В чём разница между акустикой и классикой. Электрогитара, акустическая или классическая: с какой начать учиться

Ээээ, классика тоже является акустикой... Акустических гитар много видов, почитайте.

Различия:

Размер - те гитары, на которые хватит денег у большинства, это дредноты. Огромные такие бандуры со здоровенной декой. Ощутимо больше классики, за счет чего звучат гораздо более громко при должном звукоизвлечении.

Гриф - на дредноте он значительно уже, длиннее, на вестерне 1 в 1 как на классике. Учиться, как принято, лучше на классике. Лады уже, расстояние между струнами больше.

Анкер в грифе, то есть ту же высоту струн над грифом можно будет регулировать без особых извращений

Тип используемых струн и вариативность натяга - не верьте тем, что говорят, что железки тонкие и режут пальцы. Обладаю баритоновым дреднотом со струнами 17-64 в си стандарте, что-то как то не режет:D дреднот из-за анкера можно тянуть во все строи, какие в голову придут и не поведет гриф, а вот с классикой придется быть осторожнее.

Особенности звукоизвлечения. Чтобы раскачать резонаторную камеру дреднота - надо постараться, по крайней мере пальцами.

Устойчивость к разного рода ужасам мира сего. Как и любой акустический инструмент, гитара очень и очень капризна. Нейлон ползет, меняет срой и тд и тп при малейшей перемене температуры и влажности. Железо чуть более устойчиво. А правила хранения/транспортировки схожи. И, кстати, соблюдать их стоят, а то у меня лежит фендер с арк декой волнами. Потому что Женя - гений, Женя не убрал фендер от испарителя и батареи.

Звук - классические с нейлоном мягкие, а большего и сказать не могу, даже меняя позицию ближе к порожку получаешь более стеклянный звук, но все равно мягкий. Все, куда можно натянуть железо звучит ярко, громко, но при желании так же мягко, звук более открытый как по мне. Вот примеры и мягкого и не очень звучания, нейлон тоже прилагается.

Что является лучшим? Спорно. Смотря для чего. Если нужна гитара, чтобы орать песни под 3 аккорда - дреднот и только он. Громко, ярко, пальцы не тянуть далеко, с атакой все в порядке.
Если учиться, то здесь большой вопрос так же. Ноты искать и зажимать проще на классике, гриф здоровенный, что соответственно упрощает половину аппликатур. Первый месяц да, будет не так больно, как с железом, но через месяц пальцы и так станут деревянными, что с нейлоном, что с железом, поэтому данный параметр, как по мне, не сильно катит.
Сам начинал свой путь с классики (эх, тот самый хонер ц аш 06, первая перепиленная гитара, по сей день беру туда, где есть шанс того, что инструмент будет анигилирован посредством стены и пьяного угара), полет вроде нормальный был, но как только пересел на дредноты и подержал в руках вестерн - обратно не сильно хочется. Порой скучаешь по мягкому звуку, но это быстро проходит.

Вы хотите научиться играть на гитаре, но не знаете, какую выбрать? Для непрофессионала трудно уловить отличия между разными видами, однако они есть. Мы поможем разобраться, какие бывают гитары и чем они отличаются.

1. Классическая — это традиционный щипковый инструмент, известный ещё со времён эпохи Возрождения. С классической гитары начинали свою музыкальную карьеру подавляющее большинство профессиональных музыкантов и просто любителей мелодичных аккордов. Именно с ней работают преподаватели музыкальных школ или училищ со своими учениками.

Вот основные особенности, по которым вы всегда отличите классическую модель:

  • Мензура (длина звучащей части струны) составляет 65 см.
  • Шесть струн, изготовленных из синтетического материала (нейлона).
  • Массивный гриф из цельного куска дерева (толщина — до 3 см, ширина – до 6см). Такие размеры позволяют удобно держать гриф в руке и перебирать струны.
  • Корпус из фанеры, реже – из натурального дерева. По размерам чуть меньше, чем у остальных видов гитар.
  • Звук извлекается при помощи пальцев или медиатора. Другие дополнительные элементы усиления не используются.
  • Невысокая стоимость.

Классический инструмент звучит более мягко, глубоко. Поэтому на нём чаще всего исполняются романсы, старинные мелодии или страстные испанские напевы.

2. Акустическая — получила своё распространение в Америке начала ХХ века. На ней исполнялась музыка в стиле фолк или кантри, под её звучание проводились все сельские вечеринки и местные торжества.

Да и сейчас эта модель считается лучшей для воспроизведения блюзовых и роковых баллад. Так как главным предназначением акустической гитары является аккомпанировать со сцены, в её устройство были внесены некоторые изменения, позволяющие извлекать более громкий и чистый звук.

  • Корпус крупной формы.
  • Струны металлические, преимущественно стальные.
  • Гриф удлинённый, узкий (максимальная ширина до 4,5 см) и более лёгкий по весу.
  • Присутствует анкерный стержень, удерживающий гриф от деформации.

Акустическая гитара от классической отличается только звучанием. Поэтому сказать, какая из них лучше или хуже, невозможно. Выбор зависит от личных предпочтений и тех музыкальных стилей, для исполнения которых её приобретают.

Обратите внимание! Профессиональные музыканты рекомендуют начинать обучение на классике, а после переходить к акустической, так как для того, чтобы играть на металлических струнах, желательно иметь начальные навыки игры.

Чем отличается бас гитара от электрогитары?

Сразу следует отметить, что электрогитара является отдельным видом гитары, а бас – гитара – её подвид. Они имеют достаточно большую схожесть в конструкции, из – за чего их и часто путают.

  • Бас – гитара была изобретена Лео Фендером в 50х годах прошлого столетия и до сих пор является самым популярным аккомпаниатором при исполнении музыки в стиле рок и джаз.От шестиструнной эту модель отличает более грубое и тяжёлое звучание, ведь этот бас звучит на октаву ниже классического вида. Существует ряд отдельных техник, предназначенных для игры именно на бас – гитаре.Стандартный вид имеет 4 струны, но встречаются изделия, оснащённые 5, 6, 7 и 8 струнами. Для изготовления корпуса используется американская липа или орех.
  • Электрогитара – это инструмент, оснащённый электронными звукоснимателями. Эти приспособления полностью поменяли звучание привычной гитарной мелодии. Они были разработаны в 1924 году инженером Л. Лоэром, работавшем в американской компании по производству гитар.Применение революционной техники преобразования звука позволило извлекать из обычной акустической гитары неслыханное до сих пор звучание, отличающееся большим разнообразием новых тембров.Различают ещё один подвид электрогитары – электроакустика (или полуакустика). Электроакустической называют вид акустической гитары, внутри корпуса которой устанавливается специальный прибор под названием пьезосниматель.

    Именно с его помощью инструмент подключается к усиливающей аппаратуре и способен выдавать более мощный и громкий звук, требуемый на концертных площадках. В обычных условиях на таком типе гитары можно играть и без подключения.

    Электрогитара является основным и непременным атрибутом при исполнении рок — музыки, причём, очень часто в выступления включаются отдельные соло на электрогитаре. Струн у неё, как и у обычной акустики, в основном шесть, хотя визуально они совсем непохожи.

    Электрогитара может иметь самые различные авангардные формы, подчёркивающие стиль и экстравагантность исполнителя. Корпус выполняется из ольхи, клёна, ясеня, а в качестве накладок на гриф применяется древесина палисандра или эбенового дерева.

Обратите внимание! Основное различие состоит в том, что бас – гитара – это усовершенствованный контрабас, тогда как электрогитара «развилась» из обычной акустики.

Семиструнная от шестиструнной гитары

Главным признаком отличия, как это видно из названия, является количество струн. Но это далеко не все признаки, по которым можно различить эти две популярные разновидности.

  • Шестиструнная гитара (её ещё называют «испанской») — это именно та классическая конструкция, описание которой мы давали выше. Одинаково хорошо звучит как сольно, так и для сопровождения мелодии в составе музыкальной группы.Шестиструнка — самый распространённый вид, который можно встретить у большинства любителей гитарной музыки.
  • Семиструнная гитара – «русская» или «цыганская». В прошлом имела очень большое распространение на территории нашей страны, ведь именно такие модели выпускались большинством фабрик СССР.На сегодняшний день популярности у семиструнки немного поубавилось, и на смену «русской» всё чаще приходит модифицированный вариант — так называемая «американская» семиструнная гитара.

    Главным отличием семиструнной от классической является строй, то есть звучание открытых струн, которое производит инструмент. Техника, которая используется для игры на «русской» гитаре, позволяет получить мелодический ряд, созвучный русским народным песням.

    Звучание у семиструнки более мягкое, напевное, недаром именно этот инструмент считается идеальным аккомпаниатором для русских и цыганских романсов.

Строй семиструнной «русской» гитары:

Редкие виды

Но это далеко не полный список щипково – струнных музыкальных конструкций, которые берут своё начало от классической гитары. Кроме известных и популярных разновидностей, существуют и масса других модификаций, более или менее известных широкой публике:

  • Гавайская (укулеле) – небольшого размера народный гавайский инструмент с четырьмя струнами, изготовленный из местной породы красного дерева. Очень распространённый вариант гитары, который можно встретить в любом музыкальном магазине.
  • Гитара – впервые была использована в конце XVIII века в Англии.Больших размеров, внешне напоминает «ручную» арфу с грифом, это экзотическое приспособление способно выдавать весьма интересное звучание и, хоть и не имеет толпу поклонников, однако до сих пор выпускается многими известными компаниями. Даже в электронных вариациях.
  • Для левшей – специально изготовленные модели под левую руку. Они имеют зеркальное расположение всех необходимых элементов, что намного облегчает игру музыкантам – левшам.Хотя в продаже ассортимент таких изделий невысок (по сравнению с традиционными формами), но в специализированных магазинах можно найти «леворукую» гитару любого типа – от обычной классики до электро или бас.

Выбирайте тот инструмент, который вам по душе, совершенствуйте свою технику, и кто знает, может именно вы затмите славу легендарного Джимми Хендрикса или великолепного Эрика Клептона.

Полезное видео

Многие начинающие гитаристы при выборе гитары не знают, какой именно выбрать инструмент. Они задаются вопросом - Чем отличается электрогитара от акустической ? Что лучше выбрать? В этой статье не будет никаких уроков, мы просто поговорим об отличиях этих инструментов.

Конечно, самое главное отличие электрогитары от акустики - звук. Электрогитара чаще используется для рок музыки (и ее многочисленных направлений).

Электрогитара и акустика происходят из одного инструмента - гитары. Но, не смотря на это, они имеют различное строение, различное предназначение.


Как превратить акустику в электрогитару?

Обычную акустическую гитару, при желании, можно превратить в электрогитару, хоть и не полностью. Начнем с того, что в музыкальных магазинах продаются полуакустические и электроакустические гитары.

Похожа на акустику, но она имеет специальный пьезозвукосниматель, с помощью которого такую гитару можно подключить к компьютеру.

Такая гитара по своему типу акустическая. Но ее применяют на концертах, ведь ее можно подключить к аппаратуре, поэтому звук будет громкий и будет слышен зрителям. При желании, с помощью аппаратуры на электроакустическую гитару можно повесить различные эффекты.

Полуакустическая гитара внешне больше похожа на электрогитару. Но звук в ней издается (как и в акустике) с помощью полостей внутри корпуса. Вместо розетки (круглое отверстие в акустической гитаре) в полуакустической используются отверстия, которые называются "эфами" (так назвали, потому что они похожи на английскую букву f).

Такую гитару обычно используют в таких направлениях музыки, как блюз, джаз, рон-н-ролл.

Отдельный звукосниматель на акустику

К аппаратуре (например, к компьютеру) можно подключить и обычную акустическую гитару. Для этого существуют специальные звукосниматели, которые крепятся к корпусу гитары в области розетки.

Почитать об этом подробнее можно в статье " ". Таким образом гитара подключается к компьютеру, а через специальные музыкальные программы на гитару можно повесить любой эффект, например, дисторшн (как в электрогитаре, когда играют рок или метал).

Какую гитару выбрать?

Конечно, прежде всего, если Вы задаетесь вопросом "Какую гитару выбрать - акустическую или электро?", то Вам нужно понять, для каких целей приобретается инструмент. Если Вы просто хотите простые песни, то приобретите акустическую гитару. Будет меньше хлопот, аппаратура никакая не понадобится, можно брать такой инструмент с собой куда угодно. Ну и, конечно, меньше денег потратите.

Также, если говорить об акустике, то существует два вида таких гитар: акустическая и классическая гитара . Это все акустические инструменты, но они имеют отличия. Почитать об этом можно тут: "

Когда со мной связываются потенциальные ученики, как правило, они рассказывают некую краткую предысторию о том, что именно их привело к преподавателю. Все эти истории достаточно разные, однако, за время своей профессиональной деятельности я стал замечать в них общие черты. В данной статье я бы хотел остановиться на одной из часто описываемых потенциальными учениками ситуаций: «Я очень хочу научиться играть на электрогитаре, но у меня есть проблема. Я никогда не играл на акустической (классической) гитаре, а многие говорят, да и я сам читал разные статьи о том, что прежде чем учиться играть на электрогитаре, надо освоить азы на акустике или классике. Но меня акустическая или классическая гитары вообще не привлекают, а вот электрогитара наоборот. Насколько критично отсутствие умения играть на акустической (классической) гитаре для того, чтобы начать обучение на электрогитаре?»

Дело в том, что классическая гитара, акустическая гитара и электрогитара — три абсолютно разных музыкальных инструмента, отличающихся не только по звуку, а еще и по своему функционалу. Следовательно, они различаются и по технике звукоизвлечения. Чтобы было понятнее, приведу в пример парочку аналогий. Если человек захотел научиться водить легковой автомобиль и с этой целью пришел в автошколу, вряд ли тамошние преподаватели будут ему предлагать пройти обучение езде на мотоцикле или на самосвале. Несмотря на то, что данные виды транспорта ездят по одним дорогам, они все-таки кардинально друг от друга отличаются. Точно так же люди, желающие заниматься боксом, скорее всего, не станут обращаться к тренеру по греко-римской борьбе, так как очевидно, что это два абсолютно разных вида единоборств. И если данные утверждения практически ни у кого сомнения не вызывают, то с гитарами, дело обстоит совершенно иначе.

К сожалению, достаточно большое количество людей действительно не понимают разницы между классической, акустической и электрогитарой. Конечно же, достаточно много людей отдают себе отчет в том, что вышеперечисленные инструменты мало чем пересекаются. Однако среди них есть убежденные в том, что нельзя приступать к обучению игре на электрогитаре, не научившись играть на акустике или классике. Со всей ответственностью смею заверить, что данные убеждения являются исключительно стереотипом и не представляют собой никакой информационной ценности. Следование этим необоснованным домыслам является грубой ошибкой, которая не приведет ни к чему, кроме как к потерянным впустую средствам и времени. Откуда берется данный стереотип, вопрос второй. Кто-то прочитал в интернете, кто-то догадался сам, кому-то это объяснял преподаватель, который либо некомпетентен и сам верит в эту чушь, либо просто мошенник, пытающийся продержать у себя ученика как можно дольше любой ценой.

На самом деле, ни малейшей связи между акустической, классической и электрогитарой нет, за исключением количества струн (и то не всегда). Как уже говорилось ранее, каждый из этих музыкальных инструментов имеет свои специфику и функционал, которые накладывают на него определенные особенности, выражающиеся в технике звукоизвлечения. То есть, если музыкант хорошо владеет, например, акустической гитарой, это отнюдь не означает, что он без подготовки сможет овладеть электрогитарой или классической гитарой.

Различия между гитарами по технике звукоизвлечения

Чем же электрогитара отличается от акустической и классической? Возьмем, к примеру, такой параметр как чистота звукоизвлечения. Электрогитара, в отличие от акустики или классики, по сути, представляет собой гиперчувствительный инструмент, так как в подавляющем большинстве случаев ее используют при игре на перегрузе. Она настолько чувствительна, что требует постоянного тотального контроля за глушением лишних струн. Ярковыраженная грязная игра на акустической или классической гитаре подразумевает прямую атаку лишних струн вместо/вместе с игровыми. С электрогитарой все гораздо сложнее. Даже если медиатор бьет по игровым струнам идеально точно, лишние струны в случае отсутствие глушения все равно будут резонировать, что мгновенно будет слышно из динамика комбика в виде кучи грязи и всевозможных призвуков. Именно поэтому одной из главных проблем, встречающихся на пути начинающих электрогитаристов является чистое звукоизвлечение. На акустической и классической гитарах возникновение таких ситуаций также возможно, однако оно не будет столь очевидным для людей с неразвитым слухом. Чтобы научиться слышать на акустике и классике резонирование соседних струн и наложение не созвучных (диссонирующих) нот, вызванное побочной вибрацией лишних струн, нужен определенный опыт игры на данных музыкальных инструментах, которого у новичков, конечно же, нет. Следовательно, руки при игре на разнотипных гитарах будут работать в совершенно ином режиме.

Очевидно, что рассчитывать на чистую игру на электрогитаре, обучаясь при этом только на классике или акустике, не стоит. Это абсолютно не означает, что электрогитара лучше акустической или классической — они просто разные. А вот какая из них лучше (вернее будет сказать, больше нравится), должен решать каждый сам за себя, опираясь при этом исключительно на вкусовые (музыкальные) предпочтения. По-другому ответить на столь субъективный вопрос невозможно.

Об универсальности преподавателей

Пример с чистым звукоизвлечением является лишь одним из множества параметров, так или иначе, по-своему трактующимся при игре на разнотипных гитарах. И каждый параметр вносит существенные коррективы в технику игры на данных инструментах. Значимость этих различий я лично прочувствовал на себе в 2003 году, когда, отучившись три года по специальности «классическая гитара» у одного из лучших преподавателей России Леонида Резника, я не смог совладать с электрогитарой, потратив уйму времени на тщетные попытки самостоятельного освоения этого музыкального инструмента. Впоследствии в период с 2004 по 2006 год мне удалось пройти полный курс обучения игре на электрогитаре у одного из лучших и самых востребованных преподавателей Москвы Юрия Сергеева.

В жизни я всегда стараюсь с осторожностью относиться к универсальным решениям. Какие бы ни были распрекрасные современные смартфоны, они никогда не будут записывать звук так, как это сделает отдельный хороший микрофон, никогда не сфотографируют так же качественно, как это сделает достойный зеркальный фотоаппарат, не зазвучат так, как это сделает адекватная акустическая система и т.д. Как бы ни цинично это прозвучало, на мой взгляд, со специалистами ситуация аналогичная. Чем универсальнее специалист, тем хуже он выполняет каждую из своих функций. Это относится и к музыкантам, и к преподавателям. Однако и в данном правиле могут быть исключения (и я знаком с людьми, продемонстрировавшими это на личном примере), но они возможны только при выполнении ряда определенных требований.

Конечно же, одним из необходимых требований является умение достойно играть на музыкальном инструменте. Но, как известно, хороший музыкант далеко не всегда является хорошим преподавателем. В моем понимании, компетентность преподавателя заключается, прежде всего, в наличии у него программы обучения игре именно на том музыкальном инструменте, уроки которого он предлагает. Напомню, что под программой обучения в моем понимании подразумевается целый комплекс учебно-методических элементов, выполнение которых направлено на достижение конкретных результатов в освоении определенного музыкального инструмента. Не трудно догадаться, что раз классическая, акустическая и электрогитара настолько сильно отличаются друг от друга, то и программы обучения игре на данных инструментах мало в чем будут совпадать.

Достаточно давно я принял решение связать свою профессиональную карьеру именно с электрогитарой. Несколько лет назад мне удалось составить и откатать свою программу обучения , которая является основой моей нынешней преподавательской деятельности. Разработка программы обучения в моем понимании представляет собой кропотливый труд, требующий определенного количества времени, преподавательского опыта, стабильного потока учеников, сбора статистических данных, систематического анализа полученных результатов, на основе которого программа будет модернизироваться и т.д. и т.п. По моему глубокому убеждению, чтобы преподавать на другом музыкальном инструменте, не превратившись при этом в очередного «универсального» в плохом смысле слова специалиста, необходимо будет пройти весь этот путь с самого начала.

Заключение

Не секрет, что труд разнорабочего оплачивается гораздо меньше, чем труд специалиста узкого профиля. Совпадение? Нет, скорей объективная закономерность. Обучать боксу должен боксер, ездить на легковом автомобиле — инструктор с правами категории «B»... Совершенно точно, музыка и уж тем более преподавательская деятельность исключением здесь не является. Поэтому если есть желание освоить акустическую гитару, настоятельно рекомендую обратиться к преподавателю по игре на акустической гитаре. Если есть желание познать классическую гитару, ищите преподавателя специализирующегося на классической гитаре. А если вы мечтаете научиться играть на электрогитаре, то я к вашим услугам!

Как только приходится выбирать инструмент для серьезных занятий музыкой или профессиональных целей, придется понять разницу между существующими моделями. У каждого инструмента уникальная акустика, однако это не мешает поделить весь ассортимент гитар на две большие категории: классические и акустические.

Особенности классического инструмента

Классическая гитара – 6-струнный щипковый инструмент, на котором обычно играют без использования медиатора. Она начала свою историю в Испании и получила неформальное название «испанка». Эту модель с удачным набором акустических свойств еще в 19 веке разработал мастер по имени Антонио Торрес.

Технические параметры:

  • Синтетические или нейлоновые струны, «мензура» (длина рабочей части) - 650 мм.
  • Сравнительно массивный гриф с шириной в 5-6 см и толщиной 2-3 см.
  • Гриф выполнен из цельного дерева или нескольких слоев древесины и имеет ровную основу вдоль ладов (как правило, их 19).
  • XII лад попадает на месте, где сходятся гриф и корпус.
  • Корпус может быть фанерным (Beginner), частично фанерным (Solid Top) или полностью деревянным (Concert guitar).

Какие выбрать струны для классической гитары и как выбрать классическую гитару мы рассмотрели в соответствующих статьях.

Звук у классических гитар глубокий, нежный и мягкий. Поэтому на них исполняют испаньолу и классические произведения, на этих инструментах учат играть в музыкальных школах и профессиональных училищах.

Отличительные характеристики акустических гитар

Акустическая гитара отличается более тонким, длинным, несколько закруглённым грифом (иногда с металлическим стержнем). Струны стальные, они хорошо резонируют и дают громкий и звонкий звук. Обейчатка и гриф соединяются в области XIV лада, всего ладов 20-21.

Для достижения хорошей акустики параметры корпуса увеличены. Подставка на нем распложена ближе к резонатору. Крепление струн и наконечников обеспечивается вертикальными пластиковыми колками.

На акустических моделях удачно исполняются рок-баллады, rock’n’roll, музыка кантри, фолк, блюз.

Основные подвиды:

  1. Дредноут. Корпус разработала фирма Martin. Он крупный, почти прямоугольный, с широкой «талией» и расширенным низом. Их особенность – громкость и низкочастотный тембр. Модели с вырезом cutaway известны как вестерн-гитары.
  2. Фолк – инструмент, который сохранил за собой форму классического инструмента, но отличается всеми характеристиками steel-гитары.
  3. Джамбо. Корпус тоже крупный, но с более выгнутыми и изящными формами. Первый такой инструмент выпустила компания Gibson.

Чтобы сделать выбор в пользу акустической или классической гитары посетите