Медный всадник в честь чего. Медный всадник – памятник Петру I

Рейнгольд Глиэр - Вальс из балета "Медный всадник"

Памятник Петру I, бронзовый монумент всадника на вздыбленном коне, взлетевшем на вершину скалы, больше известный благодаря поэме Александра Сергеевича Пушкина как "Медный всадник" - неотъемлемая часть архитектурного ансамбля и один из самых ярких символов Санкт-Петербурга…

Место расположения памятника Петру I выбрано не случайно. Рядом находятся основанное императором Адмиралтейство, здание главного законодательного органа царской России — Сената.

Екатерина II настаивала на размещении памятника в центре Сенатской площади. Автор скульптуры, Этьен-Морис Фальконе, поступил по своему, установив «Медный всадник» ближе к Неве.

По приказу Екатерины II Фальконе пригласил в Санкт-Петербург князь Голицын. Советовали обратиться именно к этому мастеру профессора Парижской академии живописи Дидро и Вольтер, вкусу которых Екатерина II доверяла.

Фальконе было уже пятьдесят лет. Он работал на фарфоровом заводе, но мечтал о большом и монументальном искусстве. Когда поступило приглашение о возведении в России памятника, Фальконе не раздумывая 6 сентября 1766 года подписал контракт. Его условия определяли: памятник Петру должен состоять из «главным образом конной статуи колоссального размера». Гонорар скульптору предложили достаточно скромный (200 тысяч ливров), другие мастера просили в два раза больше.

В Санкт-Петербург Фальконе прибыл со своей семнадцатилетней помощницей Мари-Анн Колло. Видение памятника Петру I автором скульптуры разительно отличалось от желания императрицы и большинства русской знати. Екатерина II ожидала увидеть Петра I с жезлом или скипетром в руке, восседающим на коне подобно римскому императору.

Статский советник Штелин видел фигуру Петра в окружении аллегорий Благоразумия, Трудолюбия, Правосудия и Победы. И.И. Бецкой, руководивший работами по сооружению памятника, представлял его фигурой во весь рост, с удерживаемым в руке полководческим жезлом.

Фальконе советовали направить правый глаз императора на Адмиралтейство, а левый — на здание Двенадцати коллегий. Посетивший в 1773 году Санкт-Петербург Дидро задумывал памятник в виде фонтана, украшенного аллегорическими фигурами.
Фальконе же задумал совсем иное. Он оказался упрям и настойчив.

Скульптор писал:

«Я ограничусь только статуей этого героя, которого я не трактую ни как великого полководца, ни как победителя, хотя он конечно, был и тем и другим. Гораздо выше личность созидателя, законодателя, благодетеля своей страны, и вот её-то и надо показать людям. Мой царь не держит никакого жезла, он простирает свою благодетельную десницу над объезжаемую им страной. Он поднимается на верх скалы, служащей ему пьедесталом,— это эмблема побеждённых им трудностей».

Отстаивая право на своё мнение относительно облика памятника Фальконе писал И.И. Бецкому:

«Могли ли Вы себе представить, чтобы скульптор, избранный для создания столь значительного памятника, был бы лишён способности думать и чтобы движениями его рук управляла чужая голова, а не его собственная?»

Споры возникали и вокруг одежды Петра I. Скульптор писал Дидро:
«Вы знаете, что я не одену его по-римски, точно так же, как не одел бы Юлия Цезаря или Сципиона по-русски».

Над моделью памятника в натуральную величину Фальконе работал три года. Работа над «Медным всадником» велась на участке бывшего временного Зимнего дворца Елизаветы Петровны. В 1769 году прохожие могли здесь наблюдать, как гвардейский офицер взлетал на лошади на деревянный помост и ставил её на дыбы. Так продолжалось по несколько часов в день.

У окна перед помостом сидел Фальконе и внимательно зарисовывал увиденное. Кони для работы над памятником были взяты из императорских конюшен: скакуны Бриллиант и Каприз. Скульптор избрал для памятника русскую «орловскую» породу.

Ученица Фальконе Мари-Анн Колло вылепила голову «Медного всадника». Сам скульптор трижды брался за эту работу, но каждый раз Екатерина II советовала переделать модель. Мари сама предложила свой эскиз, который оказался принят императрицей. За свою работу девушка была принята в члены Российской Академии художеств, Екатерина II назначила ей пожизненную пенсию в 10000 ливров.

Змею под ногой коня изваял русский скульптор Ф.Г. Гордеев.

Подготовка гипсовой модели памятника в натуральную величину заняла целых двенадцать лет, она была готова к 1778 году.

Модель была открыта для всеобщего обозрения в мастерской на углу Кирпичного переулка и Большой Морской улицы. Мнения высказывались самые разные. Обер прокурор Синода проект решительно не принял. Дидро увиденным оказался доволен. Екатерина II же оказалась равнодушной к модели памятника — ей не понравилось самовольство Фальконе в выборе облика монумента.

Долгое время никто не хотел браться за отливку статуи. Иностранные мастера требовали слишком большую сумму, а местных умельцев пугал её размер и сложность работы. По расчётам скульптора для сохранения равновесия монумента передние стенки памятника должны были быть выполнены очень тонкими — не более сантиметра. От такой работы отказался даже специально приглашённый литейщик из Франции. Он называл Фальконе сумасшедшим и говорил, что в мире не существует подобного примера отливки, что она не удастся.

Наконец нашёлся литейщик — пушечных дел мастер Емельян Хайлов. Вместе с ним Фальконе подбирал сплав, делал пробы. За три года скульптор в совершенстве овладел литьём. Начали отливать «Медного всадника» в 1774 году.

Технология была очень сложна. Толщина передних стенок обязательно должна была быть меньше толщины задних. При этом задняя часть становилась тяжелее, что придавало устойчивость статуе, опирающейся всего на три точки опоры.

Одной заливкой статуи дело не обошлось. Во время первой лопнула труба, по которой в форму поступала раскалённая бронза. Была испорчена верхняя часть скульптуры. Пришлось её срубить и ещё три года готовиться ко второй заливке. На этот раз работа удалась. В память о ней на одной из складок плаща Петра I скульптор оставил надпись «Лепил и отливал Этьен Фальконе парижанин 1778 года».

Об этих событиях Санкт-Петербургские ведомости писали:

«24 августа 1775 года Фальконе вылил здесь статую Петра Великого на коне. Литьё удалось кроме местах в двух фута на два вверху. Сия сожалительная неудача произошла через случай, который предвидеть, а значит, и предотвратить возможности вовсе не было.

Вышеупомянутый случай казался столь страшен, что опасались, дабы всё здание не занялось пожаром, а, следовательно, всё бы дело не провалилось. Хайлов остался неподвижен и проводил расплавленный металл в форму, не теряя бодрости своей нимало при предоставляющейся ему опасности для жизни.

Такой смелостью Фальконе тронутый по окончании дела бросился к нему и от всего сердца целовал и дарил его от себя деньгами».

По замыслу скульптора основанием памятника служит естественная скала в виде волны. Форма волны служит напоминанием о том, что именно Пётр I вывел Россию к морю. Поиском камня-монолита Академия художеств занялась когда ещё не была даже готова модель памятника. Нужен был камень, высота которого составила бы 11,2 метра.

Гранитный монолит был найден в районе Лахты, в двенадцати верстах от Санкт-Петербурга. Когда-то по местным преданиям в скалу попала молния, образовав в ней трещину. Среди местных жителей скалу называли «Гром-камень». Так и стали потом называть её, когда установили на берегу Невы под знаменитым памятником.

Расколотый валун - предполагаемый осколок Гром камня

Первоначальный вес монолита — около 2000 тонн. Екатерина II объявила награду в 7000 рублей тому, кто придумает самый эффективный способ доставить скалу на Сенатскую площадь. Из множества проектов был выбран способ, предложенным некто Карбури. Ходили слухи, что этот проект им был перекуплен у какого-то русского купца.

От места нахождения камня до берега залива прорубили просеку, укрепили грунт. Скалу освободили от лишних наслоений, она сразу полегчала на 600 тонн. Гром-камень рычагами водрузили на деревянную платформу, опиравшуюся на медные шары. Эти шары передвигались по деревянным желобчатым рельсам, обитым медью. Просека была извилистой. Работы по перевозке скалы продолжались и в мороз и в жару.

Работали сотни людей. На это действо приезжали смотреть многие петербуржцы. Некоторые из наблюдателей собирали осколки камня и заказывали себе из них набалдашники на трость или запонки. В честь необыкновенной транспортной операции Екатерина II повелела отчеканить медаль, на которой написано «Дерзновению подобно. Генваря, 20. 1770».

Поэт Василий Рубин в этом же году написал:

Нерукотворная здесь Росская гора,
Вняв гласу Божию из уст Екатерины,
Прешла во град Петров чрез Невския пучины
И пала под стопы Великого Петра.

К моменту установки памятника Петру I отношения скульптора и императорского двора окончательно испортились. Дошло до того, что Фальконе стали приписывать только техническое отношение к памятнику. Оскорблённый мастер так и не дождался открытия монумента, в сентябре 1778 года вместе с Мари-Анн Колло уехал в Париж.

Установкой «Медного всадника» на постамент руководил архитектор Ф.Г. Гордеев. Торжественное открытие памятника Петру I состоялось 7 августа 1782 года (по старому стилю). Скульптура была закрыта от глаз наблюдателей полотняной оградой с изображением горных пейзажей. С утра шёл дождь, но он не помешал собраться на Сенатской площади значительному количеству людей. К полудню облака рассеялись. На площадь вступила гвардия.

Военным парадом управлял князь А.М. Голицын. В четвёртом часу на шлюпке прибыла сама императрица Екатерина II. Она поднялась на балкон здания Сената в короне и порфире и дала знак к открытию памятника. Ограда упала, под барабанную дробь полки двинулись по невской набережной.

По повелению Екатерины II на постаменте начертано: «Екатерина II Петру I». Таким образом, императрица подчеркнула приверженность петровским реформам. Сразу после появления на Сенатской площади «Медного всадника» площадь была названа Петровской.

«Медным всадником» скульптуру в своей одноимённой поэме назвал А.С. Пушкин, хотя на самом деле он изготовлен из бронзы. Это выражение стало настолько популярным, что стало практически официальным. А сам памятник Петру I стал одним из символов Санкт-Петербурга.

Вес «Медного всадника» — 8 тонн, высота — более 5 метров.

Легенда о Медном всаднике

С самого дня установки он стал предметом для множества мифов и легенд. Противники самого Петра и его реформ предупреждали, что памятник изображает "всадника Апокалипсиса", несущего городу и всей России смерть и страдания. Сторонники Петра говорили, что монумент символизирует собой величие и славу Российской империи, и что Россия останется таковой, пока всадник не сойдет со своего пьедестала.

Кстати, о пьедестале Медного всадника тоже ходят легенды. По замыслу скульптора Фальконе, он должен был быть выполнен в форме волны. Подходящий камень был найден неподалеку от поселка Лахта: якобы на камень указал местный юродивый. Некоторые историки находят возможным, что это - именно тот камень, на который не раз взбирался Петр в ходе Северной войны, дабы лучше видеть расположение войск.

Слава о Медном всаднике разносилась далеко за пределами Петербурга. В одном из отдаленных поселений возникла своя версия возникновения памятника. Версия заключалась в том, что однажды Петр Первый развлекался тем, что перепрыгивал на своем коне с одного берега Невы на другой.

В первый раз он воскликнул: "Все Божье и мое!", и перепрыгнул через реку. Во второй раз повторил: "Все Божье и мое!", и снова прыжок оказался удачным. Однако в третий раз император перепутал слова, и сказал: "Все мое и Божье!" В этот момент его настигла Божья кара: он окаменел и навечно остался памятником самому себе.

Легенда о майоре Батурине

Во время Отечественной войны 1812 года в результате отступления русских войск возникла угроза захвата Санкт-Петербурга французскими войсками. Обеспокоенный такой перспективой, Александр I приказал вывезти из города особо ценные произведения искусства.

В частности, статс-секретарю Молчанову было поручено вывезти в Вологодскую губернию памятник Петру I, и на это было отпущено несколько тысяч рублей. В это время некий майор Батурин добился свидания с личным другом царя князем Голицыным и передал ему, что его, Батурина преследует один и тот же сон. Он видит себя на Сенатской площади. Лик Петра поворачивается. Всадник съезжает со скалы своей и направляется по петербургским улицам к Каменному острову, где жил тогда Александр I.

Всадник въезжает во двор Каменоостровского дворца, из которого выходит к нему навстречу государь. «Молодой человек, до чего ты довел мою Россию, — говорит ему Петр Великий, — но покуда я на месте, моему городу нечего опасаться!» Затем всадник поворачивает назад, и снова раздается «тяжело-звонкое скаканье». Пораженный рассказом Батурина, князь Голицын передал сновидение государю. В результате Александр I отменил свое решение об эвакуации памятника. Памятник остался на месте.

Есть предположение, что легенда о майоре Батурине легла в основу сюжета поэмы А. С. Пушкина «Медный всадник». Есть также предположение, что легенда о майоре Батурине стала причиной того, что в годы Великой Отечественной войны памятник остался на месте и не был, подобно другим скульптурам, спрятан.

Во время блокады Ленинграда «Медный всадник» был укрыт мешками с землёй и песком, обшит брёвнами и досками.

Реставрации памятника проходили в 1909 и в 1976 годах. При последней из них проводили исследование скульптуры при помощи гамма-лучей. Для этого пространство вокруг памятника оградили мешками с песком и бетонными блоками. Управление кобальтовой пушкой осуществляли из находящегося рядом автобуса.

Благодаря этому исследованию оказалось, что каркас памятника может служить ещё долгие годы. Внутрь фигуры была заложена капсула с запиской о реставрации и о её участниках, газету от 3 сентября 1976 года.

Этьен-Морис Фальконе задумывал «Медный всадник» без ограды. Но она всё же была создана, до наших дней не сохранилась.

«Благодаря» вандалам, оставляющим на гром-камне и самой скульптуре свои автографы, вскоре может быть реализована идея восстановления ограды.

компиляция материала -

· 15.02.2016

Медный всадник – это памятник Петру Первому (Великому) в Санкт-Петербурге, находится на Сенатской площади. Если спросить коренных петербуржцев, какое место они считают сердцем города, многие, не задумываясь, назовут именно эту достопримечательность Санкт-Петербурга. Памятник Петру Великому стоит в окружении зданий Синода и Сената, Адмиралтейства и Исаакиевского собора. Десятки тысяч приезжающих в город туристов считают своим долгом сфотографироваться на фоне этого памятника, поэтому здесь практически всегда многолюдно.

Памятник Петру Великому в Петербурге – история создания.

В начале шестидесятых годов XVIII столетия Екатерина II, желая подчеркнуть свою преданность петровским заветам, повелела воздвигнуть памятник великому реформатору Петру I. Для выполнения работы она, по совету своего друга Д. Дидро, пригласила французского скульптора Этьена Фальконе. В середине осени 1766 года он прибыл в Петербург, и работа закипела.

В самом начале проекта возникли разногласия в видении будущего монумента Петру Великому. Его внешний облик императрица обсуждала с великими философами и мыслителями того времени Вольтером и Дидро. У всех было разное представление о построении композиции. Но скульптор Этьен Фальконе сумел убедить могущественную правительницу и отстоял свою точку зрения. По замыслу скульптора Петр Первый будет символизировать не только великого стратега, одержавшего множество побед, но и величайшего творца, реформатора и законодателя.


Памятник Петру Первому Медный всадник – описание.

Скульптор Этьен Фальконе изобразил Петра Великого в виде всадника, облаченного в простые одеяния, характерные всем героям. Петр 1 восседает на вздыбленном коне, покрытом вместо седла медвежьей шкурой. Это символизирует победу России над дремучим варварством и становление ее как цивилизованного государства, а распростертая над ней ладонь указывает, под чьей защитой она находится. Постамент, изображающий скалу, на которую взбирается медный всадник, говорит о трудностях, которые пришлось преодолеть на этом пути. Змея, путающаяся под задними ногами коня, изображает врагов, пытающихся помешать двигаться вперед. Во время работы над макетом скульптору никак не удавалась голова Петра, с этой задачей блестяще справилась его ученица. Работу над змеей Фальконе поручил русскому скульптору Федору Гордееву.

Постамент для памятника «Медный всадник» в Санкт-Петербурге.

Для выполнения столь грандиозного замысла понадобился соответствующий постамент. Долгое время поиски подходящего для этой цели камня не приносили результата. Пришлось через газету «Санкт-Петербургские ведомости» обратиться к населению за помощью в поисках. Результат не заставил себя долго ждать. Неподалеку от деревни Конная Лахта, что всего в 13 километрах от Петербурга, крестьянин Семен Вишняков давно обнаружил такую глыбу и намеревался использовать для своих целей. Она называлась «Гром-камень» из-за того, что неоднократно подвергалась ударам молнии.

Найденный гранитный монолит, весящий около 1500 тонн привел скульптора Этьена Фальконе в восторг, но теперь перед ним встала трудная задача переместить камень в Санкт-Петербург. Пообещав награду за удачное решение, Фальконе получил массу проектов, из которых был выбран самый лучший. Были сооружены передвижные желобообразные рельсы, в которых находились шары из медного сплава. Именно по ним передвигалась гранитная глыба, погруженная на деревянную платформу. Примечательно, что в котловане, оставшемся после извлечения «Гром-камня» скопились почвенные воды, образовав водоем, сохранившийся до наших дней.

Дождавшись холодов, приступили к транспортировке будущего постамента. В середине осени 1769 года процессия двинулась вперед. Для выполнения поставленной задачи были привлечены сотни людей. Среди них были каменотесы, которые, не теряя времени, проводили обработку каменного блока. В конце марта 1770 года постамент был доставлен к месту погрузки на судно, и спустя полгода он прибыл в столицу.

Создание памятника «Медный всадник».

Задуманный скульптором Фальконе медный всадник, памятник Петру Великому в Санкт-Петербурге, имел настолько грандиозные размеры, что от его отливки отказался приглашенный из Франции мастер Б. Эрсман. Трудность состояла в том, что скульптуру, имеющую всего три точки опоры, необходимо было отлить так, чтобы максимально облегчить переднюю часть. Для этого толщина бронзовых стенок не должна была превышать 10 мм. На помощь скульптору пришел русский литейщик Емельян Хайлов. Во время отливки произошло непредвиденное: лопнула труба, по которой раскаленная бронза поступала в форму. Несмотря на угрозу жизни, Емельян не бросил работу и спас большую часть статуи. Испорченной оказалась только верхняя часть памятника Петру Великому.

После трехлетней подготовки была проведена повторная отливка, оказавшаяся полностью удачной. В ознаменование успеха французский мастер оставил среди многочисленных складок плаща надпись, гласящую «Лепил и отливал Этьен Фальконе парижанин 1778 года». По неизвестным причинам отношения императрицы и мастера разладились, и он, не дожидаясь установки медного всадника, покинул Россию. Руководство принял на себя Федор Гордеев, участвовавший в создании скульптуры с самого начала, и 7 августа 1782 года памятник Петру Первому в городе Санкт-Петербурге был торжественно открыт. Высота монумента составила 10,4 метра.

Почему памятник Петру Великому в Санкт-Петербурге называется «Медный всадник»?

Памятник Петру Великому «Медный всадник» сразу же полюбился петербуржцам, обрастая легендами и смешными историями, становясь популярным объектом в литературе и поэзии. Одному из поэтических произведений он и обязан своим нынешним названием. Это был «Медный всадник» Александра Сергеевича Пушкина. Среди горожан бытует поверье, согласно которому одному майору во время войны с Наполеоном приснился сон, в котором к нему обратился Петр Первый и сказал, что пока памятник стоит на своем месте, никакие напасти Петербургу не грозят. Прислушавшись к этому сну, император Александр I отменил готовящуюся эвакуацию монумента. В тяжелые годы блокады памятник бережно укрывали от бомбежек.

За годы существования памятника «Медный всадник» в Петербурге неоднократно проводились реставрационные работы. Первый раз пришлось выпустить более тонны воды, скопившейся в животе лошади. Позже, чтобы не допустить подобное, были проделаны специальные дренажные отверстия. Уже в советское время проводилось устранение мелких дефектов и очистка постамента. Последние работы с привлечением научных специалистов были произведены в 1976 году. Изначально задуманная статуя не имела ограждения. Но возможно вскоре памятник Петру Великому «Медный всадник» придется ограждать от вандалов, оскверняющих его ради забавы.

Фальконе Э. М.

Памятник Петру I ("Медный всадник ") расположен в центре Сенатской площади . Автор скульптуры - французский скульптор Этьен-Морис Фальконе.

Место расположения памятника Петру I выбрано не случайно. Рядом находятся основанное императором Адмиралтейство , здание главного законодательного органа царской России - Сената. Екатерина II настаивала на размещении памятника в центре Сенатской площади. Автор скульптуры, Этьен-Морис Фальконе, поступил по своему, установив "Медный всадник" ближе к Неве.

По приказу Екатерины II Фальконе пригласил в Санкт-Петербург князь Голицын. Советовали обратиться именно к этому мастеру профессора Парижской академии живописи Дидро и Вольтер, вкусу которых Екатерина II доверяла.

Фальконе было уже пятьдесят лет. До поездки в Россию он был известен как автор таких признанных обществом скульптурных произведений, как "Милон Кротонский, разрывающий пасть льва", восемь скульптур для церкви Святого Роха, "Амур", "Купальщица", "Пигмалион и Галатея", "Зима". Он работал на фарфоровом заводе, но мечтал о большом и монументальном искусстве.

Когда поступило приглашение в Россию для возведении в её столице нового грандиозного памятника, Фальконе не раздумывая в августе 1766 года подписал контракт . Его условия определяли: памятник Петру должен состоять из "главным образом конной статуи колоссального размера". Скульптор обязывался создать эскиз композиции и выполнить памятник в натуре. При этом он освобождался от каких-либо других заказов. Гонорар скульптору предложили достаточно скромный (200 000 ливров), другие мастера просили в два раза больше.

Из Парижа в Санкт-Петербург Фальконе отправился в сопровождении скульптора-резчика Фонтэна и семнадцатилетней ученицы Мари-Анн Колло. Для встречи Фальконе в Риге и его сопровождении в столицу был отправлен капитан полка Канцелярии от строений М. де Ласкари. Впоследствии, он постоянно сотрудничал с французом и сыграл важную роль в создании памятника Петру I.

Видение памятника Петру I автором скульптуры разительно отличалось от желания императрицы и большинства русской знати. Екатерина II ожидала увидеть Петра I с жезлом или скипетром в руке, восседающим на коне подобно римскому императору. Статский советник Штелин видел фигуру Петра в окружении аллегорий Благоразумия, Трудолюбия, Правосудия и Победы. И. И. Бецкой, руководивший работами по сооружению памятника, представлял его фигурой во весь рост, с удерживаемым в руке полководческим жезлом. Фальконе советовали направить правый глаз императора на Адмиралтейство, а левый - на здание Двенадцати коллегий . Посетивший в 1773 году Санкт-Петербург Дидро задумывал памятник в виде фонтана, украшенного аллегорическими фигурами.

Фальконе же задумал совсем иное. В письме к Дидро он упомянул о зарождении идеи памятника Петру I:

"День, когда на углу вашего стола я набросал героя и его скакуна, преодолевающих эмблематическую скалу, и вы были довольны моей идеей, мы не догадывались, что я столь удачно встречусь со своим героем. Он не увидит свою статую; но если бы он мог её видеть, я верю, что он, быть может, нашёл бы там отблеск чувства, которое бы оживило её" [Цит. по: 2, с. 457].

Несмотря на давление со стороны заказчика, французский скульптор на пути к реализации своей идеи проявил упрямство и настойчивость. Скульптор писал:

"Я ограничусь только статуей этого героя, которого я не трактую ни как великого полководца, ни как победителя, хотя он конечно, был и тем и другим. Гораздо выше личность созидателя, законодателя, благодетеля своей страны, и вот её-то и надо показать людям. Мой царь не держит никакого жезла, он простирает свою благодетельную десницу над объезжаемой им страной. Он поднимается на верх скалы, служащей ему пьедесталом, - это эмблема побеждённых им трудностей".

Отстаивая право на своё мнение относительно облика памятника Фальконе писал И. И. Бецкому:

"Могли ли Вы себе представить, чтобы скульптор, избранный для создания столь значительного памятника, был бы лишён способности думать и чтобы движениями его рук управляла чужая голова, а не его собственная?"

Споры возникали и вокруг одежды Петра I. Скульптор писал Дидро:

"Вы знаете, что я не одену его по-римски, точно так же, как не одел бы Юлия Цезаря или Сципиона по-русски".

Над моделью "Медного всадника" Фальконе работал три года. Она велась в мастерской у скульптора, который квартировал в доме генерал-майора Альбрехта (дом №8 по Малой Морской улице). Во дворе этого дома можно было наблюдать, как гвардейский офицер взлетал на лошади на деревянный помост и ставил её на дыбы. Так продолжалось по несколько часов в день. У окна перед помостом сидел Фальконе и внимательно зарисовывал увиденное. Кони для работы над памятником были взяты из императорских конюшен: скакуны Бриллиант и Каприз. Скульптор избрал для памятника русскую "орловскую" породу. Эту часть работы Фальконе описал так:

"Когда я задумал вылепить его, как он завершает свой галоп, вставая на дыбы, этого не было в моей памяти, ещё меньше в моём воображении, что-бы я мог на него полагаться. Чтобы создать точную модель, я советовался с природой. Для этого я велел построить площадку, которой я придал тот же наклон, который должен был иметь мой постамент. Несколько дюймов больше или меньше в наклоне произвели бы значительные изменения в движении животного. Я заставил скакать всадника 1-е - не один раз, а более ста, 2-е - различными приёмами, 3-е - на разных лошадях" [Цит по: 2, с. 459].

В феврале 1767 года Канцелярия строения домов и садов распорядилась приступить к разборке Временного Зимнего дворца на Невском проспекте для освобождения места под мастерскую Фальконе, где бы он приступил к отливке скульптуры. Для создания настоящей большой модели была сооружена большая мастерская. Оставшийся от Временного Зимнего дворца каменный корпус бывшей дворцовой кухни был приспособлен под жильё Фальконе, в который скульптор переехал в ноябре и прожил до своего отъезда во Францию. Рядом со своим казённым домом француз распорядился построить ещё один сарай и другие необходимые мастерские.

Для помощи в работе над большой моделью памятника Петру I к Фальконе в Санкт-Петербург по рекомндации Дидро были присланы ещё два французских скульптора - Симоне и Вандадриссе. Но вспыльчивый мастер не смог найти общего языка с помощниками, прогнал их, и всё сделанное ими переделал своими руками. Работа над моделью была начата 1 февраля 1768 года, а окончена - в июле 1769. До следующего мая её переводили в гипс и отделывали.

С 19 мая в течение двух недель модель памятника Петру I была открыта для всеобщего обозрения. В мастерскую Фальконе хлынула толпа людей. О модели высказывались самые разные мнения. Болезненно реагирующему на критику Фальктоне Екатерина II советовала: "Смейтесь над глупцами и идите своею дорогою". Но положительных отзывов было гораздо больше. Среди высоко оценивших работу скульптора были французский посланник де Корберон, английский путешественник Н. Рэксел, преподаватель великого князя Павла Петровича А. Николаи, учитель Фальконе скульптор Ж.-Б. Лемуан, которому ученик прислал небольшую модель монумента.

Ученица Фальконе Мари-Анн Колло вылепила голову "Медного всадника". Сам скульптор трижды брался за эту работу, но каждый раз Екатерина II советовала переделать модель. Назревал скандал, но Мари сама предложила свой эскиз, который оказался принят императрицей. За свою работу девушка была принята в члены Российской Академии художеств, Екатерина II назначила ей пожизненную пенсию в 10 000 ливров.

По замыслу скульптора основанием памятника служит естественная скала в виде волны. Форма волны служит напоминанием о том, что именно Пётр I вывел Россию к морю. Поиском камня-монолита Академия художеств занялась когда ещё не была даже готова модель памятника. Нужен был камень, высота которого составила бы 11,2 метра.

Первоначально о монолите Фальконе даже не мечтал, собираясь создать постамент из нескольких частей. Но гранитный монолит всё-таки был найден в районе Лахты, в двенадцати верстах от Санкт-Петербурга. В Контору строения о находке в начале сентября 1768 года сообщил крестьянин Семён Григорьевич Вишняков. Для проверки пригодности камня к нему отправился де Ласкари вместе с Вишняковым, которые обнаружили огромную скалу, глубоко погрузившуюся в землю. Из её расщелины шириной почти в полметра, заполненной землёй, росли пять берёз до семи метров высотой. По местным преданиям когда-то в скалу попала молния. Среди местных жителей её прозвали "Гром-камень". За находку Контора строения наградила Вишнякова 100 премией размером в 100 рублей.

По возвращении в Петербург де Ласкари подготовил примерный план транспортировки камня в город. Ему же принадлежит идея создания постамента из единого камня, что подтвердил и сам Фальконе:

"Я полагал, что этот пьедестал будет сооружён из хорошо подогнанных частей, и модели всех профилей, которые я сделал, оставались довольно долго в моей мастерской, чтобы свидетельствовать, что монолитный камень был далёк от моих желаний. Но мне предложили его, я восхитился, и я сказал: привозите, пьедестал будет более прочным" [Цит. по: 2, с. 463].

Первоначальный вес монолита - около 2 000 тонн. Екатерина II объявила награду в 7 000 рублей тому, кто придумает самый эффективный способ доставить скалу на Сенатскую площадь. Из множества проектов был выбран способ, предложенный всё тем же де Ласкари. Правда в народе ходили слухи, что он перекупил идею у какого-то русского купца. Но Фальконе писал Екатерине II:

"Г. Ласкари один изобрёл средства и сочинил машину для перенесения скалы, которая должна служить подножием статуи, он руководил один, без малейшего участия кого-либо кроме него" [Цит. по: 2, с. 464].

Работы по подготовке скалы к перемещению начались 26 сентября 1768 года. Рядом с ней построили казармы для 400 рабочих, а затем до берега Финского залива прорубили просеку шириной 40 метров. Далее раскопали скалу, которая ушла в глубь земли на пять метров. От неё отделили отколотую ударом молнии часть, которую поделили ещё на две части. Скалу освободили от лишних наслоений, она сразу полегчала на 600 тонн.

12 марта 1769 году "гром-камень" рычагами водрузили на деревянную платформу. Дальнейшие работы по укреплению грунта проводилась летом 1769 года. С наступлением зимы, когда проложенная дорога промёрзла на полтора метра, скалу при помощи огромных домкратов приподняли, платформу заменили специальной машиной, созданной специально для перевозки столь необычного груза. Машина представляла собой платформу, опиравшуюся на 30 металлических шаров. Эти шары передвигались по деревянным желобчатым рельсам, обитым медью.

Первоначально шары сделали из чугуна. Над де Ласкари смеялись, не веря в возможность "передвижения скалы при помощи яиц". И смеялись не без основания, так как чугунные шары действительно раздавились под тяжестью груза. Но вылитые после этого детали из бронзы с задачей справились.

Перемещение скалы началось 15 ноября. Просека была извилистой. Перевозка груза продолжались и в мороз и в жару. Работали сотни людей. Прямо на камне находилась кузница, где готовили необходимые инструменты.

48 каменотёсов продолжали придавать "гром-камню" необходимую форму. По расчётам Фальконе его высота должна была уменьшиться на 80 сантиметров, а длина на 3 метра. Чуть позже он приказал сколоть с него ещё один слой в 80 сантиметров. Многим стало казаться, что скала, с таким трудом перемещаемая в Петербурга, превратится в обычный пьедестал привычных размеров. Екатерина II решила умерить пыл скульптора и запретила дальнейшее уменьшение камня. В результате его длина составила 13,5 метров, ширина 6,5 метров, высота - 4. Работы по обтёсыванию "гром-камня" производились под руководством каменных дел мастера Джованни Джеронимо Руска.

На происходящее действо приезжали смотреть многие петербуржцы. Некоторые из наблюдателей собирали осколки камня и заказывали себе из них набалдашники на трость или запонки. 20 января 1770 года сюда приехала и Екатерина II, в присутствии которой скалу передвинули на 25 метров. В честь необыкновенной транспортной операции императрица повелела отчеканить медаль, на которой написано "Дерзновению подобно. Генваря, 20. 1770".

По суше скалу перетаскивали до 27 марта. На берегу залива к этому времени была построена дамба, уходящая в мелководье почти на 900 метров. Только там можно было перегрузить скалу на специальное плоскодонное судно - прам, способное перевозить груз весом более 2 500 тонн. У дамбы судно погрузили на дно на глубину 3,5 метра, после чего произвели погрузку камня. При попытке поднять корабль, из воды поднялись только его нос и корма. Середина же осталась лежать на дне под тяжестью "гром-камня". Прам пришлось снова затопить, что снова дало благодатную почву для противников де Ласкари. Всё лето продолжались попытки поднять груз, завершившиеся удачей только после находки де Ласкари ещё одного удачного инженерного решения задачи. Он предложил подложить под камень две толстые продольные балки, которые распределили вес скалы по всему кораблю равномерно. Только после этого прам наконец-то всплыл.

Прам двигался по Финскому заливу при помощи силы 300 гребцов. Он проплыл по Малой Неве между Васильевским и Санктпетербургским островами затем вошёл в Большую Неву. 22 сентября, в годовщину коронации Екатерины II, прам находился напротив Зимнего дворца. На следующий день, 23 сентября 1770 года, скала прибыла к Сенатской площади. 11 октября "гром-камень" был перемещён на 43 метра по суше, превратившись в пьедестал для памятника Петру I. Ещё летом 1768 года здесь был сооружён фундамент из 76 свай.

Поэт Василий Рубин в этом же году написал:

Долгое время никто не хотел браться за отливку статуи. Иностранные мастера требовали слишком большую сумму, а местных умельцев пугал её размер и сложность работы. По расчётам скульптора для сохранения равновесия монумента передние стенки памятника должны были быть выполнены очень тонкими - не более сантиметра. От такой работы отказался даже специально приглашённый литейщик из Франции Б. Эрсман. Он называл Фальконе сумасшедшим и говорил, что в мире не существует подобного примера отливки, что она не удастся.

Екатерина II рекомендовала Фальконе самому приняться за отливку. В конце концов скульптор изучил соответствующую литературу и принял предложение императрицы. В помощники себе он взял пушечных дел мастерм Емельяна Хайлова. Вместе с ним Фальконе подбирал сплав, делал пробы. За три года скульптор в совершенстве овладел литьём. Начали отливать "Медного всадника" в 1774 году.

Перед этим, в марте 1773 года в отставку подал де Ласкари. Фальконе был очень разочарован увольнением де Ласкари и просил Екатерину II вернуть талантливого инженера в свою команду. Но императрицу так настроили против него, что заступничество скульптора оказалось бесполезным. На место де Ласкари были назначены архитектор Ю. М. Фельтен и асессор К. Крок.

Технология была очень сложна. Толщина передних стенок обязательно должна была быть меньше толщины задних. При этом задняя часть становилась тяжелее, что придавало устойчивость статуе, опирающейся всего на три точки опоры.

Одной заливкой статуи дело не обошлось. Во время первой лопнула труба, по которой в форму поступала раскалённая бронза. Была испорчена верхняя часть скульптуры. Пришлось её срубить и ещё три года готовиться ко второй заливке.

Об этих событиях Санкт-Петербургские ведомости писали:

"24 августа 1775 года Фальконе вылил здесь статую Петра Великого на коне. Литьё удалось кроме местах в двух фута на два вверху. Сия сожалительная неудача произошла через случай, который предвидеть, а значит, и предотвратить возможности вовсе не было. Вышеупомянутый случай казался столь страшен, что опасались, дабы всё здание не занялось пожаром, а, следовательно, всё бы дело не провалилось. Хайлов остался неподвижен и проводил расплавленный металл в форму, не теряя бодрости своей нимало при предоставляющейся ему опасности для жизни. Такой смелостью Фальконе тронутый по окончании дела бросился к нему и от всего сердца целовал и дарил его от себя деньгами".

Вторая отливка была произведена 4 июля 1777 года. Последующая отделка момумента продолжалась ещё один год. В об этих событиях на одной из складок плаща Петра I скульптор оставил надпись "Лепил и отливал Этьен Фальконе парижанин 1778 года".

Неудача с отливкой статуи и последующие промедления в её исправлении испортили отношение императрицы и скульптора. Фальконе несколько раз обещал Екатерине завершить работу в ближайшее время, но постоянно нарушал свои обещания. В помощь к французу был приглашён часовых дел мастер А. Сандоц, восстанавливавший тогда после пожара часы на колокольне Петропавловского собора. Сандонц тщательно отчеканил поверхность памятника, фактически выполнив работу скульптора.

Восстановить расположение императрицы Фальконе так и не удалось. Пребывание в Петербурге его всё больше тяготило. В начале сентября 1778 года он уничтожил малую модель памятника и вместе с Мари-Анн Колло покинул город. Впоследствии он больше не создал ни одной скульптуры.

Под руководством Фельтена пьедесталу была придана окончательная форма. Установкой "Медного всадника" на постамент руководил архитектор Ф. Г. Гордеев. После этого к скульптуре приделали голову всадника, под ноги коня посместили выполненную Гордеевым змею.

По повелению Екатерины II на постаменте начертано: "Екатерина II Петру I". Таким образом, императрица подчеркнула приверженность петровским реформам.

Торжественное открытие памятника Петру I состоялось 7 августа 1782 года (по старому стилю). Скульптура была закрыта от глаз наблюдателей полотняной оградой с изображением горных пейзажей. С утра шёл дождь, но он не помешал собраться на Сенатской площади значительному количеству людей. К полудню облака рассеялись. На площадь вступила гвардия. Военным парадом управлял князь А. М. Голицын. В четвёртом часу на шлюпке прибыла сама императрица Екатерина II. Она поднялась на балкон здания Сената в короне и порфире и дала сигнал к открытию памятника. Ограда упала, под барабанную дробь полки двинулись по невской набережной.

По случаю открытия монумента императрица издала манифест о прощении всех приговорённых к смертной казни и телесному наказанию, прекращении всех уголовных дел, продолжавшихся более 10 лет, освобождении всех содержащихся под стражей более 10 лет за казённые и частные долги. Из долговой тюрьмы тогда был освобождён откупщик И. И. Голиков, который дал себе зарок собрать материалы для истории Петра Великого. Так после многолетних поисков появилась 30-томная работа "Деяния Петра Великого".

В память об открытии монумента была выпущена серебряная медаль с его изображением. Три экземпляра этой медали сделали из золота. Одну золотую и одну серебряную медаль Екатерина II отправила Фальконе, который получил их из рук князя Д. А. Голицына в 1783 году.

Сразу после появления на Сенатской площади "Медного всадника" площадь была названа Петровской. Таковой она именовалась в официальных документах. Но на словах горожане часто продолжали называть площадь по старому - Сенатской.

Многими петербуржцами памятник Петру I был сразу принят весьма положительно. Князь Трубецкой писал своей дочери:

"Монумент Пётр Великий украшение городу великое сделал, и я уже третий раз, как объезжаю его и не могу ещё наудовольствоваться. Ездил нарочно на Васильевский остров, смотреть и оттудова - совершенно хорошо" [Цит. по: 1, с. 36].

"Медным всадником" скульптуру в своей одноимённой поэме назвал А. С. Пушкин. Между тем, на самом деле она выполнена из бронзы. Но выражение "Медный всадник" стало настолько популярным, что стало практически официальным. А сам памятник Петру I стал одним из символов Санкт-Петербурга.

Вес "Медного всадника" - 8 тонн, высота - более 5 метров.

Памятник Петру I был местом официальных церемоний, связанных с юбилеем города и его основателя. 16 мая 1803 года рядом с ним, на Сенатской площади, происходила торжественная церемония празднования 100-летия Петербурга. К монументу приходил 107-летний старец, который помнил императора. Маршем мимо бронзового Петра прошли 20 солдат. У памятника был учреждён особый воинский пост дежурства солдат. Он сохранялся на Сенатской площади до той поры, пока был в военно-морском ведомстве. С переводом поста в 1866 году в городское ведомство его упразднили.

Вокруг монумента была установлена ограда. Несколько позже по углам расставили четыре канделябра. Два из них в 1874 году по указанию Городской думы были перенесены на Казанскую площадь.

30 мая 1872 года у "Медного всадника" торжественно отметили 200-летия со дня рождения Петра I. По указу Александра II праздненства проводили по всей России. В Петербурге же к памятнику привезли ботик Петра I, произвели торжественный молебен и военный парад. По этому случаю на Сенатской площади установили скамейки для зрителей. Мест не хватало, любопытствующие пользовались окнами здания Сената. Люди даже забирались на крышу.

Первую реставрацию памятника осуществили в 1909 году. Созданная для этого комиссия составила протокол, согласно которому "при вскрытии большого заденанного отверстия в крупе лошади выяснилось, что в задних ногах имеется солидный кованый каркас, тщательно запаянный, вследствие чего вода в него не проникала и оставалась в брюхе коня" [Цит. по: 1, с. 48]. Из брюха лошади было выкачано 125 вёдер воды.

Во время блокады Ленинграда "Медный всадник" был укрыт мешками с землёй и песком, обшит брёвнами и досками.

При реставрации "Медного всадника" в 1976 году проводили исследование скульптуры при помощи гамма-лучей. Для этого пространство вокруг памятника оградили мешками с песком и бетонными блоками. Управление кобальтовой пушкой осуществляли из находящегося рядом автобуса. Благодаря этому исследованию оказалось, что каркас памятника может служить ещё долгие годы. Внутрь фигуры была заложена капсула с запиской о реставрации и о её участниках, газету от 3 сентября 1976 года.

Перед 300-летием Петербурга памятник был в очередной раз отреставрирован. Скульптуру очистили от патины, вокруг монумента установили невысокую ограду.

В советское время укоренилась традиция, согласно которой молодожёны возлагают цветы к подножию "Медного всадника" - основателю Петербурга. Иногда она соблюдается и в наше время.

Этьен-Морис Фальконе задумывал "Медный всадник" без ограды. Но она всё же была создана, до наших дней не сохранилась. "Благодаря" вандалам, оставляющим на гром-камне и самой скульптуре свои автографы, вскоре может быть реализована идея восстановления ограды.


Источник Страницы Дата обращения
1) (Стр. 31-51) 04.06.2012 г. 16:48
2) (Стр. 456-476) 16.11.2013 г. 23:27
3) 24.06.2014 г. 15:16

Памятник императору Петру I в Санкт-Петербурге, один из главных символов города, он был установлен на Сенатской площади в 1782 году. Медный всадник — результат коллективного творчества, скульптуру создал и отлил Э. М. Фальконе, а установка монумента проходила при активном участии Ю. М. Фельтена.

Название «Медный всадник» закрепилось за памятником после выхода одноименной поэмы А. С. Пушкина, хотя на самом деле скульптура отлита из бронзы.

Опора для монумента, так называемый Гром-камень (т.е. отколотый молнией), был найден за 8 километров от места установки памятника. Для его перемещения в Санкт-Петербург была придумана специальная роликовая конструкция, а в самом процессе транспортировки принимало участие несколько тысяч человек. Для преодоления водного участка пути был построен специальный корабль. Эта операция навечно вошла в историю, поскольку стала перемещением самого большого монолита из когда-либо перемещавшихся человеком. В память о перевозке камня была выбита памятная медаль с надписью «Дерзновению подобно».

В обсуждении концепции памятника принимали активное участие Екатерина II, а также французские философы Дидро и Вольтер. По их замыслу монумент должен был изображать победу цивилизации, разума, человеческой воли над дикой природой.

Император одет в костюм с элементами античной и русской одежды, его голова увенчана лавровым венком. Скала олицетворяет трудности, которые преодолел всадник, а также своим видом напоминает волну. Вздыбленный конь своими задними ногами топчет змею — символ зла и сопротивления реформам. Рукой Петр I показывает на Неву.

Голову императора лепила ученица Э. М. Фальконе — Мари-Анна Колло, для создания черт лица использовалась посмертная восковая маска Петра I. За свою работу юная скульпторша получила звание члена Российской Академии художеств и пожизненную пенсию.

Скульптура всадника крепится всего на трех опорных точках, за счет того, что задняя часть заметно тяжелее, памятник устойчиво стоит на постаменте.

На каменном постаменте нанесена фраза — ПЕТРУ перьвому ЕКАТЕРИНА вторая лѣта 1782 — с одной стороны, и — PETRO primo CATHARINA secunda MDCCLXXXII — с другой.

На одной из складок плаща Петра I есть надпись «Лепил и отливал Этьен Фальконе парижанин 1778 года».

Некоторое время после установки памятника Сенатская площадь называлась Петровской, но это название не прижилось.

Существует легенда, что Медный всадник охраняет и опекает город фигурой своего основателя — «Пока я на месте, моему городу нечего опасаться», возможно, поэтому в годы Великой Отечественной войны памятник не был, подобно другим скульптурам, демонтирован и спрятан.

Высота памятника — 10,4 метров, вес каменного основания — 1600 тонн, вес памятника — 8 тонн.

Медный всадник включен в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) России.

Туристу на заметку:

Посещение Медного всадника будет интересно всем туристам, впервые оказавшимся в Санкт-Петербурге, всем тем, кто интересуется монументальной архитектурой второй половины XVIII века, а также может стать одним из пунктов экскурсионной программы во время знакомства с соседними достопримечательностями, входящими в архитектурный ансамбль —

Памятник Петру I был открыт 7 августа 1782 года, его автор – скульптор из Франции Этьен-Морис Фальконе. Он был создан по инициативе Екатерины II. По приказу императрицы, русский посланник в Париже князь Голицын обратился за советом к Дидро и Вольтеру, которые и рекомендовали ему Фальконе. Французскому скульптору в то время было уже 50 лет, он служил на фарфоровом заводе, но всегда мечтал создать произведение . Когда поступило предложение из России, мастер, не раздумывая, подписал контракт.

В октябре 1566 года Фальконе, вместе со своей 17-летней ученицей Мари-Анн Колло, прибыл в Санкт-Петербург. Вскоре он начал работу над созданием гипсовой модели памятника в натуральную величину. Она длилась целых 12 лет и была закончена к 1778 году. Мари-Анн Колло лепила голову Петра. Лицо царя выражает волю и мужество, оно озарено глубокой мыслью. За эту работу Колло приняли в члены Российской Академии художеств. Екатерина II даровала ей пожизненную в 10000 ливров. Змея под ногой коня выполнил русский скульптор Федор Гордеев.

Основанием памятника стала скала, которой придали форму вздыбленной волны. Согласно замыслу скульптора, она должна была служить напоминанием о том, что именно Петру I удалось превратить Россию в морскую державу. Подходящую по размеру гранитную глыбу обнаружили в 12-ти верстах от Санкт-Петербурга. По преданию, в нее когда-то попала молния, после чего в скале возникла трещина. В народе скала получила название Гром-камень. Ее вес составил около 1600 тонн. Гром-камень доставлялся в столицу на барже в течение 9-ти месяцев. Еще в процессе транспортировки камню была придана форма волны. 26 сентября 1770 года постамент для будущей статуи установили на Сенатской площади.

Как бронзовый всадник превратился в медного

Мастера, который взялся бы за отливку бронзовой статуи, долго не могли найти. Иностранцы запрашивали слишком высокую цену, а русских пугал ее предполагаемый размер. Наконец за дело взялся пушечный мастер Емельян Хайлов. Совместно с Фальконе, они подбирали оптимальный состав сплава и делали пробы. За 3 года, пока длилась подготовительная работа, скульптор в совершенстве овладел техникой бронзового литья.

Памятник начали отливать в 1774 году. Однако одной заливкой дело не обошлось. Лопнула труба, по которой раскаленная бронза поступала в форму. Верхняя часть скульптуры оказалась безнадежно испорчена. На подготовку к повторной заливке ушло еще 3 года. К счастью, на этот раз, затея удалась.

Однако столь длительная работа над статуей сильно испортила отношения Фальконе с Екатериной II. В результате, скульптор уехал из России, так и не дождавшись установки своего творения. Больше им не было создано ни одной скульптуры. «Медным всадником» бронзовую статую назвал в своей поэме Александр Сергеевич Пушкин. Название стало настолько популярным, что практически превратилось в официальное.

Совет 2: "Медный всадник": памятник Петру Великому в Петербурге

Шедевр архитектурного искусства, памятник российскому императору Петру Великому «Медный всадник» уже несколько веков привлекает внимание всех гостей Санкт-Петербурга. Памятник является олицетворением силы, мощи, победоносности, неустрашимости Российского государства. Памятник «Медный всадник» находится на Сенатской площади в самом центре Петербурга и является украшением городского ансамбля.


История создания памятника

История памятника Петру Великому началась в 1784 году. Именно тогда императрица Екатерина Великая решила создать монументальную скульптуру, которая отразила бы величие монарха, его вклад в развитие Российской империи и благодарность потомков за этот вклад. Советов просила ни много ни мало – у Вольтера и Дидро. Они и посоветовали Екатерине обратиться к скульптору завода фарфора Этьену Морису Фальконе. Долго скульптор не раздумывал – искусство такого масштаба давно влекло его, а потому к работе он был готов приступить незамедлительно. Фальконе прибыл из Франции в Россию начал реализацию монументального проекта.

Никто тогда не знал, как же должен выглядеть памятник Петру I. Специалисты предлагали самые разнообразные варианты. Но у Фальконе было свое мнение на этот счет. В памятнике он хотел в первую очередь отобразить личность императора. Как он ее видит – на тот момент знал только сам скульптор. Работа над проектом оказалась непростой. Фальконе позировали лучшие офицеры-кавалеристы на лучших лошадях – Фальконе нужно было точно воспроизвести момент, когда лошадь встает на дыбы. И он с этим справился. А вот с внешностью Петра все оказалось с сложнее. Ни один из предложенных скульптором вариантов не устроил императрицу. В конце концов с задачей справилась юная помощница Фальконе Мари-Анн Колло. И была щедро за это вознаграждена: она стала членом Российской академии художеств и получила пенсию в десять тысяч ливров. Змею, которую топчет ногами петровский конь, тоже изготовил не Фальконе. Ее автором был скульптор из России Федор Гордеев.

Обликом памятника Екатерина осталась недовольна. Возникли трудности и при воплощении памятника в бронзе. Русские литейщики отказывались выполнять эту работу – слишком велика была скульптура. А иностранцы заламывали такие цены, что они казались нереальными. Отлить памятник согласился Емельян Хайлов, специалист по отливке пушек. Памятник опирается всего на три точки, поэтому надо было подобрать безупречный сплав и толщину стенок статуи. Все удалось не с первого раза. Методом проб и ошибок Фальконе и Хайлов пытались создать оптимальный состав и способ исполнения. Работа продолжалась более трех лет и в 1788 году была завершена.

Гром-камень

Постамент «Медного всадника» заслуживает того, чтобы рассказать о нем отдельно. Фальконе непременно хотелось, чтобы он был сделан из цельного куска камня. Высота постамента – более одиннадцати метров, и обнаружить подобную глыбу в окрестностях Петербурга было совсем непросто.

Обращение к жителям с предложением помочь в поиске камня было даже напечатано в газете «Санкт-Петербургские новости». И это сработало. Семен Вишняков, крестьянин, увидел огромную глыбу в районе деревни Лахта и рассказал об этом. Камень был столь велик, что получил название Гром-камень. Весил он тысячу шестьсот тонн. Доставка будущего постамента в Петербург оказалась непростым делом. Его везли до Финского залива на платформе, потом транспортировали по заливу и Неве до центра города. Были задействованы тысячи работников. Первую часть операции – сухопутную – проводили зимой, пока земля была твердой, на берегу глыба пролежала до осени, и в сентябре, на судне, построенном специально для этой цели, транспортировали в Петербург. Автором эскиза, по которому камню была придана форма, которую мы видим и по сей день, был Юрий Фельтен. Интересно, что после обработки размеры камня намного уменьшились, хотя и сегодня он впечатляет своим масштабом. А на том месте, где лежал Гром-камень, до сегодняшнего дня есть водоем, который образовался, когда после извлечения глыбы в углубление набралась вода.

Установка и открытие

Стоит отметить, что роль Фальконе в создании «Медного всадника» на этом была завершена. Из-за разногласий с императрицей он покинул нашу страну. Поэтому руководство по установке памятника взял на себя Федор Гордеев.

«Медного всадника» открыли 7 августа 1782 года. В честь этого события в Петербурге состоялся парад. Памятник был открыт по знаку Екатерины.


Описание

Памятник получился очень впечатляющим. В нем очень явно видны мощь величие российского императора, его воля, воля и слава всего Российского государства. Петр сидит на вздыбленной лошади. На нем обычная одежда, а в качестве седла он использует шкуру. Однако основатель Петербурга в лавровом венке – он победитель, а на поясе у него меч – он воин, и он всегда готов к защите своей страны. А защищать есть от чего – раздавленная копытами императорского скакуна змея олицетворяет трудности и опасности, которых враги не жалеют для России. Не случаен и выбор постамента. Глядя на императора, усмиряющего коня на самой вершине, становится понятно, скольких усилий стоило ему преодоление огромного количества трудностей на пути развития России. На постаменте с каждой стороны надписи. С одной стороны на русском: «ПЕТРУ перьвому ЕКАТЕРИНА вторая лѣта 1782», с другой – то же самое, только на латыни.

Скульптура императора составляет 5,35 метра, высота постамента - 5,1 метра, длина постамента - 8,5 метра. Весит памятник более восьми тонн. Свое название памятник получил не сразу, да и назван он не совсем логично: почему медный, если он из бронзы. А вот за это надо благодарить Александра Сергеевича Пушкина, создавшего поэму «Медный всадник». Она и дала название монументу

Легендарный и таинственный

Почему-то «Медный всадник» практически с момента создания считался мистическим, и был окружен легендами. Вот несколько наиболее популярных.

1. Однажды император захотел на своем коне перепрыгнуть Неву. Он сказал «Бог и я» и перенесся на другую сторону реки. С теми же словами он прыгнул второй раз, и снова успешно. А в третий раз воскликнул «Я и Бог» и тут же превратился в памятник, который так и стоит на берегу Невы. По другой версии, Петр остался жив, но упал в ледяные воды Невы, откуда его вытащил рыбак. С тех пор император научился правильно расставлять приоритеты.

2. Есть версия, что змея, олицетворяющая зло, на самом деле спасла Петра. Во время тяжелой болезни ему показалось, что на Петербург наступают враги. Он оседлал коня и собирался броситься в бой, но тут выползла змея и обвила ноги лошади. Тем самым не дала Петру I погибнуть. В честь этого якобы и памятник.

3. Еще говорят, что «Медный всадник» - своеобразный оберег города. Как будто бы Петр сказал: «Пока я на месте, мой город в безопасности». Суеверия суевериями, но с тех пор памятник ни разу не покидал своего места. Даже во время Великой Отечественной, когда город нещадно бомбили и обстреливали, «Медный всадник» оставался на месте. Его маскировали досками, обкладывали мешками с песком, но не убирали. И действительно, ни разу врагам не удалось овладеть Петербургом.

4. А это уже не легенда, интересная особенность. Петр показывает рукой в сторону Швеции. А в Стокгольме есть памятник их императору Карлу XII, с которым Петр воевал во время Северной войны. Так вот, Карл рукой указывает на Петербург.

«Медного всадника» дважды реставрировали – в 1909 и 1976 годах. Кроме того, его регулярно исследуют с использованием рентгеновских лучей. Результаты последнего исследования говорят, что памятник в хорошем состоянии и ему ничего не угрожает. После последней реставрации внутрь монумента была вложена записка в капсуле и газета от 3 сентября 1976 года.

Расположение

Место, на котором расположен памятник, было выбрано не случайно. Сенатская площадь после открытия памятника стала называться Петровской, позднее – площадь Декабристов. В 2008 она вновь вернула себе название Сенатской.

Памятник Петру I составляет неотъемлемую часть ансамбля центра города. На Сенатской площади настаивала сама императрица. правда, она хотела поставить памятник в центре площади, но Фальконе «передвинул» его ближе к Неве. Кстати, изначально Екатерина выбрала это место для установки памятника себе. Но когда встал вопрос, чей же памятник установить на площади, сделала выбор в пользу основателя Петербурга. «Медный всадник» очень гармонично вписывается в городской ансамбль. Вокруг него расположены многие важнейшие достопримечательности Санкт-Петербурга: Адмиралтейство, Сенат, Исакиевский собор и другие.

Источники:

  • СПбгид.рф//Памятник Метру Первому в Петербурге
  • Риа новости//Памятник Петру I скульптора Этьена Фальконе «Медный всадник»
  • s-pb.in//Памятник «Медный всадник - памятник Петру Первому
  • Чудесные места//Памятник Петру Первому «Медный всадник»
  • FB.ru//Медный всадник: описание памятника Петру Первому

Совет 3: Медный всадник: описание памятника Петру Первому

Санкт-Петербург помнит и чтит имя своего основателя. Горожане установили десятки изображений Петра I, но, несомненно, наиболее популярным является Медный всадник – монумент на Сенатской площади. Его считают визитной карточкой Северной столицы.

Название

Александр Пушкин родился через семнадцать лет после установки монумента. Именно этому русскому поэту в произведении с одноименным названием удалось точно передать мощь и энергетику Медного всадника и всей композиции: «Какая дума на челе! Какая сила в нем сокрыта» и «О мощный властелин судьбы». Такими словами выражает поэт восхищение российским императором. Памятник, получивший свое название благодаря пушкинскому творению, на самом деле выполнен не из меди, а из бронзы.


История создания

Инициатором установки памятника стала императрица Екатерина II, так она хотела отметить личное восхищение делам великого реформатора. Монумент было решено установить в городе, основанном им в 1703 году.

Первую статую создал Франческо Растрелли, но вариант монумента не одобрила царицы и на долгие годы его упрятали в петербургские амбары. Следующим за дело взялся скульптор Этьен Фальконе, Екатерина пригласила мастера по рекомендации философа Дидро. В 1766 году подписали контракт, и работа началась. Место для работы французу определили в Зимнем дворце царицы Елизаветы, жилье – в старой конюшне. Архитектурную часть памятника выполнял Юрий Фельтен, которого назначили взамен уволенного капитана де Ласкари.

В течение трех лет Фальконе с помощниками создавал модель памятника из гипса. Одобренную скульптуру в скором времени должны были отлить из металла. Это не сумел сделать прибывший из Франции мастер Эрсман, и руководство процессом Фальконе взял на себя. Дело предстояло не из легких, напряженность ситуации нарастала.

Первая отливка памятника произошла в 1775-м. Существует легенда, что во время отливки неожиданно лопнула труба с раскаленной бронзой. Благодаря усилиям Евгения Хайлова удалось спасти нижнюю половину монумента. Мастер всю жизнь изготавливал пушки и знал толк в работе с металлом. Спустя два года отлили верхнюю часть памятника.

Но это произошло без Фальконе, так как вскоре он покинул Россию. Уезжая из страны, француз захватил с собой все расчеты, рисунки и чертежи. Начатое дело завершил Фельтен. Торжество, связанное с открытием монумента, было назначено на 7 августа 1782 года, оно стало итогом двенадцатилетнего кропотливого труда. Во время презентации среди собравшихся отсутствовал только Этьен Фальконе. Быстрый отъезд скульптора стал финалом противостояния художника с дворцовой знатью. Образ, созданный французом по историческим материалам о жизни Петра I, не соответствовал представлениям Екатерины. Она видела в нем, прежде всего, великого полководца, французский скульптор ставил во главу угла его достижения в области сближения с Европой и выхода к морю. Возможно, если бы скульптор отказался тогда от собственного мнения, сегодня памятник выглядел по-другому и носил иное название.


«Гром-камень»

Памятник получился довольно внушительных размеров. Для того чтобы обеспечить целостность композиции, было принято решение установить его на постамент. Подобранная каменная глыба, по мнению автора, должна была имитировать поднимающуюся волну.

Когда-то глыбу разбила молния, так появилось ее название «Гром-камень». Путь от деревни Конная Лахта, где ее обнаружили, до места установки составил почти восемь километров. Сначала камень в зимнее время передвигали по суше, после этого загрузили на судно и из Финского залива везли в Санкт-Петербург. Свой первозданный вид глыба потеряла после обработки и установки.


Описание монумента

Проект Фальконе - не единственный конный памятник императору. «Монумент мой будет прост», - так писал автор. Царя изобразили на лошади в динамике. Для Фальконе Петр Первый – это законодатель и созидатель. Всадник одет в легкую одежду: длинную рубаху и плащ, развевающийся на ветру. Такая простая одежда присуща всем нациям – «героическое одеяние».

Император восседает на коне, который встал на дыбы и взбирается на камень. Государь простирает руку в сторону текущей поблизости Невы. Примечательно, что создатель изобразил Петра не в седле, а на медвежьей шкуре как символ причастности к русской нации, представителем которой является государь. Царь уверен в себе и спокоен. В борьбе со стихией и предрассудками он видит смысл жизни. Камень символизирует первозданность природы. Скульптура - символ превосходства цивилизации над дикой природой.

Кроме солидных размеров памятника проблемой стало соблюдение весового баланса. Скульптура имела три опорных точки - это должно было сохранять устойчивость. Тогда к композиции добавили змею, которая символизировала зло, невежество и вражду. Она располагалась в ногах коня, который топтал ее, и давала скульптурной композиции дополнительную опору. Голова Петра были создана Марией-Анной Колло, ученицей Фальконе. Изготовлению лица помогла посмертная маска, несмотря на это работа заняла довольно длительный период времени, ее итоги долгое время не устраивали Екатерину. Спустя годы за вклад в увековечивание памяти Петра Колло получила пожизненную ренту. Змею сотворил отечественный мастер Федор Гордеев. Лишь одна деталь – венок на голове императора и меч, висящий на поясе, создавали образ победителя. На одной из складок плаща скульптор Фальконе указал собственное имя - оставил информацию об авторстве.

Екатерина распорядилась, чтобы на основании из гранита появилась надпись "Екатерина II Петру I". Рядом присутствует дата 1872 год. С обратной стороны эта же надпись дублируется на латыни. Вес металлической скульптуры без постамента составляет около девяти тонн, ее высота – более пяти метров. После двух столетий существования, в монументе обнаружились трещины. Серьезные реставрационные мероприятия, проведенные в 1976 году, продлили ему жизнь.


В культуре и литературе

Медный всадник принято считать символом города на Неве и достопримечательностью. Каждый гость города посещает Сенатскую площадь и находит в изображении императора что-то свое, особенное, неповторимое. Трудно подобрать эпитеты, чтобы описать величие композиции, но с пустым сердцем отсюда не уйдет никто. Удачное сочетание металла и камня очень точно отразили истинный царский характер.

Особенное впечатление произвел памятник на Александра Пушкина. Он вдохновил его создать поэму «Медный всадник». Поэт отмечал яркость и целостность императорского образа. Нынешние школьники пишут по этому произведению сочинения и в каждом эссе отмечена роль литератора, давшего название памятнику. Рассказ об истории монумента без этого был бы неполным. Главный герой поэмы во время наводнения лишился своей возлюбленной Параши. В отчаянии он бродит по городу. Когда на его пути встречается памятник Петру, Евгений понимает, что вина императора в неправильно выбранном месте для строительства города и с гневом обращается к «кумиру на бронзовом коне». В этот момент император срывается с места и гонится за обидчиком. Автор не объясняет степень реальности происходящего: это большое воображение героя или действительность. Есть мнение, что основой изложения сюжета стала ситуация 1812 года, когда опасаясь наступления Наполеона, Александр I решил, что столицу должны покинуть все ценности, в том числе и Медный всадник.

Майору Батурину, ответственному за эвакуацию, снился один и тот же сон, как царь спускается с постамента и мчится верхом по улицам города. Он будто предупреждал, что опасаться нечего. Эвакуацию отменили, и Петр не сдвинулся со своего места.

С самого начала о петербургском всаднике складывали легенды и анекдоты. Так однажды, фигуру Петра Алексеевича заметил Павел I, когда вечером прогуливался по улицам города. Призрак сказал: «Ты скоро увидишь меня здесь». Уже через месяц установили известную композицию.

Памятник фигурирует в романе Федора Достоевского «Подросток»: «бронзовый всадник на жарко дышащем, загнанном коне». Присутствует он в произведении Андрея Белого «Петербург» и в «Розе Мира» Даниила Андреева.

Место для установки монумента было выбрано Екатериной довольно удачно. Фигура расположилась около Невы и развернута к ней, ведь выход к морским границам был одной из главных задач Петра. Его взгляд направлен вдаль, он мечтает о новых свершениях. Памятник на Сенатской площади великому императору Петру Алексеевичу – дань памяти и уважения его вкладу в развитие Российского государства. Чтобы полюбоваться красотой монумента и почувствовать энергетику памятника, стоит посетить Санкт-Петербург и увидеть его собственными глазами.

Дань историческому прошлому во многом осуществляется через такие архитектурные объекты культурного назначения, как памятники. В нашей стране имеется достаточное количество таких сооружений, которые на слуху у всех жителей нашей страны. К таким историческим монументам относится и памятник «Медный всадник», информация о котором будет познавательной для любого человека.

Удивительно, что такой важный исторический монумент как «Медный всадник» вызывает массу вопросов у пользователей Сети, связанных с тем, кто изображен на нем, где этот памятник находится, а также когда и кем он был воздвигнут. Важно отметить, что «Медный всадник» является важной достопримечательностью не только Северной столицы, но и всей страны. На нем запечатлен Петр Первый с венком на голове и верхом на коне, олицетворяя собой стремительное развитие России. Под предводительством великого русского царя-полководца, являвшегося еще и настоящим законодателем, наша страна стала не просто европейской державой, но и настоящей империей, чьи границы и власть стремительно расширялись на территории двух частей света.

Уникальность памятника заключается еще и в том, что он воздвигнут на трех опорах. Исторический монумент является архитектурным наследием конца 18 века, о чем свидетельствует надпись: «Петру Первому От Екатерины Второй лета 1782 года». Именно Екатерина Великая таким образом запечатлела на веки для потомства личность великого реформатора и основателя города на Неве. Высота памятника «Медный всадник» составляет пять метров, а вес – восемь тонн.

История памятника «Медный всадник»

По распоряжению императрицы Александр Михайлович Голицын начал вести переговоры с Дидро и Вольтером по поводу реализации столь масштабного для России того времени архитектурного проекта, связанного со строительством памятника «Медный всадник». Уважаемые люди своего времени, которым безусловно доверяла и сама Екатерина Вторая, порекомендовали Этьена-Мориса Фальконе. Этот скульптор мечтал создать что-то похожее и величественное, что смогло бы прославить в веках его имя. Поэтому предложение было воспринято им с большим воодушевлением.

В Россию Фальконе прибыл с семнадцатилетней помощницей по проектированию Мари-Анн Колло. Интересно, что мастер согласился на довольно скромную оплату своих услуг, которая составила всего двести тысяч ливров. А позже помощником к французскому скульптору был назначен опытный архитектор Фельтен. Сразу же был остро поставлен вопрос и об основании памятника, которым по замыслу должен был стать огромный камень. Этот вопрос решили путем опубликования в газете «Санкт-Петербургские ведомости» тематического объявления.

Подходящую глыбу под исторический памятник предоставил Григорий Вишняков, который долгое время сам пытался использовать ее для собственных нужд. Но после безуспешных попыток, связанных с отсутствием необходимого инструмента для обработки, и, конечно же, из-за патриотических побуждений отдал его профессиональным архитекторам.

К слову сказать, камень весил две с половиной тысячи тонн, а потому его доставка производилась в зимнюю пору, когда замерзшая почва смогла бы выдержать столь большую нагрузку. Операция по доставке камня была завершена 27 марта 1770 года. Кстати, перевозка такого объемного и тяжелого объекта и на сегодняшний день является абсолютным рекордом человечества.

Подготовка и установка памятника

Уже в 1769 году публике был представлен гипсовый вариант памятника Петру Великому. Теперь необходимо было произвести отливку из металла. Так как Фальконе еще не сталкивался с такой работой, то для производства этого этапа изготовления монумента был привлечен скульптор Эрсман, который впоследствии не оправдал возложенных на него надежд. И Фальконе самостоятельно принялся за освоение нового для себя ремесла. Первая отливка была произведена в 1775 году, а потом последовали отливки в период 1776-1777 годов. Екатерина Вторая сама очень внимательно следила за работами.

Только вторая отливка увенчалась успехом. Тогда Фальконе во внутренней части плаща «Медного всадника» сделал историческую надпись: «Лепил и отливал Этьен Фальконе, парижанин».

Так как к моменту установки памятника на одиннадцатиметровой высоты «гром-камень», служивший ему постаментом, отношения Фальконе и Екатерины Второй окончательно испортились, и французский мастер был вынужден вернуться в Париж, то окончил архитектурные работы Федор Гордеев. Открытие монумента состоялось без своего настоящего творца и в присутствии императрицы 7 августа 1782 года.

Известные люди о памятнике

Интересно, что в 1812 году, когда русская армия во главе с Кутузовым воевала с французами, Александр Первый, опасаясь вторжения врага в столицу, распорядился эвакуировать культурное наследие страны, включая и памятник «Медный всадник», стоящий на Сенатской площади. Легенда гласит, что некий майор Батурин, добившийся личной аудиенции с князем Голицыным, поведал тому свой сон, который в течение нескольких дней подряд ему снился. В нем привиделось то, что майор находился на Сенатской площади, и к нему повернул голову монумент Петра Первого и строго напутствовал о том, чтобы его ни при каких обстоятельствах не перевозили из города. Он пояснил, что будет охранять Петербург от врага, и тогда он его не тронет. Видение было тут же пересказано императору, и тот хоть и удивился изрядно, но отменил распоряжение об эвакуации «Медного всадника».

Известна и история, случившаяся с Павлом Первым, когда он, еще не будучи императором, гулял по вечернему Петербургу. Фигура Петра Первого в плаще и шляпе сказала тогда: «Павел, я тот, кто принимает в тебе участие!». Примечательно было то, что, уходя с Сенатской площади, где произошло удивительное свидание двух венценосных людей империи, эпический император пообещал, что тот еще вновь увидит его здесь.

Совершенно очевидно, что историческое наследие в виде памятника «Медный всадник» имело множественные отклики в художественных произведениях самых различных жанров и авторов. Так, Ф.М. Достоевский в романе «Подросток», мистик Андреев в «Розе мира», А.С. Пушкин в легендарном одноименном произведении, а также многие художники в разное время находили вдохновение в этом историческом монументе.

Совершенно неожиданное отражение нашел памятник «Медный всадник» в государственных монетах советского периода. В период правления М.С. Горбачёва в 1988 году Банк СССР неожиданно выразил готовность приобщиться к историческому наследию нашей страны в виде изображения Петра Первого на монетах пятирублевого номинала. Эти эксклюзивные монеты были выпущены тиражом в 2,3 миллиона экземпляров, а их вес составлял двадцать граммов. Этот случай стал уникальным для страны и «Медного всадника», так как больше отечественная история не знает примеров чеканки монет с изображением этого исторического монумента.

Народная молва бережно хранит интересные мифы и легенды, связанные с этим памятником.

Есть сказание о том, что Петр Первый часто перескакивал через Неву, сказав трижды «Все божье и мое». А когда его обуяла гордыня, и он молвил «Все мое и божье», то вмиг окаменел в виде «Медного всадника» на Сенатской площади.

Другой миф. Лежа в постели, император вдруг понял, что шведы прут на Петербург. Он, недолго думая, вскочил на коня и помчался им навстречу. Однако когда он скакал через Сенатскую площадь, ему по дороге встретилась змея, из-за которой он и замер в виде «Медного всадника». Кстати, считается, что змея спасла ему жизнь в данном случае.

Следующая легенда гласит, что только покровительство Петра Первого смогло защитить город на Неве в военную кампанию 1812-1814 годов.