Самые дорогие картины марка ротко. Самые дорогие картины в мире

Рейтинг аукционных результатов произведений русского искусства
  1. К участию принимались только публичные аукционные результаты.
  2. Принадлежность к русским художникам определялась по месту рождения. Родился в Российской империи или в СССР - значит, русский художник, без оглядок на этническое происхождение и скидок на то, как в дальнейшем сложилась судьба. К примеру, тот факт, что у Кандинского в разные годы были гражданства и русское, и немецкое, а умер он с французским, не является основанием усомниться, что художник русский.
  3. Правило: один художник - одна картина. То есть ситуация, когда, строго говоря, все первые места пришлось бы отвести работам Марка Ротко , разрешается так: оставляем только самую дорогую работу, а все остальные результаты для картин этого художника игнорируем.

За основу рейтинга взяты результаты с учетом премии покупателя (Buyers Premium), выраженные в долларах (цифры, показанные на европейских аукционах, т. е. в фунтах или евро, конвертированы в доллары по курсу на день торгов). Поэтому в рейтинг не попали ни «Испанка» Гончаровой, проданная 2 февраля 2010 года за £6,43 млн, ни картина «Вид Константинополя и пролива Босфор» Айвазовского, за которую 24 апреля 2012-го заплатили £3,23 млн. Да, в валюте сделки, т.е. в фунтах, они дороже картин, занявших место в рейтинге, а вот с курсом доллара им не повезло.

1. $86,88 млн. Марк Ротко. Оранжевое, красное, желтое (1961)

Один из самых загадочных художников современности. Его жизненный путь словно соткан из противоречий - в творческих поисках, в поступках, в жестах… Считающийся одним из идеологов и, безусловно, ключевой фигурой в американском абстрактном экспрессионизме, Ротко не выносил, когда его работы называли абстрактными. В прошлом хорошо знавший, что такое жизнь впроголодь, он однажды демонстративно вернул заказчикам совершенно фантастический в пересчете на нынешние деньги аванс, оставив себе почти полностью законченную работу. Ждавший своего успеха и возможности зарабатывать на жизнь живописью почти пятьдесят лет, он не раз отказывал людям, способным при желании разрушить его карьеру. Как минимум социалист в душе, разделявший идеи Маркса, неприязненно относившийся к богачам и богатству, Ротко стал в итоге автором самых дорогих картин в мире, которые фактически превратились в атрибут высокого статуса своих владельцев. (Шутка ли, рекордный «Белый центр», проданный, за $65 млн, происходил из семьи Рокфеллеров.) Мечтавший о признании массовым зрителем, стал в итоге создателем картин, по-настоящему понятных до сих пор лишь кругу интеллектуалов и ценителей. Наконец, художник, искавший разговора с господом через музыку своих холстов, художник, чьи работы стали центральным элементом оформления церкви всех религий , закончил жизненный путь совершенно отчаянным богоборческим актом…

Ротко, помнивший черту оседлости и казаков, возможно, удивился бы, что им гордятся еще и как русским художникам. Впрочем, антисемитизма хватало и в Америке 1930-х - не случайно художник «урезал» родовую фамилию Роткович. Но мы называем его русским не без оснований. Для начала - по факту рождения. Латвийский Двинск, нынешний Даугавпилс, на момент рождения Маркуса Ротковича - это часть России и будет оставаться таковой вплоть до распада империи, до 1918 года. Правда, революции Ротко уже не увидит. В 1913 году мальчика увозят в США, семья переезжает в Портленд, штат Орегон. То есть детство и отрочество прошли в России, здесь формировалось жизненное восприятие, кругозор. Кроме того что здесь он появился на свет, с Россией Ротко связывают, заметим, и мировоззренческие темы, и конфликты. Известно, что он ценил труды Достоевского. И даже пороки, которым Ротко предавался, в мире ассоциируются почему-то именно с русскими. Депрессию на Западе называют почему-то «русской болезнью». Что не аргумент, конечно, но еще один штрих к цельности натуры русского художника.

К новаторским открытиям в живописи Ротко шел долгих 15 лет. Прошедший через многие фигуративные увлечения, в том числе сюрреализм и фигуративный экспрессионизм, в середине 1940-х он предельно упростил структуру своих картин, ограничив выразительные средства несколькими красочными блоками, образующими композицию. Интеллектуальная основа его работ - это почти всегда вопрос трактовки. Ротко обычно не давал прямых ответов, рассчитывая на соучастие зрителя в осмыслении работы. Единственное, на что он определенно рассчитывал, - на эмоциональную работу зрителя. Его картины не для отдыха, не для релаксации и не для «визуального массажа». Они рассчитаны на сопереживание. Одни видят в них окна, позволяющие заглянуть в душу зрителя, другие - двери в иной мир. Есть мнение (возможно, наиболее близкое к истине), что его цветовые поля - это метафорические изображения бога.

Декоративная сила «цветовых полей» объясняется рядом специальных технических приемов, используемых Ротко. Его картины не терпят массивных рам - максимум тоненькие плашки-кромки в цвет холста. Края картин художник намеренно тонировал в градиент так, чтобы живописное поле теряло границы. Нечеткие границы внутренних квадратов - это тоже прием, способ без контраста создавать эффект дрожания, кажущегося взаимного наложения цветовых блоков, пульсации пятен, словно мерцания света электрических ламп. Это мягкое растворение цвета в цвете особенно удавалось маслом, до перехода Ротко на непрозрачный акрил в конце шестидесятых. И найденный эффект электрической пульсации усиливается, если смотреть картины с близкого расстояния. По замыслу художника трехметровые холсты зрителю оптимально смотреть с расстояния не более полуметра.

Сегодня картины Ротко - гордость любого известного музея современного искусства. Так, в английской галерее Тейт есть зал Ротко, в котором живут девять картин из тех, что были написаны по контракту с рестораном Four Seasons. C этим проектом связана довольно показательная для характера Ротко история. В 1959 году к художнику по рекомендации обратились владельцы фешенебельного ресторана «Времена года», открывшегося в необычном нью-йоркском небоскребе Seagram Building (по названию компании - производителя алкоголя). Сумма контракта в пересчете на нынешние деньги составляла почти $3 млн - весьма значительный гонорар даже для состоявшегося, признанного художника, каким в то время уже был Ротко. Тем не менее, когда работа была почти закончена, Ротко неожиданно вернул аванс и отказался передавать ее заказчику. Среди основных причин внезапного поступка биографы рассматривали нежелание угождать правящему классу и развлекать богачей за ужином. Есть также мнение, что Ротко расстроился, узнав, что его картин не увидят рядовые служащие, работающие в здании. Впрочем, последняя версия выглядит слишком уж романтично.

Спустя почти 10 лет часть холстов, подготовленных для Four Seasons, Ротко передал в дар лондонской Tate Gallery. По горькой иронии судьбы 25 февраля 1970 года, в тот день, когда ящики с картинами достигли английского порта, художник был найден в своей студии мертвым - с перерезанными венами и (видимо, для гарантии) огромной дозой снотворного в желудке.

Сегодня творчество Ротко переживает очередную волну искреннего интереса. Проходят семинары, открываются выставки, издаются монографии. На берегу Даугавы, на родине художника, установлен памятник.

Работы Ротко на рынке не являются исключительно редкими (как, например, живопись Малевича). Ежегодно на аукционах одних только его картин, не считая графики, выставляется примерно 10–15 штук. То есть не дефицит, однако за них платят миллионы и десятки миллионов долларов. И такие цены вряд ли случайны. Скорее это дань его новаторству, желание открыть новые смысловые слои и приобщиться к творческому феномену одного из самых загадочных русских художников.

8 мая 2012 на торгах послевоенным и современным искусством Christie’s полотно «Оранжевое, красное, желтое» 1961 года ушло за $86,88 млн с учетом комиссии. Произведение происходит из собрания пенсильванского мецената Давида Пинкуса. Работу размером 2,4 × 2,1 метра Давид и его супруга Герри купили в Marlborough Gallery, а затем надолго отдали ее в аренду Филадельфийскому художественному музею. Картина «Оранжевое, красное, желтое» стала не только самой дорогой работой художника русского происхождения, но и самым дорогим произведением послевоенного и современного искусства, проданным на открытых торгах.

2. $60,00 млн. Казимир Малевич. Супрематическая композиция (1916)

За свою долгую жизнь сначала вместе с Робером, а после его смерти в 1941 в одиночку Соня сумела опробовать множество жанров в искусстве. Она занималась живописью, книжной иллюстрацией, театральными эскизами (в частности, оформляла декорации дягилевского балета «Клеопатра»), дизайном одежды, интерьера, узоров на текстиле и даже тюнингом автомобилей.

Ранние портреты и абстракции Сони Делоне 1900–10-х годов, а также работы серии «Цветовые ритмы» 1950–60-х пользуются большой популярностью на международных и национальных французских аукционах. Их цены нередко доходят до нескольких сотен тысяч долларов. Главный рекорд художницы был установлен больше 10 лет назад - 14 июня 2002 года на парижских торгах Calmels Cohen Paris. Тогда за €4,6 млн была продана абстрактная работа «Рынок в Миньо», написанная в 1915 году, в период жизни четы Делоне в Испании (1914–1920).

29. $4,30 млн. Михаил Нестеров. Видение отроку Варфоломею (1922)

Если оценивать наших художников по своеобразной шкале «русскости», то Михаила Васильевича Нестерова (1862–1942) смело можно ставить где-то в начале списка. Его картины с изображением святых, иноков, монахинь в лирическом «нестеровском» пейзаже, полностью созвучном с высокодуховным настроением героев, стали уникальным явлением в истории отечественного искусства. В своих полотнах Нестеров рассказывал о Святой Руси, о ее особом духовном пути. Художник, по собственному выражению, «избегал изображать сильные страсти, предпочитая им скромный пейзаж, человека, живущего внутренней духовной жизнью в объятиях нашей матушки-природы». А по оценке Александра Бенуа , Нестеров, наряду с Суриковым , был единственным русским художником, хоть отчасти приблизившимся к высоким божественным словам «Идиота» и «Карамазовых».

Особый стиль и религиозность живописи Нестерова сложились из множества факторов. Повлияло и воспитание в патриархальной, набожной купеческой семье в городе Уфе с ее типично русскими пейзажами, и годы обучения у передвижников Перова , Саврасова и Прянишникова в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (от них он перенял идею искусства, трогающего ум и сердце) и у Павла Чистякова в Академии художеств (здесь он взял технику академического рисунка), и поездки за вдохновением в Европу, и глубокая личная драма (смерть горячо любимой жены Марии через день после рождения их дочери Ольги).

В итоге к концу 1880-х - началу 1890-х Нестеров уже нащупал свою тему, и как раз в это время он написал «Видение отроку Варфоломею» (1889–1890). Сюжет картины взят из Жития преподобного Сергия. Отрок Варфоломей (будущий Сергий Радонежский) встретил ангела в облике инока и получил от него Божье благословение на то, чтобы уразуметь Святое Писание и превзойти своих братьев и сверстников. Картина проникнута ощущением чудесного - оно не только и не столько в фигурах Варфоломея и Святого старца, но и в окружающем пейзаже, по-особенному праздничном и одухотворенном.

На склоне лет художник не раз называл «Варфоломея» главным своим произведением: «…если через тридцать, через пятьдесят лет после моей смерти он ещё будет что-то говорить людям - значит, он живой, значит, жив и я». Картина стала сенсацией XVIII выставки передвижников и вмиг сделала известным молодого уфимского художника (Нестерову тогда не исполнилось и тридцати). «Видение…» приобрел в свою коллекцию П. М. Третьяков, несмотря на попытки его отговорить со стороны, по выражению Нестерова, «правоверных передвижников», верно заметивших в работе подрыв «рационалистических» устоев движения. Однако художник уже взял свой собственный курс в искусстве, в итоге и сделавший ему славу.

С приходом советской власти для Нестерова с его религиозной живописью настали не лучшие времена. Художник перешел на портреты (благо имел возможность писать только глубоко симпатичных ему людей), а о прежних сюжетах не смел и думать. Однако, когда в начале 1920-х прошел слух о подготовке большой выставки русского искусства в Америке, Нестеров быстро решился участвовать в надежде на новую аудиторию. Им были написаны для выставки несколько работ, в том числе и авторское повторение «Видения отроку Варфоломею» (1922), в американской прессе названное «Видение святому Сергию в отрочестве». Новая версия меньше форматом (91 × 109) по сравнению с третьяковской (160 × 211), на небе появилась луна, краски пейзажа несколько более темные, а в лице отрока Варфоломея больше серьезности. Нестеров как бы подводит этой картиной итог большим переменам, произошедшим со времен написания первого «Видения…».

Картины Нестерова были среди немногих на выставке русского искусства в Нью-Йорке в 1924 году, которые были куплены. «Видение отроку Варфоломею» попало в коллекцию известных коллекционеров и покровителей Николая Рериха - Луиса и Нетти Хорш. С тех пор вплоть до 2007 года работа передавалась в этой семье по наследству. И наконец, 17 апреля 2007 года на русских торгах Sotheby’s полотно было выставлено с эстимейтом $2–3 млн и с легкостью его превысило. Итоговая цена молотка, ставшая рекордной для Нестерова, составила $4,30 млн. С этим результатом он и вошел в наш рейтинг.

30. $4,05 млн. Вера Рохлина. Картежники (1919)

Вера Николаевна Рохлина (Шлезингер) - еще одна замечательная художница русской эмиграции, попавшая в наш рейтинг наряду с Наталией Гончаровой, Тамарой Лемпицкой и Соней Делоне. Сведения о жизни художницы очень скудны, ее биография еще точно ждет своего исследователя. Известно, что родилась Вера Шлезингер в 1896 году в Москве в семье русского и француженки из Бургундии. Училась в Москве у Ильи Машкова и была чуть ли не любимой его ученицей, а после брала уроки в Киеве у Александры Экстер. В 1918 году вышла замуж за адвоката С. З. Рохлина и уехала с ним в Тифлис. Оттуда в начале 1920-х чета переехала во Францию, где Вера начала активно выставляться на «Осеннем салоне», «Салоне Независимых» и «Салоне Тюильри». В живописной манере сначала следовала идеям кубизма и постимпрессионизма, но к началу 1930-х уже выработала собственную манеру, которую один французский журнал назвал «художественным равновесием между Курбе и Ренуаром». В те годы Вера жила уже отдельно от мужа, на Монпарнасе, имела среди поклонников кутюрье Поля Пуаре, главной темой в живописи избрала женские портреты и ню, чему, возможно, способствовало ее знакомство с Зинаидой Серебряковой (сохранился даже портрет обнаженной Серебряковой кисти Рохлиной), а в парижских галереях проходили персональные выставки художницы. Но в апреле 1934 года 38-летняя Вера Рохлина покончила с собой. Что заставило женщину в расцвете лет, уже много чего добившуюся на творческом поприще, свести счеты с жизнью, остается загадкой. Ее преждевременную смерть называли крупнейшей потерей на арт-сцене Парижа в те годы.

Наследие Рохлиной находится преимущественно за рубежом, где Вера провела последние 13 лет жизни и где в полной мере раскрылся ее талант. В 1990-х - начале 2000-х французские музеи и галереи начали проводить персональные выставки Рохлиной и включать ее работы в групповые выставки художников Парижской школы. О ней узнали коллекционеры, ее работы стали продаваться на аукционах, причем довольно хорошо. Пик продаж и цен пришелся на 2007–2008 годы, когда около сотни тысяч долларов за хорошего формата живопись Рохлиной стали обычным явлением. И вот 24 июня 2008 года на вечерних торгах импрессионистов и модернистов Christie’s в Лондоне кубистическая картина Веры Рохлиной «Картежники», написанная до эмиграции, в 1919 году, неожиданно была продана в 8 раз дороже эстимейта - за £2,057 млн ($4,05 млн) при оценке £250–350 тыс.

31. $3,97 млн. Павел Кузнецов. Восточный город. Бухара (1912)

Для Павла Варфоломеевича Кузнецова (1878–1968), сына иконописца из города Саратова, выпускника Московского училища живописи, ваяния и зодчества (где он учился у Архипова , Серова и Коровина), одного из организаторов объединения «Голубая роза» , одной из главных и, определенно, самой признанной у публики темой творчества стал Восток. Когда первый символистский период 1900-х годов у Павла Кузнецова с полуфантастическими изображениями «Фонтанов», «Пробуждений» и «Рождений» исчерпал себя, художник отправился за вдохновением на Восток. Он вспомнил, как в детстве гостил у деда в заволжских степях и наблюдал за бытом кочевников. «Вдруг вспомнил про степи и поехал к киргизам», - писал Кузнецов. С 1909 по 1914 год Кузнецов проводил в киргизских степях, у кочевников, по несколько месяцев, проникаясь их образом жизни и принимая их своей родственной, «скифской» душой. В 1912–1913 годах художник проехал по городам Средней Азии, пожил в Бухаре, Самарканде, предгорьях Памира. В 1920-е исследование Востока продолжилось уже в Закавказье и Крыму.

Итогом этих восточных путешествий стали серии потрясающих картин, в которых чувствуется и «голуборозовская» любовь к синей гамме, и символика близких художнику с детства икон и храмовых фресок, и воспринятый опыт таких художников, как Гоген, Андре Дерен и Жорж Брак, ну и, конечно, вся магия Востока. Восточные картины Кузнецова были тепло приняты не только в России, но и на выставках в Париже и Нью-Йорке.

Крупной творческой удачей стал написанный в Бухаре в 1912 году цикл картин «Восточный город». Одно из самых масштабных полотен в серии «Восточный город. Бухара» в июне 2014 года попало на торги MacDougall’s с эстимейтом £1,9–3 млн. Работа с безупречным провенансом и выставочной историей: была куплена напрямую у художника; не меняла места бытования с середины 1950-х; участвовала в выставках «Мира искусства», выставке советского искусства в Японии, а также во всех основных прижизненных и посмертных ретроспективах художника. В итоге за полотно заплатили рекордные для Кузнецова £2,37 млн ($3,97 млн).

32. $3,72 млн. Борис Григорьев. Пастух с холмов (1920)

Борис Дмитриевич Григорьев (1886–1939) эмигрировал из России в 1919 году. За рубежом он стал одним из самых известных русских художников, но при этом на родине его забыли на долгие десятилетия, и первые его выставки в СССР состоялись только в конце 1980-х. Зато сегодня это один из самых востребованных и высоко оцененных авторов на рынке русского искусства, его работы, как живописные, так и графические, продаются за сотни тысяч и миллионы долларов.

Художник был чрезвычайно работоспособен, в 1926 году он писал поэту Каменскому: «Сейчас я первый мастер на свете. <…> Я не извиняюсь за эти фразы. Надо знать самому, кто ты, иначе не будешь знать, что и делать. Да и жизнь моя святая от труда сверх и чувства сверх, и 40 лет моих это доказывают. Я не боюсь любого конкурса, любого заказа, любой темы, любой величины и любой скорости».

Вероятно, наиболее известны его циклы «Расея» и «Лики России» - очень близкие по духу и отличающиеся лишь тем, что первый был создан до эмиграции, а второй уже в Париже. В этих циклах перед нами предстает галерея типажей («ликов») русского крестьянства: угрюмо глядят прямо на зрителя старики, бабы, дети, они притягивают взгляд и одновременно отталкивают его. Григорьев отнюдь не склонен был идеализировать или приукрашивать тех, кого он писал, напротив, иногда он доводит образы до гротеска. В числе «ликов», написанных уже в эмиграции, к крестьянским портретам прибавляются портреты современников Григорьева - поэтов, актеров Художественного театра, а также автопортреты. Образ крестьянской «Расеи» расширился до обобщающего образа покинутой, но не забытой Родины.

Один из таких портретов - поэта Николая Клюева в образе пастуха - стал самой дорогой картиной Бориса Григорьева. На торгах Sotheby’s 3 ноября 2008 года работа «Пастух с холмов» 1920 года была продана за $3,72 млн при эстимейте $2,5–3,5 млн. Портрет является авторской копией с утерянного портрета 1918 года.



Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов сайт, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. сайт не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.

Влиятельные люди склонны преобразовывать эстетику в деньги. Если Вы думаете, что самые дорогие картины в мире находятся на выставках, то Вы глубоко заблуждаетесь. Такие экземпляры были выставлены на аукционные торги. Конечно же, далеко не все люди понимают такое искусство. Кто-то считает шедевр мазней, а кто-то готов за картину отдать заоблачные суммы денег. В любом случае с самыми шедевральными картинами следует ознакомиться.
Мы расскажем Вам о картинах, которые оказались самыми дорогими во всем мире. В этом рейтинге Вы не встретите всем известную "Мону Лизу" Леонардо да Винчи. Посколько этот шедевр застрахован на огромную сумму денег. Если быть точнее - на 100 млн. долларов. На данный момент "Мона Лиза" попала в книгу Рекордов Гиннеса именно по этой причине. Также следует учитывать, что если переводить на сегодняшний курс доллара, то эта сумма составляет уже 670 миллионов.

Итак на 10 месте нашего рейтинга находится картина "Портрет Адели Блох-Бауэр" за 87, 9 млн долларов. Это - очередной шедевр Густава Климта. Конечно же, как и любая другая картина, здесь есть своя исключительная история. Почему изображена именно эта женщина? Известный промышленный магнат спонсировал многих художников, одним из которых и был Густав. Адель Блох Бауэр была женой магната. Густав хотел отблагодарить состоятельного человека за материальную помощь.
Кем же была эта женщина? Здесь нет ничего особенного. Дама еврейского происхождения заведовала самым известным салоном, куда постоянно наведывались как художники, так и другие люди творчества. Кстати, это - единственная женщина, которую художник написал дважды. К сведению, вторую картину Адель также купили на аукционе за 135 мол. долларов. А этот шедевр в 2006 году на аукционе приобрел коллекционер, который пожелал остаться неизвестным. Как картины попали на аукцион? После смерти Адель, ее муж отдал портреты в австрийскую галерею. Затем - картины были украдены из галереи. В 2005 году после суда картины вернулись потомкам дамы. И только потом они попали на аукцион. "Портрет Адели Блох Бауэр" продана за 135 млн. долларов. Мы уже упоминали про этот шедевр. Также картину Густава Климта называют "Австрийская Мона Лиза" и "Золотая Адель". Ходят слухи, что девушка была любовницей художника. Купил картину американский предприниматель Рональд Лаудер.

Абстрактный взгляд на людей от Пабло Пикассо
Картина "Дора Маар с кошкой" была продана за 95, 2 млн долларов. Что интересно:

  • картина была написала в 1941 году
  • кошку здесь не так просто увидеть из-за фигур, которые использовались при написании
  • купил ее российский бизнесмен Рустам Тарико.

Выглядит картина весьма странно, уникально и величественно. Видимо, правду говорят. Пабло Пикассо - это не талантливый художник, а сумасшедший гений. Его взаимосвязь с женщиной была весьма романтичной. Но пара обладала весьма неординарным мышлением и характерами. Потому портрет Доры весьма искажен. Здесь нет четких линий и граней, как и в ее внутреннем состоянии души.

Энди Уорхол - один из самых известных художников для современности
Даже если Вы являетесь человеком, который практически ничего не понимает в искусстве, то наверняка, Вы знаете Энди Уорхола по его картинам с изображением Элвиса Пресли и Мерилин Монро. Любимыми темы Уорхола являются:

  1. повторение образа
  2. угроза смерти
  3. всемирная известность.

Картина . Картина создана в 1963 году. Целых сорок лет она занимала почетное место среди других творений коллекционера Аннибале Берлингьери. В 2008 году он принял решение выставить ее на аукцион. Картина продала на 100 млн долларов неизвестному человеку.

Седьмое место и снова Пабло Пикассо. Произведение написано Пикассо тогда, когда ему было 24 года. История умалчивает, что же это за парень, почему у него трубка в руке, а на голове - корона из роз.
Аукцион Sotheby`s нашел картине хозяина. Им снова оказался неизвестный человек, которые не пожалел на произведение 104 миллиона долларов. Интересно то, что изначальная стоимость картины - 70 млн. Как произедение искусства оказалось на аукционе совсем недавно? Первым хозяином был Джон Хэй Уитни. Он купил "Мальчика с трубкой" всего за 30 тысяч долларов в 1950 году.

Очередной шедевр Пабло Пикассо
Картина написана в далеком 1932. - это олицетворение души и тела любовницы художника Марии-Терезы Вальтер. С возлюбленной Пабло познакомился в 1927 году. Картина продана совсем недавно. Если быть точнее, то в 2010 году на аукционе Кристис. Приобрел ее неизвестный коллекционер за 196 с половиной млн. долларов. И опять таки изначально картину приобрели всего лишь за 19 тысяч у.е. семейство Броуди в 1951 году. После смерти мужа, вдова Сидни решила продать шедевр.

  1. красное-кровавое небо
  2. кричащая фигура
  3. некоторые обобщения пейзажа.

Петтер Олсен, первый ее хозяин, по совместительству норвежский миллиардер, выставил шедевр на аукцион. продан за 119 млн. 922 000$.

  • картина не писалась, здесь использовались мазки и удары
  • каждая частичка шедевра является своеобразным символом
  • шедевр назван лучшим среди всех картин художника

Хозяином картины был американский коллекционер Дэвид Геффен. Он продал ее в 2006 году миллионеру Стивену Коэну за целых 137 с половиной млн. долларов. Этот экземпляр можно рассматривать и изучать вечно, каждый раз познавая что-то новое.

На втором месте рейтинга самых дорогих картин в мире находится загадочная картина, можно даже сказать, что это - целая Вселенная или воображение одного человека. Картина написана известным на весь мир абстракционистом Джексоном Поллоком . Также его называют изобретателем "живописи действия". Художник поразил мир своим мышлением. Он уверен, что главное - это не результат картины, а сам творческий процесс, переживания в этот момент и так далее. Каждый раз когда его что-то тревожило, хотелось о чем-то кричать, он изливал свою душу методом брызгания и разливания краски. Главные цвета на шедевре:

  1. желтый
  2. коричневый
  3. серый

Не стоит пытаться понять, о чем именно думал художник, чем был озадачен и что переживал. Эту картину можно интерпретировать как-угодно, достаточно лишь подключить собственное воображение. Аукцион Сотбис закрытого режима нашел хозяина этому шедевру. Картину купил Дэвид Геффен, известный коллекционер самых шедевральных картин. А стоимость "Номера 5" - ровно 140 млн$.
Удивительно, но факт. Здесь использовался не привычный холст, а лист ДВП. Наносились сюда именно желтые и коричневые брызги. А серый цвет был в самом начале. Больше этот шедевр похож на большое гнездо.

Самая дорогая картина в мире

Итак, вот и финал нашего рейтинга. Известнейшее произведение искусства, купленное королевской семьей Катара - . Автор шедевра - французский художник Поль Сезан . Рисовались ровно 1 год, начиная с 1892 года и заканчивая 1893 годом. Королевская семья купила картину 2 года назад. Это - самая дорогая стоимость за шедевр открытых торгов, а именно - 250 млн. долларов.

Истинное искусство просто бесценно. Мы с Вами рассмотрели те шедевры, которые уже проданы. Но ведь грех не обратить внимание на те картины, которые уже оценены, но пока не нашли своего хозяина. Рассмотрим некоторые из них. Мы не знаем, возможно, какой-то из этих шедевров продастся сегодня же на закрытых торгах. А возможно, эти картины найдут своих хозяев очень нескоро.

Винсент ван Гог
Картина оценена в 85 - 130 млн. долларов. Ее местонахождение на данный момент остается неизвестным. Написан портрет в 1890 году. После ее написания, загадочным образом картина оказалась в США во время Второй мировой войны. Затем она перекочевала в Амстердам Зигфриду Крамарски. И только в 1990 году картина остановилась на аукционе Christie`s.
Что удивительно хранит в себе портрет?

  1. это последнее творение гениального Ван Гога
  2. написано за 2 недели до смерти
  3. главный герой - не простой персонаж, а настоящий психиатр Поль Гаше, который лечил художника.

Лицо выражает тоску, печаль и огорчение. Неизвестно, почему художник видел своего врача, которому доверял, таким опечаленным, перед своей смертью. Здесь остается лишь гадать.

Хочется также напомнить пару слов о русских художниках. Рассмотрим некоторые шедевры, которые не вошли в рейтинг самых дорогих картин в мире, но стали самыми ценными именно в России.

Марк Ротко

Картина написана в 1950 году. Продана она за 72,8 млн. долларов. Этот шедевр по праву считается 12ым в списке самых дорогих картин в мире. Вопрос о том, что Марка можно назвать коренной русской душой, также спорный. Родился он в Латвии, а Россию покинул в 10 лет, когда еще не было ни слова о том, что он будет рисовать. Потому о подобных художниках мы не будем упоминать.

Казимир Малевич

Конечно же, этот художник известен всем, начиная от маленьких детей, заканчивая теми, кто ничего не понимает в искусстве, благодаря "Черному квадрату". Тем не менее самым дорогим творением Малевича стала именно "Супрематическая композиция", которая написана в 1915 году. В 2008 году картина была продана на аукционе Сотбис за 60 миллионов долларов.

Какой путь проделала композиция до аукциона Сотбис?

Казимир решил устроить выставку своих работ в далеком 1927 году. Ради этой цели он привез в Берлин около ста своих работ. Но абсолютно неожиданно его отозвали обратно домой. Картины остались на хранении у известного архитектора Хуго Херинга.
Во времена фашистов было очень сложно сохранить подобные картины, но архитектору это удалось. В результате в 1958 году картины были проданы голландскому музею Стенделек. Малевич к этому моменту уже умер.
В начале 21 века около 40 наследников Малевича приступили к разбирательству в суде. Ведь по факту Херинг не является владельцем картин. Отсудить удалось лишь 5 картин. Одной из которых и была "Супрематическая композиция". И только после такой дальней дороги, картину продали на Сотбис.

№20. 75 100 000 долларов. «Королевский красный и синий», Марк Ротко, продана в 2012 году.

Величественный холст вошёл в число восьми работ, выбранных художником собственноручно для своей эпохальной персональной выставки в Институте искусств Чикаго.

№19. 76 700 000 долларов. «Избиение младенцев», Питер Пауль Рубенс, создана в 1610 году.

Картину приобрёл Кеннет Томпсоном на аукционе «Сотби» в Лондоне в июле 2002 года. Яркое и драматическое произведение Рубенса может бороться за звание «самый неожиданный успех». «Кристи» оценил это полотно всего в 5 млн. евро.

№18. 78 100 000 долларов. «Бал в Мулен де ла Галетт», Пьер-Огюст Ренуар, написана в 1876 году.

Работу продали в 1990 году, на тот момент она числилась второй самой дорогой картиной в мире из когда-либо проданных. Владельцем шедевра стал Риоеи Саито, председатель компании Daishowa Paper Manufacturing Co. Он хотел, чтобы холст кремировали вместе с ним после его смерти, но компания столкнулась с финансовыми затруднениями по кредитным обязательствам, поэтому картину пришлось использовать в качестве имущественного залога.

№17. 80 миллионов долларов. «Бирюзовая Мэрилин», Энди Уорхол, написана в 1964 г, продана в 2007 г.

Приобрёл г-н Стив Коэн. Цену не подтвердили, но эту цифру принято считать правдивой.

№16. 80 миллионов долларов. «Фальстарт», Джаспер Джонс, написана в 1959 г.

Картина принадлежала Дэвиду Геффену, который продал её генеральному директору инвестиционной группы Citadel, Кеннету С. Гриффину. Она признана самой дорогой картиной, которую удалось продать при жизни художника, культового мастера Джаспера Джонса.

№15. 82 500 000 долларов. «Портрет доктора Гаше», Винсент Ван Гог, 1890 год.

Японский бизнесмен Риоеи Саито приобрёл картину в 1990 году на аукционе. На тот момент времени она была самой дорогой картиной в мире. В ответ на возникший в обществе резонанс по поводу пожелания Сайто кремировать произведение искусства вместе с ним после смерти, бизнесмен пояснил, что, таким образом, он выражает свою беззаветную привязанность к картине.

№14. 86 300 000 долларов. «Триптих», Фрэнсис Бэкон, 1976 год.

Этот шедевр Бэкона из трёх частей побил предыдущий рекорд его проданных работ (52.68 млн. долл.). Картину приобрёл российский миллиардер Роман Абрамович.

№13. 87 900 000 долларов. «Портрет Адель Блох-Бауэр II», Густав Климт, 1912 год.

Единственная модель, дважды изображённая Климтом и проданная через несколько месяцев после первой версии. Это портрет Блох-Бауэр из числа четырех картин, за которые в 2006 году выручили в общей сложности 192 млн. долл. Покупатель неизвестен.

№12. 95 200 000 долларов. «Дора Маар с кошкой», Пабло Пикассо, 1941 год.

Ещё одна картина Пикассо, которая ушла с молотка по баснословной цене. В 2006 году её приобрёл загадочный русский аноним, прикупив заодно работы Моне и Шагала общей стоимостью 100 миллионов долларов.

№11. 104 200 000 долларов. «Мальчик с трубкой», Пабло Пикассо, 1905 год.

Это первая живопись, преодолевшая барьер в 100 млн. долл. в 2004 году. Как ни странно, имя человека, проявившего столь живой интерес к портрету Пикассо, так и не обнародовали.

№10. 105 400 000 долларов. «Авария серебряной машины (двойная катастрофа)», Энди Уорхол, 1932 год.

Это самая дорогая работа известной легенды поп-арта, Энди Уорхола. Картина стала звездой современного искусства, уйдя с молотка на аукционе «Сотбис».

№9. 106 500 000 долларов. «Обнажённая, зелёные листья и бюст», Пабло Пикассо, 1932 год.

Этот чувственный и красочный шедевр стал самой дорогой работой Пикассо из когда-либо проданных на аукционе. Картина состояла в коллекции госпожи Сидни Ф. Броуди и не выставлялась на публике с 1961 года.

№8. 110 млн. долл. «Флаг», Джаспер Джонс, 1958 год.

«Флаг» - самая известная работа Джаспера Джонса. Художник нарисовал свой первый американский флаг в 1954-55гг.

№7. 119 900 000 долларов. «Крик», Эдвард Мунк, 1895 год.

Это уникальная и наиболее красочная работа из четырёх версий шедевра Эдварда Мунка «Крик». Лишь одна из них остаётся в частных руках.

№6. 135 000 000 долларов. «Портрет Адели Блох-Бауэр I», Густав Климт.

Мария Альтман в судебном порядке добивалась права обладать картиной, так как Адели Блох-Бауэр завещала её государственной галерее Австрии, а её муж позже отменил дарение на фоне событий Второй мировой войны. Вступив в законные права, Мария Альтман продала портрет Рональду Лаудеру, который выставил её в своей галерее в Нью-Йорке.

№5. 137 500 000 долларов. «Женщина III», Виллем де Кунинг.

Ещё одна картина, проданная Геффеном в 2006 году, но на этот раз покупателем выступил миллиардер Стивен А. Коэн. Эта странная абстракция вошла в серию из шести шедевров Кунинга, написанных в период с 1951 по 1953 гг.

№4. 140 000 000 долларов. «№ 5, 1948», Джексон Поллок.

Как сообщили в New York Times, кинопродюсер и коллекционер Дэвид Геффен продал эту картину Дэвиду Мартинесу, управляющему партнеру FinTech Advisory, хотя последний информацию не подтвердил. Правда окутана тайной.

В 2012 году мировой арт рынок действительно был шокирован невероятно высокой ценой продажи картины “Игроки в карты” Поля Сезанна из частной коллекции греческого судовладельца Джорджа Embiricos. Самая дорогая картина в мире уехала на Восток…Кто же он, тот загадочный покупатель?

20 место. “Желтое, розовое, лиловое” (1950 г) Марк Ротко – продана 15.05.2007 на аукционе Sotheby’s за $72.8 млн. Его называют отцом американского абстракционизма, философом и интеллектуалом. Ротко создал философию «простого выражения сложной мысли» и свой “бренд” – цветные прямоугольники с размытыми краями, как бы плавают на абстрактном фоне большого прямоугольника. Его работы – это продолжение “Черного квадрата” Малевича и магии византийской мозаики. Полотна писались огромные, чтобы создать интимную атмосферу, полностью погружая зрителя в магию цвета, приоткрывая двери в потусторонний мир, в космос. «Зрители, которые проливают слезы у моих картин, переживают те же религиозные переживания, что испытывал и я, создавая их» – писал Ротко в 1965 году.

19 место. “Дармштадтская Мадонна” (1526-1528 г.г.) Ганс Гольбейн младший – продана 12.07.2011 на частных торгах за $75 млн. Самое дорогое из произведений искусств Германии было продано сравнительно недорого, так как владелец не хотел, чтобы картина покидала страну. Существует мнение, что от лица Мадонны как будто исходит свет, невидимый глазами, но ощущаемый душой. Именно эта ее особенность послужила тому, что картину стали называть «cеверной сестрой „Сикстинской мадонны“.

18 место. “Избиение младенцев” (1611г) Петер Пауль Рубенс – продана 10.07.2002 на аукционе Sotheby’s за $76.8 млн. Самая жестокая сцена библейской мифологии “истребление младенцев царем Иродом” вызвала большой ажиотаж на торгах. Владельцы, выставившие картину на продажу, были уверены, что автором полотна является ученик Рубенса и его последователь Яна ван дер Хуке. Но неожиданно для всех, экспертиза доказала авторство самого Рубенса. При начальной стоимости 9 млн. долларов картина была продана по рекордной цене $76.8 млн. Этот факт еще раз доказывает, что стоимость произведения искусства напрямую зависит от имени автора.

17 место. “Бал в Мулен де ла Галетт (уменьшенная авторская копия) (1876 г) Пьер Огюст Ренуар – продана 17.05.1990 на аукционе Sotheby’s $78.1 млн. Французский импрессионист Пьер Огю ст Ренуар – это “единственный великий художник, не написавший за свою жизнь ни одной печальной картины”, – утверждал в 1913 году писатель Октав Мирбо. “Бал в Мулен де ла Галетт” – самый яркий пример “солнечного” искусства живописца. Новаторство и уникальность картины “Бал в Мулен де ла Галеттзаключается в том, что никто до Ренуара не решался изобразить на полотне столь значительного размера сцену повседневной жизни из реального времени. Критика и враждебные нападки обрушились на автора, но время доказало ценность столь отважного поступка.

16 место. “Бирюзовая Мэрилин” (1964 г) Энди Уорхол – продана 20.05.2007 частным образом за $80.0 млн. Такая высокая цена неслучайна. “Бирюзовую Мэрилин” называют иконой поп-арта, а Энди Уорхола – родоначальником современного ПОПулярного искусства для широких масс. Начиная, как дизайнер поздравительных открыток, метеокарт и конвертов для пластинок, он нашел свой стиль шелкографии, напоминающую плохую газетную репродукцию. В этом стиле он написал серию портретов кинозвезд, в том числе свою любимую модель Мэрилин. Как Мона Лиза, теперь нам повсеместно улыбается Мэрилин с печатных репродукций Энди Уорхола. Существует пять вариантов Мэрилин в разных цветах, но почему-то “Бирюзовая Мэрилин” стала самой дорогостоящей.






15 место. “Фальстарт” (1959 г) Джаспер Джонс – продана 12.10.2006 частным образом за $80.0 млн. Она является самой дорогой картиной в мире ныне живущего художника. Американский художник и скульптор Джаспер Джонс родился 30 мая 1930 года. Его картины – это смешение абстрактного экспрессионизма, поп-арта и нео-дадаизма (понятия не имею, что это такое). Его работы также обращены к образам массовой культуры, предметам обыденной жизни. Например, самая известная скульптура Джаспера Джонса – две бронзовые банки из-под пива (действительно, предмет поклонения современного общества).

14 место. “Пруд с кувшинками” (1919 г) Клод Моне – продана в июне 2008 года на аукционе Sotheby’s за $80,5 млн. Основоположник импрессионизма, великий живописец второй половины 19 века был еще и прирожденным садовником, влюбленным в цветы и в живую природу. В собственном пруду в Живерни Клод Моне вырастил кувшинки из семян, специально привезенных из Японии. И в 1899 году начал серию из 60 картин “Кувшинки”, которые писал до самой смерти (1840-1926 годы жизни). Зрение художника стремительно ухудшалось, он перенес две операции, но продолжал рисовать любимый пруд. «Понадобилось какое-то время, чтобы я смог понять, что собой представляют мои кувшинки. Я их высаживал и растил просто ради удовольствия, без всякой мысли, что буду писать о них картины… Восприятие живой природы приходит к нам не сразу» (Клод Моне).

13 место. “Портрет доктора Гаше” (1890 г) Винсент ван Гог – продана 15.05.1990 на аукционе Sotheby’s за $82.5 млн. Портрет своего доктора Ван Гогнаписал буквально в последние месяцы жизни. Истинный художник пишет сои великие полотна до последнего вздоха и иначе не может. Из письма Винсента Ван Гога своему брату:

“Господин Гаше, на мой взгляд, также болен и нервен, как я или ты, к тому же он много старше нас и несколько лет назад потерял жену; но он врач до мозга костей, поэтому его профессия и вера в нее помогают ему сохранять равновесие. Мы с ним уже подружились. Работаю сейчас над его портретом: голова в белой фуражке, очень светлые и яркие волосы; кисти рук тоже светлые, синяя куртка и кобальтовый фон. Он сидит, облокотясь на красный стол, где лежит желтая книга и веточка наперстянки с лиловыми цветами с печальным выражением лица, столь характерным для нашего времени…»



12 место. “Триптих” (1976 г) Фрэнсис Бэкон – продана в мае 2008 года на аукционе Sotheby’s за $86,281 млн. Кто бы мог подумать, что этот больной астмой мальчик, отверженный отцом и в 16 лет выгнанный из дома за “постыдную склонность”, любимчик фортуны и азартный игрок в рулетку, самоучка в живописи, проживет долгую и плодотворную жизнь (1909-1992). Фрэнсис Бэкон д обился признания своего таланта еще при жизни, но при этом не считал рисование работой, а лишь отдыхом между постоянными кутежами, мальчиками и азартными играми. Его психоделические картины – это надрывный крик души, запертой в отнюдь не идеальном, уродливом теле человека, который погряз в своих плотских желаниях, забыв о своем уникальном высшем предназначении. Кто когда-либо задумывался о смысле своего существования, переживал те же сильные эмоции, что и Френсис Бэкон, тот поймет его “ужасные картины”. Кстати, говорят, что “Триптих” по столь рекордной цене купил сам Роман Абрамович, который за свои дорогостоящие приобретения в последние годы, назван самым влиятельным коллекционером произведений искусства.

11 место. “Оранжевое, красное, жёлтое” (1961 г) Марк Ротко – продана 08.05.2012 на аукционе Sotheby’s 86.882.500 $. Картина относится к яркому периоду творчества американского экспрессиониста. Однако в конце своей жизни, когда к нему уже пришла известность, художник впадает в глубокую депрессию. Это уже сплошное серое на черном в различных вариантах. Сказались многолетние непонимание и обвинения, многочисленные судебные тяжбы с обидчиками и подорванное здоровье. Ротко уже не видит иного выхода и пишет свою последнюю трагическую картину самоубийства. Его нашли обнаженным в огромной луже крови в своей студии около картины “Красное на красном”.

10 место. “Портрет Адели Блох-Бауэр II” (1912 г) Густав Климт – продана 08.11.2006 на аукционе Sotheby’s за $87,9 млн. Австрийский модернистГустав Климт возглавил авангардное сообщество “Сецессион”, выступавшее против “эстетического консерватизма и морализаторства предыдущего поколения”. Его картины, посвященые красоте и эротизму женского тела, шокировали публику своей изысканной непосредственностью. Но при этом Густав Климт был признанным и востребованным, как в правительственных кругах, так и среди богатой знати. Его полотна всегда были желанным украшением интерьера самых роскошных домов в начале XX века, да и сейчас!

9 место. “Дора Маар с кошкой” (1941 г) Пабло Пикассо – продана 03.05.2006 на аукционе Sotheby’s за $95,2 млн. Звезда парижской художественной богемы 30-40-х годов, экстравагантная женщина-фотограф Дора Маар была музой и возлюбленной Пикассо на протяжении семи лет. За весь период этой скандальной “lav story” Пикассо написал множество ее портретов графических, классических и кубистских, в шляпе, с зелеными ногтями и в образе химеры. Портрет “Дора Маар с кошкой” был написан уже в завершении их романа, поэтому здесь Пикассо очень гротескно и символично передал всю надменность и экзальтичность своей музы. По достоинству оценил и приобрел это произведение российско-грузинский бизнесмен Борис Иванишвили.

8 место. “Восемь Элвисов” (1963 г) Энди Уорхол – продана в октябре 2008 года частным образом за $100,0 млн. Серия картин, посвященных поп-кумирам, была пиком творчества Энди Уорхола. Уже в 1968 году радикальная феминистка и актриса Валери Соланас выстрелила в Уорхола три раза. В результате он стал практически инвалидом, но отказался давать обвинительные показания в полиции. После этого покушения произведения Энди Уорхола стали более дипрессивными. Умер король поп-арта в 1987 году, прожив 58 лет.

7 место.”Мальчик с трубкой” (1905 г) Пабло Пикассо – продана 04.05.2004 на аукционе Sotheby’s за $104,1 млн. Картина относится к самому раннему и поэтому наиболее дорогостоящему периоду творчества мастера.

6 место. “Обнаженная на фоне бюста и зеленых листьев” (1932 г) Пабло Пикассо – продана 05.05.2010 на аукционе Sotheby’s за $106,5 млн. В сюрреалистический период музой для творчества Пикассо становится очаровательная семнадцатилетняя Мария-Тереза Вальтер. С нее он лепит величественные женские бюсты, пишет чувственные, пронизанные эротизмом картины. Веселый и мирный характер Марии-Терезы позволил ей смирится с ролью красивой игрушки в руках мастера. В 1935 году она родила дочь, но Пикассо по-прежнему не воспринимал ее серъезно. А в 1936 году Пикассо уже знакомится с экстравагантной Дорой Маар и Мария-Тереза уходит на второй план. Но любовь к мастеру и преклонение перед ним было настолько сильным, что спустя 4 года после его смерти Мария-Тереза повесилась в своем гараже. Такова печальная история этой безответной любви, навеки запечатленная в полотнах.

5 место. “Крик” (1932 г) Эдвард Мунк – продана 02.05.2012 на аукционе Sotheby’s за $119 922 500 . Одна из четырех версий норвежского художника-экспрессиониста выполненная в технике “пастель” (т.е. восковыми мелками). Созданная на стыке веков, она стала эмблемой экспрессионизма и прелюдией к модернизму XXI века. Отчаянный крик одиночества, отчужденности и обреченности, словно предвестник будущих войн, революций и экологических катаклизмов предстоящего столетия. При всей своей обезличенности и примитивизированности образ кричащего настолько эмоционален, что стал вдохновение для фильмов, пародий и арт коллажей современного искусства.
(adsbygoogle = window.adsbygoogle || ).push({});

4 место. “Портрет Адели Блох-Бауэр I” (1907 г) Густав Климт – продана 18.06.2006 частным образом за $137,5 млн. Ее называют “Золотая Адель” или “Австрийская Мона Лиза”. Вдохновленный поездкой в Италию, византийской мозаикой, богато украшенной золотом в 1903 году Климт приступает к работе над портретом Аделии. Было сделано более 100 набросков, прежде чем художник добился идеального положения рук, тела и взгляда прекрасной Аделии.

3 место. “Женщина III” (1953 г) Виллем де Кунинг – продана 14.08.2006 частным образом

за $137,5 млн. Серия картин абстрактного экспрессиониста под название “Женщина” вызвала бурю недовольства даже среди поклонников мастера. Но настоящие ценители утверждают, что возникает разительный контраст в ощущении при просмотре полотна на расстоянии и вблизи. Издалека эти женщины кажутся жестокими амазонками, воплощением силы природы и вряд ли соблазнительными. Вблизи же картина захватывает в свое динамичное пространство формы, цвета и мазка. Женщина, как бы прячется в окружающем пространстве и ее уже трудно разглядеть в беспорядочном хаосе “мазков-ударов”. Действительно психологический шедевр абстрактного экспрессионизма, достойный фрейдистского анализа. Представленная картина – единственная из всей серии, оставшаяся в частной коллекции.

2 место. “№ 5” (1948 г) Джексон Поллок – продана 02.11.2006 частным образом за $140 млн. С 2006 года по 2012 год оставалась самой дорогой картиной в мире, поэтому заслуживает особого внимания критиков.Джексон Поллоклидер и идеолог абстрактного экспрессионизма, сформировавшегося как отличительный стиль в 40-х годах в Нью-Йорке. Самые противоречивые оценки его творчества лишь подтверждают его гениальность.
“Моя живопись никак не связана с мольбертом. Я едва ли хоть раз натягивал холст на подрамник. Я предпочитаю прибить холст к стенке или полу. Я должен чувствовать сопротивление твердой поверхности. На полу легче всего. Я чувствую себя ближе к живописи, ее частью, я могу ходить вокруг нее, работать с четырёх сторон и буквально быть внутри нее. Я продолжаю отходить от обычных инструментов художника, таких, как мольберт, палитра и кисти. Я предпочитаю палочки, совки, ножи и льющуюся краску или смесь краски с песком, битым стеклом или чем-то ещё. Когда я внутри живописи, я не осознаю, что я делаю. Понимание приходит позже. У меня нет страха перед изменениями или разрушением образа, поскольку картина живёт своей собственной жизнью. Я просто помогаю ей выйти наружу. Но если я теряю контакт с картиной, получается грязь и беспорядок. Если же нет, то это чистая гармония, легкость того, как ты берешь и отдаешь.” Джексон Поллок
Сальвадор Дали так охарактеризовал его в своём «Дневнике гения»: «Поллок: Марсельеза абстрактного. Романтик праздников и фейерверков, как первый ташист-сенсуалист Монтичелли. Он не так плох, как Тёрнер. Ведь он ещё большее ничто ».

Очень хочется повернуть ее горизонтально, но нельзя…

1 место. И, наконец, самая дорогая картина в мире, проданная в феврале 2012 года из частной коллекции греческого судовладельца Джорджа Embiricos, “Игроки в карты” (3-я картина серии, 1892-1893) Поль Сезанн. Невероятная стоимость$250 млн., превышающая прежний рекорд почти в 2 раза, всколыхнула мировой арт рынок и значительно подняла планку последующих сделок. Чем же примечательна самая дорогая картина в мире?
Серия из 5 картин “Игроки в карты” относится к позднему и самому зрелому периоду творчества французского постимпрессиониста Поля Сезанна. Фанатичный трудоголик, мнительный и нелюдимый Сезанн лишь в живописи находил вдохновение и излечение от фобий и противоречий окружающего мира. Его неповторимый стиль – это своеобразное примирение классики и современности, переход от импрессионизма к кубизму. Несколько лет назад картина “Игроки в карты” №3была названа одной из лучших работ в мире, которая находится ​​в частных руках. Наверное, с этим и связана столь рекордная в мире арт-рынка цена сделки. Кто же покупатель? Королевская семья Катара приобрела картину для национального музея. И снова нас удивляет Ближний Восток!

Любили искусство или наоборот не понимаете, зачем люди тратят огромные деньги на покупку произведений живописи и графики? МСП собрал для Вас список самых дорогих картин в мире с ценами и фотографиями, что бы Вы смогли по достоинству оценить качество выполнения и смысл шедевров.




Эта картина представляет собой прямоугольник синего цвета, находящийся поверх красного по цвету луча. Эта произведение написано в промежутке между "Черным квадратом" и "Белым супрематизмом".

№ 25. Казимир Малевич, "Супрематическая композиция" (1916)

3 ноября 2008 года на аукционе Sotheby"s в Нью-Йорке картина была продана неизвестному покупателю за 60 002 500 долларов , тем самым став одной из самых дорогих картин в истории, написанной русским художником.


Считается, что именно этот, живо написанный натюрморт, является родоначальником такого направления как кубизм.

№ 24. Поль Сезанн, "Натюрморт с кувшином и драпировкой" (1893-1894)

А эта картина нашла своего покупателя в 1998 году и была продана за 60 503 000 долларов.


Энди Уорхола можно смело назвать иконой современного искусства, ведь его картины продаются дороже знаменитых классиков, например, Пикассо или Ван Гога.

№ 23. Энди Уорхол, "Мужчины в ее жизни" (1962)

Черное-белый коллаж из фотографий с Элизабет Тейлор, ее третьим мужем Майком Тоддом и будущим мужем Эдди Фишером в 2010 году на нью-йоркском аукционе Phillips de Pury & Co приобрел покупатель, пожелавший остаться анонимом, за 63 400 000 долларов.

Первый художник в мире, удостоенный награды "Императорская премия" за " достижение, международное влияние, которое он оказал своим искусством, духовное обогащение всего мирового сообщества".

№ 22. Виллем де Кунинг, "Полицейская газета" (1955)

22 место самых дорогих картин мира занимает абстрактное полотно, улетевшее с аукциона Christie"s как горячий пирожок за 63 500 000 долларов!


Известный американский художник, чьи работы всегда прописаны настолько детально, что отличить их от фотографии практически невозможно.

№ 21. ​Томас Икинс, "Клиника Гросса" (1875)

На картине изображен знаменитый хирург Сэмюэла Гросса из Филадельфии, руководящий операцией по удалению части кости из бедра пациента перед заполненным студентами амфитеатром медицинской академии, реализм которой послужил причиной скандала и знатного пиара для полотна. Картину ухватили за 68 000 000 долларов в 2007 году!


№ 20. Амедео Модильяни, "Сидящая обнаженная на диване" (1917)

Хоть официально Sotheby"s до начала торгов не сообщали о продажи этой картины, но борьбу за нее вели аж 5 покупателей. Новому владельцу она досталась всего за 68 900 000 долларов!


Входит в серию из 7 полотен на мифологические темы по заказу Филиппа II Испанского.

№ 19. Тициан, "Диана и Актеон" (1556-1559)

В то время такие картины считались развратными и их специально завешивали шторами в присутствии дам. Эротику 16 века в 2009 году прикупили за 70 600 000 долларов.


№ 18. Винсент ван Гог, "Портрет художника без бороды" (1889)

Продолжаем список самых дорогих картин в мире, где почетное место занял мастер живописных мазков, Ван Гог, за 71 501 000 долларов , полученных в 1998 году.

Фотоснимок входящий в состав серии, изображающих трагические автокатастрофы. Конкретно это горящая машина в Сиэтле.

№ 17. Энди Уорхол, "Авария зеленой машины" (1963)

Реальная автомобильная авария, увековеченная на снимке, ушла с молотка за 71 720 000 долларов.


Один из главных идеологов в американском абстрактном экспрессионизме, Ротко не выносил когда его работы называли абстрактными.

№ 16. ​Марк Ротко, "Белый центр" (1950)

Удивительное яркое и сочное сочетание цветовых гамм, простота экспозиции и жизненные принципы принести автору 72 800 000 долларов, а также внесли его в рейтинг самых дорогих картин в мире.


За один из самых жестоких сюжетов Нового Завета боролись аж 4 покупателя.

№ 15. Питер Пауль Рубенс, "Избиение младенцев" (1609-1611)

На аукционе " Сотби " в Лондоне в июле 2002 года картину приобрел канадский бизнесмен и коллекционер Кеннет Томпсоном, сын газетного магната лорда Томсона, бывшего владельца лондонской Times, за 76 700 000 долларов.


Как сказал писатель Октав Мирбо: "Это единственный художник. не писавший за свою жизнь ни одной печальной картины".

№ 14. Пьер Огюст Ренуар, "Бал в Мулен де ла Галетт" (1876)

Почетное 12 место самых дорогих картин в мире занимает эта, владельцем шедевра стал Риоеи Саито, председатель компании Daishowa Paper Manufacturing Co за 78 100 000 долларов. . Он хотел, чтобы после его смерти работу кремировали вместе в ним, но из за финансовых трудностей ее пришлось использовать в качестве имущественного залога.


Существует пять вариантов Мэрилин в разных цветах, но почему-то "Бирюзовая Мэрилин" стала самой дорогостоящей.

№ 13. Энди Уорхол, "Бирюзовая Мэрилин" (1964)

Цена в 80 000 000 долларов не случайна, ведь именно это произведение принято считать иконой поп-арта, а Энди Уорхола родоначальников ПОПулярного искусства.


Американский художник, работающий в жанрах абстрактный экспрессионизм и поп-арт.

№ 12. Джаспер Джонс, "Фальстарт" (1959)

Картина принадлежала Дэвиду Геффену, который продал её генеральному директору инвестиционной группы Citadel, Кеннету С. Гриффину, за 80 000 000 долларов . Она признана самой дорогой картиной, которую удалось продать при жизни художника.


Картина была написана мэтром импрессионизма в 1919 году, незадолго до того, как у него началась катаракта.

№ 11. Клод Моне, "Пруд с кувшинками" (1919)

Одно из 60 подобных холстов под названием "Кувшинки" на аукционе Sotheby"s продали за 80 500 000 долларов .


Именно этот человек следил за состояние здоровья художника перед самой его смертью.

№ 10. Винсент ван Гог, "Портрет доктора Гаше" (1890)

Тот же японский бизнесмен Риоеи Саито, который хотел кремировать себя с картинами, выкупил и это произведение за 82 500 000 долларов . На вопрос зачем сжигать шедевры вместе с ним, он пояснил, что только так может выразить свою беззаветную привязанность к картине.

Фрэнсис Бэкон, пожалуй, один из самых мрачных художников ХХ века.

№ 8. Пабло Пикассо, "Портрет Доры Маар" (1941)

В 2006 году свою коллекцию пополнил загадочный русский аноним за 96 200 000 долларов ., прикупив заодно работы Моне и Шагала общей стоимостью 100 миллионов долларов.