Самый странный музыкальный инструмент. Энциклопедия музыкальных инструментов

Пикассо гитара - странный музыкальный инструмент, созданный в 1984 году канадским мастером струнных инструментов Линдой Манзер для джазового гитариста Патрика Брюса Мэтини. Представляет собой гитару-арфу с четырьмя грифами, двумя резонаторными отверстиями и 42 струнами. Инструмент был назван из-за внешнего сходства с изображёнными на знаменитых картинах (1912–1914), так называемого аналитического кубизма Пабло Пикассо.

Он представляет собой семиручный поклонник тонких ребер под мостом. Он установил стандартный менструальный менструальный диагноз 65 см, позволяя легко воспроизводить, шире и более высокую галстук, и упростил декор для скромной вспышки смазок и розеток вокруг отверстия. Его модели служат идеальным дизайном для современных строителей. Строковый инструмент - это струнный инструмент - аккорд, струны которого поколебаны петлей. Ранние струнные инструменты включают средневековую фидулу и рубебу, преемницу Арабской Раввы.

Из этих инструментов в течение следующих столетий развивались современные инструменты скрипки и скрипки. Глубокая традиция струнных инструментов также находится в Азии - в Китае популярны инструменты с двумя струнами скрипки типа эрху, индийские сарани и саринда с тремя или четырьмя четырьмя основными и большим количеством украшений, традиционным японским струнным инструментом,, Кроме того, есть множество исторических струнных инструментов, которые практически не играют: рубин и фидула, лира да гамба, альт да браччио, лира да браччио, папа, трутстат, ублюдок альтов, баритон, альт д'амор и другие.



Никельхарпа - традиционный шведский струнный музыкальный инструмент, первые упоминания, о котором датируется приблизительно 1350 годом. Обычно современная никельхарпа имеет 16 струн и 37 деревянных клавиш, скользящие под струнами. Для игры используется короткий смычок. Звук, издаваемый данным инструментом похож на звук скрипки только с большим резонансом.

Она была популярна в этом веке, главным образом в Италии и Франции, как единственный сольный инструмент. Он имеет форму старых скрипок и поражает длинной палочкой на голове, которая имеет до четырнадцати штифтов, чтобы растянуть струны. Через пальцы подается от пяти до семи кишечных струн, а под грифом помещается столько же металлических струн. Они настроены в соответствии с тактильными струнами. Звук этой альта нежен и сладок.

Игра по петле напоминает скрипку с меньшим давлением на струны. В отличие от альта да браччио, альт да гамба имеет шесть-семь строк и лад на грифе. Этот инструмент держит колени в игре, а лук-луки держатся иначе, чем привычка современных инструментов. Есть больше вариантов азартных игр, альт, тенор, бас и контрабас. Инструмент предохранителя дугообразный, но значительно меньше, чем скрипка. Как и в большинстве других струнных инструментов, верхняя пластина изготовлена ​​из ели, днища и клена. Виола да гамба также находится под самыми высокими струнами души и под самым глубоким струнным басом.



Стеклянная гармоника - довольно необычный музыкальный инструмент, состоящий из нескольких стеклянных полусфер различных размеров, закреплённых на металлической оси, которая частично погружена в ящик-резонатор с разбавленным уксусом. При прикосновении к краям стеклянных полусфер, вращающихся посредством педали, исполнитель извлекает нежные и приятные звуки. Данный музыкальный инструмент известен с середины XVII века. Интересно, что в некоторых городах Германии он был запрещён законом, так как в те времена считалось, что звук гармоники слишком сильно действует на душевное состояние людей, пугает животных, вызывает преждевременные роды и даже приводит к расстройству рассудка.

В то время для этого инструмента было создано множество музыкальных произведений. Очень популярными были камерные ансамбли, состоящие из большего количества азартных игр. Начиная с позднего барокко, гамба стала вытесняться более современными инструментами, такими как альт или виолончель. Виола да бардоне, также называемая баритоном, возникла в столетии. Тенор Вайолет Виола да гамба с кишечными струнами и десять-пятнадцать соответствующих металлических струн под грифом. Начиная с игры на скрипке, гамма отличалась тем, что ее нижние струны можно было сыграть с пиззитом большим пальцем левой руки в отверстии в нижней части шеи.



Эрху, его также называют «китайской скрипкой» - старинный китайский струнный смычковый инструмент, созданный в седьмом веке. Представляет собой оригинальную двухструнную скрипку внизу, которой прикреплён цилиндрический резонатор, снабжённый мембраной из кожи змеи. Является очень универсальным инструментом, он часто используется в качестве сольного инструмента, в качестве сопроводительного инструмента в китайской опере, а также в современных музыкальных жанрах таких, как поп, рок, джаз и т. д.

У нее было пять струн и использовалось в семнадцатом и восемнадцатом веках, чтобы играть на более глубоких басовых позициях, особенно во время парадов. Гофман как скрипка, но с добавлением пятой струны скрипки. У них есть глубокая традиция европейской классической музыки, большинство композиторов посвятили важную часть своей работы. Они самые маленькие из семейства инструментов для скрипки. Верхняя пластина в основном изготовлена ​​из ели, нижняя и нижняя выполнены из клена. Края досок обрезаны декоративной отделкой, которая, помимо эстетической функции, частично защищает пластины от рубки.

Зеусафон (Zeusaphone)



Зеусафон, или «музыкальные молнии», «пение катушки Тесла» - одна из форм плазменного громкоговорителя. Представляет собой катушку Тесла, которая была изменена, для того чтобы воспроизводить звуки, сопровождаемые красивым свечением ионов воздуха в электрическом поле высокого напряжения. Термин «пение катушки Тесла» был придуман Дэвидом Нуньесом после публичной демонстрации данного устройства 9 июня 2007 года в Нейпервилле, штат Иллинойс, США.

С другой стороны, души передают высокие частоты сверху вниз. Шея сделана из того же дерева, что и нижняя пластина и луковица, чаще всего из клена. В его верхнюю часть прикреплена древесная плитка из черного дерева. Кузнечик выполнен из кленового дерева и имеет несколько важных особенностей: он держит струны на определенном расстоянии от грифа. Его закругленная форма позволяет струне отдельно касаться струн. Он несет вибрации струн на корпусе скрипки. Он служит в качестве акустического фильтра - он ограничивает некоторые струнные частоты, которые ухудшали бы свойства тона скрипки.

Гидравлофон (Hydraulophone)



Гидравлофон - странный акустический музыкальный инструмент, действующий на принципе преобразования колебаний жидкостей в звук. Он имеет несколько отверстий, через которые бьют потоки воды и когда один из потоков блокируется, инструмент производит звук, формируемый не воздухом, а водой. Был изобретён канадским учёный и инженером Стивом Манном. Самый большой в мире гидравлофон находится в научном центре Онтарио, Канада.

Даже небольшое отклонение в расположении кузнечика приводит к значительному изменению характера тона скрипки. Лезвие выполнено из дерева, кости, металла или пластика, и к нему прикреплены струны. Из нижней части планки - нить, которая прикреплена к так называемой глазури.

Это гарантирует, что баклер не касается верхней части скрипки. К канавке также можно прикреплять кисточки, которые можно использовать для небольших изменений высоты тона при отладке. Также есть ярлыки со встроенными тюнерами. Твердая древесина используется для производства струн. В то время как основная часть длины петли имеет круглое поперечное сечение, концы расширяются и адаптируются для использования переплетения. К остроконечному концу, который упоминается как наконечник, волосы прочно прикреплены.



Поющее дерево - уникальная музыкальная скульптура, расположенная в Пеннинских горах недалеко от города Бернли в графстве Ланкашир, Англия. Скульптура была построена 14 декабря 2006 года и представляет собой трехметровую конструкцию, состоящую из стальных оцинкованных труб, разной длинны, которые благодаря энергии ветра издают низкий мелодичный гул.

На противоположном конце напряжений плетения используется так называемая лягушка, которую можно перемещать с помощью натяжного винта вдоль стержня. Лягушка иногда украшена жемчужными элементами по бокам для декоративных целей. Звук строки достигается путем вытягивания одной или двух соседних строк. В связи с тем, что строки не лежат в одной плоскости, а растянуты, как если бы они находились на поверхности цилиндра, желаемую строку или строку строк можно выбрать, наклонив петлю. Чтобы увеличить сопротивление трения, на лошадь подается канифоль.



Терменвокс - электромузыкальный инструмент, созданный русским физиком и изобретателем Левом Терменом в 1919 году. Главной частью терменвокса являются два высокочастотных колебательных контура, настроенные на общую частоту. Электрические колебания звуковых частот создаются генератором на электронных лампах, сигнал пропускается через усилитель и превращается громкоговорителем в звук. Игра на терменвоксе заключается в том, что исполнитель управляет его работой, изменяя положение ладоней возле антенн инструмента. Двигая рукой вокруг стержня, исполнитель регулирует высоту звука, а жестикуляции вокруг дуги позволяет влиять на громкость. За счёт изменения расстояния ладоней музыканта к антенне инструмента меняется индуктивность колебательного контура, и как следствие, частота звука. Одной из первых и самых выдающихся исполнительниц на этом инструменте была американская музыкантша Клара Рокмор.

Строки струны встряхиваются с боковым притяжением. Самые старые петли сильно отличались от сегодняшнего - форма напоминала лук, и волосы были крепко прикреплены с обоих концов. Натяжение весов было достигнуто нажатием пальца, середины висела да да гамба и большими пальцами на скрипке. В середине века петли начали оснащаться зубчатым стержнем, который позволял постепенно натянуть переплетение. В середине века была разработана современная форма триггера с винтом, позволяющим регулировать переменное натяжение.

Это увеличило максимальную нагрузку и расширило игру за счет цикла, например, быстрее стаккато. Однако, когда игра закончена, необходимо разрешить натяжение плетения, чтобы избежать деформации на стержне и долговременного напряжения переплетения. Совсем недавно петли также изготавливаются из композитных углеродсодержащих материалов.



На втором месте в списке самых необычных музыкальных инструментов в мире находится Ханг - музыкальный ударный инструмент, созданный в 2000 году Феликсом Ронером и Сабиной Шерер из швейцарского города Берна. Состоит из двух соединённых между собой металлических полусфер с резонаторным отверстие размером 8–12 см.

Предшественником скрипки является средневековый рубин, преемник арабского сбруса, скрипка или фидула и относительная лира да браччио. Первая скрипка началась в Италии в начале века. Никто из них не выжил, но их форму можно проследить до рисунков того времени. Первая современная скрипка была построена Андреа Амати по заказу семьи Медичей - его попросили создать инструмент, подходящий для уличных музыкантов. Современные скрипки быстро стали популярными во всех социальных слоях и распространились по всей Европе.

Самая старая сохранившаяся скрипка была также сделана Андреа Амати, Кремона Года. Они никогда не играли за них и теперь выставлены в Музее Эшмола в Оксфорде. Самые известные скрипачи жили веками. Форма скрипки практически не изменилась с тех пор, только с незначительными изменениями в структуре. Скрипки, сделанные выдающимися скрипачами в этот период, по-прежнему практически неповторимы в тоне тона, и сегодня есть конфликты по поводу того, что на самом деле вызвано. виола.



Самым необычным музыкальным инструментом в мире является Сталактитовый орган. Это уникальный музыкальный инструмент, находящийся в Лурейских пещерах, штат Виргиния, США. Был создан в 1956 году математиком и учёным Лиландом Спринклом, который на протяжении трёх лет обрабатывал свисающие с потолка пещеры сталактиты для получения идеального звучания. После чего он к каждому из них прикрепил молоточек, управляемый с помощью электричества от органной клавиатуры. Этот инструмент занимает площадь в 14 квадратных километров и является самым большим музыкальным инструментом в мире.

Он очень похож на скрипку, он немного больше. Ее струны немного ниже скрипки. Звук скрип наполнен и несколько темный и меланхоличный. На вершине струны ее тон частично напоминает скрипку, но ей не хватает ее легкости и блеска. Цвета тона альта связаны с его размерами. Поскольку альта меньше акустического аспекта, тем выше гармонические частоты подавляются, что является причиной других характеристик тона, чем скрипка. Строка скрипки немного короче и мощнее скрипки. Строковые методы в основном такие же, как скрипка, но для звучания струн необходимы более сильные силы.

Поделится в соц. сетях

10

Октобас – инструмент, выдающийся, в первую очередь, своими размерами: самые большие экземпляры могут достигать высоты 4,5 метра и быть шириной в 2 метра. Появился он в результате экспериментов скрипичных мастеров, считавших, что размеры корпуса контрабаса недостаточно велики для низких звуков. С созданием этого внушительного инструмента им удалось решить поставленную задачу: диапазон октабса – от до субконтроктавы (16.4 Гц) до ля контроктавы (55 Гц), тем самым, создавать более низкозвучащие инструменты такого рода не имело смысла, так как достигнута нижняя граница слышимого диапазона для человека (16 Гц - 20 кГц), и более низкие звуки было бы просто не слышно. Однако широкого распространения октобас не получил в связи с тем, что не обладал ожидаемой силой и насыщенностью звучания. Но тем не менее этот инструмент и сегодня можно встретить в некоторых музыкальных представлениях. Из-за внушительных размеров техника игры на октобасе имеет свои особенности. На нем играют стоя, встав на специальную табуретку. При этом прижатие струн осуществляется при помощи специального ручного механизма - для этого в октобасе сделаны 7 рычагов, которые позволяют прижать одновременно все струны на каком-либо из ладов, с 1 до 7 соответственно.

Виола является неотъемлемой частью каждого струнного квартета и квинтета. Он часто играет важную роль в оркестре, но только дополняет функцию - его часть ограничена наполнением гармонии между другими скрипками и виолончелью. виолончель. Виолончель имеет практически ту же структуру, что и скрипка. По сравнению со скрипками длина виолончели виолончели примерно в два раза выше высоты лепешек около четырех раз. Это релятивизирует первый аликвотный тон, который приводит к типичному теплу тона виолончели.

Эти инструменты разрабатывались параллельно с так называемыми инструментами альтов. В отличие от сегодняшних инструментов, целлулоид виолончели не имел всплеска и должен был плотно прилегать между коленями; деревянная часть барочных струн была изогнута, в настоящее время она изогнута над всеми инструментами внутри. Виолончель производит богатый и теплый звук, в некоторых положениях, очень похожих на человеческий голос. При воспроизведении высоких тонов тон тона напоминает альт. Для ее резонанса челюсть должна развивать относительно высокую силу.

9 Сигарбокс гитары (Cigarbox guitar)



По названию этого струнного инструмента можно подумать, что он делается из коробки из-под сигар. Так и есть! Изначально сигарбоксы делали именно из сигарных коробок, а так же другой подходящей тары. Связанно это с тем, что зачастую у первых создателей этого инструмента (чернокожих американских рабов XIX века) не было возможности для покупки гитары, но были желание играть, находчивость и подручные материалы. Почему под руку попадались обычно именно сигарные ящики? Дело в том, что в то время сигары хранили и транспортировали в деревянных ящиках, которые, как говорят, изготовлялись не из самой дурной древесины. Естественно, коробки эти, как правило, никто не хранил, и выбрасывалось их немало.

Он очень часто используется в сольных композициях. На более высоких позициях звук виолончели напоминает альт. Раньше женщинам было грустно играть на виолончели таким образом, поэтому у них был инструмент, прислоненный к земле рядом с обеими ногами. Методы игры в основном такие же, как скрипки или скрипки. Виолончель также используется в так называемом «большом пальце» положении, где большой палец левой руки печатает две строки, обычно на уровне верхней пластины, а другие пальцы печатают отдельные строки.

Двойной бас. По-прежнему существует несогласованность в том, принадлежит ли двойной бас к игре струнных инструментов скрипки или альта. В отличие от других струн, конструкция контрабаса не была стандартизирована; структура колеблется более или менее между скрипками и гамбами. Например, нижняя пластина может быть изогнута как скрипка, как прямая, как азартная, или слегка согнутая. Как и в случае с другими струнными инструментами, любы и нижние плиты изготовлены из дерева клена и ели. Гвоздика чаще всего изготовлена ​​из дерева черного дерева.

8



По сути этот инструмент представляет из себя модернизацию гитары, посредством добавления дополнительных струн для расширения ее звукового диапазона и других практических целей. Существуют разные варианты исполнения: формы и конструкция зависят лишь от умения и фантазии мастера.

Одиночный бас всегда примерно на октаву ниже, чем в нотации. Методы игры в основном такие же, как и для других струнных инструментов, как и для виолончели, техника большого пальца используется, когда мелодии играют большим пальцем левой руки. На басовых басах обычно сложнее играть быстрые и технически сложные отрывки, чем, например, скрипка, потому что басовые струны сильнее, а расстояние между языками на флип-чарте больше. В барочной музыке бас-бас и виолончель сыграли важную роль в басовом голосе, так называемом бассо континуо.

До начала века песни для сольного контрабаса практически не существовали. Игра периодных инструментов становится все более заметной. Музыкантам теперь гораздо больше дается указание об аутентичной интерпретации. Благодаря усилиям многих ученых открываются архивы, открываются учебники и учебные пособия о том, как играть такую ​​музыку. Мы, конечно, не знаем, как музыканты играли в восемнадцатом веке, но у нас уже есть какая-то идея, а реплики исторических инструментов позволяют сблизить тонкие нюансы.

7



Концептуально этот инструмент в некотором смысле противоположен предыдущему. Образно говоря, цитра – это гусли с грифом и ладами.

В зависимости от размера цитра имеет от 17 до 47 струн. На первых четырех-пяти струнах, расположенных над грифом с ладами, обычно играют основную мелодию, а на остальных исполняется аккордовое сопровождение. Наиболее популярна цитра была среди жителей Австрии и Германии XVIII века.

6 Колесная лира (органистр)



Старинный музыкальный инструмент, издающий гудящий протяжный звук, возникающий из-за трения струн о колесо, вращаемое музыкантом. На одних струнах исполняется основная мелодия с помощью стержней-клавиш, а другие издают постоянный бурдонный фон.

5 Колесная арфа (Wheelharp)

Оригинальный современный инструмент, имеющий некоторое сходство в принципе звукоизвлечения с колесной лирой: звук так же появляется в результате трения вращающегося барабана о струны. Но на этом сходства заканчиваются. При нажатии какой-либо клавиши механизм перемещает соответствующую струну навстречу барабану, поверхность которого покрыта канифолью. Кроме клавиатуры с диапазоном 3-5 октав для игры используются две педали. Левая педаль управляет демпфером (глушит звучание струн), а правая - скоростью вращения барабана.

4 Глюкофон и ханг



Глюкофон, как и предыдущий инструмент, - изобретение современности. Изначально его прототип делали из газового баллона. Глюкофон состоит из двух чаш, на одной из которых расположены лепестки (язычки барабана), а на другой - резонирующее отверстие. Каждая чаша настраивается нужным образом для придания необходимого чистого и богатого обертонами звучания. Возможны различные модификации: изменение геометрии ударных элементов, изменение объёма инструмента и толщины стенки корпуса.

Ханг – схожий с глюкофоном металлический перкуссионный инструмент. В отличие от глюкофона, у ханга вместо звучащих язычков на одной из полусфер расположено 7-8 тональных областей, окружающих центральный купол.

3



Редкий музыкальный инструмент, состоящий из стеклянных полусфер различного размера, нанизанных на горизонтальную вращающуюся металлическую ось. Пакет полусфер частично погружён в ящик-резонатор с разбавленным уксусом, благодаря чему края полусфер постоянно увлажнены. Сразу после ее создания (середина XVII века),гармоника начала покорять своими волшебными, сказочными и, порой, таинственными звуками композиторов, музыкантов и просто слушателей. Для нее писали такие известные композиторы как Моцарт, Бетховен и Штраус. Однако, не смотря на такой успех и всеобщую симпатию, из-за различных предрассудков и суеверий гармоника начала терять свою популярность, а в некоторых городах Германии даже была запрещена. В результате к двадцатому веку стеклянная гармоника стала редкостью.

2



Инструмент, имеющий длинную историю и широкую географию. Археологические находки и этнографические исследования подтверждают, что он был распространен у многих народов по всему Земному шару. У разных народов этот инструмент известен под разными названиями: хомус, варган, кумыз, шанкобыз, темир-хомус, ванны яяр, маултроммель дан мои, коусян, марранцано, доромб, муккури, морчанг, дамбрялис и др.. Кроме небольших различий в форме и материалах, применяемых при изготовлении, общие принципы игры и звукоизвлечения схожи. Для игры инструмент удерживается рукой и прижимается корпусом к зубам так, чтобы ничто не мешало свободному колебанию язычка, который и является первичным источником звука. Язычок приводится в движение свободной рукой исполнителя. Усиление звука происходит благодаря полости рта, которая выполняет роль резонатора. Соответственно, изменение высоты и тембра звука происходит за изменения артикуляции, дыхания и других приемов, среди которых есть как простые, так и требующие некоторого мастерства исполнителя.

1

Электромузыкальный инструмент, разработанный и созданный в 1919 году русским изобретателем Львом Сергеевичем Терменом в Петрограде. Со времен создания первого («Классического», с двумя антеннами) было создано несколько модификаций и модернизаций инструмента.

В первых, классических, моделях, созданных самим Львом Терменом, управление звуком происходит в результате свободного перемещения рук исполнителя вэлектромагнитном поле вблизи двух металлических антенн. Исполнитель играет стоя. Изменение высоты звука достигается путём приближения руки к правой антенне, в то время как громкость звука управляется за счёт приближения другой руки к левой антенне. Именно эта модель терменвокса получила самое широкое распространение в мире.