Что такое русский рок. Русский рок, бессмысленный и беспощадный

Фестиваль «Нашествие», который собрал известных рокеров. Мы решили не только послушать музыку «русского рока», но и почитать его тексты. Кто из известных исполнителей имеет в репертуаре наибольшее количество оригинальных слов, смотрите в нашем материале.

Песни российских рокеров отличаются не только стилем, тематикой и манерой исполнения, но и разнообразием текстов. С помощью метода token analysis мы выявили так называемые «уникальные слова» из текстов случайных песен самых известных представителей «русского рока». Иначе - удалили из текстов все повторы слов. Оставшиеся и показали долю «уникальных слов» в репертуаре отечественных рок-групп. К тексту песен относятся и все повторы припевов. Слова считаются от первой до последней буквы: «струна» и «струны» - разные слова.

Количество взятых слов достаточное - 10000 на каждого исполнителя. Для понимания - это весь репертуар Виктора Цоя (группа «Кино»). Не все известные исполнители из-за этого попали в выборку. Например, за бортом осталась певица Юта - ей не хватило слов. Всего мы выбрали 27 исполнителей, вне зависимости от их составов и авторства их песен.

Наибольшее количество уникальных слов с большим отрывом имеет репертуар группы «Калинов мост». Он «обогнал» по этому показателю даже отрывок роман Александра Пушкина «Евгений Онегин», который мы добавили сюда для сравнения. Это удивительный результат, ведь у романа, в отличие от песен, нет припевов.

Немного повторов, стоит признать, и в текстах бессменного вокалиста и автора почти всех песен группы Дмитрия Ревякина. Но это не основная причина, почему «Калинов мост» на вершине нашего своеобразного хит-парад. Тексты новосибирца Ревякина богаты разнообразием, устаревшими словами и выражениями. Поскольку репертуар группы часто касается тем славянской мифологии и христианства, то в текстах можно встреть лексику, которая не используются в современной речи. Песни «Калинового моста» - это мини-эпосы, в которых слушатели услышат каждое отдельное слово всего лишь не более двух раз.

Дмитрий Ревякин «КАЛИНОВ МОСТ»

Ледниками гор недоступными опоясался,

Пухом солнечным тропы высмотрел заповедные.
Повелел укор опоить Луной груди вольные,
Воевать в набег неподкупное имя светлое.

Наша матерь - Сибирь, а Урал нам отец.
Здесь зубами скрипят, когда медом льет льстец.
Десна кровоточат, в пыль истерлись клыки.
Гнев лишает сна затхлых берлог, -
Мы точим штыки.

За Ревякиным следует Егор Летов и его группа «Гражданская оборона». В их репертуаре около 40% уникальных слов. Результат удивительный, потому что в текстах Летова и его соавтора Константина Рябинова, которые написали большинство песен группы, много повторов. Но разнообразие языка и оригинальных, небанальных выражений позволила им обойти Владимира Высоцкого (у него 38% уникальных слов).

Егор Летов «ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА»

География подлости, орфография ненависти
Апология невежества, мифология оптимизма
Законные гаубицы благонравия
Знатное пиршества благоразумия
Устами ребенка глаголет яма
Устами ребенка глаголет пуля
Вечность пахнет нефтью

Рядом с «Гражданской обороной» группа «Алиса». Большинство её текстов написаны Константином Кинчевым. Они изобилуют народными мотивами прошлых веков.

Константин Кинчев «АЛИСА»

За бугром куют топоры,
Буйные головы сечь,
Но инородцам кольчугой звенит
Русская речь.
И от перелеска до звезд
Высится Белая рать.
Здесь, на родной стороне
Нам помирать.

Больше 30% уникальных слов имеют ещё 15 исследуемых нами рок-групп. Так, у ДДТ (Юрий Шевчук) таких 35,1%, а у «Аквариума» Бориса Гребенщикова - 33,3%. Здесь и Гарик Сукачёв, который выделен нами наравне с группами, и примечательная юморными текстами «Несчастный случай» (Алексей Кортнев).

На грани порога в 30% остановился «Nautilus Pompilius» (Вячеслав Бутусов, Илья Кормильцев).

Илья Кормильцев «NAUTILUS POMPILIUS»

Если ты пьешь с ворами - опасайся за свой кошелек
Если ты ходишь по грязной дороге, ты не сможешь не выпачкать ног
Если ты выдернешь волосы - ты их не вставишь назад
И твоя голова всегда в ответе за то, куда сядет твой зад

Читайте нас в

К основным отличиям русского рока от европейского относятся несколько качеств: русские песни текстуальны, социальны, в них мало секса и они замкнуты на российской действительности. В целом ничего общего с роком у русского рока нет.

Хотя все-таки сходство есть и оно заключается оно в идее протеста. В чем протест? Музыканты протестуют против тоталитаризма, кооперативных туалетов, против войны, неравноправия и любой несправедливости.

Если говорить о музыкальной стороне, то, конечно, гитарные запилы пришли в русский рок также с запада. Кстати, возможно, помните, что саму электрогитару изобрел некто Лес Пол и вряд ли он наш соотечественник. Клавишные, усилительная аппаратура и т.д.- все это пришло с Запада.

Как истинно русский человек отличается от немца, англичанина или американца, так и русский рок ничего не имеет общего с роком зарубежным. Русский рок зародился у нас в стране другим образом, никак на Западе; он по-особому развивался, имеет свои стандарты, хотя, точнее сказать, вообще не имеет стандартов. У наших музыкантов свое настроение, им присуща русская грусть, вечное стремление к свободе, духовному. Найдутся и сторонники, и противники русского рока. Если вы решите слушать русские песни онлайн , познакомиться ближе с этим стилем, чтобы вычленить нечто общее, характерное для него, то убедитесь, что эстетика этой музыки заключается в лирике.

Кстати, о лирике. Именно лирика отличает песни русского рока от попсовой музыки. Даже если поют о любви, то здесь эти чувства более масштабны, представлены в каком-то космическом понимании. О тематике песен мы уже было сказано выше.

Виктор Цой, Борис Гребенщиков, Майк Науменко, Андрей Макаревич, «Алиса», «ДДТ», «Ария», «Гражданская оборона», Вячеслав Бутусов, Игорь Тальков, Янка Дягилева, Юрий Клинских и многие другие русские рокеры. Для большинства людей эти фамилии слишком знакомы. Мы слушали русский рок в определенном возрасте (с поправкой, что не слушали рэп), слушаем под определенное настроение и поем когда собираемся, если у кого-то есть гитара.

Ничего удивительного, но большая часть поклонников русского рока проживает в России и СНГ. В остальных странах эту музыку назовут рокопопс, в нашей стране, кстати, для данного явления тоже есть свой термин, однако он нелитературный. Кстати, у поклонников этого жанра есть и свой стиль одежды, обязательным атрибутом его является торбочка (небольшой черный рюкзак с принтом названия рок-группы).

Слушать песни русского рока или нет - дело ваше. Но от вашего отношения (негативного, например) поклонников и исполнителей этого стиля не будет меньше. Слишком уж он наш, слишком ментальный.


Уважаемый посетитель, мы рекомендуем Вам на нашем сайте, чтобы всегда быть в курсе всех новостей сайта и группы - "Ляпис Трубецкой".


В мире существует бесчисленное множество молодёжных движений и наша страна не является в этом плане исключением. Но если на западе модные музыкальные течения всего лишь игра и часть пиар-акции, то в России любая субкультура является смыслом жизни и частью мышления. Во второй половине XX века в СССР появилось поистине легендарное, судьбоносное для многих и очень значимое для русской культуры рок-движение. Навеянное зарубежной музыкой и образом жизни, оно быстро напиталось тем неповторимым русским духом, который заставляет сердце трепыхаться в волнительном предвкушении чего-то необычного, особенного. Заставляет верить, что перемены к лучшему совсем рядом и вот-вот, скоро, наступит время полной свободы и благоденствия.

Как и любое социально значимое явление, рок-музыка советской эпохи оказала огромное влияние на политические настроения жителей страны. Сдавленная многочисленными и подчас нелогичными запретами, молодёжь начала делать попытки вырваться из сети социалистического строя. Хороша или плоха была политика правительства тех лет - рассуждать можно долго. Дело не в политике, а скорее в юношеском максимализме и в той самой истине о вкусности запретного плода. Так что, как бы там ни было, советский рок - это не просто направление в музыке, а скорее социальное движение, обусловленное отрицанием запретов, свободомыслием и, конечно же, разрушением шаблонности поведения.

У каждой исторически важной эпохи есть основоположники и герои - те люди, благодаря которым проклюнулись, проросли и укоренились обычаи и традиции какой-то культуры. Люди, которых высшие силы наделили даром убеждать и вести за собой толпы. О героях советской, а сейчас российской рок-культуры написано и рассказано много легенд, правдивых историй, а порой и мифов, но мне, человеку, чьё детство пришлось на девяностые годы двадцатого века, хотелось бы со своей точки зрения освятить хотя бы краешек той эпохи подпольной романтики и веры в светлое будущее. Очень надеюсь, что люди, которые видели те времена воочию, не осудят меня если я в чем-то ненамеренно ошибусь.

Итак, советская рок-музыка появилась в стране в 60-е годы двадцатого века. Сначала молодые музыканты просто копировали песни своих зарубежных кумиров не особо заморачиваясь собственным творчеством. Среди вдохновителей советской молодёжи были такие гиганты зарубежной музыки как The Beatles, Элвис Пресли, The Rolling Stones и многие другие. Тогда музыканты не употребляли слово "рок", для обозначения музыкального стиля в ходу было определение "биг-бит", а сами поклонники этого культурного течения назывались битниками. Конечно битники не были первой молодёжной группировкой протеста, они взяли основы своего поведения от, порицаемых властями в 50-е, .

Музыканты, среди которых я хочу отметить ныне признанного классика Александра Градского, работали на голом энтузиазме. Да и работой-то их деятельность назвать было нельзя. Что же это за работа такая, когда ни тебе концертных площадок, ни инструментов, ни аппаратуры. Соответственно и денег увлечение музыкой не приносило, ведь в Советском Союзе бизнеса не было и быть не могло, а уж шоу-бизнеса тем более.


ВИА "Поющие гитары", 1969 год


В 1981 году в Ленинграде , на базе межсоюзного дома самодеятельного творчества, был создан , некая молодёжная организация призванная контролировать деятельность рок-музыкантов. В ранней юности я все никак не могла понять для чего, вообще, нужны были какие-то там клубы и организации. На самом деле все очень просто - в Советском Союзе без официального разрешения властей нельзя было даже почесаться, а музыкантам конечно же хотелось, чтобы их произведения звучали со сцены, но любое самовольное выступление строго наказывалось по закону. Вот некоторые активисты и добились того, чтобы у ленинградского рока была своя, пусть самодеятельная (на уровне кружка), но организация. Все было очень серьёзно, у клуба был свой устав, комиссия, председатель (Николай Михайлов с 1982 года) и кураторы из КГБ. Музыканты, конечно, не испытывали особой радости по поводу всей этой волокиты, но куда деваться, будучи членами клуба они хотя бы могли рассчитывать на редкие выступления.

С 1983 года за всю советскую бытность члены рок-клуба провели 5 фестивалей, в которых принимал участие такие известные и по сей день группы и музыканты как Зоопарк, Пикник, Странные игры, Аквариум, Кино, Секрет, Телевизор, Объект насмешек, Александр Башлачёв, ДДТ, и другие. Многие музыканты дружили между собой, как говорится, группами, одалживали друг у друга дефицитную аппаратуру и инструменты, менялись по мере надобности участниками. Например, группу Кино с самого начала поддерживали Борис Гребенщиков и Майк Науменко. Свой первый альбом "45", Цой записал при участии почти полного состава Аквариума. Были, конечно, и разногласия, как же без них, короче, все как в большой и дружной семье.

С появлением большого разнообразия рок-групп разделилось на подвиды и молодёжное неформальное общество, появились металлисты, панки, первые байкеры, а также фанаты конкретных групп, например, алисаманы, киноманы и пр. Одновременно с возрастающей популярностью советских музыкантов, начались гонения со стороны властей, слегка расслабленные вожжи снова натянулись до предела. Наверное, это обусловлено тем, что стихийный виток популярности рок-музыки вырвался у партийных руководителей из-под контроля и они просто не успевали следить за ситуацией, - стали выходить альбомы, записанные подпольно в обход государственной фирмы "Мелодия", к тому же социалистический режим начал медленно, но верно терять свои позиции, однако речь не о политике. Все неугодные партийному руководству музыкальные коллективы стали запрещать, обвиняя в подрыве государственных идей и всего такого прочего. Репертуар советских рок-групп в ответ на давление властей соответственно стал более откровенно выражать протестные настроения. Одной из таких социально-протестующих групп была АлисА во главе с Константином Кинчевым, призывающим идти вперёд и обнадёживающим: "Мы вместе!"

В конце 80-х началась перестройка, на которую многие советские люди, и музыканты в том числе, возлагали большие надежды. Вот уже запахло свободой и подпольная музыка вдруг перестала быть подпольной. Разрешили заграничные гастроли, музыканты начали зарабатывать настоящие деньги, у многих групп появились продюсеры и финансовые руководители. В 1990 году погиб Виктор Цой, не успев в полной мере насладиться свободной сытой жизнью популярного музыканта. Мне кажется внезапная смерть Цоя ознаменовала последние дни советского рока, именно тогда 15 августа 1990 года закончилась его история. Советский рок умер, ведь это была музыка, направленная против запретов и ограничений, а теперь протестовать было незачем, наступило время лихой и страшной свободы. Да советский рок умер, появился другой, российский рок - детище российского шоу-бизнеса, но это уже совсем другая история...

Анна Варлыгина, 2016 год

Песни российских рокеров отличаются не только стилем, тематикой и манерой исполнения, но и разнообразием текстов. С помощью метода token analysis "Йод" выявил так называемые «уникальные слова» из текстов случайных песен самых известных представителей «русского рока». Иначе - удалили из текстов все повторы слов. Оставшиеся и показали долю «уникальных слов» в репертуаре отечественных рок-групп. К тексту песен относятся и все повторы припевов. Слова считаются от первой до последней буквы: «струна» и «струны» - разные слова.

Количество взятых слов достаточное - 10000 на каждого исполнителя. Для понимания - это весь репертуар Виктора Цоя (группа «Кино»). Не все известные исполнители из-за этого попали в выборку. Например, за бортом осталась певица Юта - ей не хватило слов. Всего мы выбрали 27 исполнителей, вне зависимости от их составов и авторства их песен.

Наибольшее количество уникальных слов с большим отрывом имеет репертуар группы «Калинов мост».

Он «обогнал» по этому показателю даже отрывок роман Александра Пушкина «Евгений Онегин», который мы добавили сюда для сравнения. Это удивительный результат, ведь у романа, в отличие от песен, нет припевов.

Немного повторов, стоит признать, и в текстах бессменного вокалиста и автора почти всех песен группы Дмитрия Ревякина. Но это не основная причина, почему «Калинов мост» на вершине нашего рейтинга. Тексты новосибирца Ревякина богаты разнообразием, устаревшими словами и выражениями. Поскольку репертуар группы часто касается тем славянской мифологии и христианства, то в текстах можно встретить лексику, которая не используется в современной речи. Песни «Калинового моста» - это мини-эпосы, в которых слушатели услышат каждое отдельное слово всего лишь не более двух раз.

Дмитрий Ревякин

«КАЛИНОВ МОСТ»

Ледниками гор недоступными опоясался,

Пухом солнечным тропы высмотрел заповедные.
Повелел укор опоить Луной груди вольные,
Воевать в набег неподкупное имя светлое.

Наша матерь - Сибирь, а Урал нам отец.
Здесь зубами скрипят, когда медом льет льстец.
Десна кровоточат, в пыль истерлись клыки.
Гнев лишает сна затхлых берлог, -
Мы точим штыки.

За Ревякиным следует Егор Летов и его группа «Гражданская оборона». В их репертуаре около 40% уникальных слов. Результат удивительный, потому что в текстах Летова и его соавтора Константина Рябинова, которые написали большинство песен группы, много повторов. Но разнообразие языка и оригинальных, небанальных выражений позволила им обойти Владимира Высоцкого (у него 38% уникальных слов).

Егор Летов

«ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА»

География подлости, орфография ненависти
Апология невежества, мифология оптимизма
Законные гаубицы благонравия
Знатное пиршества благоразумия
Устами ребенка глаголет яма
Устами ребенка глаголет пуля
Вечность пахнет нефтью

Рядом с «Гражданской обороной» группа «Алиса». Большинство её текстов написаны Константином Кинчевым. Они изобилуют народными мотивами прошлых веков.

Больше 30% уникальных слов имеют ещё 15 исследуемых нами рок-групп. Так, у ДДТ (Юрий Шевчук) таких 35,1%, а у «Аквариума» Бориса Гребенщикова - 33,3%. Здесь и Гарик Сукачёв, который выделен нами наравне с группами, и примечательная юморными текстами «Несчастный случай» (Алексей Кортнев).

На грани порога в 30% остановился «Nautilus Pompilius» (Вячеслав Бутусов, Илья Кормильцев).

Илья Кормильцев

«NAUTILUS POMPILIUS»

Если ты пьешь с ворами - опасайся за свой кошелек
Если ты ходишь по грязной дороге, ты не сможешь не выпачкать ног

Если ты выдернешь волосы - ты их не вставишь назад
И твоя голова всегда в ответе за то, куда сядет твой зад

Если сравнить рокеров с российскими исполнителями шансона, то окажется, что у «Наутилуса» уникальных слов почти столько же, сколько у Игоря Талькова. А у ДДТ - как у Сергея Трофимова. Кстати, ни один шансонье не достиг «уровня» группы Летова и тем более Дмитрия Ревякина. Среди них наибольшая «уникальность» у Высоцкого и Трофима.

Вторую условную группу «до 30%» открыла группа «Коррозия Металла» (Сергей «Паук» Троицкий). У этих рокеров-панков тексты не только на русском языке, но и на смеси немецкого с английским. Самые распространённые слова (без местоимений и предлогов) из уст «Паука» - «кал», «слава», «смерть», «СПИД».

Сергей «Паук» Троицкий

«КОРРОЗИЯ МЕТАЛЛА»

Наше дело - новая Россия.
Наше дело - русская земля.
Наше дело - Солнце над страною.
Наше дело - Россия без дерьма!

Kill! Kill! Kill, всем цунарефам, Kill!
Русский танк дави шакалов злых!
Kill! Kill! Kill всем цунарефам, Kill!
Бог войны - духовка. С нами Бог!

Замыкают наш список «Машина времени» (Андрей Макаревич), Земфира, «Браво», «Ленинград» (Сергей Шнуров) и «Кино» (Виктор Цой). Тексты группы «Браво» сходны по количеству уникальных слов с песнями легенды шансона Михаила Шуфутинского. Группа «Ленинград» использует немногим больше 3/4 повторов. Чаще всего звучат совсем не невинные слова - «х*й», «п*здец», «баб».

Сергей Шнуров

«ЛЕНИНГРАД»

Любовь - это п*здец,
И белый свет не бел!
Стук этих двух сердец,
Сто тысяч децибел.
Любовь - это п*здец!
Любовь - это п*здец!

У группы «Кино» 22,5% уникальных слов. Чаще всего Виктор Цой повторял слова с окончанием на мягкий знак - «быть», «ночь», «любовь». В нашей выборке это самые низкие показатели, но мы отметили для сравнения уровень текстов песен Елены Ваенги (17,8%). До неё никто из исследуемых рокеров не «добрался».

Виктор Цой

Но если есть в кармане пачка сигарет,
Значит, все не так уж плохо на сегодняшний день.
И билет на самолет с серебристым крылом,
Что, взлетая, оставляет земле лишь тень.

Мне все равно, работать где и кем,
Мне все равно, когда и что я съем,
Мне все равно, проснусь я или нет,
А мне еще только двадцать лет

Больше интересных материалов, фотографий, приколов в Telegram-канале blogrb . Подписывайтесь!