Гаврош читать в сокращении. Гаврош - персонаж романа В

– знаменитый французский писатель, перу которого принадлежит роман «Отверженные». Это описание жизни простых людей во времена французской революции, воспевание мужества и храбрости, которыми обладали герои того времени, и ода революционному движению.

Проза Гюго относится к гуманистическому направлению в литературе. Роман был предпочитаемой литературной формой для автора. Своими произведениями он возвещал наступление нового периода в литературе – времени, когда предательство, ложь и интриги уступают место добру, отваге, силе воли и вере в будущее.

Героем книг Гюго становится человек, способный преодолевать трудности, оставаясь преданным своему выбору и намеченной цели. Главные герои романа «Отверженные» проявляют себя как лучшие представители из числа тех, кого захватила Французская революция. Судьбы персонажей реалистичны, а атмосфера в произведении трагическая. Одно из действующих лиц – Гаврош, мальчик, чей образ выписан подробно и ярко. Его имя позднее станет нарицательным, как символ свободы и героизма французского духа.

История создания

Как и в любом произведении, герои «Отверженных» имеют прототипы. По догадкам литературоведов, личностью, схожей с Гаврошем, можно считать Жозефа Барра. Мальчик-барабанщик, которого называли «мучеником свободы», наравне со взрослыми участвовал в восстаниях 1793 года. Республиканец вместе с единомышленниками оказался в плену солдат. Рискуя собственной жизнью, он отказался восславить короля и отдал почтение Республике. Подобно Барра, Гаврош был участником действий 1832 года и проявил себя героически.


Жители Авиньона уверяют, что прообразом Гавроша мог стать Агриколь Виала. Схожесть биографий персонажей заключается в том, что оба погибли в юном возрасте. По легенде, Агриколь преградил неприятелю путь через реку, обрубив понтонный канат, и умер от рук неприятеля.

Биографии людей, которых олицетворяют с Гаврошем, мало схожи с судьбой мальчика, ставшего героем «Отверженных». Для Гюго важно было описать не достоверность событий, а героический характер, оживляющий образ. Вдохновившись подвигами нескольких персоналий, писатель воспевал в произведениях храбрость и бесстрашие юнцов, жертвовавших собой ради новой эпохи.


Главная мысль произведения заключается в восхвалении силы воли, которая вела к борьбе за идею и к победе в столкновении с оппонентами. Гюго возвышает героизм людей, остающихся верными патриотическим ценностям и не меняющих позиции в угоду действующей власти.

Биография

Гаврош – юный беспризорник с улиц Парижа, который стал жертвой народного восстания, проходившего в 1832 году в столице Франции. Одиннадцатилетний мальчик жил на площади Бастилии. Здесь располагалась скульптура слона, сделанная из дерева и покрытая внутри штукатуркой. Родители бросили Гавроша на произвол судьбы, и он жил как гамен.


Проглядывая школьный читательский дневник, можно узнать, что этот термин обозначает мальчишек, ставших настоящим символом Парижа. Подростки от 7 до 11 лет, вынужденные сбиваться в небольшие группы, чтобы выжить и обеспечить себе существование. Родителям не было дела до детей: на них не хватало денег, времени и сил.

Гамены жили отдельной жизнью. Для них не находился кусок хлеба, но они обладали доступом к тайному просмотру театральных представлений. Оборванцы не имели постоянного ночлега и одежды, но на каждом всегда красовался головной убор, надвигавшийся до носа. Стать гаменом было непросто. Это звание требовало уважения со стороны других представителей социального слоя. Чаще всего репутация гамена строилась на опасном происшествии, свидетелем которого ему посчастливилось стать.


Гаврош на баррикаде стал героем картины «Свобода, ведущая народ»

Мальчишки всегда могли постоять за себя и отличались отвагой. Гаврош примкнул к объединению во время общественных беспорядков. Он присоединился к возведению баррикад. Наравне со взрослыми, предводителем которых выступал генерал Ламарк, он сражался за революцию и был убит. Когда у его единомышленников закончились патроны, мальчик, вооружившись телегой, отправился собирать их у убитых противников. Он умудрялся дразнить оппонентов и оставаться невредимым, играл с картечью, вылетавшей из оружейных стволов, и задорно делал свое дело. Случайная пуля принесла храбрецу смерть.

  • Любопытно, что имя, которое автор дал Гаврошу Тернадье, говорящее. В переводе с французского на русский оно означает «беспризорник».
  • Роман «Отверженные» создавался Виктором Гюго на протяжении долгих 22 лет. Писатель боролся с творческим кризисом и искал вдохновения. Одним из секретных оружий автора становилось отстранение от окружающего мира. Этот прием помогал ему погрузиться в недра своего сознания и фантазии. Гюго становился аскетом в подобные периоды. Он запирался в доме, никого не принимал, избавлялся от одежды и, вооружившись пером и бумагой, оставался один на один с сюжетом романа.
  • После издания книги в 1862 году Гюго волновался за реакцию читательской аудитории, поэтому задал лаконичный вопрос своему издателю. Он прислал телеграмму без слов, содержащую только вопросительный знак. Находчивый редактор ответил достойно, отправив письмо, в котором был изображен восклицательный знак. Минималистичная переписка несла огромный объем информации всего в двух деталях.
  • Ознакомиться с интерпретациями романа можно, обратившись к его экранизациям. Классическое произведение послужило основой для мюзикла, вышедшего на экраны в 1985 году. Несмотря на чрезмерную продолжительность, фильм завоевал несколько наград под названием «Тони».

  • Переведенное на двадцать один иностранный язык, произведение чаще всего экранизировалось в Британии и Франции. В 2012 году в кинотеатрах стартовал показ фильма, вызвавшего бурное одобрение публики. Успех ленте принесли актеры и , исполнившие главные роли в картине «Отверженные».

Цитаты

Виктор Гюго восхищается описываемыми персонажами. Гаврош в его понимании является идеалом отваги и храбрости. Ничего не требуя взамен, не поступаясь собственными принципами, мальчик отдает себя общему делу. В силу юного возраста, он не до конца понимает серьезность происходящего и готов пренебречь опасностью, чтобы позлить противника.

«Пули гнались за ним, но он был проворнее их. Он играл в прятки со смертью», - пишет автор, не скрывая восхищения персонажем и преувеличивая его героизм.

В поступках Гавроша сквозил эгоизм, понятный для его возраста. Не задумываясь о последствиях действий, юный повстанец пренебрежительно относился к жизни, рассчитывая только на свои силы и будучи ее хозяином.

«Даже лучшим людям свойственны эгоистические мысли», - пишет Виктор Гюго.

На основе выдержек из романа «Отверженные» была выпущена книга под названием «Гаврош». В ней можно найти цитаты, характеризующие героя и детально описывающие его портрет.

А, м. gavroche m. 1. Уличный мальчишка, гаврош (по им. персонажа В. Гюго Отверженные. Эти звуки перекрестной волной несутся со всех сторон, образуя вместе с дразнящими криками гаврошей, гармоническое целое, до такой степени веселое, что оно… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

ГАВРОШ, СССР, Мосфильм, 1937, ч/б, 75 мин. Драма. По роману В.Гюго «Отверженные». В ролях: Коля Сморчков, Иван Новосельцев (см. НОВОСЕЛЬЦЕВ Иван Хрисанфович), Нина Зорская (см. ЗОРСКАЯ Нина Антоновна), Д. Попов, Павел Массальский (см. МАССАЛЬСКИЙ … Энциклопедия кино

Сущ., кол во синонимов: 2 мальчишка (42) стрижка (24) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

"Гаврош" - ГАВРÓШ, балет в 3 актах 5 картинах (по мотивам романа В. Гюго Отверженные). Комп. Б. Л. Битов, и Е. М. Корнблит, сцен. Л. Т. Браусевич, В. А. Варковицкий. 28.2.1958, Ленингр. Малый т р, балетм. Варковицкий, худ. Т. Г. Бруни, дирижёр Корнблит;… … Балет. Энциклопедия

М. Литературный персонаж. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 …

I м. разг. Уличный мальчишка; беспризорник. II м. разг. Название женской прически. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

Гаврош - женская стрижка, модная в конце 60 х начале 70 х гг. XX в. Характерна тем, что волосы фронтально теменной, макушечной и височно боковых зон стригут коротко, а в нижней части затылка их оставляют длинными, и они могут спускаться на шею и плечи … Энциклопедия моды и одежды

Гаврош - Гавр ош, а, твор. п. ем (лит. персонаж) и гавр ош, а, твор. п. ем (уличный мальчишка; женская прическа) … Русский орфографический словарь

Гаврош - (лит. персонаж) …

гаврош - (2 м), Тв. гавро/шем (уличный мальчишка; женская причёска) … Орфографический словарь русского языка

Книги

  • Гаврош , Гюго В.. "Гаврош" и"Козетта"-отрывки из романа В. Гюго" Отверженные"-изучаются на уроках литературы в 5-7 классах. В книге даны избранные главы…
  • Гаврош , Виктор Гюго. "Гаврош" и "Козетта" - отрывки из романа В. Гюго "Отверженные"- изучаются на уроках литературы в 5-7 классах. В книге даны избранные главы…

Вся сюжетная линия романа Гюго «Отверженные» это крик страдающей за гуманность и человеколюбие души, это ода благородным и мужественным поступкам, это хвалебная песнь милосердию. Одна из частей романа — история Гавроша — повествует о судьбе маленького незаметного человечка с большой душой и горькой, но достойной судьбой. Мальчишка этот есть олицетворение Парижа, истерзанного революцией и бедностью.

Судьба Гавроша

Гаврош — беспризорник парижских подворотен. Сын трактирщика Тенардье, человека жестокого и вороватого, впоследствии — уголовника.

...Там, в убогой лачуге, жила семья весёлого мальчугана. Он приходил, видел вокруг горе и нищету, но что всего печальнее – он не видел здесь ни одной приветливой улыбки; холоден был пустой очаг, и холодны были сердца. Когда он появлялся, его спрашивали: «Откуда ты?» Он отвечал: «С улицы». Когда он уходил, его спрашивали: «Куда ты?» – «На улицу», – отвечал он. А мать кричала ему вслед: «И что тебе здесь было нужно?». Мальчик жил, не видя любви и заботы, точно бесцветная травка, которая растёт в погребах. Он не страдал от этого и никого не винил...

При живых родителях этот никому не нужный мальчуган лет 7-11 оказывается на улице среди подобных ему, в народе прозванных «гаменами». Он вынужден перебиваться копеечными подработками и мелким воровством, чтобы прокормиться. Ему не удаётся каждый день отобедать и выспаться на чистом ложе, но он свободен и ценит свою независимость. С началом республиканского восстания Гаврош присоединяется к революционерам. Он сражается с ними, шутя, собирает под обстрелами на поле битвы патроны и погибает от пули на баррикаде.

Жизнь и смерть Гавроша проходит почти вне основного сюжета. Пересекаясь с основными персонажами романа, он не влияет на их судьбы и не участвует в их взаимоотношениях. Разве что в одном случае, когда относит письмо Мариуса к его возлюбленной Козетте, но, поторопившись, вручает его Жану Вальжану. Благодаря этой ошибке глаза приёмного отца девушки открываются на серьёзные отношения между молодыми людьми. Жан отправится на баррикаду, где в сражении задействован Мариус, и спасёт его жизнь.

Характер Гавроша

Между главным героем Жаном Вальжаном и мальчишкой-бродяжкой Гаврошем можно провести тонкую параллель — оба они воплощают наиценнейшие черты «отверженных» от общества людей: чистоту нравов и поступков, независимость, милосердие, любовь к ближнему, самоотверженность. Гаврош, находясь в тесном контакте с разбойниками, не принимает участие в налётах и грабежах, но с готовностью помогает бежать арестованному из тюрьмы. А, увидев кошелёк, набитый деньгами в руках преступника, выкрадывает его, чтобы подбросить бедняку, что на самом деле достоин помощи. Встретив на улице двух голодных и оборванных беспризорных мальчишек, Гаврош зовёт их в своё укрытие — в незаконченную деревянную скульптуру большого слона, расположенную на площади Бастилии. Будучи ещё совсем ребёнком, он берёт на себя ответственность за найдёнышей и заботится о них, как сформировавшийся взрослый человек, хотя и не узнаёт в чумазых личиках своих младших братьев.

Смерть Гавроша

...В то мгновение, когда Гаврош очищал патронташ лежащего у тумбы убитого сержанта, в труп попала пуля. – Что за чёрт! – воскликнул Гаврош. – Моих покойников убивают!

Вторая пуля выбила искры из мостовой подле него, а третья опрокинула его корзинку. Гаврош огляделся и увидел, что стреляют с перекрёстка. Он встал, выпрямился во весь рост, тряхнул головой и, устремив насмешливый взгляд на стрелявших в него солдат, весело и задорно запел песенку. Затем поднял корзинку, собрал все выпавшие патроны и, подойдя ближе к стрелкам, стал опоражнивать ещё один патронташ.

Мимо прожужжала четвёртая пуля, а Гаврош продолжал петь. И на пятую он ответил песенкой.

Зрелище было страшное и прекрасное. Гаврош стоял под выстрелами и дразнил стрелявших. Казалось, он развлекается от души. Это был воробышек, клевавший охотников. На каждый выстрел он отвечал новым куплетом. В него целились непрерывно и не могли попасть. Солдаты смеялись, стреляя в него. Он ложился, вскакивал, прятался где нибудь в подворотне, появлялся вновь, убегал, прибегал, смеялся над картечью, показывал «длинный нос», а попутно опустошал патронташи и собирал патроны. Товарищи, дрожа от страха, следили за ним с баррикады, а он всё пел. Пули гнались за ним, но он был проворнее их. Он играл в прятки со смертью.

Но вот одна пуля, меткая и коварная, настигла храброго мальчугана. Гаврош зашатался и упал. С баррикады раздался крик ужаса. Гаврош приподнялся, тонкая струйка крови стекала по его лицу. Он поднял обе руки кверху, взглянул в ту сторону, откуда раздался выстрел, и снова запел. Но кончить куплет ему не удалось: вторая пуля навеки оборвала его песенку. На этот раз он упал лицом на мостовую и затих.

Маленький мальчик и большой герой был убит...

проблема чести и долга в повести капитанская дочка

Честь нельзя отнять, ее можно потерять. (А. П. Чехов)

В конце двадцатых - начале тридцатых годов А. С. Пушкин обращается к изучению русской истории. Его интересуют великие личности, их роль в становлении государства, а также вопрос, кто или что движет историю: массы или личность. Именно это заставляет писателя обратиться к актуальной теме крестьянских выступлений. Результатом его трудов стали произведения - "История Пугачева", "Капитанская дочка", Дубровский", "Медный всадник". Историческая повесть "Капитанская дочка" была написана А. С. Пушкиным в 1833-1836 годы. В основе сюжета - жестокое столкновение двух противоположных миров: мира дворянства и мира крестьян во главе с Емельяном Пугачевым. На фоне этих событий и повествуется о любви молодого дворянина Петра Андреевича Гринева к дочери коменданта Белогорской крепости Маше Мироновой. Центральной проблемой произведения является проблема чести и долга, о чем свидетельствует эпиграф: "Береги честь смолоду", который, как мы увидим дальше, повсюду будет определять жизнь главного героя. Первый раз Гринев поступил по чести, вернув карточный долг, хотя Савельич и отговаривал его от такого шага. Но врожденное благородство дворянина и тут взяло верх. Человек чести, Петр Андреевич всегда добр и бескорыстен. Он запросто может пожаловать заячий тулуп со своего плеча какому-то бродяге воровской внешности. Как окажется позднее, этот поступок спас ему и его слуге жизнь. Здесь Пушкин проводит мысль о том, что истинное добро никогда не останется неоцененным; добрым и честным людям гораздо легче существовать, нежели злым и корыстным. Приезд в Белогорскую крепость также ознаменовался многими изменениями в миропонимании Петра Андреевича. Здесь он встречается с Машей Мироновой, здесь между ними вспыхивает нежное чувство. Гринев поступил как истинный офицер и дворянин, вступившись за честь любимой девушки и вызвав на поединок Швабрина. Образ Швабрина прямо противоположный образу Гринева. По своему положению он относится к гвардейскому офицерству. Блестяще образованный светский человек, тем не менее, по своему характеру очень беспринципный. Мы мало знаем о его прошлом: карьера его сломлена в результате "смертоубийства", надежд на возвращение в Петербург нет. Швабрин примкнул к восстанию исключительно ради собственной выгоды, потому что иначе его бы ждала виселица. Поступившись таким образом дворянской честью, Швабрин влился в ряды бунтовщиков, хотя цели восстания ему были абсолютно чужды. Во время самого бунта особенно ярко проявились нравственные качества всех его участников. Чего стоит истинный героизм капитана Миронова и его жены, которые предпочли смерть служению самозванцу. Они до конца выполнили свой долг. Так же поступил и Петр Андреевич, чем вызвал уважение со стороны Пугачева. Постепенно раскрывая образ предводителя крестьянского восстания, Пушкин дает нам понять, что и Пугачеву не чужды понятия чести и долга. Он сумел оценить эти качества в Гриневе и во всем ему благодетельствовал. Исключительно стараниям Пугачева Петр Андреевич и Маша обрели друг друга. Впоследствии даже сам Гринев сумел увидеть и оценить в бунтаре и самозванце человека чести, которому присуще и чувство долга. В этом состоит главное отличие Гринева-сына от старика Гринева, для которого важнее всего были честь и долг офицера-дворянина. Гринев-младший сумел расширить эти понятия до их общечеловеческого значения и не отказал в человечности такому, казалось бы, чуждому ему человеку, как Пугачев. Дружба с предводителем крестьянского восстания должна была бы самым отрицательным образом повлиять на судьбу героя. И действительно, мы видим, как по доносу его арестовывают и уже готовятся отправить на эшафот вслед за Пугачевым.