он часто посещает оперу, концерты, выступает публично как певец и гитарист. Тогда же, по собственному признанию, он «нарочито учился теории музыки». По возвращении на родину (1823) Варламов преподает в петербургской Театральной школе, занимается с певчими Преображенского и Семеновского полков, затем снова поступает в Певческую капеллу хористом и учителем. Вскоре в зале Филармонического общества он дает свой первый в России концерт, где дирижирует симфоническими и хоровыми произведениями и выступает в качестве певца. Немалую роль сыграли встречи с Глинкой — они способствовали формированию самостоятельных взглядов молодого музыканта на развитие русского искусства.

В 1832 Александр Егорович Варламов был приглашен помощником капельмейстера Московских императорских театров, затем получил место «композитора музыки». Он быстро вошел в круг московской художественной интеллигенции, в среде которой было много талантливых людей, разносторонне и ярко одаренных: актеры Щепкин, Мочалов; композиторы Гурилев, Верстовский; поэт Цыганов; писатели Загоскин, Полевой; певец Бантышев. Их сближало увлечение музыкой, поэзией, народным искусством.



« Музыке нужна душа », — писал Александр Варламов, — «а у русского она есть, доказательство — наши народные песни ». В эти годы он сочиняет «Красный сарафан», «Ох, болит, да щемит», «Что это за сердце», «Не шумите, ветры буйные», «Что отуманилась, зоренька ясная» и другие, вошедшие в «Музыкальный альбом на 1833 год» и прославившие имя композитора. Работая в театре, Варламов пишет музыку к драматическим постановкам («Двумужница» и «Рославлев» Шаховского — вторая по роману М. Загоскина; «Князь Серебряный» по повести «Наезды» Бестужева-Марлинского; «Эсмеральда» по роману «Собор парижской богоматери» Гюго, «Гамлет» Шекспира). Постановка шекспировской трагедии была выдающимся событием. О переводе Полевого, игре Мочалова в роли Гамлета, о песне безумной Офелии восторженно писал В. Белинский, посетивший этот спектакль 7 раз...

Балет тоже интересовал Варламова. Два его произведения в этом жанре — «Забавы султана, или Продавец невольников» и «Хитрый мальчик и людоед», написанный совместно с Гурьяновым по сказке Перро «Мальчик-с-пальчик», — шли на сцене Большого театра. Композитор хотел написать и оперу — его увлек сюжет поэмы Мицкевича «Конрад Валленрод», но замысел остался нереализованным.

На протяжении всей жизни не прекращалась исполнительская деятельность Варламова. Он систематически выступал в концертах, чаще всего как певец. Композитор обладал небольшим, но красивым по тембру тенором, пение его отличалось редкой музыкальностью и задушевностью. «Он неподражаемо высказывал... свои романсы », — замечал один из его друзей.

Александр Варламов был широко известен и как вокальный педагог. Его «Школа пения» (1840) — первая в России крупная работа в этой области — и сейчас не утратила своего значения.

Последние три года Варламов провел в Петербурге, он надеялся снова поступить учителем в Певческую капеллу, но желание это не осуществилось. Широкая известность не защитила его от бедности и разочарований. Александр Егорович Варламов умер от туберкулеза в возрасте 47 лет.

Варламов написал около 200 романсов и песен (включая ансамбли). Круг поэтов-авторов слов очень широк: Пушкин, Лермонтов, Жуковский, Дельвиг, Полежаев, Тимофеев, Цыганов. Варламов открывает для русской музыки Кольцова, Плещеева, Фета, Михайлова. Как и композитор Даргомыжский, он одним из первых обращался к Лермонтову; его привлекали также переводы из Гете, Гейне, Беранже.

Александр Егорович Варламов — лирик, певец простых человеческих чувств, его искусство отражало думы и чаяния современников, было созвучно духовной атмосфере эпохи 1830-х «Жажда бури» в романсе «Белеет парус одинокий» или состояние трагической обреченности в романсе «Тяжело, не стало силы». Веяния времени сказались в романтической устремленности, и в эмоциональной открытости варламовской лирики. Диапазон ее достаточно широк: от светлых, акварельных красок в пейзажном романсе «Я люблю смотреть в ясну ноченьку» до драматической элегии «Тебя уж нет». Творчество Александра Варламова неразрывно связано с традициями бытовой музыки, с народной песней. Глубоко почвенное, оно тонко отражает ее музыкальные особенности — в языке, в тематике, в образном строе.

belcanto.ru ›varlamov.html


Интересные факты

Знаменитый романс

Варламовские романсы пользовались большой любовью московской публики и моментально разлетались по всему городу. Близкий приятель Варламова солист Большого театра Бантышев долгое время упрашивал композитора написать для него романс.

Какой тебе?
- Какой сам пожелаешь, Александр Егорович...
- Хорошо. Приходи через неделю. Писал Варламов очень легко, но, будучи человеком чрезвычайно несобранным, очень подолгу собирался приняться за работу.

Через неделю Бантышев приходит - романса нет.

Некогда было, - разводит руками Варламов. - Завтра приходи.

Назавтра - то же самое. Но певец был человеком упорным и стал приходить к Варламову каждое утро, когда композитор еще спал.

Экий ты, право, - вознегодовал однажды Варламов. - Человек спит, а ты являешься, можно сказать, на заре! Напишу я тебе романс. Сказал же, напишу, и напишу!
- Завтра? - язвительно спрашивает Бантышев.
- Завтра, завтра!

Утром певец, как всегда, является. Варламов спит.

Это вам, господин Бантышев, - говорит слуга и передает раннему гостю новый романс, которому было суждено прославиться на всю Россию.

Назывался романс "На заре ты ее не буди"!



Птичка

Варламов был человеком добрым и нетщеславным. Изгнанный из Большого театра, он остался без работы и без копейки денег. Будучи отцом большого семейства, которое надо было как-то содержать и кормить, композитор и любимец московской публики не без труда занял весьма скромную должность учителя пения в воспитательном доме.

Твое ли это дело? Ведь ты на Москве - первая знаменитость. Совсем себя не помнишь! - выговорил Варламову его друг трагик Мочалов.

Ах, Паша, гордыни в тебе много, - отозвался композитор. - А я пою, как птичка. Пел в Большом театре - хорошо. Теперь с сиротками буду петь - разве плохо?...

classic-music.ru ›varlamov.html



Камерный хор из Санкт-Петербурга. Интересная статья-расследование Валентина Антонова "История одной песни": http://www.vilavi.ru/pes/nich/nich1.s ...

Что затуманилась, зоренька ясная,
Пала на землю росой?
Что ты задумалась, девушка красная,
Очи блеснули слезой?

Жаль мне покинуть тебя, черноокую!
Певень ударил крылом,
Крикнул!.. Уж полночь!.. Дай чару глубокую,
Вспень поскорее вином!

Время!.. Веди мне коня ты любимого,
Крепче держи под уздцы!
Едут с товарами в путь из Касимова
Муромским лесом купцы!

Есть для тебя у них кофточка шитая,
Шубка на лисьем меху!
Будешь ходить ты вся златом облитая,
Спать на лебяжьем пуху!

Много за душу свою одинокую,
Много нарядов куплю!
Я ль виноват, что тебя, черноокую,
Больше, чем душу, люблю!



МОЛИТВА

Слова Михаила Юрьевича Лермонтова (1814—1841)

Я, Матерь Божия, ныне с молитвою
Пред Твоим образом, ярким сиянием,
Не о спасении, не перед битвою,
Не с благодарностью иль покаянием,

Не за свою молю душу пустынную,
За душу странника в свете безродного, —
Но я вручить хочу деву невинную
Теплой заступнице мира холодного.

Окружи счастием душу достойную,
Дай ей сопутников, полных внимания,
Молодость светлую, старость покойную,
Сердцу незлобному мир упования.

Срок ли приблизится часу прощальному
В утро ли шумное, в ночь ли безгласную —
Ты восприять пошли к ложу печальному
Лучшего ангела душу прекрасную.

Музыка Александра Егоровича Варламова.

Исполнение Олега Евгеньевича Погудина.

Показаны картины Василия Григорьевича Перова (1833—1882); :

1. «Гитарист-бобыль»;
2. «Христос и Богоматерь у житейского моря»;
3. «Странник»;
4. «Странник»;
5. «Девушка, бросающаяся в воду»;
6. «Утопленница»;
7. «Проводы покойника»;
8 «Возвращение крестьян с похорон зимою»;
9. «Дети-сироты на кладбище»;
10. «Тройка» («Ученики мастеровые везут воду»);
11. «Сцена на могиле»;
12. «Странница в поле».

Русский композитор, певец (тенор) и педагог вокала. Родился в Москве 15 (27) ноября 1801 в семье чиновника. В девятилетнем возрасте был отправлен в Петербург, где обучался музыке в Придворной певческой капелле, был певчим хора, а впоследствии – автором ряда духовных композиций. В 18-летнем возрасте был послан в Голландию в качестве учителя певчих русской посольской церкви в Гааге. С 1823 жил в Петербурге, где преподавал в театральной школе и некоторое время служил в Капелле хористом и учителем. В этот период сблизился с М. И. Глинкой, принимал участие в исполнении его сочинений, выступал в публичных концертах как дирижер и певец.

Расцвет творчества приходится на московский период жизни Варламова (1832–1844). Удачный композиторский дебют в пьесе А. А. Шаховского Рославлев (1832) и работа в театральных жанрах способствовали получению Варламовым места помощника капельмейстера (1832), а затем «композитора музыки» при оркестре Императорских московских театров. Варламов написал музыку к шекспировскому "Гамлету" по заказу знаменитого актера П.С.Мочалова (1837), поставил в Москве свои балеты "Забавы султана" (1834) и "Хитрый мальчик и людоед" (1837) и т.д. В начале 1830-х годов появляются первые романсы и песни Варламова; всего им создано более 100 произведений этого жанра, и среди них "Красный сарафан", "Что отуманилась, зоренька ясная", "Не шумите, ветры буйные" (изданы в 1835–1837). Варламов успешно выступал как певец, был популярным вокальным педагогом (преподавал в Театральном училище, Воспитательном доме, давал частные уроки), в 1849 издал свою "Полную школу пения"; в 1834–1835 издавал журнал «Эолова арфа», куда входили романсы и фортепианные произведения, его собственные и других авторов.

После 1845 музыкант жил в Петербурге, куда переехал в надежде устроиться учителем в Придворную капеллу, однако по разным причинам этот план не осуществился. Был вхож в петербургские литературные и художественные кружки; близко сошелся с А. С. Даргомыжским и А. А. Григорьевым (Варламову посвящены два стихотворения этого поэта и критика). Романсы Варламова исполнялись в салонах, их пела в своих концертах прославленная Полина Виардо (1821–1910).

Умер Варламов в Петербурге 15 (27) октября 1848. Его памяти были посвящены романс Гурилева "Воспоминание о Варламове", коллективные фортепианные вариации на тему его романса "Соловьем залетным" (среди авторов А. Г. Рубинштейн, А. Гензельт), а также вышедший в 1851 "Музыкальный сборник в память А. Е. Варламова", включавший, наряду с сочинениями покойного композитора, романсы виднейших русских композиторов. Всего Варламовым создано около двух сотен романсов и песен на тексты более 40 поэтов, сборник обработок народных песен "Русский певец" (1846), два балета, музыка по крайней мере к двум десяткам спектаклей (большая часть утрачена).

Энциклопедия Кругосвет

1. знаменитый романс

Варламовские романсы пользовались большой любовью московской публики и моментально разлетались по всему городу. Близкий приятель Варламова солист Большого театра Бантышев долгое время упрашивал композитора написать для него романс.
- Какой тебе?
- Какой сам пожелаешь, Александр Егорович...
- Хорошо. Приходи через неделю. Писал Варламов очень легко, но, будучи человеком чрезвычайно несобранным, очень подолгу собирался приняться за работу.
Через неделю Бантышев приходит - романса нет.
- Некогда было, - разводит руками Варламов. - Завтра приходи.
Назавтра - то же самое. Но певец был человеком упорным и стал приходить к Варламову каждое утро, когда композитор еще спал.
- Экий ты, право, - вознегодовал однажды Варламов. - Человек спит, а ты являешься, можно сказать, на заре! Напишу я тебе романс. Сказал же, напишу, и напишу!
- Завтра? - язвительно спрашивает Бантышев.
- Завтра, завтра!
Утром певец, как всегда, является. Варламов спит.
-Это вам, господин Бантышев, - говорит слуга и передает раннему гостю новый романс, которому было суждено прославиться на всю Россию.
Назывался романс "На заре ты ее не буди"!

2. птичка

Варламов был человеком добрым и нетщеславным. Изгнанный из Большого театра, он остался без работы и без копейки денег. Будучи отцом большого семейства, которое надо было как-то содержать и кормить, композитор и любимец московской публики не без труда занял весьма скромную должность учителя пения в воспитательном доме.
- Твое ли это дело? Ведь ты на Москве - первая знаменитость. Совсем себя не помнишь! - выговорил Варламову его друг трагик Мочалов.
- Ах, Паша, гордыни в тебе много, - отозвался композитор. - А я пою, как птичка. Пел в Большом театре - хорошо. Теперь с сиротками буду петь - разве плохо?...

3. злые языки утверждают...

Что знаменитую оперу Алексея Верстов ского "Аскольдова могила" на самом деле написал Варламов. Но, будучи человеком беспечным и легкомысленным, он проиграл ее в карты Верстовскому.
Верстовский поставил "Аскольдову могилу" под своим именем в Большом театре и прославился. Когда же близкий друг Варламова, поэт Аполлон Григорьев, сказал ему с укоризной: "Ах, Александр Егорович, что ж ты наделал! Не жалко ли тебе оперы своей?"- тот будто бы ответил: "О чем жалеть, милый Аполлоша? Я и еще напишу, это ведь нетрудно!"