Выставка цай. Персональная выставка китайского художника Шу Цуна (Shu Cong) «Притяжение

В результате двухлетнего сотрудничества родилась выставка «Октябрь十月», которая открылась в Москве 13 сентября и продлится до 12 ноября . Для Цай Гоцяна – это первый проект в России, а для музея – первая персональная выставка современного китайского художника в своих стенах.

«Октябрь十月» - революционный проект Пушкинского музея и китайского современного художника Цай Гоцяна. Фото: Наталия Сидорова

Инициатором выставки выступил музей. Как отметила директор музея Марина Лошак на пресс-конференции, тема Октябрьской революции «не может замыкаться на бесконечном показе произведений русского авангарда», созрело желание «воспользоваться более сложными инструментами», и Цай Гоцян показался самым подходящим выбором.

Инсталляция «Осень» перед входом в музей. Источник: arts-museum.ru

Выставка начинается у входа в музей с грандиозной инсталляции «Осень», представляющей собой гору из детских колясок и кроваток, через которые прорастают молодые березы. Над мраморной лестницей, ведущей к основной экспозиции, растянуто тончайшее шелковое полотно, на которым порохом выбиты строки из «Интернационала»: «Никто не даст нам избавленья: ни бог, ни царь и не герой».

Инсталляция «Земля» и пороховая картина «Река». Источник: arts-museum.ru

Главная экспозиция занимает белый колонный зал, где представлена масштабная инсталляция из колосьев пшеницы «Земля» и две «пороховые картины» — ноу-хау Цай Гоцяна. По обеим сторонам колоннады выставлены штудии к «пороховым картинам» и вещи из личной коллекции художника, рассказывающие о его семье и творческом пути. Одной из задумок проекта был «пороховой спектакль», который должен был произойти на Красной площади. Спектакль проводить не разрешили, но видео-ролик и эскизы, представленные в конце колоннады, дают представления о масштабе оригинальной задумки художника.

«Пороховой спектакль» на Красной площади пришлось отменить. Фото: Ольга Панова

Особенность проекта в том, что он создавался «здесь и сейчас»: все произведение были созданы специально для выставки непосредственно за две недели до ее открытия. Подготовка развернулась на двух площадках – непосредственно в музее и в одном из павильонов ВДНХ, куда по техническим причинам переехала вся пиротехническая часть проекта. Пока в музее строили гору из колясок и кроваток, подаренных специально для проекта жителями Москвы, на ВДНХ работала целая бригада из волонтеров и ассистентов Цай Гоцяна.

Цай Гоцян и волонтеры. Фото: Наталия Сидорова

Для китайских современных художников, многие из которых предпочитают масштабные или технологически сложные проекты, использование ассистентов и волонтеров в проектах дело привычное. Достаточно вспомнить студию , где трудится около ста ассистентов над созданием гигантских скульптур и инсталляций; или проект Ай Вэйвэя в галереи Tate , для которого 1600 жителей города вручную расписали около 100 млн фарфоровых семечек подсолнуха.

Открытый творческий процесс - основа подхода Цай Гоцяна. Фото: Наталия Сидорова

В основе подхода Цай Гоцяна лежит идея открытого творческого процесса, который позволяет любому желающему поучаствовать в создании произведения и сделать искусство частью своей жизни. Цай Гоцян уже неоднократно приглашал волонтеров к созданию «пороховых картин»: подобные проекты прошли в Донецке , Лос-Анжелесе, Рио-де-Жанейро, Шанхае и других городах мира.

В подготовке московской выставки только в одном ВДНХ было задействовано более 80-ти волонтеров. На клич волонтерской службы музея откликнулись студенты и выпускники художественных ВУЗов, дизайнеры и свободные художники, искусствоведы и культурологи, китаисты, фотографы, любители восточного искусства и многие другие.

Автор статьи — соучастник творческого процесса «Октября». Фото: Наталия Сидорова

На первой встрече сотрудники музея познакомили волонтеров с ассистентами Цай Гоцяна, а куратор выставки Александра Данилова провела инструктаж по технической безопасности. Остальная неделя была посвящена непосредственно подготовке трех «пороховых картин».

Работа состояла из нескольких частей и этапов. Создание каждой из картин начиналось с подготовки рабочей поверхности и трафаретов – основного рабочего инструмента в «пороховой живописи». Трафареты для картин «Река» и «Сад» были частично подготовлены заранее. Для «Реки» было отобрано 100 старых черно-белых фотографий, которые были отсканированы и переведены с помощью лазера в шаблоны, напоминающие фотонегативы. Трафареты для надписи из «Интернационала» создавались на месте: Александра Данилова помогла Цай Гоцяну вывести непривычные для него очертания букв кириллицы.

Фрагмент «Реки» с эффектом китайской туши. Фото: Наталия Сидорова

После того, как все холсты были проклеены картоном, защищающим от возможного возгорания, их складывали вместе на пол в одно единое двадцатиметровое полотно. На холсты бережно выкладывали трафареты и ждали прибытия художника, который появлялся обычно ко второй половине дня.

Вся работа велась под непрестанным руководством ассистентов Цай Гоцяна. Почти все они имеют профессиональное художественное образование и мечтают о карьере художника. Главным по инструктажу, однако, был Цай Цаньхуан (известный под именем Сяо Цай), который не учился на художника, но зато провел в команде Цай Гоцяна около восьми лет, ассистируя ему в разных уголках мира.

Трафарет — основной рабочий инструмент «пороховой живописи». Фото: Наталия Сидорова

Благодаря опытности и ответственности ассистентов, работа волонтеров была слаженной, четкой и достаточно быстрой. Все было подчинено распорядку работы, поэтому никакой творческой деятельности от волонтеров не ожидалось.

Подготовка работ. Фото: Наталия Сидорова

Когда приезжал художник, начиналась работа с порохом. В начале Цай делал несколько пробных взрывов, а потом начинал работать с основной поверхностью картины. Для «Реки» использовался черный порох, который позволяет создать эффект размыва туши, напоминающий китайскую живопись. Для «Сада» Цай использовал пиротехнические смеси с цветными пигментами, оставляющие эффектные красочные текстуры на холсте. Трафареты присыпались порохом и закрывались специальным защитным слоем из картона.

Бригада пожарных - на случай возгорания. Фото: Виктория Андреева

Когда все приготовления были завершены, начиналось главное действие. «Пороховая картина» создавалась на глазах у журналистов, сотрудников музея, зрителей и специально приглашенной бригады пожарных. Волонтеры занимали позиции и внимательно слушали команды художника. Наконец, долгожданная тишина. Цай подносил к фитилю зажигалку, и полотно вздрагивало от взрыва. Все происходило мгновенно. Уже через секунду волонтеры пробирались через облака дыма тушить искры, упавшие на картину, и снимали булыжники, прижимающие защитный слой из картона. Еще через секунду перед глазами зрителей один за другим вставали огромные холсты, с которых осыпался порох. В эту минуту сама атмосфера на площадке напоминала час революции – дым, пепел, обгорелые куски картона, булыжники, эхо чьи-то голосов, вспышки света и суетящиеся люди.

Дым, пепел, суета: революция в процессе. Фото: Виктория Андреева

Создание «пороховых картин» – это, в первую очередь, богатый эмоциональный опыт. Это напряженное ожидание в момент, когда художник готов поджечь фитиль, это шок и необъяснимая радость в момент пиротехнического действия, и, наконец, это ощущение катарсиса, близкое перерождению, когда на свет из «пепла» появляются картины.

Цай Гоцян напротив фрагмента своей работы. Фото: Наталия Сидорова

По дороге домой, когда павильон ВДНХ с еще не осевшими облаками дыма оставался за спиной, казалось, что ты только что пережил что-то очень необычное и очень значимое, и что, наверное, искусство все-таки стало частицей твоей жизни, а ты – частью искусства.

С годовщиной Октября!Фото: Наталия Сидорова

Для заглавной иллюстрации использовано фото Виктории Андреевой.

МОСКВА, 12 сен — РИА Новости. Главные экспозиционные площади Государственного музея изобразительных искусств имени Пушкина (ГМИИ) превратились в гигантскую инсталляцию, осмысляющую столетие революции в России, в рамках выставки китайского художника Цай Гоцяна, вернисаж которой состоялся в понедельник.

Китайский художник Цай Гоцян долгое время жил в Японии, сейчас работает в США. Чаще всего он творит в технике пороховой живописи, а также осуществляет масштабные пороховые шоу. Он специально приехал в Москву задолго до открытия выставки, чтобы вместе с многочисленными волонтерами создать уникальные картины для выставки "Октябрь".

Китайский художник Цай Гоцян во время предпоказа выставки "Цай Гоцян. Октябрь" в ГМИИ им. А.Пушкина, приуроченной к 100-летию революции 1917 года в России. 11 сентября 2017

Эмоциональная выставка

Свои работы Цай Гоцян представляет в России впервые, поэтому к делу он, как всегда, подошел с размахом. Не только главные площади Пушкинского музея стали пространством для его работ: масштабная инсталляция под названием "Осень" во дворе полностью скрыла основное здание от глаз посетителей.

Эта огромная конструкция состоит из сотен детских колыбелек и колясок, внутри которых растут настоящие березы в кадках. Сейчас их листья уже пожелтели. Подвластные природе, они продолжат меняться, и в этом есть задумка автора.

"Колыбель — место, где зарождаются наши первые наивные мечты. Инсталляция "Осень" — это памятник мечтам человека о лучшей жизни и мавзолей общественных утопий", — рассказывают в Пушкинском.

На вернисаже в Итальянском дворике музея гостей приветствовали спецпредставитель президента РФ по международному культурному сотрудничеству Михаил Швыдкой, директор музея Марина Лошак и сам Цай Гоцян.

© Фото: АГН "Москва" / Андрей Никеричев Посетители на выставке "Цай Гоцян. Октябрь" в ГМИИ им. А.Пушкина


© Фото: АГН "Москва" / Андрей Никеричев

"Мы мечтали в течение двух лет о том, что нам удастся сделать на тему революции. Когда мы думали, что нам сказать на тему этой важной даты, то мы решили, что говорить об этом надо самым современным художникам, живым. Увидев и узнав все, что сделал Цай, мы поняли, что именно с ним мы должны войти в эту реку", — сказала Лошак.

По ее словам, работа, проделанная всеми причастными к выставке, была очень сложной, но невероятно интересной. "Мы сделали то, что мы хотели. Мы сделали очень эмоциональную, очень строгую выставку, которая заставит вас всех почувствовать нечто. Я надеюсь, что мы поразим вас", — подчеркнула директор музея.

Швыдкой признался, что завидует тем, кто выставку еще не видел, поскольку она принесла ему огромное удовольствие, которое он хотел бы пережить еще раз.

"Эта выставка — дань огромного уважения великой трагедии, которая принесла великую красоту. Это замечательный музейный проект, который свидетельствует о том, что русские и китайцы могут понять друг друга в каких-то фундаментальных ценностях, которыми мы живем", — сказал Швыдкой. Он подчеркнул, что экспозиция "Октябрь" станет важным этапом в культурных отношениях двух народов.

© Фото: АГН "Москва" / Андрей Никеричев


© Фото: АГН "Москва" / Андрей Никеричев

Посвящение России

Цая Гоцяна на самом деле связывает с Россией не только продолжительная и очень плодотворная работа над экспозицией "Октябрь". Он признался, что с юных лет вдохновлялся творчеством русских художников, в частности, Исаака Левитана и Ивана Крамского.

"Я рос в далекой провинции, но на меня влияло русское искусство и культура. И особенно старательно я копировал картину "Неизвестная" Крамского, а лучшую копию подарил брату моей жены… Я помню, в молодости мы очень хотели подражать русским художникам, пытались воссоздать их картины", — сказал Гоцян. Кстати, его супруга также присутствовала на вернисаже. При трогательных воспоминаниях о годах юности она не смогла сдержать слез.

Экспозицию составляют двадцатиметровые полотна в трех техниках пороховой живописи — цветной, черно-белой и каллиграфической. Центральной частью выставки является трехчастная инсталляция под общим названием "Народ". Центр композиции — "Земля", символизирующая плодородную ниву, — представляет собой огромное поле колосьев, в центре которого вырезаны советские символы: серп, молот и звезды. Особенно хорошо разглядеть их можно в зеркале на потолке. По двум сторонам расположены пороховые картины черно-белая "Река" и яркий "Сад".

© Фото: АГН "Москва" / Андрей Никеричев Выставка "Цай Гоцян. Октябрь" в ГМИИ им. А.Пушкина


В Пушкинском музее открывается проект известного опытами с порохом китайского художника Цая Гоцяна, для которого музей все лето собирал детские коляски. Директор Марина Лошак рассказала Forbes Life о выставках Цая Гоцяна и Хаима Сутина, как устроен бюджет музея, где музей берет средства на миллионные выставки и почему так заинтересован в законе о меценатстве.

Огромная инсталляция перед входом в музей, созданная одним из самых известных современных художников Цаем Гоцяном - главное событие выставки «Октябрь». Гигантская конструкция представляет собой гору детских колясок и колыбелей, из которых растут березы. Этот проект является осмыслением революции 1917 года и готовится совместно с очень важным для нас партнером-Сбербанком, с которым уже была реализована выставка «Видеть невидимое».

В середине октября мы покажем графику крупнейших представителей австрийского искусства начала XX века - Густава Климта и Эгона Шиле.

Затем откроется масштабная выставка-ретроспектива Хаима Сутина. Более 50 работ художника будут показаны в историческом контексте полотен старых мастеров, которые повлияли на его формирование, и современных авторов, вдохновлявшихся творчеством самого Сутина. Произведения на выставку предоставят крупнейшие музеи Франции (Центр Помпиду, Музей Оранжери, Парижский музей современного искусства) и частные коллекционеры из Европы и России.

Еще один из знаковых проектов осени – выставка, которую готовит Ирина Александровна Антонова, связанная с искусством импрессионистов.

Мы мечтаем бы сделать выставку вместе с Национальным музеем Дамаска, обладающим уникальной коллекцией древнего искусства, и мои сотрудники летали в Сирию изучать экспонаты в разгар боевых действий.

- Каков ежегодный бюджет ГМИИ и как он формируется?

В прошлом году бюджет нашего музея составил около 1 млрд рублей. Причем, с гордостью могу сказать, что мы вступили в удивительную фазу существования, когда только половина бюджета–это субсидии государства, а остальное – это те средства, которые мы сами зарабатываем или привлекаем.

Спонсорские средства и пожертвования составляют не более 15%, в основном зарабатывает музей самостоятельно: на входных билетах, магазине, лекциях, образовательных программах и пр.

Но нам есть к чему стремиться. Например, в США почти все музеи финансируются частными лицами или компаниями. Основной доход нью-йоркского музея Метрополитен, примерно 60-70% бюджета, поступает из эндаумент-фонда (один из крупнейших в США $2,7 млрд) и в виде пожертвований. Остальные средства идут от продажи билетов и музейного магазина. Кстати, их система попечительства очень хорошо продумана. Так, если вы жертвуете $60 в год, то получаете 10% скидки в музейном магазине, он один из лучших в мире, за $550 - право бесплатно посещать танцевальные вечеринки в галерее, за $4000 в год - бесплатно завтракать до посещения музея, за $8 тыс. в год-посещать концерты, за $20 000 -доступ на приемы президента музея. А подобные концерты и приемы приносят музею порядка $20-30 млн. Естественно музею дарят не только деньги, но и картины. Самый крупный дар – от миллиардера и одного из наследников империи Estée Lauder Леонарда Лаудера. Он отдал музею Метрополитан 78 картин, включая работы Пабло Пикассо, Жоржа Брака и Фернана Леже, стоимостью более $1 млрд.

В прошлом году у другого крупнейшего нью-йоркского музея – МоМА доходы от фондов, включая эндаумент, составили $70 млн, от посещений – $30 млн и от магазинов и ресторанов – $50 млн.

Выставки такого уровня, как недавние «Венеция Ренессанса» с картинами Тициана, Тинторетто и Веронезе, ли предстоящая выставка Сутина по стоимости приближаются к €1 млн, откуда музей берет такие средства?

Как правило, мы делаем обменные выставки, что значительно удешевляет весь процесс. Но, несмотря на это, большие выставки, действительно стоят не меньше €1 млн. И делаются они за счет меценатов.

Прерафаэлитов и Тернера спонсировал фонд «Искусство, наука и спорт» Алишера Усманова , а уникальные картины Кранахов зрители увидели благодаря финансовой поддержке ВТБ , банка–генерального спонсора музея. Пиранези и некоторые другие традиционные итальянские выставки поддерживает ЮниКредитБанк. Такое тематическое сотрудничество достаточно распространенная история. Коллекцию импрессионистов и постимпрессионистов, например, поддерживает Росбанк, как официальный партнер Галереи искусства.

Меня не удивляет, что на выставки дают охотно, - это престижно. Поражает другое, наши меценаты постепенно превращаются в филантропов. Они дают средства на образовательные программы, социальные проекты, причем, делая это, настаивают на анонимности. Эти люди не мотивированы ни законами, ни сниженными налогами, ни славой. Вообще ничем, кроме внутреннего, личной ответственности перед обществом, и это абсолютный тренд сегодняшнего дня.

Какие у ГМИИ есть источники пополнения коллекции? Например, в музее практически нет западного современного искусства .

Мы надеемся, что современное искусство станет важной частью нашего музея, а здание нового музея появится не на территории музейного квартала, а где-нибудь в городе. Мы планируем собрать экспертный совет, куда войдут представители международных музеев, который разработает концепцию коллекции современного искусства в ГМИИ, а уж потом будем искать средства. Учитывая цены на современное искусство, рассчитываем только на внешние деньги. Хочется показывать многих: Ансельма Кифера, Герхарда Рихтера, Сидни Шерман, Марину Абрамович, Кристиана Болтански.

Мировая практика создания музейных коллекций разнообразна, у каждого свой путь. Плюс ко всему я верю в удачу, и надеюсь на то, что работа над репутацией в области современного искусства приведет к тому, что нам начнут и дарить. Рассчитывать только на щедрость сограждан трудно, но мы сделаем все возможное, чтобы захотели дарить именно ГМИИ.

К тому же, когда к 2024 году завершится масштабная стройка и реконструкция, появится музейный квартал-появится и пространство для современной скульптуры. В нашем музейном ландшафте будут работы Александра Кольдера, Генри Мура, Эмиля Антуана Бурделя и других важнейших скульпторов. Мы эти произведения будем арендовать сроком на пять – семь лет, а потом менять.

Кроме того, в планах музея предоставлять площади для временного хранения частных коллекций. К тому же я верю, что скоро будет закон о меценатстве, который значительно облегчит положение музеев.

Например, вся американская музейная система построена на дарах коллекционеров. Но у них совсем другая система налогов, и донаторы мотивированы.

КИТАЙСКИЙ ТУРИСТ О РУССКОЙ РЕВОЛЮЦИИ
В сквере перед знаменитым портиком цветаевского музея уменьшенная копия кладбища в Ментоне (Лазурный берег). Тому, кто там не был сообщаю: это скала над морем, ставшая кладбищем русской революционной эмиграции: знаменитые дворянские фамилии. Инсталляция-гора состоит из остовов детских кроваток, имитирующих кладбищенские ограды, сквозь которые проростает русский березняк. Пока он не засох окончательно, надо выставку посетить!

Эта внушительная по размерам метафора дополнена второй исталляцией, искусно вписанной в объём знаменитого Белого зала музея. Их соединяет стяг-полог из тончайшего белого шелка над парадной лестницей со строчкой из «Интернационала»: НИКТО НЕ ДАСТ НАМ ИЗБАВЛЕНЬЯ: НИ БОГ, НИ ЦАРЬ И НЕ ГЕРОЙ. Пол Белого зала- гигантского размера ковёр из вертикально стоящих, буквально, как в поле, подстриженных стебельков какой-то жухлой травы. Каждая травинка вставлена в персональное отверстие в листе фанеры, которыми устлан пол. Этих стеблей МИЛЛИОНЫ. Это - ЗЕМЛЯ (так написано на стенке). На травяном ковре «вытканы» два гиганских же «серпа-и-молота» в обрамлении пятиконечныз звёзд. Причём вытканы так, чтобы в гигантском же подвесном зеркале, образущем потолок зала, этот ковёр отражался именно зеркально: то, что выглядит в зеркальном отражении на потолке как выпуклое, рельефное, на «Земле», на самом деле. является «впуклым» - это метафора того, как мы видим сегодня события вековой давности. Есть и другие метафоры: череда событий столетней истории представлены чёрно-белым потоком архивных негативов-позитивов - это «Река», а на противоположной стене цветной «Сад» мечт и надежд.
Наконец,в нефе Белого зала - парящий в воздушном потоке белый бумажный змей, собирющий в одну точку Эпилога все потоки метафор этой выставки. Но это,оказывается, не точка, МНОГОТОЧИЕ...

Как понимаете, всё просто.
И созерцается под звуки выстрелов/взрывов, диссонирующих с «Октябрём» из ВРЕМЁН ГОДА П.И. Чайковского

И
главное: АВТОР, его бессмертное «Я» художника, которое одно и заслуживает вечной жизни в искусстве - об этом видеоповествования на плазменных панелях и видеопроекции + Красная площадь + Кремль и фейерверки - эти образы нам понятны, пускай и с китайским акцентом. К чести автора, он предпочёл всё-таки художественный язык почти неизбежным в такой теме социолгическим и политическим абстракциям

В завершение могу сказать, что смотрел я на всё это с искренним интересом, и никакого внутреннего протеста у меня не было. Но когда я прошелся после по анфиладе старой недерландско-германской живописи, то понял, что никогда прежде не испытывал от неё такого острого наслаждения

И всё же, «ЦАЙ ГОЦЯН. ОКТЯБРЬ» - самое значительное из прозвучавших в этом году в Москве высказываний о русской революции 1917 года