Зима в произведениях русских композиторов. "зимняя тема в произведениях русских и зарубежных композиторов"

Наталья Рагулина
Литературная гостинная «Зима в музыке, изобразительном искусстве, поэзии» для детей старшего дошкольного возраста

Цели и задачи :

o Приобщать детей к словесному искусству , в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.

o Обогащать музыкальные впечатления , способствовать дальнейшему развитию основ музыкальной культуры .

o Ввести дошкольников в образный мир музыки , показать возможность отражения в нем мира природы;

o Помочь дошкольникам почувствовать музыку природы , внутренним зрением увидеть природу в музыке ;

o Воспитание гражданской позиции к охране и сохранению всего живого на Земле.

Материал : компьютер, диск с записью музыкальных фрагментов из пьес А. Вивальди “Зима” , П. Чайковского «Зимнее утро» , С. Прокофьев «Утро» , музыкальный центр , репродукции картин И. Грабаря «Февральская лазурь» , «Белая зима . Грачиные гнезда» , выставка детских работ.

(ДЕТИ ЗАХОДЯТ В ЗАЛ И САДЯТСЯ НА СТУЛЬЧИКИ, ЗВУЧИТ ЕЛЕ СЛЫШНО МУЗЫКА С . Прокофьева «Утро» . На фоне музыки читается стихотворение.)

Муз. рук.: Утром кот

Принес на лапах.

Первый снег!

Первый снег!

Вкус и запах

Первый снег!

Первый снег!

Он кружится

Легкий, новый

Над головой.

Платок пуховый

Расстелить над мостовой,

Он белеет

Вдоль заборов,

Прикорнул на фонаре.

Значит скоро, очень скоро

Полетят салазки с горок.

Значит, можно будет снова

Строить крепость во дворе.

Муз. рук.: Ребята, а скажите о каком времени года пойдет рассказ?

Дети : Зима .

Муз. рук.: Правильно ребята, молодцы. А скажите мне, пожалуйста, какая бывает зима ?

(ответы детей )

Муз. рук.: Молодцы ребята. «Зима » это удивительное время года, сказочное и волшебное. И самое главное зимой наступает Новый год и Рождество! Про это время года художники пишут картины, поэты и писатели сочиняют стихи и рассказы. А мы сейчас попадем в волшебное царство музыки , которое расскажет нам о волшебном времени года о «Зиме» . Когда вы просыпаетесь утром и смотрите в окно, то вас ласково встречает солнышко, но бывает и такое злится метель… Сейчас мы с вами послушаем музыкальную пьесу П . И. Чайковского «Зимнее утро» . Послушайте и скажите, какое настроение передано в ней, какая музыка по характеру .

(Прослушивание пьесы П. И. Чайковского «Зимнее утро» ).

После прослушивания ответы детей .

Муз. рук.: Правильно ребята, когда мы слушаем пьесу П. Чайковского «Зимнее утро» , возникает картина ненастного зимнего утра – темного, метельного, холодного, неприветливого. Музыка звучит то встревожено, то жалобно. (исполняются фрагменты пьесы) . Прослушайте отрывок стихотворения к этой пьесе С. Есенина.

А по двору метелица

Ковром шелковым стелется

Но больно холодна.

Воробышки игривые

Как детки сиротливые

Прижались у окна.

Озябли пташки малые

Голодные, усталые

И жмутся по плотней.

А вьюга с ревом бешенным

Стучит по ставням свешенным

И злится все сильней.

Муз. рук.: А теперь мы послушаем произведение замечательного итальянского композитора Антонио Вивальди есть четыре концерта для скрипки с оркестром, которые называются «Времена года» . Эти концерты имеют название : «Весна» , «Лето» , «Осень» , «Зима » . Каждый концерт состоит из трех частей. Давайте послушаем одну из трех частей концерта «зима » . Какая зима видится вам при этих звуках.

(прослушивание концерта Антонио Вивальди «Зима » ) .

Дети : Красивая, сверкают снежинки.

Муз. рук.: А какая музыка по характеру ?

Дети : Нежная, светлая.

Муз. рук.: Да. В оркестре слышны отрывистые звуки, которые мерцают, светятся словно волшебный зимний наряд природы. На этом фоне нежно и задушевно поют скрипки. У русского поэта И. Сурикова есть стихотворение о белом пушистом снеге.

Белый снег пушистый

В воздухе кружится

И на землю тихо

Падает, ложится

И под утро снегом

Поле забелело

Словно пеленою

Все его одело.

Темный лес, что шапкой

Принакрылся чудной

И заснул под нею

Крепко, непробудно.

Стали дни короче

Солнце светит мало

Вот пришли морозцы

И зима настала .

(Исполняется пьеса фрагментами) .

Но вот мы с вами прослушали две пьесы разные по характеру. Как наша зима . Зима может быть и суровой и теплой.

А давайте вспомним, как мы весело умеем играть в снежки. Приготовили свои ручки.

Музыкальная разминка

Снежные комья летят и мелькают.

Снежные комья лицо залепляют.

Снежные комья глаза нам слепят.

Снежные комья нас веселят.

Муз. рук.: но вот ребята мы с вами прослушали, как описывают зиму великие композиторы, а теперь обратите внимание на картины художников и посмотрите как они рисовали (писали) «зиму» .

(идет описание картин) .

Муз. рук.: а теперь ребята мы с вами перейдем к конкурсу чтецов. У нас ребята подготовили стихотворение о зиме. Давайте внимательно послушаем и выберем с вами того кто выразительно прочтет стихотворение о зиме, а поможет нам этом наше замечательное жури. Поприветствуем наших участников.

(выступление конкурсантов)

Муз. рук.: Ребята наши конкурсанты выступили, жюри подведет итоги и назовет нам наших победителей.

(Награждение)

Муз. рук.: Дорогие ребята, наша музыкальная гостиная посвященная замечательному и волшебному времени года зиме закрывается. До новых встреч!

татьяна скородько

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

1. Тема проекта:

«Волшебница - зима в творчестве художников, композиторов и поэтов»

2 . Актуальность:

Дошкольный возраст - важнейший этап развития и воспитания личности , наиболее благоприятный для формирования художественно-эстетической культуры. Именно в этом возрасте у ребёнка преобладают позитивные эмоции, появляется особая чувствительность к языковым и культурным проявлениям, личная активность, происходит качественные изменения в творческой деятельности.

Эмоционально-творческое развитие личности ребёнка является одной из ведущих составляющих педагогического процесса. Только эмоционально окрашенные, глубоко духовно пережитые ребёнком знания могут стать эффективным регулятором его развития. В связи с этим понятно и внимание к эмоционально-духовной сфере человека, только вступающего в большую жизнь. Современные родители уделяют внимание преимущественно познавательному, интеллектуальному развитию своего ребёнка, что не может не идти в ущерб его эмоционально-личностному развитию. Уже в раннем возрасте малыш может проявлять интерес к музыке, произведениям изобразительного искусства, поэзии, театральным постановкам, способен воспринимать красоту окружающего мира. А именно эти ранние впечатления обогащают эмоциональную сферу ребёнка особыми переживаниями, ложатся в основу его эстетического мировосприятия, способствуют формированию нравственных ориентиров.

Важнейшая задача взрослого – помочь ребёнку войти в мир искусства, приобщить его к прекрасному. Особое значение в эстетическом воспитании детей имеет знакомство их с произведениями искусства. И чем раньше состоится встреча ребёнка с этим миром – тем лучше. Очень важно обращать внимание ребёнка на красоту природы во всех её проявлениях (красивые осенние листья, сверкающий иней зимой, разноцветная радуга и т. п., научить ребёнка чувствовать природу , видеть разнообразные её оттенки.

Сочетание трёх видов искусства, музыки, живописи и поэзии, позволяет сформировать у детей эстетическое отношение к миру и способствовать художественному развитию ребёнка средствами искусства на основе произведений о зиме. Взаимодействие красок и звуков, музыки и живописи существует издавна как в природе, так и в искусстве. Еще Аристотель писал о том, что цвета по красоте и гармонии могут соотноситься между собой подобно музыкальным созвучиям.

Поэзия же расширяет представления об окружающем, развивает умение тонко чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка. Поэтические произведения вызывают у детей эмоциональный отклик . Чтение и заучивание стихотворений позволяет детям улавливать созвучность, мелодичность речи, а также решает задачи формирования звуковой культуры речи : помогает овладению средствами звуковой выразительности (тон, тембр голоса, темп, сила голоса, интонация, способствует выработке четкой дикции.).

В подобном сочетании мир искусства , его образность можно наиболее полно и доступно передать дошкольникам, используя современные методики, технологии, ИКТ в условиях реализации ФГОС ДО: в стихотворениях, музыкальных произведениях, живописных иллюстрациях поэтов, композиторов, художников. Особенно ценно такое сочетание при проведении с детьми тематических досугов и праздников, связанных со временами года.

В связи с этим, мы посчитали целесообразным проведение совместного проекта с детьми средней группы, их родителями, воспитателями и музыкальным руководителем, и, как результат проекта, проведение вечера музыки и поэзии «Зимушка-зима».

3. Цель проекта: вызвать у дошкольников познавательный интерес к разным видам искусства, приобщить детей к основам поэтической, живописной и музыкальной культуре, разбудить творческую инициативу.

4. Задачи:

Использовать элементы взаимопроникновения (интеграции) в разных видах художественно - эстетической деятельности;

Воспитывать у детей желание слушать музыкальные произведения, учить видеть образ в живописной картине, в музыке и стихотворении;

Развивать художественные способности ребёнка: музыкальные, литературные, изобразительные, театральные;

Взаимодействовать с семьей для обеспечения художественно-эстетического творчества ребёнка.

Ожидаемые результаты:

1 . У детей расширяется кругозор об искусстве: живописи, музыке, поэзии и формируется художественно-эстетический вкус;

2 . У детей обогащается, активизируется словарь по лексической теме: «Зима»; совершенствуется навык заучивания стихотворений наизусть;

3 . Дети получат навык публичного выступления;

4. Родители получат информацию об эстетическом воспитании в дошкольном возрасте и опыт совместной практической деятельности.

6. Тип проекта

* по доминирующей деятельности: художественно-творческий;

* по характеру контактов: совместный;

* по характеру содержания: комплексный, интегрированный;

* по количеству участников: групповой;

* по продолжительности: средней продолжительности (3 недели)

7. Сроки реализации: (11.01.2018 – 31.01.2018) (3 недели)

8. Участники проекта: дети средней группы (возраст 4-5 лет, родители, воспитатель, музыкальный руководитель.

9. Форма проведения: познавательные занятия, интегрированные и комплексные занятия, беседы, рассматривание картин на зимнюю тематику, досуги, развлечения, дидактические тематические игры, самостоятельная деятельность детей, работа с родителями.

10. Работа с родителями:

1) Беседа на родительском собрании о художественно-эстетическом воспитании в жизни ребенка «Эстетическое развитие ребёнка в семье»;

2) Консультация для родителей «Влияние классической музыки на развитие ребёнка»;

3) Консультация «Как выучить стихотворение на праздник»;

4) Выставка совместных детско-родительских работ на тему «Прогулка в зимний парк»;

Подготовительная работа: беседы о характерных признаках и приметах зимы; подбор и разучивание песен и стихов о зиме; знакомство с творчеством композиторов и поэтов, писавших произведения о зиме;слушание фрагментов музыкальных произведений на зимнюю тематику, проведение интегрированных и комплексных занятий, подбор репродукций картин художников на зимнюю тему, разучивание стихотворений русских поэтов о зиме детьми, фотографий с зимними пейзажами, оформление выставки рисунков и поделок о зиме, оформление музыкального зала; написание сценария и проведения совместного вечера музыки и поэзии т. д.

12. Технологическая карта проекта:

Вид детской деятельности

Чтение (восприятие) художественной литературы Чтение (восприятие) художественной литературы

Рассматривание картины «Зима» И. Шишкина; составление рассказа - описания по картине «Зима» И. Шишкина; - Чтение рассказа Н. Носова «На горке»;

Составление рассказа «Почему мне нравится зима?»;

Беседа «Как лесные звери проводят зиму в лесу»;

Чтение и свободный пересказ рассказа «Снежный колобок» Н. Калининой.

Конкурс стихов о зиме.

Вид детской деятельности

Интеграция образовательных областей

Продуктивная, познавательно-исследовательская деятельность, социально-коммуникативное развитие, познавательно - речевое развитие, художественно - эстетическое развитие

Ручной труд «Елочка» (из петелек);

Рисование «Еловая ветка»;

Аппликация «Елочки-красавицы»;

Рисование «Кто живет в зимнем лесу»;

Ручной труд «Пригласительный билет на елку»;

Лепка, изготовление игрушек из бумаги для сюжетно-ролевой игры «Магазин елочных игрушек»;

Рисунки «Снеговик» для подарков малышам.

-«Творческая мастерская» рисование, лепка по замыслу детей.

Сюжетно-ролевые игры: «Магазин елочных игрушек», «У нас гости».

Вид детской деятельности

Интеграция образовательных областей

Музыкально-художественная. Речевое развитие Познавательное развитие Социально – коммуникативное развитие

Задачи:

1. Познакомить детей с творчеством великого композитора П. И. Чайковского.

2. Способствовать развитию детского танцевального творчества;

3. Обогатить слуховой и зрительный опыт детей.

4. Воспитывать эмоциональную отзывчивость на музыкальные произведения разного характера;

5. Составить сценарий совместного вечера музыки и поэзии «Зимушка-зима»

Слушание произведений:«Январь. У камелька» П. И. Чайковского, "Декабрь. Святки» П. И. Чайковского, «Вальс «Метель» Г. Свиридова, «Вальс снежных хлопьев» из балета «Щелкунчик» П. И. Чайковского.

Беседы о характере прослушанной музыки,

Повторение зимних песен и игр:(песня «Здравствуй, Дед Мороз», игра «Снежок»)

Развитие танцевального творчества: «Вальс снежных хлопьев» П. И. Чайковского - танцевальный этюд;

Повторение разученного ранее музыкального материала:«Танец звезд и месяца", "Игра со снежком".

Рассматривание картин о зиме:

«Зима во дворе» А. Аверина, «Снегири» Н. Рогулина, «Зима пришла. Детство»

С. А. Тутунова,

«У камина» Лизи Мартин

Вид детской деятельности

Интеграция образовательных областей

Двигательная. Речевое развитие,Физическое развитие,Познавательное развитие

Танец звезд и месяца;

Песня «Здравствуй, Дед Мороз»

Игровая, Речевое развитие,Физическое развитие,Познавательное развитие,социально-коммуникативное развитие .

Подвижные игры: «В снежки», «Снежинки и ветер»

Дидактическая игра: «Что зимой бывает или не бывает»,

13. Результат проекта.

В результате проекта у детей появился устойчивый интерес к восприятию произведений поэтического, художественного и музыкального жанров, стремление расширить свой кругозор по данной теме, желание выявить и вникнуть в существующие в природе связи и отношения. В процессе знакомства с музыкой, живописью и литературными произведениями, у детей пополнился словарный запас, они стали более грамотно изъясняться, с большим удовольствием участвовать в коллективном разговоре; появилось желание самостоятельно заняться творчеством, выражать свои чувства, позитивное отношение к миру. Все это способствует развитию эстетического сознания детей, формированию их мировоззрения.

Одной из важных составляющих данного проекта является художественно-эстетическое воспитание: привитие детям хорошего эстетического вкуса, желания слушать, созерцать, узнавать, эмоционально реагировать, понимать, творчески развиваться. Дети познакомились с художественными произведениями данной тематики различных видов искусства – музыки, живописи, поэзии. Они научились получать эстетическое удовольствие от общения с прекрасным, стали более восприимчивы, чувствительны, эмоциональными. Дети могут более умело передавать свои ощущения: мимикой, жестом в своих рассказах, рисунках, в музыкально-ритмических движениях.

14. Проектный итоговый продукт

Совместный вечер музыки и поэзии «Зимушка – зима»

Мастер-класс «Зимний вечер». См. Приложение


Вечер музыки и поэзии «Зимушка – зима»

Совместный досуг с родителями и детьми средней группы

Цель: раскрытие перед детьми посредством синтеза искусств неповторимого сказочного образа зимы.

Задачи:

1. Обобщить знания детей о зиме, закрепить названия зимних месяцев, расширять кругозор, обогащать слуховой и зрительный опыт дошкольников, совершенствовать эстетическое восприятие художественных произведений, помогать детям почувствовать красоту зимней природы;

2. Продолжать развивать речь, мышление, восприятие, музыкальную память, интерес детей к художественной литературе и классической музыке;

3. Формировать навык выразительного чтений и публичного выступления;

4. Вызвать интерес к совместному общению детей и родителей, развивать навыки совместной деятельности.

Оборудование:

Проектор, экран, музыкальный центр,

Звезды светящиеся для танца (6 шт.)

Костюмы для исполнителей танца «Танец месяца и звезд»,

Снежок (большой надувной мяч, обтянутый ватой,

Презентация «Зима» (картины: «Зима во дворе» А. Аверина, «Снегири» Н. Рогулина, «Зима пришла. Детство» С. А. Тутунова, «У камина» Лизи Мартин)

Музыкальные фрагменты: Вальс «Метель» Г. Свиридова, «Январь. У камелька» П. И. Чайковского, «Декабрь. Святки» П. И. Чайковского, «Вальс снежных хлопьев» из балета «Щелкунчик» П. И. Чайковского.

Песня «Здравствуй, Дед Мороз» В. Семенова,

Мультфильм «Раз морозною зимой»

- «Танец месяца и звезд» (увертюра к мюзиклу «Потому что зима – это здорово»

Шайдуловой)

- материал для аппликации:

клеёнка, клей ПВА, кисть, ножницы, манная крупа, шаблоны (елочки, окошко, рама, для окна, квадрат, треугольник, синий картон формата А5, цветная бумага (зеленая, коричневая, серебряная, черная, блестящие звездочки.

Предварительная работа: разучивание стихотворений о зиме, чтение «зимних» сказок «Морозко», «Два мороза», «Госпожа метелица», слушание классической и современной музыки о зиме и т. д.

Ход мероприятия.

1 часть – вводная

Звучат «Святки» П. И. Чайковского, дети и родителя входят в музыкальный зал, садятся на приготовленные заранее места. Слайд 1.

ВЕДУЩИЙ Добрый вечер, ребята! Добрый вечер, уважаемые взрослые! Впервые мы собрались в музыкальном зале в таком составе в новом году. Отшумели праздники, мы встретили Новый год, Рождество, Крещенье, но зима продолжается и еще много зимних деньков ждет нас впереди. Ребята, вам нравится зима? (Ответ детей) Мне тоже. Это мое любимое время года. Ведь зимой природа необыкновенно красива. Все белеет и искрится. Деревья наряжаются в пушистые белоснежные одежды. Все вокруг как будто укрыто белым покрывалом, а на стеклах зима рисует причудливые узоры. Многие поэты воспевали красоту и волшебство зимы.

2 часть – основная

Наши ребята тоже не остались в стороне и выучили к сегодняшней нашей встрече стихотворения о зиме. Давайте поприветствуем первого чтеца.

СТИХИ: «Зима пришла» В. Фетисов, «Зимушка – зима» Т. Боков, «Зима» И. Суриков, «Зима» И. Токмакова, «Зима недалеко» Т. Дмитриев, «Заметает пурга» С. Есенин.

ВЕДУЩИЙ Посмотрите, пожалуйста, на экран. Слайд 2. Это картина художника С. А. Тутунова «Зима пришла» Кого мы видим? Правильно, маленького мальчика, который задумчиво стоит у окна. А за окном открывает просто таки необычайная картина, так как еще вчера вечером весь двор дома был невзрачного темно – черного цвета, а сегодня этот же двор выглядит как белоснежный пуховой платок, так как все вокруг укрывает белоснежный снег. Белый снег кружится большими хлопьями и медленном и очень тихом танце.

Давайте послушаем с вами стихи о снеге и снегопаде, которые выучили (имена детей-чтецов).

СТИХИ: «Снегопад» В., «Пришла зима веселая» И. Черницкая.

Наши ребята рассказали о снегопаде, и за окном началась настоящая метель. Давайте послушаем, как она заметает все вокруг.

Звучит «Метель» Г. Свиридова, дети и родители слушают музыкальный фрагмен т.

ВЕДУЩИЙ Я знаю, что вы хотите сами превратиться в белых легкий снежинок и закружиться в красивом танце. Выходите, ребята, и исполните «Вальс снежных хлопьев».

«Вальс снежных хлопьев» П. И. Чайковского из балета «Щелкунчик» танец - импровизация

Слайд 3

ВЕДУЩИЙ В такую погоду хочется сидеть в загородном доме рядом с камином и мечтать. Представьте тихий зимний вечер. Чуть слышно потрескивают дрова в камине. Тепло разливается по всей комнате. Иллюстрация «У камина». Звучит фрагмент «У камелька» П. Чайковского.

Ведущий говорит на фоне музыки . А за окном падают снежинки. Такие белые! Такие красивые! И можно смотреть, как падают снежинки. Они ведь такие красивые! Давайте представим себя в этой комнате и послушаем стихи о снежинках.

СТИХИ «Мы снежинки, мы пушинки.» М. Лесна-Раунио; «Снежинки» И. Бурсов.

Слай д 4

ВЕДУЩИЙ Ребята, посмотрите, пока мы сидели и грелись у огня, к нам прилетели эти птицы. Вам знакомы они? Правильно! Это снегири. Зимой, когда все покрывается снегом, трудно не заметить такую красивую певчую птичку. Давайте послушаем (имя ребёнка, он расскажет и о зиме, и о снегирях.

СТИХИ: «Всюду снег» А. Бордовс кий

ВЕДУЩИЙ Ребята, а вы знаете, как называются месяцы зимы?

Дети Декабрь, январь, февраль.

ВЕДУЩИЙ А как называется первый месяц зимы? Декабрь. Об этом месяце нам расскажет (имя ребёнка)

СТИХ: «Декабрь» С. Я. Марш ак.

ВЕДУЩИЙ А о феврале послушаем стихотворение, которое нам расскажет (имя ребёнка)

СТИХ: «Февраль» (из цикла «Круглый год») С. Я. Марш ак.

ВЕДУЩИЙ Февраль – самый снежный месяц зимы, с метелями, с вьюгами. Но именно в этом месяце можно от души поиграть в снежки, покататься на санках, лыжах, коньках.

Слайд 5.

Рассматривание картины «Зима во дворе» А. Аверина.

ВЕДУЩИЙ Давайте мы посмотрим на эту картину. Как вы думаете, что делают ребята? Правильно, лепят снеговика. Мы с вами снеговика лепить не будем, а вот со снежком поиграем. Выходите все в круг.

ИГРА СО СНЕЖКОМ (а/запи сь)

ВЕДУЩИЙ Ребята и уважаемые взрослые, послушайте, пожалуйста, мою загадку.

Наши окна кистью белой

Ночью он разрисовал.

Снегом полюшко одел он,

Снегом садик закидал.

Разве к снегу не привыкнем,

Разве в шубу спрячем нос?

Мы как выйдем да как крикнем:

Здравствуй,. !

О морозе стихотворение подготовили нам (имена детей)

СТИХИ: «Мороз» В. Орлов, «Улицей гуляет» С. Дрожжин, отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос» Н. Некрасова.

ВЕДУЩИЙ Давайте, ребята, вспомним, как мы встречали Деда Мороза и споем о нем песню.

ПЕСНЯ-ХОРОВОД «Здравствуй, Дед Мороз»

ВЕДУЩИЙ А хотели бы вы, ребята, оказаться сейчас в зимнем лесу? Полюбоваться заснеженными опушками и пушистыми еловыми лапами? А встретить медведя не боитесь? Правильно, зимой медведи спят в берлоге. Но вот что было в одном лесу…. Посмотрите, пожалуйста, на экран.

МУЛЬТФИЛЬМ «Раз морозною зимой»

ВЕДУЩИЙ Вот такие чудеса иногда случаются. А мне хочется вам предложить послушать (имя ребёнка, ведь она приготовила стихотворение про зимний лес.

Слайд 6.

СТИХИ: «Береза» С. Есенин, «Чародейкою зимою» Ф. Тютчев.

ВЕДУЩИЙ: Да, необычайно красиво зимой! Посмотрите, какие красивые звезды загорелись на небе! Выходите, месяц, звезды, покажите нам свой красивый танец!

ТАНЕЦ ЗВЕЗД И МЕСЯЦА

3 часть – заключительная

ВЕДУЩИЙ Спасибо, Месяц, спасибо, Звезды! Спасибо вам, ребята за такие чудесные стихи о зиме. Спасибо вам, уважаемые родители, что помогли детям подготовиться к сегодняшнему поэтическому вечеру. Сегодня мы с вами смогли с помощью музыки, поэзии и красивых картин смогли ощутить красоту зимней природы. Понравилась ли вам наша музыкальная гостиная. Что запомнилось больше всего? (Ответы детей и взрослых)

ВЕДУЩИЙ Но наш вечер не заканчивается, и мы приглашаем вас принять участие в создании совместной работы под названием «Зимний вечер». Вы можете проявить фантазию и свои впечатления от увиденного изобразить в совместной работе.

МАСТЕР-КЛАСС совместно с родителями по изготовлению работы с использованием нетрадиционных материалов «Зимний вечер».

ВЕДУЩИЙ дает подробные инструкции по изготовлению совместной работы, показывает возможный вариант исполнения, в конце мероприятия хвалит и предлагает всем выйти в центр музыкального зала и продемонстрировать свои работы.

ВЕДУЩИЙ Я надеюсь, что вы получили удовольствие от сегодняшнего вечера, от общения с детьми, от увиденных чудесных картин и классической музыки. Спасибо за внимание! Приходите к нам ещё. До свидание! До новых творческих встреч!



Красота природы во все времена волновала умы поэтов, художников, композиторов. Каждый из них создавал произведения, воспевая яркое сочное лето, разноцветную осень или нежную весну. Не осталась без внимания и белоснежная красавица зима.

Русские композиторы также воспевали зиму в своих опусах. Например, у русского композитора Петра Ильича Чайковского, есть Первая симфония «Зимние грёзы», созданная в самом начале творческого пути, и балет «Щелкунчик», которым великий музыкант заканчивал свой путь. Одним из ярких номеров в балете «Щелкунчик» является «Вальс снежных хлопьев».


С зимними зарисовками связана и музыка выдающегося русского композитора Георгия Свиридова, созданная к кинофильму по повести А.С. Пушкина «Метель». Оркестровая сюита, составленная автором в 1974 году из музыки к этому фильму, принесла ему всенародную любовь.


Не менее известны и другие сочинения, посвященные смене времен года. Композитор А. Глазунов, живший в конце XIX - начале XX века, создал балет «Времена года».

Одним из ключевых произведений, посвященных зиме, русского композитора Николая Андреевича Римского-Корсакова является опера «Снегурочка». Трагедийность сюжета раскрывается через лейтмотивы героев произведения.

Смена времен года - тема, которая испокон века притягивает внимание музыкантов. Прославленные композиторы в своих творениях воспевают истинную красоту зимы. Наряду со знаменитыми русскими композиторами, обращались к этой теме и всемирно известные зарубежные мастера Антонио Вивальди, Йозеф Гайдн, Клод Дебюсси, Франц Шуберт.

Так, например, Йозеф Гайдн, австрийский композитор XVIII века, написал ораторию (крупное произведение для хора, солистов и оркестра) «Времена года».

В творчестве французского импрессиониста Клода Дебюсси есть Прелюдия под названием «Шаги на снегу», вокальное произведение «Зима». Своеобразие подачи нотного материала не оставляет равнодушным слушателей.


Австрийский композитор конца XVIII - начала XIX вв. Франц Шуберт также посвятил зиме цикл вокальных миниатюр с сопровождением фортепиано «Зимний путь». Критики считают этот сборник вершиной творчества композитора, в которой он раскрыл наиболее яркие возможности вокального исполнительства.


Концерт итальянского композитора, скрипача, Антонио Вивальди «Зима» является одним из самых известных сочинений классической музыки. Как известно, у четырех скрипичных концертов Вивальди из цикла «Времена года» есть литературная составляющая - сонеты, в которых композитор дал программу этого цикла; кроме того, в нотах даны авторские ремарки, поясняющие, о чем музыка.

Естественно, понимать эту программу нужно не столько буквально, сколько символически. Вот что говорится в стихах Антонио Вивальди (перевод с итальянского В. Рабея):

ЗИМА

Морозной гладью стелется дорога,

И человек иззябшими ногами

Протаптывая путь, стуча зубами,

Бежит, чтобы согреться хоть немного.

Как счастлив тот, кого теплом и светом

Родной очаг укрыл от зимней стужи –

Пусть снег и ветер там – снаружи…

Ходить по льду опасно, но и в этом

Для юности забава; осторожно

Идут по кромке скользкой, ненадёжной;

Не удержавшись, падают с размаха

На тонкий лёд - и прочь бегут от страха.

Клубятся вихрем снежные покровы;

Как - будто вырвавшись из заточенья,

Бушуют ветры встречные, в сраженье

Друг против друга ринуться готовы.

… Тяжка зима, но радости мгновенья

Порой смягчают лик её суровый.

Во «Временах года» отражены настроения и чувства всех месяцев в году. Все это и предопределило признание цикла как непревзойденного шедевра. Конец зимы у Вивальди является одновременно и предвестником новой весны. Музыкой и сонетом композитор утверждает: «дарит нам зима и свои наслажденья». Поэтому, несмотря на грусть холодного периода, нет пессимизма ни в музыке, ни в стихах.


Может быть, всмотревшись в «зимние» полотна художников, и вслушавшись в «зимние мотивы» композиторов и поэтов, вы воодушевитесь и создадите свой маленький «зимний шедевр»? Позвольте пожелать вам удачи и вдохновения на творческом поприще!

Материал подготовила

музыкальный руководитель

Тюрина Лариса Викторовна

Картины смены времён года, шелест листвы, птичьи голоса, плеск волн, журчание ручья, грозовые раскаты – всё это можно передать в музыке. Многие знаменитые умели делать это блестяще: их музыкальные произведения о природе стали классикой музыкального пейзажа.

Природные явления, музыкальные зарисовки растительного и животного мира предстают в инструментальных и фортепианных произведениях, вокальных и хоровых сочинениях, а иногда даже в виде программных циклов.

«Времена года» А. Вивальди

Антонио Вивальди

Четыре трёхчастных скрипичных концерта Вивальди, посвящённые временам года, – без сомнения, самые известные музыкальные произведения о природе эпохи барокко. Стихотворные сонеты к концертам написаны, как считается, самим композитором и выражают музыкальный смысл каждой части.

Вивальди передаёт своей музыкой и громовые раскаты, и шум дождя, и шелест листьев, и птичьи трели, и собачий лай, и завывание ветра, и даже тишину осенней ночи. Многие ремарки композитора в партитуре прямо указывают на то или иное явление природы, которое должно быть изображено.

Вивальди “Времена года” – “Зима”

«Времена года» Й. Гайдна

Йозеф Гайдн

Монументальная оратория «Времена года» явилась своеобразным итогом творческой деятельности композитора и стала подлинным шедевром классицизма в музыке.

Четыре сезона последовательно предстают перед слушателем в 44-х картинах. Герои оратории – сельские жители (крестьяне, охотники). Они умеют и работать, и веселиться, им некогда предаваться унынию. Люди здесь – часть природы, они вовлечены в её годичный цикл.

Гайдн, как и его предшественник, широко использует возможности разных инструментов для передачи звуков природы, например летней грозы, стрекотания кузнечиков и лягушачьего хора.

У Гайдна музыкальные произведения о природе связываются с жизнью людей – они почти всегда присутствуют на его «картинах». Так, например, в финале 103-ей симфонии мы словно находимся в лесу и слышим сигналы охотников, для изображения которых композитор прибегает к известному средству – . Послушайте:

Гайдн Симфония № 103 – финал

************************************************************************

«Времена года» П. И. Чайковского

Композитор избрал для своих двенадцати месяцев жанр фортепианных миниатюр. Но и одно лишь фортепиано способно передать краски природы не хуже хора и оркестра.

Здесь и весеннее ликование жаворонка, и радостное пробуждение подснежника, и мечтательная романтика белых ночей, и песнь лодочника, покачивающегося на речных волнах, и полевые работы крестьян, и псовая охота, и тревожно-печальное осеннее замирание природы.

Чайковский “Времена года” – Март – “Песнь жаворонка”

************************************************************************

«Карнавал животных» К. Сен-Санса

Среди музыкальных произведений о природе особняком стоит «большая зоологическая фантазия» Сен-Санса для камерного ансамбля. Несерьёзность замысла определила судьбу произведения: «Карнавал», партитуру которого Сен-Санс даже запретил публиковать при жизни, полностью исполнялся только в кругу друзей композитора.

Оригинален инструментальный состав: помимо струнных и нескольких духовых сюда входят два фортепиано, челеста и такой редкий в наше время инструмент, как стеклянная гармоника.

В цикле 13 частей, описывающих разных животных, и финальная часть, объединяющая все номера в цельное произведение. Забавно, что к числу животных композитор отнёс и начинающих пианистов, усердно разыгрывающих гаммы.

Комичность «Карнавала» подчёркивают многочисленные музыкальные аллюзии и цитаты. Например, «Черепахи» исполняют оффенбаховский канкан, только в несколько раз замедленный, а контрабас в «Слоне» развивает тему берлиозовского «Балета сильфов».

Сен-Санс “Карнавал животных” – Лебедь

************************************************************************

Морская стихия Н. А. Римского-Корсакова

Русский композитор знал о море не понаслышке. Гардемарином, а потом мичманом на клипере «Алмаз» он проделал далёкий путь к североамериканскому побережью. Любимые им морские образы возникают во многих его творениях.

Такова, например, тема «океана-моря синего» в опере «Садко». Буквально в нескольких звуках автор передаёт скрытую мощь океана, и этот мотив пронизывает всю оперу.

Море царствует и в симфонической музыкальной картине «Садко», и в первой части сюиты «Шехеразада» – «Море и Синдбадов корабль», в которой штиль сменяется бурей.

Римский-Корсаков “Садко” – вступение “Океан-море синее”

************************************************************************

«Румяной зарёю покрылся восток…»

Ещё одна любимая тема музыкальных произведений о природе – восход солнца. Тут сразу приходят на ум две самые известные утренние темы, чем-то перекликающиеся между собой. Каждая по-своему точно передаёт пробуждение природы. Это романтическое «Утро» Э. Грига и торжественный «Рассвет на Москве-реке» М. П. Мусоргского.

У Грига имитация пастушьего рожка подхватывается струнными инструментами, а затем и всем оркестром: солнце восходит над суровыми фьордами, и явственно слышится в музыке журчание ручья и пение птиц.

Рассвет Мусоргского тоже начинается с пастушьей мелодии, в крепнущее оркестровое звучание словно вплетается звон колоколов, и над рекой всё выше поднимается солнце, покрывая воду золотой рябью.

Мусоргский – “Хованщина” – вступление “Рассвет на Москве-реке”

************************************************************************

Перечислить все , в которых развивается тема природы, практически невозможно – слишком длинным получится этот список. Сюда можно включить концерты Вивальди («Соловей», «Кукушка», «Ночь»), «птичье трио» из шестой симфонии Бетховена, «Полёт шмеля» Римского-Корсакова, «Золотых рыбок» Дебюсси, «Весну и осень» и «Зимнюю дорогу» Свиридова и многие другие музыкальные картины природы.

Слушаем красивую зимнюю музыку и вспоминаем ее историю.

ТАНЕЦ ФЕИ ДРАЖЕ ИЗ БАЛЕТА «ЩЕЛКУНЧИК»


Петр Чайковский дописал музыку к балету «Щелкунчик» в декабре 1892 года. Тогда же прошла и премьера в Мариинке . В «Щелкунчике» впервые на русской сцене прозвучала челеста — самый молодой ударно-клавишный музыкальный инструмент, изобретенный за 6 лет до этого французом Огюстом Мюстелем. Чайковский, покоренный деликатным звучанием челесты, лично привез ее из Парижа. Для музыкальной рождественской истории она подходила как нельзя кстати. Челеста прозвучала в танце Феи Драже — утонченной повелительницы сластей в Конфитенбурге. Хрустальные перезвоны и воздушный танец итальянки Антониэтты Дель-эра передавали одновременно и прелесть, и хрупкость сказочного мира.




Петр Ильич Чайковский. Танец феи Драже из балета «Щелкунчик»

ПОЛОНЕЗ ИЗ ОПЕРЫ «НОЧЬ ПЕРЕД РОЖДЕСТВОМ»


Оперу «Ночь перед Рождеством» Николай Римский-Корсаков создал в 1895 году. Либретто к «были-колядке» композитор написал сам — по одноименной повести Николая Гоголя . Он ввел в сюжет много фантастического и языческого: «Увлечение мифами и соединение их с рассказом Гоголя, конечно, моя ошибка, но эта ошибка давала возможность написать много интересной музыки» . Премьера «Ночи перед Рождеством» прошла в Мариинском театре в декабре 1895 года.

Полонез с хором в опере звучит, когда Вакула прилетает в царский дворец. Патетичная музыка контрастирует с другими мелодиями оперы — колядками на народные мотивы, изящным «Танцем звезд» и проникновенными ариями Оксаны и Вакулы. Ведь во дворце идет праздничный бал — придворные в пышных платьях и париках исполняют церемониальный танец.




Николай Римский-Корсаков. Полонез из оперы «Ночь перед Рождеством»


ВАЛЬС ИЗ ОПЕРЫ «ЕЛКА»

Оперу «Елка» Владимир Ребиков задумал написать в начале 1900-х годов. Ее либретто создано по мотивам двух произведений — «Девочка со спичками» Ханса Кристиана Андерсена и рождественского рассказа Федора Достоевского «Мальчик у Христа на елке». Их сюжеты схожи: ребенок из бедной семьи не находит приюта в праздничный вечер и в итоге замерзает на ледяной улице.

Опера Владимира Ребикова имела большой успех: ее много раз ставили в России и за рубежом. Самой известной мелодией из «Елки» стал кульминационный вальс. Главная героиня слышала трогательную и печальную музыку во время своих чарующих видений, после которых она уже не проснулась.




Владимир Ребиков. Вальс из оперы «Елка»

ПЕСНЯ «В ЛЕСУ РОДИЛАСЬ ЕЛОЧКА»

Текст популярной детской песенки написала русская поэтесса Раиса Кудашева в 1903 году. Впервые стихотворение опубликовали в декабрьском номере журнала «Малютка» — он выходил в Санкт-Петербурге. Через несколько лет музыку к словам создал агроном Леонид Бекман. Он сочинил ее для своей маленькой дочки, а так как ученый не знал музыкальной грамоты, мелодию записала его жена.

«Елочка» пережила несколько рождений. В 1900-х годах она стала очень популярной рождественской песенкой, ее исполняли и на домашних праздниках, и в гимназиях, и в детских приютах. В Первую мировую войну , когда Рождество отмечали сдержанно, мелодия немного забылась. После революции гимн религиозного праздника и вовсе был негласно запрещен. «Елочка» вернулась уже к третьему поколению советских детей — в 1930-е годы — и стала не рождественской, а новогодней песенкой.




Песня «В лесу родилась елочка». Слова Раисы Кудашевой, музыка Леонида Бекмана

ПЕСНЯ «ПЯТЬ МИНУТ» ИЗ КИНОФИЛЬМА «КАРНАВАЛЬНАЯ НОЧЬ»


Задорной песне про последние пять минут уходящего года исполнилось уже 60 лет. В 1956 году ее слушала вся страна: фильм «Карнавальная ночь» Эльдара Рязанова посмотрели почти 50 миллионов советских зрителей, а сама мелодия звучала из каждого радиоприемника. Она и сегодня остается одной из песенных традиций Нового года.

Музыку к «Пяти минутам» написал композитор Анатолий Лепин, а слова — Владимир Лившиц. В фильме песенка Леночки Крыловой — героини Гурченко — длилась пять минут и заканчивалась боем курантов. Специально для номера изготовили декорацию: огромный будильник, по бокам которого располагались музыканты из оркестра. «Карнавальные» часы тоже стали новогодним трендом на долгие годы — яркие елочные игрушки-«безпятиминутки» вскоре появились в каждом советском доме.




Песня «Пять минут» из кинофильма «Карнавальная ночь» (1956). Слова Владимира Лившица, музыка Анатолия Лепина


ВАЛЬС ИЗ КИНОФИЛЬМА «МЕТЕЛЬ"


Музыку к кинофильму «Метель» по одноименной повести Александра Пушкина Георгий Свиридов написал в 1964 году. Вальс и «Тройку», «Военный марш» и «Венчание» исполняли на радио, ставили в телепрограммы. Спустя 10 лет после того как фильм вышел на экраны, Свиридов отредактировал партитуру. Она стала самостоятельным произведением — «Музыкальными иллюстрациями к повести А.С. Пушкина «Метель».

Одновременно торжественный и нежный, вальс звучит в самом начале фильма, во время бала. Здесь главная героиня — Марья Гавриловна — впервые, хоть и мельком, увидела того, с кем предстоит ей по ошибке обвенчаться. Приглушенные мотивы этой мелодии зрители слышат и в конце фильма, когда герои чудесным образом встречаются вновь и узнают друг друга.


Фильм «Чародеи» по сценарию братьев Стругацких Константин Бромберг снял в 1982 году. Его показали по телевидению в последний день уходящего года. Музыку к картине написал Евгений Крылатов, а текст песен — Леонид Дербенев. Позже все композиции на одной пластинке выпустила фирма «Мелодия» .

Одним из музыкальных символов Нового года стала «Песенка о снежинке», или «Снежинка», из кинофильма «Чародеи». Песню о том, как правильно загадывать желание в волшебную полночь, спела Ольга Рождественская с вокально-инструментальным ансамблем «Добры молодцы». «Снежинка» стала появляться в голубых огоньках, на праздничных дискотеках и даже детских утренниках. И вот уже больше трех десятков лет звучит перед Новым годом на всех радиостанциях и телеканалах.




«Песенка о снежинке» из кинофильма «Чародеи» (1982). Слова Леонида Дербенева, музыка Евгения Крылатова