Преподобный Никон – последний Оптинский старец. Преподобный никон оптинский

Преподобный Никон Радонежский – одна из самых удивительных личностей в истории русского православия. Совершенный ученик совершенного учителя – так теперь называют его потомки. С первых же дней своего решения прийти в обучение и следовать духовному подвигу великого святого учителя русского христианства Сергия Радонежского он неукоснительно являл пример смирения перед Господом, перед своими учителями, подавая его братии Троицкой обители (нам она теперь известна как Свято-Троицкая Сергиева лавра).

Преподобный Никон родился в 1350 году в Юрьеве-Польском. Он происходил из благочестивой и богопочитающей семьи и с детства усвоил все христианские добродетели.

Поскольку Юрьев-Польский находится недалеко от Радонежа, где находилась обитель под игуменством преподобного Сергия, юноша с малых лет был наслышан о его духовных подвигах. Эта любовь, это желание во всем следовать преподобному были столь велики, что он молил Бога дать ему возможность увидеть святого Сергия и следовать ему в жизни как ученику во славу Божию.

Через некоторое время он оставил родительский дом и ушел в Радонеж, стремясь попасть в обучение преподобному Сергию. Но тут случилось непредвиденное – когда Никон упал в ноги к преподобному Сергию с просьбой постричь его в иноки и оставить в своей обители, его будущий учитель сразу в ученики его не принял. Конечно, старец в его святой прозорливости видел, что к нему пришел ученик с чистым богобоязненным и боголюбивым сердцем, однако понимал – чтобы находиться молодому человеку среди умудренной братии, надо, чтобы семена духовные легли в подготовленное к тому сердце. И он подверг его испытанию через смирение и послушание, отослав к другому своему ученику – Афанасию Высоцкому, который основал в свое время Серпуховской монастырь.

Смирение, с которым принял преподобный Никон такое разочарование в надеждах достойно называться духовным подвигом, – достойно подражания. Посмотрим на себя: как часто, не получив желаемого, мы раздражаемся, гневаемся. А юноша Никон беспрекословно удалился в Высоцкий (Серпуховской) монастырь к блаженному Афанасию.

Но и тот принял его не без испытаний. Он рассказал ему о трудностях и лишениях иноческой жизни, которые не всякий может выдержать, говорил, что иноки – добровольные мученики, что испытания духа тяжелей, чем испытания плоти. Юноша и сейчас не отступился от своего желания служить Богу, как ни уговаривал его святой Афанасий. И видя такое смирение и кроткое упорство, блаженный Афанасий согласился на постриг Никона. Так будущий преподобный ученик преподобного учителя получил иноческий сан.

Находясь в научении у Афанасия Высоцкого, Никон преуспевал во всем – изучении Священного Писания, в молитвах, постах, бдении. Афанасий полюбил его отеческой любовью и во всем помогал его духовному возрастанию.

После наступления совершеннолетия инока Никона и блаженный Афанасий, и вся монастырская братия решили, что он достоин принятия священнического сана. После рукоположения преподобный Никон стал являть еще большее подвижничество, но, пробыв еще немного в обители, опять загорелся желанием находиться рядом с преподобным Сергием Радонежским, чтобы во всем следовать ему. Он горячо просил Афанасия отпустить его из обители, и старец не стал его удерживать, а благословил и отпустил.

И снова пришел преподобный Никон к преподобному Сергию и, поклоняясь, просил оставить его при себе в Троицкой обители, и на этот раз преподобный согласился. Преподобный Никон так трудился во славу Господню, с таким рвением выполнял любое данное ему послушание, являл такие примеры смирения и преуспевал в молитвенном бдении, что преподобный Сергий взял его к себе в келью, где оба – учитель и ученик – проводили многие часы за беседами, в которых преподобный Сергий передал Никону едва ли не всё, чем владел сам, весь свой величайший духовный опыт, мудрость. Эти знания ложились в душу ученика, которому Господь в полной мере отпустил великий дар – дар ученичества.

За полгода до своего ухода из земной жизни преподобный Сергий удалился в затвор, оставив вместо себя преподобного Никона. Когда преподобного Сергия Радонежского не стало, и преподобный Никон недолго был игуменом. Вскоре он оставил братию на попечение преподобного Саввы Сторожевского, а сам, следуя примеру учителя, также ушел в затвор, для уединенных и безмолвных молитв.

Но через шесть лет звенигородский князь Юрий Дмитриевич, сын благоверного князя Дмитрия Донского, обратился к преподобному Савве с просьбой о переселении в Звенигород. Тот согласился, удалился в Звенигород, где основал Саввино-Сторожевский монастырь.

Тогда братия пришла в место, где находился в отшельничестве преподобный Никон, и начала уговаривать его вернуться к игуменству, говоря, что нехорошо печься только о своем спасении, что обитель нуждается в нем, и преподобный вернулся, как бы ни хотелось ему оставаться в молитве и безмолвии, и в этом тоже был подвиг послушания. Он продолжил труды в монастыре, как и прежде участвуя во всех делах наравне с другими монахами, обходя все места, где они трудились, наставляя в трудолюбии, порицая с печалью нерадивых, подбадривая всех и являя о братии отеческую любовь и заботу. Еще до затвора весть о новом игумене, как благословение над обителью, распространилась за стены монастыря, и к мудрому последователю преподобного Сергия приходили люди всех званий и сословий, и он никому не отказывал в пастырском слове и совете.

В 1406 году на Русь наступило воинство одного из самых жестоких ханов – Эдигея. Пожары и разорение были уделом мест везде, где появлялись варвары-захватчики. Преподобный Никон неустанно молился преподобному Сергию, чтобы тот молитвами своими защитил от нечестивых Троице-Сергиеву обитель. Преподобный Сергий, внимая молитвам своего любимого ученика, вместе со святителями Петром и Алексием явился ему, когда тот ненадолго присел отдохнуть и легко задремал, и поведал, что обитель будет разрушена, но чтобы преподобный Никон не предавался огорчению, а набрался мужества, потому что обитель не канет, а укрепится и будет еще шире и прекрасней, чем была.

Так и получилось. Варвары сожгли обитель дотла, а монахи удалились в леса, сумев спасти лишь книги и священные сосуды, которые можно было унести. Это было в 1408 году. Когда разрушители покинули эти места и были побеждены, братия вернулась на пожарище. Преподобный Никон не предавался отчаянию, он начал немедленное восстановление обители. Он собрал рассеявшуюся на время братию, и за три года были возведены все необходимые для жизни монастыря постройки, а к 1411 году возведен и в этот год освящен деревянный храм во имя Живоначальной Троицы.

Затем преподобный с монахами лавры начал возведение каменного храма. Каковы же были чудо и радость, когда при раскопке каменного рва под основание будущего здания открылись мощи преподобного Сергия! Они открылись нетленными, как и одежда, в которую были облачены останки! С великой радостью мощи были подняты и после прославления их положены в раку, которую временно поместили в деревянном храме до построения каменного. Это происходило при большом стечении народа – и духовного, и мирян, а также в присутствии князя звенигородского Юрия Дмитриевича. Как писал митрополит Филарет, обитель прошла огненное очищение, но восстала из пепла, и сам преподобный Сергий явился, чтобы навсегда пребывать здесь.

Каменный храм усилиями искусных архитекторов и строителей и по благословению Божию стал образцом средневекового православного зодчества. Он был богато украшен, а для росписи его были приглашены такие мастера русской иконописи, как Даниил Черный и Андрей Рублев. Большинство исследователей русской иконографии придерживаются мнения, что знаменитая рублевская «Троица» написана им по заказу преподобного Никона в честь его наставника преподобного Сергия Радонежского. Новый храм во имя Живоначальной Троицы был достроен и освящен в 1422 году. Рака с мощами преподобного Сергия Радонежского была упокоена в нем, здесь она находится и по сей день.

Весть о возвращении преподобного Никона и восстановлении обители разнеслась быстро и далеко. В обитель стали приходить и иноки, и мирские жители. Всех здесь принимали с радостью добрым словом, обитель росла и крепла.

Однако преподобный Никон был уже стар. Он предчувствовал час своей кончины и в этот день собрал всю братию, чтобы дать ей последние наставления. Его завещание – беречь и соблюдать установленный порядок, чин молитвы дневной и ночной, быть трудолюбивыми, не забывать о добродетели безмолвия и нести в себе человеколюбие. Затем он причастился Святых Даров, благословил в последний раз братию и обратился к своей душе: «Изыди, душе моя, где тебе уготовано», осенил себя крестным знамением и отошел с миром ко Господу. Это было 17/30 ноября 1426 (по иным сведениям 1428) года.

Преподобного Никона Радонежского погребли рядом с ракой преподобного Сергия. Позже при митрополите Ионе Московском иеромонах Пахомий Логофет написал житие и акафист преподобному Никону Радонежскому.
В 1527 году митрополит Макарий установил его общецерковное почитание.

Какое чудо произошло

Еще в земной жизни преподобный Никон был награжден Господом даром прозорливости, но и после его преставления известны многие чудеса, связанные с его святым именем.

Вот некоторые из них.

Преподобные Сергий и Никон, будучи близкими в жизни учителем и учеником, и с чудотворением часто являлись вместе. Один москвич Симеон тяжело заболел, так что не мог ни есть, ни пить, ни спать, а только, будто замертво, лежал на постели. Так, лежа, он стал возносить святому Сергию молитву о помощи. Тут перед ним явились два старца, один из них был Никон, которого Симеон узнал, потому что встречался с ним при жизни. Другой был сам преподобный Сергий. Святой Сергий осенил больного крестом и велел преподобному Никону взять икону, которую когда-то Никон подарил Симеону. В этот момент Симеону показалось, что кожа его отстала от тела, а старцы в тот же миг стали невидимы. После этого сразу больной почувствовал, что к нему вернулись силы, он сел на постели и понял, что не кожа сошла с него, а оставила его болезнь. Выздоровевший Симеон горячо возблагодарил святых за чудесное исцеление.

Во время осады поляками и литовцами Троице-Сергиевой лавры ее преподобные игумены также часто являлись осажденной братии, укрепляя ее дух. Когда однажды во время осады среди монахов начались болезни, преподобный Никон явился пономарю Иринарху и сказал, что этой ночью выпадет снег. Пусть, кто болен, натирается этим снегом, и он выздоровеет. Иринарх наутро рассказал с трепетом о своем сновидении. Все, кто был болен, вышли на свежевыпавший снег, с молитвою натерлись им, и болезни их оставили.

Таких чудес было немало, и сегодня все, кто приходит с молитвой к раке преподобного Сергия, где рядом погребен преподобный Никон, по молитвам своим получают исцеление, к ним приходят нужные решения по святым незримым и неслышимым советам преподобных и их молитвам за нас.

Значение иконы

Икона Преподобного Никона Радонежского, с которой на нас смотрят мудрые глаза аскетического лика, напоминает о необходимости всегда и во всем следовать своему долгу, положась на Бога во всем. Даже когда всё происходит не так, как нам хотелось бы, к худшему для нас, когда мы, кажется, что-то теряем бесповоротно в «пожарищах» нашей жизни, надо полагаться на Бога и святых Его, которые и есть наши духовные учителя. А мы только можем у них просить редкостного дара, более редкостного, чем дар учительства, – дара ученичества. Не всем в земной жизни дано обрести своего духовника среди земного священства – об этом тоже приходится молиться, иногда долго и усердно. Но они, святые земли Русской, – всегда с нами, как с нами и преподобные Сергий и Никон Радонежские.

26 сентября 1888 года в Москве в купеческой семье Беляевых родился мальчик. Его назвали Николаем. И вряд ли могли родители тогда знать, что их сын, Николай Митрофанович Беляев, станет исповедником. И звать его будут совсем иначе - Никоном Оптинским.

Любовь к Богу и Церкви маленький Коля видел в своей семье и пронес её через всю свою жизнь. В год его рождения его мать получила чудный дар - фото святого Иоанна Кронштадтского с автографом. Святой посещал их дом в тот год.

А несколько лет спустя, когда маленький Коля тяжело заболел и врачи практически подписали ему смертный приговор, поскольку ситуация с его состоянием здоровья, по их мнению, была безнадежной, мать стала денно и нощно молиться Николаю Чудотворцу. И ребенок постепенно стал возвращаться к жизни, а спустя некоторое время болезнь и вовсе его покинула.

В семье помимо Николая подрастал еще один сын - Иван. Братья были очень дружны. Они часто говорили о жизни, о том, кем хотят стать в ней. И спустя какое-то время сошлись на том, что каждый из них стремится к аскетизму.

Решили Иван и Николай уйти в монастырь. Но монастырей ведь много на Руси. Какой выбрать? Они, долго не думая, поступили по старинке: нарезали полоски бумаги, на каждой написали название монастыря, скрутили бумажки в трубочки и бросили в шапку. На трубочке, которую они вытащили, помолясь, был написан их путь: Козельская Введенская Оптина пустынь.

Дома с уважением и пониманием отнеслись к выбору сыновей. Братья, собравшись, приехали на место, указанное им самой судьбой.

Там они были приняты в Иоанно-Предтеченский скит преподобным Варсонофием, который несмотря на то, что полюбил обоих братьев, к Николаю привязался гораздо крепче.

Наряду с общими послушаниями Николаю поручили и письмоводство, а позже определили в помощники библиотекаря. Во время же церковных служб он был помощником пономаря.

Несмотря на то, что Николай вырос в богатой купеческой семье и с детства не привык трудиться, здесь, в скиту, он с удовольствием подвизался на любую службу: разгребал снег, носил дрова, мыл посуду, подметал пол. Работая в саду, он, ничем не гнушаясь, носил навоз, копал, сажал.

Послушание письмоводителя все же было основным для него. Он очень много помогал старцу Варсонофию, с которым подолгу беседовал и многому учился.

Но время было грозное, тяжелое. В 1910 году старцу Варсонофию пришлось перенести несправедливое гонение и перемещение из скита в Коломенский Старо-Голутвин монастырь. Послушник Николай тяжело переживал разлуку с любимым старцем, ему очень не хватало бесед и наставлений своего духовного учителя.

В этом же году, спустя несколько месяцев, Николай был пострижен в рясофор, а через пять лет — в мантию. Он получил имя Никон в честь святого мученика Никона. Через год он был рукоположен в иеродиакона, а еще через год удостоился сана иеромонаха.

«Умру, но не уйду»

После октябрьского переворота Оптина была закрыта, начались гонения. «Умру, но не уйду», — так писал преподобный Никон в своем дневнике, будучи ещё послушником монастыря. Эти слова выражали общее настроение оптинской братии.

Нужно было как-то жить, чем-то питаться. Монахи создали свою артель и выживали в сложившейся обстановке. Иеромонах Никон много трудился, чтобы сохранить монастырь. Даже в страшное время гонений на Церковь и православие службы в Оптиной шли своим чередом.

Но не миновала иеромонаха лихая доля. Первый раз его арестовали в 1919 году. Просто так, без предъявления какого-либо обвинения. Правда, вскоре отпустили.

И вновь все силы преподобного Никона были направлены на то, чтобы Оптина выжила. Но… Увы…

Летом 1923 года монастырь был окончательно закрыт; братию, кроме двадцати рабочих при музее, выгнали на улицу. Настоятель Казанского храма передал ключи от него иеромонаху Никону и благословил его принимать богомольцев на исповедь.

Так преподобный Никон за святое послушание настоятелю стал последним Оптинским старцем. Тогда же находившийся в ссылке преподобный Нектарий стал направлять своих духовных чад к преподобному Никону. До этого преподобный Никон не дерзал давать советы обращавшимся к нему, а когда начал принимать народ, то, давая советы, всегда ссылался на слова Оптинских старцев.

Но через год он был вынужден покинуть обитель. А вскоре был арестован и провел в заключении три года. По окончании срока врач, осматривавший преподобного, обнаружил у него тяжелую форму туберкулеза.

Доживал свой век преподобный Никон в Архангельской области, в доме ссыльного священника отца Петра. А 8 июля 1931 года он причастился, прослушал канон на исход души и отошел ко Господу.

Промыслом Божиим на погребение блаженно почившего старца преподобного Никона одних священнослужителей собралось двенадцать человек. Он был отпет по монашескому чину и погребён. 26 июля 1996 указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II иеромонах Никон был причислен к лику святых.

Такую вот недолгую, но исполненную любви к Богу жизнь прожил этот великий человек. Пусть же по молитвам святого Оптинского старца Бог простит нам наши прегрешения и укрепит в вере! Во Славу Божию!

26 сентября 1888 года в Москве в многодетной купеческой семье Митрофана Беляева появился на свет еще один ребенок. Мальчика назвали Николаем.

Любовь к Богу Николай унаследовал от родителей. С годами у Николая и его младшего брата Ивана возникло и укрепилось сознательное стремление к духовной жизни. Они решили уйти в монастырь, изрезали на полоски перечень русских монастырей и, помолившись, вытянули полоску, на которой было написано: “Козельская Введенская Оптина Пустынь”.

Дома не препятствовали благому решению, и 24 февраля 1907 года, в день обретения главы Иоанна Предтечи, братья приехали в Оптину Пустынь.

Там их с любовью принял старец Варсонофий.

9 декабря 1907 года, в день празднования иконы Божией Матери “Нечаянная радость”, братья Беляевы были приняты в число скитской братии. В октябре 1908 года брат Николай был назначен письмоводителем старца Варсонофия и освобожден от всех послушаний, кроме церковного пения и чтения. К этому времени он становится самым близким учеником старца Варсонофия, который, провидя его высокое предназначение, готовил его в свои преемники, передавая ему свой духовный и жизненный опыт, руководил его духовной жизнью.

В апреле 1910 года Николай был пострижен в рясофор, а 24 мая 1915 года – в мантию. Он получил имя Никон в честь святого мученика Никона (память 28 сентября), в апреле 1916 года Никон был рукоположен во иеродиакона, а 3 ноября 1917 года удостоился сана иеромонаха.

После октябрьского переворота Оптина была закрыта, начались гонения.

Первый раз его арестовали 17 сентября 1919 года. Летом 1923 года монастырь был окончательно закрыт; братию, кроме двадцати рабочих при музее, выгнали на улицу. Настоятель старец Исаакий, отслужив последнюю соборную Литургию в Казанском храме, передал ключи от него иеромонаху Никону, благословил служить и принимать богомольцев на исповедь. Так иеромонах Никон за святое послушание настоятелю стал последним Оптинским старцем. Тогда же находившийся в ссылке старец Нектарий стал направлять своих духовных чад к старцу Никону. Старец Никон начал принимать народ, давая советы, он всегда ссылался на слова Оптинских старцев. Изгнанный из обители в июне 1924 года, старец поселился в Козельске, служил в Успенском храме, принимал народ, выполняя свой пастырский долг. Арестовали старца Никона в июне 1927 года вместе с отцом Кириллом (Зленко). Три страшных года провел старец Никон в лагере “Кемперпункт”. По окончании срока его приговорили к ссылке в Архангельскую область. Перед отправкой врач нашел у старца Никона тяжелую форму туберкулеза легких и посоветовал просить о перемене места ссылки. Привыкший все делать за послушание, он попросил совета у отца Агапита, сосланного вместе с ним. Тот посоветовал не противиться Божией воле, и старец Никон смирился.

3/16 августа 1930 года его “переместили” из Архангельска в город Пинегу. Больной, он долго скитался в поисках жилья, пока не договорился с жительницей села Воепола. Кроме высокой платы, она требовала, чтобы батюшка выполнял все тяжелые физические работы. Состояние здоровья старца Никона ухудшалось с каждым днем. Однажды от непосильного труда он не смог встать. И тогда хозяйка стала гнать его из дому. Отец Петр (Драчев) перевез умирающего к себе в соседнюю деревню и там ухаживал за ним. Физические страдания не омрачили духа верного раба Божия, погруженный в молитву, он сиял неземной радостью и светом. В последние месяцы своей болезни он почти ежедневно причащался Святых Христовых Тайн. В самый день его блаженной кончины, 25 июня / 8 июля 1931 года, он причастился, попросил прочитать канон на исход души.

Промыслом Божиим на погребение старца Никона собралось двенадцать священнослужителей. Он был отпет и погребен по монашескому чину на кладбище села Валдокурье.

– Молитвенное правило пусть будет лучше небольшое, но исполняемое постоянно и внимательно...

Возьмем себе в образец святого, подходящего к нашему положению, и будем опираться на его пример. Все святые страдали потому, что они шли путем Спасителя, Который страдал: был гоним, поруган, оклеветан и распят. И все, идущие за Ним, неизбежно страдают. “В мире скорбны будете”. И все, желающие благочестиво жить, гонимы будут. “Когда приступаешь работать Господу, уготовь душу твою во искушение”. Чтобы легче переносить страдания, надо иметь веру крепкую, горячую любовь ко Господу, не привязываться ни к чему земному, всецело предаться воле Божией.

Если нет возможности исполнить обет послушания, некому повиноваться, надо иметь готовность все делать согласно воле Божией. Есть два вида послушания: внешнее и внутреннее.

При внешнем послушании требуется полное повиновение, исполнение всякого дела без рассуждения. Внутреннее послушание относится к внутренней, духовной жизни и требует руководства духовного отца. Но совет духовного отца следует проверять Священным Писанием... Истинное послушание, приносящее душе великую пользу, это когда за послушание исполняешь то, что несогласно с твоим желанием, наперекор себе. Тогда Сам Господь берет тебя на Свои руки...

Не надо давать волю своим чувствам. Надо понуждать себя обходиться приветливо и с теми, которые не нравятся нам.

“Иисусова молитва” заменит крестное знамение, если почему-либо нельзя будет возложить его.

Без крайней необходимости в праздничные дни нельзя работать. Праздником надо дорожить и чтить его. Этот день надо посвящать Богу: быть в храме, дома молиться и читать Священное Писание и творения св. отцов, делать добрые дела.

Надо любить всякого человека, видя в нем образ Божий, несмотря на пороки его. Нельзя холодностью отстранять от себя людей.

Что лучше: редко или часто приобщаться Св. Христовых Тайн? – сказать трудно. Закхей с радостью принял в свой дом дорогого Гостя – Господа, и хорошо поступил. А сотник, по смирению, сознавая свое недостоинство, не решился принять, и тоже хорошо поступил. Поступки их, хотя и противоположные, но по побуждению одинаковые. И явились они пред Господом равно достойными. Суть в том, чтобы достойно приготовлять себя к великому Таинству.

Гонения и притеснения полезны нам, ибо они укрепляют веру.

Если хочешь избавиться от печали, не привязывайся сердцем ни к чему и ни к кому. Печаль исходит от привязанности к видимым вещам. Никогда не было, нет и не будет беспечального места на земле. Беспечальное место может быть только в сердце, когда Господь в нем.

В скорбях и искушениях Господь помогает нам. Он не освобождает нас от них, а подает силу легко переносить, даже не замечать их.

Молчание подготовляет душу к молитве. Тишина, как она благотворно действует на душу!

Духовный отец, как столп, только указывает путь, а идти надо самому. Если духовный отец будет указывать, а ученик его сам не будет двигаться, то никуда и не уйдет, а так и сгниет около этого столпа.

Всегда помните закон духовной жизни: если смутишься каким-либо недостатком другого человека и осудишь его, впоследствии тебя постигнет та же участь, и ты будешь страдать тем же недостатком.

Не прилагайте сердца к суете мирской. Особенно во время молитвы оставляйте все помыслы о житейском. После молитвы, домашней или церковной, чтобы сохранить молитвенное умиленное настроение, необходимо молчание. Иногда даже простое, незначительное слово может нарушить и спугнуть из души нашей умиление.

Самооправдание закрывает духовные очи, и тогда человек видит не то, что есть на самом деле.

Терпение есть непрерывающееся благодушие.

Спасение ваше и погибель ваша – в ближнем вашем. Спасение ваше зависит от того, как вы относитесь к своему ближнему. Не забывайте в своем ближнем видеть образ Божий.

Всякое дело, каким бы ничтожным оно вам ни казалось, делайте тщательно, как пред лицом Божиим. Помните, что Господь видит все.

«Повеждь ми ныне вся великая, яже сотвори Елисей» (4 Цар. 8, 4). Так говорил царь израильский отроку - слуге пророка Елисея, человека Божия. Елисей был ученик и служитель великого пророка Илии; но поелику почил на нем дух Илиин, то и его дела сделались велики, жизнь его достопамятна. Подобно сему и преподобный Никон был ученик великого аввы Сергия. И поскольку он был совершенный ученик совершенного учителя, то почил на нем дух наставника его. И Никоново имя еще во время земной жизни его, как изъяснился первый жизнеописатель, «яко освящение некое обносимо было».


Преподобный Никон Радонежский, ученик преподобного Афанасия Старшего и второй игумен Троице-Сергиевой обители на иконе из Высоцкого монастыря.

Преподобный Никон родился и лета детства провел в недалеком месте от обители преподобного Сергия, в городе Юрьеве Польском. В юном возрасте Никон, услышав об ангельской жизни преподобного Сергия и желая последовать ему, пришел к святому Сергию в обитель и просил приобщения к лику монашествующих. Но случилось то, чего не ожидал проситель: преподобный Сергий не принял своего будущего преемника.

Дела святых бывают и в малом велики, и в виде недоразумений премудры. Так некогда преподобный Евфимий Великий не принял в свою лавру будущего основателя лавры и вождя всех палестинских монахов Савву Освященного, пришедшего к нему в юном возрасте, а отослал его в другой подчиненный монастырь к преподобному Феоктисту.


Преподобные Никон Радонежский, Сергий Радонежский, Афанасий Высоцкий и князь Владимир Андреевич Храбрый. Миниатюра вкладной книги Высоцкого монастыря.

Несообразным находил он, к собору, составленному преимущественно из старцев-подвижников, приобщить юношу по возрасту, требующего иногда отдельного руководства. Так, вероятно, рассуждал и преподобный Сергий о юном Никоне, провидя его чистоту и благоразумие, потому решился поставить его в неожиданный подвиг послушания к смирения.

Предвидел прп. Сергий будущую судьбу Никона и хотел, чтобы тот, кому суждено младшему начальствовать над старейшими подвижниками лавры, явился им, по крайней мере не юношей, а уже в пресвитерском сане. Таким образом авва послал юношу в монастырь к ученику своему Афанасию Высоцкому (+ после 1401 г.; память 12/25 сентября).


Сергий Радонежский и Никон Радонежский. Из статьи Шамордино, вышитые иконы монастыря .

Заметим начальный, но уже не маловажный подвиг Никона. Он знал святость и премудрость прп. Сергия и в нем именно надеялся найти для себя совершенного руководителя. А прп. Афанасия, по всей вероятности, он не знал и не мог иметь к нему такой веры, какую имел к Сергию. Кто в подобных обстоятельствах не был бы в искушении сделать возражение наставнику? Но Никон не прекословил. Он согласился быть в удалении от прп. Сергия, и тем совершил подвиг послушания и самоотвержения; согласился быть учеником ученика, и тем совершил подвиг смирения. И как подвиг его награжден впоследствии! Никто не пользовался такой близостью к прп. Сергию, как сей, из послушания удалившийся от него. Таков жребий беспрекословного послушника. Он еще ничего не сделал, а уже совершил подвиг и обеспечил себе награду.

И прп. Афанасий не без испытания принял Никона. Духом Святым прозревая в нем будущее, святой старец устрашал его трудностями монашеского жития: «Иноки называются добровольными мучениками. Святые мученики многие в один час пострадали и скончались, а иноки каждый день терпят страдания, не от мучителей, но внутри от естества собственной плоти и от врагов мысленных бывают боримы и до последнего издыхания страдают. Чадо, если приступаешь работать Господу, уготовь душу свою терпеть искушения и страдания, и если это претерпишь, то получишь великое мздовоздаяние на небе». Но видя его твердую решимость на все требуемое и слезы, принял его и облек в иноческий образ. Прп. Никон следовал руководству опытного подвижника, как бы самого прп. Сергия: учился умному деланию, изучал Священное Писание и преуспевал в добродетели и чистоте. По достижении совершенного возраста он был возведен в сан иеромонаха.

Блаженный Афанасий любил Никона, но душа Никона стремилась в пустынь великого Сергия. Не более двух лет пробыл он в Высоцкой обители, как возникло в нем сильное желание видеть преподобного Сергия, получить его благословение и слышать его богомудрое наставление. То было сокровенное мановение благодати, зовущей его к предопределенному назначению. Он открыл свое желание прп. Афанасию и, получив благословение, пришел в лавру Сергия. Угодник Божий не только с любовью принял его, как посетителя, но и оставил в своей обители. Он повелел преподобному Никону служить братии. Целые дни проводил ученик в монастырских делах, а ночи - в молитвенных беседах с Богом. Преподобный Сергий утешался духовным преуспеянием смиренного послушника, который с усердием принимал наставления и поучения, ибо искренно желал быть подобным своему великому старцу. В лице своего учителя он видел образ Христа и всегда мыслил себя предстоявшим Богу, каждое послушание духоносного Сергия он принимал с верой и исполнял без промедления. Предвидя особую благодать в любимом ученике, преподобный Сергий повелел ему пребывать с собой в одной келлии. Здесь нашел для себя преподобный Никон и высшее училище духовного любомудрия, и новое поощрение к подвигам и добродетелям в близком его примере, и ограждение от искушений в его прозорливом руководстве, и подкрепление против немощей в его сильной молитве, и райское утешение в общении сей молитвы. Желая видеть в подвижнике соучастника духовного делания, авва Сергий с любовью поучал его добродетели и разъяснял сущность духовной жизни. Любящее сердце прп. Сергия было для прп. Никона отверстой дверью, отколе исходил к нему благодатный свет и мир; верное сердце Никона к Сергию было также отверстой дверью для открытия помыслов и душевных движений, дабы никакая мгла сомнения или смущения не уменьшала чистоты совести. Уже одно открытие старцу худых помыслов, по свидетельству опытных подвижников, истребляет их и обессиливает страсти. Сколько же святого и духовного переходило с наставлениями прп. Сергия в открытую для них душу прп. Никона! Так почил на блаженном Никоне дух великого Сергия.

Видя духовную зрелость и опытность ученика, строгий игумен сначала возложил на преподобного Никона часть своих попечений о братии под своим смотрением, а за шесть месяцев до своего преставления, перед удалением для безмолвия в затвор, назначил его своим преемником. После блаженной кончины любимого учителя (+ 25 сентября 1392 г.) кто мог наполнить безмерную пустоту, оставленную в обители? По крайней мере, никто лучше преподобного Никона не мог уменьшить чувство сего лишения. И он с любовью поддерживал все, что было установлено преподобным Сергием. По обычаю он обходил все монастырские службы, никогда не оставляя общих дел, трудился наравне с братией, о которой постоянно заботился, и отечески, с любовью поучал всех не ослабевать в молитве, но подвизаться каждому по мере сил. Если он видел их преуспеяние в духовном делании, то радовался о своих чадах, а когда замечал нерадение о спасении, то скорбел и обращался к виновным с напоминанием об иноческих обетах: «Попекитесь, братия, о своем спасении, ведь мы отверглись мира ради заповеди Божией, поэтому следует нам, посвятившим себя Богу, внимать одной только Его воле, чтобы не лишиться вечного спасения». Подобные наставления получали и многочисленные миряне, приходившие к благодатному игумену из различных городов и селений. Но бремя настоятельства тяготило преподобного Никона.

Вспоминая свою безмолвную жизнь сначала в Серпуховском Высоцком монастыре, а затем совместные подвиги с преподобным Сергием, он оставил настоятельство и уединился в особую келлию.

Шесть лет обителью руководил вновь избранный игумен преподобный Савва Сторожевский (+ 1407, память 3/16 декабря). Но и сей оставил начальствование и, по просьбе звенигородского князя Юрия Димитриевича, удалился в его удел, чтобы там основать новую обитель на «Стороже». Тогда братия обители Сергиевой, как бы дав преподобному Никону отдохнуть от дел управления и насладиться вожделенным ему безмолвием, пришли к нему вновь и со слезами умоляли его паки вступить в должность игумена. «Неприлично, - говорили они, - тебе, отче, искать пользы для себя одного; попекись лучше и о спасении ближних». Закон братолюбия победил, богоносный старец согласился, но назначил себе на каждый день известное время для безмолвия, чтобы наедине предстоять Богу.

Пустынная жизнь текла тихо и богоугодно. Но вот слух о приближавшемся Едигее с свирепым войском привел (в 1408 г.) в страх всю Россию. Прп. Никон молил Господа о защите и призывал на помощь переселившегося на небо наставника своего, дабы не погибли плоды трудов его пустынных. Раз, после долгой молитвы, сел он для отдыха и в тонком сне ему явились святители Московские Петр (+ 1326, память 21 декабря/3 января) и Алексий (+ 1378, память 12/25 февраля) с преподобным Сергием. «Так угодно судьбам Божиим, - сказал Сергий, - чтобы нашествие иноплеменников коснулось сего места. Но ты, чадо, не скорби, не смущайся: искушение будет непродолжительно, и обитель не запустеет, а распространится еще более». Затем, преподав мир, святые перестали быть видимы. «Боже правды и милосердия! - восклицает в благоговении святитель Филарет Московский. - Кто весть державу гнева Твоего? Кто уразумеет судьбы Твои, по которым и на дела святых, и на места святыни приходят грозные посещения? Возымела ль обитель Сергиева нужду довольно скоро после чистоты Сергеевой в огненном очищении? Надлежало ли ей пострадать безвинно, как жертве, чтобы вслед за гневом на грешников скорее привлечено было милосердие молитвами безвинно страждущих? Или по подобию того, как подобаше пострадати Христу, и через крест и смерть внити в славу воскресения, и всему, что Христом благословляется на долготу дней и славу, надобно испытать свой крест и свою смерть? Ты сие веси, Господи! Мы только веруем и знаем, что праведен еси во всех путех Твоих и преподобен во всех делех Твоих (Пс. 144, 17), и в правде милостив, равно как и в милости праведен. Уже милость Твоя предварила Твой суд, когда Ты благоволил предвещанием предохранить Твоего угодника от усугубляющей бедствие внезапности, и против находящих скорбей укрепить надеждою лучшего будущего».

По кратком времени за предвещением последовало событие. Обитель Сергиева не укрылась от набега иноплеменников, опустошена и сожжена. Но преподобный Никон с братией, по Божественному предварению, благовременно удалился и имел возможность сохранить от свирепых хищников некоторые святыни, иконы, деревянные сосуды, книги и келейные вещи. Когда опасность миновала, то преподобный Никон возвратился на пепелище, собрал рассеявшуюся братию и на прежнем месте стал создавать обитель. Прежде всего был построен храм во имя Пресвятой Живоначальной Троицы, где теперь стоит церковь Сошествия Святаго Духа; и освящен сей храм был в 1412 году, 25 сентября, в день преставления прп. Сергия. И достойные видели, как святитель Алексий с преподобным Сергием приходили освящать новые здания обители.

Преподобный ученик великого аввы, подобно наставнику своему, пользовался великим уважением и любовью не только у народа, но и у князей. В 1401 году он крестил сына Димитрия у князя кашинского Василия Михайловича; в 1410 году, по просьбе доброго князя Владимира Андреевича, он свидетельствовал духовное завещание его о разделе удела между детьми. Великий князь Василий Димитриевич чтил преподобного Никона, как это показывают жалованные грамоты князя. При Никоне обитель приобрела несколько земельных владений часто складами, частью покупкой, и много льгот в ограждение ее спокойствия. Но всего более заботился преподобный об устроении душевного спасения себе и другим. Святой Исаак Сирин, коего поучения описаны были в обители еще при жизни преподобного Сергия, учит: «От воспоминания о мирских предметах хладеет горячность любви и душа впадает в суетные и безрассудные пожелания». И преподобный Никон заботливо оберегал свою братию от этой духовной опасности. При нем и по его указаниям в Сергиевой обители, кроме многих богослужебных книг, списаны были: два списка «Лествицы» с главами Григория Синаита, поучения аввы Дорофея, «Диоптра» Филиппа пустынника с ответами аввы Варсонофия и с наставлениями Исихия.

Когда исполнилось 30 лет по преставлении преподобного Сергия, Бог благоволил явить миру сокровище святыни. Незадолго пред строением нового храма во имя Живоначальной Троицы преподобный Сергий явился одному благочестивому мужу, жившему близ обители, и повелел возвестить игумену и братии: «Векую мя остависте толико время во гробе, землею покровена, воде утесняющей тело мое?» И преподобный Никон предпринял построение каменной церкви над гробом своего духовного отца. Во время копания рвов для фундамента 5 июля 1422 года были обретены нетленные мощи преподобного Сергия. При открытии гроба разлилось благоухание необыкновенное. И не только тело чудотворца оказалось нетленным, но даже самые одежды его были невредимы, хотя с обеих сторон гроба стояла вода.

При общей радости святые мощи положили в новую раку и перенесли в деревянную церковь. После открытия цельбоносных нетленных мощей обитель Троицкая стала любимым местом богомолья русского народа, что содействовало ее обогащению. Новый белокаменный храм, как место покоя великого Сергия, созидался и украшался с благоговейной любовью и с усердными молитвами. Над украшением сего святилища потрудились преподобные иконописцы Андрей Рублев (+ ок. 1427 г.) и Даниил Черный. В это время преподобным Андреем была написана икона Живоначальной и Пресвятой Троицы, величайшее творение русского иконописца, воплотившее то, что было открыто преподобному Сергию. О благоустроении Троицкого храма преподобный Никон не переставал заботиться до конца жизни. И доныне стоит этот храм Никонова строения, не потрясаемый веками, и освящает молящихся, и руки нечестивых врагов доныне не прикасались к нему.

Накануне блаженной кончины Господь в откровении указал ему место будущего упокоения вместе с преподобным Сергием. Чувствуя приближение кончины, он призвал к одру своему братию и дал им последние наставления: соблюдать чин молитвы, дневной и нощной, не часто исходить из обители, быть терпеливыми в искушениях, соблюдать повиновение начальствующим, ненавидеть праздность - гнездо пороков, любить безмолвие - матерь добродетелей, не презирать ни одного бедствующего, дабы не случилось Христа презрети. Причастившись Святых Христовых Таин, преподобный Никон сказал: «Отнесите меня в светлую храмину, уготованную мне молитвами отца моего! Изыди, душа моя, - тихо промолвил он наконец, - идеже ти уготовано пребывалище; пойди радующися: Христос зовет тя!» Осенив себя крестным знамением, преподобный Никон отошел к Богу 17 ноября 1426 года и после отпевания был погребен близ раки преподобного Сергия.

Над могилой преподобного Никона построен около 1560 года каменный храм во имя его. Мощи преподобного Никона почивают здесь под гробницей. Рака великого Сергия отделяется одной каменной стеной от раки ученика его. Близки были друг к другу в земной жизни преподобные Сергий и Никон; близкими остаются и в загробной жизни. Неоднократно они оба вместе являлись и совокупно чудодействовали.

Память преподобного Никона Радонежского празднуется в Русской Православной Церкви два раза в год: 20 июля и 30 ноября по новому стилю.

Жизнеописание святого Никона Радонежского
Среди учеников преподобного Сергия Радонежского было множество людей, прославленных позже в лике святых. Покинув обитель преподобного Сергия, они основали новые монастыри и разнесли дух истинного иночества по всей Русской земле. Одним из ближайших учеников и последователей Сергия Радонежского был Никон, которому суждено было стать вторым игуменом Троице-Сергиевской лавры.
О жизни преподобного Никона сохранилось не так много сведений. Известно, что он родился около 1352 года в городе Юрьев-Польский Владимирского княжества. Согласно житию святого, стремление к монашеской жизни проявилось у него уже в юные годы, и он, услышав о подвигах преподобного Сергия и об основанном им монастыре, захотел войти в число братии. Однако Сергий Радонежский направил его вначале к одному из своих учеников игумену Серпуховского Высоцкого монастыря Афанасию. Именно в этой обители Никон принял монашеский постриг и прожил там до тридцатилетнего возраста. Позже он вновь пришел в Троице-Сергиев монастырь и на этот раз был принят преподобным Сергием Радонежским.
Вскоре Никон становится одним из самых близких учеников преподобного Сергия и находится при нем неотлучно на протяжении нескольких лет. Незадолго до своей смерти Сергий Радонежский ушел в затвор, поставив на место игумена Никона, и таким образом, он стал руководить обителью после кончины преподобного Сергия. Однако игуменство Никона длилось не долго, и он, поручив управление монастырем святому Савве Сторожевскому, также ушел в затвор.
В XIV веке на Руси был расцвет монашеской жизни, повсюду возникали новые обители, которые получали поддержку князей, желавших иметь на своих землях монастырь. Звенигородский князь Юрий Дмитриевич попросил преподобного Савву переехать в его княжество и основать обитель, и потому Никону пришлось вновь вернуться в монастырь Сергия Радонежского, который он уже не покидал до самой своей смерти. В 1408 году монастырь ждало тяжелое испытание: он практически полностью был разрушен войсками хана Едигея, и лишь книги и церковную утварь удалось спасти. Спустя некоторое время после этого преподобный Никон Радонежский начал строить Троице-Сергиев монастырь заново, заложив первым делом храм в честь Пресвятой Троицы, в который были помещены мощи святого Сергия Радонежского. Для росписей этой каменной церкви были приглашены лучшие в то время иконописцы Андрей Рублев и Даниил Черный. Существует предание, по которому известная икона «Троица» Андрея Рублева была написана по просьбе святого Никона в память о его учителе и основателе монастыря святом Сергии Радонежском.
Скончался преподобный Никон Радонежский в ноябре 1426 года и был погребен рядом с преподобным Сергием. Канонизация святого состоялась в 1547 году при митрополите Макарии.

Икона преподобного Никона Радонежского
На иконах преподобный Никон Радонежский нередко изображается с приподнятой в благословении рукой, пальцы которой сложены в виде букв I и X, что означает имя Иисуса Христа. Этот жест на иконописных изображениях имеют святители и преподобные, которые в земной жизни имели священнический сан. Знак благословения говорит о том, что святые и после смерти продолжают благословлять каждого, кто обращается к ним с молитвенной просьбой.
В руках у Никона Радонежского часто изображается храм, который напоминает о том, что преподобный являлся строителем Троице-Сергиева монастыря.

Тропарь, глас 1:
Послушания добрый рачитель быв,/ преподобне Никоне приснопамятне,/ Церковь бо прекрасну Святыя Троицы в похвалу отцу твоему воздвигл еси./ Темже и мы, чада твоя, любовию вопием ти:/ слава Давшему ти крепость,/ слава Венчавшему тя,// слава Действующему тобою всем исцеления.

Кондак, глас 4:
Духовному твоему настоятелю, отче Никоне, всячески прилепився/ и от него наставляем,/ во всем Христови поработився,/ монахов был еси чиноначальник и преподобных сожитель,// с нимиже Христа Бога моли непрестанно о всех нас.

Величание:
Ублажаем тя, преподобне отче Никоне, и чтим святую память твою, наставниче монахов и собеседниче Ангелов.

Молитва:
Преподобне и преблаженне отче наш Никоне, подражателю и сподвижниче и наследниче дарований Богоноснаго отца нашего Сергия, иже честныя своя мощи в руках твоих, якоже Илия милоть свою в руках Елисея, оставил есть, тобою в землю сокрываемыя, не аки в погребение, но во удостоверение нетления, и тобою открываему в явление чудес и во обильнейшее излияние источника исцелений. К тебе, купно с ним на Небесех живущему и купно с ним на земли блаженне почивающему, с любовию простираем сердечныя желания и молебная словеса, тебе предлагающе наша немощи и скорби, и нужды, душевныя же и телесныя. Приими недостойная наша моления и твоею светлою и крепкою молитвою очисти, соверши и вознеси ко Многомилостивому и Великодаровитому Владыце нашему Господу и Богу Иисусу Христу, да благословит и сохранит страну нашу и святую Обитель твою в мире и тишине. Нам же всем да подаст благодатию своею грехов оставление, жития исправление, недугов исцеление, от бед избавление, от искушений избытие и освобождение, в скорбех утешение, в нуждах благовременну помощь, наипаче же в вере преспеяние, в надежде утверждение, в любви возрастание, душ наших спасение, яко да и во временном сем житии, совершеннее же в вечном его Царствии, вечную приносим ему славу, честь и поклонение, со Безначальным Его Отцем и Пресвятым и Благим и Животворящим Его Духом во веки веков. Аминь.