Школа стильных образов и идей. Фернандо Ботеро — искусство пышных форм Путешествие в Европу

В этом посту я хочу рассказать об очень своебразном и талантливом художнике,о котором я узнал сравнительно недавно.Этот художник-довольно необычный и его картины и скульптурные работы могут производят необычный эффект-одни люди находят его вульгарным и гротескным,другие-человеком с брызжущщим через край смехом и шуткой и часто-едкой сатирой.Словом,художник это неординарный и часто люди не знают как даже определить его искусство,настолько он не вписывается б привычные рамки.И я и моя жена очень любим его работы и часто наше настроение поднимается просто,когда мы смотрим на ту или иную его картину или скульптуру.
Фернандо Ботеро родился в Южной Америке, в городе Медейин, Колумбия, в провинции Антигуа 19 апреля 1932 года.Его отец был бродячим торговцем,который часто ездил по горному,труднопроходимому району провинции на осле,забираясь в самые далёкие её уголки.Когда Фернандо было всего 2 года,его отец внезапно умер от сердечного приступа,оставив маленького Фернандо и 2-х его братьев на попечении матери.Эта внезапная и трагическая потеря оставила Фернандо в состоянии потери,грусти и пустоты,которую он никогда не смог заполнить.
Сегодняшний Медейин-современный большой метрополис,существенно отличается от того маленького провинциального городка,в котором жил Фернандо Ботеро.В начале 1930-х годов в маленьком городке Меделлин церковь и католичество играло сильную роль в каждодневной жизни и морали людей города.Ботеро учился в школе,в которой учителя были священники ордена Иезуитов.Строгая,жёсткая дисциплина школы не давала слишком много времени на развлечения и маленький Фернандо стал рисовать,чтобы скрасить себе жизнь и дать отдушину творческому порыву и фантазии,которая всегда кипела в нём.Ещё будучи подростком,он полюбил на всё жизнь корриду,которая была так популярна в Южной Америке,и,конечно, в Колумбии.С 13 лет Ботеро начал рисовать корриду,быков и всех принимающих в ней участе-тореадоров,матадоров и пикадоров.Его талант и знание искусства очень рано проявилось в его творчестве.Когда емуы было только 17 лет,он написал статью в местной газете El Colombiano,которуь назвал "Пикассо и нонконформизм в искусстве",в которой он писал о сюрреализме и абстрактной живописи.
В 1951 году Ботеро перебрался в столицу, в город Богота и уже в возрасте 19 лет у него была первая персональная выставка-продажа картин в галерее "Лео Матиз".Каждая из его работ была продана.
Как ни стрaнно,Ботеро было трудно расстатся со своими работами и он стал самым крупным "коллекционером" своих картин и cкульптур,ктоторые он не продавал несмотря на огромные суммы денег,которые предлагали ему коллекционеры и музеи.Как и многие художники,Ботеро решил поехать в Европу изучать европейские школы живописи и их мастеров.Он долгое время учился в Академии Искусства в Мадриде,Испания,где он стал создавать работы в стиле Веласкеса и Фрaнциско Гойя.Он также учился во Флоренции,в Италии,где он обучился технике рисования фресок итальянских мастеров живописи эпохи Возрождения. Б 1956 году он обучался на факультете изящных искусств в Университете Боготы.Он также путешествовал по Южной Америке,а также съездил в Мексику,где изучал работы Диего Ривера и Ороско.Именно в Мексике его творчество подпало под сильное влияние больших расписных фресок на стенах зданий.Тот стиль Бoтеро,который сегодня ассоциируется с его творчеством,оформился примерно в 1964 году.Это были изображения людей,животных,деревьев,натюрморты,харак терезующиеся
раздутыми формами и почти невидимыми,как покрытой лаком поверхностью картин.
В 1969 году Фернандо Ботеро провёл большую выставку своих работ под названием " Раздутые Изображения",которая прошла в Музее Современного Искусства в Нью-Йорке.Эта выставка укрепила его репутацию как художникя и он вышел на международную сцену. Его работы характеризуются преувеличенными,раздутыми формами и часто выглядят как сатирические и юмористические работы.Символы власти и силы часто присутствуют в его картинах и картины,изображающие президентов и солдат а также священников часто являются мишенью для Фернандо Ботеро.Его работы часто напоминают людям творчество известного колумбийца -Габриеля Гарсия Маркеса.Но,несмотря на его любовь к своей стране,многие темы его картин и скульптур проходят через европейскую историю.Он создаёт работы,которые напоминают нам Средние Века,итальянское барокко и колониальные картины Латинской Америки.Он также создаёт работы,пародирующие и копирующие в утрированных формах разные периоды искусства,включая картины Боннарда и Жака-Луи Давида.В разные периоды его искусства в его картинах видно влияние Гогена и Пабло Пикассо,а также искусство индейских племён Центральной и Южной Америки,особенно скульптура ольмеков.Но чаще всего его картины сравнивают с работами Питера Поля Рубенса,картинами которого Ботеро всегда восхищался.В работах Рубенса,писал Ботерo -",мы видим мир мир плотского преувеличения,избытка,пышности жизни,форм и довольства,мир,где существуют бок о бок святое и светское,богохульное.."
Ботеро однажды сказал:"- В искусстве,пока мы можем творить и думать,
мы вынуждены искажать природу.Искусство-это всегда искажение".

Фернандо Ботеро в Боготе, Колумбия.

Фернандо Ботеро.Плачущая женщина(1949).

Фернандо Ботеро.Матадор.

Фернандо Ботеро.Подражание Веласкесу(портрет инфанты).

Фернандо Ботеро.Мария-Антуанетта.

Фернандо Ботеро.Мария-Антуанетта в Медейине,Колумбия.

Фернандо Ботеро.Подражание Леонардо да Винчи. Мона Лиза.

Фернандо Ботеро.Подражание Пьеро делла Франческа.(Портрет графа Д"Урбино.)

Фернандо Ботеро.Подражание Пьеро делла Франческа.(Портрет Изабеллы Д"Эсте.)

Фернандо Ботеро Ангуло (род. 19 апреля 1932) - колумбийский художник, скульптор, работающий в технике фигуративизма, называющий себя «самым колумбийским из колумбийских художников», стал известен после того, как выиграл первый приз на «Выставке колумбийских художников» в 1959 году.

Для того чтобы отметить свой 80-летний юбилей, колумбийский художник Фернандо Ботеро избрал тихий итальянский городок Пьетрасанта на северо-западе Тосканы, в предгорьях Апуанских Альп, где организовал выставку своих работ. Обычно мастер каждый год проводит в этих местах летние каникулы со своей семьей. Здесь его знают и любят, поэтому посмотреть скульптуры Фернандо в импровизированной галерее под открытым небом пришло довольно много народа. Шесть монументальных работ мастера на площади Duomo выглядели настоящими гигантами; с десяток работ поменьше украсили пространство вокруг церкви Сан-Агостино, рядом с которой в специальном помещении выставлялся и цикл акварелей, созданный художником к своему юбилею.

Трудно сказать, элитарно или демократично искусство Ботеро. Ясно одно: его работы говорят об исключительном своеобразии мышления и творческого почерка, напоминающего фантастические мультфильмы . По фамилии художника у него на родине эти картины так и называют - «ботерос», учитывая их неповторимый индивидуальный стиль. И скульптуры, и живопись в равной степени требуют пристального рассматривания, осмысления, вживания.

Фернандо Ботеро Ангуло - таково его полное имя. Колумбийского мастера называют классиком фигуративного искусства гротескно-традиционалистского направления, близкого «наиву». На его красочных полотнах китч и фольклорный колорит соседствуют с итальянским ренессансом и колониальным барокко. Фернандо не скрывает своего пристрастия к большим формам, да и трудно было бы это скрыть; тучное у него все - люди, лошади, собаки, деревья. мебель, даже яблоки. Вместе с тем, внушительные образы не лишены утонченности и словно бы парят в невесомом пространстве, неподвластном закону тяготения.

В целом, на праздновании юбилея мастера в Пьетрасанте были представлены ровно 100 созданных в разное время работ. Юбилейные бенефисы Фернандо прошли и в других местах: в городах Ассизи, Бильбао, Сан-Паоло, Мехико, а также на родине мастера - в колумбийском Медельине. Почему же форпостом юбилейных празднеств стала именно Италия?

«Я без ума от Тосканы, - говорит художник. - Люблю итальянскую культуру, народ. Я не только встретил здесь много добрых, хороших друзей, но и нашел своих учителей, великих мастеров прошлого. И если в Париже, к примеру, я предпочитаю создавать живопись, то в Тоскане - работать над скульптурами».

В Италию, во Флоренцию, он впервые приехал еще в 1951 году, чтобы изучить технику фрески. Тогда у него совсем не было денег, но это компенсировалось избытком огня в душе. «Я склонен был тратить деньги скорее на музеи и художественные альбомы, нежели на рестораны и еду, - вспоминает художник. - Любовь к великим итальянским мастерам в одночасье переменила мою жизнь».

Родился Фернандо Ботеро в семье коммерсанта. Очень скоро его семья потеряла все свое состояние, а отец умер, когда будущий художник был еще очень юным. Ботеро отдали в школу, где преподавали священники ордена иезуитов. Строгая, жесткая дисциплина наложила свой отпечаток на детскую психику. Не имея возможности развлекаться и предаваться обычным мальчишеским забавам, Фернандо стал рисовать, чтобы как-то скрасить себе жизнь и дать волю буйной фантазии. Еще у него была мечта - стать тореадором. В 1944 году он действительно некоторое время посещал школу матадоров, зафиксировав свои впечатления в первых рисунках, посвященных корриде.

В 15 лет он удивил своих родных известием о том, что намеревается стать художником, - это совершенно не вписывалось в правила консервативной семьи, где художество могло быть увлечением, но не профессией. Приехав в Боготу, он знакомится с местными авангардистами - художниками разной степени таланта. В качестве иллюстратора Фернандо устраивается в газету «Эль-Коломбиано», но работает на этой должности недолго, в поисках новых знаний и впечатлений отправившись в путешествие по Европе.

Эта была его первая поездка за пределы родины. Ло Испании он добрался на корабле, а в Мадриде, потрясенный живописью и , записался в художественную школу Сан-Фернандо. Потом была Флоренция, ставшая ему вторым домом. Здесь Ботеро обучался в Академии св. Марка у профессора Бернарда Беренсона.

В 1952 году вернулся на родину и организовал свой первый вернисаж в галерее Лео Матиса. Уже тогда - и впоследствии - колорит его работ оставался преимущественно светлым. Первой его работой, в которой были использованы характерные для его манеры гипертрофированные формы, стала картина 1955 года «Натюрморт с мандолиной», где инструмент вдруг приобрел невиданные размеры. Считается, что именно с этого момента Ботеро обрел свой стиль - причудливый сплав барокко, фольклорного искусства, наива и китча.

Отдельные его работы более свободны по манере письма, но в любом случае сюжеты восходят к классическим, хорошо знакомым образам, хотя и обретающим неизменно пародийный характер.
Предметы и фигуры предстают в его е живописи и графике подчеркнуто пышными, самодовольно разбухшими, пребывающими в сонном покое, - этот волшебный транс временами напоминает магическую атмосферу, почерпнутую из рассказов Борхеса и романов Маркеса. Несмотря на то, что Фернандо чаще всего обращается к жанровому портрету, в его творчестве фигурирует также тема криминала, военных конфликтов. Свойственный его искусству мягкий юмор порой сменяется сатирой - антиклерикальной или социальной. И ни в какой другой теме не проявляются у Ботеро объемные формы столь агрессивно, как в обнаженных женских образах; именно они вызывают самые сильные чувства у зрителя: от неприятия до восхищения.

Постепенно художник обретает популярность, в том числе за пределами родины. Музей современного искусства в Нью-Йорке приобретает первое полотно колумбийца. Это была картина «Мона Лиза в 12 лет». В Вашингтоне и Нью-Йорке с большим успехом проходит несколько персональных выставок Ботеро. Он творит в разных странах мира: в Париже пишет большие полотна, в Тоскане проводит лето со своими сыновьями и внуками, создает громадные скульптуры, на Лазурном берегу Монте-Карло работает акварелью и тушью, в Нью-Йорке увлекается монументальной живописью и пастелью...

Художник оказался бы гораздо менее известным, не выбери в 1992 году Жак Ширак, в то время мэр Парижа, в качестве основного фигуранта эксклюзивной выставки на Елисейских полях колумбийца Фернандо Ботеро. Такой чести не удостаивался доселе ни один живописец (если только он не был, конечно, французского происхождения). С тех пор разные города мира приглашают Фернандо, чтобы с помощью его произведений придать больший размах и колорит своим празднованиям. Вместе с тем, художник достигает, если можно так выразиться, «полноты стиля». Его картины котируются как одни из самых дорогих в мире. Например, «Завтрак на траве» - парафраз знаменитого одноименного полотна родоначальника импрессионизма , написанный Фернандо в 1969 году, - был продан на Sotheby"s за $1 млн.

Творческое наследие Ботеро огромно - почти 3 тысячи живописных полотен и более 200 скульптурных произведений, а также бесчисленное количество рисунков и акварелей. При этом колумбийский гигант отнюдь не является коммерсантом от искусства, только и ставящим ценники на свои работы. Напротив! О щедрости художника ходят легенды. Например, музею изобразительных искусств Боготы он подарил коллекцию живописи, оцениваемую в $60 млн. В дар родному городу художник передал 18 скульптур и почти сотню картин, составивших основу экспозиции Площади Искусств. Недаром согласно влиятельному в Колумбии журналу «Семана» в десятку самых популярных личностей вошел и Фернандо Ботеро. Нашелся у художника подарок и для славянской души - «Натюрморт с арбузом» (1976-1977) он подарил Санкт-Петербургскому Эрмитажу, где картина демонстрируется в Зале искусства Европы и Америки XX века.

Кто знает, может быть, душевная щедрость художника и определила его творческую манеру, особое отношение к искусству, где мир представлен во всем довольстве, избытке сил и пышности м, цветущий и восторженный.

Скульптуры Фернандо Ботеро rus_lynx wrote in August 23rd, 2014

Оригинал взят у rus_lynx в Скульптуры Фернандо Ботеро

С творчеством Фернандо Ботеро я познакомилась пол года назад, оказавшись в лобби отеля «Four seasons» в Майами. Взгляд не просто случайно упал на бронзовые скульптуры, он был буквально захвачен ими. Огромные монументальные фигуры были главным украшением лобби: величественные, спокойные, вызывающие восхищение. Вызывали ли они страх? Отнюдь. Наоборот, было чувство умиления и симпатии.
Судите сами:

Я ничего подобного ранее не видела и, охваченная страстью, начала поиски информации о скульпторе.
Фернандо Ботеро - колумбийский скульптор, живущий и по сей день. Он учился в художественных школах Испании и Италии, одним из его любимых художников был Веласкес (быть может именно он повлиял на то, что его скульптуры и живопись выражают сдержанность, побуждая нас самих выявить, что же скрывается за внешней оболочкой).
Ботеро на первых этапах творческого пути не имел определенного стиля и писал разно стилевые картины. Его поиски себя напоминают мне раннего Пикассо, когда тот, рисуя с раннего детства, пробовал разные стилевые направления, пока не нашел свой, такой узнаваемый стиль, принесший ему мировую известность. Так и Ботеро, выходец из бедной семьи, искал свой путь и нашел, наконец, свой неподражаемый стиль в изображении людей и предметов будто разбухшими, надутыми, статичными.

Всемирная известность пришла к Ботеро, когда он, наряду с живописью, начал создавать скульптуры "в стиле Ботеро": огромные, бронзовые статуи, выражающие состояние покоя. Сейчас его статуи стоят миллионы долларов и известные города мира записываются в очередь, чтобы приобрести его скульптуры для украшения городских парков и площадей.

Думаю, именно это «фирменное» состояние отрешенности и покоя наряду с гротескными изумляющими формами и делает его творчество таким популярным. И именно поэтому это откликнулось у меня в душе – его фигуры будто пребывают в состоянии медитации, а значит покоя и гармонии. То есть они в том самом состоянии, к которому я стремлюсь, прислушиваясь к своим внутренним ощущениям, занимаясь йогой и поисками себя и своего пути. Если смотреть на эти статуи, то дыхание постепенно становится ровным и спокойным. И тебе вдруг открывается смысл жизни – он в гармонии. А гармония – она в спокойствии.

Всплыли в памяти строки Омара Хайяма:

Кто понял жизнь тот больше не спешит, 

Смакует каждый миг и наблюдает,

Как спит ребёнок, молится старик, 

Как дождь идёт и как снежинки тают. 

В обыкновенном видит красоту, 

В запутанном простейшее решенье, 

Он знает, как осуществить мечту, 

Он любит жизнь и верит в воскресенье, 

Он понял то, что счастье не в деньгах, 

И их количество от горя не спасет,

Но кто живёт с синицею в руках, 

Свою жар-птицу точно не найдет 

Кто понял жизнь, тот понял суть вещей, 

Что совершенней жизни только смерть, 

Что знать, не удивляясь, пострашней, 

Чем что-нибудь не знать и не уметь.


Фернандо Ботеро родился в 1932 году в городе Медельин, известном в мире своим картелем наркодельцов. Его семья потеряла своe состояние, а отец умер, когда будущий художник был еще очень юным. В детстве Фернандо мечтал - стать тореро, но в 15 лет вдруг заявил матери, что желает стать художником и больше никем. Это совершенно не вписывалось в ппланы его консервативной родни, которая считала, что искусство может быть увлечением, но не профессией. Несмотря на это Ботеро постепенно добился того, чтобы его иллюстрации стали появляться в газете «Эль-Коломбиано». В качестве иллюстратора он проработал до 1951 года, когда решился уехать в Европу в поисках новых знаний.

Эта была его первая поездка за пределы родины. До Испании он добрался на корабле. Уже в Мадриде записался в художественную школу Сан-Фернандо. Через некоторое время приехал во Флоренцию, где обучался в Академии Св. Марка у профессора Бернарда Беренсона. Там он познакомился с итальянским Возрождением. Позже, в 1952 Ботеро вернулся на родину, и устроил свой первый вернисаж в галерее Лео Матиса.

В том же 1952 году он принял участие в конкурсе Национального художественного салона, где его картина «У моря» получила второе место. Но, в общем, молодой художник мало чем выделялся среди сотен своих талантливых соотечественников. Его картины были настолько разнородны, что посетители поначалу сочли, что это выставка нескольких художников. Диапазон художников, оказавших влияние на его первые картины, колебался от Поля Гогена до мексиканских живописцев Диего Риверы и Хосе Клементе Ороско. Правда, юный самоучка из городка в Андах никогда не видел оригинальных работ этих художников, как, впрочем, и других. Его знакомство с живописью ограничивалось репродукциями из книг.

До 1955 года Ботеро рисовал, в основном, обычных мужчин, женщин и животных, тогда он еще не открыл для себя ни «толстушек», ни монументальные скульптуры, которым он обязан своей всемирной славой. Они «пришли» как бы случайно, когда однажды в «Натюрморте с мандолинной» инструмент вдруг «растолстел» до смешного. Это был момент истины для Ботеро - он нашел свою нишу в искусстве.

В 1964 году Фернандо женился на Глории Сеа, которая впоследствии родила ему троих детей. Позже они перебрались в Мексику, где испытывали большие материальные трудности. За этим последовал развод, и тогда художник перебрался в Нью-Йорк. Деньги быстро закончились, а его знание английского оставляло желать лучшего. Тогда художник вспомнил свой «европейский» опыт и стал, копировать старых мастеров.

Одновременно он работал над собственными произведениями, и вскоре, в 1970 году выставился в Галерее Мальборо. Так началась его мировая известность. Ботеро вернулся в Европу, и на этот раз его приезд был триумфальным.

Сейчас Ботеро творит в разных странах мира: в его доме в Париже он пишет большие полотна, в Италии проводит лето со своими сыновьями и внуками, создает скульптуры, на Лазурном берегу и в Нью-Йорке рисует акварелью и тушью. Уже сейчас творческое наследие Ботеро огромно - это почти 3 тысячи живописных полотен и более 200 скульптурных произведений, а также бесчисленное количество рисунков и акварелей. Ни в какой другой теме не проявляются у Ботеро объемные формы столь агрессивно, как в обнаженных женских образах; ни один другой мотив его художественного мира не остается так долго в памяти, как эти грузные фигуры с преувеличенно полными бедрами и ногами. Именно они вызывают самые сильные чувства у зрителя: от неприятия до восхищения.

Его покорение Парижа завершило пятнадцатилетнюю борьбу за успех и превратило в одного из самых значимых из ныне живущих художников мира. В 1992 году Жак Ширак, будучи в то время мэром Парижа, предложил Ботеро провести персональную выставку на Елисейских Полях. Такой чести не удостаивался до этого ни один иностранный художник.

С тех пор разные города мира приглашают Фернандо Ботеро, чтобы он своим творчеством украшал праздники. Так было в Мадриде, Нью-Йорке, Лос-Анджелесе, Буенос Айресе, Монте-Карло, Флоренции... Другие города приобрели его произведения за очень большие суммы, и многие стоят в очереди.

Его произведения считаются одними из самых дорогих в мире, так, например, его картина «Завтрак на траве», была продана за миллион долларов. В России есть его скульптурная композиция «Натюрморт с арбузом» (1976-1977). Он подарил ее «Эрмитажу», где она и выставлена в Зале искусства Европы и Америки ХХ века.

Ботеро не стал отшельником, он всегда отзывается на то, что происходит в мире. Недавно он создал серию картин, которые рассказывают об издевательствах американских военных над заключенными в иракской тюрьме «Абу-Грейб»

Серия «Абу-Грейб», по словам Ботеро, продолжает тему жестокости и насилия в мире. Она состоит из 48 живописных полотен и рисунков, изображающих обнаженных заключенных, которых травят собаками и избивают тюремщики. Впервые серия была показана в Колумбии в апреле 2005 года. Ботеро заявил, что тема «Абу-Граиб» будет продолжена. «Я еще не сказал всего, что хочу сказать по этому поводу. Есть еще сюжеты афганских тюрем, американской базы Гуантанамо на Кубе», - говорит художник.

Колумбиец Фернандо Ботеро и не скрывает своего пристрастия к полным людям, Ботеро изображает исключительно толстяков, у него толстые все — люди, лошади, собаки, даже яблоки. Влиятельная арт-критикесса Роберта Смит пренебрежительно назвала их «резиновыми надутыми куклами».

"Формами, объемами я пытаюсь воздействовать на чувства людей и чувственность," - оправдывается художник, - подразумевая под чувственностью не только сладострастие и эротику

Тучность стала для него мерой красоты, идеалом, его творческим кредо. Произведения Ботеро, будь то живопись, скульптура или графика, легко узнаваемы, и, если уж один раз их увидел, то никогда не забудешь.

Живопись и скульптуру Ботеро в мире признают слишком уж серьезно, как говорится, «за большие деньги». Автор этим пользуется, выпуская в тираж огромное количество работ, все время возвращаясь к одним и тем же сюжетам и темам. От этого в его картинах не виден «рост мастера», если не знать годы создания многих работ, то картины, написанные с разницей в 10-15 лет, смотрятся, как работы, сделанные в один год.

Колумбийский художник, мастер живописи гротескно-традиционалистского направления, близкого «наивному искусству». На его красочных полотнах китч и фольклорный колорит соседствуют с итальянским ренессансом и колониальным барокко.


Фернандо Ботеро Автопортрет с флагом

Родился Фернандо Ботеро в городе Медельин (Колумбия), известном в мире своим картелем наркодельцов, в семье коммерсанта. Его семья потеряла своё состояние, а отец умер, когда будущий художник был ещё очень юным. Посещал училище ордена иезуитов.
Его детская мечта была - стать тореадором. В 1944 был отправлен на несколько месяцев в школу матадоров (зафиксировав эти впечатления в первых своих рисунках, посвященных корриде).


Ф.Ботеро Схватка 1988 г.


Ф.Ботеро Четыре тореро-карлика 1988 г.


Ф.Ботеро Торреро 1991 г.
Ф.Ботеро Пикадор 2002 г.



Ф.Ботеро Коррида 1991 г.



Ф.Ботеро Пика 1997 г.

Тем не менее, в возрасте 15 лет он удивил всю своих родных известием о том, что намеревается стать художником, что совершенно не вписывалось в правилах его консервативной семьи, где художество могло быть увлечением, но не профессией. Приехав в Боготу (1951), познакомился с местными авангардистами, вдохновлявшимися мексиканским революционным искусством.

Ботеро в качестве иллюстратора постепенно добился того, что его рисунки на разную тематику оформляли статьи в газете "Эль-Коломбиано". Но затем решился уехать в Европу в поисках новых знаний.
Совершил путешествие в Испанию (1952). Эта была его первая поездка за пределы родины. До Испании он добрался на корабле. Уже в Мадриде записался в художественную школу Сан-Фернандо, был потрясен живописью Д.Веласкеса и Ф.Гойи.
В его творчестве встречаются многочисленные реминисценции Веласкеса и Гойи.


Ф.Ботеро Автопортрет в костюме Веласкеса 1986 г. галерея Байелер, Цюрих

Через некоторое время приехал во Флоренцию, где обучался в Академии Сан-Марко (1953-1954) у профессора Бернарда Беренсона. Там он познакомился с итальянским искусством эпохи Возрождения.
Позже, в 1952 вернулся на родину и организовал свой первый вернисаж в галерее Лео Матиса. Но, в общем, молодой художник мало чем выделялся среди сотен своих талантливых соотечественников. Его картины были настолько разнородны, что посетители поначалу сочли, что это выставка нескольких художников. Диапазон художников, оказавших влияние на его первые картины, колебался от Поля Гогена до мексиканских живописцев Диего Риверы и Хосе Клементе Ороско. Правда, юный самоучка из городка в Андах никогда не видел оригинальных работ этих художников, как, впрочем, и других. Его знакомство с живописью ограничивалось репродукциями из книг.
В том же 1952 году принял участие в конкурсе Национальный художественный салон, где занял второе место своим произведением "У моря". В 1956 побывал в Мексике.

Выработал свой характерный стиль во второй половине 1950-х годов. До 1955 года его основные сюжеты были обычные мужчины и лошади, тогда ещё не открыл для себя ни "толстушек", ни монументальные скульптуры, которым он обязан своей всемирной славой. Они "пришли" как бы случайно, когда однажды в Боготе в своём "Натюрморте с мандолиной" инструмент вдруг приобрёл невиданные размеры. И с этого момента Ботеро нашёл свою тему. Мандолину я не нашел, поэтому представляю такую же, но гитару и еще один натюрморт.



Ф.Ботеро Гитара На стуле
Ф.Ботеро Натюрморт с арбузом

Элементы итальянского и испанского Ренессанса-барокко, равно как и барокко латиноамериканского вкупе с изо-фольклором и китчем в духе «наивного искусства» и даже черт примитивизма, составили в творчестве Ботеро причудливый сплав.
Предметы и фигуры предстают в его живописи и графике подчеркнуто пышными, самодовольно разбухшими, пребывающими в сонном покое, - этот волшебный транс напоминает провинциально-застойную и в то же время «магическую» атмосферу рассказов Х.Л.Борхеса и романов Г.Г.Маркеса.


Ф.Ботеро Влюбленные 1968 г.


Ф.Ботеро Мужская модель в студии 1972 г.
Ф.Ботеро Девица 1974 г.

ЦИКЛ "УЛИЦА"


Ф.Ботеро Улица 1965 г.
Ф.Ботеро Улица 1979 г.


Ф.Ботеро Улица 2000 г.

Ни в какой другой теме не проявляются у Ботеро объемные формы столь агрессивно, как в обнаженных женских образах; ни один другой мотив его художественного мира не остается так долго в памяти, как эти грузные фигуры с преувеличенно полными бедрами и ногами. Именно они вызывают самые сильные чувства у зрителя: от неприятия до восхищения.


Ф.Ботеро Письмо 1976 г.



Ф.Ботеро Пляж


Ф.Ботеро Сидящая женщина 1976 г.
Ф.Ботеро В спальне 1984 г.


Ф.Ботеро Купальщица
Ф.Ботеро В ванной 1989 г.


Ф.Ботеро У окна 1990 г.
Ф.Ботеро Сидящая женщина 1997 г.

Несмотря на то, что Ботеро чаще всего обращается к жанровому портрету, в его творчестве фигурирует также тема криминала, военных конфликтов и издевательств.
Свойственный его искусству мягкий юмор порой сменяется сатирой - антиклерикальной, например, Мертвые епископы (1965, Галерея современного искусства, Мюнхен) либо нацеленной на латиноамериканские военные диктатуры, типа Официальный портрет военной хунты (1971, частное собрание, Нью-Йорк). Указанные картины не нашел, но представляемые ниже репродукции отражают заданную тему.


Ф.Ботеро Я гуляю по холмам 1977 г.
Ф.Ботеро Кардинал 1998 г.

ИЗ ЦИКЛОВ "ВОЕННАЯ ДИКТАТУРА" И "МАФИЯ"


Ф.Ботеро Без названия 1978 г.


Ф.Ботеро Смерть Пабло Эскобара

В конце 90-х Ботеро написал серию картин, адресующих беспощадность и жестокость враждующих между собой группировок, продающих наркотики (вспомним, что Колумбия - это страна, где даже вход в галантерейный магазин охраняет мощный пятнистый красавец с ружьем).

ИЗ СЕРИИ "МАФИЯ"


Ф.Ботеро Бойня невинных 1999 г.



Ф.Ботеро Резня в Колумбии 2000 г.


Ф.Ботеро Охотник 1999 г.
Ф.Ботеро Вдова 1997 г.


Ф.Ботеро Демонстрация 2000 г.
Ф.Ботеро Утешение 2000 г.

Не обошел стороной Ботеро и высшую власть Колумбии, обращаясь к этой теме трижды. Мне лично интересна судьба этих полотен и мнение портретируемых о работе художника.


Ф.Ботеро Президент 1987 г.
Ф.Ботеро Первая леди 2000 г.


Ф.Ботеро Президент 1989 г.
Ф.Ботеро Первая леди 1989 г.

Ботеро всегда отзывается на то, что происходит в мире. Недавно он создал серию картин, которые рассказывают об издевательствах американских военных над заключенными в иракской тюрьме «Абу-Грейб». Серия «Абу-Грейб», по словам Ботеро, продолжает тему жестокости и насилия в мире. Ниже представлены несколько работ из этой серии.

Но вернемся к биографии художника!
В 1964 г. Ботеро женился на Глорие Сеа, которая впоследствии родила ему троих детей. Позже они перебрались в Мексику, где испытывали большие материальные трудности. Здесь уместно поместить произведения художника, посвященные любви и семье.


Ф.Ботеро Любовь 1982 г.



Ф.Ботеро Дремота 1982 г.


Ф.Ботеро Семья 1989 г.
Ф.Ботеро Пара 1995 г.


Ф.Ботеро Семья 1996 г.
Ф.Ботеро Колумбийская семья 1999 г.



Ф.Ботеро Пикник 1999 г.


Ф.Ботеро Любовная пара

За этим последовал развод, и тогда художник перебрался в Нью-Йорк, иногда наезжая в Париж. Деньги быстро закончились, а его знание английского оставляли желать лучшего. Тогда художник вспомнил свой "европейский" опыт и стал, как и тогда, переписывать великие произведения, которые потом продавал посетителям музеев и галерей.
Отдельные его работы более свободны по манере письма, но в любом случае сюжеты восходят к классическим, хорошо знакомым образам, хотя и обретающим неизменно пародийный характер. Я специально помещаю с картинами Ботеро оригиналы, чтобы вы почувствовали разницу.


Ф.Ботеро Мона Лиза 1977 г.
Леонардо да Винчи Мона Лиза 1503-05 г.г.


Ф.Ботеро Мадмуазель Ривьер Энгра 1979 г.
Жан Доминик Энгр Мадмуазель Каролина Ривьер 1805 г.


Ф.Ботеро Подражание Пьеро делла Франческа 1988 г.
Пьеро дела Франческа Портрет Федериго да Монтефельтро вторая половина 15 века


Ф.Ботеро Подсолнухи 1977 г.
Винсент ван Гог Подсолнухи 1888 г.

Одновременно Ботеро работал над собственными произведениями, добиваясь того, чтобы быть принятым в Галерею Мальбро, что и произошло в 1970 г., где художник и предстал для всего мира. Вскоре Ботеро вернулся в Европу, и на этот раз его приезд был триумфальным. С 1983 года жил в тосканском городке Пьетрасанта.
Вот какими были его темы и сюжеты в 80-е годы.


Ф.Ботеро Бал в Колумбии 1980 г.



Ф.Ботеро Мужчина, пьющий апельсиновый сок 1987 г.


Ф.Ботеро Английский посол 1987 г.
Ф.Ботеро В парке


Ф.Ботеро Адам 1989 г.
Ф.Ботеро Ева 1989 г.


Ф.Ботеро Меланхолия 1989 г.
Ф.Ботеро Балерина у станка

Ботеро творит в разных странах мира: в его доме в Париже пишет большие полотна, в Тоскане (Италия) проводит лето со своими сыновьями и внуками, создает свои громадные скульптуры,
на Лазурном берегу Монте-Карло, создает свои самые маленькие произведения акварелью и тушью, в Нью-Йорке пишет более большие картины пастель и акварели.
Его покорение Парижа завершило пятнадцатилетнюю борьбу за успех и превратило Мастера Фернандо Ботеро в одного из самых значимых из ныне живущих художников мира.
В 1992 г. Жак Ширак, будучи в то время мэром Парижа, во время кампаний по облагораживанию Парижа выбрал именно Ботеро, даже не француза, для составления эксклюзивной выставки на Елисейских Полях. Такой чести не удостаивался до этого ни один художник.
С тех пор разные города мира приглашают Фернандо Ботеро, чтобы при показе его произведений придать большего размаха своим празднованиям. Так было в Мадриде, Нью-Йорке, Лос-Анджелесе, Буенос Айресе, Монте-Карло, Флоренции и многих других. Другие города приобрели его произведения за очень большие суммы, а другие стоят в очереди.
С другой стороны, как, если не карикатурами, в лучшем случае - дружескими шаржами, можно назвать его портреты известных художников?


Ф.Ботеро Пикассо. Париж. 1930й год. 1998 г.
Ф.Ботеро Портрет П.Пикассо 1999 г.


Ф.Ботеро Портрет Ж.Энгра 1999 г.
Ф.Ботеро Портрет Э.Делакруа 1998 г.


Ф.Ботеро Портрет Г.Курбе 1998 г.
Ф.Ботеро Портрет Дж.Джакометти 1998 г.

Его произведения котируются, как одни из самых дорогих в мире, как например картина "Завтрак на траве". Это парафраз знаменитейшего одноименного полотна родоначальника импрессионизма Эдуарда Мане, написанный Фернандо Ботеро в 1969 году. Только если у Мане одетые мужчины оказались в компании обнаженных женщин, у Ботеро монументальная дама одета, а мужчина разлегся голышом на траве и покуривает папироску. На Sotheby`s картина была продана за один млн. долл. США.


Ф.Ботеро Завтрак на траве 1969 г.

На рубеже 20-21 вв. стал самым знаменитым из латиноамериканских художников его поколения. Уже сейчас творческое наследие Ботеро огромно - это почти 3 тысячи живописных полотен и более 200 скульптурных произведений, а также бесчисленное количество рисунков и акварелей.
В России есть его произведение "Натюрморт с арбузом" (1976-1977), подаренное автором государственному музею "Эрмитаж" и выставленное в Зале Искусства Европы и Америки ХХ века.
О щедрости художника в Колумбии ходят легенды. Например, музею изобразительных искусств Боготы, он подарил коллекцию живописи, оцениваемую в 60 миллионов долларов. В дар родному городу Меделлину художник передал 18 скульптур, с показанных на выставках в Мадриде, Париже, Нью-Йорке, Чикаго, и почти сотню картин, составивших основу экспозиции Площади Искусств. В общей сложности дар художника колумбийским собраниям превысил 100 миллионов долларов. Недаром влиятельный в Колумбии журнал "Семана" в десятке самых популярных личностей назвал и Фернандо Ботеро.

Четыре вечера, "проведенные" с живописью Ботеро, как-то примирили меня с творчеством художника. То ли оттого, что в некоторых героях Ботеро я узнал себя, то ли оттого, что картин было так много, что они уже не вызывали удивления и непонимания. Точно так в свое время я не полюбил, но умом принял квадратных женщин Пикассо. И закончить пост мне хотелось бы собранной у Ботеро же "серией" двойных картин, о которых я упомянул в начале.


Ф.Ботеро Кот на крыше 1976 г.
Ф.Ботеро Вор 1980 г.


Ф.Ботеро Мужчина на лошади
Ф.Ботеро Мужчина на лошади 1998 г.


Ф.Ботеро Похищение Европы 1995 г.
Ф.Ботеро Похищение Европы 1998 г.