Образ человека в искусстве разных народов. Образ человека возрождения в изобразительном искусстве

Конспект урока

Носова Ирина Валерьевна

Предмет ИЗО Класс 6

Тема урока « Образ человека –главная тема искусства.. Изучение нового материала .

Характеристика класса:

В классе16 учащихся: 6 мальчиков и 10 девочек.

Коллектив сплочён, отношения между мальчиками и девочками –дружеские. Класс работоспособен. Учащиеся владеют навыками самостоятельного умственного труда. .

Средства, обеспечивающий учебный процесс на уроке: мультимедийная презентация, учебники, альбом, кисти, краски, карандаши, репродукции картин с изображением порт­ретов разных эпох; репродукции картины Леонардо да Винчи «Джоконда».

Цель урока: познакомить с изображением человека в искусстве разных эпох, с историей возникновения портрета.

Задачи урока:

Развивать пони­мание того, что в портретном изображении должен выражаться характер человека, его внутренний мир;

Развивать память, внимание и абстрактное мышление;

Формировать умение нахо­дить красоту, гармонию, прекрасное во внутреннем и внешнем об­лике человека;

Активизировать познавательный интерес к окружающему миру и интерес к процессу обучения.

Ход урока

Организационный момент.

(Приветствие, проверка готовности учеников к уроку.)

1. Приветствие.

У ч и т е ль

Послушайте стихотворение. Подберите к нему за­головок. Мы посмотрим, соответствует ли он тому названию, кото­рое дал ему автор.

Портрет

Любите живопись, поэты!

Лишь ей, единственной, дано

Души изменчивой приметы

Переносить на полотно.

Ты помнишь, как из тьмы былого,

Едва закутана в атлас.

С портрета Рокотова снова

Смотрела Струйская на нас? (слайд3)

Ее глаза - как два тумана,

Полуулыбка, полуплач,

Ее глаза - как два обмана,

Покрытых мглою неудач.

Соединенье двух загадок,

Полувосторг, полуиспуг,

Безумной нежности припадок,

Предвосхищенье смертных мук.

Когда потемки наступают

И приближается гроза,

Со дна души моей мерцают

Ее прекрасные глаза.

Н. Заболоцкий

Назовите тему нашего урока? (Ответы учащихся)

2. Проверка готовности учащихся к уроку.

II . Сообщение темы и цели урока . (слайд4)

1. Чтение и обсуждение текста.

Веками мыслители и художники пытались найти всеобщие критерии красоты и эстетической ценности, но все их поиски были тщетны. Правда, в современном мире эта проблема мало кого занимает. Сегодня на смену непререкаемым авторитетам пришел дух терпимости, и никто больше не пытается свести все многообразие форм к некоему единому идеалу, который искали древние. Многие выдающиеся представители современного искус­ства отказались от идеи «истинного» отображения действительно­сти. Нас все чаще подводят к мысли о том, что красота присутству­ет повсюду. Как это ни парадоксально, прекрасное утверждает свою целостность именно через многообразие и универсальность своих проявлений. Красоту не измерить научными методами, она дана нам в ощущениях. Чувство прекрасного родилось не сегодня, оно вечно будоражило воображение человека.

Сформулируйте главную мысль текста. Во всем ли вы согласны с мнением автора? (Ответы учащихся.)

У ч и т е л ь.

Сегодня мы будем учиться портретному искусству.

Какие бывают портреты, какие бывают лица? Все ли они красивы?

Послушайте, как об этом говорит поэт:

О красоте человеческих лиц

Есть лица, подобные пышным порталам,

Где всюду великое чудится в малом.

Есть лица - подобия жалких лачуг,

Где варится печень и мокнет сычуг.

Иные холодные, мертвые лица

Закрыты решетками, словно темница.

Другие - как башни, в которых давно

Никто не живет и не смотрит в окно.

Но малую хижинку знал я когда-то,

Была неказиста она, небогата.

Зато из окошка ее на меня

Струилось дыханье весеннего дня.

Поистине мир и велик и чудесен!

Есть лица - подобья ликующих песен.

Из этих, как солнце, сияющих нот

Составлена песня небесных высот.

Николай Заболоцкий

(Учитель демонстрирует различные портретные изображе­ния).

(Сл айд 5)

«Образ красоты человека»

С сегодняшнего урока мы начинаем изучать основу изобра­зительной грамоты при рисовании портрета.

III . Основная часть .

Изучение нового материала.

1. Сообщение теоретических сведений.

У ч и т е ль.

Портретный жанр возник раньше других - извест­ны скульптурные египетские портреты многовековой давности.

Портрет - изображение человека или группы людей в произ­ведении живописи или скульптуры. Портрет является одним из ос­новных жанров живописи, скульптуры, графики. (слайд6)

Необходимо требование, предъявляемое ко всякому портрету, ­передача индивидуального сходства. (слайд7) Для этого художник выступа­ет в функции своеобразного рассказчика, тщательно и последова­тельно воспроизводя не только внешний облик портретируемого, 110 и его внутренний мир, сущность его характера посредством вдумчивого психологического анализа изображаемого лица.

Каждый портретируемый несет в себе как субъективно­ авторскую трактовку его личности, так и черты своего времени, социальной среды. Обычно основными средствами передачи ста­новятся деталь, цвет, фон, на котором располагается фигура порт­ретируемого. Однако приемы воспроизведения человека формиро­вались не сразу. История портрета - это практически история жи­вописи, формирование основных принципов изображения, жан­ровых форм, техники и письма, цветового решения

Портрет может быть индивидуальным или изображать одно­временно несколько людей (быть двойным или групповым - вклю­чать не менее трех персонажей).

Специфический вид портрета - автопортрет.

Существует и сатирический портрет, где негативные черты мо­дели обусловливают появление портретной карикатуры -шарада.

2. Рассказ учителя - «Из истории возникновения портрета». (слайд8-9)

У ч и т е ль .

Искусство портрета зародилось несколько тысяче­летий тому назад. Первые портреты был созданы египтянами. Они выполняли религиозно-магическую функцию: душа умершего должна была покинуть тело, а затем вернуться после судилища бо­гов к мумии своего владельца и поселиться в нем навечно. В соз­данных величественных статуях она чувствовала себя спокойно. Необходимо было соблюдать и портретное сходство, чтобы душа могла отыскать то тело, из которого она вылетела.

Конечно, огромные величественные изваяния создавались для увековечивания облика не простых людей, а правителей - фарао­нов, наместников бога на земле. Одним из известных портретов того времени является портрет Нефертити (около 1360 года до на­шей эры). (слайд12)

Традиция возвеличивания выдающихся людей была распро­странена и в Древней Греции, где в период классики создавались идеализированные скульптурные портреты поэтов, философов, общественных деятелей. Авторы стремились подчеркнуть круг за­нятий портретируемого, его общественную функцию, но не забо­тились о сохранении индивидуальных черт изображаемого челове­ка (Гомер как поэт, Перикл как стратег). Портреты с ярко выра­женной индивидуальностью для того времени были скорее исключением, чем правилом (портрет Фемистокла).

Рубеж ХIX-начала ХХ века, на первый взгляд, привел к отказу от создаваемых веками принципов портретной живописи: разруша­лись пропорции модели, вводились геометрические фигуры. Вни­мание сосредоточивалось на раскрытии сложной гаммы человече­ских переживаний, поэтому внешнее подобие оказывалось вторич­ным (творчество импрессионистов, кубистов, авангардистов и т. п.). Среди выдающихся мастеров этого периода - Э. Дега, А. Тулуз­Лотрен, М. Шагал, П. Пикассо. (слайд14-15)

В ХХ веке русский портрет отличается жанровым и стилевым разнообразием. Среди его авторов - живописцы М. Нестеров, И. Бродский и др.

3. Беседа по картине Леонардо да Винчи «Джоконда».

(Слайд17-18)

У ч и т е ль.

Только из всего огромного количества портретов в мире есть один, о котором знает практически каждый человек на земле, но хранящий даже по прошествии многих лет, свою загадку. Как вы думаете, что это за портрет? (Ответы учащихся.)

Джоконда! Это имя стало нарицательным.

Почему этот портрет Леонардо да Винчи до сих пор поражает людей? Почему загадку этой картины пытается разгадать каждый, кто смотрит на портрет, но она так и остается неразгаданной?

В предисловии к изданию «Избранных произведений» Леонар­до да Винчи искусствовед А. М. Эфрос писал, что Джоконда - это менее всего портрет супруги Франческо Дель Жокондо, а изобра­жение какого-то получеловеческого, полуземного существа, не то улыбающегося, но то хмурого. А еще А. М. Эфрос отметил, что Леонардо да Винчи ничего не делал спроста. У каждого его шифра есть ключ и что вот уже пять столетий никто этот ключ не найдет.

Некоторые авторы объясняют такое впечатление от лица Моны Лизы знаменитым леонардовским «сфумато». Крупный ученый, знаток истории и культуры итальянского Возрождения А. К. Джи­вигелов считает, что при помощи «сфумато» можно создать «живое лицо живого человека».

Что же такое «сфумато»?

Это итальянское слово означает: мягкий, неясный, растворяю­щийся, исчезающий. В данном случае это прием светотени, вве­денный в живопись Леонардо.

Но «сфумато» присутствует почти во всех картинах Леонардо да Винчи, да и в картинах других художников и, видимо, этого не­достаточно, чтобы объяснить столь необычное, «то улыбающееся, то хмурое», выражение лица Моны Лизы.

Крупный исследователь творчества Леонардо да Винчи М. А. Гу­ковский писал о Джоконде, что она сама вглядывается в зрителя, а не только зритель в нее, и что зритель чувствует себя неловко и тревожно под этим взглядом и в то же время не в состоянии отвес­ти глаз от замечательного портрета.

Итак, в лице Джоконды не только необычайное выражение, но это выражение все время меняется!

Следовательно, в лице Джоконды - движение. Но ведь всякое движение происходит во времени. А живописная картина статична ­она запечатлела какое-то мгновение!

Незадолго до смерти очень большой и почти парализованный Леонардо да Винчи с мучительными усилиями накладывал все но­вые и новые мазки на свою великую картину, ища, как придать ли­цу Джоконды все новые и новые противоречивые выражения, как достичь изменчивости выражения лица на одном и том же портре­те, то есть изменчивости во времени.

И он нигде не написал про свое последнее открытие - чуда, как не неподвижном лице портрета выражение все время меняется!

Вот так один портрет занимает уже многие и многие годы умы большого числа землян, пытающихся разгадать открытие великого ученого, художника, восхищает, изумляет зрителей, кого-то беспо­коит, тревожит.

А какое чувство вызывает у вас этот портрет? (Ответы уча­щuxся.)

4. Рассмотрение задач, стоящих перед художником при работе над портретом.

У ч и т е ль . Каждый художник-реалист обязательно должен уметь изображать человека в различных положениях, поворотах, движениях. Человек - главный объект интереса и изображения у художников.

В человеке же самое главное, самое выразительное - это его внешний облик и особенно лицо. Поэтому изучение художником человека традиционно начинается с рисования головы.

Конечно, некоторые любители и без всякой подготовки рисуют «портреты» своих знакомых, особенно в профиль. Иной раз полу­чается как будто даже и похоже. Но на самом деле эти рисунки, несмотря не некоторое сходство, остаются плоскими и мертвыми. Чтобы голова на рисунке была живой, чтобы художник мог изобра­зить ее в любом наклоне и повороте, он должен изучить ее анато­мию. Чтобы ясно понимать, чем и как образуется любая форма, он

должен развить свое художническое объемно-пространственное видение и овладеть правильной последовательностью изображения.

Изучение анатомии дает художнику представление о том, что является общим для всякой человеческой головы. Это служит ос­новой, эталоном для сравнения, для выявления того характерного, индивидуального, что выделяет каждую отдельную человеческую голову из миллиона других. А головы, действительно, все очень разные. Тут сказывается и возраст, и пол, и особенности строения черепа.

У ребенка, например, лицевая часть по сравнению со всем че­репом относительно мала, кости черепа слабо развиты, личико пухлое, гладкое, кожа нежна. С годами лицо удлиняется, четко оп­ределяются выступы подбородка, у глазных впадин появляются складки. В старческом возрасте костные выступы еще более выде­ляются. Мышцы становятся дряблыми, кожа морщинистой. Кроме того, у каждого человека уши, нос, глаза, губы имеют свои харак­терные особенности. Это все художник должен подметить. Конеч­но, сходство с оригиналом - первое и необходимое качество порт­рета. Но это, как говорят математики, условие необходимое, но не­достаточное. За внешними чертами человека мы должны угадывать, чувствовать мысли, переживания, внутреннюю жизнь изображенного. Мы должны чувствовать и отношение художника к нему. Только все это сделает изображение портретом, только это заставит нас вглядываться, вдумываться и волноваться, даже когда изображенные люди совершенно нам незнакомы.

Портрет - это художественный образ человека. В нем должна ощущаться конкретная личность с присущими ей, и только ей, осо­бенностями внешности, психологии, нравственного облика.

Портрет должен увековечить в истинном, правдивом, неиска­женном виде облик определенного реального человека. А как этого добиться? Копируя его? Нет, дело не в том, чтобы точно скопиро­вать внешность. Главное - передать сущность портретируемого.

Причем надо передать объект верно, но не «идеально», для чего можно раскрыть лишь определяющие черты оригинала.

Портрет не должен льстить оригиналу, «улучшать» его, а лишь стремиться изобразить его во всем многообразии подлинных черт. Выдающийся художественный критик В. Стасов писал: «Задача портретиста - не красоты и идеальности отыскивать, а представ­лять существующее, жизнь и природу, каковы они ни есть, со всей правдой и глубиной».

Поэтому великие художники в портретных произведениях при всей любви и уважении к тем, кого они изображали, не могли не увековечить их слабости, их отрицательные черты.

Физкультминутка

1.Упражнение для шеи.

Скрестив пальцы кистей, положить их сзади на шею (голову слегка наклонить вперед) и стараться разогнуть голову назад не­большими покачивающимися движениями. Руки, лежащие на шее, должны оказывать некоторое сопротивление. Таких движений сле­дует сделать 15-20, темп средний.

2.Самомассаж области плеч.

Правой ладонью круговыми движениями произвести растира­ние области левого плеча. Аналогичное растирание произвести ле­вой ладонью правого плеча. Вначале движения легкие, поверхно­стные, а затем с некоторым нажимом. Произвести 20 круговых движений на одном плече и столько же на другом.

3.Упражнение для рук.

Качающиеся движения полусогнутыми в локтях руками. Одна рука идет вперед, а другая назад, то есть примерно так же, как при беге. Сделать 20-30 движений, темп средний.

IV. Практическая работа .

Задание : изображение женских и мужских русских народных образов

(индивидуальная работа или создание общего панно), развитие навыков изображения человека. Обратить внимание на то, что фигуры в детских работах должны быть в движении, они не должны напоминать выставку одежд.

При дополнительных возможностях - изготовление кукол по типу народных тряпичных или лепных фигур для уже созданной деревни.

Вариант задания : изображение сцен труда и крестьянской жизни.(слайд19-20)

Во время практической работы учитель делает Целевые обходы:

1) контроль организации рабочего места; 2) контроль правильности выполнения приемов работы; 3) оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения; 4) контроль объема и качества выполненной работы.

V. Заключение

Итог урока.

1. Выставка работ.

2. Заключительное слово. Повторение и закрепление материала.

3. Анализировать урок..

Что мы повторили на уроке?

Чему вы научились сегодня на уроке?

Что было трудным? Что получилось, а что –нет?

Как бы вы оценили свою работу и работу своих одноклассников на уроке?

4.Сообщает оценки за урок.

У ч и т е л ь. В лучших ваших работах вы сумели выразить свое личное отношение к изображенному. Выразительные композиции, оригинальные колористические находки придали неповторимость вашим произведениям.

Домашнее задание : подобрать картинки –иллюстрации с изображением различных образов человека, пытаться описать состояние, внутренний мир, особенности, переживания изображенного

Урок 2. Давно пора

Образ человека - одно из самых противоречивых понятий в истории мировой художественной культуры. На протяжении разных эпох, человек воспринимал себя по-разному. И от этого восприятия менялся и образ его жизни. Сегодня я хочу провести параллель через исторические эпохи и показать, как менялся этот образ.

Эпоха античности.
Эпоха античности считается эпохой просвещенности. Главным в восприятии мира у людей считалась естественность, а человеческое тело служило эталоном в мире искусства. По подобию построения пропорций человеческого тела, люди возводили здания. Бог был человеком, а человек - богом. Богов наделяли людскими страстями и пороками и возводили статуи людям, подобно богам. Человеческое тело было храмом. Скульптор воссоздавал в мраморе каждое движение и каждую складку на одежде. Каждая мышца была на своем месте, создавая впечатление застывшего в камне мгновения, подобно захваченному взглядом горгоны Медузы.

Не только скульптура воспроизводила человеческое тело. Настенные фрески привносили в помещение то, что люди хотели видеть - пейзажи, сцены застолий, танцев, мифологические мотивы, сцены эротического характера. И все было изображено так же - с великой точностью.

В I-III вв нашей эры, после захвата Египта Александром Македонским, в египетском городе Фаюм изготовлялись погребальные портреты отличавшиеся поразительным сходством с жившим человеком и техникой исполнения напоминавшей картины эпохи Возрождения. Снова люди научатся так писать только через тысячу лет.

Эпоха средневековья.
Эпоха средневековья, по разным подсчетам, длилась от восьмисот до тысячи двухсот лет в разных регионах Европы. Это был период смутного времени, включающий в себя множество вех, как в истории, так и в искусстве. Главным для европейского человека стал Бог. Тело же превратилось в рудимент, оковы для бессмертной человеческой души. Ведь душа бессмертна, а что есть тело? Тело конечно, оно постоянно что-то хочет: ему надо есть, спать, ему нужно тепло, ему нужна ласка. Иисус страдал ради нас на кресте, и мы должны страдать, через укрощение своего тела, чтобы очистить душу. Человек зачинается во грехе, рождается во грехе и всю оставшуюся жизнь старается искупить этот грех, чтобы попасть в Небесное Царство.



Как и в Египте - культ жизни после жизни, но, в отличие от Египта, у средневекового человека жизнь должна была начаться только после смерти. А, раз тело - настолько бренно и, по сути, ненужно - нет смысла стараться изобразить его красиво. Сначала художники учились, как разучиться рисовать людей, потом, через века - снова пытались научиться.

Человек был маленьким и ничтожным, но что получило развитие - так это храмовое искусство и архитектура. Смутное время войн сменилось мирным - романский стиль в архитектуре с его толстыми укрепленными стенами и маленькими окошками-бойницами сменился готикой, и она стала первым стилем, объединившим всю Европу. В эпоху готики Церковь больше не являлась оборонительным сооружением, где множество людей находились под защитой Бога (и толстых стен), все больше людей стали посещать храмы, и от архитекторов потребовалось больше внутреннего пространства для вмещения всех прихожан. Это было решено, через распределение веса здания на арочную конструкцию внутри помещения и на аркбутаны и контрфорсы - снаружи. Само название «Готика» пришло от насмешки, что арочная конструкция соборов напоминала по своему виду дома конструируемые племенами готов, связывающих верхушки деревьев для создания куполообразного жилища. Распределение веса здания решило проблему толстых стен и позволило архитекторам проектировать огромные оконные проемы, которые заполнил появившийся в то же время витраж. Обилие декора довершало картину - все, что есть в мире сделано Творцом - значит нет ничего плохого, чтобы использовать это везде. Только представьте: простой человек из деревни приезжает в город в церковь и перед ним встает прекрасное огромное ажурное сооружение. Он входит внутрь и видит лучи переливающегося света от сверкающих оконных проемов, изображающих святых и сцены из Библии. И он понимает, что Бог на самом деле есть.

Эпоха Возрождения.


Вслед за Средневековьем приходит эпоха Возрождения, когда люди стали откапывать античные города, находить античные предметы искусства и понимать, что когда-то было по-другому. Послабление власти церкви приводит к тому, что общество становится более светским. Художники заново учатся писать человека, только для этого им приходится его вскрыть, чтобы узнать, где располагаются мышцы и кости, и как из этого правильно написать силуэт. Они продолжают писать на религиозные темы, но, вместе с этим, люди заказывают им свои портреты в виде святых, что показывает, насколько церковь потеряла свою власть в их умах. Художники экспериментируют с техниками, изобретают новые краски, новые стили. Известно, что Леонардо да Винчи был одним из первых, кто стал писать маслом. Его вклад в полотно Верроккьо «Крещение Христа», коленопреклоненный ангел, получился настолько ярким и живым, что Верроккьо, по легенде, ушел из живописи в скульптуру, сказав, что ученик, в свой первый же раз, превзошел учителя, и ему нечему его научить.

Эпоха Барокко.
Следующая за эпохой Возрождения, но отличная по своему характеру - эпоха Барокко. Люди эпохи Барокко уходят в своем представлении о красоте от античной естественности и стремятся деформировать, модернизировать свои тела, придать им новую, идеальную форму. В моду вошли корсеты, выбеленные лица с нарисованными «мушками», напудренные парики, в которых копошились вши и мыши. К слову сказать, кудлатые мужские парики были введены в моду королем Людовиком XIV. Живя по принципу «держи друзей близко, а врагов еще ближе», он окружил себя министрами и военачальниками, которые со временем превратились в лизоблюдов, стремящихся попасть на глаза правителю и повторяющих за ним изменения в одежде. Когда Людовик начал лысеть, он одел парик. Все, кто его окружал сделали то же самое.


В эпоху Барокко большой любовью пользовались избыток деталей, резные украшения, позолота, светильники на огромное количество свечей. И оптические иллюзии. Больше всех в плане иллюзий отличилось итальянское Барокко. И непревзойденным мастером считается флорентийский живописец и архитектор, Андреа Поццо. Шедевром Поццо считаются фрески апсиды, потолка и роспись подкупольного пространства римской иезуитской церкви Сан-Иньяцио. При постройке церкви, из-за недостатка средств, не был возведен купол. Монахи решили заменить купол росписью и, чтобы не выбиваться из бюджета и чтобы все было совершено по иезуитским канонам, пригласили для этой работы одного из своих монахов - Андреа Поццо. Поццо начал с росписи небольшого купола в апсиде здания. Монахам настолько понравилась эта работа, что они заказали ему роспись подкупольного пространства над алтарем.
В самой высокой точке - сам святой Иньяцио, основатель иезуитской церкви, и ждущее его Небесное царство.




Люди стали чаще задаваться вопросом «Что мы есть?». Французский философ Рене Декарт, наблюдая за модными в то время статуями-фонтанами, которые стояли неподвижно и, при приближении к ним человека, оживлялись и обливали его водой, подумал - что если движение живых организмов так же зависит от рычагов, шестеренок и поршней? Он стал искать ответ, подвергая каждое свое суждение опровержению и пришел к тому, что неопровержимой осталась только мысль. Так он и дошел до своей известной впоследствии фразы - «Cogito ergo sum». «Я мыслю - следовательно я существую.»

Эпоха Классицизма.
В эпоху Классицизма деятели искусства снова обращаются к античным традициям, беря их за эталон. В архитектуре появляются элементы античных зданий - портики, колонны - в живописи - античные статуи, персонажи часто одеты на античный манер. Из этого выйдет впоследствии академизм - стиль в искусстве, с которым будут бороться импрессионисты и другие бунтари искусства.

Две разных части Света.
И, в заключении, я бы хотела поговорить о двух частях света, кардинально отличающихся своими взглядами на то, что такое красота. Это страны Восточной Азии - Япония и Китай - и Соединенные Штаты Америки.
Я буду говорить о Китае и Японии в связке, потому что в их культуре много общего, хоть и с сильным влиянием менталитета своих стран. В Китайской культуре нет, как таковой, ценности человеческой жизни - их всегда было много - один уйдет, на его место придет другой. Как говорят сами китайцы: «Нет ценности человеческой жизни - есть указ императора» - если тебе надо умереть - ты умираешь. Но, с другой стороны, цель каждого отдельного человека в жизни - добиться личностного счастья, и никто не имеет права лишить тебя этого. Так же, в китайской культуре, каждый символ имеет в себе скрытую силу. Даже архитектуру они строят на подобие какого-нибудь иероглифа или знака, чтобы само здание работало на достижение поставленной цели. Для Японии - это слишком сложно. Инь и Ян - единство противоположностей, в белом есть частица черного, в земле есть частица неба - для них это слишком сложно. Они взяли из китайской культуры то, что посчитали достаточным - гармония и естественность.
Три основных понятия прекрасного в японской культуре - это «ю-гэн» - намек - «ваби» - пустота - и «саби» - патина, доказание конечности. Намек - это полупрозрачные сёдзи, свет, проходящий через бумажный фонарь. То, что открыто - не интересно. Интересно то, что таится за размытой формой. В Японии нет такого отношения к наготе, как в Европе - это естественно. А, раз естественно, значит не стыдно. Нагота не возбуждает, если не направлена на это. Гораздо интереснее, когда тело скрыто в слоях одежды, как жемчужина, и ты догадываешься, что же там внутри. То же самое можно сказать и о японских кондитерских изделиях, которые отличаются очень тонким, легким вкусом. Естественной сладостью бобовой пасты, агар-агара и добавленных для украшения ягод. Они не добавляют туда сахар, потому что избыточность - не интересна.
В Европе пустота - это нечто страшное, непонятное, пустота - это ничто. В Японии - пустота - это то, из чего все появляется. Они не рисуют малиновку над пионом - они рисуют пустоту, чтобы оттенить сами фигуры. Басе, обозначая тишину не писал "так тихо", он писал "слышно тиканье часов". Как тишина подчеркивается через тихий звук, так и здесь - художник впускает пустоту на полотно через помещение туда персонажей.
Без смерти нельзя понять жизнь. Смерть - часть жизни, поэтому через нее узнаешь красоту жизни. Японцы называют европейцев однобокими, за то, что те отрицают смерть и живут чтобы жить и радоваться. Но забывая, что жизнь конечна, невозможно в полной мере насладиться ее полнотой. Без добра нет зла, без лишений не поймешь всю прелесть от приобретения. Так же и с вещью. Если она пожила свое, если она покрыта трещинками, потерта - видна ее хрупкость - от этого она становится еще прекрасней - в ней есть душа. Даже у новых печатей специально скалывают кусочек, чтобы показать их конечность, естественность - а значит красоту. Во времена античности не допускали никаких сколов и трещин - предмет конечен, а значит не идеален. В Японии наоборот - поскольку у всего есть смерть - это ценится еще больше. Цветение сакуры - воплощение этого. Потому что лепестки опадают с деревьев за очень короткий срок, и нужно насладиться каждым мгновением, что ты это видишь.


США прививают миру, через фильмы свою культуру. Культуру недостижимого идеала - культуру преобразования, жизни в мечтах. Еще Джордж Буш старший говорил в своем выступлении, что "святая миссия, возложенная на Америку - заставить всех остальных думать так же, как и мы". Именно из Америки пришла мода на пластические операции - достижение своего несуществующего идеала. В идеальном мире никогда не умирает главный герой. В идеальном мире всегда счастливый финал. Не обязательно четко следовать каким-то правилам, поэтому вы не найдете достоверных «исторических» недокументальных фильмов. Это не их история - не они ходят каждый день на работу через Парфенон - нарядили людей в тоги, поставили колонны - уже Греция. И не важно, как будут взаимодействовать люди. Поэтому каждый подобный фильм показывает нам современных американцев в разных декорациях. Главное, чтобы было зрелищно. Так же и в стилях. Америка - страна своих стилей и форм. Здесь нет художественных стилей, понятных нам - барокко, классицизма, ар ново - там есть дворцовый стиль, в котором содержится все, что человек считает роскошью: колонны, золотой унитаз, кровать с балдахином. Морской стиль, тропический, индустриальный - и многое-многое другое.
Так же следует заметить, что американцы - люди, которые не любят, когда их считают глупыми, поэтому им не нравятся сложные формы и метафоры, которых они не могут понять. Сюда же входят и слишком простые сравнения - по той же причине. Основная масса людей прибывает в "золотой середине" между этими полюсами - в красиво поданном пространстве, завуалированном ровно настолько, чтобы человеку казалось, что он сам обо всем догадался. И есть люди, которые придумывают и создают эту середину для простых граждан.
Американская культура отличается отсутствием фольклора. У переселенцев не появилось своих мифов, не зародилось новых богов - они были слишком «взрослыми» для этого. Поэтому американцы создали своих джиннов и лепреконов. У них появились супергерои. Америка - единственная страна, у которой есть супергерои. Ведь что такое супергерой? Идеальный человек, создающий идеальный мир.

*материал собран из различных источников

Добрый день дорогие ребята! Добрый день дорогие ребята! Мы с Вами сегодня на уроке познакомимся с изображением человека в искусстве разных эпох, с историей возникновения портрета. Рассмотрим репродукции картин с изображением портретов разных эпох, репродукции картины Леонардо да Винчи. Мы с Вами сегодня на уроке познакомимся с изображением человека в искусстве разных эпох, с историей возникновения портрета. Рассмотрим репродукции картин с изображением портретов разных эпох, репродукции картины Леонардо да Винчи.


Любите живопись, поэты! Лишь ей, единственной, дано Души изменчивой приметы переносить на полотно. Ты помнишь, как из тьмы былого, едва закутана в атлас. С портрета Рокотова снова смотрела женщина на нас? Её глаза – как два тумана, полуулыбка, полуплач, Её глаза – как два обмана, покрытых мглою неудач. Соединенье двух загадок, полувосторг, полуиспуг, Безумной нежности припадок, предвосхищенье смертных мук. Когда потемки наступают и приближается гроза, Со дна души моей мерцают её прекрасные глаза.


Веками мыслители и художники пытались найти всеобщие критерии красоты и эстетической ценности, но все их поиски были тщетны. Правда, в современном мире эта проблема мало кого занимает. Сегодня на смену непререкаемым авторитетам пришел дух терпимости, и никто больше не пытается свести все многообразие форм к единому идеалу. В современном мире считается, что красота присутствует повсюду.


Классические каноны красоты все-таки существуют. Они изменчивы, то, что было прекрасным с точки зрения греков, вовсе не привлекало индусов и наоборот. В Древней Индии самым большим комплиментом для женщины считалось, когда ей говорили, что у нее бедра как у слона. В Японии в одиннадцатом веке, в эпоху Хэйана, среди аристократок считалось хорошим тоном красить зубы в черный цвет. Африканцы особыми ухищрениями вытягивали себе шеи. А индейцы бассейна Амазонки непомерно оттягивали нижнюю губу. Никто толком не знает, что это такое (например, в Индии) красота женщины – это, прежде всего внутреннее содержание, глубокая индивидуальность, пронизывающая всю жизнь, ее драхма. Поэтому там редко говорят, что женщина красива, пока ей не исполнится пятидесяти лет. Классические каноны красоты все-таки существуют. Они изменчивы, то, что было прекрасным с точки зрения греков, вовсе не привлекало индусов и наоборот. В Древней Индии самым большим комплиментом для женщины считалось, когда ей говорили, что у нее бедра как у слона. В Японии в одиннадцатом веке, в эпоху Хэйана, среди аристократок считалось хорошим тоном красить зубы в черный цвет. Африканцы особыми ухищрениями вытягивали себе шеи. А индейцы бассейна Амазонки непомерно оттягивали нижнюю губу. Никто толком не знает, что это такое (например, в Индии) красота женщины – это, прежде всего внутреннее содержание, глубокая индивидуальность, пронизывающая всю жизнь, ее драхма. Поэтому там редко говорят, что женщина красива, пока ей не исполнится пятидесяти лет.


Есть лица подобные пышным порталам, Где всюду великое чудится в малом. Есть лица – подобие жалких лачуг, Где вариться печень и мокнет сычуг. Иные холодные, мертвые лица Закрыты решетками, словно темница. Другие – как башни в которых давно Никто не живет и не смотрит в окно. Была неказиста она, не богата. Зато из окошка её на меня Струилось дыханье весеннего дня. Поистине мир и велик и чудесен! Есть лица – подобья ликующих песен. Из этих, как солнце, сияющих нот Составлена песня небесных высот. / Николай Заболоцкий /





Портрет – изображение человека или группы людей в произведениях живописи или скульптуры. Портрет является одним из основных жанров живописи, скульптуры, архитектуры. Портреты бывают: индивидуальные, двойные, групповые, автопортрет интимные, парадные, сатирические.


Искусство портрета зародилось несколько тысячелетий тому назад. Первые портреты были созданы египтянами. Они выполняли религиозно-магическую функцию: душа умершего должна была покинуть тело, а затем вернуться после судилища богов к мумии своего владельца и поселиться в нем вечно. Необходимо было соблюдать портретное сходство, чтобы душа могла отыскать то тело, из которого она вылетела. Огромные величественные изваяния создавались в те времена, один из известных портретов, портрет Неферттити (около1360года до нашей эры).



Мастера высокого Возрождения – Леонардо да Винчи, Рафаэль, Тициан не просто создали образы современников, Но и отразили целый мир чувств, переживаний, настроений. Мастера высокого Возрождения – Леонардо да Винчи, Рафаэль, Тициан не просто создали образы современников, Но и отразили целый мир чувств, переживаний, настроений. В сложные противоречия с окружающим миром вступают модели Рембрандта и В сложные противоречия с окружающим миром вступают модели Рембрандта и Веласкеса (XVI-XVII века), в портретах которых находят отражение лирическое и драматическое, светлое и печальное, веселое и трагическое. Веласкеса (XVI-XVII века), в портретах которых находят отражение лирическое и драматическое, светлое и печальное, веселое и трагическое.



Портрет в России В России складывается своя школа портрета, отличающаяся жанровым разнообразием. Что такое жанр? -Парсуна – приемы реалистической живописи и иконы. -Парадный портрет характеризуется постепенным уходом от требований заказчика к отражению его как личности своего времени. Большое количество портрет этого времени можно увидеть в Иркутском музее Искусств. В XX веке русский портрет отличается жанровым и стилевым разнообразием.



Только из всего огромного количества портретов в мире есть один о котором знает практический каждый человек на земле, но хранящий даже по прошествии многих лет, свою загадку. Только из всего огромного количества портретов в мире есть один о котором знает практический каждый человек на земле, но хранящий даже по прошествии многих лет, свою загадку. Как Вы думаете, что это за портрет? Как Вы думаете, что это за портрет?


Джоконда! это имя стало нарицательным. Почему этот портрет Леонардо да Винчи до сих пор поражает людей? Почему загадку этой картины пытается разгадать каждый, кто посмотрит на портрет, но она так и остается неразгаданной. Одни искусствоведы считают, что это портрет жены художника, другие, автопортрет, а кто то изображение получеловеческого, полуземного существа. Почему этот портрет Леонардо да Винчи до сих пор поражает людей? Почему загадку этой картины пытается разгадать каждый, кто посмотрит на портрет, но она так и остается неразгаданной. Одни искусствоведы считают, что это портрет жены художника, другие, автопортрет, а кто то изображение получеловеческого, полуземного существа.



Каждый художник должен уметь изображать человека в различных положениях, поворотах, движениях. Человек – главный объект интереса и изображения у художника. Каждый художник должен уметь изображать человека в различных положениях, поворотах, движениях. Человек – главный объект интереса и изображения у художника. В человека самое выразительное и это его облик, а главное лицо. Поэтому изучение художником человека традиционно начинается с рисования головы. В человека самое выразительное и это его облик, а главное лицо. Поэтому изучение художником человека традиционно начинается с рисования головы. Конечно, некоторые любители, без всякой подготовки, рисуя человека в профиль, добиваются некоторого сходства, но такие изображения получаются плоскими и мертвыми. Чтобы голова на рисунке была живой, чтобы художник мог изобразить ее в любом наклоне и повороте, он должен знать анатомию, чтобы ясно знать, чем образуется любая форма, но при этом должен последовательно изображать лицо, учитывая, что изображение головы разное в зависимости от возраста и пола и особенности строения черепа. Конечно, некоторые любители, без всякой подготовки, рисуя человека в профиль, добиваются некоторого сходства, но такие изображения получаются плоскими и мертвыми. Чтобы голова на рисунке была живой, чтобы художник мог изобразить ее в любом наклоне и повороте, он должен знать анатомию, чтобы ясно знать, чем образуется любая форма, но при этом должен последовательно изображать лицо, учитывая, что изображение головы разное в зависимости от возраста и пола и особенности строения черепа.


У ребенка лицевая часть относительно мала, личико пухлое и гладкое, с годами лицо удлиняется, четко определяются выступы подбородка, у глазных впадин появляются складки. В старческом возрасте костные выступы еще более выделяются, мышцы становятся дряхлыми, кожа морщинистой. У ребенка лицевая часть относительно мала, личико пухлое и гладкое, с годами лицо удлиняется, четко определяются выступы подбородка, у глазных впадин появляются складки. В старческом возрасте костные выступы еще более выделяются, мышцы становятся дряхлыми, кожа морщинистой. Кроме того, у каждого человека уши, нос, глаза, губы имеют свои особенности. Но и немаловажно за внешними чертами угадывать характер человека, чувства, мысли, переживания. Кроме того, у каждого человека уши, нос, глаза, губы имеют свои особенности. Но и немаловажно за внешними чертами угадывать характер человека, чувства, мысли, переживания.





Различие в интерпретации религиозного образа, который для раннего итальянского искусства остается в центре внимания как художников, так и скульпторов, станет ясным при сопоставлении между собой некоторых памятников живописи дученто и треченто, среди которых выделяются произведения выдающегося мастера сиенской школы Дуччо ди Буонинсенья и, особенно, его младшего и великого современника Джотто, того "Джотто, флорентийца", который "после долгого изучения" природы "превзошел не только мастеров своего века, но и всех за многие прошедшие столетия", как сказал о нем Леонардо да Винчи.

Джотто опередил свое время, и еще долго после него флорентийские художники подражали его искусству. Джотто - первый по времени среди титанов великой эпохи итальянского искусства. Вазари писал о нем: "И поистине чудом величайшим было то, что век тот и грубый и неумелый возымел силу проявить себя через Джотто столь мудро, что рисунок, о котором люди того времени имели немного или вовсе никакого понятия, благодаря ему полностью вернулся к жизни".

Петрарка, хотя и предпочитал в силу своих литературных склонностей сиенцев, отмечал, что красота искусства Джотто воздействует больше на ум, чем на глаз. Боккаччо, Сакетти, Виллани присоединяются к тем же похвалам: Джотто возродил живопись, веками пребывавшую в упадке, придав ей естественность и привлекательность.

Джотто ди Бондоне (1266/76 - 1337) родился во Флоренции и переехал в Рим в конце 13 в., кроме этих городов он работал в Неаполе, Болонье и Милане.

Самым замечательным произведением Джотто являются росписи в Капелле дель Арена в Падуе, построенной на месте античного цирка.

Подобно иллюстрациям или медленно сменяющимся кадрам фильма, эти фрески как бы ведут спокойный рассказ, связывающий разнородные по сюжетам сцены в одно стройное целое. В старые средневековые сюжеты он вносит новые детали. Он настолько очеловечивает их и придает им такую жизненную наглядность, что одним этим уже предвосхищает идеи Возрождения. Основная заслуга Джотто заключается в новой трактовке образа человека, который становится у него жизненным и реальным, наделенным более тонкой психикой, нежели в искусстве античности.

Искусство Джотто - это воистину классическое искусство, а не подражание классическим формам. Свидетельство тому - обобщающий взгляд на действительность (хотя и понимаемую как отношение человеческого к божественному), выражающийся в уравновешенности замкнутых масс, универсальности отображения истории, в полноте передачи в зримой форме разнообразного содержания без каких-либо намеков.

Образ человека, мужественно переносящего свои испытания и спокойно взирающего на окружающий мир, проходит лейтмотивом через падуанский цикл Джотто. Человек у Джотто противостоит ударам судьбы, как древний стоик. Он готов покорно сносить свои невзгоды, не падая духом, не ожесточаясь против людей. Такое понимание поднимало человека, утверждало его самостоятельное бытие, придавало ему бодрость.

Основы героизма человека у Джотто заключались в его деятельном отношении к жизни. Человек Джотто находит приложение своих деятельных сил в отношениях к другим людям, в своей неразрывной связи с миром себе подобных.


Круг переживаний человека в творчестве Джотто довольно ограничен. Человек только начинает обретать свое достоинство. Он еще не знает гордого самосознания, идеала личности гуманистов. Неразрывно сопряженный с другими людьми, он в этой сопряженности обнаруживает еще свою зависимость. Отсюда основная гамма его переживаний: надежда, покорность, любовь, печаль. Только любознательность, ясность мысли позволяют человеку подняться над своей судьбой. Эта жажда знания была знакома и Данте, который даже в Раю, лицезрея огненное небо, чувствует в груди нестерпимое желание узнать первопричину вещей.

Один из самых трогательных образов человека, созданных Джотто, - это Христос в сцене "Поцелуй Иуды". Величественная фигура Христа занимает центральное место среди толпы воинов и учеников. Слева к Христу подходит Иуда, чтобы его поцеловать. Лицо Христа отмечено печатью величия вседержителя, грозного судии, но не страдающего Бога.

Джотто произвел такой же переворот в своем толковании этой сцены, как много позже Леонардо в своей "Тайной вечере". "Иконная схема" уступает место напряженному драматизму во всей глубоко волнующей человечности. Христос сохраняет исключительное спокойствие, хотя он, видимо, знает о предательстве ученика. Это спокойствие в соединении с ясным сознанием своей судьбы придает ему характер возвышенного героизма.

Лицо Христа в "Поцелуе Иуды" замечательно своими исключительно правильными чертами. Профиль Христа отличается соразмерностью пропорций античной скульптуры. Джотто поднялся здесь до вершин классической красоты. Джотто идет дальше античного идеала человеческой личности. Совершенный человек мыслится им не в счастливом и безмятежном бытии, но в действенных взаимоотношениях с другими людьми. Джотто сумел соединить идеал классической красоты с глубочайшей полнотой душевной жизни человека. Новая живописная система и понимание картины как сценического единства дали ему возможность воплощения образа совершенной личности в ее действенном отношении к окружающему миру и в первую очередь к другим людям. "Оплакивание Христа" принадлежит к числу наиболее зрелых композиционных решений Джотто. Джотто воспринимает событие смерти эпически, с чувством неизбежности свершившегося. "Оплакивание Христа" - это сцена прощания с умершим горюющих о нем людей. Христос лежит, как бездыханный труп, но сохраняет все благородство и величие наконец-то обретшего мир героя. Вся сцена задумана как единое целое. Художник ясным взглядом охватывает действие и строит драматическую сцену, сопоставляя различные оттенки душевных переживаний. Узлом композиции служит прощание Богоматери, припавшей к трупу любимого сына. Это - отчаяние, не находящее ни слов, ни слез, ни жестов. Джотто отчетливо видит физические движения в их неразрывном единстве с душевной жизнью человека. Душевная жизнь человека объективируется у Джотто. Это переполняет высоким познавательным пафосом его произведения и придает такое внутреннее спокойствие и бодрость самым трагическим его сценам. Этим положением определяются и композиционные решения Джотто, его стремление сконструировать картину таким образом, чтобы расположение фигур в восприятии зрителя запечатлелось в виде наглядного, ясного зрелища.

Значение творчества Джотто невозможно переоценить. Произведения Джотто отличаются необычной для предыдущей живописи эмоциональностью и выразительностью. Историческое значение новаторства Джотто для развития изобразительного искусства осмыслено уже его современниками.

Джотто, один из первых художников, поставил во главе своего творчества - человека.

Джотто опередил свое время, и лишь через сто лет другой флорентиец - Мазаччо - поднял искусство на еще более высокую ступень. Вместе с гениальным скульптором Донателло и великим архитектором Брунеллески Мазаччо (1401 - 1428/29) является определяющей фигурой первого этапа Возрождения - первой половины 15 века. Ибо все в его композициях приобрело устойчивость и, как говорит Вазари, он первым поставил в них людей на ноги. И в этом он после Джотто, знаменует новый гигантский скачок в истории европейской живописи.

Главной монументальной работой Мазаччо явились его фрески в капелле Бранканччи церкви Санта Мария дель Кармине во Флоренции, ставшую как бы образцом и школой для нескольких поколений итальянских мастеров. В капелле Бранканччи Мазаччо изобразил Адама и Еву в раю, их изгнание, а также ряд сцен из жизни апостола Петра. Мазаччо сделал следующий после Джотто решающий шаг в создании собирательного образа человека, освободившегося отныне от религиозно-этической подосновы и проникнутого новым, подлинно светским мироощущением. Он по-новому использовал возможности светотени, моделирующей пластическую форму. Великолепна композиция "Чудо с сатиром". Три различных момента евангельской легенды объединены в одной сцене. Замечательна также группа изгнанных из рая: широко шагающий Адам, закрывающий глаза руками, плачущая Ева с искаженным от горя лицом. Художник увлечен структурой тела, архитекторикой его масс.

Открытие Мазаччо в области этики столь же поразительно, как и открытие Брунеллески в области познания: оно бесконечно расширяет мировоззрение человека. Как природа не делает различия между прекрасным и безобразным, так и в области нравственного нет априорно данного добра и зла. Мазаччо интуитивно чувствует, что только присутствие человека в мире наделяет его величайшей ответственностью, что его долг состоит в том, чтобы так или иначе выразить свое отношение к действительности. Созданные им типы людей насыщены таким глубоким чувством материального бытия, что мы полностью ощущаем их силу, мужество и духовную выразительность, которые придавали изображенным евангельским сценам величайший нравственный смысл. Мазаччо поднимает нас на высокий уровень своего реалистического мироощущения тем, что образ человека в его трактовке обретает новую ценность.

В живописи более позднего времени мы можем обнаружить большее совершенство деталей, но, думаю, что мы не найдем в ней прежнего реализма, силы и убедительности. А какая сила заключена в юношах кисти Мазаччо. Какая серьезность и властность в его стариках! По сравнению с ними фигуры, написанные Мазолино, выглядят беспомощно, а изображения его преемника Филиппо Липпи неубедительны и незначительны, потому что не обладают обязательной ценностью. Даже Микеланджело уступает Мазаччо в реалистической выразительности образов. Сравните, например, "Изгнание из рая" на плафоне Сикстинской капеллы с одноименным сюжетом, написанным Мазаччо на стене капеллы Бранканччи. Фигуры Микеланджело более правильны, но менее осязательны и мощны. Его Адам лишь отводит от себя удар карающего меча, а Ева жмется к нему, жалкая в своем раболепном страхе, тогда как Адам и Ева Мазаччо - это люди, которые уходят из рая с разбитым от стыда и горя сердцем, не видящие, но ощущающие над своей головой ангела, который направляет их шаги в изгнание.

Таким образом, в умении распределять свет и тени, в создании четкой пространственной композиции, в силе, с которой он передает объемность, Мазаччо намного превосходит Джотто. Кроме того, он первым в живописи изображает обнаженное тело и придает человеку героические черты, прославляя человеческое достоинство, возвеличивая человека в его мощи и красоте. Мазаччо был великим мастером, понимавшим сущность живописи, он был в высокой степени озарен умением передавать осязательную ценность в художественных образах. Он указал флорентийской живописи путь, по которому та шла вплоть до своего заката.

Одновременно с Мазаччо творил и великий скульптор Донателло (1386 - 1466), которого просто невозможно не отметить в своей работе. В его реалистическом творчестве тосканская скульптура поднялась до огромной высоты. Мы знаем об этом человеке, что он был неутомимым тружеником, посвятившим себя упорной работе в поисках художественного совершенства. Донателло представляет драматическую и реалистическую тенденцию.

Уравнивая пластику с архитектурой, он первый по примеру древних создает статуи, свободно стоящие, со всех сторон обозримые, сами по себе полноценные, что, однако, не исключало их гармонического сочетания с архитектурой. Вернув скульптуре то самостоятельное значение, которое она имела в античном искусстве, он с еще большей последовательностью, чем его романские и готические предшественники, наделяет свои образы яркой индивидуальностью, глубокой человечностью, так что его святые и герои кажутся нам вполне реальными личностями.

По словам Вазари, работая над одной из своих мраморных фигур, Донателло покрикивал на нее: "Говори же! Говори!" Фигура Давида, созданная им в 1409 г. - первая совершенно обнаженная фигура в тогдашней готической схеме: напряжение вытянутой вперед ноги, ось вращения - другая нога, неожиданный порыв движения в линиях обеих рук, живой поворот вправо наклоненной влево головы. Но схема эта выхолощена, сведена к чисто силовым линиям, акцентированным и противопоставленным друг другу в беспокойной гармонии, весьма далекой от готического ритма. Считается, что Донателло использовал в этой скульптуре мотив античной статуи Гермеса, но в замкнутом силуэте Давида - хотя он изображен в состоянии покоя - есть ощущение такой остроты и напряжения, что глубокое отличие этого произведения от его более гармоничных по своему характеру античных прототипов совершенно очевидно.

Статуи, изваянные скульптором в несколько приемов между 141 - 1436 г.г. показывают, как меняется его представление об "историческом персонаже". Еще до изображения им простого крестьянина в образе распятого Христа он облекает в одеяния евангелистов и пророков флорентийских граждан, а юношу из народа одевает в доспехи святого Георгия. Но делает он все это не из суетного стремления к похожести, а потому, что действительно находит в облике, и в нравственной закваске тосканцев величие, силу и жизненный реализм, прославляющую в качестве первейшей "гражданской" добродетели Колуччо Салютати и Леонардо Бруни. Перед нами образы, несомненно дошедшие до нас через века, но в то же время несущие на себе неоспоримую печать современности. Это не "тени прошлого", а живые люди, явленные нам волей скульптора. Бронзовый "Давид" (ок. 1430 г.) - это уже не решительный юноша и самоуверенный герой из Орсанмикеле. Перед нами задумчивый юноша, почти изумленный тем, что на его долю выпала честь свершить столь славный подвиг. Тело его слегка отклонено от центральной оси: полусогнутая нога отставлена, благодаря чему центр тяжести тела переносится на другую ногу. Эта статуя свидетельствует об отходе от исторической конкретности и предпочтении ей меланхолической образности религиозной легенды.

Огромной силы достиг Донателло в конной бронзовой статуе кондотьера Гаттамелаты в Падуе. На мощном боевом коне Гаттамелата, худой, чуть сутулый, выглядит небольшим. Но в жесте руки с жезлом видна сдержанная, властная сила, разумная и волевая. "Положение во гроб" - один из наиболее трагических рельефов Донателло, где трагическое - это лишь средство, а не самоцель. Изумление, как и скорбь в "Положении во гроб", переживается не отдельными людьми, а целой толпой. История для художника - это бесконечное круговращение, каждое событие - лишь звено в общей цепи. Донателло своими руками разрушает тот гуманистический идеал личности, для утверждения которого он так много сделал. Здесь берет начало кризис гуманизма, который вскоре достигнет кульминации в искусстве Леонардо. Будучи человеком крайне чувствительным к изменению исторической ситуации, Донателло в последний период своего творчества ощущает нарастание кризиса великих идеалов зари гуманизма, начиная от идеала личности и кончая идеалом истории. "Юдифь" своим бессильным жестом и потерянным взглядом, устремленным в пустоту, как бы говорит о тщетности героических усилий.

Так завершается творческий путь Донателло, художника поразительно многоликого в своем искусстве.

Заканчивая писать об искусстве треченто и кварточенто, отметим основные этапы на пути к совершенству, то есть к искусству Высокого Возрождения. Очень многие школы, очень многие мастера не были мной даже упомянуты. Среди них: Сандро Боттичелли, которого трудно причислить к типичным мастерам Возрождения. Раздираемая противоречиями душа Боттичелли, чувствовавшая красоту мира, открытого Ренессансом, но боявшаяся ее греховности не выдерживает испытания. Так же отмечу флорентийского живописца Филиппино Липпи (сын Филиппо Липпи), ученик Боттичелли и Пьетро ди Козимо, Беноццо Гуццоли, Франческо дель Косса, Эрколе Роберти и Лоренцо Коста.

6 класс Учитель изобразительного Искусства Матыпова Виктория Викторовна Образ человека – главная тема в искусстве 900igr.net

цель Познакомить учащихся с изображением человека в искусстве разных эпох, с историей возникновения портрета; развивать понимание того, что в портретном изображении должен выражаться характер человека, его внутренний мир; активизировать познавательный интерес к окружающему миру и интерес к процессу обучения.

Портрет – изображение человека или группы людей в произведениях живописи, скульптуры, графики. Необходимое требование, предъявляемое к портрету, передача индивидуального сходства. Само слово «портрет» произошло от латинского. Его можно перевести как « извлечение сущности », т.е. выявление внутреннего содержания.

Искусство донесло до нас лица разных эпох и народов. Мы видим их такими, какими они представляли себя, но каждое изображение для нас – нечто большее, чем сходство с одним человеком. В каждом образе можно увидеть идеалы эпохи, понимание окружающего мира, характер жизни. И это именно то, что мы особенно ценим в портретах. Понимание жизни художником обогащает наше понимание самих себя. Ф. Липпи. Фрагмент храмовой Росписи. Фреска. Италия. XV в.

Искусство портрета зародилось несколько тысячелетий назад. Первые портреты были созданы египтянами. Одним из известных портретов того времени является портрет Нефертити.

При раскопках в Фаюме, около Каира, были найдены дощечки с портретами, выполненными восковыми красками. Перед поражёнными исследователями предстали ошеломляющие реалистичные образы людей, живших две тысячи лет тому назад. Их взор обращён к нам, в их образах явно преобладание духовного начала над телесным.

Для римского портрета характерно с самого начала пристальное внимание к изображению индивидуальных черт. Портрет императора Филиппа Мрамор. Древний Рим. I в.

В русском искусстве художники впервые обратились к созданию портретов в XVII в. И вначале писали их точно таким же методом как иконы, - на доске темперными красками. Такие портреты называли парсунами, от слова «персона». Со времени Петра I портретное искусство в России стало развиваться стремительно.

К концу XVIII в. Русские живописцы достигли совершенного мастерства. Портреты было принято делить на парадные и камерные.

Парадный портрет обычно имел целью показать общественное положение героя. Такие картины носят приподнятый, торжественный характер. О. А. Кипренский. Портрет Е. В. Давыдова. Масло. Россия. XIX в.

Не меньшее значение имел камерный портрет, в котором большое внимание уделялось индивидуальным особенностям человека. Его лицо обычно приближено к зрителю, доверительно раскрывая внутренний мир героя. В это время особенно ценилось очень сложное и тонкое умение передавать едва уловимые трепетные оттенки переживаний. Портрет Марии Лопухиной – самый знаменитый из портретов – образов юности, задумчивой и одновременно чуть шаловливой девушки в белом платье на фоне пейзажа

Вывод: портрет-это художественный образ человека. В нем должна ощущаться конкретная личность с присущими ей, и только ей, особенностями внешности, психологии, нравственного облика.