Чем вызвано противоречивое поведение раскольникова. Раскольников

Многогранный роман

Листая первые страницы книги, мы начинаем знакомиться с образом Раскольникова в романе Достоевского «Преступление и наказание». Рассказывая историю его жизни, писатель заставляет нас размышлять над целым рядом важных вопросов. Трудно определить, к какому типу романа относится произведение Ф. М. Достоевского. В нём поднимаются проблемы, затрагивающие различные сферы жизни человека: общественную, нравственную, психологическую, семейную, моральную. Родион Раскольников является центром романа. Именно с ним связаны все остальные сюжетные линии великого произведения классика.

Главный герой романа

Внешний вид

Описание Раскольникова в романе начинается с первой главы. Мы знакомимся с молодым человеком, который находится в болезненном состоянии. Он мрачен, задумчив и замкнут. Родион Раскольников – бывший студент университета, забросивший занятия на юридическом факультете. Вместе с автором мы видим скудную обстановку комнаты, где проживает молодой человек: «Это была крошечная клетушка, шагов в шесть длинной, имевшая самый жалкий вид».

Внимательно разглядываем детали изношенной одежды. Родион Раскольников находится в крайне бедственном положении. У него нет денег, чтобы отдать долги за квартиру, оплатить учёбу.

Черты характера

Характеристика Раскольникова в романе «Преступление и наказание» даётся автором постепенно. Сначала мы знакомимся с портретом Раскольникова. «Кстати, он был замечательно хорош собою, с прекрасными тёмными глазами, тёмнорус, ростом выше среднего, тонок и строен». Затем начинаем разбираться в его характере. Юноша умён и образован, горд и независим. Унизительное материальное положение, в котором он оказался, делают его угрюмым и замкнутым. Его раздражает общение с людьми. Любая помощь со стороны близкого друга Дмитрия Разумихина или пожилой матери кажется ему унизительной.

Идея Раскольникова

Непомерная гордыня, больное самолюбие и нищенское состояние порождают в голове Раскольникова некую идею. Суть которой состоит, в подразделении людей на два разряда: обычных и право имеющих. Думая о своём великом предназначении, «тварь ли я дрожащая или право имею?», герой готовится к преступлению. Он считает, что совершив убийство старухи, проверит свои идеи, сможет начать новую жизнь и осчастливить человечество.

Преступление и наказание героя

В реальной жизни всё получается иначе. Вместе с жадной процентщицей гибнет убогая Лизовета, никому не причинившая зла. Ограбление не удалось. Раскольников не смог заставить себя воспользоваться краденным. Ему противно, тошно и страшно. Он понимает, что зря рассчитывал на роль Наполеона. Переступив нравственную черту, лишив жизни человека, герой всячески избегает общения с людьми. Отверженный и больной, он оказывается на грани сумасшествия. Семья Раскольникова, его друг Дмитрий Разумихин безуспешно пытаются понять состояние юноши, поддержать несчастного. Гордый молодой человек отвергает заботу близких и остаётся один на один со своей проблемой. «Но зачем же они меня так любят, если я не стою того!

О, если б я был один и никто не любил меня, и сам бы я никого не любил!» – восклицает он.

После рокового события герой заставляет себя общаться с незнакомыми людьми. Принимает участие в судьбе Мармеладова и его семьи, отдавая присланные матерью деньги на похороны чиновника. Спасает от растления юную девочку. Благородные порывы души быстро сменяются раздражением, досадой и одиночеством. Жизнь героя будто разделилась на две части: до убийства и после него. Он не ощущает себя преступником, не осознаёт своей вины. Больше всего он переживает из-за того, что не выдержал испытания. Родион пытается запутать следствие, понять, подозревает ли его умный и хитрый следователь Порфирий Петрович. Постоянное притворство, напряжение и ложь лишают его сил, опустошают душу. Герой чувствует, что поступает неправильно, но не желает признавать свои ошибки и заблуждения.

Родион Раскольников и Соня Мармеладова

Возрождение к новой жизни началось после знакомства Родиона Раскольникова с Соней Мармеладовой. Восемнадцатилетняя девушка сама находилась в крайне бедственном состоянии. Застенчивая, скромная по натуре героиня вынуждена жить по жёлтому билету, чтобы отдавать деньги своей голодающей семье. Она постоянно терпит оскорбления, унижения и страх. «Безответная она», – говорит о ней автор. Но это слабое существо обладает добрым сердцем и глубокой верой в бога, которая помогает не только выстоять самой, но и поддерживать других. Любовь Сони уберегла Родиона от гибели. Её жалость поначалу вызывает у гордого юноши протест и негодование. Но именно Соне поверяет он свою тайну и именно у неё ищет сочувствия и поддержки. Измученный борьбой с самим собой, Раскольников, по совету подруги, признаёт свою вину и отправляется на каторгу. Он не верит в бога, не разделяет её убеждений. Мысль о том, что счастье и прощение надо выстрадать непонятна герою. Терпение, забота и глубокое чувство девушки помогло Родиону Раскольникову обратиться к богу, раскаяться и начать жить заново.

Основная идея произведения Ф. М. Достоевского

Подробное описание преступления и наказания Раскольникова составляют основу сюжета романа Ф. М. Достоевского. Наказание начинается сразу после совершения убийства. Мучительные сомнения, угрызения совести, разрыв с близкими людьми оказались гораздо страшнее долгих лет каторги. Писатель, подвергая глубокому анализу Раскольникова, пытается предостеречь читателя от заблуждений и ошибок. Глубокая вера в бога, любовь к ближнему, нравственные принципы должны стать основными правилами в жизни каждого человека.

Проведенный анализ образа главного героя романа может быть использован учащимися 10 классов при подготовке к написанию сочинения на тему «Образ Раскольникова в романе «Преступление и наказание»».

Тест по произведению

Филологические науки Литературоведение

Русская литература

Ма Вэньин, аспирант Московского государственного университета

им. М.В. Ломоносова

РАСКОЛ РОДИОНА РАСКОЛЬНИКОВА

В данной статье рассматривается мотив раскола героя Родиона Раскольникова в романе «Преступлении и Наказании». В тексте анализируются три признака раскола героя: раскол его личности, расколе его морали и раскол его веры, с помощью которых легче понимается мотив раскола героя для читателей.

Ключевые слова: Родион Раскольников; раскол; личность; мораль; вера.

Фамилия Раскольников сразу воспринимается как «говорящая». Корень этого слова -«раскол». Глагол «расколоть» обозначает «расчленить, нарушить единство, внеся разногласия в какую-н. среду». Привычная ассоциация вызывает в памяти раскольников, раскол, то есть связывает фамилию с названием религиозно-общественного движения в России 17 века. В толковом словаре Ожегова «раскол» имеет такое объяснение: «в России с середины 17 в.: религиозно-общественное движение, направленное против официальной церкви, возглавляющейся патриархом Никоном (изменившим по греческим образам некоторые обряды и тексты богослужебных книг), и к концу 17 в. получившее название старообрядчества» . А «раскольник» во втором объяснении обозначает «тот, кто вносит раскол, разлад в какую-н. организацию» .

Отсюда мы можем догадаться, что наш герой является необычным человеком. Он - раскольник по отношению к людям и обстоятельствам того времени. Он хочет что-то расколоть и установить что-то новое, что для него правильно и порядочно. Но это не значит, что он идет на крайние меры, потому что раскол - это действие по нарушению единства, после чего целое часто распадается на части. Поэтому герой в романе является человеком сложным, обладающим многосторонностью в личности и в душе. Так, сама его фамилия - Раскольников -указывает на мучительное раздвоение его личности. Раскол души героя на две части: одна часть его души - бескорыстна, сострадательна и по-детски невинна, другая - холодна, самолюбива, переполнена гордыней и индивидуализмом.

Что касается раскола в Раскольникове, то самый типичный его признак - это раскол его личности. Надо признать, что Раскольников - странный человек в отличие от других. Хотя у его красивая внешность, но он всегда выглядит, как чудак. Он слабый, и у него часто поддразнивающие монологи о собственном бессилии не только из-за его лихорадочной болезни, но и от его уже расстроенных нервов. В большинстве случаев он грустный, сумрачный, как будто у него нет ничего хорошего в жизни и все для него оказывается тяжелым. Он теряет интерес общаться с людьми, как и, написано в романе: «Раскольников не привык к толпе и, как уже сказано, бежал всякого общества, особенно в последнее время» . Он предпочитает жить в своем мире, и тем самым он не хочет, чтобы другие вошли в его скрытый мир. «Он решительно ушел от всех, как черепаха в свою скорлупу, и даже лицо служанки, обязанной ему прислуживать и заглядывавшей иногда в его комнату, возбуждало в нем желчь и конвульсии. Так бывает у иных мономанов, слишком на чем-нибудь сосредоточившихся» .

Кроме этого, у Раскольникова бывает нервная лихорадка. Он чувствительный, эмоциональный человек. Ему легко в одно мгновение потерять самообладание, начать чувствовать волнение, раздражение и расстройство под влиянием чего-либо. Иногда все это непонятно читателям. Например, после того, как он спрятал кошелку старухи, он пошел к Разумихину. По дороге к нему, думая, что в ту минуту он менее всего расположен сходиться лицом к лицу с кем бы то ни было на свете, Раскольников чуть не захлебнулся от злобы на себя самого. И тогда вся желчь понялась в нем. «Нервная дрожь его перешла в какую-то лихорадочную; на такой жаре ему становилось холодно» .

Однако в Раскольникове мы можем заметить и другую сторону. На самом деле под лихорадочной поверхностью таится его настоящая человеческая натура. Он представляет из себя по сути простого, доброго и честного человека, полного глубокой любви к простым людям. Он помогал своему бедному университетскому товарищу из последних своих средств. Когда тот умер, он ходил за его старым и расслабленным отцом. Во время пожара Раскольников вытащил из одной уже загоревшейся квартиры, двух детей, и был при этом обожжен. Он сочувствует такому маленькому человеку, как Мармеладов, и его бедной семье. Он отдает Катерине последние тридцать рублей на похороны Мармеладова. Он защищает незнакомую проститутку от хулигана, относится к Соне не с презрением, а с сильной жалостью. Он глубоко любит своих родных, не согласен со свадьбой Дуни, которая готова пожертвовать собой и спасти свою семью. Он сильно ненавидит лицемерие и мошенничество Лужина, откровенно критикует его и разоблачает его козни, подставляет себя, чтобы охранять сестру. Он делает все эти не для себя, а для других. Это путает и следователя Порфирия Петровича. Даже старуху Раскольников убил не для денег, а для доказательства его теорий.

Отсюда видно, что Раскольников - это не один человек, а два: внешний и внутренний. В нем живет ангел и демон, добра и зло. Внятно формулирует эту мысль Вяч. Иванов: «...Душа кажется самой себе необычайно многострунной и всевмещающей. Всем переживаниям чужого я она, мнится, находит в себе соответствующую аналогию» .

Раскол героя еще проявляется в расколе его морали. Именно с этого начинается тема данного произведения - «преступление и наказание». В произведении самой ключевой проблемой является отношение Раскольникова к преступлению, точнее говоря, его определение того, что такое преступление. В самом деле его определение преступления отождествляется с его определением своей морали. По всеобщей оценке убийство является абсолютно жестоким преступлением. И это не разрешается по человеческой и общественной морали. Но на взгляд Раскольникова его нельзя судить по-обычному. По своей теории он разделяет людей на два разряда: обыкновенные и необыкновенные. Люди обыкновенные живут в послушании и любят быть послушанными. А у необыкновенных людей есть право совершают преступление, разрешать себе нарушать древний закон и перешагнуть хотя бы через кровь и трупы, чтобы реализовать свою цель. Взяв пример Ньютона, Магомета и Наполеона, он даже считает, что «большая часть этих благодетелей и установителей человечества были особенно страшные кровопроливцы» .

Вот это теория Раскольникова, дающая ему теоретическое оправдание убийства старухи-процентщицы. Он не считает его убийство преступлением, а наоборот, каким-то подвигом, который сделали такие необыкновенные люди, потому что он убил такого злого человека, как вошь, которую многие ненавидят. Он получил неожиданное подтверждение этому в одном плохоньком трактире, услышав слова одного студента: «с одной стороны, глупая, бессмысленная, ничтожная, злая, больная старушонка, никому не нужная и, напротив, всем вредная, ... С другой стороны, ... Сто, тысячу добрых дел и начинаний, которые можно устроить и поправить на старухины деньги, обреченные в монастырь! ... - и все это на ее деньги. Как ты думаешь, не загладится ли одно, крошечное преступленице тысячами добрых дел? За одну жизнь - тысячи жизней, спасенных от гниения и разложения. ... Не более как

жизнь вши, таракана, да и того не стоит, потому что старушонка вредна» . В самом деле все эти слова являются криком сердце Раскольникова. Это раскол его морали.

Но надо заметить, что его душа охвачена человеческой моралью и добротой. Именно в этом причина, почему он сильно переживал свой поступок, попал в мучение духа и испытал внутреннее горе, и до убийства, и после этого. Он колеблется в этом деле и долго думал об этом, даже до лихорадки, потому что он находится на границе между морализмом и аморализмом. Он убил старуху не для денег, а для свидетельствования своей теории. После этого он считал бы, что совесть его не грызет, а на самом деле он подвергался мучению совести каждый день. Получив повестку из конторы от Настасьи, он почувствовал страх. Ноги его дрожали, голова кружилась и болела от жару. В полиции он чувствовал во всем себе страшный беспорядок, боясь себя выдать из-за какой-нибудь самой мелкой неосторожности. Все эти доказывают, что на самом деле Раскольников действительно чувствовал свою вину несмотря на его бессознательность. А его мораль как раз представляет собой наказание его преступления. Отсюда виден парадокс в душе Раскольникова: смесь моральной природы и аморальной теории.

Последний знак раскола Раскольникова - это раскол его веры, являющийся самым ключевым религиозным вопросом в данной произведении. Об этом вопросе надо начать с его ненависти к реальной действительности. Во-первых, город Петербург во многом виноват в душевном расколе Раскольникова. Смысл в том, что влияние Петербурга на Раскольникова: герой оторван от родной почвы этого города, который является детищем Петровым, проникнутым его антинародным и антипочвенническим духом с такой силой, что сам город становится как бы духом или призраком, утратив связь с реальной жизнью. Вследствие этого «внутренний мир Раскольникова, оторвавшегося от родной почвы, лишен целостности, раздроблен, расколот на отдельные, несоединимые, казалось бы, друг с другом части: идеал и неверие в идеал уживаются вместе; тоска по мировой гармонии и хладнокровные размышления убийцы сходятся в душе одного человека самым невероятным образом» .

Домашнее задание к уроку

Отобрать материал из романа о Раскольникове.
Прочесть заранее статью из учебника о нем.
Возможны индивидуальные задания, данные учителем.

Вопросы к уроку

  • Отраву или лекарство предложил миру Раскольников?
  • Осудить или оправдать вам хочется героя?
  • Кто такой Раскольников?
  • В чем его отличие от предшествующих героев литературы?
  • Портретные и авторская характеристики (последняя устами Разумихина).
  • Идея (теория) Раскольникова: была ли в ней праведная цель? Проблема цели и средства в романе.
  • Роль снов, как художественного приема, в размышлениях автора над идеей Раскольникова.
  • Проблема "крови по совести": Некрасов и Достоевский об этом.
  • Опровержение Достоевским наполеоновской идеи.
  • Пересказ-комментарий теории Раскольникова.
(кадр из к/ф «Преступление и наказание», 1969)

Задание

Дайте портретную характеристику героя и проанализируйте ее. Портретные и авторская характеристики (последняя устами Разумихина).

Ответ

Гл. 1. "Кстати, он был замечательно хорош собою, с прекрасными темными глазами, темно-русый, ростом выше среднего, тонок и строен... Он был до того худо одет, что иной, даже и привычный человек посовестился бы днем выходить в таких лохмотьях на улицу".

Часть III. Гл. 3. Во второй раз мы видим Раскольникова иначе. "Раскольников… был очень бледен, рассеян и угрюм. Снаружи он походил как бы на раненого человека или вытерпливающего какую-нибудь сильную физическую боль: брови его были сдвинуты, губы сжаты, взгляд воспаленный. Говорил он мало и неохотно, как бы через силу или исполняя обязанность, и какое-то беспокойство изредка появлялось в его движениях."

Достоевский часто пользуется приемом двукратного портретирования. Писатель имел дело с героями, проходившими через идейную и нравственную катастрофу, переворачивающую все вверх дном в их нравственной сущности. Поэтому на протяжении всей романной жизни они переживали, по крайней мере, два момента, когда наиболее были на себя похожи.

Раскольников был создан из превосходного человеческого материала, в ином, более совершенном мире его внутренние качества прекрасно гармонировали бы с внешними. Раскольников по природе своей привлекателен, об этом и говорит его наружность, какой она была до того, как он вовлекся в поток своей казуистики. Но убийство, совершенное во имя выношенной им ужасной идеи, привело к крушению не только его логического построения, но и сердца его, всей сущности его натуры, что и отразилось на наружности, в портрете. Раскольников был нравственно жестоко ранен, и много предстояло ему еще прожить, чтобы прийти к новому равновесию, если оно еще было возможно для него.

Первый портрет начинается со слова "кстати". Достоевский как бы извиняется за то, что чуть было не забыл дать портрет героя. В мире идей Достоевского портрет не играет значительной роли, но он никогда не бывает случайным. Таков и портрет Раскольникова. Однако мы не сразу замечаем его, хотя он дан уже в самом начале, на второй странице.

Автор уже достаточно успел заинтересовать читателя своим героем. Только тогда, когда мы узнаем, что Раскольников задумал убийство, понимаем, что он не случайно "был замечательно хорош собою" . Мечтатель, романтик – и вынашивает грязную мысль об убийстве и грабеже.

Преступление героя, отвратительное, низкое, резко контрастирует с его благородной внешностью, и в этом, может быть, тоже залог его воскрешения.

Вопрос

Сколько лет Раскольникову?

Ответ

Судя по эпилогу романа, когда Раскольников был осужден на каторжные работы на восемь лет и Достоевский замечает, что "чрез восемь лет ему будет только тридцать два года" , Раскольникову в момент совершения преступления было 23–24 года.

Задание

Прокомментируйте сцену, где Раскольников признается Соне в совершенном преступлении (ч. V, гл. IV). Какой главный мотив из тех, что Раскольников называет Соне?

Раскольников о мотивах убийства

Наблюдение за поведением Сони

– ... ну да, чтоб ограбить

Как-то устало и даже как бы с досадой ответил он

Стояла как ошеломленная, всплеснула руками. У Сони промелькнула мысль: "Не сумасшедший ли?" Но тотчас она ее оставила

– Знаешь, Соня, что я тебе скажу: если б я только зарезал из того, что голоден был, то я теперь счастлив был! Знай ты это!

Вот что: я хотел Наполеоном сделаться, оттого и убил

Сказал вдруг с каким-то вдохновением, продолжал он, упирая в каждое слово и загадочно, но искренне глядя на нее.

Он с болью по-смотрел на нее. Он поворотился к ней, грустно посмотрел на нее и взял ее за руки

Наивно и робко прошептала. "Говори, я про себя все пойму!" – упрашивала его

Ну вот я и решил, завладев старухиными деньгами, употребить их на мои первые годы, не мучая мать, на обеспечение себя в университете, на первые шаги после университета... и на первую независимую дорогу стать

В каком-то бессилии дотащился он до конца рассказа и поник головой

"Ох, это не то, не то", – в тоске воскликнула Соня

Не для того я убил, чтобы матери помочь... Не для того я убил, ... чтобы сделаться благодетелем человечества. Мне другое надо было узнать, другое толкало меня под руки: мне надо было узнать тогда, вошь ли я, как все, или человек? Смогу ли я переступить, или не смогу? Тварь ли я дрожащая, или право имею?

Вскрикнул раздражительно, но презрительно замолчал; вскричал в судорожной тоске. Он облокотился на колени и, как в клещах, стиснул себе ладонями голову

Всплеснула руками. Вырвался мучительный вопль. Глаза ее, доселе полные слез, вдруг засверкали

Самое главное: "Тварь ли я дрожащая или право имею..." Вот он, наиболее четко сформулированный, основной мотив убийства. Дойдя до теории о двух разрядах людей, Раскольников задумался над тем, к какому разряду он относится. "Необыкновенные люди" могут разрешить себе "кровь по совести" . Если он, Раскольников, сможет разрешить себе переступить через кровь, значит он "необыкновенный человек" , а этим определяется все в его дальнейшей жизни. Вот он и предпринял этот страшный эксперимент, "для себя убил, для себя одного" .

Вопрос

Кто является свидетелем сцены признания Раскольникова Соне в совершенном преступлении?

Ответ

Свидригайлов.

Вопрос

Как он комментирует поступок Раскольникова Авдотье Романовне?

Ответ

Все, что Раскольников рассказал Соне о мотивах преступления, слышал Свидригайлов. Очень четко и лаконично он рассказывает все это при свидании с Авдотьей Романовной.

"Тут, как бы вам это выразить, своего рода теория, то же самое дело, по которому я нахожу, что единичное зло позволительно, если главная цель хороша. Единственное зло и сто добрых дел!... Наполеон его ужасно увлек, то есть, собственно увлекло его то, что очень многие гениальные люди на единичное зло не смотрели, а шагали через, не задумываясь. Он, кажется, вообразил себе, что и он гениальный человек, – то есть был в том некоторое время уверен. Он очень страдал и теперь страдает от мысли, что теорию-то сочинить он умел, а перешагнуть-то, не задумываясь, и не в состоянии, стало быть человек не гениальный, а это для молодого человека с самолюбием и унизительно, в наш век-то особенно..."

Итак, убийство по теории или для теории.

Вопрос для дискуссии

Осудить или оправдать вам хочется Раскольникова?

Как вы относитесь к Раскольникову?

Примерные ответы

Раскольников, убивший старуху-процентщицу, не вызывает отвращения. Скорее, он вызывает даже симпатию. Достоевский своего героя показал именно так, что он вызывает по отношению к себе добрые чувства. Одна из самых характерных черт Раскольникова – сострадание, страдание с каждым, кому плохо. Он стремится помочь всегда, когда может. Попав впервые в комнату Мармеладовых, он, уходя, оставляет на подоконнике горсть денег, и лишь уйдя, спохватывается, что они у него из последних.

Но, встретив на бульваре обманутую девочку, на которую охотится жирный господин, он немедленно вмешивается и отдает городовому на извозчика еще двадцать копеек. Гл. 4.

Получив перевод от матери, выскользнув из-под надзора Настасьи, он бредит кварталом бедняков, тошно чувствует себя там, где живут бедняки. Уличная певица тщетно ждет двухкопеечника из лавочки – он ей дает пятачок.

Женщина по имени Дуклида попросила у него шесть копеек на выпивку – он ей отдал три пятака. Часть II. Гл. 6.

– Послушайте, барин! – крикнула вслед девица.

Она законфузилась.

– Я, милый барин, всегда с вами рада буду часы разделить, а теперь вот как-то совести при вас не соберу. Подарите мне, приятный кавалер, шесть копеек на выпивку!

Раскольников вынул сколько вынулось: три пятака.

– Ах, какой добреющий барин!

– Как тебя зовут?

– А Дуклиду спросите.

Оказавшись опять в комнате несчастных Мармеладовых, Раскольников отдает овдовевшей Катерине Ивановне двадцать пять рублей – все, что у него есть. Он просто не может проходить мимо несчастного человека, мимо голодной матери, зажав в кармане последний рубль. Но рубль-то последний, а несчастных-то, страдающих-то – без конца, и всем не помочь.

Даже его первая любовь была любовью-жалостью, любовью-страданием. Часть III. Гл. 3.

– Гм! Да! А что мне вам рассказать? Даже мало помню. Она больная такая девочка была, – продолжал он, как бы опять вдруг задумываясь и потупившись, – совсем хворая; нищим любила подавать, и о монастыре все мечтала, и раз залилась слезами, когда мне об этом стала говорить; да, да... помню... очень помню. Дурнушка такая... собой. Право, не знаю, за что я к ней тогда привязался, кажется за то, что всегда больная... Будь она еще хромая аль горбатая, я бы, кажется, еще больше ее полюбил... (Он задумчиво улыбнулся.) Так... какой-то бред весенний был...

На суде выяснились следующие факты. Раскольников из последних средств помогал своему чахоточному и бедному университетскому товарищу и почти содержал его в течение полугода. Потом заботился о его отце, поместил в больницу, а когда тот умер, похоронил его. Раскольников спас двух детей из загоревшейся квартиры и сам сильно обжегся. Сострадание, ужас перед жестокостью переполняет его сон о забиваемой насмерть лошади. Часть I. Гл. 5.

Вывод

Как же Раскольников с его всегдашней болью за чужое страдание убил? Это было не простое убийство, а проверка себя, теории, идеологическое убийство. Он страшно мучился после. Всем ходом повествования Достоевский делает так, что Раскольников вызывает у нас жалость и сочувствие.

Вопрос

Почему, успешно осуществив свой замысел, Раскольников страдает и признается в своем преступлении?

Ответ

С точки зрения теоретической, в поступке Раскольникова все правильно. Герой предлагает Соне решить вопрос, что справедливо:

Ему кажется, что третьего не дано. Если справедливо первое, то справедливо и второе – "старушонке умирать, а сотням людей жить" и тогда его, Раскольникова, надо простить. Становится понятной фраза: "Я это прощения просил, Соня" . Ему очень важен ответ Сони. А ее решение таково: "Да ведь я Божьего промысла знать не могу" . Значит, прощения нет.

Чувства героя не принимали убийства с самого начала. Одновременно с вызреванием замысла росло и отвращение к нему. (Найти доказательства в тексте) .

"О боже! как это всё отвратительно! И неужели, неужели я… нет, это вздор, это нелепость! – прибавил он решительно. – И неужели такой ужас мог прийти мне в голову? На какую грязь способно, однако, мое сердце! Главное: грязно, пакостно, гадко, гадко!.. И я, целый месяц…". Часть I. Гл.1.

«Боже! – воскликнул он, – да неужели ж, неужели ж я в самом деле возьму топор, стану бить по голове, размозжу ей череп… буду скользить в липкой, теплой крови, взламывать замок, красть и дрожать; прятаться, весь залитый кровью… с топором… Господи, неужели?»

Он дрожал как лист, говоря это. Часть I. Гл. 5.

"Он был бледен, глаза его горели, изнеможение было во всех его членах, но ему вдруг стало дышать как бы легче. Он почувствовал, что уже сбросил с себя это страшное бремя, давившее его так долго, и на душе его стало вдруг легко и мирно. «Господи! – молил он, – покажи мне путь мой, а я отрекаюсь от этой проклятой… мечты моей!»". Часть I. Гл. 5.

Разлад между мыслью и чувством приводит Раскольникова в болезненное состояние. И это влияет на его поступки и решения.

"Он вошел к себе как приговоренный к смерти. Ни о чем не рассуждал и совершенно не мог рассуждать; но всем существом своим вдруг почувствовал, что нет у него более ни свободы рассудка, ни воли, и что все вдруг решено окончательно". Часть I. Гл. 5.

"Последний же день, так нечаянно наступивший и все разом порешивший, подействовал на него совсем механически: как будто его кто-то взял за руку и потянул за собой, неотразимо, слепо, с неестественной силой, без возражений. Точно он попал клочком одежды в колесо машины и его начало в нее втягивать". Часть I. Гл. 6.

Желание выдать себя, признаваться возникло у него на следующий же день. Он теряет самообладание, то выдавая себя какими-то поступками и словами, то пытаясь запутать тех, чьи подозрения он вызывает. Дома, выйдя из полуобморочного состояния, он лихорадочно уничтожает улики и потом едва ли не выдает себя в полицейской конторе, падая в обморок. После обморока он так отвечает на задаваемые ему вопросы, что, продолжи их Илья Петрович, дело об убийстве из "очень нелепого" превратилось бы в совершенно ясное.

Он прячет, чтобы впредь не прикасаться к нему, все унесенное из квартиры процентщицы – и довольно прозрачно рассказывает об этом Заметову, запутывая его лишь под конец разговора. Его тянет на место преступления, он с мучительным ощущением вспоминает пережитое, повторяя звонки в квартире, где жила процентщица. Внезапное обличение мещанина, который называет его в лица "убивцем", застает его врасплох, и он молча идет рядом с обличителем, не находя слов для опровержения, отрицания.

Поведение Раскольникова, теряющего над собой контроль, разговаривающего с самим собой на улицах, ведет к тому, что круг людей, чего-то знающих или подозревающих становится все шире и шире, включая Свидригайлова, знающего все. Все это – следствие того, что Раскольников чувством не принял того, что совершил в соответствии и с выводами рассудка.

Понимая свое состояние, Раскольников не может не сделать из этого для себя вывод. Раз следствием преступления для него явились муки, душевные терзания – значит он не Наполеон. А если он не властелин, то он не имеет права поступать. Он пошел против собственной сущности. Он себя убил.

"Разве я старушонку убил? Я себя убил, а не старушонку! Тут таки разом и ухлопал себя, навеки". Часть V. Гл. 4.

Мучает Раскольникова и мысль, что он в крови неоправданного убийства (Лизавета).

И как результат возникает чувство отчуждения от людей.

Анализ эпизода "Свидригайлов у Дуни".

Литература

Карен Степанян. Федор Михайлович Достоевский. // Энциклопедия для детей «Аванта+». Том 9. Русская литература. Часть первая. М., 1999

Н.И. Якушин. Ф.М. Достоевский в жизни и творчестве: учебное пособие для школ, гимназий, лицеев и колледжей. М.: Русское слово, 2000

«Преступление и наказание» - социально-психологический роман. Автор раскрывает не только внутренний мир отдельных героев, но и психологию разных кругов общества. Он затрагивает внутреннее состояние обездоленных низших слоев населения, которые живут в нужде и постоянных унижениях.
Глазами главного героя романа Раскольникова мы смотрим на Петербург 60-х годов XIX века: «На улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду известка, леса, кирпич, пыль и та особенная летняя вонь, столь известная каждому петербуржцу, не имеющему возможность нанять дачу, - все это разом неприятно потрясло и без того уже расстроенные нервы юноши». Такими же отвратительными рисуются дома и комнаты-гробы, в которых живут герои. И эта обстановка, и душная, давящая атмосфера неразрывно связаны с героями, их поступками.
Под низким потолком нищенской конуры в уме голодного, отчаявшегося человека зародилась чудовищная теория. Раскольников мучительно, но упорно думает о бедах несправедливо устроенного общества и наконец приходит к мысли, что человечество Делится на две основные группы: на обыкновенных людей, которых большинство, и людей необыкновенных, которые подчиняют себе первых, имеют власть над ними и которым «все дозволено».
Раскольников долго обдумывает свой замысел, мучается в сомнениях и все-таки совершает преступление, преступление самое страшное - убийство. К этому его подталкивают случайности, которые прямо или косвенно помогают ему утвердиться в своем решении. Раскольников убивает старуху, никому не нужную, бессовестную, «маленькую, гаденькую» старуху процентщицу. Убивает жестоко. Но даже не заглядывает в кошелек, не использует деньги и вещи ростовщицы. Преступник говорит, что убил не старуху, а принцип, убил на пользу другим людям, мечтая за счет процентщицы переустроить общество, помочь людям.
Самое большое место в романе занимает не само преступление, а осуществление наказания, которое начинается буквально сразу же после совершения убийства. Но, с другой стороны, оно начинается еще до преступления. Оно выражается в том, что Раскольников мучается мыслью, которая терзает его душу: «Нет, я не вытерплю, не вытерплю! Пусть, пусть даже нет никаких сомнений во всех этих расчетах...» Но особенно страшным наказание становится уже после преступления. Раскольников начинает испытывать нравственные мучения, но он еще верит в свои идеи. Он считает, что власть - это главное, власть «надо всею дрожащею тварью и над всем муравейником!».
Достоевский показывает, что любое преступление влечет за собой последующее. И поэтому опять случайность: Рас- кольникову приходится убить Лизавету, которая случайно стала свидетелем первого убийства. Убийство Лизаветы только подчеркивает суть совершенного.
Все чаще и чаще Раскольникова терзают сомнения. Он мучается, задумываясь снова и снова над вопросом: «Тварь ли я дрожащая или право имею?» Но чем чаще он думает об этом, тем лучше понимает, что он и принцип свой убил, и оказался «вошью», а не Наполеоном. И он начинает понимать, что не вправе был убивать ни эту гадкую старушонку, ни кого-либо еще.
Очень хорошо мы ощущаем внутреннее состояние героя в разговорах с Порфирием Петровичем. Раскольников находится буквально на грани нервного срыва, в смятении.
Мы видим, что автор любит своего героя, сочувствует ему. Но без наказания Раскольников просто не перенесет этих терзаний.
Раскольников переживает сильнейшую душевную драму. К тому же он понимает, что его теория соответствует убеждениям тех людей, к которым он питает отвращение, - Лужина и Свидригайлова. И опять мы видим противоречие: Раскольников хочет оградить униженных и обездоленных от таких злодеев, как Свидригайлов и Лужин, а получается, что его теория сближает его с ними. И поэтому Раскольников мучается все сильнее и сильнее, понимая, что его теория заключает в себе какую-то неисправимую ошибку. Он уже никому - ни себе, ни Соне - не может объяснить, почему и зачем убил. «Я не старушонку убил, я себя убил», - объясняет он Соне, сознавая, что никуда ему теперь не уйти от этих мук. Он понимает, что, убив старуху, он теперь никогда не избавится от этих страшных мыслей. И Раскольников неимоверно страдает, испытывает глубокую душевную боль. Он страдает и от того, что любит окружающих людей, любит мать, сестру, друзей, но понимает, что недостоин быть любимым ими. Он сознает, что виноват перед ними, не может смотреть им в глаза.
Перед ним встают неразрешимые вопросы, его мучают неожиданные чувства, о которых он не подозревал. Раскольников принужден сам донести на себя, потому что он не может пережить отчуждения от людей, он хочет опять вернуться к жизни.
Раскольников не вызывает у читателей отвращения, как обычный преступник. В нем мы видим человека, который очень чутко воспринимает чужую боль и несчастья. Он, рискуя жизнью, спас из огня детей, поделился последними деньгами с семьей умершего МармелаДова, хотел защитить девочку от негодяя, дал ей денег. Это одаренный и пытливый юноша, наделенный острым умом. И он вызывает глубокое сочувствие.
Задумывая преступление, он не учел, не знал, что будет так мучиться, что в нем все-таки живут человеческие чувства, что он не сможет пережить общения с людьми, которые его любят, верят в него. Он думал, что сумеет исправить общество к лучшему, но ошибся. И теория его рушится. Мы видим, что Раскольников наказан не столько за само преступление, сколько за свой замысел, за то, что он посчитал себя «имеющим право» на преступление.
Главное наказание - это не судебное дело, не каторга, а непосредственно нравственные, душевные муки. Писатель исследует трагические противоречия внутренней сущности - души и сердца человека.