Современные субкультуры. Молодежная субкультура

Субкультура – это общность людей, чьи убеждения, взгляды на жизнь и поведение отличны от общепринятых или просто скрыты от широкой публики, что отличает их от более широкого понятия культуры, ответвлением которой они являются. Молодежная субкультура появилась в науке в середине 50-х годов XX века. Поскольку традиционные общества развиваются постепенно, замедленными темпами, опираясь в основном на опыт старших поколений, постольку феномен молодежной культуры относится преимущественно к динамическим обществам, и был замечен в связи с "техногенной цивилизации". Если ранее культура не делилась так ярко выражено на "взрослую" и "молодежную" (независимо от возраста все пели одни и те же песни, слушали одну и ту же музыку, танцевали одни и те же танцы и т.п.), то теперь у "отцов" и "детей" появились серьезные отличия и в ценностных ориентациях, и в моде, и в способах коммуникации, и даже в образе жизни в целом. Как специфическое явление, молодежная культура возникает и в связи с тем, что физиологическая акселерация молодых людей сопровождается резким возрастанием длительности периода их социализации (порой до 30 лет), что вызвано необходимостью увеличения времени на образование и профессиональную подготовку, соответствующую требованиям эпохи. Сегодня юноша рано перестает быть ребенком (по своему психофизиологическому развитию), но по социальному статусу еще долгое время не принадлежит миру взрослых. Юношеский возраст - время, когда экономическая активность и самостоятельность еще не достигнуты в полном объеме. Психологически молодежь принадлежит миру взрослых, а социологически - миру отрочества. Если в смысле насыщения знаниями человек созревает гораздо раньше, то в смысле положения в обществе, возможности сказать свое слово - зрелость его отодвигается. "Молодежь" как феномен и социологическая категория, рожденная индустриальным обществом, характеризуется психологической зрелостью при отсутствии весомого участия в институтах взрослых.

Возникновение молодежной культуры связано с неопределенностью социальных ролей молодежи, неуверенностью в собственном социальном статусе. В онтогенетическом аспекте молодежная субкультура представляется как фаза развития, через которую должен пройти каждый. Ее сущность - поиск социального статуса. Посредством нее юноша "упражняется" в исполнении ролей, которые в дальнейшем должен будет играть в мире взрослых. Самые доступные социальные площадки для конкретных дел молодежи - досуг, где можно проявить собственную самостоятельность: умение принимать решение и руководить, организовывать и организовываться. Досуг - это не только общение, но и своего рода социальная игра, отсутствие навыков таких игр в юности приводит к тому, что человек и в зрелом возрасте считает себя свободным от обязательств. В динамичных обществах семья частично или полностью утрачивает свою функцию как инстанция социализации личности, поскольку темпы изменений социальной жизни порождают историческое несоответствие старшего поколения изменившимся задачам нового времени. С вступлением в юношеский возраст молодой человек отворачивается от семьи, ищет те социальные связи, которые должны защитить его от пока еще чуждого общества. Между потерянной семьей и еще не обретенным обществом юноша стремится примкнуть к себе подобным. Образующиеся таким образом неформальные группы обеспечивают молодому человеку определенный социальный статус. Платой за это, зачастую, выступает отказ от индивидуальности и полное подчинение нормам, ценностям и интересам группы. Эти неформальные группы продуцируют свою субкультуру, отличающуюся от культуры взрослых. Ей свойственны внутреннее единообразие и внешний протест против общепринятых установлений. Благодаря наличию собственной культуры, эти группы маргинальны по отношению к обществу, а потому всегда содержат элементы социальной дезорганизации, потенциально тяготеют к отклоняющемуся от общепризнанных норм поведению.

Довольно часто все ограничивается лишь эксцентричностью поведения и нарушением норм общепринятой морали, интересами вокруг секса, "тусовок", музыки и наркотиков. Однако эта же среда формирует контркультурную ценностную ориентацию, высшим принципом которой объявляется принцип удовольствия, наслаждения, выступающий побудительным мотивом и целью всего поведения. Вся ценностная сетка молодежной контркультуры связана с иррационализмом, что продиктовано признанием собственно человеческого лишь в природном, то есть отмежеванием "человеческого" от того "социального", которое возникло вследствие "монополии головы". Последовательное проведение иррационализма определяет гедонизм как ведущую ценностную ориентацию молодежной контркультуры. Отсюда и мораль вседозволенности, являющаяся важнейшим и органическим элементом контркультуры. Поскольку бытие контркультуры сконцентрировано на "сегодня", "теперь", то гедонистическая устремленность - прямое следствие этого.

Субкультуры могут различаться по возрасту, расе, этнической и/или классовой принадлежности, полу. Черты, которые служат определяющими для субкультуры, могут иметь эстетический, религиозный, политический, сексуальный или любой другой характер, равно как и комбинацию из них. Субкультуры обычно возникают как оппозиция к ценностям более широкого культурного направления, к которому они относятся, однако с таким мнением теоретики соглашаются не всегда. Поклонники субкультуры могут демонстрировать свое единство посредством использования отличного от всех стиля одежды или поведения, а также специфических символов. Именно поэтому изучение субкультур обычно понимает под одним из этапов изучение символизма, касательно одежды, музыки и других внешних предпочтений поклонников субкультуры, а также способов трактовки тех же самых символов, только в доминирующей культуре. Если субкультуру характеризует систематическое противостояние доминирующей культуре, тогда ее определяют как контркультуру.В настоящее время в молодежной среде нашей страны можно выделить три ведущих категории субкультуры, первую из которых образуют молодые люди, занимающиеся мелким бизнесом (мажоры). Они ориентированы на "легкое" добывание денег и "красивую жизнь". Их характеризует деловая хватка, достаточно хорошо развитое чувство корпоративности. Им присущ нравственный релятивизм, вследствие чего деятельность таких групп довольно часто связана с незаконным бизнесом и правонарушениями.

Вторую категорию составляют "люберы", "гопники" и т.п. Они отличаются жесткой дисциплиной и организованностью, агрессивностью, исповедованием "культа физической силы", ярко выраженной криминальной направленностью, и во многих случаях - связью с уголовным миром. Их "идеология" опирается на примитивизированные социалистические идеалы, окрашенные "уголовной романтикой". Основу деятельности таких групп составляет мелкий рэкет и спекуляции. Группировки этого толка, как правило, хорошо вооружены, причем уже не только цепями, ножами, кастетами, но и огнестрельным оружием. Описанные выше молодежные криминогенные объединения в условиях политической нестабильности представляют значительную опасность, поскольку являются достаточно пластичным материалом, и в любой момент могут стать инструментом деятельности политических организаций радикальной и экстремистской ориентации.

Современная молодежь, однако, состоит не только из неформалов. Третью категорию составляют так называемые "яппи" и "не-ояппи". Это выходцы из средне- и малообеспеченных семей, отличающиеся целеустремленностью, серьезностью, прагматизмом, самостоятельностью суждений, оценок и деятельности. Они ориентированы на обеспечение материального достатка в будущем и продвижение по социальной и служебной лестнице. Их интересы концентрируются в сфере образования, как необходимого трамплина для успешного продвижения в жизни. В манере одеваться их отличает деловой классический стиль и подчеркнутая опрятность. "Яппи", как правило, не имеют вредных привычек, заботятся о своем здоровье, занимаясь престижными видами спорта. Для них характерно стремление "делать деньги" и успешную карьеру в качестве бизнесменов, банковских работников, юристов.

Хиппи - это специфическая подгруппа субкультуры, возникшая в США в начале шестидесятых годов двадцатого века, которая быстро распространилась по всем странам мира, и практически исчезла к середине семидесятых. В оригинале хиппи были частью молодежного движения, состоявшего практически полностью из белых тинейджеров и довольно юных взрослых в возрасте от пятнадцати до двадцати пяти, которые унаследовали культурный бунт от богемы и битников. Хиппи с презрением относились к устоявшимся понятиям, критиковали ценности среднего класса и выступали как радикальная оппозиция к применению ядерного оружия, войне во Вьетнаме. Они сделали популярными и осветили практически неизвестные на тот момент аспекты религий, отличных от иудаизма и христианства. Хиппи буквально протолкнули сексуальную революцию; они поощряли употребление психоделических наркотиков с целью расширить человеческое сознание. Хиппи создавали своеобразные коммуны, где и культивировались их ценности.

Панк - это субкультура, основой которой является музыкальное пристрастие к панк-року. С момента отделения от более широкого направления рок-н-ролла в середине-конце семидесятых годов, движение панк распространилось по всему земному шару и начало развиваться в великом множестве форм. Любая субкультура возникает только на руинах предыдущего течения, так в семидесятых годах произошло и с пересменкой хиппи-панк. Трогательные, почти воздушные, идеалы хиппи были сметены безудержной энергией разрушения, представленной панком. Культура панка отличается своим собственным стилем музыки, идеологией и модой. Она нашла свое отражение в изобразительном искусстве, танце, литературе и кино. Сам по себе панк состоит из множества более мелких субкультур, таких как стрит-панк, тяжелый панк и другие. Панк поддерживает тесную взаимосвязь с другими субкультурами, такими как готика и психобилити; сторонники этого движения выступают против коммерциализации, которая является одним из основных механизмов капитализма.

вс, 04/10/2015 - 13:36

Панки с разноцветными ирокезами и серёжками во всех местах, брутальные длинноволосые металлисты, обвешанные цепями, мрачные дети ночи, именуемые себя готами, а также добродушные хиппи, посылающие всем лучи добра – всё это представители всем известных субкультур, которые каждый хотя бы раз в жизни видел на улице или хотя бы в интернете. Но есть множество интересных и малоизвестных течений, о которых вы наверняка даже не догадывались, о них и пойдёт речь в продолжение статьи.

Япония: гяру

Стиль: искусственный загар, длинные осветленные или крашеные волосы, мини-юбка с сапогами, яркая одежда, сильный макияж, накладные ресницы - для девушек; облегающая одежда с V-образным вырезом и пышные каштановые волосы до плеч - для юношей (гяруо).

Образ жизни: клубы, шопинг, красивая жизнь за чужой счет, раскованное поведение, тусовка в районе Сибуя.

Субкультура гяру бросает вызов традиционным японским ценностям и образу женщины. Считается, что она появилась в 1970-е годы, развивалась благодаря журналам, пропагандирующим западные ценности и сексуальность женщин, а само название произошло от марки джинсов Gals, что значит «Я не могу жить без мужчин». Этот слоган отражает поведение многих гяру: девушки используют свою сексуальность, чтобы добиться от мужчин определенных благ - в том числе денег на модные вещи. Девушек-подростков, которые подражают стилю гяру, называют когяру. Общество относится к субкультуре негативно: девушек гяру считают поколением плохих матерей, называя «дегенеративными школьницами» и «заставляющими родителей плакать». Необходимость сдерживать нападки общества со временем превратила гяру в еще больших экстремистов. Представители субкультуры стали вести себя грубо и обособленно. Появились новые течения: например, гангуро, для которого характерен сильный загар вплоть до черноты, высветленные волосы от белых до серебристых, обилие украшений, яркие краски. Самое радикальное движение - мамба: по сравнению с ними гангуро - лайт-версия. У гяру есть особый сленг, они намеренно коверкают язык, добавляя суффиксы вопреки правилам японского синтаксиса.

США: джаггало

Стиль: клоунский грим, обноски, нагота, косички у женщин.

Образ жизни: игровое поведение, клоунада, раскованность.

В 1990-е годы в Детройте возникла группа Insane Clown Poss («Банда безумных клоунов»). Ее лидеры происходили из бедных семей, имели за плечами слабое школьное образование и проблемы с законом. Мрачные, депрессивные тексты их песен нашли отклик у жителей города, переживающего не лучшие времена. У группы появились фанаты, которые стали называть себя джаггало (от слова juggler - «жонглер») после случайного каламбура во время исполнения песни The Juggla. Гримируясь в подражание «Банде безумных клоунов», они приходят на концерты группы и тусуются на ежегодном фестивале The Gathering of the Juggalos. Стиль поведения b[ более чем свободный: на фестивале можно раздеваться догола, напиваться и объедаться, поливать друг друга пивом и совокупляться. Лидеры группы говорят о джаггало как о евангельских христианах, при этом не все американское общество относится к ним лояльно, а ФБР подозревает их в наркомании и преступлениях.

Венесуэла: барбиманы

Стиль: отсутствует.

Образ жизни: конкурсы красоты, мода, дизайн.

В Венесуэле, на родине многих королев красоты, процветает культ куклы Барби. Причем в игры с ней вовлечены даже мужчины. Они соревнуются в придумывании нарядов, причесок и украшений для Барби, а затем сопровождают свою модель на кукольный конкурс красоты «Мисс Барби Венесуэла», который проходит в стране ежегодно. На конкурсе все по-взрослому: участницам полагается макияж, укладка, обувь, аксессуары, дефиле. Для своей куклы владелец придумывает имя и профессию, за нее отвечает на вопросы судей. Как ни странно, субкультура привлекает именно взрослых людей, особенно серьезно к этому относятся мужчины, и в конкурсах они настроены только на победу.

Конго: денди

Стиль: нарочито претенциозный.

Образ жизни : казаться, а не быть.

Помните пушкинское «как денди лондонский одет»? Стиль Евгения Онегина и европейских денди XIX века до сих пор живет и здравствует в Конго. Со времен обретения независимости от Франции в этой африканской стране зародилась субкультура SAPE - «общество элегантных людей» (Societe des ambianceurs et des personnes elegantes). Ее родоначальником стал безграмотный разнорабочий Кристиан Лубаки, служивший у французских аристократов в Париже: хозяева отдавали ему старую одежду, и он щеголял в ней на зависть другим чернокожим. В 1978 году Лубаки вернулся в Конго и открыл модный магазин в Браззавиле, поразив воображение своих соотечественников фраками и цветными пиджаками. Вскоре щегольски одетые клиенты Лубаки заполонили район Баконго в столице, а затем и другие районы Конго. Сегодня в стране, где большинство людей живут за чертой бедности, денди создают своим обликом иллюзию достатка, выстраивая для себя и зрителей параллельную реальность с оттенком ретро.

Япония: лолиты

Стиль: барокко и рококо - юбка или платье до колена, блуза, головной убор, обувь на каблуках или ботинки на платформе, аксессуары (кружева и ленты). Основные цвета - черный, белый, красный, фиолетовый, розовый, голубой.

Образ жизни: японская лолита слушает музыку жанра visual kei, стремится выразить себя, в жизни и поведении ей свойственна романтичность, мятежность и оригинальное поведение.

Субкультура родом из 90-х. Ее адепты - как правило, молодые девушки от 20 до 30 лет. Название субкультуры не имеет прямого отношения к одноименному роману Владимира Набокова, но некоторые параллели с образом главной героини присутствуют: девушки зачастую подчеркивают свою детскость и инфантильность.

Внутри субкультуры есть отдельные направления со своими особенностями. Например, сладкая лолита обыгрывает тему детства с помощью жизнерадостной одежды, ярких цветов и девичьих аксессуаров. Готическая предпочитает черные цвета и макияж в стиле «мрачная ведьма». Классическая придерживается элегантного стиля и естественного макияжа, а панк-Лолита соединяет ретростиль с агрессивной стилистикой панка, и тут не обошлось без влияния британского дизайнера Вивьен Вествуд. Есть у лолит менее массовые разновидности: невинная жертва или сломанная кукла (бинты, раны, кровь и пр.), принцесса химэ (банты, оборки, буйство розового цвета) и др. Как ни странно, субкультура открыта и для японских мужчин: они носят наряды викторианской эпохи и называются одзи, что значит «принц».

Мексика: гуарачеро

Стиль: мужской. Ботинки с длинным острым носом, обтягивающие джинсы, рубашка.

Образ жизни: клубы, танцы, репетиции, выступления, состязания.

Совсем недавно в Мексике появилась мужская обувь с несуразно длинными носами, иногда ее называют гуарачеро. Первыми такие ботинки примерили посетители ночных клубов в городе Матеуала в штате Сан-Луис-Потоси в 2009 году. Сначала носы туфель были лишь немного длиннее обычных, затем они становились все длиннее и вычурнее, получив поклонников в других частях Мексики и даже за океаном - в эмигрантских семьях США. Гуарачеро надевают не просто так, а для исполнения группового мужского танца под электронную музыку в стиле trival (микс мексиканского фольклора, африканских мотивов и ритмов американских индейцев). Гуарачеро переводится как «шутник», «весельчак». Остроносые ботинки надеваются ради комического эффекта и выражения иронии. Среди любителей сапог-гуарачеро даже проводятся соревнования. Призы бывают разными: от бутылки виски до $100–500.

ЮАР: ижикотан (африканские пижоны)

Стиль: дорогая брендовая одежда ярких расцветок, иногда - золотые зубы, денежные купюры в качестве аксессуаров.

Образ жизни: шопинг, танцы, демонстрация богатства и своего экстравагантного стиля.

Ижикотан - это субкультура черной молодежи в бедных поселках ЮАР. Это мальчики и мужчины в возрасте от 12 до 25 лет, которые живут напоказ и явно не по средствам: они покупают дорогую дизайнерскую одежду, элитный алкоголь и гаджеты, а затем устраивают танцевальные поединки, соревнуясь с конкурентами в богатстве и крутости. В битвах не возбраняется разбивать телефоны, сжигать денежные купюры и портить продукты, показывая тем самым, что ты можешь позволить себе большее. Танцы ижикотан происходят в людных местах, и зрители решают, какая из команд лучше продемонстрировала свою состоятельность и шик. При этом ижикотан, как правило, не работают и добывают деньги незаконным способом либо живут на средства родителей, которые их зачастую не понимают и осуждают. Субкультура зародилась совсем недавно - в 2000-е годы в районе Йоханнесбурга - и стала популярной лишь в последние пять лет, распространившись в других областях Южной Африки. У сообщества африканских денди есть своя группа на Facebook, где они хвастаются покупками и образом жизни. Особым шиком среди ижикотан считается купить две пары одной обуви разного цвета и надеть по одному ботинку от каждой, чтобы все увидели, как он потратился.

Молодежная субкультура - это культура определенного молодого поколения, обладающего общностью стиля жизни, поведения, групповых норм, ценностей и стереотипов. Молодежные субкультуры можно определить как систему смыслов, средств выражения, стилей жизни. Создаваемые группами молодежи, субкультуры при этом отражают попытки разрешения противоречий, связанных с более широким социальным контекстом. Субкультуры не являются неким инородным образованием, наоборот, они глубоко ускорены, в общем, социально-культурном контексте.

Стержень любой молодежной субкультуры - это уличный стиль. Сленг - одна из главных отличительных черт субкультуры. Владение специфическим языком - пропуск в группу.

Вступая в юношеский возраст, индивид отстраняется от семьи, ищет новую компанию, которая позволяет ему проходить социализацию. Официальные молодежные организации группируют подростков одного возраста, но часто претендуют только на «социальную (общественную) жизнь», не затрагивая личную жизнь. Именно поэтому молодежь оказывает предпочтение не официальной структуре, а молодежной субкультуре, где у них есть возможность реализоваться на уровне социальных коммуникаций в своей социальной среде.

Конфликт молодежных субкультур

Субкультура, к которой принадлежит в основном молодежь, - это определенный выбор того, какую одежду носить, какую музыку слушать, в какие ценности верить, и, в первую очередь, к какой группе принадлежать. В большом городе молодые люди могут выбрать любую из множества таких групп. Они возникают даже внутри национальных общин.

Огромное разнообразие молодежных объединений влечет за собой определенные конфликты, имеющие в основном личностный характер и вытекающий в противостояние между молодыми людьми, относящими себя к разным субкультурным объединениям.

Любая молодежная субкультура имеет определенные правила, порой «неписанные» традиции, ценности, даже взгляды на одинаковые ситуации или происшествия у нескольких субкультур могут кардинально различаться, причем каждая субкультура считает свое мнение наиболее правильным, точным и актуальным. Основное отличие конфликтов молодежных субкультур, от конфликтах, происходящих в среде взрослых людей в том, что старшее поколение умеет более терпимо и корректно относится к постороннему мнению, или, по крайней мере, только лишь вербально реагировать на выявление каких-либо явных противоречий или различий во взглядах (полемизировать и искать компромисс). Молодежь же более темпераментно реагирует на подобные проявления «непохожести» кого-либо непосредственно на свою социальную группу и всеми силами старается это изменить, но, наталкиваясь на противостояние и нежелание противоположной стороны подчиниться, пытается, опять же благодаря юношескому эгоцентризму, решить подобную проблему физической силой. Именно из подобных ситуаций вытекают молодежные конфликты, межгрупповые выяснения отношений, определение правых, неправых, виновных и пострадавших.

Конфликт внутри культуры всегда имеет подчиненное место, так как разрушает традиционные механизмы ее самосохранения и устойчивого развития. Здесь возможен также конфликт культурных и цивилизационных основ общества, представленных разными социальными группами. В частности, между различными субкультурами.

Наше общество состоит из различных социальных групп, отличающихся как по количеству входящих в нее индивидов, так и по характеру групповой направленности.

Футбольные болельщики

Сообщества футбольных фанатов - одна из наиболее распространенных форм субкультурной молодежной активности, имеющая давнее происхождение. Специфика этой субкультурной формы состоит в ситуативности идентификации, что требует от участников минимума усилий и не затрагивает глубоко образ жизни. Сама игра на футбольном поле их вдохновляет, но более значимы моменты общей эмоциональной разрядки, возможности «оторваться», проявлять свои чувства в полной мере (орать, буянить).

Компенсаторное назначение буйства на стадионе и вандализма после матча очевидно. Но субкультурный смысл футбольных фан-сообществ этим, разумеется, не исчерпывается. Молодые болельщики получают возможность в кругу своих сверстников моделировать свое поведение как групповое и в то же время, не испытывающее давления основных социально-контрольных инстанций (родители, школа и т. п.).

Футбольные фанаты - сложное по организации сообщество. В среде фанатов брестского «Динамо» выделяется такая группировка, как неформальная организация «Blue-white Devils» - «Бело-голубые дьяволы», численность - около 300 человек.

В рамках фановского движения сочетаются разные установки и стили жизни. «Дьяволы» руководствуются философией «чистого образа жизни». Физически хорошо развитые, ее участники избегают драк, но защищают «маленьких» - самую юную часть фанатов, новичков.

В известном смысле сообщества футбольных фанатов восполняют недостатки социального опыта межгруппового взаимодействия, включая и опыт масштабного противостояния. В последнее время такие сообщества при разных командах все активнее заключают договоры о «ненападении» и совместных действиях против других сообществ:

друзья: фанаты БАТЭ (Борисов), минского «Динамо»;

враги: фанаты «Днепра» (Могилёв), «Гомеля», «Шахтера» (Солигорск), «Славии» (Мозырь), «Белшины» (Бобруйск), «Ведрича» (Речица), витебского «Локомотива»;

нейтралитет : фанаты минского «Торпедо».

Фаны могут получать именные карточки для покупки билетов на матчи своей команды со скидкой.

Байкеры versus мотоциклисты

В России подражать западным байкерам могут преимущественно состоятельные люди. Имея особые мотоциклы (в России - недоступные по цене даже для «среднего класса») и другие культовые знаки байкерства, российские байкеры чаще всего лишь потребители определенного культурного ассортимента. По экспертным оценкам, большинство из них не способны исправить даже простые поломки в мотоцикле, по любому поводу обращаются на станции технического обслуживания.

Иной характер носит связанный с мотоциклом стиль жизни. Молодые люди, придерживающиеся его, не имеют какой-либо идейной платформы, идентификация происходит в рамках небольших сообществ, у которых нет знаковой системы и даже самоназвания. Они придерживаются особого стиля жизни: эти мотоциклисты сами создают свой мотоцикл: покупают очень дешево старый мотоцикл (обычно в деревне), который дополняют деталями выброшенных на свалку мотоциклов, автомобилей, разного рода промышленных отходов. Такой обновленный, с оригинальным дизайном мотоцикл, не способный развивать слишком большой скорости, стоит примерно в 10 раз меньше, чем мотоцикл в магазине. Когда работа закончена, небольшие группы (дружеские компании) едут достаточно спокойно (не нарушая правил) на мотоциклах по дорогам. Они не ставят никаких особых целей путешествия - «просто едут».

Это не определившееся еще движение формируется в среде молодых людей из семей с небольшим достатком. Возможность свободно ехать на технике, сделанной своими руками, создает почву для самоутверждения и творческого отношения к жизни. Следует также учитывать, что в России при ее дорогах мотоцикл давно стал одним из основных (наряду с велосипедом) средств передвижения в небольших городах и селах, гораздо более важным и нередко более престижным, чем автомобиль. В этом отношении практика означенного движения мотоциклистов очень давняя, совершенно не байкерская, пока слабо фиксирующая свое символическое пространство, но, несомненно, связанная с особой субъективной конструкцией социальной реальности.

Рейверы

«Рейв» (от англ. rave - бредить, бред, бессвязная речь, также: неистовствовать, реветь, выть, бушевать, говорить с энтузиазмом) трактуется в «Сло­варе современного сленга» Т. Торна как «дикая вечеринка, танцы или ситуация отчаянного поведения» Источником жизненных ориентиров рейверов стал музыкальный стиль, а если точнее - образцы жизненного стиля наиболее популярных, выступающих в харизматической роли кумиров музыкантов - носителей (создателей) соответствующих социокультурных образцов. Оторвавшись от источника, рейв приобрел интернациональные черты, свойственные и нашим последователям из среды молодежи. Рейверы в основном заимствуют модель поведения завсегдатаев ночных клубов. Соответственно этой модели образ жизни рейвера - ночной. В облике рейверов и стилистике поведения реализуется идея отхода человека от природы. Индустриальные ритмы, характерные для музыкального стиля рейверов, - своего рода альтернатива рок-музыке.

Хип-хоп культура

Хип-хоп - «уличная культура», получившая широкое распространение с середины 1970-х годов в США, а затем во многих странах мира как одна из субкультурных форм освоения молодежью социальной субъектности через создание, освоение, распространение, развитие четырех основных направлений: брейк-данс, рэп, граффити и ди-джеинг . В составе элементов хип-хоп культуры рассматриваются также стритбол (уличный футбол), роллинг (определенная техника катания на роликах) и др.

При поддержке мероприятий в области хип-хоп культуры учитывается, что по происхождению хип-хоп связан с бескорыстным интересом городской молодежи к самовыражению и освоению окружающего мира в своеобразных субкультурных формах. Поскольку особенности хип-хоп культуры связаны с действиями на открытых территориях, в парках, на спортивных площадках, она стала своего рода альтернативой молодежным бандам преступного характера.

Брейк-данс (англ. Breakdance - «ломаный танец») - вид «танца в кругу», связанный с хип-хоп культурой. Для его обозначения также используются слова «брейкинг», «рокинг» (первоначальное название брейк-данса), «би-боинг». Возник в конце 1950-х годов в Нью-Йорке как явление молодежной «культуры улиц» в кварталах иммигрантов. Распространение нового танцевального стиля непосредственно было связано с активностью молодежных групп и с разделением территории больших городов на зоны, контролировавшиеся командами брейкеров. Конкуренция групп порождала усложнение брейка как танца и его растущее значение как ценности в молодежной среде. В этой части брейк-данс стал компенсаторным средством агрессивности подростков («танцевальные битвы»: один из лидеров хип-хопа Afrika Bambaataa предложил уличным молодежным группам «разбираться не стволами, а танцами: кто станцевал хуже, тот проиграл»).

Рэп (или речитатив). Смысл текста в рэпе имеет решающее значение, так как он изначально формировался как субкультура протеста, поэтому рэп принимал лозунговые формы. Фактически, рэп можно назвать мелодекламацией. Главное в рэпе ритм слов и текст. При умелом подборе звуков в рэпе достигается эффект мелодичности простого произнесения (начитывания) текстов. При кажущейся незамысловатости подхода стать мастером очень непросто, поскольку чтение текстов должно быть не монотонным, а запоминающимся, поэтому громадное значение имеет правильный подбор рифм, интонаций, принцип аллитерацииpsyfactor.org/rap.htm - _ftn4.

Граффити (ит. graffito - «нацарапанный») - вид художественного искусства, настенная символическая живопись, придание текстовой информации определенной образной формы. В этом смысле термина граффити являются феноменом хип-хоп культуры. Это своеобразное направление артдизайна, получившее распространение в молодежной среде и ставшее фактом контркультуры, переросшей в устойчивую социально-художественную практику.

Изначально увлечение граффити формировалось не только в противопоставлении социальным нормам, общественной пристойности, но и как соревнование со «своими», где значимым было нарисовать свой «тэг» на более видном, на самом неожиданном месте. Развиваясь из культуры улиц, граффити менялись по манере исполнения и применяемой технике исполнения. Если первоначально основным инструментом райтеров были самодельные маркеры, а оттенки придавались красками для обуви и штемпелей, то позже появились аэрозоли для окрашивания автомобилей, и «тэги» повсеместно стали цветными. Особенность художественного образа зависела от твердости руки, поскольку изображение не могло быть подправлено, и от подбора распылителей, нередко украденных из магазинов.

Ди-джеинг (термин происходит от англ. «disk jockey») - вид творческой деятельности, главные компоненты которой:

- Миксинг (Mixing). Так называется процесс плавного микширования, совмещения, сведения, соединения, смешивания или перехода одной музыкальной композиции в другую с помощью ди-джейского пульта (микшера) и музыкальных проигрывателей. Этим, собственно, и занимается ди-джей, пытаясь обеспечить максимальное качество работы, чтобы как можно дольше удержать публику на танцполе.

- Скретчинг (Scratching, от англ. слова „scratch" - царапина; связано с царапанием грампластинки иглой проигрывателя). Так называется процесс создания индивидуальных ритмических звуковых схем с помощью специальной техники исполнения с использованием музыкальных проигрывателей и микшера.

Высшая, последняя и единственная цель диджея - побуждать народ к танцам. Хороший диджей - это вовсе не тот, у которого хорошие грампластинки, и не тот, кто их умеет состыковывать в длинную кишку, а тот, кто способен управлять настроением танцующих, заводить публику, доводить её до состояния экстаза.

Диггеры

Диггеры - исследователи подземных коммуникаций. Опасности пребывания в подземных ходах, закрытость сообществ диггеров, таинственность мира подземелий, лишенного обыденности, - эти свойства диггерства определяют внутренние мотивы интереса определенной части молодежи к таким формам активности. Стремления к афишированию своей деятельности у диггеров, как правило, нет. Лишь в некоторые группы допускаются представители средств массовой информации. Во многих случаях диггеры сотрудничают с исполнительной властью, органами местного самоуправления, когда обнаруживают в подземных коммуникациях опасные для жизни людей явления (оседание фундаментов зданий, утечки в системе водоснабжения, различные нарушения экологического характера и т. д.). В этом аспекте диггеры проявляют себя как часть экологически ориентированных движений молодежи.

Толкиенисты

Очевидна связь толкиенистов с иностранным источником - образами книг Джона Рональда Роуэла Толкиена «Хоббит», «Властелин колец» и «Сильмарилион», сюжеты которых были положены в основу ролевых игр, породивших своеобразное общественное движение. Толкиенисты в основном люди юные, лет 13-17, но встречаются среди них и мастодонты.

Настоящего толкиениста от всех других любителей фэнтэзи отличает очень многое:

· Эти люди очень хорошо сознают свою отличность от прочих своих сограждан, так, что для соотечественников, не входящих в систему (а это все нормативное общество) порой нелегко понять и внедриться в нее;

· Бережное отношение к игре, к литературе фэнтези, вплоть до филологического интереса к изучению эльфийских языков, большой интерес к истории, преимущественно раннего средневековья, боевые искусства, фехтование и пр.

· Жизненное мировосприятие в сочетании с весьма юмористической оценкой собственных занятий (человек способен горячо, с жаром и на полном серьезе спорить о родословных хоббитов, но спустя минуту те же хоббиты станут объектом его насмешки - вообще плох тот толкиенист, который всегда относится к себе серьезно);

· Для значительной части свойственны символы удивительной готовности верить при минимуме оснований для веры (вера в магию и т.д.). Например, встречаются такие, которые считают себя атеистами, но не сомневаются в существовании эльфов.

Сами толкиенисты выделяют в структуре своей тусовки несколько типов людей, пришедших сюда, в соответствии с причинами, приведшими в толкиенизм.

1. Во-первых, это люди, которые по какой-либо причине не сумели утвердить себя в большом мире, либо сумели, но то, что у них получилось, им не нравится. Они держатся за новый мир, как полярники за радиостанцию, поскольку потеря означает окончательное крушение жизни. Со временем такие люди составляют элиту толкиенизма; они замыкаются в своем узком кругу, и тут уже действительно вырастает религия, но направленная внутрь - потому крайне нежелателен приток новой паствы, ибо система герметична, свежая кровь может её погубить.

2. Другая часть толкиенистов - это те, кому просто нравится играть.Ролевая игра позволяет человеку оказаться в шкуре другого, оставаясь в то же время собою - а это интереснейший эмоциональный опыт. В отличие от театра, игра дает практически неограниченную возможность для действия. В большинстве своем такие индивидуумы ведут нормальную «цивильную» жизнь, а игры рассматривают как хобби, средство отдохнуть от суровых будней.

3. Третья категория - те, кому надо ощутить свою инаковость.В самом деле, толкиенист с его причудливыми костюмами, мечами подмышкой, средневековым стилем поведения действительно привлекает внимание. Как правило, подобные личности увлекаются параллельно еще уймой вещей и недолго, в целом, задерживаются в толкиенистском обществе.

Заключение

Участие в субкультуре это «игра во взрослую жизнь», где молодежь конструирует некое подобие жизненных ситуаций и учится поведению в них. Единственно стоит учитывать, что субкультуры часто подвергаются влиянию коммерческих компаний, которые диктуют им моду и модель потребительского поведения. На данный момент для социологов, маркетологов и социальных психологов стоит насущная проблема - замена социальной модели у молодежи потребительским поведением.

Молодежные субкультуры, создают собственную культуру, которая помогает молодым людям адаптироваться к жизни, берет на себя часть функций социализации индивидов, с которыми не справляются семья, школа, формальные молодежные организации и государство.

В заключении хотелось бы отметить положительные последствия молодёжных субкультур:

Снизилась общая агрессивность разборок между уличными бандами, отрицательная энергия противостояния реализовалась в другой форме;

Молодежь, увлеченная хип-хопом, была отвлечена от наркотиков и алкоголя, поскольку занятие брейком требует спортивной подготовки;

Заметно оздоровилась обстановка в криминальных, неблагополучных кварталах крупных городов Америки и Европы, других регионов мира;

В своих некоммерческих формах субкультура не требует от молодежи больших финансовых вложений;

Дает возможность организовать активный досуг определенной части молодежи, ориентированной на ценности той или иной субкультурной конструкции.

Небылицы про готов, шутки над эмо и боязнь скинхедов

Это теперь все хипстеры и рассерженные горожане или в крайнем случае русские националисты, а раньше, в школе и на первых курсах, вся социальная жизнь определялась принадлежностью к той или иной субкультуре. Трансеры, скейтеры, панки и рэперы, тру- и не тру-готы, эмо или позеры. Рубеж 1990-х и 2000-х был золотым веком для молодежных субкультур: о них говорили по телевизору, для них выпускали тетрадки, а только что появившийся интернет помог каждому найти свое место в мире молодежной культуры. W→O→S решил вспомнить, каково же это было, жить в окружении субкультур.

В России готы - люди в черном, приверженцы темной эстетики и исповедующие мрачный взгляд на жизнь - оказались едва ли не самой интегрированной в сетевую жизнь субкультурой, которая оформилась в 1999 году. Тогда же на основе тематических конференций FIDO.net был создан портал , великовозрастный создатель которого Андрей Coroner Наркевич учил вновь прибывших жизни. На сайте выясняли, кто тру, а кто не тру и получали баны за вопросы вроде «Бывают ли негры готами?» (на самом деле да). Сайт работает по сей день и каталогизирует видовое разнообразие готов.

Готы второсортные тусовались на пленэре: в Петербурге - у Дома кино, а в Москве - на Чистых прудах вместе с прочими . Готы на стиле, соблюдающие субкультурные обряды и имеющие кое-какие музыкальные претензии, - соответственно в Red Club и «Точке». Для людей, интересовавшихся дарк-эстетикой, это было славное время в плане начавшихся привозов групп вроде Deine Lakaien или Diary of Dreams, но собственно готические массы все равно слушали в основном «Лакримозу» и HIM, хотя и тщательно это скрывали.

Самыми яркими и комичными были местные сайберготы (cyber goths) - те приплетали к и без того канекалоновым дредам провода, носили очки газосварщика, отплясывали под электро в диапазоне от Wumpscut до Infected Mushroom и при этом, как правило, были напрочь лишены музыкального вкуса и, несмотря на морфологическую схожесть с трансерами, панически боялись приема веществ.

Готы

Суровые парни с выбритыми висками, татуировками, одетые в камуфляжные портки и майки KMFDM, любили готов - на «готоплясках» можно было подцепить «готическую сосалку» и почувствовать себя сверхчеловеком рядом с дергающимися сайберготами. Убежищем индустриальщиков в интернете стал портал , методичкой - созданный ныне покойным саратовским деятелем Дмитрием Толмацким (проект DMT) .Несмотря на грозную парадную атрибутику вроде костюмов химзащиты и часто присущего индустриальщикам политического радикализма и тяги к оккультизму, они относились к себе с изрядной самоиронией. В локальном фольклоре в ходу были шутки вроде «Ты переносишь свое звуковое оборудование в ванную потому, что акустика классная, а электрические разряды не дают тебе расслабиться» и «Грузовик - тоже твое музыкальное оборудование». Среди тру-индустриальщиков считалось признаком хорошего тона засыпать под Throbbing Gristle или How to Destroy Angels Coil, презирать NIN и поздних Ministry (девочкам делались поблажки), собирать продукцию лейбла Wax Trax на кассетах и устраивать сейшены на заброшенных стройках с сеансами звукоизвлечения с помощью шпал, арматуры и кенгурятника от папиного внедорожника.

Индустриальщики

В российском сознании эмо остались непонятными существами в полосатых колготках, с мягкими игрушками, приколотыми на розовые рюкзачки, пирсингом и длинными челками. Эмо должны были ходить в депрессии и выражать свои эмоции как можно более открыто. Их главными музыкальными кумирами вроде как были позорный немецкий коллектив Tokio Hotel и российская группа Amatory. В действительности же это была довольно солидная субкультура, уходящая корнями в американский хардкор 80-х, с убеждениями, намешанными из веганства, молодежного протеста и стрейт-эйджа (сложной системы отказа от алкоголя, наркотиков и других допингов). В рядах эмо проходили постоянные споры о том, настоящий ли ты эмо (слушаешь ли эмоциональный хардкор и знаешь ли истоки субкультуры) или позер (не знаешь ничего). Обуреваемая противоречиями эмо-культура в какой-то момент исчезла практически полностью и лишь недавно пережила ренессанс благодаря серии ностальгических вечеринок с названиями вроде «Верни мне мой 2007-й».

Эмо

Альтернативная точка зрения

Российским ребятам, которые любили хип-хоп, было непросто. Сейчас хип-хоп - это мейнстрим и фактически универсальный язык, который понимают все. Тогда же возникало много вопросов: почему исполнители черные и ведут себя в клипах как гангстеры, а не попса ли это (положение ухудшилось после появления Тимати), могут ли белые ребята, да еще из школы читать рэп так же, как великие мастера. Даже с самоназванием были проблемы: считалось, что рэперы - это гангста, а те, кто не хотел ассоциировать себя с ними, называли себя «хоперы». Рэперы по идее воевали со скинхедами, потому что те против музыки черных. У Децла даже была песня на эту тему . В реальности близость скинхедов не была такой фатальной. Многим скинам тоже нравился хип-хоп, и Salt-n-Pepa слушали вперемешку с «Коловратом». Из-за никудышного знания языка восприятие западной хип-хоп-музыки было в основном музыкально-ритмическим. А героями настоящего российского хип-хопа были только Bad Balance, а затем Михей. Ну и решите для себя наконец: «Onyx - лох» или «Onyx - бог».

Рэперы, или хоперы

Толкиенисты и хиппи

Самые свободные люди в этой стране. Будущие программисты и перспективные российские ученые часто были хиппи и ролевиками (не обязательно одновременно). Из важных атрибутов - культура автостопа как универсального способа путешествия по стране, почти обязательное увлечение фэнтези-литературой и фенечки с цветовой кодировкой. Кодировка была сложной, так что приходилось искать объяснения всех цветов в интернете и распечатывать, чтобы не запутаться. Правда, разные списки противоречили друг другу. Красный с черным носят склонные к суициду или фанаты группы «Алиса», красно-белые фенечки - у сторонников свободной любви, которая была так важна в момент полового созревания. Фенечки нужно было плести вручную и дарить (покупать их было нельзя). Если все фенечки куда-то пропадали (их могли срезать в милиции или дома злые родители) то можно было прийти на любое хиппи-сборище, даже совершенно незнакомое и получить по фенечке от каждого, кто там находился. Местами скопления московских хиппи (которые так себя не называли) были клубы «Форпост» и «Живой уголок», довольно долго «Билингва», а из общественных пространств - Чистые пруды.

Толкиенизм был отдельным явлением, которое сейчас практически полностью выродилось или превратилось в более серьезное и агрессивное движение реконструкторов. Ключевыми местами для того, чтобы помахать деревянными (а потом дюралевыми) мечами, были Царицыно и Филевский парк. Принадлежность к субкультуре предполагала знание эльфийского языка, что привело к тому, что в России до сих пор есть десятки тысяч человек, которые могут по памяти пропеть отрывки песен из «Сильмариллиона». Важными событиями были Хоббитские игрища, где несколько дней подряд можно было оставаться орком или эльфийской принцессой (но обязательно в берцовых сапогах). Музыканты у толкиенистов назывались «менестрели». Популярнейшие из них - это Тэм Гринхилл, Канцлер Ги, Иллет и рок-орден «Тампль». Во времена толкиенистов орден прославился эпической оперой «Финрод-зонг» по «Сильмариллиону» Толкиена.

Субкультура, у которой не было особых предпосылок для развития в России. Зато был свой Христос. Мальчики-первоклассники середины 1990-х выбирали себе друзей из тех, кто мог правильно ответить на вопрос «Кто убил Курта Кобейна?». Определенной идеологии гранжеры не исповедовали, а из одежды выделялись только балахонками с обложкой Nevermind. Места для других гранж-команд (может, за редким исключением для Pearl Jam) в их сердцах не оставалось, но у них было одно важное преимущество: логотип Onyx на заборе очень легко и эффектно переделывался в логотип Nirvana.

Гранжеры

Теперь подростки-электронщики рубежа 1990–2000-х кажутся самой интеллектуальной, созидательной и при этом герметичной субкультурой. Студенты-технари, компьютерщики и просто слегка аутичные музыкальные задроты особо не тусовались, а точечно собирались в интернет-тредах а-ля «Как спаять карманный терменвокс?» и прицельно посещали привозы от промоутеров вроде «Светлой музыки» и смежные вечеринки. Российским центром электронного движения был город Ижевск - там не только зарождались прогрессивные локальные IDM-проекты, но и вся мировая мода сперва приходила туда, а уж потом докатывалась до столиц: получалось путешествие из Бристоля через Ижевск. Ребята в очках и капюшонах плотно сидели на продукции Warp Records, непререкаемыми авторитетами были Amon Tobin, Aphex Twin и Autechre. Движение породило собственные лейблы вроде Lagunamuch или Zvezda, где еще почти подростки-энтузиасты учились пахать неблагодатную грядку отечественного музыкального бизнеса.

Электронщики

Субкультура со сложной судьбой, фактически повторившая ситуацию с эмо. Сами бритоголовые парни в гриндерсах могли исповедовать широкий спектр убеждений: изначальная английская субкультура не предполагала обязательного расизма и национализма (и музыкой скинов долгое время был регги), но в обществе укоренился стереотип об опасной уличной субкультуре расистов, готовых устроить драку по любому поводу. А поскольку воевать было еще мало с кем (приток мигрантов начался значительно позднее), то врагов искали среди белых братьев, фанатевших от рэпа и другой черной музыки. В начале 2000-х субкультура начала развиваться: появился русский аналог модов, еще одной британской субкультуры, сочетавшей агрессию с любовью к хорошей одежде, а также антифа как борцы с расизмом и любыми проявлениями бритоголовости и просто большое количество скинхедов, не имеющих отношения к национальной розни. Потом все эти игры закончились и начались погромы овощебаз и фильм «Околофутбола». Но это уже совсем другая история.

Содержание:
Понятие субкультуры

Что представляют собой современные молодежные объединения, на чем они основываются и как влияют на формирование личности подростков и юношества – это те вопросы, которыми задаются большинство педагогов. Ответы на них, надеемся, подскажут взрослым пути использования атрибутов, элементов молодежных субкультур в педагогических целях.

Понятие субкультуры

На одном из сайтов в Интернете есть список обычных фраз современного человека, за которые году в 1990-м человеку грозило попасть в психиатрическую лечебницу. Например, «Я тебе из леса отзвонюсь». Другой пример: в книжном магазине до двух третей книг имеют названия и жанры, невозможные пару десятилетий назад.

В жизни подростков, юношей и девушек, молодежи эти социально-технические новшества и культурные влияния оформляются в виде современных молодежных субкультур и деятельностей.

Субкультура – это модели поведения, жизненные стили, специфические ценности и их символическое выражение какой-либо социальной группы.

Свои субкультуры имеют не только возрастные когорты и особые слои молодежи, но и профессиональные группы. Субкультуры есть у врачей, космонавтов, актеров, телевизионщиков, учителей… Обычные учительские слова «окно», «часы», «русичка», «продленка» далеко не всем представителям иных профессий понятны. А попробуйте расшифровать сленг тележурналистов: «кирпич», «консервы», «лайв», «линейка», «паркет»… Отличительные особенности культуры присущи и политическим объединениям: субкультура тех же коммунистов не очень похожа на субкультуру либералов.

Молодежная субкультура это модели поведения, стили одежды, музыкальные предпочтения, язык (сленг), специфические ценности и их символические выражения, характерные для групп молодых людей (12−25 лет).

Молодежные субкультуры существовали давно, по крайней мере, со второй половины ХХ века. В нашей стране они обратили на себя внимание общества и средств массовой информации в 1980-е годы. В те годы носителей таких особенных культурных практик обычно называли участниками неформальных молодежных объединений. Наиболее известные примеры – хиппи, панки, рокеры, металлисты.

Главная социально-психологическая особенность неформальных молодежных объединений – символизация внешнего вида, образа жизни, образа поведения, в частности, одежды, стиля говорения. Например, длинные волосы хиппи – это не только длинные волосы, но и символизация свободы; англоязычный слой сленга хиппи – это ориентация на западные образцы поведения; квартира, где собираются неформалы, – это не просто помещение, а флэт, где все свои, объединенные непритязательным стилем повседневной жизни.

Громов Дмитрий Вячеславович, кандидат психологических наук «Молодежные субкультуры»

Преобладающая направленность тех юношеских и молодежных групп была асоциальна. Асоциальна, но не антисоциальна! Асоциальность в этой терминологии трактуется как непринятие преобладающих в официальном обществе норм внешности, поведения, общения, времяпровождения. В то время как антисоциальность – это направленность личности, группы, содержащая агрессивное, противостоящее обществу начало и имеющая тенденцию к смыканию с криминальной культурой.

Число молодых людей, подростков, принадлежащих к молодежным субкультурам 15–20 лет назад, даже в больших городах было немногочисленно. По данным ряда опросов начала 1990-х годов, определенно к неформальным группам себя относили 1−3% юношей и девушек.

В 2000-е годы в молодежной культуре происходили и происходят значительные изменения. Прежде всего, это увеличение, рост молодежных, юношеских групп, объединенных новыми, порой весьма необычными, видами деятельности, такими как ролевые игры (ролевки), маунтбейки, файер-шоу, фотокроссы, городские игры (дозоры, энкаутеры, квесты), паркуры, стрит-дансы, стрит-болы, граффити, пейнтболы, байкерство, стрейсеры. Некоторые из этих групп, те же байкеры и стрейсеры, существенно выходят за пределы молодежного возраста.

Вокруг таких деятельностей иногда возникает своя субкультура: свои традиции одежды (та же кепочка у маунтбейкеров или перчатки файершистов), свои кумиры, места сбора, традиции, правила «тусования». Но нередко юноши, подростки, увлекаясь новой деятельностью, не воспринимают себя как принадлежащих к какой-то особой группе. Для них деятельность только деятельность.

Современные молодежные субкультуры

Главными отличительными особенностями современных молодежных субкультур являются, во-первых, увеличение числа деятельностных объединений (то есть тех, в которых организуется какая-либо специфичная, относительно новая молодежная деятельность); во-вторых, погруженность современных молодежных субкультур в просторы Интернета, где ищут «своих», организуют встречи и акции, вычленяют кумиров, используют его возможности для организации соответствующей деятельности.

С педагогической точки зрения можно выделить несколько оснований для классификации современных субкультур.

Прежде всего, это отношение той или иной молодежной субкультуры к принятым в обществе социальным ценностям. Можно говорить о трех социально-ценностных направленностях молодежных субкультур:

  • прокультурные (просоциальные) субкультуры: большинство музыкальных направлений и ролевые игры);
  • асоциальные: хиппи, панки, металлисты, эмо;
  • контркультурные (антисоциальные): молодежные группировки, близкие к взрослой криминальной субкультуре, скинхеды в их радикальном виде.

Другое основание для классификации – мера включения в образ жизни молодого человека деятельностного начала. По этому критерию возможно деление молодежных субкультур на поведенческие и деятельностные.

К поведенческим субкультурам относятся те, в которых к основным особенностям (ядру субкультуры) относятся характерные для представителей данных групп стили одежды, внешности, поведения, общения. Для этих общностей подростков, молодежи постоянное занятие какой-либо деятельностью не является важным групповым признаком (например, готы, эмо, хипстеры).

К деятельностным субкультурам можно отнести те подростковые, юношеские, молодежные общности, в которых основной особенностью является увлечение специфическими молодежными видами деятельности, требующими в той или иной мере индивидуальной активности (например, ролевики, паркурщики, граффитисты).

Сами современные молодежные виды деятельности, носящие в той или иной мере субкультурный характер, можно условно разделить на спортивные, арт-деятельности и игры.

Спортивные виды деятельности:

  • паркур – кросс с естественными препятствиями в условиях населенного пункта;
  • маунт бейк – прыжки и «акробатические» упражнения на специальных («горных») велосипедах;
  • фрисби – кидание пластмассового диска;
  • сокс (футбэг) – игры с небольшими мячами, набитыми песком;
  • скейтбординг – упражнения на доске с роликами;
  • сноубординг – упражнения на доске на снежном склоне.

Арт-деятельности:

  • стритданс – танцевальные стили, развивающие традиции брейкданса;
  • файер-шоу – жонглирование светящимися предметами, в том числе огнем;
  • граффити – рисование на зданиях, заборах и т.п. в специфической изобразительной технике.

Игры:

  • ролевые игры – ролевое разыгрывание группой людей ситуаций по мотивам содержания книги (или фильма) в форме спонтанных действий игроков-персонажей, соответствующих исходному сюжету;
  • историческое реконструирование – ролевые игры, в которых разыгрываются на местности исторические события;
  • городское ориентирование (энкаунтты, фотокросс, дозоры и т.п.) – игры в форме соревнования команд по ориентированию в реальной сельской или городской среде с выполнением по ходу маршрута заданий;
  • компьютерные online-игры.

Но повторимся: участие в этих видах деятельности необязательно означает принадлежность юноши, девушки к той или иной субкультуре, нередко деятельность остается только деятельностью.

Причины привлекательности субкультур

На личностном уровне юношеская субкультура – это способ компенсации негативного отношения к себе, недостаточного самоуважения, непринятия образа собственного тела и стиля поведения (в том числе несоответствие маскулинным и феминным эталонам).

Факт вхождения в субкультурную группу позволяет преувеличить свою непохожесть, придать себе ореол исключительности, особенности.

Социально-психологические причины связаны с эмоциональной привлекательностью неформального стиля жизни, который не предъявляет (в отличие от нормативного, школьного) повышенных требований к целенаправленности, целеустремленности, ответственности.

Можно говорить о трех группах вероятных последствий, тенденций влияния юношеской субкультуры на социализацию молодого человека:

  • позитивная тенденция проявляется в освоении социальных ролей в группе, социальном и культурном самоопределении, творческой самореализации (в специфических субкультурных формах), социальных пробах и социальном экспериментировании;
  • социально-негативная тенденция обнаруживается в приобщении к криминальной или экстремистским субкультурам, алкоголю и наркотикам;
  • индивидуально-негативная тенденция проявляется в избегании социального и культурного самоопределения, самооправдании инфантилизма, бегстве от социальной реальности.

Определить, какие тенденции преобладают в конкретной субкультуре и тем более в жизни конкретного молодого человека, очень непросто.

Источники и влияние

Источников появления субкультуры в российской молодежной действительности несколько.

Не секрет, что за последние 15–20 лет повседневная жизнь взрослых и детей сильно изменилась. Переход к рыночно-ориентированному социальному устройству, сопровождающийся открытостью к западным (Европа, Соединенные Штаты Америки) и восточным (Япония, Корея) культурам поколебал, а то и растворил многие традиции, ценности, устойчивые отношения россиян. Не меньшей силой, изменяющей жизнь людей, послужила новая научно-техническая революция, воплотившаяся, прежде всего, в феноменах компьютера, Интернета, мобильного телефона.

Один из путей трансляции молодежных субкультур – их относительно стихийное распространение. Впрочем, стихийное распространение нередко является побочным результатом вполне целенаправленной деятельности социальных институтов: СМИ, партий, распространителей моды и т.д.

Другой путь – молодежные и коммерческие организации берут стихийно существующие формы молодежного досуга и превращают их во вполне организованные (например, коммерческий конкурс стрит-данса). И этот процесс требует особых технологий. По мнению специалистов, при взаимодействии с потенциально позитивными неформалами надо удерживать, по крайней мере, три правила: договариваться с лидерами, предоставлять им средства и возможности для акций, мероприятий (время, площадки, технические средства) и согласовывать ограничительные нормы поведения и деятельности (которые должны быть минимальны!) во время организуемых акций.

С позиций социального воспитания, то есть воспитания в школах, лагерях, структурах дополнительного образования, можно выделить три основные педагогические стратегии в отношении молодежных специфических видов деятельности: не замечать, ожидать стихийного проникновения в социальную жизнь и тогда уже с ним работать либо целенаправленно анализировать воспитательный потенциал молодежных деятельностей и использовать его в интересах развития личности.

Воспитательный потенциал молодежных субкультур заключается в том, что формы, виды, направления подростковой и молодежной деятельности, возникшие во вне педагогической сфере, в том числе в сфере свободного общения молодежи, которые имеют потенциально, при соответствующей педагогической инструментовке, социально позитивный характер.

Практика современного воспитания довольно робко соприкасается с подобными подростковыми и молодежными реалиями. Причем чаще всего это соприкосновение происходит в ситуациях летних лагерей, в детских общественных объединениях и гораздо реже в школе.

Михаил Лурье «Молодёжные субкультуры путь к себе или побег от реальности»

Вероятно, один из главных вопросов, решение которого покажет, идёт ли практическая педагогика на стыковку с жизнью современных подростков и старшеклассников или они (педагогика и жизнь) всё более удаляются друг от друга, – это обретут ли классные руководители, воспитатели желание и умение видеть, педагогически осмыслять и втягивать в круг своих действий новые молодежные виды деятельности и увлечения.

Сергей Поляков, д.п.н., УлГПУ, г. Ульяновск.