Леонардо да Винчи. Гений

В средневековых работах встречаются описания реактивных самолетов и перемещений во времени. Так, к примеру, встречается упоминание о некоей машине будущего, которую сконструировал Нострадамус.

Известно, что свои пророчества Нострадамус осуществлял не совсем с помощью астрологии, а с помощью специальной машины, секрет которой он вычитал в средневековых арабских манускриптах. Леонадро да Винчи — кто-то называл его гением, кто-то сверхчеловеком.

Некоторые утверждали, что художник практикует черную магию — иначе как объяснить, что он опередил свое время на несколько столетий? Кто-то или что-то как будто диктовал ему информацию о грядущих событиях. Свои пророчества художник зашифровывал в форме загадок, а тексты таинственных ребусов писал справа налево — в зеркальном отражении.

Над тайной знаменитой картины Леонардо да Винчи "Джоконда" на протяжении десятилетий бьются ученые со всего мира. Куда направлен ее взгляд?

Каждый, кто оказывается перед полотном, под каким бы углом они не стояли, уверяет — Мона Лиза смотрит именно на него. В декабре 2011 года американские ученые сделали неожиданное открытие.

С помощью обыкновенных зеркал они изучили эту и еще несколько картин Леонардо да Винчи. Все полотна художника объединяла одна черта — герои, изображенные на них, смотрели как будто в пустоту.

Но исследователи выяснили — взгляд героев устремлен на некоторый невидимый объект. Перемещая по поверхности картины зеркала, исследователи искали ключ к тайне полотен великого художника.

Работа над каждой картиной занимала несколько месяцев, и в конце каждого эксперимента ученых ожидал один и тот же шокирующий результат — фрагмент изображения, отразившись в зеркале, образовал некую загадочную фигуру. Исследователи не верили своим глазам — Мона Лиза смотрит вовсе не в пустоту, а на некое таинственное существо в маске.

Такой же образ повторяется и в известном этюде с Иоанном Крестителем. Странный лик, черты которого совпадают с удивительной точностью, зашифрован в нескольких десятках картин великого художника.

И, если присмотреться, он в точности напоминает современное описание инопланетных пришельцев. Леонардо да Винчи считал, что зеркало — это способ скрыть информацию и практически это был один из первых шифров, которые когда-либо были придуманы.

Какой тайный код пытался передать Да Винчи, кому было адресовано это послание, и почему ключ к разгадке таится в зеркальном отражении?

« ... И будет по воздуху носиться зловещий пернатый род. Они нападут на людей и зверей и будут питаться ими с великим криком. Они наполнят свое чрево их алой кровью... »

Исследователи уверены — таким иносказательным образом художник говорил о создании летательных аппаратов.

Но самое главное — расшифровать загадочные послания Леонардо да Винчи ученые смогли совсем недавно, до этого его записи представлялись не более чем хаотичным набором букв. Ключ к отгадке тайны художника оказался прост, как все гениальное — обычное зеркало.

Свои записи он выполнял странным почерком и долго не могли понять, как это можно прочитать, пока однажды кто-то не догадался, что если над страницей рукописи поставить зеркало, то в зеркале этот шифр будет представлен в виде вполне понятного алфавита.

Загадочные предсказания

Среди прозаических произведений Леонардо есть загадочные "Предсказания".

« ... Будет по воздуху носиться зловещий пернатый род; они нападут на людей и зверей и будут питаться ими с великим криком. Они наполнят свое чрево алой кровью... »

— предсказание, считают знатоки, очень похоже на создание воздушных летательных аппаратов, самолетов и вертолетов. "Люди будут разговаривать друг с другом из самых отдаленных стран и друг другу отвечать" — что это, как не предсказание изобретения телефонной, телеграфной и радиосвязи?

« ... Многих можно будет видеть несущимися на больших животных в быстром беге на погибель собственной жизни и на скорейшую смерть. По земле будут видны животные разного цвета, несущие людей к уничтожению их жизни... »

— автомобили и всевозможная бронетехника.

« ... Много будет таких, кто будет двигаться один против другого, держа в руках острое железо; они не будут причинять друг другу иного вреда, кроме усталости, ибо насколько один будет нагибаться вперед, настолько другой будет отклоняться назад. Но горе тому, кто попадет на середину между ними, потому что он в конце концов окажется разрезанным на куски... »

— двуручная пила.

« ... Много будет таких, кто будет свежевать свою мать, переворачивая на ней ее кожу, используя для этого ужасного зверя... »

— сельскохозяйственные машины.

К этому же относится и другое изречение:

« ... Видно будет, как переворачивают землю вверх дном и смотрят на противоположные полусферы и открывают норы свирепейших зверей... »

"Шкуры животных будут выводить людей из молчания с великими криками и ругательствами" — мячи для спортивных игр сделаны из кожи.

А вот предсказания о возможных катаклизмах, связанных с потеплением:

« ... Морская вода поднимется на высокие вершины гор, к небесам и снова упадет на жилища людей. Видно будет, как самые большие деревья лесов будут несомы неистовством ветра с востока на запад... »

Но есть у Леонардо да Винчи и такие загадки, перед которыми исследователи теряются.

* Разверзнется... Выйдут из земли звери, облеченные в тьму, которые с удивительными наскоками будут наскакивать на человеческую породу, а она зверскими укусами, с пролитием крови будет ими пожираться. * Люди будут ходить, и не будут двигаться; будут говорить с тем, кого нет, будут слышать того, кто не говорит. * Будут погублены бесчисленные жизни, и в земле будут сделаны бесчисленные дыры.

Тогда большая часть людей, оставшихся в живых, выбросят вон из своих домов прибереженное ими пропитание на вольную добычу птицам и наземным животным, нисколько о нем не заботясь. Люди будут выбрасывать из собственных домов те припасы, которые предназначались для поддержания их жизни. * Вернется время Ирода, ибо невинные младенцы будут отняты у своих кормилиц и умрут от великих ранений от руки жестоких людей. * Много будет таких народов, которые будут прятать себя, своих детей и свои припасы в глубине темных пещер, и там, во мраке, они будут кормить себя и свою семью в течение многих месяцев без всякого искусственного или природного света.

* Видно будет, как в воздухе на огромнейшей высоте огромные змеи сражаются с птицами.

* Большей части мужского рода не будет дозволено размножаться, так как у них будут отняты семенники.

Был ли он человеком? Способности и возможности Леонардо являлись, несомненно, сверхъестественными. Например в «Дневниках» да Винчи имеются наброски птиц в полете, для выполнения которых необходимо было располагать по меньшей мере материалами замедленной киносъемки! Он вел очень странный дневник, обращаясь в нем к себе самому на «ты», отдавая распоряжения и приказы себе как слуге или рабу: «прикажи показать тебе...», «ты должен показать в своем сочинении...», «прикажи сделать две дорожные сумки...» Складывается впечатление, что в да Винчи жили как бы две личности: одна — всем известная, дружелюбная, не лишенная некоторых человеческих слабостей, и другая — невероятно странная, скрытная, никому не известная, которая командовала им и распоряжалась его поступками.

Ко всему прочему да Винчи обладал способностью предвидеть будущее, которая, возможно, даже превосходила пророческий дар Нострадамуса. Его знаменитые «Пророчества» (вначале — серия записей, сделанных в Милане в 1494 году) рисуют устрашающие картины грядущего, многие из которых либо уже были нашим прошлым, либо сейчас являются нашим настоящим. Судите сами:
«Люди будут разговаривать друг с другом из самых отдаленных стран и друг другу отвечать» — речь, несомненно, идет о телефоне. «Люди будут ходить и не будут двигаться; будут говорить с тем, кого нет, будут слышать того, кто не говорит» —телевидение, запись на магнитофон, воспроизведение звука. «Люди... будут собственной особой мгновенно разбегаться по разным частям мира, не двигаясь с места» — передача телеизображения. «Ты увидишь себя падающим с великих высот без всякого вреда для тебя» — очевидно прыжки с парашютом. «Будут погублены бесчисленные жизни, и в земле будут сделаны бесчисленные дыры» —тут, скорее всего, провидец говорит о воронках от авиабомб и снарядов, которые действительно погубили бесчисленные жизни. Леонардо даже предвидел путешествия в космос: «И многие наземные и водяные животные поднимутся между звезд...» — запуск живых существ в космос. «Многочисленны будут те, у кого будут отняты их маленькие дети, которых будут свежевать и жесточайшим образом четвертовать!» — прозрачное указание на детей, части тела которых используются в банке органов.
Леонардо практиковал специальные психотехнические упражнения, восходящие к эзотерическим практикам пифагорейцев и... современной нейролингвистике, дабы обострить свое восприятие мира, улучшить память и развить воображение. Он как будто знал эволюционные ключи к тайнам человеческой психики, еще далеко не реализованной и в современном человеке. Так, один из секретов Леонардо да Винчи заключался в особой формуле сна: он спал по 15 минут каждые 4 часа, сокращая таким образом свой суточный сон с 8 до 1,5 часа. Благодаря этому гений экономил сразу 75% времени сна, что фактически удлинило его жизнь с 70 до 100 лет! В эзотерической традиции аналогичные методики известны с незапамятных веков, но они всегда считались настолько секретными, что, как и другие психо- и мнемотехники, никогда не предавались гласности.

Изобретения и открытия да Винчи охватывают все области знания (их более 50!), полностью предвосхищая основные направления развития современной цивилизации. Расскажем лишь о некоторых из них.


В 1499 году Леонардо для встречи в Милане французского короля Людовика XII сконструировал деревянного механического льва, который, сделав несколько шагов, распахивал свою грудную клетку и показывал внутренности, «заполненные лилиями». Ученый является изобретателем скафандра, подводной лодки, парохода, ластов. У него есть рукопись, в которой показывается возможность погружения на большую глубину без скафандра благодаря использованию особой газовой смеси (секрет которой он сознательно уничтожил). Чтобы ее изобрести, необходимо было хорошо разбираться в биохимических процессах человеческого организма, которые совершенно не были известны в то время! Это он первым предложил устанавливать на бронированных кораблях батареи огнестрельных орудий (подал идею броненосца!), изобрел вертолет, велосипед, планер, парашют, танк, пулемет, отравляющие газы, дымовую завесу для войск, увеличительное стекло (за 100 лет до Галилея!). Да Винчи изобрел текстильные машины, ткацкие станки, машины для изготовления иголок, мощные подъемные краны, системы осушения болот посредством труб, арочные мосты. Он создал чертежи воротов, рычагов и винтов, предназначенных поднимать огромные тяжести, — механизмы, которых не было в его время. Поразительно, что Леонардо подробно описывает эти машины и механизмы, хотя их и невозможно было сделать в то время из-за того, что тогда не знали шарикоподшипников (но сам Леонардо знал это — сохранился соответствующий рисунок).Иногда кажется, что да Винчи просто хотел узнать как можно больше об этом мире, коллекционируя информацию. Что он с ней делал? Зачем она ему была нужна в таком виде и в таком количестве? Ответа на этот вопрос он не оставил.

Странным образом даже занятия Леонардо живописью кажутся со временем все менее и менее значительными. Не будем говорить о его шедеврах, известных всему миру, скажем только об одном, хранящемся в Виндзоре удивительном рисунке, изображающем какое-то неземное существо. Черты лица этого существа повреждены от времени, но можно угадать их поразительную красоту. В этом рисунке привлекают внимание огромные и очень широко расставленные глаза. Это не ошибка художника, а сознательный расчет: именно эти глаза производят парализующее впечатление.
Принято считать, что это изображенная художником Беатриче великого поэта Данте, но земные женщины анатомически не бывают такими...
В Королевской библиотеке Турина хранится знаменитый автопортрет Леонардо да Винчи — «Портрет самого себя в преклонном возрасте». Он не датирован, но, как полагают эксперты, был написан около 1512 года. Это очень странный портрет: не только зритель в разных ракурсах воспринимает выражение и черты лица Леонардо совершенно по-разному, но и фотографии, сделанные даже с небольшим отклонением камеры, показывают разного человека, который то меланхоличен, то высокомерен, то мудр, то просто нерешителен, то предстает дряхлым стариком, измученным жизнью, и т.д.

Большинству людей гений известен как создатель бессмертных художественных шедевров. Но его ближайший друг Фра Пиетроделла Новеллара замечает: «Занятия математикой настолько отдалили его от живописи, что один только вид кисти приводит его в бешенство».
И еще он был прекрасным фокусником (современники говорили откровеннее — маг). Леонардо мог вызывать из кипящей жидкости многоцветное пламя, вливая в нее вино; легко превращал белое вино в красное; одним ударом ломал трость, концы которой были положены на два стакана, не разбив ниодин из них; наносил на конец пера немного своей слюны — и надпись на бумаге становилась черной. Чудеса, которые показывал Леонардо, настолько впечатляли современников, что его всерьез подозревали в том, будто он служил «черной магии». К тому же возле гения постоянно находились странные, сомнительной нравственности личности, вроде Томазо Джованни Мазини, известного под псевдонимом Зороастр де Перетола, — механика, ювелира и одновременно адепта тайных наук.
До самой смерти да Винчи был чрезвычайно активен, много ездил. Так, с 1513 по 1519 год он попеременно жил в Риме, Павии, Болонье, Франции, где и умер, по преданию, 2 мая 1519 года на руках короля Франциска I, прося прощения у Бога и людей, что «не сделал для искусства всего, что мог бы сделать».

Леонардо да Винчи принято считать одним из гениев итальянского Возрождения, что и отдаленно не соответствует истине. Он уникален: ни до него, ни после в истории не существовало подобного человека, гениального во всем! Кем же он был?..

Этот супергений начала итальянского Возрождения настолько странен, что вызывает у ученых не просто изумление, а почти благоговение, смешанное с растерянностью.

Даже общий обзор его возможностей повергает исследователей в шок: ну не может человек, имей он хоть семь пядей во лбу, быть сразу гениальным инженером, художником, скульптором, изобретателем, механиком, химиком, филологом, ученым, провидцем, одним из лучших в свое время певцов, пловцом, создателем музыкальных инструментов, кантат, наездником, фехтовальщиком, архитектором, модельером и т.д.

Поражают и его внешние данные: Леонардо был высок, строен и так прекрасен лицом, что его называли «ангелом», при этом сверхчеловечески силен (правой рукой — будучи левшой! — мог смять подкову).

В то же время его менталитет кажется бесконечно далеким не только от уровня сознания современников, но и от человеческого вообще. Леонардо, например, полностью контролировал свои чувства, практически не проявляя эмоций, характерных для обычных людей, всегда сохранял удивительно ровное настроение. Более того, отличался каким-то странным холодом бесчувствия. Он не любил и не ненавидел, а понимал, поэтому не только казался, но и был равнодушен к добру и злу в человеческом смысле (помогал, например, завоеваниям чудовищного ЧезареБорджиа), к безобразному и прекрасному, которые с одинаковым интересом изучал как нечто данное, внешнее.

(с) Александр Коченов

Леонардо да Винчи практиковал специальные психотехнические упражнения, восходящие к эзотерическим практикам пифагорейцев и... современной нейролингвистике, дабы обострить свое восприятие мира, улучшить память и развить воображение. Он как будто знал эволюционные ключи к тайнам человеческой психики, еще далеко не реализованной и в современном человеке. Так, один из секретов Леонардо да Винчи заключался в особой формуле сна: он спал по 15 минут каждые 4 часа, сокращая таким образом свой суточный сон с 8 до 1,5 часов. Благодаря этому гений экономил сразу 75 процентов времени сна, что фактически удлинило его время жизни с 70 до 100 лет! В эзотерической традиции аналогичные методики известны с незапамятных веков, но они всегда считались настолько секретными, что, как и другие психа - и мнемотехники, никогда не предавались гласности.

И еще он был прекрасный фокусник (современники говорили откровеннее - маг). Леонардо мог вызывать из кипящей жидкости многоцветное пламя, вливая в нее вино; легко превращает белое вино в красное; одним ударом ломает трость, концы которой положены на два стакана, не разбив ни один из них; наносит на конец пера немного своей слюны - и надпись на бумаге становится черной. Чудеса, которые показывает Леонардо, настолько впечатляют современников, что его всерьез подозревают в том, будто он служит "черной магии". К тому же возле гения постоянно находятся странные, сомнительной нравственности личности, вроде Томазо Джованни Мазини, известного под псевдонимом Зороастр де Перетола, - хорошего механика, ювелира и одновременно адепта тайных наук.

Леонардо вёл очень странный дневник, обращаясь в нем к себе самому на "ты", отдавая распоряжения и приказы себе как слуге или рабу: "прикажи показать тебе... ", "ты должен показать в своем сочинении... ", "прикажи сделать две дорожные сумки..." Складывается впечатление, что в да Винчи жили как бы две личности: одна - всем известная, дружелюбная, не лишенная некоторых человеческих слабостей, и другая - невероятно странная, скрытная, никому не известная, которая командовала им и распоряжалась его поступками.

Да Винчи обладал способностью предвидеть будущее, которая, по-видимому, даже превосходила пророческий дар Нострадамуса. Его знаменитые "Пророчества" (вначале - серия записей, сделанных в Милане в 1494 году) рисуют устрашающие картины грядущего, многие из которых либо уже были нашим прошлым либо сейчас являются нашим настоящим. "Люди будут разговаривать друг с другом из самых отдаленных стран и друг другу отвечать" - речь, несомненно, идёт о телефоне. "Люди будут ходить и не будут двигаться, будут говорить с тем, кого нет, будут слышать того, кто не говорит" - телевидение, запись на магнитофон, воспроизведение звука. "Люди... будут собственной особой мгновенно разбегаться по разным частям мира, не двигаясь с места" - передача телеизображения.

"Ты увидишь себя падающим с великих высот без всякого вреда для тебя" - очевидно, прыжки с парашютом. "Будут погублены бесчисленные жизни, и в земле будут сделаны бесчисленные дыры" - тут, скорее всего, провидец говорит о воронках от авиабомб и снарядов, которые действительно погубили бесчисленные жизни. Леонардо даже предвидит путешествия в космос: "И многие наземные и водяные животные поднимутся между звезд..." - запуск живых существ в космос. "Многочисленны будут те, у кого будут отняты их маленькие дети, которых будут свежевать и жесточайшим образом четвертовать!" - прозрачное указание на детей, части тела которых используются в банке органов.

Таким образом, личность Леонардо да Винчи уникальна и многогранна. Он был не только человеком искусства, но и человеком науки.

Способности и возможности Леонардо да Винчи были, без преувеличения, сверхъестественными. Да был ли он человеком вообще? Существует версия, что Леонардо да Винчи мог проникать в параллельные миры, где и брал идеи своих чудесных многочисленных изобретений.

В то время они действительно воспринимались как чудо. К примеру, в «Дневниках» да Винчи имеются наброски птиц в полете, для выполнения которых необходимо было располагать, по меньшей мере, материалами замедленной киносъемки! Он вел очень странный дневник, обращаясь в нем к себе самому на «ты», отдавая распоряжения и приказы себе как слуге или рабу: «прикажи показать тебе…», «ты должен показать в своем сочинении…», «прикажи сделать две дорожные сумки…» Складывается впечатление, что в Леонардо да Винчи жили как бы две личности: одна — всем известная, дружелюбная, не лишенная некоторых человеческих слабостей, и другая — невероятно странная, скрытная, никому не известная, которая командовала им и распоряжалась его поступками.

Леонардо да Винчи. Гений. Сверхчеловек. Черный маг

Чтобы обострить свое восприятие мира, улучшить память и развить воображение, Леонардо да Винчи практиковал специальные психотехнические упражнения, восходящие к эзотерическим практикам пифагорейцев и — представьте себе! — современной нейролингвистике. Он как будто знал эволюционные ключи к тайнам человеческой психики. Так, один из секретов Леонардо да Винчи заключался в особой формуле сна: он спал по 15 минут каждые 4 часа, сокращая таким образом свой суточный сон с 8 до 1,5 часов. Благодаря этому гений экономил сразу 75 процентов времени сна, что фактически удлинило его время жизни с 70 до 100 лет!

Мастерская Мастера

И через пять столетий загадки и тайны гения эпохи Возрождения не перестают удивлять наших современников.
Итальянские исследователи недавно обнаружили тайную мастерскую Леонардо да Винчи. Она находится в здании мужского монастыря Св. Аннунциаты в самом центре Флоренции. Монахи из ордена Служителей Девы Марии сдавали некоторые монастырские комнаты именитым гостям.

О существовании мастерской было известно давно из разных документов, известно было также, что Леонардо да Винчи останавливался в этом монастыре. Но искусно запечатанные комнаты обнаружить было непросто. За распечатанной дверью оказалась лестница, датируемая 1430 годом, работы флорентийского скульптора и архитектора Мичелоццо Бартоломео. Эта лестница вела в пять комнат, в которых обитал Леонардо да Винчи со своими учениками. В обители великому ученому были предложены отличные условия, поскольку он был уже знаменит. Самая большая комната с двумя окнами была спальней. Кроме нее была еще смежная потайная комната, где Мастер работал сам. Остальные комнаты служили мастерской для Леонардо и его учеников, которых было 5-6 человек.

Некоторые подробности говорят о том, что в их числе был и повар.
Местонахождение мастерской было идеальным. Монастырская библиотека содержала коллекцию из почти 5000 рукописей, очень интересовавших Леонардо да Винчи. Неподалеку находился госпиталь Св. Марии, где он мог заниматься анатомированием трупов.
Бесспорным доказательством того, что в мастерской занимался Леонардо да Винчи, стали находящиеся в ней фрески. Они вызывают ассоциации с другими работами мастера с первого взгляда. Компьютерные исследования эти ассоциации целиком подтверждают.

Кстати сказать, семья богатого купца Франческо дел Джокондо имела в монастыре Св. Аннуциаты часовню. Вполне возможно, что именно в монастыре великий живописец повстречал жену купца, Лизу Черардини. Молодая женщина послужила художнику моделью для написания знаменитой Джоконды.

Он или она?

Леонардо да Винчи, Джоконда (Джаконда), Мона Лиза

Над разгадкой тайны улыбки Моны Лизы исследователи бьются уже много лет. Едва ли не каждый год находится ученый, сообщающий: «Тайна раскрыта!» Некоторые считают, что разница восприятия выражения лица Джоконды зависит от личных психических качеств каждого. Кому-то оно кажется грустным, кому-то задумчивым, кому-то лукавым, кому-то даже злобным. А некоторые считают, что Джоконда вовсе даже и не улыбается! Другие ученые считают, что дело в особенностях художественной манеры автора. Якобы Леонардо так по-особому накладывал краски, что лицо Моны Лизы постоянно меняется. Многие настаивают на том, что художник изобразил на полотне себя в женском обличье, оттого и получился такой странный эффект.

Есть версия, что художник, который якобы был бисексуалом, нарисовал не себя, а своего ученика и помощника Джиана Джакомо Капротти, который находился рядом с ним в течение 26 лет. В пользу этой версии приводят тот факт, что Леонардода Винчи оставил эту картину ему в наследство, когда скончался в 1519 году.

Отдельного внимания требуют мнения медиков. Стоматолог и по совместительству эксперт по живописи Джозеф Борковски считает, что выражение лица Моны Лизы типично для людей, потерявших передние зубы. А японский доктор Накамура обнаружил поражение уголка левого глаза Джоконды и сделал вывод, что она предрасположена к сердечным заболеваниям и страдает астмой. Еще одну версию — о параличе лицевого нерва — выдвинули отоларинголог Азур из Окленда и датский врач Финн Беккер-Христиансен, который предложил обратить внимание на то, что Джоконда правой стороной улыбается, а левой гримасничает. Кроме того, он обнаружил у Моны Лизы даже симптомы идиотизма, мотивируя их непропорциональностью пальцев и отсутствием гибкости в руке. Зато, по мнению британского врача Кеннета Кила, на портрете просто-напросто передано умиротворенное состояние беременной женщины.

Говорят…

…что именно модели Джоконды великий художник обязан своей смертью. Что многочасовые изнурительные сеансы с ней извели великого мастера, поскольку сама модель оказалась биовампиром. Об этом говорят и поныне. Как только картина была написана, великого художника не стало.

Всем известно, что Леонардо да Винчи был левшой, писал справа налево в зеркальном изображении. Ранние его записи абсолютно не читаемы, но со временем зеркальное письмо Леонардо да Винчи обрело определенную форму, характерный, хотя и малоразборчивый почерк. Установив начертания отдельных букв, некоторые исследователи научились читать его обыкновенно, справа налево. Казалось бы — ключ найден! Но неразборчивость почерка — это полбеды. Леонардо да Винчи еще имел привычку писать по слуховому методу, то разделял слоги одного слова, то неожиданно слеплял несколько слов в одно. Прибавьте к этому необъятность знаний, доступных только специалистам разных областей.
Мало кто знает, что Леонардо да Винчи придумал как можно тратить мало времени на сон, но при этом не страдать от этого. Он спал всего около полтора часа в день! Многие пишут, что это и было секретом его продуктивности. Сегодня это называется многофазным сном.

Гений Леонардо решил, что на сон он тратит много времени и придумал свою методику сна. Она состояла в том, что он через каждые 4 часа спал 15 минут. В таком образе жизни он находился не неделю, а многие годы.

Почему это работает? Психологи говорят, что после сна у нас трудоспособность увеличивается от 6 до 10 раз! И мудрый Леонардо да Винчи этим воспользовался в полном мере. Другие психологи говорят, что многофазный сон не всем подходит и перед тем как его применить стоит почитать литературу по:

— природе сна
— релаксации
— правильном питании
— здоровом образе жизни

Все это не могло не вводить исследователей в заблуждения. Вот поэтому почти все тайны гения остаются для человечества неразгаданными.

Загадки без отгадок.Предсказания и пророчества

Среди прозаических произведений Леонардо да Винчи есть загадочные «Предсказания», представляющие собой своеобразную игру в загадки и разгадки. Скорее всего, он готовил их для развлечения придворного или светского общества. Леонардо да Винчи давал словесное описание явления, верное отдельными признаками, которое, по возможности, расходилось с сутью описываемого. При этом самая обыденная вещь превращалась в свою противоположность. Слушатель же должен был узнать вещь и назвать ее по имени. Задача да Винчи в том и состояла, чтобы, с одной стороны, как можно больше разъединить описание признаков вещи с действительным ее обликом, а с другой — не разорвать связи между ними.

Вот, например, как Леонардо да Винчи зашифровал загадку «О запеленутых младенцах»: «О морские города! Я вижу вас, ваших граждан, как женщин, так и мужчин, туго связанных крепкими узами по рукам и ногам людьми, которые не будут понимать ваших речей, и вы сможете облегчать ваши страдания и утрату свободы лишь в слезных жалобах, вздыхая и сетуя промеж самих себя, ибо тот, кто связал вас, вас не поймет, ни вы их не поймете».

Нечто подобное было написано им о сосущих детях: «Многие Франческо, Доминико и Бенедетто будут есть то, что не раз поедалось другими по соседству, и пройдет много месяцев, пока они смогут говорить».
«О, сколько будет таких, которым не будет дозволено родиться», — так писал он о яйцах, из которых не вылупятся цыплята.
Во многих загадках имеется зашифрованный пророческий смысл. Исследователи считают, что некоторые головоломки им удалось разгадать. К примеру:

«Будет по воздуху носиться зловещий пернатый род; они нападут на людей и зверей и будут питаться ими с великим криком. Они наполнят свое чрево алой кровью» — предсказание, считают знатоки, очень похоже на создание воздушных летательных аппаратов, самолетов и вертолетов.
«Люди будут разговаривать друг с другом из самых отдаленных стран и друг другу отвечать» — что это, как не предсказание изобретения телефонной, телеграфной и радиосвязи?
«Многих можно будет видеть несущимися на больших животных в быстром беге на погибель собственной жизни и на скорейшую смерть. По земле будут видны животные разного цвета, несущие людей к уничтожению их жизни» — автомобили и всевозможная бронетехника.

«Много будет таких, кто будет двигаться один против другого, держа в руках острое железо; они не будут причинять друг другу иного вреда, кроме усталости, ибо насколько один будет нагибаться вперед, настолько другой будет отклоняться назад. Но горе тому, кто попадет на середину между ними, потому что он в конце концов окажется разрезанным на куски» — двуручная пила.

«Много будет таких, кто будет свежевать свою мать, переворачивая на ней ее кожу, используя для этого ужасного зверя» — сельскохозяйственные машины. К этому же относится и другое изречение: «Видно будет, как переворачивают землю вверх дном и смотрят на противоположные полусферы и открывают норы свирепейших зверей».

«Шкуры животных будут выводить людей из молчания с великими криками и ругательствами» — мячи для спортивных игр сделаны из кожи.

А вот предсказания о возможных катаклизмах, связанных с потеплением: «Морская вода поднимется на высокие вершины гор, к небесам и снова упадет на жилища людей. Видно будет, как самые большие деревья лесов будут несомы неистовством ветра с востока на запад».

Но есть у Леонардо да Винчи и такие загадки, перед которыми исследователи теряются. Может быть, вам удастся расшифровать их?

* Разверзнется… Выйдут из земли звери, облеченные в тьму, которые с удивительными наскоками будут наскакивать на человеческую породу, а она зверскими укусами, с пролитием крови будет ими пожираться.
* Люди будут ходить, и не будут двигаться; будут говорить с тем, кого нет, будут слышать того, кто не говорит.
* Будут погублены бесчисленные жизни, и в земле будут сделаны бесчисленные дыры. Тогда большая часть людей, оставшихся в живых, выбросят вон из своих домов прибереженное ими пропитание на вольную добычу птицам и наземным животным, нисколько о нем не заботясь. Люди будут выбрасывать из собственных домов те припасы, которые предназначались для поддержания их жизни.
* Вернется время Ирода, ибо невинные младенцы будут отняты у своих кормилиц и умрут от великих ранений от руки жестоких людей.
* Много будет таких народов, которые будут прятать себя, своих детей и свои припасы в глубине темных пещер, и там, во мраке, они будут кормить себя и свою семью в течение многих месяцев без всякого искусственного или природного света.
* Видно будет, как в воздухе на огромнейшей высоте огромные змеи сражаются с птицами.
* Большей части мужского рода не будет дозволено размножаться, так как у них будут отняты семенники.

Поспешишь — людей насмешишь

Леонардо да Винчи никогда не спешил закончить произведение. Он считал, что незаконченность — обязательное качество жизни. Окончить — значит убить! Медлительность творца была удивительной, он писал свои полотна годами. Мог сделать два-три мазка и удалиться на много дней из города, например, благоустраивать долины Ломбардии или создавать аппарат для ходьбы по воде. Почти каждое из его значительных произведений — «незавершенка». Многие были испорчены водой, огнем, варварским обращением, но художник никогда не исправлял повреждений, словно давал право жизни вмешиваться в его творчество, что-то подправлять.

Добро = Зло

Создавая фреску «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи очень долго искал идеальные модели. Иисус должен воплощать Добро, а Иуда, решивший предать его на этой трапезе, — Зло.
Леонардо да Винчи много раз прерывал работу, отправляясь на поиски натурщиков. Однажды, слушая церковный хор, он увидел в одном из юных певчих совершенный образ Христа и, пригласив его в свою мастерскую, сделал с него несколько набросков и этюдов.

Прошло три года. «Тайная вечеря» была почти завершена, однако Леонардо так и не нашел подходящего натурщика для Иуды. Кардинал, отвечавший за роспись собора, торопил художника, требуя, чтобы фреска была закончена как можно скорее.

И вот после долгих поисков художник увидел валявшегося в сточной канаве человека — молодого, но преждевременно одряхлевшего, грязного, пьяного и оборванного. Времени на этюды уже не было, и Леонардо приказал своим помощникам доставить его прямо в собор. С большим трудом его притащили туда и поставили на ноги. Человек толком не понимал, что происходит, и где он находится, а Леонардо да Винчи запечатлевал на холсте лицо человека, погрязшего в грехах. Когда он окончил работу, нищий, который к этому времени уже немного пришел в себя, подошел к полотну и вскричал:

— Я уже видел эту картину раньше!

— Когда? — удивился Леонардо.

— Три года назад, еще до того, как я все потерял. В ту пору, когда я пел в хоре, и жизнь моя была полна мечтаний, какой-то художник написал с меня Христа…

Изобретения гения

Леонардо да Винчи был прекрасным фокусником (современники называли его магом). Он мог вызывать из кипящей жидкости многоцветное пламя, вливая в нее вино; легко превращал белое вино в красное; одним ударом ломал трость, концы которой положены на два стакана, не разбив ни один из них; наносил на конец пера немного своей слюны — и надпись на бумаге становится черной. Чудеса, которые показывал Леонардо, настолько впечатляли современников, что его всерьез подозревали в служении «черной магии». К тому же возле гения постоянно находились странные, сомнительной нравственности личности, вроде Томазо Джованни Мазини, известного под псевдонимом Зороастр де Перетола, — хорошего механика, ювелира и одновременно адепта тайных наук…

Леонардо многое шифровал, чтобы его идеи раскрывались постепенно, по мере того, как человечество до них «дозреет». Ученые только в прошлом году, спустя пять столетий после смерти Леонардо да Винчи, сумели разобраться в проекте его самодвижущейся тележки и построить ее. Это изобретение можно смело назвать предшественником современного автомобиля.

В 1499 году Леонардо да Винчи для встречи французского короля Людовика XII сконструировал деревянного механического льва, который, сделав несколько шагов, распахивал свою грудную клетку и показывал внутренности, «заполненные лилиями». Ученый является изобретателем скафандра, подводной лодки, парохода, ластов. У него есть рукопись, в которой показывается возможность погружения на большую глубину без скафандра благодаря использованию особой газовой смеси (секрет которой он сознательно уничтожил). Чтобы ее изобрести, необходимо было хорошо разбираться в биохимических процессах человеческого организма, которые совершенно не были известны в то время!

Это он первым предложил устанавливать на бронированных кораблях батареи огнестрельных орудий (подал идею броненосца!), изобрел вертолет, велосипед, планер, парашют, танк, пулемет, отравляющие газы, дымовую завесу для войск, увеличительное стекло (за 100 лет до Галилея!). Леонардо да Винчи изобрел текстильные машины, ткацкие станки, машины для изготовления иголок, мощные подъемные краны, системы осушения болот посредством труб, арочные мосты. Он создал чертежи воротов, рычагов и винтов, предназначенных поднимать огромные тяжести, — механизмы, которых не было в его время. Поразительно, что Леонардо да Винчи подробно описывает эти машины и механизмы, хотя их и невозможно было сделать в то время из-за того, что тогда не знали шарикоподшипников (но сам Леонардо знал это — сохранился соответствующий рисунок). Иногда кажется, что да Винчи просто хотел узнать как можно больше об этом мире, коллекционируя информацию. Зачем она ему была нужна в таком виде и в таком количестве? Ответа на этот вопрос он не оставил.

(1452–1519), великий итальянский художник, изобретатель, инженер эпохи Возрождения. Родился Леонардо в 1452 году, 15 апреля — в селе Анкино, поблизости городка Винчи. Был он незаконнорожденный сын флорентийского нотариуса и простой крестьянки. Первые годы жизни Леонардо провел вместе с матерью. Его отец в скором времени женился на богатой и знатной девушке, но этот брак был бездетным, и Пьеро взял своего 3-х летнего сына на воспитание.

В 15-и летнем возрасте был отдан в ученики к одному из ведущих мастеров раннего Возрождения во Флоренции, Андреа дель Вероккьо. 1472 год — Леонардо поступил в гильдию художников, для изучения основы рисунка и других необходимых дисциплин. Знакомство с астрономом П. Тосканелли дало толчок к зарождению его научных интересов. 1482 год — он переезжает в Милан.


После изгнания Лодовико Сфорца из города французами в 1499 году Леонардо перебирается в Венецию, посетив по дороге Мантую, где участвовал в строительстве оборонительных сооружений, а после возвратился во Флоренцию. В течение 12-и лет Леонардо постоянно переезжал из города в город. Работал на знаменитого Чезаре Борджиа в Романье, проектируя оборонительные сооружения. Три года проживал в Риме под покровительством Медичи. С 1517 года жил во Франции, куда был приглашен королем Франциском I. Умер Леонардо в Амбуазе 2 мая 1519 года.

За три года до своей кончины Леонардо да Винчи создал серию эскизов, которые можно объединить одним названием – Потоп, который, возможно, произойдет во время катаклизма, вызванного смещением внутреннего ядра Земли. Он изобразил водные потоки в самых различных видах, но по большей части в виде бурных, безжалостных и все сокрушающих водоворотов, которые обрушиваются на содрогающийся от катаклизмов земной мир. В более поздней серии рисунков Потоп (Виндзор, Королевская библиотека) изображаются ужасные катаклизмы, где наглядно показана сила воды, ураганных ветров, вихри бурь, которые превращают деревья в щепки. Он будто видит этот кошмар своим внутренним зрением и передает нам свои видения этой катастрофы. В пояснениях к рисункам итальянский гений писал: «Ах, какие ужасные раскаты будут слышны в потемневшем воздухе!»

«Наводнения опередят все другие ужасы», – предсказывал Леонардо да Винчи. Он так описывал будущий потоп: «Пусть темный, сумрачный воздух будет движим стремительным натиском яростных ветров и прорезаем нескончаемым дождем, смешанным с градом… Вокруг пусть будут огромные деревья, вывороченные с корнями и превращаемые в щепки неистовством ветров… И пусть горы обрушиваются вниз, на дно долины, и образуют там барьер для поднимающихся вод, а воды все равно прорывают этот барьер, вздымаясь огромными волнами…»

Предсказания Леонардо да Винчи иносказательны и зашифрованы несколько необычным образом. Смысл текста в его предвидениях явно не соответствует заголовку или окончанию предсказания. Если только читать «среднюю» часть абзаца, отбрасывая все лишнее, то скрытая суть предсказаний будет больше понятна.

Предсказание № 1012. «Видно будет, как все стихии, смешавшиеся в великом перевороте, бегут то к центру мира, то к небу, а когда от южных стран бешено несутся к холодному северу, иногда же с востока на запад, и так из одной полусферы (полушария Земли. – Прим. автора) в другую».

«О воде, которая бежит мутная и смешанная с землей, и о пыли, и о тумане, смешанном с воздухом, и об огне, смешанном со своей (стихией), и других, со своими».

896. Воды будут в значительной мере причиной гибели городов, и точно так же лошади и буйволы. Они везут пушки» – пророчество потопа и жесточайшей войны которая последует за этой катастрофой.

1013 — «Видно будет, как восточные части бегут к западным, а южные к северным, крутясь по всей вселенной в великом треске, трусе и ярости». – О восточном ветре, который понесется на Запад, – предсказания Леонардо да Винчи о страшных ураганах, которые начнутся на Земле во время этой ужасной катастрофы.

997 — О жестокости человека. Можно будет видеть на земле животных, которые будут всегда сражаться друг с другом, и величайшим уроном и часто смертью для той и другой стороны. Они не будут знать предела в своей злобе; для жестоких членов их тела падет на землю большая часть деревьев великих лесов вселенной; и когда они насытятся, тогда пищей для их желаний будет причинение смерти, и страданий, и мучений, и войны, и безумия всякому живому существу. И в своей непомерной гордыне они пожелают подняться до небес, но излишняя тяжесть их членов потянет их вниз.

Ничего не останется на земле или под землей и водой, чтобы не преследовалось, не перемещалось или не портилось; и то, что находилось в одной стране, перемещается в другую; и тела их сделаются могилами и переходами для всех одушевленных тел, когда‑либо ими умерщвленных. О земля, почему ты не разверзнешься, чтобы сбросить их в глубокие трещины твоих великих пропастей и недр и не будешь больше являть небу чудовище столь жестокое и бесчувственное?

957 — Выйдет из недр некто, кто ужасающими криками оглушит стоящих поблизости и дыханием своим принесет смерть людям и разрушение городам и замкам (тектонические катаклизмы и ужасающие последствия).

958 — Большие камни (вулканы) будут извергать такой огонь, что они будут сжигать хворост многих и величайших лесов и многих диких и домашних зверей.

956 — О, сколько великих строений будет разрушено по причине огня.

866 — Видно будет, как переворачивают землю вверх дном и смотрят на противоположные полусферы и открывают норы свирепейших зверей (смещение оси вращения Земли и активизация вулканов).

1004 — В каждой точке земли можно провести границу двух полусфер. Все люди тотчас же обменяются полусферами (сдвиг полюсов Земли на 180 градусов?).

948 — Видно будет, как высокие стены больших городов опрокинутся в свои рвы.

888 — Будут погублены бесчисленные жизни, и в земле будут сделаны бесчисленные дыры (провалы земной поверхности).

896 — Воды будут в значительной мере причиной гибели городов… (потоп).

920… многие и величайшие народы будут потоплены в собственных жилищах.

945 — Так велики будут лужи, что люди будут ходить по деревьям своей страны.

871 — Будет великое множество тех, кто, забыв о своем бытии и имени, будут лежать замертво на останках других мертвецов.

914 — О, сколько будет таких, которые после своей смерти будут гнить в собственных домах, наполняя округу зловонным запахом.

937 — Движение мертвых будет обращать в бегство многих живых с болью, и плачем, и криками.

908 — Много будет таких народов, который будут прятать себя, своих детей и припасы в глубине темных пещер, и там во мраке они будут кормить себя и свою семью в течение многих месяцев без всякого искусственного или природного света.

911 — Видно будет, как в воздухе на огромнейшей высоте длиннейшие змеи (ракеты) сражаются с птицами (самолеты).

904 — Вы, города Африки, увидите, как ваши уроженцы будут четвертованы в собственных домах жесточайшими и хищными зверями нашей же страны.

885 — Тогда большая часть людей, оставшихся в живых, выбросят вон из своих домов прибереженное ими пропитание на вольную добычу птицам и наземным животным, нисколько о нем не заботясь.

889 — Люди будут выбрасывать из собственных домов те припасы, что предназначались для поддержания жизни.

1010 — Придет с неба некто, кто изменит большую часть Африки, видимую этому небу из Европы, и ту часть Европы, (что видима) из Африки, и части скифских провинций смешаются вместе в великом перевороте.

Может быть, в следующих предсказаниях речь идет о появлении нейтронной звезды («придет с неба некто»), смещении оси вращения нашей планеты, а также катастрофических последствиях, вызванных тяготением звезды – изменение рельефа поверхности, захват части земной коры, атмосферы и гидросферы Земли.

Леонардо да Винчи упоминает в своих трудах об огне с неба: «Людям будет казаться, что они на небе видят новые бедствия; им будет казаться, что они взлетают на небо и, в страхе покидая его, спасаются от огней, из него извергающихся…»

943 — Будут великие ветры, о которых восточные ветры сделаются западными, а полуденные в большей своей части смешаются с бегом ветров, будут следовать за ним по многим странам (воздействие притяжения звезды на атмосферу нашей планеты, вследствие чего на Земле начнутся сильнейшие ураганы).

942 — Видно будет, как деревья великих лесов Тавра и Синая, Апенина и Атланта бегут по воздуху с востока на запад, с севера на юг; и они будут нести по воздуху великое множество людей. О, сколько обетов! О, сколько мертвецов! О, сколько расставаний друзей, родных! И сколько будет таких, которые больше не увидят своего края, ни своей родины и которые умрут без погребения, с костями, рассеянными по разным частям света!

910 — Многие погибнут от размозжения головы, и глаза у них по большей части выскочат из орбит…

875 — Многие, слишком поспешно выпуская дыхание, потеряют зрение, а вскоре и все чувства.

Может быть, в предсказаниях № 910 и № 875 Леонардо да Винчи предсказал гибель людей из‑за резкого понижения атмосферного давления, как результат захвата части земной атмосферы нейтронной звездой.

1011 — Величайшие горы, хотя и удаленные от морских берегов, сгонят море с его места…

1007 — Большая часть моря убежит к небу и не вернется в течение долгого времени (захват части гидросферы нашей планеты).

1017 — И многие наземные и водяные животные поднимутся между звезд…

923 — Стремительно падет на землю тот, кто дарует нам пищу и свет (увеличение солнечной активности).

924 — Деревья и кустарники великих лесов превратятся в пепел.

951 — В конце концов земля покраснеет от накала многих дней, и камни обратятся в пепел.

912 — Водяные животные будут умирать в кипящей воде.

1009 — Много будет таких, которые будут расти на собственных развалинах…

982 — Люди будут спать, и есть, и обитать между деревьев, рожденных в лесах и полях.

996 — Мертвые люди будут проходить через собственные кишки.

895 — Многие сделают кишки своим жилищем и будут обитать в собственных кишках (голод).

884 — Много будет таких, кто будет свежевать свою мать, переворачивая на ней ее кожу…

960 — Выйдет из темных и мрачных пещер некто, кто подвергнет весь человеческий род великим страданиям, опасностям и смерти. Многим своим последователям он, после многих страданий, дарует радости, но тот, кто не будет его сторонником, умрет в надрыве и в невзгодах. Он совершит бесчисленные измены, он будет расти и уговорит всех людей на убийства, на грабежи, на предательства; он вызовет подозрительность у своих сторонников, он отнимет власть у вольных городов, он отнимет жизнь у многих, он будет натравливать людей друг на друга со многими хитростями, обманами и изменами. О, чудовищный зверь! Насколько было бы лучше для людей, если бы ты вернулся в преисподнюю! Ради него великие леса останутся лишенными своей растительности. Ради него животные потеряют жизнь (Антихрист).

881 — Человеческий род дойдет до того, что один не будет понимать речи другого – то есть немец турка.

902 — Вернется время Ирода, ибо невинные младенцы будут отняты у своих кормилиц и умрут от великих ранений от руки жестоких людей.

903 — Многочисленны будут те, у кого будут отняты их маленькие дети, которых будут свежевать и жесточайшим образом четвертовать!

912 — Бесчисленные поколения погибнут от смерти беременных.

915 — О, сколько будет таких, которым не будет дозволено родиться.

916 — Большей части мужского рода не будет дозволено размножаться, так как у них будут отняты семенники.

917 — Молоко будет отнято у маленьких детей.

918 — У большей части латинских женщин будут отняты и отрезаны груди вместе с жизнью.

909 — Люди будут выходить из гробов, превратившись в птиц, и будут нападать на других людей, отнимая у них пищу из рук и со столов…

905 — И те, что питаются воздухом, будут обращать ночь в день…

974 — Я вижу Христа снова проданным и распятым, а святых его замученными.

973 — Увы! Я вижу Спасителя снова распятым.

966 — Во всех частях Европы будет плач великих народов о смерти одного человека, умершего на Востоке.

986 — В теплые края издалека будет перенесен снег, взятый с высоких горных вершин, и упадет во время праздников на площади в летнее время.

1008 — Вода, упавшая из облаков, а также находящаяся в движении по склонам гор, остановится на долгий промежуток времени без всякого движения, и это случится во многих и разных провинциях…

955 — Видно будет, как благодаря звездам люди приобретут величайшую скорость наравне с каким‑либо быстрым животным.