Где григорович. Жизнь его – балет Григорович Юрий Николаевич

На протяжении многих лет упоминание о балете Большого театра связывалось в нашем сознании с его именем.

Юрий Григорович родился 2 января 1927 года. Он был племянником известного в прошлом танцовщика Георгия Розая, артиста Мариинского театра, участника «Парижских сезоно» в в антрепризе Сергея Дягилева. Еще ребенком он мечтал стать хореографом – сочинял и записывал в дневниках балеты по сюжетам любимых книг.

Окончив в 1947 году Ленинградское хореографическое училище, Григорович в течение пятнадцати лет выступал на сцене и имел репутацию незаурядного характерного танцовщика. Интересно, что в первый же год его поступления в театр там шли репетиции балета «Весенняя сказка», который ставил Федор Васильевич Лопухов – балетмейстер, оказавший большое влияние на дальнейшее творческое развитие Григоровича.

Но исполнительская карьера не могла в полной мере удовлетворить его творческих устремлений. Он решил попробовать свои силы сначала в детской студии. Первым спектаклем, поставленным им для детей в Ленинградском Доме культуры имени А.М. Горького в 1948 году, был «Аистенок», который впоследствии в течение многих лет остался в репертуаре студии. Были поставлены Григоровичем и другие детские спектакли, среди которых сразу завоевали любовь юных зрителей «Семеро братьев» по сказке «Мальчик с пальчик» и «Вальс-фантазия» на музыку Глинки.

Наконец состоялся и его дебют как балетмейстера в Кировском театре. В 1957 году в репертуар решено было ввести экспериментальный спектакль, чтобы дать молодежи возможность проявить себя. Это была постановка балета «Каменный цветок ». Первоначально Юрию Григоровичу отводилось место ассистента балетмейстера, а ставить спектакль должен был известный хореограф Константин Сергеев.

Однако Григорович предложил к рассмотрению художественного совета Кировского театра свой вариант оригинальной и интересной постановки. Она и была ему доверена. Юрия Григоровича поддерживал Федор Лопухов, бывший в то время художественным руководителем Кировского балета. Дебют удался. Григоровичу удалось удивительно органично ввести национальные русские элементы в ткань классического танца – так, что они не выглядели чужеродными.

Возможность поставить следующий спектакль Григоровичу представилась лишь через несколько лет, в 1961 году. Этим спектаклем, постановку которого Григорович осуществил менее чем за два месяца, была «Легенда о любви » А. Меликова. Балетмейстер вновь использовал национальные мотивы в спектакле – на этот раз он применил тонкую восточную стилизацию. Григорович применил необычный прием: финалы всех эпизодов спектакля он сделал статичными, напоминающими старинные персидские миниатюры. Внешнее действие отступало на второй план, выдвигая вперед внутреннюю, психологическую логику характеров и их взаимоотношений. Интересным был также прием, впоследствии неоднократно использованный и постоянно развиваемый Юрием Григоровичем, – сценический хореографический монолог одного из персонажей, который углублял психологизм характера героя.

Спектакль был перенесен на сцену Большого театра, как и «Каменный цветок». Казалось бы, Кировский театр должен был дать возможность развиваться таланту балетмейстера, однако ситуация складывалась не в пользу Юрия Григоровича.

О нем заговорили – многие уже были уверены, что он найдет выход из творческого кризиса, охватившего советскую хореографию сталинского образца. Адепты старого драмбалета были недовольны. Молодая поросль внутри театра и на страницах газет, наоборот, приветствовала его поиски «симфонического танца». Григорович привел советский балет в эстетическое соответствие со временем «оттепели». В его спектаклях нравился отказ от прямой иллюстративности за счет режиссерских и пластических обобщений. Но театральное начальство было недовольно, перспектив для себя в Кировском театре Григорович не видел.

Он не побоялся круто изменить свою жизнь и уехать в далекий Новосибирск ради того, чтобы иметь возможность ставить спектакли. Это был первый его отъезд в провинцию, второй состоялся несколькими десятилетиями позже.

В Новосибирске балетмейстер пробыл около двух лет. Самыми значительными его постановками на сцене Новосибирского театра оперы и балета были «Каменный цветок» и первая редакция «Лебединого озера». В 1963 году Юрия Григоровича пригласили в Москву для постановки в Большом театре балета «Спящая красавица». Фактически с этого спектакля началась его многолетняя работа в Большом театре.

Его постановка была по своему духу близка первоначальному решению Мариуса Петипа и Льва Иванова. Он стремился подчеркнуть театральность музыки, театральность хореографии Петипа, создать спектакль-парад хореографических шедевров, спектакль во славу танца, блистательное гала-представление. В целом спектакль получился блистательным, изысканным, но лишенным присущей остальным произведениям Григоровича яркой эмоциональности.

Через десять лет Григорович вновь вернулся к работе над «Спящей красавицей». На этот раз его трактовка представляла собой смешение сказочного и реального, воплощая конфликт мечты и действительности, чему соответствует и сценография спектакля: сцена визуально постоянно делится на две половины, в одной из которых происходит действие «реального» плана, в другой – «сказочного».

В 1964 году он стал руководителем балетной труппы Большого театра, получив широкую возможность реализовать творческие замыслы.

Первым спектаклем, поставленным Григоровичем в качестве главного балетмейстера Большого театра, был «Щелкунчик». В отличие от прежних своих спектаклей, где он намеренно избегал примет быта, романтизируя сценическую обстановку, «Щелкунчик» овеян духом домашнего очага, семейного праздника, на фоне которого разворачиваются основные события балета.

Многие сценические решения этого балета были подготовлены предыдущими постановками Григоровича, использование хореографических монологов, лаконическое решение сценического оформления спектакля, внутреннюю психологическую логику развития сюжета можно было проследить уже в ранних постановках балетмейстера. Однако в «Спартаке», во многом благодаря героической теме, все эти творческие находки смогли проявиться более ярко и полно.

После триумфа «Спартака» Григорович вновь обратился к постановке классики балетной сцены – «Лебединому озеру». Он максимально сохранил лучшие части первоначальной хореографии, заново поставив первую картину, сцену бала и последний акт. Он ставил балет не как красивую сказку и не как романтико-фантастическую историю, а старался раскрыть философский смысл сюжета, показать борьбу добра со злом, внутренние коллизии, проблему выбора. Случилась, правда, и неувязка – Григорович мечтал сделать трагический финал балета, но министр культуры Фурцева потребовала оптимизма. В результате Одетта много лет не погибала, а воссоединялась с Принцем. Впоследствии никто не мешал ему закончить спектакль по собственному желанию.

С 1969 по 1975 год Юрий Николаевич Григорович не ставил оригинальных балетов. Это был период раздумья, осмысления накопленного опыта – и творческого, и жизненного. В результате Григорович обратился к истории и поставил балет «Иван Грозный ». В рамках балетного спектакля передать всю сложность исторической эпохи в многообразии ее событий просто невозможно, поэтому Юрий Григорович избрал путь углубленного психологизма своих героев, раскрытия исторического времени через эмоциональный внутренний мир.

Затем он обратился к современности, поставив балет из советской жизни «Ангара» по мотивам пьесы Арбузова «Иркутская история». Большой театр никогда не мог оставаться вне политики, и указание о постановке «советского балета», полностью злободневного по своей тематике, исходило от партийного руководства.

По-своему, во многом противоречиво, поставил Григорович спектакль «Ромео и Джульетта». Несколько необычна и спорна трактовка балетмейстером финала балета, отступающая от шекспировского текста, – Джульетта просыпается, когда Ромео еще жив. Однако он уже принял яд, и юные влюбленные обречены.

Балет Дмитрия Шостаковича «Золотой век», впервые поставленный в 1939 году, имел неудачную судьбу, в основном из-за плакатно-схематического содержания. Григорович в 1982 году поставил этот балет по новому сценарию. В этой постановке Григорович смог соединить на сцене лирику и гротеск, сатиру, раскрыть приключенческий, авантюрный сюжет в сочетании классического танца с акробатическим.

Григорович перенес место действия в советскую Россию, и индустриальная немецкая выставка «Золотой век» превратилась в нэпманский ресторан с тем же названием. Соответственно изменились и герои. Такая подача материала была ближе и понятнее и автору, и зрителям, давала богатые возможности для создания разнообразных сценических характеров средствами танца.

После «Золотого века» Григорович вновь обратился к классике балетной сцены – к балету «Раймонда», поставленному еще Мариусом Петипа. И вновь он, первоначально собираясь выступить лишь в роли реставратора старинного балета, фактически создал его новую постановку, не нарушив при этом общей хореографической концепции Петипа. Григоровичу пришлось с помощью ленинградских специалистов в области балета провести настоящее исследование по восстановлению первоначальной редакции «Раймонды» во всех подробностях. В результате получилась фантазия на тему «Раймонды» Петипа, видение современным балетмейстером старого шедевра хореографии сквозь призму собственного восприятия.

Казалось бы, творческая судьба Юрия Григоровича блестяща и безоблачна. Триумфальные постановки в Москве и за рубежом, внимание специалистов всего мира, новые работы, множество других творческих планов. Счастливый творческий и семейный союз с прекрасной балериной Натальей Бессмертновой , верной соратницей и единомышленницей в театре и надежной опорой в жизни.

Но в театре назрел очередной конфликт. Одной из причин было то, что Григорович отправил на заслуженную пенсию несколько солистов Большого театра. Он считал, что после сорока пяти лет появляться на сцене не стоит даже очень техничной балерине. Скорее всего, он был прав – официальным возрастом ухода на пенсию в России считается 38 лет, а в Америке – даже 32. В результате в 1995 году Юрий Григорович покинул Большой театр. Значительная часть труппы была не согласна с таким положением, и вскоре в знак протеста был сорван один из спектаклей, однако это не привело ни к каким результатам.

Григорович вновь обратился к провинциальной, на этот раз к краснодарской сцене. В 1996 году он возглавил балетную труппу Краснодара. И одна за другой пошли премьеры: в январе 1997 года – «Лебединое озеро», через месяц с небольшим – «Жизель», в мае – «Шопениана», в октябре – «Щелкунчик», в апреле 1998 года «Раймонда», приуроченная к 100-летию создания балета. В сентябре 1999 года был поставлен «Дон Кихот», в 2000 году Григорович воссоздал в Краснодаре еще два своих шедевра – «Спартак» и «Ромео и Джульетта», а за ними – «Золотой век», «Тщетная предосторожность», «Баядерка», «Каменный цветок», «Корсар»…

Балетмейстера приглашают во многие театры. Его последний проект – «Тщетная предосторожность» для учеников Московского хореографического училища, остроумный и веселый балет. В том, что титулованный балетмейстер, лауреат многих премий, работает с молодежью, есть особый смысл – только так и должно рождаться будущее российского балета.

Д. Трускиновская

Заслуженный артист РСФСР (1957), народный артист РСФСР (1966), народный артист СССР (1973), лауреат Ленинской премии (1970), лауреат Государственной премии СССР (1977, 1985), Герой Социалистического Труда (1986), профессор. Окончил ЛХУ в 1946 (ученик А. Писарева, В. Пономарева, А. Пушкина, Б. Шаврова, А. Лопухова), актерский факультет ГИТИСа (1965).

В 1946-61 годах в Театре им. Кирова. Первый исполнитель партий: Ретиарий («Спартак»), Северьян; Цветной юноша («Тропою грома»), Паяц («Щелкунчик»), Вестник («Тарас Бульба»), Охотник («Красный цветок»), русская пляска («Медный всадник»); др. партии: Ли Шанфу, Шурале; Николай («Татьяна»), Жером («Пламя Парижа»), Нурали, Юноша («Бахчисарайский фонтан»), Божок («Баядерка»), Ганс («Жизель»), Шут («Ромео и Джульетта»), Шут («Медный всадник»), Кот в сапогах («Спящая красавица»), украинский танец («Конек-Горбунок»), китайский танец («Щелкунчик»), Половчанин («Половецкие пляски» из оперы «Князь Игорь»), Пан («Вальпургиева ночь» из оперы «Фауст»). Дебютировал как балетмейстер, поставил балеты «Аистенок» (1948), «Семеро братьев» (1950) в ЛДК им. А. М. Горького.

В 1961-64 балетмейстер Театра им. Кирова, где поставил балеты «Каменный цветок » (1957), «Легенда о любви» (1961).

С 1964 главный балетмейстер Большого театра, где им созданы: «Щелкунчик» (1966), «Спартак» (1968), «Иван Грозный» (1975), «Ангара» (1976), «Ромео и Джульетта» (1979), «Золотой век» (1982); осуществлены новые редакции балетов: «Спящая красавица» (1963, 1973), «Лебединое озеро» (1969), «Раймонда» (1984); возобновлены: «Каменный цветок» (1959), «Легенда о любви» (1965).

Характерно-гротесковый танцовщик академической школы танца, он отличался высоким прыжком с баллоном, мягкой, выразительной пластикой. Среди его бесспорных удач роли Божка, Шурале, Северьяна, Ретиария; в каждую роль он внес свои психологические и эмоциональные нюансы.

К концу 50-х гг. искусство «драмбалета» пришло к своему логическому концу. Чтобы всколыхнуть творческую атмосферу, дать толчок новому развитию советской хореографии, нужен был «смелый молодой талант, не зараженный предрассудками прошлых лет». Так считал Ф. Лопухов, поручив Григоровичу поставить «Каменного цветка».

Григорович оправдал его надежды. «Каменный цветок» положил начало новому развитию советского балета. Лопухов писал: «Появился новый балетмейстер-художник современного танца. Современного в смысле поисков, выражения идей и образов, а также форм выразительности, позволяющих донести эти идеи и эти образы зрителям. Появился балетмейстер, который в балете превыше всего чтит танец, верит в него как в суть своего творчества, видит в нем источник своей поэзии. . . Григорович ищет путей к созданию симфонически развитых танцевальных форм».

В балете «Легенда о любви» «виден большой рост Григоровича как художника» (Ф. Лопухов). Д. Шостакович писал, что балетмейстер «с подкупающей выразительностью решил в своем спектакле сложную тему человеческого подвига, человеческих взаимоотношений и поступков. . . Глубокие гуманистические идеи выражены в хореографии образной, самобытной, открывающей, я думаю, новый этап в развитии советского балетного театра». «Балеты Григоровича симфоничны и театральны одновременно... Самые сложные переплетения хореографических лейтмотивов, пластические отклики и отзвуки кордебалета, вся полифония танца органически связана с непрерывным развитием танцевальной драмы. Драматургия и симфонизм балетов Григоровича неразрывны... Логика симфонического развития танца всегда соединена с логикой развития действия...» (Б. Львов-Анохин).

Родители и родные, их роль в судьбе артиста

Отец - Николай Евгеньевич Григорович был служащим. Мать - Клавдия Альфредовна Григорович (Розай) вела домашнее хозяйство.
Родители Ю.Н.Григоровича с искусством связаны не были, но любили его и относились к нему очень серьезно. Дядя Юрия Николаевича по матери - Г.А.Розай был видным танцовщиком, выпускником петербургской балетной школы, участником парижских сезонов в антрепризе С.Дягилева. Это и повлияло на интерес мальчика к балету, и потому его отдали учиться в знаменитое Ленинградское хореографическое училище (ныне Государственная академия хореографического искусства имени А.Я.Вагановой).

Солист балета

После окончания хореографического училища в 1946 году Ю.Н.Григорович был зачислен в балетную труппу Государственного академического театра оперы и балета имени С.М.Кирова (ныне Мариинский театр), где он проработал солистом до 1961 года. Здесь он исполнял характерные танцы и гротесковые партии в классических и современных балетах.

Балетмейстер и хореограф

Сочинять танцы начал в балетной студии Ленинградского Дворца культуры имени А. М. Горького. Здесь в 1947 году он поставил свои первые балеты - «Аистёнок» Д. Д. Клебанова и «Славянские танцы» А. Дворжака, а в 1948 году - «Семеро братьев» на музыку А. Е. Варламова. В Театре оперы и балета им. С. М. Кирова дебютировал как постановщик танцев в операх, в 1957 году появился его первый полномасштабный балет, ставший поворотным пунктом для развития хореографического искусства второй половины XX века. В 1961-1964 - балетмейстер Ленинградского театра оперы и балета им. Кирова.
В 1965 году окончил Государственный институт театрального искусства имени А. В. Луначарского (ГИТИС).

Главный балетмейстер Большого театра

В 1964-1995 годах - главный балетмейстер Большого театра - период наивысшего художественного расцвета труппы, завоевание театром мирового признания и авторитета. «Bolshoi Ballet» совершил около ста триумфальных международных турне, закрепив лидерство русской классической школы балета. В 1991-1994 годах также руководил основанной им труппой «Большой театр - студия Юрия Григоровича». В 1993-1995 гг. сотрудничал с балетной труппой Башкирского государственного театра оперы и балета.

Работа за рубежом и других российских сценах

В 1995 году покинул Большой театр и начал работать с различными российскими и зарубежными коллективами. В 1996 году осуществил первую постановку в Краснодаре - сюиту из балета «Золотой век» Д. Шостаковича. Сотрудничество с новым коллективом (ныне Краснодарский Театр балета Юрия Григоровича) успешно продолжается и по сей день. C 2007 года руководит Краснодарским театром балета.

Возвращение в Большой театр

В феврале 2008 года Юрий Григорович принял предложение руководства Большого театра стать штатным хореографом труппы (балетмейстером, в обязанности которого входит контроль над исполнением своих балетов в текущем репертуаре, вводы новых солистов, корректировки, перенос спектаклей на основную сцену после ее открытия, участие в гастролях - при необходимости адаптации спектаклей к новым площадкам).

Досуг и пристрастия

Как и всякий выдающийся творец искусства, Ю.Н.Григорович очень требователен в работе, благодаря чему неизменно повышается художественный уровень трупп, с которыми он работает. Вместе с тем он чуткий и отзывчивый человек, заботящийся о своих артистах, добрый товарищ. В свободные часы он любит читать, посещать музеи, проводить время в кругу друзей. Из композиторов особенно любит П.И.Чайковского и С.С.Прокофьева, из писателей - А.С.Пушкина, Л.Н.Толстого, А.П.Чехова. Любит путешествовать и изучать старину.

Юрий Николаевич Григорович

балетмейстер, хореограф-постановщик Государственного академического
Большого театра России, Народный артист СССР (1973 г.)

Юрий Николаевич Григорович родился 2 января 1927 года в Ленинграде.
Отец - Николай Евгеньевич Григорович был служащим.
Мать – Клавдия Альфредовна Григорович (Розай) вела домашнее хозяйство.
Супруга – Бессмертнова Наталья Игоревна (1941-2008), выдающаяся русская балерина, солистка Государственного академического Большого театра, Народная артистка СССР.
Родители Ю.Н.Григоровича с искусством связаны не были, но любили его и относились к нему очень серьезно.
Дядя Юрия Николаевича по матери – Г.А.Розай был видным танцовщиком, выпускником петербургской балетной школы, участником парижских сезонов в антрепризе С.Дягилева. Это и повлияло на интерес мальчика к балету, и потому его отдали учиться в знаменитое Ленинградское хореографическое училище (ныне Государственная академия хореографического искусства имени А.Я.Вагановой).
После окончания хореографического училища в 1946 году Ю.Н.Григорович был зачислен в балетную труппу Государственного академического театра оперы и балета имени С.М.Кирова (ныне Мариинский театр), где он проработал солистом до 1961 года. Здесь он исполнял характерные танцы и гротесковые партии в классических и современных балетах. Его роли того времени:
- Половчанин в опере «Князь Игорь» А.П.Бородина;
- Нурали в «Бахчисарайском фонтане» Б.В.Асафьева;
- Шурале в «Шурале» Ф.З.Яруллина;
- Северьян в «Каменном цветке» С.С.Прокофьева;
- Ретиарий в «Спартаке» А.И.Хачатуряна и другие.
Несмотря на успехи в танцевальном искусстве, молодого артиста тянуло к самостоятельной балетмейстерской работе, к сочинению танцев и к постановке больших спектаклей.
Совсем юношей, в 1948 году он поставил в Ленинградском Доме культуры имени А.М.Горького балеты «Аистенок» Д.Л.Клебанова и «Семеро братьев» на музыку А.Е.Варламова. Спектакли удались и обратили внимание специалистов на начинающего хореографа.
Однако подлинный успех пришел к Ю.Н.Григоровичу после постановки им на сцене театра им. С.М.Кирова балетов «Каменный цветок» С.С.Прокофьева (по сказу П.Бажова, 1957) и «Легенда о любви» А.Меликова (по пьесе Н.Хикмета, 1961).
Позднее эти спектакли были перенесены на сцену Большого театра (1959, 1965).
Ю.Н.Григорович ставил «Каменный цветок» также в Новосибирске (1959), Талине (1961), Стокгольме (1962), Софии (1965) и других городах. «Легенду о любви» – в Новосибирске (1961), Баку (1962), Праге (1963) и других городах.
Спектакли эти имели оглушительный успех, положили начало дискуссии о путях развития отечественного балета, они ознаменовали начало нового этапа в развитии нашего балетного театра.

Оба эти спектакля оформлены выдающимся театральным художником С.Б.Вирсаладзе, сотрудничающим с Ю.Н.Григоровичем до самой своей кончины в 1989 году. С.Б.Вирсаладзе досконально знал хореографическое искусство и был художником изысканного, тонкого вкуса, создавая декорации и костюмы поразительной красоты. Оформленные им спектакли Ю.Н.Григоровича отличаются цельностью изобразительного решения, волшебством живописного колорита. Про С.Б.Вирсаладзе справедливо говорили, что он одевает не столько персонажей спектакля, сколько сам танец. Успех спектаклей Ю.Н.Григоровича в значительной мере определялся его постоянным содружеством с этим замечательным художником.

И еще одно важное обстоятельство. Вместе со спектаклями Ю.Н.Григоровича вступило в жизнь новое поколение талантливых исполнителей, определивших достижения нашего балета в последующие десятилетия. В Ленинграде это – А.Е.Осипенко, И.А.Колпакова, А.И.Грибов, в Москве – В.В.Васильев и Е.С.Максимова, М.Л.Лавровский и Н.И.Бессмертнова и многие другие. Все они выросли на спектаклях Ю.Н.Григоровича. Исполнение ведущих ролей в его балетах явилось этапом в их творческом пути.

Юрий Григорович и балерина Наталья Бессмертнова во время репетиции


После яркого балетмейстерского дебюта Ю.Н.Григорович был назначен сначала балетмейстером театра им. С.М.Кирова (с 1961 по 1964 год), а затем приглашен в качестве главного балетмейстера в Большой театр (с 1964 по 1995 год), в 1988-1995 годах он назывался художественным руководителем балетной труппы.

В Большом театре Ю.Н.Григорович кроме «Каменного цветка» и «Легенды о любви» поставил еще двенадцать спектаклей.
Первым из них стал «Щелкунчик» П.И.Чайковского (1966). Этот балет претворен им не как детская сказка, а как философско-хореографическая поэма с большим и серьезным содержанием. Весь спектакль в декорациях и костюмах С.Б.Вирсаладзе отличается чарующей волшебной красотой, которая становится символом утверждаемого на сцене добра. Он имел огромный успех и до сих пор идет на сцене театра.

Дальнейшее развитие творчество Ю.Н.Григоровича получило в постановке балета «Спартак» А.И.Хачатуряна (1968). Балетмейстер создал героико-трагедийное произведение о счастье борьбы за свободу.

Успех Ю.Н.Григоровича здесь разделили художник С.Б.Вирсаладзе и замечательный состав исполнителей. Спартака танцевали В.В.Васильев и М.Л.Лавровский, Фригию – Е.С.Максимова и Н.И.Бессмертнова, Эгину – Н.В.Тимофеева и С.Д.Адырхаева. Но подлинным открытием стал М.Э.Лиепа в роли Красса. М.Э.Лиепа, прославившийся до этого как выдающийся классический танцовщик, здесь создал образ, поразивший единством танцевального и актерского мастерства.

«Спартак» Ю.Н.Григоровича в 1970 году был удостоен высшей награды – Ленинской премии. Это пока единственное произведение балетного театра, получившее Ленинскую премию.
Показанный в США и в ряде европейских стран, спектакль всюду имел ошеломляющий успех. Ю.Н.Григорович получил мировое признание. Балетмейстер ставил его потом на многих сценах в нашей стране и за рубежом.
А в Большом театре «Спартак» идёт уже около 40 лет, украшая его репертуар. В нем сменилось несколько поколений артистов, и для каждого из них участие в этом спектакле имело этапное значение в их творческом росте.

Творчество Ю.Н.Григоровича было продолжено в «Иване Грозном» на музыку С.С.Прокофьева, осуществленном в Большом театре в 1975 году. Открытием этого спектакля стал артист Ю.К.Владимиров, для которого хореограф сочинил партию главного героя, которую тот исполнил с поистине трагедийной силой.
В 1976 году Ю.Н.Григорович поставил «Ивана Грозного» в парижской Опере.

Ю.Н.Григорович создал спектакли на современную тему.
В 1976 году он поставил в Большом театре балет «Ангара» А.Я.Эшпая, созданный по пьесе А.Н.Арбузова «Иркутская история», в те годы очень популярной в нашей стране и шедшей на сценах многих театров. Это спектакль о современной молодежи, поднимающий нравственные проблемы, раскрывающий становление личности, отношения индивида и коллектива.
За удачное художественное решение в балете «Ангара» современной темы Ю.Н.Григорович был удостоен в 1977 году Государственной премии СССР.
Вторую Государственную премию он получил в 1985 году за создание ряда праздничных хореографических действий.

Другой спектакль Ю.Н.Григоровича, связанный с современностью, – это «Золотой век» Д.Д.Шостаковича, поставленный в Большом театре в 1982 году. Впервые этот балет Д.Д.Шостаковича был показан в 1930 году в постановке других балетмейстеров, но успеха не имел из-за плохого, наивного сценария. Ю.Н.Григорович создал совершенно новый сценарий. В партитуру были введены эпизоды из других сочинений Д.Д.Шостаковича

Исполнительским открытием этого спектакля стал Гедиминас Таранда в образе двуличного главного героя Яшки, главаря банды, он же – месьё Жак. Новыми гранями заблистало дарование Н.И.Бессмертновой в главной женской роли Риты.

В декорациях и костюмах С.Б.Вирсаладзе удалось сочетать приметы современности с условностью хореографического действия. Костюмы легки, танцевальны, красивы и вместе с тем напоминают одежду современной молодежи.

До сих пор речь шла о новых балетах, впервые созданных Ю.Н.Григоровичем. Но в его творчестве большое место занимают также постановки классики. Он поставил все три балета П.И.Чайковского.
В «Щелкунчике» старая хореография не сохранилась, и потому балетмейстер всю ее сочинил заново.

А в «Лебедином озере» и в «Спящей красавице» ему пришлось столкнуться с проблемой сохранения классической хореографии и вместе с тем развития и дополнения её. Оба эти произведения Ю.Н.Григорович поставил в Большом театре дважды, создавая в каждый раз новую редакцию-версию.

Первая постановка «Лебединого озера» осуществлена Ю.Н.Григоровичем в 1969 году. В балете, созданном П.И.Чайковским, главные герои в конце гибли.

В сценической истории балета этот конец был изменен, и спектакль заканчивался торжеством добра и победой главных героев над злыми силами. Ю.Н.Григорович хотел вернуться к трагическому финалу, удалось осуществить этот замысел лишь в 2001 году в новой постановке «Лебединого озера» в Большом театре.

Из классических балетов Ю.Н.Григорович поставил в Большом театре также:
- «Раймонду» А.К.Глазунова (1984);
- «Баядерку» Л.У.Минкуса (1991);
- «Корсар» А.Адана - Ц.Пуни (1994);
- «Дон Кихот» Л.У.Минкуса (1994), а также осуществил эти балеты, как и «Жизель» А.Адана, в различных городах России и во многих зарубежных странах.

Мая Плисецкая

С Ю.Н.Григоровичем работали все ведущие танцовщики России: его супруга Н.Бессмертнова, а также М.Плисецкая, Е.Максимова, В.Васильев, М.Лиепа и многие другие.

Ю.Н.Григорович трижды ставил балет своего любимого композитора С.С.Прокофьева «Ромео и Джульетта», создав три разные версии.
Сначала он осуществил его в парижской Опере (1978), затем создал на сцене Большого театра (1979) и новую редакцию на сцене Кремлевского Дворца съездов (1999). Этот последний спектакль особенно совершенен, отличается отточенностью и выверенностью всех композиций и танцевальных партий. И он особенно глубок и трагичен. Ю.Н.Григорович отошел даже от шекспировского примирения двух враждующих семей. Мрак и безысходность финала заставляют осознавать трагедийность не только исторического, но и современного мира.

Ю.Н.Григорович, в прошлом артист балета, а затем выдающийся балетмейстер, имеющий ныне мировое имя, является также и педагогом, и крупным общественным деятелем.

В 1974-1988 годах он был профессором балетмейстерского отделения Ленинградской консерватории.
В 1975-1985 годах Ю.Н.Григорович был президентом Комитета танца Международного института театра.
С 1988 года заведует кафедрой хореографии в Московской государственной Академии хореографического искусства.
Профессор Академии Русского балета им. А.Я.Вагановой.
С 1989 года – президент Ассоциации деятелей хореографии.
С 1990 года – президент фонда Русский балет.
В 1991-1994 годах Ю.Н.Григорович – художественный руководитель хореографической труппы «Юрий Григорович балет», показывавшей свои спектакли в Москве, в городах России и за рубежом.
Многие годы он был председателем жюри международных конкурсов артистов балета в Москве, Киеве и Варне (Болгария).
C 1992 года – президент программы «Benois de la danse» под патронатом ЮНЕСКО.
Академик Русской академии искусствознания и музыкального исполнительства.
В ноябре 2004 года стал почетным членом Российской академии художеств.
Народный артист СССР (1973).
Лауреат Ленинской премии (1970), Государственных премий СССР (1977, 1985).
Герой Социалистического Труда (1986).
Награжден Орденом Ленина (1976), орденом «За заслуги перед Отечеством» III (2002) и II степени (2007), орденом Кирилла и Мефодия (1987, Болгария), Орденом Почета (2009, Армения).
Имеет высшую награду Русской академии искусствознания и музыкального исполнительства «Янтарный крест».
Награжден правительственной премией имени Федора Волкова (2002).

Уйдя в 1995 году со штатной работы в Большом театре, Ю.Н.Григорович осуществил множество своих балетов и классических спектаклей в городах России и во многих зарубежных странах, причем каждый раз не механически переносил их на другие сцены, а создавал новые редакции и версии, совершенствуя свои постановки. Он явился пропагандистом русского балета на многих сценах мира.

В 1996 году осуществил первую постановку с новым коллективом в Краснодаре (ныне Краснодарский театр балета) – сюиту из балета «Золотой век» Д.Шостаковича.

В кино экранизированы балеты Ю.Н.Григоровича «Спартак» (1976) и «Иван Грозный» (1977).
Юрий Григорович поставил балет «Ромео и Джульетта» с труппой «Кремлевский балет».

В феврале 2001 года Юрий Григорович вернулся в Большой театр, начав репетиции балета «Лебединое озеро», 2 марта 2001 года состоялась премьера спектакля.

31 августа 2002 года состоялась премьера балета «Золотой век», который Ю.Григорович поставил на сцене Театра музыкальной комедии.

C 2007 года Ю.Н.Григорович руководит Краснодарским театром балета.

В феврале 2008 года Юрий Григорович принял предложение руководства Большого театра стать штатным хореографом труппы (балетмейстером, в обязанности которого входит контроль над исполнением своих балетов в текущем репертуаре, вводы новых солистов, корректировки, перенос спектаклей на основную сцену после ее открытия, участие в гастролях – при необходимости адаптации спектаклей к новым площадкам).

«Каменный цветок» С.С.Прокофьева

12 декабря 2008 года Юрий Григорович представил балет «Каменный цветок» на сцене Московского академического музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко.
К премьере балета была приурочена презентация проекта «Танцующий Григорович». Эта фотовыставка уникальных работ в прошлом блистательного премьера Большого театра, а ныне педагога Леонида Жданова и документальный фильм Леонида Болотина, открывающий зрителям балетмейстера Григоровича в работе.

24 и 25 октября 2009 года на сцене Краснодарского театра Юрий Григорович впервые представил спектакль «Шедевры русского балета». Новый проект Ю.Н.Григоровича включает четыре одноактных балета:
- «Петрушка» Стравинского;
- «Шопениана» Шопена;
- «Видение розы» Вебера;
- «Половецкие пляски» Бородина.

6 ноября 2009 года на сцене Большого театра Юрий Григорович представил один из старейших балетов в мире – «Тщетная предосторожность» Петера Людвига Гертеля в исполнении танцоров Московской государственной академии хореографии.

Творчеству Ю.Н.Григоровича посвящены фильмы «Балетмейстер Юрий Григорович» (1970), «Жизнь в танце» (1978), «Балет от первого лица» (1986), многосерийный телефильм «Юрий Григорович. Роман с Терпсихорой» (1998), книга В.В.Ванслова «Балеты Григоровича и проблемы хореографии» (М. Искусство, 1969, 2-е изд., 1971), альбом А.П.Демидова «Юрий Григорович» (М. Планета, 1987).

Как и всякий выдающийся творец искусства, Ю.Н.Григорович очень требователен в работе, благодаря чему неизменно повышается художественный уровень трупп, с которыми он работает. Вместе с тем он чуткий и отзывчивый человек, заботящийся о своих артистах, добрый товарищ.
В свободные часы он любит читать, посещать музеи, проводить время в кругу друзей.
Из композиторов особенно любит П.И.Чайковского и С.С.Прокофьева, из писателей – А.С.Пушкина, Л.Н.Толстого, А.П.Чехова.
Любит путешествовать и изучать старину.

Все спектакли, созданные Ю.Н.Григоровичем, и у нас, и за рубежом имели восторженные высказывания и оценки многих выдающихся людей.
Приведем только два суждения о его творчестве легендарных деятелей отечественного искусства.

Гениальная балерина Галина Сергеевна Уланова в одном из своих интервью говорила:

«Каков Юрий Николаевич в совместной работе? Одержимый фанатик. Человек огромной работоспособности. Когда ставит новый спектакль, всем бывает нелегко – жесткий, требовательный, придирчивый к себе и другим. И закончив постановку, он продолжает над ней думать, умеет взглянуть на нее как бы со стороны.
Проходит время, и видишь: он что-то изменил, дополнил или, может быть, убрал. Это очень ценно. Каждая партия в балетах Юрия Николаевича решена до мельчайших деталей.
Воплотить все задуманное им, в сложнейших спектаклях дано, с моей точки зрения, только очень талантливым исполнителям. Не случайно в его постановках многие актеры открылись с новых сторон и тем определили свою судьбу».

Гений отечественной музыки Дмитрий Дмитриевич Шостакович говорил:

«В его хореографических образах живет настоящая поэзия. Все лучшее из области хореографии – в смысле соотношения классических традиций и современных средств. Здесь торжествует танец. Все выражено, все рассказано его богатейшим языком – образным, самобытным, открывающим, я думаю, новый этап в развитии советского театра».

Всё созданное Юрием Николаевичем – это наше национальное достояние. Вместе с тем это этап в развитии не только отечественного, но и мирового балетного театра.

2 января 2012 года у Юрия Николаевича юбилей – ему исполнилось 85 лет. Пожелаем ему крепкого здоровья, творческих успехов и долголетия!

Народный артист СССР, Герой Социалистического труда, лауреат Ленинской и Государственных премий, премии Правительства Российской Федерации, кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством» I, II и III степени, почетный гражданин города Варны (Болгария), Кубани

Юрий Григорович - выдающийся хореограф и педагог. Его творчество стало не только национальным достоянием России, но и этапом в развитии мирового балетного театра. Автор одиннадцати оригинальных балетов и собственных редакций практически всех классических балетов, составляющих основу репертуара Большого театра, Григорович открыл двери в большую балетную судьбу многим талантливым исполнителям.

Родился 2 января 1927 года в Ленинграде. Отец - Григорович Николай Евгеньевич был служащим. Мать - Григорович (Розай) Клавдия Альфредовна вела домашнее хозяйство. Супруга - Бессмертнова Наталья Игоревна, народная артистка СССР (1941-2008).

Родители Ю.Н. Григоровича с искусством связаны не были, но любили его и относились к нему очень серьезно. Дядя Юрия Николаевича по матери - Г.А. Розай был видным танцовщиком, выпускником петербургской балетной школы, участником парижских сезонов в антрепризе С. Дягилева. Это в большой мере повлияло на интерес мальчика к балету, и потому его отдали учиться в знаменитое Ленинградское хореографическое училище (ныне Государственная академия хореографического искусства имени А.Я. Вагановой), где он занимался под руководством педагогов Б.В. Шаврова и А.А. Писарева.

Сразу после окончания хореографического училища в 1946 году Ю.Н. Григорович был зачислен в балетную труппу Государственного академического театра оперы и балета имени С.М. Кирова (ныне Мариинский театр), где он проработал солистом до 1961 года. Здесь он исполнял характерные танцы и гротесковые партии в классических и современных балетах. Среди его ролей этого времени - Половчанин в опере «Князь Игорь» А.П. Бородина, Нурали в «Бахчисарайском фонтане» Б.В. Асафьева, Шурале в «Шурале» Ф.З. Яруллина, Северьян в «Каменном цветке» С.С. Прокофьева, Ретиарий в «Спартаке» А.И. Хачатуряна и другие.

Несмотря на успехи в танцевальном искусстве, молодого артиста с самого начала тянуло к самостоятельной балетмейстерской работе, к сочинению танцев и к постановке больших спектаклей. Совсем юношей, в 1948 году он поставил в Ленинградском Доме культуры имени А.М. Горького балеты «Аистенок» Д.Л. Клебанова и «Семеро братьев» на музыку А.Е. Варламова. Спектакли удались и обратили внимание специалистов на начинающего хореографа.

Однако подлинный успех пришел к Ю.Н.  Григоровичу после постановки на сцене театра имени С.М. Кирова балетов «Каменный цветок» С.С. Прокофьева (по сказу П.  Бажова, 1957) и «Легенда о любви» А. Меликова (по пьесе Н. Хикмета, 1961). Позднее эти спектакли были перенесены на сцену Большого театра (1959, 1965). «Каменный цветок» Ю.Н. Григорович ставил также в Новосибирске (1959), Таллине (1961), Стокгольме (1962), Софии (1965) и в других городах; «Легенду о любви» - в Новосибирске (1961), Баку (1962), Праге (1963) и в других городах.

Спектакли эти имели оглушительный успех, вызвали множество публикаций в прессе, положили начало дискуссии о путях развития отечественного балета. Первые зрелые работы Григоровича обобщили завоевания предшествующего балетного театра, подняли его на новый уровень. Они углубили традиции хореографического искусства, возродив забытые формы классики, и вместе с тем обогатили балет новаторскими достижениями. В отличие от односторонне драматизированных балетов-пьес предшествующего периода, где танец нередко приносился в жертву пантомиме, а балет уподоблялся драматическому спектаклю, здесь царит на сцене развитая танцевальность, действие выражается прежде всего танцем. Основой хореографического решения в этих спектаклях был классический танец, обогащенный элементами других танцевальных систем, в том числе народного танца.

Высокого развития у Ю.Н. Григоровича достигают сложные формы симфонического танца (ярмарка в «Каменном цветке», шествие и видение Мехменэ Бану в «Легенде о любви»). Ю.Н. Григорович дает здесь не танцы на ярмарке (как было бы в балетах предшествующего этапа), а ярмарку в танце, не бытовое шествие, а танцевальный образ торжественного шествия. Оба этих спектакля были оформлены выдающимся театральным художником С.Б. Вирсаладзе, который затем сотрудничал с Ю.Н. Григоровичем до самой своей кончины в 1989 году. Костюмы, созданные им, как бы развивают «живописную тему» декорации, оживляя ее в движении и претворяясь в своеобразную «симфоническую живопись», соответствующую духу и течению музыки. Про С.Б. Вирсаладзе справедливо говорили, что он одевает не столько персонажей спектакля, сколько сам танец.

Вместе со спектаклями Ю.Н. Григоровича вступило в жизнь новое поколение талантливых исполнителей, определивших достижения отечественного балета в последующие десятилетия. В Ленинграде это А.Е. Осипенко, И.А. Колпакова, А.И. Грибов, в Москве - В.В.  Васильев и Е.С. Максимова, М.Л. Лавровский и Н.И. Бессмертнова и многие другие. Все они выросли на спектаклях Ю.Н. Григоровича. Исполнение ведущих ролей в его балетах явилось этапом на их творческом пути. Вполне естественно, что после такого яркого балетмейстерского дебюта Ю.Н. Григорович был назначен сначала балетмейстером театра имени С.М. Кирова (в этой должности он проработал с 1961 по 1964 год), а затем приглашен в качестве главного балетмейстера в Большой театр и занимал эту должность с 1964 по 1995 год (в 1988–1995 годах он назывался художественным руководителем балетной труппы).

В Большом театре Ю.Н. Григорович после переноса «Каменного цветка» и «Легенды о любви» поставил еще двенадцать спектаклей. Первым из них стал «Щелкунчик» П.И. Чайковского (1966), который в его трактовке из детской сказки превратился в философско-хореографическую поэму с большим и серьезным содержанием. Ю.Н. Григорович создал здесь целиком новую хореографию на основе полной, без каких-либо изменений партитуры П.И.  Чайковского. Весь спектакль в декорациях и костюмах С.Б. Вирсаладзе отличается чарующей волшебной красотой, которая становится символом утверждаемого на сцене добра. Он имел огромный успех, много положительных отзывов в прессе и до сих пор идет на сцене театра.

Дальнейшее развитие творчество Ю.Н. Григоровича получило в постановке балета «Спартак» А.И. Хачатуряна (1968). Отойдя от первоначального описательно-повествовательного сценария Н.Д. Волкова, Ю.Н. Григорович построил спектакль по собственному сценарию на основе крупных хореографических сцен, чередующихся с танцевальными монологами главных действующих лиц. Подобно тому как в музыкальном искусстве существует жанр концерта для солирующего инструмента (скрипки, фортепиано) с оркестром, Ю.Н. Григорович в шутку говорил, что его постановка - это как бы спектакль для четырех солистов с кордебалетом.

Совместно с композитором А.И. Хачатуряном Ю.Н. Григорович создал новую музыкальную редакцию произведения. Каждый акт заканчивался своеобразной «финальной точкой»: барельефной пластической композицией, как в фокусе собирающей прошедшее действие. Помимо таких статических групп, завершающих каждую картину, в спектакле было еще немало других эффектных моментов. Когда Спартака поднимали на пронзающие его пики воины Красса, зал ахал от силы этого эффекта.

Но успех «Спартака» определился не только яркостью танцевальных и сценическо-постановочных находок, но и его огромной обобщающей силой. Это была не иллюстрация к эпизоду из древней истории, а поэма о борьбе с нашествием и гнетущими силами вообще, о трагической неодолимости зла, о бессмертии героического подвига. И поэтому происходящее на сцене воспринималось удивительно современно.

Успех Ю.Н. Григоровича здесь разделили, как всегда, художник С.Б. Вирсаладзе и замечательный состав исполнителей. Спартака танцевали В.В. Васильев и М.Л. Лавровский, Фригию - Е.С. Максимова и Н.И. Бессмертнова, Эгину - Н.В. Тимофеева и С.Д. Адырхаева. Но подлинным открытием стал М.Э. Лиепа в роли Красса. Уже до этого прославившийся как выдающийся классический танцовщик, здесь он создал образ, поразивший единством танцевального и актерского мастерства.

Как выдающееся произведение отечественного искусства «Спартак» Ю.Н. Григоровича в 1970 году был удостоен высшей награды - Ленинской премии. Это пока единственное конкретное произведение балетного театра, получившее Ленинскую премию. Показанный в США и в ряде европейских стран, спектакль всюду имел ошеломляющий успех. Ю.Н. Григорович получил мировое признание. Балетмейстер ставил его потом на многих сценах в стране и за рубежом. А в Большом театре «Спартак» идет уже почти полвека, украшая его репертуар.

Линия исторического сюжета в творчестве Ю.Н. Григоровича была продолжена в постановке «Иван Грозный» на музыку С.С. Прокофьева, осуществленной в Большом театре в 1975 году. В 1976 году Ю.Н. Григорович поставил этот балет также в Парижской опере. Он сам создал сценарий, а композитор М.И. Чулаки - музыкальную композицию из разных произведений С.С. Прокофьева, в том числе из его музыки к кинофильму «Иван Грозный». В спектакле создается психологически сложный образ личности, проносящей свою идею через множество трудностей. Открытием этого спектакля стал артист Ю.К.  Владимиров, для которого хореограф сочинил партию главного героя, которую тот исполнил с поистине трагедийной силой. Создал Ю.Н. Григорович также и два спектакля на современную тему, воплощение которой в балете имеет особые трудности. Как совместить условность танцевального искусства и балетного театра с обликом человека и реалиями современной жизни? Балетмейстеры не раз спотыкались и терпели неудачи в решении этой задачи. Ю.Н. Григорович решил ее с присущим ему талантом.

В 1976 году он поставил в Большом театре балет «Ангара» А.Я. Эшпая, созданный по пьесе А.Н. Арбузова «Иркутская история», в те годы очень популярной в стране и шедшей на сценах многих театров. Благодаря своим новым творческим принципам, которые предполагают отказ от бытовизма, описательности, заземленности и создание обобщенных танцевально-симфонических образов, Ю.Н. Григоровичу удалось избежать какой-либо фальши в решении современной темы.

За удачное художественное решение современной темы в балете «Ангара» Ю.Н. Григорович был удостоен в 1977 году Государственной премии СССР. Вторую Государственную премию он получил в 1985 году за создание ряда праздничных хореографических действий.

Другой спектакль Ю.Н. Григоровича, связанный с современностью, - это «Золотой век» Д.Д. Шостаковича, поставленный в Большом театре в 1982 году. Впервые этот балет Д.Д. Шостаковича был показан в 1930 году в постановке других балетмейстеров, но успеха не имел из-за плохого, наивного сценария. Поэтому, обратившись к этому произведению, Ю.Н.  Григорович прежде всего создал совершенно новый сценарий. В связи с этим возникла необходимость дополнить и музыку. В партитуру были введены эпизоды из других сочинений Д.Д. Шостаковича: медленные части из Первого и Второго фортепьянных концертов, отдельные номера из «Джаз-сюиты» и другие. Социальный конфликт в спектакле стал раскрываться через столкновение живых человеческих индивидуальностей. Исполнительским открытием спектакля стал Г.Л.  Таранда в образе двуличного главного героя. Новыми гранями заблистало также дарование Н.И. Бессмертновой в главной женской роли. В декорациях и костюмах С.Б. Вирсаладзе удалось сочетать приметы современности с условностью хореографического действия.

В творчестве Ю.Н. Григоровича большое место занимают также постановки классики. Он поставил все три балета П.И. Чайковского. Но в «Щелкунчике» старая хореография не сохранилась, и потому балетмейстер всю ее сочинил заново. А в «Лебедином озере» и в «Спящей красавице» ему пришлось столкнуться с проблемой сохранения классической хореографии и вместе с тем развития и дополнения ее в связи с новой образной концепцией целого. Оба этих произведения Ю.Н. Григорович поставил в Большом театре дважды, создавая в каждый раз новую редакцию-версию.

«Спящую красавицу» Ю.Н. Григорович первоначально воплотил еще до перехода в этот театр на работу - в 1963 году. Но остался неудовлетворенным этой постановкой и вернулся к данному произведению через 10 лет. Балетмейстер бережно сохранил здесь всю классическую хореографию, созданную М.И. Петипа, но дополнил ее новыми эпизодами (танец вязальщиц, царство Карабос и др.).

Первая постановка «Лебединого озера» осуществлена Ю.Н. Григоровичем в 1969 году. В балете, созданном П.И. Чайковским, главные герои в конце гибли. В сценической же истории балета по указанию руководящих инстанций этот конец был изменен, и спектакль заканчивался торжеством добра и победой главных героев над злыми силами. Тогда замысел балетмейстера, связанный с усилением трагедийного начала на протяжении всего произведения, остался воплощенным не полностью. Осуществить его во всей глубине удалось лишь в 2001 году в новой постановке «Лебединого озера» в Большом театре.

Следует отметить удивительное хореографическое совершенство этой постановки. Ю.Н.  Григорович необычайно тактично соединил хореографию Л.И. Иванова, М.И. Петипа, А.А. Горского и свою в единое, непрерывно развивающееся, стилистически однородное целое, в своеобразную хореографическую симфонию, в которой выявляются и характеры героев, и движение драматического действия, и смены эмоциональных состояний, и целостная философская концепция произведения.

Из классических балетов Ю.Н. Григорович поставил в Большом театре также «Раймонду» А.К. Глазунова (1984), «Баядерку» Л.У. Минкуса (1991), «Корсар» А. Адана - Ц. Пуни и «Дон Кихот» Л.У. Минкуса (оба - в 1994 году), а также осуществил эти балеты, как и «Жизель» А. Адана, в различных городах России и во многих зарубежных странах.

Во всех этих постановках он давал практический ответ на широко дискутировавшийся в те годы вопрос: как ставить балетную классику? Спектакли Ю.Н. Григоровича в равной мере чужды двух ошибочных крайностей: музейного подхода к классике и ее искусственной модернизации. Они органически сочетают традиции и новаторство, бережное сохранение классики и ее современное прочтение, подчеркивание всего лучшего в наследии и тактичное дополнение и развитие его в связи с новыми концепциями.

Ю.Н. Григорович трижды ставил балет своего любимого композитора С.С. Прокофьева «Ромео и Джульетта». Сначала он осуществил его в Парижской опере в 1978 году в двух актах. Затем создал трехактную версию в 1979 году на сцене Большого театра. И наконец, - новую редакцию на сцене Кремлевского дворца съездов в 1999 году.

Педагог и крупный общественный деятель - Григорович в 1974–1988 годах был профессором балетмейстерского отделения Ленинградской консерватории. С 1988 года заведует кафедрой хореографии в Московской государственной академии хореографического искусства.

В 1975–1985 годах Ю.Н. Григорович был президентом Комитета танца Международного института театра при ЮНЕСКО (в настоящее время - почетный президент). С 1989 года он президент Ассоциации (ныне Международный союз) деятелей хореографии, а с 1990 года - президент фонда «Русский балет». В 1991–1994 годах Ю.Н. Григорович был художественным руководителем хореографической труппы «Юрий Григорович балет», показывавшей свои спектакли в Москве, в городах России и за рубежом. Многие годы он был председателем жюри Международных конкурсов артистов балета в Москве, Киеве и Варне (Болгария), а также ежегодного Международного приза «Бенуа де ля данс». C 2004 - почетный член Российской академии художеств, почетный член Австрийского музыкального общества. Профессор Академии русского балета им. А.Я. Вагановой.

Уйдя в 1995 году со штатной работы в Большом театре, Ю.Н. Григорович создал Краснодарский театр Юрия Григоровича, входящий в состав Краснодарского творческого объединения «Премьера» имени Леонарда Гатова. За эти годы на Краснодарской сцене поставлены все балетные спектакли из репертуара великого хореографа. Он осуществил множество своих балетов и классических спектаклей в городах России и во многих зарубежных странах, причем каждый раз не механически переносил их на другие сцены, а создавал новые редакции и версии, совершенствуя свои постановки. Он явился пропагандистом русского балета на многих сценах мира. С 2008 года Юрий Николаевич вновь главный балетмейстер Большого театра. Большой театр возвращает «Золотой век» - балет на музыку Дмитрия Шостаковича в постановке Юрия Григоровича и посвящает капитальное возобновление спектакля двум знаменательным датам: 110-летию со дня рождения Шостаковича и 90-летию Ю.Н. Григоровича, которое он отметил 2 января 2017 года. Восстановленный «Золотой век» в репертуаре Большого театра станет 11-й постановкой маэстро.

В кино экранизированы балеты Ю.Н. Григоровича «Спартак» (1976) и «Иван Грозный» (1977). Его творчеству посвящены фильмы «Балетмейстер Юрий Григорович» (1970), «Жизнь в танце» (1978), «Балет от первого лица» (1986), многосерийный телефильм «Юрий Григорович. Роман с Терпсихорой» (1998), книга В.В.  Ванслова «Балеты Григоровича и проблемы хореографии» (М.: Искусство, 1969, 2-е изд., 1971), альбом А.П. Демидова «Юрий Григорович» (М.: Планета, 1987).

Ю.Н. Григорович - народный артист СССР, Герой Социалистического Труда, лауреат премии Правительства Российской Федерации, Ленинской и Государственных премий, народный артист Республики Башкортостан, заслуженный деятель искусств Казахстана, Герой труда Кубани, лауреат премии Сергея Дягилева Парижской академии танца, многочисленных театральных премий.

Кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством» I, II и III степени. Награжден двумя орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, орденами Народной Республики Болгария I степени, «Кирилл и Мефодий» I степени (Болгария), украинскими орденами «За заслуги» III степени и «Знак почёта», орденом Франциска Скорины, орденом Почёта (Армения), медалью Вацлава Нижинского (Польша), медалью имени Людвига Нобеля и многими другими.

Почетный гражданин города Варны (Болгария), Кубани.

Гениальная балерина Галина Сергеевна Уланова в одном из своих интервью говорила: «Каков Юрий Николаевич в совместной работе? Одержимый фанатик. Человек огромной работоспособности. Когда ставит новый спектакль, всем бывает нелегко: жесткий, требовательный, придирчивый к себе и другим… Каждая партия в балетах Юрия Николаевича решена до мельчайших деталей. Воплотить все задуманное им в сложнейших спектаклях дано, с моей точки зрения, только очень талантливым исполнителям. Не случайно в его постановках многие актеры открылись с новых сторон и тем определили свою судьбу».

Гений отечественной музыки Дмитрий Дмитриевич Шостакович говорил: «В его хореографических образах живет настоящая поэзия. Все лучшее из области хореографии - в смысле соотношения классических традиций и современных средств. Здесь торжествует танец. Все выражено, все рассказано его богатейшим языком - образным, самобытным, открывающим, я думаю, новый этап в развитии советского театра».

    - (р. 1927) российский артист балета, балетмейстер, народный артист СССР (1973), профессор (1973), Герой Социалистического Труда (1986). В 1946 64 в Театре оперы и балета им. Кирова (Ленинград), в 1964 95 главный балетмейстер Большого театра.… … Большой Энциклопедический словарь

    Хореограф постановщик Государственного академического Большого театра России (г. Москва); родился 2 января 1927 г. в г. Ленинграде; окончил Ленинградское хореографическое училище в 1946 г.; 1946 1964 солист балета Ленинградского академического… … Большая биографическая энциклопедия

    - (р. 1.1.1927, Ленинград), советский артист балета и балетмейстер, народный артист РСФСР(1966). В 1946 окончил Ленинградское хореографическое училище по классу Б. В. Шаврова и А. А. Писарева и до 1964 был танцовщиком Ленинградского театра оперы и… … Большая советская энциклопедия

    - (р. 02 января 1927, Ленинград), российский сценарист, режиссер; лауреат Ленинской премии (1970); народный артист СССР (1973); лауреат Гос. премии СССР (1977, за театральную работу). Окончил Ленинградское хореографическое училище (1946),… … Энциклопедия кино

    - (р. 1927), артист балета, балетмейстер, народный артист СССР (1973), профессор (1973), Герой Социалистического Труда (1986). В 1946 64 в Театре оперы и балета имени Кирова (Ленинград), в 1964 95 главный балетмейстер Большого театра. Поставил:… … Энциклопедический словарь

    Григорович, Юрий Николаевич - Сцена из балета Щелкунчик в постановке Юрия Григоровича. ГРИГОРОВИЧ Юрий Николаевич (родился в 1927), артист балета, балетмейстер, педагог. В 1946 64 в Театре оперы и балета имени С.М. Кирова, с 1964 главный балетмейстер Большого театра.… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    - (р. 1927), русский хореограф, руководитель балетной труппы, родился в Ленинграде. Поставил в Театре оперы и балета им. С.М. Кирова балеты Каменный цветок (музыка Прокофьева, 1957) и Легенда о любви (музыка А.Дж.Меликова, 1961), после чего был в… … Энциклопедия Кольера

    Григорович, Юрий Николаевич Григорович, Юрий Николаевич [[Изображение: |200px|Портрет]] Юрий Григорович после награждения орденом «За заслуги перед Отечеством» II степени в 2007 году. Дата рождения … Википедия