Литературная позиция карамзина.

Когда я стал Читателем на нашем сайте, то я начитался столько "творений" авторов сайта, что мне порою уже казалось, что я нахожусь в дурдоме, и сам становлюсь дураком! Короче: с кем поведешься, от того и наберешься! Но и это не совсем так: я ведь и сам был творцом на сайте, поэтому любой автор нашего сайта вправе мне сказать: сам дурак! И мне, пожалуй, возразить - то нечем...Еще бы: чему может научить дурак дурака? - только дурости...Правда, для самоуспокоения, я удалил свои "творения" в Корзину, бросил читать "ТВОРЕНИЯ" наших авторов и стал читать КЛАССИКОВ нашей литературы. И мне повезло! Я наткнулся на статью Н.М. Карамзина: "ЧТО НУЖНО АВТОРУ?". Эта статья была написана более двух веков назад! Но как она АКТУАЛЬНА для нашего времени! И особенно для авторов нашего сайта, поскольку статья заканчивается следующим резюме: "...Я уверен, что дурной человек не может быть хорошим автором." Не в бровь, а в глаз! Привожу полный текст этой статьи:

"Говорят, что автору нужны таланты и знания; острый, проницательный разум, живое воображение и проч. Справедливо: но сего не довольно. Ему надобно иметь и доброе, нежное сердце, если он хочет быть другом и любимцем души нашей; если хочет, чтобы дарования его сияли светом немерцающим, если хочет писать для вечности и собирать благословения народов. Творец всегда изображается в творении и часто - против воли своей. Тщетно думает лицемер обмануть читателей и под златою одеждою пышных слов сокрыть железное сердце; тщетно говорит нам о милосердии, сострадании, добродетели! Все восклицания его холодны, без души, без жизни; и никогда питательное, эфирное пламя не польется из его творений в нежную душу читателя.
Если бы небо наделило какого - нибудь изверга великими дарованиями славного Ауруэта (Вольтера), то всместо прекрасной "Заиры", написал бы он карикатуру "Заиры". Чистейший целебный нектар в нечистом сосуде делается противным, ядовитым питием.
Когда ты хочешь писать портрет свой, то посмотрись прежде в верное зеркало: может ли быть лицо твое предметом искусства, которое должно заниматься одним ИЗЯЩНЫМ, изображать красоту, гармонию и распространять в ОБЛАСТИ ЧУВСТВИТЕЛЬНОГО приятные впечатления? Если творческая натура произвела тебя в час небрежения, не безобразь художниковой кисти, - оставь свое намерение. Ты берешься за перо и хочешь быть автором: спроси же у самого себя, наедине, без свидетелей, искренне: КАКОВ Я? Ибо ты хочешь писать портрет души и сердца своего.
Ужели думаете вы, что Геспер мог бы столь прелестно изображать невинность и добродушие пастухов и пастушек, если бы сии любезные черты были чужды собственному его сердцу?
Ты хочешь быть автором: читай историю несчастий рода человеческого - и если сердце твое не обольется кровью, оставь перо, - или оно изобразит нам хладную мрачность души твоей.
Но если всему горестному, всему угнетенному, всему слезящему открыт путь во чувствительную грудь твою:; если душа твоя может возвыситься до СТРАСТИ К ДОБРУ, может питать в себе святое, никакими сферами неограниченное ЖЕЛАНИЕ ВСЕОБЩЕГО БЛАГА; тогда смело призывай богинь парнасских - они пройдут мимо великолепных чертогов и посетят твою смиренную хижину - ты не будешь бесполезным писателем - и никто из добрых не взглянет сухими глазами на твою могилу.
Слог, фигуры, метафоры, образы, выражения - все сие трогает и пленяет тогда, когда одушевляется чувством; если не оно разгорячает воображение писателя, то никогда слеза моя, никогда улыбка моя не будет его наградою.
Отчего Жан - Жак Руссо нравится нам со всеми его слабостями и заблуждениями? Отчего любим мы читать его и тогда, когда он мечтает или запутывается в противоречиях? Оттого, что в самых его заблуждениях сверкают искры страстного человеколюбия, оттого, что самые слабости его показывают некоторое милое добродушие.
Напротив того, многие другие авторы, несмотря на свою ученость и знания, возмущают дух мой и тогда, когда говорят истину; ибо сия истина мертва в устах их; ибо сия истина изливается не из добродетельного сердца; ибо дыхание любви не согревает ее.
Одним словом: я уверен, что дурной человек не может быть хорошим автором."(1793)
Вот так - то, авторы, особенно сенаторы нашего сайта! Читайте Карамзина, ибо "Карамзин - великий писатель во всем смысле этого слова." (А.С. Пушкин).

«Говорят, что автору нужны талант и знания: острый, проницательный разум, живое воображение и прочее. Справедливо, но сего не довольно. Ему надобно иметь и доброе, нежное сердце, если он хочет быть другом и любимцем души нашей; если хочет, чтобы дарования его сияли светом немерцающим; если хочет писать для вечности и собирать благословения народов. Творец всегда изображается в творении и часто - против воли своей. <...>

Но если всему горестному, всему угнетенному, всему слезящему открыт путь во чувствительную грудь твою; если душа твоя может возвыситься до страсти к добру, может питать в себе святое, никакими границами не ограниченное желание всеобщего блага: тогда смело призывай богинь парнасских...»

Домашнее задание

1. Подготовить сообщение о биографии Карамзина, его деятельности как публициста я историка.

2. Выбрать для выразительного чтения в классе стихи или отрывки из прозаических произведений Карамзина. Обосновать свой выбор.

Урок 15. Н. М. Карамзин - писатель и историк

Цель урока: познакомить с биографией Карамзина (журналист, писатель, филолог).

Словарная работа: публицист, эпистолярный жанр.

К чему ни обратись в нашей литературе - всему начало

положено Карамзиным: журналистике, критике,

повести-роману, повести исторической,

публицизму, изучению истории.

В. Г. Белинский

Ход урока

I. Выразительное чтение стихотворений Карамзина

II. Слово учителя или подготовленного ученика

Николай Михайлович Карамзин родился 1 декабря (по старому стилю) 1766 г. в семье симбирского дворянина. Детство его прошло в деревне, на берегу Волги, там он овладел основами грамоты, затем - симбирский пансион, вскоре его определили в пансион Шадена, профессора Московского университета, где он получил широкое образование гуманитарного профиля, близкое к университетскому. С 1783 г. - военная служба, которая прерывается в связи со смертью отца. Отставка. Встреча с И. П. Тургеневым, который привозит Карамзина в Москву. Кружок Н. И. Новикова. Особенно подружился Карамзин с молодым литератором А. А. Петровым, с которым, по поручению Новикова, редактировал первый в России детский журнал «Детское чтение для сердца и разума». Человек и его переживания станут впоследствии неотъемлемой частью творчества Карамзина. Эстетические и мировоззренческие взгляды его формируются под воздействием двух полярных «систем» - масонства и просветительства. В 1803 г. Н. М. Карамзин приступает к многотомному труду по истории России. Смерть писателя в 1826 г. прервала эту работу на ХII томе, где излагались события Смутного времени, а само повествование дошло до 1611 г.

Творческий путь писателя начался переводами. Затем появляются и собственные произведения в стиле сентиментализма - «Русская истинная повесть: Евгений и Юлия». В конце ХVIII - начале ХIХ в. появляются «Бедная Лиза», «Наталья, боярская дочь», «Юлия», «Марфа-посадница» и др. Особую популярность получили «Наталья, боярская дочь» и «Бедная Лиза». И Лиза, и ее мать, и покойный отец - люди высоких моральных качеств. В идиллических тонах рисуется роман между дворянином Эрастом и крестьянской девушкой Лизой. Его трагический конец - результат обстоятельств и легкомысленного характера героя, а не социального неравенства. Автор сосредоточил свое внимание на психологии героев. Успеху у читателей повесть обязана прежде всего своей гуманистической направленностью. Сентиментально-психологической является и повесть «Наталья, боярская дочь», обращенная ко временам царя Алексея Михайловича.

Творчество Н. М. Карамзина сыграло выдающуюся роль в истории русской литературы А. С. Пушкин с малых лет ценивший и отличавший его от всех других писателей, говорил: «Чистая, высокая слава Карамзина принадлежит России...»

II. Доклады учащихся

К этому уроку предусматривается индивидуальная подготовка учащихся. Один ученик получит задание сделать сообщение о биографии Н. М. Карамзина, другой расскажет о Карамзине как о публицисте, третий - как об историке, остальные подготовят выразительное чтение стихов (по выбору), отрывков из «Писем русского путешественника», «Истории государства Российского» и др.

III. Итоги урока

Подводя итоги урока, учитель сделает дополнение о деятельности Карамзина и как филолога, результатом которой, по словам В. В. Виноградова, стало то, что удалось «образовать доступный широкому читательскому кругу один язык» «для книг и для общества», чтобы «писать, как говорят, и говорить, как пишут». Карамзин преобразовал, сблизил литературный и - разговорный язык. Учитель напомнит школьникам, что именно Карамзин ввел в русский язык такие слова, как общественный, общеполезный.

Касаясь деятельности Карамзина как историка, можно добавить слова, сказанные А. С. Пушкиным: «Карамзин есть первый наш историк и последний летописец. Своею критикой он принадлежит истории, простодушием и апофегмами хронике. Критика его состоит в ученом сличении преданий, в остроумном изыскании истины, в ясном и верном изображении событий. Нет ни единой эпохи, ни единого важного происшествия, которые не были бы удовлетворительно развиты Карамзиным. Где рассказ его не удовлетворителен, там недоставало ему источников: он их не заменял своевольными догадками. Нравственные его размышления своею ироническою простотою дают его повествованию всю неизъяснимую прелесть древней летописи. Он употреблял их как краски, но не полагал в них никакой существенной важности».

Может быть, стоит закончить уроки тем, с чего начали, - с его произведений и прочитать стихотворение «К самому себе» («Чего робеть? Ты сам с собою! Прибегни к сердцу своему...»). Эти стихотворные строчки не только факт времени, но и обращение к потомкам.

Литература к уроку

1. Лотман Ю. М. Карамзин. - М., 1996.

2. Эйдельман Н. Я . Последний летописец. - М., 1983.

3. Энциклопедия для детей. Т. 9. Русская литература. Ч. I.- М.: Аванта+, 2000. С. 285-296.

Домашнее задание


Мещерякова М.И. Литература в таблицах и схемах. - М.: Р 2000. С. 92-93.


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25

сообщить о неприемлемом содержимом

Текущая страница: 1 (всего у книги 1 страниц)

Николай Михайлович Карамзин
Что нужно автору?

Говорят, что автору нужны таланты и знания: острый, проницательный разум, живое воображение и проч. Справедливо: но сего не довольно. Ему надобно иметь и доброе, нежное сердце, если он хочет быть другом и любимцем души нашей; если хочет, чтобы дарования его сияли светом немерцающим; если хочет писать для вечности и собирать благословения народов. Творец всегда изображается в творении и часто – против воли своей. Тщетно думает лицемер обмануть читателей и под златою одеждою пышных слов сокрыть железное сердце; тщетно говорит нам о милосердии, сострадании, добродетели! Все восклицания его холодны, без души, без жизии; и никогда питательное, эфирное пламя не польется из его творений в нежную душу читателя.

Если бы небо наделило какого-нибудь изверга великими дарованиями славного Аруэта1
Защитник и покровитель невинных, благодетель Каласовой фамилии, благодетель всех фернейских жителей имел, конечно, не злое сердце.

То, вместо прекрасной «Заиры», написал бы он карикатуру «Заиры». Чистейший целебный нектар в нечистом сосуде делается противным, ядовитым питием.

Когда ты хочешь писать портрет свой, то посмотрись прежде в верное зеркало: может ли быть лицо твое предметом искусства, которое должно заниматься одним изящным, изображать красоту, гармонию и распространять в области чувствительного приятные впечатления? Если творческая натура произвела тебя в час небрежения или в минуту раздора своего с красотою: то будь благоразумен, не безобразь художниковой кисти, – оставь свое намерение. Ты берешься за перо и хочешь быть автором: спроси же у самого себя, наедине, без свидетелей, искренно: каков я? ибо ты хочешь писать портрет души и сердца своего.

Ужели думаете вы, что Геснер мог бы столь прелестно изображать невинность и добродушие пастухов и пастушек, если бы сии любезные черты были чужды собственному его сердцу?

Но если всему горестному, всему угнетенному, всему слезящему открыт путь во чувствительную грудь твою; если душа твоя может возвыситься до страсти к добру, может питать в себе святое, никакими сферами не ограниченное желание всеобщего блага: тогда смело призывай богинь парнасских – они пройдут мимо великолепных чертогов и посетят твою смиренную хижину – ты не будешь бесполезным писателем – и никто из добрых не взглянет сухими глазами на твою могилу.

Слог, фигуры, метафоры, образы, выражения – все сие трогает и пленяет тогда, когда одушевляется чувством; если не оно разгорячает воображение писателя, то никогда слеза моя, никогда улыбка моя не будет его наградою.

Отчего Жан-Жак Руссо нравится нам со всеми своими слабостями и заблуждениями? Отчего любим мы читать его и тогда, когда он мечтает или запутывается в противоречиях? – Оттого, что в самых его заблуждениях сверкают искры страстного человеколюбия; оттого, что самые слабости его показывают некоторое милое добродушие.

Напротив того, многие другие авторы, несмотря на свою ученость и знания, возмущают дух мой и тогда, когда говорят истину: ибо сия истина мертва в устах их; ибо сия истина изливается не из добродетельного сердца; ибо дыхание любви не согревает ее.

Одним словом: я уверен, что дурной человек не может быть хорошим автором.

Николай Михайлович Карамзин (1766-1826) - русский историк-историограф, писатель, поэт, почётный член Петербургской Академии наук (1818), основатель «Московского журнала» (1791-1792), автор повести "Бедная Лиза" (1792), которая принесла ему немедленное признание.
Постепенно интересы Н.М. Карамзина сосредоточились в область истории. После восшествия на престол в 1801 императора Александра I он основал новый журнал «Вестник Европы» (1802-1830) - первый в России литературно-политический журнал-обозрение.

В 1804 Карамзин принял должность императорского историографа и до самой свой смерти был занят созданием "Истории государства Российского". Первый том его труда появился в печати в 1816 году.

В 1811 году Карамзин по инициативе Александра I составил знаменитую записку "О древней и новой России в ее политическом и гражданском отношениях" (издано вместе с запиской о Польше, в Берлине, в 1861 г.; в 1870 г. - в "Русском Архиве"), незаконченный XII том был издан после его смерти.

Пушкин признавал Н.М. Карамзина великим писателем, благородным патриотом, прекрасной душой, брал его себе в пример твердости по отношению к критике. Василий Жуковский так говорил о Карамзине и его значении:

О! в эти дни, как райское виденье,
Был с нами он, теперь уж не земной,
Он, для меня живое провиденье,
Он, с юности товарищ твой.

О! как три нем все сердце разгоралось!
Как он для нас всю землю украшал!
В младенческой душе его, казалось,
Небесный ангел обитал...

Лежит венец на мраморе могилы;
Ей молится России верный сын;
И будит в нем для дел прекрасных силы
Святое имя: Карамзин.

(В.А. Жуковский. К Ив. Ив. Дмитриеву // Стихотворения Жуковского, т. VI, стр. 30.)

Карамзин скончался 22 мая (3 июня н. ст.) 1826 г. в Санкт-Петербурге. Смерть его явилась результатом простуды, полученной 14 декабря 1825 года. В этот день Карамзин был на Сенатской площади. Похоронен он на Тихвинском (тогда оно было Ново-Лазаревским) кладбище Александро-Невской Лавры.

Н.М. Карамзин известен не только как историк, но и как публицист.
Предлагаю Вашему вниманию небольшую статью Н.М. Карамзина "Что нужно автору?", в которой он рассуждает о том, какими качествами должен обладать автор.
Н.М. Карамзин пишет: "Говорят, что автору нужны таланты и знания: острый, проницательный разум, живое воображение и проч. Справедливо, но сего не довольно. Ему надобно иметь и доброе, нежное сердце, если он хочет быть другом и любимцем души нашей; если хочет, чтобы дарования его сияли светом немерцающим; если хочет писать для вечности и собирать благословения народов. Творец всегда изображается в творении, и часто против воли своей. Тщетно думает лицемер обмануть читателей и под златою одеждою пышных слов сокрыть железное сердце; тщетно говорит нам о милосердии, сострадании, добродетели! Все восклицания его холодны, без души, без жизни; и никогда питательное, эфирное пламя не польется из его творений в нежную душу читателя..."

"Что нужно автору? "

Другая статья Н.М. Карамзина "О книжной торговле и любви ко чтению в России" посвящена вопросу читательских вкусов его современников.

Н.М. Карамзин пишет: "Наша книжная торговля не может еще равняться с немецкою, французскою или английскою; но чего нельзя ожидать от времени, судя по ежегодным успехам ее? Уже почти во всех губернских городах есть книжные лавки; на всякую ярманку, вместе с другими товарами, привозят и богатства нашей литературы. Так, например, сельские дворянки на Макарьевской ярманке запасаются не только чепцами, но и книгами. Прежде торгаши езжали по деревням с лентами и перстнями: ныне ездят они с ученым товаром, и хотя по большей части сами не умеют читать, но, желая прельстить охотников, рассказывают содержание романов и комедий, правда, по-своему и весьма забавно. Я знаю дворян, которые имеют ежегодно дохода не более 500 рублей, но собирают, по их словам, библиотечки, радуются ими и, между тем как мы бросаем куда попало богатые издания Вольтера, Бюффона, они не дают упасть пылинке на самого "Мирамонда"; читают каждую книгу несколько раз и перечитывают с новым удовольствием..."

Полный текст статьи Н.М. Карамзина "О книжной торговле и любви ко чтению в России"

В третьей, публикуемой нами статье Н.М. Карамзина "Нечто о науках, искусствах и просвещении" речь идёт о развитии наук и искусства в Древнем мире. Также в статье Н.М. Карамзин говорит о роли Ж.-Ж. Руссо, которого очень уважал. Статья была высоко оценена современниками.

Н.М. Карамзин пишет: "Просвещенные Афины, где, так сказать, возрастали все наши искусства и науки - Афины производили также своих героев, которые в великодушии и храбрости не уступали лакедемонским. Фемистокл, Аристид, Фокион! кто не удивляется вашему величию? Вы сияете в истории человечества как благодетельные светила - и вечно сиять будете! - Сам божественный Сократ, первый из мудрецов древности, был храбрый воин; от высочайших умозрений философии летел он на поле брани умирать за любезные Афины - и я не знаю, кто более имеет причин любить и защищать свое отечество, сын Софрониксов или какой-нибудь абдерит: первый наслаждается в нем всеми благами жизни, цветами природы, искусства, самим собою, своим человечеством, силами и способностями души своей; а второй в благословенной Абдере - живет, и более ничего. Для кого страшнее узы варваров? Сократ, сражаясь за Афины, сражается за место своего участия, своих удовольствий, которые вкушал он в садах философских, в беседе друзей и мудрецов - абдерит и под игом персидским может быть абдеритом..."

Полный текст статьи Н.М. Карамзина

«Говорят, что автору нужны талант и знания: острый проницательный разум, живое воображение и прочее. Справедливо, но сего не довольно. Ему надобно иметь и доброе, нежное сердце, если он хочет быть другом и любимцем души нашей…» В чём видел секрет литературного творчества Карамзин?




«Бедная Маша» А. Измайлова, «Бедная Маша» А. Измайлова, «Обольщенная Генриетта» И. Свечинского, «Обольщенная Генриетта» И. Свечинского, «Даша, деревенская девушка» П. Львова, «Даша, деревенская девушка» П. Львова, «Несчастная Маргарита» неизвестного автора, «Несчастная Маргарита» неизвестного автора, «Прекрасная Татьяна» В. Измайлова, «Прекрасная Татьяна» В. Измайлова, «История бедной Марьи» Н. Брусилова» «История бедной Марьи» Н. Брусилова» Повести, варьирующие карамзинский сюжет:




«Может быть, никто из живущих в Москве не знает так хорошо окрестностей города сего, как я, потому что никто чаще моего не бродит пешком, без плана, без цели – куда глаза глядят – по лугам и рощам, по холмам и равнинам. Всякое лето нахожу новые приятные места или в старых новые красоты…»












Какое настроение создаёт описание пейзажа?Какое настроение создаёт описание пейзажа? Почему описание окрестностей предваряет сюжет повести?Почему описание окрестностей предваряет сюжет повести? Что противопоставляет автор в этом пейзаже?Что противопоставляет автор в этом пейзаже?





ЛизаЭраст Имя Елизавета означает «почитающая Бога» Прекрасная душой и телом, редкой красоты, трудилась день и ночь, любезная…крестьянка. Имя Эраст означает «возлюбленный» Довольно богатый дворянин, с изрядным умом и добрым сердцем… но слабым и ветреным. Он вёл рассеянную жизнь, думал только о своём удовольствии… Героев разделяют не только социальные, но и нравственные барьеры


Художник Кипренский В день своей первой встречи с Эрастом она появляется в Москве с ландышами в руках; при первом появлении Эраста под окнами Лизиной хижины она поит его молоком, наливая его из «чистой кринки, покрытой чистым деревянным кружком» в стакан, вытертый белым полотенцем; в утро приезда Эраста на первое свидание Лиза, «подгорюнившись, смотрела на белые туманы, которые волновались в воздухе».


При первой встрече с Лизой он хочет заплатить ей за ландыши рубль вместо пяти копеек; покупая Лизину работу, он хочет «всегда платить в десять раз дороже назначаемой ею цены»; перед уходом на войну «он принудил ее взять у него несколько денег»; в армии он «вместо того, чтобы сражаться с неприятелем, играл в карты и проиграл почти все свое имение», из-за чего вынужден жениться на «пожилой богатой вдове». При первой встрече с Лизой он хочет заплатить ей за ландыши рубль вместо пяти копеек; покупая Лизину работу, он хочет «всегда платить в десять раз дороже назначаемой ею цены»; перед уходом на войну «он принудил ее взять у него несколько денег»; в армии он «вместо того, чтобы сражаться с неприятелем, играл в карты и проиграл почти все свое имение», из-за чего вынужден жениться на «пожилой богатой вдове».