Сравнительная характеристика евгения онегина и владимира ленского сочинение. Почему ленский и онегин стали друзьями, что их сблизило Евгений онегин и ленский

Ленский в авторской характеристике таков:
.. Локлонник Канта и позт. Вольнолюбивые мечты. Он из Германии туманной Дух пылкий и довольно странный, Привез учености плоды: Всегда восторженную речь И кудри черные до плеч.

Как и Онегин, Ленский получил образование нерусское (Пушкин даже назовет его «полурусским соседом» провинциальных помещиков). Немецкая идеалистическая философия (Кант) была основой образования, полученного Ленским в знаменитом Геттингенском университете. Наряду с идеализмом сказано и о «вольнолюбивых мечтах» Ленского.

Одновременно возникает перед нами и внешний облик, и манера поведения, вполне отвечающие внутреннему содержанию героя. После общего впечатления: «Красавец в полном цвете лет» — две выразительные детали: «всегда восторженная речь и кудри черные до плеч».

В следующих строфах, развивающих начатую характеристику вводимого в действие нового лица, Пушкин подчеркивает его восторженно-мечтательное отношение к жизни. Душевную простоту и наивность.

Ленский уверен, что есть какая-то высшая цель в жизни человека, он только еще не знает ее. Ленскому свойственно высокое, даже восторженное отношение к любви, к дружбе.
Ленский — поэт. Он с лирой странствовал на свете; Их поэтическим огнем, Под небом Шиллера и Гете, Душа воспламенялась в нем …

В следующей строфе выясняется характер поэтического творчества Ленского: любовь, «разлука и печаль, и нечто, и туманна даль, и романтические розы … »

Пушкин посмеивается над этим сентиментально-романтическим содержанием стихов Ленского, но в его иронии нет ничего злого. Ирония в изображении Ленского всегда соединяется с сочувствием, — это отношение автора к Ленскому будет сопутствовать ему до конца его истории в романе.

Как и Онегин, Ленский не мог сойтись с окрестными соседями помещиками, но с Онегиным он сближается: интересы и запросы образованных и мыслящих людей объединяют их, и это — общее между Онегиным и Ленским. Различие же характеров подчеркивается Пушкиным заключительной антитезой:

Они сошлись. Волна и камень,
Стихи и проза, лед и пламень
Не столь различны меж собой.
Разбирая дальнейшие главы романа, мы следим за историей Ленского и развитием его образа.

В главе IV Пушкин рисует «картину счастливой любви» Ленского и Ольги. Рисунки Ленского в альбоме Ольги — вполне в духе мечтательного романтизма: «сельские виды, надгробный камень, храм Киприды, или на лире голубок». В этом же альбоме влюбленный поэт «оставляет нежный стих, безмолвный памятник мечтанья … »

По словам поэта, Ленский был «сердцем милый невежда» т. е. толковал о жизни и людях, вовсе их не зная; влюбленный в Ольгу Ларину, он слишком идеализирует эту простую, но, тем не менее, легкомысленную и, в сущности, заурядную девушку. Точно так же Ленский не понял и Онегина: шутку последнего он принял за желание разрушить его счастье, и вот из друга Онегин превращается у него в злодея.

Он мыслит: «Буду ей спаситель. Чтоб червь презренный, ядовитый точил лилии стебелек;
Не потерплю, чтоб развратитель младое сердце искушал». Все эти слова вылились у Ленского только потому, что Онегин ради шутки стал ухаживать за Ольгой. Как человек, у которого сердце всегда жило в разладе с рассудком, Ленский сейчас же вообразил себе картину кровавой измены и обольщения, вызвал Онегина на дуэль и пал жертвою собственного безрассудного увлечения.

В свою деревню в ту же пору
Помещик новый прискакал
И столь же строгому разбору
В соседстве повод подавал.
По имени Владимир Ленский,
С душою прямо геттингенской,
Красавец, в полном цвете лет,
Поклонник Канта и поэт.
Он из Германии туманной
Привез учености плоды:
Вольнолюбивые мечты,
Дух пылкий и довольно странный,
Всегда восторженную речь
И кудри черные до плеч.

Такое описание своего героя дает Пушкин. Молодой помещик дворянского происхождения, Владимир Ленский не мог вызывать иных чувств, кроме симпатии, уважения, снисходительности к его молодости. Он был одним из самых выгодных женихов во всей губернии, и поэтому помещичьи семьи, где росли дочери, его охотно принимали и привечали. Вдобавок к своему богатству, он был красив собой. Его черные волнистые волосы, легкая гибкая фигура могли взволновать любое девичье сердце.

Но сердцем молодого человека успела овладеть Ольга Ларина, которую

…он любил, как в наши лета
Уже не любят; как одна
Безумная душа поэта
Еще любить осуждена:

Ленский был умен, талантлив, писал лирические стихи. Не жених, а мечта. Он учился и получил образование в Германии, в Геттингене, где кроме знаний, набрался вольнолюбивых идеалистических идей, был сторонником философии Канта. Он не успел еще разочароваться в жизни, на которую смотрел сквозь розовые очки.

Ленский был по-юношески сентиментален. Любовь к была его первой и единственной любовью, она была чиста и светла, как лесной родник.

Чуть отрок, Ольгою плененный,
Сердечных мук еще не знав,
Он был свидетель умиленный
Ее младенческих забав;
В тени хранительной дубравы
Он разделял ее забавы,
И детям прочили венцы
Друзья-соседи, их отцы.

Об Ольге Владимир говорит с восторгом неиспорченного юноши.

Да и сама Ольга никогда не давала повода ни для ревности, ни для тревог. Возможно, просто не возникало предпосылок и условий для этого.

Образ Ленского был необходим в романе, как антипод Онегину. И хотя они сблизились и сдружились, Ленский и Онегин совершенно разные люди.

Они сошлись. Волна и камень,
Стихи и проза, лед и пламень.

Но не была той самой мужской дружбой, за которую люди готовы в огонь и в воду. По крайней мере, в душе Онегина не родилось такое чувство привязанности к Ленскому. Да и что это за дружба, если люди из-за недоразумения готовы стать врагами.

От своего незнания и неопытности молодой поэт шутку, может быть и злую, воспринял как предательство и коварство. Но когда наутро встретился с Ольгой, все такой же милой и непосредственной, он понял, что погорячился. И не найдя в себе духа и повода, чтобы помириться с Онегиным,

Он мыслит: «Буду ей спаситель,
Не потерплю, чтоб развратитель
Огнем и вздохов и похвал
Младое сердце искушал;
Чтоб червь презренный, ядовитый
Точил лилеи стебелек;
Чтобы двухутренний цветок
Увял еще полураскрытый».
Все это значило, друзья:
С приятелем стреляюсь я.

Накануне поединка юноша всю ночь не спал. То ли это было волнение перед первой в его жизни дуэлью, то ли его угнетало предчувствие смерти. Скорее всего, второе. Это предчувствие вылилось в его элегические строчки:

А я, быть может, я гробницы
Сойду в таинственную сень,
И память юного поэта
Поглотит медленная Лета,
Забудет мир меня; но ты
Придешь ли, дева красоты,

В цитатных характеристиках, использованных в данной статье, Ленский показан со всех сторон, в строчках Пушкина ярко изображены его мысли, поступки, душевные порывы.

Литературные критики упрекают юношу в незнании жизни. О чем мог знать юноша в 18 лет? Разве это его вина, что Владимир Ленский рос, как тепличное растение, в закрытом учебном заведении, где была книжная теория, философия, искусства, но никто и никогда не говорил, с ним о жизни, о том, что в ней существуют и темные стороны: алчность, лицемерие, хитрость, подлость.

Пушкин нигде не описывает состояние его имения. Как оно управлялось? Кем? Как жили его крестьяне? А ведь этот факт мог показать, применял ли молодой человек свои знания на практике, или он их использовал лишь в спорах с Онегиным и ему подобными, если вдруг случалось встретить образованного человека.

Пушкин видит две перспективы для будущего Ленского: первая — обретя смысл в жизни, он мог развить свой литературный талант и превратиться в «животворящий глас», и вторая –

Прошли бы юношества лета:
В нем пыл души бы охладел.
Во многом он бы изменился,
Расстался б с музами, женился,
В деревне, счастлив и рогат,
Носил бы стеганый халат;
Узнал бы жизнь на самом деле,
Подагру б в сорок лет имел,
Пил, ел, скучал, толстел, хирел,
И наконец в своей постеле
Скончался б посреди детей,
Плаксивых баб и лекарей.

И почему именно скучал? Ведь Ленский, мог применить свои знания на практике, найти смысл жизни в развитии своего хозяйства, в применении прогрессивных технологий и экономических программ, воспитывал ты детей. Да, он мог бы быть счастлив, тем, что счастливы его люди, его семья. Что в том плохого?

Почему смысл жизни передовой молодежи должен заключаться в том, чтобы отстреливать царей? Правда, Белинский увидел портрет Ленского в горе-литераторах, осаждавших журналы.

«Ленские не перевелись и теперь; они только переродились. В них уже не осталось ничего, что так обаятельно прекрасно было в Ленском; в них нет девственной чистоты его сердца, в них только претензии на великость и страсть марать бумагу.»

Владимир Ленский – один из главных героев романа в стихах А. С. Пушкина «Евгений Онегин», друг Онегина и его антипод, жених Ольги Лариной . Ленскому было всего восемнадцать лет, когда он вернулся из Германии, где он увлекался философией Канта и романтической поэзией. Он был красив и богат, за что сразу прослыл завидным женихом. Будучи человеком образованным, он не находил себе друзей среди окрестных невежественных помещиков, однако быстро подружился с Онегиным, которому, как и ему, жизнь в деревне была в новь. Лариных Владимир знал с детства. В частности к Ольге испытывал нежные чувства. Она ему представлялась женским идеалом, этакой романтической героиней из книг. В этом герой жестоко ошибался.

По натуре Ленский был наивен, романтичен и простодушен. Онегин же, наоборот, был умудрённым ловеласом, которому любовные дела давно наскучили. Именно он разглядел в Ольге натуру заурядную и легкомысленную, но не спешил разочаровывать друга. После знакомства с Лариными лишь сказал, что сестра Ольги ему показалась более интересной и глубокой. В результате за ошибку в выборе возлюбленной Ленскому пришлось заплатить жизнь. После его смерти автор рассуждал, что вышло бы из него, будь он жив. Так или иначе, очевидна раздвоенность личности героя. Несмотря на много лет проведенных в Германии, в нём всё равно жил дух русского помещика. Если бы он стал поэтом, в нём прорывались бы помещичьи черты. Если бы стал уездным помещиком, то всё равно писал бы время от времени стихи. В любом случае, он не был бы счастлив, так как невозможно совместить такие противоположности в характере.

Два молодых, но совершенно разных человека всё-таки смогли стать друзьями на некоторое время. И их дружба описана в романе Пушкина «Евгений Онегин». Но что же на самом деле связывало этих людей? Молодой, мечтательный поэт и циник, знаток жизни и её законов. Они смогли найти общий язык, но что на самом деле способствовало их сближению? Могут ли такие люди с удовольствием общаться и находить для себя друг в друге что-то интересное? Эти вопросы задаёт себе каждый, кто читал роман «Евгений Онегин». ? Ответ на вопрос кроется в прошлом каждом из этих героев и в жизненном этапе, на котором они встретились.

Общие представления о дружбе того времени. Прошлое Онегина

Во времена Пушкина на формирование жизни влияла в большей степени, чем сейчас религия, поэзия, труды философов и писателей того века, пропагандировавшие нравственные идеалы. Дружеские отношения считались чем-то величественным, богоугодным, особенно среди верующих людей, и охранялись понятиями о чести и добром имени, которое стремился иметь каждый, кто много времени проводил в обществе.

Онегин был воспитанным человеком, однако «резкий и охлаждённый ум» не позволял раскрыться его сердцу. Он умел красиво преподнести себя, обладал прекрасными актёрскими способностями, знак, как и в какой ситуации себя подать. Благодаря этому счастливому дару с Евгением стремились подружиться многие люди, особенно важные и влиятельные. Он был очень обаятельным человеком, умел нравиться окружающим, знал, как правильно вести себя в обществе, но никто не трогал его сердце. Утомившись светской жизнью и бесконечными любовными приключениями, он искал постоянных перемен, но не знал где и как сменить обстановку.

И вот, узнав о наследстве своего умирающего дяди, он переезжает в деревню, где и знакомиться с Ленским. К этому времени Евгений уже хорошо знает людей, общество, нравы, но его цинизм не открывает его путь к искренним отношениям, в том числе и дружеским. Хотя многие в высшем свете мечтали с ним подружиться или относились к нему, как к молодому и перспективному человеку.

Ленский. Прошлое поэта

Возвышенный, светский, интересный юноша, только что приехавший в родную деревню из Германии и мечтающий о поэтическом будущем. Уединённая жизнь и чтение не располагали его к общению и светской жизни, поэтому в свои 18 лет Владимир был ещё наивным юношей. Не зная людей, разочарований, крупных неудач, для него ещё вся жизнь была в розовом цвете. Вдохновлённый прочитанными книгами, он мечтал о неземной любви, поэтических лаврах и прославлении своей невесты Ольги как идеала женственности и красоты. Недаром он сочинял ей стихи, любовные послания, хотя и не слишком задумывался, а нужны ли все они Ольге.

Он верил в искренность и простоту дружбы, в то, что друзья готовы жизнью пожертвовать ради высоких идеалов преданности и благородства. Сам способный на жертвы ради любви, высоких отношений, Ленский свято верил, что и другие будут делать то же самое.

Лёд и пламя или противоположности притягиваются

Почему Ленский и Онегин стали друзьями? Что их сблизило, даже несмотря на такое разное отношение к дружбе?

Вот несколько основных психологических причин.

  1. Скука и однообразие деревенской жизни. Это первое, что их сблизило в деревне. Онегину были, как и Ленскому, скучны разговоры о деревенском быте, «о псарне и своей родне», как пишет Пушкин. Он искал в этой глуши интересного собеседника, как и Ленский. И, хотя по началу они друг другу не понравились, общие разговоры на возвышенные темы положили начало их дружеским отношениям. Онегину было приятно, хотя и без особой радости, слушать наивные речи Ленского и оценивать его творческий труд, а Ленский с удовольствием общался с Евгением, так как он был, в отличие от других сельских жителей, образован и достаточно начитан.
  2. Непрожитые юношеские события. Ранний успех Онегина у дам и высшего света освободил светского льва от поэтических терзаний, мук творчества, необходимости изливать свои чувства дневнику или поэтической тетради. А врождённое обаяние и светская жизнь заставили его пропустить этап юношеской влюблённости и возвышенной страсти, которую воспевал в своём творчестве Ленский. Общаясь с юным поэтом, Онегин снова как бы снова вспоминал и проживал свои юношеские мечты. И это ещё одна причина, почему Ленский и Онегин стали друзьями.
  3. Общение с Лариными. Оно значительно сблизило этих людей, даже несмотря на разное их отношение к дружбе. Для Онегина всё это общение было просто способом скоротать сельский досуг и удовлетворить потребность в общении, для Ленского Онегин был настоящим, как ему казалось, другом – умным, образованным, начитанным, всё знающим и способным восполнить его собственную «зыбкость ума» и пробелы в знании жизни. Поэтому Ленскому было интересно с ним общаться.

Выводы

Это основные причины, почему Ленский и Онегин стали друзьями, хотя по большому счёту такие отношения никак нельзя назвать дружбой, особенно в момент дуэли. Ведь Онегин был равнодушен ко всему, в том числе и к наивным чувствам Владимира к Ольге, его мечтам и переживаниям. Поэтому искреннее отношение было только у Ленского, но не у Онегина. И дружбой в высоком понимании, которое в него вкладывал Ленский, отношения не были. Их можно было назвать приятельскими, скрашивающими унылость деревенского досуга.

Роман в стихах «Евгений Онегин» - это произведение отражающие жизнь, нравы и быт людей, относящихся к разным группам российского дворянского общества начала XIX века. Основной темой можно, бесспорно, назвать описание передовой личности, ее отношения к дворянскому обществу. Пушкин раскрывает эту тему на основании образов Евгений Онегина , Владимира Ленского и Татьяны Лариной . Именно они - самые яркие и прогрессивные представители дворянской интеллигенции.

Центральный действующий персонаж - это Евгений Онегин. Определить это нетрудно, так как роман носит его имя. Но также мы понимаем, что становление личности Евгения немыслимо без Татьяны и Владимира.

Читая роман, мы понимаем, что сам Пушкин относился к Евгению с симпатией и одновременно с некоей долей иронии. Автор пишет, что юноша чуть не стал главной причиной разорения своей семьи, но «судьба Евгения хранила», поэтому воспитан он был в духе дворянских традиций. В юношеские годы Евгений ничем не отличался от окружающего дворянского мира:

Он по-французски говорил совершенно
Мог изъясняться и писал;
Легко мазурку танцевал
И кланялся непринужденно…

По тем меркам это было все, что нужно, чтобы «свет» считал человека умным и милым.

Однако Онегин не отдается полностью ни одному из увлечений. Он принимает участие в светских развлечениях, ему присущи кратковременные минуты наслаждений, но полностью душой в них он не погружается.

Проявление колебаний мы видим, когда Онегин погружается в излюбленное для себя искусство: «науку страсти нежной».

Парадокс, так как страсть не подчиняется законам, поэтому не может быть наукой, где все идет строго по правилам, по графику. Но в Онегине все иначе, все его движения «страсти нежной» рассчитаны до мелочей.

Главный герой ведет бездельный образ жизни, проводя все своей время на балах, в театрах, в ухаживаниях за женщинами. Так жили все представители дворянского сословия от млада до стара. Но нельзя о нем сказать, что он свой в этом обществе гуляк и весельчаков. Нет, совсем наоборот, Евгений не занимают ни балы, ни театры, а ходит он туда, чтобы хоть как-то проводить время. Как писал русский критик В.Г. Белинский: «Онегин - эгоист поневоле». И я с этим полностью согласна.

Онегин рано постиг пустоту светского общества и почувствовал себя чужим, лишним человеком в нем. Он ищет уединения, тишины, спокойствия и едет в деревню, но там преимущественное его состояние - скука.

Но что мы видим? Встреча с Татьяной Лариной, «милым идеалом», невольно подкашивает размеренную жизнь Евгения. Онегин, как нам может показаться, специально дает влюбиться в себя девушке, а потом, получив ее письмо, отвергает ее любовь, да еще при этом читает ей нравоучения. Хотя сам сильно тронут признанием, он отказывает девушке. Почему? По-моему, этот поступок достоин внимания и даже уважения.

Я думаю, что Онегин сделал так лишь для того, чтобы не вселять в молодое, неопытное сердце надежды на взаимность. Ведь Евгений отлично знал себя, знал, что девушки для него - игрушки, т.к. он не романтик. И это подтверждается тем, что, приехав в деревню, Онегин пробует писать стихи, но быстро бросает, начинает читать, но скоро и это ему наскучивает.

Его одолевает хандра, он мучается от безделья, и именно тогда в деревню приезжает красавец Ленский , «с душою прямо геттингенской», - романтик немецкого склада, «поклонник Канта». Наверно, он с рождения был избран стать поэтом-романтиком, чтоб сеять везде свои «вольнолюбивые мечты».

Ленский наделен благородной и возвышенной душой, но, в отличие от Онегина, не имеет ни малейшего представления о реальной жизни.

Онегин и Ленский сходятся и становятся друзьями, что, наверное, произошло только из-за желания хоть с кем-нибудь пообщаться.

Онегин и Ленский - это лед и пламень. Так как характер Ленского - это совершенное противоположное проявление характера Евгения.

Пушкин показал Владимира, как человека не из мира сего, для него действительность кажется чем-то чуждым и неестественным. Объяснить это достаточно просто, ведь Ленский - яркое олицетворение романтического склада личности. Он больше понимал и принимал все прекрасное и высокое, чем серость обыденного мира. Но в то же время, как говорил Белинский: «Он сердцем милый был невежда», так как, не зная всей правды жизни, говорит и рассуждает так, как будто постиг ее всю и вся.

Ленский рассказывал о прелестях жизни Онегину, который только слушал и молчал, тем самым не желая разочаровать «милое дитя». Но, по-моему, настоящий друг так поступать не должен, т.к. «горькая ложь». И именно поэтому эта фиктивная дружба с самого начала не несла для Онегина и Ленского ничего хорошего. Ведь всегда, когда появляются совершенно противоположные мнения, то обязательно одно их них затмевает другое. Так случилось и в этом случае…

Переломные моменты во взаимоотношениях друзей явилась прихоть Онегина отомстить Ленскому, а тот в свою очередь не преминул ответить на обиду, вызвав обидчика на дуэль. Поединок кончается трагически для Владимира, а Онегин впадает в глубокую меланхолию. Он осознает, что поступил подло, ведь нет ничего хуже, чем пасть от «приятельской руки». Бессмысленность этого поступка становится для него очевидной.

Позже, отойдя от потрясения, Онегин обрел способность к большому чувству, так как он вновь встретил Татьяну. Как говорят: «Нет худа без добра». Ведь не произойди всех трагических событий (гибели Ленского, уезда Татьяны из деревни и выход ее замуж за генерала), то, встретив спустя много лет Татьяну, в Онегине не дрогнуло б сердце.

Он бы так и остался бы бездушным, черствым человеком, ведь именно встреча с Татьяной превратила его из льда в пламя. Даже можно сказать, что к концу романа Онегин стал не антиподом Ленского, а его продолжением. Он также мечтал о любви, взаимном чувстве, счастье. Он даже стал писать стихи.

Но давайте поговорим о Ленском.

Кем бы он стал, если бы его не забрала смерть в столь юном возрасте?

Но он ведь мог стать и помещиком, который, подобно Дмитрию Ларину, завершил бы свою жизнь весьма обыкновенно и обыденно. Так что, как писал В.Г. Белинский: «В Ленском было много хорошего, но лучше всего то, что он был молод и вовремя для своей репутации умер. Это не была одна из тех натур, для которых жить - значит развиваться и идти вперед. Это - повторяем - был романтик, и больше ничего».

Многие годы, особенно во времена революционных потрясений, роман «Евгений Онегин» рассматривался через политическую призму: героев делили на «лишних» и «нелишних», соотносили итог романа и социальные реалии того времени. Однако мы считаем такой подход неверным. Так как в первую очередь «Евгений Онегин» - это произведение о романтической истории влюбленных, об их чувствах и переживаниях.

Может, в разносторонности романа и кроется его прелесть. В нем каждый найдет ту сторону, которая мила и приятна именно ему.