Необходимость искусства во время войны аргументы. Роль искусства в годы великой отечественной войны


Вступление

В годы Великой Отечественной войны наш народ встал на защиту Отечества. Деятели искусства тоже не остались в стороне. Песни, танцы, басни, искрометные шутки, стихи у солдат «пользовались привилегией» во время передышки перед боями. Полифония жизни искусства нужна была на войне как воздух, как вода, как пища.

В чем же состояла роль искусства в годы суровых испытаний? Эту проблему поднимает в данном тексте Ю.Ю.

Яковлев. Сражаться с врагом, вооруженным до зубов, было очень трудно. Часто не только приказ командира, но и любимая мелодия, яркое стихотворение, лирическая песня поднимали дух солдат, укрепляли веру в победу над фашизмом.

«Люди устали. Им нужен отдых…», а второй герой отрицает эту роль, говоря о том, что война не место для этого.

Ваша позиция по проблеме

Я хорошо понимаю позицию писателя, полностью разделяют его мнение и считаю, что значение искусства на войне очень велико, оно поднимает дух народа и заставляет солдат идти снова и снова на защиту родной земли. Танцы помогают войнам жить дальше и забыть, хоть на минуту, те страшные, кровавые дни войны. Чтобы доказать свою точку зрения, попробую аргументировать эту проблему.

Аргументы из литературы

С болью вспоминаю строки из стихотворения «Священная война». Мы слышим их буквально каждый год, но сердце замирает снова и снова. Лебедев-Кумач совместил в одном произведении силу нашего народа, подвиг, могущество, мужество солдат и жертвенность. Эти слова не раз помогали солдатам в бою, кто-то вспоминал родной дом, избушку из дубового сруба, кто-то знал, что пройдет муки войны, а кому-то автор помог найти смысл, ради которого стоило жить:

Вставай, страна огромная,

Вставай на смертный бой

С фашистской силой тёмною,

С проклятою ордой!..

Не могу не вспомнить повесть Бориса Васильева «А зори здесь тихие» и Соню, которая, сидя в окопе, вслух читала Блока. Даже под гнетом войны значимость искусства не исчезала, а только наоборот возрастала, значит и трепет к стихам был особый, к ним относились с особой душевной заботой:"...боец Гурвич читала за своим камнем книжку. Бубнила нараспев, точно молитву, и Федот Евграфыч послушал, прежде чем подойти:

Рождённые в года глухие

Пути не помнят своего.

Мы - дети страшных лет России -

Забыть не в силах ничего.»

Заключение

Таким образом, искусство на войне играет особую роль, ведь оно поднимает народный дух, помогает людям обрести смысл, волю к победе, вселяют в нас силу. Они и по сей день живут в наших сердцах, а это значит, что их моральную роль нельзя не переоценить.

Обновлено: 2016-11-20

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

  • Музыка может помочь человеку почувствовать красоту, вновь пережить моменты прошлого
  • Сила искусства способна перевернуть жизнь человека
  • Картины по-настоящему талантливого художника отражают не только внешний облик, но и душу человека
  • В тяжелых ситуациях музыка воодушевляет человека, дает ему жизненных сил
  • Музыка способна передать людям мысли, которые невозможно выразить словами
  • К сожалению, искусство может подтолкнуть человека к духовной деградации

Аргументы

Л.Н. Толстой “Война и мир”. Николай Ростов, проигравший в карты огромную для его семьи сумму денег, пребывает в удрученном, подавленном состоянии. Он не знает, как поступить, как признаться во всем родителям. Уже дома он слышит прекрасное пение Наташи Ростовой. Эмоции, вызванные музыкой и пением сестры, переполняют душу героя. Николай Ростов осознает, что в жизни нет ничего более важного, чем все это. Сила искусства помогает ему побороть страх и признаться во всем отцу.

Л.Н. Толстой “Альберт”. В произведении мы узнаем историю о бедном скрипаче, обладающем выдающимся талантом. Оказавшись на балу, молодой человек начинает играть. Своей музыкой он настолько трогает сердца людей, что тут же перестает казаться им нищим и уродливым. Слушатели будто вновь переживают лучшие моменты своей жизни, возвращаются к тому, что утрачено безвозвратно. Музыка настолько сильно влияет на Делесова, что по щеках мужчины начинают течь слезы: благодаря музыке он переносится в свою молодость, вспоминает первый поцелуй.

К.Г. Паустовский “Старый повар”. Перед смертью слепой старый повар просит свою дочь Марию выйти на улицу и позвать любого человека, чтобы он исповедал умирающего. Мария делает это: на улице она видит незнакомца и передает просьбу отца. Старый повар признается молодому человеку, что в жизни совершил только один грех: из сервиза графини Тун украл золотое блюдце, чтобы помочь больной жене Марте. Желание умирающего было простым: снова увидеть жену такой, какая она была в молодости. Незнакомец начинает играть на клавесине. Сила музыки оказывает на старика такое сильное влияние, что он видит моменты из прошлого как наяву. Молодой человек, подаривший ему эти минуты, оказывается Вольфгангом Амадеем Моцартом, великим музыкантом.

К.Г. Паустовский “Корзина с еловыми шишками”. В лесах Бергена великий композитор Эдвард Григ встречает Дагни Педерсен, дочь местного лесника. Общение с девочкой побуждает композитора написать для Дагни музыку. Зная, что ребенок не может оценить всю прелесть классических произведений, Эдвард Григ обещает сделать подарок для Дагни через десять лет, когда ей исполнится восемнадцать. Композитор верен своему слову: через десять лет Дагни Педерсен неожиданно для себя слышит посвященное ей музыкальное произведение. Музыка вызывает бурю эмоций: она видит свой лес, слышит шум моря, пастуший рожок, свист птиц. Дагни плачет слезами благодарности. Эдвард Григ открыл для нее то прекрасное, чем на самом деле должен жить человек.

Н.В. Гоголь “Портрет”. Молодой художник Чартков совершенно случайно на последние деньги приобретает загадочный портрет. Главная особенность этого портрета – невероятно выразительные глаза, кажущиеся живыми. Необычная картина не дает покоя всем, кто ее видит: каждому кажется, что глаза следят за ним. Позже оказывается, что портрет написал очень талантливый художник по просьбе ростовщика, история жизни которого поражает своей таинственностью. Он вложил все усилия, чтобы передать эти глаза, но потом понял, что это глаза самого дьявола.

О. Уайльд “Портрет Дориана Грея”. Написанный Бэзилом Холлуордом портрет молодого красавца Дориана Грея – лучшее произведение художника. Сам молодой человек восхищен своей красотой. Лорд Генри Уоттон говорит ему, что это не вечно, потому что все люди стареют. В чувствах юноша желает, чтобы вместо него старел этот самый портрет. Позже становится понятно, что желание сбывается: любой поступок, совершенный Дорианом Греем, отражается на его портрете, а сам он остается прежним. Молодой человек начинает совершать бесчеловечные, безнравственные поступки, и это никак на нем не отражается. Дориан Грей совсем не меняется: к сорока годам он выглядит так же, как и в юности. Мы видим, что великолепная картина вместо благотворного влияния разрушает личность.

А.Т. Твардовский “Василий Теркин”. Музыка способна согреть душу человека даже в тяжелое военное время. Василий Теркин, герой произведения, играет на гармони убитого командира. От музыки людям становится теплее, они идут на музыку как на огонь, пускаются в пляс. Это позволяет им хоть на какое-то время забыть о невзгодах, трудностях, несчастьях. Товарищи убитого командира отдают гармонь Теркину, чтобы он и в дальнейшем веселил свою пехоту.

В. Короленко “Слепой музыкант”. Для героя произведения, музыканта Петруся, музыка стала истинным смыслом жизни. Слепой от рождения, он был очень чувствителен к звукам. Когда Петрусь был ребенком, его привлекла мелодия дудки. Мальчик начал тянуться к музыке и в дальнейшем стал пианистом. Скоро он прославился, о его таланте много говорили.

А.П. Чехов “Скрипка Ротшильда”. Люди старались избегать Якова Матвеевича, мрачного и грубого человека. Но случайно найденная мелодия затронула его душу: Якову Матвеевичу впервые стало совестно за то, что он обижал людей. Герой наконец-то понял, что без злобы и ненависти окружающий мир был бы просто прекрасен.

Роль искусства в годы Великой Отечественной войны

Прошло уже 66 лет, как отгремели залпы Великой Отечественной войны, а она продолжает жить в памяти народной, в сердцах миллионов людей, в искусстве и песенном творчестве.

Гудят колокола памяти. Гудят они над тихими полями Белоруссии, над Хатынью и Брестом, Бабьим Яром и Киевом, над малыми поселками и большими городами – всюду, где ступал кованый сапог фашиста. И в этом гуле слышится нам реквием и гимн. Реквием тысячам убитых, замученных, сожженных заживо, и гимн в честь устоявших, выживших в страшных условиях войны и победивших. И огромная роль в этой победе по праву принадлежит советской культуре. Деятели литературы и искусства почувствовали себя мобилизованными и призванными своим искусством служить народу с первых же дней войны. Искусство укрепляло и закаляло дух народа, вдохновляло его на подвиги, поддерживало в нем уверенность в победе, оно само было сражающимся. Тысячи деятелей культуры встали в строй и с оружием в руках защищали независимость Родины.

Литература Великой Отечественной войны начала складываться сразу после 22 июня 1941 года. Поэтому главной задачей литературы стало помочь партии организовать, направить, сделать целеустремленным и неотразимым боевой дух народа, укрепить его веру в свои силы, готовность сражаться за свое Отечество. В первые дни войны на фронт в качестве бойцов и командиров, политработников и корреспондентов ушло около тысячи литераторов. Публицистичен по своей направленности и знаменитый рассказ М. Шолохова “Наука ненависти” о лейтенанте Герасимове. Две силы показывает писатель, которые помогают Герасимову преодолеть страшные испытания – ненависть к захватчикам и отчетливое понимание гуманистических идеалов советского народа. Послушайте отрывок из этого рассказа…”

“…И воевать научились по-настоящему, и ненавидеть, и любить. На таком оселке, как война, все чувства отлично оттачиваются. Казалось бы, любовь и ненависть никак нельзя поставить рядышком; знаете, как это говорится: “В одну телегу впрячь не можно коня и трепетную лань”, - а вот у нас они впряжены и здорово тянут! Тяжко я ненавижу фашистов за все, что они причинили моей Родине и мне лично, и в то же время всем сердцем люблю свой народ и не хочу, чтобы ему пришлось страдать под фашистским игом. Вот это-то и заставляет меня, да и всех нас, драться с таким ожесточением, именно эти два чувства, воплощенные в действие, и приведут к нам победу. И если любовь к Родине хранится у нас в сердцах и будет храниться до тех пор, пока эти сердца бьются, что ненависть к врагу всегда мы носим на кончиках штыков. Извините, если это замысловато сказано, но так думаю, - закончил лейтенант Герасимов и впервые за время нашего знакомства улыбнулся простой и милой, ребяческой улыбкой.”

В первый же день войны писатели и поэты Москвы собрались на митинг. Александр Фадеев сказал: “Многие из нас будут сражаться с оружием в руках, многие будут сражаться пером” . Поэзия надела военную шинель и шагнула в бой. Уже на третий день войны по всей стране, как призыв, зазвучала песня “Священная война” на стихи Лебедева-Кумача.

“В этот же день она прозвучала по радио в исполнении знаменитого актера Малого театра Александра Остужева. Опубликованные одновременно в “Красной звезде” и “Известиях”, стихи буквально потрясли всех, ошеломили своей гневной силой и удивительной способностью выразить то, что кипело на душе у каждого. В сердце ударила строка, вынесенная в заголовок стихотворения, “Священная война”. Да, именно священная! Под таким же сильным впечатлением создал музыку к этой песне руководитель ансамбля красноармейской песни и пляски А.В. Александров, почти также стремительно, буквально озаренный моментально зазвучавшей в нем музыкальной темой. 27 июня красноармейцы впервые спели “Священную войну” на Белорусском вокзале бойцам, отправляющимся на фронт. И те, кто слушал, уходя на фронт, провожая близких и друзей, и те, кто исполнял, не могли сдержать слезы. Поэт назвал свою песню “взволнованной речью”, и эта речь отозвалась в сердцах миллионов соотечественников как гимн, как набат. Песня стала моментом истории, встала вместе с солдатами в строй, сама стала.

Сообщение.

“В годы войны массовая песня – самый распространенный жанр советской музыки. Она одной из первых отразила события войны и стала ее музыкальной летописью. 4 года войны стали знаменательным периодом, утвердившим новый песенный стиль, характеризующийся взаимопроникновением лирики и героики. Песня была могучим духовным оружием на фронте и в тылу. Темы, образы и содержание песен воплотили борьбу советского народа против немецко-фашистских захватчиков, эмоциональную атмосферу военного времени. Было написано, исполнено, прочувствованно и принято множество песен: “Заветный камень” Мокроусова и Жарова, “Вечер на рейде” Соловьева-Седова и Чуркина, “В землянке” Листова и Суркова и другие. Их пели в тылу и на фронте, на поле боя и в короткие минуты отдыха, в землянках и партизанских отрядах. Они звучали в исполнении концертных бригад и отдельных певцов. Выдающимися исполнителями были: Лидия Русланова, Леонид Утесов, Клавдия Шульженко…”

И у каждой из песен была своя судьба

Сообщения учащихся

Почему важное значение в поднятии боевого духа имела именно музыка?

Какие песни времён ВОВ вы знаете?

Учащиеся слушают песни и рассказывают историю их создания.

  1. 1.«Священная войная»
  2. 2.«Тёмная ночь»
  3. 3.«В землянке»
  4. 4.7-я симфония Д. Шостаковича
  5. 5.«Шумел сурово Брянский лес»

Пётр Гринёв, спасённый от виселицы усилиями Савельича и милосердием Пугачёва, является по требованию вождя восстания в место заседания мятежного совета. Повстанцы спорят, принимают решения, а в довершении поют песню о виселице. Петруша был потрясён этим пением. Люди, обречённые на смерть пели о виселице, как-то восторженно и тревожно одновременно. «Их грозные лица, стройные голоса, унылое выражение, которое придавали они словам и без того выразительным, - все потрясало меня каким-то пиитическим ужасом». Подобное пение подвигает Гринёва говорить с Пугачёвым открыто, принимая свою судьбу без компромиссов.

2. Л.Н. Толстой «Война и мир»

Замечательна в этом смысле сцена, когда Наташа, Николай и Петя Ростовы после охоты заезжают в гости к своему дяде и слушают игру на балалайке кучера Митьки. Звуки незамысловатой, но с переборами и перехватами музыки приводит в восторг Наташу. Да и Николай оценивает игру достаточно высоко, но стесняется в этом признаться. А Наташа, с присущей только её эмоциональностью говорит: «Как отлично?.. Не отлично, а это прелесть, что такое!.». Когда музыка замолкает она требует, чтобы Митька заиграл снова. Под воздействием порыва она пускается в пляс под аккомпанемент уже дядюшки, который захотел перехватить эстафету у своего кучера. В этой пляске проявляется вся глубинная сущность главной героини: её любовь к народу, к национальному творчеству, к родной культуре.

3. Л.Н. Толстой «Война и мир»

Николай Ростов, проиграв деньги Долохову, находится на грани самоубийства, он малодушно подумывает пустить себе «пулю в лоб». В этот момент он ненавидит всех родных, которые, по его мнению, веселятся непонятно почему. И вдруг Наташа начинает петь. В душе Николая рождается целая буря эмоций: «Всё это, и несчастье, и деньги, и Долохов, и злоба, и честь – всё это вздор… а вот оно настоящее… Hy, Наташа, ну, голубчик! ну матушка!…» – радуется он взятой высокой ноте, которую поёт вместе с сестрой. Всё лучшее тронулось в сердце младшего Ростова. И он понял, что жизнь не кончена, что есть другие ценности, более высокие, чем какой-то проигрыш. Так музыка помогла Николаю обрести потерянный смысл жизни.

4. И.А. Гончаров «Обломов»

Илья Ильич Обломов очень любил арию Casta diva из оперы Беллини «Норма». Восторгаясь музыкой, он говорит: «Как выплакивает сердце эта женщина!» Штольц, желая расшевелить своего друга, знакомит его с Ольгой Ильинской, которая, по его мнению, прекрасно исполняет эту арию. Услышав пение Ольги, Обломов смог вымолвить лишь «Ах!» Его восторг стал основой будущей любви, которая, на самом деле, вернула его к жизни на некоторое время.

5. А.П. Чехов «Ионыч»

Дмитрий Ионович Старцев, впервые оказавшись в доме Туркиных, сидя в уютном мягком кресле, слушает роман хозяйки дома. Роман отдаёт пошлостью и примитивизмом, это очень хорошо чувствует молодой врач, знающий и поющий замечательные романсы на стихи А.Дельвига и А.С.Пушкина. В момент, когда Вера Иосифовна закончила чтение романа, все молчали минут пять и слушали «Лучинушку», «которую пел хор, и эта песня передавала то, чего не было в романе и что бывает в жизни». Эта мелодия, лишний раз напомнила всем слушателям о том, что является истинным искусством, но все-таки гости высказывали своё одобрение чтиву хозяйки дома, видимо, желая отведать бесплатный ужин. В это малодушное восхваление был вовлечён и молодой доктор, что и стало началом его деградации. Так, предав истину, которую проповедует музыка, можно предать и самого себя.

Во все времена искусство оказывало огромное влияние на человека. Особенно остро это ощущалось на войне. Вот и автор текста, Виктор Некрасов, поднимает проблему влияния на человека произведений искусства.

Следует отметить, что оно актуальна во все времена. Виктор Некрасов считает, что произведения живописи на военную тематику могут быть страшно пленительными. Их можно рассматривать бесконечно. Он приходит к выводу, что ничего более страшного и величественного

в картинах, изображающих войну быть не может.

Позиция автора понятно мне. Находясь в Сталинграде, Виктор Некрасов понимает, что та Картина из детства меркнет по сравнению с реальными картинами войны. В финале текста звучат пронзительные строки о том, что невозможно передать тех ощущений, которые автор испытывает в горящем Сталинграде.

Трудно не согласиться с позицией Некрасова. Я считаю, что на войне обостряются все чувства и ощущения. Позицию автора могу подтвердить рядом примеров.

Побывав в Третьяковской галерее, я обратил внимание на картину художника В. Верещагина “Апофеоз войны”. В ней художник

показал свое видение войны, ее страшный финал.

А вот еще один пример из литературы. В самом начале войны были написаны стихи, которые вдохновляли бойцов, помогали им претерпевать трудности войны. Одно из таких стихотворений – “Жди меня” Константина Симонова. Оно давало надежду и веру.

Итак, произведения живописи во все времена оказывали влияние на человека. Но во время войны эти ощущения менялись, так как суровая реальность накладывала свой отпечаток.


(Пока оценок нет)

Другие работы по этой теме:

  1. Человек на войне и искусство Человек во все времена не мыслил своей жизни без искус­ства. Проблема текста может быть представлена следующим об­разом. Искусство особенно нужно...
  2. Совместимы ли война и культура – вот вопрос, над которым размышляет автор. Эта социальная проблема относится к категории вечных. С древних времен существует крылатое поэтическое...
  3. Пожалуй, еще не одно поколение России будет обращаться к теме Великой Отечественной войны. По-своему трактует её известный писатель и публицист, редактор “Литературной газеты” Юрий Поляков....
  4. Может ли художник изобразить реальные ощущения человека, оказавшегося на войне? Над этой проблемой размышляет В. Некрасов. Стараясь привлечь читателя к раздумьям над этим вопросом, автор...
  5. В данном тексте В. Астафьев поднимает важную нравственную проблему, проблему памяти о войне. Писатель рассказывает о том, с каким трепетом и осторожностью его друг и...
  6. Основной темой советской литературы в послевоенные годы бы­ло осмысление подвига народа в борьбе с фашистскими оккупанта­ми. Писатели-фронтовики не могли не поделиться своими воспо­минаниями о трагических...
  7. Война – одно из страшных событий в истории человечества. Она несет горе и страдания, разлуку и смерть. Вот о такой войне пишет Алексей Толстой, поднимая...
  8. Подготовка к ЕГЭ: Сочинение о Великой Отечественной Войне, годы Великой Отечественной Войны, рассуждение о войне О Великой Отечественной Войне сказано многое. Я же хочу сказать,...