Рецензия: «Вишневый сад» с Викторией Исаковой. Рецензия на спектакль «вишнёвый сад Рецензия на фильм вишневый сад

"Вишнёвый сад", пьеса А.П. Чехова, была впервые опубликована в 1903г. и с тех пор многие театры обращались к ней.
Создатели спектакля, отдавая дань уважения автору пьесы, на афише указывают жанр: комедия. В свое время А.П. Чехов остался не доволен первой постановкой: "Почему на афишах и в газетных объявлениях моя пьеса так упорно называется драмой? Немирович и Алексеев (Станиславский) в моей пьесе видят положительно не то, что я написал, и я готов дать какое угодно слово, что оба ни разу не читали внимательно моей пьесы".

Первое, что зрители видят входя в зал, это огромный вишнёвый сад, который весь в цвету. Все действие спектакля происходит именно здесь. Зрители словно находятся в саду вместе с героями пьесы. Деревянный заборчик, летняя плетенная мебель, деревенская скамейка, телега, превращающаяся в бильярд)

Что интересно, под ногами актеров зеленая травка. Начало спектакля весьма оригинально: Зрители еще занимают места, а актеры уже начинают рассказывать свою историю. Поют птицы, облетает вишнёвый цвет... Очень атмосферно!
Очень понравился в роли Лопахина Антон Хабаров! Видела его в нескольких фильмах; роль Лопахина очень ему "к лицу", словно хороший пиджак, села по фигуре) Так здорово сыграны нежность и любовь к Раневской и его готовность подставить сильное плечо Любови Андреевне. Эта трепетность и ожидание любви виделось мне в каждом взгляде главного героя на предмет его любви. БРАВО!
Очень было интересно наблюдать за игрой Карины Андоленко. Любопытно было увидеть ее на театральной сцене,; очень она мне нравится во многих фильмах, в которых она снималась. Надменный взгляд, походка, движение руки, подаваемой для поцелуя, все было прекрасно! БРАВО!
Александра Тютина не возможно не заметить в роли Гаева Леонида Андреевича. Веселый, беззаботный: поет оды шкафу, танцует, обожает леденцы, совершенно ничего не хочет брать в голову. БРАВО!
Все актеры были великолепны! Единый целостный организм! Хочу добавить еще про Шарлотту Ивановну (Анна Горушкина): такая непростая роль женщины-приживалки с непонятным статусом, мечтающей о своей семье, сыграна великолепно! И вроде смеется она, а сколько грусти в глазах. БРАВО!

Очень понравились костюмы. Переносишься на 100 лет назад. Представляю как прекрасно смотрелись актеры в усадьбе К.С.Станиславского в Любимовке! Я посмотрела фотографии - это было замечательно!
Конечно же, не могу не упомянуть маленький домик с полной мебельной обстановкой, солдатиком и куклой, детская игрушка Раневской. Какая тонкая работа: шкаф, кресла и куча всякой мебели сделаны великолепно! Дом, у которого можно "открыть" все стенки - мечта каждой девочки до сих пор!

Единственное, что меня смутило это то, что герои очень много курят. Может быть так и было во времена Чехова?

Я была на пресс-показе, нам показали только половину спектакля и я не увидела завершения этого спектакля. Думаю, это хороший повод сходить на этот спектакль еще раз)

Рекомендую посмотреть спектакль и любителям классики, и любителям современных постановок. Каждый найдет для себя что-то новое и интересное. Один вишнёвый сад (вишневый (ударение на первом слоге), как говорит Лопахин) достоин того, чтоб на него пришли посмотреть зрители!)
Спасибо Сергею Безрукову за прекрасную постановку! Перед пресс-показом было приятно смотреть, как режиссер поддерживает актеров. А с какой любовью оглядывал режиссер свою труппу после спектакля, когда фотографировались в фойе!) Он смотрел на них словно на своих любимых детей))) Очень трогательно) Желаю, желаю долгой и прекрасной творческой жизни вашему детищу!) БРАВО!!!

30 ноября мне выпала удача побывать на предпремьерном пресс-показе спектакля «Вишневый сад» в Московском Губернском театре.
Написанная в 1903 году, на сломе эпох, чеховская пьеса и сегодня современна. В постановке театра на первый план выходит личная драма Лопахина, но и чеховская тема уходящей эпохи и неизбежной утраты ценностей прошлого звучит не менее ясно и пронзительно.
История о потере вишневого сада в постановке Сергея Безрукова становится историей о многолетней и безнадежной любви – любви Лопахина к Раневской. О любви, которую Лопахину надо выкорчевать из своего сердца, как вишневый сад, чтобы жить дальше.
Перед спектаклем в фойе зрителей встречает еврейский оркестр (он упоминается по тексту пьесы), и сразу начинается волшебство: мы переносимся на сто лет назад, в дореволюционные времена.
В первом действии спектакля мы видим вишнёвый сад в цвету. Воодушевленный, полный надежд перед приездом любимой, Лопахин мечется по саду в нетерпении. И вот наконец во главе большой компании появляется Раневская, она радостно здоровается со всеми встречающими, но Лопахина не замечает, как будто его вовсе нет.
И так продолжается весь спектакль. Раневская добра и мила со всеми, но Лопахина либо не замечает, либо не понимает. Любовь Андреевна Раневская предстаёт перед нами такой, какой, говорят, её изначально задумывал Чехов – еще молодой женщиной, примерно 36 лет, ровесницей Лопахина. Она не ровня ему по происхождению, но ровня по возрасту и финансовому положению. При этом в своей гордыне обращается с ним, как с мальчишкой, лакеем. Даже хуже, чем с лакеем – своему лакею Яше она выказывает больше уважения.
В трактовке пьесы Сергея Безрукова Любовь Андреевна является суетным человеком, обуреваемым страстями. Она ниже подлинной любви, и не в состоянии оценить огромного чувства боготворящего её Лопахина.
Раневская, её брат Гаев, вся её разношерстная семья предстают перед нами пустыми, легкомысленными людьми, бездельниками, проживающими доставшиеся им от рождения средства, ничего не умеющими и не желающими делать. Из всех участников пьесы один Лопахин прилагает реальные усилия для спасения состояния Раневской, но никто не желает его слушать. Глядя на них, отчасти понимаешь, почему вроде бы неглупые, образованные люди – дворянство, цвет России, так бездарно потеряли свою страну, оставшись на пепелище, совсем как Раневская на месте вырубленного сада.
Сергей Безруков создал яркий, динамичный, но при этом очень тонкий и трагичный спектакль. Несомненно, он будет иметь огромный успех у зрителя. Очень рада, что мне довелось посмотреть его одной из первых.

Если современные пьесы смотрят ради самой пьесы, то классика - это почти каждый раз своего рода вызов для режиссера и повод проявить себя. "Вишневый сад", поставленный Сергеем Безруковым в Губернском театре, не стал исключением.

В программке(которая скорее брошюра с фотографиями и цитатами) написано, что здесь ставили историю "о безумной, страстной любви. Лопахин еще мальчишкой полюбил Раневскую, и спустя много лет прододжает ее любить и ничего не может с собой поделать. Это история о человеке, который поднялся с самых низов и сделал себя сам, - и его вела не страсть к наживе, а огромная любовь к женщине, которую он боготворил всю свою жизнь и стремился стать достойным ее ». Однако в театре мы увидели несколько иную историю. И она точно не про любовь.

На сцене - почти настоящие деревья (правда, больше похожие на оливы, чем на вишни, но это мелочи), почти настоящая трава, где-то вдали силуэт церкви. При этом первое действие погружено в туман в прямом и переносном смыслах. Я все время думала, почему я вижу актеров так нечетко - а потому, что они все время укрыты этой дымкой, словно легкой вуалью. И от этого кажется, что и живут, и думают, и чувствуют они, словно этот туман пронизывает все насквозь и при этом густой, как кисель. Знаете, вот так бывает во сне - когда ты вроде пытаешься бежать, а передвигаешься, словно в замедленной съемке, не в силах ускориться.

Первое действие - вообще очень неторопливое. Казалось бы - денег нет, имение еле дышит, сад - вишнЕвый (не вИшневый). Надо срочно что-то согласовывать, обдумывать, решать. Но нет - все медленно и плавно движутся по саду, как будто время здесь замерло. И если это был задуманный и воплощенный образ, то он определенно удался.

А любовь... нет, любви не видно. Может Лопахин когда-то в юности и был влюблен в Раневскую, и что-то где-то осталось в глубине души. Но нет, не более того. На сцене перед нами просто сильный, спокойный и очень взрослый человек. В отличие от всех остальных, которые все еще играют в прошлый век (недаром, на краю сцены расставлены игрушки). Кстати, вот это вот противопоставление здесь очень резкое. Есть Лопахин и есть все остальные. Причем остальные - здесь настолько "дачный помещичий планктон" , что все индивидуальности заметно приглушены.

Вообще, надо сказать, что постановка выглядит очень эстетской. Вишневые деревья, уходящие в бесконечность, много деталей - плетенные кресла, рукомойник, телега, превращающаяся в бильярдный стол, игрушечный дом и "многоуважаемый шкаф" ... Недаром, в антракте часть зрителей восхищенно вздыхала: ах, какая красота!

Второе действие почти противоположность первому (и возможно, стоило им и ограничиться). Герои словно вспоминают, что у них есть характеры, мысли и побуждения. Действие вдруг оживает,на сцене разгораются страсти, апогеем которых становится вечер в саду под аккомпанимент еврейского оркестра. Пир во время чумы и одновременно - момент истины. Туман постепенно рассеивается и, наконец-то, мы видим персонажей четко и ясно. И опять, это четко и ясно - и в прямом смысле, и в переносном. Кстати, произнесенные монологи тоже воспринимаюся иначе - как-то свежее, ярче и эмоциональнее. Словно, наконец-то отброшены условности, и все по-настоящему.

Кажется, и Раневская впервые выходит из образа "легкомысленной барышни, вернувшейся из Парижа" и осознает, что вокруг - ее сад и рядом - ее дом. Кстати, я всегда воспринимала Раневскую куда более взрослой дамой. Здесь она достаточно молодая женщина. А ведь, и правда: если Ане - 17, скорее всего, Раневской не больше 40.

Варю (как второго человека, который берет на себя труд заботиться обо всех и вся) постоянно прочат в жены Лопахину. Они функционально похожи. Вот разве что векторы направлены в разные стороны. И оттого понятно, что у них нет совместного будущего. А у кого оно есть? Петя и Аня? Дуняша и Яша?

Интересно решен финал. Спектакль не заканчивается душераздирающим стуком топора - заколачивающим в доме одинокого Фирса. Он заканчивается посадкой нового вишневого сада. Жизнь - продолжается?

Резюме: получилась весьма красивая и современная в ощущениях версия. Пожалуй, с несколько затянутым первым действием, но зато наверстывающая во втором динамику и эмоции. Не самая стандартная в определении характеров и оттенков чувств, местами даже неожиданная. И да, определенно стоящая внимания. Отдельное удовольствие: игра Антона Хабарова (Лопахин) и он здесь действительно - главный герой, и Виктора Шутова (Фирс). .

Спектакль «Вишневый сад» Губернского театра не отпускал меня несколько дней после просмотра. Со мной это бывает нечасто. Сергею Безрукову удалось создать необыкновенно милое органичное действие. Это романтическая комедия, наверное, такая, как и была задумана Чеховым, слегка осовремененная. Ожили и заиграли характеры, появилось настроение, отброшена столетняя замшелость. Из замученной школьной пьесы вдруг родилась вполне актуальная пронзительная история, по ходу которой зрители в зале и переживают, и смеются. А смешных моментов немало, к примеру, сцена игры в бадминтон Яши и Дуняши на фоне монолога Семена Епиходова. Прекрасно в этом спектакле все – и характеры, и спецэффекты, и костюмы, и декорации, и даже фокусы.
На сцене воссоздан настоящий вишневый сад, с деревьями, травой, сеном и дождем. Правда деревья больше смахивают на приземистые дубы, чем на угловатые тонкие вишни, но это и неважно. Важно, что сад живет вместе с героями, - вначале деревья расцветают, словно в надежде, а под конец пьесы их листья облетают и уносятся ветром. По ходу пьесы можно увидеть вдалеке огни поезда, услышать, как он проносится мимо станции, насладиться пением птиц в тишине сада и фото-декорациями пейзажей. А чего стоят детские игрушки героев, которые оставляют на рампе и которые каждый зритель может в антракте посмотреть и пофотографировать!
Главный персонаж этого спектакля – Ермолай Лопахин. Он беззаветно и с юности влюблен в Любовь Раневскую, как оказалось, еще весьма молодую и привлекательную женщину. И эта любовь идет ярким лейтмотивом через весь спектакль. А какие созданы характеры! Например, весельчак Гаев, беззаботно смотрящий на жизнь, каждая его фраза вызывает улыбку. Вечный студент Трофимов – «фу, как вы подурнели», - неинтересный и мелкий, двуличный, скачущий козлом в танце, - совсем не книжный персонаж, а удивительно живой и настоящий. Также как и настоящий еврейский оркестр, который Раневская приглашает к себе в имение, под музыку которого проходит второй действие.
Спектакль заканчивается очень красиво, - красиво эстетически, чем-то напоминая любимые приемы Римаса Туминаса в театре Вахтангова. Деревья взмывают ввысь, старый забытый Фирс в темноте ночи остается один с игрушечным домиком, закладка нового сада, как нового спектакля, как нового театрального события…
Спектакль понравился бесконечно! Единственная странность - все герои курят, и курят не переставая. Для зрителей первых рядов партера – это может быть тяжело.

"Снился мне сад в подвенечном уборе,
В этом саду мы с тобою вдвоём.
Звёзды на небе, звёзды на море,
Звёзды и в сердце моём"

2 декабря в Московском Губернском театре состоялась премьера спектакля "ВИШНЁВЫЙ САД" в постановке СЕРГЕЯ БЕЗРУКОВА. Когда режиссёр представляет на зрительский суд своё вИдение известнейшей пьесы, это всегда вызывает не только оживлённый интерес, но и закономерный вопрос: что же нового увидит публика в классическом сюжете о продаже за долги вишнёвого сада. Пьеса с богатейшей театральной историей, сотни постановок по всему миру, попытки самых различных режиссёров высказаться "на тему", спектакли, вошедшие в золотую коллекцию театрального искусства, и неослабевающий интерес к глубокому и философскому произведению, которое сам Антон Павлович Чехов назвал комедией.
Незадолго до премьеры режиссёр-постановщик Сергей Безруков так охарактеризовал главную идею своего спектакля: "У нас это история о безумной, страстной любви. Лопахин еще мальчишкой полюбил Раневскую и спустя много лет продолжает ее любить, и ничего не может с собой поделать. Это история о человеке, который поднялся с самых низов и сделал себя сам, - и его вела не страсть к наживе, а огромная любовь к женщине, которую он боготворил всю свою жизнь и стремился стать достойным её". Именно эта концепция, а также обоснованное рассуждение, что Раневская является молодой женщиной не старше 35 лет, позволили Сергею Безрукову создать свой "Вишнёвый сад" - спектакль, в котором люди и чувства, проявляемые ими: любовь - нелюбовь, понимание - непонимание, добросердечие, отзывчивость и чёрствость, цинизм, равнодушие, вышли на первый план и стали гораздо важнее темы исторической значимости момента исчезновения "старого мира" и зарождения мира нового.
Возникло ощущение, что режиссёр вместе с актёрами, как будто открыв тяжёлый засов на воротах в глухом заборе, впустили зрителей в тот самый настоящий чеховский вишнёвый сад, изначально созданный мир пьесы, который всё это время жил своей собственной жизнью, как и всё живое менялся, преображался, перерождались живущие в нём люди (личности некоторых персонажей предстали в ранее никогда не рассматриваемом ключе). И вот эта жизнь сада - не условно-метафорического, а настоящего -встречающего рассветы и озарённого светом звёзд, цветущего, зеленеющего, рассыпающего белые лепестки и сбрасывающего листву, с поющими соловьями в начале и каркающими воронами в финале стала неразрывным целым с судьбами героев, которые любят и хотят быть любимы.
При создании пьесы Антон Павлович Чехов подчеркивал, что роль купца Ермолая Лопахина это центральная роль, и "если она не удастся, то значит и пьеса вся провалится". В исполнении Антона Хабарова Лопахин - сильный, красивый, богатый молодой мужчина, интеллигентно выглядящий и держащийся с большим достоинством. Он по-настоящему, искренне и благоговейно любит Раневскую. Это чувство облагораживает его, но и придаёт образу особую незащищённость и ранимость. Душевная обнажённость при внешней сдержанности Хабарова в этой роли восхищают. С годами мальчишеская влюблённость Лопахина в Любовь Андреевну превратилась в глубокое чувство, оставшись по-юношески чистой и возвышенной. Он облагораживает, идеализирует её , он любит созданный образ Раневской, образ "Прекрасной Дамы", она же на самом деле - обычная - земная женщина, про которую даже нежно любящий её брат говорит, что она "порочна".
Красивая, обольстительная и царственная Раневская в исполнении Карины Андоленко - это молодая женщина, уже пережившая горечь потерь и разочарований, но у которой ещё вся жизнь впереди. В безруковском спектакле Раневская предстаёт не привычной героиней, предающейся ностальгическим воспоминаниям об ушедших лучших годах жизни, здесь это полная страстей и желаний женщина, любящая и страдающая без любви, и любовь ей нужна не возвышенная, а земная, плотская, безрассудная, кидающая в пучину переживаний. Эта Раневская продолжает любить обманувшего и обобравшего её любовника - "камень на своей шее", как она сама говорит, и ничего не может с собой поделать.
Брат Раневской - Леонид Андреевич Гаев (в этой роли Александр Тютин) решён, как мне показалось, в своём классическом варианте. Гаев - аристократ и сибарит, человек никогда не работавший, но всегда красиво живший. До сих пор, в своём уже зрелом возрасте, он, как ребёнок, опекаем старым слугой, живёт в своё удовольствие и интересуется лишь одним бильярдом. Много и красиво рассуждает обо всём, при этом часто невпопад и не к месту. Он не понимает реалий наступившей жизни и его легкомысленный оптимизм объясняется нежеланием "открыть глаза" на происходящее. Образ Гаева, являющийся, как считалось в советское время, карикатурой на дворянство в целом, в спектакле Сергея Безрукова вызывает определённую симпатию, вероятно потому, что несмотря на весь свой инфантилизм, безответственность и, если можно так сказать, "нежизнеспособность", Гаев отражает существующую в русском характере надежду на "авось", веру в то, что всё как-нибудь разрешится само собой и, Бог даст, обойдётся.
Интересный и необычный образ конторщика Епиходова создал в спектакле Сергей Вершинин. Второстепенный комический персонаж (как его обычно называли) по прозвищу "двадцать два несчастья", его всегда играли как неловкого, неуклюжего и неумного человека, беспрестанно жалующегося на судьбу. Но в спектакле Сергея Безрукова Епиходов - фигура трагическая, и если и вызывающая поначалу смех, то вскоре весёлый смех превращается в истерический всхлип от сочувствия, которое вызывает этот несчастный человек. Страдающий Епиходов наряду с Лопахиным, Варей, Шарлоттой, Дуняшей... становится одной из жертв безответной любви. И обречённый на насмешки и издевательства, он даже застрелиться не может из-за бесконечных осечек.
Роль гувернантки Шарлотты Ивановны сыграла режиссёр Губернского театра Анна Горушкина. Было открытием узнать, что Анна ещё и замечательная харАктерная актриса. Маленькая, в мужском смокинге и цилиндре, в гриме Пьеро и с лохматой собачкой на руках, её Шарлотта и сама в глазах окружающих, как диковинная "зверушка", в которой никто не видит человека, а уж тем более женщину. Её неловкая попытка сказать о своей любви Епиходову, приводит того в ужас. Горушкина играет не привычный образ странной чудачки и грустной клоунессы, она скорее шут, временами злой, который, прикрываясь маской, говорит в глаза правду, а порой и жестокие вещи, и ей никого не жаль, потому что её саму не жалеет и не любит никто. Сцена её отчаянного канкана с одновременными судорожными попытками Епиходова совершить самоубийство одна из самых сильных в спектакле.
Ещё одна жертва нелюбви (хотя и пытающаяся не показывать виду) - страдающая от своего унизительного положения "вроде бы" невесты Лопахина приёмная дочь Раневской Варя (Наталья Шклярук). Деятельная и серьёзная, её заботливость и желание всё контролировать порой утомляют и раздражают окружающих. Ей не под силу лишь контролировать чувства других людей и заставить любить себя Лопахина.
Помещик - сосед Раневской Симеонов-Пищик (в этой роли Сергей Кисса) - постоянно занимающий деньги и передающий поклоны от своей дочки Дашеньки, до которой никому нет дела, своими поступками то досаждает, то смешит окружающих, и при этом какими-то своими чертами он близок и к Гаеву, и к Лопахину. С одной стороны, он оптимистично смотрит в будущее, не унывает, верит в свою удачу, но с другой - очень деятелен, не подвержен пустым рассуждениям и всё время чем-то занят. Неожиданный подарок судьбы в виде найденных на его участке залежей белой глины можно рассматривать как прямое подтверждение русской пословицы "Под лежачий камень вода не течёт".
Одним из поразительных открытий спектакля стала абсолютно новая трактовка образа "вечного студента" Пети Трофимова, остро и скрупулёзно сыгранного Сергеем Куницким. В этом мечтателе-идеалисте, воодушевлённо говорящем о светлом будущем, режиссёр увидел предтечу того, кого словами Достоевского можно назвать "бесы". Убеждённый, что имеет право указывать человечеству путь к "высшей правде и высшему счастью", несущий в себе идеи разрушителя устоев и традиций, Трофимов предстаёт лицемерным и циничным демагогом, человеком без принципов и морали. Его поступки и слова и о том, что он "выше любви" стали своеобразной отсылкой к распространившейся в первые годы советской власти и популярной до конца двадцатых годов так называемой "теории стакана воды" - системы взглядов на сексуальную свободу и отрицании любви, семьи и брака как буржуазных предрассудков.
Поставив любовь во главу угла всей истории, Безруков противопоставляет чистой любови Лопахина к Раневской отношения Трофимова с Аней и лакея Яши с горничной Дуняшей. В отсутствии любви возникают похоть и разврат. И если дочь Раневской Аня (её играет Полина Галкина) - современных взглядов и поведения раскованная девушка (о которой Гаев, говоря "как ты похожа на свою мать", в первую очередь, как мне кажется, имеет в виду её отношение к жизни, любви, свободе) осознанно идёт на связь с Трофимовым, то Дуняша (Александрина Питиримова) - милая, наивно-глуповатая, романтичная простушка попадает в сети обаятельного, наглого, бездушного хама и мерзавца лакея Яши (Данил Иванов), как бабочка в липкую паутину. Трофимов развращает Аню идеями, а Яша развращает свою жертву действиями.
Хранителем и носителем вековых традиций и существующего уклада жизни, воспринимаемых молодыми персонажами пьесы как совокупность ненужных, отживших своё условностей, является Фирс (Виктор Шутов). Он единственный, жизнь кого вне этого дома и сада представить невозможно. Ощущение того, что это не слуга и даже не человек, а сам Дух дома усиливается с приближением финала спектакля. Гибнут деревья, гибнет усадьба и вместе с ними находит упокоение и старый Фирс.
Невозможно подробно рассказать о всех тонкостях этого прекрасного спектакля, поэтому скажу лишь об одной из важнейших сцен. Невероятное эмоциональное напряжение и атмосфера надвигающейся катастрофы охватывает зрительный зал в сцене бала: "Только бы знать: продано имение или нет?" Гремит музыка, все танцуют и пьют, танцы становятся всё более безумными, полное ощущение пира во время чумы, и посреди всего этого - истерзанная ожиданием Раневская... И когда напряжение достигает высшей точки, и кажется, что сейчас разверзнется земля, чтобы поглотить всю эту вакханалию, возвращаются с торгов Гаев и Лопахин, который видит как лакей целует Любовь Андреевну, не имеющую сил для сопротивления... Выигравший Лопахин раздавлен и результатами торгов и увиденным. Сад и имение, "где дед и отец были рабами" теперь принадлежат ему, но он несчастен потому что не хотел этого.
Раневская прощается с садом, как с родным человеком, её душераздирающий вой, который она издаёт, падая на колени, словно плач над покойником.
Последний разговор Лопахина и Раневской посреди чёрного страшного сада со всей определённостью даёт понять, что все его мечты о ней были фантазией, а любовь к ней бесплодна и разрушительна. И тогда Лопахин уничтожает сад, оказавшийся свидетелем этой невозможной, несостоявшейся любви. Как приговорённые к казни через повешение, под дикий крик Лопахина: "Давай!! Давай!!" чёрные голые деревья с пронзительнымым треском выдёргиваемых корней вырывают из земли, и покачиваясь, они застывают в воздухе.
Подобное решение финала вызвало подлинное потрясение.
Однако оказалось, что ошеломляющий финал впереди, потому что верный своему творческому убеждению режиссёр, сказавший когда-то, что обя­зан дать надежду тем, кто при­шел в те­атр, сделал так, что все персонажи, а потом и он сам, выйдя на поклоны с другими создателями спектакля, посадили на сцене новый вишнёвый сад. И этот сад из маленьких зелёных росточков стал настоящим художественным символом возрождения героев и их счастливого будущего, которое возможно и достижимо.

СПАСИБО Сергею Витальевичу за его невероятный и удивительный "Вишнёвый сад", спасибо всем потрясающим актёрам, которые вместе с ним этот сад взрастили, спасибо всем создателям спектакля, за всё то, что мы - зрители увидели и почувствовали 2 декабря в зале Московского Губернского театра. Я поздравляю Театр с триумфальной Премьерой и желаю спектаклю счастливых лет жизни и "вечной весны" вместе с непреходящей любовью зрителей!

Браво

Очень добрый спектакль

Спектакль арестован за красоту

Мне нравится как работает художественный руководитель Сергей Безруков.

Мне понравилась сценография. Представьте, что все действия происходят в вишнёвом саду, перед нами сам сад, да-да, на сцене деревья, а на "земле" трава. Грамотный свет создаёт волшебство. Границы стираются, зритель уже как бы и не в театре, а на природе, мы погружаемся в вишнёвый сад, поют птички, поёт сама природа.

В конце спектакля мне было жалко терять эту красоты, деревья вырвали с корнем, а траву закатали в рулоны, забили гвозди, заколотили окна, двери. Перед нами открылась голая сцена - отличный ход режиссёра 👍🏻

Понимаете как это работает?
Сперва ты видишь красоту на сцене, оцениваешь её, привыкаешь к ней. А в конце спектакля всё начинает исчезать, разрушаться. Мы начинаем понимать, что чувствовала Раневская Любовь Андреевна (Карина Андоленко), мы начинаем понимать как тяжело терять сад её брату Леониду Андреевичу (Александр Тютин), да и самому Лопахину (Антон Хабаров) этот шаг дался не просто, мы видим как его одолевает гамма противоречивых чувств и переживаний. С одной стороны он рад, что выкупил "Вышнёвый сад", с другой стороны он любит Раневскую...

Иными словами режиссёр передал нам "Чувство потери", зритель сопереживает происходящему - это очень важный и необходимый момент в спектакле!

Антон Хабаров мне понравился в роли Лопахина

Отмечу Александра Тюнина в роли Гаева Леонида Андреевича - точное попадание в образ

Карина Андоленко в роли Раневской - точное попадание в образ

Меня тронула игра Виктора Шутова - старый верный слуга Фирс

В спектакле играет живая музыка, на сцене музыканты-скрипачи + флейта - тот самый последний бал, который организовала Раневская

Когда ищешь свое место в переполненном, как обычно, зале МДТ перед началом спектакля «Вишневый сад», не подозреваешь, какой фокус ожидает тебя через пять минут после начала действия. А можно бы догадаться. Потому что люстра укутана в белую ткань, ею же укрыт бильярдный стол, вытеснивший половину пятого ряда зрительских кресел, предметы мебели расставлены перед сценой вровень с партером, а не на подмостках, а темные двери боковых выходов из зала заменены на невесомые, белоснежные со стеклянными вставками.

Но в первое время внимание приковано к фигуре в сильно потертой красной бархатной ливрее, которая в пустоте сцены выглядит как привидение – дух театра костюмной эпохи, театра – пиршества для глаз. Фирс – Александр Завьялов, с челкой на глаза, с пушистой бородой и медленными движениями прямо-таки завораживает – как, наверное, во все времена завораживал театр, реанимирующий картины прошлого. Так что сначала даже не очень понятно, что за посторонние голоса проникают в зал и откуда они доносятся. «Воздух! Какой воздух!» – слышится уже совершенно отчетливый возглас – и зал, а не сцена наполняется людьми: Ксения Раппопорт – Раневская, Лиза Боярская – Варя, Игорь Черневич – Гаев, Катя Тарасова – Аня, Татьяна Шестакова – Шарлотта Ивановна, Епиходов – Сергей Курышев, Дуняша – Полина Приходько, Яша – Станислав Никольский. И зрители неожиданно оказываются в центре этой радостной суеты, беготни из одной двери в другую, ощущают себя гостями, а не посторонними. Причем, не гостями Любови Андреевны, а гостями Додина и Чехова, двух больших художников, которые встретились на узких перекрестках мирозданья, где время сжато в тугой клубок, так что начало прошлого века вплотную соседствует с началом нынешнего.

Каждый из персонажей на протяжении всего спектакля будет, как двуликий Янус, и смотреть в прошлое, и предвидеть будущее. Прошлое возникнет на огромном, во все зеркало сцены белом экране – в кадрах фильма, который Лопахин – Данила Козловский припас в качестве сюрприза бывшим хозяевам, фильма, где цветущий и бескрайний вишневый сад (съемки велись известным оператором Алишером Хамидходжаевым в самом большом вишневом саду Европы, под Гамбургом, куда выехало и большинство создателей спектакля) обступает, а точнее, окутывает со всех сторон еще очень молодых героев, защищая их от всех неурядиц. Будущее же будет мерещиться им в минуты отчаяния, когда вдруг посреди напускного веселья, скрытого от зрителей все тем же экраном, герои вдруг поднимут эту белую пелену и будут вглядываться в темноту зала, ожидая вестей о торгах. А финал Додин сочинил и вовсе безжалостный: белый экран упадет, накрыв, точно саваном, позабытого Фирса, за ним обнаружатся неотесанные доски, и уже они станут экраном для кино новейшего времени: гуськом в затылок пройдут перед публикой все герои в исподнем – только выстрелов не прозвучит, но ассоциации будут однозначными.

Собственно, весь почти трехчасовой спектакль с одним антрактом – это настоящее, зажатое в тисках между прошлым и будущим, которые сжимаются всё теснее. Так что ко всем личным бедам – точнее, к каждой личной драме примешивается неумолимо наступающая историческая катастрофа, которая превращает драмы в трагедии. И этот прессинг зрители, люди XXI века ощущают физически. Ее не чувствует только один герой нового додинского «Вишневого сада». Лопахин Данилы Козловского, в отличие от многих Лопахиных прошлого века, и в отличие от Лопахина – Игоря Иванова, который выходил на сцену МДТ в спектакле Льва Додина 1994 года по тому же «Вишневому саду», не испытывает трепета даже перед Раневской. Он единственный не попадает во всеобщую трагическую интонацию – просто потому, что не видит в потере вишневого сада никакой беды: узок круг доступных ему переживаний, сострадание в нём отсутствует начисто. В этом смысле он ничем не отличается от лакеев Дуняши и Яши – только они знают свое место, а Лопахин изо всех сил пыжится попасть «в князи» и уверен, что, как богатый человек, имеет на то все шансы. Но Любовь Андреевна, совершенно того не желая, чарующе женственно, как умеет одна на свете Ксения Раппопорт, ставит его на место: то имя в третий раз забудет и сама рассмеется своей забывчивости, то, вопрошая, «и перед кем!?», имея ввиду разглагольствования Гаева о декадентах перед половыми в трактире, вдруг махнет рукой в сторону сидящего поблизости Ермолая Алексеевича, смутится, поправится, но… А уж каким взглядом измерит она Лопахина, когда тот, в ответ на ее рекомендацию жениться, усядется на стул рядом с ней, наденет на голову ее шляпу и даже попробует ее приобнять. И надо отдать должное артисту Козловскому, который входит в профессию далеко не так легко, как со стороны может показаться: он более чем достойно играет своего опереточного персонажа, самоотверженно отказываясь геройствовать.

Вообще сюжет «Вишневого сада» Додина, объединяющий всех персонажей – их общая жизнь, которая некогда была высокой, а теперь норовит скатиться в оперетку. И самые мощные моменты спектакля – те, когда герои, оказавшись в откровенно пошлых, на взгляд извне, ситуациях, из последних сил человеческого духа выкарабкиваются в пространство трагедии. Надо видеть с каким нескрываемым восторгом умопомрачительно прекрасная Раневская – Ксения Раппопорт читает телеграммы из Парижа (в отличие от героини пьесы, которая рвет их, не прочитав) – и какая просвечивает сквозь эту радость мука подлинной любви, на алтарь которой брошено всё (а как иначе, если речь о подлинной любви). А позже она покажет целую пачку телеграмм Пете Трофимову – и он тут же простит ей ее невозможную фразу о любовнице, которую нельзя не иметь в его возрасте, приподнимет, закружит… И только руки разведешь от того, как, оказывается, можно обращаться с Чеховым – легко и отважно, как с живым, умным, ироничным автором, а не истуканом из пантеона. И от того, как эти вспышки несусветного счастья высвечивают неминуемую беду. Это восхищение режиссерским бесстрашием не только не отступает, но по ходу действия все усиливается.

Надо видеть, как Гаев – Игорь Черневич впервые за много лет играет не еще одного как всегда великолепного злодея, а вечного ребенка в трогательных коротких валенках, который – да, может, не подумав про Аню, вдруг заговорить о порочности своей сестры, но после даже не смутится, подтверждая тем самым, что руководило им не стремление посплетничать и, уж тем более, осудить, а привычка говорить, что думает – видимо, из 80-х годов (как уже не раз было замечено, даты периодов демократии в России совпадают с разницей ровно в век). Вера этого законсервированного Гаева в иллюзии сильна настолько, что обе его любимые девочки (а герой Черневича одинаково горячо привязан к обеим племянницам) сразу поверят в его сказку. Момент, когда он, изложив свой план, обнимает уже беззаботно смеющихся Катю Тарасову и Лизу Боярскую, – еще один всполох мгновенного счастья, освещающего тьму подступающей пропасти.

Есть в спектакле удивительная Шарлотта в исполнении Татьяны Шестаковой. Крошечного роста существо во фрачной паре, белом жилете и цилиндре она – опять-таки вопреки пьесе – не показывает фокусов, не высовывается и, по большей части, молчит, сидя где-то в зрительских рядах, но зато, когда подает голос, с ним не поспоришь. Отказ показать фокус Лопахину из уст Шарлотты Ивановны звучит не как прихоть, а как клеймо. В ней есть много от русских юродивых: не по внешнему плану, а по глубоко запрятанной сути она – родная сестра шестаковской Хромоножки из «Бесов». Вообще, именно думая о героине Шестаковой, понимаешь, как многое из прошлых работ Додина прямо или косвенно цитируется в «Вишневом саде»: ведь было же, было такое, что зал жил единой жизнью с героями и чувствовал себя не зрителем, а обитателем Пекашино – в «Братьях и сестрах». И так же, как Ирина Прозорова Елизаветы Боярской, с первой сцены предвидит финальную катастрофу ее же Варя (хотя в остальном новая героиня Лизы совсем иная). И как Соня с Еленой Андреевной в «Дяде Ване», отбросив всякое «актерство», выпустив на божий свет свою детскую непосредственность, откровенничают ночью Аня с Варей. И ровно в такую шеренгу смертников, как артисты на финальном видео, выстраиваются в конце «Жизни и судьбы» узники концлагеря-ГУЛАГа. Наберется и еще с десяток таких примеров – «Вишневый сад» МДТ 2014 года словно бы концентрирует самые острые и напряженные переживания, предложенные додинским театром зрителю. Видимо, поэтому он по стремительности действия смотрится как экшен, вопреки всем представлениям о тягучей чеховской бессобытийности.

И «фокусы» Шарлотты здесь совсем иного рода, они сокрушительны, невыносимы по уровню обнажения отчаяния и боли. В спектакле соло из области «легкого жанра» позволены двум героям – Шарлотте Ивановне и Лопахину. Лопахин, после неудачной попытки предложить себя Раневской в женихи, заваливается на диван и запевает арию Квазимодо из «Notre-Dame de Paris» – почти сразу истощив свой запас французского, переходит на жу-жу-жу. Шарлотта же, чтобы разрядить нестерпимо затянувшееся ожидания окончания торгов, вдруг заголосит по-французски с жутким немецким акцентом «Все хорошо, прекрасная маркиза» – и ползала зальется слезами, потому что стиль, в котором работает актриса и который частенько практиковал Мейерхольд, называется трагическая буффонада. А уж ее истошный крик в четвертом акте посреди всеобщих сборов иначе как предсмертный и не осмыслить.

Спектакль Додина построен так, что едва ли не в каждом эпизоде Лопахин сопоставляется с другими персонажами, что снова и снова подчеркивает его человеческую несостоятельность при всех его деньгах. Уверена, что, прежде всего, из-за этого персонажа Додин вернулся к однажды уже поставленной им пьесе. Буквально каждый выход этого Ермолая – комичен: в пьесе он, проспав, не успел к поезду на станцию, а здесь появляется заспанный из-под одеяла, когда все уже приехали. Потом с недопустимо-хамской интонацией бросает Гаеву, прежде чем начать излагать свой план спасения: «Преодолейте свою неприязнь». И сама по себе прекрасная затея с демонстрацией фильма, оказывается, была предпринята Лопахиным для презентации плана – слово «презентация» я употребила не случайно, большой экран, на котором еще парит волшебным облаком над землей вишневый сад, по мановению руки (а точнее, кия, который герой использует как указку) закрывается прямоугольниками с надписью «25 десятин». Хотя всякому человеку, который хоть сколько то смыслит в красоте, понятно, что этот сад и метры – две несопоставимые шкалы ценностей. Как несопоставимы, по Додину, театр – и купюры.

Найдутся, конечно, злые языки, которые укажут на то, что именно билеты на «Вишневый сад» достигли рекордной для этого театра стоимости – 10 тысяч рублей за штуку. Недоброжелателей сразу хочется просветить на тот счет, что в Германии, например, билеты в гостеатры не могут стоить более 39,99 евро. Это государственная политика. Но и финансируются театры в той мере, чтобы им не приходилось зарабатывать на публике. Так что это уже вопрос к Лопахиным во власти, не к Додину. За время спектакля Лопахин и в самом деле успевает стать именем нарицательным – слишком узнаваемы жесты, словечки, интонации. То как, например, он с азартом повторяет «Дачи! Дачи! Дачи!» – и они сливаются в нечто, по сути похожее на «жу-жу-жу». Или как спросит «Чё такое?», не поняв слов на редкость тонкого и трепетного Пети Трофимова – Олега Рязанцева о том, что Любовь Андреевну после известия о продаже сада надо бы оставить одну. Или как будет хлопать в ладоши, поторапливая старых хозяев выметаться побыстрей. Режиссер даже вложил в его уста слова: «Шкафик – мой! Столик – мой!» (это после оглушительного вопля: «Вишневый сад теперь мо-о-о-о-й!»), и они, конечно же, рифмуются с моментом из первого действия, где Раневская – Раппопорт среди дорогих образов прошлого превращается в девочку и шепчет: «Шкафик мой», – прикасаясь руками и даже щекой к предмету мебели как к атрибуту потерянного рая. Что-то более убийственное для Лопахина, чем эта пародия на бывшую хозяйку, придумать сложно.

Но и этого Додину недостаточно. На протяжении всего действия за Лопахиным следят пристальные, честные, умные глаза Вари – Лизы Боярской. Монашка-труженица Варя в исполнении Боярской не утратила строгости и скромности – вязаная серая жилетка поверх прямого платья, серый платок, которым все время покрыта ее голова, только подчеркивают неимоверно прекрасные глаза героини. Взгляд ее, не отпускающий Лопахина, не оставляет сомнений в тех чувствах, которые испытывает девушка к привлекательному внешне молодому человеку. Но эта Варя настолько безупречна, что каждая слеза в ее глазах воспринимается не иначе как приговор тому, кто ее вызвал. И это притом – повторю, – что Варя бросает на Лопахина исключительно любящие взгляды. Варя одна до самого финала отказывается поверить в убогость своего избранника, и Додин дает ей то доказательство, которого не дает своей героине Чехов: вместо предложения Лопахин увлекает Варю за экран, подальше от посторонних глаз. Возвращается пара довольно скоро, распущенные волосы Вари и характерная неопрятность костюма Лопахина прямо указывают на случившееся. И вот тут только Лопахин заговаривает. Не о женитьбе, конечно, хотя Варя в этот момент еще не сомневается в его благородстве. А о погоде. О тех самых минус трех градусах. Пять длящихся вечность секунд, пока героиня Лизы Боярской собирает силы, чтобы, не уронив себя, ответить про разбитый градусник, – одни из самых мощных, какие мне когда-либо доводилось видеть на сцене, тем более, в исполнении молодой актрисы.

Однако, последнее слово останется за Варей. И это не будет история со взмахом зонтиком, от которого притворно шарахнется Лопахин, а Варя ответит: «Что вы? Я и не думала». Варя – Боярская, вместо последнего прощания, бросится Лопахину на шею. И когда он поверит, что, наконец, победил, что хоть один из недосягаемых для него хозяев снизошел до просьбы о помощи – пусть не словом, жестом (Раневская в этой истории денег у Лопахина не просит, c"est incroyable) – и ответит порывом на ее порыв, Варвара немедленно отстранится, произнеся ледяным тоном фразу, предписанную Чеховым. В финале этого «Вишневого сада» никто не скажет, что вся Россия – наш сад, и нежная, любящая Аня Кати Тарасовой не найдет утешительных слов для мамы. В успешное будущее здесь верит один Лопахин. И нет сомнения, что он преуспеет – и до 1917-го еще накопит миллионы для безбедной жизни в Париже. А брат и сестра – герои Раппопорт и Черневича – унесут с собой в никуда только круглые металлические коробки с кинопленкой, которые им довольно грубо вручит Лопахин в ответ на их просьбу еще раз посмотреть фильм. И будут похожи разом и на тех, кто с одним чемоданом оставлял Россию, как Ольга Книппер-Чехова, и на тех, кто с одним узелком отправлялся в лагеря.

Лев Додин поставил спектакль про то, что в прошлое ушел не только нарядный костюмный театр, но и театр Чехова, доминировавший весь XX век – атмосферный, утонченный, где подлинные сюжеты спрятаны за очевидными, речь звучит как музыка, а люди балансируют каждый над своей пропастью с невероятной старомодной грациозностью. «Вишневый сад» Додина – это театр жестокости, который от начала к финалу всё чаще разрывает ткань чеховского текста, а актеры в нём – пророки-мученики, которые играют так, что строки поэта о полной гибели всерьез не кажутся метафорой.

История появления на сцене театра имени Пушкина спектакля «Вишневый сад», о котором все говорят (и говорят разное, надо признать), довольно занятна. Вот что рассказал об этом режиссер-постановщик Владимир Мирзоев в одном из интервью: «Мы переписывались с Викой Исаковой в фейсбуке, думали, что бы такое небанальное сделать вместе. И вот, поди ж ты — додумались до Чехова . После чего мы встретились с художественным руководителем театра Евгением Писаревым , обсудили правила игры: сроки, возможное распределение ролей и так далее».

Так Виктория Исакова, одна из ведущих актрис этого театра, стала Раневской. С именем Чехова она ее актерская судьба давно связана. Ей уже довелось побывать Ниной Заречной в «Чайке» на сцене МХТ, и даже стать лауреатом премии «Чайка» за роль Панночки в спектакле «Вий» . Вообще похоже, что этой актрисе любая роль по плечу — как на театральных подмостках, так и на экране. В ее багаже более 40 киноролей, но по-настоящему знаменитой она стала после телесериала «Оттепель» . Именно за эту роль Виктория Исакова в этом году получила «Золотого Орла» как лучшая актриса, но не смогла приехать на церемонию награждения — репетировала Раневскую. Режиссер был строг: никаких поблажек.

Надо признать, их совместный труд не пропал даром. Именно Раневская-Исакова стала самым запоминающимся персонажем пьесы, которую всякий любитель театра смотрел-пересмотрел множество раз, в самых именитых театрах столицы - и не только. Любовь Андреевна — это центр сюжета, к ней сходятся практически все линии. Тонкая, нервная «вечная странница», для которой попросту нигде нет места. Вопрос: а есть ли место в нынешнем мире другим героям чеховской пьесы? Будет жить, процветая, только Лопахин, но и он рано или поздно канет в вечность.

О временности человеческого бытия говорит и сценическое решение спектакля: минимум декораций, как это обычно бывает у Мирзоева, все зыбко — качели, чемоданы… И как крест распятия — массивные деревянные конструкции, на которых невольно фокусируешь внимание.

На вопрос, почему «Вишневый сад» звучит сегодня столь же современно, как и сто лет назад, когда Чеховым была написана пьеса, режиссер отвечает так: «Видимо, потому что это пьеса обвала, трагикомического финала, когда прошлая эпоха и сросшиеся с ней люди вынуждены сойти со сцены, торопливо сбежать на цыпочках. Я и мои соавторы-актеры прочитали «Вишневый сад» как пьесу катастроф. Только рушатся в ней не высотные здания, не транспортные средства, а судьбы людей, родившихся на переломе двух эпох».

Режиссер утверждает, что в его спектакле нет никакой игры в модернизм, даже костюмы героев — из той далекой эпохи. Но все-таки начинается спектакль именно с элементов постмодернизма. Молодой человек — как выяснится чуть позже, Лопахин (актер Александр Петров ) — засыпает с книжкой на лице. Будит его горничная Дуняша, берет книгу и читает на обложке: А. П. Чехов, «Вишневый сад» . Между ними происходит странная сексуальная игра, какой у Чехова не было и в помине. На этом преамбула заканчивается и начинается собственно «Вишневый сад» . На ряд главных ролей Мирзоев пригласил артистов «со стороны»: в роли Гаева на сцену выходит Максим Виторган , Лопахина сыграл Александр Петров из театра имени Ермоловой, в роли Ани, дочери Раневской, Таисия Вилкова , студентка Школы-студии МХАТ.

Режиссер всячески старался привнести в спектакль элементы комедийности: тут и «живая музыка» в виде притулившихся в уголке сцены трио музыкантов, и то и дело возникающие песни-пляски, в которые пускаются герои, и почти настоящие фокусы, которые демонстрирует гувернантка Шарлотта Михайловна… А то вдруг откуда-то сверху падают многочисленные пакеты-капельницы, и каждый из героев тотчас присоединяет к своим венам эту питательную жидкость красного цвета. Что это? То ли их общая кровь, символизирующая единство всех и вся, то ли вишневый сок из того самого сада, который их всех также объединял и который вот-вот будет уничтожен…

Все-таки «Вишневый сад» по Чехову — комедия. Но почему-то зрителям невесело. Впрочем, по замечанию режиссера пьеса «Вишневый сад» — «комедия» в том же возвышенном смысле, что и поэма Данте Алигьери . Наверное, и наш образованный зритель почувствовал это, потому и не веселится. Начиная со дня премьеры спектакль идет с полным аншлагом, но иногда смотреть на все происходящее на сцене откровенно скучно. Драмы человеческих катастроф, за исключением Раневской-Исаковой, то ли режиссеру, то ли актерам передать не удалось. Что ж, этой постановкой история «Вишневого сада» не заканчивается, а сколько их еще будет — при том, что уже целое столетие «вишни все рубят и рубят, а щепки летят и летят».

Действие происходит весной в имении Любови Андреевны Раневской, которая, после нескольких лет проживания во Франции возвращается со своей семнадцатилетней дочерью Аней в Россию. На станции их уже ждут Гаев, брат Раневской, Варя, её приемная дочь.

Денег у Раневской практически не осталось, а имение с его прекрасным вишнёвым садом в скором времени может быть продано за долги. Знакомый купец Лопахин рассказывает помещице свой вариант решения проблемы: он предлагает разбить землю на участки и отдавать их в аренду дачникам. Любовь Андревна сильно удивлена таким предложением: она не может представить, как можно вырубить вишневый сад и отдать свое имение, где она выросла, где прошла её молодая жизнь и где погиб её сын Гриша, в аренду дачникам. Гаев и Варя также пытаются отыскать какие-либо выходы из сложившейся ситуации: Гаев обнадеживает всех, говоря, что он клянется, что имение не будет продано. В его планах занять немного денег у богатой ярославской тётушки, которая, впрочем, Раневскую недолюбливает.

Во второй части всё действие переносится на улицу. Лопахин продолжает настаивать на своем плане как на единственном верном, но его даже не слушают. В то же время в пьесе появляется и философская тематика и более полно раскрывается образ учителя Трофимова. Вступив в разговор с Раневской и Гаевым, Трофимов говорит о будущем России, о счастье, о новом человеке. Мечтательный Трофимов вступает в спор с материалистом Лопахиным, который не способен оценить его мысли, а оставшись наедине с Аней, которая одна из всех его понимает, Трофимов говорит ей, что надо быть «выше любви».

В третьем действии Гаев и Лопахин уезжают в город, где должны состояться торги, а тем временем в имении устраиваются танцы. Гувернантка Шарлотта Ивановна развлекает гостей своими фокусами с чревовещанием. Каждый из героев занят своими проблемами. Любовь Андреевна переживает, почему же её брат так долго не возвращается. Когда же Гаев всё-таки появляется, он сообщает полной безосновательных надежд сестре, что имение продано, а его покупателем стал Лопахин. Лопахин счастлив, он чувствует свою победу и просит музыкантов сыграть что-нибудь весёлое, ему нет никакого дела до грусти и отчаяния Раневских и Гаева.

Финальное действие посвящено отъезду Раневской, её брата, дочерей и прислуги из имения. Они расстаются с местом, которое так много для них значило и начинают новую жизнь. План Лопахина осуществился: теперь он, как и хотел, вырубит сад и отдаст землю в аренду дачникам. Все уезжают, и только старый лакей Фирс, брошенный всеми, произносит финальный монолог, после чего слышится звук стука топора по дереву.

Есть книги, которые легко читать. Они весьма сочные, аппетитные и ладно скроены. Их читают с интересом , восторгом, с дрожащими руками – но чаще всего только один раз. А потом забывают. И принимаются за новые, которые тоже потом забывают. О чем это я? Хороших и захватывающих книг на этой земле хватает. Но только немногие из них переживают свое время и становятся классикой. А причина здесь одна – не все книги одинаково глубоки и многогранны. Глубина – это то, что невозможно сделать красивым слогом, она происходит от глубины самого создателя, и подделать её невозможно. Именно такие книги – многогранные, сложные и неподатливые могут научить думать – это главная задача настоящей литературы.

Последняя драма Чехова

В 1903 году великий Чехов, уже неизлечимо больной, написал свою последнюю пьесу. Он назвал ее «Вишневый сад». Вскоре на сцене МХАТа ее поставил Станиславский, и она стала лейтмотивом своего времени – времени разрушения дворянской России.

Пьеса непростая . Сразу предупреждаю любителей литературных приключений – выключайте драйв, включайте аналитическое мышление. В этой пьесе не будет ни эпических противостояний, ни огненных страстей. Собственно, сюжет в произведении довольно скромный – некогда очень богатый дворянский род растратил все свои деньги, и их имение вскоре будет продано за долги. Главный помещик Гаев, пытается найти деньги, чтобы погасить долг. Его родная сестра, Раневская, беспомощно ждет приближения катастрофы и тихо, безнадежно плачет о своем любимом вишневом саде. При этом оба продолжают бессмысленно растрачивать свои последние деньги. Все заканчивается закономерно и очень символично. Казалось бы, ничего особенно, но в том-то и величие Чехова, что взяв маленький сюжет, вложил в него всю свою страну . Вишневый сад – это символ старой царской России, которая умирает. Вместе с ней умирают все те, кто был ею рожден – бывшие крепостники и рабовладельцы . Вчерашние хозяева оказываются беспомощны перед лицом социально-экономических перемен. И вдвойне символичным оказывается тот факт, что новым хозяином дворянского поместья становиться бывший крепостной.

Цитаты из книги «Вишневый сад» Чехова

  • Надо только начать делать что-нибудь, чтобы понять, как мало честных, порядочных людей.
  • О природа, дивная, ты блещешь вечным сиянием, прекрасная и равнодушная, ты, которую мы называем матерью, сочетаешь в себе бытие и смерть, ты живёшь и разрушаешь…
  • У нас, в России, работают пока очень немногие. Громадное количество той интеллигенции, какую я знаю, ничего не ищет, ничего не делает и к труду пока не способно. Называют себя интеллигенцией, а учатся плохо, серьезно ничего не читают, ровно ничего не делают, о науках только говорят, в искусстве понимают мало.
  • Твой отец был мужик, мой - аптекарь, и из этого не следует решительно ничего.

Он все правильно увидел

Через год после написания пьесы началась Первая Русская Революция . И конец старой России, описанный в пьесе, стал фактом. Чехову удалось передать настроение эпохи. Кто хочет научиться думать – читайте «Вишневый сад». Читайте классику.

© «Клуб Доброй Литературы», при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.