Бульвар Капуцинок в Париже. Клод Моне

Бульвар Капуцинок, иногда ошибочно называемый бульваром Капуцинов, после просмотра ставшего уже классикой фильма «Человек с бульвара Капуцинов», является одним из так называемых

Назван этот бульвар по названию стоящего здесь когда-то монастыря капуцинок.

Чем же знаменит бульвар Капуцинок ? Конечно, своей историей, а историю делают люди. Какие же знаменитости бывали или жили здесь, что происходило на этом бульваре?

В доме № 8 творил свои волшебные произведения композитор Жак Оффенбах , автор «Сказок Гоффмана», «Синей бороды». А в доме № 43 в XIX веке находилось министерство иностранных дел Франции, куда каждый день ходил на работу Анри Бейль, более известный нам как Стендаль .

На бульваре Капуцинок состоялся первый показ кинофильма «Прибытие поезда», продемонстрированного братьями Люмьер . С тех пор мы с удовольствием ходим в кино.

А кинотеатр Paramount , кстати, расположен совсем недалеко, в доме № 2 на этой же улице. Интересно, что билеты в кино во Франции заранее не продают, очередь перед началом сеанса выстраивается на улице. Только по окончании предыдущего сеанса, запускают следующую партию зрителей, фойе-то для ожидания нет.

После кино можно зайти в кафе, выпить чашечку кофе, например, в знаменитое Cafe de la Paix . Когда-то на террасе этого кафе сиживали писатели Оскар Уайльд, Мопассан, Эмиль Золя. Можете посидеть за столиком, размышляя о том, что, возможно, именно с этого места один из знаменитостей мировой литературы,смотрел на раскинувшуюся перед ним панораму бульвара.

Клод Моне "Бульвар Капуцинок в Париже"

Но бульвар Капуцинок знаменит не только писателями и композиторами. Его история неразрывно связано и с художниками-импрессионистами.

В 1874 году в доме № 35 по бульвару Капуцинок, в квартире фотографа Надара состоялась выставка «Анонимного общества», на которой были представлены работы никому не известных тогда Ренуара, Моне, Писсарро, Сислея, Сезанна, Дега .

Слава придет к ним лишь через несколько лет. Кстати, на этой выставке была представлена и знаменитая картина Клода Моне под названием «Бульвар Капуцинок в Париже ». Художник запечатлел вид из окна дома № 35 на оживленный бульвар.

В доме № 28 находится известнейший концертный зал Парижа — . Здесь выступали все великие французские шансонье. Зал отремонтирован и перестроен, но фасад сохранился таким же, как во времена Эдит Пиаф, Ива Монтана, Мориса Шевалье.

Концертный зал "Олимпия"

Вот такая история у этого небольшого, длиной всего 440 метров тенистого бульвара Капуцинок . Когда будете по нему прогуливаться, не забудьте взглянуть на номера домов, вспомните былое, ведь почти каждый дом хранит отзвуки тех или иных исторических событий.

Бульвар Капуцинок – один из четырех знаменитых «больших бульваров» Парижа. Они располагаются на правом берегу Сены во II округе Парижа и включают в себя помимо Капуцинок Итальянский и Монмартрский бульвар, а также бульвар де ла Мадлен.

История бульвара Капуцинок

Этот бульвар появился в 1676 году и изначально назывался Нижний Вал, поскольку был прорублен сквозь старые городские стены Карла V и Людовика XIII. Позднее свое название бульвар получил в честь монастыря капуцинок, который располагался в садах в южной части до Французской революции. Во время Революции он являлся частью бульвара Черутти. Но во все времена это было место, где встречались успешные и знаменитые люди, где собиралась творческая интеллигенция, где кипела бурная жизнь.

Знаменитые здания бульвара Капуцинок

Почти каждый дом на этой улице имеет увлекательную историю, связанную с политикой, финансами или культурой.

Дом № 1. Неапольское кафе. Оно славилось своей элегантностью и было местом встреч писателей, журналистов и актеров.

Дом № 2. Бывший отель Монморанси. С 1927 года в нем располагается кинотеатр «Парамаунт Опера», перекупленный в 2007 году корпорацией «Гомон». Это здание сохранило прекрасную архитектуру отеля XVIII века, в частности украшение фасада в виде ротонды.

Дом № 3. Первое из открытых в Париже кафе быстрого питания американской сети «Старбакс».

Дом № 5. В этом здании находилась фотомастерская Пьера-Луи Пьерсона, личного фотографа Вирджинии Олдони, графини де Кастильоне.

Дом № 7. В 1825 году здесь была открыта Георама, где можно было полюбоваться макетом Земли диаметром 14 м.

Дом № 8. В этом здании в 1976-1980 гг. жил и работал композитор Жак Оффенбах, автор оперетт «Сказки Гофмана» и «Синяя борода».

Дом № 11. В 1853 году здесь открылось ателье фотографа Адриана Турнашона.

Дом № 12. Гранд Отель, построенный на месте бывшего заболоченного сада.

Дом № 14. Пожалуй, это самое известное сооружение на бульваре. В XVIII веке здесь располагалось Гранд Кафе. 28 декабря 1895 года в подвале состоялся первый публичный платный киносеанс. Братья Август и Луи Люмьер продемонстрировали публике 10 короткометражек, включая «Политый поливальщик», «Выход рабочих с фабрики» и другие ленты. Вопреки сложившемуся мнению, на первом киносеансе не демонстрировался фильм «Прибытие поезда». Также в этом здании доктор Вильгельм Рентген проводил свои первые эксперименты с икс-излучением.

Дома № 16-22. В этих домах находилась редакция газеты «Событие», основанной Виктором Гюго.

Дом № 24. В 1905-1956 гг. здесь проживала знаменитая французская певица Мистингетт.

Дом № 25. В этом здании в 1931-1990 гг. располагался музей Коньяк-Жэ, собравший роскошные предметы французской культуры XVIII века.

Дом № 26. Здесь ранее располагался универмаг Самаритен Де Люкс, которым владел известный модернист Франц Журден.

Дом № 28. В 1889 году здесь были построен аттракцион под названием «Русские горки». В 1893 году его сменила «Олимпия», которая находится там и сейчас. Это старейший из мюзик-холлов Парижа. Изначально в нем давали оперетты, цирковые представления, балет. В 1929 году под воздействием моды в нем стали показывать и кинофильмы. На сцене «Олимпии» в разные годы выступали Эдит Пиаф, Джо Дассен, Лучано Паваротти, Битлз, Алла Пугачева и десятки других звезд мировой величины.

Дом № 35. Мастерская фотографа Надара, у которого любили собираться его друзья-художники в конце XVIII века. В 1874 году здесь состоялась выставка, где были представлены картины Писарро, Моне, Мане, Ренуара. Картина Клода Моне «Впечатление» дала название целому направлению в искусстве – импрессионизм. Современники осуждали такой стиль живописи и считали «мазней», поэтому импрессионистам было трудно заработать себе даже на пропитание. Сейчас их картины стоят миллионы. Одна из картин Моне «Бульвар Капуцинок» ныне располагается в Пушкинском музее в Москве. Она дает очень четкое представление об этой улице, как о сосредоточении кипящей и бурлящей богемной жизни.

Дома № 37-43. В XIX веке здесь располагалось министерство иностранных дел.

Бульвар Капуцинок в искусстве

В России бульвар Капуцинок прежде всего ассоциируется с фильмом Аллы Суриковой «Человек с бульвара Капуцинов». Хотя название бульвара нигде в сюжете не фигурирует, название фильма подчеркивает значение первого киносеанса братьев Люмьер в доме № 14. Именно он дал толчок к развитию кинематографа как воплощения массовой культуры.

Насколько привлекательны были первые киносеансы для парижской публики, настолько же были непонятны картины импрессионистов, которые являли собой настоящий андеграунд того времени. Столь резкая смена стиля живописи произошла, пожалуй, впервые и была настоящим прорывом. Выставка, состоявшаяся в фотомастерской Надара, подарила мировой культуре имена Ренуара, Моне, Мане, Писарро, Сислея, Сезанна, Дега. Новый стиль наглядно продемонстрировал, что в живописи на первый план может выходить не реализм и четкое соответствие оригиналу, а идея, воплощенная сочными и яркими образами.

Наиболее известны 4 картины с видами бульвара:

2 картины с одинаковым названием «Бульвар Капуцинок», принадлежащие кисти Клода Моне;
«Парижский киоск» Жана Беро;
«Бульвар Капуцинок» кисти русского живописца Константина Коровина.


Сейчас эту улицу сложно назвать местом, где творится история. Но, как и на картинах, написанных более 100 лет назад, бульвар остается одной из оживленнейших артерий Парижа. Он по-прежнему привлекает любителей живописи, театра и кинематографа. Толпы туристов ежедневно прогуливаются по тем же местам, что и Ренуар и Стендаль, обедают в том же «Кафе де ла Пэ», что и Мопассан, Эмиль Золя и Оскар Уайльд. Все так же здесь популярен «бульварный театр», уличные кафе, чьи столики обращены лицом к прохожим. Посетителей французской столицы также привлекает близость сада Тюильри с одной стороны улицы и магазинчиков бульвара де ла Мадлен – с другой. Крупнейшими культурными центрами являются кинотеатр «Парамаунт опера» и концертный зал «Олимпия», где проходят выступления популярных современных исполнителей со всего мира.

Как добраться

Адрес: Boulevard des Capucines, Paris 75002
Метро: Opéra
Обновлено: 13.10.2015

Клод Моне (1840-1926) «Бульвар Капуцинок в Париже» . 1873 г. Carnaval Boulevard des Capucines, 1873 холст, масло. 61 x 80 см Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, Москва

С наибольшей последовательностью принципы импрессионизма* были разработаны в творчестве Клода Моне (1840-1926).

Клод Моне стремится схватить и передать непосредственное впечатление, производимое на него картинами действительности, находит новые мотивы городского пейзажа, особое внимание уделяет изображению пространства, освещения и воздушной среды. В одной из своих программных картин, «Бульвар Капуцинок в Париже» (1873, Москва, ГМИИ), он запечатлевает вид шумной улицы Парижа с как бы текущей толпой людей и потоком движущихся экипажей, влажность воздуха и далеко уходящий простор бульваров, видных сквозь голые ветви платанов. Он выбирает точку зрения сверху, с одного из балконов дома, край которого включает в композицию. Неожиданность среза фигур на балконе подчеркивает фрагментарность решения, случайность точки зрения, в действительности точно продуманной и найденной художником.

Клод Моне (1840-1926) «Бульвар Капуцинок в Париже» . 1873 г. Фрагмент

В дальнейшем погоня за передачей неуловимых, изменчивых состояний природы приводит Моне к работе над серией картин, написанных по одному и тому же мотиву природы в разное время дня.

Клод Моне (1840-1926) Бульвар Капуцинок. 1873 г. Музей искусств Нельсона и Аткинс

Так возникают такие серии, как «Руанский собор» (1893-1895, две в Москве, ГМИИ), которые создает художник, увлеченный стремлением схватить состояние атмосферы, освещения одного и того же мотива пейзажа в различное время суток.

Клод Моне (1840-1926) Собор в Руане в солнце 1894, Музей Орсе, Париж, Франция.

Клод Моне (1840-1926) Руанский собор, Восточный фасад в солнце (1892), Национальная галерея искусства, Вашингтон.

Клод Моне (1840-1926) Руанский Собор, Западный Портал, Туманная Погода (1892), Музей Орсе, Париж.

Клод Моне (1840-1926) Руанский собор, фасад (эффект утра), (1892-1894), Музей Фолькванг, Эссен, Германия.

Клод Моне (1840-1926) Руанский собор, Фасад и башня Альбане. Серая погода. (1894), Музей изящных искусств, Руан.

Так свет становится истинным героем картины, вытесняя реальные предметы.

Ю. Колпинский. Искусство Франции от Парижской коммуны до 1890-х годов

*Импрессионисты стремились передать в своих произведениях непосредственное впечатление от окружающей среды - impression , впечатление прежде всего от современного города с его подвижной, импульсивной, разнообразной жизнью. Это впечатление они стремились воплотить на полотне, создав живописными средствами иллюзию света и воздуха, богатой световоздушной среды. Для этого они разложили цвет на весь спектр, стараясь писать чистым цветом, не смешивая его на палитре и используя оптическое восприятие глаза, сливающего на определенном расстоянии отдельные мазки в общий живописный образ. Они хотели быть максимально приближенными к тому, как тот или иной предмет видит человек в натуре на пленэре... Вот почему один из критиков некогда и сказал, что «импрессионизм в искусстве то же, что натурализм в литературе».

Бульвар Капуцинок (Франция) - описание, история, расположение. Точный адрес, телефон, веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

  • Туры на Новый год во Францию
  • Горящие туры во Францию

Предыдущая фотография Следующая фотография

Бульвар Капуцинок, Cafe de l"Olympia

Конечно, практически у каждого соотечественника имеется устойчивая ассоциация кино с бульваром Капуцинов, но далеко не всем известно, что на самом-то деле он - бульвар Капуцинок! Название этого прорубленного бароном Османом бульвара происходит от монастыря Капуцинок, стоявшего на его месте до Французской Революции. Он является вторым звеном в цепи Больших бульваров Парижа: Мадлен, Капуцинок, Итальянцев и Монмарта - бульваров, которые стали визитной карточкой Парижа, его гордостью и магнитом, притягивающим туристов со всего мира.

Бульвары когда-то были теми артериями, по которым новая жизнь вливалась в Париж.

Любители театра, живописи, кинематографа, а также просто желающие погулять среди интересных людей, выпить ароматный кофе в одном из уличных кафе, столики которых давно стали местами в зрительном зале, удобно расположившись лицом к прохожим, - теперь это называется «бульварный театр». Бульвары когда-то были теми артериями, по которым новая жизнь вливалась в Париж, такими же остаются и сейчас.

Именно отсюда - из дома № 14 по бульвару Капуцинок - 22 марта 1895 года началась эпоха синематографа: братья Люмьер впервые показали публике на большом экране кинофильм!

Расположен бульвар во втором округе Парижа, а свое название эта широкая улица получила по имени когда-то находившегося здесь женского монастыря капуцинок.

Помимо братьев Люмьер, бульвар Капуцинок рассказывает своим гостям о знаменитых французских импрессионистах, среди которых числятся Ренуар, Сислей, Моне, Сезанн, Писсарро и Дега. Когда-то они были неизвестными, но после выставки «Анонимного общества», которая состоялась в 1874-м году в здании № 35 на бульваре Капуцинок, в квартире фотографа Надара, к этим художникам пришла всемирная слава.

Сейчас эпицентр искусства на бульваре Капуцинок – это дом № 28, в котором находится знаменитый концертный зал «Олимпия», и особняк в самом начале бульвара, под номером два, - кинозал «Парамаунт опера».

На бульваре Капуцинов загляните и в знаменитое кафе Cafe de la Paix, на террасе которого когда-то сиживали Эмиль Золя, Мопассан и Оскар Уайльд. В доме № 8 писал свои прекрасные произведения знаменитый композитор Жак Оффенбах - автор «Синей бороды» и «Сказок Гоффмана», - а Стендаль приходил на работу в здание № 43.

Сейчас эпицентр искусства на бульваре Капуцинов - это дом №28, в котором находится знаменитый концертный зал «Олимпия», и особняк в самом начале бульвара, под номером два, который, как и столетие назад, остаётся кинозалом «Парамаунт Опера» и принадлежит крупной киносети «Гомон».

Выступить в «Олимпии» - мечта каждого музыканта и артиста. Зал «Олимпии» хранит память о голосе Эдит Пиаф и Людмилы Зыкиной, Луи Армстронга и Муслима Магомаева, Битлз и Шарля Азнавура.

Что ж, время бежит, мода меняется, на смену черно-белому немому кино приходит 3D, но жизнь на бульваре Капуцинок, все та же: элегантные служащие банков и адвокатских контор неспешно обедают, почитывая «Фигаро», вздыхают у витрин молоденькие стажерки, надев лучшие платья и изысканные перчатки. Приходите на бульвар Капуцинок под вечер посидеть в кафе как Мопассан и Золя, послушать романтичную французскую музыку или посмотреть кино.

Как добраться

До бульвара Капуцинок можно добраться от станции RER Auber, станций метро Opéra, Havre-Caumartin, Chaussée d’Antin La Fayette, либо от вокзала Сен-Лазар. Начинается бульвар от улицы Людовика Великого (rue Louis-le-Grand) и Шоссе Д Антан (rue de la Chaussée-d’Antin) и заканчивается на ул. Капуцинок (rue des Capucines) и Комартан (rue de Caumartin). К слову, длина одного из известнейших бульваров Парижа - 440 метров.

Адрес: Boulevard des Capucines, Paris

«Бульвар Капуцинок» был написан незадолго до знаменитой выставки 1874 года, когда, собственно, появился термин «импрессионизм». Моне, находившийся в студии своего друга фотографа Надара, словно бы сделал кадр, остановив на мгновение суетливую жизнь бульвара.

Дом № 35 на Бульваре Капуцинок — студия Надара. Здесь проходила выставка 1874 года, и здесь же Моне писал «Бульвар Капуцинок». Источник: wikipedia.org

Моне обрывает композицию: фигуры мужчин справа обрезаны, из панорамы бульвара выхвачен, казалось бы, непримечательный фрагмент. Однако художник и не ставил целью выделить что-либо конкретное на улице, но постарался передать эффект беглого взгляда в окно. Солнечный свет, яркие краски в толпе усиливают ощущение темпа столичной жизни и атмосферы на улице.


«Бульвар Капуцинок», 1873. Источник: pushkinmuseum. art

Во второй половине XIX века Бульвар Капуцинок был одним из центров культурной жизни Парижа. Помимо первой выставки импрессионистов в фотостудии Надара, здесь прошел премьерный публичный кинопоказ братьев Люмьер и работал концертный зал «Олимпия», существующий до сих пор. Свое же название бульвар получил от женского монастыря капуцинок, который был создан по приказу Людовика XIV. В середине XIX века бульвар кардинально переделали, спилив часть деревьев и расчистив место под Площадь Оперы.


Источник: paris1900. lartnouveau.com

Судьба художника

С 1858 года, когда Оскар-Клод Моне (кстати, до 22 лет Моне называли Оскаром, но затем он решил отказаться от этого имени, оставив Клод) впервые отправился на пленэр, и до смерти в 1926 году он не переставал писать. После того, как Буден, по признанию живописца, раскрыл ему глаза, он начал воспринимать мир в отражении солнечных лучей. Неизменным источником вдохновения была природа.


Клод Моне в своем саду. Источник: archive.ru

Уже в подростковом возрасте Моне показал семье и учителям, что не собирается следовать правилам. На уроках он откровенно скучал, сбегал из школы и справиться с ним было невозможно. «Когда поднималось солнце, море становилось прекрасным. Было так здорово бегать по высоким скалам на свежем воздухе или со всего разбегу бросаться в воду», — вспоминал Моне, сохранивший верность морю и любовь к нему на всю жизнь.


Скалы в Бель Иль (Пирамиды Порт-Котон. Бурное море), 1886. Источник: pushkinmuseum. art

После скоропостижной кончины матери образованием ребенка занялась его тетя Жанна Лекард. Она увлекалась живописью и, узнав о тяге мальчика к искусству, начала поддерживать его, в том числе, нашла ему учителей.

Весной 1861 года Моне призвали в армию. Семья предложил откупить его взамен на согласие оставить живопись. Но Моне не согласился и отправился служить в Алжир. Позже он признавался, что краски Африки повлияли на его стиль: «Я постоянно видел что-то новое. В моменты отдыха я пытался запечатлеть то, что видел. Вы не можете себе представить, насколько расширились мои познания и как изменилось мое восприятие. Сначала я не отдавал себе отчета в том, что впечатления от цвета и света, полученные там, со временем упорядочатся, но зерно моих будущих поисков было посажено именно там».

В 1865 году Париж заговорил об Эдуарде Мане. Его полотно « » заставило критиков понервничать. Моне же и другие молодые художники встретили полотно с восторгом, попытавшись создать свои интерпретации на ту же тему.


«Завтрак на траве», 1866. Полотно, написанное Моне под впечатлением от картины Эдуарда Мане. Источник: pushkinmuseum. art

Созвучие фамилий крайне раздражало последнего. «Кто такой этот Моне? — вопрошал Эдуард. — Он позаимствовал мое имя, чтобы воспользоваться той шумихой, которая поднялась вокруг него». В свою очередь Моне уважал Мане и с восхищением отзывался о тех работах, которые хулили все.

Понятие «импрессионизм» родилось на выставке 15 апреля 1874 года. Один из журналистов, готовя разгромную рецензию, взял название картины Моне «Впечатление» и «обозвал» всех участников вернисажа впечатленцами, то есть импрессионистами. То, что должно было стать оскорблением, в итоге зазвучало гордо. И хотя само направление прожило около 15 лет — затем его вытеснили другие измы и прочие течения, — оно стало вехой в истории искусства.


« ». Картина, давшая имя импрессионизму.