Петя и волк и другие. Концерт «Петя и волк» и другие музыкальные истории Билеты на концерт

Мир детства, детских игр и занятий долгое время не являлся объектом интереса композиторов. Иоганн Себастьян Бах сочинял легкие клавирные пьесы для своих учеников, также как и Вольфганг Амадей Моцарт - для своих, но все это была музыка, ориентированная на «взрослый», серьезный стиль и лишь изложенная на доступном для начинающих музыкантов уровне. Только с наступлением эпохи романтизма начинают появляться сочинения, в которых звучат специфически «детские» темы – игры, прогулки, сказки. Наиболее известные сборники фортепианных пьес для детей, появившиеся в XIX веке, – «Детские сцены» Шумана и «Детский альбом» Чайковского. Позже, на рубеже XIX-XX веков, аналогичные сочинения пишут Лядов, Гедике, Гречанинов. XX век был богат на детскую музыку, развитию которой способствовали успехи детской музыкальной педагогики. Одним из авторов, в чьем творчестве детская тема нашла блестящее воплощение, стал Сергей Прокофьев.

Самое известное произведение Прокофьева для детей – симфоническая сказка «Петя и волк», написанная в 1936 г. Инициатором ее создания стала Наталия Сац, родоначальница детского музыкального театра в России: она решила познакомить маленьких зрителей своего театра с симфоническим оркестром. Прокофьев с удовольствием откликнулся на ее предложение и за четыре дня написал пьесу для оркестра и чтеца на собственный текст, назвав ее симфонической сказкой.

События этой сказки развиваются весьма быстро и драматично. Юный пионер Петя, выйдя ранним утром на прогулку, встречает двух своих друзей – Птичку и Утку. Тут же неподалеку оказывается Кошка, собирающаяся утащить кого-нибудь из птиц. Петя успевает их вовремя предупредить, и Кошка остается ни с чем. В следующем эпизоде история принимает более опасный оборот: из леса выбегает Волк. Храброму Пете снова удается спасти друзей, поймав Волка в веревочную петлю. Как настоящий пионер Петя проявляет благородство по отношению к обидчику: пришедшим за Волком охотникам он предлагает отвести зверя в зоопарк. Несмотря на то, что сюжет получился оригинальным и увлекательным, он не был самоцелью для Прокофьева: «Мне важна была не сама сказка, а то, чтобы дети слушали музыку, для которой сказка была только предлогом». Композитор помнил о своей задаче – показать детям окраску голосов разных инструментов, поэтому каждому герою он определил свой собственный лейт-тембр. В результате, голоса оркестровых инструментов чудесным образом оживают: флейта становится юркой маленькой птичкой, гобой – важно крякающей уткой, а фагот – ворчливым дедушкой. За некоторыми персонажами закрепляется сразу группа однородных инструментов: благородного Петю изображает струнный квартет, хищного Волка – валторновое трио.

Симфоническая сказка Прокофьева быстро приобрела популярность и даже стала основой для нескольких мультфильмов, среди которых два советских и один – студии Уолта Диснея. И сейчас «Петя и волк» остается в числе произведений-«любимцев» как взрослых, так и детей. Этому служит, во многом, уникальность замысла Прокофьева. В академической музыке есть, пожалуй, еще только одно произведение, целенаправленно знакомящее слушателя с оркестровыми тембрами – «Путеводитель по оркестру для юных слушателей» Бенджамина Бриттена.

Меньшей известностью, чем «Петя и волк», пользуется Детская сюита «Летний день» Прокофьева для камерного оркестра, хотя ее музыка так же свежа и красочна, как, впрочем, и вся музыка Прокофьева. «Детская сюита» состоит из семи номеров: «Утро», «Пятнашки», «Вальс», «Раскаяние», «Марш», «Вечер», «Ходит месяц». Уже их названия говорят о том, что Прокофьев здесь продолжает традиции Чайковского и Шумана, в циклах которых пьесы изображают день ребенка с момента пробуждения до наступления сна. Разделы сюиты разнообразны по жанру и характеру. Нежные пейзажные части обрамляют в ней жанровые номера («Пятнашки», «Вальс» и «Марш»), а в центре находится щемящая лирическая миниатюра («Раскаяние»).

«Петя и волк» и Детская сюита – произведения, предназначенные скорее для детского слуха, нежели для демонстрации исполнительских качеств. Но есть у Прокофьева и те, что как раз предназначены для исполнения детьми. В концерте прозвучат несколько из них: «Дождь и радуга» и «Прогулка» из «Детских пьес» для фортепиано и песни «Болтунья» и «Поросята» из «Трех детских песен».

В концерте примут участие Ксения Дежнева (сопрано), Юлия Мазурова (меццо-сопрано), Александр Праведников (фортепиано), Николай Мухаметов (фортепиано), Евгений Редько (чтец), Камерный оркестр Большого театра (дирижер Михаил Цинман).

Оксана Усова

10 фактов о музыкальном произведении и его создателе собрала Наталья Летникова.

1. Музыкальная история появилась с легкой руки Натальи Сац. Руководитель Детского музыкального театра попросила Сергея Прокофьева написать музыкальную историю, рассказанную симфоническим оркестром. Чтобы дети не заблудились в дебрях классической музыки, есть пояснительный текст - тоже авторства Сергея Прокофьева.

2. Мелодия скрипки в духе пионерского марша. Мальчик Петя встречает едва ли не весь симфонический оркестр: птичку - флейту, утку - гобой, кошку - кларнет, волка - три валторны. Выстрелы звучат звуком большого барабана. А ворчащий фагот выступает в роли дедушки. Гениальное просто. Животные разговаривают музыкальными голосами.

3. «Увлекательное содержание и неожиданные события». От замысла до воплощения - работы на четыре дня. Ровно столько потребовалось Прокофьеву, чтобы история зазвучала. Сказка стала лишь предлогом. Пока дети следят за сюжетом, волей-неволей узнают и названия инструментов, и их звучание. Ассоциации помогают это запомнить.

«Каждый персонаж сказки имел свой лейтмотив, поручаемый одному и тому же инструменту: утку изображает гобой, дедушку - фагот и т. д. Перед началом исполнения инструменты показывали детям и играли на них темы: за время исполнения дети слышали темы многократно и выучивались распознавать тембр инструментов - в этом и педагогический смысл сказки. Мне важна была не сама сказка, а то, чтобы дети слушали музыку, для которой сказка была только предлогом».

Сергей Прокофьев

4. Первое мультвоплощение. «Петю и волка» в 1946 году экранизировал Уолт Дисней. Партитуру еще не опубликованного произведения мультмагнату передал сам композитор при личной встрече. Дисней был так впечатлен прокофьевским творением, что решил нарисовать историю. В итоге мультфильм вошел в золотую коллекцию студии.

5. «Оскар»! В 2008 году короткометражка «Петя и волк» интернациональной команды из Польши, Норвегии и Британии получила приз Американской киноакадемии за лучший анимационный короткометражный мультфильм. Мультипликаторы обошлись без слов - только картинка и музыка в исполнении Лондонского симфонического оркестра.

6. Петей, уткой, кошкой и другими персонажами симфонической сказки становились лучшие инструменты мира. Музыкальная история звучала в исполнении Государственного симфонического оркестра СССР под управлением Евгения Светланова и Геннадия Рождественского, филармонических оркестров Нью-Йорка, Вены и Лондона.

7. Петя и волк на пуантах. Одноактный балет по произведению Прокофьева ставили в середине ХХ века в филиале Большого театра - нынешнем Театре оперетты. Спектакль не прижился - прошел всего девять раз. Одной из самых известных зарубежных постановок стал спектакль британской Королевской балетной школы. Главные партии танцевали дети.

8. Рок-версией отметили 40-летие симфонической сказки. Известные рок-музыканты, в числе которых вокалист группы Genesis Фил Коллинз и отец эмбиента Брайан Ино, организовали постановку рок-оперы «Петя и волк» в Великобритании. В проекте участвовали гитарист-виртуоз Гэри Мур и джазовый скрипач Стефан Граппелли.

9. Закадровый голос «Пети и волка». Только узнаваемые тембры: первой исполнительницей стала первая в мире женщина - оперный режиссер Наталия Сац. В списке - оскароносные английские актеры рыцарского звания: Джон Гилгуд, Алек Гиннесс, Питер Устинов и Бен Кингсли. Выступала от автора и голливудская кинодива Шэрон Стоун.

«Мы с Сергеем Сергеевичем фантазировали возможные сюжеты: я - словами, он - музыкой. Да, это будет сказка, главная цель которой - познакомить младших школьников с музыкальными и инструментами; у нее должно быть увлекательное содержание, неожиданные события, чтобы ребята слушали с непрерывным интересом: а что будет дальше? Решили так: нужно, чтобы в сказке были действующие лица, которые могут ярко выразить звучание того или иного музыкального инструмента».

Наталия Сац

10. 2004 год - премия «Грэмми» в номинации «Детский альбом в разговорном жанре». Высшую американскую музыкальную награду взяли политики двух супердержав - экс-президенты СССР Михаил Горбачев и США Билл Клинтон, а также звезда итальянского кино Софи Лорен. Второй сказкой диска стала работа французского композитора Жана Паскаля Бейнтуса. Классика и современность. Задача, как и десятилетия назад, - сделать музыку понятной для детей.

Сергей Прокофьев. Симфоническая сказка «Петя и волк»

Во всё мире и взрослые и дети знают и любят симфоническую сказку Сергея Прокофьева «Петя и волк». Впервые сказка была исполнена в 1936 году в концерте Московской филармонии. Однако самой удачной постановкой считается инсценировка, осуществлённая Детским музыкальным театром имени Наталии Сац. Тогда текст читала сама Наталия Сац.

В своей автобиографии Сергей Прокофьев писал: «Каждый персонаж сказки имел свой лейтмотив, поручаемый одному и тому же инструменту: утку изображает гобой, дедушку - фагот и т. д. Перед началом исполнения инструменты показывали детям и играли на них темы: за время исполнения дети слышали темы многократно и выучивались распознавать тембр инструментов - в этом и педагогический смысл сказки. Мне важна была не сама сказка, а то, чтобы дети слушали музыку, для которой сказка была только предлогом».

Исполняется эта сказка так: чтец читает её небольшими отрывками, а симфонический оркестр играет музыку, которая изображает всё то, о чём рассказывается в сказке. Композитор последовательно представляет каждую группу оркестра.

Петя

Сначала звучит струнная группа, исполняющая тему главного героя сказки Пети. Бодро и задорно шагает Петя под музыку марша, как бы напевая лёгкую, озорную мелодию. Светлая, жизнерадостная тема воплощает неунывающий характер мальчика. Петю Сергей Прокофьев изобразил при помощи всех струнных инструментов - скрипок, альтов, виолончелей и контрабасов.

Темы Птички, Утки, Кошки и Дедушки представлены в исполнении деревянных духовых инструментов – флейта, гобоя, кларнета, фагота.

Птичка

Птичка весело чирикает: «Все вокруг спокойно». Звучит лёгкая, как бы порхающая мелодия на высоких звуках, остроумно изображая птичий щебет, порханье Птички. Её исполняет деревянный духовой инструмент – флейта.

Утка

В мелодии Утки отражены её неповоротливость, переваливающаяся с боку на бок походка и даже как будто слышно её кряканье. Мелодия становится особенно выразительной в исполнении мягко звучащего, немного «гнусавого» гобоя.

Кошка

Отрывистые звуки мелодии в низком регистре передают мягкую, вкрадчивую поступь хитрой Кошки. Мелодию исполняет деревянный духовой инструмент – кларнет. Стараясь не выдать себя, Кошка то и дело останавливается, замирая на месте. В дальнейшем композитор покажет виртуозный блеск и огромный диапазон этого замечательного инструмента в эпизоде, где перепуганная Кошка стремительно взбирается на дерево.

Дедушка

Музыкальная тема Дедушки выразила его настроение и характер, особенности речи и даже походки. Дедушка говорит басом, неторопливо и как будто немного ворчливо – так звучит его мелодия в исполнении самого низкого деревянного духового инструмента – фагота.

Волк

Музыка Волка резко отличается от уже знакомых нам тем других персонажей. Она звучит в исполнении медного духового инструмента – валторны. Грозное завывание трёх валторн звучит «страшно». Низкий регистр, мрачные минорные краски изображают Волка опасным хищником. Его тема звучит на фоне тревожного тремоло струнных, зловещего «шипения» тарелок и «шуршания» барабана.

Охотники

Наконец-то появляются бравые охотники, идущие по следам Волка. Выстрелы охотников эффектно изображены громом литавр и барабанов. Но к месту происшествия охотники пришли с опозданием. Волк был уже пойман. Музыка будто добродушно подсмеивается над незадачливыми стрелками. «Боевому» маршу охотников аккомпанируют малый барабан, тарелки и бубен. Так мы знакомимся с тембрами инструментов ударной группы.

Сказка заканчивается торжественным шествием всех её участников. В последний раз звучат их темы. Ведущей становится тема Пети, превращённая в победный марш.

Целью этого произведения было ознакомление маленьких слушателей с инструментами симфонического оркестра. Слово чтеца (текст также принадлежал композитору) чередовалось с музыкой, которая образно, с присущим Прокофьеву юмором, изображала ситуации и характеры. Каждый персонаж был представлен тембром того или иного инструмента: Петрика изображала группа струнных, Дедушки - фагот, Птичку - флейта, Кошку - кларнет, Вовка - валторны, выстрелы охотников - литавры и барабан.

Сказка понравилась и детям, и взрослым. Самые известные дирижеры включали произведение в свой репертуар. Вслед за первой исполнительницей Натальей Сац сказку рассказывали слушателям Жерар Филип, Вера Марецкая, Элеонора Рузвельт..

Яркая театральность и выраженная танцевальность этой музыки заинтересовали и хореографов. Балет "Петрик и Волк", начиная от первой постановки в США в 1940 году, ставился на сценах театров Великобритании, Бельгии, Германии, Италии...

Сказку Прокофьева симфонический оркестр Киевского муниципального театра оперы и балета для детей и юношества выполняет уже более почти три десятилетия. Она была одним из первых произведений в его репертуаре.

А в 1999 году балетмейстер Валерий Ковтун на сцене театра осуществил первую в Украине постановку балета "Петя и Волк". И если это симфоническая сказка знакомит детей с музыкальными инструментами, цель спектакля - еще и знакомство с искусством классического танца. Именно его речь рассказывает о смелом мальчика, который с помощью Птички сумел перехитрить и проучить Вовка. Язык балета заменяет и голос чтеца. А вся эта история - веселое лицедейство, придуманное фантазией Композитора, который мгновенно превращается в Дедушку и вызывает на сцену артистов, которые становятся действующими лицами сказки.

Балет был показан на гастролях в Германии и Великобритании.

"Петя и Волк" обычно виконуться в одном спектакле с одноактный балет "Карнавал животных", также адресованным маленьким зрителям.

Удивительную музыкальную сказку для юных зрителей подготовили участники камерного оркестра. Концерт включает в себя произведения Сергея Прокофьева, написанные специально для маленьких слушателей.

Симфоническая сказка «Петя и волк» учит слушателей понимать универсальный язык музыки. В ней каждый из персонажей имеет свою музыкальную историю и озвучивается определенным инструментом. Юные ценители музыки узнают о том, как мальчик Петя отправился на прогулку, где встретил сказочных героев.

Какие опасности поджидали их и как избежать встречи с серым хищником? В звучании каких инструментов угадывается пение птиц, а какие звучат настороженно, как будто предупреждая о приближении неприятеля?

Билеты на концерт

Подарите своим детям волшебство великолепной классической музыки и купите билеты на концерт «Петя и волк и другие музыкальные истории» в нашем билетном агентстве. Для заказа билетов вы можете воспользоваться удобным современным онлайн-сервисом:

  • выберите мероприятие и дату;
  • определитесь с выбором мест в зрительном зале;
  • сделайте заказ;
  • оплатите билеты картой, банковским переводом или другим способом.

Музыка знаменитого русского композитора очаровательна, проста и понятна. Не упустите возможности побывать на этом волшебном концерте и закажите билеты уже сегодня.