Александр Фадеев. Роман «Молодая гвардия

Александр Фадеев

Молодая гвардия

Вперед, заре навстречу, товарищи в борьбе!

Штыками и картечью проложим путь себе…

Чтоб труд владыкой мира стал

И всех в одну семью спаял,

В бой, молодая гвардия рабочих и крестьян!

Песня молодежи

© Фадеев А.А., наследник, 2015

© Оформление. ООО «Издательство «Э», 2015

– Нет, ты только посмотри, Валя, что это за чудо! Прелесть… Точно изваяние, – но из какого чудесного материала! Ведь она не мраморная, не алебастровая, а живая, но какая холодная! И какая тонкая, нежная работа, – человеческие руки никогда бы так не сумели. Смотри, как она покоится на воде, чистая, строгая, равнодушная… А это ее отражение в воде, – даже трудно сказать, какая из них прекрасней, – а краски? Смотри, смотри, ведь она не белая, то есть она белая, но сколько оттенков – желтоватых, розоватых, каких-то небесных, а внутри, с этой влагой, она жемчужная, просто ослепительная, – у людей таких и красок и названий-то нет!..

Так говорила, высунувшись из ивового куста на речку, девушка с черными волнистыми косами, в яркой белой кофточке и с такими прекрасными, раскрывшимися от внезапно хлынувшего из них сильного света, повлажневшими черными глазами, что сама она походила на эту лилию, отразившуюся в темной воде.

– Нашла время любоваться! И чудная ты, Уля, ей-богу! – отвечала ей другая девушка, Валя, вслед за ней высунувшая на речку чуть скуластое и чуть курносенькое, но – очень миловидное свежей своей молодостью и добротой лицо. И, не взглянув на лилию, беспокойно поискала взглядом по берегу девушек, от которых они отбились. – Ау!..

– Идите сюда!.. Уля нашла лилию, – сказала Валя, любовно-насмешливо взглянув на подругу.

И в это время снова, как отзвуки дальнего грома, послышались перекаты орудийных выстрелов – оттуда, с северо-запада, из-под Ворошиловграда.

– Опять… – беззвучно повторила Уля, и свет, с такой силой хлынувший из глаз ее, потух.

– Неужто они войдут на этот раз! Боже мой! – сказала Валя. – Помнишь, как в прошлом году переживали? И все обошлось! Но в прошлом году они не подходили так близко. Слышишь, как бухает?

Они помолчали прислушиваясь.

– Когда я слышу это и вижу небо, такое ясное, вижу ветви деревьев, траву под ногами, чувствую, как ее нагрело солнышко, как она вкусно пахнет, – мне делается так больно, словно все это уже ушло от меня навсегда, навсегда, – грудным волнующимся голосом заговорила Уля. – Душа, кажется, так очерствела от этой войны, ты уже приучила ее не допускать в себя ничего, что может размягчить ее, и вдруг прорвется такая любовь, такая жалость ко всему!.. Ты знаешь, я ведь только тебе могу говорить об этом.

Лица их среди листвы сошлись так близко, что дыхание их смешивалось, и они прямо глядели в глаза друг другу. У Вали глаза были светлые, добрые, широко расставленные, они с покорностью и обожанием встречали взгляд подруги. А у Ули глаза были большие, темно-карие, – не глаза, а очи, с длинными ресницами, молочными белками, черными таинственными зрачками, из самой, казалось, глубины которых снова струился этот влажный сильный свет.

Дальние гулкие раскаты орудийных залпов, даже здесь, в низине у речки, отдававшиеся легким дрожанием листвы, всякий раз беспокойной тенью отражались на лицах девушек. Но все их душевные силы были отданы тому, о чем они говорили.

– Ты помнишь, как хорошо было вчера в степи вечером, помнишь? – понизив голос, спрашивала Уля.

– Помню, – прошептала Валя. – Этот закат. Помнишь?

– Да, да… Ты знаешь, все ругают нашу степь, говорят, она скучная, рыжая, холмы да холмы, будто она бесприютная, а я люблю ее. Помню, когда мама еще была здоровая, она работает на баштане, а я, совсем еще маленькая, лежу себе на спине и гляжу высоко, высоко, думаю, ну как высоко я смогу посмотреть в небо, понимаешь, в самую высочину? И мне вчера так больно стало, когда мы смотрели на закат, а потом на этих мокрых лошадей, пушки, повозки, на раненых… Красноармейцы идут такие измученные, запыленные. Я вдруг с такой силой поняла, что это никакая не перегруппировка, а идет страшное, да, именно страшное, отступление. Поэтому они и в глаза боятся смотреть. Ты заметила?

Валя молча кивнула головой.

– Я как посмотрела на степь, где мы столько песен спели, да на этот закат, и еле слезы сдержала. А ты часто видела меня, чтобы я плакала? А помнишь, когда стало темнеть?.. Эти всё идут, идут в сумерках, и все время этот гул, вспышки на горизонте и зарево, – должно быть, в Ровеньках, – и закат такой тяжелый, багровый. Ты знаешь, я ничего не боюсь на свете, я не боюсь никакой борьбы, трудностей, мучений, но если бы знать, как поступить… что-то грозное нависло над нашими душами, – сказала Уля, и мрачный, тусклый огонь позолотил ее очи.

– А ведь как мы хорошо жили, ведь правда, Улечка? – сказала Валя с выступившими на глаза слезами.

– Как хорошо могли бы жить все люди на свете, если бы они только захотели, если бы они только понимали! – сказала Уля. – Но что же делать, что же делать! – совсем другим, детским голоском нараспев сказала она, и в глазах ее заблестело озорное выражение.

Она быстро сбросила туфли, надетые на босу ногу, и, подхватив в узкую загорелую жменю подол темной юбки, смело вошла в воду.

– Девочки, лилия!.. – воскликнула выскочившая из кустов тоненькая и гибкая, как тростинка, девушка с мальчишескими отчаянными глазами. – Нет, чур моя! – взвизгнула она и, резким движением подхватив обеими руками юбку, блеснув смуглыми босыми ногами, прыгнула в воду, обдав и себя и Улю веером янтарных брызг. – Ой, да тут глубоко! – со смехом сказала она, провалившись одной ногой в водоросли и пятясь.

Девушки – их было еще шестеро – с шумным говором высыпали на берег. Все они, как и Уля, и Валя, и только что прыгнувшая в воду тоненькая девушка Саша, были в коротких юбках, в простеньких кофтах. Донецкие каленые ветры и палящее солнце, будто нарочно, чтобы оттенить физическую природу каждой из девушек, у той позолотили, у другой посмуглили, а у иной прокалили, как в огненной купели, руки и ноги, лицо и шею до самых лопаток.

Как все девушки на свете, когда их собирается больше двух, они говорили, не слушая друг друга, так громко, отчаянно, на таких предельно-высоких, визжащих нотах, будто все, что они говорили, было выражением уже самой последней крайности и надо было, чтобы это знал, слышал весь белый свет.

– …Он с парашютом сиганул, ей-богу! Такой славненький, кучерявенький, беленький, глазки, как пугозички!

– А я б не могла сестрой, право слово, – я крови ужас как боюсь!

– Да неужто ж нас бросят, как ты можешь так говорить! Да быть того не может!

– Ой, какая лилия!

– Майечка, цыганочка, а если бросят?

– Смотри, Сашка-то, Сашка-то!

– Так уж сразу и влюбиться, что ты, что ты!

– Улька, чудик, куда ты полезла?

– Еще утонете, скаженные!..

Они говорили на том характерном для Донбасса смешанном грубоватом наречии, которое образовалось от скрещения языка центральных русских губерний с украинским народным говором, донским казачьим диалектом и разговорной манерой азовских портовых городов – Мариуполя, Таганрога, Ростова-на-Дону. Но как бы ни говорили девушки по всему белу свету, все становится милым в их устах.

– Улечка, и зачем она тебе сдалась, золотко мое? – говорила Валя, беспокойно глядя добрыми, широко расставленными глазами, как уже не только загорелые икры, но и белые круглые колени подруги ушли под воду.

Осторожно нащупывая поросшее водорослями дно одной ногой и выше подобрав подол, так что видны стали края ее черных штанишек, Уля сделала еще шаг и, сильно перегнув высокий стройный стан, свободной рукой подцепила лилию. Одна из тяжелых черных кос с пушистым расплетенным концом опрокинулась в воду и поплыла, но в это мгновение Уля сделала последнее, одними пальцами, усилие и выдернула лилию вместе с длинным-длинным стеблем.

Зябликова Люба, 13 лет

Вперёд, заре навстречу, товарищи в борьбе!

Штыками и картечью проложим путь себе...

Чтоб труд владыкой мира стал

И всех в одну семью спаял,

В бой, Молодая гвардия рабочих и крестьян!

В своем сочинении я бы хотела написать отзыв по моей любимой книге "Молодая гвардия".

Написал её А. А. Фадеев (п. 24.1901 - 13. 05.1956). Вырос в семье революционеров. Русский, советский писатель, общественный деятель. Во время учёбы в Владивостокском военном училище общался с большевиками. Участник Гражданской войны. Несколько лет находился в руководстве писательских организаций. Награждён орденами Ленина, а также медалями. Летом 1943 года Центральный Комитет комсомола пригласил А. Фадеева для беседы, во время которой ему были переданы материалы о деятельности краснодонской подпольной организации "Молодая гвардия". Ознакомившись с предоставленными в его распоряжения документами, А.Фадеев взялся за книгу сам. И он не мог поступить иначе. История краснодонского подполья оказалась тем материалом действительности, который был созвучен внутреннему настрою, творческому и жизненному опыту писателя, а главное - его эстетическому и нравственному идеалу. Приступая в 1943 году к работе над романом, А. Фадеев значительно дополнил данные ему материалы. Живя около месяца в Краснодоне, по его собственным словам, он большее число людей...встречался с рядом партизан и подпольных работников не только в Краснодоне, но и других районов Ворошиловградской области. Писатель обошел семьи молодогвардейцев, беседовал с их товарищами по школе и в дополнение к уже имевшимся документам собрал огромный материал, изобиловавший не только основными фактами деятельности молодогвардейцев, но почти всеми данными об их характере и наружности.

Роман "Молодая гвардия" написан Фадеевым с несвойственной ему ранее быстротой - за год и девять месяцев. Фадеев охотно взялся за роман, чему способствовали некоторые автобиографические обстоятельства: свою юность автор начинал в подполье (1918 год), судьба сложилась, так что первые годы юности проходили в шахтерской среде, учёба в Горной академии и в 1925-1926 годах много работал в соседнем с Краснодоном шахтёрском округе. Поэтому быт Донбасса и шахтерский быт для А. Фадеева были хорошо известны. Успешная работа над "Молодой гвардией" во многом обусловлена также радостной атмосферой, которую создавал победоносный перелом в войне, близящийся разгром гитлеровской Германии. Наступало время художественно осмыслить подвиг советского народа во всем его эпохальном значении; героика краснодонского подполья была ярким примером стойкости и мужества советских людей, борьба которых с врагом в условиях оккупации способствовала приближения всеобщей победы.

В 1946 году "Молодая гвардия" вышла в свет отдельным изданием, вызвав огромный читательский интерес и высокую оценку литературной критики. В том же году А. Фадееву за роман "Молодая гвардия" была присуждена Государственная премия первой степени. По роману было снято два кинофильма, сделаны театральные постановки.

В основу "Молодой гвардии" положена история подпольной молодёжной организации, действовавшей во время Великой Отечественной войны в шахтерском городе Краснодоне и прилегающих к нему посёлках. Герои Молодой гвардии ни в коей мере не являются исключительными натурами. Они типичные представители советской молодёжи, их объединяет общая черта - беззаветная любовь к родине, которая движет всеми их помыслами в экстремальной ситуации. Но каждый ли способен в трудный момент жизни мобилизировать свою волю, стать активным борцом. А. Фадеева как художника интересует проблема стойкости и морального выбора. Отсюда образ Вали Филатовой. В отличие от своей подруги Ульяны Громовой Валя не принадлежит к числу сильных духом. Время предложило ей испытание борьбой, и Валя не выдержала его. Реальная фактическая основа обусловила значительно большое число действующих лиц (около двухсот), чем того требовали законы жанра. Тем не менее, А. Фадееву удалось создать галерею образов юношей и девушек, каждый из которых яркая одухотворённая индивидуальность. Приветливый юноша, обладающий способностью глубоко и ясно мыслить, проявить необходимую тревожность в трудные минуты - это Олег Кошевой. Его не спутаешь с Серёжей Тюлениным - человеком прямого действия, отчаянно храбрым, жаждущим подвигов и совершающим их. Люба Шевцова - озорная, "легкая как огонь", мгновенно ориентирующаяся в сложных ситуациях. Иного плана Ваня Земнухов прозванный за свою эрудированность профессором. От его образа веет богатство духовной жизни, поэтичность. Его отличает сила воли, хладнокровие и выдержка. Портрет Ульяны Громовой автор изобразил в романтическом плане, выписал яркими красками. Кроме этих персонажей Фадеев несколькими штрихами набрасывает портреты других молодогвардейцев, духовный мир которых также богат. Благородством веет от фигур Ивана Туркенича и Сергея Левашова, Николая Сумского и Владимира Осьмухина. Читатель хорошо может себе представить компанейского Степу Сафонова, "сердитого" Женю Мошкова, несколько комичного Жору Арутюнянца с его педантичной манерой речи и многих других героев романа. Они готовились к мирному созидательному труду - эти юноши и девушки, но судьба предназначила им испытание войной. "Учились в школе, видели перед собой такой широкий ясный путь жизни, и вот чем вынуждены заниматься! И выхода другого нет...". Такое признание вырывается у Виктора Петрова, после того как он убил часового у барака с военнопленными. Голос долга, память о погибшем отце взывали к мести, и Виктор справился с заданием. Вопрос об идеальной убеждённости и нравственной силе главный вопрос в определении качества личности. Этого качества совершенно лишены Вирикова и Лядская. Эти две особы представляют собой яркий пример типичного приспособления. Они готовы принять любой порядок жизни лишь бы удобно жилось. А.Фадеев набрасывает их портрет сатирически и не задерживает на них особого внимания. Образ Евгения Стаховича - это еще одно звено в разоблачении бескрылова индивидуализма. Как и Павел Мечник, Стахович оказывается перед выбором: либо верность коллективу ценою жизни либо предательство. Страх перед пытками сделал его предателем.

Содержание заключительных глав "Молодой гвардии" отмечено нарастающей напряженностью действия. Сколь ни жестоки пытки - молодогвардейцы остаются сплоченной группой, способной и в застенке оказать сопротивление врагу всеми возможными способами. Врагу не удается поставить юных подпольщиков на колени, а между тем приближается час расплаты: всё сильнее по ночам слышен гул боев и вот уже расположение немцев в Краснодоне бомбит советская авиация.

Под палящим солнцем июля 1942 г. шли по донецкой степи со своими обозами, артиллерией, танками отступающие части Красной Армии, шли детские дома и сады, стада скота, грузовики, беженцы... Но переправиться через Донец они уже не успели: к реке вышли части немецкой армии. И вся эта масса людей хлынула обратно. Среди них были Ваня Земнухов, Уля Громова, Олег Кошевой, Жора Арутюнянц.

Но не все покидали Краснодон. Сотрудники госпиталя, в котором осталось более ста неходячих раненых, размещали бойцов по квартирам местных жителей. Филипп Петрович Лютиков, оставленный секретарём подпольного райкома, и его товарищ по подполью Матвей Шульга тихо осели на явочных квартирах. Комсомолец Сережа Тюленин возвратился домой с рытья окопов. Случилось так, что он принял участие в боях, сам убил двух немцев и был намерен убивать их впредь.

Немцы вошли в город днём, а ночью сгорел немецкий штаб. Поджёг его Сергей Тюленин. Олег Кошевой возвращался от Донца вместе с директором шахты № 1-бис Валько и по дороге попросил его помочь связаться с подпольщиками. Валько и сам не знал, кто оставлен в городе, но был уверен, что найдёт этих людей. Большевик и комсомолец договорились держать связь.

Кошевой вскоре познакомился с Тюлениным. Ребята быстро нашли общий язык и выработали план действий: искать пути к подполью и одновременно самостоятельно создавать молодёжную подпольную организацию.

Лютиков тем временем для отвода глаз стал работать у немцев в электромеханических мастерских. Пришёл в давно знакомую ему семью Осьмухиных - звать на работу Володю. Володя рвался на борьбу и порекомендовал Лютикову для подпольной работы своих товарищей Толю Орлова, Жору Арутюнянца и Ивана Земнухова. Но когда речь о вооружённом сопротивлении зашла с Иваном Земнуховым, тот сразу стал просить разрешения привлечь в группу и Олега Кошевого.

Решающее совещание произошло в «бурьяне под сараем» у Олега. Ещё несколько встреч - и наконец все звенья краснодонского подполья замкнулись. Образовалась молодёжная организация, названная «Молодой гвардией».

Проценко в это время был уже в партизанском отряде, который базировался по ту сторону Донца. Вначале отряд действовал, и действовал неплохо. Затем попал в окружение. В группу, которая должна была прикрывать отход основной части людей, Проценко в числе других направил комсомольца Стаховича. Но Стахович струсил, удрал через Донец и ушёл в Краснодон. Встретившись с Осьмухиным, своим товарищем по школе, Стахович сообщил ему, что сражался в партизанском отряде и официально послан штабом организовать партизанское движение в Краснодоне.

Шульгу моментально выдал хозяин квартиры, бывший кулак и скрытый враг Советской власти. Явка, где скрывался Валько, провалилась случайно, но полицай Игнат Фомин, проводивший обыск, сразу опознал Валько. Кроме того, в городе и в районе были арестованы почти все не успевшие эвакуироваться члены большевистской партии, советские работники, общественники, многие учителя, инженеры, знатные шахтёры и кое-кто из военных. Многих из этих людей, в том числе Валько и Шульгу, немцы казнили, закопав живыми.

Любовь Шевцова загодя была выдвинута в распоряжение партизанского штаба для использования в тылу врага. Она закончила военно-десантные курсы, а затем курсы радистов. Получив сигнал, что должна ехать в Ворошиловград и связанная дисциплиной «Молодой гвардии», доложила о своём отъезде Кошевому. Никто, кроме Осьмухина, не знал, с кем из взрослых подпольщиков связан Олег. Но Лютиков отлично знал, для какой цели Любка оставлена в Краснодоне, с кем связана в Ворошиловграде. Так «Молодая гвардия» вышла на штаб партизанского движения.

Яркая внешне, весёлая и общительная, Любка вовсю заводила теперь знакомства с немцами, представляясь дочерью шахтовладельца, репрессированного Советской властью, а через немцев добывала различные разведданные.

Молодогвардейцы принялись за работу. Они расклеивали подрывные листовки и выпускали сводки Совинформбюро. Повесили полицая Игната Фомина. Освободили группу советских военнопленных, работавших на рубке леса. Собирали оружие в районе боев на Донце и крали его. Уля Громова ведала работой против вербовки и угона молодёжи в Германию. Была подожжена биржа труда, и вместе с ней сгорели списки людей, которых немцы собирались угонять в Германию. На дорогах района и за его пределами действовали три постоянные боевые группы «Молодой гвардии». Одна нападала преимущественно на легковые машины с немецкими офицерами. Руководил этой группой Виктор Петров. Вторая группа занималась машинами-цистернами. Этой группой руководил освобождённый из плена лейтенант Советской Армии Женя Мошков. Третья группа - группа Тюленина - действовала повсюду.

В это время - ноябрь, декабрь 1942 г. - завершалась битва под Сталинградом. Вечером 30 декабря ребята обнаружили немецкую машину, гружённую новогодними подарками для солдат рейха. Машину обчистили, а часть подарков решили сразу пустить в продажу на рынке: организации нужны были деньги. По этому следу и вышла на подпольщиков давно искавшая их полиция. Вначале взяли Мошкова, Земнухова и Стаховича. Узнав об аресте, Лютиков немедленно отдал приказ - уходить из города всем членам штаба и тем, кто близок к арестованным. Следовало прятаться в деревне или пытаться перейти линию фронта. Но многие, в том числе Громова, по молодой беспечности остались или не смогли найти надёжного убежища и вынуждены были вернуться домой.

Приказ был отдан в то время, как под пытками Стахович стал давать показания. Начались аресты. Уйти смогли немногие. Стахович не знал, через кого Кошевой осуществлял связь с райкомом, но случайно вспомнил связную, и в итоге немцы вышли на Лютикова. В руках палачей оказалась группа взрослых подпольщиков во главе с Лютиковым и члены «Молодой гвардии». Никто не признался в своей принадлежности к организации и не показал на товарищей. Олег Кошевой был взят одним из последних - нарвался в степи на жандармский пост. При обыске у него обнаружили комсомольский билет. На допросе в гестапо Олег сообщил, что являлся руководителем «Молодой гвардии», один отвечает за все её акции, а потом молчал даже под пытками. Врагам не удалось узнать, что Лютиков был главой подпольной большевистской организации, но они чувствовали, что это самый крупный человек из захваченных ими.

Всех молодогвардейцев страшно били и пытали. У Ули Громовой на спине вырезали звезду. Полулёжа на боку, она выстукивала в соседнюю камеру: «Крепитесь... Все равно наши идут...»

Лютикова и Кошевого допрашивали в Ровеньках и тоже пытали, «но можно сказать, что они уже ничего не чувствовали: дух их парил беспредельно высоко, как только может парить великий творческий дух человека». Все арестованные подпольщики были казнены: их сбросили в шахту. Перед смертью они пели революционные песни.

15 февраля в Краснодон вошли советские танки. В похоронах молодогвардейцев принимали участие немногие оставшиеся в живых члены краснодонского подполья.

Пересказала

Молодая гвардия (роман)

Сразу после окончания войны Фадеев взялся за написание художественного произведения о Краснодонском подполье, потрясенный подвигом совсем юных мальчиков и девочек, старшеклассников и недавних выпускников местной школы.

В середине февраля 1943 года, после освобождения донецкого Краснодона советскими войсками, из шурфа находившейся неподалеку от города шахты N5 было извлечено несколько десятков трупов замученных фашистами подростков, состоявших в период оккупации в подпольной организации «Молодая гвардия». А через несколько месяцев в «Правде» была опубликована статья Александра Фадеева «Бессмертие», на основе которой чуть позже был написан роман «Молодая гвардия»

Писатель в Краснодоне собирал материал, исследовал документы, беседовал с очевидцами. Роман был написан очень быстро. Впервые книга вышла в свет в 1946 году .

Вторая редакция романа

Фадеев был подвергнут резкой критике за то, что в романе он недостаточно ярко отобразил «руководящую и направляющую» роль Коммунистической партии. Против произведения были выдвинуты серьёзные идеологические обвинения в газете «Правда », органе ЦК КПСС , и, предположительно, от самого Сталина .

В биографии писателя приводятся слова Сталина, сказанные, согласно одной из легенд, Фадееву лично :

Мало того, что вы написали беспомощную книгу, вы написали ещё идеологически вредную книгу. Вы изобразили молодогвардейцев чуть ли не махновцами. Но разве могла существовать и эффективно бороться с врагом на оккупированной территории организация без партийного руководства? Судя по вашей книге - могла.

Фадеев сел переписывать роман, добавив в него новых персонажей-коммунистов, и в 1951 году вышла вторая редакция романа «Молодая гвардия».

Значение книги

Книга была признана необходимой для патриотического воспитания подрастающего поколения и вошла в школьную программу, что сделало её обязательной для прочтения. До конца 1980-х годов роман «Молодая гвардия» воспринимался как идеологически одобренная история организации. Героев фадеевского романа посмертно награждали орденами, в их честь назывались улицы разных городов, проводились митинги и сборы пионеров , клялись их именами и требовали жестокого наказания виновных предателей.

Далеко не все события, описанные автором, происходили на самом деле. Несколько человек, являющихся прототипами персонажей, описанных как предатели, были обвинены в предательстве в реальной жизни, настаивали на своей невиновности и были реабилитированы. .

Фадеев пытался объяснить:

Я писал не подлинную историю молодогвардейцев, а роман, который не только допускает, а даже предполагает художественный вымысел.

Расследования по роману

После распада Советского Союза исследования подпольного движения в Краснодоне были продолжены:

В 1993 году в Луганске прошла пресс-конференция специальной комиссии по изучению истории «Молодой гвардии». Как писали тогда «Известия» (12.05.1993), после двух лет работы комиссия дала свою оценку версиям, почти полвека будоражившим общественность. Выводы исследователей сводились к нескольким принципиальным моментам. В июле-августе 1942 года после захвата фашистами Луганщины в шахтерском Краснодоне и окружающих его поселках стихийно возникли многие подпольные молодежные группы. Они, по воспоминаниям современников, назывались «Звезда», «Серп», «Молот» и т. п. Однако ни о каком партийном руководстве ими говорить не приходится. В октябре 1942 года Виктор Третьякевич объединил их в «Молодую гвардию». Именно он, а не Олег Кошевой, согласно выводам комиссии, стал комиссаром подпольной организации. Участников «Молодой гвардии» было едва ли не вдвое больше, чем признавалось позднее компетентными органами. Воевали ребята по-партизански, рискованно, неся большие потери, и это, как было отмечено на пресс-конференции, в конечном счете привело к провалу организации.


Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Молодая Польша (организация)
  • Молодая музыка (хор)

Смотреть что такое "Молодая гвардия (роман)" в других словарях:

    Молодая гвардия (подпольная организация) - У этого термина существуют и другие значения, см. Молодая гвардия. «Молодая гвардия» антифашистская комсомольская подпольная организация молодых юношей и девушек, действовавшая в годы Великой Отечественной войны, в основном в городе… … Википедия

    Молодая гвардия (подпольная организация в Донбассе)

    Молодая гвардия (комсомольская организация) - Иван Туркенич командир «Молодой гвардии» (фото 1943 г.) «Молодая гвардия» подпольная антифашистская комсомольская организация, действовавшая в годы Великой отечественной войны, в основном в городе Краснодоне Луганской (Ворошиловградской)… … Википедия

    Молодая гвардия (молодёжная организация) - Иван Туркенич командир «Молодой гвардии» (фото 1943 г.) «Молодая гвардия» подпольная антифашистская комсомольская организация, действовавшая в годы Великой отечественной войны, в основном в городе Краснодоне Луганской (Ворошиловградской)… … Википедия

    Молодая гвардия (организация) - Иван Туркенич командир «Молодой гвардии» (фото 1943 г.) «Молодая гвардия» подпольная антифашистская комсомольская организация, действовавшая в годы Великой отечественной войны, в основном в городе Краснодоне Луганской (Ворошиловградской)… … Википедия

Роман А.Фадеева «Молодая гвардия» был написан сразу же после войны в 1946 году. О Великой Отечественной войне написано огромное количество как художественной, так и документальное литературы.

Чем дальше уходит от нас война, тем больше споров и разночтений вызывают все время появляющиеся какие-то новые факты о роли в ней СССР. Но как бы то ни было, ВОВ - страшная трагедия именно Советского Союза и советских людей.

Время, когда народ, граждане страны, показали ни с чем несравнимое мужество, беспримерный патриотизм и нечеловеческую выносливость в борьбе с врагом.

Это произведение относится именно к тем книгам, которые на историческом материале отображают отношение молодого поколения ко Второй Мировой войне, геноциду и апартеиду, фашизму в целом.

Идея романа

Сам автор романа, как истинно советский человек и патриот, старался показать читателю свое отношение к фашизму. Объяснить, что нет ничего дороже Родины и ее законов, ради Отечества с радостью и гордостью отдаст жизнь любой настоящий гражданин.

Несомненно, здесь присутствует и советская идеология, но все же роман имеет огромное воспитательное значение, а пример молодогвардейцев, вошел в историю не только Отечественной войны , но и всей истории СССР, как символ мужества и стойкости.

Тематика романа

События романа происходят в Краснодоне, оккупированном немецкими войсками. Часть жителей покинула родной город, а часть осталась и активно борется с врагом. В районе действует организованный партизанский отряд . А в самом городе молодые люди - комсомольцы, вчерашние школьники ведут свою партизанскую войну, не собираясь сидеть сложа руки.

В городе есть и явные враги советской власти, они работают на фашистов и всячески стараются разоблачить бывших партийных деятелей, военных, пытаются разоблачить связных партизан. Обстановка в городе еще накаляется после многочисленных арестов и казней людей, преданных советской власти.

В это непростое время организации «Молодая гвардия» удалось связаться с партизанской организацией через их связную Любовь Шевцову, специально оставленную в городе для работы под прикрытием.

Теперь работы у молодых людей прибавилось: они расклеивали листовки, выпускали сводки Информбюро , приговорили к казни и привели приговор в исполнение в отношении полицая, помогли бежать советским военнопленным, принимали участие и в военных стычках с фашистами. Действовали всегда отважно и не старались щадить себя.

К сожалению, именно их юная бесшабашность и привела к трагедии. Ребята совершили один неосторожный шаг и полиция, которая прилагала все усилия для их поимки, вышла на их след. Хотя руководитель партизанского движения в городе Лютиков и отдал приказ всем немедленно покинуть город и район, но, может быть, из-за своей молодой беспечности подпольщики не сделали этого.

Начались аресты и пытки. Комсомольцы держались очень стойко. Лишь один из первых арестованных Стахович не смог выдержать мучений и начал давать показания. Аресты продолжались, были схвачены и почти все члены «Молодой гвардии», и группа взрослых работников подпольной организации вместе с Лютиковым. Хотя пытки были воистину изуверскими, все держались стойко, и больше никто не выдал своих товарищей.

Все подпольщики были казнены - сброшены заживо в заброшенную шахту. Имена героев-молодогвардейцев Олега Кошевого, Ульяны Громовой, Ивана Земнухова, Сергея Тюленина, Любови Шевцовой, стали символом мужества и стойкости, символом величайшей любви к своей Родине, за которую не жаль и жизнь отдать. На их примере учились и воспитывались многие поколения молодых людей.