Петр лещенко биография национальность. Пётр Лещенко

Биография

Рождение, учёба, фронт (1898-1918)

Эмигрант, Париж, женитьба (1918-1926)

Успех, записи пластинок, война (1926-1941)

Гастроли в оккупированную Одессу, второй брак (1941-1951)

В 1944-1945 годах Лещенко поменял репертуар и в его песнях стала доминировать грустная тональность: «Бродяга», «Колокольчик», «Сердце мамы», «Вечерний звон», «Не уходи».

Арест, тюрьма и смерть (1951-1954)

Официальная советская пропаганда во времена Сталина характеризовала его: «Самый пошлый и безыдейный белоэмигрантский кабацкий певец, запятнавший себя сотрудничеством с немецко-фашистскими оккупантами». 26 марта 1951 г. по прямому указанию МГБ СССР Лещенко был арестован органами госбезопасности Румынии в антракте после первого отделения концерта в Брашове и водворен в тюрьму под Бухарестом. 5 августа г. Белоусова, которая, как и Лещенко, обвинялась в измене Родине (выступления в оккупированной Одессе), была осуждена сроком на 25 лет лишения свободы. В г. была освобождена за отсутствием состава преступления. Много лет спустя жена узнала: Петр Константинович стал одним из тысяч строителей Дунайского канала в Румынии и умер 16 июля г. в возрасте 56 лет не то от язвы желудка , не то от отравления. Местонахождение его могилы неизвестно. Архивы советского и румынского КГБ по делу Лещенко до сих пор не исследованы.

Возрождение популярности в 1988 году

За свою творческую жизнь певец записал свыше 180 граммофонных дисков, однако до 1988 г. ни одна из этих записей не была переиздана в СССР. Первая пластинка из серии «Поет Петр Лещенко» была выпущена фирмой «Мелодия» к 90-летию со дня рождения певца в 1988 и в том же году заняла первое место в хит-параде ТАСС.

Дискография

Граммофонные пластинки (78 об./мин.)

Columbia (Великобритания - Франция)

  • За гитарный перебор (романс, муз. народная) / Пой, цыгане (романс) (оркестр Columbia)
  • Признайся мне (танго, муз. Arthur Gold) / Спи, моё бедное сердце (танго, О. Строк и J. Altschuler) (оркестр Columbia)
  • Останься (танго, муз. Э. Хёнигсберга) / Миранда (танго, муз. М. Марьяновского) (оркестр Хёнигсберга - Хеккера)
  • Аникуша (танго, Клауде Романо) / Милость («Всё за любовь я прощаю», вальс, Н. Варс) (оркестр Хёнигсберга - Хеккера)
  • Не уходи (танго, Е. Скляров) / Сашка (фокстрот, М. Хальм) (оркестр Хёнигсберга - Хеккера)
  • Я б так хотел любить (танго, Е. Скляров - Н. Михайлова) / Миша (фокстрот, Г. Вильнов) (оркестр Хёнигсберга - Хеккера)
  • Мальчишка (народная) / В цирке (бытовая, Н. Мирский - Колумбова - П. Лещенко) (оркестр Хёнигсберга - Хеккера)
  • Возле леса (цыганский вальс, оркестр Хёнигсберга - Хеккера) / Частушки (аккомп. на гармонике - братья Эрнст и Макс Хёнигсберги)
  • Андрюша (фокстрот, З. Бялостоцкий) / Трошка (бытовая) (оркестр Хёнигсберга - Хеккера)
  • Кто ты (слоу-фокс, М. Марьяновский) / Алёша (фокстрот, Ж. Корологос) (оркестр Ж. Корологоса)
  • Мой друг (английский вальс, М. Хальм) / Серенада (C. Sierra Leone) (оркестр Columbia)
  • Сердце (танго, И. О. Дунаевский , аранжировка F. Salabert - Ostrowsky) / Марш из к/ф «Весёлые ребята » (И. О. Дунаевский, Ostrowsky) (оркестр)
  • Лошадки (фокстрот) / Ха-ча-ча (фокстрот, В. Р. Гейман) (оркестр Ж. Корологоса)
  • Татьяна (танго, М. Марьяновский, оркестр Хёнигсберга) / Настенька (фокстрот, Траян Корня, оркестр Ж. Корологоса)
  • Плачь, цыган (романс) / Ты едешь пьяная (романс) (оркестр Хёнигсберга)
  • Сердце мамы (танго, муз. З. Карасиньского и Ш. Каташека , оркест Хёнигсберга) / Кавказ (ориент-фокстрот, муз. М. Марьяновского, оркестр Ж. Корологоса)
  • Мусенька (танго, слова и музыка Оскара Строка, оркест Хёнигсберга) / Дуня («Блины», фокстрот, муз. М. Марьяновского, оркестр Ж. Корологоса)
  • Забыть тебя (танго, С. Шапиров) / Давай простимся (танго-романс) (оркестр Хёнигсберга)
  • Капризная, упрямая (романс, Alexander Karschewsky, оркестр Хёнигсберга) / Моя Марусечка (фокстрот, Г. Вильнов, оркестр Ж. Корологоса и квартет балалаечников «Байкал»)
  • Мрачное воскресенье (венгерская песня, R. Seress) / Синяя рапсодия (слоу-фокс, Оскар Строк) (оркестр Хёнигсберга)
  • Комарик (украинская народная песня) / Карії очі (украинская песня) - на укр. яз., гитара, с аккомп. оркестра Хёнигсберга
  • Туманно на душе (Е. Скляров, Надя Кушнир) / Марш из к/ф «Цирк » (И. О. Дунаевский, В. И. Лебедев-Кумач) (оркестр п/у Н. Черешни)
  • Не покидай (танго, О. Строк) / Ваня (фокстрот, Шапиров - Лещенко - Федотов) (оркестр п/у Н. Черешни)
  • Старинный вальс (слова и музыка Н. Листова) / Стаканчики (слова Г. Гридова, муз. Б. Прозоровского) (оркестр п/у Н. Черешни)
  • Капитан / Спой нам, ветер (песни из к/ф «Дети капитана Гранта », И. О. Дунаевский - В. И. Лебедев-Кумач, оркестр п/у Н. Черешни)
  • Как хороши / Колечко (романсы, Ольга Франк - Сергей Франк, аранж. J. Azbukin, оркестр п/у Н. Черешни)
  • Ванька милый / Настя ягоды продает (фокстроты, музыка и слова М. Марьяновского, оркестр п/у Н. Черешни)
  • Голубые глаза (танго, слова и музыка Оскара Строка) / Вино любви (танго, слова и музыка Марка Марьяновского) (оркестр Франка Фокса)
  • Чёрные глаза (танго, слова и музыка Оскара Строка) / Станочек (народная песня, слова Тимофеева, муз. Бориса Прозоровского) (оркестр Франка Фокса)
  • Что мне горе (цыганский романс) / Жизнь цыганская (таборная, муз. Д. Покрасса) (оркестр Франка Фокса)
  • Рюмка водки (фокстрот на русский мотив, слова и музыка М. Марьяновского) / Льется песня (цыганская кочевая, слова М. Лахтина, музыка В. Кручинина) (оркест Франка Фокса)
  • Чубчик (народная) / Прощай, мой табор (оркест Франка Фокса)
  • Бессарабянка (народный мотив) / Буран (таборная) (оркест Франка Фокса)
  • Марфуша (фокстрот, Марк Марьяновский) / Вернулась снова ты (танго) (оркестр Хёнигсберга - Альбахари)
  • У самовара (фокстрот, N. Gordonoi) / Моё последнее танго (Оскар Строк) (оркестр Хёнигсберга - Альбахари)
  • Ты и эта гитара (танго, музыка Е. Петербургского , русский текст Ротиновского) / Скучно (танго, Sasa Vlady) (оркестр Хёнигсберга - Альбахари)

Columbia (США)

Columbia (Австралия)

  • Комарик (украинская народная песня) / Карії очі (украинская песня) - на укр. яз., гитара, с аккомп. оркестра

Bellaccord (Латвия)

  • Эй, друг гитара! / ????
  • Капризная / Туманно на душе

Переиздания

Долгоиграющие пластинки (33 об./мин.)

  • Chants Tziganes de Russie par Pierre Lechtchenko, baryton (orchestre de Frank Foksa)
  • Peter Lescenco sings / Песни в исполнении Петра Лещенко
  • П. Лещенко (на конверте), P. Leshtchenko (на пластинке)
  • Peter Lestchenko. Russian songs
  • Russian tangos, vol. 2. Peter Leshtchenko and his Orchestra
  • Сентиментальные русские песни. Songs of old Russia. Peter Leshtchenko and his Orchestra
  • Поет Петр Лещенко [«Мелодия» M60 48297 001]
  • Поет Петр Лещенко - 2 [«Мелодия» M60 48819 008]
  • Поет Петр Лещенко - 3 [«Мелодия» M60 49001 004]
  • Поет Петр Лещенко - 4 [«Мелодия» M60 49243 005]
  • Поет Петр Лещенко - 5 [«Мелодия» M60 49589 000]

Компакт-диски

  • 2001 - Пой, цыган! (в серии «Кумиры прошлых лет»)
  • 2001 - Petr Lescenco singt

Лещенко Пётр Константинович - румынский и русский исполнитель эстрадной песни, танцор народных и характерных видов танца, ресторатор. Он родился в небольшом посёлке Исаево, что находится под Одессой. Матерью певца была Лещенкова Мария Калиновна, которая родила сына, не имея законного супруга. Лещенко никогда не знал своего родного отца. У него также были сводные сёстры.

Ранние годы жизни Лещенко П.К.

Ах, эти черные глаза
Меня пленили,
Их позабыть не в силах я,
Они горят передо мной.
Ах, эти черные глаза
Меня любили.
Куда же скрылись вы теперь,
Кто близок вам другой?

Лещенко Пётр Константинович

На протяжении восьми лет, маленький Пётр проходил обучение в домашней обстановке. Его воспитанием занимались мать, бабушка и супруг матери, работавший стоматологом. Мария Калиновна была очень одарённой женщиной, исполняла народные песни и могла похвастаться отличным слухом. Будущий певец также был одарён музыкальными способностями, принимая участие в хоре при церкви. Через шесть недель он становится учеником народного приходского училища города Кишинёва.

В семнадцатилетнем возрасте Пётр Лещенко заканчивает музыкальную и общеобразовательную школы и отправляется на войну. Он вступает в казацкий полк, затем занимает должность прапорщика и командира взвода. В августе 1917 года он получает контузию и тяжёлое ранение, и проходит лечение в больнице Кишинёва. Когда исполнитель окончательно выздоровел, он стал подданным Румынии. Это произошло после знаменитой революции, случившейся в октябре.

Жизнь в послевоенные годы и начало вокальной карьеры

После армейской службы, Лещенко трудился в различных сферах - был церковным служащим, членом квартета, исполнял народные танцы и был певцом при оперном театре города Кишинёва. В 1919 году он полностью погружается в эстрадную деятельность. Певец отправляется на гастроли, принимая участие в различных музыкальных коллективах, гитарном дуэте, а также исполняет сольные песни.

1926 год певца начался с гастрольного тура по европейским городам и ближневосточным странам. В 1931 судьба сводит его с Оскаром Строком, композитором. Он предлагает Лещенко записаться на студии и тот соглашается. Вскоре выходят пластинки с романсами певца - «Чёрные глаза», «Синяя рапсодия», «Татьяна», «Настя - ягодка» и другие.

Эти песни становятся настолько известными, что с исполнителем связывается фирма звукозаписи и предлагает заключить контракт. Он соглашается и записывает около ста восьмидесяти пластинок. Пётр начинает гастролировать по Европе и даёт концерты в Одессе, которая находится в оккупации солдатами Румынии.

Лещенко родился в селе Исаево Херсонской губернии (ныне Николаевский район, Одесская область). Мать родила его вне брака. В метрической книге районного архива есть запись: «Лещенкова Мария Калиновна, дочь отставного солдата родила сына Петра 02.06.1898». Крещён Пётр был 03.07.1898, в дальнейшем в документах Петра Лещенко фигурировала именно дата крещения - 3 июля 1898 года. В графе «отец» запись: «незаконнорождённый». Крёстные: дворянин Александр Иванович Кривошеев и дворянка Катерина Яковлевна Орлова.

Мать Петра обладала абсолютным музыкальным слухом, знала много народных песен и хорошо пела, что оказало должное влияние на формирование личности Петра, который с раннего детства также обнаружил незаурядные музыкальные способности. Семья матери вместе с 9-месячным Петром переехала в Кишинёв, где примерно спустя девять лет мать вышла замуж за зубного техника Алексея Васильевича Алфимова. Пётр Лещенко владел русским, украинским, румынским, французским и немецким языками.

Пётр Лещенко о себе писал:

В возрасте 9 месяцев с матерью вместе, а также с её родителями переехали на жительство в город Кишинёв. До 1906 года я рос и воспитывался дома, а затем, как имевший способности по танцам и музыке, был взят в солдатский церковный хор. Регент этого хора Коган позднее определил меня в 7-е народное приходское училище в Кишинёве. Одновременно с этим регент архиерейского хора Березовский, обратив на меня внимание, определил в хор. Таким образом, к 1915 году я получил общее и музыкальное образование. В 1915 году ввиду перемены голоса я в хоре участвовать не мог и остался без средств, поэтому решил пойти на фронт. Устроился вольноопределяющимся в 7-й Донской казачий полк и служил там до ноября 1916 года. Оттуда я был направлен в пехотную школу прапорщиков в город Киев, которую окончил в марте 1917 года, и мне было присвоено звание прапорщика. После окончания упомянутой школы через 40-й запасной полк в Одессе был отправлен на румынский фронт и зачислен в 55-й пехотный Подольский полк 14-й пехотной дивизии на должность командира взвода. В августе 1917 года на территории Румынии был тяжело ранен и контужен - и отправлен в госпиталь, сначала в полевой, а затем в город Кишинёв.

Революционные события октября 1917 года застали меня в этом же госпитале. Ещё и после революции я продолжал находиться на излечении до января 1918 года, то есть до момента захвата румынскими войсками Бессарабии.

Пётр Лещенко: личная жизнь, дети, сын


Возлюбленная Петра Константиновича Вера Георгиевна Белоусова родом из Одессы. Именно там она и познакомилась с Петром Константиновичем. Тогда, в мае 1942 года, в Одессе властвовали румынские фашисты, и оккупанты пригласили Петра Лещенко с концертом. Встреча произошла на репетиции в Русском драматическом театре. Увидев миловидную 19-летнею девушку, Лещенко попросил спеть Верочку, а во время ее выступления сразу же влюбился, хотя разница возрасте у них была 25 лет, а дома его ждали жена и 11-летний сын.

Позже музыканты рассказывали, что в глазах Петра Константиновича были слезы, когда я пела. – вспоминала Вера Георгиевна.- После концерта Петр Константинович нашел меня и пришел ко мне в тот вечер. Мы долго сидели, но говорил только он. Рассказывал нам с мамой, как, ступив на землю родную, стал на колени, в ладони набрал земли одесской и целовал ее. Мы видели, что не было в этом квасного патриотизма. Перед нами был человек, истосковавшийся по своей земле. Так Петр Константинович и остался. Не сразу, конечно, он был деликатен.

Петр Лещенко уже не хотел возвращаться к своей жене. Ухаживал за Верочкой, дарил цветы. Жена, артистка Зинаида Закит, не хотела давать развод. Петр Лещенко все равно не возвращался, стал жить в квартире своей возлюбленной.

Поскольку время было военным, то Петра Лещенко, как и всех мужчин, призывали воевать. Но ему не хотелось этого делать. В биографиях Лещенко говорится, что он несколько раз игнорировал повестки и от него отстали, потому что он был заметной фигурой. Однако все было не совсем так.

В мае 1944 года Петр Лещенко развелся со своей законной супругой Зинаидой Закит и зарегистрировал свой брак с Верой Белоусовой. Молодожены переехали из Одессы в Бухарест. Стали вместе ездить по гастролям, выступать в театрах и ресторанах Румынии. Но параллельно Петр Константинович писал письма Сталину и Калинину с просьбой поспособствовать возвращению в Советский Союз. Это и сыграло пагубную роль. В марте 1951 года Петра Константиновича арестовали прямо во время концерта в румынском городе Брашов.

Музыка. Петр Лещенко песни

С 1926 года в течение двух лет гастролирует по Европе и странам Ближнего Востока. После турне Петр возвращается в Румынию и некоторое время работает в театре «Театрул Ностра», но вскоре уезжает в Прибалтику, затем в Украину, где выступает в различных ресторанах. Его голос становится узнаваемым.

В конце 1931 года певец знакомится с видным композитором Оскаром Строком, который писал популярные мелодии в стиле танго и фокстрот, а также эстрадные песни и душевные романсы. По предложению Строка Петр Лещенко впервые записывает свой голос. Издаются граммофонные пластинки с песнями «Чёрные глаза», «Синяя рапсодия», «Скажите почему», а позже - «Татьяна», «Миранда» и «Настя-ягодка».

Успех этих песен приводит к тому, что исполнителю предлагает контракт румынский филиал английской фирмы звукозаписи «Columbia», на которой он записал более 80 пластинок. Также его записи издавались другими фирмами грамзаписи - немецкой «Parlophone Records», румынской «Electrecord» и латвийской «Bellaccord». Всего Петр Лещенко за свою жизнь успел записать около 180 пластинок.

Звукозапись поднимает известность Петра Лещенко, и он много гастролирует не только по Бессарабии, но и выступает в лучших залах Вены, Бухареста, Лондона.

В конце 1941 года вокалист давал ряд концертов в оккупированной румынскими войсками Одессе в центральном зале гостиницы «Бристоль».

Петр Лещенко: "Все что было" сериал

В сериале «Петр Лещенко. Все, что было…» рассказывается драматическая история жизни легендарного исполнителя романсов и народных песен Петра Лещенко (1898-1954). Картина расскажет о детстве и молодости певца, прошедших в Кишиневе, о сражениях в Первой мировой, о пламенной любви, о начале карьеры и о днях бурной славы.Знаменитого артиста в разном возрасте сыграли два актера – Иван Стебунов и Константин Хабенский.

Телефильм стал первой художественной картиной об одном из самых знаменитых исполнителей начала ХХ века. Над сценарием к сериалу работал Эдуард Володарский, создавший сценарии к таким всенародно любимым картинам, как «Свой среди чужих, чужой среди своих», «Страсти по Чапаю», «Мой друг Иван Лапшин» и многим другим.

В сериале «Петр Лещенко. Все, что было…», помимо исполнителей главных ролей Стебунова и Хабенского, также снимались: Виктория Исакова, Андрей Мерзликин, Борис Каморзин, Олег Мазуров, Мириам Сехон, Елена Лотова, Алексей Кравченко, Евгения Добровольская, Евгений Сидихин и др.

Петр Лещенко Все что было сериал актеры и роли, кто исполняет песни

Здорово и абсолютно синхронно с Хабенским, роль молодого Лещенко сыграл Иван Стебунов.

Вообще на сегодняшний день, личность Петра Лещенко явно недооценена - он был не просто шансонье (в хорошем, французском смысле этого слова), исполнителем цыганских песен и русских романсов, Лещенко был самым знаменитым не-аргентинским музыкантом танго! И спасибо режиссеру, что он с таким уважением и талантом воздал должное памяти этого великого Артиста.


По жанру, этот фильм - не байопик-мюзикл, а скорее музыкальная драма, атмосфера фильма, как и судьба самого Лещенко довольно трагична, но чего еще ожидать, говоря о стране, которая с завидным аппетитом пожирает своих гениев.

В годы творчества главный герой картины никогда не боялся отправляться в наиболее опасные места, где бушевали ожесточенные сражения. Там он проводил концерты, поднимавшие боевой дух и настрой бойцов, благодаривших и боготворивших творческого деятеля. Из очередного путешествия Петр мог вернуться с травмами, но любовь к Родине и вера в собственные силы позволила Лещенко пройти множество испытаний, оставаясь на своих ногах.

Великолепная кинолента покажет захватывающую историю великого человека, которого не сломила даже война.Сериал является кинобиографией популярного певца, в исполнении которого звучали «У самовара», «Не уходи», «Чёрные глаза», «Комарик», «Чубчик», «Моя Марусечка», «Прощай, мой табор» и многие другие известные песни 1930-1940-х годов.

Песни из сериала Петр Лещенко

Певец Лещенко Петр Константинович, фото



Петр Лещенко и Зинаида Закитт

Свою технику танца он считал несовершенной, поэтому поступил на обучение в лучшую французскую школу балетного мастерства. Здесь произошло его знакомство с артисткой Зинаидой Закитт, её сценическое имя было Жени. Зинаида по происхождению была латышкой, родом из Риги. Вместе с Петром Жени разучила несколько номеров, и они стали выступать в паре в ресторанах Парижа. К ним быстро пришёл оглушительный успех, а вскоре Пётр и Зинаида поженились.

С 1926 года с поляками-музыкантами Лещенко и Закитт в течение двух лет гастролировали по Европе и Ближнему Востоку. Им рукоплескали в Салониках и Константинополе, в Афинах и Адане, в Алеппо и Смирне, Дамаске и Бейруте.

После гастрольного тура супруги вернулись в Румынию, где поступили на работу в театр под названием «Театрул Ностра», который находился в Бухаресте. Но долго на одном месте они не задерживались. Около трёх месяцев выступали в ресторане в Черновцах, потом давали номера в Кишинёве по кинотеатрам. Позже их пристанищем стала Рига, где Пётр один поступил на работу в ресторан «А. Т.» как вокалист. Танцевать они прекратили по причине беременности Зинаиды. В начале 1931 года у пары родился сын Игорь.

Работая в ресторане, Пётр познакомился с композитором Оскаром Строком, который впоследствии написал для певца много песен и романсов. Его музыкальные композиции набирали популярность, Лещенко начал сотрудничать с другими композиторами и с 1932 года начал записываться на фирмах грампластинок.

В 1933 году Пётр с женой и ребёнком обосновался в Бухаресте, откуда иногда выезжал в турне и на записи. Зинаида также вернулась к танцам, и пара снова начала совместные выступления.

В 1935 году Пётр открыл свой ресторан под названием «Лещенко», в котором выступал сам, а также огромной популярностью пользовался ансамбль «Трио Лещенко», в него входили Зинаида и младшие сёстры Петра.

Смерть Петра Лещенко

Сотрудничество с немецкой студией грамзаписи и гастроли в западных странах не остались незамеченными Советской властью. Социалистическая система, к которой после второй мировой войны присоединилась и Румыния, посчитала певца неблагонадежным, непозволительно пошлым и даже антикоммунистическим. Также ему ставилось в вину, что он принудил к переезду в Румынию советскую гражданку Белоусову, которая после брака с Лещенко стала официально считаться в СССР предательницей родины.

По прямому приказу из Москвы органы государственной безопасности Румынии арестовывают Петра Лещенка прямо в антракте концерта, который состоялся в городе Брашов в конце марта 1951 года.

В течение трех лет его переводили из одной тюрьмы в другую. Лещенко находился в Жилаве, Капул Мидиа, Борджеште, а в 1954 году был переведен в тюремную больницу Тыргу-Окна, так как у него открылась старая язва желудка. Была проведена операция, но из больницы он так и не был выписан. Новое обострение и ослабленный тюремным заключением организм стали причиной смерти Петра Константиновича Лещенко 16 июля 1954 года.

Петр Лещенко песни слушать

Черные глаза
Мое последнее танго
Скажите почему
У самовара
Настя-ягодка
Пой цыган, плачь, цыган
Татьяна
Миранда
Стаканчики граненые
Синяя рапсодия

Многих и сегодня, спустя более полувека после смерти великого артиста, интересует биография Петра Лещенко. Этот человек оставил свой след в сердцах людей многих жителей бывшего СССР. Биография Петра Лещенко известна старшему поколению. Однако молодежь с этим артистом, как правило, незнакома. Предлагаем узнать о его жизни и творчестве, прочитав эту статью.

Родители будущего артиста

Петр Константинович появился на свет в 1898 году, 3 июля. Малая родина Петра Лещенко - село Исаево, расположенное около Одессы. Мария Константиновна, мать мальчика, была неграмотной бедной крестьянкой. Отца, который умер, когда будущему артисту было лишь 3 года, заменил Алфимов Алексей Васильевич, ставший отчимом Петра. Это был добрый, простой человек, который умел и любил играть на гитаре и гармонике.

Детские годы

Когда мальчику было 9 месяцев, он перебрался вместе с матерью и ее родителями на новое место жительства - в Кишинев. Петр до 1906 года воспитывался дома, а потом, как имевший способности в музыке и танцах, взят был в солдатский церковный хор. Коган, регент его, определил мальчика затем в 7-е приходское народное училище города Кишинева. Березовский в это же время определил его в архиерейский хор (Березовский был его регентом). Так к 1915 году Петр получил музыкальное и общее образование. Из-за перемены голоса в этом году он не мог участвовать в хоре и остался без средств. И Петр решил отправиться на фронт. Он устроился в 7-й Донской казачий полк вольноопределяющимся и служил в нем до ноября 1916 года. Биография Петра Лещенко продолжилась тем, что он был направлен в Киев, в пехотную школу прапорщиков, которую закончил в марте 1917 года.

Петр отправляется в армию и получает ранение

Воевавшая за Антанту Румыния начала терпеть поражения. Для помощи ее армии в числе мобилизованных Петр досрочно отправился на передовую. Лещенко после тяжелого ранения попал в госпиталь. Здесь он и встретил Октябрьскую революцию. Политическая ситуация в Румынии теперь изменилась: страна решила в одностороннем порядке давний территориальный спор, присоединив себе новые земли. В 1918 году (в январе) она оккупировала Бессарабию, принадлежавшую ранее России.

Первые годы после революции

Таким образом Лещенко Петр Константинович оказывается неожиданно для себя эмигрантом. Он работает и певчим, и столяром, и мойщиком посуды, подрабатывает в кафе и кинотеатрах. В 1918-19 годах, к примеру, Лещенко выступал как артист между сеансами в кинотеатрах "Сузанна" и "Орфеум".

После выхода из госпиталя Петр жил некоторое время у своих родственников. Лещенко до 1919 года работал токарем у частника, после чего служил псаломщиком в построенной при Ольгинском приюте церкви, а также был подрегентом церковного хора в кладбищенской и Чуфлинской церквях. В это же время он участвовал в вокальном квартете, а также пел в Кишиневской опере. В составе танцевальной группы под названием "Елизаров" (Антонина Канзигер, Товбис и Данила Зельцер) с осени 1919 года Петр выступал 4 месяца в театре Бухареста "Алягамбра". Затем он захотел увереннее себя чувствовать в танце, так как ощутил недостаток своей профессиональной подготовки. Петр решил поступить в Париже в балетную школу Трефиловой. Эта школа была в числе лучших во Франции. В 1923 году Лещенко уехал в Париж.

Встреча с Зинаидой Закис

Лещенко познакомился в столице Франции с очаровательной Зинаидой Закис, 19-летней танцовщицей. Она приехала вместе с хореографическим ансамблем из Риги в этот город. Через 2 года они поженились. После этого подготовили несколько совместных песенно-танцевальных номеров Зинаида и Петр Лещенко. Жена его была прекрасной классической балериной. Она исполняла и сольные номера.

Гастроли за границей и начало сольной карьеры

Дуэт супругов летом 1926 года гастролировал по странам Ближнего Востока и Европы и приобрел известность. Петр и Зинаида в 1928 году приехали в Кишинев, где Лещенко познакомил свою жену с отчимом, матерью и сестрами.

После того как Зинаида забеременела, ей пришлось временно оставить сцену, и Лещенко Петр Константинович стал самостоятельно выступать с концертными программами. В 1931 году, в январе, у Петра родился сын, Игорь Лещенко. Петр Константинович начал сольную карьеру в 32 года - далеко не юный возраст. Тем не менее его ожидал ошеломительный успех. Афиши всего Кишинева вскоре запестрели плакатами, извещающими о концертах этого артиста. И цветы, признания, овации посыпались со всех сторон.

Сотрудничество с известными композиторами

Певец подружился с Оскаром Строком, прославленным композитором, который был создателем популярнейших фокстротов, романсов, танго и песен. Именно ему удалось соединить интонации аргентинского танго с задушевностью и мелодичностью русского романса. Лучшие произведения этого известного композитора исполнил и записал Лещенко: "Синюю рапсодию", "Черные глаза", "Скажите почему" и другие романсы и танго маэстро. Он также работал с другими композиторами, например, с Марком Марьяновским, который был автором "Насти-ягодки", "Миранды" и "Татьяны".

Переезд в Бухарест и открытие "Нашего домика"

Лещенко в первой половине 30-х годов переехал в Бухарест на постоянное жительство. Здесь он пел некоторое время в кафе под названием "Галерея Лафайета".

Затем Лещенко, Кавура и Геруцкий открыли в 1933 году в Бухаресте небольшой ресторанчик и назвали его "Наш домик". Геруцкий вложил капитал и встречал гостей. Кавура, опытный повар, хозяйничал на кухне, а Лещенко создавал настроение в заведении, играя на гитаре. Мать и отчим Лещенко принимали гардероб посетителей. Хорошо пошли дела в "Нашем домике": недостатка в посетителях не было, в связи с большим их количеством пришлось даже задуматься о перемене помещения.

Ресторан "Лещенко"

Так на улице Виктория, главной улице Бухареста, осенью 1936 года открыт был новый ресторан под названием "Лещенко". Так как Петр Константинович имел большую популярность в городе, это место посещало изысканное румынское и русское общество. Гостям играл великолепный оркестр. Зинаида сделала хороших танцовщиц из сестер Петра - Кати и Вали. Выступали все вместе, однако Лещенко был гвоздем программы. В ресторанчике также начинала свою карьеру Алла Баянова, ставшая впоследствии знаменитой певицей.

Растущая популярность

Петр Лещенко, история жизни которого нас интересует, в 1935-40 годах сотрудничал с такими фирмами грамзаписи, как "Колумбия" и "Беллакорд". Он выпустил в этот период более 100 песен, разных по жанру. И по радио, и в ресторанах, и на вечеринках звучали песни этого певца. Пластинки Лещенко попали даже в СССР. Особенно много их было на черных рынках и базарах Прибалтики и Бессарабии, включенных в состав Советского союза в 1940 году. Однако они не звучали по советскому радио. Лещенко оставался по-прежнему эмигрантом.

Жизнь Петра Лещенко в Румынии

Петр Константинович был весьма уважаем, живя среди румын, хотя не испытывал к ним особой любви. Лещенко часто восхищался музыкальностью этого народа. Петр не курил, однако любил выпить. Его слабостью были хорошие вина и шампанское, которых было чрезвычайно много в ту пору в Румынии. Часто певца и владельца самого модного в Бухаресте ресторана встречали немного пьяным, что было почти незаметно в атмосфере ресторанного угара. Петр пользовался большим успехом у женщин и был неравнодушен к ним. О популярности Лещенко в это время говорит один интересный факт. Отец Михая, лидера династии, правящей в Румынии, король Карл часто привозил его в свой загородный особняк в бронированном авто. Ему нравились романсы Лещенко Петра.

Оккупация Одессы и посещение этого города Лещенко

В 1940 году прошли последние концерты этого артиста в Париже. В 1941 на Советский Союз напала Германия, Румыния оккупировала Одессу. Петра Лещенко вызвали в полк, однако он отказался воевать против своего народа. Тогда его судил офицеский суд, однако Лещенко отпустили, как популярного певца.

Прошел практически год с начала Великой Отечественной войны. В мае 1942 года певец Петр Лещенко приехал в Одессу. Он прибыл в этот город, оккупированный румынскими войсками, 19 мая и остановился в местной гостинице "Бристоль". 5, 7 и 9 июня Петр провел сольные концерты в Русском драматическом театре. Настоящий ажиотаж начался в городе: с раннего утра выстраивались очереди за билетами. Все концерты, по требованию командования Румынии, должны были обязательно начинаться с песни, исполненной на румынском языке. И лишь затем звучали знаменитые "Две гитары", "Моя Марусичка", "Татьяна". Концерты заканчивались "Чубчиком".

Знакомство с Верой Белоусовой

В это же время Лещенко впервые встретил Веру Белоусову, которая стала в дальнейшем женой певца. Стройная красивая девушка с аккордеоном покорила сердце Петра. Вскоре они начали выступать вместе.

Служба в Крыму и регистрация нового брака

Петра Константиновича в октябре 1943 года призвали в армию. Он работал в Крыму заведующим офицерской столовой и возвратился в Румынию с приближением советских войск.

Петр Константинович в мае 1944 года официально развелся со своей супругой Зинаидой Закис и зарегистрировал отношения с Верой Белоусовой. Он давал концерты после прихода Красной армии, играя в госпиталях, офицерских клубах, воинских гарнизонах. Также Петр Лещенко исполнял патриотические песни, посвященные русским девушкам, которые он сочинил сам, - "Надя-Надечка", "Наташа", пел песню "Темная ночь" Богословского, а также популярные в то время русские песни. Его новая жена выступала вместе с ним.

Изменение репертуара

Супруги с лета 1948 года выступали в различных кинотеатрах и кафе Бухареста. Затем они нашли работу в Театре эстрады, только что созданном. В это время Лещенко было уже более 50 лет. Его репертуар, в соответствии с возрастом, также изменился. Песни в исполнении Петра Лещенко стали более сентиментальными. Из программ постепенно ушли темповые шлягеры, такие как "Настенька" и "Моя Марусичка", появился вкус к романсам и лирике, окрашенным грустью и тоской. Даже в сделанных в 1944-45 годах пластиночных записях доминирует нерадостная тональность: "Колокольчик", "Бродяга", "Не уходи", "Вечерний звон", "Сердце мамы" и др.

Арест и смерть в тюрьме

В начале 1951 года Лещенко начал очередное ходатайство о своем возвращении на Родину, в СССР. Он был арестован в марте органами безопасности Румынии за то, что был офицером армии, в которой главнокомандующим являлся будущий советский орденоносец. К этому времени Румыния превратилась из "антинародной монархии" в Народную Республику. Лещенко, русский певец, умер в 1954 году в тюремной больнице Бухареста не то от отравления, не то от язвы желудка. На этом заканчивается биография Петра Лещенко, однако память о нем до сих пор жива.

Судьба родственников Петра

Белоусова Вера Георгиевна была арестована через год после этого. "За измену Родине" она получила 25 лет. Верховный суд СССР в июне 1954 года вынес решение освободить бывшую комсомолку за отсутствием состава преступления. Известно, что Белоусова в 1941 году пела защитникам Одессы. Вера Георгиевна - одесситка по рождению. Во время обороны этого города она выезжала с концертами на фронт и даже была ранена во время очередного выезда. Сейчас Вера Георгиевна полностью реабилитирована. Лещенко Вера Георгиевна выступала как певица, пианистка и аккордеонистка на многих сценах страны, пела в "Эрмитаже" в Москве. В середине 80-х она ушла на заслуженный отдых. Вера Георгиевна умерла в 2009 году в Москве.

Валентина, сестра Петра, однажды видела брата, когда его вел по улице конвой рыть канавы. Свою сестру заметил и плакал Петр Лещенко.

Дети этого певца и их судьба также интересуют многих. Поэтому нельзя не упомянуть о том, что его сын Игорь был прекрасным балетмейстером, работавшим в Бухарестском театре. Он умер в возрасте 47 лет.

Петр Лещенко родился в селе Исаево, которое расположено в Одесской области. Мать - Мария Калиновна Лещенкова родила сына вне брака, и своего биологического отца он так и не узнал. Как незаконнорожденному Петру не выдали метрику, и первым документом стало свидетельство о крещении, которое состоялось 3 июля 1898 года. У Петра были младшие сводные сестры Валентина и Екатерина.

Через 9 месяцев после рождения первенца Мария Калиновна уезжает с родителями в Кишинев. До 8 лет мальчик был на домашнем воспитании, которым занималась мать, бабушка и отчим Алексей Васильевич Алфимов, который был зубным техником. Мария обладала абсолютным музыкальным слухом, любила и умела петь, знала наизусть множество народных песен. Эти способности передались по наследству и Петру, которого в 1906 году за проявленные способности в области вокала и танцев принимают в солдатский церковный хор, а через несколько месяцев его зачисляют в 7-е народное приходское училище в Кишинёве. Таким образом, в 17 лет Петр Лещенко окончил и общеобразовательную и музыкальную школы.


Тогда же юношу забирают на фронт. Сначала он год прослужил в 7-й Донском казачьем полку, а затем после окончания киевской пехотной школы прапорщиков - в одесском 40-й запасном полку в должности прапорщика, еще позже - командиром взвода подольского пехотного полка. В конце лета 1917 года был контужен, получил тяжелое ранение и был отправлен на лечение в кишиневский госпиталь. Выздоровление затянулось, и вышел из госпиталя Лещенко уже после октябрьской революции. И так как Бессарабия отошла к Румынии, то будущий певец оказался румынским подданным.

После армии он работал в разных направлениях - был токарем, занимал разные должности в церкви, пел в вокальном квартете, танцевал в театре и пел в Кишеневском Оперном театре.


В конце 1919 года Петр Лещенко переключается исключительно на эстрадную деятельность. Много гастролирует в составе танцевальной группы «Елизаров», с балалаечным ансамблем «Гусляр», выступает как сольный певец и в гитарном дуэте. Попав в Париж, поступает в известную в то время балетную школу Трефиловой, после окончания которой работает в престижном ресторане «Норманди» с танцевальными и вокальными номерами.

Музыка

С 1926 года в течение двух лет гастролирует по Европе и странам Ближнего Востока. После турне Петр возвращается в Румынию и некоторое время работает в театре «Театрул Ностра», но вскоре уезжает в Прибалтику, затем в Украину, где выступает в различных ресторанах. Его голос становится узнаваемым.


В конце 1931 года певец знакомится с видным композитором Оскаром Строком, который писал популярные мелодии в стиле танго и фокстрот, а также эстрадные песни и душевные романсы. По предложению Строка Петр Лещенко впервые записывает свой голос. Издаются граммофонные пластинки с песнями «Чёрные глаза», «Синяя рапсодия», «Скажите почему», а позже - «Татьяна», «Миранда» и «Настя-ягодка».

Успех этих песен приводит к тому, что исполнителю предлагает контракт румынский филиал английской фирмы звукозаписи «Columbia», на которой он записал более 80 пластинок. Также его записи издавались другими фирмами грамзаписи - немецкой «Parlophone Records», румынской «Electrecord» и латвийской «Bellaccord». Всего Петр Лещенко за свою жизнь успел записать около 180 пластинок.

Звукозапись поднимает известность Петра Лещенко, и он много гастролирует не только по Бессарабии, но и выступает в лучших залах Вены, Бухареста, Лондона.

В конце 1941 года вокалист давал ряд концертов в оккупированной румынскими войсками Одессе в центральном зале гостиницы «Бристоль».

Личная жизнь

Во время обучения в балетной школе во Франции Петр Лещенко познакомился с латышкой Жени Закитт, которая приехала учиться в ту же школу из Риги. В том же году они официально зарегистрировали свой брак. Супруги на все гастроли ездили вместе и много выступали в дуэте. В этом союзе у них в январе 1931 года родился сын Икки Лещенко.


Во время второй мировой войны, находясь на гастролях в Одессе, Петр Константинович знакомится с 19-летней студенткой консерватории Верой Белоусовой. В один из первых вечеров он делает девушке предложение и уезжает в Бухарест для оформления развода с Закитт, с которой все еще был официально расписан. Из-за войны и угроз мобилизации свадьба на долгое время была отложена. Только в 1944 году Лещенко и Белоусова смогли зарегистрировать свой брак.

Пётр Лещенко свободно владел русским, украинским, румынским, французским и немецким языками.

Смерть

Сотрудничество с немецкой студией грамзаписи и гастроли в западных странах не остались незамеченными Советской властью. Социалистическая система, к которой после второй мировой войны присоединилась и Румыния, посчитала певца неблагонадежным, непозволительно пошлым и даже антикоммунистическим. Также ему ставилось в вину, что он принудил к переезду в Румынию советскую гражданку Белоусову, которая после брака с Лещенко стала официально считаться в СССР предательницей родины.

По прямому приказу из Москвы органы государственной безопасности Румынии арестовывают Петра Лещенка прямо в антракте концерта, который состоялся в городе Брашов в конце марта 1951 года.

В течение трех лет его переводили из одной тюрьмы в другую. Лещенко находился в Жилаве, Капул Мидиа, Борджеште, а в 1954 году был переведен в тюремную больницу Тыргу-Окна, так как у него открылась старая язва желудка. Была проведена операция, но из больницы он так и не был выписан. Новое обострение и ослабленный тюремным заключением организм стали причиной смерти Петра Константиновича Лещенко 16 июля 1954 года.

Известные песни

  • Черные глаза
  • Мое последнее танго
  • Скажите почему
  • У самовара
  • Настя-ягодка
  • Пой цыган, плачь, цыган
  • Татьяна
  • Миранда
  • Стаканчики граненые
  • Синяя рапсодия