Кто такой кольщик на зоне. Машинка вместо связанных сил

В этот раз в нашей постоянной рубри-ке мы вспомним не старую блатную песню, но от этого не менее легендар-ную. Песня называется «Кольщик». Ее незабываемо исполнял Михаил Круг. Несмотря на то что песня достаточно молодая, написана она по всем лека-лам классического старого блатняка.
«Мама, я не виноват!»
Даже вариантов у нее, как и у любой порядочной блатной песни, было несколь-ко, а именно - три. В разные этапы жизни Михаил Круг чувствовал эту песню по-раз-ному и по-новому ее исполнял. Круг ввел в песню речитатив - за счет него он добился глубокой проникновенности, а также собс-твенной персонификации в песне.
Почему эта современная песня была написана по всем лекалам старого блатняка? У песни «Кольщик» тот же почерк - татуировочная тема, переплетающаяся с религиозной, раскрывает в лирическом герое бывалого страдающего сидельца, для которого решетка - это судьба, да и вся жизнь. А жизнь свою, свои мечты и желания герой хочет видеть на своем теле в виде тотемных символов - куполов, икон, колоколов и т.д.
Все это характерно еще даже для старых каторжанских песен. А для блатных песен 1920-30-х, в свою очередь, характерен образ матери главного героя. Именно ма-тери через песню он рассказывает о своем житье-бытье за решеткой, о несправедли-вости судьбы и людей, о том, какие сволочи мусора, и все в таком духе. У Круга всего этого в достатке: «Мама, я не виноват!», «Не осуждай меня, мама, я ведь только тем и жил, Что знал- ты меня ждешь», «Встретить мать- одно мое желание», «Но я ж назло им вернусь, потому что ты меня ждешь».

Такое отношение к матери - оно, конеч-но, хорошо характеризует человека, только обычно мама почему-то вспоминается уже только в беде, в нашем случае - в тюрьме.

Машинка вместо связанных сил

В прошлом году в одном из ресторанов абхазской Пицунды корреспондент «ЗР» наблюдал, как местный исполнитель поет перед посетителями «Кольщика». Очень проникновенно и похоже на Круга. Потом к певцу подходили солидные люди и проси-ли исполнить песню на бис. Раз, второй... А в третий он уже спел бесплатно и при-знался, что это его любимая песня.

Действительно, в ресторанах, особенно если гуляют солидные люди определенно-го вида, - «Кольщик» звучит очень часто. Звучит эта песня и в местах лишения свободы - исполняют зеки.

Конечно же, дополнительный уголов-ный "аромат» песня получает от автора, Михаила Круга. Его исполнительский стиль как нельзя лучше передает мужс-кую суровость в сочетании с некоторой трогательной беззащитностью.

Также отметим, что такая зонная специ-ализация, как кольщик, была востребова-на во все времена. Это особое искусство и особые технологии. У опытного кольщика получались просто-таки произведения искусства, полотна. Но в последнее время неумолимый прогресс докатился и до этой сферы. В некоторых колониях уже спокойно набивают наколки при помощи машинки, а не связанными иглами с чернилами и жже-ным каучуком. Тут даже как-то романтика уходит. Но так она в наш век вообще уходит из тюрьмы, все закономерно.

Евгений Зимородок

Кольщик

Кольщик, наколи мне купола.

Рядом чудотворный крест с иконами,

Чтоб играли там колокола

С переливами и перезвонами.

Наколи мне домик у ручья,

Пусть течет по воле струйкой тонкою,

Чтобы от него портной-судья

Не отгородил меня решеткою.

Нарисуй алеющий закат,

Розу за колючей ржавой проволокой.

Строчку «Мама, я не виноват!» -

Напиши, и пусть стереть попробуют.

Если места хватит - нарисуй

Лодку с парусами, ветром полными.

Уплыву, волки, вот вам...

Чтобы навсегда меня запомнили.

И легло на душу, как покой.

Встретить мать - одно мое желание.

Крест коли, чтоб я забрал с собой

Избавление, но не покаяние.

Не осуждай меня, мама, я ведь только

тем и жил,

что знал - ты меня ждешь; я знаю,

ты плачешь

вечерами и видишь сны, где я

совсем еще маленький,

подкрадываюсь к тебе и закрываю

твои глаза ладошками;

ты нарочно говоришь:

«Отец? Татьянка?» Я смеюсь:

нет, нет, не угадала;

отцу с Танюхой привет;

деньги в конверте не шли -

суки все вынут, ноя ж назло им

вернусь, потому что ты меня ждешь.

Досье

МИХАИЛ КРУГ. БИОГРАФИЯ

Родился 7 апреля 1962 года, настоящая фамилия Воробьев. После окончания школы Михаил поступил в 39-е училище на автослесаря. Закончив училище в ГТП-4 водителем, разво-зил молочные продукты. Поработав немного, он пошел в армию. Придя из армии, Михаил женился. В 1987 году Михаил успешно посту-пает в институт, в котором узнает о конкурсе авторской песни...

«...Жюри его возглавлял популярный со-ветский бард, ныне, увы, покойный, Евгений Клячкин, - вспоминает Круг. - Перед выходом на сцену я так волновался, что успокаиваться пришлось водкой... Спел я песню про Аф-ганистан и спившегося ветерана войны. И спустился со сцены в полной убежденности, что ничего мне здесь не светит.

А стал лауреатом! Совершенно неожиданно и для себя, и для нашего клуба самодеятельной песни, и вообще для всех. Участники приехали почти со всего Союза, наши, тверские, то есть калининские, ни на что не рассчитывали, а тут я - один из двух победителей!»

В 1991 году развелся с женой. В одном из интервью Михаил Круг рассказал: «Она оказалась довольно-таки слабой женщиной в отношении поддержания семейного очага. В ее доме генералом в юбке была мама, папа без нее и пикнуть не смел. Ну, и на моей жене это не могло не отразиться. Ее поведение выходило за рамки моего представления о женском вкладе в семью. Бывало, и ругались, и отлупил я ее ремнем слегка однажды - по-есть мне вовремя не приготовила, это ведь ее обязанность. Она не смогла выдержать со мной более двух лет и в один прекрасный день попросту сбежала».

Сына Михаил у жены отсудил .

Первый свой альбом «Тверские улицы» Михаил записал на студии «Тверь», потом был записан второй альбом - «Катя» и третий аль-бом - без названия. Все так и не вышли в сеет официально, но были украдены и разошлись пиратским способом. Практически все песни с этих альбомов были переписаны и спеты в альбомах: «Зеленый прокурор», «Мадам Роза», «Мышка». В 1994 году вышел первый офици-альный альбом «Жиган-лимон».

Перстень с тремя алмазами, который Ми-хаил всегда носил, ему подарил вор в законе Хобот.

Блатные выражения для своих песен Михаил брал из словаря выпуска 1924 г. для внутреннего пользования НКВД, который приобрел случайно.

Песня «Кольщик» писалась три года и имела три разных варианта. Последний вариант - на альбоме «Жиган-лимон». В «Кольщике» Круг не только поет, но и говорит. «Я первым в жан-ре стал произносить речевые монологи», - ставит он себе в заслугу. Надо признать, «чтение письма» с зоны в ходе исполнения «Кольщика» многократно усиливает эффект, еще сильней втягивает слушателя в песню.

Все свои песни в первых четырех альбомах Михаил посвятил своей первой любви Марине. Песня «Девочка-пай» была написана в 1987 году и посвящена ей.

В 1994 году был снят документальный фильм «Бард Михаил Круг» и показан по ка-налу «Культура» только в 1999 году.

Летом 2000 года закончена съемка фильма «Апрель», в котором Михаил Круг сыграл кри-минального авторитета.

Михаил Круг во второй раз женился в 2001 году на Ирине Глазко (Ирина Круг), через год у них родился сын Александр.

В 2004 году под псевдонимом Круг начала выступать жена Михаила - Ирина.

По материалам газеты
"За решеткой" (№7 2010г.)

Энциклопедичный YouTube

  • 1 / 5

    К моменту создания клипа Илья Найшуллер уже сотрудничал с основателем «Ленинграда» Сергеем Шнуровым в рамках съёмок боевика «Хардкор», где музыкант сыграл в картине эпизодическую роль, однако идея о совместной работе над новым проектом появилась позже: в июле 2016 года продюсер агентства Fancy Shot обратился к режиссёру с предложением снять клип про «ад в цирке» . Сама песня впервые была представлена публике 24 марта 2016 года на концерте в московском клубе Stadium-Live в исполнении вокалисток Василисы Старшовой и Флориды Чантурии .

    Местом для съёмок был выбран Тверской государственный цирк. «Обращались и в другие цирки, но в итоге выбрали именно Тверской по совокупности причин: удобство, доступность», - отмечал пресс-секретарь съёмочной группы Дмитрий Гугучкин . По словам Ильи Найшуллера, съёмки клипа проходили в течение пяти смен - с 10 по 15 декабря. В работе съёмочной группы было задействовано 143 человека, также было нанято 35 каскадёров и ещё 420 человек для массовки, различные роли исполнили актриса Юлия Топольницкая , уже принимавшая участие в нескольких проектах «Ленинграда», актёр Тверского областного академического театра драмы, народный артист России Константин Юченков , а также ряд профессиональных актёров из театров Твери, Москвы, Санкт-Петербурга и Новгорода . Юченков отмечал, что съёмочный процесс, начинавшийся днём и завершавшийся утром следующего дня, проходил в период времени, когда в цирке не началась новая программа .

    Большинство трюков, показанных в клипе, были выполнены актёрами самостоятельно, подчёркивал Константин Юченковю «Прыжки с 5-7-метровой высоты приходилось исполнять самим, на площадке актеров страховали опытные каскадеры. Все спецэффекты с огнем в кадре также исполнены каскадерами. Животные тоже настоящие», - рассказывал он . Специально для съёмок из Москвы в Тверь был доставлен ручной тигр , поскольку циркового, согласно требованиям техники безопасности, можно было снимать только в большой клетке . В администрации Тверского государственного цирка отметили, что в ходе съёмочного процесса ни одно животное не пострадало .

    При работе над проектом около 60 человек занималось графикой и спецэффектами. «Это те же люди, которые со мной работали над фильмом „Хардкор“ и клипом False Alarm группы The Weeknd . На финишной прямой мы просидели у них в офисе часов 45», - рассказывал Найшуллер .

    Реакция

    Как отмечала пресса, поклонники группы тепло встретили и песню, и клип. Видео было опубликовано на официальном канале коллектива на YouTube 14 февраля 2017 года, и уже 16 февраля набрало более 3 миллионов просмотров .

    Некоторые СМИ отметили, что «Кольщик» снят под влиянием работ Квентина Тарантино . В контексте обсуждения связи клипа с творчеством американского режиссёра, Найшуллер заявил, что его «внутренним референсом» был «кислотный» и «агрессивный» Феллини .

    Примечания

    1. Во время съемки клипа "Кольщик" Тверской цирк и животные не пострадали . ТАСС (16 февраля 2017). Проверено 17 февраля 2017.
    Нас захлестнула мода на наколки. Разноцветные и обычные, они украшают тела многих. Считается, что это что-то вроде граффити, но только на теле. Что это и протест, и желание выделиться, и много чего еще. Это уже целая культура. Наколки делают себе актеры, футболисты, политики… Есть уже даже целые музеи, в которых можно увидеть весь спектр рукотворных изделий.

    Наколки-юморески, наколки, говорящие о сексуальной ориентации… Но всех чаще можно встретить наколки, сообщающие о социальном статусе их владельца. Например, бабочка или одинокая птичка говорит о том, что данная дама свободна и готова ко многому. Таких сигналов на теле нынешней молодежи очень много: на ногах, руках, головах… Можно даже не спрашивать ничего, а сразу предлагать то, о чем сигнализирует та или иная наколка.

    История татуировки насчитывает около 4000 лет. Делать узоры на теле стали еще при первобытнообщинном строе. В то время наколка указывала на принадлежность к определенному роду и на социальный статус ее владельца. Кстати, самые древние татуировки были найдены при раскопках египетских пирамид на высохшей коже мумий.

    Некоторые народы из века в век верили, что изображения на теле обладают разными магическими свойствами: оберегают детей от сглаза, взрослых защищают в бою и на охоте, стариков хранят от болезней. При этом магическую силу тату почитали не только дикари: в XVIII–XIX веках британские моряки часто накалывали у себя на спине огромные распятия, надеясь, что они уберегут их во время плавания. А у арабов самым надежным защитным талисманом считалась татуировка с текстами из Корана.

    Но в России наколка все же имеет явный уголовный подтекст. В сталинское время, когда осужденные по политическим статьям заполонили тюрьмы, появилась уркаганская наколка. Чтобы выделить своих, уголовных, и транслировать нужную информацию. Наколки сразу стали массовым явлением. Кстати, популярны были рисунки со Сталиным и Берией. Считалось, что если наколоть портреты вождей в районе сердца, стрелять в него не будут, надо только рубашку рвануть.

    Кольщики на зоне – уважаемые люди; чаще всего это бывшие художники, попавшие на зону за преступления.

    У В. Высоцкого есть такая песня: «А моя, верней, твоя татуировка, много лучше и красивей, чем его». Так как на зоне не разрешали носить портреты любимых женщин, их рисовали на теле. Еще кололи иконы, картины известных художников. Использовали иглу-машинку, обмотанную ниткой (как пропитку), и тушь. Процедура достаточно болезненная. Вершиной всего этого художества стали наколки с православной символикой, но сообщающие о том, что перед вами человек, имеющий такую-то уголовную историю или принадлежность к такой-то тюремной касте (масти): на спине и груди стали колоть купола, каждый из которых сообщал о ходке в «места, не столь отдаленные». Видимо, осужденные все-таки верят в то, что храмы на их телах сделают их не только привлекательней и мужественней, но и защитят, как тех моряков далекого прошлого, которые накалывали себе распятия.

    Дети в детских домах тоже делают себе наколки.

    Была у нас в детском доме такая шуточная интерпретация слов песни: «Синий-синий иней лег на провода…» – это изрядно исколотый зек. В детский дом частенько приезжали бывшие воспитанники уже в наколках, отбыв наказание в тюрьме. Многие ребята, подражая им, кололи и себе, копируя то, что видели. Актеру Евгению Леонову, игравшему в фильме «Джентльмены удачи» якобы маститого уголовника, гротескно нанесли наколки, каких, в общем-то, в уголовном мире и не было, чтобы сбить ореол романтизма с тех, кто сидит на нарах советских тюрем. Это смотрится даже смешно. Но нынешняя ситуация с наколками в подростковой среде не такая уж и смешная.

    К сожалению, все чаще вижу, как дети-сироты и дети, живущие в спецшколах или находящиеся в СИЗО, накалывают себе наколки, за которые в тюрьме очень даже строго спрашивают. Потому что детки еще «не имеют права» на эти наколки. Есть даже такое тюремное понятие – «спрос за беспредел». Дети об этом узнаю т уже много позже. Наличие «детских глупостей» дает повод сразу «опустить» человека в низшую касту. Но не знающие этого сироты стараются обезобразить себя еще до входа в ворота тюрем. Когда ты проведешь с ними разъяснительную беседу о том, какой смысл несет та или иная наколка, они бегут сводить ее, порой на деньги спонсоров. Но шрамы остаются, значит, вопрос, что это было, все равно зададут им, если они все же попадут в камеру. Часто подростки колют наколки уже в СИЗО, не получив еще судебного приговора. Они наносят себе всевозможные аббревиатуры, чтобы идентифицировать себя как часть этой системы. Сам факт, что они в камере, кружит им головы, и они видят себя Леньками Пантелеевыми, грозой Питера 1920-х годов, не осознавая, что это дорога совсем в другую сторону. Наколки делают и девочки, но, конечно, не такие «суровые», но также транслирующие социальное состояние. Любое ощущение причастности к какой-то группе себе подобных подогревает в детях стадное чувство, а наколки только усиливают этот эффект.

    Для подростков, имеющих некоторые комплексы в саморазвитии, наколка является компенсаторным замещением их иллюзий об образе мужчины. Ильи Муромцы не бередят их души, их кумиры из глянца и кино. Исколотый Бред Питт, например. Но у детей, копирующих образы сильных и успешных героев, нет никакой возможности к саморазвитию, потому что, натянув на себя чужую маску, они удобно живут под ней. Но когда они оказываются в трудной жизненной ситуации, когда надо показать не то, что ты наколол, а иные качества, они становятся заложниками своего ничегонеделания.

    Почему дети колют наколки? Почему их кумирами становятся уркаганы и герои кино? Почему они разрушают образ Божий тем, что колют на себе? Ведь наколки уродуют не только то, что снаружи, но и то, что внутри, они делают их самих хуже и уводят от тех ценностей, которые могли бы привести их к жизни вне этого социополя. Конечно, потому, что рядом нет взрослых, которые своей жизнью, примером показывали бы этим детям, что можно жить иначе, не тратить время на глупости. Это могут быть спортивные тренеры или просто неравнодушные люди, желающие подарить этим детям смысл жизни. Чтобы они не корежили свои еще молодые тела и души тем, что колют на себе купола. Купола, к которым надо приходить, ища в Боге любовь и защиту.

    А пока… «У него душа исколота внутри…» (В. Высоцкий).