«туфли на набережной дуная» - лев рудский (wrn). Памятник в Будапеште – Обувь на Набережной Дуная Туфли на набережной дуная венгрия

Ассовые расстрелы евреев в Будапеште производились членами венгерской нацистской партии «Скрещённые стрелы» в конце Второй мировой войны, в 1944 - начале 1945 годов. Чтобы не заниматься захоронением, нацисты расстреливали жертв на берегу реки, для экономии пуль сковывая цепью в 50-60 человек и стреляя только в первого - падая, он тянул за собой остальных.

Евреев привозили к дунайской набережной на грузовиках, приказывали снять обувь и увозили на баржах в неизвестном направлении. Оставленная на набережной обувь шла на продажу или использовалась фашистами для собственных нужд.

Количество расстрелянных исчислялось тысячами. Точные цифры неизвестны - тела унесла вода.

Память

Дея мемориала на набережной Дуная принадлежала режиссёру Кену Тогаю и была воплощена венгерским скульптором Дьюлой Пауэром.

Отлитая из чугуна скульптурная композиция представляет 60 пар разнокалиберной мужской, женской и детской обуви - стоптанные ботинки, туфли, башмачки, стоящие вдоль набережной у края воды.

Все пары обуви - аутентичные копии моделей 1940-х годов.

Длина скамьи равна протяжённости ряда обуви - 40 метров, высота - 70 сантиметров.

Памятник установлен на пештском берегу Дуная, недалеко от . Открытие состоялось 16 апреля 2005 года, в Международный день памяти жертв Холокоста, накануне 60-й годовщины победы над фашизмом во Второй мировой войне.

К памятнику приносят цветы, на набережной оставляют зажжённые лампадки.

В 2013 году газета «Аргументы и факты» включила будапештский мемориал в число 18-ти «Самых пронзительных памятников мира», отведя ему первое место в списке, так же характеризуют его и другие источники.

…Это один из самых сильных и пронзительных памятников мира, который подтверждает, что не менее эмоциональным, чем живопись, может быть и монументальное искусство.

- Биробиджанер штерн

В 2015 году в Санкт-Петербургском государственном академическом театре балета имени Леонида Якобсона поставлен балет «Каменный берег», толчком к созданию которого послужило впечатление хореографа от будапештского памятника. По замыслу хореографа Владимира Варнавы, набережная в спектакле выступает «в роли мифологического пространства, позволяющего реконструировать на эмоциональном уровне события и образы людей, встретившихся с болью и утратой».

В столице Венгрии множество старинных и современных скульптур. Говорят, что их более двухсот. Величественные короли и графы в позеленевшей от времени бронзе, революционеры, знаменитые композиторы, смешные дети, животные и птицы в необычных позах. Но один памятник в Будапеште выбивается из общего строя, пронизывает, как острой иглой. Кричит об ужасах фашизма в стране, воевавшей на стороне нацистской Германии — обувь на набережной Дуная.

Было ли так задумано или получилось случайно, но памятник находится в таком месте, что многие туристы неожиданно «упираются» в него, обходя справа знаменитое здание венгерского Парламента. Просто газоны с цветами, просто серая брусчатка и серый бетон набережной. И вдруг перед глазами – нестройный ряд туфель, ботинок, детских сандалий.

Кажется, что кто-то оставил обувь на берегу Дуная на минутку и сейчас вернется. Полная иллюзия стоптанной изношенной кожи. Только вблизи становится понятно, что туфли из металла.

Называется композиция – «Туфли на набережной Дуная» (Cipők a Duna-parton). Ее автор – Дьюла Пауэр. Открыли мемориал в День памяти жертвам Холокоста в 2005 году. На скромных табличках возле экспозиции на каменной скамье на иврите, английском и венгерском соответствующие надписи.

До Великой Отечественной войны в Венгрии насчитывалось около 800 000 евреев, Будапешт иногда называли «юдапешт». По некоторым данным, только четверть венгерских евреев пережили Холокост. Правительство Венгрии четко следовало гитлеровской политике. Людей переселяли в гетто, отправляли в лагеря смерти в Польше.

На берегу Дуная проводили массовые расстрелы. Так было проще – не требовалось вывозить трупы. Людей связывали между собой и ставили у воды. После первого выстрела падающий утягивал за собой в волны всех, стоявших рядом в цепи. Перед казнью людей разували, чтобы продать обувь.

Не случайно количество обуви в ряду – за один раз обычно расстреливали 50-60 человек.

Памятник в стихах

Впечатления от памятника созвучны строкам поэтов двух разных поколений.

В 2015 пишет Гера Шторм:

На берегу евреям снять ботинки!

— Обутым неприлично умирать?

Спросил ребенок мать, а та слезинки

Старалась незаметно вытирать.

— Ты не волнуйся мам, я не голодный.

Вчера, кусочек хлeбушка я съел.

Мы там замерзнем мам, Дунай холодный?

Я плавать научиться не успел…

Мам, ты скажи, а умирать не больно?

Я просто упаду и утону?

Или умру от пули и спокойно

И плавно я потом на дно пойду?

Ты за руку возьми меня покрепче,

Чтоб мы не потерялись под водой.

Вдвоём с тобой спастись нам будет легче.

Мы спрячемся за сильною волной.

На берегу Дуная всем снять обувь!

— Все говорят, кончается война.

Ты видишь мама, в небе белый голубь?

Смотри, а там идет наша волна…

В 1944 написал Сергей Михалков:

«Детский ботинок»

Занесенный в графу

С аккуратностью чисто немецкой,

Он на складе лежал

Среди обуви взрослой и детской.

Его номер по книге:

«Три тысячи двести девятый».

«Обувь детская. Ношена.

Правый ботинок. С заплатой…»

Кто чинил его? Где?

В Мелитополе? В Кракове? В Вене?

Кто носил его? Владек?

Или русская девочка Женя?..

Как попал он сюда, в этот склад,

В этот список проклятый,

Под порядковый номер

«Три тысячи двести девятый»?

Неужели другой не нашлось

В целом мире дороги,

Кроме той, по которой

Пришли эти детские ноги

В это страшное место,

Где вешали, жгли и пытали,

А потом хладнокровно

Одежду убитых считали?

Здесь на всех языках

О спасенье пытались молиться:

Чехи, греки, евреи,

Французы, австрийцы, бельгийцы.

Здесь впитала земля

Запах тлена и пролитой крови

Сотен тысяч людей

Разных наций и разных сословий…

Час расплаты пришел!

Палачей и убийц — на колени!

Суд народов идет

По кровавым следам преступлений.

Среди сотен улик —

Этот детский ботинок с заплатой.

Снятый Гитлером с жертвы

Три тысячи двести девятой.

Как добраться

Памятник найти просто: находится он в самом центре Будапешта, справа от здания Парламента, которое видно издалека. Ехать на втором трамвае до Kossuth Lajos tér M или на до станции с таким же названием (площадь Лайоша Кошута). Памятник доступен для посещения в любое время.

Другие символичные памятники столицы Венгрии

Ботинки на набережной – не единственный памятник жертвам Холокоста в Будапеште. У здания синагоги – история трагедии в виде дерева, символизирующее скорбь. Плакучая ива из металла склоняет ветви с 7000 листочками, на каждый из которых нанесли имя погибшего от фашизма.

2017-10-21T11:40:23+03:00

«Туфли на набережной Дуная». Когда только подходишь к этому мемориалу в Будапеште, размещенному вдоль реки на протяжении 40 метров, сжимается сердце. Поначалу, издалека даже трудно поверить, что эта обувь не настоящая, настолько она кажется реальной.

Но подойдёшь поближе, вспомнишь историю этого памятника, посвящённого Холокосту, и становится жутко! Только вблизи понимаешь, что всё это – сделано из металла. Но от этого не становится легче. Авторы памятника «Туфли на набережной Дуная», расположенного примерно посередине между зданием Парламента и Цепным мостом, – кинорежиссёр Кен Тогай (это – его идея) и скульптор Дьюла Пауэр. Примечательно, что Кен Тогай – наполовину русский, наполовину англичанин, а скульптор Дьюла Пауэр по национальности венгр с русскими корнями. Работа этого талантливого дуэта достойна восхищения и уважения. На скромных табличках возле экспозиции на каменной скамье на трёх языках – на иврите, английском и венгерском надписи: «Памяти жертв, расстрелянных на Дунае боевиками “Скрещённых стрел” в 1944-1945 гг. Установлено 16 апреля 2005 года».


На набережной только обувь – и ничего больше. Она выглядит так естественно, что, кажется, хранит тепло оставивших её людей. Будто кто-то снял эти туфли, ботинки на берегу на минутку и сейчас вот-вот вернётся. Страшный, пронзительный, удивительно скромный и невыразимо трогательный памятник. Всё-таки для того, чтобы нормального человека «пробрало» насквозь, не требуется никакой помпезности и навязчивых нравоучений. Одного мига, одного взгляда достаточно, чтобы почувствовать и замереть, ужаснувшись. Было ли так задумано или получилось случайно, но памятник находится как раз в таком месте, что многие туристы неожиданно «упираются» в него, обходя справа здание венгерского Парламента. Всё просто: газоны с цветами, серая брусчатка и серый бетон набережной. И вдруг перед глазами – нестройный ряд туфель, ботинок, детских сандалий. Легко можно различить обувь для мальчиков и девочек, мужчин и женщин, старую и новую. Нет ни одной повторяющейся пары. Все разные - как и люди, которые погибли на этом месте.

Именно из еврейского гетто в Будапеште, «работавшего» 50 дней, людей выводили на берег реки, связывали по 60 человек вместе и (для экономии пуль) стреляли в первого, который, падая в реку, тянул за собой в небытие остальных, ещё живых. По непроверенным данным, более 10 тысяч евреев нашли здесь свою смерть. Циничность, с которой немецкие и венгерские нелюди-антисемиты расправлялись с женщинами, мужчинами, детьми, потрясает воображение. А почему оставалась обувь убитых на берегу? Почему на смерть люди шли без обуви? И вновь причиной тому немецкая расчетливость: прежде, чем совершить злодеяние, они заставляли всех, от мала до велика, снимать обувь, ведь в то время башмаки и туфли стоили дорого. Потом эту обувь без проблем можно было продать на чёрном рынке, в том числе и немецкому населению в Германии, а то и использовать для собственных нужд. Таким образом, преступление совершалось с выгодой. Тысячи, десятки тысяч людских тел унесли воды Дуная. Если бы каждому расстрелянному посвятить одну пару обуви, то на набережной просто не хватило бы места. Сегодня здесь насчитывается 53 пары, но в 2005 году (когда 16 апреля открывали мемориал в Международный день памяти жертв Холокоста, накануне 60-й годовщины победы над фашизмом во Второй мировой войне) их было 60. Несколько пар за это время куда-то исчезли.


У памятника всегда зажжены поминальные лампадки, и лежат живые цветы. Посещение мемориала «Туфли на набережной Дуная» в Будапеште ничем не ограничено, можно приходить круглосуточно. В столице Венгрии множество старинных и современных скульптур. Говорят, что их более двухсот. Величественные короли и графы в позеленевшей от времени бронзе, революционеры, знаменитые композиторы, смешные дети, животные и птицы в необычных позах. Но только этот один памятник (описание его не в каждом местном путеводителе найдёшь; объяснять – почему, не стану: думаю, и так понятно) выбивается из общего строя, пронизывает, как острой иглой, кричит об ужасах фашизма в стране, воевавшей на стороне нацистской Германии, – обувь на набережной Дуная. В 2013 году газета «Аргументы и факты» (Россия) включила будапештский мемориал в число 18 «Самых пронзительных памятников мира», отведя ему первое место в списке.

До Второй мировой войны в Венгрии насчитывалось около 800 тысяч евреев, из них примерно 280 тысяч жили в Будапеште, который иногда называли «юдапешт». Еврейская община в Венгрии была самой многочисленной в Европе, поэтому жертв было очень много. Венгерская синагога считается второй по величине в мире (после нью-йоркской). По некоторым данным, только четвертая часть венгерских евреев пережила Холокост.

В октябре 1944 года, после того как правитель Венгрии Миклош Хорти, объявил о перемирии с СССР, в Будапеште произошёл поддержанный фашистской Германией государственный переворот. Сын Хорти был похищен отрядом СС и взят в заложники. Под нажимом Гитлера через несколько дней Миклош Хорти, являвшийся всё-таки противником геноцида евреев и цыган, вынужден был передать власть лидеру венгерской нацистской прогерманской партии «Скрещённые стрелы» Ференцу Салаши, который, не мешкая ни дня, организовал массовые акции по уничтожению сотен тысяч венгерских евреев и цыган, а также их депортацию в концлагеря и в Германию. Массовые убийства в Венгрии считаются одним из последних и самых зловещих эпизодов Холокоста. Всего за три месяца, предшествовавшие взятию города советскими войсками, гитлеровцы и их венгерские пособники уничтожили около 300 тысяч венгерских евреев… Между металлическими ботинками и туфлями горят зажжённые свечи, лежат живые цветы и камни, которые евреи в память о своих погибших соплеменниках привозят со всего света. В одном из детских ботинок я увидел конфеты и маленькие мягкие игрушки. Комок к горлу…

В саду будапештской синагоги, которая находилась на территории самого большого в Европе гетто, поставили памятник «Дерево жизни». На каждом листочке – имя погибшего еврея. Это гетто 18 января 1945 года освободила Красная Армия. Кстати, табличка с благодарностью солдатам, спасшим оставшихся в живых, до сих пор висит на стене синагоги. К глубокому сожалению, и синагога, и табличка, и памятник – одни из немногих, уцелевших во время борьбы правительства Венгрии с так называемым наследием коммунистического прошлого…

+++

Гера ШТОРМ (написано в 2015 году ):

На берегу евреям снять ботинки! /«Обутым неприлично умирать?», – / Спросил ребенок мать, а та слезинки / Старалась незаметно вытирать. / «Ты не волнуйся, мам, я не голодный, / Вчера кусочек хлeбушка я съел. / Мы там замерзнем, мам, Дунай холодный? / Я плавать научиться не успел… / Мам, ты скажи, а умирать не больно? / Я просто упаду и утону? / Или умру от пули и спокойно / И плавно я потом на дно пойду? / Ты за руку возьми меня покрепче, / Чтоб мы не потерялись под водой. / Вдвоём с тобой спастись нам будет легче, / Мы спрячемся за сильною волной». / На берегу Дуная всем снять обувь! / «Все говорят: кончается война. / Ты видишь, мама, в небе белый голубь? / Смотри, а там идёт наша волна».

Сергей МИХАЛКОВ (написано в 1944 году ) «Детский ботинок»

Занесённый в графу с аккуратностью чисто немецкой, / Он на складе лежал среди обуви взрослой и детской. / Его номер по книге: «Три тысячи двести девятый». / «Обувь детская. Ношена. Правый ботинок. С заплатой…» / Кто чинил его? Где? В Мелитополе? В Кракове? В Вене? / Кто носил его? Владек? Или русская девочка Женя? / Как попал он сюда, в этот склад, в этот список проклятый, / под порядковый номер «Три тысячи двести девятый»? / Неужели другой не нашлось в целом мире дороги, / кроме той, по которой пришли эти детские ноги / в это страшное место, где вешали, жгли и пытали, / а потом хладнокровно одежду убитых считали? / Здесь на всех языках о спасенье пытались молиться: / чехи, греки, евреи, французы, австрийцы, бельгийцы. / Здесь впитала земля запах тлена и пролитой крови / сотен тысяч людей разных наций и разных сословий… / Час расплаты пришёл! Палачей и убийц – на колени! / Суд народов идёт по кровавым следам преступлений. / Среди сотен улик – этот детский ботинок с заплатой, снятый Гитлером с жертвы «Три тысячи двести девятой».

Мемориал «Обувь на берегу Дуная» расположен на дунайской набережной примерно посередине между зданием Парламента и Цепным мостом. Памятник придумали и выполнили два человека – кинорежиссер Джан Тогай (Can Togay) и скульптор Гюла Пауэр (Gyula Pauer). Мемориал представляет собой стоящие вдоль берега 60 пар обуви, отлитых из чугуна. Обувь разная – взрослая и детская, почти новая и стоптанная до дыр. Сразу сложно догадаться, о чем этот памятник. Некоторые туристы, даже пытаются примерить необычные старомодные башмаки, но обнаружив вмонтированную в цемент мемориальную доску: «Памяти жертв, расстрелянных на Дунае боевиками «Скрещенных стрел»», с ужасом отходят в сторону. Почему пар именно 60? По одним данным именно столько лет прошло с 1945 года до момента открытия памятника, который был открыт 16 апреля 2005 года, в Международный день памяти жертв Холокоста. По другим данным именно такими группами, по 60 человек, во время Второй мировой войны фашисты расстреливали евреев на берегу Дуная. В 1944 году в Будапеште проживало около 270 – 280 тысяч евреев. В октябре 1944 года, после того как правитель Венгрии Миклош Хорти, объявил о перемирии с СССР, в Будапеште произошёл поддержанный Германией государственный переворот. Сын Хорти был похищен отрядом СС и взят в заложники. Под нажимом Гитлера через несколько дней Миклош Хорти, являвшийся противником геноцида евреев и цыган, передал власть лидеру нацистской прогерманской партии «Скрещённые стрелы» Ференцу Салаши. После прихода Салаши к власти начались массовые акции по уничтожению сотен тысяч венгерских евреев и цыган и их депортации в Германию. Гетто продолжалось 50 дней. Людей выводили на берег реки, связывали несколько человек вместе, и для экономии пуль, стреляли первого, который падая в реку, тащил за собой живых людей. 10 тысяч евреев нашли здесь свою смерть. Циничность, с которой фашисты расправлялись с людьми, потрясает воображение. Приговоренных смертников заставляли разуваться, чтобы потом эту обувь отдать кому-нибудь другому. Ведь по мере того, как приближались советские войска, тысячи заключённых выводились из концлагерей и гнались вглубь страны к германской границе (марш смерти). Массовые убийства в Венгрии считаются одним из последних эпизодов Холокоста. Несмотря на то, что со времени трагических событий прошёл не один десяток лет, до сих пор между чугунными ботиками горят зажженные лампады и лежат живые цветы. Ни что не забыто, ни кто не забыт…

«Туфли на набережной Дуная».

Когда только подходишь к этому мемориалу в Будапеште,

размещенному вдоль реки на протяжении 40 метров,

сжимается сердце.



Поначалу, издалека даже трудно поверить, что эта обувь не настоящая, настолько она кажется реальной. Но подойдёшь поближе, вспомнишь историю этого памятника, посвящённого Холокосту, и становится жутко! Только вблизи понимаешь, что всё это - сделано из металла. Но от этого не становится легче.

Авторы этого, как его по праву называют самым «пронзительным, трогательным» памятником в мире «Туфли на набережной Дуная» (венг. Cipők a Duna-parton), расположенного примерно посередине между зданием Парламента и Цепным мостом, - кинорежиссёр Кен Тогай (это - его идея) и скульптор Дьюла Пауэр. Примечательно, что Кен Тогай - наполовину русский, наполовину англичанин, а скульптор Дьюла Пауэр по национальности венгр с русскими корнями. Работа этого талантливого дуэта достойна восхищения и уважения.

На скромных табличках возле экспозиции на каменной скамье на трёх языках - на иврите, английском и венгерском надписи: «Памяти жертв, расстрелянных на Дунае боевиками «Скрещённых стрел в 1944-1945 гг. Установлено 16 апреля 2005 года».

На набережной только обувь - и ничего больше.Она выглядит так естественно, что, кажется, хранит тепло оставивших её людей. Будто кто-то снял эти туфли, ботинки на берегу на минутку и сейчас, вот-вот вернётся. Страшный, пронзительный, удивительно скромный и невыразимо трогательный памятник. Всё-таки для того, чтобы нормального человека «пробрало» насквозь, не требуется никакой помпезности и навязчивых нравоучений. Одного мига, одного взгляда достаточно, чтобы почувствовать и замереть, ужаснувшись.

Было ли так задумано или получилось случайно, но памятник находится как раз в таком месте, что многие туристы неожиданно «упираются» в него, обходя справа здание венгерского Парламента. Всё просто: газоны с цветами, серая брусчатка и серый бетон набережной. И вдруг перед глазами - нестройный ряд туфель, ботинок, детских сандалий. Легко можно различить обувь для мальчиков и девочек, мужчин и женщин, старую и новую. Нет ни одной повторяющейся пары. Все разные — как и люди, которые погибли на этом месте.

Именно из еврейское гетто в Будапеште, «работавшего» 50 дней, людей выводили на берег реки, связывали по 60 человек вместе, и для экономии пуль, стреляли первого, который, падая в реку, тянул за собой в небытие остальных, ещё живых. По непроверенным данным, более 10 тысяч евреев нашли здесь свою смерть. Циничность, с которой эти мерзкие немецкие и венгерские нелюди-антисемиты расправлялись с женщинами, мужчинами, детьми, потрясает воображение. А почему оставалась обувь убитых на берегу? Почему на смерть люди шли без обуви? И вновь причиной тому немецкая расчетливость: прежде, чем совершить злодеяние, они заставляли всех, от мала до велика, снимать обувь, ведь в то время башмаки и туфли стоили дорого. Потом эту обувь без проблем можно было продать на чёрном рынке, в том числе и немецкому населению в Германии, а то и использовать для собственных нужд. Таким образом, преступление совершалось с выгодой. Тысячи, десятки тысяч людских тел унесли воды Дуная. Если бы каждому расстрелянному посвятить одну пару обуви, то на набережной просто не хватило бы места.


Сегодня здесь насчитывается 53 пары, но в 2005 году (когда 16 апреля открывали мемориал в Международный день памяти жертв Холокоста, накануне 60-й годовщины победы над фашизмом во Второй мировой войне) их было 60. Несколько пар за это время куда-то исчезли. Несмотря ни на что, у памятника всегда зажжены поминальные лампадки, и лежат живые цветы. Посещение мемориала «Туфли на набережной Дуная» в Будапеште ничем не ограничено, можно приходить круглосуточно без всякой оплаты за вход.

В столице Венгрии множество старинных и современных скульптур. Говорят, что их более двухсот. Величественные короли и графы в позеленевшей от времени бронзе, революционеры, знаменитые композиторы, смешные дети, животные и птицы в необычных позах. Но только этот один памятник (описание которого ни в каждом местном путеводителе найдёшь - объяснять почему, думаю, и так понятно) выбивается из общего строя, пронизывает, как острой иглой. Кричит об ужасах фашизма в стране, воевавшей на стороне нацистской Германии, - обувь на набережной Дуная.

В 2013 году газета «Аргументы и факты» (Россия) включила будапештский мемориал в число 18 «Самых пронзительных памятников мира», отведя ему первое место в списке; также характеризуют его и другие источники.

«Это один из самых сильных и пронзительных памятников мира, который подтверждает, что не менее эмоциональным, чем живопись, может быть и монументальное искусство», - пишет газета «Биробиджанер штерн».



Известно, что до Второй мировой войны в Венгрии насчитывалось около 800 тысяч евреев, из них примерно 280 тысяч жили в Будапеште, который иногда называли «юдапешт». Еврейская община в Венгрии была самой многочисленной в Европе, поэтому жертв было очень много. Венгерская синагога считается второй по величине в мире (после Нью-Йоркской). По некоторым данным, только четвертая часть венгерских евреев пережили Холокост.

В октябре 1944 года, после того как правитель Венгрии Миклош Хорти, объявил о перемирии с СССР, в Будапеште произошёл поддержанный фашистской Германией государственный переворот. Сын Хорти был похищен отрядом СС и взят в заложники. Под нажимом Гитлера через несколько дней Миклош Хорти, являвшийся всё-таки противником геноцида евреев и цыган, вынужден был передать власть лидеру венгерской нацистской прогерманской партии «Скрещённые стрелы» Ференцу Салаши, который, не мешкая ни дня, организовал массовые акции по уничтожению сотен тысяч венгерских евреев и цыган, а также их депортацию в концлагеря и в Германию.


Массовые убийства в Венгрии считаются одним из последних и самых зловещих эпизодов Холокоста. Всего за три месяца, предшествующие взятию города советскими войсками, гитлеровцы и их венгерские пособники уничтожили около 300 тысяч венгерских евреев.

Несмотря на то, что со времени трагических событий прошёл не один десяток лет, до сих пор между металлическими ботинками и туфлями горят зажжённые свечи, лежат живые цветы и камни, которые евреи в память о своих погибших соплеменниках привозят со всего света. В одном из детских ботинков я увидел конфеты и маленькие мягкие игрушки…

Комок к горлу…

Один из выживших в Холокосте однажды сказал: «Слишком долго мы живём - оставшиеся в живых. Слишком многие негодяи и подлецы вселенского масштаба, возомнившие себя вершителями судеб, оставили след в нашей долгой Истории. А дело всего лишь в совести, оказывается. Пока кто-то скорбит и говорит о страшных исторических уроках, другие упорно продолжают перекраивать Историю по своим лекалам».


21 июля 2017 года премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху посетил в Будапеште мемориальный комплекс «Туфли на набережной Дуная», посвящённый памяти евреев, погибших в Катастрофе, и положил там камень с горы Герцля, который привёз из Иерусалима. Сопровождавший премьер-министра депутат Кнессета Исраэль Эйхлер прочёл один из псалмов Царя Давида («Теилим»).


Премьер-министр подчеркнул: «Это место очень остро и трагично выражает перемены в судьбе еврейского народа. Здесь, в этом месте, были убиты и сброшены в реку тысячи евреев, включая детей. Я принёс сюда камень с горы Герцля в память об убитых здесь евреях. Он символизирует возрождение Израиля и то, что наш долг гарантировать - эта Катастрофа никогда больше с нами не произойдёт. В этом истинное, глубочайшее значение государства Израиль. Я взволнован и горд тем, что стою на этом месте и говорю всё это с глубоким убеждением, представляющим всех нас, всех вас, граждан Израиля, еврейский народ».

В 2015 году в Санкт-Петербургском (Россия) государственном академическом театре балета имени Леонида Якобсона поставили балет «Каменный берег», толчком к созданию которого послужили впечатления хореографа Владимира Варнавы от будапештского памятника. По замыслу хореографа набережная в спектакле выступает «в роли мифологического пространства, позволяющего реконструировать на эмоциональном уровне события и образы людей, встретившихся с болью и утратой» . В. Варнава сказал: «Я не знаю памятника более сильного и менее помпезного, чем этот».

А в саду будапештской синагоги, которая находилась на территории самого большого в Европе гетто, поставили памятник «Дерево жизни». На каждом листочке - имя погибшего еврея. Это гетто 18 января 1945 года освободила Красная армия. Кстати, табличка с благодарностью солдатам, спасших оставшихся в живых, до сих пор висит на стене синагоги. К глубокому сожалению, и синагога, и табличка, и памятник - одни из немногих, уцелевших во время борьбы правительства Венгрии с так называемым наследием коммунистического прошлого…


Теме Холокоста созвучны строки поэтов двух разных поколений.

Гера Шторм (написано в 2015 году ):

На берегу евреям снять ботинки!

«Обутым неприлично умирать?», -

Спросил ребенок мать, а та слезинки

Старалась незаметно вытирать.

«Ты не волнуйся, мам, я не голодный,

Вчера кусочек хлeбушка я съел.

Мы там замерзнем, мам, Дунай холодный?

Я плавать научиться не успел…

Мам, ты скажи, а умирать не больно?

Я просто упаду и утону?

Или умру от пули и спокойно

И плавно я потом на дно пойду?

Ты за руку возьми меня покрепче,

Чтоб мы не потерялись под водой.

Вдвоём с тобой спастись нам будет легче,

Мы спрячемся за сильною волной».

На берегу Дуная всем снять обувь!

«Все говорят: «Кончается война».

Ты видишь, мама, в небе белый голубь?

Смотри, а там идёт наша волна».

Сергей Михалков (написано в 1944 году ):

«Детский ботинок», -

Занесённый в графу

С аккуратностью чисто немецкой,

Он на складе лежал

Среди обуви взрослой и детской.

Его номер по книге:

«Три тысячи двести девятый».

«Обувь детская. Ношена.

Правый ботинок. С заплатой…»

Кто чинил его? Где?

В Мелитополе? В Кракове? В Вене?

Кто носил его? Владек?

Или русская девочка Женя?

Как попал он сюда, в этот склад,

В этот список проклятый,

Под порядковый номер

«Три тысячи двести девятый»?

Неужели другой не нашлось

В целом мире дороги,

Кроме той, по которой

Пришли эти детские ноги

В это страшное место,

Где вешали, жгли и пытали,

А потом хладнокровно

Одежду убитых считали?

Здесь на всех языках

О спасенье пытались молиться:

Чехи, греки, евреи,

Французы, австрийцы, бельгийцы.

Здесь впитала земля

Запах тлена и пролитой крови

Сотен тысяч людей

Разных наций и разных сословий…

Час расплаты пришёл!

Палачей и убийц - на колени!

Суд народов идёт

По кровавым следам преступлений.

Среди сотен улик -

Этот детский ботинок с заплатой.

Снятый Гитлером с жертвы

Три тысячи двести девятой.

Лев Рудский (WRN)