Вживание в роль.

1
Изучите ситуацию, в которой будет действовать ваш герой. От событийного контекста многое зависит: наряд, манера подачи, активная лексика. Оцените, какое поведение было бы уместным для вашего персонажа, какие слова он может использовать и с какой интонацией их произносить. К примеру, граф будет держаться интеллигентно, говорить неспешно и, может быть, слегка пренебрежительно и высокомерно.

2
Продумайте костюм персонажа. Он должен органично вливаться в фон социального окружения и в то же время демонстрировать вашу индивидуальность. Если вы играете человека, идущего наперекор мнению общества, подберите соответствующий антураж. Отталкивайтесь от характера вашего героя, его устремлений, взглядов на жизнь. Кто он - деятельный революционер или мечтатель-романтик? Обольстительный донжуан или мягкий тактичный интеллигент? Чтобы по-настоящему вжиться в образ, надо собрать воедино множество определяющих мелочей. Продумайте также макияж и аксессуары.

3
Представьте себе, как должен звучать голос героя. Подумайте, какие интонации для него характерны, чем будет отличаться его мимика и жестикуляция. Речь может быть плавной и прерывистой, оживленной и монотонной, спокойной и взволнованной. Выстраивайте речевой облик, основываясь на том, какие события предшествовали монологу, какую мысль вы хотите донести до слушателей, какими эмоциями может быть наполнена речь.

4
Крайне важным аспектом персонажа является его внутреннее состояние. Растворите себя в образе героя, примерьте на себя его личностные черты. Изобразите переживания персонажа с преувеличением, гротескно. Если это радость, пусть она будет безудержной, если меланхолия, покажите мировую скорбь. Гротеск будет для вас отличной тренировкой.

5
Репетируйте, чтобы сжиться с образом, который вы играете. Повторяйте реплики героя, можно даже мысленно, про себя. Закройте глаза и разыграйте сцену. Полезно «просматривать» сценарий перед сном. Попробуйте отработать походку персонажа, входите в образ во время обычных прогулок. Интересно фантазировать, будто в магазин идете не вы, а сам Наполеон. Только будьте осторожны, не отрывайтесь от реальной жизни до потери ориентации.

6
Умение войти в образ помогает в различных жизненных ситуациях. Так, иногда надо показать уверенность в себе, волю и твердость, а иногда сыграть загадку, кокетливость, веселость. Особенно полезно вживаться в образы робким и застенчивым людям. Будьте тем человеком, которым вы хотите быть, а при подступающем чувстве неуверенности твердо говорите себе: «Я - актер! Это игра!». Победителей здесь нет, а вот проиграть можно запросто, поддавшись своим слабостям и отступив.

Перевоплотиться в неврастеника, научиться безупречной игре на рояле, набрать 30 кило. Гениальный актер старается сделать всё, чтобы ни один зритель не мог, вслед за Станиславским, сказать: «Не верю!»

Роберт де Ниро. «Таксист»

Образ ветерана вьетнамской войны Трэвиса Бикла, созданный Робертом де Ниро в культовой истории «Таксист», навсегда вошел в Золотой фонд актерского мастерства. Чтобы максимально точно рассказать историю контуженного солдата, страдающего бессонницей и колесящего по ночному городу, Де Ниро не только выправил лицензию таксиста и отправился «бомбить» на нью-йоркские улицы, но и брал уроки стрельбы, изучал манеру общения и сленг таксистов в различных забегаловках, бродил от одного таксопарка к другому, подмечая мелкие, но яркие детали. А чтобы максимально точно «прожить» эмоционально неустойчивое состояние своего персонажа, Де Ниро подолгу изучал различные психические расстройства.

Параллельно со съемками в «Двадцатом веке» де Ниро находил время для встреч с американскими солдатами и записывал разговоры с ними на диктофон. В дальнейшем это помогло актеру максимально точно передать акцент американца Среднего Запада – именно оттуда по сюжету его герой перебрался в Нью-Йорк. А вот легендарная фраза «You talkin’ to me?» («Это ты со мной говоришь?») не была прописана в сценарии, и актеру позволили импровизировать. По одной из версий, вопрос, который трижды повторяет Трэвис перед зеркалом, не что иное, как упражнение, подсмотренное Де Ниро у актеров курсов Стеллы Адлер, использующей систему Станиславского.

Марлон Брандо. «Крестный отец»

Артистический феномен Брандо, по точному замечанию Стефана Канфера, в том, что «он первым сделал шаг от преувеличенной, стилизованной театральности так называемого «классического» Голливуда к игре «по системе Станиславского» - непосредственной, интимной, горячей и переворачивающей душу». Именно такой оказалась роль дона Корлеоне в «Крестном отце».

Брандо изначально был уверен, что сможет создать «честный образ». Правда, за возможность прожить жизнь главы мафиозного клана актеру пришлось побороться. Руководство кинокомпании скептически отнеслось к его кандидатуре, «прославившейся» скандальными выходками на съемочной площадке. Переубедить продюсеров помогли пробы, сделанные Брандо домашней видеокамерой.

В процессе работы над образом Брандо свел знакомство с нью-джерскими мафиози. Он гениально воссоздал манеру общения влиятельных донов (вежливую и вкрадчивую) и их подчеркнуто галантное поведение с женщинами. В процессе съемок Брандо носил специальную капу, чтобы придать челюсти своеобразный «бульдожий» прикус. Актеру удалось создать образ, с которого в последующие годы «списывались» многочисленные «крестные отцы» - образ человека с угрожающе тихим голосом и повадками опасного зверя, запертого в ненадежной клетке.

Леонардо ди Каприо. «Авиатор»

Во время подготовки к перевоплощению в Говарда Хьюза, ди Каприо не только проштудировал всю литературу об эксцентричном миллиардере, но и вызубрил его биографию. Кроме этого, актер проводил много времени с людьми, страдающими психическими расстройствами в силу того, что его персонаж также страдал «неврозом навязчивых состояний» - нездоровой зацикленностью на определенных предметах и действиях. Чтобы вжиться в образ, ди Каприо имитировал манеру поведения не только на съемочной площадке, но и вне ее. Так, он выходил из павильона определенным образом и всегда через одну и ту же дверь, наступив на жвачку, он повторял это действие несколько раз, ходил по мостовой, стараясь не наступать на швы между плитками. Между дублями ди Каприо уединялся в комнате и, подобно своему герою-неврастенику, старался ни с кем не общаться. Чтобы достоверно прожить страстное увлечение Говарда Хьюза аэропланами, актеру потребовалось сесть за штурвал и научиться пилотированию.

Джастин Хофман. «Человек дождя»

Из предложенных вариантов – сыграть Чарли или Рэймонда – Хофман выбрал второй и настоял на том, что его персонаж должен быть не жизнерадостным и дружелюбным, а замкнутым и отстраненным человеком, страдающим аутизмом. Одним из решающих факторов принятия Хофманом роли стала встреча с гением-аутистом Лесли Лемке – слепым американским музыкантом. Умственно неполноценный и страдающий от церебрального паралича он блестяще исполнял на слух грандиозные фортепианные концерты.

Хофман много и досконально изучал реальные обстоятельства жизни «ушедших от реальности». Ему потребовалось больше года, чтобы понять всю сложность отношений между больными аутизмом и их родными. Кстати, Том Круз, исполнивший роль Чарли, также долгое время работал санитаром в одной из больниц для аутистов. Для создания образа Рэймонда Хофман использовал факты из жизни аутистов, в том числе, страдающих синдромом саванта и обладающих удивительными способностями. Долгое время актер общался с одним из самых известных савантов – Кимом Пиком, человеком с феноменальной памятью, который был способен запомнить 98% информации.

Во время съемок актер постоянно сомневался в своем актерском даровании, предлагал попробовать на роль других актеров и называл свою работу «худшей актерской игрой» в своей карьере. Однако эта роль не только принесла Хофману второго «Оскара», но и стала одной из самых пронзительных историй, рассказанных актером.

Шарлиз Терон. «Монстр»

Красавице и бывшей модели Шарлиз Терон удалось на съемочной площадке разбудить в себе ужасного «монстра» - Эйлин Уорнос. Для съемок в истории, основанной на реальных событиях, актриса не только набрала почти 15 килограммов, но и точно скопировала мужскую походку и манеру поведения своего персонажа. В течение нескольких месяцев Шарлиз не пользовалась косметикой, ведь ее бездомная героиня давно забыла, что такое крема и лосьоны. Во время съемок актриса использовала контактные линзы и специальные зубные протезы, придававшие ее внешности зверино-маниакальный оскал. Ежедневно она наносила огромное количество грима, тем самым уродуя свое лицо до неузнаваемости.

Во время подготовительной работы Шарлиз не только изучила реальное дело Эйлин Уорнос, но и многократно просмотрела документальный фильм Ника Брумфилда, снятый вскоре после ареста убийцы в 1992 году. Игра стоила свеч: в 2004 году актриса получила своего первого «Оскара», а также «Золотой глобус», а ее актерская игра была названа «одной из лучших в истории кино».

"В дом к Ахматовой меня привела Фаина Раневская и стала подталкивать: "Прочти что-нибудь, ты же актриса". Наверное, от отчаяния и чрезмерного волнения я вдруг ляпнула: "Ты жива еще, моя старушка..." - вспоминает Ольга Аросева

Огромная фотография Ольги Аросевой со словами "Спасибо за поздравления!" появилась на фасаде Театра сатиры с месяц назад. Даже не намек, а предупреждение: не пропустите, 21 декабря народной артистке России исполняется 80 лет. По такому случаю состоится юбилейный вечер, после которого Ольга Александровна вернется к прежним занятиям: продолжит играть в комедии "Как пришить старушку" и репетировать роль в новом спектакле "Ни сантима меньше!!".

- И как же, Ольга Александровна, пришить старушку? Поделитесь секретом на правах ее хорошей знакомой.

Трудная задачка! С бабулькой уже десять лет справиться не могут. Все выходит на сцену и выходит...

- Живучая попалась?

Тема больно актуальна. Пересказывать сюжет комедии - занятие неблагодарное, замечу лишь: моя героиня побеждает задумавших убийство молодых людей не хитростью, а добротой. Сейчас вокруг столько злости, нетерпимости, но, оказывается, и нормальные человеческие чувства не умерли. Их на время заслонил поток хлынувшей из всех щелей грязи.

- Вы похожи с Памелой Кронки?

Хотела бы походить на нее, но зачем мне комплименты в свой адрес отвешивать? Пусть другие судят. По крайней мере пришить себя не дам, это точно.

- Попытки были?

Разве только со мною? Жизнь норовит каждого ущипнуть, зажать в узком месте, оттереть в сторону. Надо уметь защищаться.

- Вас научили?

Дожила ведь каким-то образом до восьмидесяти лет! При этом все нехорошее, несправедливое, что выпадало на долю страны, коснулось и меня лично. Хотя поначалу жизнь моя напоминала сказку. Первые девять лет провела за границей, где папа работал дипломатом. В Москву из Праги мы вернулись в 1935 году, поселились в знаменитом Доме на набережной, в нашей квартире бывали Немирович-Данченко, Таиров, Ливанов, другие знаменитости - актеры, режиссеры, писатели. И Ромен Роллан для меня не имя на корешке книги, а седой согбенный старик с чудными светлыми глазами, останавливавшийся у нас. Я училась в немецкой школе на Кропоткинской, среди ее воспитанников был, к примеру, Маркус Вольф, будущий глава "Штази", восточногерманской разведки. Мы звали его Мишей. А потом моего папу арестовали. Точнее, он сам пошел к наркому Ежову, которого знал с юности по Казани. С Лубянки отец домой уже не возвратился... Я приехала из пионерского лагеря, а меня не пускают на порог квартиры. Потом все-таки вытребовала велосипед, он стоял в холле у лифта. Открывший дверь вахтер чуть с ума не сошел от страха, трясся и шептал: "Забирай и уходи поскорее, уходи..."

- Больше никогда не бывали в своей квартире?

Там в последние годы жил Арчил Гомиашвили, мне не хотелось к нему идти. Почему-то казалось оскорбительным, что в наших комнатах поселился такой человек. Словно девальвация, подмена произошла. На другого квартиранта отреагировала бы спокойнее, но не на этого Остапа Бендера. Впрочем, его уже нет в живых, не стоит беспокоить душу покойника.

- Одного усопшего все же упомяну - Иосифа Сталина. Ирония судьбы: родиться в один день с человеком, перевернувшим жизнь твоей семьи...

Знаете, я дату не выбирала. Хотя могла, поскольку появилась на свет в полночь, под бой часов. Папа сначала назвал меня Варварой и зарегистрировал двадцать вторым декабря, а потом мама вышла из роддома и потребовала переписать метрику. Так я стала Ольгой, рожденной днем раньше. Когда впоследствии родители развелись, это давало мне дополнительные плюсы. Сначала праздновала с мамой, а потом отправлялась к отцу. И удовольствие двойное, и подарков больше.

Сталина же я видела в июне 35-го на авиационном празднике в Тушине, куда папа водил меня с сестрой. Вождь заметил нас в толпе и пригласил в первый ряд - вместе наблюдать за парадом. Много шутил, подарил мне букет цветов. Видимо, был в настроении, называл меня, девятилетнюю девочку, на "вы", а потом, узнав дату моего рождения, предложил отпраздновать этот день вместе. Смешно, но я полгода помнила о приглашении, 21 декабря, ничего не сказав отцу, купила красивый цветок в горшке, упаковала его и отправилась в Кремль. У ворот была остановлена охраной, страшно перепуганной моими объяснениями. Люди бросились куда-то звонить, что-то уточнять. Потом с улыбкой сообщили: товарищ Сталин очень занят, встретиться не сможет, но за подарок благодарит.

- Добрый дядя был.

Судя по всему, да... Гибели отца ему не простила. Я ведь папина дочка. Даже характер унаследовала - твердый, если не сказать, упрямый. После двух девочек отец мечтал о сыне, но родилась я. Вот и воспитывал в мужском духе.

- Похоже, удалось. Не каждый в 14 лет решится ответить отказом на предложение вступить в комсомол.

Цена членского билета - отречение от папы. Не могла его предать. Как не сдала и Николая Акимова, взявшего меня в Ленинградский театр комедии. Николая Павловича обвинили в космополитизме, труппа покорно молчала, лишь мы с Борисом Смирновым посмели не согласиться. Решила не оставаться в Питере и вернулась в Москву. С тех пор в "Сатире". Более полувека. На старости лет даже диплом о высшем образовании получила. Я ведь в театральном училище недоучилась, после трех курсов ушла играть к Акимову. А на днях вручили диплом о заочном окончании Вахтанговской школы. В качестве подарка к юбилею.

- Красный?

Синий. Видимо, без отличия. И на том спасибо! До недавнего времени единственным документом, подтверждающим, что хоть какой-то курс прослушала до конца, были права водителя троллейбуса. Рязанов заставил пойти в школу при троллейбусном парке, иначе не разрешал снимать финальный эпизод картины "Берегись автомобиля". Помните? Я за рулем, а Смоктуновский к стеклу прилип...

Никогда не рвалась к званиям и орденам. Долго не становилась заслуженной артисткой, хотя Театр комедии еще в 1947 году направлял соответствующее представление. Всякий раз находились причины, никто вслух не говорил, что дело в репрессированном отце. Звание дали лишь в 75-м. Когда получила народную, сейчас и не вспомню. Кажется, тоже к какому-то юбилею. То ли моему, то ли театра. Понимаете, у меня другие ценности в жизни. Любила интересные роли, хорошую погоду, вкусную еду, ценила успех у зрителей, дорожила верными товарищами и компанией для преферанса. Ни разу не щеголяла с наградами перед публикой. Хотя когда-то это было модно. Не забуду Аллу Тарасову в роскошной чернобурке и с орденом Ленина...

- Наверное, не только это помните?

Безусловно! Живу в двадцать первом веке, но могу рассказать о встречах с людьми из девятнадцатого. Да, соприкоснулась с той культурой, и Анна Ахматова для меня не столько классик изящной словесности, сколько живой, реальный человек. Вижу ее, разговаривающую низким голосом, грузную, тяжело ступающую в мужских ботах сорок пятого размера...

- Вы ведь Анне Андреевне даже стихи читали?

Не те, что она ждала... К Ахматовой меня привела Фаина Раневская и стала подталкивать: "Прочти, ты же актриса". От отчаяния и чрезмерного волнения я вдруг ляпнула: "Ты жива еще, моя старушка..."

- И здесь старушка!

Ну да... После первых строк поняла, что несу, и остановилась на полуслове. Лица у собравшихся вытянулись. В повисшей тишине Фаина Георгиевна беспомощно произнесла: "А ведь у нее мама такая замечательная, по-французски говорит..." Раневская хорошо знала маму, работавшую секретарем-референтом у Полины Жемчужиной, жены Вячеслава Молотова. В общем, мне ничего не оставалось, как попытаться загладить вину. Что-то пролепетала и принялась читать ахматовские стихи про красный тюльпан в петлице. Анна Андреевна в ответ даже стала объяснять, какой смысл вкладывала в это стихотворение.

- Больше вы не виделись?

Однажды встретились на Литейном. Был дикий гололед, и я решила догнать Ахматову, чтобы помочь перейти дорогу. Взяла ее под руку и хотела срезать угол. Анна Андреевна сказала: "Нет, Оленька, там никогда не хожу. Видите газеты на стендах? В них прочла о смерти Блока, о постановлении ЦК в мою честь... Все самые скверные новости узнавала на том углу". Мы обошли его стороной и распрощались. Это была наша последняя встреча. Но остались воспоминания. Понимаете, перед вами осколок, свидетель ушедшей эпохи. Мне посчастливилось застать тот прежний, мерцающий Серебряным веком Петербург. Актер Александринки Александр Мгебров показывал салфетку со строчками Блока: "Я послал тебе черную розу в бокале золотого, как небо, аи..." Этот стих посвящался жене Александра Авельевича. Видела лавровый венок из чистого золота, подаренный Николаем Романовым, императором российским, трагику Юрию Юрьеву.

А возьмите актеров, с которыми я играла в кино, - Леонов, Смоктуновский, Папанов, Евстигнеев, Никулин... Какую из сегодняшних так называемых звезд поставите рядом? Нет равных по масштабу личности или силе таланта! Возможно, чего-то не знаю и ошибаюсь, но вряд ли.

- Когда в последний раз в синематограф выбирались?

Давно. Новое меня не слишком интересует. Хватает старого, пережитого.

- Человеческие отношения с партнерами вне съемочной площадки сохраняли?

Смоктуновский парнем был хорошим, хотя и странным. А может, прикидывался таковым. Дескать, не от мира сего. "Не помешаю, Оленька, если присяду рядышком?" Отвечала: "Да пошел ты, Кеша, в жопу! Отстань!" Он лишь глазки к небу поднимал: "Ой, спасибо большое!" Играл человек, нравилось ему... Мы до последних дней перезванивались.

Никулин как-то помог от радикулита избавиться. Слегла капитально, Юрочка сначала ежедневно травил анекдоты по телефону, рассчитывая смехом поднять с постели, потом понял, что толку нет, и порекомендовал знакомого китайца. Тот иголками вылечил.

Леонов - прекрасный товарищ, теплый, уютный. А Папанов весь состоял из крайностей, мог разораться так, что тушите свет... На правой руке у Толи был вытатуирован якорь, который он перед спектаклями старательно закрашивал. А однажды забыл. И вот играют "Вишневый сад". Папанов в роли Гаева, Миронов - Лопахина. Андрюша заметил татуировку и тихо сказал: "Вы из блатных?" В зале ничего не услышали, но стоявшие на сцене легли пластом от хохота. Да, времена стояли такие, что лишь смех спасал...

Спору нет, вспоминать былое приятно, хотя, с другой стороны, страшно, что обо всех товарищах приходится говорить в прошедшем времени. Не так давно возникла идея возродить "Кабачок "13 стульев". А с кем, спрашивается? Большинство актеров, задействованных в том проекте, ушли туда, откуда не возвращаются. Кстати, узнала, что все выпуски "Кабачка" изданы на DVD. Люди охотно покупают, а нам, оставшимся в живых, никто не подумал заплатить хотя бы копейку. Вот где пиратство в чистом виде!

- Предполагали когда-нибудь, что "Стулья" продержатся пятнадцать лет?

Нет, пластинка неожиданно оказалась долгоиграющей. Сначала миниатюры писали Ардов, Ленч, другие наши авторы, потом Саша Белявский перевел пару польских текстов - и пошло-поехало. Внутри "Кабачка" стали складываться актерские пары, герои обрастали биографиями.

- Миронова с Папановым в свою компанию никогда не звали?

Андрюша вел пару выпусков, а Толя считался кондовым, не изящным и, как сказали бы сейчас, не вписывался в формат.

- А вам соскочить с этой иглы никогда не хотелось?

Зачем? Во-первых, привыкла, втянулась, во-вторых, популярность бешеная, хотя кое-кто и шипел в спину: "Дешевая слава!" В-третьих, деньги платили не последние. Сто восемнадцать рублей за передачу. Приличная сумма по советским временам!

- Пани Монику срисовали с кого-нибудь из знакомых?

Не поверите, с родной мамы!

- С потомка польских шляхтичей?

Да, она окончила институт благородных девиц, говорила по-французски, обожала романы, напевала романсы и при этом была жутко любопытна, старалась влезть во все дела, ничего в них не понимая. Зато красиво рассуждала. Однажды, помню, заявила: "Знаешь, Оля, в Москву едет Жиль Мок!" А я понятия не имела, кто он такой. Оказалось, французский профсоюзный деятель. Ну что за радость маме от этого Жиля? Нет, ей все было надо! Готовить не умела, но безапелляционно раздавала советы: "Не забудь добавить соус сабайон и бульденеж!" На просьбу объяснить, что это, отвечала: "Не помню, но очень вкусно!"

"Кабачка" мама не видела, но здесь, в театре, бывала регулярно, хотя я просила приходить пореже. Во время спектакля мама начинала приставать к соседям: "Посмотрите на Аросеву, а теперь взгляните на мой профиль. Видите, одно лицо. Дочь!" Зрителям надоедало это слушать, они требовали унять дамочку. Я умоляла маму вести себя потише, но в следующий раз история повторялась...

Люди нисколько не стремятся ущемить себя в желании «повалять дурака», пока всем совершенно понятно, что они просто исполняют общедоступную роль. Активные участники этого «мероприятия» даже испытывают своеобразную гордость оттого, что могут позволить себе поломать комедию и выставить себя откровенными болванами. В наше время такое поведение все чаще становится показателем меры достигнутого в жизни успеха или актерского мастерства. Роль определена, я ее исполнитель и главный режиссер этого действа; прошу не скупиться на аплодисменты!

Одна из рассматриваемых дзэн-буддизмом проблем состоит, в частности, в том, что чем настойчивее внутреннее сознание верующего стремится прервать все связи с окружающей действительностью, тем больших усилий от него при этом требуется.

Так и в актерской жизни: чаще всего от артиста требуется оставить свое «Я» за сценой и вжиться в роль своего персонажа. Актер, воплощающий на подмостках конкретный образ, старается максимально перевоплотиться в облик своего героя и в идеале пытается даже мыслить присущими ему категориями – старается примерить на себя его шляпу, если уж говорить принятым нами образным языком. И пока он таким образом трудится, пока живет проблемами своего сценического образа, его собственное «Я» отдыхает за сценой – «находится в отпуске».

Игра в «кого-нибудь» также позволяет нашему «Я» выйти за горизонты обычного сознания – за рамки, в которых оно пребывает, как фотокарточка у нас на столе.

Зачастую в обыденной жизни актеры отличаются большой застенчивостью; в этом случае роль дает им возможность реализовать свой потенциал – дарит им «магический плащ» перевоплощения. В той же обыденной жизни нас отнюдь не прельщает перспектива прослыть безнадежным глупцом, скоморохом или клоуном… А вот выступая под маской шута, когда она всем хорошо заметна, а роль ваша понятна и изначально дарит «прощение» каждой вашей «актерской» шалости, мы можем позволить себе исполнять подобную роль самозабвенно, получая удовольствие от своего актерского мастерства и не причиняя ущерб своему общественному положению. Да оно и не может пострадать: слыть талантливым актером престижно.

Зрителю же, как правило, совершенно безразлично, что представляет собой актер в реальной жизни – мыслитель он по складу своего характера или совсем даже наоборот; зрителю важно только одно: насколько талантливо актер исполняет взятую на себя роль, насколько он сумел «вжиться» в образ своего сценического героя, насколько плотно маска сценического персонажа срослась с его собственным лицом. А при таком восприятии на сцене перед «критическим взглядом» зрителя «живет» уже не актер, а «возвращенный им к жизни» сценический персонаж. Это он, персонаж, проделывает у нас на глазах то, что проделывает, и ответственность за все проделки лежит только на нем, но никак не на актере. Маска заранее принимает на себя всю «вину за содеянное» тем, кто ее наденет.

А вот без маски наше «Я» рискует вызвать весь шквал неудовольствия окружающих только на нас самих. Именно поэтому многие из тех, кто сумел – пусть на уровне подсознания – найти правильную оценку нашей способности к перевоплощению, с неиссякающей настойчивостью обращаются к магии масок – к набору мыслеварительных шляп, как мы условились именовать эту деталь нашего «туалета».

К примеру, люди несдержанные на слово, разнузданные, вздорные, когда испытывают необходимость «выпустить пар», неизменно стараются «заполучить для себя» роль заядлого спорщика или бескомпромиссного борца за отстаивание чего-нибудь попранного или кем-нибудь притесняемого. Это объясняется тем, что хотя в обыденной жизни проявление открытой недоброжелательности всячески порицается, случаются ситуации, когда выражение критики становится необходимым, и тогда роль спорщика, или точнее – «самозабвенного радетеля от имени всех остальных», становится не только уместной, но и вполне достойной нашего одобрения. Вздорный человек получает возможность проявить свою «вздорность» в позе благородного защитника, борца, неутомимого отстаивателя общественных интересов и – кого мы там еще забыли?

Этой традиционной роли завзятого спорщика соответствует черная мыслеварительная шляпа, «принцип воздействия» которой будет описан ниже. Всего же в «репертуаре» обычного человека насчитывается шесть подобных, легко различимых ролей, и для удобства исполнения каждой из них предназначается своя мысле-шляпа.

Мы уже говорили о том, насколько важно для каждого из нас научиться думать. Первым шагом на пути к овладению этим искусством является освоение роли человека думающего. Это роль глобальная, всеобъемлющая, сопровождающая каждый наш шаг по жизненному пути. Без ее освоения, без осмысленного восприятия всего, что мы делаем, нам ничего не добиться.

Но мы можем значительно упростить процесс овладения набором этих жизненно важных навыков, поделив сложную для исполнения роль человека мыслящего на несколько составных частей. Пусть эти составные части станут в нашем понимании набором эпизодических ролей, напоминающих те легко различимые, характерные образы, которые безошибочно определяются нами в хорошо поставленной пантомиме, телесериале или традиционном вестерне. С наибольшей отчетливостью, так сказать – «в чистом виде», такие характерные персонажи присутствуют в японском театре кабуки, где стилизация каждой роли достигает своего крайнего выражения.

Образ колдуньи в такой пантомиме способен распознать каждый. Она строит всевозможные козни, провоцирует возникновение всяческих бедствий, несчастий – то есть добросовестнейшим образом «творит зло», как и положено вести себя по сценарию нечистой силе. А публика – по тому же запрограммированному для нее «сценарию» – соответствующим образом реагирует на происки «мерзавки».

Затем на сцене появляется благородный принц, олицетворяющий собой силы Добра. Образ «пожилой дамы» в такой постановке обычно символизирует милосердие и человеколюбие. Все «действующие лица» легко распознаваемы, и действия каждого персонажа в сценическом плане абсолютно оправданы. Но при этом – что характерно и само по себе очень символично – роль принца исполняется девушкой, а роль дамы – мужчиной. В этом заключается глубокий смысл, поскольку в конечном итоге вся постановка отвечает строго определенной задаче: каждый сценический образ должен продемонстрировать собой максимальный отрыв от реальности и символизировать некую конкретную идею в ее чистом виде.

Ролевые установки, свойственные каждому из нас в повседневной жизни, – роль родителя, супруга, студента или рабочего – говорят сами за себя. В рассмотренном же сценическом действии роли исполнителей призваны отразить взаимодействие неких сил, которым ради наглядности и упрощенного восприятия зрителем придается человеческий облик.

Таким образом, чем больше в роли оторванности от реалий окружающего мира, чем сильнее проявляется в ней игровой момент и символичность содержания, тем проще она распознается на сцене и телеэкране. В этом секрет популярности большинства американских телесериалов, и именно поэтому выносимые на экран образы многих героев вызывают у нас такую симпатию.

Но это если говорить об особенностях сценического искусства; а в нашем с вами мире реальных мыслей и реальных перевоплощений роль человека думающего требует своего исполнения на протяжении всей нашей жизни, хотя и может распадаться на шесть отдельных, эпизодических ролей, каждая из которых должна быть осуществлена в маске-шляпе соответствующего цвета, «под музыку» навеваемого – только ею образа мыслей.

Но здесь уже все просто. Вы выбираете, какую из шести шляп нужно надеть в данный момент. Вы ее надеваете и исполняете «соответствующую шляпе» роль. Вы должны постараться сыграть свою роль как можно лучше: вы ведь помните, что вас оценивают не за то, что вы играете, а по тому, как вы исполняете свою роль. Вы уж постарайтесь не прослыть никудышным актером, а надетая на вас маска-шляпа полностью предохранит ваше «Я» от падения в глазах окружающих. Об этом не думайте; наслаждайтесь игрой.

Со сменой своих мыслеварительных шляп вы неизбежно будете воспринимать и новый сценарий поведения, «написанный» исключительно для этого воспринятого вами образа. Каждая роль должна распознаваться зрителями без всякой ошибки. Сами роли должны отличаться одна от другой столь же ощутимо, как образ колдуньи и принца в сценическом действии театра кабуки. Вам, конечно, предстоит поработать значительно больше любого артиста: ведь вам надлежит заменить собой целую труппу актеров, выступая то в роли одного из них, то в роли другого. Зато поочередно меняя свои мысле-шляпы, вы сорвете гром аплодисментов, предназначавшийся всему актерскому коллективу. Да еще попутно измените свой характер, научитесь думать, активно управляя течением своих мыслей, и действовать в полном соответствии с требованиями ситуации.

Такое умение управлять течением своих мыслей составляет основу картографического типа мышления.

Помните, мы с вами рассматривали общие принципы составления карты своего отношения к ситуации? Помните? Это хорошо. Но здесь я бы хотел акцентировать ваше внимание на самом процессе цветной печати, когда каждый отдельный цвет, накладываясь на определенную основу, дает в итоге цельное изображение.

Вот и каждая из наших мыслеварительных шляп имеет свой собственный цвет, который можно использовать для создания карты, максимально приближенной в своей цветовой гамме к реальным условиям жизни.

Описание особенностей каждой из шести мыслеварительных шляп приводится ниже. Эти шляпы и роли, в них исполняемые, должны в максимальной степени, насколько это возможно, отличаться друг от друга. И это понятно: красная шляпа, к примеру, принципиально отличается от белой; к какому костюму наденешь белую шляпу, в том в сочетании со шляпой красной будешь выглядеть как… В общем, не подходят они друг другу. Как, скажем, желтая шляпа и черная. Не подходят они, и все! Так и роль, написанная для исполнения в синей шляпе, в корне отличается от роли, которую надлежит играть в шляпе цвета зеленой травы.

Играть комедию – это одно, а трагедию – совсем другое. Когда вы наряжаетесь в платье шута, то вы и играете шута; мудрец в колпаке с бубенцами выглядит обиженным судьбой. Если же вы выбрали костюм злодея, не нужно в нем предпринимать усиленных попыток сотворить добро: это будет выглядеть, по меньшей мере, подозрительно. Не нужно поэтому все роли смешивать воедино, как будто у нас не хватает реквизита. Получите удовольствие от исполнения разных ролей.

Думайте только о том, чтобы как следует настроиться и войти в образ. Как только у вас это получится, ваш образ мыслей будет направляться уже не вашим сознанием, а логикой исполняемой вами роли. Так и появляется на свет образ, определяемый шляпой мышления. Так находит свое воплощение в реальной жизни и составленная вами карта вашего отношения к условиям ситуации.

По окончании же действия и по достижении вами ожидаемых результатов ваше сознание снова получит возможность выбирать для себя наиболее приемлемый взгляд на вещи.

Многие актеры могут сказать, что единственный секрет – это вхождение в роль, так что только вы будете знать, что движет вашим персонажем. Это вполне правомерная техника, которую следует попробовать. Но в дополнение к технике вы должны изучить своего персонажа вдоль и поперек. Сделайте его настоящим человеком, а не просто именем на странице.

  • Что он делает в свободное время? Кто его друзья? Что приносит ему счастье? Что говорит его внутренний голос? Где он покупает себе штаны? Каково его общее мировоззрение? Его любимый цвет? Еда? Где он живет?
  • Изучите все, что возможно о персонаже, если его прототипом является реальный человек. Если нет, то изучите все о периоде времени, из которого ваш персонаж, где он жил, какие исторические события происходили вокруг него.

Спросите себя: «Почему?» Проведите обобщающий анализ, но определите мотивацию персонажа в каждой сцене, каждой части. Есть ли у вашего персонажа мотивация, которая просматривается на протяжении всего шоу? А как насчет каждой сцены? Если ответ положительный, то какова она?

  • Обычно все это содержится в сценарии. Если же нет, то режиссер объяснит вам свою концепцию. Обратитесь к своей первой сцене и проанализируйте, чего вы хотите и как вы этого добьетесь. Вы должны закончить двумя вещами: "принятие" или "уверенность" сопровождаемые пониманием "необходимости сделать согласно роли своему другу/любовнику/врагу то, то и то." Как только у вас это появится, дайте волю эмоциям.
  • Выучите свои реплики. Чтобы быть уверенным в исполнении роли и иметь возможность сконцентрироваться на своем персонаже, вам необходимо максимально хорошо выучить свои реплики. Когда вы нервничаете, легко забыть свои строки или запнуться при их произнесении. Чтобы такого не случилось, вы должны их выучить настолько, чтобы могли их рассказать даже во сне.

    • Перечитывайте свои реплики каждый вечер. Когда выучите их, начните декламировать свои строки и посмотрите, насколько долго вы сможете продержаться, не подглядывая в сценарий.
    • Практикуйтесь в произнесении своих реплик перед другом или членом семьи, пусть они говорят за других персонажей. Таким образом, вы также запомните контекст, в котором произносятся ваши строки.
      • И если кто-то запутается, вы сможете его прикрыть!
    • Попрактикуйте способ, которым вы хотите донести свои реплики до зрителей, записав себя на камеру. Поэкспериментируйте с различными способами, чтобы определить, какой из них будет более уместным и естественным.
  • Делайте пометки для себя в сценарии. Несмотря на то, что вам придется потратить кучу времени, стирая потом свои пометки, они могут оказаться весьма полезными. Разработайте свою систему аннотаций, которую сможете понять только вы.

    • Отметьте паузы или такты. Их можно отметить чертой между словами или фразами. Когда вы будете видеть их на протяжении своей реплики, они будут давать вам напоминание и необходимости приостановиться. Паузы настолько же важны, как и слова. Это важно помнить для эффективной подачи своего персонажа.
    • Отметьте свои чувства. В одном параграфе у вас могут встретиться до четырех различных мотиваций. Вы можете начать злится, вспылить и снова обрести над собой контроль. Отметьте свои эмоции (или то, что вам будет служить напоминанием о них) поверх строчек, чтобы помочь вам вспомнить наилучший способ подачи реплики.
    • Отметьте свои реакции. Все верно, вы должны делать пометки и поверх реплик других актеров. В конце концов, вы будете на сцене, и по крайней мере один человек да будет смотреть на вас, даже если вы не говорите. Что вы чувствуете в ответ на то, что вам говорят? Чем вы думаете, когда наблюдаете действующую сцену со стороны? Когда вы с этим определитесь, сделайте пометки.
    • Отметьте громкость произнесения реплик. Могут встретиться строки, которые будет необходимо произнести гораздо громче, чем остальные, или слова, которые необходимо будет даже прокричать. Проштудируйте свой сценарий как музыку, отмечая крещендо, диминуэндо и акценто.

    Движения и голос

    1. Расслабьтесь. Возьмите глубоки вдох и подержите его несколько секнд. Это хорошо помогает людям, если их тело напряжено. Затем расслабьте все свои мышцы. "Дыхание кубышка" также является хорошим методом. Делайте медленный вдох в течение 4 секунд, подержите его 4 секунды, а затем делайте выдох в течение 4 секунд. Общий эффект будет успокаивающий.

      Отдавайте себе отчет в том, что делает ваше тело. Для исполнителей существуют целые техники и занятия, посвященные сценическому движению, и это не просто так. Они помогут вам наилучшим образом утилизировать пространство и взять контроль над сценой. Исполнение роли заключается не только в вашем голосе и мимике, а во всем.

      • Не бойтесь наделять своего персонажа индивидуальными особенностями. Ходит ли он слегка прихрамывая из-за боевого ранения? Теребит ли она постоянно волосы? Любит ли он любоваться женскими ножками? Грызет ли она ногти? Всего этого может не быть в сценарии! Подумайте о том, как бы вел себя ваш персонаж в повседневной жизни. Как вы видите героев, сидящими в приемной? Что они будут делать во время ожидания?
      • Не говорите нелепо – убедитесь, что ваш голос разносится в пространстве, вы не мямлите или не говорите так, чтобы вас слышали только партнеры по сцене.
      • Если вы играете пьесу, вы должны быть уверены, что люди на задних рядах вас слышат, поэтому встаньте прямо, настройте голос и слегка повернитесь к зрителям. Вам не стоит разговаривать с задней стенкой сцены.
      • Не тараторьте. Это зачастую искажает слова и становится трудно разобрать, что вы говорите.
    2. Говорите отчетливо. Когда вы находитесь на сцене перед камерой, вы должны произносить слова четко, чтобы все звуки были хорошо различимы. Это особенно важно в произнесении окончаний слов, которые легко проглотить и они потеряют свою акустику.

    3. Говорите, как ваш персонаж. Даже если у вашего персонажа нет акцента, все же остаются аспекты индивидуального диалекта, которые могут быть не указаны в сценарии. Учитывайте возраст, расу, социальный статус, верования и уровень дохода вашего персонажа.

      • Избегайте неправильной речи, анализируйте диалог своего персонажа.

    Когда вы играете роль

    1. Будьте эмоциональны. Об этом даже и напоминать не надо. К сожалению, многие так не делают. Как актер вы должны отражать определенные эмоции и убеждаться, что публика видит, что вы чувствуете, вне зависимости от того на сцене ли вы или играете на камеру. Используйте собственные эмоции, чтобы войти в роль, теперь вы одно целое со своим персонажем. .

      • Найдите внутри себя такую эмоцию, которая соответствует чувствам вашего персонажа. Ее мама умерла? Ок, слава богу, ваша мама жива, но вы же помните, как, может быть, умер ваш пудель или золотая рыбка, и это вас мучило. Вы плакали целыми днями. Настройтесь на эту волну. Публика понятия не имеет о том, какой ваш пусковой механизм, она просто видит, что вы опустошены, и что это имеет отношение к сюжету, который они видят (ах, если бы они знали…).
      • Манипулируйте тоном своего голоса. Если ваш персонаж расстроен, вы можете пожелать, чтобы ваш голос звучал более резко и менее контролируемо. Если ваш персонаж восхищен или нервничает, пусть ваш голос звучит выше.
      • Используйте жесты и язык тела для передачи своих эмоций. Не стойте с руками по швам. Если ваш персонаж зол, он размахивает руками и топает ногами. Если персонаж печален, ссутультесь и опустите голову. Будьте логичны.
    2. Умейте выкручиваться. Никогда, никогда, никогда, никогда, никогда не показывайте того, что вы запутались. Достаточно было сказано "никогда", чтобы вы поняли? Вне зависимости от того, в чем причина, никогда публика не должна это знать. Если вы этого им не позволите, знаете, что произойдет? Они не узнают!

      • Если вы запутались в танце или движениях, не спадайте с лица. Уверенность может невероятно дурачить людей. Продолжайте улыбаться. Улыбайтесь, потому что только вы знаете об ошибке.
      • Если вы промахнулись с репликой, обыграйте ее. Единственные люди, которые знают сценарий, находятся на сцене. Вернитесь к нужной реплике. Если другие актеры на сцене будут такими же профессионалами, как и вы, это не станет проблемой.
    3. Почувствуйте момент. С того момента, как вы ступите на сцену, вас больше не касаются ваши романтические дела, финансовые проблемы и общая усталость. Все должно быть оставлено позади. Вы находитесь только в том моменте, которые сейчас создаете сами на сцене.

      • Если вы переживаете что-то во время исполнения шоу, это необходимо выкинуть. Театр должен давать вам успокоение, а не добавлять проблем. Пользуйтесь моментом, чтобы побыть кем-то другим и оставить свои проблемы (и отношение к ним) за дверью. Вы можете воспользоваться этим на несколько часов. Выбросьте мысли из головы и начните активно слушать, покажите, что вы присутствуете на сцене. Публика заметит, если это не так.
    4. Не прекращайте играть персонажа. Если вы все забыли, просто помните, что вы должны быть этим персонажем, не соскальзывайте с роли и не становитесь самим собой. Дети в театре могут быть большими шутниками. Сдержите свой смех при виде трусов-боксеров на стойке бара, которые вы должны использовать в качестве тряпки, изображая из себя лучшего бармена этих мест.

      • Если на сцене произошла путаница или все пошло не так, как планировалось, оставайтесь в роли, реагируйте так, как реагировал бы ваш персонаж. Не прозвучал звук выстрела? Хорошо, что у вас был с собой нож, который публика не могла видеть, чтобы вы могли «подстраховать» заснувшего звукорежиссера. Следовало бы его уволить.
    5. Будьте на позитиве. Порой переживания по поводу путаницы на сцене или о реакции других людей могут обрушить ваш настрой. Часто, если вы развлекаете зал, публика может начать давать свои реплики, чтобы позабавиться с вами.

      • Принимайте критику с благодарностью. Если режиссер говорит вам делать что-то по-другому, не принимайте это как личное оскорбление. Наоборот, смотрите на это, как на шанс улучшить свою игру.
      • Ваша игра на сцене улучшается и выглядит более естественно, если вы получаете от этого удовольствие, а не впадаете в стресс. Оставаясь на позитиве, спуская напряжение и стресс, вы сможете более легко вживаться в роль.
    6. Избавьтесь от скованности. Выполняйте упражнения на релаксацию, войдите в роль и перестаньте думать, что о вас подумают остальные. Не делайте этого, так как это рождает беспокойство! Просто играйте, потому, что это дает вам прекрасные ощущения.

      • Посмотрите в зеркало и скажите: “Я больше не я. Теперь я - [имя персонажа].” Вы больше не вы, поэтому не волнуйтесь о том, что о вас подумают люди. Помните, что, когда вы что-то делаете, публика не видит лично вас. Они видят вашего персонажа.
    7. Помните свое время. Вы должны знать, когда ваша очередь выходить на сцену и вступать в действие. Если вы пропустите свою очередь, против вас будут обращены все взоры актеров на сцене (а также ваш внутренний голос). Поэтому, когда уже подходит ваша очередь, вы должны на крыльях ждать ее и уже входить в роль.

      • Посетите туалет до начала спектакля. Вы же не хотите пропустить свой выход сидя в туалете.
      • Внимательно слушайте, когда будет ваша очередь. Даже если вы примерно знаете время своего выхода, внимательно слушайте то, что творится на сцене. Не отвлекайтесь и не разговаривайте ни с кем.
      • В экстренной ситуации, когда вам совершенно необходимо выйти в туалет или проверить свою машину, дайте кому-нибудь об этом знать, даже если вы считаете, что успеете вернуться. Экстренные ситуации случаются, но если только у вас не кто-то умер или вы не чувствуете что вот-вот взорветесь, вы обязаны выйти на сцену.
    8. Знайте свою позицию на сцене и окружающую обстановку. Когда вы играете в пьесе или на камеру, вы должны знать свое пространственное месторасположение. Чтобы быть кратким, "найдите свет." Оставайтесь в нем. Он там, чтобы подсвечивать вас.

      • Когда говорите, слегка поворачивайтесь к публике. Это называется четвертованием. Вы же хотите, чтобы она могла видеть вас и слышать ваш голос, но при этом так, чтобы казалось, что вы действительно ведете разговор. Если режиссер говорит, что вы закрыты, повернитесь к публике на 90º (четверть круга).
      • Если вы снимаетесь в фильме, не смотрите прямо в камеру, если только вы не в офисном эпизоде и режиссер вам не говорит, что необходимо сделать именно так. Вместо этого, говорите с другими актерами и взаимодействуйте с окружающими предметами так, как делал бы ваш персонаж.

    Работайте с другими в команде

    1. Слушайте режиссера. Режиссер знает общую картину работ над постановками, поэтому он или она знают, о чем говорят. Принимайте их критику или предложения серьезно. Если они хотят, чтобы вы сделали что-то, и вы понимаете, почему, сделайте, что они просят. .

      • Исполняйте авторские ремарки и учитывайте их при заучивании своих строк. Если вы не понимаете смысла, спросите! Например, вы же не хотите пересекать сцену, не зная, зачем вы это делаете. А ваш режиссер оценит ваше стремление понять характер вашего персонажа.
      • Задавайте вопросы (до того, как режиссер что-нибудь скажет), если вам непонятно как что-то делать. Если вы не знаете, как должны реагировать на что-то или как преподнести какую-либо строку, не бойтесь спросить об этом режиссера. Обычно они достаточно хорошо знают, что они хотят увидеть.
    2. Не чувствуйте себя дивой. Помните, что актерское мастерство не зациклено на вас, а результат постановки – это усилие всей команды. Где бы вы были, не будь других актеров, ассистентов, технического персонала и костюмеров? Одни, на плохо освещенной сцене, в голом виде – вот где.

      • Если у вас главная роль в постановке, это не означает, что вам досталось самое сложное. Успокойтесь и слезьте со своей башни из слоновой кости. Учитывайте усилия всей команды. Что произойдет, если вы разозлите звукооператора? Он может не нажать на кнопку выстрела для вас, когда это будет необходимо. Поэтому будьте вежливы, ваша команда может либо сделать вас, либо сломать. В этой команде нет понятия "Я".
    3. Играйте роль и реагируйте. Вы можете зазубрить каждую свою строчку, но если вы не слушаете того, кто говорит с вами, это обречено на провал. Например, другой актер может взять совершенно не то направление и сцена несколько потеряет свой накал и напряжение. Вы же должны придерживаться тому, как идет сцена, вне зависимости от того, куда она идет. Поэтому не только играйте, но и реагируйте на действия других актеров.

      • Почитайте строки вместе с партнерами по игре и попрактикуйтесь. Даже если вы прекрасно знаете свои строки, вам необходимо работать с другими людьми над их подачей, а также совместно проработать сцену. Вы должны играть с другими актерами, а не просто перечитывать свои строки. Развлекайтесь и экспериментируйте с этим! Это самое интересное в актерском творчестве.
    4. Используйте публику. Несмотря на то, что технически вы не должны пробиваться сквозь переднюю стенку (по крайней мере в большинстве постановок), ваши зрители именно за ней. Они там и вам необходимо работать с ними. Не забывайте, что их присутствие – хорошая вещь. И даже замечательная! Подпитывайтесь их энергией. С этим нельзя ничего сравнить.

      • Когда публика смеется или аплодирует, дайте ей минутку искупать вас в овациях. Пусть даже не минутку, но подождите, когда они немного стихнут, чтобы продолжать дальше, чувствуйте момент. Чувствуйте то, где находятся они, и куда должны двигаться дальше вы вместе со сценой. Это может звучать несколько абстрактно, но когда вы наберетесь побольше опыта, вы все поймете.
      • Подумайте о времени в своей жизни, когда вы переживали эмоциональные реакции, чтобы пробудить эмоциональность своего персонажа. Например, если ваш персонаж сильно опечален, вы можете попробовать вспомнить момент, как вы хоронили свою собаку или родственника.
      • Изучите актеров, которыми восхищаетесь. Вы можете посмотреть видео со своими любимыми актерами и послушать их советы. Запишите то, что вас вдохновляет, и попробуйте воплотить это на практике.
      • Попросите покритиковать вашу игру. Иногда режиссеры предлагают индивидуальные занятия, чтобы помочь вам улучшить игру.
      • Разогревайтесь перед выходом. Выполните простые дыхательные упражнения, чтобы разогреть горло, и разомните тело, чтобы избежать дрожи во время выхода на сцену.
      • Если вы все еще работаете над образом своего персонажа, понаблюдайте за людьми. Вы можете обратить внимание на незнакомцев или на людей, которых вы знаете и позаимствовать у них определенные привычки и манеры, которые вы бы хотели видеть у своего персонажа.
      • Помните о регулярном дыхании, когда вы находитесь на сцене или перед камерой. Это помогает расслабиться и произносить свои строки более четко.
      • Если вы боитесь сцены, вы должны постоянно практиковаться выступать перед членами своей семьи, чтобы привыкнуть выступать.