«Лексикон» Макс Барри. Макс барри "лексикон" Стрелок из аэропорта: «Не для чего стало жить»

Lexicon by Max Barry

Всем, к сожалению, известно, что будет, если условный филолог, специалист, допустим, по прото-германским дифтонгам, попадет в приключенческий роман уровня хотя бы жюля верна. Нет, ну что-то, конечно, будет, но недолго. Даже если ему вдруг дадут оттуда выйти в фейсбук, он первым делом посмотрит, что писали Сент-Бев и епископ Вульфила по поводу ориентирования на местности, и только потом подпишет петицию на сайте change.org с просьбой немедленно выслать ему носков и сала, потому что, слава богу, томик Мандельштама он сразу догадался с собой захватить, молодец. Другое дело, конечно, роман опять же условного дэна брауна, где наш филолог, конечно, будет листать умственную википедию, двигаясь по стрелочкам, услужливо расставленных для него автором (который, конечно, идет впереди него по википедии): здесь порази всех датой написания "Евгения Онегина", а здесь задание под звездочкой: шок! козьма прутков - родной брат славы кпсс.

И с той стороны, и с этой, мы с вами, дорогие коллеги, выглядим округлыми идиотиками, которые ложатся спать в папильотках из цитат и в жизни в руках не держали ничего убийственнее большой советской энциклопедии. В приключенческих романах мы нужны только затем, чтобы нашими очками разжечь костер, а если мы и спасаем мир, как роберт лэнгдон - при помощи гугла и абонемента в читальный зал, так за нами обязательно кто-нибудь увяжется и будет нам мешать - или автор, или, например, баба с сиськами (мужик с челюстью), с которыми мы зачем-то обязательно будем должны разговаривать о Диккенсе.

Но теперь, теперь скажу я вам, драгоценные любители скальдических песен, за нас отомстили.

Умеренный фантаст Макс Барри написал роман "Лексикон", где слово "поэт" означает не чахлого задрота, который в каждом ветерке чует аллюзию и новую рифму, а серьезно опасного человека, который прокачал свой язык до такого уровня, что стоит ему сказать слово - и любой не-поэт уже готов пожарить ему яичницу и отдать свою девственность и деньги в придачу. Здесь, конечно, тоже не обошлось без закрытой тайной школы, только учат там, не как не тыкать товарищу в глаз волшебной палочкой, а языку и, допустим, нейролингвистике - плюс - на продвинутом уровне десятку-другому сохранившихся СЛОВ, которыми можно гнуть волю, плющить мозг и просто, по старинке и без затей убивать.
Тот, кто дойдет до выпускного экзамена, получает новое имя - какого-нибудь поэта, Яхуя Хассана, например (что, это между прочим, самый модный датский поэт сейчас) и отправляется работать в большую корпорацию, которая сидит по ту сторону монитора и собирает все вещи, которые не-поэты рассыпают по соцсетям и фейсбукам. Ответьте на наши вопросы и получите дополнительный бонус к вашей покупке: вы больше любите кошек или собак? Ваш любимый цвет? Зачем вы это сделали?
И пока люди проходят на тесты онлайн, за слоями сайтов всесильная корпорация поэтов потихоньку гладит их в мозг и управляет их сознанием при помощи языка и правильно выстроенных фраз. Во главе организации стоит Уильям Йейтс, закрытой школой управляет Шарлотта Бронте, главный badass, человек, который словами делает с чужим мозгом то, что ван дамм с грузовиками - Т.С. Элиот, но всем им приходится прижать сфинктеры, когда в школу приходит подросток с трудной судьбой по имени Эмили, которая выходит оттуда Вирджинией Вулф, заметно надломив систему.

Пересказывать сюжет дальше уже не имеет смысла, потому что дальше все становится еще интереснее - в дело вмешивается оправданный любовный сюжет, который в среде поэтов приводит не к мегатоннам стихов, где луна как полоумная рифмуется со всем, где есть буква "а", а к взрывам, горам трупов, разрушениям и качественному "пиу-пиу" триллеру, потому что не надо связываться с вирджинией вулф, особенно если в руках у нее СЛОВО, а в постели - годный мужик.

«Words don"t come easy to me,

How can I find a way to make you see...»

F.R. David, «Words»

Владеть даром убеждения – это прекрасно. Даже обычные коммуникативные навыки существенно облегчают жизнь, а представьте, что вы можете убедить в своей правоте кого угодно, причем не просто убедить, а подчинить своей воле. Какие горизонты открываются!.. Помнится, в университете мне довелось изучать несколько дисциплин, призванных привить студентам навыки и умения жизни в обществе: риторика, психология управления, психология общения, гендерология, нейролингвистическое программирование и т.д. А ведь у меня специальность не психологическая, что там у «мозгоправов» творится, вообще страшно представить. Тем не менее, в жизни все полученные знания не раз пригождались, так что, наткнувшись на книгу, в аннотации которой было указано, что центральную роль здесь играет идея манипулирования людьми одними лишь словами, я сразу заинтересовался.

В романе две основные сюжетные линии и, соответственно, два главных героя: Эмили и Уил (правда, Эмили немного главнее). У линий этих совершенно разные окраски: история парня является напряженным триллером с экшном и кровавым членовредительством, история девушки – роман взросления с привкусом Хогвартса, шпионских фильмов и драмы. Сюжет стартует с того, что на Уила в аэропорту нападают какие-то странные личности, спрашивают странное, требуют странное и в итоге похищают. А Эмили… Ну, в каком-то смысле также подвергается нападению, только ментальному, после чего ее отправляют в школу словесности и убеждения (наверное, так ее можно назвать).

Первый плюс книги – идея. Это блестящий триллер с громадной научной подоплекой, в лучших традициях М. Крайтона и П. Уоттса. Готовьтесь не только развлечься хорошей историей, но и узнать что-то новое. Хотя развлечения, конечно, будет больше.

Второй плюс – персонажи. Они очень живые, очень яркие. Забудьте о блеклых манекенах Крайтона, которых вы отличали друг от друга, и не более. Тут вы будете искренне переживать за Эмили и разбираться в её внутренних противоречиях, бояться вместе с Уилом и преодолевать свой страх, получите не один, а целых три различных взгляда на происходящие события (если захотите, конечно).

Третий плюс – сюжет. В меру интригующий, он держит в напряжении до самого конца. И хотя некоторые элементы предугадываются довольно быстро, это не портит общее впечатление.

Четвертый плюс – псевдореалистичные вставки после глав. Автор – известный сатирик, и элементы социальной сатиры здесь полностью исполняют свое предназначение, заставляя читателя задуматься об окружающей реальности.

Из минусов могу отметить разве что перевод с некоторыми огрехами да первую главу, в которой слишком ярко описаны ощущения человека от втыкания ему в глаз всяких игл.

В итоге я хочу посоветовать книгу всем любителям качественных фантастических триллеров. Книга действительно стоит прочтения.

Оценка: 9

На удивление крепкий и захватывающий триллер с изрядной долей ужасов, приличной толикой НФ и элементами боевика. Написано очень динамично и «перемешивание» времени действия этому на удивление способствует (обычно наоборот).

Общая фабула дает разгадку почему Поэты (настоящие поэты) умирают очень рано (Пушкин, Лермонтов, Китс, Лорка...) - да у них там между собой замесы по круче чем в гонконгских боевиках:) И цена победы или поражения велика...

Ну а общая идея напоминает таковую из «Vita nostra» Дяченок - «В начале было слово» и именно слова управляют миром, повелитель слов может приобрести почти божественные силы и власть. Кхм, если бы Дин Кунц в соавторстве с Крайтоном писали бы «Vita nostra» у них получилось бы что нибудь на подобии «Лексикона»:)

Не стоит ждать от романа слишком многого, но это весьма качественное развлекательное чтение с несколькими интересными идеями.

Оценка: 8

Неплохой триллер с интересной задумкой. Ничего особо выдающегося здесь нет, однако в процессе чтения затянуло - свой шарм в этих приключениях начинающей чародейки слов и бедолаги, который попал в этот мир не совсем с той стороны, с какой ему бы хотелось.

Мне очень понравилось, как всю эту магию убеждения вписали в мир. Мифология, принципы работы, социотипы, особенности проявления в различных эпохах... Да и вообще «школьная» арка удалась лучше всего. За всем этим было действительно интересно следить, и даже как-то жаль, что в итоге под красивой обёрткой скрываются стандартные «абракадабра» и полное подчинение воли/зомбирование.

Следует отметить, что две отдельные линии сделаны очень хорошо - с правильным темпом, очень своевременными и гладкими переходами от одной ветки к другой, и конечно же, не без пары нюансов и поворотов, которые пришлись весьма к месту.

А вот где «Лексикон» подкачал, так это с персонажами и с последней частью книги, которая, как это часто встречается, почему-то решила пойти по голливудским рельсам. Помимо Эмили и частично Уила ситуация по персонажам весьма печальная - особенно это касается Элиота, так и оставшегося безликим персонажем несмотря на свою роль в книге. То же самое касается и остальных персонажей, как важных, так и не очень. Там картина если и получается, то или неполная, или неправдоподобная, или же просто неинтересная.

Но даже несмотря на откровенно слабый финал впечатления остались положительные. Динамика бесспорно присутствует, как и атмосфера со своей изюминкой. Да, с глубиной вышло неважно, но в качестве чего-то лёгкого и не заставляющего заскучать книга подойдёт очень даже неплохо.

Оценка: 6

Идея блестящая, хоть и не новая. Но сюжет подкачал. Книга фактически распадается на две части: завязку и медленное сведение двух сюжетных линий, встречу этих линий и финал. И вот как только они встретились – эти линии, сюжет начал пробуксовывать, ходить вокруг да около, читать стало откровенно скучно. Такое впечатление, что самому автору вдруг стало скучно, и он просто не знал, как вытянуть до нужного объема. Разбавить бы чем-то...

Оценку ставлю за идею и первую часть.

Оценка: 8

Вполне приятное чтение – триллерное начало, интересная тема, на сто процев достоверно выписанный женский характер, прикольные параноидальные вставки из мнимого блога. Есть пара клёвых моментов, которые можно перечитать. Однако роман даёт такой большой крен в мелодраму, что местами по ходу пьесы начинаешь клевать носом. Все эти метания главной героини не придают никакой динамики повествованию. Опять же, золотой парниша Гарри – мечта домохозяйки-нимфоманки (шутка), и людей лечит, и из огня Эмили выносит, несмотря на её смертоубийственную истеричность. Всё это тут не к добру. Своя атмосфера есть, и это хорошо. Но как-то метафизика в романе отсутствует, а первородное слово выглядит как… хрень. Даже не хрень, было бы оно хренью – стало бы куда интереснее.

Получилось что-то вроде «Гарри на свою башку встретил Салли» или «Салли наконец-то встретила свою любяшку, и что из этого вышло». Так оно обычно и бывает, но это не делает роман более интересным – скорее наоборот. Хотелось в начинке словесного мясца, а получил грёбаный гамбургер.

Фрагменты романа скачут как кенгуру, к концу всё это начинает смахивать на подростковую идиотию – странные поступки героев и их постоянное блеяние превращают роман в какую-то несуразь. В общем, в процессе чтения книга для меня растеряла всю свою внутреннюю логику, превратившись в беллетристический фарш, отчасти оттого, что на доброй его половине меня клонило в сон. Все эти хождения туда-сюда с одной скудной мыслью на 50 страниц очень утомляют, особенно после рабочего дня. Слово должно впечатлять, но книга о нём и его адептах не впечатляет. Хотел поставить 7, но, вот ему: 6/10.

Вердикт: жаль потраченного времени.

Оценка: 6

Очень крепкий и динамичный боевик, замечательно зашел после последних моих муторных книжек. На мой взгляд, это очень хороший пример отлично подачи материала. Барри точно расставляет размеренные и динамичные эпизоды, во время подкидываает дрова в топку увлеченности, добиваясь такого эффекта, что тебе интересно на всем протяжении книги. Стоит школьной главе начать утомлять, как действие скачет в настоящее к другому пеосонажу, экшен-сцены могут показываться с нескольких точек. Здесь нет каких-то пустопорожних описаний, филосовской нудятины или еще чего, как говорится, тебя хватают за яйца и тащат до финала.

Что сапмое интересное, при чтении не оставляет чувство дежа вю. Что-то я видел в фильмах, идея, что тщательно подобранное слово может стать силой и оружием была у того же Никитина (уверен, что и до него и не раз), персонажей так же встречал тут и там. Даже интригами здесь является не то, что призойдет, а как. Но здесь это не воспринимается как штампы или заимствования, все элементы здесь работают как шестеренке в двигателе, четко, слаженно, выполняя свою определенную цель.

Итого, замечательно.

Оценка: 9

На первый взгляд, книга являет собой крутой остросюжетный триллер, но на самом деле - она слаба, как поникший член…

В общем, после прочтения осталось двоякое впечатление. С одной стороны, это такой остросюжетный триллер с налетом фантастики и основанный на идее - что слово имеет большое влияние. Особенно в наше время - время, в котором есть интернет, а информация, возможно, является самой ценной валютой - эта идея является актуальной, что делает ее наиболее интересной. Тем более, когда автор так грамотно подает ее. Манера письма автора и все эти сравнения - вызывают калейдоскоп эмоций, в общем, только радуют. Есть еще легкий налет антиутопии, скажем так, заметно влияние того же романа 1984. Автор с первых же страниц дает пищу для размышления: на тему того, что творится в книге и на тему того, что творится в реальной жизни - и так на протяжении всей книги. И вот, потребляя эту пищу, ты строишь догадки, которые автор либо подтверждает, либо опровергает. Круто, в общем.

Но с другой стороны: почти все персонажи не вызывают никаких чувств, будто и правда роботы; несмотря на закрученный сюжет, автору не удается сей прием, и начинается каша, которая все портит и приходится с усилием дочитывать книгу.

Хотя минусы значительные, как видите, плюсов все же больше, так что с книгой определенно стоит ознакомиться.

Оценка: 7

Больше всего понравилась идея показать язык и слова, как опаснейшие оружия в истории человечества. Запомнились эпиграфы в форме кратких лаконичных притч и научных исследований мифологических и библейских текстов, да и в течение всего повествования над книгой витает ореол исключительной важности лексикона. Сила слов и убеждения – это в каком-то смысле волшебство, которое существовало всегда.

Но потенциально интересный конфликт желания и дисциплины, любовь и религия и другие вопросы дрейфуют где-то в стороне на обломках главной мысли. Плохо воспринимается и стиль автора, где нагромождения менеджерских манипуляций раздражают не менее, чем перманентно желающие пописать главные герои, внезапно выскакивающие описания анальных отверстий и однообразные постельные сцены. Периодически автор напоминает о том, что «Big Brother Watching You» и на языке офисных планктонов декларирует и пропагандирует свои «откровения».

Содержание голов местных персонажей для меня осталось большой загадкой. Поступки Элиота не последовательны. Сцены с Гарри и Эмили напоминают фарс и спектакль. А больше тут никого и нет. Может, я был отвлечен и невнимателен, ибо пару раз переходил в режим чтения по диагонали, но я не сопереживал никому. Все качества, навыки и чувства, необходимые местным куклам, чтобы двигать сюжет, появляются у них ровно в критический момент, скупыми описательными порциями. Пара сюжетных поворотов несколько сглаживают общую несуразность действий, но описывать не возьмусь – слишком негативное впечатление осталось. Интрига неустойчива как ветхий дом при урагане, на одной странице хорошие бьют плохих, на другой – плохие хороших, на третьей уже не понятно кто есть кто, а заканчивается все внезапно...

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)

хэппи ендом

Повествование стремительно ведется в разных временных рамках, сходясь в одной точке лишь к финалу – не находка, конечно, но определенное напряжение создает. Есть школа мутантов, среди них есть ренегаты, и те, и другие умело пользуются психологическими вывертами и насилуют человеческое сознание. В целом атмосфера фильмов про людей икс выдержана неплохо – супер-способности, экшон, драма, эксперименты над разумом, личные трагедии, глобальные катастрофические последствия и еще раз экшон. Может получиться отменный экранный триллер с оригинальной идеей, если режиссеру и актерам удастся оживить своих протеже.

Оценка: 6

Чего-то я отвык от современной фантастики. Мне показалось, что я читаю сценарий сериала, уже адаптированного от книги.

Конец грустный. Сюжет предсказуемый, но легкий и захватывающий. И идея годная, так что прочитал с удовольствием

Оценка: 8

Не секрет, что слово имеет силу. Именно такова идея взята за основу данного произведения. Она не нова, и начало романа у меня явно ассоциировалось с произведением М. и С. Дяченко «Vita nostra», в котором тоже имеется школа с необычными предметами и учениками/ученицами. Только в нашем случае еще приплетены убийства и жажда заполучить власть над миром. В общем, ничто не ново под луной.

Читать было интересно, хотя местами случались ляпы (надеюсь, переводчиков, а не авторские). Не знаю, какая концовка меня бы удовлетворила, т.к. имеющаяся, конечно, потешила моё сердце, но мой ум говорил - эййй, что за тонна сладкой патоки? Автор, ты устал и не знал, чем закончить? Хотя с другой стороны, пусть так. И продолжение можно придумать самостоятельно, слов для этого в лексиконе достаточно.

Оценка: 7

Чтение нового романа Макса Барри под названием «Лексикон» я долго откладывал, опасаясь столкновения с чем-то похожим на «Человека-машину». Но «Лексикон» оказался годной книгой. Непредсказуемые повороты сюжета и продуманная концепция заставили меня забыть о макулатуре, которую я регулярно перерабатываю в поисках жемчужных зёрен для различных номинаций и конкурсов. Увлекательный и умный триллер с элементами фантастики, многие из нынешних книжек с НФ-составляющей рядом с ним кажутся легковесной пустотой, даже не клокочущей. Автор сумел соединить острый сюжет и почти документальную достоверность, мифологию и злободневность. О чём роман? Если совсем уж по-простому – примерно о том, о чём говорил Евгений Лукин в рассказе «Словесники» - о великой силе слова. Да, идея не очень новая, но преподнесена она свежо, добротно и профессионально.

И пусть это всего лишь триллер, своего рода дэнбрауновщина, но написано потрясающе!

Оценка: 10

Отличный научно-фантастический триллер. Причем, именно триллер почти что по всем параметрам, динамичный, яркий, наполненный экшен-сценами и напряженными страницами, когда прочитываешь за раз по половине книги, вместе с персонажами буквально перелетая сквозь времена и километры. Взяв за основу модель убеждения в чем-либо, манипулирование людьми в своих целях, автор проводит довольно интересную работу по доведению этой модели до крайности, сначала показывая, как легко это получается в сцене с попытками Эмили манипулировать массой людей на улице самыми разными способами – самые веселые моменты! от ее импровизаций я чуть ли не восторженно аплодировал, они одни стоят того, чтобы прочитать книгу! – а под конец вываливая на читателей такой поток грязи и жестких решений, что хотелось вернуться на первые страницы (не на те, где чуваку в глаз иглами тычут!) и снова пережить эти радостно-тревожные школьные главы, пройдя с Эмили все экзамены, анкетки, выбор «кошатница или собачница» и, конечно, вновь ту потрясающую сцену с толпой. Потому что чем дальше, тем больше понимаешь: если эти истории пересекутся – а они обязательно пересекутся, – начальное подозрение на то, кто кем является, перерастет в убежденность и больно стукнет по чувству привязанности к героине. Так и происходит, но Барри весьма хорошо держит интригу, регулярно подливая в сюжет вкусные добавки, ни на главу не снижая динамику и выстраивая по кирпичикам связь между многими годами и персонажами разных лет. При этом, на удивление, никакой запутанности или непонимания, когда происходит очередная глава, не наблюдается. Нет ощущения рваности, несмотря на расстояния и временные промежутки, весь сюжет стройно перетекает от одного к другому, то вводя организацию «поэтов» и разделение человечества на сегменты по определенной внушаемости, то раскрывая его принципы и обосновывая местную систему убеждения, то наделяя определенное Слово прямо-таки мистической силой, способной подчинить любого. А еще эти прелестные вставки в конце каждой главы, отчеты, рапорты, чаты, цитаты с интернет-сайтов… Скучать было просто некогда, и в этом плане книга очень хороша как сама по себе, так и для экранизации: ярко, смачно, персонажи все как на подбор со своими убеждениями и стремлениями убеждать других, действие в разных временах… Кинематографичность действия весьма и весьма. Но главное, тут есть идея, которая не дает превратиться в обычный беззубый блокбастер. И идея интересная, хоть и отдающая неким конспирологическим амбре.

Оценка: 8

Потрясающая книга! Перевод, правда, подкачал. Не вдохновился переводчик высказанной автором идей... А, жалко..

Впервые за многие десятилетия, в книге рождается совершенно новая идея, если мозг человека был сконструирован, значит существуют управляющие команды. Эти команды были искусственно стерты из человеческой памяти, но если их восстановить то мы окажемся совершенно в другом мире. Колссально, ДЕСЯТЬ БАЛЛОВ, грандиозная идея, которую можно обдумывать, проектировать на наш мир, вот так незаметно и мы, возможно, на пороге совсем новой эры!

Лексикон Макс Барри

(Пока оценок нет)

Название: Лексикон

О книге «Лексикон» Макс Барри

Задумывались ли вы когда-нибудь, какую силу имеет Слово? На ум сразу же приходит будоражащая душу поэзия или проза. Однако Макс Барри пошел дальше — он сделал из слова мощное орудие по достижению любых целей. Роман “Лексикон” показывает, как при помощи слов можно манипулировать человеческим сознанием и, влияя на мозг, заставлять делать просто невероятные вещи. Читать эту книгу будет интересно всем любителям фантастической литературы с ярко выраженными нейропсихологическими элементами.

Главная героиня Эмили — уличная мошенница, “раскручивающая” праздную публику на проигрышную игру в карты. Однажды девушку приглашают на обучение в необычную школу закрытого типа. Здесь учат управлять сознанием и поведением окружающих при помощи неких звукосочетаний. Каждый ученик этой школы — особенный. Для того, чтобы сюда попасть, нужно быть тонким психологом, чувствовать других людей и уметь ими манипулировать. Обучаясь в школе, Эмили узнает, что существует такое Слово, которым можно заставить любого человека сделать что угодно.

Главная героиня оказалась способной ученицей — выйдя из стен школы после выпускного экзамена, она стала “поэтессой” с громким именем Вирджиния Вулф. Девушка превращается в настоящего монстра, распоряжаясь, подобно Богу, судьбами людей, “обрабатывая” их разум самыми тонкими техниками. Однако судьба вносит свои коррективы в далеко идущие планы Вирджинии — она попадает под чары любви. Вспомни, Эмили, что говорили учителя — твое сердце должно быть закрыто для чувств, иначе они сделают тебя уязвимой. Как повлияет любовная история на жизнь главной героини, вы узнаете, если решите читать книгу до конца.

Макс Барри создал довольно оригинальную сюжетную композицию, органично соединив под одной обложкой фантастику, мистику, триллер и психологию. В ее центре — мощная корпорация, завладевшая сознанием миллионов людей. В современном мире манипуляция обществом происходит через интернет-ресурсы. Создание и рассылка многочисленных анкет под привлекательными предлогами — это крючок, на который плотно подсаживаются многие пользователи Всемирной сети. Умелая формулировка вопросов, введение тех самых “волшебных” слов, влияющих на человеческий мозг — это все безобидные и порой шуточные онлайн-тесты, разработанные лучшими психологами.

Макс Барри написал роман-предупреждение, который буквально кричит современному обществу: “Остановитесь! Перестаньте подчинять свою жизнь компьютеру и интернету!”.

Бездумное использование его ресурсов — это начало глобальной катастрофы, и вскоре описываемая фантастика может стать страшной реальностью. Вторая ключевая идея книги — важность слов. Словом можно убить и воскресить, сломать судьбу и сделать кого-то самым счастливым человеком на земле. Подбирайте правильные слова, общаясь друг с другом — и ваша жизнь очистится от конфликтов и недоразумений.

На нашем сайте о книгах lifeinbooks.net вы можете скачать бесплатно без регистрации или читать онлайн книгу «Лексикон» Макс Барри в форматах epub, fb2, txt, rtf, pdf для iPad, iPhone, Android и Kindle. Книга подарит вам массу приятных моментов и истинное удовольствие от чтения. Купить полную версию вы можете у нашего партнера. Также, у нас вы найдете последние новости из литературного мира, узнаете биографию любимых авторов. Для начинающих писателей имеется отдельный раздел с полезными советами и рекомендациями, интересными статьями, благодаря которым вы сами сможете попробовать свои силы в литературном мастерстве.

Макс Барри

Лексикон

Для Джейн, снова

Каждая история, когда-либо написанная,

Состоит из одинаковых букв, одинаковых символов,

Расставленных в разном порядке.

Иногда эти символы приносят радость,

Иногда - печаль.

А иногда люди бросают их в огонь,

Потому что их расстановка несет страх и ужас.

Когда был создан Ра, величайший из богов, отец дал ему тайное имя, столь ужасное, что ни один человек не решался разузнать его, и столь преисполненное могущества, что все другие боги жаждали узнать его и завладеть им.

Ф. Г. Бруксбэнк «Легенда о Ра и Исиде»

Он приходит в себя.

У них с глазами всегда так.

Мир был в тумане. На правый глаз что-то давило. Он сказал: «Мм».

Дай сюда…

Поздно, забудь об этом. Вынимай.

Еще не поздно. Держи его.

В поле его зрения появился силуэт. Он учуял запах алкоголя и застоявшейся мочи.

Уил? Слышишь меня?

Он потянулся к своему лицу, чтобы смахнуть то, что давило.

Убери… - На его запястье сомкнулись чьи-то пальцы. - Уил, тебе нельзя прикасаться к своему лицу.

Почему он в сознании?

Не знаю.

Ты что-то напортачил.

Ничего я не напортачил. Дай мне вот то…

Шуршание. Он сказал: «Мм-м».

Перестань дергаться. - Он ухом ощутил чье-то дыхание, горячее и нежное. - У тебя в глазном яблоке игла. Не двигайся.

Он не двигался. Что-то завибрировало, что-то электронное.

Ах, черт, черт…

Они здесь.

Двое из них, как видно. Надо уходить.

Я уже вошел.

Нельзя ничего делать, пока он в сознании. Ты поджаришь ему мозг.

Надеюсь, не поджарю.

Он сказал: «П-пжаааалста, не убиваайте меня».

Щелканье зажимов.

Я в процессе.

Нельзя, пока он в сознании, и у нас мало времени, и мы, кажется, ошиблись с парнем.

Если не хочешь помогать, так хотя бы не мешайся под ногами.

Уил сказал:

Мне… нужно… чихнуть.

Чих только повредит тебе, Уил. - Он ощутил, как на грудь опустилась тяжесть. В глазах потемнело. Его глазное яблоко слегка дернулось. - Может быть чуть-чуть больно.

Звук надрезаемой плоти. Тихий электронный вой. Ему в мозг воткнулся железнодорожный костыль. Он закричал.

Ты жаришь его.

Ты в порядке, Уил. С тобой все в порядке.

Он… ох, у него кровь идет из глаза.

Уил, мне нужно, чтобы ты ответил на несколько вопросов. Важно, чтобы ты отвечал честно. Ты понял?

«Нет, нет, нет…»

Первый вопрос. К кому ты себя относишь: к тем, кто любит собак, или к тем, кто любит кошек?

«Какого…»

Давай, Уил. Собак или кошек?

Отвечай на вопрос. Боль прекратится, когда ты ответишь.

«Собак! - завопил он. - Собак, умоляю вас, собак!»

Это была собака?

Ага. Он пытался сказать «собак».

Отлично. Очень хорошо. Один есть. Какой твой любимый цвет?

Что-то зазвенело.

Проклятье! Черт побери!

Вульф здесь!

Это какая-то ошибка.

Эта штука показывает, что она здесь, черт побери!

«Синий!» - кричал он в тишину.

Он ответил. Видел?

Да, видел! Ну, и что из этого? Нам надо уходить. Нам надо уходить.

Уил, я хочу, чтобы ты задумал число между единицей и сто.

Любое число, какое хочешь. Давай.

«Я не знаю…»

Сконцентрируйся, Уил.

Сюда идет Вульф, а ты тыкаешь зондом не в того парня. О чем ты только думаешь?

«Четыре, я выбрал четыре…»

Я видел.

Молодец, Уил. Еще два вопроса. Ты любишь свою семью?

«Да, нет, что за…»

Она уже рядом.

«У меня нет… наверное, да, то есть все любят…»

Подожди, подожди. Ладно. Я вижу. Господи, ничего не понять…

Еще один вопрос. Зачем ты это сделал?

«Что… я не…»

Простой вопрос, Уил. Зачем ты это сделал?

«Что я сделал сделал сделал…»

Очень спорно, я бы сказал. Все указывает на восемь разных сегментов.

«Я не понимаю о чем вы я ничего не делал клянусь я никогда никому ничего не делал только только однажды я был знаком с девушкой…»

Да. Да, верно.

На его рот легла ладонь. Давление на глазное яблоко усилилось, как будто его высасывали. Они вытаскивают его глазное яблоко. Нет, это игла, ее вынимают. Он пронзительно вскрикнул, возможно. А потом боль ушла. Чьи-то руки подняли его. Он ничего не видел. Он плакал по своему несчастному, измученному глазу. Но тот был на месте. На месте.

В тумане замелькали неясные тени.

Что, - сказал Уил.

Коарг медисити найтен коменс, - сказала тень повыше. - Вставай на ноги.

Уил зажмурился, озадаченный.

Ш-ш, - сказала тень пониже. - Может, это все же он.

* * *

Они наполнили раковину и ткнули его лицом в воду. Он вынырнул, судорожно хватая ртом воздух.

Не намочи его одежду, - сказал высокий.

Он был в туалете. В аэропорту. Он прилетел в три ноль пять вечера из Чикаго. В самолете место у прохода занимал крупный мужик в гавайской рубахе, и Уил никак не мог его разбудить. В аэропорту туалет был закрыт на уборку, но уборщик снял табличку, и Уил со всех ног припустил к заветной двери. Он подскочил к писсуару, расстегнул брюки и испытал непередаваемое облегчение.

Дверь открылась. Вошел высокий мужчина в бежевом пальто и с красивыми глазами. В туалете было по меньшей мере с полдюжины свободных писсуаров, но мужчина встал рядом с Уилом. Летели секунды, а незнакомец все не п и сал. Уил, на высокой скорости опорожнявший мочевой пузырь, ощутил в душе сострадание к бедняге. У него такое случалось.

Дверь снова открылась. Вошел еще один мужчина и запер дверь.

Уил заправил свое хозяйство в брюки. Он посмотрел на мужчину рядом с собой и подумал - как забавно это выглядит в ретроспективе, - что, что бы тут ни случилось, какую бы опасность ни нес с собой тот тип, что сейчас вошел в общественный туалет и запер дверь, он, Уил, и высокий мужчина в пальто по крайней мере заодно. Что их по крайней мере двое против одного. А потом он заметил, что взгляд у Мочевого Пузыря спокойный и серьезный, вернее, что взгляд у него спокойный, как у человека, которого не удивляет происходящее. В следующее мгновение Мочевой Пузырь схватил его за голову и толкнул так, что Уил шарахнулся об стену.

Потом была боль и вопросы.

Надо смыть кровь с волос, - сказал коротышка и принялся ожесточенно вытирать Уилу лицо бумажными полотенцами. - Его глаз выглядит ужасно.

Если они подберутся достаточно близко, чтобы увидеть его глаз, у нас будут большие проблемы. - Высокий вытирал ему руки маленькой белой тряпочкой, уделяя внимание каждому пальцу. Он был худым, со смуглой кожей, и сейчас его глаза уже не казались Уилу красивыми. Они были холодными и излучали полное бездушие. Как у человека, который способен наблюдать за чем-то ужасным и не отводить взгляд. - Итак, Уил, ты с нами? Можешь идти и разговаривать?

Пошел, - сказал Уил, - к чррррту. - Прозвучало не так, как он хотел. Его голова поникла.

Отлично, - сказал высокий. - Договорились. Нам нужно как можно быстрее с наименьшим шумом выбраться из аэропорта. Я хочу, чтобы ты сотрудничал с нами. Если я этого не получу, то сделаю все, чтобы твоя жизнь превратилась в ад. Не потому, что у меня на тебя есть зуб. Просто я хочу, чтобы у тебя была правильная мотивировка. Ты понял?

Я… - Уил поискал слово. «Небогат»? «Непохищаем»? - Никто. Я плотник. Я строю террасы. Балконы. Бельведеры.

Да, вот поэтому ты и здесь, из-за своих неповторимых бельведеров. Можешь забыть об этом. Мы знаем, кто ты такой. И они знают, кто ты такой, и они здесь, так что давай уберемся отсюда, черт побери, пока нам не помешали.

Уил замер на мгновение, чтобы подобрать слова, потому что у него возникло ощущение, что другой возможности у него не будет.

Меня зовут Уил Парк. Я плотник. У меня есть девушка, и она ждет меня на стоянке. Я не знаю, за кого вы меня принимаете и зачем вы воткнули ту… ту штуку мне в глаз, но я никто. Честное слово, я никто.

Коротышка упаковывал инструменты в коричневый ранец, забросил его на плечо и уставился на Уила. У него были жидкие волосы и беспокойные брови. Уил принял бы его за бухгалтера в обычной ситуации.

Вот что я вам скажу, - сказал он. - Я зайду в кабинку и закрою дверь. Двадцать минут. Я выжду двадцать минут. Как будто мы с вами никогда не встречались.

Коротышка бросил взгляд на высокого.

Я не тот, - сказал Уил. - Я не тот, кто вам нужен.

Проблема с твоим, Уил, планом в том, - сказал высокий, - что если ты останешься здесь, то через двадцать минут будешь мертв. Если ты пойдешь к своей девчонке, которой, как ни грустно мне об этом говорить, больше нельзя доверять, то тоже будешь мертв. И если ты вообще что-то сделаешь, а не пойдешь с нами, причем быстро и дружно, исход будет тот же. Мы единственные, кто может спасти тебя от смерти, хотя тебе так не кажется. - Он пристально вглядывался в Уила. - Но я вижу, что мои слова не убедили тебя, так что позволь мне переключиться на прямые методы. - Он распахнул пальто. На боку, в длинной кобуре, дулом вниз, висел обрез. Демонстрация оружия не имела смысла, потому что они были в аэропорту. - Пошли, иначе я прострелю твою чертову почку.