Произведения композитора верди. Жизненный и творческий путь джузеппе верди

Один из цветов флага Итальянской Республики – зеленый, verde, verdi… Удивительное провидение выбрало человека с созвучным именем, Джузеппе Верди, стать символом объединения Италии и композитором, без которого опера никогда не была бы такой, какой мы ее знаем.

Краткая биография

Джузеппе Верди родился 10 октября 1813 года в небогатой семье трактирщика и пряхи, живших в деревне Ронколе возле городка Бусетто (ныне это регион Эмилья-Романья). С пяти лет мальчик начинает учиться нотной грамоте и игре на органе в местной церкви. Уже в 1823 году юное дарование замечает состоятельный коммерсант, а заодно и член «Филармонического общества» Бусетто, Антонио Барецци, который до самой своей смерти будет поддерживать композитора. Благодаря его помощи Джузеппе переезжает в Бусетто для учебы в гимназии, а двумя годами позже начинает брать уроки контрапункта. Пятнадцатилетний Верди уже – автор симфонии. Окончив в 1830 году гимназию, юноша поселился в доме своего благодетеля, где дает уроки вокала и фортепиано Маргерите, дочери Барецци. В 1836 году девушка становится его женой.

Попытка поступить в миланскую консерваторию не увенчалась успехом. Но Джузеппе не может вернуться в Бусетто, преклонив голову. Задержавшись в Милане, он берет частные уроки у одного из лучших педагогов и главы оркестра театра Ла Скала Винченцо Лавиньи. Благодаря удачному стечению обстоятельств, он получает заказ от Ла Скала на свою первую оперу. В последующие годы у композитора рождаются дети. Однако счастье обманчиво. Не прожив и полутора лет, умирает дочка. Верди вместе с семьей переезжает в Милан. Этому городу было суждено стать свидетелем и громкой славы маэстро, и самых горьких его потерь. В 1839 году скоропостижно умирает маленький сын, а менее чем через год скончалась и Маргерита. Так, к двадцати шести годам Верди потерял всю семью.

Почти два года Верди едва сводил концы с концами и хотел бросить музыку. Но опять вмешался случай, благодаря чему на свет появился «Набукко», после премьеры которого в 1842 году к нему пришел оглушительный успех и всеевропейское признание. 40-50 годы стали самыми продуктивными в плане творчества: Верди написал 20 из 26 своих опер. С 1847 года фактической женой композитора становится Джузеппина Стреппони, певица, исполнившая партию Абигайль на премьере «Набукко». Верди нежно называл ее Пеппиной, но женился на ней только 12 лет спустя. Джузеппина имела сомнительное с точки зрения морали той эпохи прошлое и трех детей от разных мужчин. Совместных детей у пары не было, и в 1867 году они взяли на воспитание маленькую племянницу. С 1851 года Верди живет в Сант-Агате – собственном поместье возле Бусетто, занимаясь сельским хозяйством и коневодством. Композитор активно участвовал в политической жизни своей страны: в 1860 он стал депутатом первого итальянского парламента, а в 1874 – сенатором в Риме. В 1899 году в Милане открыт построенный на его средства пансион для престарелых музыкантов. В крипте этого учреждения и был похоронен Верди, скончавшийся в Милане 27 января 1901 года. Он пережил свою Пеппину на целых 13 лет… Его похороны переросли в большую процессию, проводить композитора в последний путь пришло более 200 000 человек.


Интересные факты

  • Главный оперный оппонент Дж. Верди – Рихард Вагнер - родился с ним в один год, но скончался на 18 лет раньше. Примечательно то, что за эти годы Верди написал всего две оперы – «Отелло » и «Фальстаф ». Композиторы никогда не встречались, но в их судьбах много пересечений. Одно из них – Венеция. В этом городе были премьеры «Травиаты » и «Риголетто », а Вагнер умер в Палаццо Вендрамин Калерджи. Гипотетической встрече двух великих современников посвящена книга Ф.Верфеля «Верди. Роман оперы».
  • Родная деревня композитора сейчас официально называется Ронколе Верди, его именем также названа миланская консерватория, в которую музыкант так и не смог поступить.
  • Пятая опера композитора, «Эрнани», принесла Верди рекордный для него гонорар, позволивший ему задуматься о покупке собственного поместья.
  • Британская королева Виктория, посетив премьеру «Разбойников», записала в своем дневнике, что музыка была «шумной и банальной».
  • Маэстро справедливо назвал «Риголетто» оперой дуэтов, почти полностью лишенной арий и традиционных хоровых финалов.
  • Считается, что не каждый оперный театр может себе позволить поставить «Трубадура » или «Бал-маскарад », поскольку для обоих требуются сразу четыре великолепных голоса – сопрано, меццо-сопрано, тенор и баритон.
  • Статистика говорит о том, что Верди – самый исполняемый оперный композитор, а «Травиата» - самая исполняемая опера на планете.
  • «Viva VERDI» - это и чествование композитора, и акроним сторонников объединения Италии, где VERDI означало: Vittorio Emanuele Re D’Italia (Виктор Эммануил – король Италии).
  • Существуют два «Дона Карлоса » - французский и итальянский. Они отличаются не только языком либретто, по сути это – две разных версии оперы. Так какую же принято считать «подлинным» «Доном Карлосом»? Однозначно ответить на этот вопрос невозможно, поскольку различия есть даже между версией, представленной на парижской премьере, и той, что была исполнена на втором спектакле двумя днями позже. Итальянских версий не одна, а как минимум три: первая, созданная для постановки в Неаполе в 1872, четырехактная версия 1884 года для Ла Скала, пятиактная версия без балета 1886 года для спектакля в Модене. Самыми известными, исполняемыми и издаваемыми на дисках сегодня являются классическая французская версия и «миланская» итальянская.
  • С 1913 года в древнеримском амфитеатре Вероны проводится ежегодный оперный фестиваль «Арена ди Верона». Первой постановкой стала «Аида » в честь столетия Верди. В 2013 году «Аида» также была центром программы юбилейного фестиваля.

Музыка Верди в кино

Перечислять фильмы, где звучит музыка Верди, можно бесконечно, их более тысячи, наиболее новые и популярные:

  • Ла-Ла Ленд (2016)
  • 007: СПЕКТР (2015)
  • Я - начало (2014)
  • Джанго освобожденный (2012)
  • Мадагаскар 3 (2012)
  • Сумерки (2008)

Остановимся на нескольких интересных экранизациях опер Верди:

  • Софи Лорен сыграла Аиду в одноименном фильме 1953 года, пела за нее Рената Тебальди.
  • В 1982 году вышла поразительная картина Франко Дзеффирелли «Травиата» с Терезой Стратас и Пласидо Доминго – красивая, стильная, с невероятно достоверными, лишенными оперной вычурности персонажами.
  • Творческий союз Доминго и Дзеффирелли нашел продолжение в работе четырьмя годами позже над экранизацией «Отелло».
  • Любопытна трансформация Доминго в баритональной партии Риголетто в фильме 2010 года «Риголетто в Мантуе», снятом в исторических интерьерах.

Биографических фильмов о жизни великого итальянца, напротив, не так много. Самый известный из них – итальянский мини-сериал 1982 года «Верди», в котором заглавную роль сыграл британский актер Рональд Пикап, а Джузеппину Стреппони – известная балерина Карла Фраччи. Эта картина дает широкий взгляд на личность Верди и исторические события того времени, неразрывно связанные не только с жизнью композитора, но и с судьбой всей Европы. Ренато Кастеллани создал объемный кинопортрет Верди, в фильме звучат подлинные слова маэстро из его писем и воспоминаний современников. Рональд Пикап точно передал взрывной, часто пасмурный, но простой и искренний характер неистового гения.


Джузеппе Фортунино Франческо Верди родился 10 октября 1813 в Ронколе, деревне в провинции Парма, в то время входившей в состав Наполеоновской империи. Его отец содержал винный погреб и бакалейную торговлю. В 1823 Джузеппе, получившего начальные знания от деревенского священника, отправили в школу соседнего городка Буссето. Он уже проявлял музыкальные способности и в 11 лет начал исполнять в Ронколе обязанности органиста. На мальчика обратил внимание богатый купец А.Барецци из Буссето, снабжавший лавку Верди-отца и питавший живой интерес к музыке. Этому человеку Верди был обязан своим музыкальным образованием. Барецци взял мальчика в свой дом, нанял ему лучшего учителя и оплачивал его дальнейшее обучение в Милане.

В 1832 Верди не приняли в Миланскую консерваторию, поскольку он был старше допустимого возраста. Он начал заниматься частным образом с В.Лавиньей, который преподал ему основы композиторской техники. Оркестровку и оперное письмо Верди постигал на практике, посещая миланские оперные театры. Филармоническое общество заказало ему оперу Оберто, граф ди Сан-Бонифачо (Oberto, conte di san Bonifacio), которая, однако, не была тогда поставлена.

Верди вернулся в Буссето, рассчитывая занять должность церковного органиста, но в результате внутрицерковных интриг получил отказ. Местное музыкальное общество назначило ему трехгодичную стипендию (300 лир); в это время он сочинил ряд маршей и увертюру (sinfonie) для городского духового оркестра, а также писал церковную музыку. В 1836 Верди женился на дочери своего благодетеля Маргарите Барецци. Он снова отправился в Милан, где 17 ноября 1839 Оберто был исполнен в театре «Ла Скала» с успехом достаточным, чтобы обеспечить новый заказ, на этот раз комической оперы. Комическая опера Король на день (Un giorno di regno) провалилась, немилосердно освистанная публикой. Верди, потрясенный провалом оперы, поклялся, что не будет больше сочинять опер и попросил директора «Ла Скала» разорвать заключенный с ним контракт. (Только через много лет Верди простил миланцев.) Но директор Мерелли верил в талант композитора и, дав ему прийти в себя, вручил либретто Набукко (Nabucco) по мотивам библейской истории о царе Навуходоносоре. При чтении внимание Верди привлек хор евреев в вавилонском плену, и его воображение заработало. Успешная премьера Набукко (1842) восстановила репутацию композитора.

За Набукко последовали Ломбардцы (I Lombardi, 1843), опера, которая тоже давала выход угнетенным патриотическим чувствам, а затем Эрнани (Ernani, 1844) по романтической драме В.Гюго – произведение, благодаря которому известность Верди вышла за пределы Италии. В поcледующие годы композитор, по его собственным словам, трудился как каторжник. Опера следовала за оперой – Двое Фоскари (I due Foscari, 1844), Жанна д"Арк (Giovanna d"Arco, 1845), Альзира (Alzira, 1845), Аттила (Attila, 1846), Разбойники (I masnadieri, 1847), Корсар (Il corsaro, 1848), Битва при Леньяно (La battaglia di Legnano, 1849), Стиффелио (Stiffelio, 1850). В этих сочинениях поверхностная, а иногда и легковесная ремесленная музыка прилагается к слабым либретто. Среди опер данного периода выделяются Макбет (Macbeth, 1847) – первый плод восторженного почитания композитором Шекспира, а также Луиза Миллер (Luisa Miller, 1849) –выдающееся произведение более камерного стиля.

С 1847 по 1849 Верди находился в основном в Париже, где сделал новую, французскую редакцию Ломбардцев, названную Иерусалим (Jeruslem). Здесь композитор встретился с Джузеппиной Стреппони, певицей, принимавшей участие в миланских постановках Набукко и Ломбардцев и уже тогда сблизившейся с Верди. В конце концов, десять лет спустя они все же поженились.

На период 1851–1853 приходятся три зрелых шедевра Верди – Риголетто (Rigoletto, 1851), Трубадур (Il trovatore, 1853) и Травиата (La traviata, 1853). В каждом из них отражена особая сторона дарования композитора. Риголетто по пьесе В.Гюго Король забавляется демонстрирует, кроме умения создавать живые, захватывающие мелодии, новую для композитора оперную форму – более связную, с меньшими контрастами между речитативом, который приобретает характер напевного ариозо, и арией, которая не во всем подчиняется установленным схемам. Развитию действия способствуют написанные в свободной форме дуэты и другие ансамбли, в том числе знаменитый квартет в последнем акте – выдающийся образец умения Верди отразить в ансамблевой форме конфликт характеров и чувств своих персонажей.

Трубадур, основанный на испанской романтической мелодраме, содержит прекрасные образцы сильной, героической музыки, в то время как Травиата по «семейной драме» Дюма-сына Дама с камелиями пленяет пафосом чувств.

Успех этих трех опер раскрыл перед Верди новые возможности. В 1855 ему заказали сочинение для Парижской оперы в характерном мейерберовском стиле – Сицилийскую вечерню (Les vpres siciliennes). Для того же театра он сделал новую редакцию Макбета (1865), а также сочинил Дон Карлоса (1867); для петербургского Мариинского театра создал Силу судьбы (La forza del destino, 1862). Параллельно с осуществлением этих грандиозных проектов Верди работал над более скромными операми в итальянском вкусе – Симоном Бокканегрой (Simon Boccanegra, 1857) и Балом-маскарадом (Un ballo in maschera, 1859). Все эти произведения представляют собой романтические мелодрамы, основанные на более или менее достоверных исторических событиях. Хотя ни одна из перечисленных опер не отличается совершенством с драматургической точки зрения (этому препятствует склонность Верди перескакивать без достаточных оснований от одной эффектной сюжетной ситуации к другой), все они демонстрируют растущее мастерство музыкальной характеристики и оркестровой драматургии (особенно это заметно в Симоне Бокканегре и Дон Карлосе).

Верди явно нуждался в литературном сотруднике и он обрел его в лице А.Гисланцони, в сотрудничестве с которым родилось либретто Аиды (Aida, 1871) – шедевра в стиле французской «большой оперы», заказанной композитору египетским правительством для исполнения на открытии Суэцкого канала. Еще более плодотворным оказалось совместная работа Верди в его поздние годы с Арриго Бойто (1842–1918), автором оперы Мефистофель и выдающимся поэтом. Сначала Бойто переделал неудовлетворительное либретто Симона Бокканегры (1881). Затем он превратил шекспировскую трагедию Отелло (Othello) в либретто; этот шедевр Верди был поставлен в «Ла Скала» в 1887, когда композитору было уже 74 года. За Отелло в 1893 последовал Фальстаф (Falstaff): в 80 лет Верди написал музыкальную комедию, которая вознаградила его за провал его первой музыкальной комедии Король на час. Отелло и Фальстаф увенчали стремление Верди к созданию настоящей музыкальной драмы.

Кроме опер, в наследии Верди – Реквием памяти А.Мандзони (1874), Stabat Mater (1898) и Te Deum (1898), а также хоровые сочинения, романсы и струнный квартет ми минор (1873).

http://www.giuseppeverdi.it/

Джузе́ппе Фортуни́но Франче́ско Ве́рди (итал. Giuseppe Fortunino Francesco Verdi , 10 октября , Ронколе, близ города Буссето , Италия - 27 января , Милан) - итальянский композитор, центральная фигура итальянской оперной школы. Лучшие его оперы (Риголетто , Травиата , Аида ), известные богатством мелодической выразительности, часто исполняются в оперных театрах всего мира. В прошлом часто пренебрежительно упоминаемые критиками (за «потакание вкусам простых людей», «упрощенную полифонию» и «бесстыдное мелодраматизирование»), шедевры Верди являются основой обычного оперного репертуара через полтора столетия после их написания.

Ранний период

Затем последовали ещё несколько опер, среди них - постоянно исполняемые сегодня «Сицилийская вечеря» (Les vêpres siciliennes ; написана по заказу Парижской Оперы), «Трубадур» (Il Trovatore ), «Бал-маскарад» (Un ballo in maschera ), «Сила судьбы» (La forza del destino ; написана по заказу Императорского Мариинского театра в Санкт-Петербурге), вторая редакция «Макбет» (Macbeth ).

Оперы Джузеппе Верди

  • Оберто, граф ди Сан-Бонифачо (Oberto, Conte di San Bonifacio) - 1839
  • Король на час (Un Giorno di Regno) - 1840
  • Набукко или Навуходоносор (Nabucco) - 1842
  • Ломбардцы в первом крестовом походе (I Lombardi") - 1843
  • Эрнани (Ernani) - 1844. По одноименной пьесе Виктора Гюго
  • Двое Фоскари (I due Foscari) - 1844. По пьесе лорда Байрона
  • Жанна д’Арк (Giovanna d’Arco) - 1845. По пьесе «Орлеанская дева» Шиллера
  • Альзира (Alzira) - 1845. По одноименной пьесе Вольтера
  • Атилла (Attila) - 1846. По пьесе «Атилла, вождь гуннов» Захариуса Вернера
  • Макбет (Macbeth) - 1847. По одноименной пьесе Шекспира
  • Разбойники (I masnadieri) - 1847. По одноименной пьесе Шиллера
  • Иерусалим (Jérusalem) - 1847 (Версия Ломбардцев )
  • Корсар (Il corsaro) - 1848. По одноименной поэме лорда Байрона
  • Битва при Леньяно (La battaglia di Legnano) - 1849. По пьесе «Битва при Тулузе» Жозефа Мери
  • Луиза Миллер (Luisa Miller) - 1849. По пьесе «Коварство и любовь» Шиллера
  • Стиффелио (Stiffelio) - 1850. По пьесе «Святой отец, или евангелие и сердце», авторство Эмиля Сувестра и Эжена Буржуа.
  • Риголетто (Rigoletto) - 1851. По пьесе «Король забавляется» Виктора Гюго
  • Трубадур (Il Trovatore) - 1853. По одноименной пьесе Антонио Гарсиа Гутьерреса
  • Травиата (La Traviata) - 1853. По пьесе «Дама с камелиями» А. Дюма-сына
  • Сицилийская вечерня (Les vêpres siciliennes) - 1855. По пьесе «Герцог Альба» Эжена Скриба и Шарля Деверье
  • Джованна де Гусман (Giovanna de Guzman) (Версия «Сицилийской вечерни»).
  • Симон Бокканегра (Simon Boccanegra) - 1857. По одноименной пьесе Антонио Гарсиа Гутьерреса.
  • Арольдо (Aroldo) - 1857 (Версия «Стиффелио»)
  • Бал-маскарад (Un ballo in maschera) - 1859.
  • Сила судьбы (La forza del destino) - 1862. По пьесе «Дон Альваро, или сила судьбы» авторство Анхеля де Сааведры, герцога Риваса, адаптированной для сцены Шиллером под названием «Валленштейн». Премьера состоялась в Мариинском театре в Санкт-Петербурге
  • Дон Карлос (Don Carlos) - 1867. По одноименной пьесе Шиллера
  • Аида (Aida) - 1871. Премьера состоялась в Оперном театре Хедива в Каире, Египет
  • Отелло (Otello) - 1887. По одноименной пьесе Шекспира
  • Фальстаф (Falstaff) - 1893. По «Виндзорским насмешницам» Шекспира

Музыкальные фрагменты

Внимание! Музыкальные фрагменты в формате Ogg Vorbis

  • «Сердце красавицы склонно к измене», из оперы «Риголетто» (info)

Примечания

Ссылки

  • Джузеппе Верди: Ноты произведений на International Music Score Library Project

Оперы Джузеппе Верди

Оберто (1839) Король на час (1840) Набукко (1842) Ломбардцы в первом крестовом походе (1843) Эрнани (1844) Двое Фоскари (1844)

Жанна д"Арк (1845) Альзира (1845) Атилла (1846) Макбет (1847) Разбойники (1847) Иерусалим (1847) Корсар (1848) Битва при Леньяно (1849)

Луиза Миллер (1849) Стифеллио (1850) Риголетто (1851) Трубадур (1853) Травиата (1853) Сицилийская вечерня (1855) Джованна де Гусман (1855)

Верди Джузеппе (1813- 1901), итальянский композитор.

Родился 10 октября 1813 г. в Ронколе (провинция Парма) в семье деревенского трактирщика. Первые уроки музыки брал у органиста местной церкви. Затем занимался в музыкальной школе в Буссето у Ф. Провези. В Миланскую консерваторию принят не был, но остался в Милане и частным образом занимался с профессором консерватории В. Лавиньи.

Как композитора Верди более всего привлекала опера. Им создано 26 произведений в этом жанре. Известность и славу принесла автору опера «Навуходоносор» (1841 г.): написанная на библейский сюжет, она проникнута идеями, связанными с борьбой Италии за независимость. Та же тема героико-освободительного движения звучит в операх «Ломбардцы в первом крестовом походе» (1842 г.), «Жанна д’Арк» (1845 г.), «Аттила» (1846 г.), «Битва при Леньяно» (1849 г.). Верди стал в Италии национальным героем. В поисках новых сюжетов он обратился к творчеству великих драматургов: по пьесе В. Гюго написал оперу «Эрнани» (1844 г.), по трагедии У. Шекспира - «Макбет» (1847 г.), по драме «Коварство и любовь» Ф. Шиллера - «Луизу Миллер» (1849 г.).

Композитора привлекали сильные человеческие эмоции и характеры, нашедшие столь полное соответствие его музыке. Не менее велик Вердилирик. Этот дар проявился в операх «Риголетто» (по драме Гюго «Король забавляется», 1851 г.) и «Травиата» (по драме А. Дюма-сына «Дама с камелиями», 1853 г.).

В 1861 г. по заказу Мариинского театра в Петербурге Верди написал оперу «Сила судьбы». В связи с её постановкой композитор дважды посещал Россию, встречая горячий приём. Для Парижской оперы Верди сочинил оперу «Дон Карлос» (1867 г.), а специально по заказу египетского правительства на открытие Суэцкого канала - оперу «Аида» (1870 г.).

Пожалуй, вершиной оперного творчества Верди стала опера «Отелло» (1886 г.). А в 1892 г. он обратился к жанру комической оперы и написал свой последний шедевр - «Фальстаф», опять на сюжет Шекспира.

Джузе́ппе Фортуни́но Франче́ско Ве́рди (итал. Giuseppe Fortunino Francesco Verdi , 10 октября , Ронколе, близ города Буссето , Италия - 27 января , Милан) - итальянский композитор, центральная фигура итальянской оперной школы. Лучшие его оперы (Риголетто , Травиата , Аида ), известные богатством мелодической выразительности, часто исполняются в оперных театрах всего мира. В прошлом часто пренебрежительно упоминаемые критиками (за «потакание вкусам простых людей», «упрощенную полифонию» и «бесстыдное мелодраматизирование»), шедевры Верди являются основой обычного оперного репертуара через полтора столетия после их написания.

Ранний период

Затем последовали ещё несколько опер, среди них - постоянно исполняемые сегодня «Сицилийская вечеря» (Les vêpres siciliennes ; написана по заказу Парижской Оперы), «Трубадур» (Il Trovatore ), «Бал-маскарад» (Un ballo in maschera ), «Сила судьбы» (La forza del destino ; написана по заказу Императорского Мариинского театра в Санкт-Петербурге), вторая редакция «Макбет» (Macbeth ).

Оперы Джузеппе Верди

  • Оберто, граф ди Сан-Бонифачо (Oberto, Conte di San Bonifacio) - 1839
  • Король на час (Un Giorno di Regno) - 1840
  • Набукко или Навуходоносор (Nabucco) - 1842
  • Ломбардцы в первом крестовом походе (I Lombardi") - 1843
  • Эрнани (Ernani) - 1844. По одноименной пьесе Виктора Гюго
  • Двое Фоскари (I due Foscari) - 1844. По пьесе лорда Байрона
  • Жанна д’Арк (Giovanna d’Arco) - 1845. По пьесе «Орлеанская дева» Шиллера
  • Альзира (Alzira) - 1845. По одноименной пьесе Вольтера
  • Атилла (Attila) - 1846. По пьесе «Атилла, вождь гуннов» Захариуса Вернера
  • Макбет (Macbeth) - 1847. По одноименной пьесе Шекспира
  • Разбойники (I masnadieri) - 1847. По одноименной пьесе Шиллера
  • Иерусалим (Jérusalem) - 1847 (Версия Ломбардцев )
  • Корсар (Il corsaro) - 1848. По одноименной поэме лорда Байрона
  • Битва при Леньяно (La battaglia di Legnano) - 1849. По пьесе «Битва при Тулузе» Жозефа Мери
  • Луиза Миллер (Luisa Miller) - 1849. По пьесе «Коварство и любовь» Шиллера
  • Стиффелио (Stiffelio) - 1850. По пьесе «Святой отец, или евангелие и сердце», авторство Эмиля Сувестра и Эжена Буржуа.
  • Риголетто (Rigoletto) - 1851. По пьесе «Король забавляется» Виктора Гюго
  • Трубадур (Il Trovatore) - 1853. По одноименной пьесе Антонио Гарсиа Гутьерреса
  • Травиата (La Traviata) - 1853. По пьесе «Дама с камелиями» А. Дюма-сына
  • Сицилийская вечерня (Les vêpres siciliennes) - 1855. По пьесе «Герцог Альба» Эжена Скриба и Шарля Деверье
  • Джованна де Гусман (Giovanna de Guzman) (Версия «Сицилийской вечерни»).
  • Симон Бокканегра (Simon Boccanegra) - 1857. По одноименной пьесе Антонио Гарсиа Гутьерреса.
  • Арольдо (Aroldo) - 1857 (Версия «Стиффелио»)
  • Бал-маскарад (Un ballo in maschera) - 1859.
  • Сила судьбы (La forza del destino) - 1862. По пьесе «Дон Альваро, или сила судьбы» авторство Анхеля де Сааведры, герцога Риваса, адаптированной для сцены Шиллером под названием «Валленштейн». Премьера состоялась в Мариинском театре в Санкт-Петербурге
  • Дон Карлос (Don Carlos) - 1867. По одноименной пьесе Шиллера
  • Аида (Aida) - 1871. Премьера состоялась в Оперном театре Хедива в Каире, Египет
  • Отелло (Otello) - 1887. По одноименной пьесе Шекспира
  • Фальстаф (Falstaff) - 1893. По «Виндзорским насмешницам» Шекспира

Музыкальные фрагменты

Внимание! Музыкальные фрагменты в формате Ogg Vorbis

  • «Сердце красавицы склонно к измене», из оперы «Риголетто» (info)

Примечания

Ссылки

  • Джузеппе Верди: Ноты произведений на International Music Score Library Project

Оперы Джузеппе Верди

Оберто (1839) Король на час (1840) Набукко (1842) Ломбардцы в первом крестовом походе (1843) Эрнани (1844) Двое Фоскари (1844)

Жанна д"Арк (1845) Альзира (1845) Атилла (1846) Макбет (1847) Разбойники (1847) Иерусалим (1847) Корсар (1848) Битва при Леньяно (1849)

Луиза Миллер (1849) Стифеллио (1850) Риголетто (1851) Трубадур (1853) Травиата (1853) Сицилийская вечерня (1855) Джованна де Гусман (1855)