Секреты Assassin’s Creed Unity. Гид по достижениям

Начало загадки находится за Марсовым поле, под небольшим мостом на востоке района Инвалиды квартала Дом инвалидов. Загадка имеет сложность в 3 квадрата из 5 возможных. Состоит из 3-х головоломок. Награда за решение - 500 ливр.

Загадка Нострадамуса Близнецы

Используем быстрое перемещение до точки обзора дома Инвалидов (район Инвалиды, квартал Дом инвалидов). Спускаемся вниз и бежим в восточном направлении к небольшому мосту, который находится за Марсовым полем, у самого левого края карты. Спускаемся под мост, взаимодействуем с символом Тельца и читаем первую головоломку.

Первая головоломка

На окраине столицы
В тени стены
Болото печали горит
Огнями отверженных.

Поворачиваем голову ассассина на 45 градусов налево - на север. Видим деревянную конструкцию предназначенную для подъема грузов. Второй символ находится на ее основании. Забираемся туда и используем «Орлиное зрение» чтобы увидеть символ и прочитать вторую головоломку.

Вторая головоломка

Где мертвых покой последний,
Взирают глаза из камня.
И бдительно стражи хранят
Их смерти, словно бы в жизни.

Забираемся обратно на мост и двигаемся по дороге в северо-восточном направлении. Через 100 метров с правой стороны появятся арочные ворота, ведущие на Марсово поле. Третий символ нарисован на них. Подходим ближе и «Орлиным зрением» находим его. Читаем третью головоломку.

Последняя головоломка

В зловонной грязи,
Где тёмный поток встречает
Свою бегущую мать,
Найдёшь свою цель
У подножия старой башни.

Проходим через ворота и видим большое дерево, растущее из камня. Подходим ближе. За камнем расположена деревянная трибуна. Очередной символ Нострадамуса находится на ней. Используем «Орлиное зрение» и читаем последнюю головоломку, изучая символ.

Представляем вашему внимаю прохождение дополнения , где мы вам поведаем как проходить сложные этапы и моменты игры. Сюжет игры разворачивает после того, как прошли великие события игры , Арно, вместе со своим стремление отстроить справедливость оказывается в городке под названием Сен-Дени, который расположен где-то на окраине Парижа. До тех пор, пока разорванная революциями республика постепенно наращивает свою былую мощь и старается укрепится от прошедших потрясений, весьма тревожные намёки на предстоящий заговор волнуют Арно и вскоре он оказывается в лабиринте тёмных катакомб и сети подземелий.

Совет первый

Старайтесь не проходить мимо сундуков, которые будете находить, так как в них вы сможете отыскать достаточно большое количество золота (в размере 30.000), помимо этого в них вы сможете так же отыскать и оружие.

Совет второй

Вам необходимо следить за тем, чтобы у вас были дымовые гранаты, так как в этом дополнение они служат важной деталью прохождения. На вас может напасть большое количество врагов и единственный способ одолеть их всех - дымовая граната.

Задание - 1: Burried Words

Итак, смотрите видеоролик, с которого вы узнаёте много чего полезного. Вам предстоит попасть в один склеп, в котором нужно будет достать очень старый монумент для весьма влиятельной личности. Выходите с бара и отправляйтесь на поиски склепа королей (на этом моменте игры запасайтесь различными припасами). Для начала взбирайтесь на самую высокую точку, чтобы произвести синхронизацию. После этого, вы узнаете своё месторасположение. Чтобы упростить себе задачу, вы можете поиграть на Органе, впоследствии сбежится вся стража, а в тем временем сможете проникнуть внутрь склепа. После того, как у вас всё получится и вы окажитесь в склепе, то двигайтесь к железным дверям и после, открывайте их. Перед собой вы увидите большое количество самых разных гробниц, но вам нужна самая первая, на которой изображён крест. Проходите немного дальше от дверей и вскоре с правой стороны вы найдёте этот герб. Как откроете эту гробницу, то увидите небольшой видеоролик. сразу же после ролика приготовьтесь бежать за пришедшим стражником, учтите, что он будет от вас быстро убегать. Как вы прыгнете на него, то последует очередной видеоролик. Итак, на этом этапе игры вам открывается возможность зажигать фонари, но сперва для этого вам нужно подойти до котла и наполнить светильник маслом. Поднимайтесь далее на вершину и окажитесь на поверхности. Вскоре оказывается, что путь закрыт и вам необходимо отыскать другой выход. Итак, тут существует тайный выход, чтобы его отыскать, вам нужно будет поджечь два светильника и впоследствии откроются двери. Теперь вы можете выбираться отсюда. Ваша следующая цель - это Аббатство. Как окажитесь внутри, то пройдите к библиотеке, но помимо этого вам нужно будет быть крайне аккуратным, чтобы вас не нашли враги, которые тут бродят. В библиотеке вам нужно отыскать список дома Пуарье. Как найдёте предмет, то так же тихо как и пробирались выходите с Аббатства. Как сделаете это, то можете отправляться на следующее задание.

Задание 2: The Book Thief

Смотрите новый видеоролик с которого вы узнаёте, что ваша цель в последний раз находилась на мельнице. Именно туда мы и отправимся в этот раз, но сперва как всегда поднимайтесь повыше и произведите синхронизацию местности. Как окажитесь около мельницы, то вновь сделайте синхронизацию. Далее при помощи своего умения "Орлиное зрение" отыщите проход в пещеру. Как окажитесь в этой пещере, то передвигайтесь дальше крайне тихо и не привлекайте лишнее внимание. Передвигаясь по сети тоннелей в пещере ищите человека по имени Леон. Вскоре появится видеоролик, а после него начнётся бой с двумя мародёрами. При помощи клинка разделайтесь с каждым врагом. Далее подойдите до мальчишки и сообщите ему, что вы от Марго (хоть он вам и не поверит). После этого разговора прибудет ещё парочка мародёров, но уже с предводителем. Тут вам потребуются дымовые гранаты - киньте её и убейте всех врагов, в том числе и главаря. После очередного боя нужно открыть клетку, в которой сидит мальчишка, после чего следуйте за ним. Мальчик даст вам ружьё, которое будет больше напоминать гранатомёт (немного позже он вам очень сильно пригодится). Итак, идите следом за Леоном, чтобы в конце концов забрать манускрипт. По пути к вещицы вам предстоит немного и подраться. На врагах вы можете попрактиковаться со своим новым оружием. После того. как вы окажитесь в небольшой комнате, используйте умение "орлиное зрение" и отыщите плиты. Одна из таких плит расположена внизу и чтобы её отыскать вам потребуется посветить фонарём. Вторая плита будет расположена немного выше. До тех пор, пока вы будете добираться ко второй плите, на вас нападут мародёры, поэтому придётся убить их, кроме этого, если у вас есть желание, то можете открыть один из сундуков. В открытом сундуке будет лежать около 30.000 монеток. После того, как вы активируете вторую плиту, то вернитесь вниз. Проходите дальше и вскоре нужно будет подняться наверх, уже на улицу. На улице дальше двигайтесь следом за мальчиком. В конце концов, вам остаётся посмотреть новый видеоролик.

Задание - 3: A Shadow From the Past

После того, как вы просмотрите видеоролик, то отправляйтесь следом за девушкой. Вам нужно будет её догнать и схватить. Как сделаете это, то последует ещё один видеоролик. После очередной заставки, вам нужно отправляться в приют искать мальчика.

Вам нужно просмотреть полностью Дом Пуарье в базилике. Крайне аккуратно поднимайтесь к базилику и пробирайтесь через окно. Далее бегите выше по лестнице и в конце концов, прочитайте записи. Далее вам нужно будет отыскать две реликвии Сугерия.

С чего тут начинать решать уже только вам, но мы вам советуем далеко не бежать и залезть дальше в базилик и начать там же новое задание. Первым делом вам предстоит решить небольшую головоломку. Двигайтесь вперёд, где ещё находится область отмеченная зелёным цветом и вскоре найдёте статую, которая изображает козла. На этом моменте первая часть головоломки будет решена. Итак, читайте продолжение головоломки и отправляйтесь к контрольной точке. Как окажитесь на месте, то поднимитесь к храму и увидите на его передней части небольшой уступ. Вам необходимо взаимодействовать с уступом. На этом этапе очередная головоломка будет решена. Двигайтесь дальше и прочтите заключительную часть головоломки. Теперь нужно будет спустится в храм и пройти к зелёной области. Около прохода в храм находится статуя девушки. Взаимодействуйте с этой статуей. Теперь у вас будет готова полностью первая реликвия под названием Сугерия. Пора отправляться на поиски второй реликвии.

Как прибудете к следующему заданию, то прочтите начало новой головоломки. Отправляйтесь в область, которая отмечена зелёным цветом. Учтите, что тут придётся быть крайне аккуратным, так как тут будет очень много стражников. Около мельницы находится надгробье, а над этим гробом будет находится решение начала вашей головоломки. Итак, продолжаем решать головоломку. Поднимайтесь к одному из выступов, которые находятся на стене и примените на стене своё "орлиное зрение" и вскоре найдёте решение вашей загадки. Продолжайте читать уже заключительную часть головоломки. Отправляйтесь в очередную "зелёную зону", которая находится около стены. При помощи умения "орлиное зрение" отыщите крест, который как раз служит ответом на вашу загадку. На этом моменте вы найдёте вторую реликвию и задание будет выполнено.

Задание - 4: Raising the Dead

После того, как просмотрите очередной видеоролик, то бегите скорее к склепу. Как прибудете на место, то поднимайтесь к базилику и снова пролезайте внутрь через окно. Двигайтесь теперь дальше по склепу. Спуститесь ниже и двигайтесь до контрольной точке, при этом избавляясь от мешающих врагов, а если есть большое желание, тогда открывайте сундуки. Итак, в какой-то момент запустится новый видеоролик. После видеоролика, вам нужно будет осторожно пробираться к комнатам. Как говорится - “тут нужно делать всё тихо и по стелсу".

Мы вам рекомендуем сперва пройти в помещение с правой стороны, но вы можете поступить и по-другому. Как спуститесь в помещение, то поработайте со стоящей тут статуей. Далее вам нужно будет решить новую головоломку и не уходя с этого места, смотрите на потолок и увидите сверху крест. Итак, первое помещение теперь полностью осмотрено, пора отправляться в следующее помещение, которое расположено левее.

Как доберётесь до второго помещения, то вновь нужно взаимодействовать со статуей. Вам покажут, что нужно нажимать определённые кнопки. Кнопки вам нужно будет нажимать не только в правильно порядке, но ещё и быстро - если этого не сделать или не делать так, тогда фонари потухнут и вы не сможете успеть. Для начала жмите в таком порядке: 3-я кнопка, 1-я кнопка, 2-я кнопка и в конце концов жмите 4-ю кнопку. На этом этапе головоломка будет решена и вы сможете выбраться на вершину.

И наконец-то остаётся пробраться в последнюю комнату. Спуститесь ниже, где ещё расположена контрольная точка. В общем, вам нужно зажечь фонари в центре помещения и взаимодействовать с очередной статуей. Пройдите до фонаря и до кнопки с правой стороны. На кнопку вам необходимо нажать три раза. После того, как вы нажмёте на кнопку три раза, то проходите к следующей кнопке с левой стороны. Там уже нужно будет на неё нажать два раза. Далее пройдите к следующей кнопке с левой стороны и жмите на неё один раз. Остаётся теперь лишь последняя - четвёртая кнопка, на которую нужно будет жмякнуть четыре раза. После, вылезайте с этого помещения. Бегите скорее к следующем дверям и вскоре поймёте, что теперь необходимо отыскать ключ.

Задание - 5: Under Lock and Key

Пора выбираться из склепа. Будьте внимательны, так как враги будут препятствовать вашей вылазки. Как выберетесь, то отправляйтесь на следующее задание и внимательно смотрите новый видеоролик. Итак, вам необходимо отправляться на рынок, где при помощи умения "орлиное зрение" нужно будет отыскать указанную цель. Как найдёте свою цель, то следуйте за ней таким образом, чтобы вас ни в коем случае не заметили. Как только ваша цель зайдёт внутрь здания, тогда вы должны быстро пробираться тоже внутрь. Наверху будет окно - через него и приберитесь внутрь. Внутри подслушайте разговор, после которого один из солдат начнёт убегать. Вам же в свою очередь нужно будет его преследовать. Как только догоните его, то начинайте бить его до той степени, пока он не сдастся вам. Когда он сдастся, то начнёт говорить. После этого, отправляйтесь внутрь катакомб на поиски тайника мародёров. Учтите, что будет очень много врагов, поэтому частично от них придётся избавляться. Как только окажитесь около тайника, то крайне аккуратно проходите до сундука. У вас есть возможность провернуть дело тихо и вообще незаметно, но конечно есть вариант сделать всё шумно и быстро. В общем, решать только вам. В любом случае вам нужно будет пройти в область отменную зелёным цветом и отыскать там Золотой сундук, который кстати будет ещё и обозначен на вашей карте. Как найдёте его, то смотрите новый видеоролик. После заставки нужно выбираться с этой пещеры. Внимательно ищите уступы, который смогут провести вас на вершину. Как найдёте их, то взбирайтесь по ним. Вы можете как просто убивать врагов, так и пользоваться дымовыми гранатами. В общем, как выберитесь с кладбища, то скорее скрывайтесь.

Задание - 6: A Crown of Thorns

Вернитесь обратно в склеп, где вам когда-то по требовался ключ. Там вы сможете начать проходить финальное задание. Итак, по прибытию на место просмотрите новую заставку. Доплывите до берега и возьмите фонарь. Далее прыгайте обратно в воду и плывите к противоположному берегу, так как там вы сможете пополнить свой фонарь маслом. Как сделаете это, то крайне аккуратно пользуясь выступами перелезайте к другому берегу. Перебирайтесь повыше и там жмите скорее на нажимную плиту. Сверните в левую сторону и прыгайте по рядом находящейся палке. Далее нужно взбираться на скалу и прыгать через фонтан в окошко. Как окажитесь на месте, то активируйте ещё одну плиту. Теперь спускайтесь ниже и пополните свой фонарь очередным маслом. Пора вернуться обратно к фонтану через который вы прыгали, но прыгать обратно не нужно, вам теперь необходимо бежать отсюда в левую сторону, а там уже подняться повыше по палке. Взбирайтесь на вершину и пробегите немного дальше. Как только вы доберётесь до храма, понадобится завалить Роуза. К нему добраться будет непросто, так как у него будет свора подопечных. Но тут есть два варианта: вы можете набросится на него в открытую или же убить его тайно. Мы вам рекомендуем сперва одолеть всех его приспешников, а после уже переходить непосредственно на него самого. Как подойдёте до Роуза, то смотрите новый видеоролик, после которого нужно будет бежать к нему. В какой-то момент у вас завяжется с ним драка. Так как ему будут помогать, то мы вам рекомендуем пользоваться гранатами, чтобы убивать всех поочерёдно. В общем, вы можете как сразу убить Роуза, так сначала перебить его подкрепление, а после и его. В любом случае последует небольшой видеоролик.

После этого видеоролика вам предстоит решить новую головоломку. Пройдите к дверям и найдёте четыре символа, которые состоят из неких Палок.На первом показанном рисунке их будет два, на втором рисунке всего четыре, на третьем рисунке будет три, ну и на последнем - четвёртом, всего один. В общем, в такой же последовательности вам нужно будет зажигать костры.

Сразу же после этого прибудут охранники, с которыми у вас завяжется бой, хотя вы можете так же просто сбежать. В конце концов, вы взбираетесь на вершину и забираете артефакт. Смотрите заключительный видеоролик. Теперь вам остаётся лишь при помощи способностей сбежать с этого храма и на этом этапе игры - финал! Смотрите финальные титры, так как на этом этапе прохождение игры считается оконечным! Ждём ваших комментариев.

Диски Нострадамуса в Assassin"s Creed: Unity тесно связаны с главной реликвией французского Братства ассасинов - броней Тома де Карнейона, которая хранится в оружейной рядом со штабом ассасинов на острове Сите, на противоположном берегу за Собором парижской Богоматери, что в центре Парижа, в нее также можно попасть через кафе «Театр», спустившись по лестнице к подземным туннелям через Зал клубов. Краткую экскурсию по оружейной проведет мастер Кемар, один из тех, кто принимал Арно в Братство. Он покажет странный механизм и расскажет, что доспехи вручались раньше только за особые заслуги, но вот уже несколько столетий они заперты в клетке, а ключи утеряны. Всего по Парижу разбросано 18 дисков Нострадамуса, которые и служат ключами от трех дверей в оружейной. Прежде чем собрать диски, предстоит решить загадки Нострадамуса, отмеченные на глобальной карте иконками свитков (появляются после посещения точек обзора).

Загадки Нострадамуса носят названия созвездий и планет солнечной системы, а процесс их отгадывания похож на нечто среднее между поиском и в Assassin"s Creed 2. Решение головоломки с дисками начинается с прочтения книги с записями средневекового астролога на входе в оружейную, в которой он делится мыслями о видениях. Все загадки Нострадамуса решаются с помощью нескольких подсказок. Подсказки содержатся в символах, которые нужно найти орлиным зрением и просканировать клавишей [E]. На карте Парижа отмечаются только стартовые позиции, откуда нужно начинать поиски, ориентируясь на подсказки. Когда все одинаковые символы из цепочки будут найдены, в награду Арно получит диск. Поиск символов из одной головоломки может проходить сразу в нескольких районах города, а не только в том, где была найдена первая подсказка. Если подойти и попытаться просканировать символ раньше времени, он будет неактивен, поэтому нужно соблюдать строгую последовательность и не спешить. Расследование не прекращается в случае гибели Арно, после синхронизации он сможет продолжить с того шага, на котором остановился.

Тома де Карнейон родился в 1276 году в Республике Метц. Был богатым банкиром и одним из ключевых участников разгрома первого Ордена тамплиеров. Во время арестов тамплиеров 13 октября 1307 года помог Филиппу IV отрядами фламандских наемников. После казни Жака де Моле и его приспешников Тома де Карнейон вместе с Данте Алигьери, Марко Поло и Доменико Аудиторе распространили влияние Братства по всей Европе, свергая монархов и епископов. Умер от болезни в Венеции в 1323 году.

Местоположение и решение загадок Нострадамуса в Assassin"s Creed: Unity:

  1. Меркурий / Mercurius (Остров Сите, Остров Сен-Луи): символ с подсказкой расположен на стене над подставкой с книгой с поcланием Нострадамуса на входе в оружейную.

    • Первая головоломка (Хозяйка жилища, Свидетельница уходов-приходов, С трона, подобного ложу, Взирает с верхушки лестницы): на картине с девушкой на втором этаже кафе «Театр», напротив лестницы от главного входа.
    • Вторая головоломка (Смиренны грешники, такие, как мы все, И в небеса они стремятся, Вверху непостоянный силуэт, Указывает на лежащий снизу город): у флюгера с петухом на крыше кафе «Театр», над овальной гардеробной комнатой, где на стойках висят костюмы Эдварда, Эцио, Альтаира.
  2. Близнецы / Gemini (Квартал Бьевр, Сен-Марсель): символ находится на стене у самой крыши дома.

    • Первая головоломка (На окраине столицы, В тени стены, Болото печали горит, Огнями отверженных): на земле возле хибары на болоте, недалеко от группы взволнованных людей.
    • Вторая головоломка (Где мертвых покой последний, Взирают глаза из камня, И бдительно стражи хранят, Их в смерти, словно бы в жизни): у круглого фонтана перед заброшенными домами.
    • Третья головоломка (В зловонной грязи, Где темный поток встречает, Свою бегущую мать, Найдешь свою цель, У подножия старой башни): у основания круглой башни на набережной между мостами Двойного денье и Турнель.
  3. Венера / Venus (Квартал Лувр, Фейдо): символ находится у основания башни, под точкой обзора, на крыше церкви.

    • Первая головоломка (Построенная, посвященная Солнцу, Площадь блистательного дворянства, Четыре стены расцвечены триколором, Теперь украшены признаками свободы): на статуе Людовика XIV на Вандомской площади в центральной части квартала Лувр.
    • Вторая головоломка (Желающие ступить на земли Поля Элизиум, Сперва заплатите пошлину Землепашцам, Чтобы пройти сквозь Западные Ворота, Туда, где Триумф возведут уже очень скоро): на дороге перед поваленной каретой у северо-западных ворот Парижа в южной части квартала Лувр.
    • Третья головоломка (Великолепнейшая башня, Где правнучка придумала смотреть за поддаными и за небесами, Земля и Солнце там заключены в железо): на башне Медичи, на которой установлена клетка для птиц, под точкой обзора на Хлебном рынке в центральной части квартала Лувр.
  4. Весы / Libra (Квартал Лувр, Тюильри): символ начертан на стене на крыше жилого дома напротив Дворца Тюильри.

    • Первая головоломка (Дворец, разделенный когда-то, четвертый Генри объединил, Каменные пары приветствуют обреченного государя, В его последней прогулке по этим аллеям, Король, когда-то единый, разделен будет волей Народа): между двумя парами статуй над главным входом во Дворец Тюильри.
    • Вторая головоломка (Последний Луч от великого Солнца, Потерял сына, разделен с другими, Сброд, солдаты, властники, ублюдки, Ждут, когда упавшее лезвие солнце заслонит): на земле перед солдатами у эшафота, где проходит казнь, на Площади Революции напротив Дворца Тюильри.
    • Третья головоломка (Магдалена взирает на смерть никогда не мигающими глазами, Равнодушная и неподвижная, За спиной ее король погребен): на стене склепа на кладбище Церкви Мадлен в северной части квартала Лувр.
  5. Водолей / Aquarius (Квартал Маре, Тампль): на крыше дома к востоку от охраняемой крепости Тампль.

    • Первая головоломка (Несчастное воинство Христа с верхушки своей Каменной Темницы посылает свою верность в направлении Иерусалима): на стене конусовидной башни, под точкой обзора, на вершине крепости Тампль.
    • Вторая головоломка (Источник жизни с чашею-полумесяцем утоляет жажду Защитников Соломона): у фонтана во дворике с северной стороны крепости Тампль.
    • Третья головоломка (В недрах земли между пламенных близнецов нашел последний приют Первый Великий магистр): на саркофаге рядом с сундуком в потайной комнате в катакомбах на территории крепости Тампль. Спускаемся в центральный склеп у северных стен Тампля, пробегаем по катакомбам, между первой и второй ямами в земле есть проход, заколоченный деревяшками, за которыми и стоит саркофаг.
  6. Дева / Virgo (Чрево Парижа, Ворота Сен-Дени): символ находится на крыше церкви к северо-востоку от Двора Чудес.

    • Первая головоломка (В святилище пороков танцуют свет и тень. Подлец высокородный носит имя, которым грешен он): на полу перед кроватью с маркизом де Садом в бывшем доме Короля Нищих во Дворе Чудес.
    • Вторая головоломка (Падший в грязи Оскверненный божественный символ, Свет проливает на ересь Фальшивого Короля): на огромном деревянном кресте в центре Двора Чудес.
    • Третья головоломка (На обычном перекрестке, где упадок в цене, печаль продавца расцветила румяна): на земле на оживленном перекрестке со множеством торговых лавок к северу от церкви Сент-Эсташ.
  7. Земля / Terra (Квартал Маре, Арсенал): символ находится на куполе здания к востоку от Площади Вогезов.

    • Первая головоломка (Огрожденный в своем саду, Крылатый воин стоит, неподвижный и равнодушный в самом сердце креста): на статуе во дворике дома, где был получен первый символ из загадки Нострадамуса.
    • Вторая головоломка (Сейчас и всегда она ведет свой непрерывный бой, Верное копье намечено точно в цель, Готовое поразить демонов): на крыше церкви напротив статуи, где был найден второй символ из загадки Нострадамуса.
    • Третья головоломка (В поисках наказания иль развлечения, Взирает на зеленое наследие Дедала величественный епископ, чьи очертания маревом реют над шахматной ладьей): на вершине башни в центре зеленого лабиринта сбоку от церкви, где был найден третий символ из головоломки Нострадамуса. Это тот лабиринт, из которого выбирались Арно и Элиза в задании «Засада тамплиеров» в 5 части.
  8. Козерог / Capricorn (Чрево Парижа, Ратуша): символ спрятан на дымоходе на крыше дома к северу от моста Нотр-Дам.

    • Первая головоломка (Мудрых правителей фасад лицом к камням, что все в крови от казней, однажды сотрясется, а внутри сгорит все в яростном огне): на стене Ратуши под точной обзора.
    • Вторая головоломка («То будет, будет», - эхом отзовется, Таков ужасный поворот судьбы, Теперь здесь больше тьму не разгоняют, А лишь ломают шеи каждый день): на земле перед солдатами у эшафота, где проходит казнь, напротив Ратуши.
    • Третья головоломка (О одинокая башня, как ты осталась одна? Здесь начинается путь пилигрима, И химера носит обрывки воспоминаний, Их два: про атмосферное давление и про алхимию): на вершине башни Сен-Жак, где лежит одна из кокард, к северо-западу от Ратуши.
  9. Лев / Leo (Чрево Парижа, Ратуша): на башне церкви, на вершине которой находится одна из кокард, к востоку от крепости Тампль.

    • Первая головоломка (Над мрачными тенями старинный бастион, хранит молчанье угловатый страж, и кровь его в 9-ом месяце пролита): на вершине высоченной квадратной башни в Большом Шатле.
    • Вторая головоломка (Жертвы Ирода в своем бессмертном храме: Нашли прибежище в камнях алхимика. Кружат в беззвучном, жутком танце смерти): на фреске на южной стене, напротив груды человеческих костей, на Кладбище Невинных, где Арно в задании «Пророк» в 5 части убил тамплиера Кретьена Лафреньера.
    • Третья головоломка (Во Чреве Мира, освященный олень все ждет, когда южная длань поможет достичь небес): на крыше западной угловой башни, напротив точки обзора, в церкви Сент-Эсташ, к востоку от Хлебного рынка.
  10. Марс / Mars (Остров Сите, Сите): символ расположен на дымоходе на крыше дома.

    • Первая головоломка (На мирном поле, усеянном камнями, Крылатый наблюдатель ждет, Приветливым взглядом встречает души, Ищущие покоя): на тыльной стороне надгробия на кладбище напротив дома с символом «Марса», откуда начинается решение головоломки.
    • Вторая головоломка (Собор парижской Богоматери глядит на своих дочерей, Одна прижалась между дамой и Сент-Шапель, Там, где лицо Сына обращено к его верной пастве): на каменном барельефе в виде головы над входом в церковь напротив клуба между Сент-Шапель и Собором Парижской богоматери.
    • Третья головоломка (За Дофином синие ленты, Разделяют пути для зверя и человека, Жертва убийцы провернула смелую сделку, И заполучила город, Клад лежит под горою): на постаменте статуи Генриха IV на площади Дофина за Дворцом правосудия.
  11. Овен / Aries (Квартал Лувр, Тюильри): символ находится на крыше дома напротив Лувра.

    • Первая головоломка (Во дворце, некогда принадлежавшем Августу, Ставшем приютом искусству и красоте, Дни государей отсчитывают часы - До срока, но не после него, Людовик): на часах над входом во внутренний двор Лувра.
    • Вторая головоломка (Во имя духа идеи короля Равенства, Гражданину рады всегда в садах королевских, Где великий Гелиос день ото дня зажигает рукотворную силу уничтожения сущего): на лужайке за памятником в Пале-Рояль, к северо-западу от Хлебного рынка.
    • Третья головоломка (Из крепости разрушенной камней согласие места соединяет, В одном - объединились их умы, В другом - от тел их головы секут): на дороге посередине Моста Согласия, ведущего от Бурбонского дворца к Площади Революции.
  12. Рак / Cancer (Латинский квартал, Флобур Сен-Жермен): символ находится на дымоходе на крыше дома позади собора Сен-Жермен-де-Пре.

    • Первая головоломка (На церкви, которая простоит еще тысячу лет и более, Три шпиля достигают небес, А правда укрыта на высшем): на круглой площадке под точкой обзора на вершине собора Сен-Жермен-де-Пре в северной части Латинского квартала.
    • Вторая головоломка (На площадке для богачей, Обустроенной кланом Медичи, Торжественное фойе будет встречать лишь самую великую знать): на полу перед лестницей в центральном зале Люксембургского дворца в южной части Латинского квартала.
    • Третья головоломка (Купель знания, Игрушка ангелов, В саду жизни человек познал первородный Грех): у фонтана в саду Люксембургского дворца в южной части Латинского квартала.
    • Четвертая головоломка (Под твоими ногами богачи хранят тайны, Солнечные часы отсчитывают дни, проведенные меж червей и костей): на стене в конце подземелья, в котором лежит запертый красный сундук и стоит агент ассасинов для начала совместного задания «Полетят головы». Вход в подземелье начинается за садом, к югу от Люксембургского дворца в южной части Латинского квартала.
  13. Рыбы / Pisces (Квартал Бьевр, Сен-Жак): символ скрыт на стене в арочном проходе между домом и мастерской.

    • Первая головоломка (На холме Святой Женевьевы, Мое лицо с римскими чертами, Зовущие ангелы слетаются, К моей северной вершине): на полу в проходе в северной части крыши Пантеона, рядом с двумя подъемниками, к северо-востоку от точки обзора.
    • Вторая головоломка (Ища ореол, ищи кольца внутри колец высоко на вершине здания, с городом, лежащим внизу): на полу между колоннами и верхней круглой надстройкой на крыше Пантеона, к югу от точки обзора.
    • Третья головоломка (Столпы поддерживают лицо мое вместе с мечтами народа, Квадратные, а не круглые, они укрыты от глаз): на полу за квадратными колоннами, напротив телеги с сеном на оживленной улице, с восточной стороны Пантеона.
    • Четвертая головоломка (Моя цель изменилась, Взирая с вершины нефа, Как светские герои приходят, Заменить собою небесных): под фресками у потолка на круглой несущей колонне внутри Пантеона.
    • Пятая головоломка (Останки славы лежат средь спертого воздуха, Величайшего из великих Могила Вольтера): в комнате за овальным залом в подвале Пантеона. От входа в Пантеон спускаемся по левой или правой винтовой лестнице в подвал, сворачиваем в дверной проем, бежим прямо до круглого зала, пробегаем его и тут же сворачиваем в первую комнату слева, где на полу будет последний символ из головоломки.
  14. Сатурн / Saturnus (Остров Сите, Дворец правосудия): символ расположен перед небольшой статуей на набережной напротив моста Нотр-Дам.

    • Первая головоломка (В моем владеньи два клинка, Закон и Справедливость рядом, Я час за часом с честью бью, Для королей и для крестьян): на циферблате часов на северо-восточной башне Дворца правосудия напротив моста Менял.
    • Вторая головоломка (Матерь наша в сердце розы, Молчалива, словно камень, так она на паству смотрит, Лепестки из света кругом нашу Матерь окружают, Лепестков - 24, Посмотрите как сияют, И взгляните, как блистает светом роза на закате): на статуях перед центральным круглым витражом в виде розы над главным входом в Собор Парижской Богоматери.
    • Третья головоломка (Встаньте между двух потоков, посмотрев на нашу Матерь, В путь от розы до трансепта - Пятикнижье вам поможет, Арок пять и пять кошмаров - широко раскрытых глаз, Под последним будет клад: Врата в бесконечность): на втором ярусе крыши, под внешними опорными полуарками, с западной стороны Собора Парижской Богоматери.
  15. Скорпион / Scorpio (Квартал Маре, Маре): символ находится на стене перед витражом на втором ярусе церкви позади Ратуши.

    • Первая головоломка (У подножия Святых Близнецов дерево правосудия прячет древние свои корни в страхе небесного гнева): на земле перед главным входом в церковь позади Ратуши, напротив первого символа из загадки Нострадамуса.
    • Вторая головоломка (Святилище урожденных епископов, Цитадель великих познаний о жизни, Величественное здание, Чье имя дурачит чувства): на стене восточной башни на крыше особняка де Санс, к северу от моста Пон-Мари.
    • Третья головоломка (Площадь сотни имен, Заменившая собой поле боя, На котором владыка был свергнут с коня, Теперь же бронзовый всадник ожидает среди деревьев): на постаменте всадника на Площади Вогезов.
  16. Стрелец / Sagittarius (Латинский квартал, Флобур Сен-Жермен): символ находится на дымоходе на крыше дома над магазинами торговцев, между соборами Сен-Жермен-де-Пре и Сент-Шапель.

    • Первая головоломка (Великие умы жаждут неба, Южане смотрят на север, Четыре нации ищут правду): на позолоченной башне на вершине Коллежа Четырех Наций недалеко от моста Руаяль в северной части Латинского квартала.
    • Вторая головоломка (Восходящее солнце глядится, В лицо Школы Роберта, Глаза обращены к небу, С верхушки купола): на вершине малой башни с восточной стороны главного здания Сарбонны в центральной части Латинского квартала.
    • Третья головоломка (В далеке от реки, Те, кто наблюдает, Взирают на звезды): на полу рядом с телескопом на крыше охраняемой Парижской обсерватории в южной части Латинского квартала.
  17. Телец / Taurus (Квартал Дом Инвалидов, Инвалиды): символ нарисован на стене под каменным мостом на Марсовом поле.

    • Первая головоломка (Дерево и веревки, шлют сигналы по воздуху - Весточку друзьям Шаппа): на помосте под деревянным краном напротив каменного моста, под которым находится первый символ из головоломки, на Марсовом поле.
    • Вторая головоломка (Каждый должен пройти через врата, ведущие к полям Войны): на колонне у основания арки на Марсовом поле.
    • Третья головоломка (Лживые идолы дают представление на сцене во время празднества, Верховным является то Существо, что само себя так называет): на деревянном помосте под огромным деревом, на котором по сюжету выступал Робеспьер в задании «Высшее существо» в 12 части, между Марсовым полем и Военной школой.
    • Четвертая головоломка (Вышколенные умы преломляют сражений ход, Через плечи своих ангелов они взирают на поле Войны): на крыше Военной школы со стороны огромного дерева.
  18. Юпитер / Jupiter (Квартал Дом Инвалидов, Сен-Тома-д"Акэн): символ находится на дымоходе на крыше дома к востоку от Бурбонского дворца.

    • Первая головоломка (На вершине дворца, Где жила дочь Бурбона, Где проходит собрание и мост обращен на юг): над скамейкой на арке на входе в Бурбонский дворец, к югу от точки обзора, в северной части квартала Дома Инвалидов.
    • Вторая головоломка (Богатые и бедные перед колесом времени, Иди на юг, чтобы встретить воды реки Стикс): на каменной опоре колеса нерабочей водяной мельницы, напротив запертого красного сундука, в сельской местности в южной части квартала Дома Инвалидов.
    • Третья головоломка (Там, за преградой, на другой стороне души проходят мост по пути в Южные земли): на низком каменном мосту через речку посреди деревни в южной части квартала Дома Инвалидов.

Решение загадок в оружейной в Assassin"s Creed: Unity:


После решения всех загадок Нострадамуса возвращаемся в оружейную под кафе «Театр». Вставляем все диски в пульт управления напротив клетки с доспехами Тома де Карнейона, после чего открываем последовательно три запертые двери, за которыми находятся рычаги.
  • Палата созвездий (4 фрагмента): первая головоломка решается путем правильного подбора пиктограмм, нарисованных на полу и на столбах. Каждому из четырех знаков зодиака соответствует определенное созвездие, какое именно - изображено на стенах по периметру зала. Когда дверь откроется, забираемся по столбам к рычагу.
  • Палата Звезд (10 фрагментов): во второй головоломке нужно разместить подвижные планеты в правильном порядке, указанном в схеме на полу - Марс над Марсом, Земля над Землей и т.д.: левый пульт - вращаем планеты три раза; центральный - один раз; правый - три раза.
  • Палата Туманов (18 фрагментов): в последней комнате нервы будут трепать горячий пар и кривое управление.

Начало загадки находится в восточной части района Дворец правосудия острова Сите. Загадка имеет сложность в 2 квадрата из 5 возможных. Состоит из 3-х головоломок. Награда за решение - 500 ливр.

Загадка Нострадамуса Сатурн

Используем быстрое перемещение до точки обзора Нотр-Дам-де-Пари на острове Сите. Спрыгиваем в стог сена, пробегаем два квартала в северном направлении до моста Нотр-Дам. Слева от моста, у подножия обелиска, находим начало загадки. Взаимодействуем с символом, читаем первую головоломку.

Первая головоломка

В моём владеньи два клинка,
Закон и Справедливость рядом.
Я час за часом с честью бью
Для королей и для крестьян.

Головоломка намекает на циферблат часов. Следуем вдоль берега реки в северо-западном направлении. Пройдя один квартал, мы наткнемся на высокую башню с часами. На них и находится символ Сатурна. Взбираемся на башню до часов. Используем «Орлиное зрение», чтобы разглядеть символ Сатурна на циферблате, читаем вторую головоломку.

Вторая головоломка

Матерь наша в сердце розы.
Молчалива, словно камень, так она на паству смотрит.
Лепестки из света кругом нашу Матерь окружают.
Лепестков - 24. Посмотрите, как сияют.
И взгляните, как блистает светом роза на закате.

Вновь быстро перемещаемся на точку обзора Нотр-Дам-де Пари (остров Сите). Спрыгиваем с стог сена, пробегаем немного вперед, разворачиваемся и внимательно осматриваем фасад собора. Над центральной входной аркой расположено круглое окно, состоящее из 24-х фрагментов-лепестков. Именно на нём находится следующий символ. Взбираемся по фасаду собора до него и используем «Орлиное зрение», чтобы прочитать последнюю головоломку, взаимодействуя с символом.

Последняя головоломка

Встаньте между двух потоков, посмотрев на нашу Матерь.
В путь от розы до трансепта - Пятикнижье вам поможет.
Арок пять и пять кошмаров - широко раскрытых глаз.
Под последним будет клад: Врата в бесконечность.

Взбираемся по фасаду Нотр-Дам-де-Пари на его крышу. Пробегаем вперед и взбираемся еще чуть выше, оказываясь на крыше с резкими скатами. Слева и справа мы увидим множество арок. Нас интересует пятая справа арка. Последний символ находится под ней. Спускаемся на два уровня вниз под арку и используем «Орлиное зрение», чтобы увидеть его и завершить загадку Нострадамуса Сатурн.

Если вы возьмете любую игру, которая относится к серии "Ассассинс Крид", то вы, естественно, сможете насладиться невероятной сюжетной линией, а также различными приемами, которые может делать ваш персонаж. Вы сможете бегать по крышам, совершать невероятные прыжки, сражаться с толпами противников и так далее. Однако стоит обратить внимание, что в большинстве игр серии вам необязательно следовать исключительно сюжетной линии - в отрытом мире вы можете передвигаться по собственному желанию. А это значит, что у вас появляется время на открытие и нахождение разнообразных секретов. Поиск их - это невероятно увлекательное занятие, и в данной статье будут рассмотрены относящиеся к Assassin Creed Unity загадки Нострадамуса, про которые говорят абсолютно все геймеры.

Бонусный контент в игре

Если вы играете в Assassin Creed Unity, загадки Нострадамуса, вероятнее всего, вас также очень сильно волнуют. Как вы прекрасно понимаете, их нет среди обязательных заданий, которые вам нужно пройти, чтобы дойти до финала игры. Они относятся к побочным квестам, но что же они вам дадут? Ведь ситуация обстоит следующим образом - в играх данной серии постоянно имеются различные второстепенные задания, но каждое из них может привести вас к какому-нибудь бонусному контенту, то есть новому оружию, в более поздних частях - к новому кораблю и так далее. Естественно, в "Ассассинс Крид: Единство" это не менее актуально, и здесь вы также сможете взяться за различные задания, чтобы получить определенную награду или же редкие предметы. К таким заданиям относятся в Assassin Creed Unity загадки Нострадамуса. Но что же вам даст их решение?

Новый костюм

Как и любой другой побочный квест в Assassin Creed Unity, загадки Нострадамуса постепенно приведут вас к чему-то необычному. Но что же это будет? В данном случае вам определенно стоит постараться, пусть задания могут показаться вам довольно сложными, но награда будет действительно стоящая. Дело в том, что если вы решите абсолютно все загадки, то вам будет выдан костюм Мастера - ассассина Тома де Крайнейона. Это невероятный костюм, который привлекает внимание абсолютно всех геймеров. И по тому, владеете ли вы таким костюмам, другие геймеры могут определить, насколько хорошо вы освоили данную игру. Почему? Весь секрет заключается в том, что выполнение этого квеста займет у вас очень много времени и потребует постоянно думать и решать довольно сложные головоломки. Высокая сложность и продолжительность - это те слова, которыми можно описать в Assassins Creed Unity загадки Нострадамуса. Прохождение их дается нелегко, но, как вы уже поняли, награда действительно стоит того.

Загадки Нострадамуса

Это все было введение, чтобы вы могли понять, что представляют собой в Assassins Creed Unity загадки Нострадамуса. Прохождение их будет описано далее, но только лишь в общих чертах, потому что загадок действительно очень много, и все они зачастую требуют хорошего ориентирования в пространстве, что вряд ли получится описать словами. Итак, в первую очередь вам нужно разобраться с тем, как много имеется в игре загадок, которые приведут вас к костюму Мастера Ассассина. Здесь все довольно просто - все загадки можно разбить на две группы - относящиеся к планетам и к знакам зодиака. Итого в сумме получается 18 загадок, но и это еще не все. Дело в том, что каждая загадка подразделяется на несколько частей, которых иногда может быть довольно много, например, четыре. но стоит отметить, что в большинстве случаев частей все же две, но и этого хватает, чтобы отнять у вас десяток часов времени на прохождение их всех. Также вам понадобится серьезно напрячь мозг, чтобы разгадать этот секрет Assassin"s Creed - решение всех загадок Нострадамуса потребует немалых знаний и развитого воображения, а также умения соображать.

Загадки планет

Прохождение всех загадок Нострадамуса в Assassin"s Creed, которые относятся к планетам, займет у вас гораздо меньше времени, так как их попросту в два раза меньше, чем тех, которые относятся к знакам зодиака. Более того, здесь вам потребуется в основном только внимательность, так как ваша задача - искать знаки, обозначающие эти самые планеты. Причем находиться они будут в самых неожиданных местах. Один будет на крыше театра под флюгером, другой на башне с часами, третий вообще на знаменитом В общем, вам придется потратить немало времени, чтобы по пространным описаниям Нострадамуса отыскать нужные символы. Однако в Assassin"s Creed Unity решение всех загадок Нострадамуса приведет вас к невероятному сокровищу, так что вам стоит напрячься и сделать все так, как от вас требуется.

Загадки знаков Зодиака

Итак, когда вы соберете все шесть символов, которые относятся к планетам, вам будут доступны еще двенадцать, каждый из которых будет иметь отношение к знаку Зодиака. Соответственно, вам придется провести еще в два раза больше времени в поисках знаков в самых необычных местах Парижа - однако параллельно вы сможете любоваться работой художников игры, ведь графическая составляющая просто великолепна. Но что же вам нужно делать, когда вы соберете все восемнадцать знаков?

Финал квеста

Когда вы выполните абсолютно все задания, у вас будет четыре части диска Нострадамуса, которые вам нужно соединить вместе и отнести в святилище. Там вы сможете использовать этот диск, установить четыре столба на нужные точки, чтобы он сработал, после чего вам откроется доступ к тому самому костюму, о котором шла речь изначально. Вот и все, теперь вы можете сменить внешний вид вашего персонажа и наслаждаться плодами вашего тяжелого труда.