А островский поздняя любовь. Александр Островский.: Поздняя любовь

Островского заложило основы национального репертуара русского театра. В комедиях и социально-психологических драмах Островский вывел галерею типов - от охваченных страстью к "деланию денег" своевластных, жестоких купцов, чиновников, помещиков до многочисленных слуг, приживалок, богомольных странников ("Свои люди - сочтемся!", 1849; "Бедность не порок", 1853; "Доходное место", 1856; "Гроза", 1859; "Горячее сердце", 1868; "Бешеные деньги", 1869; "Волки и овцы", 1875), показал трагедию одаренных, тонко чувствующих женщин ("Бесприданница", 1878), судьбы людей из актерской среды ("Лес", 1870; "Таланты и поклонники", 1881; "Без вины виноватые", 1883), водевильные похождения скромного чиновника (трилогия о Бальзаминове, 1857-61). Пьеса в стихах - поэтическая "весенняя сказка" "Снегурочка" (1873; одноименная Н. А. Римского-Корсакова), исторические хроники. В творчестве Островского запечатлен русской жизни в многообразии типов и судеб, бытовых и психологических оттенков, в смене общественных условий, в приверженности национальному укладу, в контрастах и самобытности национального характера; отражен нравственный народа.

Другие книги схожей тематики:

    Автор Книга Описание Год Цена Тип книги
    Игорь Михайлов Поздняя любовь Эта книжка - о любви. О любви к женщине, стихам, природе. Стихи первого цикла и поэма "Поздняя любовь" взаимосвязаны: стихи дополняют поэму, поэма углубляет стихи. Отношения, о которых они… - Лениздат, (формат: 70x108/32, 124 стр.) 1966
    50 бумажная книга
    Люся Цветкова Поздняя любовь Сборник рассказов ПОЗДНЯЯ ЛЮБОВЬ повествует о людях, оказавшихся в пограничных жизненных ситуациях. Жизнь или смерть, предательство или высота нравственного выбора, вера в свой талант или… - Алетейя, (формат: 60x88/16, 142 стр.) 2014
    518 бумажная книга
    Артур Моро Поздняя любовь Стихи одного из старейших мордовских поэтов Артура Моро пользуются широкой популярностью в Мордовии. Многие его стихотворения переложены на музыку и стали народными песнями. Лвтор рисует красоту… - Советская Россия, (формат: 60x90/32, 96 стр.) 1973
    50 бумажная книга
    Поздняя любовь Эта книга будет изготовлена в соответствии с Вашим заказом по технологии Print-on-Demand. Александр Николаевич Островский и по сей день является самым популярным русскимдраматургом. Его… - Книга по Требованию, (формат: 60x90/32, 96 стр.) - 2011
    1950 бумажная книга
    Даниил Мордовцев Поздняя любовь - Библиотечный фонд, (формат: 70x108/32, 124 стр.) электронная книга 1889
    электронная книга
    Александр Николаевич Островский Поздняя любовь Александр Николаевич Островский и по сей день является самым популярным русским драматургом. Его экранизируют, по его пьесам ставят спектакли. Кажется, только появившись на свет, пьесы Островского… - Книга по Требованию, (формат: 76x100/32, 288 стр.) 2011
    2445 бумажная книга
    Поздняя любовь
    3000 бумажная книга
    Поздняя любовь - (формат: 76x100/32, 288 стр.)
    300 бумажная книга
    Поздняя любовь - (формат: 76x100/32, 288 стр.)
    300 бумажная книга
    Поздняя любовь - (формат: 76x100/32, 288 стр.)
    3000 бумажная книга
    Александр Островский А. Н. Островский и по сей день является самым популярным русским драматургом. Его экранизируют, по его пьесам ставят спектакли. Сейчас по мотивам пьес Островского ведутся съемки сериала "Деньги и… - Азбука, Азбука-Аттикус, (формат: 70x108/32, 124 стр.) 2013
    93 бумажная книга
    Александр Островский Поздняя любовь. Последняя жертва А. Н. Островский и по сей день является самым популярным русским драматургом. Его экранизируют, по его пьесам ставят спектакли. Сейчас по мотивам пьес Островского ведутся съемки сериала "Деньги и… - Азбука, Азбука-Аттикус, (формат: 76x100/32, 288 стр.) Азбука-классика (pocket-book) 2011
    100 бумажная книга
    Александр Островский Поздняя любовь (спектакль) "Поздняя любовь" – пьеса Александра Островского (1823 – 1886), написана в 1873 году. Когда-то Маргаритов был одним из самых известных московских адвокатов, вел большие дела. Но писарь выкрал у него… - ИДДК, из архива Гостелерадиофонда аудиокнига можно скачать 2014
    149 аудиокнига
    Островский Александр Николаевич Поздняя любовь. Последняя жертва. Серия Азбука-классика 288 стр. А. Н. Островский и по сей день является самым популярным русским драматургом. Его экранизируют, по его пьесам ставят спектакли. Сейчас по мотивам пьес Островского ведутся съемки сериала… - АЗБУКА, (формат: 76x100/32, 288 стр.) Азбука-Классика 2006
    45 бумажная книга
    Александр Николаевич Островский Поздняя любовь. Сцены из жизни захолустья Эта книга будет изготовлена в соответствии с Вашим заказом по технологии Print-on-Demand. "Немолодая девушка" Людмила влюбляется в сына хозяйки дома праздного гуляку Николая. Ради его спасения она… - Книга по Требованию, (формат: 60x90/32, 96 стр.) - 2011
    1950 бумажная книга

    См. также в других словарях:

      - «ПОЗДНЯЯ ЛЮБОВЬ», СССР, ЭКРАН (ОСТАНКИНО), 1983, цв., 165 мин. Телефильм, мелодрама. По одноименной пьесе А.Н.Островского. В ролях: Иннокентий Смоктуновский (см. СМОКТУНОВСКИЙ Иннокентий Михайлович), Анна Каменкова (см. КАМЕНКОВА Анна Семеновна) … Энциклопедия кино

      Сущ., ж., употр. наиб. часто Морфология: (нет) чего? любви, чему? любви, (вижу) что? любовь, чем? любовью, о чём? о любви 1. Любовью называют самое лучшее доброе чувство, которое вы испытываете к дорогим для вас людям: к вашим детям, близким… … Толковый словарь Дмитриева

      любовь - безбрежная (Коринфский, Лермонтов, Щепк. Куперник); беззаветная (Надсон, Мунштейн, Самборский); бессмертная (Андреев); бессмертно молодая (Бальмонт); болтливая (Пушкин); всепроникающая (Полонский); всесозидающая (Полонский); восторженная… … Словарь эпитетов

      Универсалия культуры субъектного ряда, фиксирующая в своем содержании глубокое индивидуально избирательное интимное чувство, векторно направленное на свой предмет и объективирующееся в самодостаточном стремлении к нему. Л. называют также субъект… … История Философии: Энциклопедия - В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Ольховский. Вячеслав Ольховский Дата рождения 1 мая 1961(1961 05 01) (51 год) Место рождения Грозный … Википедия

    Annotation

    Сцены из жизни захолустья в четырех действиях

    Александр Николаевич Островский.

    ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ

    ДЕЙСТВИЕ ВТОРОЕ

    ДЕЙСТВИЕ ТРЕТЬЕ

    ДЕЙСТВИЕ ЧЕТВЕРТОЕ

    Александр Николаевич Островский.

    ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ

    ЛИЦА:

    Фелицата Антоновна Шаблова , хозяйка небольшого деревянного дома.

    Герасим Порфирьич Маргаритов , адвокат из отставных чиновников, старик благообразной наружности.

    Людмила , его дочь, немолодая девушка. Все движения ее скромные и медленные, одета очень чисто, но без претензий.

    Дормедонт , младший сын Шабловой, в писарях у Маргаритова.

    Онуфрий Потапыч Дороднов , купец средних лет.

    Бедная, потемневшая от времени комната в доме Шабловой. На правой стороне (от зрителей) две узкие однопольные двери: ближайшая в комнату Людмилы, а следующая в комнату Шабловой; между дверями изразчатое зеркало голландской печи с топкой. В задней стене, к правому углу, дверь в комнату Маргаритова; в левом растворенная дверь в темную переднюю, в которой видно начало лестницы, ведущей в мезонин, где помещаются сыновья Шабловой. Между дверьми старинный комод с стеклянным шкафчиком для посуды. На левой стороне два небольших окна, в простенке между ними старинное зеркало, по сторонам которого две тусклые картинки в бумажных рамках; под зеркалом большой стол простого дерева. Мебель сборная: стулья разного вида и величины; с правой стороны, ближе к авансцене, старое полуободранное вольтеровское кресло. Осенние сумерки, в комнате темно.

    ЯВЛЕНИЕ ПЕРВОЕ

    Людмила выходит из своей комнаты, прислушивается и подходит к окну.

    Потом Шаблова выходит из своей комнаты.

    Шаблова (не видя Людмилы). Словно кто калиткой стукнул. Нет, почудилось. Уж я очень уши-то насторожила. Экая погодка! В легоньком пальте теперь… ой-ой! Где-то мой сынок любезный погуливает? Ох, детки, детки – горе матушкино! Вот Васька, уж на что гулящий кот, а и тот домой пришел.

    Людмила . Пришел?… Разве пришел?

    Шаблова . Ах, Людмила Герасимовна! Я вас и не вижу, стою тут да фантазирую сама промеж себя…

    Людмила . Вы говорите, пришел?

    Шаблова . Да вы кого же дожидаетесь-то?

    Людмила . Я? Я никого. Я только слышала, что вы сказали: «пришел».

    Шаблова . Это я тут свои мысли выражаю; в голове-то накипит, знаете… Погода, мол, такая, что даже мой Васька домой пришел. Сел на лежанку и так-то мурлычет, даже захлебывается; очень ему сказать-то хочется, что, мол, я дома, не беспокойтесь. Ну, разумеется, погрелся, поел, да опять ушел. Мужское дело, дома не удержишь. Да вот зверь, а и тот понимает, что надо домой побывать – понаведаться, как, мол, там; а сынок мой Николенька другие сутки пропадает.

    Людмила . Как знать, какие дела у него?

    Шаблова . Кому ж и знать, как не мне! Никаких у него делов нет, баклуши бьет.

    Людмила . Он адвокатством занимается.

    Шаблова . Да какое абвокатство! Было время, да прошло.

    Людмила . Он хлопочет по делам какой-то дамы.

    Шаблова . Да что ж, матушка, дама! Дама даме рознь. Ты погоди, я тебе все скажу. Учился он у меня хорошо, в новерситете курс кончил; и, как на грех, тут заведись эти новые суды! Записался он абвокатом, – пошли дела, и пошли, и пошли, огребай деньги лопатой. От того от самого, что вошел он в денежный купеческий круг. Сами знаете, с волками жить, по-волчьи выть, и начал он эту самую купеческую жизнь, что день в трактире, а ночь в клубе либо где. Само собою: удовольствие; человек же он горячий. Ну, им что? У них карманы толстые. А он барствовал да барствовал, а дела-то между рук шли, да и лень-то; а тут абвокатов развелось несть числа. Уж сколько он там ни путался, а деньжонки все прожил; знакомство растерял и опять в прежнее бедное положение пришел: к матери, значит, от стерляжей ухи-то на пустые щи. Привычку же он к трактирам возымел – в хорошие-то не с чем, так по плохим стал шляться. Видя я его в таком упадке, начала ему занятие находить. Хочу его свести к своей знакомой даме, а он дичится.

    Людмила . Робок, должно быть, характером.

    Шаблова . Полно, матушка, что за характер!

    Людмила . Да ведь бывают люди робкого характера.

    Шаблова . Да полно, какой характер! Разве у бедного человека бывает характер? Какой ты еще характер нашла?

    Людмила . А что же?

    Шаблова . У бедного человека да еще характер! Чудно, право! Платья нет хорошего, вот и все. Коли у человека одёжи нет, вот и робкий характер; чем бы ему приятный разговор вести, а он должен на себя осматриваться, нет ли где изъяну. Вы возьмите хоть с нас, женщин: отчего хорошая дама в компании развязный разговор имеет? Оттого, что все на ней в порядке: одно к другому пригнато, одно другого ни короче, ни длинней, цвет к цвету подобран, узор под узор подогнат. Вот у ней душа и растет. А нашему брату в высокой компании беда; лучше, кажется, сквозь землю провалиться! Там висит, тут коротко, в другом месте мешком, везде пазухи. Как на лешего, на тебя смотрят. Потому не мадамы нам шьют, а мы сами самоучкой; не по журналам, а как пришлось, на чертов клин. Сыну тоже не француз шил, а Вершкохватов из-за Драгомиловской заставы. Так он над фраком-то год думает, ходит, ходит кругом сукна-то, режет, режет его; то с той, то с другой стороны покроит – ну, и выкроит куль, а не фрак. А ведь прежде тоже, как деньги-то были, Николай франтил; ну, и дико ему в таком-то безобразии. Уломала я его наконец, да и сама не рада; человек он гордый, не захотел быть хуже других, потому у нее с утра до ночи франты, и заказал хорошее платье дорогому немцу в долг.

    Людмила . Молода она?

    Шаблова . В поре женщина. То-то и беда. Кабы старуха, так бы деньги платила.

    Людмила . А она что же?

    Шаблова . Женщина легкая, избалованная, на красоту свою надеется. Всегда кругом нее молодежь – привыкла, чтоб все ей угождали. Другой даже за счастие сочтет услужить.

    Людмила . Так он даром для нее хлопочет?

    Шаблова . Нельзя сказать, чтоб вовсе даром. Да он-то бы пожалуй, а я уж с нее ста полтора выханжила. Так все деньги-то, что я взяла с нее за него, все портному и отдала, вот тебе и барыш! Кроме того, посудите сами, всякий раз, как к ней ехать, извозчика берет с биржи, держит там полдня. Чего-нибудь да стоит! А из чего бьется-то? Диви бы… Все ветер в голове-то.

    Людмила . Может быть, она ему нравится?

    Шаблова . Да ведь это срам бедному-то человеку за богатой бабой ухаживать да еще самому тратиться. Ну, куда ему тянуться: там такие полковники да гвардейцы бывают, что уж именно и слов не найдешь. Взглянешь на него, да только и скажешь: ах, боже мой! Чай, смеются над нашим, да и она-то, гляди, тоже. Потому, судите сами: подкатит к крыльцу на паре с пристяжкой этакий полковник, брякнет в передней шпорой или саблей, взглянет мимоходом, через плечо, в зеркало, тряхнет головой да прямо к ней в гостиную. Ну, а ведь она женщина, создание слабое, сосуд скудельный, вскинет на него глазами-то, ну точно вареная и сделается. Где же тут?

    Людмила . Так она вот какая!

    Шаблова . Она только с виду великая дама-то, а как поглядеть поближе, так довольно малодушна. Запутается в долгах да в амурах, ну и шлет за мной на картах ей гадать. Мелешь, мелешь ей, а она-то и плачет, и смеется, как дитя малое.

    Людмила . Как странно! Неужели такая женщина может нравиться?

    Шаблова . Да ведь Николай горд; засело в голову, что завоюю, мол, – ну и мучится. А может, ведь он и из жалости; потому нельзя и не пожалеть ее, бедную. Муж у нее такой же путаник был; мотали да долги делали, друг другу не сказывали. А вот муж-то умер, и пришлось расплачиваться. Да кабы с умом, так еще можно жить; а то запутаться ей, сердечной, по уши. Говорят, стала векселя зря давать, подписывает сама не знает что. А какое состояние-то было, кабы в руки. Да что вы в потемках-то?

    Людмила . Ничего, так лучше.

    Шаблова . Ну, что ж, посумерничаем, подождем Николая. А вот кто-то и пришел; пойти свечку принести. (Уходит.)

    Людмила (у двери в переднюю). Это вы?

    Входит Дормедонт.

    ЯВЛЕНИЕ ВТОРОЕ

    Людмила, Дормедонт, потом Шаблова.

    Дормедонт . Я-с.

    Людмила . А я думала… Да, впрочем, я очень рада, а то скучно одной.

    Входит Шаблова со свечой.

    Шаблова . Где же ты был? Ведь я так полагала, что ты дома. Ишь как озяб, захвораешь, смотри.

    Дормедонт (греясь у печки). Я брата искал.

    Шаблова . Нашел?

    Дормедо...

    Быстрая навигация назад: Ctrl+←, вперед Ctrl+→

    Александр Николаевич Островский.

    Поздняя любовь

    ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ

    ЛИЦА:

    Фелицата Антоновна Шаблова , хозяйка небольшого деревянного дома .

    Герасим Порфирьич Маргаритов , адвокат из отставных чиновников, старик благообразной наружности .

    Людмила , его дочь, немолодая девушка. Все движения ее скромные и медленные, одета очень чисто, но без претензий .

    Дормедонт , младший сын Шабловой, в писарях у Маргаритова .

    Онуфрий Потапыч Дороднов , купец средних лет .

    Бедная, потемневшая от времени комната в доме Шабловой. На правой стороне (от зрителей) две узкие однопольные двери: ближайшая в комнату Людмилы, а следующая в комнату Шабловой; между дверями изразчатое зеркало голландской печи с топкой. В задней стене, к правому углу, дверь в комнату Маргаритова; в левом растворенная дверь в темную переднюю, в которой видно начало лестницы, ведущей в мезонин, где помещаются сыновья Шабловой. Между дверьми старинный комод с стеклянным шкафчиком для посуды. На левой стороне два небольших окна, в простенке между ними старинное зеркало, по сторонам которого две тусклые картинки в бумажных рамках; под зеркалом большой стол простого дерева. Мебель сборная: стулья разного вида и величины; с правой стороны, ближе к авансцене, старое полуободранное вольтеровское кресло. Осенние сумерки, в комнате темно.


    ЯВЛЕНИЕ ПЕРВОЕ

    Людмила выходит из своей комнаты, прислушивается и подходит к окну.

    Потом Шаблова выходит из своей комнаты.

    Шаблова (не видя Людмилы). Словно кто калиткой стукнул. Нет, почудилось. Уж я очень уши-то насторожила. Экая погодка! В легоньком пальте теперь… ой-ой! Где-то мой сынок любезный погуливает? Ох, детки, детки – горе матушкино! Вот Васька, уж на что гулящий кот, а и тот домой пришел.

    Людмила . Пришел?… Разве пришел?

    Шаблова . Ах, Людмила Герасимовна! Я вас и не вижу, стою тут да фантазирую сама промеж себя…

    Людмила . Вы говорите, пришел?

    Шаблова . Да вы кого же дожидаетесь-то?

    Людмила . Я? Я никого. Я только слышала, что вы сказали: «пришел».

    Шаблова . Это я тут свои мысли выражаю; в голове-то накипит, знаете… Погода, мол, такая, что даже мой Васька домой пришел. Сел на лежанку и так-то мурлычет, даже захлебывается; очень ему сказать-то хочется, что, мол, я дома, не беспокойтесь. Ну, разумеется, погрелся, поел, да опять ушел. Мужское дело, дома не удержишь. Да вот зверь, а и тот понимает, что надо домой побывать – понаведаться, как, мол, там; а сынок мой Николенька другие сутки пропадает.

    Людмила . Как знать, какие дела у него?

    Шаблова . Кому ж и знать, как не мне! Никаких у него делов нет, баклуши бьет.

    Людмила . Он адвокатством занимается.

    Шаблова . Да какое абвокатство! Было время, да прошло.

    Людмила . Он хлопочет по делам какой-то дамы.

    Шаблова . Да что ж, матушка, дама! Дама даме рознь. Ты погоди, я тебе все скажу. Учился он у меня хорошо, в новерситете курс кончил; и, как на грех, тут заведись эти новые суды! Записался он абвокатом, – пошли дела, и пошли, и пошли, огребай деньги лопатой. От того от самого, что вошел он в денежный купеческий круг. Сами знаете, с волками жить, по-волчьи выть, и начал он эту самую купеческую жизнь, что день в трактире, а ночь в клубе либо где. Само собою: удовольствие; человек же он горячий. Ну, им что? У них карманы толстые. А он барствовал да барствовал, а дела-то между рук шли, да и лень-то; а тут абвокатов развелось несть числа. Уж сколько он там ни путался, а деньжонки все прожил; знакомство растерял и опять в прежнее бедное положение пришел: к матери, значит, от стерляжей ухи-то на пустые щи. Привычку же он к трактирам возымел – в хорошие-то не с чем, так по плохим стал шляться. Видя я его в таком упадке, начала ему занятие находить. Хочу его свести к своей знакомой даме, а он дичится.

    Людмила . Робок, должно быть, характером.

    Шаблова . Полно, матушка, что за характер!

    Людмила . Да ведь бывают люди робкого характера.

    Шаблова . Да полно, какой характер! Разве у бедного человека бывает характер? Какой ты еще характер нашла?

    Людмила . А что же?

    Шаблова . У бедного человека да еще характер! Чудно, право! Платья нет хорошего, вот и все. Коли у человека одёжи нет, вот и робкий характер; чем бы ему приятный разговор вести, а он должен на себя осматриваться, нет ли где изъяну. Вы возьмите хоть с нас, женщин: отчего хорошая дама в компании развязный разговор имеет? Оттого, что все на ней в порядке: одно к другому пригнато, одно другого ни короче, ни длинней, цвет к цвету подобран, узор под узор подогнат. Вот у ней душа и растет. А нашему брату в высокой компании беда; лучше, кажется, сквозь землю провалиться! Там висит, тут коротко, в другом месте мешком, везде пазухи. Как на лешего, на тебя смотрят. Потому не мадамы нам шьют, а мы сами самоучкой; не по журналам, а как пришлось, на чертов клин. Сыну тоже не француз шил, а Вершкохватов из-за Драгомиловской заставы. Так он над фраком-то год думает, ходит, ходит кругом сукна-то, режет, режет его; то с той, то с другой стороны покроит – ну, и выкроит куль, а не фрак. А ведь прежде тоже, как деньги-то были, Николай франтил; ну, и дико ему в таком-то безобразии. Уломала я его наконец, да и сама не рада; человек он гордый, не захотел быть хуже других, потому у нее с утра до ночи франты, и заказал хорошее платье дорогому немцу в долг.

    Людмила . Молода она?

    Шаблова . В поре женщина. То-то и беда. Кабы старуха, так бы деньги платила.

    Людмила . А она что же?

    Шаблова . Женщина легкая, избалованная, на красоту свою надеется. Всегда кругом нее молодежь – привыкла, чтоб все ей угождали. Другой даже за счастие сочтет услужить.

    Людмила . Так он даром для нее хлопочет?

    Шаблова . Нельзя сказать, чтоб вовсе даром. Да он-то бы пожалуй, а я уж с нее ста полтора выханжила. Так все деньги-то, что я взяла с нее за него, все портному и отдала, вот тебе и барыш! Кроме того, посудите сами, всякий раз, как к ней ехать, извозчика берет с биржи, держит там полдня. Чего-нибудь да стоит! А из чего бьется-то? Диви бы… Все ветер в голове-то.

    Людмила . Может быть, она ему нравится?

    Шаблова . Да ведь это срам бедному-то человеку за богатой бабой ухаживать да еще самому тратиться. Ну, куда ему тянуться: там такие полковники да гвардейцы бывают, что уж именно и слов не найдешь. Взглянешь на него, да только и скажешь: ах, боже мой! Чай, смеются над нашим, да и она-то, гляди, тоже. Потому, судите сами: подкатит к крыльцу на паре с пристяжкой этакий полковник, брякнет в передней шпорой или саблей, взглянет мимоходом, через плечо, в зеркало, тряхнет головой да прямо к ней в гостиную. Ну, а ведь она женщина, создание слабое, сосуд скудельный, вскинет на него глазами-то, ну точно вареная и сделается. Где же тут?

    Фелицата Антоновна Шаблова , хозяйка небольшого деревянного дома .

    Герасим Порфирьич Маргаритов , адвокат из отставных чиновников, старик благообразной наружности .

    Людмила , его дочь, немолодая девушка. Все движения ее скромные и медленные, одета очень чисто, но без претензий .

    Дормедонт , младший сын Шабловой, в писарях у Маргаритова .

    Онуфрий Потапыч Дороднов , купец средних лет .

    Бедная, потемневшая от времени комната в доме Шабловой. На правой стороне (от зрителей) две узкие однопольные двери: ближайшая в комнату Людмилы, а следующая в комнату Шабловой; между дверями изразчатое зеркало голландской печи с топкой. В задней стене, к правому углу, дверь в комнату Маргаритова; в левом растворенная дверь в темную переднюю, в которой видно начало лестницы, ведущей в мезонин, где помещаются сыновья Шабловой. Между дверьми старинный комод с стеклянным шкафчиком для посуды. На левой стороне два небольших окна, в простенке между ними старинное зеркало, по сторонам которого две тусклые картинки в бумажных рамках; под зеркалом большой стол простого дерева. Мебель сборная: стулья разного вида и величины; с правой стороны, ближе к авансцене, старое полуободранное вольтеровское кресло. Осенние сумерки, в комнате темно.

    ЯВЛЕНИЕ ПЕРВОЕ

    Людмила выходит из своей комнаты, прислушивается и подходит к окну.

    Потом Шаблова выходит из своей комнаты.

    Шаблова (не видя Людмилы). Словно кто калиткой стукнул. Нет, почудилось. Уж я очень уши-то насторожила. Экая погодка! В легоньком пальте теперь… ой-ой! Где-то мой сынок любезный погуливает? Ох, детки, детки – горе матушкино! Вот Васька, уж на что гулящий кот, а и тот домой пришел.

    Людмила . Пришел?… Разве пришел?

    Шаблова . Ах, Людмила Герасимовна! Я вас и не вижу, стою тут да фантазирую сама промеж себя…

    Людмила . Вы говорите, пришел?

    Шаблова . Да вы кого же дожидаетесь-то?

    Людмила . Я? Я никого. Я только слышала, что вы сказали: «пришел».

    Шаблова . Это я тут свои мысли выражаю; в голове-то накипит, знаете… Погода, мол, такая, что даже мой Васька домой пришел. Сел на лежанку и так-то мурлычет, даже захлебывается; очень ему сказать-то хочется, что, мол, я дома, не беспокойтесь. Ну, разумеется, погрелся, поел, да опять ушел. Мужское дело, дома не удержишь. Да вот зверь, а и тот понимает, что надо домой побывать – понаведаться, как, мол, там; а сынок мой Николенька другие сутки пропадает.

    Людмила . Как знать, какие дела у него?

    Шаблова . Кому ж и знать, как не мне! Никаких у него делов нет, баклуши бьет.

    Людмила . Он адвокатством занимается.

    Шаблова . Да какое абвокатство! Было время, да прошло.

    Людмила . Он хлопочет по делам какой-то дамы.

    Шаблова . Да что ж, матушка, дама! Дама даме рознь. Ты погоди, я тебе все скажу. Учился он у меня хорошо, в новерситете курс кончил; и, как на грех, тут заведись эти новые суды! Записался он абвокатом, – пошли дела, и пошли, и пошли, огребай деньги лопатой. От того от самого, что вошел он в денежный купеческий круг. Сами знаете, с волками жить, по-волчьи выть, и начал он эту самую купеческую жизнь, что день в трактире, а ночь в клубе либо где. Само собою: удовольствие; человек же он горячий. Ну, им что? У них карманы толстые. А он барствовал да барствовал, а дела-то между рук шли, да и лень-то; а тут абвокатов развелось несть числа. Уж сколько он там ни путался, а деньжонки все прожил; знакомство растерял и опять в прежнее бедное положение пришел: к матери, значит, от стерляжей ухи-то на пустые щи. Привычку же он к трактирам возымел – в хорошие-то не с чем, так по плохим стал шляться. Видя я его в таком упадке, начала ему занятие находить. Хочу его свести к своей знакомой даме, а он дичится.

    Людмила . Робок, должно быть, характером.

    Шаблова . Полно, матушка, что за характер!

    Людмила . Да ведь бывают люди робкого характера.

    Шаблова . Да полно, какой характер! Разве у бедного человека бывает характер? Какой ты еще характер нашла?

    Людмила . А что же?

    Шаблова . У бедного человека да еще характер! Чудно, право! Платья нет хорошего, вот и все. Коли у человека одёжи нет, вот и робкий характер; чем бы ему приятный разговор вести, а он должен на себя осматриваться, нет ли где изъяну. Вы возьмите хоть с нас, женщин: отчего хорошая дама в компании развязный разговор имеет? Оттого, что все на ней в порядке: одно к другому пригнато, одно другого ни короче, ни длинней, цвет к цвету подобран, узор под узор подогнат. Вот у ней душа и растет. А нашему брату в высокой компании беда; лучше, кажется, сквозь землю провалиться! Там висит, тут коротко, в другом месте мешком, везде пазухи. Как на лешего, на тебя смотрят. Потому не мадамы нам шьют, а мы сами самоучкой; не по журналам, а как пришлось, на чертов клин. Сыну тоже не француз шил, а Вершкохватов из-за Драгомиловской заставы. Так он над фраком-то год думает, ходит, ходит кругом сукна-то, режет, режет его; то с той, то с другой стороны покроит – ну, и выкроит куль, а не фрак. А ведь прежде тоже, как деньги-то были, Николай франтил; ну, и дико ему в таком-то безобразии. Уломала я его наконец, да и сама не рада; человек он гордый, не захотел быть хуже других, потому у нее с утра до ночи франты, и заказал хорошее платье дорогому немцу в долг.

    Людмила . Молода она?

    Шаблова . В поре женщина. То-то и беда. Кабы старуха, так бы деньги платила.

    Людмила . А она что же?

    Шаблова . Женщина легкая, избалованная, на красоту свою надеется. Всегда кругом нее молодежь – привыкла, чтоб все ей угождали. Другой даже за счастие сочтет услужить.

    Людмила . Так он даром для нее хлопочет?

    Шаблова . Нельзя сказать, чтоб вовсе даром. Да он-то бы пожалуй, а я уж с нее ста полтора выханжила. Так все деньги-то, что я взяла с нее за него, все портному и отдала, вот тебе и барыш! Кроме того, посудите сами, всякий раз, как к ней ехать, извозчика берет с биржи, держит там полдня. Чего-нибудь да стоит! А из чего бьется-то? Диви бы… Все ветер в голове-то.

    Людмила . Может быть, она ему нравится?

    Шаблова . Да ведь это срам бедному-то человеку за богатой бабой ухаживать да еще самому тратиться. Ну, куда ему тянуться: там такие полковники да гвардейцы бывают, что уж именно и слов не найдешь. Взглянешь на него, да только и скажешь: ах, боже мой! Чай, смеются над нашим, да и она-то, гляди, тоже. Потому, судите сами: подкатит к крыльцу на паре с пристяжкой этакий полковник, брякнет в передней шпорой или саблей, взглянет мимоходом, через плечо, в зеркало, тряхнет головой да прямо к ней в гостиную. Ну, а ведь она женщина, создание слабое, сосуд скудельный, вскинет на него глазами-то, ну точно вареная и сделается. Где же тут?

    Людмила . Так она вот какая!

    Шаблова . Она только с виду великая дама-то, а как поглядеть поближе, так довольно малодушна. Запутается в долгах да в амурах, ну и шлет за мной на картах ей гадать. Мелешь, мелешь ей, а она-то и плачет, и смеется, как дитя малое.

    Людмила . Как странно! Неужели такая женщина может нравиться?

    Шаблова . Да ведь Николай горд; засело в голову, что завоюю, мол, – ну и мучится. А может, ведь он и из жалости; потому нельзя и не пожалеть ее, бедную. Муж у нее такой же путаник был; мотали да долги делали, друг другу не сказывали. А вот муж-то умер, и пришлось расплачиваться. Да кабы с умом, так еще можно жить; а то запутаться ей, сердечной, по уши. Говорят, стала векселя зря давать, подписывает сама не знает что. А какое состояние-то было, кабы в руки. Да что вы в потемках-то?

    Светлана Степановна Чистякова

    Поздняя любовь

    …Максим Сергеевич Казанцев, президент крупного Московского банка и акционер компании «QUIN STYL», стоял на палубе круизного теплохода «Русь» и смотрел на воду. Недавно, Максиму исполнилось тридцать семь и он, решив немного развеяться и отдохнуть, купил себе тур до Питера. Что побудило его отправиться именно в этом направлении, он и сам не мог себе внятно объяснить. Он мог бы отправиться куда угодно, но рассматривая прайс-лист турфирмы, он остановил свой выбор именно на этом путешествии.

    Его младший брат, Кирилл, узнав, куда отправляется Максим, недоуменно спросил:

    Почему именно в Питер, Макс? Больше отдохнуть негде? Что ты там забыл?

    Кира, отстань! Просто, мне понравился именно этот маршрут. Хочу развеяться, отдохнуть, полюбоваться на красоты русского севера! Только представь себе - Валаам, Кижи..! Поверь, в России очень много красивых мест!

    Кирилл сокрушенно вздохнул и посмотрел на брата.

    Недавно, Максим развелся со своей третьей женой. Фортуна, как будто смеялась над этим красивым, импозантным мужчиной. Полной горстью отсыпав ему невероятное везение и удачу в бизнесе, она отобрала у него способность любить. Он был трижды женат, но ни одну из своих жен, так и не смог полюбить по настоящему. Любовь ему заменяла страсть. Едва влечение проходило, он тут же разводился. В отличии от своего младшего брата, Максим серьезно подходил к этому вопросу и женился на всех своих женщинах. Кирилл же, считался записным бабником и волокитой. В его постели перебывала уйма женщин. Максима, это всегда раздражало и он постоянно ругал брата, за его распущенность. Но, два года назад все резко изменилось. Казанцев-младший влюбился в девушку из провинции. Максим, с головой погруженный в дела, поначалу, не обратил на это внимания, но, когда брат объявил ему о скорой свадьбе, пришел в ярость.

    Он орал на Кирилла, что тот позорит семью, что никогда не допустит подобного мезальянса, что если узнает мать, её удар хватит. Но Казанова ничего не хотел слушать. Он твердил как заведенный, что любит свою избранницу и ему плевать на мнение родных. Махнув рукой, Максим смирился, а узнав поближе Анечку, жену Кирилла даже полюбил её как сестру. Маленького Андрюшу, своего племянника, он просто боготворил. Своих детей у Макса не было.

    Он никогда бы не развелся, если хоть одна из его жен, подарила ему ребенка. Но, к сожалению, все его подруги, были заняты только собой и никакие дети в их планы не входили. Макс, уже было начал опасаться, что дело в нем, и тайком сходил к врачу, но эскулап уверил его, что у него все в полном порядке.

    Такое бывает, - сказал Максиму старый доктор, - просто физиологическая несовместимость.

    Но почему? - спросил Макс. - Я еще понимаю, если с одной женщиной. Но у меня уже третья жена! Да и, что греха таить, интрижки на стороне тоже были, но ни одна из моих женщин, так и не зачала от меня ребенка.

    Старый врач почесал в затылке и задумчиво посмотрев на мужчину спросил:

    Скажите, а вы любили этих женщин?

    Макс что-то неопределенно промычал.

    Во-о-т, - глубокомысленно изрек врач. Желанный ребенок, должен быть рожден в любви! А в вашем случае, этого не происходит.

    Глупости! В России все детские дома переполнены брошенными детьми! По- вашему, они все были зачаты в любви?!

    Это совсем другое.

    Не понял. Объясните! - потребовал Максим.

    А вы посмотрите на себя в зеркало. Вы- потрясающе красивый мужчина! Вы умный, талантливый, богатый. У вас положение, власть. Вы - элита России. Её генофонд. В свое время, большевики уничтожили цвет российской нации. Поставили к стенке лучших, военноначальников, сгноили в лагерях ученых, вынудили уехать за границу людей, который на протяжении столетий были русской аристократией. Семьдесят лет, Россия стояла на коленях. Была сначала в лапах полоумного диктатора, который таким образом, решил отомстить за смерть брата, а потом его вообще сменил кровавый садист. Ну а дальше… Да, что говорить, вы сами все прекрасно знаете.

    Пришло время исправлять ошибки. На свет должны появляться умные и красивые дети, чтобы русская нация не исчезла с лица земли, чтобы Россия не стала придатком какой-нибудь азиатской страны, где жители размножаются как кролики. А такие дети могут быть рождены только в любви!

    Закончив свою речь, доктор замолчал.

    По- вашему, я должен найти женщину, которую полюблю, и она родит мне ребенка? - спросил Максим.

    Именно, - утвердительно сказал врач.

    Но мне тридцать пять лет! Поздновато искать любовь, вы не находите?

    Ерунда! Вы в самом расцвете мужской силы. Вы знаете, что по исследованиям геронтологов, человечество помолодело как минимум на десять лет. И если, сто лет назад, вы бы уже действительно считались довольно зрелым человеком, то сейчас, ваш физиологический возраст соответствует двадцатипятилетнему мужчине. Это научно доказанный факт. Если вы мне не верите, могу порекомендовать статью.

    Спасибо. Я верю вам.

    Ну что же, тогда удачи вам! Шерше ля фам, как говорят французы.

    Итак, Максим Казанцев, стоял на палубе лайнера смотрел на прозрачную воду и вспоминал разговор с врачом, который происходил два года назад. С того момента, ничего не произошло, за исключением того, что Макс в очередной раз развелся. Мужчина честно старался найти женщину, которая бы тронула его душу и сердце, но ни одна не вызывала в нем даже искры любви. Желание - да, но не любовь. Плюнув на все и решив, что не судьба, Максим забил на эти глупости и с головой погрузился в работу…

    … Повернув голову, Макс заметил, что на палубу вышла невысокая стройная женщина, с черными волосами до плеч. Одетая весьма просто: розовая летняя кофточка, белая льняная юбка и белые босоножки на небольшом каблучке. Точеные, интеллигентные черты лица, изящный рисунок скул, крутые дуги бровей, длинные пушистые ресницы и огромные карие глаза с голубоватыми белками. Как у Нефертити. Черные, гладкие, переливающиеся в солнечном свете волосы, красиво спадали на плечи. Розовая кофточка из жатого ситца, неплохо демонстрировала достоинства фигуры - тонкую талию, высокую грудь, чисто символически поддерживаемую кружевным, в тон кофточки бюстгальтером. Короткая белая юбка, щедро открывала стройные, покрытые золотистым загаром ноги женщины. Прекрасная брюнетка подошла к стоящему неподалеку шезлонгу, села и принялась читать принесенную с собой книгу.

    Максима будто током ударило. Он готов был поклясться, что где-то уже видел эту женщину. Или она на кого-то было невероятно похожа. Но, на кого?! Черт, где он мог её видеть?! Забыв о приличиях, Максим Сергеевич бесцеремонно разглядывал женщину.

    Татьяна купила тур до Петербурга, чтобы хоть немного отвлечься. Тяжелейший развод с мужем отнял у неё очень много сил. Еще совсем недавно, Танечка была абсолютно счастлива. У неё был красавец-муж и любимая работа. И в одночасье все рухнуло. Получилось все как в старом анекдоте. «Приезжает муж из командировки и…» Только вместо мужа была жена, а вместо любовницы…мужчина. До сих пор Таня не могла забыть картину открывшуюся её глазам! Два мускулистых мужских тела, сплетенных в любовном экстазе… Её муж изменял ей, причем с мужчиной. Этого гордая от природы Татьяна простить не смогла. Конечно, она не стала устраивать сцен в стиле жены соседа Кузи Россомахина, с размазыванием соплей по щекам, криком на весь подъезд и битьем посуды. Она просто собрала вещи и уехала к маме, сама подав на развод. Александр даже не пытался оправдываться. В принципе, все к тому и шло. Таня давно замечала за мужем некоторые странности, особенно, когда к ним пришел работать молодой смазливый доктор, манерами напоминающий женщину, но думала, что ей это просто кажется. Ведь она прожила в браке с Сашей десять лет. Конечно, в интимных делах было далеко не все гладко, но они много работали, очень уставали и, Таня считала вполне естественным, что муж отказывался от занятий любовью. Единственное, что огорчало молодую женщину - это отсутствие детей. Карьера карьерой, но ребенка очень хотелось. А её муж постоянно откладывал это на более поздний срок. В результате у Тани ни осталось ничего, кроме чувства омерзения и обиды к этому предателю. И дело даже не в том, что Саша оказался скрытым геем, а в том, что он на протяжении многих лет, нагло обманывал её, прикрываясь ей как щитом, чтобы никто не узнал о его предпочтениях.