Скандал с «ВИА Грой»: Костюк выкладывает всю правду о Меладзе. "Во время кризиса мы снижали гонорары'

Продюсер группы "ВИА Гра" прокомментировал изменения в составе группы. Напомним, Меседе Багаутдиновой пришлось уступить место Наде Грановской.


Неожиданный поворот, Дмитрий, произошел в вашей группе...

Ну почему неожиданный?! (Голос продюсера "ВИА Гры" Дмитрия Костюка выдает его безграничную радость. - Авт.) Мы никогда не закрывали для Нади дверь в группу. Более того, два раза в год регулярно делали ей предложение вернуться, - рассказывает продюсер "Фактам и комментариям". - Она отказывалась, но в конце концов согласилась. Ничего странного в том, что случилось, не произошло. Просто Надя вернулась в свой дом.

И попросила из него Меседу...

А кого же еще? Кто-то должен был покинуть группу. Вариантов у нас не было.

Можно и четырех девушек оставить.

Мы думали над этим, но пришли к выводу, что трио все-таки смотрится лучше. Квартета из "ВИА Гры" не получится.

Как вы расстались с Меседой?

Конечно, для нее это оказался сложный период, можете себе представить. Меседа была просто в шоке! Но нам ничего не оставалось, как преждевременно расторгнуть с ней контракт. Слава Богу, обошлось без конфликта. У нас с Меседой сохранились нормальные отношения. Говорят, она собирается начать сольную карьеру. Если ей понадобится помощь, Меседа может на нас рассчитывать.

Имидж Нади Грановской с тех пор, как она стала ведущей Надеждой Мейхер, сильно изменился. Теперь начнется обратный процесс?

Специально мы ничего не собираемся предпринимать. Надя будет такой, какая она есть. На самом деле нам все равно. Пусть хоть наголо пострижется! Лишь бы не уходила из группы!

А если вслед за ней то же самое захочет сделать Вера Брежнева?

Если это случится, будет просто фантастика! Для нас и возвращение Нади стало самым знаменательным событием года. А если еще и Вера появится, даже не знаю, какими словами передать нашу радость. Для этих двух певиц двери группы всегда были открыты.

Решение о возвращении Нади принято еще в прошлом году?

До Нового года были расставлены все точки над "i". В конце октября мы уже знали, что Надя возвращается в группу. Но надо было доработать год в старом составе, а Наде решить вопрос об уходе с канала СТБ. Сейчас уже расписан гастрольный график на январь, февраль и март. Нам предстоят туры по Америке, Германии, России, Казахстану. Готовимся также к съемкам клипа. Это и будет главное возвращение Нади в группу.

Как отпраздновали это событие?

Ничего особенного не устраивали. Все эти годы, когда Нади не было в группе, мы все равно периодически встречались и не теряли надежду...

Дмитрий Дмитриевич Костюк (укр. Дмитро Дмитрович Костюк, род. 10 апреля 1965, Ворожба, Сумская область) - создатель и генеральный продюсер группы «ВИА Гра» (2000-2011), исполняющий обязанности генерального директора украинского агентства по авторским и смежным правам (УААСП), один из реформаторов системы авторского права в Украине.

Биография

Дмитрий Дмитриевич Костюк родился в селе Ворожба Сумской области. Позже родители переехали в Херсонскую область, в поселок Горностаевка. С детства увлекался музыкой. Учился в Днепропетровском медицинском институте на стоматолога, но никогда не работал по специальности. Даже когда учился в медучилище, пел и играл на гитаре в группе.

В постсоветское время стал заниматься шоу-бизнесом. В 1996 году основал первый украинский музыкальный телеканал «БИЗ-ТВ». Плотно сотрудничал с «Интером» и СТБ, делал для них много музыкальных программ. Именно Костюку принадлежит идея создания группы «ВИА Гра» (основана в 2000 году совместно с Константином Меладзе).

ВИА Гра

В 1999 году, являясь владельцем одного из популярных музыкальных каналов Украины - «BIZ-TV», Дмитрию Костюку приходит идея на создание девичьего коллектива. На создание женской поп-группы его подтолкнула популярность таких проектов как «Блестящие» в России и Spice Girls на Западе. На роль музыкального продюсера в проект был приглашён Константин Меладзе, который на тот момент работал в аналогичной должности на телеканале Костюка, и вместе они задумали сделать девичье поп-трио. Дмитрием была разработана концепция и стилистика, найдены участницы.

Первой в группу попала Алёна Винницкая, на то время телеведущая канала «Биз-ТВ». Дмитрий предложил девушке участвовать в проекте, но она долго сомневалась, так как предпочитала рок-музыку. Интерес увидеть, что получится из этой затеи, взял верх над сомнениями, и Винницкая согласилась. В ходе кастинга в группу были отобраны ещё две девушки - Юлия Мирошниченко и Марина Кащин (Модина). Было записано несколько песен и уже начали снимать первый клип на песню «Попытка №5», но по ряду причин Костюк и Меладзе решили проект закрыть.

УААСП

15 октября 2015 года Дмитрий Костюк вступил в должность исполняющего обязанности руководителя Государственной организации «Украинское Агентство Авторских и Смежных Прав» (УААСП). Об этом продюсер сообщил в социальной сети «Фейсбук».

Личная жизнь

Был женат два раза. От первого брака есть сын. До 2008 года был женат на украинской поп-певице Евгении Власовой, от брака с которой у него есть дочь Нина Костюк (р. 4 августа 2004).

(1965-04-10 ) (53 года) Коллективы

Личная жизнь

Был женат два раза. От первого брака есть сын. До 2008 года был женат на украинской поп-певице Евгении Власовой , от брака с которой у него есть дочь Нина Костюк (р. 4 августа 2004) .

Напишите отзыв о статье "Костюк, Дмитрий Дмитриевич"

Примечания

Ссылка

Отрывок, характеризующий Костюк, Дмитрий Дмитриевич

– Ma chere, – сказал вдруг князь Василий, прижав к себе столик, оживившись и начав говорить скорей, – но что, ежели письмо написано государю, и граф просит усыновить Пьера? Понимаешь, по заслугам графа его просьба будет уважена…
Княжна улыбнулась, как улыбаются люди, которые думают что знают дело больше, чем те, с кем разговаривают.
– Я тебе скажу больше, – продолжал князь Василий, хватая ее за руку, – письмо было написано, хотя и не отослано, и государь знал о нем. Вопрос только в том, уничтожено ли оно, или нет. Ежели нет, то как скоро всё кончится, – князь Василий вздохнул, давая этим понять, что он разумел под словами всё кончится, – и вскроют бумаги графа, завещание с письмом будет передано государю, и просьба его, наверно, будет уважена. Пьер, как законный сын, получит всё.
– А наша часть? – спросила княжна, иронически улыбаясь так, как будто всё, но только не это, могло случиться.
– Mais, ma pauvre Catiche, c"est clair, comme le jour. [Но, моя дорогая Катишь, это ясно, как день.] Он один тогда законный наследник всего, а вы не получите ни вот этого. Ты должна знать, моя милая, были ли написаны завещание и письмо, и уничтожены ли они. И ежели почему нибудь они забыты, то ты должна знать, где они, и найти их, потому что…
– Этого только недоставало! – перебила его княжна, сардонически улыбаясь и не изменяя выражения глаз. – Я женщина; по вашему мы все глупы; но я настолько знаю, что незаконный сын не может наследовать… Un batard, [Незаконный,] – прибавила она, полагая этим переводом окончательно показать князю его неосновательность.
– Как ты не понимаешь, наконец, Катишь! Ты так умна: как ты не понимаешь, – ежели граф написал письмо государю, в котором просит его признать сына законным, стало быть, Пьер уж будет не Пьер, а граф Безухой, и тогда он по завещанию получит всё? И ежели завещание с письмом не уничтожены, то тебе, кроме утешения, что ты была добродетельна et tout ce qui s"en suit, [и всего, что отсюда вытекает,] ничего не останется. Это верно.

К 10-летию группы "ВИА Гра" один из ее создателей и продюсеров - о том, как родители девушек вмешиваются в процесс, почему приходилось ограничивать свободу участниц и как он проверял съемочную группу на детекторе лжи.


- День рождения у группы – 3 сентября, но мне кажется, что песня «Попытка № 5» крутилась в эфирах радиостанций еще раньше, летом 2000-го года…

Нет, как раз 3-го сентября впервые по телевидению показали клип на эту песню… А радиостанции вообще позже ее взяли. «Русское радио», если не ошибаюсь, спустя почти год! Просто тогда только все развивалось. Все по-другому было: продавцы аудиокассет записывали песни прямо с телевизора, а потом они звучали изо всех ларьков и каждого утюга, грубо говоря.

- На сегодня в группе уже побывало 12 солисток… Как чутье срабатывает при их отборе?

В первую очередь полагаемся на интуицию. Но иногда интуиция подводит, с этим и связаны уходы некоторых девушек. И, конечно же, помимо внешности и таланта, основным критерием отбора для нас являются человеческие качества: порядочность, ответственность, ум.

- Думаю, не все девушки, приходя к вам, сразу могли проявиться на сцене в полной мере, в особенности - проявить свою сексуальность… Каким образом вы, ваши преподаватели вытягиваете эти качества на поверхность?

Каждый артист однозначно должен обладать сексуальностью, в этом ничего удивительного нет. Сложнее всего было, возможно, Алене Винницкой – они с Надей были первыми, и она пришла к нам, я бы сказал, довольно-таки замкнутая. Иногда даже складывалось впечатление, что Алена боялась своей внешности, хотя девушка красивая, все при ней. А вообще алгоритм такой, что, как правило, к третьему-четвертому видеоклипу девушка сама раскрывается полностью. Вот так смотришь, а глаза уже по-другому блестят. Это не вытаскивается, оно само проявляется в процессе общения с публикой, общения в коллективе.

- Кто из родителей девушек больше всех пытался вмешаться в процесс, повлиять на дочерей?

За все время мы познакомились с мамами Нади и Веры. Несколько раз встречались, где-то сидели, общались. Когда мы взяли в группу Меседу, то вместе с ней в Киев приехала вся семья: мама, папа, сестра. А еще знакомились с мамой Ольги Корягиной. Но из них никто не вмешивался в процесс. Единственной, кто пытался вмешаться, была мама Кристины Коц-Готлиб, но мы сразу это пресекли. Наверняка, и родители, и друзья, и парни каким-то образом пытались влиять на наших девочек, но мы это влияние, честно говоря, не ощущали.

- За 10 лет мне неоднократно приходилось читать в прессе или слышать из разных источников – от тех же девушек, побывавших в составе группы - о том, что вы способны очень жестко ограничивать их свободу.

По поводу того, что мы кого-то ограничивали в свободе, то эти вещи могли исходить только от двух девушек: Светланы Лободы и Татьяны Найник. Одна в группе пробыла шесть месяцев, другая – три. Да мы просто вынуждены были ставить определенные ограничения! Со Светой были конкретные ситуации: вначале, будучи в группе, она на чем-то куда-то уехала, не сказав об этом. Попала в аварию, к счастью, осталась цела и невредима, без больницы обошлось. Я, конечно, тогда жестко отреагировал, сказал ей: одно дело быть девочкой, что сама по себе, а другое – когда ты уже ответственна перед зрителем и коллективом! Себя нужно беречь. И репутация должна соответствовать. Я считаю не нормальным, когда солистка разгуливает, где ей угодно и любой может подойти, потрогать ее. Кроме того, у Светы была такая ситуация, когда она просто исчезла в Бангкоке после выступления. Куда – никто не знает, телефон отключен, как я себя должен был тогда вести и, главное, - что говорить по возвращении в Киев ее родителям? Нашли ее поздно вечером через три дня! К счастью, вышла на связь и была жива-здорова. После таких случаев и появляются новые правила в коллективе.

Что касается Найник, то она сама все сказала перед камерами, в чем ее притесняли: что ей запрещали пить, курить, ходить в рестораны и общаться с парнями. Костя уже это прокомментировал - что девушка, видимо, хотела прийти в какой-то другой бизнес, а в какой – мы не знаем, но явно не туда попала. Сейчас, как в принципе и всегда, девушки вне работы имеют полную свободу: идут-едут-летят куда хотят. Только одно условие – ставить в известность и всегда быть на связи.

У нас в коллективе, как и в любом другом, есть свои правила, которых нужно придерживаться. А как же без них? Только соблюдая правила, коллектив может развиваться, становиться крепче и плодотворно существовать.

- Знаю, что у вас были и более опасные ситуации. Например, когда вы, администратор и охранник ваш вынуждены были выводить девочек после частного концерта из здания через задний ход и очень быстро уезжать после того, как крутые стали цепляться к ним, желая поразвлечься…

Были такие ситуации, особенно первые два года существования группы. Но, к счастью, удавалось выворачиваться из них, выходить с достоинством, объясняя, что мы не тем бизнесом занимаемся.

- А ситуации «наоборот» - когда люди встречали вас с уж слишком дорогой душой, удивляли широтой приема – бывали?

Да, девушек часто принимают с большой помпой. Особенно в восточных странах – и столы шикарные накрывали, и подарки предлагали. Но еще одно из наших правил – не принимать того, что идет сверх райдеров. Оговорили условия, их выполнили, заплатили нам за работу – спасибо. Больше нам не надо, потому что не хотим потом оказаться кому-то в чем-то обязанными. И за стол мы не садимся с хозяевами по этой же причине.

- Обычно ужин со звездой идет за отдельную плату…

Не знаем. За десять лет такого у нас в практике не было.

- Бывало ли такое, что группа, приехав выступать, уезжала из-за плохого приема?

Да. У нас в райдере четко прописаны все требования и есть пункт о том, что если оговоренные условия не будут выполнены, то группа имеет право отменить концерт. Один раз на стадионе был концерт-солянка, а нас не обеспечили аппаратурой. И достучаться было не до кого, поэтому мы просто уехали. В другой раз я прервал выступление прямо посредине. Какой-то пьяный мужчина вышел на сцену, хотел постоять или потанцевать с девушками, я его лично выводил оттуда… Он еще что-то там пытался доказать, куда-то выйти и в итоге мы решили свернуть выступление. Потому что охрана была организована плохо.

- Хотелось бы услышать от вас – почему же в коллективе не стало Меседы Багаутдиновой?

Все очень просто: Меседа ушла, потому что пришла Надя (Мейхер – Авт.).

- А был ли вообще, как писали мои коллеги, посыл от вас или Константина Меладзе о том, чтобы продолжать ее продюсировать как сольный проект?

Нет. Меседа заявляла, что собирается выступать сольно, но уже почти два года о ней ничего практически не слышно, поэтому не особо верится, что она что-то будет делать в шоу-бизе.

- Случались ли у вас разногласия с Константином Меладзе?

Мы – живые люди и, конечно же, разногласия бывают. По разным причинам. Но, в споре, как говорится, рождается истина.

- В какой период группа была на самом пике популярности?

Рейтинг поднялся с 2003 года, когда в составе были Надежда Грановская, Вера Брежнева и Анна Седокова . Мы тогда вошли в высшую лигу артистов СНГ. Но после кризиса 2008 года пошел спад. Упала не популярность, а стало меньше концертов.

- Гонорары вы не снижали?

Снижали.

- Насколько?

Я не считал. Давайте финансовые вопросы на этом закончим.

- Почему вы, когда снимаете клипы, не пускаете на съемки журналистов – ведь многие артисты напротив используют это как повод для пиара?

Потому что интерес у прессы бывает извращенный. Ничего личного ни к кому из журналистов не имею. Но посторонние люди мешают на площадке. А вообще, знаете, было, что несколько раз мы приглашали журналистов. Они пришли, им дали интервью, а потом ничего этого не вышло, а только публикации о том, что у кого-то – целюлит, а у кого-то трусы не такого цвета! Зачем нам это нужно, если сам клип их не интересует…

- Правда ли, что однажды после нелегального проникновения на площадку журналистов всю съемочную группу пропускали через детектор лжи, чтобы выяснить, кто же «сдал» информацию о съемках?

Да, было. Причем, тот, на кого я показал, в итоге и оказался предателем. А думали в группе на другого парня, который сидел на входе.

- Жесткие у вас меры!

Вы понимаете, большинству клипмейкеров работать с такой группой, как мы, выгодно для имиджа, чтоб потом другим об этом рассказывать. Это уже репутация. А инфраструктурный мир шоу-бизнеса достаточно узок. И если кто-то нарушает договоренности, то возникают другие условия. А цена, заплаченная за тот детектор – это репутация еще и того парня, на которого первоначально все подумали: благодаря той процедуре он закрепился и в съемочной группе, и в работе с нами, мы теперь в дружеских отношениях.

- Какой из ваших клипов обошелся дороже всего?

На песню «Я не боюсь». Но не потому, что там использовались какие-то дорогие материалы, а потому что снимали его дважды. Алан Бадоев сняв видео, делал его потом аж три с половиной месяца! Изначально, Меседу сняли вместе с Альбиной вдвоем, но когда Бадоев его сделал, то в группе уже появилась Татьяна Котова . Так что пришлось вводить Таню, и он доснимал.

- В 2005 году Вера Брежнева в зимнем отпуске сильно повредила позвоночник на горнолыжном спуске. Как вы тогда выкручивались из ситуации?

Вере в самолете заказывали три места, потому что ей нельзя было сидеть, но можно было стоять или лежать. То же было с автомобилем – кое-как она размещалась на заднем сидении, пришлось расширить райдер. … Ей приходилось очень тяжело, а мы готовы были отпустить ее на больничный, отказывались от того, чтобы она выступала. Но это именно она настояла на том, чтобы продолжить работать. Потому что Вера – боец! Очень ответственный человек, с которым мы сошлись во многих взглядах.

- Насколько часто девочки шокировали вас?

Три раза точно! Беременностями. Надежда Грановская (Мейхер - Авт.), затем Аня Седокова и Ольга Корягина. Для нас с Костей это всегда было неожиданностью. Нам же все в последнюю очередь говорилось.

- Как же они решались переступить порог вашего кабинета с такой новостью, ведь вы – строгий продюсер…

Ну, Надя сперва не знала, что она беременна, была молоденькой. Пошла к докторам, те ей прописали какие-то уколы, антибиотики – тоже мне «специалисты»! И только на четвертом месяце Надя узнала, что к чему. У Седоковой была своя история с замужеством… А вот Ольга, когда к нам пришла, громче всех кричала, что до 30 лет не собирается иметь детей. Но видите, как получилось… У Веры тогда назревал плановый уход в июне, Корягина ушла еще в апреле. Осталась одна Альбина, которая тянула на себе все. Мы срочно нашли Меседу. Но обычно же девушек на сцене трое, а тут – двое, причем, одна из них совсем новенькая.

- За эти десять лет у вас никогда не возникало желания все бросить, сказать: «Надоело!»?