Сопоставьте описание поместий троекурова и дубровского. Имение троекурова

Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №4

Г. Миллерово Ростовской области

Урок литературы в 6 классе

Подготовила: Учитель
русского языка и литературы
высшей категории
Дидковская Н.Е.

Тема урока: «Изображение русской усадьбы в романе А.С.Пушкина «Дубровский»»

Цели для учителя: Учебные:
    помочь учащимся получить представление об усадьбе как одном из ярчайших явлений жизни, истории, культуры; помочь установить, какое место занимает усадьба в жизни автора и в романе «Дубровский»; совершить экскурсию по пушкинским местам.
Развивающие:
    приобщать учащихся к истории, культуре XIX века, развивать способность выявлять в произведении конкретно-историческое и общечеловеческое содержание; развивать эмоциональное восприятие художественного текста, образное и аналитическое мышление; развивать литературоведческие и коммуникативные компетенции учащихся, рефлексивные способности, речь.
Воспитательные:
    воспитывать чувство патриотизма, любовь и уважение к литературе и ценностям отечественной культуре, любовь к родине, истокам, родовой памяти.
Технологии: информационно-коммуникативная, технология сотрудничества Методы и приемы:
    выявление восприятия, беседа, чтение, эвристические вопросы, лексическая работа, слово учителя, творческие задания, подготовка презентации, поиск фрагментов описания, рассматривание иллюстрации, анализ таблицы, сообщение учащихся (историка, языковедов, экскурсоводов), художественный пересказ, экскурсия.
Цели для учащихся: выяснить
    как устроена усадьба; какое место она занимает в жизни и творчестве автора? как изображена усадьба в романе «Дубровский», какую роль играет в произведении?

Ход урока.

    Выявление восприятия. Беседа.
Слайд №2 А.С. Пушкин «Дубровский»
    Ваши первые впечатления? Понравилось ли вам произведение? О чем оно? Какие герои вызвали ваши симпатии и антипатии? Почему? Удалось ли вам почувствовать историческую эпоху в произведении? Каким образом?
    Чтение эпиграфов к уроку. Определение темы.
Слайд №3Прочитаем эпиграфы к уроку. Будет именье – будет и уменье (старинная пословица) Империя Российская
Дворянскими усадьбами
Была полным – полна.
И жили там помещики,
Владельцы именитые,
Каких теперь уж нет!
(Н.А. Некрасов) Усадьбы старые разбросаны
По всей таинственной Руси
(Н. Гумилев)
    Что объединяет эпиграфы? О чем будем говорить на уроке? Как вы думаете, что нас будет интересовать? (Подсказки детей)
    Определение целей урока учащимися. Проверка по слайду
Слайд №4
    Выяснить как устроена усадьба Какое место она занимала в творчестве автора Какую роль играет усадьба в романе «Дубровский»
    Лексическая работа
Учитель: Коль речь пойдет об усадьбе, давайте точно определим значение слов «усадьба», «имение». Сообщение ученицы-языковеда. Проверка по слайду Слайд №5 Определим значение слов: «усадьба» (от усаживать, усадить) – господский дом на селе, со всеми ухожами, садом, огородом, деревнями. Усада, усадь, усадище, усадьбище Имение (от иметь) – имущество, достаток, собственность, зажиточность, усадьба, земли, дома.
(Словарь В.И.Даля)
Учитель : Любопытно, что слово усадьба имеет большое количество синонимов. Слово языковеду, которая составила словарь синонимов. Подбор синонимов: усадьба, имение, поместье, подворье, двор, дворянское гнездо, вотчина Современные: дача, фазенда, коттедж, жилище
    Слово учителя:
Русская усадьба – одно из ярчайших явлений жизни, отечественной культуры, истории, уникальный мир эпохи.
Русская литература тесно связана с жизнью дворянской усадьбы. Именно там великие русские поэты, писатели уже в детстве погружались в атмосферу дворянского гнезда, получали представление о жизни помещиков, наблюдали быт, традиции семьи, становились хранителями родовой памяти.
Имена их неразделимы с названиями усадеб, где прошли их детство, часть жизни, где жили герои их произведений Слайд №6 А.С. Пушкин – Михайловское, Болдино, Захарово М.Ю.Лермонтов – Тарханы А.П.Чехов – Мелихово И.С. Тургенев – Спасское – Лутовиново Л.Н. Толстой – Ясная Поляна
    Как назывались усадьбы героев-помещиков в романе «Дубровский»?
Слайд№7 Установите соответствие Троекуров Дубровский Князь ВерейскийКистеневка Арабатово Покровское

Проверим по слайду…

Слайд№8

Троекуров Дубровский Князь ВерейскийПокровское Кистеневка Арабатово

    Слайдовая презентация. Исследование текста (фрагментов описаний усадьбы). Чтение текстов детьми.

Слайд №9
Дворянская усадьба XIX века

Слайд №10
Нам интересно:

    Что из себя представляет дворянская усадьба Какое значение имела усадьба в жизни русских дворян XIX века.

Слайд №11 Вступление Усадебная культура сложилась в России к середине 18 века, когда император Петр III издал указ в 1762 году об освобождении дворян от обязательной госслужбы. С тех пор дворяне могли или служить или удаляться в деревню. Помещики в силу своего достатка и образования преображали старые деревенские дома родителей, возводили в саду новые беседки и павильоны. Многое зависело от того, для чего усадьба предназначалась. Большинство использовалось для постоянного проживания. Другие служили хозяевам для увеселений.

Слайд №12 Как правило, усадьбу строили в живописном месте, часто на берегу реки или озера. Вспомним… (учащиеся называют Покровское) Покровское, Имение Троекуровых («Дубровский» гл.3) (поиск фрагмента- описания Покровского) «Он (Дубровский) ехал берегом широкого озера, из которого вытекала речка и вдали извивалась между холмами: на одном из них над густою зеленью рощи возвышалась земная кровля и бельведер каменного дома, на другом пятиглавая церковь и старинная колокольня»Учащиеся называют Арбатово, имение князя Верейского. Поиск фрагментов описания Арбатова.

Слайд №13 Арбатово (гл.13) «Им (гостям) открылся прелестный вид, Волга протекала перед окнами, по ней шли нагруженные баржи под натянутыми парусами и мелькали рыбачьи лодки. . За рекою тянулись холмы и поля.»

«Они пили кофей в беседке, на берегу широкого озера, усеянного островами»

«Они поехали по озеру, около островов, посещали некоторые из них, на одном находили мраморную статую, на другом уединенную пещеру, на третьем памятник с таинственной надписью» Слайд №14 Дом в Болдине. Иллюстрация . Слайд №15 Имение Братцево, 1810. Иллюстрация. Слайд №16 Центральное место в усадьбе занимал барский дом. Обычно от дороги к нему вела тенистая липовая аллея. Она подводила к нарядным воротам – въезду на территорию усадьбы. Перед домом устраивали окруженный оградой или колоннадой парадный двор. Дом богатого помещика походил на дворец. Например, … Учащиеся называют дом князя Верейского «Дубровский» (гл. 13) Усадьба Кусково, 1828. Иллюстрация. Усадьба Абрамцево. Иллюстрация.

Слайд №17 К барскому дому примыкали флигеля – одноэтажные постройки, в которых размещались хозяйственные службы (кухни, кладовки) и комнаты прислуги. В отдалении от жилья располагались конюшни, скотные дворы, мастерские, погреба, псарни. «Новый деревенский дом» Титул книги Левшина В.А. «Всеобщее и полное домоводство» М., 1795 Иллюстрация Михайловское П.А. Александров, 1838. Иллюстрация. Слайд №18 В господском доме центральное место занимал парадный зал с колоннами. Он был отделан в белом и золотом тоне. Полы были выложены нарядным паркетом из ореха и дуба. Стены комнат драпировали штофом - шелковыми тканями с рисунками. Часто название гостиной было связано с цветом обивки ее стен: Малиновая, Пунцовая, Голубая комнаты. Учебная комната. Иллюстрация. Для интерьера дворянских домов характерна разнообразная мебель: мягкие кресла, диваны, шкафы, секретеры, столы, музыкальые инструменты и зеркала. Слайд №19 Обязательной принадлежностью дворянской усадьбы был парк. В первой половине XVIII века парки строились по типу Версаля – строгий порядок, симметрия в дорожках и клумбах. Такие парки получили название – регулярные. Регулярный парк разбивался на ровной местности перед домом. По всей видимости, такой парк был в … Учащиеся называют имение Троекурова («Дубровский» гл. 13) . Поиск фрагмента описания «старинный сад с стриженными аллеями, четвероугольным прудом и правильными аллеями…» Регулярный парк в имении Кусково. Иллюстрация. Слайд 20 В 70-е годы XVIII века регулярный французский парк в России сменился английским, пейзажным. Высшей эстетической ценностью была признана первозданная красота природы. Вместо прямых дорожек появились извилистые тропинки, упорядоченную посадку деревьев сменила свободная. Любителем английских садов в романе «Дубровский» был.. . Учащиеся называют князя Верейского. Вспомним описание его имения Арбатова («Дубровский» гл.13) Поиск фрагмента описания: « Перед домом расстилался густо-зеленый луг, на коем паслись швейцарские коровы…. Пространственный парк окружал дом со всех сторон…. За рекою тянулись холмы и луга». Вид помещичьего дома с садом, 1830 гг. Иллюстрация. Усадебный пейзаж, 1830. Иллюстрация. Слайд №21

Заключение.

Русская усадьба – это целая удивительная «страна в стране», особый материк, замечательное явление истории и культуры. Усадьба открывала огромные возможности для проявления личных вкусов владельца в архитектуре дома, разбивке садов и парков, создание художественных, научных и иных коллекций. И, конечно, усадьба – это прежде всего мир детства русских дворян, который на всю жизнь оставил в памяти привольные луга, игры со сверстниками, наблюдения за живой природой.
    Учитель:
    Итак, мы выяснили, как устроена усадьба, как она изображена в романе «Дубровский». А теперь определим, какое место она занимала в жизни и творчестве автора. Рассмотрим таблицу.
Слайд №22

Материал для творчества

Свидетельство исторической эпохи

Родовая память

Место жизни и творчества

Творческая история произведения, прототипы героев

Предмет изображения

Место действия героев

Сообщение ученицы-историка. Творческая история произведения. Прототипы героев. Слайд №23 Усадебная жизнь

домочадцы

Крепостные крестьяне

дворовые

    Лексическая работа. Словарь эпохи. Слово языковеду. Сообщение ученицы.
Помещик, крепостные крестьяне, домочадцы, дворовые, псари, стремянной, отъезжик поля, генерал-аншиф, губерния Учитель: Соединение дворянского мира с деревенским формировало особый уклад усадебной жизни. Он включал в себя: Слайд №24 Уклад усадебной жизни
    Особенности быта Нравы Картины жизни Правили и порядки Взаимоотношения хозяев и их крестьян
Учитель: Назовите картины усадебной жизни в романе «Дубровский»Проверим по слайду: Слайд №25 Картины усадебной жизни в романе «Дубровский»
    На псарне Троекурова (гл.1) Охота (Гл.1) Праздника в доме Троекурова (гл.9) Прием у князя Верейского (гл.13)
    Художественный пересказ эпизодов учащимися:
    «На псарне у Троекурова»
    «Праздники в доме Троекурова»
10. Слайд № 26 Подведем итоги.
Описание усадеб и картины жизни их хозяев 1)является средством характеристики героев-помещиков;
2) позволяет воссоздать историческую эпоху, передать особенности русской жизни
XIX века. 11. Экскурсия по Пушкинским местам Слайд №27 Экскурсия по Пушкинским местам
    Михайловское Тригорское Петровское
Учитель: В роли экскурсоводов выступят …
Презентации учащихся. Учитель: Поэтическое описание усадебной жизни дано Пушкиным в стихотворении «Деревня», фрагменты которого вы учили дома наизусть. Послушаем! Выразительное чтение наизусть. Слайд №28 Информационные ресурсы
    Мир русской усадьбы. Москва, 1995
    Русская усадьба. Сборник общества изучения русской усадьбы, М. 1999
    Каждан Т.П. Художественный мир русской усадьбы Щукин В.Г. Миф дворянского гнезда. Презентация «Дворянская усадьба 19 века.
12. Далее учитель выставляет оценки. 13. Домашнее задание:
Подготовить рассказ о Троекурове и Дубровском.

О романе. В романе «Дубровский» А.С. Пушкин показал многие типичные для его времени образы, а также несостоятельность механизма действия судебной государственной машины. Образ и характеристика Троекурова Кириллы Петровича поможет выявить основные пороки некоторых помещиков, которые Пушкин стремился показать читателю.

Кто такой Троекуров?

Троекуров живет в одном из своих имений, Покровском, и представляет собой тип «вельможи в случае». Своим поведением внушает окружающим страх, который принуждает их пресмыкаться перед ним. Троекуров наслаждается эффектом, который производит на людей. Чувствует себя хозяином жизни, которому подвластно все. «Соседи рады были угождать малейшим его прихотям; губернские чиновники трепетали при его имени; Кирила Петрович принимал знаки подобострастия как надлежащую дань; дом его всегда был полон гостями, готовыми тешить его барскую праздность, разделяя шумные, а иногда и буйные его увеселения» . Полная вседозволенность выявила все скверные привычки Кириллы Петровича и увеличила их до невероятных размеров. Он постоянно предается чревоугодию, часто находится в подпитии. Любимое развлечение Троекурова – жестокие розыгрыши, жертвами которых мог стать любой из его гостей.

Троекуров и Дубровский

Единственным человеком, которого Троекуров действительно уважал, был Дубровский Андрей Гаврилович, его старинный товарищ. Бедный, но гордый помещик вызывает у бесшабашного и неукротимого Кириллы Петровича огромную симпатию. Их роднит и то, что оба лишились своих жен, оставшись опекунами при детях. Товарищ Троекурова имеет большие привилегии перед остальными его гостями: ему позволено перечить хозяину дома и высказывать свою точку зрения в беседах.

Отношения друзей изменились, когда работник псарни Троекурова оскорбительно подшутил над Дубровским, сказав, что многие дворяне не имеют таких условий жизни, как здешние собаки. Униженный Андрей Гаврилович потребовал прислать к нему псаря для наказания. Кирилла Петрович разгневался на друга за хозяйское обращение с его крепостными и решил отомстить. С этой целью он через суд отбирает у бывшего друга дом. Увидев, какой эффект это произвело, он начинает испытывать муки, хочет прекратить ссору. «Удовлетворенное мщение и властолюбие заглушали до некоторой степени чувства более благородные, но последние наконец восторжествовали. Он решился помириться с старым своим соседом, уничтожить и следы ссоры, возвратив ему его достояние» . Дубровский падает замертво, когда Троекуров въезжает во двор. А резкое высказывание молодого наследника в его адрес уничтожает благородные порывы последнего.

Взаимоотношения с дочкой

Мария воспитывалась на глазах у родителя. Он обожал дочь, но и она пала жертвой непостоянства трудного характера отца. Иногда он осыпал ее милостями и подарками, но чаще обращался строго и требовательно. Он лишал ее женского общества, необходимого молодой девушке, и все воспитание Марьи заключалось в чтении книг библиотеки.

Когда встает вопрос о браке Маши со старым князем, Троекуров без раздумий дает свое согласие, не обращая внимания на протест девушки. Его прельщают собственные выгоды, которые он получит, породнившись со знатным человеком. Счастливая семейная жизнь Маши для него не имеет значения.

Глупость и высокомерие лишают Троекурова единственного настоящего друга и любви дочери. Многие человеческие пороки нашли пристанище в Кирилле Петровиче. Бессмысленность такого существования описана Пушкиным в следующих строках: «Суета сует… и Кирилу Петровичу отпоют вечную память… разве похороны будут побогаче… а Богу не все ли равно!»

Имение Троекурова. Кистенёвка Дубровского. Всё в имении Троекурова масштабно, основательно, говорит о его богатстве: «широкое озеро», «речка… вдали извивалась», «густая зелень рощи», «огромный каменный дом», «пятиглавая церковь». Именьице Дубровских противопоставлено размаху троекуровских владений: «серенький домик с красной кровлей» стоит на «открытом месте», рядом с берёзовой рощей, «бедный дом» кажется беззащитным. Имения коснулось запустение: «Двор, некогда украшенный тремя правильными цветниками, меж коими шла широкая дорога, тщательно выметаемая, обращён был в некошеный луг».

Слайд 32 из презентации «Анализ романа «Дубровский»» . Размер архива с презентацией 4108 КБ.

Литература 6 класс

краткое содержание других презентаций

«Связь между предложениями в тексте» - Изученный материал. Чудеса. Пароходик. Способ связи. Текст. Ряд предложений. Смысловая цельность текста. Основная мысль. Цельность текста. Способы связи предложений. Орфограммы. Повтор. Повтор-недочёт. Термин. Параллельный способ связи. Средства связи предложений в тексте.

«Биография Жуковского» - Стихотворения. Биография. Смертельная дуэль Пушкина. Василий Андреевич Жуковский. Обучение. Поэмы и повести в стихах. Обстоятельства личной жизни поэта. Основные произведения. Проза. Умер В.А.Жуковский в Баден-Бадане. В.А.Жуковский писал книги. Элегии. Баллады. Памятники. Песни и романсы. Сказки.

«Памятники книге» - Книга и чтение в изобразительном искусстве. Виды памятников. Памятники книге. Сбор информации. Ожидаемые результаты. Памятники литературным героям. Анкетирование. Толковый словарь Ушакова. Изобразительное искусство. Особенности формы памятников. Анкетирование учащихся. Стихотворения о книге. Актуальность. Практическое применение. Древнеегипетское изречение.

«Тема одиночества в лирике Лермонтова» - Терминологический диктант. О цвете. Литературная гостиная. Делу – время, потехе – час. Краткий анализ поэтического текста. Эпиграф. М.Ю.Лермонтов. Какова композиция произведения. Основные мотивы лирики М.Ю.Лермонтова. Энциклопедическая страничка. Стихотворение «Листок». В вицмундире лейб – гвардии Гусарского полка. Мотив одиночества в лирике М.Ю.Лермонтова. Стихотворение «Утёс». Поэтическая разминка.

«Стихотворение «Неохотно и несмело»» - Олицетворение. Капли дождевые. Анализ стихотворения. Солнце смотрит на поля. Знания. Природа. Гроза. Лист обратной связи. Понимание. Самооценка. Ветра теплого порывы. Проблемная лекция. Визуализация. Конструктор урока. Загадка творчества Федора Ивановича Тютчева. Практическая работа. Художественные средства выразительности. Обсуждение домашнего задания. Мозговой штурм. Интерактивные методы. Пламень белый и летучий.

«Кольцов» - И. И. Козлов. Могила А. В. Кольцова. Критика. М. М. Херасков. Родители А. В. Кольцова. Надгробный памятник. Похоронен на Митрофаньевском кладбище в Воронеже. Ты не пой, соловей, под моим окном. Память. Творчество. Опять творчество. Ссоры с отцом. М. П. Мусорский. А. С. Пушкин. Первые публикации. Ранние поэтические опыты. В. А. Жуковский. Алексей Васильевич Кольцов. Постигал грамоту на дому. Н.А. Римский- Корсаков.

Урок русской литературы. 6 класс.
Тема урока: Изображение русского барства. Цели урока:

  1. Анализируя роман А.С.Пушкина, проследить, как изображено русское барство, сравнить главных героев, Троекурова и Дубровского-старшего, как представителей этого сословия.
  2. Совершенствовать навыки работы учащихся с текстом художественного произведения.
  3. Повторить литературные понятия.
  4. Вызвать интерес к нравственным проблемам жизни.
Ход урока:
  1. Анализ домашней работы. Учащимся было задано приготовить иллюстрации по прочитанным главам романа А.С.Пушкина. Демонстрация рисунков.
  2. Работа по произведению.
  1. Что такое антитеза? Знание этого теоретического термина пригодится на уроке.
  2. Задача нашего урока проследить, где и какие противопоставления в романе «Дубровский» показаны.
Вопросы учителя Ответы учащихся
Куда переносит нас роман А.С.Пушкина «Дубровский»? Где происходят описываемые события? В русские усадьбы.
Какие два поместья изображены в романе? Кистеневка и Покровское
Кто является владельцем этих имений? Андрей Гаврилович Дубровский и Кирилла Петрович Троекуров
Что известно об имении Дубровского? а)сколько в нем душ? Как понимаете выражение «владел 70 душами»? б)у кого оно куплено? в)Как автор описывает дом и двор А.Г.Дубровского?(вспомните сцену приезда Владимира)
Что известно об имении Троекурова? Найдите и зачитайте описание дома в Покровском. Что является гордостью Троекурова? Псарня (зачитывают описание)
Кто же такие Троекуров и Дубровский? Поговорим о них. Автор сам определяет социальный статус Троекурова. Как? Старинный русский барин.
Нам известно, что Трекуров служил. До какого чина он дослужился? Он генерал-аншеф (высший генеральский чин)
Что давало Троекурову большой вес в соседних губерниях? Его богатство, знатный род, связи.
Как относились к нему помещики-соседи, губернские чиновники? Как к ним относился Торекуров? Чем можно объяснить грубость и своенравие Троекурова? Есть одно слово – вседозволенность.
Каким Кирилла Петрович был в «домашнем быту»? Его образ жизни?
  1. Его дом всегда полон гостей.
  2. Он любит шумно повеселиться, много поесть.
Чем занимался Троекуров?
  1. Выдумывал проказы.
  2. Ездил на охоту.
  3. Объезжал свои владения.
Подведем небольшой итог. Троекуров выказывал все пороки человека необразованного.
Перейдем к образу Дубровского. Что известно о его характере? Он был беден, но независим. Нетерпелив и решителен.
Какой случай об этом говорит? 1.Троекуров предлагал Дубровскому покровительство, но он отказался. 2.Он один мог высказывать свое мнение.
Гордостью Троекурова является псарня. А есть ли такая у Дубровского? Нет, его состояние позволяло держать только 2 гончих и одну свору борзых.
Подведем небольшой итог. Несмотря на бедность, Дубровский не теряет человеческого достоинства.
Почему же такие разные Дубровский и Троекуров стали друзьями? Как вы можете объяснит выражение «они сходствовали отчасти и в характерах, и в наклонностях»? - они были товарищами по службе; - рождены в одном сословии; - одинаково воспитаны; - их судьбы одинаковы.
В чем выражалась дружба героев? Они приезжали друг к другу, вместе охотились.
Что же за «нечаянный случай» вдруг произошел? Эпизод на псарне.
Как вы думаете, почему Дубровский сказал, что собакам живется лучше, чем людям? Каким он показан? Справедливым
Какой случай подлил масло в огонь? Покровский мужики валили деревья в роще Дубровского.
Почему бывшие друзья не могут примириться? Сошлись два характера, никто не хочет уступать.
Как ведет себя Дубровский, получив запрос заседателя? Он спокоен, т.к. уверен в своей правоте.
Один «нечаянный случай» поссорил друзей, а другой, тоже «нечаянный случай», привел затем к самой настоящей беде. Что это за случай? Кого случайно увидел в окно Троекуров? Троекуров увидел заседателя Шабашкина и задумал отобрать имение у Дубровского
Как чиновники уездного суда ведут себя по отношению к героям? Как встретили героев? Кто подносит бумагу для подписи? Одному поднесли кресло, все вскочили со своих мест, выбежали встретить, а другого будто не заметили, даже не предложили сесть. Одному заседатель, а другому секретарь.
Говорят ли уже эти детали, почему суд вынес решение в пользу Троекурова?
Как решение суда повлияло на Дубровского?
Почему внезапное «сумасшествие» Дубровского отравило торжество Троекурова? Рад он решению суда?
Почему примирение бывших друзей не состоялось?
  1. Подведем итоги. Изображая русское барство в романе «Дубровский» А.С.Пушкин использует прием антитезы, он противопоставляет Дубровского-старшего и Троекурова, Дубровского и других соседей-помещиков. Троекуров является представителем «дикого барства», но все же и он наднлен положительными чертами (об этом говорит его порыв). Ему противопоставлен независимый и благородный Дубровский, верящий в справедливость.
  2. Домашнее задание. Подготовить пересказ от лица А.Г.Дубровского «В уездном суде».

Собрание сочинений нашего любимого поэта и писателя Александра Сергеевича Пушкина насчитывает более 10 томов. «Дубровский» - роман, известный нам со школьных лет. Широкий по своему охвату и глубокий по психологическому содержанию, он затрагивает душу каждого читателя. Главные герои романа - Троекуров и Дубровский. главных героев, а также основные события произведения изучим подробнее.

Русский барин

Действие в романе происходит в 19 веке. Он достаточно детально описан в произведениях многих классиков того времени. Как известно, в те времена существовало крепостное право. Крестьянами, или как еще их называли, душами, владели дворяне.

Русский барин, надменный Кирила Петрович Троекуров, был очень Перед ним трепетали не только подопечные крепостные, но и многие чиновники.

Образ жизни Троекурова оставлял желать лучшего: свои дни он проводил праздно, часто выпивал и страдал от обжорства.

Крестьяне трепетали перед ним, а он, в свою очередь, относился к ним довольно своенравно, выказывая свое полное над ними властвование.

Любимым развлечением Троекурова были издевательства и насмешки над животными и людьми. Достаточно вспомнить о медведе, который катал бочку с торчащими гвоздями и злился от боли. Это вызывало смех у барина. Или сцена с медведем, который был прикован на цепи в маленькой комнате. Каждый, кто входил в нее, подвергался нападениям бедного животного. Троекуров получал удовольствие от ярости мишки и человеческого страха.

Скромный дворянин

Троекуров и Дубровский, сравнительная характеристика которых будет рассмотрена нами подробно, - очень разные люди. Андрей Гаврилович - честный, доблестный, спокойный по характеру, он разительно отличался от своего товарища. Когда-то старший Дубровский и Троекуров были сослуживцами. Но карьерист Кирила Петрович, предав свою честь, встал на сторону нового царя, чем и заработал себе высокий чин. Андрей Гаврилович, оставшийся преданный своему правителю, закончил службу скромным поручиком. Но тем не менее отношения Троекурова и Дубровского были довольно дружными и взаимоуважительными. Они часто встречались, бывали друг у друга в имениях, вели беседы.

Оба героя имели схожие судьбы: начинали вместе службу, рано овдовели, имели на воспитании ребенка. Но жизнь развела их по разным сторонам.

Ссора

Ничто не предвещало беды. Но однажды отношения Троекурова и Дубровского дали трещину. Высказанная писарем Кирилы Петровича фраза очень обидела Андрея Гавриловича. Крепостной заявил, что холопы живут у Троекурова получше некоторых дворян. Имелся в виду, разумеется, скромный Дубровский.

Сразу после этого он уехал в свое имение. Кирила Петрович велел вернуть его, но Андрей Гаврилович ни в какую не захотел приехать обратно. Такая дерзость задела барина, и он решил во что бы то ни стало добиться своего.

Сравнение Дубровского и Троекурова будет неполным, если не описать, каким методом Кирила Петрович решил мстить своему товарищу.

Коварный замысел

Не имея никакого воздействия на Дубровского, Троекуров задумал страшное - отобрать у друга имение. Как же - тот посмел его ослушаться! Несомненно, это было очень жестоко по отношению к старому знакомому.

Были ли настоящими друзьями Троекуров и Дубровский? Сравнительная характеристика этих героев поможет в этом разобраться.

Кирила Петрович подкупал всех без разбора чиновников, подделывал бумаги. Дубровский, узнав о судебной тяжбе, оставался довольно спокойным, поскольку был уверен в абсолютной своей невиновности.

Шабашкин, нанятый Троекуровым, хлопотал по всем грязным делишкам, хотя и знал, что имение Кистеневка по полному законному праву принадлежит Дубровским. Но все повернулось иначе.

Сцена в суде

И вот настал тот волнительный час. Встретившись у здания суда, Троекуров и Дубровский (сравнительная оценка которым будет дана нами позднее) повели себя гордо и прошли в зал заседаний. Кирила Петрович ощущал себя очень вольготно. Он уже ощущал вкус победы. Дубровский, напротив, вел себя очень спокойно, стоял, прислонившись к стене, и совершенно не волновался.

Судья начал чтение длинного решения. Когда все было окончено, наступила тишина. Дубровский находился в полном недоумении. Сначала он некоторое время молчал, а после пришел в ярость, с силой оттолкнул секретаря, предложившего ему поставить подпись в бумагах. Он начал бредить, громко что-то кричать о псарях и собаках. Его с трудом усадили и увезли на санях домой.

Торжествующий Троекуров не ожидал такого поворота событий. Увидев бывшего товарища в ужасном состоянии, он расстроился и даже перестал торжествовать по поводу своей победы над ним.

Андрея Гавриловича увезли домой, где ему стало плохо. Под контролем врача он провел не один день.

Раскаяние

Сравнение Дубровского и Троекурова основывается на полном противопоставлении героев. Кирила Петрович, такой надменный и властный, и Андрей Гаврилович, добрый и честный человек, не смогли долго продолжать свое общение. Но все же после судебного заседания сердце Троекурова оттаяло. Он решил ехать к бывшему приятелю и поговорить.

Однако он и не подозревал, что к тому моменту в доме Дубровского-старшего уже находился Владимир, его сын.

Увидев в окне приехавшего Кирилу Петровича, шокированный Андрей Гаврилович не перенес этого и скоропостижно скончался.

Так и не смог Троекуров объяснить причину своего приезда, так и не смог покаяться перед другом за содеянное злодеяние.

И на этом роман меняет свой поворот: Владимир решает отомстить врагу за своего отца.

Появление Владимира

Стоит сказать несколько слов о личности этого молодого человека. Рано оставшись без матери, мальчик был на попечении отца. В двенадцать лет он был отправлен в кадетский корпус, а далее продолжал обучение военному делу в высшем заведении. Отец не жалел никаких средств на воспитание сына, хорошо его обеспечивал. Но юноша проводил свое время в кутежах и карточных играх, имел большие долги. Теперь, когда он остался совсем один, да еще и практически без жилья, он чувствует сильное одиночество. Ему пришлось быстро повзрослеть и круто изменить свою жизнь.

Троекуров и Дубровский Владимир становятся лютыми врагами. Сын продумывает план мести обидчику своего отца.

Когда имение было отобрано и перешло во владение Кирилы Петровича, Владимир остался без средств к существованию. Ему приходится стать разбойником, чтобы добывать себе средства на жизнь. Любимый своими крепостными, он смог собрать целую команду единомышленников. Они грабят богатых людей, но обходят имение Троекурова стороной. Тот, несомненно, думает, что юноша боится его, поэтому не идет к нему с разбоем.

Троекуров в романе «Дубровский» показал себя как человек самолюбивый, но при этом побаивается, что Владимир однажды придет к нему мстить.

Дубровский в доме Троекурова

Но не так прост оказался наш юный герой. Он неожиданно появляется в имении Кирилы Петровича. Но его там никто не знает - он много лет не был на родине. Поменявшись документами с учителем-французом и хорошо ему заплатив, Владимир представляется семье Троекуровых как преподаватель Дефорж. Он неплохо говорит по-французски, и никто не может заподозрить в нем Дубровского.

Возможно, молодому человеку удалось бы воплотить все свои замыслы, касающиеся мести, в жизнь, но ему мешает одно обстоятельство - любовь. Неожиданно для себя Владимир очарован Машей, дочерью своего врага Троекурова.

Эта влюбленность меняет жизни всех героев романа. Теперь Дубровский-младший совсем не хочет мести. Он отказывается от злых помыслов во имя любимой женщины. Но Маша еще не знает, кто такой на самом деле этот Дефорж.

Сам Троекуров стал уважать молодого француза, гордился его смелостью и скромностью. Но пришло время, и Владимир признается Маше в своих чувствах и в том, кем он является на самом деле. Девушка растерянна - отец ни за что не позволит быть им вместе.

Когда правду узнает Кирила Петрович, он решает вопрос кардинально - выдает дочь замуж за богатого князя Верейского вопреки ее желанию.

Владимир не успевает приехать в церковь во время венчания, и теперь она больше не его Машенька, а княгиня Верейская. Владимиру ничего не остается, кроме как далеко уехать. Кирила Петрович более чем доволен сложившейся ситуацией.

Заключение

Троекуров и Дубровский, сравнительная характеристика которых представлена нами во всех подробностях, являются абсолютно разными по типажу героями. Нельзя сказать, что Кирила Петрович был ужасным человеком - он все же раскаялся в своем гнусном поступке. Но жизнь не дала ему шансов быть прощенным.

И Андрей, и Владимир Дубровские - очень честолюбивые, Их уважают крепостные, и они, свою очередь, ничем их не притесняют. Однако Пушкин учит нас всех: никакие обстоятельства не должны доводить до крайних мер. Дружба - нечто большее, чем просто общение, и ею нужно уметь дорожить.