Значение имени самсон. Значение имени самсон, характер и судьба Исторические личности с этим именем

Библейский Самсон

САМСОН

САМСОН (Шимшон), сын Маноаха из колена Дана, «судья» (правитель) древних израильтян, чьи подвиги описаны в библейской книге Судьи (13-16). Рассказ о нем более насыщен легендами, чем повествования о других «судьях».

Рассказ о рождении Самсона — характерный мотив о чудесном даровании Богом сына бесплодной женщине. Посланный Богом ангел объявил матери, что она родит сына, который должен быть назореем уже в материнском чреве, и поэтому ей возбраняется пить вино и есть что-либо нечистое,а когда ребенок родится, ему нельзя стричь волосы. Ангел также возвестил, что мальчику предназначено начать избавление Израиля от ига филистимлян.

Рембрандт Харменс ван Рейн. Жертвоприношение Маноя. 1641 г.
Картинная галерея, Дрезден.

Сказания о Самсоне, о которых повествует книга Судей, связаны с тремя филистимскими женщинами. Первая жила в филистимском городе Тимна, или Тимната. Свой первый подвиг Самсон совершил на пути в Тимнату, убив голыми руками напавшего на него льва.

Питер Пауль Рубенс. Самсон, разрывающий пасть льва.1615-16 гг.
Собрание Виллар-Мир, Мадрид

В Тимнате на своей свадьбе Самсон загадал филистимлянам основанную на происшествии со львом загадку, которую они не могли разгадать, и уговорили невесту выпытать у Самсона ответ. Когда Самсон понял, что обманут, он в гневе напал на Ашкелон и, убив 30 филистимлян, возвратился в родительский дом. Когда через несколько дней Самсон пришел повидаться с женой, оказалось, что ее отец, полагая, что Самсон отказался от нее, выдал ее замуж за «брачного друга» Самсона.

Рембрандт Харменс ван Рейн. Самсон угрожает тестю. 1635 г.

В отместку Самсон сжег поля филистимлян, выпустив на них 300 лисиц с привязанными к хвостам факелами. Узнав причину гнева Самсона, филистимляне сожгли его неверную жену и ее отца, однако Самсон счел это недостаточным и нанес многим тяжелые увечья. Филистимляне выступили в Иудею, чтобы поймать и наказать Самсона. Напуганные израильтяне послали к Самсону делегацию из трех тысяч человек с требованием отдать себя в руки филистимлянам. Самсон согласился, чтобы израильтяне связали его и передали филистимлянам. Однако когда его подвели к лагерю филистимлян, он легко разорвал веревки и, схватив ослиную челюсть, перебил ею тысячу филистимлян.

Гюстав Доре.Самсон громит филистимлян ослиной челюстью

Вторая история связана с филистимской блудницей в Газе. Филистимляне окружили ее дом, чтобы утром захватить Самсона, однако тот встал среди ночи, вырвал городские ворота и унес их на гору, «которая на пути к Хеврону».

Третьей филистимской женщиной, из-за которой Самсон погиб, была Длила (в русской традиции Далида, позже Далила), обещавшая филистимлянским правителям за вознаграждение выведать, в чем сила Самсона.

Рембрандт Харменс ван Рейн. Предательство Далилы. 1629-30 гг.
Государственные музеи Берлина

После трех неудачных попыток ей все же удалось узнать секрет: источником силы Самсона были его нестриженые волосы.

Франческо Мороне. Самсон и Далила

Усыпив Самсона, Длила велела состричь «семь кос головы его».

Питер Пауль Рубенс. Самсон и Далила.

Фрагмент

Утративший свою силу Самсон был захвачен филистимлянами, ослеплен, закован в цепи и брошен в темницу.

Рембрандт Харменс ван Рейн. Ослепление Самсона.

Фрагмент. 1636 г.

Вскоре филистимляне устроили праздник, на котором благодарили своего бога Дагона за то, что он передал в их руки Самсона, а затем доставили Самсона в храм, чтобы он забавлял их. Между тем волосы Самсона успели отрасти, и сила стала возвращаться к нему.

Питер Пауль Рубенс. Смерть Самсона.1605 г.
Музей Поля Гетти, Лос-Анджелес

Вознеся молитву Богу, Самсон сдвинул колонны с места, храм обрушился, и под развалинами погибли собравшиеся там филистимляне и Самсон. «И было умерших, которых умертвил Самсон при смерти своей, более, нежели сколько умертвил он в жизни своей». Библейское повествование о Самсоне завершается сообщением о похоронах Самсона в семейной усыпальнице между Цор‘ой и Эштаолом.

Гробница Самсона сегодня

Книга Судьи сообщает, что Самсон «судил» Израиль 20 лет. Самсон отличался от других «судей»: он единственный, кому еще во чреве матери было предназначено стать избавителем Израиля; единственный «судья», наделенный сверхчеловеческой силой, совершающий небывалые подвиги в сражениях с врагом; наконец, Самсон — единственный «судья», который попал в руки врага и погиб в плену.

Шнорр фон Карольсфельд .Гибель Самсона

Тем не менее, несмотря на его фольклорную окраску, образ Самсона вписывается в плеяду «судей» Израилевых, действовавших под водительством «духа Божьего», нисходившего на них и дававшего им силу «спасти» Израиль. Библейская история о Самсоне обнаруживает соединение героико-мифологических и сказочных элементов с историческим повествованием.

Шиферный барельеф «Самсон разрывает пасть льва»

XI—XII вв.

Исторический образ «судьи», каковым был Самсон, обогащен фольклорно-мифологическими мотивами, которые, по мнению ряда исследователей, восходят к астральным мифам, в частности, к мифологии Солнца (имя «Самсон» — буквально `солнечный`, «косы головы его» — солнечные лучи, без которых солнце теряет свою силу).

«Самсон, раздирающий пасть льва» — центральный фонтан

дворцово-паркового ансамбля Петергоф а. ( 1736 г.)

Библейский сюжет о Самсоне — одна из излюбленных тем в искусстве и литературе , начиная с эпохи Ренессанса (трагедия Ганса Сакса «Самсон», 1556, и ряд других пьес). Тема приобрела особую популярность в 17 в ., особенно среди протестантов, которые использовали образ Самсона как символ своей борьбы против власти римского папы. Наиболее значительное произведение, созданное в это столетие, — драма Дж. Мильтона «Самсон-борец» (1671; русский перевод 1911 г.).

Среди произведений 18 в . следует отметить: стихотворение У. Блейка (1783), стихотворную пьесу М. Х. Луццатто «Шимшон ве-ха-плиштим» («Самсон и филистимляне»), более известную под названием «Ма‘асе Шимшон» («Деяния Самсона»; 1727). В 19 в. к этой теме обращались А. Карино (около 1820 г.), Михай Темпа (1863), А. де Виньи (1864); в 20 в . Ф. Ведекинд, С. Ланге, Л. Андреев и другие, а также писатели-евреи: В. Жаботинский («Самсон Назорей», 1927, на русском языке; переиздано — издательство «Библиотека-Алия», Иер., 1990); Леа Гольдберг («Ахават Шимшон» — «Любовь Самсона», 1951-52) и другие.

В изобразительном искусстве эпизоды из жизни Самсона изображены на мраморных барельефах 4 в. в Неапольском соборе. В средние века сцены из подвигов Самсона часто встречаются в книжных миниатюрах. Картины на темы истории о Самсоне писали художники А. Мантенья, Тинторетто, Л. Кранах, Рембрандт, Ван Дейк, Рубенс и другие.

В музыке сюжет Самсона отражен в ряде ораторий композиторов Италии (Верачини, 1695; А. Скарлатти, 1696, и других), Франции (Ж. Ф. Рамо, опера на либретто Вольтера, 1732), Германии (Г. Ф. Гендель на основе драмы Дж. Мильтона написал ораторию «Самсон»; премьера в театре «Ковент-Гарден» в 1744 г.). Наибольшей популярностью пользуется опера французского композитора К. Сен-Санса «Самсон и Далила» (премьера в 1877 г.).

Жанна д’Арк, Самсон и русская история Носовский Глеб Владимирович

2.6. Трагический излом судьбы Самсона-земщины - сначала богатырь, а затем бессилие и гибель

Библия говорит, что богатырь Самсон сначала побеждал своих врагов, но потом, вследствие коварного предательства, потерял всю свою мощь и в итоге погиб (Судьи 15–16).

Во французской версии «Жиль де Рэ» тоже претерпевает трагический излом судьбы. Сначала маршал, второе лицо после короля, а затем падение, обвинение в кодовстве, арест, суд и гибель, см. выше и ХРОН7, гл. 20.

Оригиналом этих событий в истории Руси-Орды является трагическая судьба земщины и ее основных вождей. Мощная партия, противостоявшая царю и опричнине, была в конце концов сломлена. Ее руководители были арестованы, предстали перед судом и казнены .

А именно, всемогущий конюший Челяднин, второе лицо в государстве, глава земщины, был сослан в пограничную церковь Полоцк и в Коломну , с. 132, 120. Затем был арестован, обвинен и казнен.

Далее, трагический перелом судьбы митрополита Филиппа Колычева, ставленника земщины, также достаточно ярок. Всесильный глава православной церкви, приобретший огромную власть, был в конце концов обвинен, арестован, осужден, приговорен к сожжению, но взамен этого сослан в монастырь и потом задушен по приказу царя .

Судьба хана Симеона Бекбулатовича, главы земщины, также следует этой же линии. Сначала - царь всея Руси, правитель государства, а затем жизненный перелом, отставка и фактически ссылка в Тверь , с. 205.

И, наконец, трагически переломилась судьба князя Симеона Ростовского, сторонника земщины. Правитель Нижнего Новгорода, всемогущий князь, после падения Челяднина арестован и казнен, утоплен опричниками в реке , кн. 3, т. 9, гл. 2, столбец 59.

Из книги Реконструкция подлинной истории автора

34. Библейская история Самсона - это борьба Земщины против Опричнины на Руси при Иване IV Грозном Самсон - это аллегорическое описание Земщины в лице двух главных ее вождей и двух других известных персонажей XVI векаГлавой земской оппозиции Ивану IV и опричнине становится

автора Носовский Глеб Владимирович

34. Библейская история Самсона – это борьба Земщины против Опричнины на Руси при Иване IV Грозном Самсон – это аллегорическое описание Земщины в лице двух главных ее вождей и двух других известных персонажей XVI века Главой земской оппозиции Ивану IV и опричнине становится

Из книги Реконструкция подлинной истории автора Носовский Глеб Владимирович

Сравнение истории Самсона с борьбой Земщины против Опричнины В , гл. 10, мы обнаружили соответствие между библейским Самсоном и французской версией истории Жиля де Рэ. Но французский вариант, как и ветхозаветный рассказ, являются всего лишь различными отражениями

Из книги Мамай. История «антигероя» в истории автора Почекаев Роман Юлианович

О том, как Мамай выступил сначала на стороне лже-Кильдибека, а затем - против него Итак, Мамай укрепился в Крыму, и при нем находились потенциальные претенденты на трон - юные потомки Бату. Однако далеко не всех сторонников законной ханской династии устраивало то, что

автора Носовский Глеб Владимирович

2. Сравнение истории Самсона с борьбой земщины против опричнины обнаруживает яркий параллелизм 2.0. Краткая наглядная схема параллелизма В главе 10 мы обнаружили соответствие между библейским Самсоном и французской версией истории Жиля де Рэ. Но, как теперь выясняется,

Из книги Книга 1. Западный миф [«Античный» Рим и «немецкие» Габсбурги - это отражения Русско-Ордынской истории XIV–XVII веков. Наследие Великой Империи в культ автора Носовский Глеб Владимирович

2.7. Город Тверь как-то связан с биографией Самсона-земщины Любопытно, что в биографиях всех трех предводителей земщины, давших вклад в библейский образ Самсона, присутствуют город Тверь и Тверское княжество.Глава земщины Челяднин имеет владения в Твери. «Ему принадлежали

Из книги Книга 1. Западный миф [«Античный» Рим и «немецкие» Габсбурги - это отражения Русско-Ордынской истории XIV–XVII веков. Наследие Великой Империи в культ автора Носовский Глеб Владимирович

2.10. Арест и тюрьма как следствие раскрытия тайны Самсона-земщины Библия говорит, что в результате предательства Далилы филистимлянам удается арестовать Самсона и бросить его в темницу (Судьи 16:21). Французская версия также говорит об аресте Жиля де Рэ и заключении его в

Из книги Книга 1. Западный миф [«Античный» Рим и «немецкие» Габсбурги - это отражения Русско-Ордынской истории XIV–XVII веков. Наследие Великой Империи в культ автора Носовский Глеб Владимирович

2.14. Смерть Самсона-земщины под обломками храма после «суда» Ветхозаветный Самсон погибает под обломками храма (Судьи 16:30). Во французском изложении, «Жиль де Рэ» СОЖЖЕН на костре, см. главу 10. По другим сведениям, Жиля де Рэ ЗАДУШИЛИ , с. 91.Его прообраз в истории Руси-Орды,

Из книги Книга 1. Западный миф [«Античный» Рим и «немецкие» Габсбурги - это отражения Русско-Ордынской истории XIV–XVII веков. Наследие Великой Империи в культ автора Носовский Глеб Владимирович

2.16. Разрушение большого храма при гибели Самсона-земщины Ветхий Завет говорит, что богатырь Самсон ПОВАЛИЛ БОЛЬШОЙ ДОМ, погибнув под его обломками и погубив вместе с собой тысячи людей (Судьи 16:30). Что произошло на самом деле в Руси-Орде XVI века? О чем тут нам рассказывает

Из книги Россия и Япония: Узлы противоречий автора Кошкин Анатолий Аркадьевич

Сначала Китай, затем Россия Завершение японской интервенции не привело к окончательному урегулированию между РСФСР и Японией. Под японским контролем оставался оккупированный Северный Сахалин, страны не имели дипломатических отношений друг с другом, отсутствовали

автора Носовский Глеб Владимирович

2. Сравнение истории Самсона с борьбой земщины против опричнины обнаруживает яркий параллелизм 2.0. Краткая наглядная схема параллелизма В предыдущей главе мы обнаружили параллелизм между библейским Самсоном и французской версией истории Жиля де Рэ. Но, как теперь

Из книги Жанна д’Арк, Самсон и русская история автора Носовский Глеб Владимирович

2.6. Трагический излом судьбы Самсона-земщины - сначала богатырь, а затем бессилие и гибель Библия говорит, что богатырь Самсон сначала побеждал своих врагов, но потом, вследствие коварного предательства, потерял всю свою мощь и в итоге погиб (Судьи 15–16).Во французской

Из книги Жанна д’Арк, Самсон и русская история автора Носовский Глеб Владимирович

2.7. Город Тверь как-то связан с биографией Самсона-земщины Любопытно, что в биографиях ТРЕХ предводителей земщины, давших вклад в библейский образ Самсона, присутствует город Тверь и Тверское княжество.Глава земщины Челяднин имеет владения в Твери. «Ему принадлежали

Из книги Жанна д’Арк, Самсон и русская история автора Носовский Глеб Владимирович

2.10. Арест и тюрьма как следствие раскрытия тайны Самсона-земщины Библия говорит, что в результате предательства Далилы филистимлянам удается арестовать Самсона и заключить его в темницу (Судьи 16:21). Французская версия также говорит об аресте Жиля де Рэ и заключении его в

Из книги Жанна д’Арк, Самсон и русская история автора Носовский Глеб Владимирович

2.14. Смерть Самсона-земщины под обломками храма после «суда» Библейский Самсон погибает под обломками храма (Судьи 16:30). Во французском изложении «Жиль де Рэ» СОЖЖЕН на костре, см. выше и ХРОН7, гл. 20. По другим сведениям, Жиль де Рэ был ЗАДУШЕН , с. 91.Его прообраз в истории

Из книги Жанна д’Арк, Самсон и русская история автора Носовский Глеб Владимирович

2.16. Разрушение большого храма при гибели Самсона-земщины Библия говорит, что богатырь Самсон ПОВАЛИЛ БОЛЬШОЙ ДОМ, погибнув под его обломками и погубив вместе с собой тысячи людей (Судьи 16:30). Что произошло на самом деле в Руси-Орде XVI века? О чем тут нам рассказывает

Библейский герой, еврей, ветхозаветный судья из земли Ханаан. Боролся с недружественным народом филистимлян и прославился подвигами. Имя Самсон переводится с иврита как «солнечный».

В библейскую Эпоху Судей «судьями» называли авторитетных людей, к которым израильтяне обращались за судом. Эти же люди были значимыми носителями этнического самосознания, которые призывали израильтян противостоять ассимиляции и утрате этнической идентичности. В этом качестве мог выступать любой человек - и пророк, и женщина, и даже главарь разбойничьей банды. Мифологический Самсон - один из них.

Самсон в Библии

Народ Самсона, порабощенный филистимлянами, сорок лет страдал из-за этого. Пока Самсон рос, постоянно был свидетелем того, как унижали соотечественников. Возмужавший герой решает отомстить поработителям-филистимлянам.


Самсон был назореем - посвященным Богу. Это значило, что герой придерживался некоторых обетов - не мог есть винограда и пить изготовленных на его основе напитков, притрагиваться к мертвецам и стричь волосы. Громадная физическая сила, дарованная герою, «содержалась» в длинных волосах Самсона и проявилась еще в детстве.

Повзрослев, герой решил жениться на филистимлянке. Родители отговаривали Самсона от этого брака, но герой настоял на своем. Раз, отправившись в город, где жила будущая супруга, Самсон встретил льва. Зверь хотел наброситься на героя, но Самсон успел раньше и разорвал льва голыми руками.


Во время свадебного пира произошел эпизод, ставший началом неприятной истории. Герой решил развлечься и загадал гостям загадку. Ответивший правильно получил бы тридцать пар одежды и рубашек. Гости вынудили юную супругу героя вызнать у того правильный ответ, а затем передать им. Ночью женщина выпытала у мужа ответ в постели, а потом «сдала» соплеменникам. Формально Самсон проиграл и должен был выдать нечистым на руку свадебным гостям «приз». Герой устроил драку в городе, убил тридцать филистимлян и отдал как приз их одежды.

После этого отец супруги внезапно передумал и без предупреждения отдал дочь за другого мужчину. А сам Самсон решил, что ничто больше не мешает планам мести, и принялся мстить филистимлянам, как только подсказывала фантазия. Легенды описывают, как Самсон поджег хвосты трем сотням лисиц и пустил зверей на поля во время жатвы. Хлеб филистимлян сгорел вместе с лисицами. Сам же борец скрылся в горах.


Запуганные Самсоном филистимляне сожгли несостоявшегося тестя героя вместе с дочерью, решив, что агрессия спровоцирована конкретно ими. Но герой заявил, что мстит филистимлянам как народу, а не этим конкретным людям, и дальше будет веселее. Вскоре жители города боялись выходить за стены, потому что Самсон открыл на них охоту. И спасения от героя не было никакого.

Устроенный Самсоном террор привел к тому, что филистимляне напали на соседние владения евреев. К Самсону в горное убежище пришла делегация из трех тысяч соплеменников и выдвинула претензии насчет ухудшившихся еще больше отношений с филистимлянами. Самсон разрешил евреям связать его и выдать филистимлянам, чтобы те успокоились.


Так и поступили, однако в момент, когда героя уже должны были передать в руки филистимлян, тот разорвал путы и сбежал. По дороге герой подобрал ослиную челюсть и принялся убивать ею филистимлян, какие попадутся, и так расправился с тысячей человек.

Остановившегося на ночлег в городе филистимлян Самсона местные попытались поймать, заперев для надежности городские ворота. Но герой вынес ворота вместе со столбами и демонстративно отнес на вершину горы. Совладать с героем в итоге удалось благодаря филистимлянке . Женщина вызнала, что сила героя в волосах, и когда тот уснул позвала человека, который срезал волосы Самсону.


Потерявшего силу героя ослепили, заковали в цепи и бросили в темницу. Филистимляне со временем расслабились настолько, что развлечения ради притащили Самсона в храм собственного божества Дагона. А волосы героя меж тем успели отрасти снова. В храме Самсон воззвал к Богу и последним усилием обрушил своды на головы тем, кто был внутри, погибнув вместе с ними.

  • Именем Самсона названы два фонтана. Один сейчас находится в Киеве в Национальном художественном музее, другой - действующий - в Петергофе. Оба обыгрывают сюжет разрывания Самсоном львиной пасти.

  • В книге знаменитого антрополога Джеймса Фрэзера «Фольклор в Ветхом Завете» подмечено сходство Самсона из Библии с древнеславянским Кощеем Бессмертным, с учетом перемены ролей антагониста и героя.
  • Для протестантов XVII века образ Самсона стал символом их собственной борьбы против власти Папы Римского.

Экранизации

В 1963 году в Италии вышел фильм «Геракл против Самсона», где пересеклись вольно интерпретированные библейские и греческие мифы. Роль Самсона там сыграл актер Илош Хошаде.


Самсон здесь представлен мятежником и лидером антигосударственного движения, который скрывается от властей в небольшой иудейской деревне. В эту деревню попадают греки и , после того как тех вместе с командой выносит к берегам Иудеи. Корабль греков потерпел крушение, и они хотят вернуться домой.

Самсона разыскивают царские воины, а Геракла, спешащего с товарищами к столице, чтобы там раздобыть корабль, случайно принимают за Самсона. Происходит это потому, что Геракл на глазах у местного купца убивает голыми руками льва - такой же подвиг совершил Самсон, и это известно каждому.


Купец докладывает «куда следует», и в столице спутников Геракла берут в плен, а греческому герою велят пойти и найти взаправдашнего Самсона, раз уж тот утверждает, что сам - не Самсон. Вместе с Гераклом на поиски отправляется царица Далила.

Когда Геракл находит Cамсона, между ними происходит стычка, но в итоге равные силой бойцы завязывают дружбу и решают вместе свергнуть царя в Иудее. Далила, добравшись до столицы прежде героев, «сдает» тех царю, и на подходах к столице Геракла и Самсона ждет армия.

В 2009 году в Австралии вышла мелодрама «Самсон и Далила». В фильме не воспроизводится библейский сюжет непосредственно, здесь речь скорее идет об аллегории. О социальных проблемах, которые возникают в общинах аборигенов в Австралии.


Главные герои - подростки Самсон и Далила - живут в нищете. После того как односельчане избивают Далилу палками, бегут в город. Там судьба героев не становится лучше, никто не обращает на бездомных подростков внимания, и те не знают, как заработать. После тяжелых испытаний герои возвращаются обратно в родную деревню. Роль Самсона в этом фильме играет Роуэн Макнамара.

В 2018 году выйдет на экраны американский боевик «Самсон» - зрелищная экранизация библейского мифа, где героя сыграет актер Тейлор Джеймс.

Цитаты

«И сошел на него Дух Господень, и он растерзал [льва] как козленка; а в руке у него ничего не было».
«Нашел он свежую ослиную челюсть и, протянув руку свою, взял ее, и убил ею тысячу человек».
«И сказал Самсон: умри, душа моя, с Филистимлянами! И уперся [всею] силою, и обрушился дом на владельцев и на весь народ, бывший в нем. И было умерших, которых умертвил [Самсон] при смерти своей, более, нежели сколько умертвил он в жизни своей».

Урок литературы в 8 классе:

"Кто виноват в трагической судьбе Самсона Вырина"

Известно, что в произведениях художественной литературы можно найти ответы на многие вопросы. Но авторы не дают прямых ответов, а позволяют читателям самим поразмыслить над важными нравственными проблемами: добре и зле, о служении Родине, о чести и предательстве, о чувстве долга, о любви и уважении к родителям, о милосердии и сострадании к тем, кто тебя окружает.

Русская литература всегда отличалась особым вниманием к духовному миру человека.

После прочтения учениками повести А.С.Пушкина "Станционный смотритель" ученики без особого труда определяют одну из главных проблем повести: взаимоотношение между родителями и детьми или одиночество родителей при живых детях. Они готовы во всех бедах главного героя обвинить Дуню и Минского, защищая Самсона Вырина.

Цель этого урока - показать, что Самсона Вырина сгубил не поступок Дуни, а её счастье и нежелание главного героя смириться с этим фактом.

Цель урока:

    совершенствовать навыки проблемного сопоставительного анализа текста путём проникновения в художественную "ткань" произведения;

    воспитывать способность признания своих ошибок;

    воспитывать способность понять и оценить поступки людей;

    продолжить работу с понятием "маленький человек" в русской литературе.

Ход урока:

Учитель: Трагедия разыгрывается на страницах повести А.С. Пушкина. Не выдержал удара судьбы главный герой Самсон Вырин. Он спивается и умирает.

Кто же всё-таки виноват в трагедии, которая произошла на страницах повести А.С.Пушкина "Станционный смотритель"?

Ученики: - Дуня и Минский.

Учитель: К такому выводу приходят многие исследователи творчества А.С.Пушкина и читатели. А вот есть другое мнение. Это мнение М.Гершензона (исследователь творчества А.С.Пушкина):

" Самсона Вырина погубило не какое-то действительное несчастье, а...................."

Вот на этот вопрос мы и ответим в конце урока, восстановим фразу, принадлежащую М.Гершензону, и согласимся или нет с мнением, что, помимо поступка Дуни и Минского, есть ещё одна причина трагедии Самсона Вырина.

Заглянем в "святую обитель" станционного смотрителя. Рассмотрим внимательно дом, в котором живут Самсон Вырин и Дуня. Обратим внимание на особую деталь в обстановке комнаты. О чём повествуют картинки, висящие на почётном месте? Зачем А.С.Пушкин использует эту деталь?

Этот блок вопросов разрабатывала 1-я группа. Ученики отвечают на вопросы, подтверждая свои ответы текстом.

Ученики сопоставляют притчу и сюжет повести, приходят к выводу:

Притча

Станционный смотритель”

Блудный сын сам уходит из родного дома, чтобы жить самостоятельно.

Отец сам отправляет дочь из родного дома (случайно, невольно), не предполагая, что расстается с ней навсегда.

Никто не ищет его

Отец разыскивает в Петербурге дочь, чтобы вернуть её домой

Образ жизни блудного сына после отъезда из родительского дома представляет собой развратное поведение.

Дуня живет в Петербурге в роскоши и богатстве.

Радостная встреча сына с отцом

Прошли годы – смотритель умер в нищете и горе. Лишь после смерти отца Дуня, уже богатая барыня, посещает родные места.

Сын вернулся домой нищий и голодный. Он осознал свой грех, раскаялся в нем, понял, что “ недостоин называться сыном” своего отца, и решил вернуться.

Авдотья Семеновна не вернулась , а зашла, проезжая мимо.

Примирение с отцом

Невозможность встречи и примирения. Смотритель умер, так что покаяние и примирение невозможно.

Учитель: Как отражают эти картинки взгляд главного героя на жизнь?

Какую роль сыграли они в жизни Самсона Вырина?

Ученики:

Картинки отражают мировоззрение Самсона Вырина. Это его представление о жизни. Он убеждён, что всё в жизни будет хорошо, он всегда будет жить, как жил: с Дуней, в своём маленьком убежище.

Он никогда не задумывался, что Дуня, возможно тяготиться своим существованием, что она с радостью покинула бы эту "святую обитель", только некуда ей пойти, да и не с кем.

Вырину спокойно, тепло, уютно, он не думает ни о каких переменах.

Самсон Вырин создал свой мирок, отгородившись от внешнего мира, он не думает о том, что так вечно продолжаться не может, что будут какие-либо изменения.

Он даже боится каких-либо изменений.

Злую шутку сыграли картинки в жизни Самсона Вырина.

Учитель: Вырин бывший солдат. "Свежий, бодрый. на сюртуке три медали". Что же случилось с храбрым солдатом, почему он стал таким?

Ученики: (ответы подтверждают текстом).

После войны он чиновник четырнадцатого класса "сущий мученик четырнадцатого класса, освобождённый... токмо от побоев...".

Самсона вырина легко обидеть, так как он имеет небольшой чин.

У нашего героя нет силы характера (безвольный).

У него не было никакой цели в жизни.

Самсон Вырин не одарён никакими способностями.

Но он добрый и никому не делает зла.

Учитель: сделаем вывод: что могло, кроме поступка Дуни, погубить Самсона Вырина?

Ученики:

Нежелание менять что-либо в своей и Дуниной жизни.

Выйти за рамки созданного им же мирка.

Отсутствие желания бороться и жить дальше.

Отсутствие твёрдого характера.

Учитель: Так в русскую литературу вместе с повестью "Станционный смотритель" входит понятие "маленький человек" и его олицетворение - Самсон Вырин. Давайте дадим определение "маленькому человеку".

Ученики:

    невысокого социального положения;

    без выдающихся способностей;

    не отличающийся силой характера;

    без цели, но при этом никому не делающий зла, безобидный;

    самое главное, что делает человека "маленьким" - нежелание ничего менять в этой жизни, страх перед жизнью.

Учитель: Почему Дуня убегает из дома? Почему Самсон Вырин отправляется на её поиски? 1(в доме Самсона вырина) и 2 - я (в гостиничном номере)встречи с Минским. Как ведут себя герои? О чём они говорят? Какие аргументы приводит каждый, объясняя, почему Дуня должна принадлежать именно ему? Какую ошибку допускает Минский? Что, по-вашему, должен был сделать Минский, чтобы наладить отношения с отцом любимой женщины? Почему он этого не сделал?

Этот блок вопросов разрабатывала 2 -я группа. Ученики отвечают на вопросы, подтверждая свои ответы текстом.

Учитель: 3- я встреча Вырина с Минским. Когда и где она происходит? О чём говорит фраза служанки:"К Авдотье Самсоновне нельзя, у неё гости"? Какой увидел отец свою дочь? О чём это говорит? Почем Автор называет Самсона Вырина в этот момент "бедный"? Почему Дуня, увидев отца, не вскрикнула от радости, не бросилась на встречу ему, а упала в обморок? Как ведёт себя Минский? Почему? Можно ли его оправдать?

Этот блок вопросов разрабатывала 3 -я группа. Ученики отвечают на вопросы, подтверждая свои ответы текстом.

Какие чувства вызывает у нас эти сцены? (мнения учеников разделились)

Ученики:

Очевидно, что Самсон Вырин видит свою дочь богатой, счастливой, любимой и любящей. Но он прекрасно понимает, что такое положение его любимой дочери может продлиться недолго, потому что Минский не женился на ней (об этом свидетельствует фраза служанки) и вряд ли женится, так как Дуня - дочь бедного чиновника, не выгодная для Минского партия. Вырин убеждён, что рано или поздно Дуня окажется выброшенной на улицу, и её ждёт судьба блудного сына из библейской притчи. Как отец он чувствует себя униженным, обесчещенным, а честь для Самсона Вырина превыше всего, превыше богатства и денег. Жалко Вырина: его всю жизнь обижали как человека, как чиновника, а Минский задел его отцовские чувства.

Мне тоже жалко Вырина. Не один раз судьба била этого человека, но ничто не могло заставить его так опуститься, так перестать любить жизнь, как поступок горячо любимой дочери. Материальная бедность для Самсона Вырина ничто по сравнению с тем, что стало с его душой.

Ему трудно соперничать с богатым и сильным Минским. Жалко его.

Такие вырины и в наше время есть, беззащитные, наивные, делающие своё небольшое, но нужное дело. И минских много.

Вырин пробирается в дом Минского и видит свою дочь нарядной и счастливой. Что же он понимает? Он понимает, что дочь прекрасно обходится и без него, что ей он в этот отрезок её жизни не нужен. Вырин возвращается домой и от того, что дочь счастлива (для него это несчастье), спивается и умирает. Мне не жалко Вырина.

А мне тоже не жалко Вырина. Он готов простить Минского за поруганную честь дочери. Он готов принять Дуню обратно, хотя она обесчестила их семью. У него даже нет чувства самолюбия. Когда он получает деньги за Дуню, он бросает их не в лицо Минскому, а на землю. Он не способен на поступок.

В разговоре с Минским он думает не о дочери, а о себе, тем самым демонстрирует свою привязанность к определённому образу жизни, боясь перемен и нежелание менять что-либо ради счастья дочери. "Маленький человек" до конца остаётся "маленьким человеком".

Долго он выстраивал искусственный мирок, огораживал его от внешнего мира, но эти стены рухнули от первого же ветра перемен. Вырин оказался неспособным ни защитить, что ему дорого, ни приспособиться к новой жизни.

Учитель: А один из критиков сказал о Самсоне Вырине:" Самсон Вырин сам виноват в том, что случилось".

Вернёмся к началу урока: что же погубило Самсона Вырина? "

Самсона Вырина погубило не какое-то действительное несчастье, а СЧАСТЬЕ ДУНИ ".

Домашнее задание: творческая работа " Какие вы видите светлые стороны в том, что случилось с Дуней? Есть ли они вообще?" "Виноваты ли герои друг перед другом. Если да, то в чём?"

«АиФ» отыскал родственников самого сильного человека в мире.

Чемодан в наследство

В одном из своих коронных номеров Засс разрывал мощную железную цепь одним усилием мышц грудной клетки: атлет просто делал глубокий вдох, наполняя лёгкие. При этом любой из зрителей мог проверить, что цепь не бутафорская. Ладонью Александр забивал 15-сантиметровые гвозди в доску толщиной 10 см. Во время другого номера Засс, поднимаясь под купол цирка, зубами (!) держал канат, на котором в воздухе качался рояль - на инструменте тем временем играла акробатка. На арене на специальную платформу, которую атлет держал на плечах, могли взобраться до 15 человек. Так, во время одного из представлений на плечах Александра оказался и будущий премьер Англии Уинстон Черчилль .

Он забивал гвозди голыми рука- ми, а затем пальцами, словно клещами, доставал их обратно. Фото: из личного архива Юрия Шапошникова

Удивительный Самсон умудрялся ловить руками 90-килограммовое ядро, выпущенное из пушки. С лёгкостью брал на плечи лошадь и спокойно расхаживал с ней по арене. У этого номера была особая история. В 1914 г., во время Первой мировой войны, когда Засс служил в царской армии, его лошадь ранили, и, чтобы не бросать животное на произвол судьбы, он взвалил коня на плечи и понёс к своим.

Титул «самый сильный человек в мире» Самсону присвоили британские и американские журналисты. При жизни Засса это его звание никто не сумел оспорить. Вот и на могиле атлета в английском городке Хокли две записи. На английском, если перевести, будет: «Александр Засс (Самсон) - сильнейший человек мира, умер 26.09.1962 в возрасте 74 лет». И вторая на русском: «Дорогой Шура, ты всегда с нами. Сестра Надя Засс, племянник Юра».

Родственников силача - того самого племянника Юрия Владимировича Шапошникова , которому в августе исполнится 95 лет, и его жену Лилию Фёдоровну - «АиФ» нашёл в Москве. Квартира супругов - словно мини-музей Засса: уникальные фотографии Самсона, афиши представлений, личные письма и вещи. «После смерти Александра Засса на пороге нашей московской квартиры появился английский джентльмен Он сообщил, что мы можем получить наследство дяди - особняк в городе Хокли, это 40 минут на электричке от Лондона, какое-то имущество и деньги в банке. Но для оформления документов нужно было отправиться в Англию ».

Юрий Шапошников с женой. Фото: АиФ/ Мария Позднякова

«Вы представляете, что такое в 1962 г. из СССР поехать в Англию оформлять наследство, если ты обычный гражданин? Нереальная история , - разводит руками Лилия Фёдоровна. - Мы извинились. Сказали, что принять наследство не можем ». Спустя время к ним по почте пришёл чемодан с личными вещами Засса, которые они бережно хранят.

На связь с родственниками из СССР знаменитый атлет вышел незадолго до кончины.

«Александр Засс родился в 1888 г. Кроме него в семье было ещё два брата и две дочери. Одна из них - Надежда - моя мама , - рассказывает Юрий Владимирович. - Дядя был гениальным самородком. Семья жила в провинции, и будущий силач выписывал множество журналов по физической культуре. Списался с извест-ным профессором Евгением Сандовым , который согласился взять его в заочные ученики. Он присылал юному Александру список упражнений. Нужны были гантели, но денег на них не было, и дядя использовал камни, которые привязывал верёвками к палкам. Он много работал над развитием сухожилий, считал, что сила кроется именно в них.

Дядя очень жалел о своём погибшем на войне старшем брате - говорил, что тот был ещё сильнее. Во время Первой мировой войны пострадал и сам Александр Засс - шрапнелью ему перебило ноги. Раненый, без сознания, он попал в плен. Благодаря своей выносливости он не только встал на ноги, но и совершил побег. Однако в советскую Россию ему, казаку, воевавшему в царской армии, путь был закрыт. В Европе он начал выступать в цирке - сначала в Венгрии, затем во Франции, а последние несколько десятилетий провёл в Англии. И вот однажды наш знакомый, который знал английский и читал тамошние журналы, сказал: «Брат вашей мамы очень знаменит на Западе. Может, напишем ему?» Это было время хрущёвской оттепели. При Сталине мы, конечно, не отважились бы писать за рубеж. А тут всё сложилось. В редакции английского спортивного журнала нам дали и адрес, и телефон. Дядя сразу ответил, мы начали переписываться и перезваниваться. Он говорил, что очень хочет приехать на Родину. Внезапная смерть нарушила эти планы. А мы с женой впервые побывали на его могиле в конце 80-х гг. Тогда началась перестройка, в Москве появилось много и-ностранцев. Одна семейная пара, с которой мы познакомились, оказалась… из Хокли - города, где жил Засс! Чудо какое-то. Они организовали нам приглашение. И мы без копейки денег (не смогли купить валюту) поехали в Хокли. Увидели дом дяди, нас даже пустили внутрь. А одна женщина рассказала, что ещё девочкой была однажды поражена, когда на её глазах русский богатырь, занимаясь хозяйственными делами, ладонью вбил огромный гвоздь в оконную раму».

Силача поднимают под купол цирка, в то время как он держит зубами канат, на котором висит рояль с играющей на нём акробаткой. Фото: из личного архива Юрия Шапошникова

Мечта сгорела в пожаре

Собственное расследование о судьбе Засса уже в наше время провёл Игорь Храмов , президент благотворительного фонда «Евразия». «Дело в том, что Засс впервые вышел на арену цирка в моём родном Оренбурге , - рассказывает он. - Во время командировки в Англию мне пришлось по крупицам собирать детали биографии Александра Ивановича. У Засса не было детей. Он женился один-единственный раз. Ему тогда было 38 лет, а невесте, воздушной гимнастке Бланш , - 16 лет. Молоденькая жена скончалась во время родов. Её портрет всегда висел в изголовье Удивительного Самсона. Позже у вдовца Засса были отношения с воздушной гимнасткой Бетти . Именно она играла на рояле, который на канате в зубах держал Александр. Уже после кончины Засса в одном интервью Бетти призналась, что ревновала его к другим женщинам, поэтому решила с ним расстаться. Она вышла замуж за клоуна Сида . Правда, совместные выступления с русским силачом продолжила. Однажды канат оборвался, девушка упала на арену, получила перелом позвоночника. Ни муж, ни Засс Бетти не оставили. Благодаря их заботам она вернулась из больницы на манеж. Однако следующая травма навсегда приковала Бетти к инвалидной коляске.

Последний раз с силовыми номерами Засс выступил в возрасте 66 лет, после чего сосредоточился на дрессуре. Азы этого искусства освоил ещё в России под руководством самого Анатолия Дурова - основателя знаменитой династии. Когда внук Анатолия Дурова Владимир Дуров приехал на гастроли в Англию, с ним встретился Засс. Он попросил Дурова помочь с организацией его визита в Москву ».

В апреле 2011 г. городской совет Хокли к приезду оренбургской делегации благоустроил место захоронения Александра Засса. Фото:

«Признаться, мы уже ждали встречи с дядей в Москве. И вдруг приходит известие о его смерти », - вспоминает Юрий Владимирович.

Памятник (скульптор Александр Рукавишников) установлен в 2008 г. перед зданием оренбургского цирка. Фото: Предоставлено Оренбургским благотворительным фондом «Евразия»

P. S. Загадку Засса - откуда такая феноменальная сила в человеке со столь скромным ростом (1 м 68 см) - пытались разгадать и при жизни, и после смерти Удивительного Самсона. Делал это и Юрий Владимирович - ему удалось задать знаменитому род-ственнику множество вопросов и получить на них ответы.