Морской пейзаж в сент мари ван гог. О Винсенте Ван Гоге и его картине «Море в Сент-Мари

Какая странная судьба: 12 изобретателей, погибших из-за своих изобретений
«Теории и практики» нашли 12 поучительных историй об изобретателях, которые приняли смерть от своих же изобретений.

*Ван Ху*(даты жизни неизвестны)
Неизвестно, насколько достоверна история о древнекитайском изобретателе Ван Ху, но не упомянуть ее в этом списке нельзя. По легенде, китайский чиновник, живший в период правления династии Минь, был первым астронавтом: для полета в космос он сконструировал специальное устройство, состоявшее из бамбукового кресла и 47 ракет. В великолепном одеянии Ван Ху величественно уселся на это кресло, и 47 слуг одновременно подожгли все ракеты. Произошел сильнейший взрыв, а когда дым рассеялся, Ван Ху (в переводе с китайского его имя означает «Бешеный Лис») и след простыл. Кто знает, возможно, он долетел до луны. По крайней мере, один из ее кратеров сегодня носит его имя: Wan-Hoo.

*Медник Перилл*(VI век до н.э.)
Из всех перечисленных в этом списке изобретателей, пожалуй, только Перилл по-настоящему заслужил той смерти, которая его постигла. Перилл был медником, который изобрел для сицилийского тирана Фалариса, что правил в городе Агригент около 579 года до Р.Х., орудие жестоких пыток - медного быка (также известен как Сицилийский бык или Бык Фаларида). Внутрь этого быка помещали преступника и жарили его...... полностью на http://vk.com/public36519690?z=photo-36519690_297798060%2Falbum-36519690_00%2Frev
(Источник http://vk.com/public36519690 -При поддержке http://luxtec.ru/)

Ван Сяо. В 2010 году на харизматичную китаянку обратил внимание один из лучших fashion-фотографов Стивен Майзел. Сотрудничество с ним принесло Сяо большую известность и возможность поработать с брендом Calvin Klein (реклама аромата Ck One) и модными изданиями i-D, V Magazine и L’Officiel, а также с китайским Vogue. А для Нью-Йоркской Недели Моды Ван Сяо стала настоящим открытием!

Музей Родена во Франции
Музей Родена (фр. Musée Rodin) - музей искусств во Франции, представляющий собой крупнейшее собрание работ французского скульптора Огюста Родена. Открыт в 1919 году.
Музей находится на рю де Варенн в 7 округе Парижа, во дворце Биронов (hôtel particulier), построенном в 1727- 1732 годахархитектором Жаком-Анж Габриелем для финансиста Абрахама Пейрен де Мора. С 1904 года в здании проживали различные художники, в том числе и О. Роден (в 1908- 1917 годах). Благодаря его влиянию дворец был сохранён от сноса, и в 1916 годубыло принято решение собирать здесь работы Родена, а также связанные с его жизнью и творчеством документы. В музее собраны более 6600 скульптур, 8000 фотографий и 7000 других произведений искусства.
Кроме многочисленных работ самого Родена (в том числе его « Мыслителя»), в музее также хранятся скульптурные произведения возлюбленной Родена - Камиллы Клодель, а также его личное собрание живописи - в том числе работы кисти Винсента ван Гога.

В огромном городе моем -- ночь.
Из дома сонного иду -- прочь.
И люди думают: жена, дочь, --
А я запомнила одно: ночь.

Июльский ветер мне метет -- путь,
И где-то музыка в окне -- чуть.
Ах, нынче ветру до зари -- дуть
Сквозь стенки тонкие груди -- в грудь.

Есть черный тополь, и в окне -- свет,
И звон на башне, и в руке -- цвет,
И шаг вот этот -- никому -- вслед,
И тень вот эта, а меня -- нет.

Огни -- как нити золотых бус,
Ночного листика во рту -- вкус.
Освободите от дневных уз,
Друзья, поймите, что я вам -- снюсь.

0 0 0

Винсент Ван Гог. Море в Сент-Мари. 1888. Холст, масло. 44х53. Москва, ГМИИ им. А.С.Пушкина

Многие произведения станковой живописи являют нам не только собственный образ, но так или иначе отражают образ своего создателя. В автопортрете непосредственно виден его внешний облик, то раскрывающий, то заслоняющий собою внутренний мир, но всегда намеренно представленный зрителю. Однако чаще художник проявляется в произведениях не столь явно. Его может обнаружить выбор сюжетов, характеристика персонажей, какой-то инойракурс авторской точки зрения. В ряду этих зримых, но неявных присутствий особенно заметно личность художника может выразить его обостренная чувствительность кформе.

Это редкое качество подчас ошибочно смешивают с так называемым «авторским почерком», которым обладают многие мастера и который, как правило, отражает лишь сложившуюся художественную манеру автора. Однако, сверхчувствительность к форме, и прежде всего, когда это качество начинает доминировать в художнике, превращает его неповторимо-индивидуальную выразительность в одно из основных содержаний картины. И это уже не почерк, не привычная авторская позиция или поза. Это какое-то предельное погружение в форму, в язык искусства и выражение своего восприятия жизни в этом, по сути, экстремальном состоянии.

Наверное, самым поразительным примером такого самовоплощения в живописи стало творчество Винсента Ван Гога. Известно, как полно и глубоко свидетельствуют о жизни этого художника его знаменитые письма. Но даже если бы они не дошли до нас, всеобъемлющий портрет Ван Гога остался бы запечатленным в его картинах. Всматриваясь в них сегодня и представляя себе тот путь формального экспериментаторства, на который изобразительное искусство устремилось в самом начале 20 века, можно ясно увидеть, насколько живопись Ван Гога оставалась в рамках натурной традиции. И дело даже не в том, что основным мотивом его картин была жизнь природы и человека. Главное, что каждая из них переполнена непосредственными впечатлениями от натуры.

Два подсолнуха. 1887. Музей Метрополитан, Нью-Йорк

Но, в отличие от импрессионистов, его восприятие явно не было настроено на объективно-описательный лад. С самых ранних работ Ван Гог драматизирует натуру, наделяет ее какой-то внутренней сюжетностью, характерностью. Можно сказать, что зримая реальность одушевляется в мировосприятии Ван Гога. И в его живописи это находит не внешнее символическое выражение, а прежде всего изменяет структуру изобразительной формы, именно ее наполняя метафоричностью. Метафоры здесь рождаются в усилении цветовых контрастов, нагнетаются форсированной пластикой и арабесками линий, становятся почти осязаемыми в необычайно динамичной разработке фактуры.

Терраса кафе на площади Форум в Арле ночью. 1888. Музей Крёллер-Мюллер, Оттерло

При этом Ван Гог не «размышляет с кистью в руке» подобно Сезанну, который длительно, шаг за шагом исследовал пути гармонии в композиции. Ван Гог стремительно атакует натуру на полном накале поэтического вдохновения и выражает ее «в соответствии со своим собственным характером и темпераментом». Так возникает на его холстах сплав натуры природной и натуры самого Ван Гога. Сплав, рожденный необузданностью романтического мироощущения и предельным обострением его художественных способностей - чувствительности к форме и воли к ее организации.

Последнее качество в наибольшей степени отражает интеллект живописца. Удивительно, но Ван Гога в этом аспекте обычно не рассматривают, хотя и отдают дань широте его взглядов и интересов в общечеловеческом плане. Наверное, это объясняется тем, что традиционно всякого художника воспринимают и осознают по «основному» содержанию его произведений. Если он создает образы, уже на первый взгляд отстраненные, аналитические, как тот же Сезанн, - его определяют в художники-интеллектуалы, зачастую проходя мимо напряженной эмоциональности, которая остается в глубине его живописи. С Ван Гогом происходит ровно наоборот. Здесь зрителя захватывает авторская страстность, и потому он уже не обращает внимания на то, как Ван Гогу удается добиться чисто живописной гармонии, композиционно уравновесить всю эту безудержную динамику форм, сохранить декоративную целостность картины. Но все это, конечно, реализуется не само собой и не за счет какой-то всеобъемлющей интуиции. Собирает произведение разум мастера. И чем более выразительны малейшие оттенки его изобразительного языка, тем больше интеллектуальных усилий требует их организация. Осознать это можно, лишь погружаясь вслед за создателем произведения в глубины формотворчества. Только тогда проявляются и подлинный масштаб его личности, и вся полнота художественного образа.

Но каждое такое погружение становится испытанием для нашего восприятия. По-существу, здесь нет установленных правил и четких ориентиров. Можно опираться лишь на собственный зрительный опыт, который никогда не бывает достаточным при встрече с серьезным произведением и всегда готов превратиться в инерцию старых впечатлений.

Порой картина просто захватывает нас своим настроением, как вангоговское «Море в Сент-Мари». Однако восприятие рано или поздно пресыщается подобным состоянием безотчетного наслаждения и начинает «проскальзывать» по поверхности образа. Движение вглубь требует отстраненности от этих первых впечатлений. Мы еще вернемся к ним, но пока лучше немного отступить и взглянуть на картину более широким взглядом.


Берег Шевенингена в шторм. 1882. Музей Ван Гога, Амстердам

К примеру, можно обнаружить, что среди многочисленных пейзажей Ван Гога крайне редко встречаются морские виды. Первые из них относятся к совсем раннему этапу его творческого развития, а в период расцвета он лишь однажды обратился к этой теме, в июне 1888 года, спустя несколько месяцев после переезда из Парижа в Арль. Это были, наверное, самые многообещающие и счастливые месяцы в драматической жизни Ван Гога. Свершилось то, к чему он стремился все последние годы: в Париже он окончательно сформировался как художник и попал в среду настоящего, хотя пока и далекого от признания искусства. Материальная поддержка брата дает ему теперь возможность переехать сюда, на юг Франции и писать ослепительную природу Прованса. Как-то раз Ван Гог выбирается в рыбацкую деревушку Сент-Мари-де-ла-Мер, чтобы увидеть Средиземное море и пишет здесь несколько пейзажей, в том числе и рассматриваемый сейчас нами.

С первого взгляда на «Море в Сент-Мари» может показаться, что морская стихия - это идеальная тема для живописи Ван Гога с ее бурной выразительностью и романтическим одушевлением натуры. И тем интереснее становится тот факт, что морской мотив остался лишь кратким эпизодом в его пейзажном творчестве. Объясним ли он только стечением жизненных обстоятельств, или за ним открывается нечто, уточняющее художественную позицию Ван Гога? Последний вопрос особенно важен, хотя и требует некоторого возврата в русло общих рассуждений.

Как уже отмечалось, несмотря на всю вольность его изобразительного языка, это был язык предметной живописи, который не только отражал или преображал натуру, но и во многом развивался из ее форм. Как истинный голландец, Ван Гог видит и мыслит предметно, а потому он не склонен ни к существенному абстрагированию от натуры, ни тем более к полному отрыву от нее. И именно в этом отношении «Море в Сент-Мари» отличается особенным для него сочетанием зрительной иллюзии и декоративной зрелищности: краски то пропадают «в белой рьяности волн», то проявляются в какой-то роскошной вещественной хаотичности. Вблизи, на переднем плане (который охватывает больше половины холста) море, как будто, само затягивает взгляд в пучину беспредметного, и из нее выступает отвлеченное, почти абстрактное красочное месиво. В этом ощущаются какие-то необычные для Ван Гога безмятежность и эстетство.

Контрастом для подобных декоративных «вольностей», их художественной компенсацией в этом пейзаже становится усиление внешней романтизации образа. Гибкие, упругие линии ближайших лодок, их заостренные, словно акульи плавники режущие пространство паруса - вся эта небольшая, но очень собранная, жесткая форма создает противостояние грандиозной и аморфной массе моря. И в образе этого смелого противостояния человеческого дела бессознательному движению стихии присутствует столь явный романтический пафос, что на память приходят сюжеты так восхищавшего Ван Гога Делакруа.

Конечно, рассмотренным сопоставлением данный пейзаж далеко не исчерпывается. В нем есть и совсем иная по характеру череда парусников, растянувшаяся по всей линии горизонта. Она написана легкими, почти бесплотными касаниями кисти по неподвижной синеве морских далей. Этот план утончен и мечтателен, но такое состояние достигается уже не с помощью внутренних или внешних живописных метафор, а средствами прямого предметного повествования.

Так или несколько иначе может быть увиден этот морской пейзаж. Он не просто сюжетно исключителен для творчества Ван Гога. Он очень интересен своим художественным разнообразием, что, несомненно, говорит о его экспериментальном характере. Своеобразие натуры, состояние душевного подъема и свободы не могли не отразиться на холсте. «Море в Сент-Мари» стало одной из самых внутренне безмятежных и романтически-мечтательных картин художника и, кроме всего, очень близко подвело его к границам беспредметной живописи. Но ни тот, ни другой путь не соответствовали магистральным направлениям развития его искусства. По-видимому, и морской мотив как таковой не вызвал продолжительного интереса у Ван Гога, который в ином случае мог бы им воспользоваться по памяти (как он это делал не раз). Можно предполагать, что безбрежная масса воды показалась ему слишком податливым, неопределенным материалом. Что для его динамичной разработки формы нужна была более устойчивая, архитектоничная среда. Или, быть может, он увидел предметно-повествовательную ограниченность морского пейзажа… И каждое из этих предположений даст нашему взгляду какую-то новую, дополнительную точку зрения на творчество художника, а поиски ответов расширят восприятие формы и образа его картины, все далее углубляя нас в познание живописи.

Максим Тавьев, 2004

|

Comments {15}

(no subject)

from: dadaha
date: Aug. 11th, 2008 07:26 pm (UTC)

Да, я заметила это. У меня пока нет четкого мнения об этом, Максим. И Меламеду я то же самое говорила. Что до его идеи благодати, то я не могу позволить себе утверждать, где больше, где меньше божественного (безусловно гармоничного) в том или ином произведении. Боюсь, у меня вкус все еще недоразвит (увы, в мои-то лета!). А что касается "манеры", авторского стиля, то, я думаю, на нее влияет целая гамма разных факторов (в этом согласна с Вашим ответом ему), и еще огромную роль играет угол зрения на мир в целом. Взгляд на мир под каким-то особым углом, и в этот взгляд укладывается все: ощущение жизни, отношение к людям, к материи, к Богу. Чем богаче личность художника, чем она тоньше и чувствительнее - тем четче и оригинальнее (и при этом разнообразнее) будет этот его взгляд. Ван Гог тому хороший пример. Его письма к Тео пронизаны всеми теми чувствами, которые охватывают нас, когда мы смотрим на его картины: в них какой-то трепет, пульсация, порыв, при этом сумасшедшая любовь к миру, попытка проникнуть в него на уровне клетки, волокна материи... Попытка настроиться на одну волну с целым мирозданием, слиться с миром в каком-то родственном объятии. Вот так пафосно я вижу Ван Гога и обожаю, естественно:))))))


Море в Сент-Мари. 1888. ГМИИ им. А.С.Пушкина

Многие произведения станковой живописи являют нам не только собственный образ, но так или иначе отражают образ своего создателя. В автопортрете непосредственно виден его внешний облик, то раскрывающий, то заслоняющий собою внутренний мир, но всегда намеренно представленный зрителю. Однако чаще художник проявляется в произведениях не столь явно. Его может обнаружить выбор сюжетов, характеристика персонажей, какой-то инойракурс авторской точки зрения. В ряду этих зримых, но неявных присутствий особенно заметно личность художника может выразить его обостренная чувствительность кформе.


Это редкое качество подчас ошибочно смешивают с так называемым «авторским почерком», которым обладают многие мастера и который, как правило, отражает лишь сложившуюся художественную манеру автора. Однако, сверхчувствительность к форме, и прежде всего, когда это качество начинает доминировать в художнике, превращает его неповторимо-индивидуальную выразительность в одно из основных содержаний картины. И это уже не почерк, не привычная авторская позиция или поза. Это какое-то предельное погружение в форму, в язык искусства и выражение своего восприятия жизни в этом, по сути, экстремальном состоянии.
Наверное, самым поразительным примером такого самовоплощения в живописи стало творчество Винсента Ван Гога. Известно, как полно и глубоко свидетельствуют о жизни этого художника его знаменитые письма. Но даже если бы они не дошли до нас, всеобъемлющий портрет Ван Гога остался бы запечатленным в его картинах. Всматриваясь в них сегодня и представляя себе тот путь формального экспериментаторства, на который изобразительное искусство устремилось в самом начале 20 века, можно ясно увидеть, насколько живопись Ван Гога оставалась в рамках натурной традиции. И дело даже не в том, что основным мотивом его картин была жизнь природы и человека. Главное, что каждая из них переполнена непосредственными впечатлениями от натуры.


Два подсолнуха. 1887. Музей Метрополитан, Нью-Йорк

Но, в отличие от импрессионистов, его восприятие явно не было настроено на объективно-описательный лад. С самых ранних работ Ван Гог драматизирует натуру, наделяет ее какой-то внутренней сюжетностью, характерностью. Можно сказать, что зримая реальность одушевляется в мировосприятии Ван Гога. И в его живописи это находит не внешнее символическое выражение, а прежде всего изменяет структуру изобразительной формы, именно ее наполняя метафоричностью. Метафоры здесь рождаются в усилении цветовых контрастов, нагнетаются форсированной пластикой и арабесками линий, становятся почти осязаемыми в необычайно динамичной разработке фактуры.

С первого взгляда на «Море в Сент-Мари» может показаться, что морская стихия – это идеальная тема для живописи Ван Гога с ее бурной выразительностью и романтическим одушевлением натуры. И тем интереснее становится тот факт, что морской мотив остался лишь кратким эпизодом в его пейзажном творчестве. Объясним ли он только стечением жизненных обстоятельств, или за ним открывается нечто, уточняющее художественную позицию Ван Гога? Последний вопрос особенно важен, хотя и требует некоторого возврата в русло общих рассуждений. Как уже отмечалось, несмотря на всю вольность его изобразительного языка, это был язык предметной живописи, который не только отражал или преображал натуру, но и во многом развивался из ее форм. Как истинный голландец, Ван Гог видит и мыслит предметно, а потому он не склонен ни к существенному абстрагированию от натуры, ни тем более к полному отрыву от нее. И именно в этом отношении «Море в Сент-Мари» отличается особенным для него сочетанием зрительной иллюзии и декоративной зрелищности: краски то пропадают «в белой рьяности волн», то проявляются в какой-то роскошной вещественной хаотичности. Вблизи, на переднем плане (который охватывает больше половины холста) море, как будто, само затягивает взгляд в пучину беспредметного, и из нее выступает отвлеченное, почти абстрактное красочное месиво. В этом ощущаются какие-то необычные для Ван Гога безмятежность и эстетство.
Контрастом для подобных декоративных «вольностей», их художественной компенсацией в этом пейзаже становится усиление внешней романтизации образа. Гибкие, упругие линии ближайших лодок, их заостренные, словно акульи плавники режущие пространство паруса – вся эта небольшая, но очень собранная, жесткая форма создает противостояние грандиозной и аморфной массе моря. И в образе этого смелого противостояния человеческого дела бессознательному движению стихии присутствует столь явный романтический пафос, что на память приходят сюжеты так восхищавшего Ван Гога Делакруа.
Конечно, рассмотренным сопоставлением данный пейзаж далеко не исчерпывается. В нем есть и совсем иная по характеру череда парусников, растянувшаяся по всей линии горизонта. Она написана легкими, почти бесплотными касаниями кисти по неподвижной синеве морских далей. Этот план утончен и мечтателен, но такое состояние достигается уже не с помощью внутренних или внешних живописных метафор, а средствами прямого предметного повествования.


Так или несколько иначе может быть увиден этот морской пейзаж. Он не просто сюжетно исключителен для творчества Ван Гога. Он очень интересен своим художественным разнообразием, что, несомненно, говорит о его экспериментальном характере. Своеобразие натуры, состояние душевного подъема и свободы не могли не отразиться на холсте. «Море в Сент-Мари» стало одной из самых внутренне безмятежных и романтически-мечтательных картин художника и, кроме всего, очень близко подвело его к границам беспредметной живописи. Но ни тот, ни другой путь не соответствовали магистральным направлениям развития его искусства. По-видимому, и морской мотив как таковой не вызвал продолжительного интереса у Ван Гога, который в ином случае мог бы им воспользоваться по памяти (как он это делал не раз). Можно предполагать, что безбрежная масса воды показалась ему слишком податливым, неопределенным материалом. Что для его динамичной разработки формы нужна была более устойчивая, архитектоничная среда. Или, быть может, он увидел предметно-повествовательную ограниченность морского пейзажа… И каждое из этих предположений даст нашему взгляду какую-то новую, дополнительную точку зрения на творчество художника, а поиски ответов расширят восприятие формы и образа его картины, все далее углубляя нас в познание живописи.

Мир полон вещей, людей и событий. Каждое мгновение в этом мире что-то происходит. Земля вертится все быстрее, мир похож на огромный муравейник-человейник. Новые бренды, у старых брендов - новые модели, новые имена в шоу-бизнесе, кино, литературе, политике. Одни - на гребне, другие стремительно уходят в небытие и забвение.

Мы беремся систематизировать происходящее и составить краткое «руководство пользователя сегодняшнего мира».

Беремся не сами. Одному человеку, даже нескольким единомышленникам, такая задача не под силу. Невозможно знать все обо всем. Да это и не нужно. Мы на практике реализуем другую идею. Если есть какой-то предмет, человек или событие, то обязательно есть кто-то, кто больше всех об этом знает. Мы собрали в одной точке Интернет-пространства отзывы обо всем. Или почти обо всем.

Прочтите о том, что Вас интересует. Прочтите отзывы других. Оставьте свои отзывы. Помогите тем самым и себе, и другим. Добавьте свой взгляд на этот мир.

Потому, что мир полон вещей, людей и событий. Каждое мгновение в этом мире что-то происходит. Земля вертится все быстрее, мир похож на огромный муравейник-человейник. Остановим этот бег. Мы уже знаем почти все. А Вы?

Мы хотим помочь тем, кто желает иметь свое мнение. Чтобы принять решение, нужно выслушать других. Мы останавливаем мгновение и помогаем принять правильные решения. Мы помогаем узнать все обо всем, потому что сами знаем почти все.