Марина журавлева год рождения. Певица Марина Журавлева – биография и личная жизнь

Певица Марина Журавлева... В 90-е годы прошлого века она была суперпопулярна в России. А потом вдруг оказалась в США, где осталась на долгие годы. Правда, не сменила профессию, не стала домохозяйкой, а продолжала заниматься творчеством. В последние пару лет певица - частая гостья в России. На ее концерты приходят как прежние ее поклонники, так и новые зрители, и поет она не только старые свои хиты, но и совсем новые песни.

Марина Журавлева согласилась ответить на вопросы «Звездного журнала».

Марина, чем вы жили после того, как уехали из России?

Уехать-то уехала, но Родину вроде и не покидала. Потому что все эти двадцать лет постоянно общалась с соотечественниками и пела для них. В Америке много русской и вообще русскоязычной публики. Много тех, кто помнит меня по России, когда я была популярна здесь. Без работы я не сидела и не сижу. И вот уже, кстати, года два как стала приезжать в Россию, выступаю здесь. Впрочем, не только в России, но и вообще на территории бывшего СССР. С сольными концертами и на "заказниках". Еле успеваю курсировать из одного города в другой. Вот, например, прилетела только два дня назад, а за это время у меня были три концерта - в Москве, Минске и Новосибирске. А завтра утром опять домой, в Лос-Анджелес.

Значит, дом ваш теперь там, в солнечной Калифорнии?

Так уж вышло, - улыбнулась Марина Журавлева. - Поехала однажды с гастролями, да так и задержалась там. Продлилась моя командировка 20 лет.

Расскажите, как это все-таки произошло? И почему вы решились уехать? Ведь тогда, в 1990-е годы здесь был пик вашей популярности. Из всех динамиков неслось «Ах, черемуха белая» или «На сердце рана у меня». Чего вам не хватало?

Безопасности. Годы те, сами знаете, были какие. Пик моей популярности в России совпал с пиком криминала. Если вы помните, что тогда творилось, то согласитесь: человеческая жизнь мало что стоила. А у меня подрастал ребенок. И сама я хотела жить спокойно.

Но здесь спокойная жизнь была для меня слишком большой роскошью: я то и дело становилась объектом нападок всяких агрессивных личностей. Меня постоянно кто-то «доставал». Одни хотели денег, другие - общения и внимания. И их не останавливали стены. Например, во время концерта ко мне в гримерку могли прорваться бритовисочные поклонники и чуть не под дулом пистолета заставить выслушивать объяснения в «высоких чувствах». А сколько «марин журавлевых» курсировало по городам и весям нашей родины, давая концерты под мою фонограмму и фактически подставляя меня. В общем, к этому отъезду меня подтолкнул инстинкт самосохранения.

Хотя, честно говоря, я не рассматривала это как эмиграцию или побег. Просто когда нам с моим мужем и композитором Сергеем Сарычевым во время гастролей предложили остаться и поработать в Штатах, не потребовалось много времени на раздумья. Прекрасный климат, доброжелательное окружение и, что уж греха таить, очень выгодные материальные условия. В общем, мы согласились и я ни разу не пожалела об этом.

С кем вы там работали?

Одним из первых меня пригласил Миша Шуфутинский. Он готовил большую программу для одного известного русского ресторана в Лос-Анджелесе. Там было и варьете, и песенные номера. Я начала там петь, да и не только там. В Америке хватит работы для русскоязычной певицы, поверьте мне.

С кем из наших тогда общались?

Тогда там как раз там жили и работали Саша Маршал со своим «Парком Горького», Жанна Агузарова, Юрий Чернавский. С ними, собственно, и общались.У Маршала с его ребятами все было хорошо, они разъезжали по Штатам, пользовались популярностью, но потом что-то случилось, по-моему, умер их менеджер. После этого у них начались трудности, и им пришлось возвращаться домой. Жанна тоже потом уехала в Россию.

Вы с ней там близко дружили? Как она вам по-человечески?

Она необычная. Когда нас с ней только познакомили, я была немного удивлена ее несколько, скажем так, вызывающим поведением. Ну, вот представьте, мы все, соотечественники значит, земляки, встретились и сидим одной кампанией в ресторане. И все знаем, кто мы, что и откуда родом. А Жанна вдруг начинает разыгрывать из себя этакую иностранку: черные очки в половину лица, и, вроде как, по-русски не разговаривает. Я тогда была немного в шоке от такого поведения. А Сарычев ей и говорит: «Жан, ну хватит, тут все свои». Надо сказать, она быстро вернулась на землю, стала вести себя нормально, оказалась милым таким человеком. Потом мы с ней не раз общались, и я понимала, насколько она все-таки ранимая и чувствительная девушка, а ее эпатажный имидж - не более чем щит перед жестоким окружением. Такое часто бывает у одаренных творческих людей.

В свое время Жанна отказалась от поддержки Аллы Пугачевой, поэтому, собственно, и уехала. Вы ведь тоже работали в театре Аллы Борисовны. Вашему отъезду не способствовал никакой конфликт с примадонной?

Нет, к счастью. Да я ведь даже почти и не зависела от нее, а просто выступала под «крышей» ее театра. Хотя и сама тогда уже была достаточно популярной. А театр давал дополнительную уверенность, защищал от каких-то чисто-организационных проблем. В любом случае, ко мне относились ровно.

- То есть, Алла Пугачева никак не повлияла на вашу жизнь и карьеру?

Она и не могла бы повлиять. Я пришла к ней уже готовой артисткой. Я только и успевала ездить по стране с концертами. В Москве почти и не бывала.

А личное общение с примой? Какое она на вас произвела впечатление?

Общались мы не часто. Однажды, правда, когда мы с Сергеем только-только оформились к ней в театр, нам довелось пообщаться с Аллой Борисовной плотно. Мы целых шесть часов сидели у нее дома, обговаривали творческие планы. Вот тогда я ее узнала поближе. Ну, что ж, человек она неординарный, сложный. Держит себя, конечно, высоко, но она действительно на высоких позициях, так что это естественно. А, в общем, ничего человеческое и ей не чуждо. Она, например, сетовала, что ее дочь ни в какую не хочет становиться певицей. Кристина тогда только танцевала… Но, вот видите, сумела ее мама все-таки переубедить. Теперь она поет.

Так значит, вашим творческим планам, которые вы обсуждали с Аллой Борисовной, так и не суждено было воплотиться?

Мы проработали у нее только год, потом случились те самые гастроли, после которых мы не вернулись. А насчет планов, ну как сказать… Тогда мы говорили с ней о многом, в частности, Сергей Сарычев предложил ей свою идею, которая потом получила воплощение в проекте «Фабрика звезд». Он говорил, что надо собирать талантливую молодежь и готовить ее для сцены. Все это он представлял себе и описывал именно так, как потом и получилось. Я не говорю, что Пугачева у него эту идею украла. Наверняка, кто-то и так бы догадался до этого.

Кто писал вам песни?

Все слова писала и пишу я сама. А музыку писал Сергей.

Почему вы не боролись за место «под солнцем», не искали себе модных композиторов? У вас ведь был огромный потенциал…

Мне предлагали сотрудничество другие композиторы. Например, Максим Дунаевский предлагал мне что-то. В свое время я пела песню Анатолия Кролла. Ну, а так… Судьба не свела, а специально я таких выходов не искала. Сочиняла и сама. А потом - уехала.

Марина, все помнят ваш искрометный клип «На сердце рана у меня». Вы общаетесь с ребятами, которые с вами в нем снимались?

Нет, сожалению, и не знаю, как они сейчас живут. Это были парни из «Имарт-Видео», из команды Марты Могилевской. Мы с ними сняли всего один клип. На втором начались какие-то проблемы и съемки не состоялись. С тех пор наши с ними контакты оборвались.

Если не секрет, а как сложилась ваша личная жизнь? Вы все еще с Сарычевым?

С Сергеем мы развелись, хотя остались друзьями. Я снова вышла замуж, за эмигранта родом из Армении. Прожила с ним десять лет и тоже развелась. Дочери моей уже тридцать лет, она - медработник, специалист по УЗИ. В клинике и госпитале, где она работает, ее очень ценят.

Чего вы достигли в творческом плане за время вашей эмиграции?

Написала много песен, выпустила четыре диска. Завела новых друзей. Но главное, не потеряла связь с родиной.

Как вы считаете, вы реализовали свой творческий потенциал?

Работы, во всяком случае, мне хватает. Я выступаю в клубах, получаю заказы на частные вечеринки. Все это время выезжала на концерты в Германию, Канаду и Израиль, а теперь вот еще и в Россию. Самое главное- заканчиваю запись своего нового альбома.

Где и когда можно послушать вас в Москве?

Сейчас я "обкатываю" свою новую программу на концертах по России. Новые, пока неизвестные песни чаще всего принимаются лучше, чем старые хиты. Таким образом готовлю сольный концерт для Москвы, которым надеюсь "закрепить" свое возвращение на российскую сцену.

Марина Журавлёва о себе.

В конце 1961 года, на железнодорожный вокзал города Хабаровска, в один из холодных, вьюжных, зимних вечеров, прибыл поезд из города Оренбурга. На перрон вышла молодая, хрупкая женщина по имени Любовь. Встретил ее муж, молодой офицер, Анатолий Журавлев, только что окончивший Оренбургское ракетное военное училище и направленный в Хабаровск для прохождения службы.

Летом 63-го эти двое молодых, красивых, влюбленных людей и стали моими мамой и папой. Имя Марина дал мне папа, вопреки желанию моей мамы. Позволил он себе это, наверное, потому, что я была очень на него похожа: голубые глаза, темные вьющиеся волосы. Но уже к году, чтобы мама не обижалась, я поменяла папину прическу на мамину. С такими волосами, прямыми и светлыми я и осталась на всю свою жизнь.

В этот же год меня и моих родителей ждали и другие перемены. Папу направили служить на Украину в город Черкассы. Когда мне исполнилось шесть лет, нашу семью судьба, а вернее папина служба, бросила с запада на восток, в Сибирь, в город Иркутск.

Самые яркие мои воспоминания об этих семи годах моей жизни: морозная, но солнечная зима с коньками и лыжами, весной багульник и мохнатые, большие, как тюльпаны, подснежники, короткое, нежаркое лето с сумасшедшим количеством груздей, лисичек и маслят в непроходимых лесах, ледяная даже в самые жаркие дни вода в озере Байкал, и самая настоящая, необыкновенно красивая и печальная багряно-золотая осень. Хмурые на первый взгляд, но очень добрые и отзывчивые люди, школьные и соседские в военном городке друзья, гулянки офицерских семей по праздникам с пением русских песен, и таинственные новогодние вечера с настоящими, как в сказке, хлопьями снега и запахами елки, апельсинов, яблок и конфет, которые бывали только раз в году.

Один месяц в году, вместе с родителями, обычно в летнее время, мы ездили в Отпуск, чаще всего к маме на Родину, в село Черный Отрог Оренбургской области. Эти впечатления занимали другое и не менее ценное в моем детском сознании место. В деревне, практически состоящей может всего из 4-ех улиц, почти все были дальними, но родственниками. Дедушка мой Андрей Гаврилович Иванченко был главврачем областной больницы. Там же медицинской сестрой и акушеркой работала моя бабушка Мария.

Самые теплые и значимые воспоминания о моем детстве — это деревенская речка, черемуха в лесах, от которой аж во рту вязало, терпеливая корова, которую я училась доить, радостная пляска гусака перед только что вылупившимся гусятам, теплые еще яйца, которые я доставала, вставая на цыпочки, это печка, в которой тогда еще пекли настоящий хлеб, вязание на ходу девчатами оренбургских платков, деревенская свадьба моего родного дяди Миши, когда вся деревня гуляла 4 дня, низкие звезды по ночам и тогда еще поющая, наряженная, гуляющая после тяжелого рабочего дня молодежь.

Вот тогда я, наверное, и впитала в себя настоящий русский дух и романтику Сибирского города, уральской деревни и черноморского юга России, куда мы приезжали тоже, иногда проводя отпуски родителей в Краснодаре, откуда родом был мой папа.

Не знаю уж, когда точно и на какой стороне России, родилась потихоньку и выросла вместе со мной моя мечта — стать певицей. Сцена, артистическая жизнь казались мне чем-то недоступным, высоким, блестящим и сказочным. Я и сама тогда не понимала, не замечала, что шаги к этой жизни я уже начала делать. Поначалу, конечно, благодаря родителям, которые отдали меня в музыкальную школу, где я училась по классу фортепиано. Это было еще в Иркутске. А когда в 1977 году мы переехали в Воронеж, я стала петь в школьном ВИА — вокально-инструментальном ансамбле.

В то время был объявлен набор в ансамбль городского дворца пионеров. Школьных ВИА было много, а вот такой в городе был один и играть в нем должны были самые лучшие. И естественно узнав после прослушивания, что приняли именно меня, я очень гордилась. Это была моя первая маленькая победа.

Ну, а дальше все складывалось как нельзя лучше. Я занимала, конечно вместе с ансамблем и своим руководителем Владимиром Дмитриевичем Сычевым, первые места на местных телевизионных, городских и областных конкурсах, были награды — поездки в Артек и Чехословакию. На излете школьного возраста, я стала певицей известного в городе ансамбля "Фантазия" под руководством Николая Дятчина.

Однако, чем больше были мои успехи и достижения в самодеятельности, тем сильнее становилась моя мечта попасть на профессиональную сцену. И мечта эта наконец сбылась! И так быстро все произошло! Еще до окончания выпускных экзаменов в школе я получила приглашение на работу в филармонию в ВИА "Серебряные струны". Сразу после выпускного вечера, в 16 лет, оказавшись на своих первых профессиональных гастролях, в Сочи, я сидела в номере гостиницы " Приморская" и не верила, что я — это я...

К хорошему привыкаешь очень быстро, успехи кружат голову, кажется, что ты обладаешь всем, имея талант. Но слава Богу, я поняла тогда, что, если сцена становится делом жизни, необходимо серьезное музыкальное образование. После первых гастролей, которые длились четыре месяца я вернулась в Воронеж с твердым намерением готовиться и поступать в московское музыкальное училище имени Гнесиных. Но не тут-то было...

Меня вызывают в обком комсомола (не удивляйтесь, тогда такие вот организации решали творческие вопросы), вызывают и говорят: "поедешь от нашего черноземья на Всесоюзный конкурс молодых исполнителей эстрадной песни в Днепропетровск. Ты у нас из профессионалов самая молодая." 17 лет мне тогда было. С одной стороны — хочется, с другой — экзамены в Гнесинку пропускаю. Но рискнула, поехала и... действительно, что ни делается, все к лучшему. Я стала Лауреатом Всесоюзного конкурса.

Если вам это ни о чем не говорит, представьте уровень: председатель жюри — Александра Пахмутова, нас снимает Центральное телевидение, мне аккомпанирует эстрадно-симфонический оркестр Гостелерадио под управлением Юрия Силантьева, Ну, а вечером в номер мне звонит член жюри по имени Иосиф Кобзон! И так, запросто, как старого друга спрашивает, как дела, дает советы перед последним туром. В общем, от всего этого, я буквально задыхалась и голова шла кругом от обилия мэтров.

Моей маме еще с детства говорили: ребенок ваш очень сдержанный, эмоций своих не показывает. И вот посмотрев запись своего выступления уже с концерта победителей, я была поражена — никакого волнения, которое я испытывала все сильнее от тура к туру никакой дрожи в коленках, ничего этого не видно, я веду себя на сцене так, словно рождена на ней, с микрофоном и перед камерой. Я, конечно, была очень довольна собой, хотя и понимала: как бы ни была я молода, способна, может и красива — диплом лауреата это всего лишь кредит, путевка на большую сцену.

В Гнесинку на экзамены по срокам я конечно пролетела, но эти кредит и путевка открыли мне двери Воронежского музыкального училища. Поступила я на эстрадное отделение, причем инструментальное, и мне надо было не только петь, но и осваивать какой-то инструмент. И посоветовали мне педагоги "легкий" инструмент — флейту. Легкий он, надо сказать, только по весу, а вот в плане звукоизвлечения — далеко не из легких. Первый месяц я не раз теряла сознание, пока добивалась красивого звука. Педагог оказался прав сказав, что "аппарат" у меня хороший, я достаточно быстро овладела флейтой.

В это же время я умудрялась помимо учебы работать в филармонии, успела выскочить замуж и родила ребенка. И вот тогда я почувствовала, что остановилась. Как будто бы все идет, как надо: учусь, получаю диплом, работаю. Но большая мечта не давала покоя, а интуиция подсказывала, что нужно идти дальше.

И я пошла, верней поехала на конкурс эстрадных отделений всей страны. Он проводился в Москве, в той самой Гнессинке. Может удача, может терпение и труд, а скорее все вместе на этот раз все-таки перебросили меня из Воронежа в Москву, столицу, центр отечественного шоу-бизнеса. Но опять же, не без поддержки и помощи профессионалов, людей, которые замечали и оценивали мой талант. На этот раз это были Анатолий Кролл и Юрий Саульский.

Так я попала в желанное училище им. Гнесиных, причем теперь только по классу вокала и к прекрасному педагогу Наталье Зиновьевне Андриановой. От скольких звезд я слышу с почтением и благодарность ее имя. Скольких она воспитала и воспитывает до сих пор! И мы ее все любим и не забываем!

Одновременно с Гнесинкой я попала в главную тогда концертную организацию страны — Росконцерт, в джазовый оркестр " Современник" под управлением Анатолия Кролла. Это были интересные, насыщенные годы, когда мечта становилась явью. Я много записывалась на радио, записывала музыку к кинофильмам, иногда были выступления на телевидении. Я ездила на гастроли по всей огромной тогда стране, по всем ее республикам, знакомилась, общалась и работала со многими большими и еще восходящими звездами Советского Союза.

Говорят, чем больше имеешь, тем большего хочется, и так всегда. Может быть. Но Мои цели не были корыстными. Я никогда не думала о больших деньгах, да и время тогда было такое — мы все работали на ставках, утвержденных управлением культуры. Например Сергей Сарычев, с которым я тогда познакомилась, на пике своей популярности за сольный концерт на стадионе или во Дворце спорта, где от 5 до 10 тысяч мест, получал всего 8 рублей. Так что артистами в то время, с уверенностью могу сказать, если и становились, то только те и потому, кто были фанатиками, музыкантами по призванию.

Так вот в 87-м году я встретилась, познакомилась и начала работать с таким фанатичным человеком, музыкантом, композитором и певцом Сергеем Сарычевым. В то время он наплодил уже массу хитов, давал сольные концерты на самых больших площадках и имел кучу поклонников. При этом он имел и не меньшую кучу неприятностей от властей городов и КГБ за свои песни "...озорной гуляка", " Волчок", " Шторм", " Цунами" и другие. Он-то, Сарычев, с творческим псевдонимом "Альфа", участник и создатель легендарной ныне группы, и предложил мне воплотить до конца мою мечту: записать и исполнять песни, которые будут написаны специально для меня, то есть оригинал.

Первый альбом "Поцелуй меня только раз" вышел в 1989 году, второй — " Алые гвоздики" в 90-м, третий — " Белая черемуха" в 91-м. Песни, особенно из второго и третьего альбома "покатили" что называется со страшной силой. В 1990 году мои первые сольные концерты состоялись в Красноярске. Билеты в семитысячный Дворец спорта на 10 концертов были распроданы полностью.

Это была вершина моей мечты. Она не обманула меня, она не была где-то в небе или на другой планете, мечта была со мной, в моих руках, она была в том крике, каким меня встречали стадионы, она была в море цветов, она была в глазах и сердцах моих поклонников. Мечта была со мной по всей стране: Красноярск, Куйбышев, Омск, Краснодар, Ростов, Сочи, Воронеж, Ижевск, Алма-Ата, Минск, Пятигорск, Махачкала, Нальчик, Грозный и много других.

И все это продолжалось до начала кооперативного времени, конца перестройки. Вообще, пик моей популярности совпал с началом этого периода. И поначалу я вместе со всей группой во главе с Сергеем Сарычевым этому обрадовалась. Мы могли себе позволить купить аппаратуру, сделать качественнее звук на концертах, приобрести студийную технику. Ведь настоящие студии были только на государственных гигантах "Мелодии", "Мосфильме" и Центральном телевидении. Мы могли позволить себе даже заниматься благотворительностью.

Но Свобода — дело хорошее, для хороших дел. А в это время, да многие это помнят, плохое расцветало порой пышнее чем хорошее. К примеру мошенничество: по стране колесили 6 " Миражей" , 7 "Ласковых маев". Вот и под меня поехали фальшивые Марины. Как-то после концерта в Ростовской области в номере гостиницы я смотрела телевизор и услышала в "МузОбозе" : "... у Марины Журавлевой сегодня не состоялся концерт во Владивостоке, потому что на первой же песне порвалась пленка фонограммы и народ кинулся бить аппаратуру..."

Директор мой как-то звонит мне в Воронеж, где я отдыхала тогда и говорит:"Марина, я в Крымске (это под Краснодаром) поймал ненастоящую. Прямо на сцену вышел, спрашиваю:"ты кто?" , она говорит:"Марина". "А фамилия?"— Молчит. Волосы на глаза напустила". Ну и сказал всему стадиону правду в микрофон. Показал фото, где он вместе со мной, и мою пластинку. Народ и там погром устроил...

Трудные, но все равно хорошие были времена 90-х. Не хочу вспоминать о плохом. Всем пришлось переживать и выживать... Работали мы тогда, как называлось "от квартиры", то есть сами от себя и на себя. Упразднялись или просто оказывались не у дел концертные организации советского времени, появлялись музыкальные кооперативы, и появилось новое выражение в экономике "иметь крышу".

Под куполом Олимпийского я и Сарычев тоже обрели свою " крышу", в виде театра Аллы Пугачевой, где и проработали чуть больше года. А вначале 92-го мы с Сарычевым были приглашены на гастроли в Америку. Полетели на 20 концертов, машину оставили на парковке в Шереметьево. И так получилось, что гастроли эти затянулись почти на 20 лет.

Никогда не считала себя эмигранткой. В России сочиняла и пела, то же самое делаю на другой стороне планеты. Много раз ездила с концертами в Германию, по городам Америки. Выпустила еще четыре альбома. Вдохновение ведь приходит и при виде океана, пальм и калифорнийского солнца. Так что на сегодняшний 2010-й у меня пока 7 альбомов.

Что еще могу рассказать о себе?

Очень осторожно отношусь к журналистам и телевизионщикам.

И то редкое общение с ними, которое было — оставило мало хорошего.

Тем, кто меня помнит и любит! Не верьте глупым "байкам" про меня. У меня всё хорошо! А будет ещё лучше!

Люблю своих близких, люблю музыку, книги, путешествия, животных (особенно собак). Пишу новые песни, пою. В общем, люблю жизнь и верю, что мечты сбываются! Чего и вам, дорогие мои, желаю.

Ваша Марина Журавлёва

Марина Журавлева - композитор, автор песен и исполнительница, получившая особенную популярность в начале 90-х годов. Она запомнилась по песенным хитам «Белая черемуха», «Розовый рассвет», «На сердце рана у меня» и многим другим. Сейчас она практически не дает концертов, но, несмотря на это, ее жизнь вызывает интерес у поклонников.

Детство и юность

Журавлева Марина Анатольевна родилась 8 июля 1963 года. Ее родным городом стал Хабаровск, в котором она провела почти все детство. По профессии ее отец был военным, а мать свое свободное время посвящала домашним заботам и воспитанию дочери. Интерес к музыке у маленькой Марины возник еще в раннем детстве. Когда ей было 13 лет, семья переехала жить в Воронеж. Там она получила начальное музыкальное образование, принимала участие в конкурсах местного и областного значения, стала солисткой городского ансамбля.

В возрасте 16 лет девушка получила приглашение стать солисткой группы «Серебряные струны». Ей была предложена должность солистки. В составе вокально-инструментального ансамбля она отправилась на свои первые гастроли, которые продолжались около 4 месяцев.

В 17 лет Марина поступила в Воронежское музыкальное училище на эстрадное отделение. Но Марина не окончила это заведение, поскольку вышла замуж и родила ребенка. Через некоторое время она перевелась в Москву для дальнейшего обучения. По признаниям самой певицы, именно в Московское училище имени Гнесиных она собиралась поступать изначально, но из-за конкурса опоздала на вступительные экзамены.

Карьерный взлет

В 1983 году Марина прекращает сотрудничество с ВИА «Серебряные струны». А в 1986 году, с успехом окончив Московское музыкальное училище имени Гнесиных, начинает работу в джаз-оркестре «Современник», которым руководил Анатолий Кролл. Но через некоторое время Марина оставила работу в этом коллективе. В конце 90-х годов ей предложили работать в США. С того момента популярность певицы в России немного угасла, но зато сама певица получила возможность жить и работать в зарубежных странах: Германии, Канаде, Израиле. Наиболее популярными хитами в ее исполнении стали:

  • Поезд любви;
  • Звездная ночь;
  • Белая черемуха;
  • На сердце рана у меня;
  • Эти ночи;
  • Левый берег.

Кроме эстрады, Марина пробовала открыть себя в качестве актрисы. Так, в 2003 и в 2010 году она сыграла эпизодические роли в двух детективах.

Личная жизнь

Марина Журавлева выходила замуж 3 раза. Первый брак случился в молодости. Тогда ее избранником стал однокурсник. В 1982 году в семье родилась дочка, которую родители решили назвать Юлией. Брак быстро распался, но в Москве в 1987 году Марина встретила своего второго мужа - Сергея Сарычева. Брак и творческий тандем оказались весьма успешными. Пара много гастролировала и однажды было принято семейное решение - остаться в США. Брак распался в 2000 году.

Третьим мужем Марины Анатольевны стал эмигрант из Армении, проживающий в США. Но и с этим мужем певица оформила развод, прожив в браке более 10 лет. Дочь Юлия постоянно проживает в США, работая врачом ультразвуковой диагностики.

Сейчас Марина Журавлева достаточно успешная женщина. В 2013 году она выпустила квадро-диск под названием «Перелетные птицы». В него вошли композиции: «Только не ты», «Берега», «Звезда» и многие другие.

    Марине Журавлевой 52 года.

    Личная жизнь певицы очень насыщенная. Замужем была три раза. Даже успела Марина побывать замужем за американцем.

    Имеет дочь Юлию от первого брака со студентом-музыкантом, которая сейчас живет в США вместе с бабушкой.

    В 90-х годах Марина Журавлева имела максимальный успех у публики. Е любили, ей кричали: Бис!. Е любовные шлягеры сводили молодежь с ума.

    Она давала сольные концерты не только в России, но и во многих других странах мира.

    Марина Журавлва — родилась 8 июля 1963 года в городе Хабаровске. Сейчас ей 52 года. Является советской и российской певицей, исполнительницей любовных шлягеров, автором многих песен. Расцвет популярности певицы пришлся на начало 1990-х годов.

    Журавлва официально была замужем трижды. Первый юношеский брак со студентом-музыкантом произошел ещ в Воронеже и оказался он кратковременным, в 1982 году родилась у нее дочь Юлия. В расцвете своей популярности Журавлва так же была замужем за рок-музыкантом группы Альфа Сергеем Сарычевым, который как раз в то время постоянно находился рядом сочинял музыку, концертировал вместе с Мариной, исполнял обязанности ее продюсера. В 2000 году брак вче таки распался. За океаном Журавлва уже и вышла замуж в третий раз, за американца, прожила с ним долгие 10 лет супружеской жизни, однако теперь отношения у них неопределнные. Е мать и дочь сейчас живут в США, где преодолевшая тяжлый недуг ее дочь Юлия стала очень успешным врачом.

    Марина Журавлева родилась в 1963 году, в Хабаровске. С детства серьезно занималась музыкой и пением. Закончила гнесинку. Участвовала в различных песенных конкурсах. Была солисткой в нескольких, не слишком известных вокально-инструментальных ансамблях (ВИА), пока не встретила Сергея Сарычева, солиста и автора группы Альфа, с которым, стала работать в соавторстве-он писал музыку к ее песням, которые, тексты которых, Марина писала сама, Сарычев делал и аранжировки к ее песням. В общем-то, самые известные песни Марины Журавлевой-это результат совместного семейного творчества. В 1992 году, расставшись с Сергеем, Марина Журавлева уехала в Америку, где прожила 18 лет, вернулась в Россию в 2010. Сейчас, конечно, у нее нет такой популярности, которая была раньше, но старые поклонники ее помнят.

    Родом Марина Анатольевна Журавлева из Хабаровска, родилась в 1963 году 8 июля. Но в 1977 году переехала с родителями в Воронеж. В 1980 году Марина поступила на дирижерско-хоровое отделение в Воронежское музыкальное училище. Закончив его поступила в Гнесинское училище в Москве.

    Первый брак был еще в Воронеже со студентом-музыкантом и оказался кратковременным, в этом браке в 1982 году родилась дочка Юля.

    Второй брак с Сергеем Сарычевым (он был солистом группы Альфа), который постоянно был рядом сочинял музыку и концертировал вместе с ней, а так же исполнял обязанности продюсера. Но в 2000 году брак тоже распался.

    В конце 80-х голос Марины Журавлевой звучал в каждом дворе, концерты славились аншлагами. Знаменитые песни Белая черемуха, На сердце рана у меня, Алые гвоздики эти и много других песен Журавлевой распевали люди разных возрастов.

    Но внезапно Журавлева исчезла. В начале 1992 года Марина поехала по приглашению на гастроли в США и осталась там надолго.

    За океаном Журавлва выходит замуж в третий раз, теперь уже за американца, прожив с ним 10 лет, отношения с ним она называет неопределнными.

    Е мама и дочка живут в США, где излечившись от тяжлого недуга Юлия стала успешным врачом.

    В октябре 2010 года Журавлева вернулась в Россию, после восемнадцати лет отсутствия.

Марина Журавлева - композитор, автор песен и исполнительница, получившая особенную популярность в начале 90-х годов. Она запомнилась по песенным хитам «Белая черемуха», «Розовый рассвет», «На сердце рана у меня» и многим другим. Сейчас она практически не дает концертов, но, несмотря на это, ее жизнь вызывает интерес у поклонников.

Детство и юность

Журавлева Марина Анатольевна родилась 8 июля 1963 года. Ее родным городом стал Хабаровск, в котором она провела почти все детство. По профессии ее отец был военным, а мать свое свободное время посвящала домашним заботам и воспитанию дочери. Интерес к музыке у маленькой Марины возник еще в раннем детстве. Когда ей было 13 лет, семья переехала жить в Воронеж. Там она получила начальное музыкальное образование, принимала участие в конкурсах местного и областного значения, стала солисткой городского ансамбля.

В возрасте 16 лет девушка получила приглашение стать солисткой группы «Серебряные струны». Ей была предложена должность солистки. В составе вокально-инструментального ансамбля она отправилась на свои первые гастроли, которые продолжались около 4 месяцев.

В 17 лет Марина поступила в Воронежское музыкальное училище на эстрадное отделение. Но Марина не окончила это заведение, поскольку вышла замуж и родила ребенка. Через некоторое время она перевелась в Москву для дальнейшего обучения. По признаниям самой певицы, именно в Московское училище имени Гнесиных она собиралась поступать изначально, но из-за конкурса опоздала на вступительные экзамены.

Карьерный взлет

В 1983 году Марина прекращает сотрудничество с ВИА «Серебряные струны». А в 1986 году, с успехом окончив Московское музыкальное училище имени Гнесиных, начинает работу в джаз-оркестре «Современник», которым руководил Анатолий Кролл. Но через некоторое время Марина оставила работу в этом коллективе. В конце 90-х годов ей предложили работать в США. С того момента популярность певицы в России немного угасла, но зато сама певица получила возможность жить и работать в зарубежных странах: Германии, Канаде, Израиле. Наиболее популярными хитами в ее исполнении стали:

  • Поезд любви;
  • Звездная ночь;
  • Белая черемуха;
  • На сердце рана у меня;
  • Эти ночи;
  • Левый берег.

Кроме эстрады, Марина пробовала открыть себя в качестве актрисы. Так, в 2003 и в 2010 году она сыграла эпизодические роли в двух детективах.

Личная жизнь

Марина Журавлева выходила замуж 3 раза. Первый брак случился в молодости. Тогда ее избранником стал однокурсник. В 1982 году в семье родилась дочка, которую родители решили назвать Юлией. Брак быстро распался, но в Москве в 1987 году Марина встретила своего второго мужа - Сергея Сарычева. Брак и творческий тандем оказались весьма успешными. Пара много гастролировала и однажды было принято семейное решение - остаться в США. Брак распался в 2000 году.

Третьим мужем Марины Анатольевны стал эмигрант из Армении, проживающий в США. Но и с этим мужем певица оформила развод, прожив в браке более 10 лет. Дочь Юлия постоянно проживает в США, работая врачом ультразвуковой диагностики.

Сейчас Марина Журавлева достаточно успешная женщина. В 2013 году она выпустила квадро-диск под названием «Перелетные птицы». В него вошли композиции: «Только не ты», «Берега», «Звезда» и многие другие.

Детство певицы

Марина Журавлева родилась в Хабаровске в 1963 году, 8 июня. Отец будущей певицы был военнослужащим, а мама - домохозяйкой. В общем, семья была обычной, среднего достатка и простых устоев.

Еще с ранних лет родители заметили в маленькой Марине музыкальный талант, сама девочка стремилась к пению и танцам. Поэтому было решено отдать ее сначала в музыкальные кружки для самых юных учеников, а потом уже в музыкальную школу, в которой девочка выделялась своим талантом и упорством среди других детей.

Семья Марины Журавлевой (биография которой изложена в этой статье) решила сменить место жительства и переехать в Воронеж в 1976 году, когда девочке исполнилось уже тринадцать лет.

Переезд в Воронеж

Новый город подарил Марине новые возможности в музыкальной сфере. Девочка продолжила учебу в школе, а также поступила в музыкальную школу — в класс фортепиано. Тут Марина стала солисткой местного коллектива. После окончания школы солировала в ансамбле городского Дворца пионеров.

В составе этого ансамбля юная артистка участвовала в различных конкурсах городского и областного значения. Многие из этих выступлений транслировались по телевидению и на радиостанциях.

Первые профессиональные успехи

В то время в Воронеже существовала популярная любительская группа под названием «Фантазия». Марина Журавлева (биография, фото и личная жизнь которой освещены в этой статье) стала ее солисткой.

В Днепропетровске проходил Всесоюзный конкурс эстрадной песни для молодых исполнителей. Здесь председателем жюри была Александра Пахмутова, а всем участникам конкурса аккомпанировал оркестр эстрадно-симфонического направления Гостелерадио, которым управлял Юрий Силантьев.

Уже будучи солисткой «Фантазии», Марина решила поучаствовать в этом фестивале. И ей улыбнулась удача, жюри оценили ее талант и манеру исполнения песни. В итоге, девушка получила приз.

После этого юная артистка решила поступить в местное Воронежское музыкальное училище на класс флейты.

Покорение столицы

Но после успешного выступления на конкурсе эстрадных исполнителей перевелась в музыкальное училище имени Гнесиных в Москве, окончила которое в 1986 году, но уже по классу вокала.

Кроме вышеупомянутого коллектива «Фантазия», Марина Журавлева выступала во многих других музыкальных группах. К примеру, в ВИА «Серебряные струны» с 1978 по 1983 гг., далее — в джаз-оркестре под названием «Современник», руководил которым Анатолий Кролла. В этой группе Марина задержалась всего на три года. Но во время солирования в «Современнике» артистка спела в телепрограмме «В субботу вечером» в 1986 году песню А. Кролла под названием «Удача, удача». Эта композиция звучала в фильме «Зимний вечер в Гаграх» Карена Шахназарова, и там ее исполняла Лариса Долина.

В этом же году Марина Журавлева выпустила свой первый альбом, получивший название «Поцелуй меня только раз». Он имел сложное музыкальное сопровождение и, как результат, не получил большой популярности и коммерческого успеха.

Обдумав ситуацию, было принято решение исполнять более простую музыку в популярном тогда стиле поп. Тексты исполняемых песен значительно упростились, да и мелодии тоже стали несложными. Аранжировки создавались недолго - в этом деле помогали компьютерные лупы.

Все песни Марины Журавлевой объединяла одна общая тема - любовь, часто неразделенная или же несчастная. Песни выходили тиражами одна за другой, людям это нравилось, певица получила огромную популярность.

Критики о творчестве Марины Журавлевой

Биография, творческие успехи и неудачи артистки были самыми обсуждаемыми темами в девяностых годах прошлого столетия, да и сегодня критики и журналисты часто вспоминают ту пору.

К примеру, обозреватель Дмитрий Шеваров вспоминает, что песни Журавлевой были очень популярны, звучали из каждого утюга. Пик популярности ее творчества пришелся на 1992-1994 годы.

Александр Градский вместе с Иосифом Кобзоном в 2011 году отзывались о творческих успехах певицы положительно, называя ее манеру исполнения мастерством, а само ее творчество — оригинальным и своеобразным, которое было визитной карточкой эпохи начала девяностых в России и в постсоветских странах.

Но не все критики были такими лояльными и положительно настроенными на творчество Журавлевой. Многие отзывались негативно о ее песнях и манере исполнения, называя ее работу примером безвкусицы, подвергая тем самым разгромной критике все то, что делала певица.

Но, тем не менее, Журавлева и творческая ниша, которую она заняла на советской эстраде, были предтечей таких известных женских российских поп-групп как «Блестящие», «Стрелки» и другие, которые вскоре заполнили эстраду.

Заграничные выступления

Когда Марина осознала масштаб своей популярности на отечественной эстраде, ей в голову пришла идея расширять географию своих гастрольных туров. Было принято решение давать сольные концерты в Европе. Артистка посетила Германию, Швецию и Болгарию со своими сольными концертами, также пробовала выступать за океаном - в Канаде и США.

В этих странах было много русскоговорящих жителей, которые также полюбили творчество певицы. Кроме того, огромное количество трудовых мигрантов хлынуло из стран постсоветского пространства в поисках работы и лучшей жизни.

А творчество Марины Журавлевой, ее простые и одновременно трогательные песни напоминали о доме и любви.

Артистке посчастливилось сотрудничать с компанией Star Media GmbH и Театром Аллы Пугачевой.

Марина Журавлева, биография которой вызывает и сегодня огромный интерес, была автором многих исполняемых ею песен. Все тексты исходили из личного жизненного опыта. Может, именно потому эти тексты так нравились российскому народу.

Причины выезда из Российской Федерации

В начале девяностых популярность Марины Журавлевой достигла максимального пика. За один день певица давала несколько концертов на огромных стадионах, заполненных до отказа преданными зрителями.

Зарабатывала соответственно затраченному труду. Такие материальные успехи не оставили без внимания бандитские группировки, деятельность которых процветала в то время и наводила страх.

Криминальная обстановка в стране была серьезной, мафиозные сообщества создавали огромное давление на творческий и рабочий коллектив Журавлевой. Ей приходилось нанимать телохранителей.

Сама певица даже в гостиничных номерах спала с пистолетом под подушкой, а ее охранники всегда были вооружены и находились в полной готовности.

Постоянное чувство страха за свою жизнь и нервное напряжение, которое сопровождало каждое ее выступление на протяжении этих годов, были причинами, по которым певица решила покинуть родную страну.

Жизнь и творчество в США

Биография Марины Журавлевой приобретает резкий поворот, а, точнее, перелет в Соединенные Штаты Америки. Попала туда певица вместе со своим мужем Сергеем Сарычевым, который на то время был лидером группы «Альфа». Улетела семейная пара по приглашению на работу. Там Журавлева немного гастролировала, а потом решила не возвращаться в Россию, где после распада СССР царила бандитская атмосфера.

На новом месте жительства певица решила продолжать музыкальную карьеру, но уже в другом стиле. Она пробовала себя в шансоне, латиноамериканском стиле музыки и технодэнсе.

Но такого успеха, как в родной России, певица так и не добилась.

Тем не менее, артистка задержалась в США на двадцать лет. Именно в этот период биография Марины Журавлевой пополнилась тяжелыми событиями - выяснилось, что у ее единственной дочери опухоль мозга. Многие годы, силы и средства были отданы на борьбу с этим тяжелым недугом. Все-таки удалось победить болезнь. Именно переживания за дочь, постоянное наблюдение и исследования ее состояния не давали артистке приехать на родину.

Певица Марина Журавлева, биография которой продолжается уже в родных краях, вернулась из Штатов аж в 2010 году.

И вот, спустя всего три года, выходит альбом этой певицы в Российской Федерации под названием «Перелетные птицы».

Личная жизнь

Биографию Марины Журавлевой украсили ее три мужа.

Первым из них стал студент, который учился на музыканта. Брак был поспешным, ранним и недолгим. Но в нем родилась дочь Юлия (1982 год).

Самым ярким супругом певицы был рок-музыкант Сергей Сарычев. Он всячески поддерживал Марину, сочинял для нее песни, был ее продюсером и постоянно находился рядом. Но пара разошлась в 2000 году.

Третий муж Журавлевой - американец, с которым певица прожила вместе около десяти лет, но после перелета в Россию певице мало известно о его дальнейшей биографии.

Семья Марины Журавлевой в лице матери и дочери Юлии проживает за океаном.

Певица Марина Журавлева: сколько лет, биография, личная жизнь?

    Марине Журавлевой 52 года.

    Личная жизнь певицы очень насыщенная. Замужем была три раза. Даже успела Марина побывать замужем за американцем.

    Имеет дочь Юлию от первого брака со студентом-музыкантом, которая сейчас живет в США вместе с бабушкой.

    В 90-х годах Марина Журавлева имела максимальный успех у публики. Е любили, ей кричали: Бис!. Е любовные шлягеры сводили молодежь с ума.

    Она давала сольные концерты не только в России, но и во многих других странах мира.


    Марина Журавлва — родилась 8 июля 1963 года в городе Хабаровске. Сейчас ей 52 года. Является советской и российской певицей, исполнительницей любовных шлягеров, автором многих песен. Расцвет популярности певицы пришлся на начало 1990-х годов.

    Журавлва официально была замужем трижды. Первый юношеский брак со студентом-музыкантом произошел ещ в Воронеже и оказался он кратковременным, в 1982 году родилась у нее дочь Юлия. В расцвете своей популярности Журавлва так же была замужем за рок-музыкантом группы Альфа Сергеем Сарычевым, который как раз в то время постоянно находился рядом сочинял музыку, концертировал вместе с Мариной, исполнял обязанности ее продюсера. В 2000 году брак вче таки распался. За океаном Журавлва уже и вышла замуж в третий раз, за американца, прожила с ним долгие 10 лет супружеской жизни, однако теперь отношения у них неопределнные. Е мать и дочь сейчас живут в США, где преодолевшая тяжлый недуг ее дочь Юлия стала очень успешным врачом.

    Марина Журавлева родилась в 1963 году, в Хабаровске. С детства серьезно занималась музыкой и пением.


    кончила гнесинку. Участвовала в различных песенных конкурсах. Была солисткой в нескольких, не слишком известных вокально-инструментальных ансамблях (ВИА), пока не встретила Сергея Сарычева, солиста и автора группы Альфа, с которым, стала работать в соавторстве-он писал музыку к ее песням, которые, тексты которых, Марина писала сама, Сарычев делал и аранжировки к ее песням. В общем-то, самые известные песни Марины Журавлевой-это результат совместного семейного творчества. В 1992 году, расставшись с Сергеем, Марина Журавлева уехала в Америку, где прожила 18 лет, вернулась в Россию в 2010. Сейчас, конечно, у нее нет такой популярности, которая была раньше, но старые поклонники ее помнят.
  • Родом Марина Анатольевна Журавлева из Хабаровска, родилась в 1963 году 8 июля. Но в 1977 году переехала с родителями в Воронеж. В 1980 году Марина поступила на дирижерско-хоровое отделение в Воронежское музыкальное училище. Закончив его поступила в Гнесинское училище в Москве.

    Первый брак был еще в Воронеже со студентом-музыкантом и оказался кратковременным, в этом браке в 1982 году родилась дочка Юля.

    Второй брак с Сергеем Сарычевым (он был солистом группы Альфа), который постоянно был рядом сочинял музыку и концертировал вместе с ней, а так же исполнял обязанности продюсера. Но в 2000 году брак тоже распался.

    В конце 80-х голос Марины Журавлевой звучал в каждом дворе, концерты славились аншлагами. Знаменитые песни Белая черемуха, На сердце рана у меня, Алые гвоздики эти и много других песен Журавлевой распевали люди разных возрастов.

    Но внезапно Журавлева исчезла. В начале 1992 года Марина поехала по приглашению на гастроли в США и осталась там надолго.

    За океаном Журавлва выходит замуж в третий раз, теперь уже за американца, прожив с ним 10 лет, отношения с ним она называет неопределнными.

    Е мама и дочка живут в США, где излечившись от тяжлого недуга Юлия стала успешным врачом.

    В октябре 2010 года Журавлева вернулась в Россию, после восемнадцати лет отсутствия.