Маршал песни Соловьев-Седой. Как сын дворника музыкой прославил свою страну

25 апреля 1907 года в столице империи Санкт-Петербурге родился Василий Соловьёв . Без приставки «Седой» его имя никому ничего не говорит. Удивительно, но вполне аристократическая фамилия Соловьев-Седой выросла из детского дворового прозвища. Очень светлые волосы Васи быстро выгорали, и сначала отец в шутку называл его «седеньким», а потом и дворовые пацаны подхватили прозвище «Седой». Так, под дворовым прозвищем, войдет в историю человек, написавший сотни популярных песен.

Гений-самоучка

Отец Василия — Павел Павлович — был главным дворником Невского проспекта. Сейчас дворник — профессия не слишком высокооплачиваемая, специальных знаний для нее не требуется. А в России же дореволюционной дворник — уважаемая и значимая должность. Он не только следил за порядком, но и выполнял функции своего рода «участкового» (следил за порядком во вверенном районе) и даже немного ЖЭКа (контролировал состояние домов). Так что главный дворник самого важного проспекта Империи — человек не бедный, социально важный. Жена его — Анна Федоровна — работала горничной. И странным образом именно это определило потом карьерный путь ее сына. Дело в том, что и люди на Невском жили непростые. Главная улица столицы огромной страны, жильцы — сплошь звезды и богачи. Анна Федоровна работала у певицы Анастасии Вяльцевой . Это была знаменитая артистка, даже получившая прозвище «Русская золушка». Она исполняла романсы, пела оперетты, и вообще была одной из самых известных и богатых артисток своего времени. Но прозвище «Золушка» она получила за то, что ранее также была горничной. Соответственно, к прислуге она относилась с уважением и пониманием. Анне Федоровне в благодарность за работу Вяльцева подарила граммофон и пластинки со своими записями. Даже в семьях среднего достатка граммофоном могли похвастаться не все. И маленький Вася Соловьев рос, слушая романсы в исполнении одной из лучших певиц того времени.

Вася рос не просто меломаном — он продемонстрировал и организаторские способности. Сначала упросил родителей купить балалайку. Играть на ней научился сам, а затем — тоже сам — освоил и гитару. Пик «любительской карьеры» Соловьева — сколоченное им из соседских пацанов музыкальное трио. Количество талантов на квадратный метр двора зашкаливало. Например, в свой ансамбль Соловьев позвал сына прачки Сашу Борисова . Впоследствии тот станет актером, народным артистом СССР, прославится не только театральными ролями, но и работами в фильмах «Максим Перепелица», «В дни Октября». Но это все потом, а в молодости Борисов играл на мандолине в ансамбле Васи Соловьева.

Кстати, дом, в котором композитор родился и вырос, стоит на Невском и по сей день. В нем теперь гастроном и квартиры. А когда-то сюда приходили со всей округи — слушать трио подростков, которые играли прямо в подъезде. Им было тогда по 12 лет. Жил по соседству с ребятами и виолончелист — он начал водить Васю в Мариинку, где тот слушал самые популярные на тот момент оперы. При этом вокруг уже бушевала революция, а за ней и гражданская война. Стать великим музыкантом Соловьеву было суждено уже в другой, новой России.

Начинающий композитор

Самый сложный для многих музыкантов шаг — сделать свое увлечение настоящей профессией. Соловьеву это удалось благодаря упорству. В годы разрухи после гражданской войны Василий работал уборщиком в кинотеатре, за что ему не только платили, но и разрешали играть на старом, разбитом пианино, за которым во время показов сидел тапер. Инструмент Соловьев освоил тоже сам — просто на слух подбирал известные мелодии, потом играл их все более уверенно. Настолько уверенно, что его самого зовут работать и тапером и даже музыкантом на радио. Пианист на радио — наиболее «продвинутом» тогда средством массовой информации — Соловьев стал, не имея никакого профильного образования. На тот момент он окончил лишь трудовую школу. Но талант был очевиден — известный композитор Алексей Животов советует Василию получать музыкальное образование.

В Ленинградский центральный музыкальный техникум Соловьев поступил только в 1929 году, уже имея за собой большой опыт выступления в качестве пианиста. Потом — Консерватория. Он уже известен как «Василий Седой», неугомонный музыкант и начинающий композитор. Пишет он много, настолько, что однокашники обыгрывают его имя в новом прозвище «Фа-си-ля Си-до». Тот не обижается, да и вообще свои прозвища любил. «Седого» сделал частью фамилии, а некоторые произведения прямо так и подписывал: Фа-си-ля Си-до.

Композитор большой страны

Фа-си-ля Си-до музыку писал «запоем». Уже в год окончания консерватории он получает премии за произведения «Парад» на слова Гитовича и «Песня о Ленинграде» на слова Рывиной . Еще через 4 года в обеих столицах ставят его балет «Тарас Бульба». А всего за тридцатые годы он напишет несколько сотен произведений. Его песни исполняли тогдашние звезды Ирма Яунзем и Леонид Утесов .

Дальше была война и Соловьева-Седого (уже семьянина, с женой и дочерью) эвакуируют вместе с труппой Малого оперного театра. «Сидеть в тылу» композитор не собирается. Как и в детстве, он быстро организует ансамбль для выступлений на фронтах. Его фронтовая бригада «Ястребок» выступает на сложнейших участках фронта, в 1941 году играет на ржевском направлении, где идут тяжелые бои. Всю войну Соловьев-Седой выступает на различных фронтах. Впоследствии ветераны будут вспоминать, как важны были концерты таких фронтовых бригад, как они помогали поддерживать моральный дух бойцов. При этом композитор продолжает писать песни, известные до сих пор. Чего стоит только одна — «Потому что мы пилоты» из фильма «Небесный тихоход». В 1943 году Соловьев-Седой получает главную премию страны — Сталинскую. Важным событием в жизни сам композитор считал встречу с поэтом Алексеем Фатьяновым . Вдвоём они написали более 40 песен, ставших любимыми у народа.

После того, как война кончится, она останется сквозной темой в песнях Соловьева-Седого. Подвиг народа он воспел в легендарных «Где же вы теперь, друзья-однополчане...» и, конечно «Соловьи». Эта песня была написана еще в годы войны, но до сих пор любима всеми ветеранами.

Соловьи, соловьи, не тревожьте солдат, Пусть солдаты немного поспят...

Маршал Жуков даже в шутку назвал Соловьева-Седова «маршалом песни».

«Неплохая песня» как музыкальный символ страны

Конечно, война — не единственная тема песен Соловьева-Седого. Он пишет знаменитые «Давно мы дома не были», «Стали ночи светлыми», «Пора в путь-дорогу».

А в 1956 году написана песня «Подмосковные вечера». Сам композитор считал ее «неплохой», не более того. Каково же было его удивление, когда «Вечера» стали одной из пяти песен, выбранных для документального фильма о первой спартакиаде народов СССР. Также композиция получила первую премию на Всемирном фестивале молодёжи и студентов в Москве 1957 года. Более того, «Подмосковные вечера» станут символом России для всего мира. Её исполняли многие певцы всего мира, в том числе француженка Мирей Матье , в фортепианном исполнении её играл американский пианист Вэн Клайберн , а англичанин Кенни Болл сделал джазовую аранжировку произведения.

В последние годы усыпанный заслуженными наградами (Герой Социалистического Труда, народный артист СССР, дважды лауреат Сталинской и Ленинской премий) композитор тяжело болел. Но все равно называл себя счастливым человеком — что в профессии, что в личной жизни.

Василий Соловьев, он же Седой, он же Фа-си-ля Си-до умер в родном Ленинграде, в декабре 1979 года. Его песни знает и любит вся страна, даже подчас не помня их автора. Только дочь великого композитора Наталья не слышала песен отца. Она была глухой и стала большой актрисой, работая в Московском театре мимики и жеста.

Песенное творчество В.П. Соловьева-Седого

Василий Соловьев-Седой (1907-1979) Выдающийся советский ленинградский композитор- песенник. Их свыше 400.

из биографии Родился в семье выходцев из крестьян; В детстве отец подарил балалайку и гитару, так зародилась любовь к музыке; Мать любила народные песни, приобщала к ним сына; С 1925 года работал аккомпаниатором в немом кино; В 1929 г. – поступает в Музыкальный техникум;

Коротко из биографии В 1931 г.- Переводится в Ленинградскую консерваторию; В 1936 г. – Заканчивает консерваторию; В годы войны жил в Чкалове (Оренбург); В 1948-74 гг. – Занимал административные должности в Союзе композиторов.

Довоенные песни: «Парад» сл. А. Гитовича «Песня о Ленинграде», сл. Е. Рывиной В 1936 г. обе песни были награждены премией на ленинградском конкурсе. «Песня о Ленинграде»

Военные песни: «Вечер на Рейде» сл. А. Чуркин «Вася Крючкин» сл. В. Гусев «О чем ты тоскуешь, товарищ моряк» сл. В. Лебедев-Кумач «Как за Камой, за рекой» сл. В. Гусев «На солнечной поляночке» сл. А. Фатьянова «Не тревожь ты себя, не тревожь» сл. М. Исаковский «Соловьи» сл. А. Фатьянова И другие…

Послевоенные песни «Давно мы дома не были» «Стали ночи светлыми» «Пора в путь дорогу» «Едет парень на телеге» «Где же вы теперь, друзья-однополчане?» (в последствии цикл- «Сказ о солдате»)

Дружба с поэтом Большим событием в жизни считал встречу с поэтом Александром Фатьяновым. В его стихах композитор слышал русскую природу. Для него а, Фатьянов, как и Есенин был поэтом русской души и лиричности. Вместе они создали 40 песен. Фото 40-х гг.

Песня-легенда «Подмосковные вечера» Написана в 1956 г. к фильму «В дни спартакиады» о первой спартакиаде народов СССР. В 1957г. на фестивале песен она была награждена первой премией и Большой золотой медалью. Вскоре она стала песней-символом России и исполнялась во всем мире. Обложка пластинки

Знаменитая песня «Потому, что мы пилоты»

Обложка пластинки 70-х гг.

Соловьев-Седой с друзьями конец 40-х гг. П.Б. Рязанов и его ученики: Никита Богословский, Николай Ган, Иван Дзержинский. (А. Фатьянов)

Особенности песенНОГО ТВОРЧЕСТВА: Чувствительность к русскому художественному слову, поэтическому тексту; Всегда сочинял музыку, основываясь на текстовом содержании; Простота, красота, гармоничность, мелодического языка.

Музыка для кино Множество фильмов, среди которых: Небесный тихоход», 1945 г. «Чемпион мира», 1954г. «Она вас любит!», 1956г. «Очередной рейс», 1958г. «Осторожно, бабушка!», 1960г. «Донская повесть», 1964г. «Виринея», 1968г. «Незнакомый наследник», 1974г. «Сладкая женщина», 1976г. «Таежная повесть», 1979г.

Плакаты кинофильмов: 1945 г. 1954г. 1976г.

Серебряная монетка номиналом в 2 рубля. 2007г.

Звания и награды: Народный артист СССР (1967); Герой Социалистического Труда (1975); Лауреат Ленинской премии (1959); Лауреат Гос. премии СССР(1943, 1947); Награжден 3-мя орденами Ленина и орденом Красной Звезды.

Почтовая марка 1982г.

Выводы: Внес огромный вклад в развитие советской культуры; Развил песенное искусство, как основу русской национальности; Его песни любимы и узнаваемы в России, странах бывшего СССР, а так же во всем мире; Песни сплочали и помогали поднимать народный дух в годы войны.

Список литературы: Кремлев Ю. В.П. Соловьев-Седой очерк жизни и творчества», л,:Советский композитор, 1960г. Сохор А. «В.П. Соловьев-Седой», Музыка, 1977г. Хентова С. «Соловьев-Седой в Петрограде-Ленинграде», Лениздат, 1984 г. http://www.solowyev-sedoy.narod.ru - «В.П. Соловьев-Седой» http://chtoby-pomnili.com/page.php?id=623 – «Что бы помнили»

  • 1930
    Вокальный квартет «Ну-ка, кто конец найдёт?», детские песни, романсы и др.
    Шесть вариаций для фортепьяно
  • 1931
    Песня «Умолот» (сл. С. Полоцкого) и другие песни
    Музыка к пьесам детского кукольного театра
  • 1932
    «Песни восставшей Венгрии» (сл. А. Гидаша и В. Седого) для баритона и
    симфонического оркестра
    Ряд вокальных сочинений
    Эскизы симфонической поэмы «Пионерия, дерись за беспризорника»
    Музыка к пьесам детского кукольного театра
  • 1933
    «Серенада» (первоначальное название «Песня Балтазара», сл. В. Шекспира в переводе
    М. Кузьмина; из музыки к комедии В. Шекспира «Много шума из ничего»)
    «Лирические песни» (сл. А. Чуркина и П. Ойфы)
    Романс «Письмо любимой» (сл. А. Жарова)
    Эскизы «Лирической поэмы» для симфонического оркестра и оперы «Мать» (по М.Горькому)
  • 1934
    Поэма для симфонического оркестра «Партизанщина»
    Сюита для фортепьяно
    Радиооперетта «Хорошая погода» (сл. Е. Вечтомовой и Г. Кальвари)
    Пьеса для скрипки и фортепьяно
    «Частушка» (сл. В. Азарова)
  • 1935
    Сочинение концерта для фортепьяно с оркестром (не закончен)
    Пьеса для виолончели и фортепьяно
    Романс «Прощание с берёзой» (слова С. Есенина)
  • 1936
    Романсы: (слова С. Есенина) «Заиграй, сыграй тальяночка», «Выткался на озере»
    Песни: «Гибель Чапаева» (сл. 3. Александровой)
    «Казачья кавалерийская» (сл. А. Чуркина)
    «Парад» (сл. А. Гитовича)
    «Эх, колёса» (сл. П. Белова)
    «Гибель теплохода «Комсомол» (сл. П. Белова)
    «Песня о Ленинграде» (сл. Е. Рывиной)
    «Сказ о коннике» — баллада для голоса и фортепьяно (сл. А. Чуркина)
    Прелюдии для фортепьяно
    Музыка к пьесам и радиопостановкам
    Начало работы над оперой «Дружба» (либр. В. Воинова)
  • 1937
    Романсы (сл. А. Пушкина):
    «В последний раз твой образ милый»
    «Зимняя дорога»
  • 1938
    Песни: «Таёжная» (сл. В. Гусева, из пьесы В. Гусева «Слава»)
    «Любовная» (сл. В. Гусева, из пьесы В. Гусева «Слава»)
    «Песня о двух товарищах» (сл. В. Гусева, из пьесы В. Гусева «Слава»)
    «Что мы, девушки, скучаем» (из фильма «11 июля», сл. А. Чуркина)
    «Белорусская партизанская» (из фильма «11 июля», сл. А. Чуркина)
    «Едем, братцы, призываться» (сл. А. Чуркина)
    «Голубой платок» (сл. А. Чуркина)
    «Простая песенка» (сл. А. Прокофьева)
    Работа над оперой «Дружба» прекращена
    Начало работы над балетом «Тарас Бульба» (либр. С. Каплана и Р. Захарова)
  • 1939
    Песни: «Я о будущем нашем мечтаю» (из фильма «Будни», сл. М. Светлова)
    «Прощальная» (из фильма «Приятели», сл. М. Светлова)
    «Рыбацкая» (из фильма «Небеса», сл. М. Светлова)
    «Мчится лодка в глухом прибое» (из кинофильма «Небеса», сл. М. Светлова)
    Продолжение работы над балетом «Тарас Бульба»
    Сочинение оперы «Полинька» (либр. В. Ротко; написан только первый акт)
  • 1940
    Окончание балета «Тарас Бульба» (в первой его редакции)
  • 1941
    Песни: «Играй, мой баян» (сл. Л. Давидович)
    «Встреча Будённого с казаками» (сл. А. Чуркина)
    «Вечер на рейде» (сл. А. Чуркина)
  • 1942
    Песни: «Выше голову» (сл. А. Фатьянова)
    «Гвардейская песенка» (сл. А. Фатьянова)
    «Гармоника» (сл. А. Фатьянова)
    «Я вернулся к друзьям» (сл. А. Фатьянова)
    «С милой сердцу Кубани» (сл. В. Гусева)
    «Уезжал моряк из дома» (сл. М. Исаковского)
    Работа над оперой «Настя» (по мотивам рассказа К. Паустовского «Кружевница
    Настя»; написаны первый акт и первая картина второго акта)
  • 1943
    Песни: «Южно-Уральская» (сл. А. Фатьянова, позднее названа «Гвардейская походная»
    с новым текстом А. Чуркина)
    «Баллада о Матросове» (сл. А. Фатьянова)
    «Ехал казак воевать» (сл. А. Фатьянова)
    «Обиделись девушки» (сл. А. Фатьянова)
    «На солнечной поляночке» (сл. А. Фатьянова)
    «Не тоскуй, моя царица» (сл. А. Фатьянова)
    «Над землянкою ночь» (сл. В. Гусева)
    «Вася Крючкин» («Девушка и взвод», сл. В. Гусева)
    «Когда песню поёшь» (сл. В. Гусева)
    «Как за Камой, за рекой» (сл. В. Гусева)
    «Шахтёрская застольная» (сл. М. Львова)
    «Шёл солдат суровый, невесёлый» (сл. В. Дыховичного)
    «О чём ты тоскуешь, товарищ моряк» (сл. В. Лебедева-Кумача)
    «Что за славные ребята» (сл. М. Исаковского)
  • 1944
    Песни: «Ягода» (сл. В. Винникова)
    «Разговор» (сл. С. Фогельсона)
    «Не тревожь ты себя, не тревожь» (сл. М. Исаковского)
    «Баллада о солдатском сне» (сл. А. Прокофьева)
    «Наша родина — Россия» (сл. А. Прокофьева)
    «Прощай, беляночка» (сл. А. Прокофьева)
    «Соловьи» (сл. А. Фатьянова)
    «Ничего не говорила» (сл. А. Фатьянова)
    Начало работы над опереттой «Верный друг» (либретто B. Михайлова)
  • 1945
    Песни: «У лесной опушки» (сл. А. Софронова)
    «Краснофлотская бабушка» (сл. А. Софронова)
    «Дружили три пилота» (сл. С. Фогельсона)
    «Матросские ночи» (сл. С. Фогельсона)
    «Пора в путь-дорогу» (из фильма «Небесный тихоход», сл. C. Фогельсона)
    «Потому что мы пилоты» (из фильма «Небесный тихоход», сл. А. Фатьянова)
    «Про Васеньку» (сл. А. Фатьянова)
    «Дождик» (сл. А. Фатьянова)
    «Звездочка» (сл. А. Фатьянова)
    «Далеко иль недалечко» (сл. А. Фатьянова)
    «Далёко родные осины» (сл. А. Фатьянова)
    «Давно мы дома не были» (сл. А. Фатьянова)
    «Наш город» (сл. А. Фатьянова)
    «Услышь меня, хорошая» (сл. М. Исаковского)
    Окончание сочинения оперетты «Верный друг»
  • 1946
    Песни: «Пляс-перепляс» (сл. С. Фогельсона)
    «Песня нахимовцев» (из фильма «Нахимовцы», сл. С. Фогельсона)
    «Тропки-дорожки» (сл. А. Фатьянова)
    «Страдание» (сл. А. Фатьянова)
    «Стали ночи светлыми» (сл. А. Фатьянова)
    «Песня о краснодонцах» (сл. С. Острового)
    «Василёк» (сл. А. Чуркина)
    «Едет парень на телеге» (сл. Н. Глейзарова)
    «Закаляйся» (из фильма «Первая перчатка», сл. В. Лебедева-Кумача)
    «На лодке» (из фильма «Первая перчатка», сл. В. Лебедева-Кумача)
  • 1947
    Песенный цикл «Сказ о солдате» (сл. А. Фатьянова):
    «Шёл солдат из далёкого края»
    «Расскажите-ка, ребята»
    «Сын» («Колыбельная»)
    «Поёт гармонь за Вологдой»
    «Где же вы теперь, друзья-однополчане»
    «Величальная».
    Песни: «Разговорчивый минёр» (сл. А. Фатьянова и С. Фогельсона)
    «Золотые огоньки» (сл. А. Фатьянова и С. Фогельсона)
    «Весёлая песенка о начальнике станции» (сл. А. Фатьянова)
    «Моя родная сторона» (сл. С. Фогельсона)
    «Человеку человек» («В жизни очень часто так случается», сл. Н. Лабковского и Б.
    Ласкина)
    «Комсомольская прощальная» (из музыки к спектаклю «Начало пути», сл. А. Галича)
    Начало работы над опереттой «Самое заветное» (либр. В. Масса и М. Червинского) —
    первая редакция
  • 1948
    Песня «Где ж ты, мой сад» (из фильма «Ночь полководца», сл. А. Фатьянова)
    15 сентября — начало работы над второй редакцией балета «Тарас Бульба»
    1949 Песни: «Студенческая попутная» (сл. С. Фогельсона)
    «Солнце встаёт» (сл. Л. Ошанина)
    «Марш нахимовцев» (из фильма «Счастливого плавания», сл. Н. Глейзарова)
    «Споём, друзья» (из фильма «Счастливого плавания», сл. Н. Глейзарова)
    «У родного Иртыша» (из фильма «Сибирь советская», сл. Н. Глейзарова)
  • 1950
    Песни: «Камыши» (сл. А. Чуркина)
    «Спит дороженька степная» (сл. А. Чуркина)
    «Наташа» (сл. М. Исаковского)
    «Хорошая жена» (сл. Н. Глейзарова)
  • 1951
    Песни: «Студенческая песня» («Как мы дружили», сл. Л. Ошанина)
    «Вёрсты» (сл. Л. Ошанина)
    «Ночи белые стоят над Ленинградом» (сл. С. Фогельсона)
  • 1952
    Песни: «Мой друг коммунист» (сл. С. Фогельсона)
    «Азовская партизанская» (из радиопостановки «Азовское море», сл. А. Зорина)
    «Лирическая девичья» (из радиопостановки «Азовское море», сл. А. Зорина)
    «Марш молодых рабочих» (из фильма «Навстречу жизни», сл. Н. Глейзарова)
    «Грустная песенка» (из фильма «Навстречу жизни», сл. Н. Глейзарова)
    Окончание работы над опереттой «Самое заветное» (вторая редакция)
  • 1953
    Песни: «Самовар» (сл. Н. Глейзарова)
    «Ёлка» (сл. Н. Глейзарова)
    Ноябрь — окончание партитуры второй редакции балета «Тарас Бульба»
  • 1954
    Песни: «Песня бойцов» (из пьесы «Сын Рыбакова», сл. В. Гусева)
    «Песенка о весне» (из пьесы «Сын Рыбакова», сл. В. Гусева)
    «Летняя песенка» (сл. Н. Глейзарова)
    «Песенка Ангарвая» (из фильма «Девушка-джигит», сл. М. Вольпина)
    «Доброе утро» (из фильма «Доброе утро», сл. В. Соловьёва-Седого)
    «Что нам ветры» (из фильма «Доброе утро», сл. А. Фатьянова)
    «Праздничная» (из фильма «Всесоюзная сельскохозяйственная выставка», слова А.Фатьянова)
    «Мы не знали с тобой друг о друге» (из фильма «Всесоюзная сельскохозяйственная
    выставка», сл. А. Фатьянова)
    «Вечерняя» (из фильма «Всесоюзная сельскохозяйственная выставка», сл. А.Фатьянова)
    «Степь кругом» (из фильма «Всесоюзная сельскохозяйственная выставка», сл. Н.Лабковского)
    «Лирическая песня Насти» (из фильма «Чемпион мира», сл. М. Светлова)
  • 1955
    Песни: «В путь» (из фильма «Максим Перепелица», сл. М. Дудина)
    «Журавель мой, журавель» (из фильма «Максим Перепелица», сл. М. Дудина)
    «Песня об Украине» (из фильма «В один прекрасный день», сл. Б. Палийчука)
    «Завелась в душе забота» (из фильма «В один прекрасный день», сл. В. Бокова)
    «Гляжу в поля просторные» (из фильма «В один прекрасный день», сл. В. Бокова)
    «Жалоба» (из фильма «В один прекрасный день», сл. В. Бокова)
    Доделка партитуры второй редакции балета «Тарас Бульба»
    Ноябрь — начало работы над оперой «Любовь Яровая» (приостановлена в марте 1956 г.)
  • 1956
    Песни: «Станция Снегири» (сл. М. Матусовского)
    «Марш милиции» (из фильма «Песня табунщика», сл. М. Матусовского)
    «Как-то в утро вешнее» (из фильма «Песня табунщика», сл. М. Матусовского)
    «Тебе, мой любимый, пишу я письмо» (из фильма «Песня табунщика», сл. М.Матусовского)
    «Куплеты конюха» (из фильма «Песня табунщика», сл. М. Матусовского)
    «Песня дальних дорог» (из фильма «В дни спартакиады», сл. М. Матусовского
    « » (из фильма «В дни спартакиады», слова М. Матусовского)
    «Серенада» (из фильма «Она вас любит», сл. С. Фогельсона)
    «Зорька догорает» (сл. Н. Глейзарова)
  • 1957
    Песни: «Фестивальная песенка» (сл. Н. Глейзарова)
    «Вечерняя песня» (сл. А. Чуркина)
    «Если бы парни всей земли» (сл. Е. Долматовского)
    «Доставай свой старый чемодан» (из пьесы «Дальняя дорога», сл. А. Арбузова)
    «Песня расставания» (из пьесы «Дальняя дорога», сл. А. Арбузова)
    Декабрь — начало работы над балетом «Фестиваль»
  • 1958
    Песни: «Старому другу» (сл. М. Матусовского)
    «С добрым утром, комсомольцы» (сл. А. Чуркина)
    «Дорога, дорога» (из фильма «Очередной рейс», сл. А. Фатьянова)
    «Песня шофёра» (сл. С. Фогельсона)
  • 1959
    Песни: «Новгород великий» (сл. А. Прокофьева)
    «Любите свой завод» (сл. А. Чуркина)

Его жизнь достойна сценария голливудского фильма: сын дворника и горничной стал одним из самых любимых композиторов всего Советского Союза. Почти с колыбели он слушал пение великой Анастасии Вяльцевой, у которой работала горничной его мать.

На войне Соловьев-Седой получил звание Маршал песни. Так на фронте его назвал сам Георгий Жуков.

Песни Василия Павловича Соловьева-Седого выдержали самую серьезную проверку - временем. Без него невозможно представить себе Россию ХХ века…

Марлен Дитрих, услышав один раз песню "Соловьи" , сказала: "Этой песни мне не хватало на войне". А популярный чешский певец Карел Готт поведал о том, как песни Соловьва-Седого вошли в его репертуар. Даже во время событий 1968 года он исполнял в Праге легендарных "Соловьев".

В начале войны многие политработники упрекали композитора за излишнюю лиричность военных песен. Но Соловьев-Седой не отступил: "Грусть и печаль могут быть не менее мобилизующими". Слова легендарного "Вечера на рейде" моряки даже выстукивали азбукой Морзе.

В фильме впервые будет открыта страница в жизни композитора, связанная с 1948 годом, когда после постановления ЦК о "Борьбе с формализмом в музыке" именно Соловьев-Седой сменил на посту опального Дмитрия Шостаковича и спас многих музыкантов от репрессий.

Практически весь ленинградский Союз композиторов был обязан жилплощадью Соловьеву-Седому, он в буквальном смысле открывал дверь ногой в Ленгорисполком.

Зрители также узнают удивительную историю песни, которую весь мир считает музыкальной визитной карточкой России. Музсовет киностудии "Центрнаучфильм" прислал композитору письмо: "Вы, автор таких выдающихся песен, на этот раз написали вяловатую, невыразительную песенку, и мы не уверены, будем ли включать ее в фильм". Этой песней оказались "Подмосковные вечера"

При видимом благополучии в жизни Василия Павловича было много драматических страниц. Мало кому известно, что в последние годы жизни музыканта его песни в буквальном смысле были арестованы в Радиокомитете и не звучали в эфире. Несомненно, эта ситуация повлияла на здоровье и приблизила смерть гения…

Впервые с телеэкрана о прославленном деде расскажет Василий Соловьев-Седой-младший.

Своими воспоминаниями о композиторе также поделятся Тихон Хренников, Сергей Михалков , Александр Колкер, Мария Пахоменко, Эдуард Хиль, Эдита Пьеха

Василий Соловьев родился 25 апреля 1907 года в городе Санкт-Петербург. Отец, Павел Павлович Соловьев, служил в должности Главного дворника Невского проспекта. Мать, Анна Федоровна, работала горничной у знаменитой певицы А.Д.Вяльцевой, которая подарила ей граммофон и грампластинки со своими песнями. Псевдоним «Седой» произошел от детского прозвища. В раннем детстве получил от отца в подарок балалайку, которую освоил самостоятельно и организовал трио с соседскими детьми:Сашей Борисовым, сыном прачки и кухонного рабочего и Шурой Виноградовым. Первыми «классическими» музыкальными впечатлениями Соловьева-Седого стали походы в Мариинский театр, куда его водил виолончелист, живший в их доме. Там мальчик слышал «Сказание о невидимом граде Китеже» Н.А.Римского-Корсакова, которым дирижировал А. Коутс, выступления Ф.И.Шаляпина в операх «Борис Годунов» М.П.Мусоргского и «Севильский цирюльник» Дж. Россини.

В 1923 году Соловьев-Седой окончил единую трудовую школу. Увидев в петербургском кинотеатре «Слон» пианино для тапера, стал по слуху подбирать известные мелодии и научился играть: с 1925 озвучивал киносеансы в клубах, работал аккомпаниатором в студии художественной гимнастики, пианистом-импровизатором на Ленинградском радио.

С 1929 по совету А.С.Животова Соловьев-Седой учился в Ленинградском центральном музыкальном техникуме, где его сокурсником был Н. В. Богословский. В 1931 году весь курс техникума перевели в Ленинградскую консерваторию, которую Соловьев-Седой окончил в 1936 году по классу композиции у П.Б.Рязанова. В годы учебы работал композитором в Кукольном и Антирелигиозном театрах Ленинграда.

Хотя молодой композитор писал в разных жанрах, во второй половине 1930 годов определилось основное - лирико-песенное - направление его творческой деятельности. В 1936 году на ленинградском конкурсе массовых песен первой премии были удостоены его песни «Парад» и «Песня о Ленинграде». В 1938 году начал писать музыку для кино. В 1940 году в Ленинграде и в 1941 году в Москве состоялись премьеры балета Соловьева-Седого «Тарас Бульба».

В годы Великой Отечественной войны жил в Чкалове, где в 1941 году организовал и возглавил театральную фронтовую бригаду «Ястребок», с которой был направлен на Калининский фронт, в район Ржева. В эвакуации познакомился с поэтом А.И.Фатьяновым, ставшим его постоянным творческим партнером. Война дала мощный драматический импульс творчеству Соловьева-Седого. В период 1941-1945 гг. он написал около 70 песен, стяжавших ему всенародную любовь; среди них «Вечер на рейде», «На солнечной поляночке», «Соловьи», «Давно мы дома не были», «О чем ты тоскуешь, товарищ моряк?», «Не тревожь ты себя, не тревожь», «Услышь меня, хорошая», «Матросские ночи». В 1945 появились песни к комедийному фильму «Небесный тихоход» - «Потому что мы пилоты» и «Пора в путь-дорогу»; в том же году в Куйбышеве состоялась премьера его оперетты «Верный друг».

В 1948-1974 годах Соловьев-Седой занимал крупные административные должности в Союзе композиторов: в 1948-1964 годах председатель правления Ленинградского отделения СК РСФСР, в 1957-1974 секретарь СК СССР.

Послевоенное время - годы творческого расцвета Соловьева-Седого. Песня «На лодке» из музыки к кинофильму «Первая перчатка» - одна из его самых проникновенных лирических песен. Песня «В путь» из фильма «Максим Перепелица» стала самой популярной строевой в Советской Армии. В 1947 году композитор написал песенный цикл на стихи А.И.Фатьянова «Сказ о солдате», песня из которого «Где же вы теперь, друзья-однополчане?» стала любимой у советских ветеранов. Песня на стихи М.Л.Матусовского из документального фильма «В дни спартакиады» «Подмосковные вечера» стала музыкальным символом СССР во всем мире; ее инципит с 1964 года и поныне - позывные государственной радиостанции «Маяк». К VI Международному фестивалю молодежи и студентов в Москве Соловьев-Седой написал песню «Если бы парни всей земли». Последний шедевр композитора - «Вечерняя песня», которая стала неофициальным гимном Ленинграда.