Феликс кривин копилка. Феликс кривин

Давно люблю и цитирую этого автора. Он пишет и для детей, и для взрослых, и везде с таким тонким подтекстом, что где-то и посмеяться можно, и задуматься. Он - удивительно тонкий философ и пытливый наблюдатель. Помню, как его книжка "Ученые сказки" стала одной из моих любимых и "настольных" еще в 17 лет. А сейчас перечитываю какие-то вещи - и диву даюсь, насколько наблюдения автора созвучны нашей сегодняшней работе.
Судите сами:)

ТРУДНЫЙ ЦЫПЛЕНОК

Не успел Цыпленок вылупиться, как тотчас получил замечание за то, что разбил яйцо. Бог ты мой, откуда у него такие манеры? Очевидно, это что-то наследственное...

ПОГРЕМУШКА

Нужно быть проще, доходчивее, - наставляет Скрипку Погремушка. - Меня, например, всегда слушают с удовольствием. Даже дети и те понимают!

КАРТИНА

Картина дает оценку живой природе:
- Все это, конечно, ничего - и фон, и перспектива. Но ведь нужно же знать какие-то рамки!

ЛОСКУТ

Покрасьте меня, - просит Лоскут. - Я уже себе и палку подобрал для древка. Остается только покраситься.
- В какой же тебя цвет - в зеленый, черный, оранжевый?
- Я плохо разбираюсь в цветах, - мнется Лоскут. - Мне бы только стать знаменем.

Глина очень впечатлительна, и всякий, кто коснется ее, оставляет в ней глубокий след.
- Ах, сапог! - киснет Глина. - Куда он ушел? Я не проживу без него!
Но проживает. И уже через минуту:
- Ах, копыто! Милое, доброе лошадиное копыто! Я навсегда сохраню в себе его образ...

МОДНИЦЫ

Мухи - ужасные модницы. Они останавливаются возле каждого куска приглянувшейся им узорчатой паутины, осматривают ее, ощупывают, спрашивают у добродушного толстяка Паука:
- Почем миллиметр?
И платят обычно очень дорого.

СКРОМНОСТЬ

Посмотрите, как хорошо у нас в комнате, - говорит Занавеска деревьям с улицы.
- Посмотрите, как хорошо у нас на улице, - говорит она комнатной мебели.
- Мы ничего не видим, - отвечают деревья.
- Нам ничего не видно, - отвечает мебель.
- Мы видим только тебя...
- Только тебя...
- Ну что вы, - смущается Занавеска, - не такая уж я красивая...

ПОРТЬЕРА

Ну, теперь мы с тобой никогда не расстанемся, - шепнула Гвоздю массивная Портьера, надевая на него кольцо.
Кольцо было не обручальное, но тем не менее Гвоздь почувствовал, что ему придется нелегко. Он немного согнулся под тяжестью и постарался поглубже уйти в стенку.
А со стороны все это выглядело довольно красиво.

РАДОСТЬ

Котенок проснулся и обнаружил у себя хвост. Это было для него большим открытием, и он посмотрел на хвост недоверчиво, почти испуганно, а затем - бросился его ловить.
И, глядя на веселую, самозабвенную возню Котенка, как- то не верилось, что столько радости может доставить этот грязный, куцый, беспомощный хвостик.

ЛЮБОВЬ

Былинка полюбила Солнце.
Конечно, на взаимность ей трудно было рассчитывать: у Солнца столько всего на земле, что где ему заметить маленькую неказистую Былинку! Да и хороша пара: Былинка - и Солнце!
Но Былинка думала, что пара была б хороша, и тянулась к Солнцу изо всех сил. Она так упорно к нему тянулась, что вытянулась в высокую, стройную Акацию.
Красивая Акация, чудесная Акация - кто узнает в ней теперь прежнюю Былинку! Вот что делает с нами любовь, даже неразделенная.

Кривин Феликс Давидович
«Полусказки»

Это подборка коротких философских рассказов от Кривина Феликса Давидовича, который необычно описывает обычные и до боли знакомые каждому вещи, в его рассказах-полусказках вещи оживают, живут своей жизнью, спорят, болеют, сплетничают, влюбляются, вообщем почти, как люди...

Очки это видели своими глазами...
Совсем еще новенькая, блестящая Пуговка соединила свою жизнь со старым,
потасканным Пиджаком. Что это был за Пиджак! Говорят, у него и сейчас таких
вот пуговок не меньше десятка, а сколько раньше было - никто и не скажет. А
Пуговка в жизни своей еще ни одного пиджака не знала.
Конечно, потасканный Пиджак не смог бы сам, своим суконным языком
уговорить Пуговку. Во всем виновата была Игла, старая сводня, у которой в
этих делах большой опыт. Она только шмыг туда, шмыг сюда - от Пуговки к
Пиджаку, от Пиджака к Пуговке, - и все готово, все шито-крыто.
История бедной Пуговки быстро получила огласку. Очки рассказали ее
Скатерти, Скатерть, обычно привыкшая всех покрывать, на этот раз не
удержалась и поделилась новостью с Чайной Ложкой, Ложка выболтала все
Стакану, а Стакан - раззвонил по всей комнате.
А потом, когда Пуговка оказалась в петле, всеобщее возмущение достигло
предела. Всем сразу стало ясно, что в Пуговкиной беде старый Пиджак сыграл
далеко не последнюю роль. Еще бы! Кто же от хорошей жизни в петлю полезет!

(чит. Б.Попов)

Феликс Давидович Кривин (род. 11 июня 1928, Мариуполь (Донецкая область) - российский и израильский писатель, поэт, прозаик. Феликс Кривин - автор десятков книг, выходивших с начала 1960-х годов в различных издательствах Советского Союза. Сотрудничал с Аркадием Райкиным, для которого писал интермедии.
Основу сатирического творчество Феликса Кривина составляют аллегорические притчи - миниатюры (полусказки или своего рода басни в прозе).

Пытаться пересказать своими словами лаконичные и предельно завершенные произведения этого писателя - бессмысленно. Да и просто невозможно! Как невозможно передать богатство цветов и оттенков радуга с помощью черно-белой фотографии. Ибо в литературном театре Феликса Кривина нет статистов; здесь каждое слово играет главную роль. Поэтому кривинские притчи и полусказки, подражания и афоризмы надо внимательно читать самому. Или слушать в исполнении очень хорошего чтеца. Но лучше всего - в исполнении самого автора!

Феликс Кривин умело и непринужденно путешествует по весьма отдаленным эпохам и векам. Заглянув в мезозойскую эру, он ненавязчиво интервьюирует меланхоличного Динозавра, в Древней Греции запросто (но отнюдь не запанибрата) беседует с Платоном, Сократом, Архимедом и прочими великими эллинами, свободно и естественно чувствует себя среди бесстрашных мушкетеров. И вместе с автором шагают по ступенькам столетий его благодарные читатели.

Всероссийский интеллектуальный марафон учеников-занковцев.

Обработка результатов первого-второго туров

В № /2003 газеты "Начальная школа" были опубликованы задания двух туров Всероссийского интеллектуального марафона учеников-занковцев. Теперь вашему вниманию мы предлагаются ответы на задания.

Ответы на задания

Литература

Басни Ф.Кривина

Несмотря на то, что общий смысл басен доступен пониманию школьника 10–11 лет, выразить этот смысл в слове является для него чрезвычайно сложным предприятием. Поэтому важно, чтобы в его рассуждениях можно было уловить хотя бы намек на адекватное понимание авторской мысли.

Басня "Погремушка"

Важно, чтобы школьники обнаружили авторскую иронию по отношению к тем наставлениям, которые такой примитивный инструмент, как погремушка, дает такому сложному инструменту, как скрипка. В басне рассказывается о человеке, который не может дать себе самому верной оценки, который совершенно не понимает разницы между простым и сложным, между собственными очень небольшими, скромными способностями и способностями другого человека, который во много раз сложнее, интереснее и умнее его. В басне осуждаются люди, которые поучают других, обладающих большим опытом и большими познаниями, с позиций своего крошечного опыта и совсем незначительных познаний.

Мораль может быть в таком ключе: так обычно глупые поучают тех, кто во много раз умнее их.

В этой басне речь идет о том, что есть люди, которые во что бы то ни стало стремятся быть не похожими на остальных. Но все их усилия отличаться от окружающих сводятся к нарушению общего порядка, к тому, что они не дают другим хорошо выполнять свое дело, сводят на нет усилия других (клякса заляпала уже написанный текст), но сами по себе не несут никакого содержания, ничего собой не представляют. Внешнее, пусть даже очень яркое, несходство с окружающими, в котором нет смысла, не делает из человека индивидуальность – таков вывод писателя.

Мораль может быть примерно такой: вот так и человек, который хочет привлечь внимание окружающих крикливой одеждой или безобразной выходкой. Он, конечно, привлечет на минуту всеобщее внимание. Но будет ли это проявлением индивидуальности?

Басня "Занавес"

В басне речь идет о том, что есть люди, которые склонны приписывать себе чужой успех, которые очень плохо анализируют свой вклад в общее дело и не понимают, что он ничтожен по сравнению с вкладом других людей, благодаря усилиям которых и пришел успех.

Мораль: такое разочарование постигает всякого человека, который думает, что он-то и есть центр Вселенной.

В тексте скороговорки № 2 число глагола должно соответствовать числу существительного, с которым глагол связан по смыслу. Ученик может по-своему сформулировать обоснование ответа. При изменении числа существительного "грачи" – изменится рифма.

Душное утро

Черствая булка

Испорченная рыба

Вчерашняя (давнишняя) газета

Из десяти литрового бидона выливаем 7 литров (в семилитровый бидон). Из него отливаем 2 литра в двухлитровый бидон. Остается 5 литров в семилитровом бидоне.

Таня начертила прямоугольный равнобедренный треугольник.

Катя – равносторонний.

Саша – прямоугольный.

Ира – равнобедренный.

Начинать необходимо с рассуждения о том, что д = 1, так как при сложении был переход через разряд. При сложении двух д получено а , следовательно, а = 2. При сложении двух р также получено число 2, но есть переход через разряд, следовательно, р = 6.

Абсолютный растворитель можно хранить в замороженном состоянии, в вакууме.

Можно рассыпать муку и найти мышь по следам, которые будут видимы. Или положить ей приманку с твердой пищей. Мышь ее съест, и пища в желудке будет видна.

Ёса Бусон в переводах В.Марковой, Т.Соколовой-Делюсиной, А.Долина.

Переводы В.Марковой отличаются возвышенно-приподнятой, несколько патетической интонацией. Это находит выражение даже во внешнем оформлении трехстиший: переводчик постоянно прибегает к восклицательным знакам, причем уже в первых строчках стихотворений. Это каждый раз членит стихотворение на ярко выраженные части и придает выражаемой эмоции энергию и категоричность. Важно, что все эмоции возвышенные, связанные с особым – ярким, поэтическим восприятием мира.

Нет в Ёсино воров!

Цветущей вишни ветку

Никто не украдет.

Иду, иду без конца!

Отдых – и снова иду, иду

В просторе летних лугов.

О, какая жалость!

Этот храм я миновал,

Там цветут пионы!

Переводы Т.Соколовой-Делюсиной отличаются спокойно-созерцательным восприятием мира. Каждое стихотворение представляет собой одно предложение, которое плавно перетекает со строки на строку. Каждое стихотворение – спокойное, немножко грустное наблюдение природных явлений, которое превращается в размышление о жизни. Все эмоции носят спокойный, умиротворенный характер.

В прошлом году

Такими унылыми не были

Осенние сумерки.

Как же долго

Не зажигают огня в домах

Под цветущими сливами.

Тихонько сидят

В домиках – вдруг снова дождь? –

Недоверчивые улитки.

Переводы А. Долина отличаются ярко выраженной разговорной интонацией: "того и гляди", "вот это пляска!", "на головы рухнет", "назло мне, что ли?". Это не созерцательное восприятие жизни, но активное, деятельное.

Все эмоции, которые испытывает лирический герой в этих переводах, – яркие, простые, земные, бытовые: восхищение от увиденной пляски (первое хокку); недовольство собой (второе хокку); раздражение (третье хокку).

луна им на головы рухнет –

вот это пляска!..

и себе настроенье испортил

на целый вечер…

Холодная ночь.

Всё гремят котлами соседи –

назло мне, что ли?..

Должны быть подчеркнуты орфограммы в словах: скри пучие , пове ртелись , ка чели , ве рев ки , нале гли – и выделены приставки, включая загудели .

В предложении: Плохо кончились затеи – обстоятельство "плохо" выражено наречием.

Предложение восклицательное. Характеристика по интонации выбирается учеником. Исключается "волнение", не подходит "тревога".

Семь раз отмерь, один раз отрежь – сначала подумай, а потом сделай.

За семью замками – совершенно недоступное место.

Седьмая вода на киселе – не находятся ни в каких родственных отношениях.

Быть на седьмом небе – почувствовать прилив счастья.

Семь верст до небес и все лесом – очень путано, неправдоподобно объяснять и не по теме.

Первый раз, если очень не повезет, наибольшее количество проб – 6. Каждым из 6 ключей пробуем открыть одну из дверей. Если ни один не подошел, то 7-й, последний, от этой двери.

Остаются 6 дверей и 6 ключей. Вновь пробуем одним из 6 ключей открыть одну из дверей. В крайнем случае, при полном невезении, наибольшее количество проб будет 5. Последний из ключей, которым мы еще не пользовались, – от этой двери.

Остается 5 дверей и 5 ключей и т.д.

Однако таких проб может быть и меньше. Ключи могут подойти и с первой (второй, третьей и т.д.) попытки.

ґ Шмели или + шмели Ответ : + 90567

2 шмели 90567

ЖУЖЖАТ ЖУЖЖАТ 181134

Решением является открытие того, что ж = 1. Это не сложно, так как при сложении (умножении на 2) будет переход через разрядные единицы. Единица получается при сложении двух е , и двух м . Это возможно при условии, что е = 5, а м = 0. Практически нахождение этих трех чисел 1, 0 и 5 является решением задачи. Однако решение может быть продолжено путем подбора чисел. Возможно еще два решения: 70 569 и 90 573. (При нахождении всех трех решений, задание может быть оценено дополнительным количеством баллов.)

Задание 1

Ответ зависит от знания ребенком природы своего края (количество баллов зависит от полноты ответа).

Арбуз не может расти в пустыне, так как это водолюбивое растение. Для образования ягод нужны цветки, но арбуз не запасал воду ни в корне, ни в стебле, ни в листьях. Без воды растение погибнет.

Обработка результатов

Наибольшее количество очков по каждому из туров – 100 баллов.

По каждому из предметов – 25 баллов.

Важны правильность и полнота ответа, различные варианты решений.

Если школьник не нашел ответ, но правильно рассуждал, то такое задание также следует отметить определенным количеством баллов (до 5).

За правильный ответ без пояснений ставится не более 5 баллов.

1 Подробнее об этом см.: Русский язык в начальной школе. Контрольные работы, тексты, диктанты, изложения / Под ред. С.В. Иванова. – М.: Вентана-Графф, 2002.

Феликс Кривин

Полусказки

МЕЛОЧИ ЖИЗНИ

Почему вы не носите очки? - спросили у Муравья.

Как вам сказать… - ответил он. - Мне нужно видеть солнце и небо, и эту дорогу, которая неизвестно куда ведет. Мне нужно видеть улыбки моих друзей… Мелочи меня не интересуют.

ТРУДНЫЙ ЦЫПЛЕНОК

Не успел Цыпленок вылупиться, как тотчас получил замечание за то, что разбил яйцо. Бог ты мой, откуда у него такие манеры? Очевидно, это что-то наследственное…

ПОГРЕМУШКА

Нужно быть проще, доходчивее, - наставляет Скрипку Погремушка. Меня, например, всегда слушают с удовольствием. Даже дети и те понимают!

Картина дает оценку живой природе:

Все это, конечно, ничего - и фон, и перспектива. Но ведь нужно же знать какие-то рамки!

ПАТЕФОННАЯ ИГЛА

Тупая Патефонная Игла жаловалась:

Когда-то я пела, и меня с удовольствием слушали, а теперь вот - уши затыкают. Еще бы! Разве это пластинки?! Разве это репертуар?!

ТВОРЧЕСКИЙ МЕТОД

Среди цветов - спор о прекрасном.

Слово берет Колючка:

Я никак не могу согласиться с творческим методом Розы. Острота - это да! Проникновение до самых глубин - это я понимаю! Но представлять все в розовом свете…

СИЛА УБЕЖДЕНИЯ

Помещение должно быть открыто, - глубокомысленно замечает Дверная Ручка, когда открывают дверь.

Помещение должно быть закрыто, - философски заключает она, когда дверь закрывают.

Убеждение Дверной Ручки зависит от того, кто на нее нажимает.

Нам, кажется, по пути, - сказала Заноза, впиваясь в ногу. - Вот и хорошо: все-таки веселее в компании. Почувствовав боль, мальчик запрыгал на одной ноге, и Заноза заметила с удовольствием:

Ну вот, я же говорила, что в компании веселее!

ДОСТОИНСТВО

По величине Колибри чуть больше пчелы, но все-таки она - птица!

Наши орлы - хорошие ребята, - говорит Колибри.

Так, между прочим, когда к слову приходится.

Новенькая Заплата достаточно ярка, и она никак не может понять, почему ее стараются спрятать. Ведь она так выделяется на этом старом костюме!

Среди однообразных букв на листе бумаги одна Клякса умеет сохранить свою индивидуальность. Она никому не подражает, у нее свое лицо, и прочитать ее не так-то просто.

РАЗГОВОР С КОЛЕСОМ

Трудно нашему брату, колесу. Всю жизнь трясись по дороге, а попробуй только перевести дух, такую получишь накачку!

Значит, спуску не дают?

Ох, не дают! Да еще того и гляди - под машину угодишь. Вот что главное.

Под машину? Разве ты не под машиной работаешь?

Еще чего придумаете! Я пятое колесо, запасное…

Опять этот ветер! - сердито надувается Парус. - Ну разве можно работать в таких условиях?

Но пропадает ветер - и Парус обвисает, останавливается. Ему уже и вовсе не хочется работать.

А когда ветер появляется снова. Парус опять надувается:

Ну и работенка! Бегай целый день, как окаянный. Добро бы еще хоть ветра не было…

Юбилей Термоса.

Говорит Графин:

Мы собрались, друзья, чтобы отметить славную годовщину нашего уважаемого друга! (Одобрительный звон бокалов и рюмок.) Наш Термос блестяще проявил себя на поприще чая. Он сумел пронести свое тепло, не растрачивая его по мелочам. И это по достоинству оценили мы, благодарные современники: графины, бокалы, рюмки, а также чайные стаканы, которые, к сожалению, здесь не присутствуют.

Понимая всю важность и ответственность своей жизненной миссии, Часы не шли: они стояли на страже времени.

Сидя на лбу низенького человека, Прыщ с завистью поглядывал на лбы высоких людей и думал:

«Вот бы мне такое положение!»

Пень стоял у самой дороги, и прохожие часто спотыкались об него.

Не все сразу, не все сразу, - недовольно скрипел Пень. - Приму сколько успею: не могу же я разорваться на части! Ну и народ - шагу без меня ступить не могут!

Замерзнет, небось, человек, - беспокоился Хлястик. - Руки, ноги, плечи поотмораживает. За поясницу-то я спокоен, здесь я лично присутствую. А как на других участках?

ПУСТАЯ ФОРМАЛЬНОСТЬ

Гладкий и круглый Биллиардный Шар отвечает на приглашение Лузы:

Ну что ж, я - с удовольствием! Только нужно сначала посоветоваться с Кием. Хоть это и пустая формальность, но все-таки…

Затем он пулей влетает в Лузу и самодовольно замечает:

Ну вот, я же знал, что Кий возражать не станет…

НЕСПРАВЕДЛИВОСТЬ

Работаешь с утра до вечера, - сокрушался Здоровый Зуб, - и никакой тебе благодарности! А Гнилые Зубы - пожалуйста: все в золоте ходят. За что, спрашивается? За какие заслуги?

Покрасьте меня, - просит Лоскут. - Я уже себе и палку подобрал для древка. Остается только покраситься.

В какой же тебя цвет - в зеленый, черный, оранжевый?

Я плохо разбираюсь в цветах, - мнется Лоскут. - Мне бы только стать знаменем.

ПОДСВЕЧНИК

Старый Подсвечник, немало поработавший на ниве освещения, никак не может понять новых веяний.

Конечно, сегодняшние лампочки - светлые головы, - соглашается он. Но в наше время свечи жили иначе. Они знали свое место, не рвались на потолок, а между тем буквально заплывали жиром…

ВОПРОС ЖИЗНИ

Плащ-дождевик недоволен жизнью.

В ясную, солнечную погоду, когда только бы и гулять, его держат под замком, а когда выпускают из дому - обязательно дождь припустит.

Что это? Случайное совпадение или злой умысел?

На этот вопрос не может дать ответа Плащ-дождевик, хотя проницательность его всем хорошо известна.

Он мягкий, теплый, податливый, он так и просится в руки тех, кто может устроить его судьбу. В это время он даже не брезгает черной работой шпаклевкой.

Но вот он находит свою щель, пролезает в нее, устраивается прочно и удобно.

И сразу в характере его появляются новые черты: холодность, сухость и упрямая твердость.

ПРИТЧИ

Полусказки

Трудный цыпленок

Не успел Цыпленок вылупиться, как тотчас получил замечание за то, что разбил яйцо. Бог ты мой, откуда у него такие манеры? Очевидно, это что-то наследственное...

Погремушка

– Нужно быть проще, доходчивее, – наставляет Скрипку Погремушка. – Меня, например, всегда слушают с удовольствием. Даже дети и те понимают!

Патефонная игла

Тупая Патефонная Игла жаловалась:
– Когда-то я пела, и меня с удовольствием слушали, а теперь вот – уши затыкают. Еще бы! Разве это пластинки?! Разве это репертуар?!

Картина

Картина дает оценку живой природе:
– Всё это, конечно, ничего – и фон, и перспектива. Но ведь нужно же знать какие-то рамки!

Творческий метод

Среди цветов – спор о прекрасном. Слово берет Колючка:
– Я никак не могу согласиться с творческим методом Розы. Острота – это да! Проникновение до самых глубин – это я понимаю! Но представлять всё в розовом свете...

Заплата

Новенькая Заплата достаточно ярка, и она никак не может понять, почему ее стараются спрятать. Ведь она так выделяется на этом старом костюме!

Парус

– Опять этот ветер! – сердито надувается Парус. – Ну разве можно работать в таких условиях?
Но пропадает ветер – и Парус обвисает, останавливается. Ему уже и вовсе не хочется работать. А когда ветер появляется снова. Парус опять надувается:
– Ну и работенка! Бегай целый день, как окаянный. Добро бы еще хоть ветра не было...

Несправедливость

– Работаешь с утра до вечера, – сокрушался Здоровый Зуб, – и никакой тебе благодарности! А Гнилые Зубы – пожалуйста: все в золоте ходят. За что, спрашивается? За какие заслуги?

Гипс

Он мягкий, теплый, податливый, он так и просится в руки тех, кто может устроить его судьбу. В это время он даже не брезгает черной работой – шпаклевкой.
Но вот он находит свою щель, пролезает в нее, устраивается прочно и удобно. И сразу в характере его появляются новые черты: холодность, сухость и упрямая твердость.

Глина

Глина очень впечатлительна, и всякий, кто коснется ее, оставляет в ней глубокий след.
– Ах, сапог! – киснет Глина. – Куда он ушел? Я не проживу без него!
Но проживает. И уже через минуту:
– Ах, копыто! Милое, доброе лошадиное копыто! Я навсегда сохраню в себе его образ...

Модницы

Мухи – ужасные модницы. Они останавливаются возле каждого куска приглянувшейся им узорчатой паутины, осматривают ее, ощупывают, спрашивают у добродушного толстяка Паука:
– Почем миллиметр?
И платят обычно очень дорого.

Портьера

– Ну, теперь мы с тобой никогда не расстанемся, – шепнула Гвоздю массивная Портьера, надевая на него кольцо.
Кольцо было не обручальное, но тем не менее Гвоздь почувствовал, что ему придется нелегко. Он немного согнулся под тяжестью и постарался поглубже уйти в стенку.
А со стороны всё это выглядело довольно красиво.

Софа Дивановна

По происхождению она – Кушетка, но сама ни за что не признается в этом. Теперь она не Кушетка, а Софа, для малознакомых – Софа Дивановна. Отец ее – простой Диван – всю жизнь гнул спину, но теперь это не модно, и Софа отказалась от спинки, а заодно и от других устаревших понятий. Ни спинки, ни валиков, ни прочной обивки... Таковы они, диваны, не помнящие родства...

Любовь

Былинка полюбила Солнце...
Конечно, на взаимность ей трудно было рассчитывать: у Солнца столько всего на земле, что где ему заметить маленькую неказистую Былинку! Да и хороша пара: Былинка и Солнце!
Но Былинка думала, что пара была б хороша, и тянулась к Солнцу изо всех сил. Она так упорно к нему тянулась, что вытянулась в высокую, стройную Акацию.
Красивая Акация, чудесная Акация – кто узнает в ней теперь прежнюю Былинку! Вот что делает с нами любовь, даже неразделенная...

Феликс Кривин