"Мыслитель": малоизвестные факты создания знаменитой скульптуры Огюста Родена. Огюст Роден

Уже более века зрители восхищаются шедеврами Огюста Родена. Этот французский скульптор стал новатором в своем деле. Талант мастера был настолько велик, что его даже обвиняли в изготовлении гипсовых слепков прямо с лиц натурщиков. Венцом творения Родена называют скульптуру «Мыслитель». О некоторых малоизвестных фактах ее создания и пойдет речь.


Первоначально «Мыслитель» задумывался как часть «Врат Ада»

Изначально скульптура в виде сидящего сгорбившегося человека должна была стать центральной фигурой в работе Родена «Врата Ада». По размерам она планировалась гораздо скромнее, нежели «Мыслитель», который находится в Парижском музее Родена.


«Врата Ада», отлитые уже после смерти скульптора

Когда в Париже в 1880 году было принято решение построить Музей декоративного искусства, Огюсту Родену сделали заказ создать массивные двери из бронзы для него. Скульптор решил выполнить барельефы на них по мотивам «Божественной комедии» Данте. Однако за 37 лет работы ни заказ, ни сам музей до конца так и не были завершены. «Врата Ада» отлили в бронзу только после смерти Родена.


Огюст Роден - великий французский скульптор

Новаторство Родена состояло в том, что он сумел передать состояние и настроение только лишь с помощью позы. В качестве модели скульптор пригласил француза Жана Бо - мускулистого боксера, выступавшего в квартале Красных фонарей. Кстати, мужчина несколько раз позировал мастеру и для других работ.


«Мыслитель» Микеланджело. Статуя Лоренцо Медичи (1526-1531 гг)

Первоначально Роден назвал свою скульптуру «Поэт». Это название подтверждает теорию о том, что статуя была задумана как изображение Данте Алигьери. Но, возможно из-за того, что высокий и худой Данте в 19 веке уж никак не ассоциировался с мускулистой скульптурой, многие видели в ней аллегорический смысл. Во всяком случае, название «Мыслитель» связывают с литейщиками, которые так назвали статую, потому что посчитали ее похожей на скульптуру Микеланджело с таким же названием.


«Три тени» Огюста Родена

«Мыслитель» явился не единственной самостоятельной скульптурой из «Врат Ада». Роден представлял публике «Поцелуй» (1886), «Ева» (1883), «Уголино» (1882), «Три тени» и другие работы из этой серии.


«Мыслитель» - статуя, установленная в музее Родена в Париже

После того, как «Мыслитель» приобрел огромную популярность, Огюст Роден отлил из бронзы 10 копий этой статуи. А после смерти скульптора в 1917 году права на отливку были переданы народу Франции, и эта цифра возросла до 20 копий. На сегодняшний день «Мыслители» в гипсе или бронзе представлены в галереях Мельбурна, Женевы, Вашингтона, Парижа.

Талант Родена настолько велик, что многие скульпторы до сих пор пытаются ему подражать, но по-своему. Так итальянский мастер создает оригинальные фигуры из металлической сетки.

Мыслитель: Мыслитель человек, наделённый способностью глубокого, философского мышления, философ. «Мыслитель» скульптура Огюста Родена … Википедия

Я беру глыбу мрамора и отсекаю от нее все лишнее. Огюст Роден, вслед за Микеланджело Предел достижения искусства намечаем только средствами искусства иного. Всего чудеснее скульптура Микель Анджело на фресках Последнего Суда. Григорий Ландау… … Сводная энциклопедия афоризмов

Огюст Роден Мыслитель, 1880 1882 (фр. Le Penseur) Бронза. Высота: 181 см Музей Родена, Париж «Мыслитель» (фр … Википедия

Запрос «скульптор» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Бронзовая скульптура «Медный всадник» (Санкт Петербург), 1768 1770 гг … Википедия

У этого термина существуют и другие значения, см. Философ (значения). Запрос «Мыслитель» перенаправляется сюда; О скульптуре Родена см. Мыслитель (скульптура) … Википедия

Запрос «Мыслитель» перенаправляется сюда. О скульптуре Родена см. Мыслитель (скульптура). Платон и Аристотель Иммануил Кант Философ (др. греч … Википедия

В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Лист. Ференц Лист Ferenc Liszt … Википедия

Ференц Лист Перенц (Франц) Лист (венг. Liszt Ferenc, нем. Franz Liszt; 22 октября 1811, Доборьян (Райдинг), Австрийская империя 31 июля 1886, Байройт, Германия) композитор, пианист, педагог, дирижёр, публицист, один из крупнейших представителей… … Википедия

Ференц Лист Перенц (Франц) Лист (венг. Liszt Ferenc, нем. Franz Liszt; 22 октября 1811, Доборьян (Райдинг), Австрийская империя 31 июля 1886, Байройт, Германия) композитор, пианист, педагог, дирижёр, публицист, один из крупнейших представителей… … Википедия

Книги

  • Духовное завещание , Гоголь Николай Васильевич. Николай Васильевич Гоголь (1809-1852) грандиозностью своего таланта зачаровывал и продолжает зачаровывать миллионы читателей. Творческий путь Гоголя - это путь постижения русской жизни,…
  • Духовное завещание , Гоголь Николай Васильевич. Николай Васильевич Гоголь (1809–1852) грандиозностью своего таланта зачаровывал и продолжает зачаровывать миллионы читателей. Творческий путь Гоголя - это путь постижения русской жизни,…

Вся жизнь Огюста Родена это борьба за право жить и творить в своем стиле, разрушая каноны. Долгие годы он был непризнанным гением, вынужденным зарабатывать кусок хлеба, делая безвкусные декоративные статуэтки для богатых особняков. Его первая серьезная работа «Человек со сломанным носом» с треском провалилась, зато сейчас его скульптуры хранятся в лучших музеях мира.

«Мыслитель»

Это самая известная скульптура мастера. Здесь, как и в многих работах Родена, сказались его увлечение Данте и «Божественной комедией», а также традициями Микеланджело. Над «Мыслителем» Роден трудился два года – с 1880 по 1882-й. Оригинал скульптуры экспонируется в музее Родена в Париже . По первоначальному замыслу автора скульптура называлась «Поэт» и была частью композиции «Врата ада».

Со временем замысел Родена усложнился, образ Данте сменился универсальным образом творца. Роден наделил своего героя физической мощью, однако исполнил его подчёркнуто аллегоричным, не имеющим реальных прототипов. Позировал Родену один из его любимых натурщиков, француз Жан Бо, с которого он делал многие свои скульптуры. Молодой человек занимался боксом, участвовал в боях в квартале красных фонарей в Париже. У него было идеальное тело и сильная мускулатура. Впервые «Мыслитель» был публично выставлен в 1888 году в Копенгагене . В 1902 году была отлита в бронзе увеличенная до 181 см скульптура, которую в 1904 году Роден выставил в парижском Салоне. В 1906 году бронзовый «Мыслитель» был установлен в Пантеоне. При этом Роден, выступавший на открытии, заявил, что «Мыслитель» является памятником французским рабочим. В 1922 году эту бронзу перенесли в музей Родена в Отель Бирон . Кстати, существует более 20 бронзовых и гипсовых копий статуи в разных городах, разбросанных по всему миру. В частности, бронзовая копия скульптуры установлена на могиле скульптора в Мёдоне, пригороде Парижа. Другие копии «Мыслителя» установлены у ворот филадельфийского музея Родена и у ворот Колумбийского университета.

«Бронзовый век»

В 1876 году Роден предпринимает путешествие в Италию , где посетил Геную , Флоренцию , Рим , Неаполь и Венецию . Он хотел познакомиться с искусством Возрождения, с великими скульпторами прошлого - Микеланджело и Донателло. Это путешествие заронило любовь к готической архитектуре, сохранявшуюся у Родена всю жизнь. По возвращении из Италии Роден около 18 месяцев работал над скульптурой, которая сейчас известна как «Бронзовый век». Для неё он использовал непрофессионального натурщика - бельгийского солдата, который произвёл впечатление на скульптора своей развитой мускулатурой.


Скульптура создавалась под явным влиянием «Умирающего раба» Микеланджело. Сначала это была гипсовая скульптура «Побеждённый» с копьём в левой руке, как памятник мужеству французских солдат. Но потом Роден изменил «смысл» своей работы таким образом, чтобы в ней увидели пробуждение, а не страдание человека. Он убрал копьё и дал скульптуре название «Бронзовый век» (среди других названий, которые рассматривал Роден, были «Пробуждение весны» и «Доисторический человек»). Однако мастерство Родена в изображении обнажённой натуры вызвало обвинения в том, что он выдал за скульптуру слепок с тела натурщика. Роден получил поддержку многих деятелей искусства и был оправдан. В 1880 году эта же скульптура, отлитая в бронзе, была выставлена в Салоне ещё раз.

«Граждане Кале»

Эту свою работу Роден посвятил известному эпизоду Столетней войны. В 1346 году Эдуард III подступил к ключевой французской крепости Кале , осада продолжалась почти год. Попытки французов прорвать блокаду провалились. Наконец, когда голод принудил горожан к началу переговоров о сдаче, английский король потребовал выдать ему шесть наиболее знатных граждан, намереваясь предать их казни. Первым вызвался отдать свою жизнь ради спасения города один из главных богачей, Юсташ де Сен-Пьер. Его примеру последовали и другие. Но королева Филиппа исполнилась жалостью к этим исхудавшим людям, и во имя своего не рождённого ребёнка вымолила перед супругом для них прощение.


Идея увековечить память выдающихся земляков обсуждалась в Кале давно. За работу взялся Роден. Над группой из шести фигур он трудился с 1884 по 1888 годы. Заказчики посчитали работу спорной, они ожидали скульптуру в виде одной фигуры, символизировавшей Юсташа де Сен-Пьера. До Родена памятники с постамента господствовали над зрителями. Роден же настоял на отказе от постамента, дабы фигуры находились на одном уровне со зрителями (хотя они выполнены несколько больше человеческого роста). Однако в 1889 году его встретили всеобщим восхищением. Причем городские власти все же установили постамент, волю скульптора, чтобы фигуры были примерно одного роста с людьми, исполнили только после его смерти.

«Поцелуй»

Эта мраморная скульптура, созданная и представленная в 1889 году на Всемирной выставке в Париже. Так же как и «Мыслитель» изображённая обнимающаяся пара должна была стать частью рельефной группы, украшающей «Врата Ада». Позднее ее оттуда убрали и заменили другой парой любовников. Роден называл ее «Франческа да Римини », в честь изображённой на ней знатной итальянской дамы 13-го века. Она полюбила младшего брата своего мужа Джованни Малатеста, Паоло.

За чтением истории Ланселота и Гвиневры их обнаружил и убил супруг. На скульптуре можно видеть, как Паоло держит в руке книгу. Любовники на самом деле не касаются друг друга губами, как бы намекая на то, что они были убиты, не совершив греха. Переименование скульптуры в более отвлечённое – Поцелуй, сделали критики, увидевшие её в 1887 году. При этом в своих женских персонажах Роден отдаёт дань уважения женщинам, они у него не просто находятся во власти мужчин, но и равноправные партнёры в охватившей обоих страсти. Очевидный эротизм скульптуры вызвал множество дискуссий. Бронзовая копия Поцелуя (74 см высотой) была послана на Всемирную выставку 1893 года в Чикаго . Копию сочли неприемлемой для всеобщего обозрения и переместили в отдельную маленькую комнату, с доступом по личному заявлению.

В 1888 французское правительство заказало Родену первый полномасштабный мраморный вариант «Поцелуя» для Всемирной выставки, но выставлена на публичное обозрение она была лишь в 1898 году на Парижском салоне. Скульптура снискала такую популярность, что компания Барбединни предложила Родену контракт на ограниченное количество уменьшенных бронзовых копий. В 1900 году статуя переехала в Музей в Люксембургском саду, а в 1918 году была размещена в Музее Родена, где пребывает и поныне.

«Мыслитель» Огюста Родена
Уже более века зрители восхищаются шедеврами Огюста Родена. Этот французский скульптор стал новатором в своем деле. Талант мастера был настолько велик, что его даже обвиняли в изготовлении гипсовых слепков прямо с лиц натурщиков. Венцом творения Родена называют скульптуру «Мыслитель». О некоторых малоизвестных фактах ее создания и пойдет речь в этом обзоре.

Первоначально «Мыслитель» задумывался как часть «Врат Ада».
Изначально скульптура в виде сидящего сгорбившегося человека должна была стать центральной фигурой в работе Родена «Врата Ада». По размерам она планировалась гораздо скромнее, нежели «Мыслитель», который находится в Парижском музее Родена.

«Врата Ада», отлитые уже после смерти скульптора.
Когда в Париже в 1880 году было принято решение построить Музей декоративного искусства, Огюсту Родену сделали заказ создать массивные двери из бронзы для него. Скульптор решил выполнить барельефы на них по мотивам «Божественной комедии» Данте. Однако за 37 лет работы ни заказ, ни сам музей до конца так и не были завершены. «Врата Ада» отлили в бронзу только после смерти Родена.

Огюст Роден - великий французский скульптор.
Новаторство Родена состояло в том, что он сумел передать состояние и настроение только лишь с помощью позы. В качестве модели скульптор пригласил француза Жана Бо – мускулистого боксера, выступавшего в квартале Красных фонарей. Кстати, мужчина несколько раз позировал мастеру и для других работ.

«Мыслитель» Микеланджело. Статуя Лоренцо Медичи (1526-1531 гг).
Первоначально Роден назвал свою скульптуру «Поэт». Это название подтверждает теорию о том, что статуя была задумана как изображение Данте Алигьери. Но, возможно из-за того, что высокий и худой Данте в 19 веке уж никак не ассоциировался с мускулистой скульптурой, многие видели в ней аллегорический смысл. Во всяком случае, название «Мыслитель» связывают с литейщиками, которые так назвали статую, потому что посчитали ее похожей на скульптуру Микеланджело с таким же названием.


«Три тени» Огюста Родена.
«Мыслитель» явился не единственной самостоятельной скульптурой из «Врат Ада». Роден представлял публике «Поцелуй» (1886), «Ева» (1883), «Уголино» (1882), «Три тени» и другие работы из этой серии.


«Мыслитель» - статуя, установленная в музее Родена в Париже.
После того, как «Мыслитель» приобрел огромную популярность, Огюст Роден отлил из бронзы 10 копий этой статуи. А после смерти скульптора в 1917 году права на отливку были переданы народу Франции, и эта цифра возросла до 20 копий. На сегодняшний день «Мыслители» в гипсе или бронзе представлены в галереях Мельбурна, Женевы, Вашингтона, Парижа.

Скульптура «Мыслитель» Родена является одной из самых узнаваемых в мире, причем не только в среде ценителей искусства, но и среди людей, далеких от него. Гениальный мастер исключительно с помощью позы смог передать настроение и состояние своего персонажа. Сейчас скульптуру можно увидеть не только в Париже, ее многочисленные копии выставлены в главных музеях мира.

Об авторе

Французский мастер Франсуа Огюст Рене Роден является одним из основоположников современной скульптуры. Он появился на свет в Париже 12 ноября 1840 года. После окончания учебного заведения École Gratuite de Dessin он неоднократно пытался поступить в Школу изящных искусств. В молодости он зарабатывал на жизнь, выполняя работу декоратора, а большинство известных работ, в том числе и скульптуру «Мыслитель», Роден создал уже в зрелом возрасте.

В 60 лет скульптор стал знаменит, он выполнял заказы самых богатых и знаменитых персон своего времени, среди которых были Бернард Шоу, Жорж Клемансо, химик Марселен Бертло и президент Аргентины. В 1914-1915 гг. он создает бюст папы Римского Бенедикта XV. Высокий заработок позволил Родену организовать свою собственную мастерскую и нанять в качестве ассистентов молодых талантливых скульпторов, в числе которых были Антуан Бурдель, Аристид Майоль.

Роден умер в возрасте 77 лет в 1917 году от воспаления легких на своей вилле в Медоне, оставив по завещанию все свои работы и рукописи государству.

Творческий метод и стиль

Основной мотив, прослеживающийся в творчестве Родена, - это изображение человеческой фигуры в движении. Стремясь передать его, он рассматривал скульптуру не как статичный объект, а как определенный центр движущихся масс. Академическая традиция данного вида искусства диктовала определенные правила, в частности о том, что голова фигуры должна быть расположена либо прямо, либо выравниваться по линии опорной ноги. Одним из первых, кто нарушил эту догму, был Огюст Роден. «Мыслитель» со своей уникальной композицией и техникой является лучшим доказательством новаторства его автора.

Роден не пользовался услугами профессиональных натурщиков. Он нанимал обычных людей, причем зачастую для отработки определенного движения они просто ходили перед скульптором в обнаженном виде, а он в это время делал наброски из глины и рисовал их.

Вторая главная особенность роденовской скульптуры - это ее эмоциональность. Все его персонажи охвачены чувствами (горе, отчаяние, боль, любовь), и он добивался максимальной убедительности при отображении этих состояний. Роден говорил о том, что его «Мыслитель» думает не только мозгом, о чем свидетельствуют нахмуренные брови, сжатые губы и расширяющиеся ноздри, но и всем телом, каждым мускулом спины и ног, рук.

Композиция «Врата ада»

В тот момент, когда создавался «Мыслитель», Роден был еще малоизвестен. В 1885 году к нему поступил заказ от правительства на создание ворот для государственного музея в Париже. К работе мастер приступил только спустя три года и так ее и не закончил. Скульптура была отлита уже после его смерти. «Врата ада» - это произведение всей его жизни, ныне занимающее заслуженное место в музее, посвященном скульптору.

Для нас она интересна тем, что если вы обратите внимание на верхнюю часть ворот (на фото выше), то увидите знакомую фигуру мыслителя в центре композиции. Нестандартная и оригинальная задумка мастера стала результатом истинного восхищения «Божественной комедией» Данте. В композиции ворот насчитывается 108 фигур, большинство из них - это варианты пороков человека, которые неминуемо предстанут перед ним, когда откроются двери в загробную жизнь. Статуя «Мыслителя» Родена, по сути, является увеличенной копией фигуры на воротах. Автор придал ей черты внешнего сходства с Данте, именно поэтому изначально скульптура называлась «Поэт». Однако впоследствии она обрела универсальный образ творца. По словам самого Родена, его мыслитель задается вечными вопросами: «Кто я?», «Откуда я пришел и куда иду?», «Какова моя цель?».

Описание скульптуры

Первоначально автором была создана небольшая скульптура, имевшая высоту около 76 см. Она предназначалась для экспозиции в музее «Врата ада». Работа над ней длилась два года (1880-1882 гг.), и только в 1902 г. была создана статуя в полный человеческий рост.

Невероятная реалистичность - это то, чем в первую очередь впечатляется зрителя «Мыслитель». Роден создал его из бронзы в натуральную величину. Скульптура размещена на каменном постаменте и представляет собой обнаженную мужскую фигуру. Являясь поклонником творчества Микеланджело, автор выполнил свою работу в лучших традициях стиля знаменитого итальянца. Размер статуи в высоту составляет около 181 см. Обнаженный мужчина сидит на скале, опершись локтем о колено. Вся его фигура отражает глубокую задумчивость.

Где можно увидеть скульптуру?

Впервые публике «Мыслителя» представили в 1888 г. в Копенгагене. Увеличенную в полный рост копию Роден выставил в салоне в Париже в 1904 г. Спустя два года бронзовую скульптуру установили в Пантеоне. Как заявил на открытии Роден, «Мыслитель» (фото можно увидеть в статье) - это памятник французским рабочим, что не совсем увязывается с изначальной идеей работы. После смерти автора скульптура в 1922 году была перенесена в музей его имени в Отеле Бирон, где находится и поныне.

Копии «Мыслителя»

Коренастая фигура мыслителя для современников являлась олицетворением титанической мощи и сильного душевного напряжения. В дальнейшем именно ее стали использовать в качестве символа философии. После презентации широкой публике скульптура пришлась по душе всем, кто ее видел. Еще при жизни автора с его позволения было отлито 10 бронзовых копий, которые разъехались не только по Франции, но и по всей Европе. Сейчас существует 20 официальных копий, которые представлены в различных уголках мира. В том числе скульптуры в Копенгагене, у ворот музея Родена в Филадельфии, перед зданием департамента философии Колумбийского университета, в галерее Мельбурна, Женевы и др. По просьбе самого Родена, уменьшенная копия «Мыслителя» установлена на его могиле в Медоне.

Модель для скульптуры

Вершиной творчества французского скульптора принято считать именно скульптуру «Мыслитель». Роден с блестящим мастерством передал не только внутренние терзания персонажа, но и красоту атлетически сложенного тела. Не нужно быть большим знатоком анатомии, чтобы понять, что пластика мышц и пропорции просто идеальны. В качестве модели Роден пригласил малоизвестного французского боксера Жана Бо, который зарабатывал себе на жизнь в основном выступлениями в квартале "красных фонарей" в Париже. Именно с него скульптор создавал героя, наделенного физической мощью. Впрочем, Жан Бо, фото которого вы видите выше, позировал не только для данной работы, но и для некоторых других.