Дэдпул убивает классическую литературу. «Регенерирующий дегенерат»: комиксы о Дэдпуле, которые стоит прочитать

Капитан Ахав, Том Сойер, Дон Кихот, Сцилла и Харибда… Всех этих персонажей мировой литературы ждёт встреча с болтливым наёмником Дэдпулом, который решил ни много ни мало уничтожить всё, чем вдохновлялись комиксисты при создании супергероев. Но книжные персонажи не кисейные барышни, которые не могут за себя постоять. У Дэдпула очень скоро появляется целая команда сильнейших противников, которых не так уж просто одолеть.

Разобравшись с героями и злодеями, Дэдпул продолжил искать причину своих бед. Чтобы не допустить появления супергероев, наёмник отправляется в путешествие по миру классики, сея смерть и разрушение. Его цель – убить всех литературных персонажей, которые выступили прообразами известных супергероев.


Жестокости здесь достаточно, и она не веселит, а нагоняет грусть. Согласитесь, смерть любимых персонажей - событие совсем не смешное. А издевательство над классикой в комиксе переступает все границы - взять хотя бы циничное и подлое убийство Багиры. К слову, это один из самых сильных и трагичных моментов всего комикса.

У Каллена Банна легко получается вызвать ненависть к Дэдпулу, и противиться этому не хочется. Персонаж не вызывает сочувствия, не меняется, не развивается - он упорно идёт к своей цели, переступая через тела врагов.

И всё же, в отличие от предыдущего выпуска, в комиксе «Дэдпул убивает литературу» гораздо больше интересных идей и находок. Он поднимает вопрос о значимости классики как первоосновы современной культуры. Так, чтобы похоронить саму идею командной работы, Дэдпул убивает четырёх мушкетёров, убийство Пиноккио ставит под вопрос появление Вижена, а смерть Эдгара По – само существование героев-детективов и целый пласт сюжетов и историй.


Из достоинств стоит отметить стиль рисунка, который смотрится даже лучше, чем в «Дэдпул уничтожает вселенную Marvel». Многие персонажи вроде Шерлока Холмса или Дон Кихота изображены в комиксе в своём классическом виде - прямо как в первых изданиях романов.

Другим положительным качеством этого комикса можно счесть по-настоящему уместные, смешные шутки. К примеру, шутка об индийском аутсорсинге в сцене про Маугли и восклицание Дэдпула «Какой приятный парень!» в одной из финальных сцен комикса обязательно порадуют знающего читателя.

А вот перевод подкачал. В нём слишком часто проскакивают модные фразочки из Рунета вроде «рыба моей мечты», а то и вовсе непонятно откуда взявшиеся шутки про Вячеслава Бутусова. Выглядит это неуместно и вызывает недоумение.


Вердикт


С одной стороны, это поделка, которая пытается выехать на громкой и смелой теме, с другой – весьма остроумный комикс, поднимающий важные вопросы. В конечном итоге он всё-таки оставляет приятное впечатление.

Итоговая оценка: 7 баллов из 10!

На самом деле, корень всего зла человечества кроется в рыбе, которая выползла на сушу. Отрастив ноги и научившись дышать кислородом, она обрекла нас на миллионы лет страданий, мучений, войн, смертей и погибели. Херня какая-то, да? Но это для нас с тобой, мой друг, херня, а вот Дэдпул примерно так и мыслит. Только в плане комиксов, букв, слов, смыслов и образов. Ведь если бы не было книжек, то не было бы и комиксов. А у нашего языкастого наемника все еще стоит невыполненной цель по уничтожению всех супергероев.

Поняв, что мультивсленная мультивселенна, и вариаций каждого из привычных ему героев миллионы миллиардов, Дэдпул решил срубить всю эту клоунаду на корню, уничтожив первоисточник всех проблем — классическую литературу. Ну а уничтожать ее он собрался вполне привычным ему способом — стрелять, резать, взрывать и совершать иные действия насильственного характера характеризующиеся порчей имущества и причинением тяжких и особо тяжких телесных увечий ведущих к неминуемому летальному исходу. Пройдя через портал, созданный злыми гениями по приказу Уэйда (ну да, его ослушаться — себе дороже), наш герой попадает в мир написанных историй, где, собственно, и начинается вышеупомянутое «стрелять, резать и взрывать”. Но вместе с говорливым наемником злодеи (которые внезапно стали добрыми) закинули в портал послание персонажам романов, в котором рассказывается о парне в красном трико и его замысле стереть со страниц книг упоминания обо всех героях и антигероях.

Звучит как бред сивой кобылы, но, эй, это же Дэдпул, забыли разве? Кто еще кроме него может убивать капитана Ахава из Моби Дика и видеть при этом генерала Росса (он же Красный Халк), красить забор Тома Сойера кровью иии не буду отбирать у вас удовольствие рассказами о том, что же ещё творит этот безумный безумец. Скажу только, что в этом комиксе куда как больше логики и нету странностей, связанных с убийством героев. Все книжные персонажи просто люди: что Маугли, что капитан Нэмо — обычные смертные. Единственный минус — это обилие персонажей, которых я, банально, не знаю или слышал о них лишь мельком. А если их не называют поименно из-за отсутствия прав на героя, то вообще хрен поймешь, из кого на этот раз Уэйд выдавливает кишки. И, возможно однажды, когда ребята из Bubble дорастут до желания сделать что-нибудь крышесносящее и жутко саркастичное, Пётр Гринёв окажется зверски распотрошён в своём заячьем тулупе, «Война и Мир” закончится в начале первого тома, а Герасим станет ангелом мщения и владельцем адской гончей Mu-Mu. Но это так, влажные мечты.

Художественный ряд соответствует всему содержимому: яркий, броский рисунок, который просто хороший. Не особо выделяется, но и не вызывает дискомфорта. Главное, что художник не скупился на детали насилия, показывая Пула в действии таким, какой он и есть — безумный псих, отрывающий пиратам челюсти, вырывающий глаза дон Кихоту и шутящий направо и налево. Хоть его «друзья-голоса-в-голове” и отсутствуют, а в его голове до сих пор сидит голос требующий перерезать глотки всем супергероям, здесь этому придается меньший акцент и воспринимается комикс просто как история о истреблении всего живого.

Тем не менее, сказать больше и не получится, ибо под одной обложкой Комильфо собрали всего лишь 4 выпуска и, в виде допматериалов, есть пара слов от сценариста Каллена Банна и наброски обложек от Маттео Лолли (не те лоли, Фуля). С одной стороны этого всего как-то маловато, но с другой — эти 4 выпуска и есть вся арка Deadpool: Killustrated, которая вышла в 2013 году. И да — в начале комикса вкратце рассказываются события Дэдпула, но все же рекомендую ознакомиться и с ней до прочтения «Литературы”.

И, может, мы когда-нибудь увидим, как Дэдпул убивает Дэдпула.

Решил черкануть пару строк про несколько комиксов с Уйэдом в главные роли, выходивших на русском за последние полгода. В частности, про серию Дэдпул уничтожает, где, как можно догадаться из названия, Дэдпул действительно мочит, режет, взрывает, расстреливает и умерщвляет десятками других способов едва ли не все, что попадется ему под руку.

По факту перед нами не одна арка, а три мини-серии, каждая из четырех выпусков. В оригинале комиксы выходили примерно в 2012-2013 годах, но на русском официально напечатаны совсем недавно стараниями издательского дома Комильфо: по книжке прошлым летом, осенью и зимой соответственно. Объединяет выпуски, помимо сюжета, одно (точнее, один — речь о человеке) — сценарист Калленн Банн. Широкоизвестным я бы его не назвал, но тем не менее у Калленна есть несколько премий (на Айснера даже номинировался за сценарий к серии комиксов The Sixth Gun), а помимо старины Пула он работал над историями про многих других популярных персонажей Marvel и DC, а также приложил руку к глобальным ивентам типа Дня М или Страха во плоти.

Короче, в чем суть замеса: в одной из веток мультивселенной Дэдпул по вине очередного супергада окончательно сходит с ума (хотя, казалось бы, куда уж больше) и принимает решение уничтожить всех злодеев, всех героев, вообще всю вселенную Marvel. Он добивается в этом значительных успехов, но потом до Пула наконец доходит, что вырезать все-все вариации каждого персонажа попросту нереально (инкарнаций одного только Человека-Паука существует несколько десятков), и он пускается в убийственный тур по произведениям классической литературы в надежде уничтожить идеи, которые лежат в основе тех или иных персонажей. Но идеи оказываются на порядок более сильными и живучими, чем герои историй в картинках, да тут еще Шерлок Холмс с командой вставляет палки в колеса… И тогда, потерпев ряд неудач, в голову Дэдпула приходит очередная безумная мыслишка: а что если он сам и есть идея-прародитель, и для того, чтоб освободить мироздание от бесконечного цикла перерождений, ему всего лишь надо уничтожить самого себя? Точнее, все возможные воплощения Дэдпула… Ну и тут начинается финальный этап вселенской мясорубки.

Задумка хорошая, а вот реализация могла быть и получше. Наверное, все потому, что эпичную по сути историю попытались запихать в весьма сжатые рамки: 24 страницы на выпуск, 96 страниц в истории, 288 страниц — ну разве ж это объем для саги? В историях много белых пятен, сцены сменяют друг друга слишком быстро, многое вообще остается за кадром, концовка у каждого выпуска довольно смазанная, ни одна тема не раскрыта до конца. Будто в калейдоскоп смотришь: перед глазами красивенько мельтешат какие-то яркие стекляшки, но смысла во всей этой чехарде — ноль. Тем не менее, каждая серия по-своему любопытна. Выпуск про убийство вселенной Marvel, пожалуй, самый серьезный, и больше других похож на классические комиксы издательства, в особенности на подсерию What if. Здесь всего в меру: экшена, пафоса, драмы, шуточек. Можно глянуть хотя бы ради того, чтоб узнать, как Дэдпул одолел тех или иных героев, которые либо считались бессмертными, либо объективно мощнее его. Правда, многого не ждите: как я уже дал понять в начале абзаца, подробностей до обидного мало. Кстати, из-за этой серии некоторые стали называть Уилсона самым сильным героем Marvel: мол, раз он смог всех победить, значит круче никого нет. Тут я лишь напомню, что вселенную Marvel уничтожал также и Каратель, у которого вообще ни единой суперспособности, и что эти сюжеты нельзя считать каноничными: это как умозрительные эксперименты, которые происходят где-то в альтернативных реальностях, если происходят вообще, и не затрагивают официальную летопись событий.

Выпуск про литературу получился, на мой взгляд, самым неоднозначным из тройки. С одной стороны, взгляд приковывает необычная манера рисунка, а в сюжете заложено множество интересных параллелей между героями книг и комиксов. Действительно ли Нэмора не было б без Русалочки, оказал ли влияние Всадник без головы на образы Призрачного гонщика и Зеленого гоблина, возникла бы ли идея команды Мстителей, если б Дюма не написал Три мушкетера — об этом можно долго спорить и рассуждать, но именно в Killustrated (это, чуть что, оригинальное название мини-серии) Банн дает читателям больше всего пищи для размышлений. Впрочем, автор дал — автор взял: закинув сладкую наживку, Калленн благополучно слил все остальное. Тут у нас самый настоящий кошмар сценариста: ни одна сцена не занимает больше разворота, нить повествования рвется, скачет и вообще болтается, как драная мочалка в эпицентре торнадо, а ряд моментов кажутся настолько нелогичными или притянутыми за уши, что просто диву даешься, как это все вообще умудрились соединить. Зато галерея обложек крутая.

Ну и финал — Дэдпул убивает Дэдпула. Претензии к нему все те же, а вот плюсы — совсем другие. Это самый бредовый, самый трэшевый и, пожалуй, самый крутой выпуск из тройки. Именно он больше всего соответствует безумному духу Болтливого наемника. Шуточек и обращений к читателю больше всего именно тут, причем где-то треть приколов даже заставляет улыбнуться. А еще тут есть Дэдпул-тираннозавр, Дэдпул-утка, Дэдпул-касатка, сисястая деваха-Дэдпул и шестирукая Дэдпульша-самурай, а главное — Дэдпул-панда (ну и еще с сотню-другую всевозможных безумных вариаций этого персонажа в эпизодах). Создателям явно снесло крышу — и это круто, примерно такими и должны быть истории про Уилсона по моему скромному мнению. Ну и то, что Банну удалось более-менее достойно закрыть тему и ничего не сломать в каноне Земли-616, тоже заслуживает похвалы. А то мы знаем, как это бывает: понапридумывают всякого, а потом не могут выпутаться, кроме как Кризисы на Бесконечных землях устраивать да ребуты чинить…

На случай, если после просмотра кино захотелось ещё.

В закладки

Киноадаптация «Дэдпула» отлично передаёт главную суть оригинальных комиксов: юмор, безумие и пренебрежение всеми традициями супергероики. Уэйд Уилсон на экранах практически не отличается от своей версии на бумаге.

Поэтому тех, кто познакомился с персонажем лишь в фильмах, комиксы не должны оттолкнуть - они такие же забавные, безумные и «мясные». Рассказываем о самых интересных, на наш взгляд, сериях про Дэдпула.

«Дэдпул: Секретное вторжение»

В 2008 году Marvel провела глобальный кроссовер под названием «Секретное вторжение». В нём описываются события, во время которых инопланетная раса скруллов - существ, способных менять свою внешность - захватила Землю.

Помимо основной серии, растянувшейся на восемь выпусков, события дополнительно раскрывались в сольниках отдельных персонажей. Так, второй том комиксов, посвящённый похождениям Дэдпула, начался именно с вторжения скруллов.

В этой линейке Дэдпул умудряется попасть на один из кораблей инопланетян и натворить там немало дел. Дошло до того, что скруллы, используя Дэдпула, создали на его основе неубиваемых суперсолдат - и обернулось для них это предсказуемо плохо.

«Дэдпул: Секретное вторжение» - это по-хорошему глупый и смешной комикс, который не успевает надоесть. События на корабле происходят всего три выпуска.

«Кейбл и Дэдпул»

Одна из главных и любимых фанатами Дэдпула арок. В отличие от всех остальных в этом списке, она затянулась надолго: в серии пятьдесят номеров.

Это история про то, как притягиваются две противоположности. Прибывший из будущего Кейбл знает, во что может превратиться мир, и пытается предотвратить катастрофические события. Корыстного и циничного Дэдпула же помогать мутанту вынудили обстоятельства. Бывшая вражда (появление Дэдпула в комиксах связано с покушением на Кейбла) быстро перетекает в настоящую дружбу, хоть и слегка странную.

В ходе одного из происшествий ДНК Кейбла и Уэйда смешались. Это привело к тому, что телепортироваться (как во времени, так и в пространстве) они могли лишь вместе

Вместе напарники спасли мир от фанатиков, намеревавшихся окрасить всех людей в синий цвет, приняли участие в сражениях против нацистов вместе с молодыми Стивом Роджерсом и Баки, а также побывали в центре событий «Гражданской войны». За четыре года публикации дуэт где только не появлялся.

Кейбл многим обязан этой серии. Тогда, в 2003 году, популярность персонажа почти сошла на нет, зато после окончания «Кейбла и Дэдпула» Marvel решила продолжить публикацию его сольника.

Неудивительно, что Кейбл играет одну из центральных ролей в сиквеле киноадаптации: их с Дэдпулом просто невозможно представить друг без друга. И в будущих фильмах, похоже, этот мотив получит своё развитие.

«Пять ронинов»

Вариация альтернативной реальности, где действие происходит во времена феодальной Японии. Серия состоит из пяти выпусков, каждый из которых посвящён одному персонажу: Росомахе, Халку, Карателю, Псайлок и Дэдпулу.

После битвы при Сэкигахаре все они стали ронинами - самураями без хозяев. Воины пытаются найти себя в новой Японии, обрести цель в жизни, которая пропала после проигранного сражения.

В «Пяти ронинах» Дэдпул не сохранил свой фирменный характер: юмор попросту не подходит мрачному настроению комикса. Ватари, изуродованный битвой, хочет убить даймё, феодала своей земли - но не помнит, почему именно.

С оригинальными комиксами «Пять ронинов» имеют мало общего: от персонажей остались лишь их характерные черты. Вокруг их суперспособностей ходят лишь мифы - открыто они не демонстрируются.

«Дурак» - так прозвали японского Дэдпула

С серией стоит ознакомиться хотя бы потому, что у Marvel не так много ответвлений, происходящих в прошлом. А ещё это одна из интереснейших вариаций Дэдпула в мультивселенной - хоть и уделили ей лишь один выпуск.

«Дэдпул уничтожает...»

Линейка из трёх историй, посвящённых Дэдпулу из ещё одной альтернативной вселенной. В ней у Уэйда появилась ещё одна личность, убеждающая героя в том, что всех персонажей Marvel нужно убить.

Первая серия, «Дэдпул уничтожает вселенную Marvel», заканчивается вполне закономерно - персонаж истребляет всех супергероев. Но на этом он не останавливается: с помощью специального устройства Дэдпул начинает путешествовать по другим вселенным, вычищая один мир за другим.

Впрочем, это начинает его утомлять: миров бесконечно много, а герои никак не кончаются. Поразмыслив, Дэдпул-истребитель приходит к выводу: для того, чтобы избавиться от всех персонажей, необходимо убить их классические архетипы. Так начинается следующая линейка - «Дэдпул уничтожает литературу».

В серии мало юмора, но это всё компенсируется абсурдом, происходящем на страницах комикса. Дэдпул посещает многие произведения мировой классики: от «Дон Кихота» и «Моби Дика» до «Двадцать тысяч лье под водой» и «Записок о Шерлоке Холмсе».

Наёмнику не удаётся осуществить свои планы в литературных вселенных, так что по возвращении в комиксы он собирает по всей мультивселенной команду из злых Дэдпулов. А противостоит ему в этом уже оригинальный Дэдпул во главе Корпуса Дэдпулов - команде всех тех вариаций персонажа, которые выступили против Дэдпула-истребителя. Третья и последняя серия называется «Дэдпул уничтожает Дэдпула».

Описывать здесь нечего: абсурд достигает своего пика

«Дэдпул: Мёртвые президенты»

В 2012 году произошло глобальное переосмысление всех существующих серий издательства Marvel: многие линейки комиксов получили новых сценаристов и художников. В том числе и Дэдпул.

Новый том открывает битва с гигантским ящером в центре города

Первые шесть выпусков нового тома объединили в историю под названием «Мёртвые президенты». Один из дезертиров Щ.И.Т.А, огорчённый положением дел в Америке, решился воскресить всех бывших президентов страны с помощью магической книги. Однако мертвецы вышли из под контроля, и Щ.И.Т оказался вынужден заручиться помощью Дэдпула.

Смена авторов не навредила серии: продолжение вышло ничуть не хуже первых двух томов. Здесь сохраняется свойственные Дэдпулу юмор и безумие: в образе Мэрилин Монро наёмник расправляется с Кеннеди, на ринге нокаутирует Франклина и противостоит Рейгану на земной орбите.

У «Мёртвых президентов» приятный рисунок: над комиксом работал Тони Мур, ответственный за первые несколько томов «Ходячих мертвецов»

На данный момент в России официально издано уже более десятка комиксов про болтливого наёмника, поэтому сейчас приобщиться к истории персонажа не составит труда. К тому же, большинство комиксов из этого списка либо уже находятся на прилавках магазинов, либо готовятся к изданию.

А к тем, кто уже давно читает Дэдпула, вопрос: какие у вас любимые комиксы про него? Какие бы вы хотели увидеть в печати в России? Давайте обсудим.

Написать