Первый состав ансамбля дружба. Эдита пьеха и ансамбль"дружба"

Художественный руководитель Александр Броневицкий Поднимать тугие паруса, Это значит, верить в чудеса. Легендарный ленинградский ансамбль «Дружба» был создан пианистом, композитором Александром Александровичем Броневицким в 1955 году. В состав самодеятельного ансамбля при консерватории, который первоначально назывался «Липка», вошли студенты из зарубежных стран Восточной Европы, которые учились ленинградских ВУЗах. В основном он предназначался для студенческих вечеров – капустников. Хочется отметить, что Александр Броневицкий /Сан Саныч/ являлся выпускником этой консерватории по классу композиции и хорового пения /1958 г/. В то время ансамбль представлял собой инструментальный квартет: рояль, электрогитара, контрабас, ударные инструменты и отдельную мужскую вокальную группу, которая состояла из одиннадцати солистов-вокалистов. Позднее, из хора польского землячества, к ним присоединилась студентка отделения психологии философского факультета Ленинградского государственного университета, молодая солистка Эдита /Мария/ Пьеха из Польши. Вскоре в артели «Лен-Грампластинка» стали издаваться первые грампластинки молодого коллектива. Первыми были записаны песни: «Песня о Варшаве» и «Песня о Берлине», солистка Эдита Пьеха. Первое успешное выступление коллектива состоялось в Новогоднюю ночь накануне 1956 года на сцене Голубого /Малого/ зала Ленинградской консерватории, где в исполнении Эдиты Пьехи прозвучала песня польского композитора Владислава Шпильмана «Автобус червонный» на слова поэта Владислава Чернушенко, который являлся также и солистом коллектива. После исполнения этой песни на музыкальном Олимпе советской эстрады засияла новая Звезда – Звезда по имени Эдита Пьеха! В этом году свет увидела грампластинки с песнями: «Мой жених» /Е.Харальд/, «Красный автобус» /В.Шпильман/, солистка Эдыта* Пьеха, «Ча-ча-ча» /кубинск.народн. песня, обр.А.Броневицкого/, «Песня о Сене» /Ги Лафарг, обр.А.Броневицкого/, «Звенит гитара над рекой» /А.Новиков - Л.Ошанин/, солист Карл Клуцис, «Колыбельная» из оперы "Порги и Бэсс" /Д.Гершвин – русск.текст Т.Сикорской/, солистка Эдита Пьеха, вокальный ансамбль «Дружба» п/у Александра Броневицкого. В репертуаре молодёжного интернационального ансамбля звучали популярные чешские, болгарские, югославские и других народов мира песни в современной аранжировке самих же музыкантов. Также в исполнении ансамбля звучали русские народные песни, а капелла, эстрадные песни о Родине, Ленинграде, Москве. В последующем Всесоюзная фирма грампластинок «Мелодия» ежегодно выпускала грампластинки с песнями в исполнении Эдиты Пьехи и ансамбля «Дружба». Также на ленинградском телевидении был снят и документальный фильм «Мастера ленинградской эстрады» /1956 г/ с участием ансамбля «Дружба». В 1957 году Эдита Пьеха и ансамбль «Дружба» успешно выступили на VI Всемирном фестивале молодёжи и студентов в Москве. За представление своей музыкальной программы «Песни народов мира» они получили золотую медаль. Название ансамбля «Дружба» по праву принадлежит Эдите, которое она предложила перед выступлением на этом фестивале. В это время была издана грампластинка «Поют участники VI фестиваля» с песнями: «Коминандо» /португальская нар.песня/, «Самые красивые глаза» /польская нар.песня/, «Арба» /английская народная шуточная песня/ в записи Молодёжного вокальный ансамбля "Дружба" Ленинградской консерватории, художественный руководитель Александр Броневицкий. Получив образование, коллектив покинули гитаристы, уехавшие домой в ГДР. Ансамбль пополнили новые музыканты, одним из них являлся лидер-гитарист Анатолий Васильев, ранее игравший на саксофоне в ленинградском джаз-оркестре под названием «Оркестр Носика» Станислава Пожлакова, в последующем популярный композитор и исполнитель своих же песен, после два года музыкант работал в джаз-оркестре Иосифа Ванштейна. В дальнейшем он работал гитаристом в оркестре под руководством Виталия Понаровского. Также в это время коллектив пополнил клавишник Теймураз Кухалев, который играл на немецком электрооргане «Ионика». Состав ансамбля состоял из музыкантов: Александр Броневицкий – рояль, Анатолий Васильев – лидер-гитара, Илья Костаков - бас-гитара, Теймураз Кухалев – клавишные инструменты, Сергей Самойлов – барабаны. С этого же года ансамбль «Дружба» стал работать на профессиональной сцене страны от Ленконцерта. В основном репертуар ансамбля строился на солистку Эдиту Пьеху, но в репертуаре звучали также песни и в исполнении солистов и мужского вокального коллектива. На протяжении всего творчества легендарного коллектива на эстраде концертная программа состояла из 2-х отделений. В первом отделении популярные песни исполняли солисты и мужская вокальная группа, а во втором звучали песни в исполнении Эдиты Пьехи. Песни звучали в музыкальных стилях: джаз, твист, рок-н-ролл, немного позднее зазвучали и в битовом звучании. Певица исполняла песни на польском и французском языках такие, как: «Каштаны» /З.Корепт/, «Мой Янек» /А.Тальховский/, «Королинка» /польская народная/, «Дождик» /З.Май - А.Броневицкий/, «Валентина-Твист» /Я.Виниковский/, «Упрямая мелодия» /Ф.Фаральдо - А.Яковская/, «Мечта» /Л.Бонфа/, «Гитара любви» /В.Скотто/, «Маленький сапожник» /Ф.Лемарк/, «Девушка из Парижа» /В.Шпильман - В.Чернушенко/ и другие. Её красивый, выразительный, низкий голос, легкий акцент в произношении придавали звучанию ансамбля оригинальность, узнаваемость и особенный шарм. Из-за многочисленных концертов Эдите пришлось перевестись с дневного на заочное отделение университета. В 1959 году коллективе работают солисты: Аванесян, Виль Окунь, Борис Писарев, Александр Дмитриев, Вилли Токарев, Михаил Бакеркин, Борис Усенко, Артур Золотов, Леонид Алахвердов. Художественный руководитель ансамбля «Дружба» Александр Броневицкий создал на советской эстраде новый жанр – театр песни, где каждый участник был солистом своего амплуа. Певица Эдита Пьеха вспоминает: «Александр Броневицкий был необыкновенно талантливым человеком. И он, конечно, опередил своё время лет так на десять - двадцать. Он был авангардным, впередсмотрящим. Он видел и чувствовал иначе, чем его современники». «Советский Союз стал для меня родиной, здесь я родилась, как артистка, а собиралась стать учительницей. Я - детище Александра Александровича Броневицкого, он открыл меня, я всем обязана ему. Он, словно Пигмалион, вылепил меня, свою Галатею», - так отметила в одном из своих интервью певица Эдита Пьеха. Во многих концертах ансамбля «Дружба» звучали песни, баллады советских и зарубежных авторов: «Вечер на рейде» /В.Соловьёв-Седой - А.Чуркин/, «Подмосковские вечера» /В.Соловьёв-Седой - М.Матусовский/, «Здравствуй» /А.Петров - С.Фогельсон/, «Я шагаю по Москве» /А.Петров - Г.Шпаликов/, «Звёзды в кондукторской сумке» /А.Петров - Л.Куклин/, «На крыльях ветра» /Б.Дилан – русск.текст Т.Сикорская/, словацкая «Танцуй, танцуй», негритянская «Колыбельная» на слова поэта Т.Спендиарова, английские песни «Лоли-Пап», солист Леонид Алахвердов, народная «Двадцать крошечных пальчиков» на слова поэта Самуила Фогельсона и другие. В 1959 году, временно, концертную деятельность коллектива худсовет Ленконцерта приостанавливает, но благодаря усилиям певицы Эдиты Пьехи и музыканта Александра Александровича Холодильного из худсовета Министерства Культуры РСФСР в Москве, вновь с эстрады звучит ансамбль «Дружба». Были и другие неприятности в творчестве молодого коллектива, кому-то из чиновников от культуры не нравился акцент певицы, другим - причёски музыкантов. Также гражданке Польши Эдите Пьехе запрещалось петь в погранзонах, воинских частях, гарнизонах, закрытых городах, были проблемы и с оплатой её работы на советской сцене, но всё это было успешно преодолено и положительно закончилось, и для артистов, и для почитателей их таланта. В 1962 году ансамбль «Дружба» стал Лауреатом Всероссийского конкурса артистов эстрады, получив I премию. Он принял участие в «Голубом Огоньке» на ЦТ. В 1963 году вновь певица участница «Голубого Огонька» на ЦТ. Она записывает грампластинку с песнями: «Венок Дуная» /О.Фельцман - Е.Долматовский/ и «Только ты» /Б.Раманд – русск.текст И.Самойлова/, которые фактически становятся визитными карточками молодой певицы и ансамбля «Дружба». Издаётся первый диск-гигант «Ансамбль "Дружба"», в который включены в основном песни, ранее изданные на миньонах коллектива.

Ансамбль «Дружба» - вокальный коллектив из СССР , активно работавший на советской эстраде с 1955 по 1988 год. Особой популярностью пользовался с 1957 по 1978 год. Работал сольное отделение, а во втором сопровождал выступление Эдиты Пьехи . Как самодеятельный музыкальный коллектив (ещё без названия) был создан весной 1955 года Александром Броневицким (в то время - студентом дирижерско-хорового факультета Ленинградской консерватории) и группой молодых музыкантов - студентов из стран Восточной Европы , в основном, дирижёров. Первоначально включал инструментальный квартет: рояль , электрогитара , контрабас , ударные инструменты и мужскую вокальную группу из восьми певцов. Ансамбль исполнял советские песни и популярные песни разных стран. Через некоторое время, в том же 1955 году солисткой ансамбля стала студентка философского факультета (отделение психологии) Ленинградского государственного университета Эдита Пьеха , до этого певшая в хоре польского землячества. Эдита Пьеха предложила название «Дружба», с которым ансамбль существовал до смерти его руководителя Броневицкого. На Всемирном фестивале молодежи и студентов в Москве в 1957 году ансамбль выступил с программой «Песни народов мира» и получил золотую медаль. Популярность коллективу принесли выступления по радио, телевидению и записи на грампластинках. С 1957 года ансамбль стал профессиональным коллективом и стал работать в «Ленконцерте ». Окончив обучение в Ленинграде, зарубежные студенты разъехались, и Броневицкий был вынужден искать новых исполнителей для ансамбля. С новыми участниками репертуар ансамбля в 1959 году пополнился новыми номерами. В 1964 году состав ансамбля снова сменился, в нём теперь участвовали представители республик СССР, исполнявшие песни своих народов на национальных языках. Благодаря режиссёрской одарённости А. Броневицкого, в постановке песенных номеров использовавшего мизансцены, световые эффекты, сценическую бутафорию, жанр «Дружбы» приблизился к «зримой песне». Ансабль гастролировал в Европе, стал обладателем первой премии Всероссийского конкурса артистов эстрады (1962). В 1976 году Пьеха рассталась с Броневицким и в 1978 году покинула «Дружбу». После её ухода коллектив продолжал существовать, с ним выступали: Н. Чижевская,

Ленинград. "Ленконцерт".

Ансамбль представлял собой отдельную вокальную группу из девяти человек и инструментальный квартет: рояль; электрогитара; контрабас; ударные. Случайно на одном из капустников студент дирижерского факультета Ленинградской консерватории Александр Броневицкий вместе со своими однокурсниками спародировал женский ансамбль "Березка": мужской вокаль но-танцевальный коллектив "Липка", семеня ножками, в платочках и сарафа нах, из-под которых "выглядывала" мужская обувь, вызвал гомерический смех собравшихся на вечере отдыха. Но шутка вскрыла страстное желание заниматься пением. После веселой премьеры ребята стали всерьез разучивать песни, возник самодеятельный студенческий вокальный ансамбль.
Участники ансамбля приехали в Ленинград не только из различных городов страны, но и из разных стран Вос точной Европы. Они с удовольствием расписывали на голоса чешские, поль ские, албанские, болгарские, немецкие песни, увлекались новым звучанием народных мелодий, перекладывали для ансамбля шлягерные песенки. Ансамбль выступил в концер те для консерваторцев, тогда и обнаружился недо статок вокальных номеров, Броневицкий сумел уговорить организаторов вы пустить на сцену новый коллектив. В 1955 году, когда шла подготовка к Всемирному фестивалю молодежи в Москве, молодежный интернациональный ансамбль, зримо воплотивший идею фестиваля, встретил горячий прием у зрителей. На том первом выступлении коллектива среди зрителей находилась студентка Ленинградского университета Эдита Пьеха (которая и придумала название коллективу перед выступлением в Филармонии 8 марта 1956 года), приехавшая учиться в СССР из Польши. Она буквально заболела "Дружбой" и вскоре стала солисткой ансамбля, польские и французские песни в исполне нии Пьехи органично вошли в репертуар. Первое выступление Эдиты Станиславовны состоялось в новогоднюю ночь с 1955 на 1956, с песней Владислава Шпильмана "Красный автобус".
В 1957 году с программой - "Песни народов мира", ансамбль вы ступил на VI Всемирном фестивале молодежи в Москве и завоевал золотую медаль и звание лауреата. Выступления по радио и телевидению, записи на пластинки увеличили популярность "Дружбы". Но вскоре после фестиваля перед "ребенком дружбы" встали неожиданные труд ности: многие участники ансамбля, окончив консерваторию, разъехались по домам в свои страны. Ансамбль пришлось набирать заново. В него вошли молодые певцы (В.Окунь, М.Бакеркин, А.Золотов, Л.Алахвердов), выпускники различных факультетов Ленинградской консерва тории. Почти год ансамбль вынужден уйти на ре петицию. Манера исполнения песен ансамбля не изменилась: итальянская, английская, американ ская, польские, фран цузская песня включена в репертуар, современная советская песня была представлена весьма скудно - это принципиальная ориентация, которой придерживался ансамбль в начальный период деятельности. К тому же, работая над новой программой, коллектив и его руководитель стремились повторить успех "Дружбы-1", вокальный октет и его со листка, несколько номеров из прежних программ. В 1959 году перед зрителями появился фактически новый ансамбль, и первые же его выступления показали, что все страхи были напрасными. "Дружба-2" отправилась в большую гастрольную поездку по стра не, принимая участие в концертах Ленинградской эстрады, на концертах аншлаги. Успехи "Дружбы" дают коррективу в репертуаре, появляется всё больше песен советских авторов и композиторов. Украшением "Дружбы" стала ее солистка Эдита Пьеха. Обладательница небольшого, но выразительного низкого голоса.
Успех коллектива и Эдиты Пьехи был закреплен в 1962 году на Всероссий ском конкурсе артистов эстрады, где молодежный ансамбль "Дружба" завоевал первую премию и звание лауреата. Через два года творческой деятельности ансамбль получил предложение участвовать в программе "Эстрада без парада" в Москве, куда и выехала для участия солистка Эдита Пьеха. Однако коллектив ВИА "Дружба" отказался от подобной авантюры обосновав это тем, что самостоятельные выступления ансамбля проходят на "ура". Однако в программе приняли участие Эдита Пьеха (вокал) и Алек сандр Броневицкий (фортепиано), взявшие на себя всю нагрузку объявленной в афишах "Дружбы". Руководство Ленинградского отделения ВГКО участников ансамбля уволило. Ровно год "Дружба" находился на реформации и через год представил новую программу. При отборе участников для "Дружбы-3" Броневицкий решил создать кол лектив на иных принципах, пригласив в ансамбль солистов из России, Таллина, Украины, Белоруссии, Грузии, Армении. "Дружба" стала многонациональной, в её репертуаре впервые широко зазвучали пес ни народов нашей страны. Исполнение каждым участником своих песен на род ном языке не только придавало программе колорит и разнообразие, но и сдела ло ее целенаправленной.
В вокальный состав "Друбжы-3" вошли: Эдита Пьеха; Анатолий Королёв; Владимир Коротаев; Тойво Соостер; Мирослав Фикташ; Богдан Вивчаровский; Николай Диденко; Томаз Чиаурели; Вартан Амбарцумян; некоторое время в ансамбле работала Мария Кодряну (вокал), подменяя Эдиту Пьеху во время зарубежных гастролей. О новом составе очень лестно отозвалась пресса. Несмотря на то, что было много промахов: недостаток вокального мастерства, неумение жить в ансамбле, отсутствие индивидуальной манеры, неумение играть песню. А. Броневицкому пришлось приложить большие усилия, чтобы не замарать славы "Дружбы", а затем и приумножить её.
Чуткий к современности ансамбль стал строить свои программы почти целиком из произведений советских авторов. Содружество с композиторами и поэтами, особенно с Р.Рождественским, по стоянное стремление обогащать репертуар, дало возможность коллективу стать первооткрывателем многих замечательных песен. Ансамбль смело обращается к новым современным ритмам (в т.ч. "Твист"). Песни из последних его программ написаны и испол няются в современном "битовом" стиле. Изменения произошли и в инструментальной части ансамбля: на смену контрабасу пришли гитары, появился электроорган. За продажу двух миллионов одного диска с песнями в исполнении Эдиты Пьехи фирма "Ме лодия" была удостоена специальной премии на Международном фестивале грамзаписи "Мидем" в Канне (1968 год).
В 1976 году Пьеха уходит из ансамбля и начинает работать самостоятельно, выступая с сольными концертами. С уходом Эдиты Станиславовны (Символа ансамбля) популярность коллектива резко падает, но "Дружба" продолжает творческую деятельность, готовя новые программы для своего слушателя, записи на пластинках.
В разное время в ВИА "Дружба" работали: Богдан Вивчаровский (вокал) (после ВИА "Поющие гитары"); Эдита Пьеха (вокал); Тойво Соостер (вокал); Мария Кодряну (вокал); Николай Гнатюк (вокал); Борис Усенко (вокал); Михаил Бакеркин (вокал); Анатолий Королев (вокал) (ВИА "Веселые Голоса"); Юрий Чванов (вокал) (после ВИА "Поющие гитары"); Анатолий Васильев (гитара) (после руководитель ВИА "Поющие гитары"); Виктор Щепочкин (гитара) (после ВИА "Весёлые голоса"); Валентин Лезов (после "Арсенал", "Рок Ателье", "Эскадрон"); Евгений Броневицкий (гитара, вокал) (после ВИА "Поющие гитары"); Лев Вильдавский (фортепиано) (после ВИА "Поющие гитары"); Мирослав Фикташ (вокал); Николай Диденко (вокал); Томаз Чиаурели (вокал); Вартан Амбарцумян (вокал) и многие другие.
Ансамбль "Дружба" на протяжении всей концерной деятельности объездиль не только весь СССР и соц. страны, но и побывал во Франции, Польше, Чехословакии, ФРГ, Финляндии, ГДР, Монголии, США, Австрии, Афганистане, . Фирма "Мелодия" выпустила огромное количество грампластинок ансамбля "Дружба". В 2001 году состоялось возрождение известного коллектива с солистами из разных составов под руководством Андрея Аникина.

Эдита Пьеха и ансамбль"Дружба"

Руководитель ансамбля
Александр Броневицкий

Родилась во Франции 31 июля 1937. Родители - поляки, жили во Франции, куда приехали в поисках работы. Обучаясь в школе, пела в хоре, училась в педагогическом лицее (закончила с отличием) и на курсах русского языка в Гданьске. В 1955 приехала в Ленинград; учась на отделении психологии философского факультета Ленинградского университета, принимала участие в студенческих концертах; в новогоднюю ночь с 1955 на 1956 по приглашению А. Броневицкого выступила с вокальным ансамблем "ДРУЖБА" с шуточной песенкой на польском языке "Червоный автобус". Затем стала солисткой ансамбля, который в 1957 с программой "Песни народов мира" завоевал золотую медаль и звание лауреатов 6-го Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве, выступал во Франции, Польше, Чехословакии, ФРГ, Финляндии, ГДР, Монголии, США, Австрии. В 1976 организовала свой ансамбль, музыкальным руководителем которого стал выпускник Ленинградской консерватории Григорий Клеймиц. Первое выступление ансамбля было на Всероссийском конкурсе исполнителей советской песни в Сочи в октябре 1976 и принесло победу - коллектив был удостоен почетного диплома. Работала с композиторами А. Флярковским, О. Фельцманом, А. Петровым, Г. Портновым, Я. Френкелем, А. Пахмутовой, поэтами Р. Рождественским, Е. Долматовским, Н. Добронравовым и др. Более 10 дисков-гигантов записано на фирме "Мелодия", песни из которых вошли в золотой фонд советской эстрады: Огромное небо, Люди, улыбнитесь миру, Город детства, Венок Дуная, Встреча друзей и др. Многие из этих песен были выпущены фирмами грамзаписи во Франции, на Кубе, в ГДР, Польше. Гастролировала более чем в 20 странах мира. На Кубе была удостоена титула "Госпожа песня", дважды выходила на сцену парижского зала "Олимпия", стала первой из советских эстрадных звезд, выступивших в Афганистане. Является победительницей многих международных конкурсов вокалистов. В 1968 на 9-м Всемирном фестивале молодежи и студентов в Софии на конкурсе политической песни завоевала золотую медаль; одна из этих песен - Следующий - композитора В. Успенского получила первую премию на конкурсе, организованном фестивальным Комитетом борьбы с фашизмом. Фирма "Мелодия" отметила певицу "Нефритовым диском" - наградой, присуждаемой актеру за рекордные, миллионные тиражи его записей.

Награждена орденами Трудового Красного Знамени, Дружбы народов.

Снималась в фильмах:
Когда песня не кончается (1964)
Судьба резидента (1970)
Неисправимый лгун (1973)
Бриллианты для диктатуры пролетариата (1975)
Стажер (1976)
Музыкальные игры (1989)

Броневицкии Александр Александрович

(08.07.1931, Севастополь- 13.04.1988, Нальчик) - композитор, хоровой дирижер.

Окончил Ленингр. консерваторию (1958), факты хорового дирижирования и композиторский. В 1955 создал самодеятельный вокальный ансамбль, участниками стали студенты, в основном будущие дирижеры, приехавшие учиться из стран Восточной Европы. Интернациональный состав подсказал название- "Дружба". Увлекшись идеей аккордового звучания знакомых мелодий, его участники аранжировали популярные чешские, болгарские и другие песни, исполняли их в сопровождении ритм-группы (фортепиано, ударные, контрабас). К восьми солистам в том же 1955 добавилась солистка - студентка Ленингр. ун-та Э. Пьеха, исполнявшая французские и польские песенки. Ее выразительный, низкий голос, легкий акцент придавали звучанию ансамбля оригинальность и особый шарм. Ансамбль привлекал слаженностью, музыкальностью, молодым задором и не в последнюю очередь "заграничным" репертуаром, часть которого исполнялась на языке оригинала, что в те времена было большой редкостью. На VI Всемирном фестивале молодежи и студентов в Москве (1957) программа "Песни народов мира" получила золотую медаль. Выступления на радио, ТВ, записи на пластинки принесли популярность. С 1957 молодежный ансамбль "Дружба" становится профессиональным коллективом Ленконцерта. Но, окончив консерваторию, бывшие студенты разъехались.

Около года ушло у Б. на формирование нового состава. Программа с участием В. Окуня, М. Бакеркина, А. Золотова, Л. Алахвердова и др. (каждый из них был солистом со своим амплуа) вышла в 1959. Несколько прежних, восстановленных номеров дополнились новыми песнями: итальянской "Воляре", польскими "Каштаны", "Каролинка", французской "Гитара любви" и др.

Постепенно репертуар расширялся, приобретал качественно иной характер. Для "Дружбы" стали писать О. Фельцман, А. Пахмутова, А. Петров, А. Флярковский, Г. Портнов, пробует свои силы в композиции и сам Б. Определился сценический облик ансамбля как "театра песни", чему способствовала режиссерская одаренность Б. Используя мизансцены, элементы бутафории, световые эффекты, он стремился к музыкально-пластической образности, к сценическому решению каждого номера ("зримой песне"). К 1964 состав "Дружбы" обновился в третий раз. Б. снова собирает интернациональный состав солистов: Т. Соостер из Таллинна, Н. Диденко из Белоруссии, В. Амбарцумян из Армении, Т. Чиаурели из Грузии, М. Фикташ и Б. Вивгаровский с Украины. Каждый из них исполнял свои песни на родном языке. Программы почти целиком состояли из произведений советских авторов, в том числе и самого Б. ("Мама", ст. Р. Рождественского, "Край березовый", 1972, "Тюльпаны Байконура". 1978. обе на ст. И. Резника, "Птица", муз. и ст. Б. и др.). "Дружба" и ее руководитель стали первооткрывателями многих песен ("Огромное небо" и "Ничего не вижу" Фелышана, "Стань таким" Флярковского и др.). Обращаясь к молодежной аудитории, Б. хотел говорить на ее языке, жить ее ритмами. Ему принадлежит один из первых советских твистов ("Хорошо"), обработка некоторых русских народных песен ("Метелица", "Сама садик я садила" и др.) в "битовом" стиле. В 70-х гг. изменилось музыкальное сопровождение: вместо контрабаса зазвучали гитары, появился электроорган. Обстоятельства сложились так, что в 1978 "Дружбу" покинула выросшая в ней Пъеха. Б. пытается перестроить программы, работает с Л. Чижевской, И. Романовской, Н. Гнатюком, А. Троицким. Но прежнего успеха не было.

"Дружба" во главе с Б. гастролировала в Италии, Франции, Польше, Чехословакии. Лауреат Всерос. конкурса артистов эстрады (1962) - первая премия.

Лит.: Гершуни Е. Дружба с "Дружбой" // СЭЦ. 1970. № 9; Мищевская Г., Ермишев П. Эдита Пьеха // Певцы советской эстрады. М., 1977; Скороходов Г. Звезды советской эстрады. М., 1986.