Кальдерон де ла Барка – краткая биография. Педро кальдерон де ла барка - биография, информация, личная жизнь Пьесы Педро Кальдерона

А именно так звучит его полное имя, аристократ по происхождению, родился в Мадриде 17 января 1600 года. Первоначальное образование получил в иезуитской школе. В пятнадцать лет поступил в университет в Саламанке, где прослушал курс гражданского и канонического права. В первой половине своей жизни Кальдерон – человек шпаги. Он участвовал в военных походах в Италии и Фландрии, в 1637 годы был посвящен в рыцари ордена Сантьяго. В1640 году принимает участие в подавлении мятежа в Каталонии. В молодости он не раз обнажал шпагу на поединках и даже однажды, посмеявшись над напыщенным красноречием одного проповедника, был посажен в тюрьму за оскорбление духовного сана.
Вторая половина жизни Кальдерона посвящена церкви. В 1651 году он принял сан священника. Через тринадцать лет он уже важное духовное лицо, почетный капеллан короля, а в 1666 году – настоятель братства святого Петра.
Умер Кальдерон глубоким стариком 25 мая 1681 года. На его письменном столе осталась незаконченная духовная драма (ауто).
Первые поэтические лавры Кальдерон снискал себе в 1622 году, участвуя в состязании поэтов на празднике святого Исидора. Лопе де Вега заметил его, поощрив молодой талант лестной похвалой. В 1635 году Кальдерон получил звание придворного драматурга. Он писал для двора пьесы и музыкальные комедии, для духовных празднеств по заказам городских властей Мадрида – одноактные духовные представления (аутос сакраменталес).
В полное собрание сочинений поэта, изданное после его смерти (1682-1699), вошло 120 пьес, 80 аутос сакраменталес и 20 интермедий.
Творч. путь Кальдерона можно разделить на 4 периода. В «ученический» (примерно до середины 1620-х годов) он под влиянием Лопе де Вега создал «комедии плаща и шпаги»: «Любовь, честь и власть» (1623), «Мнимый звездочет» (1624), «Игра любви и случая» (1625), национально-патриотическую драму «Осада Бреды» (1625) и др. «Синтетический» период (до середины 30-х годов) характеризуется стремлением Кальдерона к широким обобщениям, постановке философ, и этических проблем, одновременной разработке нескольких тем в одной пьесе: «Стойкий принц» (1628-1629), «Жизнь – это сон» (1631-1632), «Сам у себя под стражей» (1636). В третий, «аналитический» период (до конца 1640-х годов) Кальдерон тяготел к концентрированной разработке отдельных тем, раскрывая одну ведущую черту в характере героя: «Врач своей чести» (1635), «Саламейский алькальд» (1640-1645). Последний период можно назвать периодом «мелодраматических аллегорий», когда Кальдерон сочинял для пышных придворных празднеств пьесы с музыкой, пением, балетными номерами.
Параллельно со светскими пьесами на протяжении всей творческой жизни Кальдерон писал также ауто, которым он придал классическую форму, вдохнув в эти символически-религиозные пьесы, утверждающие теологический тезис, подлинную поэзию. Среди его ауто имеются философские, на мифологические сюжеты с теологическим их истолкованием, на темы Ветхого завета, на легендарные и исторические сюжеты, вдохновленные притчами из Евангелия. Часто ауто Кальдерона представляют развернутую теологическую расшифровку философских формул, содержащихся в светских пьесах. Именно в ауто писатель чаще всего выступает выразителем испанской контрреформации. Светские пьесы Кальдерона, все, кроме интермедий, называемые автором «комедиями», не поддаются строгой жанровой дифференциации. Среди них можно выделить большую группу произведений, тяготеющих к трагедии и называемых обычно «драмами». Свыше 50 таких пьес могут быть условно по тематике разделены на драмы исторические, философские, религиозные, библейские, мифологические и «драмы чести». Одна из наиболее знаменитых морально-философских драм – «Жизнь – это сон». Драма «Любовь после смерти» (1633) проникнута состраданием и живой симпатией к угнетенным. В религиозных драмах – «Поклонение кресту» (1630-1632), «Чистилище святого Патрика» (1634) и др. – решаются теологические проблемы. Широко известны «драмы чести» – «Врач своей чести», «Стойкий принц» и особенно «Саламейский алькальд», в котором чувство чести впервые выведено за пределы исключительно дворянской добродетели, выражено представление автора о «законности» и дано такое яркое изображение царившего в Испании беззакония, что воспринималось позднее как революционный призыв. Социальные мотивы сильны и в других пьесах, включая даже некоторые ауто, например «Великий театр мира» (1645).
Комедии в собственном смысле слова могут быть разделены на комедии назидательные (например, «Чтобы избавиться от любви, надо этого желать» (1633), новеллистические и составляющие большинство «комедии плаща и шпаги», среди которых выделяют бытовые и «дворцовые». Большинство комедий Кальдерона тяготеет к так называемой «высокой комедии» и характеризуется выбором героев только из дворянской среды, строгим соблюдением героями кодекса дворянской чести, приподнятостью и патетикой стихотворной речи. Комедии Кальдерона, наиболее близкие к традициям Лопе де Вега, отличаются более обнаженной моральной основой, большей назидательностью, изощренной стихотворной техникой и изысканным языком.
Унаследовав великие национальные традиции испанской литературы, Кальдерон при этом выразил характерное для него разочарование в гуманизме Ренессанса. Кризис этого гуманизма, неосуществимость идеалов которого отразил уже М. Сервантес, дает Кальдерону основание для пессимистической переоценки самой природы человека, якобы вечного источника зла и жестокости. Единственным средством примирения с жизнью является христианская вера с ее требованием обуздания гордыни. В творчестве писателя противоречиво сочетаются мотивы Возрождения и барокко.
Творчество Кальдерона получило широкую известность в Европе с начале 19 века, когда немецкие романтики создали восторженный культ писателя. У нас знакомство с ним относится еще ко времени Петра I; романтическое увлечение пьесами Кальдерона получило выражение в переводах и постановках 1-й половины 19 века.

17 января 1600 года в семье Анны Марии де Энао, дочери оружейника, и Диего Кальдерона, мелкого дворянина, родился ребенок, нареченный Кальдерон де ла Барка Энао де ла Барреда-и-Рианьо, (Calderуn de la Barca Henao de la Barreda y Riaсo), или Педро Кальдерон де ла Барка. Отец планировал, что сын сделает карьеру в лоне церкви, поэтому Кальдерон сначала учился в иезуитской коллегии, а затем изучал каноническое право в университетах Саламанки и Алькала-де-Энарес. Однако сам Кальдерон решил строго не следовать плану отца.

В возрасте двадцати лет Кальдерон бросил учебу и записался в испанскую армию. По некоторым сведениям, с 1625 по 1635 год Кальдерон служил в Италии и Фландрии, хотя есть и сведения, что в это время он был в Мадриде. В этот же период состоялся дебют Кальдерона в качестве драматурга: писать Кальдерон начал еще до поступления на военную службу, но первая пьеса нашла публику только в 1623 году. Это была «Любовь, честь и власть» (Amor, honor y poder), а менее чем через десять лет после дебюта Кальдерон уже считался первым драматургом Испании и, кроме того, завоевал признание Филиппа IV, который произвел драматурга в рыцари ордена Святого Иакова и заказывал ему пьесы для придворного театра.

То, что какое-то время Кальдерон был придворным драматургом, наложило определенный отпечаток на его творчество. Королевский театр обладал несравнимо большими возможностями по сравнению с небольшими театрами на городских улицах: финансирование позволяло использовать сложную постановочную технику, световые эффекты, музыкальное сопровождение и конечно же пышные декорации. Например в пьесе «Зверь, молния и камень» (La fiera, el rayo y la peidra) вместо сцены использовали остров посреди озера в дворцовом парке, а зрители располагались в лодках. Наверное поэтому многие пьесы Кальдерона напоминают скорее оперу.

В 1642 году Кальдерон покидает военную службу, хотя уже успел поучаствовать в военных действиях, включая подавление каталонского «Восстания жнецов». Через три года после этого Кальдерон удостоился пенсии, а позже стал терциарием ордена Святого Франциска. Позже, в 1651 году, Кальдерон принял сан священника и получил должность придворного капеллана при королевском дворе. Причины такой перемены точно не известны, возможно, это связано с начавшимися гонениями на театр, смертью брата и рождением незаконного сына. В любом случае, хоть и поздно, но Кальдерон исполнил желание отца и сделал духовную карьеру, впрочем, при этом драматургию Кальдерон не оставил.

Естественно, изменения в жизни не могли не затронуть творчество драматурга. После рукоположения в священники Кальдерон оставил сочинение светских комедий для публичного представления и переключился на ауто (autos sacramentales), религиозные пьесы, и пьесы по заказу двора. Самая известная и одновременно самая ранняя религиозная драма Кальдерона, написанная еще до принятия сана, «Поклонение кресту» (La Devocion de la Cruz) рассказывает о чудесном спасении души, раскаянии и волшебном избавлении от смерти. Многие последующие пьесы Кальдерона этого жанра включают в себя разнообразные чудеса, символические предметы, имена и места действия, например пещеры, лабиринты и пустыни, а так же пророчества и знамения.

Всего за свою жизнь Кальдерон создал примерно двести пьес, из которых большая часть комедии и драмы, а меньшая — ауто, в которых Кальдерон демонстрировал потрясающее мастерство благодаря абстрактной тематике произведений.

В 1663 году Кальдерон был назначен королевским капелланом, духовником Филиппа IV, и эту должность он сохранил и при приемнике Филиппа Карле II. Но несмотря на благоволение двора, популярность пьес и весьма почетную должность, последние годы своей жизни Кальдерон провел в бедности. Скончался Кальдерон 25 мая 1681 года в Мадриде.

часто сокращённо - Кальдерон ; исп. Pedro Calderón de la Barca ; полное имя - Кальдерон де ла Барка Энао де ла Барреда-и-Рианьо , исп.

испанский драматург и поэт, чьи произведения считаются одним из высших достижений литературы золотого века

Педро Кальдерон

Краткая биография

(целиком его имя звучит как Кальдерон де ла Барка Энао де ла Барреда-и-Рианьо) - крупнейший испанский драматург, поэт, чье творчество принято считать одним из наиболее значительных достижений золотого века в сфере литературы. Биографию Кальдерона нельзя назвать богатой на события и подробности жизненного пути, особенно если сравнить ее с сохранившимися сведениями о других знаменитых представителях этой эпохи - Сервантеса и Лопе де Вега .

Родом Кальдерон из обедневшей дворянской семьи, в который он появился на свет в 1600 г., 17 января. Родиной будущего знаменитого драматурга был Мадрид. Родители надеялись, что сын станет священником, поэтому отдали его воспитывать в мадридскую иезуитскую коллегию. В ее стенах 13- летний подросток сочинил первую драму, «Небесная колесница». Затем получал образование в Саламанке: в здешнем университете он изучал теологию, право, математику.

Следующим этапом его биографии стала военная служба, на которую Кальдерон поступил в 1620 г. Возможно, в составе испанской армии он воевал в Италии и Фландрии, однако есть данные, что в это время он находился на родине. Как личность творческая Кальдерон впервые заявил о себе в 1622 г. на торжествах в честь св. Исидора: он участвовал в поэтическом состязании, и ему досталась первая премия. Еще одним «бонусом» была похвала из уст прославленного Лопе де Вега. Вдохновленный успехом, Кальдерон решил больше не возвращаться к праву.

Уже в следующем году Кальдерон впервые выступает в качестве драматурга, представив публике пьесу «Любовь, честь и власть». Ранний период творчества, до середины 20-ых гг., прошел под знаком написания т.н. комедий плаща и шпаги. В 1625 г. литературная деятельность становится основной и единственной для Кальдерона. В 1635 г. умирает Лопе де Вега, которого он считал своим учителем. К этому времени его талантливый последователь заслужил статус первого драматурга страны. В этом же году прославленного Кальдерона назначают на должность придворного драматурга и директора открывшегося в новом дворце Королевского театра. Благоволивший ему Филипп IV предоставил в распоряжение самых известных сценографов и музыкантов. В 1637 г. Кальдерон был посвящен в рыцари ордена св. Иакова (Сант Яго).

Как человек военнообязанный, в течение 1640-1642 гг. драматург был в рядах войск, подавлявших национально-сепаратистское восстание в Каталонии. От воинской службы освободился по состоянию здоровья в 1642 г. и спустя 3 года уже получал пенсию. В 1651 г. жизненный путь Кальдерона в очередной раз сделал крутой вираж: его рукоположили в священника, и он переехал из Мадрида в Толедо. Исследователи утверждают, что сподвигли его на это личные обстоятельства, в частности, рождение внебрачного ребенка, кончина брата, а также новые веяния в общественной жизни, связанные с начавшимися гонениями на театр.

Несмотря на статус духовного лица, Кальдерон по-прежнему писал пьесы, приходил на поставленные по ним спектакли, однако отказался от прежних тем, обращаясь теперь к библейским и другим аллегорическим сюжетам религиозного характера. Эти т.н. духовные драмы сам драматург считал главным своим достижением. С 1663 г. до самой смерти он был королевским капелланом, т.е. духовником, сначала у Филиппа IV, позднее у Карла II. В этом же году драматург возглавил иезуитское братство св. Петра. Монарший двор относился к Кальдерону очень благосклонно, его пьесы не сходили с подмостков, тем не менее последние годы жизни он очень нуждался материально. Скончался 25 мая 1681 г. в Мадриде. Несмотря на очень почтенный возраст, Кальдерон де ла Барка Педро продолжал писать; среди бумаг на его столе нашли драму, которой суждено было остаться незавершенной.

Биография из Википедии

Пе́дро Кальдеро́н де ла Ба́рка , часто сокращённо - Кальдерон (исп. Pedro Calderón de la Barca ; полное имя - Кальдерон де ла Барка Энао де ла Барреда-и-Рианьо, исп. Calderón de la Barca Henao de la Barreda y Riaño ; 7 (17 января 1600) - 15 (25 мая 1681) - испанский драматург и поэт, чьи произведения считаются одним из высших достижений литературы золотого века.

Биография драматурга, по сравнению с жизнью других классиков золотого века, Сервантеса и Лопе де Вега, относительно бедна внешними событиями и фактическими данными.

Кальдерон родился в Мадриде, в семье дона Диего Кальдерона, секретаря казначейства, дворянина средней руки. Мать будущего драматурга Анна Мария де Энао была дочерью оружейника родом из Фландрии. Отец готовил Кальдерона к духовной карьере: он получил образование в мадридской иезуитской коллегии, также учился в университетах Саламанки и Алькала-де-Энарес. Тем не менее, в 1620 году Кальдерон оставил учёбу ради военной службы.

По некоторым сведениям, в 1625-1635 годах Кальдерон служил в испанских войсках в Италии и Фландрии, однако есть свидетельства и о его пребывании в Мадриде в этот период. Как драматург Кальдерон дебютировал пьесой «Любовь, честь и власть» (Amor, honor y poder , 1623) и ко времени смерти своего великого предшественника и учителя, Лопе де Вега, последовавшей в 1635 году, уже считался первым драматургом Испании. Кроме того, он получил признание при дворе. Филипп IV посвятил Кальдерона в рыцари ордена Св. Иакова (Сантьяго) и заказывал ему пьесы для придворного театра, устроенного в недавно сооружённом дворце Буэн-Ретиро. Кальдерону были предоставлены услуги лучших на то время музыкантов и сценографов. В пьесах, написанных в бытность Кальдерона придворным драматургом, заметно использование сложных сценических эффектов. Например, пьеса «Зверь, молния и камень» (La fiera, el rayo y la piedra , 1652) была представлена на острове посреди озера в дворцовом парке, а зрители смотрели её, сидя в лодках.

В 1640-1642 гг., исполняя воинские обязанности, Кальдерон в составе роты кирасир, сформированной графом-герцогом Оливаресом, участвовал в подавлении «Восстания жнецов» (национально-сепаратистского движения) в Каталонии. В 1642 году по состоянию здоровья он оставил военную службу и через три года удостоился пенсии. В дальнейшем он стал терциарием ордена св. Франциска, а в 1651 году Кальдерон был рукоположён в священники; вероятно, это было вызвано событиями в его личной жизни (смерть брата, рождение незаконного сына), о которых сохранилось мало достоверных сведений, а также начавшимися гонениями на театр.

После рукоположения Кальдерон отказался от сочинения светских пьес и обратился к autos sacramentales - аллегорическим пьесам на сюжеты, заимствованные главным образом из Библии и Священного Предания, драматически иллюстрирующим таинство Евхаристии. В 1663 году он был назначен личным духовником Филиппа IV (королевским капелланом); эту почётную должность за Кальдероном сохранил и преемник короля, Карл II. Несмотря на популярность пьес и благоволение королевского двора, последние годы Кальдерона прошли в заметной бедности.

Творчество

Драматургия Кальдерона - барочное завершение театральной модели, созданной в конце XVI - начале XVII века Лопе де Вега. Согласно списку произведений, составленному самим автором незадолго до смерти, перу Кальдерона принадлежит около 120 комедий (в том числе «плаща и шпаги») и драм, 80 autos sacramentales , 20 интермедий и немалое число прочих произведений, в том числе стихотворений и поэм. Хотя Кальдерон менее плодовит, чем его предшественник, он доводит до совершенства созданную Лопе де Вега драматическую «формулу», очищая её от лирических и малофункциональных элементов и превращая пьесу в пышное барочное действо. Для него, в отличие от Лопе де Вега, характерно особое внимание к сценографической и музыкальной стороне спектакля.

Существует множество классификаций пьес Кальдерона. Чаще всего исследователи выделяют следующие группы:

Титульный лист сборника комедий Кальдерона (Мадрид, 1640 г.)

  • Драмы чести. В этих произведениях главенствует традиционная для испанского барокко проблематика: любовь, религия и честь. Конфликт связан либо с отступлением от этих принципов, либо с трагической необходимостью их соблюсти, даже ценой человеческой жизни. Хотя действие часто происходит в прошлом Испании, обстановка и проблематика приближены к современным Кальдерону. Примеры: «Стойкий принц», «Саламейский алькальд», «Врач своей чести», «Живописец своего бесчестья».
  • Философские драмы. Пьесы этого типа затрагивают фундаментальные вопросы бытия, прежде всего - человеческой судьбы, свободы воли, причин человеческого страдания. Действие происходит чаще всего в «экзотических» для Испании странах (например, Ирландии, Польше, России); исторический и местный колорит подчёркнуто условен и призван акцентировать их вневременную проблематику. Примеры: «Жизнь есть сон», «Волшебный маг», «Чистилище святого Патрика».
  • Комедии интриги. Самая «традиционная» группа пьес Кальдерона включает в себя комедии, выстроенные по канонам театра Лопе де Вега, с запутанной и увлекательной любовной интригой. Инициаторами и самыми активными участниками интриги чаще всего становятся женщины. Комедиям присущ так называемый «кальдеронов ход» - случайно попавшие к героям предметы, письма, пришедшие по ошибке, потайные ходы и скрытые двери. Примеры: «Дама-невидимка», «В тихом омуте…», «По секрету вслух».

Независимо от жанра, стилю Кальдерона присущи повышенная метафоричность, ярко образный поэтический язык, логически выстроенные диалоги и монологи, где раскрывается характер героев. Произведения Кальдерона богаты реминисценциями из античной мифологии и литературы, Священного Писания, других писателей золотого века (например, намёки на персонажей и ситуации «Дон Кихота» есть в тексте «Дамы привидения» и «Саламейского алькальда»). Персонажи его пьес одновременно обладают одной главенствующей чертой (Киприан («Волшебный маг») - жажда познания, Сехисмундо («Жизнь есть сон») - неумение различать добро и зло, Педро Креспо («Саламейский алькальд») - стремление к справедливости) и сложным внутренним устройством.

Последний значительный драматург золотого века, Кальдерон, после периода забвения в XVIII столетии, был заново открыт в Германии. Гёте ставил его пьесы в Веймарском театре; заметно влияние «Волшебного мага» на замысел «Фауста». Благодаря трудам братьев Шлегель, которых особенно привлекала философско-религиозная составляющая его произведений («Кальдерон есть католический Шекспир »), испанский драматург обрёл широкую популярность и прочно занял место в качестве классика европейской литературы. Влияние Кальдерона на немецкоязычную литературу в XX веке сказалось в творчестве Гуго фон Гофмансталя.

Среди европейских романтиков, испытавших влияние Кальдерона или переводивших его произведения, также можно отметить Перси Биши Шелли, Юлиуша Словацкого, Вильгельма Кюхельбекера.

Основные произведения

Памятник Кальдерону в Мадриде на площади Святой Анны (рус.)исп. (скульптор Ж. Фигерас Вила, 1880 г.)

  • «Стойкий принц» (El príncipe constante , драма чести, 1629)
  • «Дама-невидимка» («Дама привидение») (La dama duende , комедия, 1629)
  • «Поклонение кресту» (La devoción de la Cruz , философская драма, 1634)
  • «Жизнь есть сон» (La vida es sueño , философская драма, 1635)
  • «Врач своей чести» (El médico de su honra , драма чести, 1635)
  • «Волшебный маг» (El mágico prodigioso , философская драма, 1635)
  • «Чистилище святого Патрика» (El purgatorio de San Patricio , философская драма, 1643)
  • «Саламейский алькальд» («Алькад в Саламее») (El alcalde de Zalamea , драма чести, ок. 1645)
  • «Великий театр мира» (El gran teatro del mundo , ауто, 1649)
  • «В тихом омуте…» (Guárdate del agua mansa , комедия, 1649)
  • «Роза и человек» (сонет)
  • «С весёлостью и пышной, и беспечной...» (сонет)
  • «Они очей очарованием были...» (сонет)
  • «К цветам» («Казались сада гордостью цветы...») (сонет)
  • «Нет, меня не веселит...» (сонет)
  • «Рассыпанные по небу светила...» (сонет)
  • «К розам» (сонет)
  • «Розы» (сонет)

Кальдерон в России

Н. Г. Коваленская в роли принца Фернандо («Стойкий принц» Кальдерона, постановка Вс. Мейерхольда, Петроград, Александринский театр, 1915 г.)

Первый опыт перевода произведений Кальдерона на русский язык принадлежит увлекавшейся театром Екатерине II , сделавшей «вольное переложение» первых семи сцен комедии «Спрятанный кабальеро» (El escondido y la tapada ). В XIX веке, через посредство немецких романтиков, Кальдерон постепенно обретает известность в России. Суждения о его творчестве встречаются у Пушкина , Белинского , Надеждина, Булгарина, Тургенева. Появляются переводы пьес Кальдерона, в том числе и выполненные с языка оригинала (например, «Жизнь есть сон» и «Саламейский алькальд», переведённые К. И. Тимковским). Во второй половине столетия начинается постановка произведений Кальдерона на русской сцене.

Кальдерон де ла Барка Педро Кальдеро́н де ла Ба́рка Педро

(Calderon de la Barca) (1600-1681), испанский драматург. В творчестве, воплотившем трагическую противоречивость мироощущения барокко и завершившем «золотой век» испанского театра, - стремление к философскому осмыслению бытия, гуманистический пафос. «Драмы чести» («Стойкий принц», 1628-1629; «Врач своей чести», 1637; «Саламейский алькальд», 1651), религиозная («Поклонение кресту», 1636) и религиозно-философская («Маг-чудодей», 1637) драмы; комедии. В драме «Жизнь есть сон» (1636) - мотивы иллюзорности жизни, тяга к сверхчувственному, стоические идеи самообуздания человека.

КАЛЬДЕРОН ДЕ ЛА БАРКА Педро

КАЛЬДЕРО́Н ДЕ ЛА БА́РКА (Calderon de la Barca) Педро (1600-1681), испанский драматург. Комедии интриги «С любовью не шутят» (1627 ?), «Дама-невидимка» (1629). В драмах «Стойкий принц» (1628-1629), «Саламейский алькальд» (1651) дана христианско-демократическая трактовка чести. Религиозно-философские драмы («Жизнь есть сон», 1636), ауто сакраменталь. (см. АУТО) Крупнейший драматург испанского барокко (см. БАРОККО) , Кальдерон де ла Барка унаследовал традиции ренессансной литературы.
* * *
КАЛЬДЕРО́Н ДЕ ЛА БА́РКА (Calderon de la Barca) Педро (17 января 1600, Мадрид - 25 мая 1681, там же), испанский драматург, с именем которого связан второй этап развития испанского театра «золотого века» (см. ЗОЛОТОЙ ВЕК (в испанской литературе)) .
Биография
Учился колледже (колехио) и в Саламанкском университете. С начала 1620-х годов в Мадриде стал известен как сочинитель пьес для театров, эпизодически участвовал в военных действиях, которые вела Испания. В 1651 принял сан священника и получил почетную должность придворного капеллана при королевском дворе, продолжив при этом писать пьесы.
Театр Кальдерона
Кальдерону принадлежит около ста двадцати пьес и восемьдесят ауто сакраменталь. (см. АУТО САКРАМЕНТАЛЬ) В отличие от Лопе де Вега (см. ЛОПЕ ДЕ ВЕГА) , творческие принципы которого в целом он продолжил и реформировал, Кальдерон предназначал свои пьесы для постановки не столько в небольших театрах на городских улицах, сколько в придворном театре, где можно было использовать сложную постановочную технику и пышные декорации, а также различные световые эффекты и музыкальное сопровождение. Поздние пьесы Кальдерона больше напоминают оперу (искусство, родившееся в том же, 17 веке), чем драматическое представление.
Основная тема творчества Кальдерона - соотношение свободы человеческой воли и Провидения, с одной стороны, свободы личности и требований общества, с другой. Человек у Кальдерона свободен и зависим одновременно: его главная задача - уметь хорошо сыграть отведенную ему роль в «великом театре мироздания» (название известного ауто Кальдерона), сохраняя при этом право свободы выбора между Добром и Злом (свободу воли).
Жанровый спектр произведений Кальдерона
Среди пьес Кальдерона есть и «комедии интриги» («Лента и цветок», 1632, «Астролог-притворщик», 1632, «Сам у себя под стражей», 1637), и «драмы чести» («Врач своей чести»,1635, «Живописец своего бесчестия», 1650), и народно-героические драмы («Саламейский алькальд», 1644-1649), и религиозные драмы или «драмы о святых» («Поклонение кресту»,1625, «Стойкий принц», 1629, «Маг-чудодей»,1637), и драмы на мифологические («Статуя Прометея», около 1668) и исторические сюжеты («Дочь воздуха», 1650).
Проблематика пьес
1629 годом датируются самые известные кальдероновские «комедии интриги» - «Дама-невидимка» (в переводе Т. Л. Щепкиной-Куперник (см. ЩЕПКИНА-КУПЕРНИК Татьяна Львовна) ; «Дама Привидение», перевод К. Д. Бальмонта (см. БАЛЬМОНТ Константин Дмитриевич) ) и «Дом с двумя выходами трудно охранять». Сюжет обеих комедий построен на использовании схожего сценического приема - наличия потайного входа в помещение, которым пользуется дама, желающая добиться любви приглянувшегося ей молодого человека. Но если у Лопе-комедиографа комедийная интрига развивается приемущественно в импровизационной манере, изобилует неожиданными поворотами, то в комедиях Кальдерона все идет по расчисленному автором порядку, подчинено доказательству того, что живое человеческое чувство и человеческую волю нельзя запереть в темницу: одна из ее стен обязательно окажется «хрупким стеклом» («Дама-невидимка»). Опираясь на сценическую метафору «хрупкого стекла» (заставленный стеклянной посудой шкаф, маскирующий дверь между двумя комнатами), Кальдерон развивает перед зрителем и мысль о том, что единственной защитой чести любого человека может быть только он сам.
Для многих героев Кальдерона честь - не общественное достояние, а чувство собственного достоинства. В этом Кальдерон решительно расходится с общепринятыми представлениями. Маниакальное следование голосу превратно понятой чести - чести как социальной условности - может обернуться трагедией: такова основная идея знаменитых кальдероновских «драм чести», первая из которых - «Луис Перес галисиец» - была поставлена в 1627.
Самая знаменитая пьеса
Самая знаменитая пьеса Кальдерона «Жизнь есть сон» (1636) включает в себя элементы религиозно-философской драмы, драмы чести и даже комедии интриги (характерный мотив: женщина, переодетая мужчиной, преследует неверного возлюбленного). В ней Кальдерон пытается найти ответы на вопросы: что такое человек и насколько он свободен распоряжаться своей судьбой, каким должен быть «совершенный правитель», благодаря которому в мире, где действуют разнонаправленнык силы, все же поддерживается порядок и согласие? Главный герой драмы, принц Сехизмундо по приказу своего отца с самого детства был заточен в башню, возведенную в глухом и недоступном для людей месте. Отец, король-звездочет Басилио, поверил в предсказание звезд, согласно которому его новорожденный сын должен был стать тираном. Когда Сехизмундо вырос, отец, решив проверить правильность предсказания, приказал усыпить сына и перенести его во дворец, предоставив ему на время королевскую власть. Но к роли правителя Сехизмундо не был готов. Получив долгожданную свободу, он начал вести себя, подчиняясь исключительно своим инстинстивным желаниям, уничтожая все, что стоит на пути удовлетворения этих желаний. Тогда слуги Басилио снова усыпили его и перенесли назад в башню. Он был не не в силах понять, где проходит граница между его реальным существованием и сном. Осознав на собственном опыте верность мысли о том, что «жизнь есть сон», Сехизмундо духовно перерождается и оказывается готовым к тому, чтобы достойно сыграть роль короля, которую ему въявь, а не во сне предоставляют восставшие подданные Басилио. Вознесенный на престол на волне народного гнева, Сехизмундо жестоко подавил восстание, смирил свои собственные желания, отказался из государственных соображений от женитьбы на любимой девушке и примирился с отцом. Так в мире восстанавливается порядок, которого больше всего желали современники Кальдерона.
«Поклонение кресту»
Восстание сына против тирана-отца, изживающего в своем деспотизме собственный потаенный грех, - один из сквозных (и очень личных) мотивов творчества Кальдерона. Он развернут в сюжете самой ранней и самой известной из его религиозно-философских драм - «Поклонении кресту». В ней против деспота-отца - сиенского горожанина Курсио - восстают брат и сестра, Эусебио и Хулия, не ведающие о своем родстве и желающие соединиться друг с другом браком. Оказавшись в банде разбойников (Эусебио становится ее главарем) оба совершают множество кровавых преступлений. Но покровительство Креста, у подножия которого они были рождены и знак которого носят на груди, отсрочивает смерть Эусебио, павшего от рук собственного отца. Эусебио кается и тем самым спасает свою душу и раскаявшуюся Хулию от самой смерти, чудесным образом вернув ее в монастырь. Курсио, который много лет назад, следуя лживому голосу «чести», чуть было не убил беременную жену и лишился одного из детей, то есть который и явился истинным виновников всего случившегося, остается только засвидетельствовать могущество Креста и Божественной благодати, на него, однако, она никак не распространяется.
Многие из написанных вслед за «Поклонением кресту» пьес Кальдерона будут включать в себя изображение на сцене разного рода чудес и превращений. Обилие символических предметов, имен, «знаковых» мест действия (пещера, лабиринт, дворец, пустынная местность), пророчеств и знамений - отличительная особенность поэтики Кальдерона, в творениях которого сценические метафоры органично сочетаются с витиеватым «гонгористским (см. ГОНГОРА-И-АРГОТЕ Луис де) » стилем.

Энциклопедический словарь . 2009 .

Смотреть что такое "Кальдерон де ла Барка Педро" в других словарях:

    Кальдерон де ла Барка Педро - Педро Кальдерон де ла Барка. КАЛЬДЕРОН ДЕ ЛА БАРКА (Calderon de la Barca) Педро (1600 81), испанский драматург. В творчестве, воплотившем трагическую противоречивость мироощущения барокко и завершившем золотой век испанского театра, стремление к… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Кальдерон. Дон Педро Кальдерон де ла Барка Энао де ла Барреда и Рианьо Pedro Calderón … Википедия

    КАЛЬДЕРОН ДЕ ЛА Барка (Calderon de la Barca) Педро (1600 81) испанский драматург. Комедии интриги С любовью не шутят (1627 ?), Дама неведимка (1629). В драмах Стойкий принц (1628 29), Саламейский алькальд (1651) дана христианско демократическая… … Большой Энциклопедический словарь

    КАЛЬДЕРОН де ла БАРКА Педро - КАЛЬДЕРОН де ла БАРКА, Кальдерон де ла Барка Энао де лаБарреда и Рианьо (Calderón de la Barca Henao de la Barreda y Riaño) Педро (1600—1681), испанский драматург. Религ. филос. пьесы «Жизнь есть сон» (1636), «Сам у себя под стражей» (1650),… … Литературный энциклопедический словарь

    Кальдерон де ла Барка Педро - (1600 1681) крупнейший драматург испанского барокко, создатель комедий интриг С любовью не шутят, Дама невидимка, драм Стойкий принц, Саламейский алькальд и др … Словарь литературных типов

    Кальдерон де ла Барка, Педро Дон Педро Кальдерон де ла Барка Энао де ла Барреда и Рианьо Pedro Calderón Дата рождения … Википедия

    Педро (Pedro Calderon de la Barca, 1600 1681) один из крупнейших драматургов Испании XVII в. Р. в Мадриде, в знатной семье. Отец его был помощником министра при Филиппах II и III. К. воспитывался в иезуитской коллегии, затем учился в университете … Литературная энциклопедия

    Педро Кальдерон Pedro Calderón Дата рождения: 17 января 1600 Место рождения: Мадрид, Испания Дата смерти: 25 мая 1681 Место смерти … Википедия

Родился Педро Кальдерон 17 января 1600 года в Мадриде. Его отец был секретарем казначейства, дворянином. Первое образование в биографии Кальдерона было получено в иезуитской коллегии Мадрида. Затем же он обучался в университетах городов Саламанка, Алькала-де-Энарес. Не завершив учебу, отправился служить в испанские войска.

Первое литературное произведение Кальдерона де ла Барка было написано в 1623 году. Это была пьеса «Любовь, честь и власть».

Его учителем на литературном поприще был Лопе де Вега. К 1635 году драматург получил большую известность в Испании. Педро Кальдерон за всю биографию написал около 120 драм и комедий, множество других произведений. Среди пьес Кальдерона можно выделить группы, раскрывающие вопросы чести и любви, философии и размышлений над судьбой, и, конечно же, комедийные интриги. Одни из самых известных произведений автора: «Стойкий принц» (1628), «Дама привидение» (1629), «Поклонение кресту» (1634), «Жизнь есть сон» (1635), «Врач своей совести» (1635), «Великий театр мира» (1649), «В тихом омуте» (1649) и другие.

Испанский король Филипп IV посвятил в рыцари Кальдерона, а тот в свою очередь на заказ писал пьесы для королевского двора. В 1640-1642 годах он принимал участие в подавлении каталонского «Восстания жнецов».

Затем Кальдерон стал членом монашеского ордена Франциска, а позже – священником. После этого литературные произведения Кальдерона значительно изменились, приобрели аллегорический оттенок. С 1663 года Кальдерон был духовным отцом короля Филиппа IV. Последние годы биографии Кальдерона были проведены в бедности. Скончался драматург 25 мая 1681 года.

Оценка по биографии

Новая функция! Средняя оценка, которую получила эта биография. Показать оценку