Рейтинги и отзывы. Рейтинги и отзывы Ван гог море в сен мари

Мир полон вещей, людей и событий. Каждое мгновение в этом мире что-то происходит. Земля вертится все быстрее, мир похож на огромный муравейник-человейник. Новые бренды, у старых брендов - новые модели, новые имена в шоу-бизнесе, кино, литературе, политике. Одни - на гребне, другие стремительно уходят в небытие и забвение.

Мы беремся систематизировать происходящее и составить краткое «руководство пользователя сегодняшнего мира».

Беремся не сами. Одному человеку, даже нескольким единомышленникам, такая задача не под силу. Невозможно знать все обо всем. Да это и не нужно. Мы на практике реализуем другую идею. Если есть какой-то предмет, человек или событие, то обязательно есть кто-то, кто больше всех об этом знает. Мы собрали в одной точке Интернет-пространства отзывы обо всем. Или почти обо всем.

Прочтите о том, что Вас интересует. Прочтите отзывы других. Оставьте свои отзывы. Помогите тем самым и себе, и другим. Добавьте свой взгляд на этот мир.

Потому, что мир полон вещей, людей и событий. Каждое мгновение в этом мире что-то происходит. Земля вертится все быстрее, мир похож на огромный муравейник-человейник. Остановим этот бег. Мы уже знаем почти все. А Вы?

Мы хотим помочь тем, кто желает иметь свое мнение. Чтобы принять решение, нужно выслушать других. Мы останавливаем мгновение и помогаем принять правильные решения. Мы помогаем узнать все обо всем, потому что сами знаем почти все.

Какая странная судьба: 12 изобретателей, погибших из-за своих изобретений
«Теории и практики» нашли 12 поучительных историй об изобретателях, которые приняли смерть от своих же изобретений.

*Ван Ху*(даты жизни неизвестны)
Неизвестно, насколько достоверна история о древнекитайском изобретателе Ван Ху, но не упомянуть ее в этом списке нельзя. По легенде, китайский чиновник, живший в период правления династии Минь, был первым астронавтом: для полета в космос он сконструировал специальное устройство, состоявшее из бамбукового кресла и 47 ракет. В великолепном одеянии Ван Ху величественно уселся на это кресло, и 47 слуг одновременно подожгли все ракеты. Произошел сильнейший взрыв, а когда дым рассеялся, Ван Ху (в переводе с китайского его имя означает «Бешеный Лис») и след простыл. Кто знает, возможно, он долетел до луны. По крайней мере, один из ее кратеров сегодня носит его имя: Wan-Hoo.

*Медник Перилл*(VI век до н.э.)
Из всех перечисленных в этом списке изобретателей, пожалуй, только Перилл по-настоящему заслужил той смерти, которая его постигла. Перилл был медником, который изобрел для сицилийского тирана Фалариса, что правил в городе Агригент около 579 года до Р.Х., орудие жестоких пыток - медного быка (также известен как Сицилийский бык или Бык Фаларида). Внутрь этого быка помещали преступника и жарили его...... полностью на http://vk.com/public36519690?z=photo-36519690_297798060%2Falbum-36519690_00%2Frev
(Источник http://vk.com/public36519690 -При поддержке http://luxtec.ru/)

Ван Сяо. В 2010 году на харизматичную китаянку обратил внимание один из лучших fashion-фотографов Стивен Майзел. Сотрудничество с ним принесло Сяо большую известность и возможность поработать с брендом Calvin Klein (реклама аромата Ck One) и модными изданиями i-D, V Magazine и L’Officiel, а также с китайским Vogue. А для Нью-Йоркской Недели Моды Ван Сяо стала настоящим открытием!

Музей Родена во Франции
Музей Родена (фр. Musée Rodin) - музей искусств во Франции, представляющий собой крупнейшее собрание работ французского скульптора Огюста Родена. Открыт в 1919 году.
Музей находится на рю де Варенн в 7 округе Парижа, во дворце Биронов (hôtel particulier), построенном в 1727- 1732 годахархитектором Жаком-Анж Габриелем для финансиста Абрахама Пейрен де Мора. С 1904 года в здании проживали различные художники, в том числе и О. Роден (в 1908- 1917 годах). Благодаря его влиянию дворец был сохранён от сноса, и в 1916 годубыло принято решение собирать здесь работы Родена, а также связанные с его жизнью и творчеством документы. В музее собраны более 6600 скульптур, 8000 фотографий и 7000 других произведений искусства.
Кроме многочисленных работ самого Родена (в том числе его « Мыслителя»), в музее также хранятся скульптурные произведения возлюбленной Родена - Камиллы Клодель, а также его личное собрание живописи - в том числе работы кисти Винсента ван Гога.

В огромном городе моем -- ночь.
Из дома сонного иду -- прочь.
И люди думают: жена, дочь, --
А я запомнила одно: ночь.

Июльский ветер мне метет -- путь,
И где-то музыка в окне -- чуть.
Ах, нынче ветру до зари -- дуть
Сквозь стенки тонкие груди -- в грудь.

Есть черный тополь, и в окне -- свет,
И звон на башне, и в руке -- цвет,
И шаг вот этот -- никому -- вслед,
И тень вот эта, а меня -- нет.

Огни -- как нити золотых бус,
Ночного листика во рту -- вкус.
Освободите от дневных уз,
Друзья, поймите, что я вам -- снюсь.

0 0 0

Удивительные приключения картины Ван Гога «Вид на море в Схевенингене» и краткий очерк о начальном периоде творчества гениального художника.

Вид на море в Схевенингене

Это самый первый пейзаж маслом (из сохранившихся), написанный Винсентом Ван Гогом в своей жизни. Работа была выполнена в августе 1882 года в местечке Схевенинген (иногда неправильно произносят Шевенинген) – курортном пригороде Гааги на берегу Северного моря, который часто называют Северной Ривьерой. Именно здесь начался недолгий творческий путь Ван Гога в живописи.

Для своего первого морского этюда Винсент выбрал экстремальную погоду: штормовое море в ненастный, ветреный день. Первый опыт закончился простудой.

Художник пишет в письме своему брату Тео: «У нас тут на протяжении всей недели был сильный ветер, буря и дождь, наблюдать которые я несколько раз ходил в Схевенинген. Оттуда я вернулся с двумя маринами. На одну из них налипло довольно много песку, а со второй, сделанной во время настоящего шторма, когда море подошло к самым дюнам, мне пришлось дважды соскребать толстый слой песка, которым она была покрыта.

Ветер дул так сильно, что я едва мог устоять на ногах и почти ничего не видел из-за песчаной пыли. Однако я все же попытался запечатлеть ландшафт, зайдя с этой целью в маленький трактирчик за дюнами, где я все соскреб и немедленно написал снова, время от времени возвращаясь на берег за свежими впечатлениями. Таким образом, у меня остались памятки об этом дне.

И еще одна памятка – простуда со всеми известными тебе последствиями, которую я там подхватил и которая вынуждает меня два-три дня провести дома ».

Винсент Ван Гог (Van Gogh) — View of the Sea at Scheveningen, Гаага — август 1882 (Музей Ван Гога, Амстердам)

Несмотря на то, что картина написана в августе, море совсем не вызывает «летнего» ощущения — свинцовое небо, нависшее над штормовыми волнами. Женщины встречают рыбацкий парусник, подпрыгивающий на волнах. Лошади (или ослы?) стоят наготове, чтобы вытащить лодку на берег. Кажется, что все застыли в ожидании неминуемой беды.

Серебристо-зеленые мазки наотмашь — художник с первых шагов заявляет свой фирменный пастозный стиль, а иногда просто выдавливает краску на холст прямо из тюбика. Как далека еще палитра картины от привычного нам яркого Ван Гога.

Дерзкое похищение

Вечером 7 декабря 2002 года пейзаж «Вид на море в Схевенингене» был похищен из Музея Ван Гога в Амстердаме. Дерзкое ограбление совершил вместе с напарником профессиональный амстердамский взломщик Октав Дарем (Octave Durham) по прозвищу «Обезьяна». Впоследствии подробности ограбления были детально восстановлены полицией на основе признаний арестованного Дарема. Уникальная исповедь вора проливает свет на систему хищений предметов искусства.

Некоторые люди рождаются учителями, некоторые - футболистами. Я - прирождённый грабитель ” — заявил Дарем. Он решил ограбить музей не потому, что его интересовало искусство или конкретная картина, просто Дарем увидел, как это можно сделать. «Таков уж устроен глаз у грабителя » — признался он.

Воры забрались на крышу музея, разбили кувалдой прочное окно и проникли внутрь. Дарем не знал исторической ценности картин Ван Гога. Сначала он нацелился на знаменитые «Подсолнухи», но картина были слишком прочно прикреплена к стене. Тогда он решил снять со стены «Едоков картофеля», но они показались ему слишком большими, чтобы уместиться в проломе окна.



В конце концов, грабители сняли со стены две самые маленькие картины, ближайшие к разбитому окну. Это и был уже знакомый нам морской пейзаж в Схевенингене (Дарему показалось, что толстый слой краски на картине свидетельствует о ее высокой стоимости) вместе с другой картиной — «Выход из протестантской церкви в Нюэнене». Эта работа изображает церковь, пастором в которой служил отец художника. Винсент подарил эту картину своей матери.



Кража заняла всего 3 минуты 40 секунд. Грабители спустились вниз по веревке, которую предварительно закрепили. Дарем неудачно приземлился и упал на землю, повредив краску на морском пейзаже (см. левый нижний угол). Во время бегства Дарем обронил на месте преступления свою чёрную бейсболку.


Винсент Ван Гог — Вид на море в Шевенингене (фрагмент картины). Виден скол краски в левом нижнем углу.

Когда всё закончилось «, — говорит Дарем — к музею прибыли полицейские. Я проехал мимо них на своей машине, сняв лыжную маску и опустив стекло. Я проезжал и смотрел на них, я слышал их переговоры по своему сканеру полицейской волны. Они не знали, что это я ”.

Когда Дарем вернулся домой, он снял с картин рамы и стекло. Отколовшуюся с пейзажа краску стряхнул в туалет, а рамы выбросил в канал.

У грабителей не были никаких шансов открыто продать похищенное, поэтому они обратились к преступному миру Амстердама. Картинами заинтересовался Кор ван Хаут, известный похищением пивного магната Альфреда Хейнекена в 1983 году. Но сделка не состоялась — как раз в в день запланированной встречи он был застрелен.

В марте 2003 года Дарем и его сообщник связались с итальянским наркоторговцем Раффаэле Империале (Raffaele Imperiale) — владельцем одного из амстердамских «кофешопов». Тот согласился купить картины 2003 года за 350 000 евро (в этот момент картины были бесценны, так как никогда не продавались на рынке, а эксперты оценили ущерб музея в 100 млн. евро). Позже адвокаты Империале подтвердили, что тот купил картины, зная, что они украдены.

После покупки, Империале отослал полотна куда-то в Италию и следы обоих полотен надолго затерялись.

Воры стали очень быстро тратить вырученные деньги и их покупки привлекли внимание следователей. Однако во время задержания Дарем сбежал, ловко поднявшись по стене здания — навык, за который он и получил прозвище «Обезьяна». Его дом обыскали, но картин не нашли. Дарем сбежал в Испанию, где и был арестован в декабре 2003 года. Экспертиза подтвердила, что ДНК с бейсболки принадлежит Дарему — он и его сообщник были осуждены. После приговора грабители не признавали свою вину и отказывались сообщать о местонахождении картин. Видимо, на то были веские причины, ведь картины все это время были в руках неаполитанской мафии.

Ван Гог в плену у «каморры»

В начале 2016 года итальянская полиция в результате рейдов арестовала нескольких высокопоставленных членов каморры и один из них, Марио Черроне, неожиданно пошел на сделку со следствием и рассказал о месте хранения украденных картин Ван Гога.

В сентябре 2016 полицейские обыскали дом в местечке Кастелламаре-ди-Стабия около Помпей, где и нашли обе работы, завёрнутые в тряпку и спрятанные в потайном сейфе внутри стены.

Дом принадлежал матери того самого Раффаэле Империале, который за прошедшие 13 лет стал одним из боссов мафиозного клана Амато Пагано — самого могущественного и жестокого в неаполитанской «каморре». Сам Империале в это время уже скрывался в Дубае и был заочно приговорен к 20 годам тюрьмы.

По мнению полиции мафия обычно использует украденные предметы искусства в качестве выкупа или шантажа (своеобразный «арт-неппинг»), когда пытается смягчить приговор в суде. Украденные картины также могут рассматриваться, как долгосрочные инвестиции или использоваться для внутренних расчетов между преступными кланами.

Оригинальные рамы не сохранились, состояние самих полотен было оценено как удовлетворительное. Обе картины снова в музее Ван Гога, где мне и посчастливилось их увидеть сразу после возвращения из плена.

А Дарем, наконец-то, признался в своей причастности к одному из самых известных преступлений в сфере искусства в послевоенный период.

Пять морских пейзажей Ван Гога

Картина «Вид на море в Схевенингене» примечательна еще и тем, что это первый и один из немногих морских пейзажей Ван Гога. Странно, что морской сюжет встречается у Ван Гога так редко — художник за свою короткую жизнь написал более 900 картин маслом, но только 5 из них посвящены морю. Все они собраны здесь.

Море на второй марине из Схевенингена спокойное, но общий колорит по-прежнему серый.


Винсент Ван Гог (Van Gogh) -Beach at Scheveningen in calm weather, 1882 (Minnesota Marine Art Museum, USA)

А вот остальные три марины, написанные в 1889 году на юге Франции, в местечке Сен-Мари. Хорошо видно, как разительно изменились цвета в палитре Ван Гога. Можем гордиться, что одна из этих работ хранится в Москве.




Гаагский период в творчестве Ван Гога (1881-1883)

В Схевенингене 27-летний безработный Ван Гог начал писать маслом и окончательно решил стать художником. Впереди его ждали 10 лет полного одиночества, частого голода, постоянной нищеты, жестоких болезней, поисков и скитаний, отверженности и непризнания.

Только фанатизм и одержимость в работе, лихорадочное и навязчивое стремление добиться успеха, неистребимая вера в свои силы, а также бескорыстная моральная и финансовая помощь брата Тео помогали Ван Гогу выживать вплоть до 29 июля 1890 года, когда он решил уйти из жизни.

За время пребывания в Гааге Винсент создал почти 200 рисунков и акварелей и около 20 картин маслом. ​




В первых работах ощущается влияние «гаагской» школы живописи — спокойная, приглушенная гамма серых оттенков. «Темный гаагский период» в колористике Ван Гога стал прочным фундаментом для будущих ярких цветовых решений гениального художника, найденных им позднее в Париже, Арле и Овере.

Антон Мауве и Винсент Ван Гог — учитель и ученик

Ван Гог всю свою недолгую творческую карьеру был художником-самоучкой, если не считать незаконченное обучение в Академии изящных искусств в Брюсселе (1880) и непродолжительное обучение у художника Антона Мауве (Anton Mauwe, 1838-1888) в Гааге (1882) — своего дальнего родственника.

В конце 1881 года Винсент пишет: » …я обратился к Мауве: «Не будет ли разумнее, если я приеду в Гаагу на месяц или около того и время от времени стану беспокоить вас, обращаясь за советом и помощью?…Мауве тут же засадил меня за натюрморт – пара старых деревянных башмаков… и вот так я приступил к работе..

Мауве научил Ван Гога писать маслом: «Ты должен знать, Тео, что Мауве прислал мне ящик с красками, кистями, мастихином, маслом, скипидаром – короче говоря, со всем необходимым. Итак, решено: я начинаю писать маслом и очень рад, что до этого, наконец, дошло…».

Было бы несправедливо в этом очерке обойти вниманием самого Мауве. Вот несколько его пейзажей, в которых угадываются первые работы молодого Винсента.




Ван Гог быстро прогрессировал. «Мауве подает мне надежду, что довольно скоро я смогу работать на продажу. Он даже сказал: «Я всегда считал вас пустоцветом, но теперь вижу, что ошибался» — пишет Ван Гог брату.

Мы то теперь знаем, как Мауве и Ван Гог ошиблись в прогнозах. Первая и единственная при жизни Ван Гога продажа его картины состоялась только в 1890 году — «Красные виноградники в Арле » были куплены за 400 франков бельгийской художницей Анной Бош. Сегодня эта картина находится в музее ГМИИ им. А.С.Пушкина.

Однако они были слишком разные люди, чтобы обучение могло продолжаться долго. Обеспеченный, уважаемый и аккуратный бюргер Мауве не смог мириться с непредсказуемыми выходками и невротическим характером юного Ван Гога.

После того, как Винсент решил жениться на беременной проститутке, Мауве решительно указал ему на дверь. Ван Гог болезненно переживал расставание, но хранил добрую память о своем учителе всю жизнь. Больше учителей у Винсента не было.

В Арле он пишет: «…получил от нашей сестры статью, посвященную памяти Мауве…Меня словно что-то толкнуло, от волнения, у меня перехватило горло, и я написал на своей картине: «Памяти Мауве, Винсент и Тео». Если не возражаешь, мы ее так и пошлем госпоже Мауве. Я нарочно выбрал наилучший из сделанных мною здесь этюдов («Персиковое дерево в цвету»)…я считаю, что памяти Мауве надо посвятить что-то нежное и радостное, а не вещь, сделанную в более серьезной гамме».




Судьбы двух художников сложились противоположным образом. Мауве был уважаемым лидером «гаагской» школы, и при жизни с успехом продавал свои работы. Сегодня его работы известны лишь искусствоведам. Ему вечно суждено быть лишь «наставником Ван Гога».

Нищий и всеми отвергнутый Винсент Ван Гог прожил короткую жизнь, так и не познав успеха. Сегодня он самый узнаваемый художник в мире. Недавно три его пейзажа были проданы на аукционе Sotheby’s за 180 млн. долларов.


Романтика моря – прекрасная тема!
Ван Гог выбирал слишком редко мотив
Стихии морской. Ветерок, словно демон,
То злобен, а то беззаботно игрив.

Покинула в этот период тревога
Художника. Он полотно создаёт,
Но в творческой жизни Винсента Ван Гога
Оно – лишь случайный, простой эпизод!

Мечтательна и романтична картина!
Легки и почти что бесплотны мазки!
Стремительно режут морскую пучину
И рвутся вперёд парусов плавники!

Показаны синего моря безбрежность
И лодки - их до горизонта видать!
И так необычна для нас безмятежность
Картины Ван Гога, её благодать!..

Рецензии

Великолепный экфрасис, дорогой.
Действительно, в этой картине простор, красота, хотя море не спокойно...
И эти маленькие парусные лодки борются со стихией...
Глубоко передано содержание картины.
СПАСИБО за встречу с твоим прекрасным творчеством.
Вдохновения на новые творения.
С теплом сердечным. Вера.

Ванечка, спасибо огромное за отзыв!
Прочитала твой прекрасный экфрасис.
Снова посмотрела на картину...
Лодки идут -одни парусом вверх, а другие- гнут парус к морю- это при одном и том же ветре... Подумалось, что они, как люди...
Ван Гог не мог не заложить подтекст, во всех картинах он есть...
Вот и написала концовку:
Как эти лодки, к берегу рвёмся сквозь шторм-
Голову гордо парусом вверх, ну, а кто-то, в волну лбом...
- как тебе?(прости, опять тебя гружу своими вопросами...Но без них, нет диалога:-))
СПАСИБО ОГРОМНОЕ.
С теплом и признательностью. Вера
Мне это не дают опубликовать под твоим отзывом...Пришлось дописать здесь...

Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора . Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом . Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании


Море в Сент-Мари. 1888. ГМИИ им. А.С.Пушкина

Многие произведения станковой живописи являют нам не только собственный образ, но так или иначе отражают образ своего создателя. В автопортрете непосредственно виден его внешний облик, то раскрывающий, то заслоняющий собою внутренний мир, но всегда намеренно представленный зрителю. Однако чаще художник проявляется в произведениях не столь явно. Его может обнаружить выбор сюжетов, характеристика персонажей, какой-то инойракурс авторской точки зрения. В ряду этих зримых, но неявных присутствий особенно заметно личность художника может выразить его обостренная чувствительность кформе.


Это редкое качество подчас ошибочно смешивают с так называемым «авторским почерком», которым обладают многие мастера и который, как правило, отражает лишь сложившуюся художественную манеру автора. Однако, сверхчувствительность к форме, и прежде всего, когда это качество начинает доминировать в художнике, превращает его неповторимо-индивидуальную выразительность в одно из основных содержаний картины. И это уже не почерк, не привычная авторская позиция или поза. Это какое-то предельное погружение в форму, в язык искусства и выражение своего восприятия жизни в этом, по сути, экстремальном состоянии.
Наверное, самым поразительным примером такого самовоплощения в живописи стало творчество Винсента Ван Гога. Известно, как полно и глубоко свидетельствуют о жизни этого художника его знаменитые письма. Но даже если бы они не дошли до нас, всеобъемлющий портрет Ван Гога остался бы запечатленным в его картинах. Всматриваясь в них сегодня и представляя себе тот путь формального экспериментаторства, на который изобразительное искусство устремилось в самом начале 20 века, можно ясно увидеть, насколько живопись Ван Гога оставалась в рамках натурной традиции. И дело даже не в том, что основным мотивом его картин была жизнь природы и человека. Главное, что каждая из них переполнена непосредственными впечатлениями от натуры.


Два подсолнуха. 1887. Музей Метрополитан, Нью-Йорк

Но, в отличие от импрессионистов, его восприятие явно не было настроено на объективно-описательный лад. С самых ранних работ Ван Гог драматизирует натуру, наделяет ее какой-то внутренней сюжетностью, характерностью. Можно сказать, что зримая реальность одушевляется в мировосприятии Ван Гога. И в его живописи это находит не внешнее символическое выражение, а прежде всего изменяет структуру изобразительной формы, именно ее наполняя метафоричностью. Метафоры здесь рождаются в усилении цветовых контрастов, нагнетаются форсированной пластикой и арабесками линий, становятся почти осязаемыми в необычайно динамичной разработке фактуры.

С первого взгляда на «Море в Сент-Мари» может показаться, что морская стихия – это идеальная тема для живописи Ван Гога с ее бурной выразительностью и романтическим одушевлением натуры. И тем интереснее становится тот факт, что морской мотив остался лишь кратким эпизодом в его пейзажном творчестве. Объясним ли он только стечением жизненных обстоятельств, или за ним открывается нечто, уточняющее художественную позицию Ван Гога? Последний вопрос особенно важен, хотя и требует некоторого возврата в русло общих рассуждений. Как уже отмечалось, несмотря на всю вольность его изобразительного языка, это был язык предметной живописи, который не только отражал или преображал натуру, но и во многом развивался из ее форм. Как истинный голландец, Ван Гог видит и мыслит предметно, а потому он не склонен ни к существенному абстрагированию от натуры, ни тем более к полному отрыву от нее. И именно в этом отношении «Море в Сент-Мари» отличается особенным для него сочетанием зрительной иллюзии и декоративной зрелищности: краски то пропадают «в белой рьяности волн», то проявляются в какой-то роскошной вещественной хаотичности. Вблизи, на переднем плане (который охватывает больше половины холста) море, как будто, само затягивает взгляд в пучину беспредметного, и из нее выступает отвлеченное, почти абстрактное красочное месиво. В этом ощущаются какие-то необычные для Ван Гога безмятежность и эстетство.
Контрастом для подобных декоративных «вольностей», их художественной компенсацией в этом пейзаже становится усиление внешней романтизации образа. Гибкие, упругие линии ближайших лодок, их заостренные, словно акульи плавники режущие пространство паруса – вся эта небольшая, но очень собранная, жесткая форма создает противостояние грандиозной и аморфной массе моря. И в образе этого смелого противостояния человеческого дела бессознательному движению стихии присутствует столь явный романтический пафос, что на память приходят сюжеты так восхищавшего Ван Гога Делакруа.
Конечно, рассмотренным сопоставлением данный пейзаж далеко не исчерпывается. В нем есть и совсем иная по характеру череда парусников, растянувшаяся по всей линии горизонта. Она написана легкими, почти бесплотными касаниями кисти по неподвижной синеве морских далей. Этот план утончен и мечтателен, но такое состояние достигается уже не с помощью внутренних или внешних живописных метафор, а средствами прямого предметного повествования.


Так или несколько иначе может быть увиден этот морской пейзаж. Он не просто сюжетно исключителен для творчества Ван Гога. Он очень интересен своим художественным разнообразием, что, несомненно, говорит о его экспериментальном характере. Своеобразие натуры, состояние душевного подъема и свободы не могли не отразиться на холсте. «Море в Сент-Мари» стало одной из самых внутренне безмятежных и романтически-мечтательных картин художника и, кроме всего, очень близко подвело его к границам беспредметной живописи. Но ни тот, ни другой путь не соответствовали магистральным направлениям развития его искусства. По-видимому, и морской мотив как таковой не вызвал продолжительного интереса у Ван Гога, который в ином случае мог бы им воспользоваться по памяти (как он это делал не раз). Можно предполагать, что безбрежная масса воды показалась ему слишком податливым, неопределенным материалом. Что для его динамичной разработки формы нужна была более устойчивая, архитектоничная среда. Или, быть может, он увидел предметно-повествовательную ограниченность морского пейзажа… И каждое из этих предположений даст нашему взгляду какую-то новую, дополнительную точку зрения на творчество художника, а поиски ответов расширят восприятие формы и образа его картины, все далее углубляя нас в познание живописи.